Виды плана в русском языке – План текста — виды (простой, сложный тезисный)

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Виды плана. (Сокращение текста)

Слайд 1

Виды плана как один из способов информационной переработки текста. Русский язык. 10 класс

Слайд 2

План — основные компоненты содержания текста, представленные в чётких и кратких формулировках. Простой план включает название значительных частей текста. Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов.

Слайд 3

Планы бывают нескольких типов: 1. Вопросный 2. Назывной 3. Тезисный 4. План – опорная схема

Слайд 4

Вопросный план. Записывается в формате вопросов к тексту, каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не предложения с частицей ли, например: Как… Сколько… Когда… Почему… и т.д.

Слайд 5

Тезисный план. План из тезисов глагольного строя, например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.

Слайд 6

Назывной план. План из тезисов номинативного строя, например: Использование млекопитающими и птицами неслышимых звуковых сигналов.

Слайд 7

План – опорная схема. Состоит из опорных слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада.

Слайд 8

Работа с текстом. 1) Всего труднее заставить человека поверить в факт, факт его существования. 2) Не то чтобы он не чувствовал, что существует: он чувствует своё дыхание, своё тепло, иногда и чужое, он носит своё тело, в нём проходят мысли, он работает – вещь рождается у него под руками. Но на сколько вёрст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему. Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду. Этот человек, конечно, может сказать о будущем: вот ты не родился ещё, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду. 3) Я думаю, что три четверти людей, так или иначе образованных, до сих пор обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все, или по крайней мере многие, учили в школе, что Земля движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор как-то ничего не получилось.

Слайд 9

4) Знание – знанием, а сознание — сознанием: средний интеллигент ходит, честно говоря, с сознанием того, что Солнце всходит и заходит. Ему нечего делать с таким громоздким и совсем не очевидным фактом, что Земля движется… 5) Там, где кончается документ, там я начинаю. 6) Представление о том, что вся жизнь документирована, ни на чём не основано : бывают годы без документов. Кроме того, есть такие документы: регистрируется состояние здоровья жены и детей, а сам человек отсутствует. И потом сам человек – сколько он скрывает, как иногда похожи его письма на торопливые отписки! Человек не говорит главного, а затем, что он считает главным, есть ещё более главное. Ну и приходится заняться его делами и говорить за него, приходится обходиться самыми малыми документами. Важные вещи проявляются иногда в мимолетных , не очень внушительных формах. Даже большие движения – чем они сначала проявляются на поверхности? Там, на глубине, меняются отношения, а на поверхности – рябь или даже – всё как бывало… 7) Нужен пункт, лежащий вне, для того, чтобы проверять то, что пишешь. Это странное признание. Нужен умный завиток ковра или шкаф бычьей внешности, зашедший в комнату из другого измерения, попавший сюда из другого географического пласта. Он нужен как свидетель, как оценщик, как метроном. Он – неясное присутствие собеседника, читателя. Он крепкий, рыжий , не жалуется, молчит, посматривает на меня. У него есть свои качества, которые я уважаю. 8) И я не уважаю качеств знакомого, застрявшего в комнате, когда я работаю, по вежливости или навязчивости и старающегося не шуметь и не смотреть на меня. Пишут как любят – без свидетелей. (Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция : Избранные труды. М.: Аграф, 2002. с 208-218)

Слайд 10

Задания к тексту. 1. Выберите из предложенных заголовков максимально, на ваш взгляд, отражающий тему: «Секреты писательского ремесла»; «Как надо работать над книгой»; «Как мы пишем».

Слайд 11

2. Обоснуйте выбор заголовка.

Слайд 12

3. Поделите текст на смысловые части.

Слайд 13

4. Выпишите ключевые слова (словосочетания).

Слайд 14

5. Сформулируйте вопросы, которые можно было бы задать к каждой части текста (вопросный план).

Слайд 15

6. Составьте назывной план.

Слайд 16

7. Сократите текст, исключив информацию, которая является вспомогательной или оценочной.

Слайд 17

Ответы на вопросы. 4. Ключевые слова (словосочетания). Факт существования; интерес к прошлому, интерес к будущему. Солнце движется вокруг Земли; знание – знанием, а сознание – сознанием. Где кончается документ; человек отсутствует; заняться его делами и говорить за него? Проверять то, что пишешь; неясное присутствие собеседника; пишут как любят.

Слайд 18

5. Вопросный план. 1. Как человек осознаёт факт своего существования? 2. Почему знание иногда остаётся только знанием? 3. Когда возникает необходимость говорить за человека? 4. Как можно проверить то, о чём ты пишешь?

Слайд 19

6. Назывной план. Факт существования человека. Знание о движении Земли вокруг Солнца. Представление о жизни человека по документам. Неясное присутствие собеседника.

Слайд 20

Сокращённый текст

Слайд 21

Итог урока. Любой текст содержит главную и вспомогательную информацию, существуют способы информационной переработки текста, среди которых есть такие композиционные формы, как план. При «сжатии» текста важно сохранить содержательно-концептуальную информацию.

nsportal.ru

План текста.

План текста

  • Прочитай текст.
  • Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
  • Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
  • Таким образом, поработай над другими частями.
  • Запиши заголовки к каждой части (план).
  • Проверь себя:
  • прочитай план;
  • просмотри текст;
  • убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Виды плана

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • План – опорная схема
  • Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

  • Кого поймали в море?
  • О чем плакала пойманная черепаха?
  • Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слезы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например:

  • Черепаха
  • Слёзы.
  • Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например:

  • Кого поймали в море?
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

moy2gklass.ru

Какими бывают ПЛАНЫ — Карта слов и выражений русского языка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо!

Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное небольшой в отрывке:

Тот, в тулупчике, подошёл и после краткой беседы получил небольшой пакет.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Предложения со словом «планы»:

  • Приём — всего лишь привычное действие или план того, как справляться с определённой ситуацией.
  • Например, чтобы запомнить, куда вы сегодня припарковали машину, воспоминания о её парковке в другие дни уходит на задний план.
  • Но она уже разработала план.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

§ 4. Понятие плана, его типы, формы. Составление вопросного, назывного и тезисного плана — А.Н.Юрьев. Русский язык для программистов — Каталог файлов

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План – самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план). План в форме вопросительных предложений нацеливает на поиск основной информации, заключенной в тексте. Полные ответы на вопросы отражают основную информацию текста и соответствуют плану в форме тезисов. В плане в форме назывных предложений перечисляются основные проблемы, о которых идет речь в тексте. Эта форма плана используется в тех случаях, когда нужно подготовить выступление и наметить основные вопросы, которые необходимо осветить или дается заглавие в виде  короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. В простом плане его составные части нумеруются подряд. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие. В плане в форме тезисов каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста. Эта форма плана наиболее динамична и информативна. Планы в форме вопросительных предложений и тезисов используются тогда, когда надо составить план уже имеющегося текста.

Тезисы. Значение слова «тезис» словарь С.И.Ожегова раскрывает так: «Положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения».

В учебниках по логике тезис трактуется как компонент доказа­тельства в триаде: тезис – аргументация – логически правильная связь между тезисом и аргументами (демонстрация).

Однако в научном тексте выделяется некоторая совокупность взаимосвязанных положений, которые находятся в отношениях подчинения, иерархии. Иными словами, есть тезисы и подтезисы. Последовательные формулировки таких основных мыслей без их обоснования и составляют тезисный каркас научного произведения.

Тезисы могут служить «скелетом» будущего произведения или могут быть «вынуты» из свертываемого текста. Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются). Все зависит от задач, которые вы ставите перед собой при составлении тезиса.

Конспект. В вузовской практике широко используется конспектирова­ние лекций, статей, частей учебников и других публикаций. Од­нако весьма редко рациональному конспектированию обучают, поэтому студенты осваивают этот способ свертывания информа­ции методом проб и ошибок, то есть самым нерациональным пу­тем. Большинство же студентов «пишут диктант», то есть записы­вают лекцию слово в слово, таким же способом, часто без осмыс­ления, переписываются и материалы публикаций. Это отнимает массу времени, и, порой, такое механическое переписывание про­сто бессмысленно. Современные средства копирования позволяют полностью воспроизвести нужный материал. Но и этот материал, сократив, нужно осмыслить и уложить именно в вашей памяти, то есть его нужно переработать в удобопонимаемую для вас форму.

Поэтому с самых первых дней учебы в университете надо уяснить для себя общий смысл конспектирования, для чего нуж­ны разные конспекты, какие из разновидностей лучше использо­вать в разных ситуациях, как технически это делать. Но для нача­ла необходимо осознать, что такое конспект как особый жанр свертывания, что он может дать лично вам, а затем уже осваивать технологию конспектирования. Обратимся сначала к сущности понятия «конспект».

Итак, как же толкуют это понятие словари? Малый академи­ческий словарь русского языка, например, так семантизирует (на­полняет смыслом) это слово: «Конспект, -а, м. Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л. Конспект лекции. Конспект книги. От лат. Conspectus — обзор» (Словарь русского языка. Т. 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1983).Обратим внимание на то, что это краткая запись, а не полное воспроизведение. Далее в дефиниции сказано, что это изложение, то есть пересказ «своими словами», переложение, переформули­ровка содержания, хотя и близкая к оригиналу.

Выделяются следующие типы конспектов: Плановый конспект составляется по пунктам плана лек­ции или источника. Если такие вопросы в источнике не выделе­ны, их следует сформулировать самостоятельно. При этом каждо­му вопросу отводится небольшая часть конспекта, графически вы­деляемая каким-либо способом. Некоторые пункты плана для вас будут ясными без развертывания аргументации. Тогда в конспек­те остается лишь название вопроса.

При конспектировании таким способом статьи или главы учеб­ного пособия уже сама разбивка материала на вопросы закрепляет в сознании структуру исходного сообщения. Такой конспект лег­ко обозрим, является ясным и кратким. Его можно использовать при подготовке к семинару или выступлению на дискуссии. Од­нако со временем такой конспект теряет ценность, так как забы­ваются детали изложения источника.

Рекомендуется иногда использовать вопросно-ответный конспект, который ясно членит материал на составные части.

Текстуальный конспект создается из логически связанных ци­тат подлинника. Слово «текстуальный» здесь не означает, что создается полная копия. Это значит, что воспроизводятся самые важные места первоисточника. Выписки или дословное изложе­ние каких-то частей лекции могут быть связаны переходами, а также включать план и тезисы. Такой конспект позволяет судить об аргументации источника, его выводах и может служить для сравнительного анализа положений из разных документов.

Текстуальный конспект удобен для длительного пользова­ния, а также для включения проработанных материалов в курсо­вые, дипломные или другие творческие работы. Поэтому в нем необходимы библиографические ссылки на исходный текст, что­бы затем не пришлось снова обращаться к первоисточнику.

Свободный конспект представляет собой изложение мыслей ис­точника собственными словами и сочетает в себе все формы сокра­щенной записи (библиографическое описание, аннотация, план, тези­сы, выписки, реферат). Этот тип воспроизведения источника – своего рода высший пилотаж репродукции. Он позволяет глубоко освоить материал и в то же время сформировать к нему собственное мнение конспектирующего. Такое воспроизведение требует умения самостоя­тельно, кратко и точно формулировать иначе чужую мысль, делая ее своей. Как раз именно здесь надо пользоваться умением составлять и план, и тезисы, и делать попутный комментарий материала. Именно свободный конспект и является собственно конспектом.

Умение свободно конспектировать складывается не сразу. Но этому надо учиться, так как такое свертывание информации и является наи­более эффективным: содержание источника становится вашим знани­ем, «вписывается» в систему ваших представлений о предмете речи.

Творческий конспект. Конспект, однако, может быть и «заго­товкой» вашего будущего семинарского доклада, выступления на конференции, лекции, уроке (на практике, например), другой публичной речи. В этом случае конспект систематизировано фик­сирует основное содержание вашего будущего выступления. Ес­тественно, что в самом выступлении под влиянием обстоятельств будет что-то изменено. Но в любом случае в публичной речи присутствует собственная позиция автора, его убеждения, знания, оценки, комментарии. Такого рода конспект носит, конечно, твор­ческий, а не только воспроизводящий характер.

Начинать творческое сочинение надо с формирования замысла: формулировки названия работы, ее аннотирования, содержа­тельного планирования, составления тезисов и других «заготовок».

Специалисты рекомендуют после лекции, например, просмот­реть записи, подчеркнуть заголовки, отметить важные места цвет­ной пастой. Такая работа поможет вам более ясно увидеть струк­туру материала, а значит, более прочно его усвоить.
Обобщая сказанное выше о конспектировании, вы­делим следующее:

  1. конспектирование широко используется в вузовской про­фессиональной подготовке как один из основных приемов освое­ния большого объема знаний, и поэтому необходимо овладеть техникой конспектирования для успешной учебы;
  2. как жанр письменного свертывания информации, конспект отличается от аннотации, плана, тезисов и реферата не только характером подачи содержания, но и личностным отношением к информации первоисточника.

В зависимости от места и времени будущего использования конспекта могут быть применены в «чистом виде» или в разных комбинациях удобные для вас приемы компрессии информации: а) по пунктам плана; б) тезисно; в) объективно-реферативного пред­ставления информации; г) дословного цитирования в виде выпи­сок; д) по словесным или изобразительным «опорным сигналам»; е) схематически; ж) словесного изложения с элементами критики, оценки, комментирования положений первоисточника.

Репродуктивные конспекты используются для семинарских выступлений, подготовки к экзаменам и в других учебных ситуациях.

Творческий конспект является смысловой опорой для вы­ступления с докладом или сообщением на конференции, или для подготовки статьи, фрагмента большой работы. При этом конспект дорабатывается по требованиям соответствующих научных жанров.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое план?
2. Что надо знать при составлении плана?
3. Что такое тезисы?
4. Какие бывают тезисы?
5. Что такое конспект?

Текст 5.

Предтекстовые задание:

Задание 1. Прочитайте текст «Прошлое – будущему» и ответьте на вопросы:
1. На какой основе, по мнению автора, строится культура?
2. Что, по его мнению, дает человечеству каждое обращение к прошлому?
3. Что, по словам автора, тормозит развитие общества?

Прошлое – будущему

Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей…
Культура передается из поколения в поколение, накапливается.

В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение.

Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личности, так и культура всего человечества cовершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Сколько раз, например, человечество обращалось к античности? И каждое обращение обогащало современность всегда.

…А что давало каждому народу обращение к национальным корням? Если это обращение не было продиктовано узким национализмом, оно было плодотворным.

Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым. Обращение к старому, возрождение старого, его сохранение – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Задержку в развитии создает не приверженность истории, а отказ двигаться вперед (По кн.: Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему).

План в форме вопросительных предложений

План в форме тезисов

План в форме назывных предложений

 1. На какой основе создается культура?

 1. Так как культура передается из поколения в поколение, память – одна из величайших основ культуры.

 1. Основа культуры.

 2. Что преимущественно сохраняется в памяти человека и народа в целом?

 2. Память народа и отдельного человека чаще сохраняет доброе, чем злое.

 2. Память народа и отдельного человека.

 3. Что создается, формируется, накапливается с помощью памяти?

 3. С помощью памяти создается все полезное, чем располагает сегодня человеческое общество.

 3. Человеческое общество и память.

 4. В чем величайшее нравственное значение памяти?

 4. Нравственное значение памяти заключается в том, что она противостоит уничтожающей силе времени.

 4. Нравственное значение памяти.

 5. Как культура семьи и народа в целом влияет на культуру отдельного человека?

 5. Культура семьи и народа в целом совершенствует и обогащает культуру отдельного человека.

 5. Культура семьи и народа в целом и ее положительное влияние на культуру отдельного человека.

 6. С чем так или иначе связаны различные эпохи культурного подъема в истории человечества?

 6. Каждый культурный подъем в истории человечества, так или иначе, связан с обращением к прошлому, например, к античности.

 6. Античность и ее влияние на историю культуры более поздних эпох.

 7. При каких условиях плодотворно обращение к своим национальным корням?

 7. Обращение к национальным корням народа всегда плодотворно, если в нем отсутствуют националистические тенденции.

 7. Условия, при которых плодотворно обращение к своим национальным корням.

 8. Как автор объясняет целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях?

 8. Обращение к прошлому в новых условиях дает нам возможность ощутить свои корни и осознать себя в истории.

 8. Целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях.

Примечание:
1. План в форме вопросительных предложений нацеливает на поиск основной информации, заключенной в тексте. Полные ответы на вопросы отражают основную информацию текста и соответствуют плану в форме тезисов.
2. В плане в форме тезисов каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста. Эта форма плана наиболее динамична и информативна. Планы в форме вопросительных предложений и тезисов используются тогда, когда надо составить план уже имеющегося текста.
3. В плане в форме назывных предложений перечисляются основные проблемы, о которых идет речь в тексте. Эта форма плана используется в тех случаях, когда нужно подготовить выступление и наметить основные вопросы, которые необходимо осветить.

Текст 6.

Предтекстовые задания:

Задание 1. Выпишите из текста «Word Wide Web (Всемирная паутина)» незнакомые слова и по словарям определите их значения.

Задание 2. Прочитайте текст  и перескажите его.

Комментарий к тексту:
Gopher – сетевой протокол распределённого поиска и передачи документов, который был широко распространён в Интернете до 1993 года. Протокол предназначался для предоставления доступа к документам в Интернет, но имел меньше возможностей, чем HTTP, и впоследствии был полностью вытеснен им.
Протокол gopher имеет более жёсткую структуру размещения информации, очень похожую на структуру каталогов в файловой системе, которая состоит из вложенных друг в друга каталогов и файлов. Иерархическая структура ссылок позволила пользователям текстовых терминалов, в основном в университетах, очень быстро находить нужную информацию.
WAIS (Wide Area Information Servers) – сетевая информационная поисковая система. WAIS использует протокол TCP/IP для взаимодействия клиентской прикладной программы с информационным сервером. Клиентская часть имеет возможность получать тексты или мультимедийные документы, хранящиеся на сервере. Она запрашивает документы, используя ключевые слова. Сервер производит поиск по полному текстовому индексу документов и возвращает список документов, содержащих ключевые слова. После этого клиент может запросить у сервера копии любых найденных документов.
AltaVista появилась в декабре 1995 года и была поддержана самым мощным доступным на тот момент вычислительным сервером – 64-битным сервером DEC Alpha. Это была самая быстрая поисковая система, которая могла обрабатывать миллионы поисковых запросов в день.
Важным нововведением AltaVista было включение поиска естественного языка. Пользователи могли напечатать фразу или вопрос и получить интеллектуальный ответ.
Yahoo! (произносится как я́ху) — американская компания, владеющая второй по популярности (7.57 %) в мире поисковой системой (при этом в США и Канаде в соответствии с соглашением с Майкрософт от 2009 года и по состоянию на 2012 год поиск на сайте Yahoo! осуществляется поисковой машиной Bing) и предоставляющая ряд сервисов, объединённых интернет-порталом Yahoo! Directory; портал включает в себя популярный сервис электронной почты Yahoo! Mail, один из старейших и наиболее популярных в Интернете. В 2004 году была запущена новая версия почтового интерфейса, основанная на AJAX.

Word Wide Web (Всемирная паутина)

WordWideWeb (Всемирная паутина) – распределенная ги­пертекстовая информационная система, темпы развития кото­рой стремительно нарастают. Word Wide Web (WWW) предостав­ляет удобный доступ к большинству информационных архивов Сети. Особенностью системы является механизм гипертексто­вых ссылок, который позволяет просматривать материалы в по­рядке выбора этих ссылок пользователем. Многие интерфейсы данной технологии обеспечивают выбор интересующих мате­риалов простым нажатием кнопки мыши на нужном слове или поле графической картинки. Система универсальных адресов предоставляет возможность проадресовать практически все информационные ресурсы Internet. Многие издательства взяли WWW на вооружение для электронных версий своих журналов. В WWW существует большое количество различного рода ката­логов, которые позволяют ориентироваться в Сети. Кроме это­го, пользователи могут выполнить даже удаленные программы или смотреть по Сети фильмы. Такой сервис не обеспечивается другими информационными системами Internet.

Gopher— еще одна распределенная информационная систе­ма Internet. В основу ее интерфейсов положена идея иерархических каталогов. Внешне Gopher выглядит как огромная файловая система, которая расположена на машинах Сети. Первоначально Gopher задумывалась как информационная система университета с информационными ресурсами факультетов, кафедр, общежитий и т. п. До сих пор ее основные информационные ресурсы сосредоточены в университетах. Gopher считается простой системой, легкой в установке, администрировании, достаточно надежной и защищенной. В России Gopher-серверы не так распространены, как во всем мире: профессионалы предпочитают Word Wide Web.

WAISраспределенная информационно-поисковая система Internet. Родилась WAIS как перспективная разработка четырех ведущих американских компаний и первое время была коммерческим продуктом, пока не появилась ее свободно распространяемая версия free WAIS. В основу системы положен принцип поиска информации с использованием логических запросов, основанных на применении ключевых слов. Клиент «обшаривает» все серверы WAIS на предмет наличия в них документов, удовлетворяющих запросу. WAIS широко применяется как поисковая машина в других информационных серверах Internet, например WWW и Gopher. Наиболее известным проектом, где была применена WAIS, является электронная версия энциклопедии «Британика».

LISTSERV–это, строго говоря, не сервис Internet, а система почтовых списков сети BITNET (сеть образовательных учреждений). Однако это очень популярный ресурс в глобальных компьютерных сетях, и в Internet существуют шлюзы для доступа к нему. LISTSERV специально ориентирован на применение в качестве транспорта электронной почты. Доступ к нему в интерактивном режиме затруднен. В мире существуют многие сотни списков LISTSERV, которые организованы по групам интересов (например, группы разработчиков программ ядерно-физических расчетов EGS-4, группы любителей научной фантастики и др.). LISTSERV довольно сильно пересекается с Usenet, однако это не мешает сосуществованию обеих систем.

WHOIS-служба содержит информацию о пользователях Се­ти, их электронные и почтовые адреса, идентификаторы и реальные имена. В последнем случае дается краткое описание основных направлений их деятельности. WHOIS – распределенная система. Это значит, что запросы отправляются по всему множеству серверов WHOIS в Internet, если только не указан адрес конкретного сервера.

Trickle–это доступ по почте к архивам FTP, который организован через специальный шлюз. Этот шлюз имеет специальные навигационные средства для поиска нужной информации в Сети. Пользователь может вести с ним своеобразный диалог по электронной почте, выбирая нужную информацию путем ввода специальных команд Trickle.

Поисковые машины Open Text Index, AltaVista, Yahoo, Lycos и другие представляют собой мощные информационно-поисковые системы, размещенные на серверах свободного доступа, специальные программы которых непрерывно в автоматическом режиме сканируют информацию Сети на основе заданных алгоритмов, проводят индексацию документов. В последующем поисковые машины предоставляют пользователю на основе созданных баз данных доступ к распределенной на узлах Сети информации через выполнение поискового запроса в рамках собственного интерфейса.

Гипертекст (от англ. hypertext) – это технология, обеспечивающая хранение текстового и графического материала и возможность быстрого доступа к различным частям текста за счет использования гиперссылки. Гипертекст позволяет создать компьютерный учебник, в котором не надо тратить время на поиск разъяснений и подсказок. В обычном учебнике текст располагается последовательно. Учебник, построенный как гипертекст, делает более доступными разные части текста, вплоть до одновременного появления на дисплее взаимосвя­занных понятий с разных страниц и разных компьютеров.

Сетевые технологии существенно повышают интеллектуальные возможности человека, примером этого могут служить две ИТ — гипертекст и мультимедиа. Еще в 1945 г. научный советник президента США Г. Трумена В. Буш, проанализировав способы представления информации в виде отчетов, докладов, проектов, графиков, планов и поняв неэффективность такого размещения, предложил способ размещения информации по принципу ассоциативного мышления. На базе этого принципа была разработана модель гипотетической машины МЕМЕКС. Через двадцать лет Т. Нельсон реализовал этот принцип на ЭВМ и назвал его гипертекстом.

Гиперссылка (от англ. hyperlink) – специальные пометки в тексте, распознаваемые программой (браузером), которая переходит к указанному фрагменту данного текста или к другому файлу, расположенному в общем случае на другом компьютере. Гиперссылки расставляет разработчик текста в соответствии с требованиями браузера.

Внешне гипертекст отличается от обычного текста тем, что часть слов или целые строки в нем, будучи выделены особым шрифтом или цветом, оказываются чувствительными к появлению на них указателя манипулятора мышь. При попадании на такую область текста указатель (часто стрелочка) изменяет первоначальный вид, становясь, например, ладошкой. Щелчок мыши в таком положении приводит к инициированию какого-либо события, чаще всего к загрузке в программу просмотра нового документа, привязанного так называемой гипертекстовой ссылкой к выделенной строке текста. В результате у пользователя появляется возможность самому выбирать порядок просмотра тех или иных страниц, двигаясь по перемежающимся между собой нитям – «паутинкам» ссылок. Если при этом компьютер подключен к глобальной сети Internet, то в сцена­рий просмотра могут входить ресурсы всего мира, доступ к ко­торым происходит по протоколу работы с гипертекстом, или HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). После сказанного становится понятным представление об этих ресурсах как о Всемир­ной паутине (WWW).

Поскольку нетривиальный характер взаимодействия кли­ента и сервера по протоколу HTTP с удаленными ресурсами Сети скрыт от конечного пользователя за интерфейсом дружественной программы просмотра гипертекстовых страниц браузером (от англ. browse – просматривать), начало работы в Web не представляет больших проблем.

Гипертекст не может корректно отображаться обычным текстовым редактором, хотя последний вполне пригоден для его подготовки. Специально разработанный язык гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language) позволяет превращать нужные элементы документа (включая не только текстовые поля, но и графику) в гипертекстовые ссылки.

Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой органи­зации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. При установлении связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идет о смысловой (семантической) близости связываемых фрагментов. Следуя указанным связям, можно читать или осваивать материал в любом порядке, а не в одном-единственном. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с уже имеющимися. Структура текста не разрушается, и вообще у гипертекста нет априорно заданной структуры. Таким образом, гипертекст это новая технология представления неструктурированного свободно наращиваемого знания. Этим он отличается от других моделей представления информации.

Итак, под гипертекстом понимают систему информационных объектов (статей), объединенных между собой направленными связями, образующими Сеть. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на которой пользователь может ассоциативно выбирать одну из связей. Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они могут быть графическими, музыкальными, с использованием средств мультипликации, аудио- и видеотехники. Обработка гипертекста открыла новые возможности освоения информации, качественно отличающиеся от традиционных. Вместо поиска информации по соответствующему поисковому ключу, гипертекстовая технология предполагает перемещение от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой связанности. Обработке информации по правилам формального вывода в гипертекстовой технологии соответствует запоминание пути перемещения по гипертекстовой сети.

Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т. е. ста­новится авторской. Она удобна тем, что пользователь сам опре­деляет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня квали­фикации и подготовки. Гипертекст содержит не только инфор­мацию, но и аппарат ее эффективного поиска. По глубине фор­мализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и факто­графическими информационными системами.

Структурно гипертекст состоит из информационного материала, тезауруса гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.

Информационный материал подразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и ее текста. Заголовок содержит тему или наименование описываемого объекта. Информационная статья содержит традиционные определения и понятия, должна занимать одну панель и быть легко обозримой, чтобы пользователь мог понять, стоит ли ее внимательно читать или перейти к другим, близким по смыслу статьям. Текст, включенный в информационную статью, может сопровождаться пояснениями, примерами, документа­ми, объектами реального мира. Беглый просмотр текста статьи упрощается, если эта вспомогательная информация визуально отличается от основной, например, подсвечена или выделена другим шрифтом.

Тезаурус гипертекста – это  автоматизированный словарь, отображающий смысловые отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысло­вому содержанию. Термин «тезаурус» был введен в XIII в. фло­рентийцем Брунетто Лотики для названия энциклопедии. С латыни этот термин переводится как «сокровище», «запас», «богатство». В кибернетике тезаурус (от греч. thesauros) – это словарь, очищенный от неоднозначности. Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей. Тезаурусная статья имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей, где указан тип родства. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с наименованием информационной статьи и является наименованием объекта, описание которого содержится в информационной статье. Дескриптор (от лат. descriptor) – лексическая единица (слово, словосочетание) для описания основного содержания документа в информационно-поисковой системе. В отличие от традиционных тезаурусов-дескрипторов, тезаурус гипертекста содержит не только простые, но и составные на­именования объектов. Формирование тезаурусной статьи ги­пертекста означает индексирование текста.

Полнота связей, отражаемых в тезаурусной статье, и точ­ность установления этих связей в конечном итоге определяют полноту и точность поиска при обращении к данной статье гипертекста. Существуют следующие типы родства, или отношений: «вид – род», «род – вид», «предмет – процесс», «процесс – предмет», «целое – часть», «часть – целое», «причина – следствие», «следствие – причина» и т. д. Пользователь получает более общую информацию по родовому типу связи, а по видовому – специфическую информацию без повторения общих сведений из родовых тем. То есть глубина индексирования текста зависит от родо-видовых отношений.

Список заголовков родственных тезаурусных статей представляет собой локальный справочный аппарат, в котором указываются ссылки только на «ближайших родственников». Тезаурус гипертекста можно представить в виде сети: в узлах находятся текстовые описания объекта (информационные статьи), а ребра указывают на существование связи между объектами и на тип родства. В гипертексте поисковый аппарат не делится на тезаурус и массив поисковых образов (документов), как в обычных информационно-поисковых системах. В гипертексте весь поисковый аппарат реализуется как тезаурус гипертекста.

Список главных тем содержит заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок ни с отношениями «род – вид», ни с отношениями «часть – целое». Желательно, чтобы список занимал не более одной панели экрана.

Алфавитный словарь содержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.
Гипертексты, составленные вручную, используются давно: это справочники, энциклопедии, словари, снабженные развитой системой ссылок. Область применения гипертекстовых технологий очень широка: издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз данных, баз знаний и т. д. Наиболее распространенными системами являются HyperCard, HyperStudio, SuperCard, QuickTime фирмы Apple для персональных компьютеров Macintosh, Linkway – для IBM; из отечественных систем можно назвать Flexis II, автоматизированную систему формирования и обработки гипертекста (АСФОГ) и др. В большинстве современных программных продуктов вся по­мощь (help) составлена с использованием гипертекстовой тех­нологии на базе меню.

Послетекстовые задания:

Задание 1. Определите виды связи между предложениями в тексте «Word Wide Web (Всемирная паутина)». Какой вид связи преобладает в нем?

Задание 2. Сделайте полный и краткий конспект текста и перескажите текст, опираясь на один из видов конспекта.

bachelor.ucoz.ru

2. Виды планов и схемы планирования

  1. Стратегический план – план, в котором формируются главные экономические и социальные цели предприятия, конкретные задачи, привязанные по времени к ресурсам (3 и более лет).

  2. Среднесрочные планы – составная часть стратегического плана; нацелены на решение самостоятельных экономических проблем стратегии предприятия (2-3 года).

  3. Текущие планы – увязывают все направления деятельности предприятия и работу всех функциональных подразделений на текущий финансовый год (составляются для внутреннего пользования).

  4. Оперативные планы – детальные планы решения конкретных вопросов хозяйственной деятельности предприятия в краткосрочном периоде (сутки, декады, месяцы). Имеют узкую направленность и высокую степень детализации.

При этом как по срокам исполнения, так и по уровням управления и по назначению полный эффект достигается, когда все эти планы разрабатываются не каждый сам по себе, а как единая система, которая должна быть сбалансирована по вертикали («сверху-вниз» по нисходящей, «снизу-вверх» «по восходящей») и по горизонтали («на одном уровне»).

Таблиця 6.1

Виды планов предприятия

Признак классификации

Виды планов

Срок

По срокам исполнения

Стратегический план

3 и более лет

Среднесрочные планы

2-3 года

Текущие планы

текущий

финансовый год

Оперативные планы

сутки, декады, месяцы

По назначению

план производства и реализации

план по труду

финансовый план

план по прибыли

бизнес-план и др.

По уровням управления

общефирменные

Функциональных (структурных) подразделений

Индивидуальные (для отдельных исполнителей)

Рис. 6.12 — Виды временной ориентации составления|сдает,складывает| планов

Реактивное планирование (ориентация на прошлое) – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития предприятия. Такое планирование часто приводит к вытеснению продуктов и услуг предприятий не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, т.к. другие предприятия планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию

Инактивное планирование (ориентация на настоящее) – ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Такое планирование не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий

Преактивное планирование (ориентация на будущее) – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятия, опирается на все достижения науки и техники, широко применяется эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Основная проблема такого вида планирования – чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятна ошибка. Поэтому оно может быть эффективно только для относительно короткого периода

Интерактивное планирование (ориентация на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования) – заключается в проектировании желаемого будущего и поиска путей его построения и сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Это планирование направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей

studfiles.net

Статья «Составление плана текста»

Как составить план к печатному тексту?

Внимательно прочитайте текст несколько  раз. Подчеркните карандашом ключевые (самые главные) слова и словосочетания. Постарайтесь проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Не пропускайте слова и словосочетания, если их значение вам не совсем понятно. Обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.

Разделите текст на смысловые части.

Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.

Определите тему и основную идею текста. Тема – это то, о чём в тексте говорится. Идея (главная мысль) определяет то, зачем текст был создан. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента (абзаца) и озаглавьте его.

Запишите заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент.

Перечитайте ваш план и сравните его с текстом. В правильно составленном плане должны быть вступление и заключение, развёрнутая основная часть.

Существуют разные типы планов текста. Выбор вида плана во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.


Типы планов: вопросный план, тезисный план, опорная схема.

Вопросный план

Записывается в форме вопросов к тексту. Каждому абзацу текста соответствуют один-два вопроса. При составлении вопросного плана необходимо использовать вопросительные слова: как.., сколько.., когда.., зачем.., почему… и т.д.

Тезисный план

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п., который кратко  (словосочетания или короткие предложения) отражает основную суть текста. Тезисный план содержит основные положения текста и представляет собой смысловую основу текста. Тезисный план можно развернуть в текст, так как тезис уже содержит готовую программу высказывания, задаёт направление развития мысли.

Тезисы помогают хорошо запоминать информацию небольшого объёма. Их вы можете использовать, когда изучаете материал по какому-нибудь школьному предмету.  Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей.

Опорная схема

состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от целей и задач составления плана, а также от особенностей памяти пишущего.

Виды планов

Простой план – это перечень основных пунктов. Часто он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста.

Сложный план текста чаще всего необходимо составлять к сочинениям и изложениям. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку вам нужно не просто кратко обозначить основные мысли, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

infourok.ru

§ 4. Понятие плана, его типы, формы.Составление вопросного, назывного и тезисного плана — А.Н.Юрьев. Типы и стили речи — Каталог файлов

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План  — самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде  короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. В простом плане его составные части нумеруются подряд. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. Они передают   содержание текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).

Конспект – самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл текста, его заголовок. Детали при этом опускаются.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое план?

2. Что надо знать при составлении плана?

3. Что такое тезисы?

4. Какие бывают тезисы?

5. Что такое конспект?

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. На какой основе, по мнению автора, строится культура? 2. Что, по его мнению, дает человечеству каждое обращение к прошлому? 3. Что, по словам автора, тормозит развитие общества?

Прошлое – будущему

Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей…

Культура передается из поколения в поколение, накапливается.

В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение.

Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужда деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личности, так и культура всего человечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Сколько раз, например, человечество обращалось к античности? И каждое обращение обогащало современность всегда.

…А что давало каждому народу обращение к национальным корням? Если это обращение не было продиктовано узким национализмом, оно было плодотворным.

Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым. Обращение к старому, возрождение старого, его сохранение – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Задержку в развитии создает не приверженность истории, а отказ двигаться вперед (По кн.: Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему).

План в форме вопросительных предложений

План в форме тезисов

План в форме назывных предложений

 1. На какой основе создается культура?

 1. Так как культура передается из поколения в поколение, память – одна из величайших основ культуры

 1. Основа культуры

 2. Что преимущественно сохраняется в памяти человека и народа в целом?

 2. Память народа и отдельного человека чаще сохраняет доброе, чем злое

 2. Память народа и отдельного человека

 3. Что создается, формируется, накапливается с помощью памяти?

 3. С помощью памяти создается все полезное, чем располагает сегодня человеческое общество

 3. Человеческое общество и память

 4. В чем величайшее нравственное значение памяти?

 4. Нравственное значение памяти заключается в том, что она противостоит уничтожающей силе времени

 4. Нравственное значение памяти

 5. Как культура семьи и народа в целом влияет на культуру отдельного человека?

 5. Культура семьи и народа в целом совершенствует и обогащает культуру отдельного человека

 5. Культура семьи и народа в целом и ее положительное влияние на культуру отдельного человека

 6. С чем так или иначе связаны различные эпохи культурного подъема в истории человечества?

 6. Каждый культурный подъем в истории человечества, так или иначе, связан с обращением к прошлому, например, к античности

 6. Античность и ее влияние на историю культуры более поздних эпох

 7. При каких условиях плодотворно обращение к своим национальным корням?

 7. Обращение к национальным корням народа всегда плодотворно, если в нем отсутствуют националистические тенденции

 7. Условия, при которых плодотворно обращение к своим национальным корням

 8. Как автор объясняет целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях?

 8. Обращение к прошлому в новых условиях дает нам возможность ощутить свои корни и осознать себя в истории

 8. Целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях

Примечание:

1. План в форме вопросительных предложений нацеливает на поиск основной информации, заключенный в тексте. Полные ответы на вопросы отражают основную информацию текста и соответствуют плану в форме тезисов.

2. В плане в форме тезисов каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста. Эта форма плана наиболее динамична и информативна. Планы в форме вопросительных предложений и тезисах используются тогда, когда надо составить план уже имеющегося текста.

3. В плане в форме назывных предложений перечисляются основные проблемы, о которых идет речь в тексте. Эта форма плана используется в тех случаях, когда нужно подготовить выступление и наметить основные вопросы, которые необходимо осветить.

Задание 2. Прочитайте текст. Составьте планы в форме вопросительных и назывных предложений.

Экология культуры

…Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти перелетных птиц и морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. А  между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

…Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир.

Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит, обогащаться духовно.

…Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственностью перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать (По кн.: Д.С.Лихачев. Заметки о русском).

Задание 3. Прочитайте текст. Составьте план в форме назывных предложений и тезисов.

Искусство и религия

Некоторые высокохудожественные произведения помимо своего прямого назначения имели зачастую и некий зашифрованный смысл, отражая религиозные представления усуней, их мировоззрение. К ним относится каргалинская диадема, найденная в погребении высоко в горах, и, скорее всего, принадлежавшая шаману или шаманке.

Диадема состоит из двух ажурных золотых пластин длиной 35 см. и шириной 4,7 см. В растительный орнамент включена многофигурная композиция, украшенная вставками из бирюзы, сердолика, альмандина. В центре диадемы на постаментах, укрепленных на вершинах гор, стоят два повернувшихся друг к другу крылатых коня. За ними расположены звери и люди. Слева – женщина, скачущая на крылатом барсе (пантере или тигре), за ней шествуют олень и олениха. Справа – женщина, сидящая на козле, за ней медведь и снова женщина на горном баране. В центре же между конями помещена женщина, восседающая на крылатом грифоне (или драконе) с львиным туловищем, вытянутой зубастой пастью и рогом на голове. Над всей процессией – изображения четырех летящих гусей-лебедей. Видимо, частью диадемы были золотые листочки и бляхи в виде птиц. Датируется диадема II в. до н.э. – I в. н.э.

Листья на диадеме принадлежат мировому древу жизни – символу плодородия и возрождению жизни, символу женского божества плодородия. Это древо растет на вершине горы в центре мира и связывает четыре стороны света и три сферы мироздания: подземный, куда уходят корни; земной, где живут люди и животные и небесный – обитель богов и птиц.

Изображенные на диадеме гуси-лебеди как бы связывали мир богов с миром людей и подземным миром (небо, землю и воду). Изображения крылатых коней символизировали солнце, которое, по представлениям древних, мчалось по небу в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Лошади стоят на вершинах священных гор или одной двуглавой горы и символизируют жизнь земли.

Сложно объяснить назначение фигур людей на барсе, козле и драконе. Из греческой мифологии, которая благодаря походам Александра Македонского широко распространилась на Востоке, известен культ Диониса – божества умирающей и воскресающей природы. Его изображение в сопровождении пляшущих женщин-менад, а также спутников – тигра (барса), грифона, козла. Сам Дионис мог перевоплощаться во льва, коня, дракона, тигра. Видимо, этот культ дошел и до Семиречья и слился с каким-то местным усуньским божеством, связанным с обновлением природы и жизни. Им мог быть Митра, бог солнца. Распространение таких религиозных представлений происходило и благодаря функционированию Великого шелкового пути.

Бесспорно, дионисийский культ у усуней слился с шаманизмом, в результате шаман в шапке или короне с изображением древа жизни стал рассматриваться как посредник (медиатор) между земным и небесным мирами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

bachelor.ucoz.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о