Виды деепричастий: Виды деепричастия 7 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Содержание

Виды деепричастия 7 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Виды деепричастий

Деепричастия бывают двух видов: совершенного и несовершенного. Разница в вопросе, который мы зададим. Несовершенный вид деепричастия отвечает на вопрос «Что делая?», а совершенный вид «Что сделав?».

Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов того же вида настоящего времени. К их основе просто прибавляется суффикс «а» или «я». Гладят – гладя, готовят – готовя, кричат – крича.

От глагола «быть» деепричастие несовершенного вида образуется путем прибавления суффикса -учи, получается слово «будучи». Это остатки старой манеры речи, как говорили русские люди раньше. Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом-учи(-ючи) до сих пор сохранилась в народном языке, например, слова: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи. Использование этих слов придает тексту фольклорный, деревенско-народный оттенок.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, если от глаголов образуется неблагозвучная форма деепричастия, ее не следует использовать. Например, гнут – гня, чешут – чеша. Так говорить не следует.

Зачем нужны деепричастия несовершенного вида? Они украшают речь, заставляя обратить внимание на незаметные детали. Составить предложение из одних деепричастий невозможно, но именно при помощи них можно придать действию больше выразительности, нарисовать картинку, полную движения.

Обратимся к деепричастиям совершенного вида. Они образуются от неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления к основе глагола, суффиксов –ш, -в, -вш, -вши, -ш, -а и –я. Вот примеры образования этих слов. Пробежал – пробежав, собрал – собрав или собравши, укрылся – укрывшись.

Раньше суффиксы «а», «я» часто использовались для образования деепричастий совершенного вида (наклонив – наклоня, положив – положа).

В наши дни многие подобные формы слов вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах того времени.

В большинстве случаев в литературном языке используются формы деепричастия с суффиксом -в, так как звучат намного благозвучнее. Однако нужно помнить, что возвратные глаголы как правило имеют только одну форму: оглянувшись, задумавшись.

Наиболее частой ошибкой в образовании деепричастия является путаница в их суффиксах. Например, в предложении, «Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее» использована форма «положа» с суффиксом «а» вместо правильной формы «положив» с суффиксом -в.

Деепричастия несовершенного вида — урок. Русский язык, 10 класс.

Деепричастия несовершенного вида в современном русском языке образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида. К основе \(3\)-го лица множественного числа прибавляется суффикс –а(–я).

Пример:

читая, любя, держа, слыша.

При этом твёрдые согласные (за исключением ж, ш) на конце основы настоящего времени смягчаются. Согласные г, к могут чередоваться с ж, ч.

Пример:

волокут — волоча.

Глаголы с корнями –дава–тъ, –знава–ть, –создава–ть, –става–ть образуют деепричастия с сохранением –ва в корне и с [j] перед формообразующим суффиксом.

Пример:

выдавая, сознавая, воссоздавая, переставая.

От глагола быть образуется деепричастие будучи.

 

Формы на –учи возможны и от некоторых других глаголов.

Пример:

играючи, припеваючи, едучи, крадучись и др.;

однако они воспринимаются либо как архаизмы, либо используются в устойчивых сочетаниях: жить припеваючи, долго ли умеючи, идти крадучись и т. п.
Такие деепричастия стоят на грани перехода в наречия.

 

Формы деепричастий образуются не от всех глаголов. Отсутствуют (или избегаются) деепричастия несовершенного вида от глаголов:

 

1) типа сохнуть, вянуть, гаснуть, виснуть и подобных;

2) типа печь, беречь, лечь, мочь, влечь, течь и подобных;

3) типа писать, вязать, глодать, где наблюдается чередование с/ш, з/ж, д/ж, г/ж и др. , некоторые из таких глаголов образуют деепричастия от основы на –а: блистая, двигая, рыская, страдая и подобные;

4) типа врать, жрать, лгать, ткать, бить, шить и подобных, основа настоящего времени которых не содержит слогового звука.

 

Кроме того, не образуются деепричастия от отдельных глаголов (бежать, ехать, лезть, хотеть, гнить, стыть, петь, драть, звать и некоторых других), малоупотребительны деепричастия

ходя, нося.

 

Деепричастия от возвратных глаголов имеют постфикс –сь.

Пример:

наряжаясь, смеясь, стучась.

Вариант –ся встречается крайне редко (по преимуществу в поэтической речи).

 

Ударение в деепричастиях на –а(–я) остаётся обычно на том же слоге, на котором оно стоит в \(1\)-м лице единственного числа настоящего времени.

Пример:

смотрю — смотря, ищу — ища, курю — куря.

Переход ударения на основу наблюдается в таких деепричастиях, как приведённые ниже.

Пример:

глядя (вариант глядя), стоя, сидя, лёжа. ..

Употребление деепричастий, правила и примеры

Деепричастие — это глагольная форма, сочетающая свойства глагола и наречия. Глагольным свойством деепричастия является значение процессуального признака, выражаемое в категориях вида и залога (действительного) — при отсутствии категорий наклонения и лица. Как и наречие, деепричастие не имеет форм словоизменения. Деепричастие обозначает побочное, дополнительное действие при главном, основном, выраженном глаголом-сказуемым (

заметив, улыбнулся; рисуя, напевал).

Принадлежность деепричастия к глаголу выражается в категориях вида и залога. В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различают деепричастия несовершенного вида (признаватьпризнавая) и совершенного вида (признатьпризнав). В деепричастиях, образованных возвратными глаголами, сохраняется постфикс -ся (признатьсяпризнавшись). Значение времени в деепричастии морфологически не выражено, но в зависимости от вида глагола оно может выражать те или иные временные значения. Деепричастия глаголов несовершенного вида обозначают обычно одновременность (в более широком смысле — соположенность) называемого процесса с тем процессом, который назван определяемой формой глагола (

говорил, волнуясь; говорю, волнуясь; заговорю, волнуясь). Деепричастия глаголов совершенного вида чаще всего обозначают названный ими процесс как предшествующий определяемому процессу (присев, разговорился), реже — как одновременный (шел, задумавшись) или как последующий (вышел, хлопнув дверью). Временные значения деепричастий нередко обусловлены лексическим значением глагола и зависят от контекста.

Употребление деепричастия при предикативных формах допустимо только в том случае, если субъекты действия деепричастия и сказуемого совпадают (Набирая скорость, поезд отошел от станции).

При наличии определенных условий, например отсутствии зависимых слов, видо-временные значения деепричастий утрачиваются и деепричастия сближаются с наречиями (молча, припеваючи, нехотя и др.

).

Образование деепричастий. Деепричастия глаголов несовершенного вида образуются от основы настоящего времени присоединением суффикса (), при этом конечные парно-твердые согласные чередуются с соответствующими мягкими: не[с]-утне[с’-а], бе[р]-ут[р’-а] (орфогр. неся, беря), а также рисуя, читая, плача, лежа. Глаголы группы VIII с компонентами -давать, -ставать, -знавать образуют деепричастия от основ —дава[j], -знава[j], -става[j] (-давая, —знавая, -ставая). Ряд глаголов несовершенного вида наряду с деепричастиями с суффиксом () и деепричастиями с суффиксом (-вши) (не знаю и не знавши, не имея и не имевши) образуют также деепричастия суффиксом

-учи (-ючи) (крадучись, жалеючи, идучи, играючи, едучи, будучи), но эти образования, кроме будучи, являются разговорными или просторечными.

Грамматических ограничений для образования деепричастий глаголами несовершенного вида не существует, однако многие такие глаголы не образуют деепричастий или образуют их редко. Таковы, например, немотивированные глаголы IV класса (гнуть, льнуть, тонуть), глаголы непродуктивных групп 1,1а с основой настоящего времени на шипящий или губной в сочетании с [л’] (брехать, вязать, лизать, пахать, сыпать), группы IVa на -путь (блекнуть, вязнуть, глохнуть), группы X, 1 (влечь, мочь, сечь), группы X, 2в (переть, тереть), глаголы разных групп с неслоговой основой настоящего времени (

врать, ждать, ржать, вить, лить, мять).

Деепричастия глаголов совершенного вида образуются от основы прошедшего времени присоединением суффикса (-вши, -ши). Суффиксы и -вши употребляются при образовании деепричастий от основ на гласный: с помощью суффикса образуют деепричастия глаголы без постфикса -ся (встретитьвстретив, сбежатьсбежав); посредством суффикса -вши образуют деепричастия глаголы с постфиксом -ся (прикоснутьсяприкоснувшись, поднятьсяподнявшись). Суффикс -ши используется при образовании деепричастий от основ на согласный (вынестивынесши, потрястипотрясши). Некоторые глаголы совершенного вида образуют наряду с деепричастиями на

, -вши, -ши также деепричастия с суффиксом () от основы настоящего времени: увидя, наклоня, подметя, принеся.

Ряд глаголов образует вариантные формы деепричастий. Существуют два вида такой вариативности, обусловленные, во- первых, наличием вариантов основ настоящего или прошедшего времени с присущими глаголам данного вида суффиксами деепричастий; во-вторых, использованием суффиксов, не характерных для деепричастий глаголов данного вида.

1. Вариантные формы деепричастий несовершенного вида образуют глаголы группы I, 1а, имеющие вариантные основы настоящего времени: брызгать — брызжут — брызжа и брызгают — брызгая; рыскать — рыщут —рыща и рыскают — рыская. Таковы глаголы блистать, внимать, колыхать, крапать, курлыкать, махать, метать, плескать, полоскать, хныкать, щипать.

У большей части таких глаголов в употреблении предпочтительнее деепричастия, образованные от основы настоящего времени на [аj]. Только от основы на [су] образуют деепричастия глаголы двигать, жаждать.

Вариантные формы деепричастий совершенного вида могут образовывать глаголы без постфикса -ся как с суффиксом , так и суффиксом -вши (проигратьпроиграв и проигравши, закричатьзакричав и закричавши), причем деепричастия с суффиксом -вши являются разговорными или просторечными. Глаголы группы IVa, имеющие вариантные основы прошедшего времени с суффиксом -ну- и без него также образуют вариантные формы деепричастий (засохнутьзасохши и засохнувши, замерзнутьзамерзши и замерзнувши). Глаголы группы X, 2в умереть, запереть, растереть, простереть образуют вариантные формы деепричастий совершенного вида: умерев и умерши, заперев и заперши, растерев и растерши, простерев и простерши.

2. Ряд глаголов несовершенного вида (обычно при употреблении с отрицанием) образуют деепричастия от основы прошедшего времени с помощью суффикса (-вши): (не) быв и (не) бывши, (не) знав и (не) знавши, (не) имев и (не) имевши, но они разговорные и обычно малоупотребительные. Подобным образом и некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия от основы настоящего времени с помощью суффикса (). Таковы многие глаголы V класса (возвратясь, заметя), глаголы группы I, 16 (услыша), группы II, 1а (увидя), а также некоторые глаголы непродуктивных групп V, VI и X с основой настоящего времени на согласный (привезтипривезя, принестипринеся, подместиподмены). Чаще деепричастия совершенного вида с суффиксом () более употребительны, чем соответствующие формы на (-вши, -ши) (принеся, зайдя, обретя, уведя).

Деепричастие. Виды деепричастий — презентация онлайн

Деепричастие
Что значит деепричастие?
Деепричастие- особая
форма глагола, она
обозначает
добавочное действие, то
есть добавленный глагол
при основном глаголе
Вопросы деепричастия:
Что сделав?
Что делая?
Например:
Бабушка, довязав
носок, села
смотреть
телевизор.
СМОТРЕТЬ –
это основной
глагол, а
ДОВЯЗАВ –
добавочное глагол
(Деепричастие)
Найдите
причастие
Цветок вырос и
расцвёл
Выращенный в доме,
цветок увял
Закончив школу,
Коля поступил в
институт
Найдите
деепричастие
1) Я покушала и села
делать уроки
2) Мама приготовила
обед и помыла посуду
3) Света, доев, помыла
тарелки
4) Достав из ящика
игрушки, мы украсили
ёлку
Деепричастие не изменяется. Они
могут быть совершенного и
несовершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида
Суффикс
Глаголы
несовершенного деепричастий
несовершенного
вида
вида
Деепричастия
несовершенного
вида
глядят
глядя
-а (-я)
кричат
крича
улыбаются
улыбаясь

7.

Деепричастия совершенного вида Глаголы
совершенного
вида
выскочить
Суффиксы
деепричастий
совершенного
вида
-в, -вши
Деепричастия
совершенного
вида
замахнуться
испечь
-ши
выскочив
выскочивши
замахнувшись
испёкши
прищурятся
-а,(-я)
прищурясь

8. Определите вид деепричастий

ОПРЕДЕЛИТЕ
ВИД
ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Дима, крича , побежал к
маме.
Девочка, улыбаясь,
смотрела на маму
Посмотрев на меня
строгим взглядом, учитель
продолжил урок.
Петя, разбросав свои вещи
по комнате, отправился
гулять.

9. Напишите суффиксы деепричастий совершенного вида

НАПИШИТЕ
СУФФИКСЫ
ДЕЕПРИЧАСТИЙ
СОВЕРШЕННОГО
ВИДА

10. Напишите суффиксы деепричастий несовершенного вида

НАПИШИТЕ
СУФФИКСЫ
ДЕЕПРИЧАСТИЙ
НЕСОВЕРШЕННО
ГО ВИДА

11. Иии… народ, просыпаемся)

32. Деепричастный оборот

Деепричастный
оборот- деепричастие
с зависимыми словами
Деепричастный оборот в
предложении является одним членом
предложения- обстоятельством
• На письме деепричастие и
деепричастный оборот с обеих сторон
выделяются запятыми, если находятся
внутри предложения, и одной запятой,
если стоят в начале или в конце
предложения.
• .
• Кончив плясать , бабушка села к самовару.
Бабушка, кончив плясать, села к самовару.
Бабушка села к самовару, кончив плясать.

35. Расставьте правильно запятые

Погуляв Миша зашёл в
магазин
Водитель не
останавливаясь проехал
мимо красного цвета
светофора
Я пошла гулять выучив
уроки
Мы сходили в магазин
взяв у мамы деньги.

36. Не с деепричастиями

НЕ
С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ

37. Написание не с деепричастиями

Частица не с деепричастиями пишется раздель
Не зная (деепричастие)
Некоторые деепричастия без не не
употребляются, поэтому пишутся с не слитно
Недоумевая (без не не употребляется)

38. напишите не слитно или раздельно

1)…делая
2)…долетая
3)…годуя
4)…доспав
5)…вернувшись

39. Опишете следующую анимацию с помощью деепричастий

1. Что такое деепричастие?
2. На какие вопросы отвечает
деепричастие?
3. На какие вопросы отвечает
Причастие?
4. Когда деепричастие пишется
слитно с частицей не?
5. Что такое деепричастный
оборот?
6. Перечислите суффиксы
деепричастий

Деепричастия несовершенного и совершенного вида — Русский язык — 7 класс


На уроке мы изучим значение и образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.Деепричастия несовершенного вида обозначают незавершённое добавочное действие и отвечают на вопрос что делая?Например: напевая, очаровываяДеепричастия совершенного вида обозначают завершённое добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?Например: допев, очаровав
Перейдём к образованию деепричатий.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного видаНапример:дышат → дышастроят → строябудут → будучи
От глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва- деепричастия образуются от основы инфинитива.Например:придавать → придавая поливать → поливая
Как вы уже заметили, деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а (-я), -учи. Суффикс деепричастий -учи, сохраняющийся в фольклоре, в современном русском языке употребляется только в словах будучи (нейтр.) и крадучись (разг.).Деепричастия с суффиксами -учи, -ючи (глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи) являются стилистически окрашенными под народную или старинную речь.
Деепричастия несовершенного вида образуются не от всех глаголов несовершенного вида.Деепричастия не образуются:1) от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных (исключение: мчаться — мчась), например: льют, шьют, жмут, ткут;2) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, например: бегут, берегут, пекут, текут; 3) от глаголов с чередованием согласных з-ж, с-ш в основах инфинитива и настоящего времени, например: мажут, режут, пишут, пляшут; 4) от глаголов несовершенного вида, оканчивающихся на -нуть, например: крепнуть, мёрзнуть, тянуть, пахнуть.Не употребляются в речи деепричастия от глаголов лезть, бежать, звать, петь, мочить. Они заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: вылезая, убегая, называя, распевая, замачивая
Перейдём к особенностям образования деепричастий совершенного видаОбратите внимание на основу глагола, от которого образуется деепричастие совершенного вида дополнить → дополнивзадуматься → задумавшись привлечь (привлекут) → привлёкшизаплести (заплетут) → заплетяБольшинство деепричастий совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени глаголов совершенного вида.
деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов-в, -вши, -ши, -а (-я)
От некоторых глаголов совершенного вида образуются два деепричастия совершенного вида, например:наклонить →наклоня, наклонивпоклониться →поклонясь, поклонившисьпростереть → простере́в, простёрши
Выделите суффиксы, с помощью которых от глаголов образованы деепричастия.

Деепричастие

Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы. Деепричастие сохраняет глагольный признак — переходность.

Примечание. Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным.

Деепричастие, как и глагол, может определяться наречием. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Примечание. Некоторые ученые считают деепричастия самостоятельной частью речи, так как они не имеют многих грамматических признаков, свойственных глаголу.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом — сказуемым. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а (-я). После шипящих употребляется суффикс , а в остальных случаях — -я. От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи.

Примечания.

  1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др. ), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) — выдавая.
  2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
    • от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить ― бьют, рвать — рвут, шить — шьют, жечь — жгут и др. Исключение: мчаться — мчатся — мчась;
    • от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь — берегут, мочь — могут и др.;
    • от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать — пишут, хлестать — хлещут и др.;
    • от глаголов с суффиксом -ну-: блёкнуть — блёкнут, мокнуть — мокнуть, тянуть — тянут, гаснуть — гаснут и др.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия. выраженного глаголом — сказуемым. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, -ши. От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь). Деепричастия с основой на согласный образуются с суффиксом -ши.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы неопределенной формы и от основы прошедшего времени (когда они не совпадают).
  2. К суффиксу -в возвратный суффикс -ся не присоединяется. У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а (-я) от основы будущего времени.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов сохранились формы с суффиксами -в, -вши, -ши (возвратившись, настроившись, пришедши, приведши, принёсши, простившись, приобретши, увидев, увидевши, услышав, услышавши). если существуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом -а (-я) как менее громоздкие.
  2. Иногда деепричастия с суффиксами -в, -вши образуются о глаголов несовершенного вида, но они употребляются редко (бывши, евши, не имев).

Морфологический разбор деепричастия.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (неопределенная форма глагола) 2. Вид. 3. Неизменяемость. III. Синтаксическая роль.



Другие заметки по русскому языку и литературе

Виды деепричастия

Цели урока:

  1. повторить способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  2. формировать умения образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид;
  3. отрабатывать навык морфемного разбора деепричастий;
  4. повторить правописание НЕ с деепричастием и глаголом.

Оборудование: компьютер, система“Verdict”,интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока и целей урока.

II. Повторение.

1. Индивидуальная работа по карточкам (компьютер 3 человека).

КАРТОЧКА 1.

Перестройте предложения , заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания.

  1. В первую минуту он нагонял плот и кричал.
  2. Он ни секунды не колебался и поплыл туда.
  3. Он впал в отчаянье и не почувствовал прежней решимости.

КАРТОЧКА 2.

Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания.

  1. Она стояла на коленях и смотрела вперед.
  2. Матрос словно почувствовал прилив новых сил, поднял весло и велел юнге взять второе.
  3. Мы опасались погони и не думали ложиться.

КАРТОЧКА 3.

Расставьте знаки препинания , выделите деепричастные обороты.

  1. Пройдя шагов триста по берегу реки маленький отряд вступил в лес.
  2. Юноша следовал за ним пристально всматриваясь в лес и оба берега реки.
  3. Повернувшись лицом к океану он искал взглядом следы крушения.

2. Индивидуальная работа у доски.

*Вставьте буквы , рядом с глаголом укажите его вид и спряжение, образуйте деепричастия того же вида.

Держ…т-

Смотр…т-

Посмотр…т-

Замуч…т-

Позабот…тся-

Зате…т-

*Произведите синтаксический разбор предложения, расставить и объяснить знаки препинания.

Троекуров торжеству…щий свою победу взяв перо постав…л подпись под решением суда.4

3. Работа с классом (интерактивная доска).

*Синтаксический разбор предложения.

Стекля (н,нн)ый , редкий и ядреный

С весел…м ш…рохом спеша

Промчался дождь и лес зеленый

Затих прохладою дыша.4

(И.Бунин)

*Составьте схему предложения.

*Какой литературный прием использует И.Бунин, чтобы показать красоту природы?

4. Проверка работы у доски.

5. Индивидуальная работа в тетради (1 человек)

*Произвести морфемный разбор слов.

Промчался2, дыша2, спеша2, затих2 .

6. Блиц-опрос по теории’’. Система”Verdict”.

1. Какое из утверждений является неверным?

  1. Деепричастия образуются от глаголов.
  2. Деепричастия как и наречия, не изменяются
  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
  4. Деепричастия как правило, в предложении являются определением.

2. Какое из утверждений является неверным?

  1. Деепричастия обозначают добавочное действие.
  2. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью -в-, -вши-.
  3. Деепричастия совмещают свойства глагола и наречия.
  4. Деепричастия с зависимыми словами называются деепричастным оборотом.

Итак:

*Что такое деепричастие?

*Какими морфологическими признаками оно обладает?

*Что такое деепричастный оборот?

*Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте и одиночном деепричастии?

*Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

7. Проверка индивидуальной работы у доски.

III. Тренировочные упражнения.

1. Выборочный диктант (письменно).

* Выпишите из строф стихотворений И.Бунина деепричастия и деепричастные обороты.(ксерокопия на каждой парте).

1)

И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

2) И ночь тянулась без конца…
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

3) Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас с поклоном.

4) Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.

5) Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись-
Две чаши, полные огня.
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.

6) Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой.

7) Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле.
И в лес пошла, блестя лиловой
Пятнистой кожей на земле.

2. Самостоятельная работа(взаимопроверка).

*От всех ли глаголов в русском языке образуются деепричастия?

*От каких групп глаголов деепричастия нельзя образовать ?

3. *Образуйте, где это возможно, от глаголов деепричастия.

Печь, беречь, раскрасить, сделать, писать, зябнуть, посмотретьехать, строить, гнуть, рисовать, решить.

4. Сопутствующее повторение орфографии(правописание НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями).

*Чтение сказки “О взаимоотношениях НЕ с Деепричастием”.(по ходу чтения выписать из текста все слова с НЕ, объяснить их правописание).

НЕ всегда славилась скверным характером, и Деепричастие с трудом находило с ней общий язык. Ну и как можно жить в одном доме с этим чудовищем, которое и слова-то не даст сказать! Вот пригласит Деепричастие в дом другие части речи, беседу заведет, совет даст: “Уходя, гасите свет!” А вредная НЕ тут как тут: “Уходя, не гасите свет!” Деепричастие терпеливо продолжает: “Отвечай, думая!” А НЕ нахально: “Отвечай, не думая!” Деепричастие держится изо всех сил: “Написав диктант, внимательно проверь его”. А НЕ немедленно врывается: “Написав диктант, не проверяй его”. Негодуя в душе, Деепричастие старается быть терпимым и учится прощать плохо воспитанную НЕ.

*Так как же пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?(проговорить правило) .

5. Работа с классом.

*Раскройте скобки, объясните написание, расставьте знаки препинания.

Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то.

Поле (не) засеянное вовремя, чернело вдали.

(Не) поворчав кошка куска (не) съест.

Дома меня ждала (не) законченная работа.

6. Лексическая работа.

Найдите устаревшие деепричастия, встречавшиеся в 19 и в 20 веке, а в современном языке не употребляющиеся.

1. Пиша тебе об этом…
(у Н.Некрасова)

2. Бежа изо всех сил…
(у М.Ю.Лермонтова)

3. Лия горькие слезы…
Могя это сделать…
Громко поя песни…
(у Л.Толстого)

7. Найдите в предложениях грамматическую ошибку и исправьте ее (устно).

1. Подходя к калитке, подул сильный ветер и полил дождь.

2. Прочитав рассказ, у меня сложилось впечатление.

8. Работа на компьютере (Тестовая работа).

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

  1. Выспавшись, принес, крепись, стоя
  2. Читая, удерживая, чистая, сидя
  3. Учившись, купив, найдя, бегая
  4. Переплывая, испугавшись, упав, думая.

2. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

  1. Расправь, выпав, пройдя, разговаривая
  2. Бегая, присмотревшись, забыв, глядя
  3. Стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
  4. Навзничь, объевшись, белая, двигая.

3. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

1)2
2)3
3)4
4)5

4. Сколько деепричастий в предложении?

Переехав через гору и спустившись в долину, осененную деревьями, я увидел минеральный ключ, текущий поперек дороги.

1)1
2)2
3)3
4)4

5. Сколько деепричастий в предложении?

Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень.

1)1
2)2
3)3
4)4

6. В каком случае дан неправильный вариант образования деепричастий?

  1. Замерзнуть – замерзнув
  2. Облизывать – облизывая
  3. Открыть – открывая
  4. Довериться – доверившись

7. В каком случае дан неправильный вариант образования деепричастий?

  1. Находиться – находясь
  2. Исправить – исправляя
  3. Осветить – осветив
  4. Испугаться – испугавшись.

IV.*Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

*Параграф 29, 30, упражнение № 176.

Первая группа: придумай грамматическую сказку на одну из тем “О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола”, “О родстве душ Причастия и Деепричастия”, “О том, как Деепричастие подчеркивает запятыми свое добавочное значение”.

Типы причастий в грамматике английского языка

1.

Причастие настоящего времени

Причастие настоящего времени часто используется, когда мы хотим выразить активное действие. В английском языке мы добавляем –ing к инфинитиву глагола.

1.1. Использование причастия настоящего времени

  • Непрерывное время

    He повар ing обед.

    He был приготовление обеда .

  • Герунд

    Повар ing Обед — это весело.

    Любит повар обед .

  • Прилагательное

    Посмотрите на спящего ребенка .

  • Вместе с другими словами

    Она спустилась крик и вниз по лестнице.

    Он сидел думаю и в машине.

    Я видел его читал и .

2.

Причастие прошедшего времени

Причастие прошедшего времени часто используется, когда мы хотим выразить пассивное действие. В английском языке мы добавляем –ed к инфинитиву правильных глаголов. Мы используем 3-й столбец таблицы неправильных глаголов.

2.1. Использование причастия прошедшего времени

  • Совершенное время

    У него сломана рука.

    У него сломана рука.

  • Пассивный голос

    Преступник арестован .

    Преступник арестован .

  • Прилагательное

    Посмотрите на окрашенную стену .

  • Вместе с другими словами

    Помещение покрашено вчера высохло.

    Накрасили ногти .

3. Соединения с причастием прошедшего времени

Это сочетание также известно как причастие совершенного времени. Он используется для образования активного предложения с причастием прошедшего времени. Между действиями есть промежуток времени.

3.1. Прошедшее причастие и имея

  • Сдав провалив экзаменов, я пошел в армию.

Одно действие произошло за другим .

3.2. Настоящее причастие

  • Девушка вышла поющая из здания.

Оба действия произошли одновременно .


Глагольные формы: причастия и инфинитивы — видео и стенограмма урока

Инфинитивы

Вы можете вспомнить, что глагол — это слово, которое выражает действие или событие.Есть несколько различных типов глагольных форм, которые вы захотите идентифицировать и правильно использовать в предложениях. Одним из типов глагольных форм является инфинитив , который состоит из слова «to» и основной формы глагола. Вы можете думать об инфинитиве как о некоей сырой форме глагола, которая не была спрягается, не соединялась с подлежащим или не имела глагольного времени.

Примеры инфинитивов:

  • для запуска
  • идти
  • беспокоиться
  • будет
  • привод

Инфинитив Фраза состоит из инфинитива плюс любые дополнительные слова, описывающие действие, выраженное инфинитивом.Например, фраза «завтра рано вставать» является инфинитивом. Другой пример — «найти новую работу».

Об инфинитивах следует помнить одну важную вещь: нельзя, чтобы инфинитивная фраза оставалась висящей сама по себе, поскольку это был бы фрагмент предложения или неполное предложение. В этом есть смысл, потому что если бы вы объявили: «На новую работу!» или «Завтра рано вставать!» а затем убежите, вы оставите людей в замешательстве своей неполной идеей.

Поскольку инфинитив — это своего рода необработанная форма глагола, это означает, что нам нужно будет что-то сделать с инфинитивом, чтобы он функционировал как главный глагол в предложении, или что нам придется использовать инфинитив в некоторых иначе — не как основной глагол.

Возьмем, к примеру, инфинитив «побеждать». Как я уже упоминал, использовать эту необработанную форму в качестве основного глагола в предложении не получится. Я бы не сказал: «Джейн наконец-то победила свой страх перед котятами». Однако я мог бы использовать форму глагола в прошедшем времени и сказать: «Джейн наконец преодолела свой страх перед котятами».

Я мог бы также сказать: «Джо побеждает тараканов, чтобы заработать себе на жизнь» или «Сэнди победит свой тест по математике в пятницу». В этих предложениях я не использовал исходную форму инфинитива «побеждать».Вместо этого я использовал его формы в качестве основных глаголов, и я убедился, что мои испытуемые согласуются с моими глаголами, и что я каждый раз использую правильное время глагола.

Имейте в виду, что в предложениях можно использовать инфинитивы. Их просто нельзя использовать в качестве основных глаголов. Например, я мог бы использовать инфинитив в качестве подлежащего предложения: «Изучение грамматики — лучшее, что можно сделать». В этом предложении полное подлежащее — это инфинитивная фраза «изучать грамматику», а глагол — «есть».

Причастия к настоящему времени

Другой тип глагольной формы, который имеет несколько специальных правил использования в предложениях, — это причастие.Есть два типа причастий. Причастие настоящего времени — форма глагола, оканчивающаяся на -ing. Причастия настоящего времени часто используются как прилагательные. Вы можете вспомнить, что прилагательное — это слово, описывающее существительное или местоимение.

Примером причастия настоящего времени является слово «спящий». Вот как оно будет использоваться в качестве прилагательного в предложении: «Спящая собака дернула хвостом». Здесь причастие настоящего «спящий» описывает существительное «собака».

Причастия настоящего времени могут использоваться как глаголы, но сами по себе они не являются полными глаголами.Как и в случае с инфинитивами, причастие настоящего времени нельзя использовать в качестве основного глагола в предложении. К нему нужно что-то добавить. Например, вы бы не сказали: «Джамал готовится к экзамену». Технически это неполное предложение или фрагмент предложения.

К причастию настоящего времени «изучение» нужно что-то добавить. В этом случае вы должны добавить вспомогательный глагол — форму глагола «быть». Исправленная версия этого предложения будет выглядеть так: «Джамал готовится к экзамену».

Прошедшие причастия

Есть второй тип причастия, и правила в чем-то похожи.Причастие прошедшего времени — это форма глагола, которая обычно заканчивается на -ed или -d. Некоторые глаголы, называемые неправильными глаголами, не следуют типичным образцам, характерным для большинства глаголов. У неправильных глаголов есть причастия прошедшего времени с множеством окончаний, которые не обязательно следуют установленному образцу. Это потому, что неправильные глаголы — как вы уже догадались — неправильные. Многие причастия прошедшего времени оканчиваются на -t, -en, -n или -ne, хотя это не полный список.

Вот несколько примеров неправильных глаголов:

Причастия прошедшего времени правильных глаголов выглядят как версия прошедшего времени тех же глаголов.Например, и прошедшее время, и причастие прошедшего времени глагола «смотреть» — это «смотрел». Некоторые неправильные глаголы являются исключением из этого правила; их причастия прошедшего времени отличаются от глагольных форм прошедшего времени. Обратите внимание, что прошедшее время слова «выбрать» — это «выбрано», а причастие прошедшего времени — «выбрано». Прошедшее время «падать» — «падать», а причастие прошедшего времени — «падать». Прошедшее время слова «летать» — «лететь», а причастие прошедшего времени — «лететь». Прошедшее время слова «кольцо» — «звено», а причастие прошедшего времени — «звено».’

Причастия прошедшего времени, как и причастия настоящего, могут использоваться как прилагательные. Например, мы могли бы использовать причастие прошедшего времени «смущенный» в качестве прилагательного, например: «Смущенный студент схватил свои листы и выбежал из комнаты». Здесь причастие прошедшего времени «смущенный» описывает существительное «ученик». Другой пример причастия прошедшего времени — «разорванный». Мы могли бы использовать это как прилагательное, например: «Дети пытались спрятать разбитую лампу».

Причастия прошедшего времени используются не только как прилагательные.В паре с вспомогательным глаголом — вспомогательные глаголы включают формы глаголов «быть» и «иметь» — причастие прошедшего времени глагола станет частью прошедшего совершенного или настоящего совершенного времени глагола.

Например, прошедшее время правильного глагола «ходить» — это «ходить», поэтому причастие прошедшего времени также означает «ходил». Мы можем соединить причастие прошедшего времени с вспомогательным глаголом, чтобы образовать два разных времени глагола. Пример использования прошедшего совершенного времени: «Я прошел весь путь до магазина, прежде чем пошел дождь».Примером настоящего совершенного времени может быть «Я уже прошел две мили сегодня».

Вам не нужно слишком увлекаться различными типами совершенного времени для целей этого урока. На этом этапе просто знайте, что, помимо прилагательных, причастия прошедшего времени также могут помочь сформировать несколько типов времен глаголов.

Краткое содержание урока

Помните, что глагол — это слово, которое выражает действие или событие. Вам следует знать несколько типов глагольных форм.

Одним из типов глагольных форм является инфинитив , который состоит из слова «to» и основной формы глагола. Пример — «сидеть». Вы можете думать об инфинитиве как о некоей сырой форме глагола, которая не была спрягается, не соединялась с подлежащим или не имела глагольного времени. Об инфинитивах следует помнить одну важную вещь: вы не можете оставить инфинитивную фразу отдельно, поскольку это будет фрагмент предложения или неполное предложение.

Причастия — это еще один тип глагольной формы, и есть два вида причастий.Причастие настоящего времени — форма глагола, оканчивающаяся на -ing. Причастия настоящего времени часто используются как прилагательные. Причастия настоящего времени могут использоваться как глаголы, но сами по себе они не являются полными глаголами. К причастию настоящего времени нужно добавить что-нибудь, например, вспомогательный глагол.

причастие прошедшего времени — это форма глагола, которая обычно заканчивается на -ed или -d. Некоторые глаголы, называемые неправильными глаголами, не следуют типичным образцам, характерным для большинства глаголов. Многие причастия прошедшего времени оканчиваются на -t, -en, -n или -ne, хотя это не полный список.

Причастия прошедшего времени могут использоваться как прилагательные. Для правильного глагола причастие прошедшего времени совпадает с формой прошедшего времени. В паре с вспомогательным глаголом — вспомогательные глаголы включают формы глаголов «быть» и «иметь» — причастие прошедшего времени глагола станет частью прошедшего совершенного или настоящего совершенного времени глагола.

Результат обучения

Посмотрев этот урок, вы должны познакомиться с некоторыми специальными формами глаголов, включая неправильные глаголы и инфинитивы, а также причастия прошедшего и настоящего времени.Возможно, вы сможете правильно использовать их в предложениях в результате учебы.

причастие | Объяснение причастий на примерах

Понимание использования причастия

Причастие — это форма глагола, которая принимает природу как глагола, так и прилагательного. Следовательно, причастие выполняет функции как глагола, так и прилагательного. Поэтому его еще называют глагольным прилагательным.

Виды причастий

Причастие указывает на выполняемое действие или действие, которое завершено.Таким образом, причастия бывают трех видов:

  1. Причастие настоящего времени (глагол + ing, например, бег, танцы, игра, пение, и т. Д.)
  2. Причастие прошедшего времени (третья форма глагола, обычно оканчивающаяся на –ed, –d, –t, –en, –n, , например, уставший, выученный, сожженный, сломанный, обиженный и т. Д.)
  3. Причастие совершенного вида (имеющее + причастие прошедшего времени, например, , завершившееся, увидев и т. Д.)

Формы причастия

Причастия имеют следующие формы:

Активный голос Пассивный голос
Настоящая форма любить быть любимым
Совершенная форма любил любил

Использование причастия

Поскольку причастие выполняет те же функции, что и прилагательное, его можно использовать в трех смыслах, как и прилагательное.

Атрибутивное использование
  • а) Он спрыгнул с автобуса , идущего на автобусе .
  • б) раненых детей доставлены в больницу.

Прогностическое использование
  • а) Вроде сильно устал .
  • б) пришлось вести поиски .
Абсолютное употребление (с предшествующим существительным или местоимением)
  • а) Солнце зашло , поедем домой.
Важный совет!

Обратите внимание, что при абсолютном использовании часть, содержащая причастие, совершенно не зависит от главной части.

Как можно использовать причастия

В английском языке причастия используются со вспомогательными глаголами, чтобы сделать глагольные времена, такие как настоящее непрерывным, и прошедшее совершенное время:

Примеры включают:
  • Мы переводим в Мемфис. [настоящее время продолжается]
  • The Johnson’s переехал в Мемфис. [прошедшее идеальное время]

Причастия прошедшего времени могут использоваться в сопровождении вспомогательного глагола, to be, для образования пассивного залога глаголов:

Примеры включают:
  • Энди попросили увидеться с директором.
  • Нам сообщили о происшествии .

Причастия могут использоваться как прилагательные:

Примеры включают:
  • Тротуар покрыт битым стеклом .
  • Он смотрел на меня выпученными глазами.

Причастия могут использоваться как существительные:

Примеры включают:
  • Женщина хорошего воспитания .
  • Энди провел весь день на рыбалке .

Когда причастие настоящего используется как существительное, как в последнем наборе примеров, оно также известно как герунд Открывается в новом окне