Термины по биологии 7 класс с определениями – Терминологический словарь по биологии 7 класс ( В.Б Захаров, Н.И. Сонин) — Словарь — Ученикам — Каталог статей

Терминологический словарь по биологии 7 класс ( В.Б Захаров, Н.И. Сонин) — Словарь — Ученикам — Каталог статей

Термины

Этимология

Определение

Автотрофы

От греч. аутос — сам, трофе- пища

Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии, энергии химических превращений. Это зеленые растения и некоторые бактерий.

Анаэробные бактерии

От греч. ан- отрицательная частица, аэр — воздух, биос- жизнь; бактерион- палочка

Организмы, способные жить и развиваться при отсутствии в среде свободного кислорода.

 

Антеннулы

 

Короткие усики у ракообразных

 

Антенны 

 

Длинные усики у ракообразных.

 

Артериальная кровь

 

Кровь, насыщенная кислородом.

 

Архебактерии

От греч. архиос- древнейший, бактерион- палочка

Древнейшие из ныне живущих прокариот, появились 3 млрд. лет тому назад.

 

Аэробные организмы

От греч. аэр — воздух, биос — жизнь

Организмы, способные жить и развиваться только при наличии в среде свободного кислорода(все растения, большинство простейших и многоклеточных животных, почти все грибы).

 

Бактериофаг

От греч. бактерион- палочка ,фагос-пожиратель

Вирус, поражающий бактерии.

Бациллы 

От лат. бациллос- палочка

Вытянутые в длину бактерии.

Биосфера

От греч. биос — жизнь, сфера- шар

Оболочка Земли, населенная живыми организмами.

 

Биоценоз

От греч. биос — жизнь, койнос —  общий

Совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема.

 

Бинарная номенклатура

От лат. бинариус – двойной, состоящий из двух частей; номенклатура-роспись имен

Обозначение видов двумя словами: первое- название рода, второе -видовой эпитет.

Боковая линия

 

Характерный для рыб орган, воспринимающий движение воды, образован чувствительными клетками, сгруппированными на боковых поверхностях тела.

Ботаника

От греч. ботанэ — трава

Наука о растениях.

 

Вайя

От греч байон- пальмовая ветвь

Лист папоротника

Венозная кровь

 

Кровь, отдавшая кислород клеткам тела.

Вибрионы

От фран. вибрион- колеблюсь, дрожу

Дугообразно изогнутые бактерии

( возбудитель холеры).

Вид

От лат. специес — эталон, единица измерения

Основная единица классификации.  Совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию.

 

Вирус

От лат. вирус-яд

Неклеточная форма жизни.

 

Вирусология

От лат вирус- яд; греч. логос- учение

Научная дисциплина, исследующая вирусы.

Воднососудистая система

 

Характерна для иглокожих. Она представлена кольцевым каналом, окружающим пищевод, и отходящими от него в лучи пятью радиальными каналами. Участвует в передвижении, дыхании и выделении.

Выводковые

 

Птицы, у которых птенцы вскоре после выхода из яйца способны следовать за матерью и самостоятельно клевать корм.

Гаметофит

От греч. гамете- жена, гаметес- муж; фито-растение

Растение, производящее гаметы.

Гемолимфа

От греч.гема — кровь, лат. лимфа — чистая вода

Бесцветная или зеленоватая жидкость, циркулирующая в сосудах или межклеточных полостях многих беспозвоночных (у членистоногих, моллюсков и др.), имеющих незамкнутую систему кровообращения.

Геном

От греч. генос- происхождение

Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом данного организма (геном гамет человека представлен 23 хромосомами).

 

Гермафродитизм

От имен греч. богов Гермеса и Афродиты; в переводе означает — мифическое обоеполое существо.

 

Наличие органов мужского и женского пола у одной и той- же особи.

Гетеротрофы

От греч. гетерос- другой, трофе- пища

Организмы, использующие для питания только готовые органические вещества.

Гидромедуза

От греч. хидор- вода, влага;

 Свободноплавающие половые особи  класса гидроидных.

 

Гифы

От греч. хифе- ткань, паутина

Микроскопические ветвящиеся нити, образующие вегетативное тело гриба — таллом.

 

Грибница

 

Вегетативное тело гриба (таллом), состоящее из тонких ветвящихся нитей- гиф. Служит для поглощения из субстата питательных веществ.

 

Гусеница

 

Червеобразная личинка бабочек, имеющая членистое тело и не более пяти пар ножек.

 

Двойное оплодотворение

 

Тип полового процесса, свойственный только цветковым растениям. Заключается в том, что при формировании семени оплодотворяется не только яйцеклетка, но и центральное ядро зародышевого мешка.

 

Двусторонняя симметрия

 

Симметрия, при которой органы располагаются по обе стороны от предполагаемой плоскости, делящей организм вдоль на две половины.

 

Диафрагма

От греч. диафрагма- перегородка

Мышечная перегородка, разделяющая полость тела на грудной и брюшной отделы.

 

Диплококки

От греч. ди-  два, коккос- зерно

Бактерии, состоящие из попарно сближенных кокков (две клетки в одной капсуле).

 

Естественный отбор

 

Основной движущий фактор эволюции организмов. Результат борьбы за существование, выражается в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями каждого вида организмов и гибели менее приспособленных.

 

www.yanazaharova.ru

Словарь биологических терминов за 7 класс » Народна Освіта

Словарь

А

Абиотические экологические факторы — условия неживой природы (например, температура, давление).

Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических в своем теле.

Акклиматизация — приспособление организмов к новым биоценозам.

Амебоидное движение — вид движения, который характерен для одноклеточных амеб и некоторых других клеток многоклеточных организмов, не имеющих постоянной формы. Они могут будто «перетекать» на новое место, образуя специальные выросты, которые называют ложноножками.

Антропические факторы среды —

влияние людей и их деятельности.

Аорта — самая крупная артерия, в которую кровь выталкивается из сердца.

Аппарат Гольджи — внутриклеточный комплекс из канальцев, полостей, пузырьков, образованных мембранами, расположенный вблизи ядра. На мембранах комплекса Гольджи синтезируются углеводы и жиры.

Артериальная кровь — кровь, насыщенная кислородом.

Артерии — сосуды, по которым кровь течет от сердца.

Б

Безусловные рефлексы — рефлексы, характерные для всех представителей вида. К ним относятся дыхание, кашель, чихание, отдергивание руки от горячего предмета и т. п.

Бесполое размножение — размножение, которое осуществляется без участия половых клеток.

Бинарная номенклатура — система двойных названий, которая используется в систематике. Название вида животных, как и растений, состоит из двух слов (еж ушастый, заяц европейский), где первое слово является названием рода (род Еж, род Заяц). Кроме основных таксонов, используются промежуточные: подтип, подкласс, сверхкласс и т. п.

Биологический метод борьбы — метод борьбы, при котором одни организмы используются для борьбы с другими (например, когда вредителей уничтожают при помощи их естественных врагов).

Биология — комплекс наук о живой природе.

Биотические экологические факторы — любое влияние живых организмов или их деятельности.

Боковая линия — особый орган чувств, характерный только для рыб, который передает в мозг по нервам информацию о силе и направлении течения воды. Боко-

вая линия также является органом осязания и обоняния.

В

Венозная кровь — кровь, насыщенная углекислым газом.

Вены — сосуды, по которым кровь поступает в сердце.

Вид — группа организмов, которые имеют общие черты строения, жизнедеятельности, обитают на определенной территории, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство.

Включения — разнообразные жиры, белки, углеводы, которые могут находиться в цитоплазме животных клеток в виде капель и зернышек.

Внекишечное пищеварение — этап, когда яд, введенный в тело пойманной в паутину жертвы, переваривает ее. Позже полученную кашицу паук всасывает через ротовое отверстие с помощью глотки.

Внутриклеточное пищеварение —

этап пищеварения, на котором пищеварительные клетки захватывают кусочки пищи и переваривают ее.

Вредители — животные, которые вредят садам, лесам, полям. Это насекомые, которые питаются древесиной, плодами, семенами (непарный шелкопряд, разные виды древоточцев, колорадский жук, яблоневая плодожорка, перелетная саранча), мышевидные грызуны и др.

Всеядные животные — животные, которые питаются смешанно, растительной и животной пищей.

Выделительная система — система органов, выполняющая функцию выведения из организма излишков воды, солей и вредных конечных продуктов обмена веществ.

Г

Гермафродиты — организмы, у которых сперматозоиды и яйцеклетки могут вырабатываться одной особью.

Гетеротрофы — организмы, получающие готовые органические вещества с пищей.

Гомойотермные — животные, имеющие постоянную температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.

Гормоны — биологически активные вещества, которые принимают участие в регуляции жизненных функций организма.

Д

Движение — одно из основных свойств живых организмов. Большинство животных способно к активным движениям.

narodna-osvita.com.ua

Повторение курса 7 класса по биологии «Зоология. Термины»

Зоология. Термины

.

  • Пищевая пирамида-

  • Плавник- орган движения рыб.

  • Плазма кровы — жидкая часть крови, в которой взвешены форменные элементы — вторая часть крови. 

  • Полость первичная-  пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы. В отличие от вторичной полости тела. не имеет собственной оболочки.

  • Полость вторичная- пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкость

  • Полость мантийная — полость, ограниченная снаружи мантией у моллюсков, а изнутри — телом животного.

  • Продуцент- растения

  • Раздражимость-  это способность живого организма реагировать на внешние или внутренние раздражители.

  • Размножение бесполое- характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых, соматических (телесных) клеток.

  • Размножение половое- с помощью половых клеток.

  • Размножение почкованием- тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).

  • Регенерация- восстановление организмом утраченных частей

  • Редуцент- организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества…

  • Реснички- орган движения.

  • Эктодерма- это наружный зародышевый листок. В ходе развития зиготы он формируется первым из внешнего слоя клеток.

  • Эмбриональное развитие —  развитие организма животного, происходящее в оболочках яйца вне материнского организма или внутри него.

  • Эндемик- виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале.

  • Энтодерма- это внутренний зародышевый листок. Слой однородных клеток, составляющий выстилку кишечной полости эмбриона.

  • Яичник- женские половые железы.

  • Яйцеклетка- это женская половая клетка.

  • Яйцо- оплодотворённая яйцеклетка.

  • infourok.ru

    Промежуточная аттестация по биологии 7 класс.

    Промежуточная аттестация по биологии 7 класса.

    1 вариант.

    Инструкция для обучающихся.

    Работа состоит из 8 заданий. На её выполнение отводится 80 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Каждое задание оценивается по определённым баллам. Общее количество баллов составляет 34. Около каждого задания вы увидите количество баллов, которые можете заработать, выполнив задание. Желаем удачи!

    1. Соотнесите определения и термины. (9 баллов).

    Определения:

    А. Наружный слой клеток; Б. Наука, изучающая животных; В. Совокупность экологических факторов; Г. Мужские гаметы; Д. Обоеполый организм; Е. Слияние гамет с образованием зиготы; Ж. Восстановление утраченных органов и тканей; З. Внутренний слой клеток; И. Организм проживающий совместно с другим организмом и приносящий ему вред.

    Термины:

    1. Зоология, 2. эктодерма, 3. сперматозоид, 4. гермафродит, 5.окружающая среда , 6. оплодотворение, 7. паразит, 8. регенерация, 9. энтодерма.

    2. Соотнесите определения и функции. (7 баллов).

    Функции:

    А. Система, состоящая из репродуктивных органов, участвующая в процессе размножения. Б. Система, участвующая в механической и ферментативной обработке пищи. В. Система обладающая возбудимостью и проводимостью; Г. Участвует в фильтрации и выведении продуктов распада. Д. Участвует в газообмене. Е. Выполняет опорную, двигательную и защитную функцию. Ж. Участвует в кровообращение и газообмене.

    Определения:

    1.Пищеварительная система; 2. половая система; 3. выделительная система; 4. нервная система 5. кровеносная система; 6.опорно — двигательная система; 7. дыхательная система.

    3. Выполните таблицу, соотнесите типы с представителями. (4балла).

    Тип животных.

    Представители.

    Тип Кишечнополостные. (А)

    1. печёночный сосальщик, бычий цепень, кошачья двуустка, белая планария

    Тип Плоские черви. (Б)

    2. дождевой червь, пиявки, трубочники, пескожилы, нереиды.

    Тип Кольчатые черви. (В)

    3. аскарида, острица, трихина, луковая нематода.

    Тип Круглые черви. (Г)

    4. пресноводная гидра, медузы, коралловые полипы

    4. Соотнесите признаки соответствующие хордовым животным, распределите по классам. (6 баллов).

    Признаки:

    1. Не имеет рёбер.

    2. Изучает герпетология

    3. Изучает ихтиология

    4. Изучает орнитология

    5. Двухкамерное сердце

    6. Рептилии

    7. Амфибии

    8. Есть плавательный пузырь

    9. Есть наружное ухо

    10. Насыщенный кислородом воздух проходит через лёгкие два раза

    11. Неподвижное соединение головы

    12. Четырёхкамерный желудок

    13. Яйцо с твёрдой оболочкой

    14. Наличие боковой линии

    15. Внутреннее оплодотворение

    16. Внутриутробное развитие в полом мышечном органе

    17. Способны дышать кожей

    18. Тушканчик

    19. Камбала

    20. Питон

    21. Черепаха

    22. Страус

    23. Жаба

    24. Кит

    Классы:

    Класс Земноводные (А), Класс Пресмыкающиеся (Б), Класс Рыбы (В), Класс Птицы (Г), Класс Млекопитающие (Д).

    5. Распределите представителей животных по классам: (3 балла)

    Представители:

    1.лягушка, 2. гадюка, 3. тигр, 4. ласточка, 5. окунь, 6. жаба, 7. кит, 8. ящерица,9. бобр, 10. щука, 11. сова, 12. медведь, 13. орёл , 14. треска, 15. тритон, 16. голубь, 17. белка.

    Классы:

    Рыбы(А)

    Земноводные (Б)

    Пресмыкающиеся (В)

    Птицы (Г)

    Млекопитающие (Д)

    6. Угадайте животное по описанию. (1балл)

    Большую часть жизни проводят на деревьях. Легко лазают по веткам деревьев, перепрыгивают с дерева на дерево. У них мягкая шерсть, большой пушистый хвост, на кончиках ушных раковин кисточки длинных волос. Летом шерсть – рыжая, зимой – сероватая. Едят орехи, желуди, семена, сосны и ели, грибы, ягоды. Гнездо делают на деревьях, в дуплах деревьев.

    1. Под какой буквой на рисунке изображён птенец выводковой птицы? (1балл)

    А. Б. В. Г.

    8. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам: (3балла)

    Особенности системы: Класс:

    А) в сердце венозная кровь 1) Рыбы

    Б) в сердце 4 камеры 2) Птицы

    В) два круга кровообращения

    Г) один круг кровообращения

    Д) венозная кровь из сердца поступает к легким

    Е) в сердце 2 камеры

    Промежуточная аттестация по биологии 7 класса.

    2 вариант.

    Инструкция для обучающихся.

    Работа состоит из 8 заданий. На её выполнение отводится 80 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Каждое задание оценивается по определённым баллам. Общее количество баллов составляет 34. Около каждого задания вы увидите количество баллов, которые можете заработать, выполнив задание. Желаем удачи!

    1. Соотнесите определения и термины. (9 баллов).

    Определения:

    А. Наружный слой клеток; Б. Наука, изучающая животных; В. Совокупность экологических факторов; Г. Мужские гаметы; Д. Обоеполый организм; Е. Слияние гамет с образованием зиготы; Ж. Восстановление утраченных органов и тканей; З. Внутренний слой клеток; И. Организм проживающий совместно с другим организмом и приносящий ему вред.

    Термины:

    1. Зоология, 2. эктодерма, 3. сперматозоид, 4. гермафродит, 5.окружающая среда , 6. оплодотворение, 7. паразит, 8. регенерация, 9. энтодерма.

    2. Соотнесите определения и функции. (7 баллов).

    Функции:

    А. Система, состоящая из репродуктивных органов, участвующая в процессе размножения. Б. Система, участвующая в механической и ферментативной обработке пищи. В. Система обладающая возбудимостью и проводимостью; Г. Участвует в фильтрации и выведении продуктов распада. Д. Участвует в газообмене. Е. Выполняет опорную, двигательную и защитную функцию. Ж. Участвует в кровообращение, и в газообмене.

    Определения:

    1.Пищеварительная система; 2. половая система; 3. выделительная система; 4. нервная система 5. кровеносная система; 6.опорно — двигательная система; 7. дыхательная система.

    3. К словам левого столбца, подберите пояснения из правого: (3 балла).

    Беспозвоночные – (А)

    Паразиты – ( Б )

    Пасека – (В)

    Земноводные – (Г )

    Жабры – (Д)

    Млекопитающие – (Е)

    живут в организме человека и животных. (1)

    участок с ульями.(2)

    органы дыхания рыб.(3)

    не имеют позвоночника.(4)

    живут как в воде, так и на суше.(5)

    выкармливают детёнышей молоком.(6)

    4. Выпишите признаки соответствующие типу Членистоногих, распределите по классам: (6 баллов)

    Признаки:

    1. Имеют три пары ног

    2. Водные обитатели

    3. Изучает арахнология

    4. Дышат при помощи жабр

    5. Имеют четыре пары ног, расположенных на головогруди

    6. Изучает энтомология

    7. У большинства представителей развитие с полным превращением

    8. Плетут паутину

    9. Есть одомашненные виды

    10. Имеют крылья

    11. Имеют хелицеры и педипальпы

    12. Питаются падалью

    13. Внекишечное пищеварение

    14. Растут во время линьки

    15. Муха

    16. Креветка

    17. Клещ

    Классы:

    Ракообразные (А)

    Паукообразные (Б)

    Насекомые (В)

    5. Найдите среди букв каждой строки, названия животных и выпишите их: (3балла)

    т

    н

    ь

    к

    м

    ы

    ш

    ь

    з

    ш

    з

    х

    ч

    ф

    к

    р

    ы

    с

    а

    л

    т

    с

    у

    и

    г

    ш

    е

    в

    у

    о

    с

    у

    с

    л

    и

    к

    д

    с

    в

    б

    е

    л

    к

    а

    ю

    я

    х

    к

    ц

    е

    т

    х

    с

    б

    о

    б

    р

    ь

    ю

    ъ

    6. Угадайте животное по описанию: (1 балл)

    Самый крупный и сильный зверь наших лесов. Это зверь растительноядный, но вступить с ним в бой осмелится не всякий волк и медведь. Взрослые самцы бывают более 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом передних копыт он может разбить противнику голову, рассечь грудь. Весной у него начинают отрастать рога, а осенью они становятся большими, лопатовидными. Зимой рога отпадают, и всю зиму животные ходят без рогов.

    1. Под какой буквой на рисунке изображён птенец гнездовой птицы? (1балл)

    А. Б. В. Г.

    8. Какие признаки характерны только для представителей класса Птиц: (выбрать 3 верных ответа):

    (3 балла)

    1) сердце четырехкамерное

    2) имеется копчиковая железа

    3) двойное дыхание

    4) отсутствие зубов на челюстях

    5) в шейном отделе 7 позвонков

    6) яйца откладывают на суше

    Ответы.

    1. Задание общее для первого и второго варианта. Соотнести определения и термины.

    А2, Б1, В2, Г3, Д4, Е6, Ж8, З9, И7

    2. Соотнести функции и определения.

    А2, Б1, В4, Г3, Д7, Е6, Ж5.

    1 вариант.

    3. Таблица

    А4, Б1, В2, Г3.

    1.Кишечнополостные – пресноводная гидра, медузы, коралловые полипы

    2. Плоские черви – печёночный сосальщик, бычий цепень, кошачья двуустка, белая планария.

    3. Кольчатые черви – дождевой червь, пиявки, трубочники, пескожилы, нереиды.

    4. Круглые черви – аскарида, острица, трихина, луковая нематода.

    4. А – 3,5,8,11,14,19.

    Б – 1,7,14,17,23.

    В – 2,6,15,20,21

    Г – 4,10,13,15,22.

    Д – 9,12,15,16,18,24.

    5. А – 5,10,14.

    Б – 1,6,15.

    В – 2,8.

    Г – 4,11,13,16.

    Д – 3,7,9,12,17.

    6. Белка

    7. В

    8. 1. АГЕ 2. БВД

    2 вариант

    3. А — 4, Б – 1, В – 2, Г – 5, Д – 3, Е -6.

    4. А – 2,4,12,14,16.

    Б – 3,5,8,11,13,14,17.

    В – 1,6,7,9,10,14,15.

    5. Мышь, крыса, белка, суслик, бобр.

    6. Лось

    7. А

    8. 2,3,4.

    Пояснительная записка.

    для проведения промежуточной аттестации по биологии обучающихся 7 класса в группе ОВЗ.

    Преподавание биологии в 7 классе осуществляется по программе И.Н.Пономарёвой «Биология. 7 класс», составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

    Промежуточная аттестация : является целью оценки качества образовательной подготовки обучающихся 7 классов. Материалы направлены на контроль усвоения обучающимися, важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности. Задания направлены на усвоения минимума образовательного стандарта в группе ОВЗ.

    Материал состоит из 8 заданий. Первое задание идёт на отработку биологических терминов, необходимо соотнести термины и определения, общий балл 9. Второе задание: необходимо соотнести функции и определения, общий балл 7. Третье задание таблица, необходимо соотнести представителей и типы животных, общий балл 3. Четвёртое задание: оценивается в 6 баллов, необходимо выбрать соответствующие признаки. В пятом задании необходимо выбрать соответствующих животных, либо, найти их среди множества букв, и распределить по определённым столбцам, оценивается в 3 балла. Шестое задание: работа с текстом, необходимо угадать животное, оценивается в 1 балл. Седьмое задание: работа с рисунком, определение птиц, к каким группам они относятся, оценивается в 1 балл. Восьмое задание: выбрать правильные утверждения – 3 балла, либо соотнести.

    Общее количество баллов, которое могут набрать, обучающиеся, 34 балла.

    На выполнение работы отводится 80 минут, без учёта подготовительного этапа, отведённого на инструкцию.

    В данной работе отражены следующие темы: «Взаимосвязи между организмами», «Тип Простейшие», «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски», «Тип Хордовые».

    Оценивание работ.

    Оценка «5»- 31-34 баллов.

    «4» — 23-30 баллов

    «3» — 16-22 баллов

    «2» — 15 и ниже.

    infourok.ru

    Конспект урока по биологии 7 класс «Вид»

    Урок № 2

    Тема: ВИД.

    Цель: формирование у учащихся общих представлений о понятии «биологический вид»

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Продолжить формирование представлений об организации живой природы;

    2. изучить основные признаки (критерии) вида и сформировать у учащихся представление о понятии «Вид»;

    3. раскрыть значение популяции как формы существования вида.

    Развивающая:

    Продолжить развитие у учащихся умений обобщать и систематизировать знания; продолжить развитие навыков самостоятельной работы и самоанализа у учащихся.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты:

    • называть, приводить примеры близких видов, организмов одного и разных видов;

    • определять понятия по теме урока;

    • описывать общие признаки вида, взаимоотношения между особями в одной популяции.

    Основные термины и понятия: вид, популяция, ареал.

    Ресурсы: учебник (стр.10-11), ЭОР, фотографии, отображающие взаимоотношения особей в популяциях, гербарные экземпляры близких видов.

    Тип урока: изучение нового материала.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    Рабочая тетрадь Биология. 7 класс. Задорожный К.Н выполнить задания 5, 6, 9Стр 2-3.

    1. Изучение нового материала

    А) Организм и вид – различные уровни организации живой природы.

    — Ребята, давайте с вами вспомним, какие существуют уровни организации живой материи?

    — Что такое организм?

    — В какую единицу объединяются отдельные особи?

    — Как вы думаете, организм и вид относятся к одинаковым уровям организации живого? Если да, то почему? Если нет, то почему?

    Каждый организм, с одной стороны, состоит из специализированных подчиненных ему систем организации (органов, тканей и т. д.), с другой — сам является относительно изолированной единицей в составе надорганизменных биологических систем (видов, биогеоценозов и биосферы в целом).

    Организм состоит из различных компонентов — органов,но одновременно благодаря их взаимодействию он целостен. Вид также представляет собой целостную систему, хотя его образуют отдельные единицы — особи, однако их взаимодействие и поддерживает целостность вида. Существование жизни на всех уровнях обеспечивается структурой низшего ранга. Например, характер клеточного уровня организации определяется субклеточным и молекулярным уровнями; организменный — органным; тканевым, клеточным; видовой — организменным и т. д.

    То есть, делаем вывод: Организм и вид относятся к разным уровням организации живой природы.

    Б) Общие признаки особей одного вида

    Критерии вида – это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

    • Морфологический – внутреннее и внешнее строение.

    • Физиолого-биохимический – как работают органы и клетки.

    • Поведенческий – поведение, особенно в момент размножения.

    • Экологический – совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т.п.)

    • Географический – ареал (область распространения), т.е. территория, на которой живет данный вид.

    • Генетико-репродуктивный – одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

    Задание на закрепление: сравните два вида – бурый медведь и белый медведь. Скажите, они относятся к одному виду?

    — Ребята, запишем определение, что такое ВИД.

    ВИД – это основная структурная единица в системе живых организмов. Особи одного вида обладают общим планом внешнего и внутреннего строения, свободно скрещиваются, дают плодовитое потомство и населяют определенную территорию.

    В) Популяция – часть вида

    Особи любого вида распространены в пределах ареала неравномерно, как бы островами, т. е. густонаселенные участки сменяются редконаселенными. В лесостепи Западной Сибири береза распространена островами рощи, леса в степи. В средней полосе европейской части СССР береза встречается сгущениями. На 1 км2 в чистых березняках растут тысячи деревьев, в смешанных лесах – несколько сотен. Такие сгущения чередуются с лугами, где на 1 км попадаются единичные березы.

    Неравномерность распределения особей одного вида в ареале связана с различиями в условиях жизни, сложившимися в разных его участках (микроклимат, кормовые объекты, почва, другие виды и т. п.). Виды, жизнь которых связана с древесной растительностью, занимают в ареалах лесные участки. Колонии европейского крота встречаются на лесных опушках и лугах, жгучая крапива растет по канавам, огородам, около дорог.

    Особи одного вида живут не поодиночке, а группами; между особями в таких группах на протяжении длительного времени сформировались сложные взаимоотношения. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует о определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называют популяцией. Это элементарная структура вида, в форме которой он существует.

    Что же объединяет особей в одну популяцию? Главный объединяющий фактор – это свободное скрещивание особей друг с другом. Особи одной популяции обладают большим сходством во всех свойствах и признаках по сравнению с особями даже соседней популяции того же вида. Возможности встречи особей разного пола и их скрещивания внутри популяции значительно выше, чем между особями соседних популяций.

    Смешиванию популяций препятствуют различные барьеры: географические – горы, реки, моря, климат, почвы; биологические – у животных, например, некоторые различия в строении полового аппарата, сроках спаривания и гнездования, инстинкте сооружении нор и гнезд, поведении в период спаривания; у растений – в периоде цветения и опыления, в скорости прорастании пыльцы в отношениях с насекомыми-опылителями. Все сказанное о популяциях относится главным образом к двуполым животным и к растениям с перекрестным опылением.

    Различии между популяциями одного вида хорошо винны на следующем примере. Широко распространенный вид окунь обыкновенный в крупных озерах образует две популяции. Одна популяция живет в прибрежной зоне, особи питаются мелкими животными, растут медленно. Другая популяция обитает на большой глубине, особи питаются рыбой и их икрой, растут быстро.

    Г) Значение объединения особей в популяции и виды.

    Особи в популяции различаются по полу (мужские, женские), возрасту (зачатки, новорожденные, молодые, взрослые и старые), по взаимодействию с окружающей средой.

    Такое объединение взаимодействующих особей позволяет рассматривать популяцию как особую живую систему со свойствами надорганизменного характера.

    Для совместной жизни большое значение имеет комплекс приспособлений, обеспечивающий контакт между ними или, наоборот, предотвращающий столкновения.

    Особи, составляющие популяцию, непрерывно обмениваются информацией (наследственной, биохимической, деятельностной, сигнальной) – формирует целостность популяции как биосистемы в пространстве и во времени.

    Популяция имеет определенную структуру. Пространственная структура — индивидуальные территории или участки – свойственны фактически всем видам. Плотность – густота размещения особей на занимаемой территории.

    Вывод: (делают ученики)

    1. Закрепление

    Рабочая тетрадь Биология. 7 класс. Задорожный К.Н выполнить задания 2, 3,4 Стр 2.

    — По каким признакам отличают один вид от другого?

    — Почему виды состоят из популяций?

    — Как взаимосвязаны особи в популяциях?

    5. Подведение итогов урока

    6. Рефлексия.

    — Что нового вы узнали на уроке?

    — Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

    7. Домашнее задание: параграф 2, стр 10-11, читать. Сравнить 2 вида – дуб пушистый и дуб скальный.

    infourok.ru

    Основные биологические термины (Словарь)

    Страница 1 из 2

    Словарь основных биологических терминов и понятий

    А

    АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА — совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов. К ним относят состав атмосферного воздуха, состав морских и пресных вод, почвы, температуру воздуха и почвы, освещение и другие факторы.

    АГРОБИОЦЕНОЗ — совокупность организмов, обитающих на землях, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур. В А. растительный покров создаётся человеком и состоит обычно из одного-двух культивируемых растений и сопутствующих им сорняков.

    АГРОЭКОЛОГИЯ — раздел экологии, изучающий закономерности организации искусственных растительных сообществ, их структуру и функционирование.

    АЗОТФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ — бактерии, способные усваивать азот воздуха с образованием соединений азота, доступных для использования другими организмами. Среди А.б. есть как свободно живущие в почве, так и сосуществующие при взаимной выгоде с корнями высших растений.

    АНТИБИОТИКИ — специфические химические вещества, образуемые микроорганизмами и способные даже в малых количествах оказывать избирательное действие на другие микроорганизмы и клетки злокачественных опухолей. В широком смысле к А. относят также антимикробные вещества тканей высших растений (фитонциды). Первый А. был получен в 1929 году Флемингом (хотя пе- ницилл использовался русскими врачами гораздо раньше). Термин «А.» предложил в 1942 году З. Ваксман.

    АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ — факторы влияния человека на окружающую среду. Влияние человека на растения может быть как положительным (выращивание растения, борьба с вредителями, охрана редких видов и биоценозов), так и отрицательным. Отрицательное влияние человека может быть непосредственным — вырубка лесов, сбор цветущих растений, вытаптывание растительности в парках и лесах, опосредованным — через загрязнение среды, уничтожение насекомых-опылителей и т.д.

    Б

    БАКТЕРИИ — царство живых организмов. Отличаются от организмов других царств строением клетки. Одноклеточные или объединённые в группы микроорганизмы. Неподвижные или подвижные — со жгутиками.

    БАКТЕРИЦИДНОСТЬ — способность соков растений, кровяной сыворотки животных и некоторых химических веществ убивать бактерии.

    БИОИНДИКАТОРЫ — организмы, особенности развития или количество которых служат показателями природных процессов или антропогенных изменений среды обитания. Многие организмы могут существовать только в определённых, часто узких границах изменений факторов среды обитания (химического состава почвы, вод, атмосферы, климатических и погодных условий, присутствия других организмов). Например, лишайники и некоторые хвойные деревья служат Б. чистоты воздуха. Водные растения, их видовой состав и численность являются Б. степени загрязнения вод.

    БИОМАССА — суммарная масса особей вида, группы видов или сообщества организмов. Выражается обычно в единицах массы (граммах, килограммах), отнесённых к единице площади или объёма местообитания (гектар, кубический метр). Около 90% Б. всей биосферы составляют наземные растения. Остальная часть приходится на водную растительность.

    БИОСФЕРА — область распространения жизни на Земле, состав, структура и энергетика которой определяются совместной деятельностью живых организмов.

    БИОЦЕНОЗ — сложившаяся в процессе эволюционного развития совокупность растений и животных в цепи питания, влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора (растения, животные и микроорганизмы, населяющие озеро, долину реки, сосновый лес).

    В

    ВИД — основная единица в систематике живых организмов. Совокупность особей, обладающих рядом общих признаков и способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённую территорию.

    ВСХОЖЕСТЬ — способность семян за установленный срок при определённых условиях давать нормальные проростки. Выражают всхожесть в процентах.

    ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ — сложные многоклеточные организмы с хорошо выраженными вегетативными органами, приспособленные, как правило, к жизни в наземной среде.

    Г

    ГАМЕТА — половая клетка. Обеспечивает передачу наследственной информации от родителей потомкам.

    ГАМЕТОФИТ — половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений. Образуется из споры, производит гаметы. У высших растений Г. только у мхов представлен листостебельным растением. У остальных он слабо развит и недолговечен. У плаунов, хвощей и папоротников Г. — это заросток, который производит и мужские и женские гаметы. У покрытосеменных растений женский Г. — это зародышевый мешок, а мужской — пыльца. Растут по берегам рек, на болотах и влажных полях (тростник, рогоз).

    ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ — органы, выполняющие функцию полового размножения. У цветковых растений — цветки и плоды, точнее — пылинка и зародышевый мешок.

    ГИБРИДИЗАЦИЯ — объединение наследственного материала разных клеток в одной. В сельском хозяйстве — скрещивание разных сортов растений. См. также Селекция.

    ГИГРОФИТЫ — растения влажных мест обитания. Растут на болотах, в воде, во влажных тропических лесах. У них плохо развита корневая система. Слабо развиты древесина и механические ткани. Могут впитывать влагу всей поверхностью тела.

    ГИДРОФИТЫ — водные растения, прикреплённые к грунту и погружённые в воду только нижней частью. В отличие от гигрофитов имеют хорошо развитые проводящие и механические ткани, корневую систему. Но много межклетников и воздушных полостей.

    ГЛИКОГЕН — углевод, полисахарид. Его разветвлённые молекулы построены из остатков глюкозы. Энергетический резерв многих живых организмов. При его расщеплении образуется глюкоза (сахар) и выделяется энергия. Обнаружен в печени и мышцах позвоночных животных, в грибах (дрожжах), в водорослях, в зерне некоторых сортов кукурузы.

    ГЛЮКОЗА — виноградный сахар, один из самых распространённых простых сахаров. У зелёных растений образуется из углекислого газа и воды в результате фотосинтеза. Участвует во многих реакциях обмена веществ.

    ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ — наиболее древние из семенных растений. Большинство — вечнозелёные деревья и кустарники. Представители голосеменных растений — хвойные растения (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

    ГРИБЫ — царство живых организмов. Сочетают признаки как растений, так и животных, а также имеют особенные признаки. Существуют как одноклеточные, так и многоклеточные грибы. Тело (мицелий) состоит из системы ветвящихся нитей.

    ГУМУС (ПЕРЕГНОЙ) — комплекс специфических тёмноокрашенных органических веществ почвы. Получается в результате преобразования органических остатков. В значительной степени определяет плодородие почвы.

    Д

    ДВУДОМНЫЕ РАСТЕНИЯ — виды растений, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки находятся на разных особях (ива, тополь, облепиха, актинидия).

    ДИФФЕРЕНЦИРОВКА — возникновение различий между однородными клетками и тканями.

    ДРЕВЕСИНА — водопроводящая ткань растений. Основной проводящий элемент — сосуды: мёртвые одревесневшие половые клетки. Включает и волокна, осуществляющие опорную функцию. Характеризуется ежегодными приростами: различают раннюю (весеннюю) и позднюю (летнюю) древесину.

    ДЫХАНИЕ — одна из основных жизненных функций, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, его использование в химических реакциях, а также — удаление из организма углекислого газа и некоторых других продуктов обмена веществ.

    Ж

    ЖИВОТНЫЕ — царство живых организмов. В отличие от большинства растений, животные питаются готовыми органическими веществами, имеют ограниченный во времени рост тела. Их клетки не имеют целлюлозной оболочки. В процессе эволюции у животных развились системы органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и т.д.

    ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЯ — общий внешний вид растения. Различают деревья, кустарники, кустарнички, травы.

    ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ — система проводящих пучков в листовых пластинках, по которым осуществляется транспорт веществ. Различают параллельное, дуговидное, пальчатое, перистое Ж.л.

    З

    ЗАКАЗНИКИ — небольшие участки временно охраняемой территории с ограничением хозяйственной деятельности и посещения людей. В заказниках сохраняют отдельные виды растений или животных.

    ЗАПОВЕДНИКИ — большие территории, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

    ЗАРОДЫШ — организм в ранний период развития.

    ЗИГОТА — клетка, образующаяся в результате слияния двух гамет.

    ЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ — естественная растительность, характеризующая природные пояса и зоны (тундру, тайгу, степь, пустыню и др.).

    И

    ИММУНИТЕТ — невосприимчивость, сопротивляемость, способность организма защищать свою целостность. Частное проявление И. — невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.

    ИНДИКАТОРЫ — см. индикаторные растения и Биоиндикаторы.

    ИНДИКАТОРНЫЕ РАСТЕНИЯ — растения или растительные сообщества, тесно связанные с определёнными экологическими условиями и позволяющие качественно и количественно оценивать их по присутствию этих растений или сообществ. И.р. используются при оценке механического состава, степени кислотности и засоления почв, при поисках пресных вод в пустынях и некоторых полезных ископаемых. Например, на содержание в почве свинца указывают виды овсяницы и полевицы; цинка — виды фиалки и ярутки; меди и кобальта — смолёвки, многие злаки и мхи.

    ИСПАРЕНИЕ — переход воды в газообразное состояние. Главный орган, испаряющий воду у растения через устьица — лист. Вместе с корневым давлением обеспечивает постоянный ток воды через корни, стебли и листья. Испарение предотвращает перегрев растения.

    К

    КАЛЬЦЕФИЛЫ — растения, обитающие на щёлочных почвах, богатых кальцием. Щёлочные почвы можно определить по растительности: ветреница лесная, таволга шестилепестная, лиственница.

    КАЛЬЦЕФОБЫ — растения, избегающие известняковых почв. Эти растения способны связывать тяжёлые металлы, избыток которых в кислых почвах им не вредит. Например, торфяные мхи.

    КАМБИЙ — однорядный слой клеток образовательной ткани, образующий внутрь от себя клетки древесины, а наружу — клетки луба.

    КАРОТИНЫ — оранжево-жёлтые пигменты. Синтезируются растениями. Богаты К. зелёные листья (особенно шпината), корни моркови, плоды шиповника, смородины, томата. К. — сопровождающие пигменты фотосинтеза. Окислённые производные К. — ксантофиллы.

    КЛЕЙКОВИНА — белки, содержащиеся в пшеничном зерне и, соответственно, в муке. Остаются в виде эластичного сгустка после удаления крахмала из пшеничного теста. От свойств К. в значительной степени зависят хлебопекарные качества пшеничной муки.

    КЛЕТКА — основная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм (бактерии, некоторые водоросли и грибы, простейшие растения и животные) или в составе тканей многоклеточных организмов.

    КОНУС НАРАСТАНИЯ — верхушечная зона побега или корня, образованная клетками образовательной ткани. Обеспечивает рост побега и корня в длину. К.н. побега защищён зачаточными листьями, а кончик нарастания корня — корневым чехликом.

    КОНЦЕНТРАЦИЯ — количество вещества, находящееся в единице объёма или массы.

    КОРНЕВАЯ СИСТЕМА — совокупность корней одного растения. Степень развития К.с. зависит от среды обитания. Человек может воздействовать на развитие К.с. растения (окучивание, пикировка, обработка почвы). Различают стержневую и мочковатую К.с.

    КОРНЕВИЩЕ — многолетний подземный побег, который позволяет растению пережить неблагоприятные условия.

    КРАХМАЛОНОСНЫЕ (КРАХМАЛИСТЫЕ) КУЛЬТУРЫ — культурные растения, которые возделывают для получения крахмала (картофель, кукуруза). Накапливается крахмал в клубнях или плодах.

    КРАХМАЛЬНЫЕ ЗЁРНА — включения в пластидах клеток растений. Рост К.з. происходит путём наложения новых слоёв крахмала на старые, поэтому зёрна имеют слоистую структуру.

    КРЕМНЕЗЁМ — двуокись кремния (кварц, кварцевый песок).

    КРОНА — надземная (выше штамба) разветвлённая часть дерева.

    КСАНТОФИЛЛЫ — природные пигменты из группы каротинов, их кислородсодержащие производные. Содержатся в листьях, цветках, плодах и почках высших растений, а также во многих водорослях и микроорганизмах. Участвуют в фотосинтезе в качестве дополнительных пигментов. В сочетании с другими пигментами создают осенью окраску листьев.

    КСЕРОФИТЫ — растения сухих местообитаний, способные благодаря ряду приспособительных признаков переносить перегрев и обезвоживание.

    КУТИКУЛА — слой жирового вещества, покрывающего плёнкой листья, стебли или плоды. Малопроницаем для воды, болезнетворных организмов.

    КУЩЕНИЕ — ветвление, при котором боковые побеги появляются из почек, находящихся у поверхности земли и под землёй.

    Л

    ЛАКМУС — красящее вещество, получаемое из некоторых лишайников. Водный настой Л. — фиолетового цвета, синеющий от действия щёлочей и краснеющий от действия кислот. Как индикатор в химии используется «лакмусовая бумажка» — фильтровальная бумага, окрашенная раствором Л. С помощью Л. можно определить кислотность водного настоя почвы.

    ЛАНДШАФТ — 1) вид местности, 2) ландшафт географический — территория, в пределах которой рельеф, климат, растительный покров и животный мир образуют типичные очертания, придающие всей территории единство и отличающие её от соседних территорий.

    ЛЕЙКОПЛАСТЫ — бесцветные пластиды растительной клетки. Могут иметь разную форму. Одна из основных функций — синтез и запас питательных веществ: крахмала, масел. Могут превращаться в хлоропласты.

    ЛИСТОВАЯ МОЗАИКА — расположение листьев, обеспечивающее освещение каждого листа побега. Возможно, благодаря способности черешка листа долго расти и поворачивать листовую пластинку к свету.

    ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ — порядок размещения листьев на стебле. Различают очерёдное, супротивное и мутовчатое Л.

    ЛУБ — ткань растений, обеспечивающая транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам потребления и отложения в запас. Основной проводящий элемент — живые ситовидные трубки. Волокна Л. выполняют механическую функцию. В основных клетках Л. откладываются и запасные питательные вещества.

    М

    МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ — культурные растения, которые возделывают для получения жирных масел (подсолнечник, соя, горчица, клещевина, лён масличный, кунжут и др.). Большинство М.к. накапливают масло в семенах и плодах.

    МЕЖДОУЗЛИЕ — участок стебля между двумя соседними узлами. У розеточных растений (одуванчик, маргаритка), укороченных побегов деревьев (яблоня, берёза), некоторых соцветий (зонтик, корзинка) М. очень короткие или отсутствуют.

    МЕЖКЛЕТНИКИ — пространства между клетками. Могут быть заполнены воздухом или водой (реже).

    МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО — вещество, соединяющее клетки друг с другом. Соединение может быть плотным (в покровной ткани) или рыхлым (в запасающей ткани).

    МЕЗОФИТЫ — растения, обитающие в условиях с достаточным, но не избыточным увлажнением почвы. Большая часть растений средней полосы России, есть в тропиках и субтропиках.

    МИКОЛОГИЯ — раздел биологии, изучающий грибы.

    МИКРОБИОЛОГИЯ — раздел биологии, изучающий микроорганизмы. Основной объект М. — бактерии. Однако термин «бактериология» применяется преимущественно в медицине. Традиционным объектом М. служат и дрожжи (царство грибов).

    МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ — деревья, кустарники, кустарнички и травянистые растения, живущие более двух лет. Могут цвести и плодоносить.

    МОЛЕКУЛА — мельчайшая частица вещества, которая обладает основными химическими свойствами данного вещества. Состоит из одинаковых или различных атомов.

    МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ — наука, изучающая строение растения и его формы.

    МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА — образуется при слабом росте или отмирании главного корня и интенсивном развитии придаточных корней (лютик, подорожник, пшеница).

    МХИ (МОХОВИДНЫЕ) — отдел высших растений. Чаще всего это наземные многолетние растения. Тело состоит из стебля и листьев.

    МУЛЬЧИРОВАНИЕ — покрытие поверхности почвы разными материалами в целях борьбы с сорняками, сохранения почвенной влаги и структуры. Для М. используются органические материалы: торфяная крошка, мелкий навоз, солома, а также бумага, картон и т.д. М. способствует повышению урожая сельскохозяйственных культур.

    Н

    НАДЗЕМНОЕ ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН — способ прорастания семян, при котором семядоли выносятся на поверхность (редька, гречиха, фасоль, липа).

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ — большие территории, как правило, расположенные в живописных местах, на которых сохранились природные комплексы особой ценности. В отличие от заповедников, большая часть Н.п. открыта для посещения людей.

    НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ — подцарство растений. Тело Н.р. (слоевище или таллом) не расчленено на корень, стебель и лист. Такие организмы имеют особое строение клеток, обмен веществ. К Н.р. относят только водоросли (см. Таллом). Ранее относили бактерии, лишайники, водоросли, грибы, т.е. все организмы кроме высших растений и животных.

    НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ — сложные органические соединения, биологическая роль которых заключается в хранении и передаче наследственной информации.


    infotables.ru

    Термины по биологии 5-7 класс


    Знание учащимися биологической терминологии играет большое значение в обучении биологии и успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Начинать процесс изучения терминов необходимо постепенно, целенаправленно и систематически.
    5 класс
    термин определения
    Биология Наука о живом мире.
    Наука, которая изучает строение и жизнедеятельность живых организмов и их многообразие, происхождение и развитие
    Собиратели Первобытные люди собирали семена, плоды, корни растений
    Многоклеточные организмы Те живые организмы, которые состоят из многих клеток
    Обмен веществ и энергии Обмен веществами между организмами и окружающей средой
    Раздражимость Реакция живых организмов на изменения в окружающей среде
    Рост Увеличение размеров тела
    Развитие Увеличение организма не только в размерах, но и приобретение новых свойств
    Размножение Воспроизведение себе подобных
    Организм Живое существо, единица живой природы
    Орган Часть организма, которая выполняет особые функции, то есть особую работу и обладает особым строением
    Методы изучения природы Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование
    Увеличительные приборы Лупа, микроскоп
    Клетка Структурная единица любого организма, наименьшая часть организма, она служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма
    Ядро Важнейшая часть клетки, хранение и передача наследственной информации
    Цитоплазма Вязкое, полужидкое вещество клетки, связывает все части клетки
    Рибосомы Участвуют в образовании сложных молекул белка
    Хлоропласты Есть только у растений, содержат хлорофилл, участвуют в образовании органических веществ из неорганических
    Вакуоли Резервуары, где накапливается клеточный сок. Есть только у растений
    Клеточная мембрана Покрывает клетку снаружи, защищает от воздействия окружающей среды, имеет поры
    Клеточная стенка Служит наружным скелетом клетки
    Ткань Это группа клеток, сходных по строению и функциям, имеющее общее происхождение
    Межклеточники Пространство между клетками в ткани, заполненное межклеточным веществом
    Ткани животных Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная
    Ткани растений Образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая
    Неорганические вещества Вода, минеральные соли
    Органические вещества Белки, жиры, углеводы
    Деление клетки Это процесс размножения, так происходит увеличение клеток
    Хромосома Наследственный материал
    Натуралисты Ученые-естествоиспытатели (Аристотель, Теофраст, Карл Линней, Чарльз Дарвин и др.)
    Классификация Распределение организмов по группам
    Вид Основная и наименьшая единица классификации
    Систематика Раздел биологии, посвященный классификации живой природы
    Царство Самая крупная группа организмов (Бактерии, Грибы, Растения, Животные)
    Вирусы Неклеточная форма жизни
    Бактерии Примитивные одноклеточные организмы, не имеющие ядра
    Прокариоты Безъядерные организмы
    Эукариоты Ядерные организмы
    Автотрофы Организмы, которые

    weburok.com

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *