Схемы развития растительного и животного мира в палеозойскую эру – () , , , , ,

Эволюция растительного и животного мира в палеозойскую эру

Кембрий . В начале эры в кембрийский период (продолжительность около 80 млн лет) жизнь все еще было в воде. Характерной эволюционной событием периода была массовая появление животных с минерализованной скелетом. Например, благодаря коралловым полипам начинают образовываться коралловые рифы, возникают и распространяются трилобиты. Трилобиты — класс вымерших морских зябродихаючих членистоногих, эллиптические тело которых состояло из главного, туловищный и хвостового отделов. Со спинной стороны были покрыты очень минерализованным хитиновым покровом, с брюшной — тонкой мембраной. Большинство трилобитов были донными животными. Полностью вымерли в конце палеозоя.

Ордовика . Название периода, который длился около 60 млн лет, происходит от названия древнего племени ордовика, проживавшего в Уэльсе. Жизнь продолжает развиваться в водной среде. В это время в животном мире появляются первые позвоночные, которыми были панцирные бесчелюстные, или щитковые, принадлежавших к круглоротых. Щитковые — это вымершие позвоночные животные, вытянутое тело которых было покрыто защитными щитками из костной ткани, которые часто сливались в сплошной панцирь. У них еще не было челюстей, но в результате ароморфоза возникли череп и позвонки. В морях существовали гигантские головоногие моллюски с конусообразными ракушками (до 6 м длиной) и морские лилии (до 20 м длиной), в пресных водоемах — самые крупные среди всех членистоногих ракоскорпионы (длиной до 2 м).

Силур . Этот период, который длился 40 млн лет, названный в честь древнего кельтского племени Силур. Наиболее характерной особенностью силурийского периода является постепенное опускание суши, оказывалась под водой. Среди растений силурийских водных бассейнов преобладали водоросли: зеленые, красные, бурые, которые по своему строению почти не отличались от современных. В силуре состоялся выход растений и беспозвоночных животных сушу. Первыми наземными растениями были риниофиты и псилофиты. Псилофиты — это высшие споровые растения, которые имели стеблоподибну наземную часть и корневище, от которого отходили ризоиды. Возникновение этих растений обусловили такие ароморфозы, как появление тканей (покровных, механических) и органов (стебель). Растения могли существовать на суше, поскольку бактерии, цианобактерии, одноклеточные животные уже сформировали тонкий слой почвы. В это время появились и грибы, жизнедеятельность которых также способствовала почвообразования. Вместе с псилофитами на сушу вышли первые беспозвоночные животные, которыми были паукообразные. псилофиты

Девон . Название периода (продолжительность около 50 млн лет) происходит от названия английского графства Девоншир. В девонский период произошел важный ароморфоз в растительном мире — это дифференциация тела растения на побег и корень. Первыми листостебельной растениями были мхи. Родство мхов с водорослями и псилофитами проявляется в том, что их протонема подобная зеленых водорослей, вместо корней они ризоиды, оплодотворение происходит в водной среде. В девонский период от псилофитов возникают и высшие споровые сосудистые: плауны, хвощи, папоротники. В них образовались хорошо сформированы корни, ведущие ткани, но для размножения им необходима вода, в которой перемещаются половые клетки. Таким образом, в девоне от псилофитов взяли свое начало мохообразные, Хвощевидные, плавуноподибни и папоротникообразные.

Карбон . Название этого периода продолжительностью около 70 млн лет связана с образованием каменного угля, чему способствовали отмершие древовидные папоротники, хвощи и плауны. Карбон характеризуется активным развитием органического мира в море и на суше. Климат каменноугольного периода был теплым, влажным, атмосфера содержала большое количество углекислого газа, что способствовало бурному развитию высших споровых сосудистых растений. Некоторые хвощи, плауны, папоротники достигали 30-40 метров в высоту. Развитие наземной растительности способствовал формированию почвы, а из остатков растений этого периода образовалось каменный уголь. В растительном мире произошел такой важный ароморфоз, как появление семян. В семенах накапливались питательные вещества, оно должно оболочку, которая защищала его от неблагоприятных условий. Семенным растениям для оплодотворения семена вода не нужна, что дало им возможность завоевать сушу. Первыми семенными растениями были семенные папоротники.

Пермь . Пермские отложения впервые были описаны вблизи города Перми, что и дало название периода. В пермский период от семенных папоротников возникли голосеменные растения, которые значительно распространились на суше, так появился новый способ оплодотворения, не связанный с водой, а формирование семени позволяло зародышам растений длительное время выдерживать неблагоприятные условия. В результате семенах растения смогли селиться не только на влажных побережьях, но и проникать в глубину материков. В животном мире растет многообразие насекомых и пресмыкающихся. Во второй половине периода возникают териодонты. Териодонты — вымершие пресмыкающиеся, которые дали начало млекопитающим. Возникли от котилозавров в пермский период палеозойской эры, вымерли — в юрском периоде мезозойской эры. Имели признаки, характерные для млекопитающих: конечности выпрямлены, под туловищем, зубы дифференцированы, вторичное небо, диафрагма и др.

www.soloby.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Жизнь в палеозойскую эру

Палеозойская эра (греч. палайос — древний и зое — жизнь) — эра древней жизни — началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. В эре древней жизни выделяют шесть периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь.

Палеозой – эра, которая характеризуется достаточно большими находками ископаемых организмов.

Растительность. В начале палеозойской эры растения населяют только моря и океаны, но спустя 150—170 млн лет появляются первые наземные растения — риниофиты и псилофиты. Позднее, в середине палеозоя, псилофиты и риниофиты исчезли, однако, они дали начало более приспособленным группам наземных растений (мхам, хвощам, плаунам, папоротникам). Еще большего развития наземная растительность достигла в каменноугольном периоде, характеризующемся влажным и теплым климатом на протяжении всего года. На Земле шумели леса из гигантских хвощей и древовидных папоротников. Тогда же появились

семенные папоротники и голосеменные растения.

 

1. Ископаемый хвощ.
2. Отпечаток гигантского древовидного хвоща — каламита.
3. Ископаемое растение палеозоя.
4. Отпечаток папоротника на образце каменного угля.

 

Животный мир в палеозойскую эру развивался чрезвычайно бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях и океанах. В самом начале палеозоя уже существовали все основные типы беспозвоночных животных, а также

появились первые хордовые организмы. Вначале они были представлены бесчелюстными, позднее появились челюстноротые, давшие начало хрящевым и костным рыбам. В середине палеозойской эры кистепёрые рыбы дали начало первым амфибиям — стегоцефалам, появились первые наземные беспозвоночныепаукообразные, а затем и насекомые. В конце эры появились первые рептилии.

 

5. Палеозойские иглокожие — морские лилии.                               7. Ракоскорпион.
6. Трилобит.                                                                                 8. Ископаемая стрекоза.

 
 

9.   Рыба палеозоя.

10. Реконструкция скелета палеозойской амфибии.

11. Реконструкция облика первой на Земле амфибии.

12. Сеймурия сочетала в себе черты амфибий и рептилий.

 
Ароморфозы растенийАроморфозы позвоночных животных
Появление проводящих и механических тканей. Возникли риниофиты и псилофиты
Возникновение хорды. Появление хордовых животных
Дифференцировка тела на органы и ткани. Появление мхов, плаунов, хвощей и папоротниковЗамена хорды позвоночником. Возникновение мозгового отдела черепа, защищающего мозг, — черепной коробки. Появление бесчелюстных
Возникновение семенного размножения. Появление семенных папоротников и голосеменных растенийВозникновение челюстного аппарата на базе нескольких жаберных дуг. Возникновение зубов из костных щитков. Появление челюстноротых
Возникновение парных конечностей — плавников. Появление хрящевых, а затем и костных рыб
Возникновение лёгких — лёгочного дыхания. Появление двоякодышащих и кистепёрых рыб
Возникновение мускулистых пятипалых конечностей наземного типа. Появление первых земноводных — стегоцефалов
Возникновение внутреннего оплодотворения и яйца, богатого желтком. Возникновение грудной клетки и дыхания всасывающего типа. Появление рептилий

biolicey2vrn.ru

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе «Жизнь в палеозойскую эру»

Разделы: Биология


Цели урока:

  • углубить и расширить понятия о развитии жизни на Земле;
  • изучить особенности изменения климатических условий, географии, а также развития растительного и животного мира в палеозойскую эру;
  • продолжить формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира палеозоя.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация (см. Приложение).

Этапы урока:

  1. Проверка знаний об особенностях развития жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру проводится в письменной форме
    (Слайд 2)
    .
  2. Изучение нового материала.
  3. Вводное слово учителя о целях урока.
  4. Задание учащимся о заполнении в тетради таблицы в ходе изучения нового материала.
  5. Работа с мультимедийной презентацией.
  6. Обобщение знаний по данной теме.
  7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить изучение вопроса о развитии жизни на Земле, и мы увидим, какие географические изменения лика Земли происходили в различные периоды палеозойской эры, как менялся климат, а также растительный и животный мир.

В ходе изучения нового материала вам предстоит заполнить таблицу:

Развитие жизни в палеозойскую эру

Период Растительный мир
Животный мир
     

(Слайд 3)

Давайте познакомимся с содержанием нашего урока.

(Слайд 4)

Палеозойская эра – крупный период в истории развития земли, следовавшей за архейской или азойской эрой, и предшествовавший мезозойской эре. Отложения палеозойской эры составляют палеозойскую группу слоёв, совокупность которых достигает в некоторых местностях 30000м. мощности, почти в 10 раз превышает мощность мезозойских отложений, что указывает, конечно на весьма значительную её продолжительность. Её началом считают появление организмов, снабженных скелетами, раковинами, панцирями: причем защитные приспособления возникают сразу во многих группах организмов.

Палеозой — эра древней жизни, началась 570 миллионов лет назад и продолжалась около 320 миллионов лет.

(Слайд 5)

Палеозой включает 6 геологических систем: кембрийскую, ордовикскую, силурийскую, девонскую, каменноугольную и пермскую. Палеозойская эра характеризуется 2 главными эпохами складчатости: калидонской (Великобритания, Скандинавский полуостров, Шпицберген, Казахстан и др.) и герцинский (Центральная Европа, Урал, Аппалачи).

Кембрий (Слайд 6)

Кембрийский период начался 570±20 млн. лет назад, длительность 80 млн. В кембрийский период впервые в геологической истории появились скелетные организмы.

География и климат. (Слайд 7)

Начало кембрийскому периоду положил поразительной силы эволюционный взрыв, в ходе которого на Земле впервые появились представители большинства основных групп животных, известных современной науке. Поперёк экватора распростёрся сверхматерик Гондвана. Наряду с ним было ещё 4 материка меньших размеров, соответствовавших нынешним Европе, Сибири, Китаю и Северной Америке. В мелких тропических водах формируются обширные строматолитовые рифы. Ближе к концу периода началось оледенение, приведшее к понижению уровня моря.

Животный мир. (Слайд 8)

В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных, включая микроскопических фораминифер, губок, морских звезд, морских ежей, морских лилий и различных червей. В тропиках археоциаты. возводили громадные рифовые сооружения. Появились первые твердопокровные животные; в морях господствовали трилобиты и брахиоподы. Возникли первые хордовые. Позднее появились головоногие моллюски и примитивные рыбы.

Представители. (Слайд 9)

Ареоциаты, Биллингселла, Галлюциногения, Медузы, Аномалокарис, Виваксия, Опабиния, Бургессия, Трилобиты.

Растительный мир. (Слайд 10)

Растительный мир представлен синезелёными, и красными водораслями, примитивными высшими растениями.

Ордовик (Слайд 11)

Ордовикский период – второй период палеозойской эры. Начало ордовикского периода 490±15 млн. лет назад, продолжительность 65 млн. лет.

В раннем и начале среднего ордовика происходило максимальное расширение морских пространств.

География и климат. (Слайд 12)

В начале ордовикского периода большая часть южного полушария была по-прежнему занята великим материком Гондваной, в то время как прочие крупные массивы суши сосредоточились ближе к экватору. Европа и Северная Америка (Лаврентия) постепенно отодвигались друг от друга, а океан Япентус расширялся. Сперва этот океан достиг ширины приметро 2000км. затем вновь начал сужаться по мере того, как массивы суши, образующие Европу, Северную Америку и Гренландию, стали постепенно сближаться, пока, наконец, не слились в единое целое. На протяжении периода массивы суши смещались все дальше и дальше к югу. Старые ледниковые покровы кембрия растаяли, и уровень моря повысился. Большая часть суши была сосредоточена в теплых широтах. В конце периода началось новое оледенение.

Животный мир. (Слайд 13)

Резкое увеличение численности животных-фильтраторов, в том числе мшанок (морских циновок), морских лилий, плеченогих, двустворчатых моллюсков и граптолитов, чей расцвет пришелся как раз на ордовик. Археоциаты уже вымерли, но эстафету рифостроительства подхватили у них строматопороидеи и первые кораллы. Увеличилось число наутилоидей и бесчелюстных панцирных рыб. В водоёмах ордивикского периода существовали представители почти всех типов беспозвоночных (радиолярии, форамониферы, трилобиты и др.), появились первые беспозвоночные – бесчелюстные рыбообразные

Представители. (Слайд 14)

Археокринус, Гомилозои, Брюхоногие моллюски, Астраспис, Гониоцерас, Морские бутоны, Платилихас, Платистофия, Эндоцераз, Эхиносферит.

Растительный мир. (Слайд 15)

Существовали различные виды водорослей. В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.

Силур (Слайд 16)

Третий период палеозойской эры геологической истории. Начался 435 млн. лет назад, длительность 30 млн. лет. Подразделяется на 2 отдела.

Самый крупный массив суши в Силурийской системе — материк Гондвана.

Начало Силурийского периода характеризовалось глобальной морской трансгрессией, конец — завершением каледонской складчатости.

География и климат. (Слайд 17)

Гондвана надвинулась на Южный полюс. Океан Япетус уменьшался в размерах, а массивы суши, образующие Северную Америку и Гренландию сближались. В конечном итоге они столкнулись, образовав Лавразию. Это был период бурной вулканической активности и интенсивного горообразования. Начался он с эпохи оледенения. Когда льды растаяли, уровень моря повысился и климат стал мягче.

Животный мир. (Слайд 18)

Ругозы ведут очень активное рифостроительство. Численность граптолитов снижается. В морях процветают наутилоидеи, брахиоподы, трилобиты и иглокожие. В несильносолёной воде обитают ракоскорпионы (эвриптериды). Изобилие рыб как в пресной так и в солёной воде. Появились первые челюстные рыбы-акантоды. Скорпионы, многоножки и, возможно, эвриптериды начали выбираться на сушу. Формирование основных классов беспозвоночных организмов, появились первые примитивные позвоночные (бесчелюстные и рыбы).

Представители. (Слайд 19)

Акантоды, Арктинурус, Биркения, Дейфон, Морская лилия, Ортоцератида, Палеофонус, Птераспис, Птериготус, Спирифериды, Стилонурус, Четырёхлучевые кораллы.

Растительный мир. (Слайд 20)

Растения заселяли берега водоёмов. Первая наземная флора – псилофиты.

Девон (Слайд 21)

Четвертый период палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился около 55 млн. лет. Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Начало периода характеризовалось отступанием моря и накоплением толщ мощных континентальных (красноцветных)отложений. Основные полезные ископаемые — нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.

География и климат. (Слайд 22)

Девонский период был временем величайших катаклизмов на нашей планете. Европа, Северная Америка и Гренландия Столкнулись между собой, образовав огромный сверхматерик Лавразию. С океанского дна были вытолкнуты огромные массивы осадочныхпород, сформировавшие громадные горные системы на востоке Северной Америки и на западе Европы. Реки выносили в моря горы осадков. Образовались обширные болотистые дельты, что создавало идеальные условия для животных, дерзнувших сделать первые столь важные шаги из воды на сушу. К концу периода уровень моря понизился. Климат со временем потеплел и стал более резким, с чередованием ливневых дождей и жестокой засухи. Обширные районы материков стали безводными.

Животный мир. (Слайд 23)

Быстрая эволюция рыб, включая акул и скатов, кистеперых и лучеперых рыб. Увеличилось число аммонитов. В морях охотились гигантские эвриптериды длиной до 2 м. В позднем девоне многие группы древних рыб, а также кораллов, плеченогих и аммонитов вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих, в том числе клещей, пауков и примитивных бескрылых насекомых. Появились в позднем девоне и первые земноводные.

Представители. (Слайд 24)

Аргириаспис, Астеролепис, Диптер, Дунклеостерус, Ихтиостега, Кладоселахия, Коккостерус, Целакант.

Растительный мир. (Слайд 25)

Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами. Возросло число разнообразных сосудистых растений. Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.

Каменноугольный период (Слайд 26)

Каменноугольный период – пятый период палеозойской эры геологической истории. Начался каменноугольный период 345 млн. лет назад; длительность 65 млн. лет. Подразделяется на 3 или 2 отдела. В каменноугольный период происходили интенсивные тектонические движения – герцинская складчатость. На приморских равнинах формировались залежи торфа и каменного угля.

География и климат. (Слайд 27)

Два огромных сверхматерика: Лавразия на севере и Гондвана на юге — сближались друг с другом. В раннем карбоне на обширных пространствах раскинулись мелкие прибрежные моря и болота, и установился почти тропический климат. Громадные леса с пышной растительностью существенно повысили содержание кислорода в атмосфере. В дальнейшем похолодало и на Земле произошно по меньшей мере, два крупных оледенения.

Животный мир. (Слайд 28)

В морях появились аммониты, возросла численность брахиоподов. Ругозы, граптолиты, трилобиты, а также некоторые мшанки, морские лилии и моллюски вымерли. Это был век земноводных, а также насекомых — кузнечиков, тараканов, чешуйниц, термитов, жуков и гигантских стрекоз. Появились первые рептилии.

Представители. (Слайд 29)

Бабочки, Вестлотиана, Кузнечит, Многоножка, Пауки, Птероплакс, Стрекоза, Таракан, Урокордил.

Растительный мир. (Слайд 30)

Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м. Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.

Пермий (Слайд 31)

Пермский период – последний период палеозойской эры. Начался 280 млн. лет назад, продолжительность 45 млн. лет. Пермский период выделен в 1841 английским геологом Р. Мурчисоном на Урале и Русской равнине (на территории Пермской губернии, отсюда название). Подразделяется на нижний и верхний отделы. Общепринятой схемы расчленения на ярусы не существует. Характеризуется интенсивными тектоническими движениями, связанными с последними фазами герцинской складчатости и обширными регрессиями моря. В отложениях пермской системы – угли, нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники, фосфориты.

География и климат. (Слайд 32)

Весь пермский период сверхматерики Гондвана и Лавразия постепенно сближались друг к другу. Азия столкнулась с Европой, взметнув ввысь Уральский горный хребет. Индия «наехала» на Азию — и возникли Гималаи. В Северной Америке выросли Аппалачи. Сформировался гигантский сверхматерик Пангея. Пермский период начался с оледенения, вызвавшего понижение уровня моря. По мере движения Гондваны к северу земля прогревалась, и льды постепенно растаяли. В Лавразии сделалось очень жаркои сухо, по ней распространились обширные пустыни.

Животный мир. (Слайд 33)

Бурно эволюционировали двустворчатые моллюски. В морях в изобилии водились аммониты. На место главных рифостроителей стали выдвигаться современные кораллы. В пресных водоемах господствовали земноводные. Появились и водные рептилии, в том числе мезозавры. В ходе великого вымирания конца периода исчезло свыше 50% животных семейств. На суше рептилии взяли верх над земноводными. Также господствовали примитивные пресмыкающиеся, насекомые. В морях обитали фораминиферы, кораллы(ругозы), двустворчатые, брюхоногие и головоногие моллюски, мшанки, брахиоподы, морские членистоногие, морские лилии, из позвоночных – хрящевые акулообразные рыбы.

Представители. (Слайд 34)

Двиния, двинозавр, Диметродон, Ивантозавр, Иностранцевия, Каккопс, Лантанозух, Мезенозавр, Скутозавр, Целурозавравус, Эокапторинус, Эриопс, Эстемменозух.

Растительный мир. (Слайд 35)

На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов. Появились первые хвойные, быстро заселившие внутриматериковые области и высокогорья.

Заключение. (Слайд 36)

  • Палеозойская эра (греч. «палайос»- древний, «зое» — жизнь) – эра древней жизни.
  • Её возраст 570 млн лет.
  • Подразделяется на 6 периодов (кембрий, ордовик, силур, девон, каменноугольный, пермь).
  • Растительный мир развивался от водорослей до первых семенных растений (семенных пааоротников).
  • Животный мир развивался от примитивных морских бесчерепных хордовых до наземных пресмыкающихся.
  • В силурийском периоде появились первые обитатели суши – растения-псилофиты и беспозвоночные животные паукообразные. Это были первые животные, дышащие атмосферным кислородом.

Домашнее задание. (Слайд 37)

Используя дополнительную литературу заполните представленную вам таблицу.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Используемая литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2006г.)
  2. Н.Н.Иорданский «Эволюция Жизни» (2001г.)

20.02.2008

urok.1sept.ru

Развитие органического мира в палеозойскую эру

Разделы: Биология


Педагогическая деятельность учителя биологии, направлена на решение следующих проблем:

  • Формирование эволюционного, типологического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.
  • Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
  • Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической.
  • Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, технологии модульного обучения, применяя модули на печатной основе, которая позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя.

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.

Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию два модуля на печатной основе по темам: “Развитие органического мира в палеозойскую эру”, “Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры”. Эти модули являются заключительными в первой подтеме, после которых, с целью закрепления знаний, проводится семинарское занятие.

В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.

Урок 1

Тема: Развитие органического мира в палеозойскую эру.

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие доорганической природы и органической жизни в архейскую и протерозойскую эры”.

Фронтальная беседа по вопросам:

– На какие этапы делится история развития Земли? – Назовите стадии развития доорганической природы.

– Назовите этапы развития органического мира в Архейскую эру. – Какие живые организмы появились в Архейскую эру? – Какие живые организмы появились в Протерозойскую эру? – Назовите ароморфозы Архейской и Протерозойской эр, определите их значение для дальнейшего развития органического мира.

У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. На какие периоды делится ранний палеозой?

2. Какова продолжительность Кембрийского, Ордовикского, Силурийского периодов?

3. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания кембрия, ордовика, и силура?

4. Каковы особенности развития животного и растительного мира данных периодов?

5. На какие периоды делится поздний палеозой?

6. Какова продолжительность Девонского, Каменноугольного, Пермского периодов?

7. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания девона, карбона, и перми?

8. Каковы особенности развития животного и растительного мира периодов позднего палеозоя?

9. Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

10. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

Уметь:

1. Определять крупнейшие ароморфозы палеозойской эры и выявлять их значение для развития жизни на Земле. 2.Сравнить органический мир различных периодов палеозойской эры и выяснять, как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли.

3. Определять какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволили растениям выйти на мелководье, а затем на сушу.

Ход урока.

У.Э.2. Текстовой+Рисуночный+Табличный.

Цель: Изучить особенности развития жизни в раннем палеозое.

Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 189-191, рассмотрите рисунок 69 “Фауна раннего палеозоя (кембрий, ордовик, силур)” на странице 191 учебника.

2. Дайте характеристику растительного и животного мира Палеозойской эры, отвечая друг другу на следующие вопросы:

– Когда происходил очередной период интенсивного горообразования? -Каковы его последствия?

– Какие периоды развития жизни в раннем палеозое выделяются? -Каков растительный и животный мир кембрия? – Определите крупнейшие ароморфозы кембрийского периода.

– Каков растительный и животный мир ордовика?

– Чем характеризуется растительный и животный мир силура?

– Чем был обусловлен выход высших растений и животных на сушу?-Какие крупнейшие ароморфозы произошли в ордовике и силуре?

3. Используя полученные знания, изучив материал предложенный в таблице, дозаполните её и перенесите в тетрадь.

Развитие органической жизни на Земле в раннем палеозое

Эра, прод. млн. лет Период, прод. млн. лет Климат и среда Развитие живот. мира Развитие растительного мира
Палеозойская (древней жизни)
340 ± 10
Кембрийский (Кембрий),
80 ± 20
Раннее кембрийское оледенение сменяется вначале умеренным влажным, а затем сухим тёплым климатом. Активное наступление моря, сменившееся его отступлением в конце периода.   Дивергентная эволюция водорослей.
Возникновение многоклеточных форм.
  Ордовикский (Ордовик),
55± 10
Равномерно умеренный влажный климат с постепенным повышением средней температуры. В начале периода большая часть суши занята морем, затем в связи с интенсивным горообразованием освобождение от воды значительных территорий.   Исключительное разнообразие водорослей.
  Силурский (Силур),
35 ± 10
В начале сухой климат, затем влажный с постепенным потеплением. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны), возникновение первых коралловых рифов.    

У.Э.3. Текстовой + Рисуночный.

Цель: Изучить растительный и животный мир позднего палеозоя.

Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 192-195, рассмотрите рисунок 70 “Фауна второй

половины палеозоя (девон, карбон, пермь)” на странице 193.

2. Изучите предложенный ниже текст.

3. Дайте характеристику растительного и животного мира позднего палеозоя, отвечая, друг другу на следующие вопросы:

– Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

– Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

– Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?

– Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?

– Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?

– Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?

– Охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода позднего палеозоя, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные данные оформите в виде таблице в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в позднем палеозое

Эра, прод. млн. лет Период, прод. Млн. лет

Климат и среда

Развитие растит. мира Развитие живот. мира
         

Вывод: Палеозойская эра характеризуется завоеванием суши многоклеточными растениями и животными. Выход был подготовлен образованием почвы. Сопровождался приобретением принципиально новых черт организации.

Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам)

1. Дайте краткую характеристику каждому периоду палеозойской эры.

2. Когда и при каких условиях произошёл выход растений на сушу? Какими могли быть первые “сухопутные” растения?

3. Какие усложнения должны были произойти с первыми растительными обитателями суши, чтобы они стали распространяться вдаль от водной среды?

4.Какими были первые животные, завоевавшие сушу?

5. Какие морфо-физиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?

6. Назовите основные ароморфозы палеозойской эры.

Урок 2

Тема: Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры.

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие органического мира в палеозойскую эру”.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В чем состоит своеобразие кембрийской фауны и флоры?

2. Чем характеризуется растительный и животный мир ордовика?

3. Какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволивших ратениям выйти на мелководье, а затем на сушу?

4. Сравните псилофиты и зеленые водоросли.

5. Какие приспособления возникают у растений в связи с выходом на сушу?

6. Чем характеризуется растительный и животный мир девона?

7. Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?

8. Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?

9. Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?

10. Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?

11. В каком направлении шла эволюция растений на суше?

12. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.

13. Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?

 У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. Какие условия господствовали на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры?

2. Почему мезозойская эра характеризуется расцветом голосеменных и пресмыкающихся? В чем заключается их многообразие и приспособленность к жизни в условиях засушливого климата?

3. Каковы причины вымирания древних пресмыкающихся?

4. Какое значение в развитии растений имели ароморфозы – появление семени, цветка и плода?

5. Какие особенности позволили покрытосеменным, птицам, млекопитающим занять господствующее положение на Земле?

6. Каковы основные периоды кайнозойской эры?

7. Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира кайнозойской эры?

8. Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода?

9. Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода?

10. Как изменения среды, происходящие в последнее время, влияют на эволюцию ныне живущих организмов?

Уметь:

1. Определять ароморофозы у растений и животных мезозойской эры.

2. Выяснять эволюционное значение этих ароморфозов.

3. Выяснять в чём состоит усложнение птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, покрытосеменных – с голосеменными.

4. Определять идиоадаптации покрытосеменных растений, птиц, млекопитающих животных, позволившие им расселиться в различных средах и занять господствующее положение на Земле.

5. Составлять схему эволюции растительного и животного мира.

Ход урока

У.Э.2. Текстовой + Рисуночный.

Цели:

1. Охарактеризовать растительный и животный мир мезозойской эры.

2. Сформировать знания об ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрыть их эволюционное значение. Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 195-202, рассмотрите рисунок 72 “Мезозойские пресмыкающиеся – завоеватели моря, суши, воздуха”, рисунки 73, 74, 75.

2. Руководствуясь основными положениями эволюционной теории, объясните возникновение новых видов организмов и приспособлений к новым условиям среды в мезозое. – Приведите примеры биологического регресса в мезозое. – Как объяснить расцвет и вымирание динозавров в течение одной эры? – Докажите, что птицы произошли от древних пресмыкающихся. – Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие ароморфозы обеспечили преимущество покрытосеменных? – Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое.

3. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода мезозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в мезозойскую эру

Эра (прод. млн. лет) Период (прод. млн. лет) Климат и среда Развитие растительного мира Развитие животного мира
         

Вывод: Вследствие изменения климата в сторону резкой континентальности и общего похолодания в конце мела произошли следующие изменения: в морях вымерли аммониты и белемниты, морские ящеры (плезиозавры и ихтиозавры). На суше сокращается влаголюбивая растительность, растительноядные динозавры, а за ними и хищные динозавры. Сохранились: крокодилы, черепахи, гаттерии (мелкие ящерицы, змеи). Преимущества имели теплокровные животные и покрытосеменные растения.

У.Э.-3. Текстовый + Рисуночный.

Цели:

1. Сформировать знания об эволюции органического мира в кайнозойскую эру.

2. Закрепить знания об идиоадаптациях, их эволюционном значении. Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Внимательно прочтите текст на странице учебника 202-206, рассмотрите рисунки в учебнике 77 и78 “Млекопитающие четвертичного периода”.

2. Ответьте друг другу на следующие вопросы:

– Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих? – Каковы основные черты эволюции млекопитающих в третичном периоде? – Какие виды млекопитающих вступили на путь биологического регресса в кайнозойской эре? Почему? – Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода? – Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода? – Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?

4. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода кайнозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в кайнозойскую эру

Эра (прод. млн. лет)

urok.1sept.ru

Ордовикский период палеозойской эры: растительный и животный мир

Ордовикский период (система) — это второй слой отложений палеозойской группы в истории геологии нашей планеты. Название произошло от древнего племени ордовиков. Они жили на территории Уэльса, Британии. Этот период признали самостоятельной системой. Он существовал пятьсот миллионов лет назад и длился шестьдесят миллионов лет. Период выделяют на большей части современных островов и на всех материках.

Геология ордовикской системы

В начале периода Северная и Южная Америка были приближены к Европе и Африке. Австралия находилась рядом с Африкой и была частью Азии. Один из полюсов находился в северной части Африки, другой — в северной части Тихого океана. В самом начале ордовика большую часть юга Земли занимал материк Гондвана. Он включал нынешнюю Южную Америку, юг Атлантического океана, Австралию, Африку, север Азии и Индийский океан. Постепенно Европа и Северная Америка (Лаврентия) стали удаляться друг от друга. Уровень моря повышался. Наибольшая часть суши находилась в теплых широтах. В Гондване появились горные, а позже континентальные ледники. В Южной Америке и в северно-западной части Африки сохранились отложения донных морен, которые оставила после себя палеозойская эра.

Ордовикский период на Аравийском полуострове, на юге Франции, Испании характеризуется обледенением. В Бразилии и не западе Сахары тоже обнаружены следы льда. Расширение морских пространств происходило в середине ордовикского периода. В западной части Северной и Южной Америки, Британии, в Уральско-Монгольском поясе, на юго-востоке Австралии следы отложений ордовика достигают до десяти тысяч метров. В этих местах находилось много вулканов, накоплены толщи лав. Находят также кремнистые породы: яшмы, фтаниды. На территории России ордовикский период хорошо виден на Восточно-Европейской, Сибирской платформах, на Урале, на Новой Земле, на Новосибирских островах, на Таймыре, в Казахстане и Средней Азии.

Климатическая ситуация в ордовикской системе

В ордовикский период климат подразделялся на четыре типа: тропический, умеренный, субтропический, нивальный. В позднем ордовике произошло похолодание. В тропических областях температура упала на пять градусов, в субтропических районах — на пятнадцать. Очень сильно похолодало в высоких широтах. В среднем ордовике наблюдался более теплый климат, по сравнению с предыдущей эрой. Это доказывает распространение известняковых пород.

Полезные ископаемые в ордовикской системе

Среди ископаемых, образованных в этом периоде, выделяют нефть и газ. Особенно много залежей этого периода в Северной Америке. Также выделяются месторождения горючих сланцев, фосфоритов. Данные залежи объясняются геологическими процессами, в которых была задействована магма. Например, в Казахстане находятся залежи марганцевых руд, а также баритов.

Моря в ордовикском периоде

В среднем ордовике происходит расширение морских пространств. Дно морей становится ниже. Эти изменения сильно повлияли на накопление большого слоя осадочных пород, которые представлены черным илом. Он состоит из пепла вулканов, обломочных пород и песка. На территории современных Северной Америки и Европы располагались мелкие моря.

Растительный мир ордовика и фауна

Водоросли в ордовикский период не изменились, если сравнивать их с предыдущим периодом. Появляются самые первые растения на земле. В основном они представлены мхами.

Жизнь в воде в этом периоде достаточно многообразна. Именно поэтому он считается очень важным в истории Земли. Сформировались главные виды морских существ. Появляются первые рыбы. Только они очень маленькие, около пяти сантиметров. У морских существ стали появляться твердые покровы. Это происходило потому, что живые организмы стали подниматься выше отложений дна и кормиться выше дна моря. Все больше возникает животных, которые питаются в морской воде. Некоторые группы позвоночных уже эволюционировали, другие только начали развиваться. В конце ордовика появляются позвоночные организмы. Из иглокожих появились морские пузыри, морские лилии. В настоящее время такие организмы, как морские лилии и морские звезды тоже существуют.

Над морскими лилиями проплывает стая медуз – это прекрасная картина из глубокой древности. Владельцы раковин тоже начинают свою жизнедеятельность. Брюхоногие и пластинчатожаберные представлены большим количеством видов. В ордовике происходит развитие четырехжаберных головоногих — это примитивные представители наутилоидей. Данные организмы и сейчас живут в глубинах Индийского океана. Раковины древних представителей этих живых существ были прямыми, в отличие от гнутых раковин современных видов наутилуса. Эти моллюски вели образ жизни хищника.

Новыми животными в этот период были граптолиты. Они размножались почкованием. Граптолиты создавали колонии. Раньше их относили к кишечнополостным, сейчас — к крыложаберным беспозвоночным животным. В данное время граптолиты не живут, но существуют их дальние родственники. Один из них живет в Северном море — это Rhabdopleura normanni. Также появляется группа организмов, которая помогает кораллам строить рифы. Они тоже появились в это время — это мшанки. Они существуют и сейчас, похожи эти организмы на красивые кружевные кусты. Вот такие происходили ароморфозы ордовикского периода у живых организмов.

Обитатели морей

В песчаниках в штате Колорадо были обнаружены фрагменты бесчелюстной рыбы. Извлечены и другие остатки позвоночных существ, похожих на акулу. Ископаемые свидетельствуют, что бесчелюстные ордовика отличаются от сегодняшних видов.

Первые животные, у которых были зубы, — это конодонты. Эти создания похожи на угрей. Их челюсти отличаются от челюстей живых существ. Ученые насчитали шестьсот видов живых существ, которые жили в морях в вышеописанный период. Похолодание стало одной из причин вымирания многих видов. Мелкие моря превратились в равнины, а животные этих морей погибли. Тот же результат постиг и растительный мир данного периода.

Причина вымирания животных организмов

Существует множество версий массового вымирания существ:

  1. Всплеск гамма лучей в пределах Солнечной системы.
  2. Падение крупных тел из космоса. Их осколки или метеориты находят по сей день.
  3. Результат формирования горных систем. Под действием ветра горные породы выветриваются и попадают в почву. В результате этих процессов остается мало углерода, который влияет на потепление.
  4. Перемещение Гондваны к Южному полюсу привело к похолоданию, а потом и оледенению, уменьшению уровня воды в Мировом океане.
  5. Насыщение мирового океана металлами. Исследованный планктон того периода содержит повышенный уровень самых разных металлов. Произошло отравление воды металлами.

Какая из этих версий кажется достоверной, и почему вымерли животные ордовикского периода, в настоящее время доподлинно неизвестно.

fb.ru

Презентация на тему «Развитие жизни в палеозойскую эру»

Презентация на тему: Развитие жизни в палеозойскую эру

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Развитие жизни в палеозойскую эру. Составитель: Учитель биологии МОУ «СОШ №2» г. Реж Воробьёва Н.А.

№ слайда 2 Описание слайда:

Проверка домашнего задания Вариант 1Сопоставьте перечисленные событиянужной эре, результаты поместите в таблицу:А) возникновение эукариотБ) появление кишечнополостных В) появление сине-зелёных и одноклеточных водорослейГ) возникновение многоклеточностиД) возникновение фотосинтезаВариант 2Расставьте события, происходившие в архее и протерозое в последовательности, соответствующей порядку их возникновенияА) появление фотосинтезаБ) появление прокариотВ) появление многоклеточных водорослейГ) появление свободного кислородаД) появление членистоногихЕ) появление моллюсковЖ) появление кольчатых червей

№ слайда 3 Описание слайда:

Содержание: Палеозой – общие сведенияКембрийская системаГеография и климатЖивотный мирРастительный мирОрдовикский системаГеография и климатЖивотный мир Растительный мирСилурийская системаГеография и климатЖивотный мирРастительный мирДевонская системаГеография и климатЖивотный мирРастительный мирКаменноугольная системаГеография и климатЖивотный мирРастительный мирПермская системаГеография и климатЖивотный мир Растительный мир

№ слайда 4 Описание слайда:

ПАЛЕОЗОЙСКАЯ ЭРА Палеозой — эра древней жизни, началась 570 миллионов лет назад и продолжалась около 320 миллионов лет.

№ слайда 5 Описание слайда:

ВКЛЮЧАЕТ ШЕСТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ:

№ слайда 6 Описание слайда:

КЕМБРИЙСКАЯ СИСТЕМА: Кембрийский период начался 570±20 млн. лет назад, длительность 80 млн. В кембрийский период впервые в геологической истории появились скелетные организмы.

№ слайда 7 Описание слайда:

География и климат: Начало этому периоду положил поразительной силы эволюционный взрыв, в ходе которого на Земле впервые появились представители большинства основных групп животных, известных современной науке. Ближе к концу периода началось оледенение, приведшее к понижению уровня моря.

№ слайда 8 Описание слайда:

Животный мир: В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных, включая микроскопических фораминифер, губок, морских звезд, морских ежей, морских лилий и различных червей. В тропиках археоциаты. возводили громадные рифовые сооружения. Появились первые твердопокровные животные; в морях господствовали трилобиты и брахиоподы. Возникли первые хордовые. Позднее появились головоногие моллюски и примитивные рыбы.

№ слайда 9 Описание слайда:

Представители:

№ слайда 10 Описание слайда:

Растительный мир: Представлен примитивными морскими водорослями.

№ слайда 11 Описание слайда:

Ордовикская система: Второй период палеозойской эры геологической истории Земли. Начало ордовикского периода 490±15 млн. лет назад, продолжительность 65 млн. лет. В раннем и начале среднего ордовика — максимальное расширение морских пространств.

№ слайда 12 Описание слайда:

География и климат: Крупные массивы суши сосредоточились ближе к экватору. На протяжении периода массивы суши смещались все дальше и дальше к югу. Старые ледниковые покровы кембрия растаяли, и уровень моря повысился. Большая часть суши была сосредоточена в теплых широтах. В конце периода началось новое оледенение.

№ слайда 13 Описание слайда:

Животный мир: Резкое увеличение численности животных-фильтраторов, в том числе мшанок (морских циновок), морских лилий, плеченогих, двустворчатых моллюсков и граптолитов, чей расцвет пришелся как раз на ордовик.Археоциаты уже вымерли, но эстафету рифостроительства подхватили у них строматопороидеи и первые кораллы. Увеличилось число наутилоидей и бесчелюстных панцирных рыб.

№ слайда 14 Описание слайда:

Представители:

№ слайда 15 Описание слайда:

Растительный мир: Существовали различные виды водорослей. В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.

№ слайда 16 Описание слайда:

Силурийский период: Начался 435 млн. лет назад, длительность 30 млн. лет.Подразделяется на 2 отдела. Самый крупный массив суши в Силурийской системе — материк Гондвана. Начало Силурийского периода характеризовалось глобальной морской трансгрессией, конец — завершением каледонской складчатости.

№ слайда 17 Описание слайда:

География и климат: Гондвана надвинулась на Южный полюс. Океан Япетус уменьшался в размерах, а массивы суши, образующие Северную Америку и Гренландию, сближались; столкнувшись, они образовали Лавразию. Период бурной вулканической активности и интенсивного горообразования.

№ слайда 18 Описание слайда:

Животный мир: В морях процветают наутилоидеи, брахиоподы, трилобиты и иглокожие. Появились первые челюстные рыбы-акантоды. Скорпионы, многоножки и, возможно, эвриптериды начали выбираться на сушу. Формирование основных классов беспозвоночных организмов, появились первые примитивные позвоночные (бесчелюстные и рыбы).

№ слайда 19 Описание слайда:

Представители:

№ слайда 20 Описание слайда:

Растительный мир: Растения заселяли берега водоемов. Преобладание примитивных псилофидных растений.

№ слайда 21 Описание слайда:

Девонская система: Четвертый период палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился около 55 млн. лет.Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Основные полезные ископаемые — нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.

№ слайда 22 Описание слайда:

География и климат: Европа, Северная Америка и Гренландия Столкнулись между собой, образовав огромный сверхматерик Лавразию. С океанского дна были вытолкнуты огромные массивы осадочныхпород, сформировавшие громадные горные системы на востоке Северной Америки и на западе Европы.; Климат континентальный, засушливый. Середина Девонского периода — эпоха погружений; нарастание морских трансгрессий, активизация вулканической деятельности.

№ слайда 23 Описание слайда:

Животный мир: Быстрая эволюция рыб, включая акул и скатов, кистеперых и лучеперых рыб. Суша подверглась нашествию множества членистоногих, в том числе клещей, пауков и примитивных бескрылых насекомых. Появились в позднем девоне и первые земноводные.

№ слайда 24 Описание слайда:

Представители:

№ слайда 25 Описание слайда:

Растительный мир: Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами. Возросло число разнообразных сосудистых растений. Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.

№ слайда 26 Описание слайда:

Каменноугольная система: Пятый период палеозойской эры геологической истории. Начался каменноугольный период 345 млн. лет назад; длительность 65 млн. лет.Подразделяется на 3 или 2 отдела.

№ слайда 27 Описание слайда:

География и климат: Два огромных сверхматерика: Лавразия на севере и Гондвана на юге — сближались друг с другом. В раннем карбоне на обширных пространствах раскинулись мелкие прибрежные моря и болота, и установился почти тропический климат. Громадные леса с пышной растительностью существенно повысили содержание кислорода в атмосфере.

№ слайда 28 Описание слайда:

Животный мир: В морях появились аммониты, возросла численность брахиоподов. Ругозы, граптолиты, трилобиты, а также некоторые мшанки, морские лилии и моллюски вымерли. Это был век земноводных, а также насекомых — кузнечиков, тараканов, чешуйниц, термитов, жуков и гигантских стрекоз. Появились первые рептилии.

№ слайда 29 Описание слайда:

Представители:

№ слайда 30 Описание слайда:

Растительный мир: Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м. Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.

№ слайда 31 Описание слайда:

Пермская система: Последний период палеозойской эры. Начался280 млн. лет назад, продолжительность 45 млн. лет. Пермский период выделен в 1841 английским геологом Р. Мурчисоном на Урале и Русской равнине (на территории Пермской губернии, отсюда название). Подразделяется на нижний и верхний отделы. Общепринятой схемы расчленения на ярусы не существует.

№ слайда 32 Описание слайда:

География и климат: Гондвана и Лавразия постепенно сблизились. Азия столкнулась с Европой, взметнув ввысь Уральский горный хребет. Индия «наехала» на Азию — и возникли Гималаи. В Северной Америке выросли Аппалачи. Сформировался гигантский сверхматерик Пангея. Земля прогревалась, и льды постепенно растаяли. В Лавразии сделалось очень жарко и сухо, по ней распространились обширные пустыни.

№ слайда 33 Описание слайда:

Животный мир: Бурно эволюционировали двустворчатые моллюски. В морях в изобилии водились аммониты. В пресных водоемах господствовали земноводные. Появились и водные рептилии, в том числе мезозавры. В ходе великого вымирания исчезло свыше 50% животных семейств. На суше рептилии взяли верх над земноводными.

№ слайда 34 Описание слайда:

Представители:

№ слайда 35 Описание слайда:

Растительный мир: На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов. Появились первые хвойные, быстро заселившие внутриматериковые области и высокогорья.Среди наземных растений преобладали членистостебельные папоротники, голосеменные .

№ слайда 36 Описание слайда:

Заключение : Палеозойская эра (греч. «палайос»- древний, «зое» — жизнь) – эра древней жизниЕё возраст 570 млн лет.Подразделяется на 6 периодов (кембрий, ордовик, силур, девон, каменноугольный, пермь) Растительный мир развивался от водорослей до первых семенных растений(семенных пааоротников)Животный мир развивался от примитивных морских бесчерепных хордовых до наземных пресмыкающихся. В силурийском периоде появились первые обитатели суши – растения-псилофиты и беспозвоночные животные паукообразные. Это были первые животные, дышащие атмосферным кислородом.

№ слайда 37 Описание слайда:

Домашнее задание:заполните таблицу

№ слайда 38 Описание слайда:

Спасибо за внимание

ppt4web.ru

§ 17. Жизнь в палеозойскую эру

1. Допишите названия периодов палеозойской эры.

1. Кембрий.

2. Ордовик.

3. Силур.

4. Девон.

5. Карбон.

6. Пермь.


2. Впишите недостающие слова.

Первые наземные растения, называемые псилофиты, появились с силурийском периоде палеозойской эры.


3. Дайте краткую морфофизиологическую характеристику первых наземных растений.

Псилофиты занимали промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Они имели слабодифференцированные ткани, способные проводить воду, могли укрепляться в почве, хотя корни у них отсутствовали. Псилофиты существовали только во влажном климате и дали начало более приспособленным наземным растениям.



4. Ответьте, какие эволюционные приобретения возникли у растений при переходе к наземному образу жизни.

Тело наземных растений разделилось на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась сосудистая система. Широко распространялись споровые растения.


5. Перечислите основных представителей растительного мира девона.

В периоде девона растения начали покрывать Землю. Широко распространялись плауны, хвощи и папоротники, появлялись первые древовидные формы.


6. Охарактеризуйте эволюционные преимущества, приобретенные растениями благодаря переходу к семенному размножению.

У семенных растений зародыш в семени был защищен от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пищей. Для опыления и размножения уже не требовалась вода, в связи с чем семенные растения все больше расселялись по планете.



7. Назовите основные типы животных, возникших к началу палеозойской эры, и укажите среду их обитания.

Губки, кораллы, иглокожие, моллюски, ракоскорпионы и другие типы животных уже существовали в начале палеозоя.


8. Остатки каких хордовых животных были обнаружены в геологических отложениях, относящихся к палеозойской эре?

В геологических отложениях были найдены остатки животных, имеющих внутренний скелет – бесчелюстных позвоночных, потомками которых являются современные миноги и миксины.


9. Закончите предложение.

У первых хордовых челюстной аппарат развился на базе жаберных дуг.

Это были челюсти, усаженные зубами. Жаберная мускулатура преобразовалась в челюстную и подъязычную.



10. Известно, что у первых рыб произошло несколько крупных ароморфозов, существенно ускоривших их прогрессивную эволюцию. Перечислите эти ароморфозы и охарактеризуйте их биологическое значение.

АроморфозыБиологическое значение
Легочное дыхание дало начало первым четвероногим амфибиям
Появление парных конечностей дало начало первым четвероногим амфибиям

11. Ответьте на вопросы.

1. Какие животные являлись предками первых наземных позвоночных?

Предками первых наземных позвоночных были кистеперые рыбы.

2. В силу каких особенностей их организации это стало возможным?

Кистеперые рыбы имели мускулистые конечности и легкое, что дало им возможность перейти в наземную среду обитания.

3. В какой период палеозойской эры появились:

а) земноводные — XIV

б) рептилии — XII


12. Допишите предложение.

Причиной выхода позвоночных на сушу явились изменения условий внешней среды, которые заключались в поднятии суши, измельчании морей и похолодании климата.



13. Укажите два основных способа приспособления к дефициту растворенного в воде кислорода у рыб. Заполните таблицу.

ПриспособленияЭволюционные последствия
Клеточные рыбы мускулистые конечности
Легочный пузырь позволяет некоторым видам рыб использовать как жабры, так и легочное дыхание

14. Закончите предложение.

Первые наземные позвоночные, жизнедеятельность которых была еще тесно связана с водной средой, носят название стегоцефалы.


15. Ответьте, какая группа организмов и благодаря каким ароморфозам первой полностью утратила зависимость от водной среды и смогла широко распространиться на суше.

Название группы: Рептилии.

Ароморфозы:

А) Внутреннее оплодотворение.

Б) Накопление желтка в яйцеклетке.

В) Ороговение кожи.

Г) Сложное строение почки.

Д) Возникновение грудной клетки и новые тип дыхания.


pobio.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *