Строение и функции дыхательной системы: Строение и функции органов дыхания — урок. Биология, 9 класс.

Содержание

Строение и функции органов дыхания — урок. Биология, 9 класс.

Дыхательная система выполняет функцию газообмена, доставки в организм кислорода и выведении из него углекислого газа.

Дыхательные (воздухоносные) пути — это последовательно соединённые между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает лёгких.

Систему органов дыхания составляют лёгкие, расположенные в грудной полости, и воздухоносные пути (полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи).

 

Верхние дыхательные пути

В верхних дыхательных путях воздух согревается, очищается от различных частиц и увлажняется.

 

В полости носа, которая выстлана слизистой оболочкой и покрыта ресничным эпителием, выделяется слизь. Она увлажняет вдыхаемый воздух, обволакивает твердые частички.

 

 

Слизистая оболочка согревает воздух, т.к. она обильно снабжается кровеносными сосудами. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань, от которой начинаются нижние дыхательные пути.

Нижние дыхательные пути

Гортань

выполняет две функции – дыхательную и образование голоса.

Гортань образована несколькими хрящами, самым крупным из которых является щитовидный. Специальный надгортанный хрящ (надгортанник) прикрывает вход в гортань во время глотания пищи.

 

 

В гортани находятся голосовые связки, состоящие из эластических волокон соединительной ткани. Между голосовыми связками находится голосовая щель. Гортань принимает участие только в образовании звука (в членораздельной речи принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, околоносовые пазухи). Звук возникает в результате колебания голосовых связок. 

 

 

Высота голоса человека связана с длиной голосовых связок. Чем короче голосовые связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос. У женщин и детей голосовые связки короче, чем у мужчин, поэтому женский голос и голос ребенка всегда выше. Гортань изменяется с возрастом (что связано с развитием половых желез). Размеры гортани у мальчиков в период полового созревания увеличиваются и их голос меняется (мутирует).

Из гортани воздух поступает в трахею.


Трахея — это трубка, длиной 10—11 см, состоящая из 16—20 хрящевых, незамкнутых сзади, колец (полуколец), не позволяющих её стенкам спадаться. Задняя стенка трахеи образована плотной волокнистой соединительной тканью, она мягкая и прилегая к пищеводу, не мешая прохождению пищи.

Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое лёгкие.

Лёгкие

Лёгкие — парные органы, расположенные в грудной полости.

 

 

В лёгких бронхи ветвятся на более мелкие бронхи — бронхиолы, образуя бронхиальное дерево.

 

 

Бронхи и брохиолы выстланы реснитчатым эпителием.

Лёгкие состоят из легочных пузырьков — альвеол.

Стенка альвеолы образована однослойным эпителием и оплетена сетью капилляров. 

В альвелоах происходит газообмен.

 

  

Источники:

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение

Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос

Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель

Строение дыхательной системы человека – Российский учебник

Дыхательная система — совокупность органов, обеспечивающих поступление кислорода из окружающего воздуха в дыхательные пути, и осуществляющих газообмен, т.е. поступление кислорода в кровоток и выведение углекислого газа из кровотока обратно в атмосферу. Однако дыхательная система — это не только обеспечение организма кислородом — это еще и человеческая речь, и улавливание различных запахов, и теплообмен.

Органы дыхательной системы человека условно делятся на дыхательные пути, или проводники, по которым воздушная смесь поступает к легким, и легочную ткань, или альвеолы.

Дыхательные пути по уровню прикрепления пищевода условно делятся на верхние и нижние. К верхним относятся:

  • нос и его придаточные пазухи
  • ротоглотка
  • гортань
К нижним дыхательным путям относятся:
  • трахея
  • главные бронхи
  • бронхи следующих порядков
  • терминальные бронхиолы.

Носовая полость — первый рубеж при поступлении воздуха в организм. На пути пылевых частиц встают многочисленные волоски, расположенные на слизистой полости носа, и очищают проходящий воздух. Носовые раковины представлены хорошо кровоснабжаемой слизистой и, проходя сквозь извитые носовые раковины, воздух не только очищается, но и согревается.

Также нос – орган, благодаря которому мы наслаждаемся ароматом свежей выпечки, или точно можем определить местонахождение общественного туалета. А все потому, что на слизистой верхней носовой раковины расположены чувствительные обонятельные рецепторы. Их количество и чувствительность генетически запрограммированы, благодаря чему парфюмеры создают запоминающиеся ароматы духов.

Проходя сквозь ротоглотку, воздух попадает в гортань. Как же получается, что пища и воздух проходят через одни и те же части тела и не смешиваются? При глотании надгортанник прикрывает дыхательные пути, и пища попадает в пищевод. При повреждении надгортанника человек может поперхнуться. Попадание еды в дыхательные пути требует немедленной помощи и может даже привести к смерти.

Гортань состоит из хрящей и связок. Хрящи гортани видны невооруженным глазом. Самый крупный из хрящей гортани — щитовидный хрящ. Его строение зависит от половых гормонов и у мужчин он сильно выдвигается вперед, формируя

адамово яблоко, или кадык. Именно хрящи гортани служат ориентиром для врачей при проведении трахеотомии или коникотомии – операций, которые проводятся, когда инородное тело или опухоль перекрывают просвет дыхательных путей, и обычным способом человек не может дышать.

Дальше на пути воздуха встают голосовые связки. Именно проходя через голосовую щель и заставляя дрожать натянутые голосовые связки, человеку доступна не только функция речи, но и пение. Некоторые уникальные певцы могут заставить дрожать связки с частотой 1000 децибел и силой своего голоса взрывать хрустальные стаканы
(в России самым широким диапазоном голоса в пять октав обладает Светлана Феодулова — участница шоу «Голос–2»).

Через гортань и голосовые связки воздух поступает в трахею. Трахея анатомически делится на шейную и грудную части. Анатомическим ориентиром является яремная вырезка грудины.

Трахея имеет строение хрящевых полуколец. Передняя хрящевая часть обеспечивает беспрепятственное прохождение воздуха за счет того, что трахея не спадается. Сзади к трахее прилегает пищевод, и мягкая часть трахеи не задерживает прохождение пищи по пищеводу.

Дальше воздух по бронхам и бронхиолам, выстланным мерцательным эпителием, добирается до конечного отдела легких — альвеол. Легочная ткань, или альвеолы – конечные, или терминальные отделы трахеобронхиального дерева, похожие на слепо заканчивающиеся мешочки.

Множество альвеол формируют легкие. Легкие — парный орган. Природа позаботилась о своих нерадивых детях, и некоторые важные органы – легкие и почки – создала в двойном экземпляре. Человек может жить и с одним легким. Легкие расположены под надежной защитой каркаса из прочных ребер, грудины и позвоночника.

Биология. 9 класс. Человек. Методическое пособие. Вертикаль. ФГОС

Методическое пособие подготовлено к изданному в соответствии с ФГОС учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина «Биология. Человек. 9 класс». Пособие содержит подробные разработки уроков, включающие цели, основное содержание урока, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), необходимое для урока оборудование, а также изложение хода урока и дополнительную информацию для учителя.  Купить Функции дыхательной системы

Интересно, что легкие лишены мышечной ткани и сами дышать не могут. Дыхательные движения обеспечивает работа мышц диафрагмы и межреберных мышц.

Человек совершает дыхательные движения благодаря сложному взаимодействию различных групп мышц межреберных, мышц брюшного пресса при глубоком дыхании, а самая мощная мышца, участвующая в дыхании, – диафрагма.

Наглядно представить работу дыхательных мышц поможет опыт с моделью Дондерса, описанный на странице 177 учебника «Биология 9 класс» под редакцией Пономаревой И.Н.

Легкие и грудная клетка выстланы плеврой. Плевра, которая выстилает легкие, называется легочной, или висцеральной. А та, которая покрывает ребра, – пристеночной, или париетальной. Строение дыхательной системы обеспечивает необходимый газообмен.

При вдохе мышцы растягивают легочную ткань, как умелый музыкант меха у баяна, и воздушная смесь атмосферного воздуха, состоящая из 21% кислорода, 79% азота и 0.03% углекислого газа поступает по дыхательным путям к конечному отделу, где оплетенные тонкой сетью капилляров альвеолы готовы принять кислород и отдать отработанный углекислый газ из человеческого тела. Состав выдыхаемого воздуха отличается значительно бо´льшим содержанием углекислого газа – 4%.

Чтобы представить масштаб газообмена, только подумайте, что площадь всех альвеол человеческого организма примерно равна волейбольной площадке.

Чтобы альвеолы не слипались, их поверхность выстлана сурфактантом — специальной смазкой, содержащей липидные комплексы.

Терминальные отделы легких густо оплетены капиллярами и стенка кровеносных сосудов тесно соприкасается со стенкой альвеол, что позволяет содержащемуся в альвеолах кислороду по разнице концентраций, без участия переносчиков, путем пассивной диффузии поступать в кровь.

Если вспомнить основы химии, а конкретно – тему растворимость газов в жидкостях, особо дотошные могут сказать: «Ерунда какая, ведь растворимость газов с повышением температуры уменьшается, а тут вы рассказываете, что кислород отлично растворяется в теплой, почти горячей — примерно 38-39°С, соленой жидкости».
И они правы, но забывают, что эритроцит содержит гемоглобин-захватчик, одна молекула которого может присоединить 8 атомов кислорода и транспортировать их к тканям!

В капиллярах кислород связывается с белком-переносчиком на эритроцитах и по легочным венам к сердцу возвращается насыщенная кислородом артериальная кровь.
Кислород участвует в процессах окисления, а клетка в результате получает необходимую для жизнедеятельности энергию.

Дыхание и газообмен – самые важные функции дыхательной системы, но далеко не единственные. Дыхательная система обеспечивает поддержание теплового баланса за счет испарения воды при дыхании. Внимательный наблюдатель замечал, что в жаркую погоду человек начинает чаще дышать. У людей, правда, этот механизм работает не так эффективно, как у некоторых животных, например у собак.

Гормональную функцию через синтез важных нейромедиаторов (серотонина, дофамина, адреналина) обеспечивают лёгочные нейроэндокринные клетки (PNE-pulmonary neuroendocrine cells). Также в легких синтезируются арахидоновая кислота и пептиды.

Комплект таблиц. Биология. 8-9 классы. Человек (12 таблиц)

Учебный альбом из 12 листов. Типы тканей. Головной мозг. Спинной мозг. Функции нервной системы. Строение и работа сердца. Связь кровообращения и лимфообращения. Дыхание. Пищеварение. Строение почки. Строение и функции кожи. Строение и типы костей. Строение мышц. Восприятие. Органы чувств..

Купить
Регуляция

Казалось бы, что тут сложного. Содержание кислорода в крови снизилось, и вот она – команда для вдоха. Однако на самом деле механизм значительно сложнее. Ученые до сих пор не разгадали механизм, благодаря которому человек дышит. Исследователи лишь выдвигают гипотезы, и только некоторые из них доказываются сложными экспериментами. Точно установлено лишь то, что истинного водителя ритма в дыхательном центре, подобного водителю ритма в сердце, нет.

В стволе мозга расположен дыхательный центр, который состоит из нескольких разрозненных групп нейронов. Выделяют три основных группы нейронов:

  • дорсальная группа — основной источник импульсов, которые обеспечивают постоянный ритм дыхания;
  • вентральная группа — контролирует уровень вентиляции легких и может стимулировать вдох или выдох в зависимости от момента возбуждения.Именно эта группа нейронов управляет мышцами брюшного пресса и живота для глубокого дыхания;
  • пневмотаксический центр — благодаря его работе происходит плавная смена выдоха вдохом.

Для полноценного обеспечения организма кислородом нервная система регулирует скорость вентиляции легких через изменение ритма и глубины дыхания. Благодаря отлаженной регуляции даже активные физические нагрузки практически не влияют на концентрацию кислорода и углекислого газа в артериальной крови.

В регуляции дыхания участвуют:

  • хеморецепторы каротидного синуса, чутко реагирующие на содержание газов О2 и СО2 в крови. Рецепторы расположены во внутренней сонной артерии на уровне верхнего края щитовидного хряща;
  • рецепторы растяжения легких, расположенные в гладких мышцах бронхов и бронхиол;
  • инспираторные нейроны, расположенные в продолговатом мозге и варолиевом мосту (делятся на ранние и поздние).

Что ещё почитать?

Сигналы с различных групп рецепторов, расположенных в дыхательных путях, передаются в дыхательный центр продолговатого мозга, где в зависимости от интенсивности и продолжительности формируется импульс к дыхательному движению.

Физиологи предположили, что отдельные нейроны объединяются в нейронные сети для регуляции последовательности смены фаз вдоха-выдоха, регистрации отдельными типами нейронов своего потока информации и изменения ритма и глубины дыхания в соответствии с этим потоком.

Расположенный в продолговатом мозге дыхательный центр контролирует уровень напряжения газов крови и регулирует вентиляцию легких с помощью дыхательных движений, чтобы концентрация кислорода и углекислого газа была оптимальной. Регуляция осуществляется при помощи механизма обратной связи.

5.1.3. Строение и функции дыхательной системы

совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа, образовавшегося в процессе обмена веществ. В результате биологического окисления в клетках освобождается энергия для жизнедеятельности организма.

носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие — обеспечивают циркуляцию воздуха и газообмен.

Выполняют функцию газообмена, доставки в организм кислорода и выведении из него углекислого газа.

Воздухоносными путями служат полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы и легкие. В верхних дыхательных путях воздух согревается, очищается от различных частиц и увлажняется. В альвеолах легких происходит газообмен. В полости носа, которая выстлана слизистой оболочкой и покрыта ресничным эпителием, выделяется слизь. Она увлажняет вдыхаемый воздух, обволакивает твердые частички. Слизистая оболочка согревает воздух, т.к. она обильно снабжается кровеносными сосудами. Воздух через носовые ходы поступает в носоглотку и затем в гортань.

выполняет две функции – дыхательную и образование голоса. Сложность ее строения связана с образованием голоса. В гортани находятся голосовые связки, состоящие из эластических волокон соединительной ткани. Звук возникает в результате колебания голосовых связок. Гортань принимает участие только в образовании звука. В членораздельной речи принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, околоносовые пазухи. Гортань изменяется с возрастом. Ее рост и функция связаны с развитием половых желез. Размеры гортани у мальчиков в период полового созревания увеличиваются. Голос меняется (мутирует). Из гортани воздух поступает в трахею.

трубка, длиной 10—11 см, состоящая из 16– 20 хрящевых, незамкнутых сзади, колец. Кольца соединены связками. Задняя стенка трахеи образована плотной волокнистой соединительной тканью. Пищевой комок, проходящий по пищеводу, прилегающему к задней стенке трахеи, не испытывает сопротивления с ее стороны.

Трахея делится на два упругих главных бронха. Главные бронхи ветвятся на более мелкие бронхи – бронхиолы. Бронхи и брохиолы выстланы реснитчатым эпителием. Бронхиолы ведут в легкие.

парные органы, расположенные в грудной полости. Легкие состоят из легочных пузырьков – альвеол. Стенка альвеолы образована однослойным эпителием и оплетена сетью капилляров, в которые поступает атмосферный воздух. Между наружным слоем легкого и грудной клеткой есть плевральная полость, заполненная небольшим количеством жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Она образована двумя листками плевры, один из которых покрывает легкое, а другой выстилает грудную клетку изнутри. Давление в плевральной полости меньше атмосферного и составляет около 751 мм рт. ст. При вдохе  грудная полость расширяется, диафрагма опускается, легкие растягиваются. При выдохе  объем грудной полости уменьшается, диафрагма расслабляется и поднимается. В дыхательных движениях участвуют наружные межреберные мышцы, мышцы диафрагмы, внутренние межреберные мышцы. При усиленном дыхании участвуют все мышцы груди, поднимающие ребра и грудину, мышцы брюшной стенки.

Дыхательные движения  контролируются дыхательным центром продолговатого мозга. Центр имеет отделы вдоха  и выдоха. От центра вдоха импульсы поступают к дыхательным мышцам. Происходит вдох. От дыхательных мышц импульсы поступают в дыхательный центр по блуждающему нерву и тормозят центр вдоха. Происходит выдох. На деятельность дыхательного центра влияют уровень артериального давления, температурные, болевые и другие раздражители. Гуморальная регуляция  происходит при изменении концентрации углекислого газа в крови. Ее увеличение возбуждает дыхательный центр и вызывает учащение и углубление дыхания. Возможность произвольно задержать дыхание на некоторое время объясняется контролирующим влиянием на процесс дыхания коры головного мозга.

Газообмен в легких и тканях  происходит путем диффузии газов из одной среды в другую. Давление кислорода в атмосферном воздухе выше, чем альвеолярном, и он диффундирует в альвеолы. Из альвеол по тем же причинам кислород проникает в венозную кровь, насыщая ее, а из крови – в ткани.

Давление углекислого газа в тканях выше, чем в крови, а в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном. Поэтому он диффундирует из тканей в кровь, затем в альвеолы и в атмосферу.

Кислород транспортируется к тканям в составе оксигемоглобина. От тканей к легким небольшая часть углекислого газа переносится карбогемоглобином. Большая же часть образует с водой углекислоту, которая в свою очередь образует бикарбонаты калия и натрия. В их составе углекислый газ переносится к легким.

 

Тематические задания

А1. Газообмен между кровью и атмосферным воздухом

происходит в

1) альвеолах легких

2) бронхиолах

3) тканях

4) плевральной полости

 

А2. Дыхание – это процесс:

1) получения энергии из органических соединений при участии кислорода

2) поглощения энергии при синтезе органических соединений

3) образования кислорода в ходе химических реакций

4) одновременного синтеза и распада органических соединений.

 

А3. Органом дыхания не является:

1) гортань 

2) трахея 

3) ротовая полость

4) бронхи

 

А4. Одной из функций носовой полости является:

1) задержка микроорганизмов 

2) обогащение крови кислородом

3) охлаждение воздуха             

4) осушение воздуха

 

А5. Гортань от попадания в нее пищи защищает(ют):

1) черпаловидный хрящ 

3) надгортанник

2) голосовые связки        

4) щитовидный хрящ

 

А6. Дыхательную поверхность легких увеличивают

1) бронхи

2) бронхиолы

3) реснички 

4) альвеолы

 

А7. Кислород поступает в альвеолы и из них в кровь путем

1) диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией

2) диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией

3) диффузии из тканей организма

4) под влиянием нервной регуляции

 

А8. Ранение, нарушившее герметичность плевральной полости приведет к

1) торможению дыхательного центра 

2) ограничению движения легких

3) избытку кислорода в крови            

4) избыточной подвижности легких

 

А9. Причиной тканевого газообмена служит

1) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях

2) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях

3) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую

4) разность давлений воздуха в легких и плевральной полости

 

В1. Выберите процессы, происходящие при газообмене в легких

1) диффузия кислорода из крови в ткани

2) образование карбоксигемоглобина

3) образование оксигемоглобина

4) диффузия углекислого газа из клеток в кровь

5) диффузия атмосферного кислорода в кровь

6) диффузия углекислого газа в атмосферу

 

В2. Установите правильную последовательность прохождения атмосферного воздуха через дыхательные пути

А) гортань

В) бронхи

Д) бронхиолы

Б) носоглотка

Г) легкие

Е) трахея

Здоровье

Дыхание - это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Дыхание - жизнь, а кислород - самое необходимое вещество. Еще в утробе ребенок начинает дышать через кровеносную систему матери. Ни одна клетка в нашем организме не сможет существовать без газообмена, именно поэтому природа все предусмотрела и создала дыхательную систему.

Содержание статьи

Дыхательная система человека

Человек может испытывать голод не только во время нехватки еды и воды, но и при недостатке кислорода. Только с дыханием не надо составлять график “питания”, ставить напоминалку в телефоне или выделять время на обед. Дышим мы всегда - даже во сне.

Процесс дыхания у всех позвоночных (в том числе у человека) со­стоит из нескольких этапов:

  • Внешнего дыхания - газообмен между окружающей средой и кровью. Воздух попадает в организм через нос или рот, проходит гортань, трахею и бронхи. Все это происходит с помощью легких. Слышали что-нибудь о том, что дыхание осуществляется еще с помощью кожи? Это правда, но всего на 1-2% от всего дыхания.
  • Легкие работают благодаря сокращению грудной клетки.
  • Транспортировки газов кровью - после бронхов, газы оказываются в альвеолах. Стенки легочных пузырьков оплетены кровеносными капиллярами, которые позволяют совершать газообмен с тканями и органами через кровь.
  • Тканевого дыха­ния - кровь доносит кислород до клеток и тканей. Газ окисляется, что позволяет выделять энергию, которая как раз и является катализатором всех процессов жизнедеятельности.

И хотя дыхание - это самостоятельный процесс, который не нуждается в человеческом контроле, бывает, что человек начинает дышать неправильно. Это происходит по многим причинам.

Различные травмы, болезни или даже осознанно. Многие “эксперты” учат людей глубокому дыханию, хотя это совершенно неверно. Глубокие вдохи провоцируют гипервентиляцию легких, которая приводит к различным заболеваниям (например, астме и гипертонии). Правильное же дыхание предотвращает частые процедуры, улучшает состояние кожи и даже помогает в избавлении от лишнего веса.

Правильное дыхание должно быть легким и поверхностным. Конечно, организму необходимо получать достаточное количество кислорода. Не меньше, но и не больше. Бери пример с детского дыхания. Да, перестроиться будет сложно, но это продлит твою жизнь и укрепит здоровье.

Дыхательная система человека: общие сведения

Дыхательная система - это система органов, которые обеспечивают газообмен между окружающей средой и организмом человека. Мы вдыхаем (почти) чистый живительный кислород и выдыхаем углекислый газ. Всего несколько секунд, но в этот момент внутри нас происходит очень сложный процесс. Также дыхание участвует в теплообмене, обонянии, формировании голосовых звуков и метаболических процессах.

Если возникает какая-то маленькая проблема в любом из органов дыхания, то функциональность обмена газов снижается. Человек начинает испытывать кислородное голодание, появляется головокружение и прочие неприятные последствия.

Строение и функция дыхательной системы

Дышать необходимо именно носом, а не ртом. Так как нос - это своеобразный фильтр и обогреватель. Он делает воздух чуть теплее и избавляет его от опасных микроорганизмов. Рот с этими функциями не справится, поэтому если ты будешь дышать ртом, то можешь очень легко заболеть. Проходя воздухоносные пути, воздух в итоге попадает в легкие. Именно в них и происходят основные процессы газообмена.

В крови содержатся эритроциты. Они помогают прикреплять кислород к крови (можно сказать, что они - это вагон в кровяном поезде). В капиллярах, которые оплетают легочные пузырьки, кровь насыщается кислородом и затем разносит его по станциям органов и тканей. Там место кислорода занимает углекислый газ и совершается обратный маршрут поезда, который живет в каждом из нас.

Регуляция процесса дыхания

Дыхание происходит самопроизвольно. Человеку не надо следить каждую секунду за своими вдохами и выдохами. Но при этом, при желании, он может его контролировать. Чаще всего это происходит во время занятий спортом, йогой, специальной гимнастикой или медитацией.

Если ты дышишь правильно, то организм получает нужное ему количество кислорода и вовремя избавляется от углекислого газа. Во время сильных физических нагрузок или стресса дыхание ускоряется, так как нервная система сообщает дыхательному центру о том, что что-то идет не так. Воздуха не хватает, надо активнее работать, иначе наступит кислородное голодание.

Если же этот процесс как-то нарушается, то ты чувствуешь дезориентацию, головокружение и даже можешь потерять сознание. При долгой нехватке воздуха происходят мозговые нарушения и даже смерть. Именно поэтому дыхание - одна из важнейших функций.

Органы дыхательной системы

Дыхательную систему разделяют на дыхательные пути (органы, через которые кислород поступает в организм) и легкие (главный орган этой системы). Дыхательные пути в свою очередь делятся на верхние и нижние. Каждый орган выполняет свою, очень важную функцию.

Верхние дыхательные пути

Нос

Нос - один из двух органов дыхательной системы, которой ты можешь потрогать прямо сейчас своими руками. Полость носа выстлана маленькими волосиками - фильтрами, которые не дают пыли из воздуха попасть дальше в организм. Также, нос богат слизистыми железами, которые выделяют специальную жидкость. Она не пропускает опасные микроорганизмы, не дает им размножаться и в итоге уничтожает.

Носовая полость разделена на 2 части с помощью маленькой костной перегородки. Каждая ноздря разделяется на еще несколько путей посредством костных пластинок. Из них уже идут ходы к придаточным пазухам. Они увеличивают объем полости носа.

Рот

Ротовую полость можно назвать запасной. Через нее ты можешь дышать, если у тебя сломан нос или насморк мешает поступлению кислорода. Но это может быть опасно, так как рот не имеет ни специальной слизи, ни волосков, призванных филировать и очищать воздух. Вместе с кислородом через рот в организм попадает пыль и опасные микроорганизмы. Также этот путь более короткий, а значит воздух просто не успевает нагреться до необходимой температуры.

Глотка

Глотка - место соединения носовой и ротовой полости с гортанью. В ней нагревается поступающий газ, а также она контролирует поступление воздуха в легкие, а пищи - в желудок.

Нижние дыхательные пути

Гортань

Гортань расположена в передней части шеи. Она состоит из четырех хрящевых колец, которые соединены между собой специальной соединительной тканью. Она обеспечивает подвижность гортани, но только в строго ограниченном диапазоне.

В этой области также расположены голосовые связки и мышцы, которые обеспечивают человеку речь.

Трахея

Трахея - это своеобразная трубка, которая обеспечивает прохождение воздуха по шейному отделу в бронхи. Также в ней содержатся дополнительные фильтры в виде ресничного эпителия и слизи, которые очищают кислород от оставшейся пыли и других возможных загрязнений.

В итоге газ оказывается в легких, которые расположены в грудной области. Они защищены ребрами и диафрагмой. Снаружи легкое покрыто серозной плеврой, которая состоит из двух слоев, максимально укрывая легкие от возможных повреждений. Внутри легких присутствует небольшое количество серозной жидкости, которая облегчает движения. Между легкими расположено средостение. В нем же находятся трахея, пищевод, грудной лимфопроток, сердце и сосуды. В легкие вплетены пучки из бронхов, нервов и артерий. Бронхи вообще образуют целое ветвистое дерево внутри легких (в левом легком 2 ветви, в правом - 3). Затем они сужаются и переходят в альвеолы - пункт назначения кислорода.

Дыхательная система - это слаженный механизм, который обеспечивает человеку жизнь. Правильное дыхание - залог здоровья. Оно предотвращает появление многих болезней и избавляет от хронических недугов. О правильном дыхании ты можешь узнать на авторском курсе Мари Дебошир “Воздух”.

Но одного правильного дыхания, конечно, недостаточно, важно также работать над осанкой, общим состоянием организма и ментальным спокойствием. Многие девушки мечтают о вечной красоте и молодости, но забывают о таких базовых основах.

Идеальная осанка, свежее молодое лицо и подтянутое тело могут стать твоей реальностью уже через 3 недели комплексной работы на нашем базовом марафоне “СмелоНЕТ”.

Читай подробности дальше и помни - изменить свою жизнь можешь только ты сама!

§37. Строение и функции дыхательной системы | 8 класс Учебник "Биология" «Атамура»

Дыхание - основа жизнедеятельности. Дыханием называют процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Все живое, включая и человека, поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Работа каждой клетки организма (сокращение мышц, потоотделение, слюноотделение, проведение возбуждения и т. д.) связана с потребле­нием кислорода. При окислении и расщеплении органических веществ потребляется кислород и выделяется энергия. В организме нет запа­са кислорода, поэтому вес без исключения клетки нашего тела долж­ны непрерывно снабжаться им. Органы дыхания и кровеносная сис­тема обеспечивают газообмен между организмом и внешней средой и доставку кислорода. Он необходим для высвобождения энергии из органических веществ.

Строение дыхательной системы. К органам дыхания относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие (рис. 107). Все перечисленные органы, кроме легких, называют воздухоносными путями.

Рис. 107. Дыхательная система:

Ротоваяя полость: 2 - глот­ка:,'? надгортанник:-/ - гор­тань: 5 трахея: 6 - правое легкое: 7 - бронхи; 8 левое легкое: 9 межреберные мышцы; 10 - хрящевые коль­ца трахеи: II ребра: 12 -ди­афрагма

Через носовые отверстия воздух поступает в носовую полость. Она делится на правую и левую половины костно-хрящевой перего­родкой, т. е. у нас две носовые полости. Носовые полости выстланы изнутри слизистой оболочкой, покрытой эпителиальными клетка­ми, имеющими реснички (волоски). Реснички создают сплошную вор­систую поверхность. Их сокращения способствуют удалению пылевых частиц. Слизистая оболочка обильно кровоснабжена, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются кровотечением. Капил­ляры согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Слизистая оболочка носа вырабатывает слизь. Благодаря этому вдыхаемый воз­дух увлажняется, задерживаются пылинки и микроорганизмы. Они оседают на стенках носовой полости. Слизь содержит вещества, уби­вающие микробов или препятствующие их распространению. В но­соглотке уничтожается почти половина вдыхаемых микроорганиз­мов.

В носовой полости имеются окончания обонятельных нервов, вос­принимающих запахи.

В носовой полости воздух очищается от пыли; увлажняется за счет слизи слизистой оболочки; согревается или охлаждается капиллярами; уничтожаются микроорганизмы.

В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань посту­пает в трахею. Внутренняя поверхность гортанипокрыта слизис­той оболочкой. Стенки состоят из нескольких хрящей. Самый круп­ный хрящ - щитовидный. Сверху находится надгортанник. Он закрывает вход в гортань во время глотания (рис. 108).

Между собой хрящи соединены полуподвижно. К хрящам прикреп­ляются мышцы. Между хрящами имеются слизистые складки 2 го .юсовые связки. Они прикрепляются к хрящам. Голосовые связки со­стоят из изогнутых, расположенных близко друг к другу эластичных волокон. Пространство между голосовыми связками называется го-

Рис. 108.Состояние дыхательных путей и пищевого канала:

/ при прохождении воздуха; 2 - при прохождении пиши; 3 во время разговора при еде пища может попасть н «дыхательное горло*, потому что надгортанник открыт

.юсовой щелью. Когда человек выдыхает воздух, голосовые связки со* к pai каются и появляется звук. При разгово|>е звук появляется за счет колебания голосовых связок воздухом. Колебания длинных го­лосовых связок вызывают низкие звуки. У мужчин гортань больше (11 мм), голосовые связки длиннее, голос грубый. Выпуклость на перед­ней поверхности шеи, образованная щитовидным хрящом, называет­ся адамовым яблоком (кадык). У женщин гортань меньше (36 мм), голосовые связки короче, частота их колебаний больше, и поэтому звук тоньше, голос выше. В ротовой полости формированию звука способствуют язык, губы, зубы.

Обычно у людей голоса не одинаковые. Это связано с шириной голосовой щели, формой и размером гортани, носовой и ротовой по­лостей. Имеют значение параметры языка, губ и зубов. Гортань про­водит воздух и образует звук. Нижняя ее часть переходит в трахею.

Трахея дыхательная трубка, продолжение гортани. Находится она спереди от пищевода. Длина трахеи примерно 9-12 см. диаметр 15-18 мм.

Передняя стенка трахеи состоит из хрящевых полуколец, соеди­ненных между собой связками. Хрящевые полукольца не дают спа­даться стенкам трахеи, что способствует свободному доступу возду­ха. Задняя стенка, прилегающая к пищеводу, состоит из соединитель­ной ткани и мышечных волокон. Это не препятствует продвижению пиши по пищеводу.

На уровне 5 грудного позвонка трахея делится на 2 бронха, направ­ляющихся к правому и левому легким. Бронхи (от греч. бронхос - дыхательное горло) - продолжение трахеи. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой. В легких бронхи делятся на мно­жество разветвлений. Система внутрнлегочных бронхов образует бронхиальное дерево. Его конечные разветвления разделяются на брон­хиолы (рис. 109). Бронхиола - самая тонкая ветвь. Бронхиолы за­канчиваются легочными пузырьками - а.омеолами.

 Дыхание, воздухоносные пути, носовая полость, глотка, гортань, надгортанник, голосовые связки. голо<х>вая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы.

А

1. Почему дыхание называют основой жизни?

2.            Расскажите о строении и функциях гортани.

3.            Почему у мужчин голос низкий, а у женщин высокий?

В

1.     Какие органы относятся к дыхательной системе? Какой путь про­ходит кислород в организме?

2.     Расскажите о строении и функциях носовой полости.

3.     Где расположены голосовые связки. Каково их значение?

с

1.     Что служит источником энергии ДЛЯ человека? Какова связь меж­ду энергообеспечением организма и дыханием?

2.     Где расположена трахея и каково ее строение?

3.     Каково строение альвеол и где они расположены?

Строение и функции дыхательной системы ребенка 4-7 лет

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Факультет физической культуры и спорта

Реферат по дисциплине

«Медико-биологические основы физического воспитания»

Тема: «Строение и функции дыхательной системы ребенка

4-7 лет»

Выполнил: слушатель программы

профессиональной переподготовки

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиль «Физическая культура»

Кондратьева Ирина Сергеевна

Проверил:

преподаватель по дисциплине «Медико-биологические основы физического воспитания» Гордиевский Антон Юрьевич

Самара, 2016

Содержание

  1. Введение……………………………………………………….3

  2. Основная часть………………………………………………..4

  3. Список используемой литературы

Введение

Одними из важных наук в изучении человека является анатомия и физиология. Науки, изучающие строение тела и отдельных его органов, и жизненные процессы, протекающие в организме.

Прежде чем беспомощный младенец станет взрослым человеком, пройдет много лет. В течение всего этого времени ребенок растет и развивается. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него, что вредно и какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.

В организме человека имеется 12 систем, одной из них является дыхательная система.

Основная часть

1.1 Строение и функции дыхательной системы

Дыхательная система – это система органов, ответственная за газообмен между атмосферой и организмом. Этот газообмен называется внешним дыханием.

В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, используемой на различные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками, процессы клеточного деления - все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, называемых тканевым дыханием.

При дыхании клетки поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Это внешние проявления сложных процессов, совершающихся в клетках при дыхании. Как же обеспечивается постоянное поступление кислорода к клеткам и удаление угнетающего их деятельность углекислого газа? Это происходит в процессе внешнего дыхания.

Кислород из внешней среды поступает в легкие. Там, как уже известно, происходит превращение венозной крови в артериальную. Артериальная кровь, текущая по капиллярам большого круга кровообращения, отдает кислород через тканевую жидкость клеткам, которые омываются ею, а углекислый газ, выделяемый клетками, поступает в кровь. Отдача углекислого газа кровью в атмосферный воздух также совершается в легких.

Прекращение поступления кислорода к клеткам хотя бы на очень короткое время приводит к их гибели. Вот почему непрестанное поступление этого газа из окружающей среды - необходимое условие жизни организма. В самом деле, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько суток, а без кислорода - всего 5- 9 мин.

Функции дыхательной системы

  1. Внешнее дыхание.

  2. Голосообразование. Гортань, полость носа с придаточными пазухами, а также другие органы обеспечивают формирование голоса. В стенках гортани имеется несколько подвижно соединенных между собой хрящей. Самый большой из них — щитовидный хрящ — сильно выступает на передней поверхности гортани; его нетрудно прощупать у себя на шее. С передней стороны гортани, выше щитовидного хряща, находится надгортанник, прикрывающий вход в гортань во время глотания пищи. Внутри гортани имеются голосовые связки—две складки слизистой оболочки, идущие спереди назад.

  3. Обоняние. В полости носа имеются рецепторы органа обоняния.

  4. Выделение. Некоторые вещества (продукты жизнедеятельности и т.п.) могут выделяться через дыхательную систему.

  5. Защитная. Имеется значительное количество специфических и неспецифических иммунных образований.

  6. Регуляция гемодинамики. Легкие при вдохе усиливают приток венозной крови к сердцу.

  7. Депо крови.

  8. Терморегуляция.

Функциональные части дыхательной системы

Дыхательная система состоит из двух отличных друг от друга по функции частей:

  1. Дыхательные пути - обеспечивают прохождение воздуха.

  2. Дыхательные органы - это два легких, где осуществляется газообмен.

Различают верхние и нижние дыхательные пути. Верхние ДП (полость носа, носовая и ротовая части глотки) и нижние ДП (гортань, трахея, бронхи).

Символический переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани.

Функциональная анатомия дыхательных путей (ДП)

Общий принцип строения ДП: орган в форме трубки, имеющей костный или хрящевой скелет, не позволяющий стенкам спадаться. В результате воздух свободно проникает в легкие и обратно. ДП имеют внутри слизистую оболочку, выстланную мерцательным эпителием и содержащую большое количество желез, образующих слизь. Это позволяет выполнять защитную функцию.

Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа. Газообмен — обмен газов между организмом и внешней средой. Из окружающей среды в организм непрерывно поступает кислород, который потребляется всеми клетками, органами и тканями; из организма выделяются образующийся в нём углекислый газ и незначительное количество других газообразных продуктов метаболизма. Газообмен необходим почти для всех организмов, без него невозможен нормальный обмен веществ и энергии, а, следовательно, и сама жизнь.

Вентиляция альвеол осуществляется чередованием вдоха (инспирация) и выдоха (экспирация). При вдохе в альвеолы поступает атмосферный воздух, а при выдохе из альвеол удаляется воздух, насыщенный углекислым газом.

По способу расширения грудной клетки различают два типа дыхания:

  • грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер), чаще наблюдается у женщин;

  • брюшной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём уплощения диафрагмы)

Дыхательные движения

Кровь, притекающая к легким, богата углекислотой, но бедна кислородом, а в воздухе легочных пузырьков, наоборот, мало углекислоты и много кислорода. По закону диффузии через стенки легочных капилляров углекислота устремляется из крови в легкие, а кислород — из легких в кровь. Этот процесс может происходить лишь при условии вентиляции легких, что и осуществляется путем дыхательных движений, т. е. попеременного увеличения и уменьшения объема грудной клетки. Когда объем грудной клетки увеличивается, легкие растягиваются, и в них устремляется наружный воздух, подобно тому, как он устремляется в кузнечный раздувательный мех во время его растягивания. При уменьшении объема грудной полости легкие сжимаются, а избыток находящегося в них воздуха выходит наружу. Попеременное увеличение и уменьшение объема грудной полости заставляет воздух то входить в легкие, то выходить из них. Грудная полость может увеличиваться как в длину (сверху вниз), так и в ширину (по окружности).

Увеличение в длину происходит благодаря сокращению грудобрюшной преграды, или диафрагмы. Эта мышца, сокращаясь, тянет купол диафрагмы книзу и делает его более плоским. Объем грудной полости зависит от положения не только диафрагмы, но и ребер. Ребра отходят от позвоночника в косом направлении сверху вниз, направляясь сначала в сторону, а затем вперед. Они соединены с позвонками подвижно и при сокращении соответствующих мышц могут подниматься и опускаться. Поднимаясь, они тянут грудину вверх, увеличивая окружность грудной клетки, а, опускаясь, уменьшают ее. Объем грудной полости меняется под влиянием работы мышц. Наружные межреберные, поднимая грудную клетку, увеличивают объем грудной полости. Это — вдыхательные мышцы. К ним же относится диафрагма. Другие, а именно внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы, опускают ребра. Это — выдыхательные мышцы.

1.2.Развитие органов дыхания в дошкольном возрасте

После 1-го года жизни рост грудной клетки сначала заметно замедляется, а затем снова увеличивается. Так, окружность грудной клетки увеличивается за 2-й год жизни на 2—3 см, за 3-й — примерно на 2 см, за 4-й—на 1—2 см. В последующие два года рост окружности возрастает (за 5-й год на 2—4 см, за 6-й на 2— 5 см), а за 7-й—снова снижается (1—2 см).

За тот же период жизни (от 1 до 7 лет) существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в длину, но и опускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее и к 2—3 годам становится такой же, как и окружность ее верхней части (при измерении под мышками).

В последующие годы верхняя окружность начинает превышать нижнюю (к 7 годам примерно на 2 см). Одновременно изменяется соотношение переднезаднего и поперечного диаметров грудной клетки. За шесть лет (от 1 до 7 лет) поперечный диаметр увеличивается на 3'/2 см и становится примерно на 15% больше переднезаднего, который за тот же срок вырастает меньше чем на 2 см.

На долю легких к 7 годам приходится почти 3/4 объема грудной клетки, причем их вес достигает примерно 350 г, а объем — приблизительно 500 мл. К этому же возрасту легочная ткань становится почти столь же эластичной, как и у взрослого человека, что облегчает дыхательные движения, объем которых за шесть лет (с 1 до 7 лет) увеличивается в 2—2,2 раза, достигая 140—170 мл.

Частота дыхания при покое в среднем снижается с 35 в минуту у годовалого ребенка до 31 в 2 года и 38 в 3 года. Небольшое снижение происходит и в последующие годы. В 7 лет частота дыхания бывает всего 22—24 в минуту. Минутный объем дыхания за три года (от 1 до 4 лет) увеличивается почти в два раза.

Изменение объема грудной полости зависит от глубины дыхания.

При покойном вдохе объем увеличивается всего лишь на 500 мл, а нередко и еще меньше. Усилением вдоха можно ввести в легкие 1500—2000 лм дополнительного воздуха, а после покойного выдоха можно выдохнуть еще примерно 1000—1500. мл резервного воздуха. Количество воздуха, которое человек может выдохнуть, после самого глубоко выдоха, называется жизненной емкостью легких. Она складывается из дыхательного воздуха, т.е. того количества, которое вводится при покойном вдохе, дополнительного воздуха, и резервного.

Для ее определения, предварительно вдохнув, как можно больше воздуха, берут в рот мундштук и производят через трубку максимальный выдох. Стрелка спирометра показывает количество выдохнутого воздуха.

1.3.Особенности дыхательная система у детей 4-7, её строение и функции

Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень важны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обуславливают частое неглубокое дыхание

(у детей грудного возраста 40 – 35 дыханий в минуту, к семи годам 24 -24). Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способность углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Следует, научит детей дышать через нос, при дыхании через нос воздух согревается и увлажняется (терморегуляция). Следуя по носовым ходам, воздух раздражает особые нервные окончания, в результате чего лучше возбуждается дыхательный центр, усиливается глубина дыхания. При дыхании через рот холодный воздух может вызвать переохлаждение слизистой носоглотки (миндалин), их заболевание и, кроме того, в организм могут проникнуть болезнетворные бактерии. Если ребенок дышит через нос, ворсинки на слизистой оболочке задерживают пыль с содержащими в воздухе микробами, таким образом воздух очищается.

3-4г. Особенности строения дыхательных путей у детей дошкольного возраста 3-4 лет (узкие просветы трахеи, бронхов и т. д., нежная слизистая оболочка) создают предрасположенность к нежелательным явлениям.

Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения количества альвеол и их объема, что важно для процессов газообмена. Жизненная емкость легких в среднем равна 800—1100 мл. В раннем возрасте главной дыхательной мышцей является диафрагма, поэтому у малышей преобладает брюшной тип дыхания.

Ребенок 3–4 лет не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. При выполнении упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Если во время бега или прыжков дети начинают дышать через рот – это сигнал к тому, чтобы снизить дозировку выполняемых заданий. Упражнения в беге длятся 15–20 секунд (с повторением). Для малышей полезны упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Помещение, в котором находятся дети, нужно проветривать 5–6 раз в день (каждый раз по 10–15 минут). Температура воздуха в групповом помещении должна составлять +18–20 C (летом) и +20–22 C (зимой). Относительная влажность – 40–60 %. Для контроля за изменением температуры воздуха термометр в помещении подвешивается на уровне роста ребенка (но в недоступном для детей месте). Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении или на участке детского сада.

4-5л. Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня

в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.

5-6л. Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.

Жизненная емкость легких у пяти-шестилетних детей в среднем равна 1100—1200 см3, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем —25. Максимальная вентиляция легких к 6 годам составляет примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2—7 раз, а при беге — ее больше.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6- 0,8 км до 1,2---1,6 км.

Все без исключения физические упражнения сопровождаются увеличением потребности в кислороде при ограниченной возможности его доставки к работающим мышцам.

Количество кислорода, необходимое для окислительных процессов, обеспечивающих ту или иную работу, называется кислородным запросом. Различают суммарный, или общий, кислородный запрос, т.е. количество кислорода, необходимое для выполнения всей работы, и минутный кислородный запрос, т.е. количество кислорода, потребляемое при данной работе в течение 1 мин. Кислородный запрос очень колеблется при разных видах спортивной деятельности, при разной мощности (интенсивности) мышечных усилий. Поскольку не весь запрос удовлетворяется во время работы возникает кислородный долг, т.е. то количество кислорода, которое человек поглощает после конца работы сверх уровня потребления в покое. Кислород идет на окисление недоокисленных продуктов. Во многих случаях длительность работы определяется предельно переносимой величиной кислородного долга.

Физиологические особенности дыхания у детей

      Характеризуются повышенной частотой дыхательных движений, величиной объема дыхательных экскурсий, типом дыхания. Дыхание тем чаще, чем меньше возраст ребенка (табл. 5).

      Мальчики в возрасте 8 лет дышат чаще девочек. Начиная с пре- пубертатного периода дыхание у девочек становится чаще и сохраняется таким во все последующее время. Количество пульсовых ударов, приходящееся на каждое дыхательное движение, в 11 лет составляет 3—4, а у взрослых — 4—5.

     

Для оценки функционального состояния легких определяют:

1) объем дыхательных движений,

2) минутный объем,

3) жизненную емкость легких.

     Абсолютный объем одного дыхательного движения,т. е.глубина дыхания, увеличивается с возрастом ребенка     (табл. 6).

     Объем дыхательных движений имеет значительные индивидуальные колебания, а также резко изменяется при крике, физической работе, гимнастических упражнениях; поэтому определение данного показателя лучше всего проводить в положении лежа.

   Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. К седьмому году жизни в основном заканчивается процесс формирования тканей легких и дыхательных путей.

  1. Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых.

  2. Частота дыхания за минуту
    (количество раз)

3 года

 

4   года

 

5 лет

 

6 лет

 

7 лет

 

30—20

 

30—20

 

30—20

 

25—20

 

20—18

 

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ. Повышенная потребность детского организма в кислороде при физической нагрузке удовлетворяется в основном за счет частоты дыхания и в меньшей мере — изменения его глубины.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот.

Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, необходимо, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходьба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др.

Заключение

Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его дыхание было правильным, нужно это закладывать с детства. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры.

Список литературы

  1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.-304с.

  2. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984.-207 с.

  3. Росляков В.И. Теория и технология физического воспитания дошкольников: Учебное пособие/ Составитель В.И. Росляков. Самара, 2015. – 118 с.

Интернет- ресурсы

  1. Международный образовательный портал Маам. 2010 – 2015. maam.ru/detskijsad/proekt

Строение и функции дыхательной системы – Биология-репетитор – Kaz-Ekzams.ru