Сравнение в обществознании это: СРАВНЕНИЕ это

Содержание

Познание мира — виды, уровни и формы

Философ Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». И, скорее всего, современным школьникам эта фраза знакома не понаслышке. 🤓 Давайте разберемся, какие основные виды познания помогают нам взаимодействовать с миром.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

  3. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

  2. Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

  3. То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:

  1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

  2. Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

  3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

  4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

  5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

  6. Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

  7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Основные мыслительные операции

Ежедневно в голове человека возникают сотни мыслей, которые различаются не только информацией, но и по способу ее содержания. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать. 

МЫШЛЕНИЕ

Формы мышленияМыслительные операции
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение 
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Классификация (систематизация)
  • Абстрагирование
  • Конкретизация

Анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств (например, исследуя какой-либо механизм, необходимо изучить детали, из которых он состоит).

Синтез — .мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними (например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.).

Обобщение — выявление общего между различными предметами (например, «лилия», «гладиолус», «тюльпан» — это «цветы»).

Сравнение — это метод исследования, при котором выделяется общее или различное между объектами. Сравнение всегда взаимосвязано с анализом и синтезом. Так, сначала путем анализа выделяется то свойство объекта, которое необходимо сравнить, затем находятся общие черты и различия, делается вывод, совмещая полученные результаты (синтез).

Классификация — систематизация видов в рамках какого-либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).


Абстракция (абстрагирование) — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта.  

Так, например, человек, глядя на облако, рассматривает лишь его форму, мысленно не погружаясь в то, что это частицы воды и льда в атмосфере.

Абстрагирование необходимо для более полного и глубокого изучения предмета или явления. В результате абстрактного мышления создаются художественные образы, поэтому оно составляет основу любой творческой деятельности.

Абстрагирование осуществляется в два приема: 

  • с одной стороны, внимание отвлекается от мелких, незначительных деталей, 

  • с другой стороны — концентрируется на более общих и более важных вещах.

Конкретизация — это мыслительная операция противоположная абстрагированию, которая заключается в выявлении определенного предмета, детали, качества, свойства или явления, это уточнение необходимое для наиболее полного раскрытия его содержания.


В науке также используются индуктивный и дедуктивный способы мышления.

Индукция (от частного к общему) — это логическая форма мысли, размышление от частных суждений к общему умозаключению, те. от фактов к выводу. Например, на основе нескольких фактов о каком-либо качестве или свойстве одного или более объектов, мы можем сделать вывод о том, что у всех подобных объектов существует данное свойство или качество. Так, если взять все числа от 1 до 9 и каждое последовательно разделить на 2, то выявится закономерность того, что каждое четное число делиться на два, из этого делается вывод о том, что все четные числа делятся на два.

Дедукция (от общего к частному) — это форма логической мысли, при которой частный вывод складывается на основе общих суждений. Например, на основе общих знаний физики и личном опыте мы можем сделать вывод об устройстве маятника или любого другого устройства:

Вывод: хронометр отсчитывает время.

Дедуктивный метод мышления считается основным в юриспруденции, так как на основе общих законов осуществляются расследования и судебные процессы по частным конкретным случаям. То же можно сказать и про математические дисциплины, где на основе общих формул решаются конкретные примеры.

Методы индукции и дедукции широко распространены в научной деятельности, так как такие объекты как вселенная или прошлое не подвластны практическим методам исследования.

Теория социального сравнения | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Люди постоянно оценивают себя и других в таких областях, как привлекательность, богатство, интеллект и успех. Согласно некоторым исследованиям, до 10 процентов наших мыслей связаны с тем или иным сравнением. Теория социального сравнения — это идея о том, что люди определяют свою социальную и личную ценность на основе того, как они выглядят по сравнению с другими. Теория была разработана в 1954 психолога Леона Фестингера. Более поздние исследования показали, что люди, которые регулярно сравнивают себя с другими, могут найти мотивацию для совершенствования, но также могут испытывать чувство глубокой неудовлетворенности, вины или раскаяния и участвовать в деструктивном поведении, таком как ложь или беспорядочное питание.

Содержимое
  • Преимущества сравнения
  • Опасности сравнения
  • Сравнение и предвзятость

Преимущества сравнения

Когда люди сравнивают себя с другими, чтобы измерить свое личное развитие или мотивировать себя на совершенствование и, в процессе этого, на формирование более позитивного представления о себе, сравнения могут быть полезными. Однако требуется дисциплина, чтобы избежать ловушек отрицательного сравнения. В значительной степени то, как мы реагируем на сравнения, зависит от того, с кем мы себя сравниваем: когда мы просто хотим чувствовать себя лучше, мы склонны сравнивать себя с людьми, которым хуже, чем нам, хотя это может стать нездоровой привычкой. Однако, когда мы хотим стать лучше, мы можем сравнивать себя с людьми, примерно похожими на нас, но с более высокими достижениями в той или иной черте.

Как вам может помочь сравнение?

Социальное сравнение может быть очень полезным, когда люди используют социальные сети, чтобы подтолкнуть себя. В одном исследовании дружеское соревнование очень эффективно побуждало людей больше заниматься спортом, поскольку сверстники подталкивали друг друга к тому, чтобы не отставать и делать больше. В таком «социальном храповом эффекте» активность каждого человека порождает большую активность среди других. Социальные сети, в которых люди просто подбадривали друг друга, были гораздо менее полезными.

Лучше ли сравнивать себя с теми, у кого дела обстоят лучше или хуже, чем у вас?

Люди обычно используют либо восходящие, либо нисходящие сравнения. В восходящем сравнении мы сравниваем себя с теми, кто, по нашему мнению, в чем-то лучше нас; при нисходящем сравнении мы поступаем наоборот. Исследования, что неудивительно, показывают, что нисходящие сравнения заставляют нас чувствовать себя лучше, но каждый подход таит в себе опасность — неуверенность и ревность или чрезмерная самоуверенность и высокомерие.

Может ли зависть быть положительной эмоцией?

Зависть обычно неприятное чувство, которое может привести к размышлениям, обиде или даже насилию. Однако некоторые психологи предполагают, что люди могут испытывать «доброкачественную» зависть, когда они используют завистливые чувства в качестве мотивации для самосовершенствования. Доброкачественная зависть может побудить кого-то, например, попытаться подражать лучшим качествам человека, у которого есть то, что он хочет.

Опасности сравнения

Теодор Рузвельт называл сравнение «вором радости» и, возможно, был прав. Социальное сравнение может мотивировать людей к совершенствованию, но оно также может способствовать осуждению, предвзятости, чрезмерной конкуренции или превосходству. Большинство людей обладают социальными навыками и контролем импульсов, чтобы держать свои стандарты социального сравнения при себе и не поддаваться зависти или обиде, вызванным сравнением. Но их истинные чувства могут проявляться иначе.

Почему сравнения могут заставить людей чувствовать себя плохо?

Сравнения, скорее всего, заставят нас чувствовать себя плохо, когда мы совершаем ошибку, сравнивая себя только с образцами определенных черт. Например, многие люди считают, что ведут менее активную социальную жизнь, чем другие. Но при таких сравнениях люди склонны сравнивать себя только с самыми общительными людьми, которых они знают. Понимание этой предвзятости может помочь нам проводить более реалистичные и мотивирующие сравнения.

Вредят ли социальные сети самооценке?

Постоянный просмотр лент социальных сетей, полных изображений с вечеринок, концертов или других вдохновляющих событий, может снизить самооценку и способствовать депрессии. Но некоторые исследования показали, что такие риски в первую очередь затрагивают людей с высоким уровнем невротизма, а другие предполагают, что использование социальных сетей может повысить самооценку; например, когда люди просматривают свои собственные фотографии хороших времен с друзьями.

Как перестать сравнивать себя с другими?

Чтобы быть менее уязвимым для болезненных сравнений, обратите внимание на людей или события, которые побуждают к такому поведению. Пообещайте себе быть глубоко благодарным за все хорошее, что есть в вашей жизни. И помните, что человеческая склонность хотеть то, что есть у других, — пустая трата времени, если только то, что вы видите и «желаете» в других, не является чем-то очень ценным, например их щедростью или добротой.

 

 

Сравнение и предвзятость

Многие люди попадают в ловушку позиционной предвзятости, чаще сравнивая «верхнее», чем «нижнее» с собственным положением. Увлечение культурой знаменитостей и преобладание тщательно ухоженных лент в социальных сетях только усугубляет эффект, открывая людям бесконечный поток чужих, казалось бы, идеальных изображений, домов, работы, навыков и семей.

Каков эффект выше среднего?

Широко доказано, что люди склонны считать, что они выше среднего, когда речь идет о желаемых качествах, таких как интеллект. Но это убеждение может быть не столь устойчивым. Например, люди, как правило, быстро сообщают, что они умнее среднего, но несколько скромнее, когда их просят отнести себя к определенному процентилю или оценить себя по определенным навыкам.

Мужчины или женщины чаще думают, что они лучше среднего?

Две трети американцев считают, что их интеллект выше среднего, но мужчины гораздо чаще раздувают себя, чем женщины; в опросах более 70 процентов мужчин заявляют, что они умнее среднего, по сравнению с примерно 60 процентами женщин, и они гораздо чаще «полностью согласны» с тем, что они умнее среднего.

Почему нарциссы должны превзойти всех остальных?

Грандиозность — основная черта многих людей с высоким нарциссизмом. Но видеть себя выше других требует также видеть всех остальных ниже себя. Исследования показывают, что в то время как большинство людей движимы потребностью в социальной интеграции и одобрении, люди с высоким нарциссизмом мотивированы потребностью в статусе — стоять над группой, а не быть принятыми в нее.

Essential Reads

Что такое социальное сравнение? — Определение из WhatIs.com

По

  • Айви Вигмор

Социальное сравнение — это акт противопоставления собственной жизни жизням других людей, как они представлены публично. Когда люди считают, что представленные жизни других лучше их собственных, социальное сравнение может привести к проблемам, вызванным страхом упустить что-то (FOMO), включая тревогу, депрессию и отсутствие самооценки.

Этот термин особенно актуален для социальных сетей. Facebook, например, служит платформой, на которой люди могут представлять себя и свою жизнь другим. Однако такое представление вряд ли будет очень близко соответствовать реальной жизни человека. Люди склонны создавать кураторскую версию, сознательно или бессознательно решая, как они хотят изобразить себя, свою деятельность, свое мнение и свое окружение.

Большинство людей публикуют сообщения о самых ярких моментах своей жизни, таких как праздники, отпуска, путешествия и достижения, а не о повседневных подробностях, составляющих большую часть нашей жизни, не говоря уже о более мрачных или менее похвальных моментах. На каком-то уровне мы обычно понимаем, что то, что мы видим в чужих сообщениях, — это основные моменты, а не отражение целого. Тем не менее, мы часто сравниваем свою реальную жизнь с идеализированной версией жизни других людей, основанной на их постах, что может привести к чувству неполноценности. В то же время те, чей онлайн-персонаж резко контрастирует с реальностью, также могут страдать от потери самооценки. Комментарии, отметки «Нравится» и публикации в Facebook также дают пищу для сравнений.

Социальный психолог Леон Фестингер разработал теорию социального сравнения в 1950-х годах. По Фестингеру, социальное сравнение — естественный механизм развития самовосприятия.

Последнее обновление: июнь 2019 г.

Продолжить чтение О социальном сравнении
  • Секреты успешных корпоративных оздоровительных программ
  • Психология здорового использования Facebook
  • Психология сегодня обсуждает социальное сравнение
  • Позитивная психология в Agile-командах
  • Внедрение технической этики в работу — правильное решение
Wi-Fi 6

Wi-Fi 6, также известный как 802.11ax, — это последнее поколение и стандарт для беспроводных сетей, который заменяет стандарт 802.11ac или Wi-Fi 5.

Поисковая сеть

  • беспроводная ячеистая сеть (WMN)

    Беспроводная ячеистая сеть (WMN) — это ячеистая сеть, созданная путем соединения узлов точек беспроводного доступа (WAP), установленных в . ..

  • Wi-Fi 7

    Wi-Fi 7 — это ожидаемый стандарт 802.11be, разрабатываемый IEEE.

  • сетевая безопасность

    Сетевая безопасность охватывает все шаги, предпринятые для защиты целостности компьютерной сети и данных в ней.

ПоискБезопасность

  • Что такое модель безопасности с нулевым доверием?

    Модель безопасности с нулевым доверием — это подход к кибербезопасности, который по умолчанию запрещает доступ к цифровым ресурсам предприятия и …

  • RAT (троянец удаленного доступа)

    RAT (троян удаленного доступа) — это вредоносное ПО, которое злоумышленник использует для получения полных административных привилегий и удаленного управления целью …

  • атака на цепочку поставок

    Атака на цепочку поставок — это тип кибератаки, нацеленной на организации путем сосредоточения внимания на более слабых звеньях в организации . ..

ПоискCIO

  • Пользовательский опыт

    Дизайн взаимодействия с пользователем (UX) — это процесс и практика, используемые для разработки и реализации продукта, который обеспечит позитивное и …

  • соблюдение конфиденциальности

    Соблюдение конфиденциальности — это соблюдение компанией установленных правил защиты личной информации, спецификаций или …

  • контингент рабочей силы

    Временная рабочая сила — это трудовой резерв, члены которого нанимаются организацией по требованию.

SearchHRSoftware

  • Поиск талантов

    Привлечение талантов — это стратегический процесс, который работодатели используют для анализа своих долгосрочных потребностей в талантах в контексте бизнеса …

  • удержание сотрудников

    Удержание сотрудников — организационная цель сохранения продуктивных и талантливых работников и снижения текучести кадров за счет стимулирования .

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *