Социальная фасилитация: Эффект социальной фасилитации и ингибиции (Social facilitation (inhibition))

Содержание

Эффект социальной фасилитации и ингибиции (Social facilitation (inhibition))

История открытия эффектов фасилитации и ингибиции

В 1898 психолог Норман Триплетт (Norman Triplett), заметив, что велосипедисты показывают лучшие результаты, если соревнуются с партнером, а не просто используют секундомер для определения времени, провел серию экспериментов для подтверждения своих догадок. Исследование Триплетта стало одним из первых в социальной психологии экспериментов, в ходе которого дети наматывали леску на катушку спиннинга. И оказалось, что они работают энергичнее в присутствии других, чем в одиночестве. Названный Флойдом Олпортом (Floyd Henry Allport) социальной фасилитацией эффект наблюдался и у животных (цыплята быстрее едят зерно, муравьи роют песок, если рядом находятся другие особи). Влияние социальной оценки на производительность вызвало интерес в психологических кругах, и исследования Нормана Триплетта были продолжены. Так, позднее было обнаружено, что присутствие пассивных свидетелей при выполнении определенных задач снижает эффективность действий.

Теория зашла в тупик, ведь не было ясно, как сопоставить оба феномена. Исследования продолжились лишь в 1965 Робертом Зайонцом (Robert Zajonc), сформулировавшим теорию активации. Именно он первым высказал предположение, что эффект социальной фасилитации проявляется в случае выполнения простых механических действий (привычных или усвоенных), а обратный ему эффект ингибиции — в интеллектуально более сложных ситуациях. Данное утверждение опиралось на известный факт, согласно которому появление возбуждения всегда активирует доминирующую реакцию. Возбуждение в данном случае вызывается присутствием других людей при выполнении того или иного задания. Таким образом, в случаях с простыми задачами, доминирующей (наиболее вероятной) реакцией на которые выступает правильное и зачастую единственно верное решение, возбуждение помогает быстрее справиться с ними. А там, где правильный ответ не так очевиден, возбуждение провоцирует неправильные реакции.

Позднее распространение получили и другие предположения относительно природы феномена «фасилитация-ингибиция». Например, модель Отвлечения-Конфликта, предложенная Робертом Барроном (Robert Barron). Согласно ей, присутствие других людей всегда влечет наше отвлечение и появление внутреннего конфликта между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче. Данный конфликт посредством усиления возбуждения либо помогает нам выполнять задачу, либо мешает этому.

Причины проявления эффекта социальной фасилитации и ингибиции

Психолог Дэвид Майерс (David G. Myers) выделяет 3 причины того, что присутствие других вызывает у людей возбуждение.

1. Боязнь оценки

Наши доминирующее реакции проявляются сильнее, если мы думаем или точно знаем, что присутствующие нас оценивают. Поэтому:

• человек склонен работать лучше, если его коллеги или соисполнители какого-либо задания обладают немного большей компетентностью или навыком;
• уровень возбуждения склонен падать, когда в группу авторитетных людей вливаются те, чье мнение нам безразлично;
• наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений и оценок наблюдателей;
• наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними.

2. Отвлечение внимания

Когда мы начинаем задумываться над тем, как выполняют работу наши коллеги или как реагирует аудитория, наше внимание рассеивается, а возбуждение растет.

3. Факт присутствия наблюдателя

Экспериментально доказано, что не только боязнь оценки или рассеивание внимания могут вызвать нарастание возбуждения. На это способен и сам факт присутствия наблюдателя.

Кроме того, можно выделить и другие факторы социальной фасилитации.

4. Принадлежность аудитории (наблюдателей) к тому или иному полу

Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного им пола. Так, мужчина будет делать больше ошибок в сложном задании в присутствии женщин, и наоборот, выполнит легкое задание весьма быстро при тех же присутствующих.

5. Настроение

В определенных обстоятельствах хорошее настроение способно усилить действие феномена фасилитации, а плохое — ингибиции.

Пути преодоления эффекта социальной фасилитации (ингибиции)

1. Установление разумных рамок контроля, в том числе и визуального. Если установить их слишком общими и контролировать лишь по конечному результату, не будет проявления феномена фасилитации, а если чрезмерно жесткие и осуществлять постоянный контроль, то проявится феномен ингибиции.

2. Для простой и автоматизированной деятельности осуществлять постоянный контроль, а для сложной и интеллектуальной — лишь общий.  

Социальная фасилитация и ингибиция

Понятия фасилитация и ингибиция

Определение 1

Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.

Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.

Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.

Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.

На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.

Замечание 1

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Социальная фасилитация

Намного глубже социальную фасилитацию исследовал Р. Зейонц, начиная с 1965 г. Он предположил, что социальная фасилитация возможна в случаях выполнения привычных и усвоенных человеком механических действий, а обратный эффект – ингибиция, характерен для более сложных интеллектуальных действий.

Свое предположение он сделал на установленном факте, что появившееся возбуждение – это активатор доминирующей реакции. Возбуждение вызывают другие люди, которые находятся рядом в процессе выполнения какого-либо задания, поэтому, когда выполняются простые работы, доминирующей реакцией будет побуждение к скорейшему выполнению действий.

Для объяснения феномена социальной фасилитации и ингибиции были и другие теории, например, модель отвлечения-конфликта, согласно которой посторонние люди в любом человеке вызывают внутренний конфликт. Суть его заключается в том, что индивид не понимает, что ему делать – то ли уделить внимание аудитории, то ли выполнять поставленную перед ним задачу. Конфликт в этом случае в связи с усилением возбуждения или помогает выполнить задачу или мешает её выполнению.

Когда исполнитель задумывается над тем, как работу выполняют его коллеги или как отреагирует аудитория на конечный результат, его внимание рассеивается, а возбуждение растет. Возникающий конфликт перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении задачи.

В результате многочисленных наблюдений ученые сделали вывод о том, что реакция людей на присутствие наблюдателей происходит бессознательно, но при этом есть факторы, оказывающие влияние на степень реакции.

Прежде всего, это количество окружающих и чем их больше, тем большее влияние оказывается на индивида. Массовая аудитория возбуждает человека значительно сильнее.

Следующий фактор связан с наличием симпатий и антипатий внутри группы – если люди относятся друг к другу хорошо, то эффективность выполнения задания значительно увеличивается.

Социальное возбуждение и социальная фасилитация находятся в прямой зависимости от того, как тесно находятся люди друг к другу и особенно ярко она возникает тогда, когда сторонних наблюдателей представляют женщины.

Если рядом находится женщина, то при выполнении задания мужчина будет совершать большее количество ошибок.

Усиливается эффект социальной фасилитации и при хорошем расположении духа, а вот при плохом настроении на смену фасилитации приходит ингибиция.

Проявление социальной фасилитации будет зависеть и от того, кто выполняет задание – «профессионал» или «новичок» и примеров по этому поводу очень много. Например, новичок при выполнении какого-либо задания чувствует себя намного увереннее, если посторонние наблюдатели отсутствуют. С приобретением опыта, когда все движения доведены до автоматизма, всё меняется и присутствие посторонних уже не является сильной помехой.

Социальная ингибиция

Социальная ингибиция сдерживает и понижает эффективность действий индивида в присутствии посторонних людей. Феномен ингибиции имеет тесную связь с фасилитацией и является полной её противоположностью, поэтому специалисты оба эффекта рассматривают неотрывно друг от друга.

На эффект социальной ингибиции влияют три основных фактора:

  1. страх оценки, поскольку наблюдатели способствуют возникновению тревожности;
  2. рассеянность внимания, возникающая в результате того, что человек думает о реакции окружающих, а это приводит к снижению внимания и правильности выполнения действий, поддерживая, таким образом, гипотезу страха оценки собственных действий;
  3. присутствие зрителя может стать раздражителем и вызвать социальную ингибицию, при этом количество зрителей будет усиливать реакцию.

Последствия социальной ингибиции, как правило, проявляются во время групповой работы.

Понизить или повысить эффективность работы может отвлечение внимания. Происходит это, когда индивид отвлекается на зрителя и одновременно должен продолжить свое действие. Результат будет зависеть от того, сталкивался индивид с подобной задачей или нет.

Альтернатива концепции социальной ингибиции – теория перегрузки, утверждающая, что факторы отвлечения перегружают работу мозга, а не способствуют повышению возбуждения. В рабочей памяти человека в этот период образуется переизбыток информационных данных.

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.

Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.

Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.

Социальная фасилитация

Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.

Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.

Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.

При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.

Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.

В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.

Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.

Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.

Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.

Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:

— он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;

— степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;

— наибольшее влияние будет ощущать на себе индивид, который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;

— максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.

Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.

Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.

Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.

В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.

Фасилитация это в психологии

Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.

На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.

Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».

Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.

Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.

Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.

Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.

Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.

Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:

— непосредственно личность фасилитатора;

— индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;

— специфика такой деятельности;

— характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.

Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.

Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.

Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.

Фасилитация в педагогике

Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Социальная фасилитация

Под явлением «социальная фасилитация» понимают повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей, выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Противоположным эффектом является «социальная ингибиция», т. е. снижение продуктивности и качества деятельности индивида в ситуации влияния извне.

Главным условием запуска механизма «социальной фасили-тации» является оценка действий индивида со стороны других. Усилия человека увеличиваются, если оценка исходит от некоего активного большинства. Данный феномен легко можно увидеть в спорте. Болельщики на футболе или хоккее своими криками и шумом производят оценку действий футболистов, чем и побуждают к активности последних.

Первым, кто обратил внимание, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям, стал Норман Триплетт. В 1897 году он организовал эксперимент, направленный на изучение влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Исследователь установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не «с секундомером».

Механизм «социальной фасилитации» включается не только при активности посторонних, но и просто при их присутствии. Также активность индивида увеличивается, если присутствующие люди ему симпатичны. Наоборот, активность индивида снижается, если отсутствует симпатия по отношению к присутствующим.

В середине XX века эксперименты по социальной фасилитации были свернуты. Обнаружилось, что в ситуации сложных умственных действий, а также в ситуации большого желания добиться успеха человек совершает массу ошибок, а эффективность его деятельности падает. В данных случаях присутствие посторонних людей только мешает человеку.

В 1965 году американский социальный психолог Роберт Зайенс объяснил феномен социальной ингибиции в присутствии других людей. С его точки зрения, падение эффективности связано с возбуждением нервной системы и психики индивида (цит. по: Фрэнкин, 2003). Было установлено, что повышенное возбуждение улучшает выполнение простых задач, но затрудняет выполнение сложных. Также было установлено, что хорошо сформированные навыки обеспечивают эффективность любой деятельности. Однако там, где навыки не сформированы, решение задач затруднено. В спорте, учебе, в работе — человек с автоматизированными навыками в присутствии других людей будет эффективен, тогда как без навыков — испытает неудачу. Таким образом, с ростом возбуждения в условиях сформированных навыков улучшается выполнение как легких, так и сложных задач.

Важно подчеркнуть, что феномен, открытый Р. Зайенсом, объяснил не только социальные явления, но и индивидуальные. В частности, было установлено, что сильное внешнее влияние на индивида выступает демотиватором. Происходит высвобождение большого количества индивидуальной энергии, намного большего, чем необходимо для выполнения действий. Излишняя энергия в данном случае приводит к хаотичной активности и снижению эффективности деятельности человека.

Феномен социальной фасилитации объясняет плохую игру (плохое выступление) спортсменов в ситуации очень большой поддержки трибун. Оказывается, во всем виноваты несформированные навыки! Так, поддержка трибун вызывает возбуждение, которое накладывается на плохие навыки, в результате чего зрители видят неудачную игру футболистов, хоккеистов, волейболистов. Аналогичные процессы наблюдаются в учебной деятельности студентов, а также в профессиональной деятельности взрослых людей. Индивид с плохими навыками в ситуации сильного социального влияния теряется, становится неубедительным. Так, неуверенный в своих знаниях студент проваливает экзамен; физически не готовый спортсмен проигрывает в рядовых соревнованиях; молодой и неопытный авиационный диспетчер теряет бдительность в кризисной ситуации. Однако в ситуации сформированных действий, доведенных до автоматизма, социальное влияние на индивида идет ему только на пользу.

Итак, феномен социальной фасилитации работает не всегда и не для всех. Существует немалая категория людей, которые в присутствии других эффективность деятельности только снижают. Д. Майерс указывает на три фактора, мешающих человеку на индивидуальном уровне быть убедительным в присутствии других:

  1. Боязнь оценки со стороны других. Некоторые люди начинают бояться, когда их деятельность оценивают. Соответственно, снижают усилия;
  2. Снижение концентрации внимания. Некоторые люди, осознающие, что за ними наблюдают, теряются, что приводит к отвлечению внимания;
  3. Смущение мешает выполнению даже автоматических действий. В присутствии других индивид смущается, что мешает ему раскрыться и показать свои возможности (Майерс, 2002).

Социальная фасилитация — Психологос

​​​​​​​Социальная фасилитация — естественно происходящее повышение активности субъекта вследствие наличия социального окружения.

Фасилитатор — тот, чье присутствие дает облегчение, кто естественным образом способствует повышению показателей в производимой человеком (или группе) деятельности.

Один из эффектов «группы» состоит в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с другими членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.). Впервые факт социальной фасилитации был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (Triplett, 1898), который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов.

Социальная фасилитация — помеха при выполнении сложных задач

Экспериментально было доказано, что в присутствии посторонних люди, переживающие стресс, больше потеют, у них учащаются дыхание и пульс, больше напрягаются мышцы и заметнее поднимается артериальное давление. Участники экспериментов при наблюдателях быстрее решали простые примеры на умножение и вычеркивали из текста определенные буквы. Однако в определенных ситуациях посторонние люди мешали. Так, в присутствии наблюдателей студенты быстрее справлялись с легким лабиринтом и дольше – с трудным.

Социальный психолог Роберт Зайонц предположил, что возбуждение благоприятствует решению простых задач, но осложняет выполнение сложных. Наматывание лески, решение простых примеров на умножение, выполнение заданий, связанных с пищей, – при таких простых действиях присутствие посторонних «подстегивает» нас. Усвоение нового материала, прохождение лабиринта или решение сложных математических задач – более трудные задания, правильные реакции на которые с самого начала совсем не так очевидны. В подобных ситуациях присутствие посторонних приводит к увеличению числа неверных ответов. В обоих случаях «работает» одно и то же общее правило: возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям. При этом само возбуждение лишь отчасти является следствием боязни оценки и рассеяния внимания на посторонних (из книги Д. Майерс «Социальная психология»).

Свойство фасилитации социальной противоположно ингибиции социальной.

Социальная фасилитация — это… Что такое Социальная фасилитация?

Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

История

Эффект социальной фасилитации, тогда еще не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах. Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты (Allport, 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычеркивание из текста определенных букв. Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см.ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, ученые на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

Обратный эффект

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции. Так, при действиях, не доведенных до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения (Dashiell, 1930, Pessin, 1933, Pessin & Husband, 1933). В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям» (Zajonc & Sales, 1966). Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растет количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.

Около 300 исследований на 25000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца (Bond & Titus, 1983, Guerin, 1993). Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легкими лабиринтами и труднее — со сложными (Hunt & Hillery, 1973), а хорошие игроки в бильярд показывают еще более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть еще хуже.

У животных

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и на животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зерен, а спаривающиеся крыс проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар (Larsson, 1956). У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Социальная Фасилитация — это… Что такое Социальная Фасилитация?

Социальная Фасилитация
Социальная фасилитация (от лат. socialis — общественный и facilitare — облегчать) — социально — психологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.

Психологический словарь. 2000.

  • Социальная Установка
  • Социальные Представления

Смотреть что такое «Социальная Фасилитация» в других словарях:

  • социальная фасилитация — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и facilitare облегчать. Категория. Социально психологический феномен. Специфика. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего… …   Википедия

  • Социальная фасилитация — (лат. fas – веление неба, предопределённое судьбой) социально психологический феномен, проявляющийся возрастанием активности в присутствии членов своей группы. Обычно касается простых и автоматизированных действий и не распространяется на плохо… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — Общий феномен, показывающий, что активность возрастает {облегчается) в присутствии членов своей группы. Примеров тому множество. Сытые цыплята будут есть, если их поместят среди цыплят которые едят с жадностью, атлеты достигают лучших результатов …   Толковый словарь по психологии

  • Социальная фасилитация (социальное способствование) — улучшение деятельности в присутствии других людей …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • фасилитация социальная — (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека …   Большая психологическая энциклопедия

  • фасилитация —    ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований.    Слово… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация социальная — [от англ. facilitate облегчать] повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде …   Википедия


Что такое социальная помощь?

Социальная помощь — это психологическая концепция, относящаяся к тенденции к присутствию других людей, чтобы улучшить выполнение человеком задачи. Хотя это может показаться простым определением, на самом деле это очень сложная концепция со множеством нюансов.

Он также имеет долгую историю, которая включает развитие множества теорий, помогающих более глубоко объяснить это явление. Чтобы лучше понять масштабы этой истории и уровни сложности, очень важно узнать о теориях, связанных концепциях и значениях.

История социальной помощи

Во-первых, давайте кратко рассмотрим, как развивалась эта концепция. В своей основной форме он был впервые предложен исследователем Норманом Триплеттом в 1898 году.

Triplett впервые изучил велосипедные гонки, изучив записи ассоциации велосипедистов. Он заметил любопытный феномен, когда велосипедисты, которые участвовали в гонках против других, выступали лучше, чем те, кто пытался превзойти свое собственное время.

Триплетт был очарован этой идеей и продолжил изучать ту же концепцию среди детей, выполняющих задание с катушкой.Его результаты показали, что из 40 детей половина работала быстрее, соревнуясь с другими детьми, одна четверть работала медленнее, а одна четверть показала равные результаты.

Это не первый раз, когда исследование показало противоречивые результаты, связанные с социальной фасилитацией. Чтобы справиться с этими противоречивыми выводами, Зайонц и Сейлз в 1966 году предположили, что «доминирующий ответ» был объясняющим фактором.

Они утверждали, что для задач, которые выполняются более естественно (так называемая доминирующая реакция), производительность будет облегчена или улучшена.

Но для сложных задач, в которых эта доминирующая реакция не была усвоена, производительность могла быть снижена.

Определение социальной помощи

В терминах базового определения социальной помощи, социальная помощь означает улучшение работы, вызванное реальным, подразумеваемым или воображаемым присутствием других.

Также были определены два типа социальной фасилитации: эффекты взаимодействия и эффекты аудитории:

  • Эффекты взаимодействия: Эффект взаимодействия означает, что ваша производительность лучше при выполнении задачи просто потому, что другие люди выполняют ту же задачу, что и вы.Примером может служить работа в офисе с коллегами, а не в уединенной среде.
  • Эффекты аудитории: Эффект аудитории означает, что ваше выступление становится лучше, потому что вы делаете что-то перед аудиторией. Примером может быть пианист, играющий дома, а не на сцене перед толпой.

Кроме того, считается, что социальная помощь включает три фактора: физиологические факторы (драйв и возбуждение), когнитивные факторы (отвлечение и внимание) и аффективные факторы (тревога и самопрезентация).

  • Физиологические факторы: Это относится к более высокому уровню возбуждения и стремления к действию, которое является результатом вашего физиологического возбуждения в ситуации, связанной с социальным содействием.
  • Когнитивные факторы: Это относится к роли внимания и отвлечения в социальной помощи. Например, если люди смотрят, как вы что-то делаете, вы можете почувствовать себя более сосредоточенным или отвлекаться.
  • Аффективные факторы: Наконец, аффективные факторы относятся к тому, как тревога и самопрезентация влияют на социальную помощь.

Примеры социальной помощи

Каковы некоторые примеры социальной помощи в действии? Вы, вероятно, испытали некоторые из них в своей жизни или были свидетелями их среди людей, которых вы знаете, или тех, кто находится в общественной сфере. Вот некоторые примеры:

  • Музыкант / актер / исполнитель, который получает энергию от аудитории и лучше справляется. поднимать тяжелые веса, когда делаете это на глазах у других, а не в одиночку

Связанные концепции

Социальная помощь связана с несколькими другими концепциями, включая закон Йеркса-Додсона и социальное безделье.

Закон Йеркса-Додсона

Закон Йеркса-Додсона относится к теории, согласно которой производительность будет варьироваться в зависимости от того, насколько проста / сложна задача (или насколько вы знакомы с ней). Другими словами, для задач, которые вы очень хорошо знаете и которые вы репетировали, ваша производительность будет улучшена. С другой стороны, для сложных задач или для которых у вас нет «доминирующего ответа», ваша производительность будет ниже. На графике это похоже на перевернутую букву U.»

В качестве примера представьте, что если вы хорошо подготовились к экзамену, ваша производительность может быть лучше в ситуации тестирования, потому что ваша бдительность возрастает (ваша концентрация), и вы работаете быстрее и с большей точностью, чем когда вы просто тестируете себя на дом.

Напротив, представьте себе ситуацию, в которой вы почти не готовились к тесту. Внезапно вы попадаете в сложную ситуацию, когда вам нужно вспомнить факты, о которых вы плохо знаете. Это увеличивает вашу когнитивную нагрузку, делая вашу работу еще хуже, чем она могла бы быть, если бы вы просто тестировали себя дома.

Социальное безделье

Социальное бездельничанье — это понятие, связанное с социальной поддержкой, но отличное от него. Социальное бездельничанье относится к идее о том, что когда группа людей работает вместе над задачей, и ни один человек, скорее всего, не будет в центре внимания (успеха или неудачи), производительность может снизиться в целом. Считается, что это результат, потому что каждый человек не чувствует ответственности за результат.

Теории социальной помощи

Мы уже коснулись различных теорий социальной помощи, но мы можем снова рассмотреть их здесь и все в одном месте.

Теория активации

Это теория, предложенная Зайонцем, которая объясняет социальную помощь как результат возбуждения, вызванного присутствием других (или воспринимаемой оценкой других).

Гипотеза настороженности

С теорией активации связана гипотеза бдительности, которая предполагает, что вы становитесь более бдительными, когда у вас есть наблюдатели, и, следовательно, лучше работают.

Гипотеза оценки оценки

Гипотеза предчувствия оценки (или подход к оценке) утверждает, что важна оценка других, а не просто их присутствие.

Теория самопрезентации

Теория самопрезентации утверждает, что люди мотивированы производить хорошее впечатление на других и поддерживать положительное представление о себе. Другими словами, ваше выступление улучшится только тогда, когда вы почувствуете, что аудитория оценивает вас.

Теория социальной ориентации

Эта теория утверждает, что люди с положительной ориентацией на социальные ситуации будут испытывать социальную помощь, тогда как люди с отрицательной ориентацией будут испытывать нарушения.

Контур обратной связи Модель

Модель петли обратной связи предполагает, что когда за вами наблюдают другие, вы становитесь более осведомленными о себе, и что это состояние заставляет вас лучше осознавать различия между тем, как вы хотите вести себя, и тем, как вы ведете себя на самом деле. Примером этого может быть более усердная работа над задачей, когда другие смотрят, потому что вы становитесь более чувствительными к ошибкам, которые обычно совершаете.

Вместимость Модель

Модель емкости относится к идее, что у вас есть ограниченная емкость с точки зрения вашей рабочей памяти, и это влияет на то, как это влияет на задачи.Те, которые требуют меньше рабочей памяти (простые задачи), улучшаются, а те, которым требуется больше рабочей памяти (сложные задачи), выполняются хуже.

Исследования в области социальной помощи

А как насчет недавнего исследования социальной помощи?

В метаанализе 2002 года были сделаны три вывода. Во-первых, было установлено, что присутствие окружающих только усиливает возбуждение при выполнении сложной задачи. Во-вторых, присутствие других людей увеличивало скорость выполнения простой задачи, но уменьшало ее для сложной задачи.Наконец, было показано, что эффекты социальной помощи не связаны с опасениями по поводу оценки.

Позже, в 2012 году, Мураяма и Эллиот показали в другом метаанализе, что цели производительности были более важны с точки зрения воздействия на производительность, чем влияние конкуренции с другими людьми.

Факторы влияния

Какие факторы влияют на социальную помощь? Мы уже рассмотрели многие из них, но давайте сделаем резюме в качестве напоминания:

  • Если задача сложная или сложная, социальная поддержка менее вероятна.Вместо этого может произойти ухудшение выполнения задачи.
  • У людей, которые более уверены в себе или которые более благосклонно относятся к социальным ситуациям, может повыситься их производительность по сравнению с теми, кто относится к ним негативно или с низкой самооценкой.
  • Такие факторы, как поддержка аудитории, ее близость и размер, могут играть роль в социальной поддержке.

Последствия социальной помощи

Какие выводы мы можем извлечь из социальной помощи? Другими словами, почему вам нужно знать об этой концепции или почему это должно быть важно для вас?

Если вы задумаетесь, понимание этой концепции может помочь вам улучшить свою производительность при выполнении задач.

Ниже приведены несколько советов о том, как это сделать, независимо от того, применяете ли вы его к своим оценкам в школе или к выступлениям на спортивном объекте:

  • Вначале делайте что-нибудь в одиночку, пока не усвоите сложные концепции или навыки, а затем делайте это в группе, чтобы улучшить свои результаты.
  • Практикуйте задания до тех пор, пока они не станут естественными (или доминирующей реакцией), чтобы вы могли лучше выполнять задания перед аудиторией.

Слово от Verywell

Концепция социальной помощи имеет долгую историю и включает в себя множество взаимосвязанных идей.Главный вывод должен заключаться в том, что иногда работа с другими (или выступление перед аудиторией) улучшает вашу работу, а иногда может мешать ей. Если вы сможете узнать факторы, влияющие на эти результаты, вы сможете заставить социальную помощь работать на вас в любых ситуациях.

Что такое социальная помощь? Определение и примеры

Социальная фасилитация означает обнаружение того, что люди иногда более эффективно работают над задачей, когда они находятся рядом с другими. Это явление изучается более века, и исследователи обнаружили, что в одних ситуациях оно возникает, а в других — нет, в зависимости от типа задачи и контекста.

Ключевые выводы: социальная помощь

  • Социальная помощь означает обнаружение того, что люди иногда лучше справляются с задачами, когда рядом находятся другие.
  • Эта концепция была впервые предложена Норманом Триплеттом в 1898 году; психолог Флойд Олпорт назвал это социальной фасилитацией в 1920 году.
  • Произойдет ли социальная фасилитация, зависит от типа задачи: люди склонны испытывать социальную фасилитацию при выполнении простых или знакомых задач.Однако социальное торможение (снижение работоспособности в присутствии других) возникает при выполнении задач, с которыми люди менее знакомы.

История и происхождение

В 1898 году Норман Триплетт опубликовал важный документ о социальной помощи. Триплетту нравились велосипедные гонки, и он заметил, что многие велосипедисты, казалось, ехали быстрее, когда они участвовали в гонках с другими гонщиками, по сравнению с тем, когда они ехали в одиночку. Изучив официальные отчеты велосипедной ассоциации, он обнаружил, что это действительно так — рекорды гонок, в которых присутствовал другой гонщик, были быстрее, чем рекорды «без интервалов» (заезды, в которых велосипедист пытался обогнать чужое время, но нет. еще один сейчас мчался с ними по трассе).

Чтобы экспериментально проверить, заставляет ли присутствие других людей быстрее выполнять задачу, Триплетт провел исследование, которое считается одним из первых экспериментальных исследований социальной психологии. Он попросил детей как можно быстрее повернуть катушку. В некоторых случаях дети выполняли задание сами, а в других — соревновались с другим ребенком. Триплетт обнаружил, что 20 из 40 обучаемых детей работали быстрее во время соревнований.Десять детей работали медленнее на соревнованиях (что, по предположению Триплетта, могло быть связано с чрезмерной стимуляцией соревнований), и 10 из них работали одинаково быстро, независимо от того, участвовали они в соревнованиях или нет. Другими словами, Триплетт обнаружил, что люди иногда работают быстрее в присутствии других, но это не всегда происходит.

Всегда ли бывает социальная помощь?

После проведения исследований Триплетта другие исследователи также начали изучать, как присутствие других людей влияет на выполнение задачи.(В 1920 году Флойд Олпорт стал первым психологом, который использовал термин социальная помощь .) Однако исследования социальной помощи привели к противоречивым результатам: иногда социальная помощь имела место, но в других случаях люди хуже справлялись с задачей, когда присутствовал еще кто-то.

В 1965 году психолог Роберт Зайонц предложил потенциальный способ устранения несоответствия в исследованиях социальной фасилитации. Зайонц проанализировал предыдущие исследования и заметил, что социальная помощь, как правило, проявляется в относительно хорошо отработанном поведении.Однако в задачах, с которыми люди были менее опытны, они, как правило, справлялись лучше, когда были одни.

Почему это происходит? Согласно Зайонцу, присутствие других людей повышает вероятность того, что психологи будут участвовать в том, что психологи называют доминирующей реакцией (по сути, наша реакция «по умолчанию»: тип действия, который наиболее естественен для нас в данной ситуации). Для простых задач доминирующий ответ, вероятно, будет эффективным, поэтому будет происходить социальная помощь.Однако для сложных или незнакомых задач доминирующая реакция с меньшей вероятностью приведет к правильному ответу, поэтому присутствие других будет препятствовать нашей работе над задачей. По сути, когда вы делаете то, в чем уже хорошо разбираетесь, будет происходить социальная поддержка, а присутствие других людей сделает вас еще лучше. Однако в новых или сложных задачах у вас меньше шансов справиться, если рядом будут другие.

Пример социальной помощи

Чтобы привести пример того, как социальная помощь может работать в реальной жизни, подумайте о том, как присутствие публики может повлиять на выступление музыканта.Талантливый музыкант, завоевавший множество наград, может почувствовать воодушевление от присутствия публики и выступить вживую даже лучше, чем дома. Однако тот, кто только учится играть на новом инструменте, может быть встревожен или отвлечен давлением выступления под аудиторией и совершить ошибки, которых он не сделал бы, если бы практиковался в одиночку. Другими словами, происходит ли социальная фасилитация или нет, зависит от того, насколько хорошо кто-то знаком с задачей: присутствие других людей имеет тенденцию улучшать выполнение задач, которые люди уже хорошо знают, но имеет тенденцию к снижению производительности при выполнении незнакомых задач.

Оценка доказательств в пользу социальной помощи

В статье, опубликованной в 1983 году, исследователи Чарльз Бонд и Линда Титус изучили результаты исследований социальной фасилитации и нашли некоторую поддержку теории Зайонца. Они обнаружили некоторые свидетельства социальной поддержки для простых задач: над простыми задачами люди производят больше работы, если присутствуют другие (хотя эта работа не обязательно была лучше, чем то, что люди производят, когда они одни). Они также обнаружили свидетельства социального запрета на выполнение сложных задач: когда задача была сложной, люди, как правило, производили больше (и выполняли работу более высокого качества) в одиночестве.

Сравнение с родственными теориями

Дополнительной теорией в социальной психологии является теория социального безделья: идея о том, что люди могут прилагать меньше усилий для выполнения задач, когда они являются частью команды. Как объясняют психологи Стивен Карау и Киплинг Уильямс, социальное безделье и социальное содействие возникают в разных обстоятельствах. Социальная фасилитация объясняет, как мы действуем, когда другие присутствующие люди являются наблюдателями или конкурентами: в этом случае присутствие других может улучшить нашу производительность по задаче (при условии, что задача является той, которую мы уже освоили).Однако, когда другие присутствующие люди являются нашими товарищами по команде, социальная лентяйка предполагает, что мы можем прилагать меньше усилий (возможно, потому, что мы чувствуем меньшую ответственность за работу группы), и наша производительность при выполнении задачи может снизиться.

Источники и дополнительная литература:

  • Бонд, Чарльз Ф. и Линда Дж. Титус. «Социальная помощь: метаанализ 241 исследования». Психологический бюллетень , т. 94, нет. 2, 1983, стр. 265-292. https://psycnet.apa.org/record/1984-01336-001
  • Форсайт, Донельсон Р. Групповая динамика . 4-е изд., Thomson / Wadsworth, 2006. https://books.google.com/books/about/Group_Dynamics.html?id=VhNHAAAAMAAJ
  • Карау, Стивен Дж. И Киплинг Д. Уильямс. «Социальная поддержка и социальное бездельничанье: пересмотр исследований конкуренции Триплетта». Социальная психология: возвращаясь к классическим исследованиям . Под редакцией Джоан Смит и С. Александра Хаслама, Sage Publications, 2012 г. https://books.google.com/books/about/Social_Psychology.html?id=WCsbkXy6vZoC
  • Triplett, Norman.«Динамогенные факторы в кардиостимуляции и конкуренции». Американский журнал психологии , т. 9, вып. 4, 1898, стр. 507-533. https://www.jstor.org/stable/1412188
  • Зайонц, Роберт Б. «Социальная помощь». Наука , т. 149, нет. 3681, 1965, стр. 269-274. https://www.jstor.org/stable/1715944

Социальная помощь — Лаборатория принятия решений

Очарованный своими открытиями в упомянутом выше исследовании велосипедистов, Триплетт попытался воспроизвести это явление, наблюдая за поведением детей, выполняющих задание с катушкой.Он обнаружил, что, соревнуясь с другими детьми, половина участников будет работать быстрее, одна четверть — медленнее, а оставшаяся четверть — в том же темпе по сравнению с выполнением той же задачи в одиночку. Другими словами, у 50% детей наблюдалось повышение успеваемости. 50% — нет.

Это не единственный эксперимент, который противоречит первоначальному предложению Триплетта. В 1933 году исследование, опубликованное в журнале American Journal of Psychology , показало, что, когда участников просили запомнить список бессмысленных слогов, их производительность (измеряемая количеством повторений, необходимых для полного запоминания списка) была лучше, когда они были в одиночку, , а не в присутствии кого-то другого. 14

Zanjoc and Sales предлагают способ разобраться в этих, казалось бы, противоречивых результатах. Они предположили, что присутствие зрителей усиливает доминирующую реакцию человека. Но для большинства участников исследования 1933 года заучивание списков бессмысленных слогов не было практичным поведением. Таким образом, их выступлению будет препятствовать, а не способствовать присутствию зрителей. Если бы задание показалось участникам знакомым, их производительность улучшилась бы.

На основании этого открытия был придуман термин «социальное торможение». Он относится к явлению, которое происходит, когда результативность человека в незнакомой деятельности снижается в присутствии других, наблюдающих за ним, и обычно используется в отличие от социальной помощи.

Однако наряду с предложением Зайонца и Сэйла есть еще два предложенных объяснения несоответствий, которые мы видим между экспериментами по содействию социальному обеспечению. Первый был предложен исследователем Робертом С.Барона в 1986 году, которую он назвал теорией отвлечения-конфликта. По словам Барана, противоречивые выводы объясняются конфликтом между уделением внимания присутствующему человеку и сосредоточением внимания на текущей задаче. 15

Второе предложенное объяснение исходит от исследователя Николаса Б. Коттрелла и его коллег. Они предположили, что вместо простого присутствия других людей, усиливающих доминирующую реакцию, необходима аудитория зрителей. Другими словами, именно ощущение того, что вас оценивают, а не наблюдают, влияет на результативность.Беспокойство, связанное с тем, что наблюдающие за нами оценивают нашу работу, вызывает доминирующую реакцию во время выполнения задачи. 16

Теория социальной помощи — Психологическое исследование

Определение

Идею теории социальной поддержки можно лучше всего понять как тенденцию людей работать лучше, когда за ними наблюдают или когда они конкурируют с другими, выполняющими ту же задачу.Это называется Социальная помощь.

Пример:

Велосипедист, скорее всего, будет лучше выступать, соревнуясь с другими велосипедистами, по сравнению с тем, если бы он просто крутил педали на время во время тренировочного забега.

Теория также утверждает, что люди, скорее всего, совершат ошибки, когда их просят выполнить задачи, с которыми они не знакомы, в присутствии наблюдателей или конкурентов. Это называется социальным запретом .

Пример:

Человек действует с большей осторожностью и склонен к ошибкам при сдаче экзамена по вождению в присутствии инструктора из-за нервозности или неуверенности в себе.


Норман Триплетт

Концепция теории социальной поддержки была впервые представлена ​​в 1898 году Норманом Триплеттом, когда он заметил, что велосипедисты выступают лучше, соревнуясь с другими велосипедистами. (См .: Пример 1).

Затем он перенес этот эксперимент в лабораторию, когда дал нескольким детям несколько веревок и попросил их намотать леску. Как и предполагалось, дети работали быстрее в присутствии других детей, наматывающих леску, по сравнению с тем, когда они работали в одиночку.


Флойд Олпорт

Именно Олпорт ввел термин «социальная помощь» в 1924 году. Олпорт проводил различные эксперименты, помещая участников либо поодиночке, либо в группы. И большинство экспериментов показали, что люди в группах работают лучше, чем те, кто находится в одиночку.

Однако на тот момент социальная помощь была все еще ограниченной и понималась просто как «усиление реакции просто от вида или звука других, совершающих то же движение.


Роберт Зайонц

Это был Роберт Зайонц, который предоставил недостающую часть головоломки. В 1956 году Зайонц провел исследования, чтобы выяснить, почему одни люди работают лучше в присутствии других, а другие — затрудняются.

Его эксперименты можно разделить на две части, где он изучал людей, выполняющих простые и сложные задачи на глазах у других.

Результаты были довольно ясными, и было обнаружено, что люди, выполняющие простую задачу, в которой у них было много практики, могли работать лучше, чем люди, выполняющие более сложные задачи (с которыми они не были знакомы) или имели мало практики в) .

Так родилась теория Социального запрета .

Теория активации

В 1965 году Зайонц предложил свою обобщенную гипотезу влечения для социальной помощи как теорию строгой активации, которую также называют теорией Зайонца.

Обобщенная гипотеза влечения была первой теорией, которая рассматривала как повышение, так и снижение работоспособности людей в присутствии других.

Зайонц утверждал, что присутствие других усиливает возбуждение и, таким образом, увеличивает способность организма выполнять привычные / хорошо усвоенные задачи.Напротив, повышенная осведомленность действует как недостаток при выполнении сложных / незнакомых задач.

Эта теория была основана на законе Йеркса-Додсона , который утверждает, что производительность работает как обратная U-функция. Это означает, что оптимальный уровень привода выше для простых задач и ниже для сложных задач.

Различные теории активации включают:

Гипотеза настороженности

Эта теория утверждает, что исполнитель не осведомлен о том, как действуют наблюдатели и конкуренты, что повышает их бдительность и, таким образом, ведет к более высоким результатам.

Гипотеза мониторинга

Эта теория утверждает, что, когда исполнитель знаком с реакцией наблюдателя, социальной фасилитации не происходит. Вместо этого исполнитель чувствует давление и не может хорошо выступить.

Гипотеза о вызовах и угрозах

Эта гипотеза утверждает, что низкая производительность людей в сложных задачах и лучшая производительность в простых задачах в присутствии других происходит из-за сердечно-сосудистой реакции на задачу.

Выполняя простую задачу на глазах у других, у исполнителя нормальная сердечно-сосудистая реакция, что приводит к более высокой производительности.

С другой стороны, выполнение сложной задачи в присутствии других вызывает сердечно-сосудистую реакцию, аналогичную реакции человека в угрожающем положении, что отрицательно сказывается на производительности.


Почему важно знать теорию социальной помощи?

Теория социальной поддержки предлагает новый взгляд на мотивацию.В обычном сценарии мы просто интерпретируем действия человека на основе его способностей.

Однако понимание теории социальной фасилитации означает, что мы понимаем положительное или отрицательное влияние присутствия других людей на исполнителя.

Еще один способ быстро понять это состоит в том, что производительность любого человека зависит от того, насколько хорошо он себя считает при оценке.

Еще одно важное явление, которое необходимо понять в контексте социальной психологии, наряду с эффектом социальной поддержки и социальным запретом, — это Социальное безделье.

«Социальное безделье — это явление, когда человек прилагает меньше усилий для достижения цели, когда он работает в группе, чем когда он работает в одиночку». — Википедия.

Примеров социальной помощи в повседневной жизни

Мы все это сделали. Будь то гонка, замена автомобильной шины или подбрасывание блина, мы сделали это лучше, чем когда-либо прежде, пока мы были перед аудиторией, и внутри мы сказали: «ДА!» Это пример социальной помощи, где факт когда люди наблюдают за тем, как мы выполняем простую задачу, или когда они выполняют ту же задачу вместе с нами, побуждает нас делать это лучше.Однако, когда мы сдавали экзамен по вождению или другую стрессовую задачу, с которой мы не так хорошо знакомы, мы не справились так хорошо, как мы могли бы. Дело было не только в нервах, но и в социальной помощи.

Делаем лучше

Концепция социальной поддержки была впервые определена Норманом Триплеттом в 1898 году, когда он заметил, что велосипедисты выступают лучше, соревнуясь с другими велосипедистами, чем на время в гонке на время. Чтобы подтвердить свою теорию, он предпринял эксперимент в лаборатории, прося детей наматывать леску, и, верный концепции, когда двое детей наматывали вместе, они оба работали быстрее, чем в одиночку.Это «эффект сотрудничества», когда присутствие кого-то другого, выполняющего ту же задачу, стимулирует вашу собственную производительность. Термин «социальная помощь» впервые был введен Флойдом Олпортом в 1928 году.

Более поздние исследования показали, что не только присутствие других лиц, выполняющих ту же задачу, то есть соучастников, но и наблюдение пассивных зрителей могло привести к улучшению выступления.

Однако у социальной помощи есть обратная сторона. Если задача не знакома человеку, то он будет выполнять хуже, когда присутствуют со-действующие лица или за ними наблюдают.Это отражение закона Йеркса-Додсона, который гласит, что существует эмпирическая связь между возбуждением человека и его действиями. Закон Йеркса-Додсона предполагает, что мы работаем лучше, когда есть стресс. Однако слишком мало стресса, и мы не мотивированы делать все возможное, а слишком много заставляет нас совершать ошибки. Кроме того, есть свидетельства того, что чем более кинестетическая, то есть физическая задача, тем больше улучшается производительность. Это как если бы координация наших рук (или ног) и глаз должна «учиться» поведению, так же как мы могли бы выучить слова из песни, сценария или стихотворения.

Социальная поддержка и компетентность

Концепция социальной поддержки, по-видимому, следует за четырьмя стадиями модели компетенций, когда человек сначала бессознательно некомпетентен в выполнении задачи, затем начинает осознавать свою некомпетентность, прогрессируя до сознательной компетентности и, наконец, бессознательной компетентности. Когда человек бессознательно компетентен, социальная помощь оказывается наиболее эффективной.

Как это работает?

Существуют три уважаемые теории социальной помощи.Роберт Зайонц в 1965 году, ссылаясь на закон Йеркса-Додсона, предложил теорию активации для социальной помощи, утверждая, что присутствие других вызывает уровень возбуждения, который позволяет людям работать лучше. Его «Обобщенная гипотеза влечения» поддерживала закон Йеркса-Додсона, но в ходе экспериментов он обнаружил, что социальное содействие также испытывают тараканы, которые быстрее преодолевают легкие лабиринты, когда они находятся с напарниками, и даже когда за ними наблюдают другие тараканы. .

Хенчи и Гласс в 1968 году предложили оценочный подход к социальной помощи, заявив, что именно страх оценки вызвал у участника возбуждение.

Коттрелл, также в 1968 году, заявил, что возбуждение и последующее изменение поведения вызвал не акт наблюдения, а скорее ожидание оценки или оценки наблюдателями, которые стимулируют чувства.

Какие последствия?

Исследование, проведенное Де Кастро в 1994 году, показало, что социальная помощь также может влиять на прием пищи, потому что, когда люди находятся с семьей и друзьями, они увеличивают время, которое они проводят за едой.По его наблюдениям, мужчины ели на 36% больше еды, чем в одиночестве, а женщины — на 40% больше. Его анализ заключался в том, что существует модель социальной помощи, продлевающая время. Если бы еда была общественным поводом, люди бы дольше сидели за столом и, следовательно, ели бы больше.

На более позитивном фронте, чем талия, социальная поддержка часто является стимулом для командной работы как в спорте, так и в промышленности. Опять же, это больше всего применимо к повторяющимся, рутинным или простым задачам, но есть четко обозначенная связь между усилиями и производительностью людей, работающих вместе.В промышленных условиях это может быть производство товаров для дома или сбор урожая. В спорте, помимо приведенного выше примера с велоспортом, бегуны на дистанции часто говорят, что их «подталкивают» окружающие.

Так в чем же причина социальной помощи?

Несмотря на 116 лет наблюдений, среди психологов все еще существуют разногласия относительно происхождения социальной фасилитации. Является ли он эволюционным, то есть частью базовой биологии человека и животных, является ли он результатом социального обучения человека или животного посредством взаимодействия со всеми их сверстниками или является результатом взаимодействия человека с другими.Итак, если вы хотите улучшить что-нибудь в плавании; другие физические проблемы; Что касается изготовления кнопок или значков, делайте это вместе, это веселее и может даже улучшить вашу производительность!

]]>

Об Александре Бургеместере

Алекс окончил нейропсихологию Амстердамского университета. Несколько лет он проработал в доме престарелых, где специализировался на нейродегенеративных расстройствах (болезнь Альцгеймера, паркинсон), расстройствах личности и эмоциональных расстройствах (депрессии).Теперь он специализируется на том, чтобы делиться своими знаниями на публичных сайтах. Просмотреть все сообщения Александра Бургемейстера »

Социальная помощь — как присутствие других людей влияет на индивидуальное поведение

Социальная помощь относится к тенденции людей лучше справляться с простыми задачами в присутствии других людей.

Социальная помощь определяется как улучшение индивидуальных результатов при работе с другими людьми, а не в одиночку, в противоположность социальному бездельничанию .Помимо совместной работы с другими людьми, социальная помощь также происходит в присутствии других людей и, скорее всего, будет иметь место при выполнении управляемых задач.

Существует три основных подхода к социальной помощи: активация, оценка и внимание. Теория активации описывает, как наше возбуждение связано с социальной поддержкой. Теория оценки обсуждает, как оценка аудиторией влияет на социальную помощь. Теория внимания учитывает влияние отвлекающих факторов на социальную помощь.

Закон Йеркса-Додсона , когда он применяется к социальной помощи, гласит, что «простое присутствие других людей повысит скорость и точность хорошо отработанных задач, но ухудшит выполнение менее привычных задач». По сравнению с результатами одного человека, он лучше справляется с простыми или хорошо отрепетированными задачами и хуже справляется со сложными или новыми задачами в присутствии других.


Практические вопросы


Академия Хана

Официальная подготовка MCAT (AAMC)

Онлайн-карточки Психология Вопрос 15


Ключевые точки

• Социальная помощь определяется как улучшение индивидуальных результатов при работе с другими людьми, а не в одиночку.

• Теория активации описывает, как наше возбуждение связано с социальной поддержкой.

• Теория оценки обсуждает, как оценка аудиторией влияет на социальную помощь.

• Теория внимания учитывает влияние отвлекающих факторов в окружающей среде на социальную помощь.

• Закон Йеркса-Додсона: человек лучше справляется с простыми или хорошо отрепетированными задачами и хуже выполняет сложные или новые задачи в присутствии других.


Ключевые термины

социальная помощь : улучшение индивидуальных результатов при работе с другими людьми, а не в одиночку.

Закон Йеркса-Додсона : простое присутствие других людей повысит скорость и точность хорошо отработанных задач, но ухудшит выполнение менее привычных задач.

социальное безделье : склонность людей прилагать меньше усилий при работе над групповой задачей, если индивидуальный вклад не оценивается.

Социальная помощь: как и когда аудитория улучшает работу

Социальная помощь — это открытие социальной психологии, согласно которому производительность людей может улучшаться при выполнении некоторых задач, когда присутствуют другие люди.

Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма. Она движется так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте. Но дайте нашему муравью сотрудницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.Вскоре она начинает копать в пять раз быстрее или больше…

Муравьи — не единственные.

За четыре десятилетия до того, как С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев в 1937 году, психолог Норман Триплетт уже заметил примерно такое же поведение у велосипедистов. Триплетт просмотрел рекорды «Лиги американских колесников» и обнаружил, что гонщики ездят быстрее в темпе или на соревнованиях. Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором преодолевают каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем велосипедисты без кардиостимулятора.Он подозревал, что это был не просто физический эффект от скольжения за другим велосипедистом, но и психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.

Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основоположников психологии личности — сделал именно это. Он попросил участников записать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом. Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.Опять же, участники достоверно произносили больше слов, когда присутствовали другие, чем в одиночку. Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898) заставлял детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда и против других. То, что он обнаружил, подтвердило его теорию: дети быстрее участвовали в соревнованиях. Хотя это интересно, открытие того, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если элемент конкуренции можно было бы устранить и измерить эффект простого присутствия?

Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила эффекты конкуренции, последующие исследования, а их было много, безусловно, сделали.Это повышение работоспособности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная помощь, и в течение нескольких десятилетий это было модным явлением в психологии. К сожалению, экспериментаторы вскоре обнаружили, что человеческая психология намного сложнее, чем психология муравьев.

Что вызывает наибольшее беспокойство, экспериментаторы не смогли найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт. Выяснилось, что когда задачи усложнялись, их производительность не улучшалась, а, наоборот, ухудшалась.Казалось, что люди испытывают не социальную помощь, а социальное торможение. Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований социальной помощи, считая их плохой партией.

Социальная помощь и стремление к успеху

Известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования в этой области только в 1960-х годах. Он думал, что противоречивые результаты можно объяснить новым подходом, названным «теорией драйва». Зайонц сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более внимательными и взволнованными, и это волнение вызывает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».Доминирующие реакции — это такие вещи, как хорошо отработанные навыки или особые привычки. Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, тогда наша производительность улучшается, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, работаем плохо.

Эта теория довольно хорошо объясняла доказательства, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие. Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, Роберт С. Барон в 1980-х годах выдвинул новую теорию.

Отвлеченные и противоречивые

Теория конфликта-отвлечения утверждает, что когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и наблюдающими другими. Когда задача проста, мы можем успешно сфокусироваться на текущей задаче, и, таким образом, наша производительность улучшается, вероятно, из-за побуждающего эффекта, о котором говорит Зайонц. Однако, когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается. Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с мигающим светом и громким шумом, отвлекая их, а не аудиторию.

Вот, наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта появились дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая, в сочетании с теорией драйва Зайонца, может объяснить, когда и как аудитория либо улучшает нашу производительность, либо ухудшает ее. В частности, теория конфликта-отвлечения значительно упрощает понимание сложных воздействий аудитории, поскольку она фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.

Психология внимания, однако, — это странное чудовище, на которое влияют всевозможные факторы, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной поддержки:

  1. Оценка аудитории. То, как мы оцениваем аудиторию, определяет нашу реакцию, то есть аудитория внимательно наблюдает или просто проходит? Huguet et al. (1999) неожиданно обнаружили, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная аудитория.
  2. Разнополая аудитория . Людей обычно больше отвлекает аудитория противоположного пола, поэтому мужчины больше сдерживаются в сложных задачах (но лучше в хорошо отработанных задачах), когда на них смотрят женщины, и наоборот.
  3. Настроение .Хорошее настроение может при определенных обстоятельствах способствовать работе, а плохое настроение — препятствовать ей (Mash & Hedley, 1975).

И этот список можно продолжить. Если это влияет на внимание, это может повлиять на эффект социальной поддержки / торможения.

Группы: хорошо или плохо с точки зрения производительности?

Улучшение или ухудшение работы других людей естественным образом зависит от конкретных обстоятельств группы. Исследования социального бездельничанья показывают, что, когда люди выполняют дополнительную задачу, например, натягивают веревку, они ослабляют, часто более чем на 50%.В этой ситуации группы плохо влияют на производительность отчасти потому, что отдельные люди могут прятаться.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *