Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки
Философия
• Соотношение материи и сознания.
• Пространство и время как формы бытия.
• Движение и развитие как способы существования.
• Проблема сущности сознания.
• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
• Бесконечность процесса познания.
• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
• Соотношение субъекта и объекта познания.
• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
• Интуиция и ее роль в познании.
• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
• Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
• Взаимодействие природы и общества.
• Экологическая проблема и пути ее решения.
• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
• Многовариантность общественного развития.
• Сущность цивилизации.
• Основные подходы к изучению общества.
• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
• Духовная жизнь общества.
• Общественное сознание, его структура и формы.
• Наука как форма общественного сознания.
• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
• Нравственное сознание. Философское понимание морали.
• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
• Роль народных масс и личности в истории.
• Глобализация общественной жизни.
Экономика
• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
• Проблема экономического выбора.
• Факторы производства и их значение в экономике.
• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
• Капитал как экономический ресурс.
• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
• Сущность и функции денег в экономике.
• Эффективность использования ресурсов.
• Значение общественного разделения труда.
• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
• Роль торговли в развитии общества.
• Стимулы и эффективность производства.
• Справедливость в распределении социальных благ.
• Сущность рыночных отношений.
• Роль государства в регулировании экономики.
Социальная психология
• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
• Психологический климат коллектива.
• Человек среди людей.
• Сущностные характеристики малой группы.
• Взаимоотношения индивида и группы.
• Особенности формирования групп.
• Роли, нормы и статус личности.
• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
• Самоопределение как выбор собственной позиции.
• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
• Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
• Национальная идентичность.
• Социальное взаимодействие.
• Значение коммуникационного процесса.
• Сущность социального конфликта.
• Взаимоотношения личности и коллектива.
• Источники социального прогресса. Социальное развитие.
• Семейные взаимоотношения.
• Конфликт «отцов и детей».
• Сущность толпы и стадный инстинкт.
• Социально-психологический портрет лидера.
• Семейные взаимоотношения.
• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
Социология
• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
• Социальные неравенство и борьба.
• Сохранение стабильности общественной жизни.
• Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
• Специфические качества города.
• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
• Процессы передачи информации между социальными группами.
• Молодёжь как социальная общность.
• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
• Социальная мобильность.
• Выполнение различных социальных ролей.
• Наука как социальный институт.
• Социальные функции науки.
• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
• Взаимодействие религии и общества.
• Семья как социальный институт и малая группа.
• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
• Отношение человека к труду, его социальная активность.
• Влияние глобализации на локальную жизнь.
• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
• Национальное самосознание.
• Тенденции межнациональных отношений.
• Межэтнические конфликты.
• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
Политология
• Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
• Место и роль государства в политической системе общества.
• Партии и общественные движения в политической системе общества.
• Особенности современных политических отношений.
• Субъекты политики.
• Мировая политика и международные отношения.
• Типы отношения человека к политике.
• Регулирование политического поведения и политической деятельности.
• Соотношение целей и средств в политике.
• Политический прогресс и его критерии.
• Соотношение экономики, политики и права.
• Сущность и особенности политической власти.
• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
• Политический режим: понятие и признаки.
• Сущность демократического режима.
• Авторитарный режим.
• Тоталитарный режим.
• Политическая система общества: понятие, функции и структура.
• Происхождение государства.
• Сущность и признаки государства.
• Государственный суверенитет.
• Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
• Форма государства и ее элементы.
• Соотношение общества и государства.
• Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
• Соотношение и взаимосвязь государства и права.
• Правовое государство: понятие и принципы.
• Разделение властей как принцип правового государства.
• Государство и личность: взаимная ответственность.
• Понятие, функции, виды и структура политических партий.
• Партийные системы.
• Общественно-политические движения, группы давления.
• Политические отношения.
• Политический плюрализм.
• Сущность и структура политического процесса.
• Революция и реформа как виды политических преобразований.
• Политическая модернизация.
• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
• Политические кампании: их стратегия и тактика.
• Популизм: понятие и признаки.
• Прямая и представительная демократия.
• Политическое решение.
• Сущность и функции политического лидерства.
• Политическое сознание: понятие, структура, функции.
• Роль идеологии в политике.
• Политическая культура: понятие и структура, типы.
• Взаимодействие личности, общества и государства.
• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
• Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
Правоведение
• Право как регулятор общественной жизни.
• Социальная ценность права.
• Сущность и специфические признаки государства.
• Политическая система и роль государства в ней.
• Право и мораль: сходства и различия.
• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
• Государство и гражданское общество.
• Понятие, признаки социального государства.
• Правовой нигилизм и пути его преодоления.
• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
• Сущность юридической ответственности.
• Правовая культура.
xn--80aff1fya.xn--p1ai
Как писать эссе по обществознанию на ЕГЭ
Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.
Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:
- Философия,
- Экономика,
- Социология, социальная психология,
- Политология,
- Правоведение.
Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.
«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.
Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.
Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко — это будет только приветствоваться.
Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.
Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:
Раскрыть смысл исходного высказывания, или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.
Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.
Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать
- примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
- примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
- исторические факты;
- факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
- личный опыт и наблюдения;
- сообщения средств массовой информации.
Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.
К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.
1. Необязательная часть – введение.Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.
2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»
3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.
4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».
5. Заключение(1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.
Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания. Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.
Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.
Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.
Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.
Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.
Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.
www.kakprosto.ru
Аргументы к эссе (ЕГЭ, обществознание)
ФИЛОСОФИЯ
1. Добра и зла2. Активной жизненной позиции
3. Истинных ценностей
4. Выбора, который приходится делать человеку
5. Человеческой памяти
6. Места человека в мире
7. Силы человеческого духа
8. Смысла жизни
9. Определения жизненных приоритетов
10. Взаимоотношений человека и мира
11. Манипуляции общечеловеческими ценностями
12. Памяти
13. Истины в современном мире
14. Свободы и ответственности
15. Соответствия желаний возможностям
16. Развития и регресса
17. Образования; получения знаний и роли знаний в современном мире
18. Роли образования; качества образования
Экономика
19. Контроля государства над экономической системой
20. Информации как основного фактора производства современности
21. Основных характеристик рыночной экономики
22. Недостатков и преимуществ командно-административной экономической системы
23. Правильного стимулирования труда рабочих
25. Важности труда как фактора производства
26. Важности капитала как фактора производства
27. Социальной роли и функций предпринимателя
28. Роли и функций денег в экономике
29. Создания монополий
30. Государственных монополий и их роли
31. Роли конкуренции
СОЦИОЛОГИЯ
32. Конфликтных ситуаций внутри социальной группы33. Конфликтных ситуаций между социальными группами
34. Внутриличностных конфликтов (взаимосвязи социальных ролей)
35. Конфликта поколений
36. Лидерства в социальной группе
37. Формирования социальных групп
38. Социализации, необходимости общественного влияния в жизни человека
39. Мотивации членов социальной группы
40. Роли агентов социализации
41. Взаимодействия науки и общества
42. Особой роли молодежи как социальной группы
ПОЛИТОЛОГИЯ
43. Роли государства в управлении обществом44. Роли партий в политической системе
45. Недостатков и преимуществ демократического режима
46. Задач и сущности государственной независимости (суверенитета)
47. Взаимосвязи государства и политически активного населения
48. Способов влияния на принятие государственно важных решений обществом (выборы, митинги и т.д.)
49. Основных признаков государства
50. Особенностей тоталитарного политического режима
51. Особенностей авторитарного политического режима
52. Преимуществ и недостатков монархии и республики
53. Понятия политического многообразия мнений (политического плюрализма)
54. Существования обязательной идеологии как фактора развития общества
55. Народных восстаний: причин и способов их подавления
56. Поддержки демократии населением
57. Честности выборов
58. Гражданского общества и его основных признаков
ПРАВОВЕДЕНИЕ
59. Важности соблюдения правовых норм в обществе61. Правового государства и его основных признаков
62. Прав и свобод личности
63. Справедливого правосудия
64. Важности конституционных норм в правовой системе государства
65. Борьбы с правовым нигилизмом
66. Правовой системы в условиях демократии и рыночной экономики
67. Понятия свободы личности и законных ограничений
68. Взаимосвязи понятий права и морали
69. Важности качества законов
xn--80aff1fya.xn--p1ai