Полевое исследование – Полевое исследование | PSYERA

Содержание

Полевые исследования - Discovered

Полевые исследования (англ. field research, field work; от field — поле, пространство) — процесс сбора первичных данных для целей маркетингового анализа. Отличие от вторичных методов получения информации, в т.ч. кабинетного анализа, заключается в наличии непосредственного контакта с объектом исследований.

Понятие полевых исследований пришло в маркетинг из социологии; в свою очередь социологией оно заимствовано из этнографии и антропологии, где обозначало сбор информации в реальных условиях на существующем объекте.

В ходе маркетинговых исследований традиционное место полевых исследований — после процесса определения проблемы, установки метода ее решения и составления соответствующего плана. Их применение обусловлено недоступностью или объективной невозможностью получения необходимой информации для решения проблемы и проведения маркетинговых мероприятий (стратегических, тактических решений, рекламных и PR-акций), при применении вторичных методов поиска.

Получение первичной информации предполагает ее выявление и сбор в виде массива данных прямым либо опосредованным образом от субъектов, которые так или иначе связаны с исследуемой маркетинговой проблемой.

Полевое исследование по типу осуществления выборки данных субъектов, называемых респондентами, может быть полным (сплошным), если группа респондентов охвачена им целиком, и частичным, если получение информации от всей группы субъектов является нецелесообразным по причине их многочисленности либо географической разрозненности.

Сплошные исследования, отличаясь высоким уровнем статистической точности, но одновременно высокой ресурсоемкостью и большими затратами времени, обычно используются для исследования относительно небольших целевых аудиторий, например, крупных фирм либо локализованных географически некрупных генеральных совокупностей. Частичные исследования наиболее часто используются для получения информации при полевых исследованиях.

На практике применяются следующие варианты частичного исследования, различающиеся по типу выборки:

  • полевые исследования, основанные на индивидуальной оценке исследователем соответствия респондентов ключевым требованиям полевых исследований, а также на детерминированных методах выборки;
  • полевые исследования, ориентированные на случайный подбор единиц и вероятностные методы выборки.

К полевым исследованиям относят следующие методы и практики:

  • качественные методы: глубинные интервью, экспертные интервью, фокусные групповые интервью, наблюдение, эксперимент;
  • количественные методы: опросы (личное интервью, телефонное интервью, почтовый опрос), панель, холл-тест, хоум-тест, мистери-шоппинг.

По цели проведения полевые исследования классифицируются по типологии Н.К. Малхотры следующим образом: поисковые, дескриптивные (descriptive — описательные), подразделяющиеся на профильные и повторные, а также причинно-следственные исследования.

Поисковые исследования, задача которых стоит в обеспечении понимания проблемы, стоящей перед исследователем, служат для следующих целей:

  • формулирование проблемы или ее уточнение;
  • обнаружение альтернативных вариантов действий;
  • разработка гипотезы;
  • выделение реперных точек и их взаимосвязей;
  • обоснование подходов к решению проблемы;
  • выявление приоритетов исследования.

Поисковые исследования обычно слабо формализованы и используют качественную методологию полевых исследований для решения своих задач. Выявленные поисковыми исследованиями гипотезы проверяются дескриптивными исследованиями.

Дескриптивное исследование — это исследование, целью которого является описание чего-либо. Ключевое отличие дескриптивного исследования от поискового — наличие базиса из существующих гипотез, четкого изложения проблемы, детализированных потребностей в необходимой информации. Имея целью описание рыночной ситуации либо получение структурированной информации, этот вид исследования сам должен быть четко структурирован и формализован. Дескриптивное исследование требует точно сформулированных вопросов: кто, что, когда, где, почему и каким образом проявляет маркетинговую активность, испытывает воздействие маркетинговых факторов. Примерами дескриптивных исследований служат анализ продаж по географическим регионам, исследование доли рынка, исследования рынка, характеризующие его размер, покупательскую способность и пр. Жесткость в достижении исследовательских целей в большей степени привязывает полевые дескриптивные исследования к методологии, обеспечивающей получение фактической количественной информации — опросы, панели, наблюдения.

Причинно-следственные полевые исследования реализуют методологию эксперимента. Их целью является выяснение зависимостей между одной или несколькими переменными, влияющих на рыночную ситуацию.

Полевые исследования вне зависимости от метода проведения с точки зрения организации могут проводиться либо самостоятельно (специально созданной группой), либо силами сторонней организации.

В любом случае методологии, применяемые в различных видах полевых исследований, требуют участия различного по специализации полевого персонала и предварительного его обучения. Процесс полевого исследования может быть структурирован следующим образом:

  • подготовка (обучение) полевых работников;
  • процесс сбора данных;
  • контроль процесса за сбором данных;
  • проверка полученных данных.

Обучение персонала заключается в его информировании о целях, задачах и сроках проведения исследования, в описании процедур, необходимых для проведения полевых работ (в частности, процедур выборки при опросах) и в акцентировании внимания на тех или иных вопросах либо особенностях, требующих дополнительного внимания.

Необходимость обучения помимо определения ключевых моментов процесса исследования основывается на требовании единообразного подхода к методологии со стороны всех полевых работников для достижения максимальной однородности данных. Для качественных исследований необходим профессионализм персонала, взаимодействующего с респондентами; предъявляются повышенные требования к опыту, психологическому и образовательному базису интервьюеров и модераторов. Качество полученных данных находится в непосредственной зависимости от способности интервьюера вести беседу с респондентом.

В количественных исследованиях опыт интервьюера имеет не меньшее значение для результативности, но методология их проведения позволяет использовать менее квалифицированный труд из-за высокой формализации процесса при условии квалифицированной подготовительной работы по созданию проекта исследования. Условием для наилучшей результативности процесса сбора данных является умение полевого работника разговаривать «на одном языке» с опрашиваемым либо единство социально-демографических характеристик с целью снижения вероятного диссонанса взглядов, особенно в случае малого опыта полевого работника.

Контроль за работой полевого персонала является объективной необходимостью, он приводит к уменьшению количества ошибок, вызванных невыполнением инструкций, отступлениями от плана проведения исследования, неверными подходами к осуществлению выборки. Текущий контроль в полевых исследованиях производится либо специальными сотрудниками — супервайзерами (в количественных исследованиях), либо непосредственно организатором в качественных исследованиях. Если текущий контроль затруднен или невозможен, что может быть обусловлено характерными особенностями выборки или технологии, то производится тщательная проверка полученных данных.

Проверка, как правило, включает несколько этапов определения валидности, реализующих требования к полученным данным. В первую очередь проверяется полнота и качество учета информации, полученной при контакте с респондентом. Вторым этапом проверки является контакт с определенной долей проинтервьюированных (10-20%) с целью контроля подлинности полученных данных и достоверности хода, качества и продолжительности исследования, а также соответствия интервьюируемого условиям выборки. На последующих этапах проверяется уровень ситуативной лживости, заложенной в ответах, на основе их логичности и связности.

discovered.com.ua

Полевое исследование

После этого участники исследования разъезжаются (расходятся) для проведения исследования, то есть идут к своим респондентам или принимаются за кодировку газет, или идут на пункт наблюдения и т. п. Здесь существует ряд сложностей, которые могут подстерегать анкетера-интервьюера.

Иногда приходится на месте осуществлять довыборку: выбирать отделение связи, доставочный участок, адреса респондентов и т. п. Обычно этим занимается прораб или руководитель группы в конкретном регионе, на конкретном объекте, но иногда это делает и интервьюер.

Когда есть реальные адреса, интервьюеры отправляются к своим респондентам. Сейчас, когда люди с большим недоверием относятся к любым посетителям, нелегко убедить их открыть дверь и поговорить с интервьюером. Тут есть разные варианты – предварительный звонок о возможности встречи, ее времени и месте. Возможно, это будет не квартира, а скамейка в парке. Можно договориться о посещении квартиры совместно с человеком, которого респондент знает и которому доверяет,– представителем ЖЭКа, например.

Но, конечно, требуется убедительность самого интервьюера, аргументированность его посылок, чтобы вызвать доверие у человека и убедить его в важности и полезности исследования. Будьте готовы к тому, что вам переназначат час встречи, если вы оставляете анкеты для самостоятельного заполнения. Знайте, что, возможно, придется еще не один раз прийти в дом, потому что к назначенному сроку анкета не будет готова. Кстати, оставлять ее больше, чем на неделю, нецелесообразно. Но в каждом конкретном случае нужно договариваться о повторном визите отдельно. Желательно перед этим еще раз перезвонить и убедиться, что анкета готова.

Главное условие опроса – анонимность – должна быть респонденту гарантирована. Хотя обычно его фамилия и адрес известны исследователям, нужно убедить опрашиваемого, что информация никуда, кроме как в руки исследователям, не попадет (и, конечно, исполнить это) и будет обрабатываться в общем массиве.

Очень важно проверить заполненную анкету при опрашиваемом и уточнить некоторые непонятные позиции, попросить заполнить оставшиеся без ответа вопросы, или с его слов записать ответы самим. При этом главная заповедь интервьюера в социологии: ни в коем случае не подсказывать ответ, не направлять размышления респондента в намеченное интервьюером русло. Информация должна быть объективной и отражать позицию респондента.

Конечно, нужно не забыть поблагодарить за участие в исследовании. Многие фирмы имеют возможность заплатить не только интервьюеру, но и респонденту, подарить какие-то полезные вещи или сувениры.

Приемка информации

Она обычно проводится уже в ходе исследования, но затем еще раз проверяется руководителями процедур. В обработку идут только те анкеты или опросные листы или кодировочные бланки, которые заполнены правильно и полностью. Остальные выбраковывают.

Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации

Иногда все эти процедуры проходят одновременно. Если анкета состоит из закрытых вопросов, необходимости в кодировке нет, информацию сразу можно посчитать сначала в абсолютных единицах, то есть количестве ответов на каждый вопрос, а потом пересчитать абсолютные цифры в процентах, либо к числу опрошенных в целом, либо к числу опрошенных в группе, либо к числу ответивших на вопрос и т. п.

Если массив небольшой и исследователя интересуют только данные по всему массиву или по нескольким группам, нет смысла считать данные на компьютере – возможна ручная обработка информации.

Когда количество полевых документов велико и нужен счет по большому количеству групп, тут без компьютера не обойтись. Создается специальное задание программисту, каким образом, по каким группам, в каком виде должна быть выдана информация.

Но прежде всего ее нужно подготовить к вводу в компьютер. Если вопросы закрытые, то есть с вариантами ответов, это не представляет особого труда. Но если в анкете есть открытые вопросы, то есть человек сам записал на оставленных строчках свои ответы, тут придется применить операцию

кодирования этой информации.

Но сначала провести процедуру, которая называется «частотный анализ». Для этого из всего массива, например в 1 000 анкет, выбирается каждая 10-я, потому что обычно частотный анализ при большой выборке проводится на 100 документах. Выписываются все ответы на определенный вопрос. Те, которые повторяются, подсчитываются вместе. Остальные, после того как выписывание закончено, объединяются в более крупные смысловые связки, которые и называются кодовыми позициями или признаками. Желательно, чтобы их было не больше 15–20. Те варианты ответов, которые набирают 1–2 %, не учитываются. Их затем кодируют в позицию «другое».

Например, на вопрос, почему вы читаете газету «МК», могут ответить: интересно; по привычке; мои родители выписывают; читают мои друзья; посоветовала Маша из моего класса; больше читать нечего; круто; отвязно; нравятся статьи Е. Деевой; стал читать после убийства Холодова; в семье всегда читали эту газету; пишет про взаимоотношения подростков; читаю про секс; читаю про музыку; тащусь от Троицкого; разнообразная тематика; газета очень творческая; всегда что-то выдумают; с ней не соскучишься; заставляет думать; есть о чем поговорить с друзьями; не пропускаю «Срочно в номер»; прикольно; развлекает и так далее. Мнения очень разные, но некоторые повторяются или имеют сходное значение, например, круто, прикольно, отвязно и т. п. На основе частотного анализа с применением контент-аналити­ческих процедур, делается кодификатор, или код, в котором позиции объединяются по смыслу. Например:

1) дает острую, актуальную информацию;

2) креативная, творческая, небанальная, интересная по темам и по форме, не похожа на другие издания;

3) выражает интересы своей аудитории;

4) разнообразна по тематике, в ней можно прочесть обо всем;

5) привлекает познавательная информация;

6) привлекает развлекательная информация;

7) газета «моего круга»;

8) традиционное чтение моей семьи;

9) другое.

В позицию «другое» отошли в данном случае встречающиеся один-два раза суждения типа «стал читать “МК” после убийства Холодова».

Это только приблизительный перечень признаков, он будет зависеть как от реальных ответов, так и от задач исследования, поименованных в программе. Например, если интересует мнение аудитории о различной тематике, в коде могут быть более подробно разработаны темы, привлекающие внимание: политика, экономика, спорт, музыка и пр.

В результате этой операции составляется кодификатор, по которому затем, как и в случае с закрытыми вопросами, кодируются все 1 000 анкет.

После того как массив полевых документов готов к обработке, он обсчитывается и выдается в том виде, как это необходимо исследователю. Обычно в виде двухмерных таблиц, где по горизонтали обозначены группы респондентов (мужчины, женщины, молодые люди, средних лет, пожилые, горожане, сельчане и т. п.), и это называется подлежащее, а по вертикали – признаки, варианты ответов на те или иные вопросы, например, о мотивах чтения газет – это называется сказуемым. В квадратах пересечения подлежащего и сказуемого печатаются цифры, как правило, в процентах к числу опрошенных в целом и к числу опрошенных в каждой из групп подлежащего.

Но очень часто информация выдается в таблицах не только в процентах, но и в абсолютных числах, то есть количестве текстов, людей, которые ответили на тот или иной вопрос, и т. п. Нередко бывает еще одна позиция: процент людей, ответивших на данный вопрос. Например, опрошенных было – 1 000, а на какой-то вопрос, может быть в силу его трудности или потому, что он не относится к компетенции опрашиваемого, ответило только 750 человек. Тогда процент к числу ответивших на какой-то вопрос будет считаться не к 1 000 опрошенных, а к 750 ответивших на вопрос. Предположим, на вопрос, адресованный всем, «Есть ли у вас дети?» ответило «есть» 750 человек из 1 000 опрошенных. Тогда ответы на вопрос «Сколько у вас детей?» (1, 2, 3, 4 и более) логично считать к числу только тех, у кого есть дети, то есть к 750. Предположим, что 1 ребенок у 450 человек, два – у 200 человек, три у 50 человек, четыре и более у 50 человек. Чтобы узнать проценты, делим число людей, имеющих 1, 2, 3, 4 и более детей на общее число ответивших на этот вопрос и умножаем на 100 (или нажимаем функцию % на калькуляторе). Можно посчитать в нашем примере и ответы к общему числу опрошенных, то есть 1 000 человек. Тогда получим такие данные (табл. 5).

Таблица 5

studfiles.net

полевое исследование - это... Что такое полевое исследование?


полевое исследование
— тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. П. и. — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в естественных условиях естественного существования и др. Первые П. и. были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, к-рые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель П. и. — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа П. и.: поисковое (см. пилотажное исследование) — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное (см. эксперимент) — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием П. и. является обеспечение такого присутствия наблюдателя, к-рое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  • подростковый возраст
  • политическая психология

Смотреть что такое "полевое исследование" в других словарях:

  • полевое исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN field study Scientific study made in the open air to collect information that can not be obtained in a laboratory. (Source: PHCa / DUNSTEa)… …   Справочник технического переводчика

  • Полевое исследование — исследование, проводимое в естественных условиях («в поле») …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — социальное исследование, специфика к рого в непосредств. и всестороннем изучении отд. объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях. В этом смысле П. и. отличается от лабораторного (напр., социально психологич.… …   Философская энциклопедия

  • ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (fieldwork) исследование, осуществляемое в поле, а не в лаборатории, библиотеке и т.д. и направленное на изучение ситуаций реальной жизни посредством наблюдения и неофициального или неструктурированного интервьюирования. Ингольд (1989) определил… …   Большой толковый социологический словарь

  • Полевое исследование — (fieldwork), осн. метод исследований в совр. социальной и культурной антропологии. Термин относится к сбору данных, касающихся обществ, или культурных групп, посредством личного наблюдения. Первые наиб, значит, этнографические П.и. были проведены …   Народы и культуры

  • Полевое исследование — основной этап сбора социологической информации …   Социологический словарь Socium

  • Полевое исследование — крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях …   Социология: словарь

  • Полевое исследование — – вид маркетингового исследования по поиску, сбору и обработке данных специально для конкретного маркетингового анализа. Напр., методом опросов, фокус групп …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • исследование полевое — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ животных посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов, пребывающих в своих повседневных рамках:… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ — англ. survey, field; нем. Felduntersuchung. Сбор первичных данных, производимых в естественных условиях исследуемых объектов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Долг: первые 5000 лет истории, Гребер Дэвид. Масштабное и революционное исследование истории товарно-денежных отношений с древнейших времен до наших дней, предпринятое американским антропологом, профессором Лондонской школы экономики и… Подробнее  Купить за 1228 грн (только Украина)
  • Очерки истории российской рекламы. Книга 4, Игнатенко А.. Четвертая книга известного российского специалиста в популярной серии, посвященной вопросам истории рекламы в России. Предыдущие публикации автора вызвали значительный интерес у… Подробнее  Купить за 857 грн (только Украина)
  • Кроссуэй. Реальная история человека, дошедшего до Иерусалима пешком легендарным путем паломников, Стагг Гай. Эта книга - прекрасная возможность узнать о религии в современном мире не из пафосных проповедей, учебных пособий по религиоведению и официальных идеологических источников, а из первых рук,… Подробнее  Купить за 799 руб
Другие книги по запросу «полевое исследование» >>

psychology.academic.ru

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это... Что такое ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

социальное исследование, специфика к-рого в непосредств. и всестороннем изучении отд. объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях. В этом смысле П. и. отличается от лабораторного (напр., социально-психологич. эксперимента) или массового социального обследования (напр., опроса). Р а з н о в и д н о с т и П. и. а) Полевой (или естеств.) эксперимент (экономич., социологич., психологич., педагогич. и др.), в котором проверяются в естеств. условиях заранее выдвинутые гипотезы. Напр., в экономич. эксперименте опробуются различные способы материального и иного стимулирования работников. б) Монографич. П. и. – изучение нек-рого социального объекта (напр., производств. коллектива или гор. поселения, этнографич. группы) с целью всестороннего и непосредств. анализа его деятельности. Монографич. П. и. предпринимается либо для уточнения задач, программы, гипотез и методик предстоящего массового обследования; либо для углубления информации, полученной из массового обследования; либо для самостоят. исследования объекта. П. и. может рассматриваться и как метод сбора первичной информации в массовом обследовании путем прямого наблюдения и интервью. В этом случае обычно применяют термин "полевая стадия" или "полевой этап" сбора информации. О с о б е н н о с т и П. и. Полевой эксперимент, в отличие от лабораторного, устраняет искусственность ситуации, но затрудняет выявление "чистого" эффекта экспериментальных факторов. Поэтому наиболее разумно (там, где это возможно) сопоставление данных лабораторного и полевого экспериментов. Монографич. П. и., в отличие от массового обследования, позволяет всесторонне изучить объективные и субъективные факторы по программе исследования; не предъявляет столь жестких требований к самой программе и методам сбора материала, т.е. дает возможность гибко менять программу в зависимости от поступления новых данных; позволяет использовать максимальный диапазон всех методов сбора информации (документы, наблюдения и опросы всех типов). Благодаря этим особенностям П. и. этого типа наиболее удобно на первых стадиях исследования более широкого плана. Наибольшую трудность представляет оценка репрезентативности объекта П. и. Репрезентативность полевого эксперимента обычно проверяется серией контрольных экспериментов, проводимых в идентичных условиях. Монографич. П. и. требует выбора типич. объекта, т.е. наиболее распространенного в данном классе явлений, либо исключит. (немассовидного) объекта, представляющего особый интерес. В этих случаях объект может либо выражать передовые или негативные тенденции изучаемого массовидного явления, либо представлять специфич. (этнографич., лингвистич., психологич., социологич. и др.) интерес.

Лит.: Социология в СССР, т. 1–2, М., 1965; Experiments in social process. A symposium on social psychology, ed. by J. G. Miller, N. Y. – [a. o.], 1950, ch. 5; Кendall P.L., Lazarsfeld P. F., Problems in survey analysis, в кн.: Continuities in social research, ed. by R.K. Merton, P. F. Lazarsfeld, Glencoe, 1950; Festinger L., Katz D., Research methods in the behavioral sciences, N. Y., [1953].

В. Ядов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛЕВЫЕ - это... Что такое ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛЕВЫЕ?

[англ. field research, field work; от field — поле, пространство] — процесс сбора первичных данных для целей маркетингового анализа. Отличие от вторичных методов получения информации, в т.ч. кабинетного анализа, заключается в наличии непосредственного контакта с объектом исследований. Понятие полевых исследований пришло в маркетинг из социологии; в свою очередь социологией оно заимствовано из этнографии и антропологии, где обозначало сбор информации в реальных условиях на существующем объекте. В ходе маркетинговых исследований традиционное место И. п. — после процесса определения проблемы, установки метода ее решения и составления соответствующего плана. Их применение обусловлено недоступностью или объективной невозможностью получения необходимой информации для решения проблемы и проведения маркетинговых мероприятий (стратегических, тактических решений, рекламных и PR-акций), при применении вторичных методов поиска.

Получение первичной информации предполагает ее выявление и сбор в виде массива данных прямым либо опосредованным образом от субъектов, которые так или иначе связаны с исследуемой маркетинговой проблемой. И. п. по типу осуществления выборки данных субъектов, называемых респондентами, может быть полным (сплошным), если группа респондентов охвачена им целиком, и частичным, если получение информации от всей группы субъектов является нецелесообразным по причине их многочисленности либо географической разрозненности. Сплошные исследования, отличаясь высоким уровнем статистической точности, но одновременно высокой ресурсоемкостью и большими затратами времени, обычно используются для исследования относительно небольших целевых аудиторий, например, крупных фирм либо локализованных географически некрупных генеральных совокупностей. Частичные исследования наиболее часто используются для получения информации при И. п. На практике применяются следующие варианты частичного исследования, различающиеся по типу выборки: - И. п., основанные на индивидуальной оценке исследователем соответствия респондентов ключевым требованиям И. п., а также на детерминированных методах выборки;

-И. п., ориентированные на случайный подбор единиц и вероятностные методы выборки. К И. п. относят следующие методы и практики: - качественные методы: глубинные интервью, экспертные интервью, фокусные групповые интервью, наблюдение, эксперимент;

-количественные методы: опросы (личное интервью, телефонное интервью, почтовый опрос), панель, холл-тест, хоум-тест, мистери-шоппинг. По цели проведения И. п. классифицируются по типологии Н.К. Малхотры следующим образом: поисковые, дескриптивные (descriptive — описательные), подразделяющиеся на профильные и повторные, а также причинно-следственные исследования.

Поисковые исследования, задача которых стоит в обеспечении понимания проблемы, стоящей перед исследователем, служат для следующих целей: - формулирование проблемы или ее уточнение;

-обнаружение альтернативных вариантов действий;

-разработка гипотезы;

-выделение реперных точек и их взаимосвязей;

-обоснование подходов к решению проблемы;

-выявление приоритетов исследования. Поисковые исследования обычно слабо формализованы и используют качественную методологию полевых исследований для решения своих задач. Выявленные поисковыми исследованиями гипотезы проверяются дескриптивными исследованиями. Дескриптивное исследование — это исследование, целью которого является описание чего-либо. Ключевое отличие дескриптивного исследования от поискового — наличие базиса из существующих гипотез, четкого изложения проблемы, детализированных потребностей в необходимой информации. Имея целью описание рыночной ситуации либо получение структурированной информации, этот вид исследования сам должен быть четко структурирован и формализован. Дескриптивное исследование требует точно сформулированных вопросов: кто, что, когда, где, почему и каким образом проявляет маркетинговую активность, испытывает воздействие маркетинговых факторов. Примерами дескриптивных исследований служат анализ продаж по географическим регионам, исследование доли рынка, исследования рынка, характеризующие его размер, покупательскую способность и пр. Жесткость в достижении исследовательских целей в большей степени привязывает полевые дескриптивные исследования к методологии, обеспечивающей получение фактической количественной информации — опросы, панели, наблюдения. Причинно-следственные И. п. реализуют методологию эксперимента. Их целью является выяснение зависимостей между одной или несколькими переменными, влияющих на рыночную ситуацию. И. п. вне зависимости от метода проведения с точки зрения организации могут проводиться либо самостоятельно (специально созданной группой), либо силами сторонней организации.

В любом случае методологии, применяемые в различных видах И. п., требуют участия различного по специализации полевого персонала и предварительного его обучения. Процесс И. п. может быть структурирован следующим образом: подготовка (обучение) полевых работников; процесс сбора данных; контроль процесса за сбором данных; проверка полученных данных. Обучение персонала заключается в его информировании о целях, задачах и сроках проведения исследования, в описании процедур, необходимых для проведения полевых работ (в частности, процедур выборки при опросах) и в акцентировании внимания на тех или иных вопросах либо особенностях, требующих дополнительного внимания. Необходимость обучения помимо определения ключевых моментов процесса исследования основывается на требовании единообразного подхода к методологии со стороны всех полевых работников для достижения максимальной однородности данных. Для качественных исследований необходим профессионализм персонала, взаимодействующего с респондентами; предъявляются повышенные требования к опыту, психологическому и образовательному базису интервьюеров и модераторов. Качество полученных данных находится в непосредственной зависимости от способности интервьюера вести беседу с респондентом. В количественных исследованиях опыт интервьюера имеет не меньшее значение для результативности, но методология их проведения позволяет использовать менее квалифицированный труд из-за высокой формализации процесса при условии квалифицированной подготовительной работы по созданию проекта исследования. Условием для наилучшей результативности процесса сбора данных является умение полевого работника разговаривать «на одном языке» с опрашиваемым либо единство социально-демографических характеристик с целью снижения вероятного диссонанса взглядов, особенно в случае малого опыта полевого работника. Контроль за работой полевого персонала является объективной необходимостью, он приводит к уменьшению количества ошибок, вызванных невыполнением инструкций, отступлениями от плана проведения исследования, неверными подходами к осуществлению выборки.

Текущий контроль в И. п. производится либо специальными сотрудниками — супервайзерами (в количественных исследованиях), либо непосредственно организатором в качественных исследованиях. Если текущий контроль затруднен или невозможен, что может быть обусловлено характерными особенностями выборки или технологии, то производится тщательная проверка полученных данных. Проверка, как правило, включает несколько этапов определения валидности, реализующих требования к полученным данным. В первую очередь проверяется полнота и качество учета информации, полученной при контакте с респондентом. Вторым этапом проверки является контакт с определенной долей проинтервьюированных (10—20%) с целью контроля подлинности полученных данных и достоверности хода, качества и продолжительности исследования, а также соответствия интервьюируемого условиям выборки. На последующих этапах проверяется уровень ситуативной лживости, заложенной в ответах, на основе их логичности и связности. Н. Р. Коро Багиев Г.Л.Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб.: Питер, 1996. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник. СПб.: Питер, 2005. Бурлов С. «Подводные камни» полевых исследований // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 1. Малхотра Н. Маркетинговые исследования: практическое руководство. М. — СПб. — К., 2003.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. Под ред. А. П. Панкрухина. 2010.

marketing.academic.ru

Полевые исследования. Общая часть

Основные сведения о полевых географических исследованиях

Простейшее оборудование для проведения полевых географических исследований

Для полевых работ должно быть заранее приготовлено следующее оборудование:
1. Полевая книжка (желательно из миллиметровой бумаги, ею может служить общая тетрадь в клетку с жесткой обложкой) для записи наблюдений, составления разрезов, профилей, колонок, схем, зарисовок.
2. Барометр-анероид для определения относительных высот.
3. Горный компас для определения элементов залегания слоев горных пород, углов наклона поверхности и стран света (имеются компьютерные программы симуляции горного компаса для смартфонов).
4. Эклиметр для определения углов наклона поверхности. Им можно пользоваться также для определения относительных высот (существуют специальные программы эклиметров для смартфонов). Вместо горного компаса и эклиметра можно воспользоваться универсальным школьным угломером.
5. Горный (геологический) молоток (необходим в районах распространения твердых горных пород).
6. Саперная (штыковая) лопата.
7. Психрометр.
8. Анемометр.
9. Термометры для измерения температуры воздуха, почвы и воды.
10. Рулетка.
11. Складной метр или сантиметровая лента.
12. Планшет с компасом для глазомерной съемки.
13. Визирная линейка.
14. Гербарная папка и сетка.
15. Мешочки для образцов горных пород и почв.
16. Лупа.
17. Оберточная бумага (могут быть использованы старые газеты).
18. Белая плотная бумага для этикеток к образцам.
19. Веревка для определения ширины русла реки. В случае наличия можно пользоваться специальной лазерной линейкой или электронным навигатором.
20. Лотлинь (веревка с грузом на одном конце) для измерения глубины реки, озера, пруда, колодца. Эти функции выполняет эхолот.
21. Часы, с секундной стрелкой.
22. Фотоаппарат.

 

 

Методика полевого исследования

Полевой период в исследовании природных условий какой-либо территории является основным. Личные наблюдения в природе нельзя заменить ни самым полным изучением литературных источников, ни тщательным анализом картографических материалов. Умением наблюдать, анализировать и обобщать наблюдаемое в природе должен обладать каждый исследователь-географ.
Для ведения комплексных географических полевых исследований необходима крупномасштабная топографическая карта или аэрокосмический фотоснимок территории. Рекомендуется предварительно распечатать снимок из любой из существующих систем, например Google Земля, Яндекс карты, и т.п. Этот снимок составил основу рабочего плана района исследований.
На рабочий план наносят линии всех маршрутов исследования, обозначают на нем пункты (станции) наблюдения и условными знаками показывают положение отдельных характерных форм и деталей рельефа, места проявления тех или иных геоморфологических процессов и явлении (подмывание рекой берега, оползни, карст, суффозия, эоловые процессы, свежие эрозионные образования и т. п.), места естественных и искусственных геологических обнажений, колодцы, родники, а также границы растительных сообществ, геоморфологических и природно-территориальных комплексов. Дополнительно указывают все места отбора проб, сбора геологических и палеонтологических образцов, трассу прохождения геоморфологических профилей и т.п. Для того, чтобы не перегружать рабочий план информацией, можно заготовить несколько таких планов.
Во время составления плана местности методом глазомерной съемки необходимо одновременно знакомиться с окружающей природой территории, а также наметить маршруты предстоящего исследования, которые должны пересекать все наиболее характерные и типичные природные объекты данной местности: водоразделы и их склоны, долины рек, балки и овраги, озерные котловины, лесные массивы, луга, болота и т. п.
При частных (отраслевых) и комплексных физико-географических исследованиях чаще всего пользуются методом сплошного площадного изучения всей территории либо методом маршрутного исследования. Метод сплошного исследования обычно применяется при изучении небольших территорий.
При маршрутном методе исследования маршруты прокладывают, чтобы они местами пересекались, а пространства между ними легко просматривались. Это необходимо для установления границ между отдельными природными компонентами и природно-территориальными комплексами.
Часто при полевых исследованиях приходится определять относительные превышения, для чего нужен исправный, проверенный барометр-анероид или навигатор. В случае их отсутствия можно воспользоваться эклиметром.
Эклиметр служит для определения углов наклона поверхности и для приближенного нивелирования (определения относительных высот).
В частности, эклиметр Брандиса состоит из круглой коробки, в которой на горизонтальной оси свободно вращается плоский цилиндрический барабан с нанесенными на нем делениями в градусах от 0° до 60°: в одну сторону от нуля обозначены деления со знаком плюс ( + ), в другую – со знаком минус (-). К коробке наглухо прикреплена четырехгранная визирная трубка с металлическим волоском (нитью) в одном конце и щелью в другом, расположенными горизонтально и на одном уровне по отношению друг к другу. Барабан в коробке эклиметра под влиянием грузика (отвеса) удерживается всегда в одном положении – нулевая линия параллельна горизонтальной плоскости, как бы ни была наклонена визирная трубка.
Определение угла наклона производится путем визирования через щель и волосок (нить) какого-либо предмета, находящегося на такой же приблизительно высоте над уровнем земли, как и глаз наблюдателя. Например, для этой цели можно использовать второго участника наблюдений. Замечаем, на какую часть лица другого человека мы смотрим стоя друг напротив друга. Впоследствии визируем эклиметр на эту же часть лица и определяем угол наклона поверхности. Достигнув положения (путем приторможения фиксирующей кнопкой), когда барабан «успокоится», снимают показание угла наклона, совмещая нить визирной трубки с установившимся делением на корпусе барабана. Отсчет производится через окошко с лупой.
Простейший эклиметр можно изготовить самому из транспортира. Для этого в точке транспортира, которой этот прибор прикладывают к вершине измеряемого угла проделываем отверстие и закрепляем в нем нитку с небольшим грузом, так чтобы при горизонтальном положении длинной, ровной стороны транспортира нитка с грузом показывала бы 90 град. на транспортире. Теперь по верхней ровной стороне транспортира визируем какой-либо предмет, находящийся выше или ниже по склону. Ровная сторона транспортира отклониться от горизонтального положения, а нитка с грузом укажет, насколько это отклонение отличается от горизонтали. Так можно определить крутизну склона
Определив угол наклона между двумя точками, надо измерить рулеткой точное расстояние между ними. Затем по формуле h = ±αd/57, где h – разница в высоте между двумя точками, α – угол наклона в градусах, d – расстояние между началом и концом отрезка, 1/57 – постоянное число (константа).
Затем таким же образом определяется угол наклона и превышение между второй и третьей, третьей и четвертой точками и т. д. (рис. 1).
Общая высота склона будет равна сумме превышений между всеми точками. Высота каждой точки равна высоте предыдущей точки плюс ( + ) или минус (–) превышение.
Для определения относительных высот можно прибегнуть также к ватерпасовке, в том числе электронным ватерпасом.

 

 

Полевые наблюдения и порядок записи наблюдаемого

Всякое наблюдение должно быть документировано, т. е. записано в определенном порядке в полевую книжку. На обложке и на титульном листе книжки указывается фамилия, имя, отчество наблюдателя и его адрес. Здесь же пишется обращение (на случай утери книжки) с просьбой вернуть ее по указанному адресу.
Все записи, чертежи, зарисовки ведутся только простым карандашом, что бы текст не расплылся прим попадании на него воды. Записи ведут четко и только на правой стороне книжки. Левая используется для составления разрезов, схем, профилей, зарисовок и т. п.
Описание отдельных пунктов, схематические разрезы, профили, зарисовки являются фактическим материалом полевых наблюдений, поэтому следует перед началом систематических исследований поупражняться в их составлении.
Независимо от того, какой метод исследования будет избран (маршрутный или площадный), на каждом пункте (станции) наблюдения в книжке записывается его порядковый номер и подчеркивается снизу. Затем с возможной точностью определяется положение (адрес) этого пункта, записывается в полевую книжку и отмечается на карте (плане) точкой, обведенной кружочком, с тем же порядковым номером, что и в толевой книжке.
При измерений относительной высоты пункта с помощью барометра-анероида, в книжке записывается температура прибора с точностью до 0,1 градуса и давление с точностью до 0,1 мм. рт. ст. Затем называется объект наблюдения и дается подробная характеристика этого объекта.
Приступая к исследованию природных (физико-географических) условий той или иной территории, необходимо четко представлять, что они определяются сложным сочетанием различных природных компонентов: геологического строения, рельефа, климата, поверхностных и грунтовых вод, почвенного и растительного покрова и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Следовательно, путь к познанию природы любой территории лежит через всестороннее, глубокое изучение составляющих ее компонентов и взаимосвязей между ними. Только в результате такого изучения складывается представление, что природные компоненты не остаются повсеместно неизменными, они изменяются от места к месту и образуют друг с другом целый ряд своеобразных комбинаций, или сочетаний. В каждом таком природном сочетании наблюдаются свои (специфические особенности характера взаимосвязей и взаимозависимостей между составляющими его компонентами.
Таким образом, исследователь приходит к логическому выводу о необходимости выделения на территории специфических физико-географических единиц – природно-территориальных комплексов.
Полевое физико-географическое исследование обычно начинают с обхода всей территории с целью предварительного знакомства с ее ландшафтными особенностями (если это не было проделано в период составления плана методом глазомерной съемки). Затем приступают к всестороннему планомерному изучению природных компонентов и взаимосвязей между ними, определяющих эти ландшафтные особенности.
Следует усвоить, что природные компоненты изучают не последовательно друг за другом и не в отрыве друг от друга, а одновременно и комплексно. Все они образуют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Однако на местности природные компоненты редко бывают выражены везде одинаково четко, поэтому в каждом случае исследование должно начинаться с того элемента природы, который в данном месте выражен наиболее ярко. Это может быть тот или иной элемент рельефа, обнажение торных пород, участок естественной растительности, водный объект и т.п.
Но с чего бы ни было начато наблюдение, необходимо использовать все возможности для выяснения характера и других (компонентов природы, внешне слабо выраженных или совсем не выраженных в данном месте. Самый верный путь к этому – нахождение взаимосвязей и взаимозависимостей, объективно существующих в природе. Иногда они бывают резко выраженными, и непосредственно наблюдаемыми, иногда же о них можно судить по косвенным признакам.
Так, при исследовании рельефа, геологического строения, микроклимата, грунтовых вод и почвенного покрова местности часто приходится прибегать к такому надежному индикатору, как растительный покров. Многие растения обладают избирательной способностью по отношению к горным породам и почвам. Они чутко реагируют на изменения литологического состава горных пород, высоты и экспозиции склонов, глубины залегания и особенностей грунтовых вод, на степень увлажнения и т. п.
Для выяснения характера и происхождения той или иной отдельной формы или целого комплекса форм рельефа приходится прибегать к помощи геологии. Восстановить характер натурального (естественного) растительного покрова на сплошь распаханной поверхности можно, исследуя почвы и т. д.
Поэтому на маршруте необходимо внимательно следить за всеми изменениями в характере геологического строения, литологии горных пород, рельефа, увлажнения поверхности и за изменением почтенного и растительного покрова.
В процессе работы в поле все должно быть выяснено и понято. Возникающие вопросы о непонятных природных объектах и явлениях необходимо записать в полевую книжку с точным указанием места и времени наблюдаемого объекта или явления, подробно описать их, зарисовать, сфотографировать. Обязательно взять образцы горных пород, почв, собрать гербарий.
Особое внимание необходимо обратить на изучение геологического строения и рельефа, которые прямо или косвенно оказывают влияние на все другие природные компоненты и на хозяйственную деятельность человека.
Исследование рельефа и геологического строения обычно проводится одновременно. Невозможно выяснить строение и происхождение тех или иных форм рельефа и их сочетаний, не прибегая к помощи геологии, так же как при изучении геологического строения необходимо обращать внимание на характер рельефа окружающей местности, отдельных его форм и даже деталей, нередко раскрывающих особенности в залегании, строении и литологии слагающих ту или иную территорию горных пород.
При геолого-геоморфологических наблюдениях необходимо выяснить также, какие почвы и какая растительность приурочены к определенным формам рельефа и определенным видам отложений. Только такое, комплексное, исследование позволяет установить тесные взаимосвязи природных компонентов друг с другом.

 

Бабушкин И. Н. Комплексная полевая практика по физической географии / И. Н. Бабушкин. – Москва : Просвещение, 1972. – 104 с.

www.xn--36-6kc0bd0b.xn--p1ai

Полевое исследование: методы :: BusinessMan.ru

Полевое исследование - общее определение для деятельности, направленной на сбор исходных данных. Понятие применяется преимущественно в естественных науках. Так, например, полевые методы исследования грунтов используются при проведении геолого-инженерных изысканий с целью оценки их деформационных и прочностных структур. Кроме этого, понятие применяется в биологии, лингвистике, археологии, аудите. Широко используются методы полевого исследования в маркетинге. Поговорим о некоторых них более подробно.

Общие сведения

Маркетинговое исследование предполагает сбор определенных данных и последующую их обработку. Эта информация используется для решения поставленной задачи. В некоторых случаях можно ограничиться изучением вторичных данных, то есть уже имеющихся сведений. Тогда говорят о кабинетном исследовании. Однако зачастую специалистам не хватает имеющейся информации. В этом случае они используют полевые методы исследования.

Специфика деятельности

На практике маркетологи проводят и кабинетные, и полевые исследования. Первое имеет особое значение при выходе на внешние рынки. Предварительное изучение имеющейся информации позволяет получить заключение о целесообразности последующих действий. Полевые методы исследования предполагают значительных финансовых затрат. В этой связи к нему прибегают только в случае необходимости, когда данных, которые имеются в распоряжении специалистов, недостаточно для проведения полного анализа ситуации. Полевое исследование проводится и в случае получения положительного заключения после кабинетного изучения данных.

Классификация

К методам проведения первичных полевых маркетинговых исследований относятся:

  1. Опрос.
  2. Панель.
  3. Эксперимент.
  4. Наблюдение.

К методам проведения первичных полевых маркетинговых исследований следует присоединить также интервью. Этот способ вместе с опросом получил в последнее время достаточно широкое распространение. Необходимо отметить, что каждый приведенный выше прием может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими.

Дополнительные категории

Изучение информации может быть также сплошным либо частичным (выборочным). В первом случае охватывается определенная группа респондентов целиком. Как правило, в нее входит относительно небольшое количество участников: крупные компании или потребители. Сплошное полевое исследование отличается высокой точностью. Однако вместе с этим оно требует значительных вложений. Чаще всего в практике, однако, применяются приемы частичного сбора и обработки данных. Среди них, например, случайная, нормированная, концентрированная выборка.

Современные инструменты

В условиях всеобщей информатизации в последнее время стали активно использоваться и интерактивные приемы сбора и дальнейшей обработки сведений. Так, сегодня к полевым методам исследования относится и моделирование. В комплексе с прочими инструментами оно обеспечивает максимально эффективное решение поставленных задач различного уровня сложности. Моделирование позволяет визуализировать проблему и вероятные пути ее устранения.

Опрос и интервью

Это основные методы полевого исследования сегодня. В сравнении с экспериментами и наблюдениями, опросы и интервью имеют ряд преимуществ. В первую очередь они состоят в возможности изучить сравнительно более широкую область проблем. Однако при этом, при этом полевое исследование требует установления точной цели, определяющей интерпретацию полученных сведений. С ней будет связана проблема группы лиц, участвующих в опросе (потребитель, продавец, эксперт и так далее). Для наиболее эффективной организации интервью или опроса, следует использовать качественные методы. Полевые социологические исследования должны проводиться по четко выработанной схеме. При ее разработке особое внимание необходимо уделять тактике опроса и интервью, в особенности формулировкам вопросов, формам и способам подбора респондентов.

Рекомендованный порядок опроса

Данное полевое исследование следует проводить по следующему плану:

1. Подготовка:

  • установление объема данных;
  • предварительное изучение информации;
  • разработка схемы опроса.

2. Проектирование анкеты:

  • формулирование тестовых вопросов;
  • проведение тестового изучения.

3. Обоснование способов подбора респондентов:

  • сплошной или частичный опрос;
  • установление вида выборки.

Специфика

Успех того или иного метода будет полностью зависеть от наличия и интенсивности обратного контакта с опрашиваемыми лицами. Кроме этого, немаловажное значение имеют:

  1. Точность высказываний.
  2. Репрезентативность выборки.
  3. Четкость плана.
  4. Распыленность элементов в общей выборке.

На базе этих параметров определяются временные и стоимостные показатели затрат при использовании частичного метода исследования. Кроме прочего, опросы могут быть повторяющимися либо единовременными. Первые именуются панелью. В качестве нее может выступать определенная категория лиц или предприятий.

Панель

Она представляет собой форму непрерывной выборки. С ее помощью специалисты могут зафиксировать динамику наблюдаемых характеристик и показателей. В качестве важнейших видов этого метода выступают панели потребителей и производителей. Панельный опрос применяется при изучении мнений пользователей в определенной группе за конкретный временной период. В ходе исследования устанавливаются их привычки, потребности, вкусы.

Интервью

Сбор исходной информации осуществляется в определенной последовательности. Так, использование метода интервьюирования предполагает следующие этапы:

  1. Определение целесообразности его проведения.
  2. Разработку плана.
  3. Подготовку списка вопросов и примеров.
  4. Выбор респондентов.
  5. Планирование бюджета.
  6. Непосредственное интервьюирование.
  7. Анализ полученных результатов.
  8. Подготовка заключения.

Способы проведения мероприятий

Опрос может проводиться по телефону. Такой метод используется тогда, когда в короткий срок нужно собрать большой объем сведений в широком географическом масштабе рынка. Также опрос может вестись в письменной форме. Это может осуществляться несколькими способами. Так, заранее подготовленные анкеты по почте рассылаются группе потребителей. Вместе с этим может рекламироваться компания или конкретная продукция. При выборе этого метода следует понимать, что далеко не все анкеты вернутся заполненными. По статистике, доля полученных сведений находится в пределах 20-50% от предполагаемого объема. Повышение этого значения достигается применением стимулов в отношении респондентов. При использовании письменной формы опроса следует также помнить о таких местах распространения, как презентации, ярмарки, выставки, в которых могут участвовать потенциальные покупатели и партнеры.

Разработка анкеты

В процессе использования методов опроса у исследователей часто возникают сложности по формулированию вопросов. Решение этой задачи зависит, главным образом, от направленности мероприятия. Так, специалисты выделяют закрытые и открытые вопросы. Их отличие состоит в том, насколько конкретно стоит цель исследования. В процессе разработки анкеты можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Формулировка должна быть однозначной, ясной и конкретной.
  2. Анкету следует делать лаконичной, содержащей оптимальное количество пунктов.
  3. В опросном листе не должно быть лишних вопросов.
  4. В анкете следует использовать понятные общепринятые определения.
  5. Вопросы целесообразно сгруппировать в отдельные блоки, согласно логике исследования.
  6. Анкету не следует делать монотонной, вызывающей усталость.
  7. Для проверки последовательности желательно включить в содержание контрольные вопросы.
  8. Пункты, которые касаются личной информации или могут представлять некоторую сложность для респондентов, следует помещать в конце листа.

Опрос не следует проводить, предварительно не протестировав анкету. Процедура эта позволит оценить формулировки вопросов и их последовательность. В процессе тестирования выявляется, насколько хорошо люди помнят сведения, которые хотелось бы получить от них, не вызывают ли смущение, неуверенность или нежелание отвечать те или иные пункты.

Наблюдение

Эта форма маркетингового исследования предполагает планомерное, систематическое изучение поведения объекта или субъекта. Наблюдение может проводиться открыто или скрыто. При этом не будет иметь значения, готов ли объект или субъект сообщать ту или иную информацию. В ходе наблюдения осуществляется сбор и регистрация особых моментов и событий, касающихся поведения исследуемого лица/предмета. В зависимости от степени участия объекта/субъекта процесс может быть активным или простым. В первом случае эксперт внедряется" в исследуемую среду, проводит оценку ситуации "изнутри". К примеру, при изучении отношения покупателей к продукции, он может временно исполнять роль продавца и в ходе деятельности анализировать поведение людей. При простом наблюдении эксперт регистрирует полученную информацию со стороны.

businessman.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *