Переход от первобытности к цивилизации: Переход от первобытности к цивилизации

Содержание

Переход от первобытности к цивилизации — История в новостях.

Приблизительно в V-IV тыс. до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, содействующих этому, кроме неолитической революции ключевую роль игрались интенсификация земледелия, развитие специального скотоводства, появление металлургии, становление специального ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина — воин и земледелец — получила должность руководителя семьи. Накопление в разных семьях создавалось неодинаковое, причём любая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт неспешно перестаёт делиться среди участников общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются базы частной собственности на средства производства.

От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно изменяется форма домашних взаимоотношений — появляется патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение дамы проявляется, например, в том, что обязательность единобрачия устанавливается лишь дляженщины, для мужчин же допускается полигамия (многожёнство).

Старейшие документы Двуречья и Египта говорят о таком положении, сложившемся к концу IV — началу III тыс. до н. э. Ту же картину подтверждают старейшие монументы письменности, появляющиеся у некоторых племён предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н. э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — всё это вело к происхождению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и публичное неравенство. Складывалась вершина родовой аристократии, практически ведавшая всеми делами.

Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом всевышних, выделяли из жрецов и военных своей среды вождей. Наровне с имущественной и публичной разделением в родовой общины происходит и разделение в племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды,
а с другой — слабые и обедневшие. Соответственно первые из них неспешно преобразовываются
в господствующие, а вторые — в подчинённые. В следствии войн имели возможность появляться в подчинённом положении целые племена либо кроме того группы племён.

Но продолжительное время, не обращая внимания на имущественное и публичное расслоение общины, вершина родовой знати ещё должна была принимать во внимание с мнением всей общины. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в собственных заинтересованностях родовая вершина, с могуществом которой рядовые общинники уже не смогут спорить.

Итак, показателями распада родового строя явились происхождение имущественного неравенства, власти и сосредоточение богатств в руках вождей племён, учащение вооружённых столкновений, обращение военнопленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в разных частях мира, среди них и на территории СССР, разрешают сделать такие выводы.

Примером могут служить известный Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н. э., либо пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие сокровищ, погребение с вождём насильствен-но убитых рабынь и рабов, большие размеры могильных насыпей — всё это говорит о власти и богатстве вождей, о нарушении начального равенства в племени.

В разных районах мира разрушение первобытнообщинных взаимоотношений случилось разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: кое-какие народы образовали раннеклассовые страны, другие — рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сходу к феодализму, а кое-какие — к колониальному капитализму (населения украины, Австралии).

Так, рост производительных сил создал предпосылки упрочнения связей между социальными организмами, развития совокупности дарообменных взаимоотношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее — моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной.

укрепление семьи и Индивидуализация производства означали ослабление общины и первобытного коллективизма в целом.

По мере развития производительных сил (переход к бронзовым, медным и металлическим орудиям труда) и упрочнения территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для неё характерно сочетание личного парцеллярного производства с неспециализированной собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего несоответствия формирует условия для происхождения государства и классового общества.

История Земли за 2 часа | Лучший документальный фильм BBC


Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:

Лекция Переход от первобытности к цивилизации.

Тема: Переход от первобытности к цивилизации.

Цель и задачи урока:

1. Добиться усвоения студентами основных понятий урока.

2. Выявить этапы перехода от дикости к цивилизации.

3. Продолжать развитие мышления учащихся в процессе изучения истории.

Основные понятия: протогорода, индоевропейцы, вождь, старейшина, государство, налоги, город, цивилизация.

Тип урока: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:Загладин Н.В. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М.: “ТИД “Русское слово – РС.), карта, презентация.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Опрос д/з.

III Изучение нового материала.

План:

1.Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

2.Протогорода.

3.Начало формирования народов.

4.Эволюция общественных отношений. Соседская община.

5. У истоков государственности.

6.Начало цивилизации.

1. Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда —

выделение земледелия и скотоводства, а отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев искотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Такзарождалась торговля.

Протогорода.

Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов — жилище богов. Боги теперь считались покровителями урожая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога ветра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияющими на жизнь земледельцев и скотоводов.

В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, побывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Стандартные дома стояли вплотную друг к Другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Начало формирования народов.

С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сельского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-климатические условия сказались и в холе формирования разных народов.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевропейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевро­пейским языкам относятся и славянские языки.

Эволюция общественных отношений. Соседская община.

Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.

У истоков государственности.

Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий

вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и не­равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­ла переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями —

налогами.

Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации.

Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации?

2. В чем причины зарождении государств?

3. Начало цивилизации?

V. д/з. лекция.

Курс: История древнего мира — Переход от первобытности к цивилизации

Страница 16 из 43

Переход от первобытности к цивилизации

Примерно в V-IV тыс. до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина — земледелец и воин — стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений — возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение женщины проявляется, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многожёнство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившемся к концу IV — началу III тыс. до н. э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племён предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н. э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды,
а с другой — ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются
в господствующие, а вторые — в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати ещё должна была считаться с мнением всей общины. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племён, учащение вооружённых столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н. э., или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождём насильствен-но убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей — всё это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие — рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее — моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для неё характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.

1. От первобытности — к цивилизации

Лекция № 1.Цивилизации Востока

в эпоху древнего мира

 

     Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

      В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства.

     Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

     Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.

     Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского труда. Начали возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

     Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей

Древние цивилизации в середине тысячелетия до н. э.

степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества. В этом заключается одна из важнейших особенностей цивилизаций древнего мира.

     Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

     Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана — могущественная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

     Цивилизация и природа

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

     Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.

     Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

    Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.

     Так, в особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим — приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

     Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Ближний Восток. Переход от первобытности к цивилизации

14.09.2018
Тема: «Ближний
Восток»

2. IV-II тыс. до н.э-переход от первобытности к цивилизации.

IV-II тыс. до н.эпереход от
первобытности к
цивилизации.
14.09.2018
На с. 27 найдите два определения
понятия «цивилизация», выпишите в
тетрадь.
Цивилизация — следующая за
Первобытностью более высокая
ступень развития человеческого
общества, которая хар-ся появлением
городов и государства, письменности,
дифференцированной соц-ой
структуры, высокоразвитой
культуры.
14.09.2018
Цивилизация — высокоорганизованные
обширные общности с определённым
уровнем развития материальной и
духовной культуры, социальной
организации, локализованные во
времени и в пространстве.
14.09.2018

5. Ближний Восток.

14.09.2018
Древневосточная монархия — первая в
истории человечества форма
государственного правления.
14.09.2018

7. Характерные черты восточной деспотии:

Неограниченная власть монарха
Единоличный правитель;
Собственник всей земли;
Обожествление его народом.
2. Разветвленный централизованный
бюрократический аппарат;
3. Агрессивный характер, т.к. была
необходимость непрерывного экстенсивного
территориально-экономического расширения и
обеспечения притока рабов.
4. Всеобъемлющий контроль над подданными.
подавление личности,
культ раболепия.
1.
14.09.2018

8. Заполним таблицу: «Великие империи древности»

Название
государства/
время
возникновения
Особенности развития/достижения
14.09.2018

9. Месопотамия(Междуречье).

14.09.2018

10. Шумеры – основатели городов в Междуречье.

14.09.2018

11. Зиккураты-культовые сооружения шумеров.

14.09.2018

12. Клинопись.

14.09.2018

13. Антропоморфные Боги.

14.09.2018
14.09.2018

15. Достижения : 1.Колесо? 2.Представление об антропоморфных Богах. 3.Создание клинописи. 4.Шестидесятизначный счет.

14.09.2018

16. Древний Египет

14.09.2018

17. Глава государства – фараон – «живой бог»

Золотая маска
Тутанхамона
Храм Рамзеса II в
Абу-Симбеле
14.09.2018

18. Высшее выражение мощи египетского государства и фараона было сооружение пирамид.

Пирамида
Хуфу,
крупнейшая
из египетски
х пирамид,
одно
из «Семи
чудес
света» антич
ности
(построена
из известняк
овых блоков,
Гиза).
14.09.2018

19. В Египте существовал политеизм.

Тот и Анубис взвешивают
сердце покойного, сцена
из книги мёртвых
14.09.2018

20. Письменность древних египтян – иероглифы.

14.09.2018

21. Вавилонское царство.

14.09.2018

22. Законы Хаммурапи.

14.09.2018

23. Я — Хаммурапи,сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки,

который дни свои служил
Эсагиле; семя царственности,
которое создал Син,
обогативший город Ур,
смиренный богомолец.
14.09.2018
Если человек клятвенно обвинил
человека, бросив на него обвинение в
убийстве, но не доказал его, то
обвинитель его должен быть убит.
Если человек скрыл в своем доме
беглых раба или рабыню,
принадлежащих дворцу или же
мушкенуму, и не вывел их на клич
глашатая, то хозяин дома должен быть
казнен.
14.09.2018

25. Ассирийское царство.

14.09.2018

Вопрос 3. От первобытности к цивилизации

Вопрос 3. От первобытности к цивилизации

Последующие два тысячелетия до нашей эры в Европе были связаны с изменением характера материала, из которого изготовлялись орудия труда. На смену камню и меди пришел металл – бронза.

Появление индоевропейцев в Европе бронзового века и проблема их происхождения.

На европейской территории возникновение первых культур бронзового века относится к началу III тыс. до н. э. Это – регионы Средиземноморья и юга Балкан, а также Западный Кавказ. Другие области расселения человека существовали в рамках позднего энеолита и даже позднего неолита. Для них бронзовый век наступил позже, на рубеже III и II тыс. до н. э.

На юге Европы сформировался один из центров, где развитие культуры бронзового века наступило раньше и достигло высокого уровня развития. Это регион острова Крита, Греции, Македонии, Фракии, Фессалии. Ученые установили четкую связь между этим центром и культурой Западной Анатолии, в том числе с Троей. Еще один такой центр возник на Пиренейском полуострове. К нему относятся культура на юго-востоке Испании и культура Вила Нова (по основному памятнику – Вила Нова де Сано Педрб) в Южной Португалии. Третий центр располагался на северо-западе Кавказа, где с начала III тыс. широко распространяется майкопская культура.

В III тыс. до н. э. на территории Европы бронзового века протекали процессы, положившие начало образованию народов древней и современной Европы. Ученые отмечают появление культур, которые они назвали культурами шаровидных амфор, ямной, шнуровой керамики и боевых топоров, колоколовидных кубков. Культура шнуровой керамики и боевых топоров получила название оттого, что в могилах археологи нашли так называемые кубки, украшенные в верхней части отпечатками шнура или веревки, а в мужских могилах – каменные шлифованные топоры, которые были боевыми, а может быть, служили символами власти.

Некоторые эти культуры принадлежали древним индоевропейцам, впервые появившимся в Европе в этот период. У древних носителей индоевропейского языка почти полностью отсутствовал культ богини-матери, зато значительную роль играло скотоводство. Надо отметить, что увеличение роли скотоводства было важной характеристикой жизни людей III тыс. до н. э. Скот стал новым источником накопления богатства.

В науке до сих пор остается дискуссионной проблемой происхождение индоевропейцев, ведутся поиски их прародины. Существовала точка зрения, согласно которой прародина индоевропейцев находится на Востоке. Например, это мог быть район древней Бактрии – территория между Гиндукушем, Оксом (Амударьей) и Каспийским морем. Другие возражали, утверждая, что прародина там, где в историческое время засвидетельствовано большинство индоевропейских языков, т. е. в Европе. Еще одна версия – прародина индоевропейцев – на юго-востоке Европы, в областях к северу от Черного моря, от устья Дуная до Каспийского моря. Наконец, многие современные ученые спорят, исходя из утверждений, что прародина индоевропейцев в Балкано-Карпатском регионе, или в евразийских степях, или на территории Передней Азии, или в так называемой циркумпонтийской зоне.

Надо отметить, что по вопросу, когда существовала индоевропейская общность (V– IV тыс. до н. э.), и когда начался распад ее на диалекты (IV тыс., рубеж IV и III тыс. до н. э.) принципиальных разногласий нет. Методы современной науки в поисках ответа прародины индоевропейцев различны. Это и сравнительно-историческое изучение индоевропейской мифологии и религии, и лингвистический анализ. Возможно, скоро ученые дадут более четкий ответ на проблему происхождения индоевропейских народов.

Бронзовый век в Европе II тыс. до н.э.

В Европе II тыс. д.н.э. распространение бронзового века характеризовалось резким усилением неравномерности социального и экономического развития. В то время как в Эгеиде во II тыс. до н. э. существовали древнейшие европейские цивилизации – минойская и микенская, города и государства, на крайнем севере и северо-востоке Европы сохранялись племена охотников и рыболовов эпохи мезолита.

Большая часть населения Европы в бронзовом веке занималась смешанным сельским хозяйством, т. е. земледелием и животноводством. Полагают, что в поисках возможностей для выпаса скота население бронзового века Европы все дальше поднималось на плато и плоскогорья. Земледелие было пахотным, что означало большой прогресс в сельском хозяйстве. Плугом, в который были впряжены волы (домашнюю лошадь стали использовать в упряжи позже), человек мог обрабатывать гораздо большие участки земли, причем более эффективно, чем при мотыжной обработке.

В бронзовом веке активно охотились на тура, зубра, благородного оленя, косулю, кабана, особенно в умеренной зоне, но количество дикой фауны постоянно сокращалось, так как человек все более плотно заселял европейское пространство. Судя по наскальным изображениям, на охоте применялись преследование с копьями, западни и ловушки, поимка в сети и использование какого-то оружия типа бумеранга. В северных приморских районах велся промысел тюленей и китов. Конечно, здесь важную роль играло рыболовство, рыбу ловили с лодок и даже кораблей.

В качестве транспортного средства использовали телеги и повозки. Сначала у них были сплошные деревянные колеса, позже – со спицами. В зимнее время применялись сани и лыжи.

Во II тыс. до н. э. в Европе все большее значение приобретают добыча медных и оловянных руд, разработка золотоносных месторождений, плавка меди, олова, бронзы, золота, металлообработка. Рудные залежи распространены в Европе далеко не равномерно, и те регионы, где имелись источники сырья, или те, через которые проходили большие торговые пути, начинают играть более важную роль. Медные руды находились на Атлантическом побережье, в Альпах, Чешских Рудных горах, Карпатах и Балканах, на Кавказе и Урале. Месторождения олова встречались реже: на Атлантическом побережье, в Чешских Рудных горах и на Апеннинском полуострове.

Кто же занимался металлургией? По мнению одних ученых, металлургия бронзы и производство орудий из нее были столь сложным процессом, что требовали присутствия в общине или в регионе специалистов-ремесленников, которые занимались только металлургией и металлообработкой. При этом линия разделения проходила не внутри общины, а меж общинами, и существовали целые этнические группы, которые специализировались в качестве кузнецов или медников и обслуживала другие группы и общины. Предполагают, что такие группы ремесленников были странствующими и перевозили с собой орудия, сырье или полуфабрикаты.

Другие ученые, анализируя данные этнографии, считают, что в Европе II тыс. до н. э., за исключением, вероятно, минойского Крита и микенской Греции, ремесло еще не отделилось полностью от сельскохозяйственного производства. Поскольку потребность в орудиях труда, оружии была сезонной, кузнецы могли работать над ними лишь несколько месяцев в году. В некоторых обществах кузнецы вкладывали в производство орудий лишь свои знания и мастерство, а сырье, топливо и даже частично труд принадлежали заказчику. Специализация наблюдалась внутри самого кузнечного ремесла, например, на производстве мечей, бронзовых чаш или котлов.

В бронзовом веке, особенно во второй его половине, все большее экономическое значение приобретают добыча и экспорт соли. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания, но использовалась для консервирования и хранения продуктов, в производстве сыра и при обработке кожи. Районы добычи и производства соли имели особую важность. Лучше всего известны соляные копи в Верхней Австрии.

Несомненно, в бронзовом веке Европы увеличивается количество добываемого сырья, готовых продуктов и товаров, предназначенных для обмена и торговли, различные регионы специализируются на производстве особых видов сырья и готовых изделий для обмена. Об этом говорят находки изделий из привозных материалов в различных частях Европы. Предметами широкого обмена были медь, бронза, золото и изделия из них, фаянсовые бусы, янтарь и янтарные украшения, морские раковины.

Среди новшеств бронзового века – появление первых бронзовые мечей – мощного оружия, которое достигает высокого совершенства позже. Значительно совершенствуется наступательное оружие, появляются бронзовые шлемы, поножи, панцири – развитой доспех. Впервые в Европе начинается производство настоящего стекла.

Какие изменения произошли в общественном устройстве в бронзовый век? Ученые отмечают дальнейшее усиление социальной дифференциации, причем ее наибольшее развитие отмечено в тех областях, где имелись важные источники сырья или через которые проходили важные торговые пути. Этот процесс прослеживается по материалам погребений. Самые богатые погребения принадлежали вождям крупных племенных объединений.

Вожди были предводителями во время военных походов. Война, вооруженные столкновения, а позже и специальные грабительские походы стали характерной чертой жизни многих регионов Европы в бронзовом веке. Об этом свидетельствуют городища с их укреплениями, а также большое количество оружия, обнаруженное в памятниках уже первой половины II тыс. до н. э. Во второй половине этого тысячелетия оружия накапливается еще больше, и оно совершенствуется. Успешная, война, грабительский поход способствовали обогащению вождя и его приближенных – знати и дружины. Иерархичность глубоко пронизывала всю социальную структуру общества. Верхние ступени иерархии занимали вожди и знать, ниже шли воины, ремесленники и рядовые члены общин – земледельцы и скотоводы. Определенное место наверху иерархической лестницы занимали жрецы. Часто жрецом был сам вождь, или же он выполнял жреческие функции.

Развитие отдельных районов Европы отличалось своеобразием. Например, в степных областях Восточной Европы в бронзовом веке на территории от Днестра почти до Волги существовала катакомбная культурно-историческая общность. Ученые так ее назвали из-за характерной особенности погребального обряда – захоронению покойных в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы. Еще одним примером является срубная культурно-историческая общность, распространенная на огромной территории между реками Днестр и Урал. Свое наименование она получила от бревенчатых конструкций, помещенных в могильные ямы или сооруженных над ними. Поселения срубной общности, как правило не укрепленные, располагались по берегам рек, на террасах, там, где было возможно примитивное земледелие.

Духовную жизнь человека бронзового века отличало поклонение древним земледельческим богам, богине земли, богине плодородия. Причем, во II тыс. женские божества занимали все более выдающееся положение в пантеоне Европы. В Северной Европы богиню плодородия изображали плывущей в ладье. В ее честь справляли великий весенний праздник – священную весеннюю свадьбу. Почитали также богиню воды, культ которой проник в Европу с Ближнего Востока. Символом этой богини является бронзовый котел, плывущий на двух ладьях, украшенных на носу и на корме фигурами лебедей. Ей приносили жертвы у священных источников, в болотах, причем жертвоприношения часто содержат женские украшения. С божествами земли, плодородия, воды связан и земледельческий праздник первой борозды, весенней вспашки, цель которого – пробудить плодородие земли после зимнего сна. Этот праздник сочетается с праздником майского дерева, где оно выступает как символ весны.

С глубокой древности в Европе был известен культ быка, который сохраняется и в бронзовом веке. О нем свидетельствуют многочисленные изображения «человека-быка» на петроглифах, рогатые шлемы и бронзовые рога – ритуальные музыкальные инструменты огромных размеров (длина 1,5—2,1 м). Их находят обычно парами, они олицетворяют правый и левый рог быка. Другое свидетельство культа быка – захоронения покойников на свежеснятых бычьих шкурах.

Культ солнца – небесного божества, влекомого лошадью в колеснице по голубым полям небес, – индоевропейского происхождения. Символом солнца был золотой диск, окруженный ореолом. Он найден в ряде областей Европы в памятниках бронзового века, в наскальных изображениях Скандинавии, а также в кладах – вместе с моделью колесницы и фигуркой лошади из бронзы. Изображение колеса со спицами или креста в круге также считалось символом солнечного божества. Культовые праздники солнца, церемонии, связанные с почитанием его как божества, проходили в середине лета и в середине зимы. Изображение солнца провозили перед народом на солнечной колеснице – это должно было обеспечить счастье и плодородие людям и животным.

Святилища и культовые сооружения бронзового века открыты в ряде мест Европы. Знаменитый Стоунхендж в Англии в его окончательном варианте также относится к бронзовому веку. Деревянное церемониальное или ритуальное сооружение открыто в Нидерландах, в болоте, в 250 м. от сухого места. В основе святилище имело каменное кольцо диаметром до 4 м. и реконструируется как круглое, с рогообразными выступами на самых верхних балках. Внутри найдены широкие дубовые доски. Оно было возведено около 1050 г. до н. э. Это ритуальное сооружение было намеренно разрушено еще в бронзовом веке.

Свидетельством изменений в духовной жизни людей служит распространение обычая сжигать трупы. Кремация свидетельствует о новых представлениях, связанных с загробной жизнью. Видимо, считали, что огонь помогал душе человека освободиться от тела и взлетать в небо, а чтобы «помочь» полету души, в погребальный костер часто клали крылья птиц.

Какие процессы перемещения людей проходили в Европе в эпоху бронзового века? Этот вопрос не изучен до конца. Возможно, миграция населения из Центральной Европы на юго-восток как-то повлияла на гибель микенской цивилизации, хеттского царства, разрушение городов Леванта. Но ничего подобного перемещениям III тыс. до н. э. в Европе не происходило. Хотя миграционные процессы меньшей интенсивности отмечены учеными.

Возможно именно они явились одной из причин распространения культурно-исторической общности под названием «полей погребальных урн». В XII—Х вв. до н.э. эта общность охватывает значительные территории Центральной Европы, а в Х– VIII вв. до н. э. распространяет свое влияние и на Западную Европу, проникая в Испанию, Западную Францию, а частью – и на Северную и Юго-Восточную Европу. Определенные проявления культуры полей погребальных урн засвидетельствованы и в Восточной Европе. Именно с начала распространения этой культуры будет протекать развитие, которое приведет на историческую сцену большинство народов Европы.

Начало железного века в Европе.

Процессы использования железа, изготовления орудий труда и предметов вооружения из железа характеризуют I тыс. д. н.э. Этот металл метеоритного происхождения был известен ранее, однако технология его обработки начала широко распространяться к концу II тыс. д.н.э. Из Азии она попала в Грецию, Италию, остальную Европу. Есть версии различных путей проникновения железа: через Грецию – Балканы, или через Грецию – Италию – северные Балканы, или через Кавказ – Южную Россию – Карпатский бассейн. Ученые называют несколько культур на европейском пространстве, связанные с использованием железа. Это, например, гальштатская культура и латенская культура.

Использование железа в Европе внесло изменения в жизнь людей, облегчило освоение природных пространств, обеспечило скачок в сельскохозяйственном производстве. Оно способствовало формированию европейской цивилизации, основой которой послужили античные общества Древней Греции и Древнего Рима.

Основные выводы.

1. Предыстория Европы – каменный век. Именнотогда человек поселился на европейском пространстве. Его эволюция шла от формы человек прямоходящий к человеку разумному. Менялись природные условия жизни, менялись размеры каменных орудий, неизменным оставался тип хозяйства – присваивающий. Человек занимался охотой и собирательством.

2. Уже в палеолите появляются региональные различия в развитии отдельных человеческих коллективов. Духовный мир человека усложнился. Появилось первобытное искусство.

3. В мезолите человек Европы стал использоватьрыболовство и усовершенствовал каменные орудия труда.

4. Переворот в жизни человеческого общества произошел в эпоху неолита, когда от охоты и собирательства человек перешел к земледелию и скотоводству. Были созданы условия для возникновения цивилизации, которую отличают образование государства, иерархическая структура в обществе, города, письменность. Неолит VII – VI тыс. до н. э. в Европе возник под влиянием передовых восточных центров. Они ускорили становление новых явлений. Именно в эпоху неолита появилась племенная организация в человеческом сообществе, и очень ярко проявились процессы неравномерности развития отдельных регионов.

5. Энеолитический период, существовавший не увсех европейских сообществ, характеризовался появлением высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур на юго-востоке Европы. В этих обществах шли процессы имущественного и социального расслоения, ремесло стало самостоятельной отраслью, складывалась иерархическая структура общества, возникла протописьменность. Для эпохи энеолита характерен усилившийся дух насилия.

6. В эпоху бронзового века в III тыс. д.н.э. Европуохватил мощный процесс перемещения населения. Появились новые племена, ставшие предками современных европейских народов. Прежде всего, речь идет об индоевропейцах, происхождение которых до сих пор вызывает споры ученых.

7. В следующее тысячелетие бронзового века произошло резкое усиление неравномерности социального и экономического развития отдельных европейских регионов. На юге, в районе Эгейского моря сложились первые государства. На севере сохранялись охотники и рыболовы эпохи мезолита. В передовых культурах было достаточно сложное социальное устройство, богатая духовная жизнь с поклонением земледельческим богам. Высокого уровня достигли металлообработка и производство первоклассного бронзового вооружения наступательного плана. К концу бронзового века происходит гибель нескольких высокоразвитых культур. На их основе уже в I тыс. до н.э. в эпоху железного века возникнут новые общества, которым суждено сыграть в истории Европы выдающуюся роль.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

перечислите основные признаки перехода от первобытности к цивилизации

как была организована военная служба народов,вошедших в состав россии в 16 веке. 7 класс

ДАЮ 10 БАЛІВ БУДЬ ЛАСКА ЗРОБІТЬ ВСЕ ПРАВИЛЬНО ЦЕ КОНТРОЛЬНА РОБОТА 1)Правилами мусульманськой поведінкою є?2)Збірка законів звід громадського права бу … ла видана за часів ?3)Візнатиский імператор Лев в 3 столітті Ісаев зупинив наступ на Європу ?4)Яка дата стала початком мусульманського літочислення ​

Помогите пж таблица: Заполнить таблицу по параграфу 11.

Очень срочно, помогите пожалуйста ​

СООБЩЕНИЕ ОТ ЕГИПТЯНИНА НА ТЕМУ КАК ПРОШЕЛ ЕГО ДЕНЬСРОЧНО ПЛИЗ ДАМ ПОСЛЕДНИЕ БАЛЛЫ​

Нанесите на контурную карту границы Огузского и Кимакского каганата. Обозначьте кружком и подпишите столицы данных государства,подпишите название рек, … на берегах которых были образованы вышеуказанные государства.

помогите пожалуйста срочно!!

Помогите пожалуйста Вопрос No 1 Используя знания о счете лет в истории, расставьте в хронологическом порядке (от самых ранних к самым поздним) века и … годы. Ответ запитите получившейся комбинацией цифр без пробелов и запятых. 1) I в. до н.э. 2) XI век 3) 988 год н.э. 4) 753 г. до Р.Х. Вопрос No 2 Верны ли суждения? А. Первые находки ископаемых костей синантропов были сделаны в Германии, близ деревни Мауэр. Б. Капова пещера известна своими рисунками первобытного человека эпохи палеолита. Оверно только А Оверно только Б Ооба верны Ооба неверны Вопрос No3 Определите принцип построения ряда и укажите номер «лишней»позиции 1.Бастет 2.Анубис 3.Тот 4.Син 5.Осирис Вопрос No4 Какое из крылатых выражений по легенде имеет отношения к истории Троянской войны Ящик Пандоры Яблоко раздора Танталовы муки Пиррова победа Вопрос No5 Выберите верные суждения. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1) Древние шумеры пользовались иероглифическим письмом. 2) Ассирийский царь Навуходоносор II прославился как выдающийся полководец. 3) Для развития торговли древние египтяне построили канал между Суэцким заливом Красного моря и Средиземным морем. 4) Октавиан Август первым среди римских правителей принял титул императора. 5) Римская богиня Юнона покровительствовала браку и семейным отношениям, как и греческая богиня Гера. Вопрос No6 Определите пару современников Мильтиад — Гомер Ганнибал – Цинь Шихуан Эсхил – Соломон Тутанхамон — Ликург Вопрос No7 Расположите события в хронологическом порядке (от самых ранних к самым поздним). Ответ запишите цифрами без пробелов и запятых. 1) установление республики в Риме 2) основание Константинополя 3) восстание Спартака 4) падение Карфагена Вопрос No8 Установите соответствие между понятиями и определениями. Ответ запишите получившейся комбинацией цифр без пробелов и запятых. ПОНЯТИЯ А) Илот Б) Фаланга В) Миф Г) Сатрап Д) Драхма ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) Раб в древней Спарте 2) Наместник в персидской провинции 3) Вид построения солдат в бою 4) Монета 5) Повествование о мире, богах, героях и людях Мой ответ Вопрос No9 Какое значение имел термин «консисторий»? совет при императоре музей музыкальная школа воинское соединение Вопрос No10 Укажите номера иллюстраций, на которых представлены события и(или) мифы,связанные с историей древней Греции. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. (Смотрите фото) Вопрос No11 Установите соответствие между историческими деятелями и событиями. Ответ запишите получившейся комбинацией цифр без пробелов и запятых. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ А) Тутмос III Б) Ашшурбанапал В) Константин I Великий Г) Юлий Цезарь СОБЫТИЯ 1) прекращение гонений на христиан 2) война с галлами 3) создание библиотеки глиняных книг 4) битва при Мегиддо Вопрос No12 Расположите представленные памятники в хронологической последовательности их возведения. В ответе запишите получившуюся последовательность цифр без пробелов и запятых. (Смотрите фото) Вопрос No13 Что объединяет исторических деятелей: Пифагор, Никомед, Архимед, Евклид? Все они: скульпторы математики политики писатели Вопрос No14 Определите, кто из названных лиц относится к литературным персонажам поэмы Гомера «Илиада». Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1) Елена 2) Менелай 3) Сцилла 4) Ахиллес 5) Эврисфея Вопрос No15 Ознакомьтесь с предложенной картой. Выберите верные утверждения. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. (Смотреть фото) 1) На карте представлен Апеннинский полуостров. 2) Цифрой «1» на карте обозначено море, название которого, если верить мифам, происходит от имени одного из греческих царей. 3) Море, которое древние греки называли Понт Эвксинский, что переводится как «гостеприимное море», отмечено на карте цифрой «3». 4) Остров, на котором археологами был обнаружен легендарный Кносский дворец, обозначен цифрой «5». 5) По легенде на острове, обозначенном цифрой «4», жило чудовище с головой быка и телом человека. 6) Город, обозначенный цифрой «6», стал местом действия поэмы Гомера «Илиада».

По горизонтали: 1. Титул человека, находящегося на одной ступени «феодальной лестницы» с бароном. 2. Помощник рыцаря, следивший за его снаряжением. 3. … Дикое животное, объект охоты феодала. 4. Доспехи из стальных пластин. По вертикали:1. Держатель земли от сеньора. 2. Окружение войсками укрепленного места, в том числе замка, с целью его захвата. 5. Главная башня замка. 6. Бродячие артисты средневековья. 7. Участок земли, выделяемый зависимому от феодала крестьянину.​

помогите пожалуйста!! ​

Переход цивилизаций в первобытное общество

Abstract

Первобытные культуры не более статичны, чем развитая цивилизация. Изменения происходят из-за займов, но также и за счет собственных модификаций, что приводит к переходным этапам. Однако «переход» предполагает определенную степень стабильности.Инопланетные контакты благоприятствуют, но автоматически не приводят к изменению, поскольку могут вмешаться самые разные сдерживающие факторы. Кроме того, исследования аккультурации не должны ограничиваться исследованием западных цивилизаций в их влиянии на дикарей; Следует обратить внимание также на такие проблемы, как общение китайцев и маньчжур или арабов и негров. Внутренние изменения, обусловленные в основном индивидуальным менталитетом, очевидны, особенно в религиозной сфере. Наши лучшие данные, однако, относятся к таким зарегистрированным событиям, как усиление оленеводства в Лапландии и влияние конного спорта на равнинных индейцев.Следует отметить, что введение таких чисто материальных характеристик может привести к социологическим и религиозным изменениям. Различия в темпераменте и способностях всегда присутствуют; и определение «перехода» можно удобно сделать так, чтобы оно зависело от различных реакций людей на одновременно представленные альтернативы, одна из которых соответствует традиции, а другая — предлагаемой замене.

ВАРИАНТЫ ДОСТУПА


Войдите, чтобы получить доступ к подписке

Войдите в систему, если у вас есть индивидуальная подписка на этот журнал или вы уже приобрели этот журнал. статья или обзор.

Подпишитесь на этот журнал прямо сейчас, используя раскрывающееся меню «Подписаться» или нажав здесь.


Войдите, чтобы получить доступ к своей подписке

Чтобы получить доступ к этому журналу через свое членство в спонсирующей организации, нажмите «Обзор проблем». раскрывающееся меню и выберите «Доступ для участников».


Войдите в систему через свое учреждение

Посетите веб-сайт вашей институциональной библиотеки, чтобы войти в систему или обратитесь к своему библиотекарю, чтобы получить доступ к этому журналу.Некоторые учреждения могут предоставить Доступ к системе единого входа здесь.


Перейти к основному содержанию Поиск