Разработка по русскому языку на тему «Виды синтаксических ошибок»
Виды синтаксических ошибок
Синтаксические ошибки возникают из-за нарушения структуры словосочетания и предложения.
Ошибки в словосочетаниях
Словосочетания в русском языке строятся на основе трех типов подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. Примыкают только неизменные части речи и формы, этот тип связи основывается лишь на смысловых отношениях главного и зависимого слова, поэтому грамматических ошибок в таких словосочетаниях быть не может. Таким образом, синтаксические ошибки в структуре словосочетания бывают двух типов: ошибки в согласовании и ошибки в управлении.
Типы ошибок в словосочетании
1. Ошибки в согласовании. Чаще всего ошибки в согласовании возникают вследствие невнимательности при переписывании текста, особенно если грамматическая структура фразы была изменена при редактировании. Увеличивает шансы на появление таких ошибок и чрезмерное усложнение фразы, особенно если определение выражено причастным оборотом и включено в однородный ряд.
1) Согласование определения и определяемого слова.
Растет интерес к творчеству писателей, подвергшихся гонениям. (писателей каких? подвергающихся гонениям).
Кутузов предстает перед нами человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком каким? умеющим видеть…).
2) Согласование приложения и определяемого слова.
Кроме комедии «Горя от ума» ни одно из произведений, созданных Грибоедовым, не стало знаменитым (вм. кроме комедии «Горе от ума»: названия произведений являются несогласованными приложениями и не изменяются при изменении определяемого слова).
Почему эту комедию ставят и по сей день, а зрители вновь сопереживают героям «Горе от ума»? (вм. …героям кого? чего? — «Горя от ума»: в данном случае «Горе от ума» не является приложением, поскольку определяемое слово отсутствует).
2. Ошибки в управлении. Управление — такой вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Ошибки в управлении связаны с неверным выбором формы падежа или предлога, пропуском необходимого предлога или употреблением предлога в словосочетании, где его быть не должно. Часто ошибки в управлении возникают под влиянием аналогии (синонимы ил однокоренные слова, требующие разных предложно-падежных форм). Иногда ошибки в управлении возникают вследствие изменения первоначального замысла и редактирования предложения.
1) Выбор неверной предложно-падежной формы управляемого слова.
Статуи, дворцы навевают в поэтессе грусть об ушедшем времени. (Ср.: навевают на кого?)
2) «Нанизывание» падежей
Читатель не может не испытывать обаяния героинь произведений Пушкина (…испытывать (чего?) обаяния (кого?) героинь (чего?) произведений (кого?) Пушкина).
3) Неверные смысловые связи из-за неудачного порядка слов.
Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга.
Нельзя не восхищаться женским характером Пушкина.
Ошибки в предложении
Ошибки в предложении группируются в соответствии со структурными типами предложений. Выделяются ошибки в простом предложении, в сложном предложении и ошибки в предложениях с цитатами.
Типы ошибок в простом неосложненном предложении
1. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого в числе:
—Ошибочное согласование в результате недостатка внимания
Фамусову неважно, соответствует ли его родственник служебному месту, главное, чтобы его люди были пристроены (вм. родственник соответствует).
— Подлежащее — собирательное существительное
Современная молодежь, к сожалению, не читают классическую литературу (вм. молодежь не читает. Сказуемое при подлежащем — собирательном существительном ставится в единственном числе).
— Подлежащее со словами большинство, часть
Большинство сейчас предпочитают классике любовные романы. (вм. большинство предпочитает).
— Подлежащее — вопросительное, относительное или неопределенное местоимение (кто, кто-то)
Те, кто встали
— Подлежащее с уточняющими или сравнительными оборотами
Мы можем заметить, что Молчалин, как и Скалозуб, и Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, ровесники Чацкого и вполне могли бы явиться сторонниками его идей. (вм. Молчалин… мог бы явиться… Сказуемое согласуется только с подлежащим, а не с однородными членами внутри сравнительного оборота).
2) Ошибочное согласование подлежащего и составного именного сказуемого в роде.
Для Чацкого становится очевидным собственная неприязнь ко всем этим людям (вм. становится очевидной неприязнь)
3) Неверное построение грамматической основы в результате смешения двух разных структур.
Развязкой конфликта общественного в комедии происходит в 21 явлении (Ср.: развязка происходит в 21 явлении + развязкой становится сцена в 21 явлении.)
2. Пропуск обязательного члена предложения.
1) пропуск подлежащего
И все же, я думаю, не напрасно — голос Чацкого получил резонанс (не напрасно — что?).
2) Пропуск сказуемого
Фамусов Софье: «Сама его безумным называла». (Подобными конструкциями оформляются ремарки в пьесе, но они неуместны в тексте сочинения).
3) Пропуск определения
Теперь Чацкий понимает, кому он обязан вымыслом о сумасшествии (о сумасшествии чьем?)
4) Пропуск дополнения
Пущенная Софьей и подхваченная сплетня стремительно распространяется среди гостей, не вызывая почти ни в ком тени сомнения (подхваченная кем?)
5) Пропуск обстоятельства
С первых минут своего пребывания он (Чацкий) начинает отпускать колкости в адрес гостей (пребывания где?).
3. Неверный порядок слов в предложении
1) Перестановка членов предложения.
Что мещало Татьяне оставить старого лысого мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве Онегина? (Без комментариев)
2) Разрыв цельной грамматической конструкции
Это образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви (страдающей от неразделенной любви — причастный оборот, который должен стоять до или после определяемого слова женщины).
3) Неверное расположение частиц
Великий трагик бывал у актрисы в гостях и даже посвятил ей стихотворение. (вм. даже посвятил ей стихотворение).
4) Парцелляция. Это оформление части предложения как самостоятельного предложения. Парцелляция возможна как в простом, так и сложном предложении. Чаще всего отрывается от предложения:
а) однородные сказуемые:
Все это Толстой сделал, чтобы современник открыл для себя личность Петра I, понял его реформы. По достоинству оценил.
б) сравнительные обороты:
Скалозуб — карьерист. Как и Молчалин, который от «образцового» Максима Петровича перенимает приемы продвижения по службе и отличается от него только ничтожным положением секретаря.
в)придаточные предложения:
Отказ Онегина был бы смертельным ударом для Татьяны. Если бы не ее мужество.
Типы ошибок в простом осложненном предложении
1. Ошибки в предложениях с однородными членами
1) объединение в ряд однородных членов логически несопоставимых понятий
— Объединение в однородный ряд слов, обозначающих родовые и видовые отношения.
В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий. (Фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия)
— Объединения слов, далеких по значению.
Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту Кутузова и красоту зрелища.
2) Неодинаковое морфологическое оформление одно родных членов
— Неверный падеж одного из однородных дополнений
Чацкий рвется к «свободной жизни», к «занятиям наукой и искусством», «службы делу, а не лицам».
— Рассогласование однородных членов с обобщающим словом.
Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. (вм. справедливостью, благородством, простотой)
— Однородные дополнения — существительные и инфинитив
Татьяна Ларина любила природу и читать французские романы.
— Однородные именные части сказуемых — краткие и полные прилагательные
Он был тоненький, худенький и несколько глуповат.
— Однородные именные части сказуемых — существительное и прилагательное
Во всех своих рассказах Чехов высмеивал тех, кто был хамелеоном и тщеславен.
— Однородные обстоятельства — деепричастия и наречия
Чацкий любит Софью страстно и не задумываясь над ее чувствами к нему.
3) Неверное употребление союзов, соединяющих однородные члены
— Пропуск необходимой части повторяющегося или двойного союза
Его не интересует состояние Чацкого, ни даже чувства собственной дочери, его беспокоит только одно: «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». (вм.
— Двойной союз, соединяющий неоднородные понятия
Не только героизм Корчагина проявляется в бою, но и в мирные дни. (вм. не только в бою, но и в мирные дни).
4) Нарушение норм синтаксической сочетаемости однородных членов с общим зависимым компонентом
Тихон избавиться от чувства страха и зависимости перед женой. (Ср.: страха перед кем? зависимости — от кого?).
5) Неодинаковое синтаксическое оформление однородных членов.
Мне бы хотелось раскрыть образ Чацкого и почему его можно считать героем нашего времени.
6) Смешение ряда однородных членов и обособленных предложений
Чацкий является представителем типического меньшинства, к которому можно присоединить князя Федора, химика-ботаника, двоюродного брата Скалозуба. (Так сколько героев можно отнести к представителям типического меньшинства?)
2. Ошибки в предложениях с обособленными членами
1) Ошибки в предложениях с причастными оборотами
— Нарушение согласования причастия с определяемым словом
В поэма «Мцыри» рассказывается о судьбе несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни.
— Отрыв обособленного определения, выраженного причастным оборотом, от определяемого слова.
Но сколько нечестных людей работают в органах власти, получивших прекрасное образование.
— Включение определяемого слова в середину причастного оборота.
Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь. (вм. района, пострадавшего от засухи или пострадавшего от засухи района).
2) Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами
— Деепричастные обороты, не соотнесенные по смыслу с подлежащим
Переводя на другой язык афоризмы Грибоедова, они потеряют свою остроту. (Деепричастие должно обозначать действие того же субъекта, который выполняет действие, обозначенное глаголом — сказуемым, Ср.: потеряют афоризмы; переводят — ?)
— Деепричастные обороты, не соотнесенные по смыслу со сказуемым
Противостоять ей он (Горич) не может, хотя сознает свое трагическое положение: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька», — под неволей подразумевается супружество. (Сознает… подразумевая — сказуемое и деепричастие не соотнесены по смыслу)
infourok.ru
10 самых распространенных неправильных словосочетаний
Время от времени мы слышим выражения «дешевые цены», «предпринимать меры» и даже «предоставленные неудобства». Все это — примеры неправильных соединений, или стилистических ошибок. «Московские новости» составили список неграмотных сочетаний, которые чаще всего встречаются в обычной речи и СМИ.
Что такое сочетаемость?
Помните из школьного курса химии, что такое валентность? Это способность присоединять определенное число элементов. В лингвистике тоже есть понятие валентности, а если проще — сочетаемости слов. Каждое слово может сочетаться с определенным количеством других слов. У одних сочетаемость ограничена, у других — нет. Всем понятно, например, что глубокой может быть старость, а не детство, одержать можно победу, а не рекорд, а отъявленным называют обычно кого-то скорее плохого, чем хорошего. Но есть не такие очевидные ошибки, и в их ловушки попадают многие.
1. Предпринимать меры. Это словосочетание особенно часто встречается в речи чиновников и журналистов, и оно уже так намозолило глаза, что стало казаться нормальным, и, бывает, проскакивает в речи даже очень грамотных людей. На самом же деле меры не предпринимают, а принимают. Запомнить это можно с помощью слова «мероприятие» — не говорим же мы «меропредприятие».
2. Играть значение/иметь роль. Вроде все знают про эту парочку, но все равно попадаются. Правда, чаще всего такая ошибка возникает не по незнанию, а скорее случайно, от путаницы, или контаминации: две пары — «иметь значение» и «играть роль» — обмениваются элементами, происходит своего рода «перекрестное опыление» и, как следствие, ошибка.
3. Дешевые/дорогие цены. Эта ошибка чаще всего встречается в обычной речи, в повседневном общении. Запомните: цены могут быть только высокими или низкими, а дорогими или дешевыми могут быть товары.
4. Состоялись столкновения/беспорядки. Сочетание из языка журналистов. На первый взгляд кажется, что ничего особенного, просто отдает канцеляритом. Но и тут несовпадение: нет контакта. Дело в том, что состояться может только то, что запланировано. И если мы говорим, что состоялись беспорядки или столкновения, то подразумеваем, что их планировали, включили в график. Хотя, возможно, бывает и как у барона Мюнхгаузена: до обеда — подвиг, после обеда — война с Англией. Но все-таки со словом «столкновения» лучше употреблять глагол «произошли».5. Большинство времени. Тут все просто: слово «большинство» употребляется только с тем, что исчислимо, большинство людей например. А вот «большинство сахара» мы вряд ли скажем. С существительным же «время» употребляется выражение «большая часть».
6. Взыскать ущерб. Такое сочетание возникает, видимо, от желания сэкономить слова. «Взыскать деньги за нанесенный ущерб» — длинно, «взыскать ущерб» — коротко. Правильное словосочетание — «возместить ущерб», а вот взыскать действительно можно только деньги.
7. Повысить кругозор. Ключевое здесь — корень «круг» в слове «кругозор». Круг нельзя повысить — соответственно нельзя проделать это и с кругозором. А вот расширить — можно. Повысить же можно уровень (кстати, ему тоже часто неправильно подбирают пару и говорят, что «уровень увеличивается»).
8. Оказать заботу. Это снова «перекрестное опыление», контаминация. Все смешалось в выражениях «оказать внимание» и «проявить заботу». Надо сосредоточиться и сделать упражнение «найди подходящую пару».
9. Сорвать овации. Это из той же серии: сорвать можно только аплодисменты, а овации — вызвать. Дополним ряд ошибочных словосмешений выражением «удовлетворять потребностям». Удовлетворяют обычно требованиям, а потребностям — отвечают.
10. Предоставленные неудобства. Звучит издевательски, тем не менее довольно часто встречается в объявлениях. «Идет ремонт эскалатора, просим извинения за предоставленные неудобства». Отбрасываем приставку пре- и получаем то, что нужно: доставленные неудобства. А предоставляют обычно информацию, какие-то сведения.
Ксения Туркова
Источник
leo-t.livejournal.com
17 ошибок в русском языке, которые хотя бы раз делал каждый
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Все мы учили русский в школе, и многие знали его на отлично, но все равно нет-нет да и проскакивают в речи ошибки. Еще и в самый неподходящий момент — в письме будущему работодателю или в комментариях, куда тут же слетаются бдительные граммар-наци.
AdMe.ru публикует для вас статью о самых распространенных ошибках в русском языке. Их можно легко избегать, если запомнить нехитрые правила или фразы-подсказки.
День рождения
Бывает, что частота ошибочного употребления слов и устойчивых оборотов просто «хоронит» языковую норму. Но мы-то знаем, как правильно! Так случилось, например, с днем рождения. Как словосочетание только не коверкают! Сплошь и рядом слышно: «Я иду на день рождение», «Я поздравляю вас с днем рождением». Это неправильно. Нужно: «Иду на день рождения», «Поздравляю с днем рождения».
Во-вторых, есть «день рождения», но нет такого явления, как «день рождение». Кроме того, многие пишут оба слова с заглавной буквы. Это как будто придает выражению значимости, но по правилам русского языка это ошибка. Допустимо, хотя и не совсем верно (день рождения не является всеобщим торжеством) писать с заглавной буквы первое слово, но никак не оба.
В_общем
Есть слова «вообще», «в общем». Такое же их написание считается ошибкой: «вообщем» и «вобщем».
ЗвонИт
Тут можно долго не объяснять. Употребление слова «звОнит» (с ударением на первом слоге) является настолько распространенной ошибкой в устной речи, что подчас хочется бежать поскорее в библиотеку и устраивать себе детоксикацию Ожеговым.
Компания и Кампания
Слово «компания» произошло от латинского слова panis («хлеб»), то есть изначально компанией называлась группа сотрапезников. Слово «кампания» происходит от другого слова — campus, то есть «поле», в том числе «поле боя». Словом «кампания» обозначался военный поход. Эти два слова — омофоны, то есть звучат они одинаково, но пишутся по-разному.
Запомнить разницу можно так: компания решила провести кампанию.
Не и Ни
Настоящая головная боль корректоров и редакторов. Правомерное употребление этих частиц подчас не всегда очевидно. «Ни» является усилительной частицей и употребляется при отрицании у сказуемого, также может использоваться в качестве соединительного союза.
Не сделаю ни шага, не выпью ни грамма.
когда весь день одни проблемы
и не выходит ни черта
я залезаю в ванну с пеной
у рта
«Не» обычно выражает отрицание, употребляется чаще всего с глаголами, деепричастиями и в некоторых других случаях. Если вы сомневаетесь, лучше заглянуть в словарь.
во мне заговорила совесть
и говорит и говорит
как жаль что я не понимаю
иврит
Одеть и Надеть
Еще одна очень часто встречающаяся ошибка в устной речи. Можно одеть кого-то и надеть что-то на себя или кого-то. Для усвоения этого немудреного правила достаточно вспомнить мнемоническую фразу: «Надеть одежду, одеть Надежду».
«-Тся» и «-Ться»
Правописание «-тся» и «-ться» в глаголах очень просто проверить. Нужно задать вопрос: «Что ©делает?» / «Что ©делать?». Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в «-ться». Несмотря на всю легкость и простоту приема, эта ошибка встречается крайне часто.
Единица
Казалось бы, пишете слово «единица» — проверьте его словом «един», и все встанет на свои места, но нет… Многие настойчиво почему-то пишут через «е» в корне и все тут… Не надо так.
Как_будто
Писать где попало дефисы — распространенная прихоть многих людей. «Как» с дефисом пишется, если за ним следует «-то», «-либо», «-нибудь». «Будто» пишется раздельно.
Что_ли, вряд_ли
Тут все просто: частица «ли» пишется раздельно. Просто нужно запомнить. В качестве мнемонического приема можно вспомнить Брюса Ли и представить, что он делает с тем, кто делает ошибки в таких простых словах.
Эспрессо и лАтте
Не везет заморским словам в русском языке. Их постоянно переиначивают. Из слов ныне общеупотребительных можно вспомнить названия кофе «эспрессо», «латте» и «капучино». Первое постоянно хотят назвать «экспрессо», во втором постоянно норовят сделать ударение на последний слог, хотя правильно на первый, в третьем при написании зачем-то ставят два «ч».
Занять и Одолжить
Финансовая грамотность в России оставляет желать лучшего, поэтому неудивительно, что слова «занять» и «одолжить» у нас постоянно путают. «Занять» — это взять взаймы, поэтому говорить «займи мне денег» неправильно. Также нельзя занять кому-то, можно только у кого-то. Правильно будет: «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?»
В_течение (предлог)
Начиная со школы слова «в течение» и «в течении» часто пишут неправильно. Во-первых, пишут слитно, что является грубой ошибкой, во-вторых, путают буквы в конце слов. Запомнить, как правильно писать, можно так: предлог с существительным «в течении» можно разделить зависимым словом, а предлог «в течение» неразрывен.
Например: в быстром течении реки, но в течение вечера.
Прийти
Совершенный вид глагола «идти» часто пишут как «прийти» или «придти». Что правильно? Правильно по современным правилам языка писать «прийти». Сложности в написании этого глагола идут от такого явления русского языка, как супплетивизм, то есть образование форм одного и того же слова от разных корней. Мы пишем «идти», но «прийти». Вариант «придти» сейчас считается устаревшим.
Будущий
Когда мы говорим слово «будущий», так и хочется добавить в него по аналогии со словом «следующий» лишнюю «ю». Но делать этого не стоит, как бы ни хотелось.
www.adme.ru
Презентация к уроку (русский язык, 10 класс) на тему: Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания.
Слайд 1
Тема урока: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»Слайд 2
Цель урока:
Слайд 3
Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.
Слайд 4
Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)
Слайд 5
И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!
Слайд 6
А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова:
Слайд 7
Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директора Бухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектора Возраст – возрасты Профессор – профессора Диспетчер – диспетчеры Сторож – сторожа Договор – договоры Тенор – тенора Драйвер – драйверы Фельдшер – фельдшера Инженер – инженеры Флюгер – флюгера Лектор – лекторы Хутор – хутора Порт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры
Слайд 8
Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизов Армяне – армя н Монголы – монголов Башкиры – башки р Таджики – таджиков Болгары – болга р Узбеки – узбеков Буряты – бурят Якуты – якутов Грузины – грузи н Лезгины – лезги н Осетины – осети н Румыны – румы н Татары – тата р Турки – турок Туркмены – туркме н Цыгане – цыга н
Слайд 9
Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы — абрикосов Яблоки – яблок Ананасы — ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны — баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов
Слайд 10
А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения.
Слайд 11
Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию . Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 И.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Р.п. пят и десят и Пят и сот дв ух сот Д.п. пят и десят и Пят и ст ам Дв ум ст ам В.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Т.п.пять ю десять ю Пять ю ст ами Дв умя ст ами П.п. о пят и десят и О пят и ст ах О дв ух ст ах
Слайд 12
Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. тр ех сот сорок а четыр ех Д.п. тр ем ст ам сорок а четыр ем В.п.триста сорок четыре Т.п. тр емя ст ами сорок а четырь мя П.п. о тр ех ст ах сорок а четыр ех И.п. триста сорок четверт ый (вагон) Р.п. триста сорок четверт ого (вагона) Д.п. триста сорок четверт ому (вагону) В.п. триста сорок четверт ый (вагон) Т.п. триста сорок четверт ым (вагоном) П.п. о триста сорок четверт ом (вагоне)
Слайд 13
Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить . (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.
Слайд 14
Перейдем к заданию А4. Это задание основано на умении строить предложение с деепричастным оборотом. Правило звучит так: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к одному и тому же лицу или предмету. Рассмотрим пример 1. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф . Находим подлежащее и смотрим, относится ли деепричастие к этому подлежащему. Я обдумал план сочинения (можно деепричастие заменить глаголом). Предложение построено правильно. Рассмотрим пример 2. Возвращаясь домой, шел дождь. Рассуждаем так же. Находим подлежащее и смотрим, относится ли к нему деепричастие. Дождь возвращался домой. Дождь не может возвращаться домой. Предложение построено неверно.
Слайд 15
Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписани я вместо согласно расписани ю . Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)
Слайд 16
Домашнее задание. Решите задания теста. Прокомментируйте свой ответ. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часах в) четырьмястами студентами б) более позднее г) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой странице в) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора
Слайд 17
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Готовясь к экзамену, а) была проведена серьёзная работа. б) ученики провели серьёзную работу. в) выпускникам пришлось нелегко. г) ожидали большие трудности. 6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев красный сигнал светофора, а) водитель затормозил. б) автомобиль остановился. в) машина была остановлена. г) движение на дороге прекратилось. 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив свой облик, А) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь. Б) ваши возможности станут безграничными. В) подчёркивается индивидуальность стиля. Г) можно открыть в себе новые способности.
nsportal.ru
Ответы Mail.ru: Что такое синтаксические ошибки?
Синтаксические ошибкиСинтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
1.Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
2.Нарушение управления.
Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога) : «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».
3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».
4.Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».
5.Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».
6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
Ошибки в строении и значении предложения:
1.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».
2.Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».
3.Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».
4.Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
Ошибки в простом двусоставном предложении:
*Подлежащее:
— Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».
— Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
*Сказуемое:
— Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».
— Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».
— Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».
*Определение:
— Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».
— Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».
— Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом) .
Ошибки в односоставном предложении:
1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».
otvet.mail.ru
17. Определите характер ошибок, допущенных в словосочетаниях.
А. Ошибка в склонении имени числительного.
Б. Ошибка в употреблении сочетания имени числительного с существительным.
1) о сороках килограммах;
2) более 22,4 процентов опрошенных;
3) к первому сентябрю;
4) около полтораста километров;
5) двое президентов.
18. Определите характер ошибок, допущенных в предложениях.
А. Неверное образование личной формы глагола.
Б. Неверное образование видовой формы глагола.
В. Неверное образование формы наклонения глагола.
Г. Неверное употребление времени глагола.
1) Местность с каждым годом заболочивается все больше.
2) Ляжьте на пол.
3) Это лекарство мне поможет, и я выздоровлю.
4) Когда я дочитал книгу, слезы льются по моему лицу.
5) Бежите быстрее, а то не успеете в школу.
19. Определите характер ошибок, допущенных в предложениях.
А. Неверное образование причастия.
Б. Неверное употребление причастного оборота.
В. Неверное образование деепричастия.
Г. Неверное употребление деепричастного оборота.
1) Он упустил из виду обстоятельства, в будущем помешающие ему.
2) Увидевши друзей и родственников, пришедших поздравить его с юбилеем, он очень обрадовался.
3) Вышедший студент из аудитории быстро пошел по коридору.
4) Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки.
5) Его опять посетила мысль, вызвавшая бы испуг и удивление друзей.
20. Укажите предложение, в котором нарушены нормы управления.
1) Надежда на это все-таки есть.
2) Заведующий отделением контролировал ход лечения больного.
3) Министр выразил озабоченность за безопасность границ.
4) Комиссия следит за этой работой и контролирует ее.
5) Мы были поражены происходящим.
21. Укажите предложение, в котором нарушены нормы согласования.
1) Форум проходил в республике Швейцарии.
2) На конференции присутствовали два известных писателя.
3) «Аргументы и факты» писали о премьере спектакля.
4) Мое день рождения в июле.
5) На берегу стояло несколько изб.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Нужно обсудить и принять участие в этой программе.
2) Надо пересмотреть наше отношение к этому вопросу.
3) Каждый подотчетен своей совести.
4) Уверенность в себе очень помогает в жизни.
5) Между ними произошла ссора.
23. Значение какого слова представлено неверно?
1) ксенофобия — ненависть, неприятие, нетерпение к кому-, чему-либо незнакомому, чужому.
2) шовинизм — идеология, проповедующая национальную и расовую исключительность, разжигающая ненависть к другим нациям и народностям;
3) пацифизм — движение, участники которого отрицают любые военные действия.
4) альтруизм — нелюбовь к людям; человеконенавистничество.
5) милитаризм — политика усиления военной мощи государства с целью подготовки к захватнической войне.
24. Значение какого слова представлено неверно?
1) фамильярный — откровенный, прямой;
2) формальный — соблюдающий только форму; бюрократический, формалистский;
3) конфиденциальный — не подлежащий огласке, разглашению; секретный;
4) фатальный — неотвратимый, неизбежный;
5) конформистский — изменяющий свои взгляды и поведение под влиянием или давлением большинства; приспособленческий.
25. Какое из перечисленных слов имеет значение «небрежно относиться к чему-либо, пренебрегать чем-либо»?
1) баллотироваться;
2) манкировать;
3) фальсифицировать;
4) бойкотировать;
5) бравировать;
26. В каком предложении вместо глагола одеть надо использовать глагол надеть?
1) На праздник девочку одели принцессой.
2) Ее одевают со вкусом и дорого.
3) К зиме мы заработали денег и одели детей.
4) Долину и горы одело туманом.
5) На улице холодно, одень пальто на ребенка.
27. Определите характер ошибок, допущенных в предложениях.
А. Тавтология.
Б. Плеоназм.
В. Речевая недостаточность.
Г. Нарушение лексической сочетаемости.
Д. Употребление слова без учета семантики.
1) Ехал свадебный эскорт — жених, невеста и свидетели.
2) Необходимо взаимно помогать друг другу.
3) Объявлены результаты голосования в местные органы власти.
4) Все это вполне выполнимо.
5) Он вернулся домой скоропостижно.
28. Определите характер ошибок, допущенных в предложениях.
А. Использование просторечия.
Б. Смешение паронимов.
В. Использование жаргонизмов.
Г. Ошибка в согласовании.
Д. Ошибка в управлении.
1) Выпускники выразили глубокое признание учителям.
2) Курение наносит большой вред для здоровья человека.
3) Погода сегодня клевая.
4) Помимо масочек мы предлагаем процедурки.
5) На склад поступили двадцать один компьютер.
29. Определите характер ошибок, допущенных в предложениях.
А. Нарушение лексической сочетаемости.
Б. Ошибочный выбор предлога.
В. Искажение фразеологизма.
Г. Ошибка в согласовании.
Д. Ошибка в управлении.
1) Они сделали это вопреки возражений.
2) Возвращайся со школы вовремя, а то я волнуюсь.
3) Ничего не делает, сидит сложив руки.
4) Нам небезразлична судьба народа, на территории которых шла война.
5) Врачи ведут профилактику здорового образа жизни.
30. Каким словарем надо воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант?
А. Орфоэпический словарь.
Б. Фразеологический словарь.
В. Словарь паронимов.
Г. Словарь управления.
Д. Словарь синонимов.
1) желтый — канареечный;
2) искра — искра;
3) исполнительный — исполнительский;
4) переживать за друзей — переживать о друзьях;
5) скрепя сердце — скрепив сердце.
31. Установите соответствие между автором и словарем.
А. Молотков А.И.
Б. Александрова З.Е.
В. Аванесов Р.И.
Г. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.
Д. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.
1) орфоэпический словарь;
2) словарь синонимов;
3) словарь крылатых слов.
4) словарь трудностей русского языка.
5) фразеологический словарь;
32. Укажите коммуникативные качества речи.
1) антонимия;
2) выразительность речи;
3) лексическая сочетаемость;
4) грамматика;
5) точность речи.
33. Точность речи определяется:
1) знанием предмета;
2) функциональными стилями речи;
3) логикой мышления;
4) использованием выразительных средств;
5) умением выбирать нужные слова.
34. Чтобы речь была понятной, следует ограниченно использовать:
1) эмоционально-экспрессивную лексику;
2) термины и профессионализмы;
3) диалектные слова;
4) пословицы и поговорки;
5) антонимы
35. Чистая речь — это речь, в которой отсутствуют:
1) синонимы и антонимы;
2) слова-паразиты;
3) фразеологизмы;
4) многозначные слова;
5) слова и обороты, отвергаемые нормами нравственности.
36. Богатая речь — это речь, которая характеризуется:
1) использованием иноязычных слов;
2) использованием мимики и жестов;
3) разнообразием грамматических ресурсов;
4) разнообразием лексико-фразеологических средств;
5) многообразием словообразовательных типов.
37. Выразительная речь — это речь, в которой используются:
1) эпитеты;
2) причастия и деепричастия;
3) метафоры;
4) сложные предложения;
5) языковые формулы этикета.
38. Определите вид выразительного средства.
А. Метафора.
Б. Сравнение.
В. Эпитет.
Г. Перифраза.
Д. Гипербола.
1) Хорошо живу, богато, все умею, все могу, как плясунья по канату, по судьбе своей бегу… (В.Тушнова).
2) Страстная, безбожная, пустая, незабвенная, прости меня. (А.Блок).
3) В серебре чуть колышется озера гладь, наклонясь, зашепталися ивы…(Д.Ратгауз).
4) Родом он из северной столицы.
5) …недоимок накопилось такое множество, что местный казначей, заглянув в казенный ящик, разинул рот, да так на всю жизнь с разинутым ртом и остался (М.Салтыков-Щедрин).
studfiles.net
Найди и исправь ошибки в словосочетаниях — КиберПедия
Задание 1.
Улитать в отпуск, прикрипить полочку, плесать под музыку, простанать от боли, растапить печь, запаминаешь хорошее, звонкий галасок, утапать в цвитах.
Задание 2.
Удачно паохотиться, подойти паближе, папросить немного хлеба, працедить сквозь зубы, не падпустить близко, пастроиться вовремя, павторить правило, падписать приказ, паддержка друга, заплатить за всё.
Задание 3.
Подойти (с)права, приготовить к…ртофель, увидеть (в)переди, опоздать на завтр…к, съесть п…мидор, попасть на к…рабль, прийти в су…оту, на седьмом к…лометре, зелёный в…гон, прочитать в г…зете.
Задание 4.
Слажить кубики, слогать песню, полажить сумку, полажение страны, прилогать усилия, предлогать работу, распологаться в кинотеатре, разлажить на множители, подлажить подушку, математическое слогаемое.
Задание 5.
Возрост ребёнка, молодой расток, быстро вырасла, домашнее ростение, густые зарасли, промышленная отросль, вырощенный в тепле, морские водорасли, скупой растовщик, тропическая ростительность.
Задание 6.
Вытерать пыль, стерать бельё, вытиреть платком, выжегать на доске, поджегать дрова, растиреть мазь, замерла душа, блестать умом, постилить на диване, расстилить постель.
Задание 7.
Бульдок соседа, лошка бульона, сугроп на тротуаре, подужка из трав, блиский товарищ, вираш на трассе, длинный путепровот, весёлый нарот, маленький чиш.
Задание 8.
Неизвесный случай, радосное известие, хруснули сучья, в прекрастом лесу, к большому ненасью, о тягосном времени, в усном рассказе, проезной билет, яросный дождь, с шотланским акцентом.
Задание 9.
Изписать тетрадку, разпугать птиц, безсистемный подход, расбудить воспоминания, расжечь пожар, згубить душу, бесвкусный плод, исзябнуть на ветру, восделывать пашню, разсеять последние сомнения.
Задание 10.
Молодой циган, куций хвостик, большая цыфра, чистые улици, спортивная секцыя, ходили в цырк, зацвела акацыя, цыркуль в футляре, положил цыновку, зашёл в милицыю.
Задание 11.
Жолтый шар, съёсть крыжёвник, злые пчолы, надеть капюшён, шолк из магазина, прострочить шёв, надувать щоки, длинная чолка, жолудь прорастает, сидеть на жордочке.
Задание 12.
Восхищаться дворцём, проходить маршом, укрыться плащём, золотое кольцё, горячее солнцэ, косым лучём, любоваться мельницой, говорить с врачём, задуматься над задачой, много борцёв.
Задание 13.
Началась куликовская битва, читаем журнал «огонёк», пройдёмся по садовой, город-герой сталинград, уральские Горы, ледоход «челюскин», бурная река енисей, читать сказку «соловей», показывают Балет «Щелкунчик», валентин Александрович серов.
Задание 14.
Ошибка в рече, читать о природи, говорить о лекцие, находиться на планети, заниматься в библиотеке, вернуться к ноче, вспоминать о берёзи, работать в лабораторие, на склони жизни, на бумажной фабрики.
Задание 15.
Младшию сестру, фиолетовам цветом, о синим капюшоне, соловьинай песни, светлай ночью, увлекательнай рассказ, яснае солнце, в шёлковам платье, в живописнам местах, о зелёнам луге.
Задание 16.
Рисуит великолепно, отыщит тетрадку, слышет шорох, задержут после уроков, гонет по улице, рисуит великолепно, нашёптываит на ушко, зеленееит на солнце, выносет из сарая, катет по земле.
Задание 17.
Почтовый голуб, закончить писмо, вечный двигател, эластичьный материал, хищьный взгляд, проливной дожд, болной человек.
Задание 18.
Прелестная чуш, прочный кирпичь, кованый грошь, интересный саквояжь, пара чёрных калошь, ненужная роскош, жирный лещь, небо без тучь, бесконечная сушь, мощный тягачь.
Задание 19.
Ветер, ветер, ты могучь; лес дремучь, чай горячь, мёд тягучь, её голос певучь, белый снег летучь, песок горячь, уж ползучь, ёж колючь, холод жгучь.
Задание 20.
Забываеш ошибки, видиш зарю, открываеш Америку, лежиш на диван, смотриш спектакль, жжеш костёр, играеш в прятки, запряч в телегу, гориш в огне.
Задание 21.
Катаються на лыжах, решено не сдаватся, боиться темноты, чересчур задаватся, малыши купаються, учится всегда пригодиться, сливатся с фоном, создаватся учёными, блестят и искряться.
Задание 22.
Неувидеть кота, незаменит учебника, незабудет урока, не волить человека, неполивать цветы, не навидеть зло, нехотеть учиться, некормить собаку, неможет ходить, не взлюбить соседа.
Задание 23.
Всегда щядить, бедное жывотное, красивая овчярка, убежать в рощю, новые чюдеса, в старой хижыне, часто навещяет, лучший жывописец, уютное жылище.
Задание 24.
Вгибком тростнике, бездолгого сна, надереве, назелёном лугу, надчудным озером, сбольшим чувством, из-залеса, безвсякого движения, узаячьего острова, подширокой тенью.
Задание 25.
Снежная вюга, случилось несчастее, налетели воробии, смотри в обектив, выполнил с честю, сезд победителей, шю костюм, красивое шитё, въезжать на мост, сорочя трескотня.
cyberpedia.su