Орфография тренировка – ТренИровка или тренЕровка, как правильно?

Содержание

ТренИровка или тренЕровка, как правильно?

Слово «тре­ни­ров­ка» пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном суф­фик­се -ир-.

Как пишет­ся сло­во «трениров­ка» или «тренеров­ка», мож­но понять, выяс­нив спо­соб обра­зо­ва­ния это­го суще­стви­тель­но­го и его мор­фем­ный состав.

Образование слова «тренировка»

В рус­ском язы­ке, как в живом орга­низ­ме, мно­гие раз­де­лы свя­за­ны друг с дру­гом: фоне­ти­ка и пра­во­пи­са­ние (при­став­ки на з/с), орфо­гра­фия и мор­фо­ло­гия (пра­во­пи­са­ние без­удар­ных лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов).

Иногда, что­бы опре­де­лить­ся с напи­са­ни­ем сло­ва, сле­ду­ет обра­тить­ся к сло­во­об­ра­зо­ва­нию. Существительное «тре­ни­ров­ка», обо­зна­ча­ю­щее как про­цесс, так и его резуль­тат, явля­ет­ся отгла­голь­ным. Оно обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла «тренировать«, мор­фем­ный состав кото­ро­го такой:

тренирова́ть — корень/суффикс/суффикс/окончание.

Однокоренное  суще­стви­тель­ное было обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са -к- по очень про­дук­тив­ной моде­ли:

тре­ни­ро­вать — тре­ни­ровка.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся подоб­ные отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные:

  • побе­лить — побелка;
  • рас­кра­сить — рас­краска;
  • про­по­лоть — про­полка;
  • оста­но­вить — оста­новка.

Правописание слова «тренировка»

В мор­фем­ном соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го отгла­голь­но­го суще­стви­тель­но­го

трениро́вка (корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание)

сохра­нил­ся без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс -ир-, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся во мно­гих гла­го­лах и про­из­вод­ных суще­стви­тель­ных:

  • лакировать — лакировка;
  • бетонировать — бетонировка;
  • фаршировать — фаршировка;
  • дрессировать — дрессировка.

Резюмируем: сло­во «тре­ни­ров­ка» пишет­ся  с  бук­вой «и» в без­удар­ном суф­фик­се -ир-.

Примеры

Наутро назна­че­на сле­ду­ю­щая трениро́вка.

Трениро́вка состо­ит­ся в шесть часов вече­ра.

Каждая трениро́вка тре­бу­ет мно­го сил от спортс­ме­на.

Не пута­ем напи­са­ние сло­ва «тре­ни­ров­ка» с бук­вой «и» в суф­фик­се -ир- с суще­стви­тель­ным «тре́нер«, кото­рое обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са -ер, обо­зна­ча­ю­щем лицо, зани­ма­ю­ще­е­ся каким-либо видом про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти:

  • тренер,
  • дирижёр,
  • мон­тажёр,
  • кас­кадёр,
  • боксёр.

В напи­са­нии сло­ва «трениро́вка» суще­ству­ет еще одна орфо­грам­ма —  без­удар­ный глас­ный в корне. Проверочное сло­во «тре́нер», кото­рое про­из­но­сит­ся с удар­ным пер­вым глас­ным, дока­жет напи­са­ние бук­вы «е» в корне род­ствен­но­го суще­стви­тель­но­го.

В спор­те нет путей корот­ких,
И удач слу­чай­ных нет,
Узнаем на тре­ни­ров­ках
Все мы фор­му­лы побед.
Это стой­кость и отва­га,
Сила рук и зор­кость глаз,
Это честь род­но­го фла­га,
Окрыляющего нас.
Мы ребя­та бое­вые,
И под силу нам вполне
Все рекор­ды миро­вые
Подарить род­ной стране.
Мастерство с года­ми зре­ет,
И при­дёт наш звёзд­ный час,
Ведь не зря, дру­зья, боле­ет
Наша Родина за нас.

С. Медведева

russkiiyazyk.ru

Как правильно пишется упражнения или упражнения

Как правильно писать: тренЕровка или тренИровка?

Как правильно писать: тренЕровка или тренИровка?

  • Как правильно пишется: Тринировка, Тренировка, Тренеровка или Тринеровка?Так много вариантов для написания этого слова и только одно правильное — ТРЕНИРОВКА.-ТРЕ- проверяется словом ТРЕНЕР, а -ИРОВ- это суффикс.
  • ТренИровка пишется правильно через quot;Иquot;. Ударение ставите таким образом — тренировка.Согласен что слово образовано от иностранного слова трЕнинг, То есть второго варианта просто не дано. Говорим тренировка (тринировка), но пишем тренИровка.
  • Слово quot;тренИровкаquot; пишется через И (вторая гласная в слове). Считаю, что слово образовано от слова тренинг (training).Тренировка, здесь корень трен-, три суффикса (и такое бывает): -ир, -ов, -к. И окончание -а.
  • Недавно моя дочь писала сочинение на тему своего хобби и там нужно было как раз использовать данное слово. Дочь была в недоумении: тренИровка или тренЕровка? Если ставится буква quot;иquot;, то почему пишется слово quot;тренЕрquot;?А дело все в том, что тут имеются ввиду разные суффиксы. И правильным написанием данного слова будет тренИровка.
  • вот правильно писать именно так, а не тренеровка. Почему так, я не знаю, но знаю точно, что правильно будет тренировка. Тут нет проверочного слова, хотя хочется подобрать слово тренер.Я всегда ассоциирую это слово с тренингом.
  • В данном слове необходимо использовать суффикс -иров-, поэтому пишем quot;тренировкаquot;. Однако не стоит путать, есть однокоренное слово quot;тренерquot;, где после quot;нquot; пишется на этот раз quot;еquot;, а не quot;иquot;. У многих существительных, обозначающих профессию заимствовано конечное буквосочетание -ер.
  • Есть только один верный вариант написания слова: тренировка. Проверочное слово для проверки первой quot;еquot; — quot;трЕнерquot;, так же есть quot;ировquot; — это суффикс. Написание его нужно запомнить, проверить никак не получится.
  • К сожалению, подобрать проверочное слово к слову quot;тренИровкаquot;, чтобы проверить написание буквы quot;Иquot;, невозможно. Значит, нужно искать правила, по которым пишется именно буква quot;Иquot;, а не quot;Еquot;.Рассматривать правописание нужно в данном случае с позиции написания суффикса. В начале определим этот суффикс. Для этого изменим слово quot;тренировкаquot; и получим слова quot;трен-ерquot;, quot;трен-ироватьquot;, quot;трен-ироватьсяquot;. У нас получается, что корень слова — это quot;тренquot;, а глагольный суффикс — это quot;ировquot;. Данный суффикс служит для образования новых слов: музыка — музиц-ИРОВ-ать, дренаж — дрен-ИРОВ-ать, асфальт — асфальт-ИРОВ-ать и так далее. Правда, в этих словах quot;Иquot; под ударением.Поэтому достаточно знать правило словообразования с помощью данного суффикса и всегда в нем писать букву quot;Иquot;. Значит, правильно будет quot;тренИровкаquot;, а не quot;тренЕровкаquot;.
  • Правильно пишется: тренировка.Что касается правил, то здесь вс просто.
    • Корень слова: трен;
    • Суффикс: иров.

    В приведнной ниже схеме на примере слова: quot;кодироватьquot; нам продемонстрирован сосав этого слова, а именно: код-

    ирова-ть.

    Следовательно, и ваше слово: quot;тренироватьquot; можно разобрать так же, и написать как: трен-ирова-ть или трен-иров-ка.

    Обратите Внимание!

    Попробуйте и другие слова, такие как пикировка, бронировка, и так далее, и тому подобное.

    Как уже было правильно отмечено, для определения корня возьмите слово: quot;тренерquot;. Теперь вы можете видеть состав этого слова: трен-ер. А далее вам и самим не составит большого труда подобрать правильный ответ.

  • ТренИровка, но тренЕр. Таковы правила русского языка.

  • Слово quot; тренировкаquot; пишем с буквой quot;иquot; в суффиксе слове.Чтобы правильно написать это слово,обратимся к словообразованию.

    От глагола quot;трен-иров-а-тьquot; образовалось существительное quot;трениров-к-аquot;.

    Как видим,в существительном остался глагольный суффикс -ИРОВ-,который встречается в огромном количестве глаголов:забронИРОВАть,асфальтИРОВАть,бетонИРОВАть,консервИРОВАть и т.д.

    А в слове quot;тренЕрquot; пишем Е в другом словообразовательном суффиксе -ЕР-,с помощью которого образовалось существительное,обозначающее профессию или род занятий:трен-ЕР,бокс-р,ухаж-р,дириж-р.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kak-pravilno-pisat-trenerovka-ili-trenirovka/

    Тренировочные упражнения по русскому языку с ответами. Как сделать по русскому языку упражнение?

    Для успешного прохождения экзаменационной работы по русскому языку, упражнение и задание в которой могут быть на различные правила, необходимо знать грамматику русского языка.Выполнение различных упражнений и тестов поможет подготовиться к аттестации. Ниже даны тренировочные упражнения по русскому языку.

    Упражнения на орфографию

    Орфографических правил в русском языке великое множество.Правописание приставок, корней, сложных слов, заглавных букв, окончаний, суффиксов — это далеко не полный список орфограмм, которыми богат русский язык. Упражнения с ответами и объяснениями некоторых сложных орфограмм даны в таблице.

    Упражнения на орфографию
    УпражнениеОбъяснениеОтвет
    Вставьте пропущенные буквы.Ожида..мый, вид..мый, поднима..мый, слыш..мый, рису..мый, исполня..мый, завис..мый, спаса..мый, употребля..мый, контролиру..мый.Орфограмма в суффиксах причастий (страдательных) настоящего времени: если причастие восходит к глаголу 1 спряжения, то пишется суффикс -ем-, если ко второму, то -им-.ожидаемый, видимый, поднимаемый, слышимый, рисуемый, исполняемый, зависимый, употребляемый, контролируемый
    Н или НН?потраче..ый, жаре..ый, сваре..ый, вар..ный на бульоне, ране..ый в ногу, коше..ый, приготовле..ый, купле..ый, прода..ый, саже..ый, высаже..ый.Орфограмма в суффиксах причастий (страдательных) прошедшего времени: Н пишется в причастиях, восходящих к глаголам несовершенного вида, в причастиях, у которых нет приставок (за исключением не-) и нет зависимых слов. Если в причастии есть приставка, суффикс -ова-, -ева-, если оно образовано от глагола совершенного вида или если у него есть зависимое слово, то в нем пишется НН.потраченный, жареный, сваренный, варенный на бульоне, раненный в ногу, кошеный, приготовленный, купленный, проданный, саженый, высаженный
    Вставьте пропущенные буквы.В гербари.., у авиаци.., в планетари.., на здани.., в помещени.., для Виктори.., в кофетери.., на церемони.., в провокаци.., о произведени..В именах существительных, которые заканчиваются на -ия, в родительной, дательном и предложном падежах, а у существительный на -ий, -ие в предложном падеже пишется окончание И.в гербарии, у авиации, в планетарии, на здании, в помещении, для Виктории, в кофетерии, на церемонии, в провокации, о произведении

    Упражнения на пунктуацию

    Пунктуация вызывает затруднения при сдаче экзамена по русскому языку. Упражнение на пунктуацию требует как знаний синтаксиса, так и наличия пунктуационной интуиции.В таблице даны упражнения на некоторые правила пунктуации.

    Русский язык: правила и упражнения на пунктуацию
    УпражнениеПравилоОтвет
    Обозначьте цифры, на месте которых нужна запятая.Взяв корзину(1) стоящую на скамейке(2) ребята отправились в сад собирать ягоды(3) быстро поспевающие на жарком солнце.Обособленные определения и обстоятельства: обособленное определение, выраженное причастным оборотом, выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова, или если имеет причинное или уступительное значение, или если зависит от личного местоимения. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми, если они выражены деепричастием.1,2,3
    Обозначьте цифры, на месте которых нужна запятая.Прилетают(1) и гнездятся птицы(2) и просыпаются медведи.Запятая перед союзом и в предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях. Если союз и не повторяющийся и соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая. Если союз и соединяет простые предложения, у которых нет общих второстепенных членов, то перед ним нужна запятая.2

    Упражнения на орфоэпию

    Решить упражнение по русскому языку, в котором нужно правильно расставить ударения над словами, поможет орфоэпический словарь и тренировочные задания, данные ниже.

    Упражнения на орфоэпию
    УпражнениеОтвет
    В каком слове неверно выделена ударная гласная:квАртал, буржуазИя, тОрты, освЕдомиться, аэропОртыквартАл
    В каком слове неверно выделена ударная гласная:звонИт, Оптовый, бАнты, баловАться, красИвееоптОвый
    В каком слове неверно выделена ударная гласная:слИвовый, обеспечЕние, кУхонный, крАны, жалюзИобеспЕчение

    Упражнения на выявление грамматических ошибок

    В работе по русскому языку упражнение на нахождение грамматических ошибок вызывает особые трудности.Такие ошибки весьма распространены: неверное образование формы слова, неправильное построение словосочетаний и предложений и другие. Задания на выявление грамматических ошибок даны в таблице ниже.

    Упражнения на видение грамматических ошибок
    УпражнениеКомментарийОтвет
    Найдите и исправьте ошибку в употреблении формы слова:договоры, нет вафель, пять килограммов, ей свойствененОшибки при образовании словоформ разных частей речисвойствен
    Найдите и исправьте ошибку в построении словосочетаний.Бабушка и внучка жили в деревне; согласно закону; летать на вертолете; большинство городов не вошли в списокОшибки в образовании словосочетанийбольшинство не вошло

    Упражнения на выявление речевых ошибок

    В выпускной работе по русскому языку упражнение, предусматривающее развернутый ответ, таит множество опасностей, в нем допускаются многочисленные речевые ошибки.По-другому их называют стилистическими ошибками, так как они связаны с неверным использованием слов. Ниже, в таблице, даны задания на определение речевых ошибок.

    Упражнения на выявление речевых ошибок
    УпражнениеОтвет
    Найдите и исправьте речевую ошибку.Приключение приключилось с ним прошлым летом.приключение произошло
    Найдите и исправьте речевую ошибку.В моей автобиографии вы найдете много интересного.в автобиографии
    Найдите и исправьте речевую ошибку.Команда одержала поражение на соревнованиях.потерпела поражение

    Нахождение лексических средств выразительности

    Многие тексты упражнений по русскому языку содержат синонимические ряды, фразеологизмы, устаревшую лексику, просторечия или контекстные синонимы и антонимы — все это лексические средства выразительности. Формулировка задания может быть разной, к примеру, выпишите из текста фразеологизм.

    Задания на нахождение лексических средств
    УпражнениеОтвет
    Из текста выпишите архаизм.Виталий служил у одной известной особы. Эта публичная личность имела тысячи друзей и не меньше врагов. Подчиненных у нее было человек двадцать пять. Ее десница была тяжела, однако весьма щедра. Все работали и не жаловались. Уважали.десница

    Нахождение средств связи предложений

    Задание на нахождение средств связи предусмотрено в аттестационной работе по русскому языку. Упражнение нацелено на выявление у обучающихся уровня владения навыками в определении грамматической связности текста. Средства связи бывают морфологические, лексические и синтаксические.Как сделать упражнение по русскому языку на нахождение средств связи, подскажет алгоритм:

    1. Внимательно прочитайте текст, особенно то предложение, в котором нужно найти средство связи.
    2. Вспомните, какие бывают средства связи.
    3. Найдите средство связи, чаще всего оно расположено в начале предложения.
    Нахождение средств связи предложений
    УпражнениеОтвет
    Определите, какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.(1)Открою секрет, явным недостатком нашего времени является отсутствие любви. (2)Сейчас нет культуры любви, нет любви друг к другу. (3)А ведь именно любовь рождает уважение, доброту и другие лучшие чувства. (4)Она помогает видеть в человеке прекрасное. (5)Вспомним хотя бы Дон Кихота. (6)Его любовь к воображаемой женщине сделала из него человека достойного любви.6

    Нахождение выразительных средств

    С каждым годом в экзаменационной работе по русскому языку усложняется задание на определение изобразительно-выразительных средств. В таблице ниже даны упражнения на нахождение средств выразительности.

    Нахождение выразительных средств
    УпражнениеОтвет
    Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано.Он не понимал, кто друг. Он не понимал, кто враг.параллелизм
    Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано.В его душе родилось чувство горькой радости.оксюморон
    Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано.Она выучила всего И. Бродского.метонимия

    Выполнение упражнений и тестов помогает подготовиться к аттестации. Мы привели тренировочные упражнения по русскому языку, которые могут быть полезны.

    Источник: http://fb.ru/article/243709/trenirovochnyie-uprajneniya-po-russkomu-yazyiku-s-otvetami-kak-sdelat-po-russkomu-yazyiku-uprajnenie

    Домашняя работа — как пишется на английском языке?

    Правильное оформление домашнего задания по английскому языку играет важную роль при оценивании. Каждый учащийся ВУЗа, частной или государственной школы должен уметь правильно это делать. Правилам написания домашней работы учителя учат с младших классов. Но многие не придают этому большого значения, потому забывают и начинают искать перевод в интернете или допускают нелепые ошибки.

    Инструкция по написанию

    Прежде чем указать в тетради, что далее следует домашнее задание, необходимо сначала написать дату — число и день выполнения письменных упражнений. В оформлении этой части задания существуют некоторые устоявшиеся правила.

    1. Число нужно писать посредине строки.
    2. Если страница чистая, начинайте писать на самой верхней строчке.
    3. Если на странице тетради по английскому языку уже есть записи, отступите 2 линии либо 4 клеточки, в зависимости от типа тетради.
    4. Дату указывают следующим образом: день недели, число, месяц

    Пример: Friday, the 13th of September, где10th — это сокращенная форма от tenth.

    Перевод: Пятница, 13 (тринадцатое) сентября.

    Иногда написание даты упрощают и пишут так: the 13th of September.

    Перевод: 13 (тринадцатое) сентября.

    1. После даты письменно обозначают вид работы:

    Classwork. Классная работа.

    Homework. Домашняя работа.

    В нашем случае это второй вариант. Слово пишут ниже даты, также посреди строки.

    Все просто и легко.

    В конце следует отметить, что словосочетание «домашняя работа», в английском языке обозначается одним словом «Homework». Слово состоит из двух корней «Home» — дом и «Work» — работа. Нередко слово пишут раздельно — «Home» и «Work», допуская при этом серьезную ошибку. Поэтому запомните: слово «Homework» всегда пишется слитно!

    (2

    Источник: https://englishfull.ru/znat/homework.html

    fitnesru.com

    Как правильно пишется слово ТРЕНИРОВКА. Ударение в слове ТРЕНИРОВКА

    трениро́вка

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

    В каком смысле употребляется прилагательное литературный в отрывке:

    Но… Не могу избавиться от ощущения, что незаконно вломился в литературный мир, что не имею на это никакого права.

    В прямом
    смысле

    В переносном
    смысле

    Это устойчивое
    выражение

    Это другое
    прилагательное

    Предложения со словом «тренировка»:

    • Мои борцовские успехи были скромными — за два года посещения тренировок и «открытых ковров» я получил только второй разряд.
    • Мышцы ломило, как после долгой спортивной тренировки.
    • Однако чуть ли не ежедневные тренировки стали приносить свои плоды.
    • (все предложения)

    Оставить комментарий

    Текст комментария:

    Электронная почта:

    Дополнительно:

    Слово «тренировка» входит в списки слов:

    kartaslov.ru

    Упражнения по орфографии онлайн

    Новые задания в «Орфографии по правилам»

    04.09.2016

    Новые задания в «Орфографии по правилам»

    В курс Орфография по правилам за лето добавлено 108 новых интерактивных упражнений и 31 диктант.

    Новые упражнения направлены в основном на зрительное запоминание слов на следующие правила: правописание гласных после шипящих, употребление Й, употребление мягкого знака, правописание предлогов и приставок, употребление дефиса, правописание парных, непроизносимых и удвоенных согласных, правописание безударных гласных в корне слова.
    Все упражнения проверяются автоматически, что позволяет мгновенно узнать свой результат.
    Диктанты добавили в основном словарные. 29 словарных диктантов на разные правила и 2 текстовых. В том числе добавлен обобщающий словарный диктант на Н и НН. Из 250 фраз случайным образом выбирается 50. Так компьютер всякий раз создаёт новый уникальный вариант итоговой работы. Этот диктант включён ещё и в тренажёр на Н и НН.

    Все упражнения прошли проверку, в них исправлены обнаруженные технические ошибки. Диктанты мы ещё проверяем. Это займёт пару недель. О подвигах людей, которые помогли нам протестировать курс, мы ещё напишем. Лучшие тестировщики будут награждены.

    Упражнения будут предлагаться слушателям курсов в качестве самостоятельной работы для закрепления материала, пройденного на вебинарах.

    Курс Орфография по правилам немного поднялся в цене. Работа над ним продолжается. За осень планируется добавить несколько десятков текстовых диктантов разных уровней сложности. Приобретайте курс сейчас, чтобы потом не платить за него вдвое больше.

    По традиции, объявляя о добавлении новых заданий, мы предлагаем одно из них выполнить бесплатно прямо сейчас. Это сложный вариант диктанта на простое правило.


    Возврат к списку


    mogu-pisat.ru

    Система орфографических упражнений | Статья в сборнике международной научной конференции

     

    Определяя методику специальной работы над формированием у школьников навыков в орфографии, учитель должен исходить из психологической природы орфографических навыков. Орфографический навык формируется на основе умственных действий и представляет собой автоматизированные компоненты сознательного действия человека. Создается такой навык в ходе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение проанализировать фонемный состав слова, умение выделять морфемы в слове, находить орфограмму, которая понадобится для проверки.

    Обучение орфографии, как известно, строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь ввиду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком.

    Д. Н. Богоявленский определяет роль упражнений «как выработку умений применить грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма». С этой целью используются так называемые специальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям, в ходе которых вырабатывается навык применять на практике, относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнении сопровождаются устным или письменным языковым разбором.

    Упражнения типа списывания — это осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Что касается диктантов, то, если иметь н виду характер деятельности ученика, в школьной практике наибольшее распространение получили такие обучающие диктанты, при проведении которых:

    1)                  учащиеся записывают текст полностью. без изменений (предупредительный, объяснительный диктант),

    2)                  учащиеся записывают текст выборочно (выборочный диктант),

    3)                  учащиеся, записывая текст, подвергают его изменениям (творческий и свободный диктанты).

    В целях закрепления того или иного орфографического правила упражнения типа осложненного списывания и диктанты различного вида, сопровождаемые орфографическим разбором, выполняются параллельно: дома — упражнения типа осложненного списывания. в классе — диктанты различного характера. Диктанты эффективнее, чем списывание. Об этом говорят экспериментальные данные Л. П. Федоренко: в классе, в котором большинство упражнений выполнялось под диктовку, грамотность оказалась почти в три раза лучше, чем в том, где преобладали самостоятельные работы по учебнику. Но по вполне понятным причинам диктанты возможны только в условиях класса. Проводя упражнения типа осложненного списывания и диктанты параллельно, учитель должен заботиться о том, чтобы орфографические упражнения выполнялись в определенной последовательности, в определенной системе.

    Когда речь идет о системе орфографических упражнений, то имеется в виду не только целесообразная последовательность этих упражнений, но и характер дидактического материала, подобранного для них.

    Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. При этом должна учитываться связь классной и домашней работы. Упражнения типа списывания, обычно выполняемые дома, являются продолжением работы по формированию орфографических навыков, начатой в классе, другими словами, домашние упражнения — это составная часть системы орфографических упражнений, способствующих выработке того или иного орфографического навыка.

    Что касается классной работы, то обычно намечается такая последовательность диктантов: вначале учащиеся пишут предупредительные диктанты, затем объяснительные, выборочные, творческие, свободные. Отметим, что творческий и свободный диктанты способствуют тому, что учащиеся проходят «через этап совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы». И этом их ценность. А в целом последовательность диктантов определяется, как уже говорилось, степенью самостоятельность учащихся.

    При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят и данное предложение или текст. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта непосредственно перед написанием слов письменно объяснить соответствующие орфограммы (или все те орфограммы, которые разбирались, или некоторые из них)

    При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта непосредственно перед написанием слов. письменно объяснить соответствующие орфограммы (или все те орфограммы, которые разбирались, или некоторые из них).

    При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т. е. рассуждение по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой (или с нужными орфограммами), учителя предлагают письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов (без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

    Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что учителя имеет возможность обучать детей умению связывать правило со словом, слово с правилом. Различие между этими диктантами — в степени самостоятельности учащихся.

    Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило, например: в один столбик учащиеся записывают существительные 3-го склонения с основой на шипящий (ветошь, глушьи т. д.), в другой — существительные 2 склонения (рощ, сокровищ).

    Профессор Н. Н. Алгазина в систему упражнений по орфографии включает зрительный диктант, называя его эффективным способом обучения учащихся применению орфографических правил. «При подготовке к диктанту учащиеся проводят полный (трехэтапный) анализ слов на правила, но в облегченных условиях: текст без пропуска букв находится перед их глазами. Во время записи текста под диктовку учащиеся также проводят орфографический разбор в облегченных условиях: был предварительный орфографический разбор текста, который воспринимался ими зрительно»

    Итак, зрительным диктантом мы называем такой диктант, перед написанием которого учащиеся внимательно всматриваются в текст, самостоятельно или под руководством учителям объясняют написание слов, повторяя необходимые орфографические правила, а затем пишут под диктовку учителя. Название зрительный он получает потому, что учитель организует зрительное восприятие диктуемого. В данном случае он опирается на зрительную память учащихся. Слуховое же восприятие является второстепенным, но важным моментом, позволяющим отнести это письменное упражнение к диктантам.

    В ходе подготовки учащихся к изложениям и диктантам, работа по орфографии проводится попутно с работой по развитию связной речи. Готовя учащихся к очередному изложению или сочинению, учитель организует, с одной стороны, работу над орфографическими ошибками, допущенными в последнем изложении или сочинении, с другой — работу по предупреждению орфографических ошибок в очередном изложении или сочинении. На уроке, посвященном анализу письменных работ учащихся, большое место отводится и разбору орфографических ошибок.

    В результате орфографическая работа осуществляется в определенной системе, обусловленной конкретными затруднениями учащихся того или иного класса.

    Итак, при определении системы орфографических упражнений необходимо учитывать:

    ‒                   степень самостоятельности учащихся,

    ‒                   участие зрения, слуха, речедвигательных восприятий,

    ‒                   характер умственной работы учащихся, связанной с применением орфографических правил,

    ‒                   особенности орфограмм, подлежащих изучению (варианты орфограмм),

    ‒                   конкретные затруднения учащихся того или иного класса при применении изучаемых орфографических правил.

     

    Литература:

     

    1.                Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков.– М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
    2.                Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. — 2-е издание, перераб. И доп. — М., 1966. — С. 250
    3.                Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. — М., 1973. — С. 157–158.

    Основные термины (генерируются автоматически): диктант, учащийся, упражнение, самостоятельность учащихся, правило, осложненное списывание, орфограмма, объяснительный диктант, слово, текст, написание слов, упражнение типа списывания, навык, учитель.

    moluch.ru

    Упражнения по орфографии

    Упражнения к практическому занятию

    «Орфографическая норма русского языка»

    Упражнение 1.Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в таблице.

    1) обм…кнуть,

    2) разг…реться,

    3) бл…стательный,

    4) произр…стать,

    5) неук…снительно,

    6) заг…релый,

    7) обл…жение,

    8) р…стовщик,

    9) зам…реть,

    10) изл…гать,

    11) оз…ренный,

    12) р…внина,

    13) расст…латься,

    14) подск…чить,

    15) выр…вненный,

    16) пор…сти,

    17) пол…г,

    18) соч…тание,

    19) выч…тать,

    20) прин…мать,

    21) выг…рки,

    22) прим…нать,

    23) м…кание,

    24) пор…вняться (с кем-либо),

    25) пром…кашка,

    26) бл…стящий,

    27) скл…нение,

    28) выр…стить,

    29) откл…нение,

    30) з…рница,

    31) отр…слевой,

    32) низл…гать,

    33) неср…вненный,

    34) вн…мательность,

    35) проб…раться,

    36) подж…гание,

    37) наст…лать,

    38) ст…речь,

    39) сж…мание,

    40) подм…чивший.

    Упражнение 2. Буква Ё (Е) пишется в словах:

    1. ретуш…вка,

    2. ч…ткость,

    3. щ…лкать,

    4. ивняч…к,

    5. распаш…нка,

    6. огорч…нный,

    7. ж…рдочка,

    8. ретуш…р;

    9. крыж…венный,

    10. ч…лн,

    11. корч…вка,

    12. отреш…нность,

    13. тысч…нка,

    14. собач…нка,

    15. выкорч…вывание,

    16. борщ…к,

    17. лавч…нка,

    18. мяч…м,

    19. моч…ный,

    20. развлеч…шься.

    Упражнение 3. Буква О пишется в словах:

    1. девч…нка,

    2. маж…р,

    3. щ…лкать,

    4. пощ…чина,

    5. заверш…нный,

    6. сапож…к,

    7. светляч…к,

    8. герц…г,

    9. изж…га,

    10. подж…г (дома),

    11. ч…порный,

    12. ц…канье,

    13. свинц…вый,

    14. ж…кей,

    15. капюш…н,

    16. расч…ска,

    17. ч…лка,

    18. мыш…нок,

    19. карандаш…м,

    20. вояж…р.

    Упражнение 4. Буква И пишется в словах:

    1. иниц…атива,

    2. пац…физм,

    3. ц…нния,

    4. ц…плячий,

    5. инж…р,

    6. ц…фра,

    7. ш…рокий,

    8. куц…й,

    9. рец…див,

    10. круглолиц…й,

    11. сестриц…н,

    12. глиц…ния,

    13. ц…мбалы,

    14. ц…тадель,

    15. лейкоц…т,

    16. газифиц…ровать,

    17. Цариц…но,

    18. пальц…,

    19. выц…ганить,

    20. ж…раф.

    Упражнение 5. Укажите слова, в правописании которых допущена ошибка.

    1. исцарапать,

    2. растворить,

    3. воззвание,

    4. изтратить,

    5. истечь,

    6. расшевелить,

    7. исследовать,

    8. безостановочный,

    9. бесвкусица,

    10. исподлобья,

    11. распаковать,

    12. рассредоточиться,

    13. распределить,

    14. иззябнуть,

    15. безперспективный,

    16. бессовестный,

    17. раздавить,

    18. розвальни,

    19. розыгрыш,

    20. бесчеловечный,

    21. исчахнуть,

    22. бессовестный,

    23. чрезмерный,

    24. згореть,

    25. отдача.

    Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в таблице.

    1. пр…творить дверь,

    2. пр…наряженный кавалер;

    3. относиться с пр…зрением;

    4. понять пр…вратно;

    5. пр…вилегированное общество,

    6. пр…ображенный вид,

    7. пр…ступить к работе,

    8. пр…ломление лучей,

    9. пр…мерзкое настроение,

    10. сердечная пр…вязанность,

    11. отдыхать в Пр…днестровье,

    12. пр…зумпция невиновности.

    13. пр…терпеть лишения,

    14. пр…бить к стене,

    15. старый пр…вратник,

    16. пр…вратный смысл,

    17. пр…амбула договора,

    18. пр…беречь деньги,

    19. пр…горшня семечек,

    20. пр…дворный слуга,

    21. пр…зентация программы,

    22. ваше пр…восходительство,

    23. пр…словутый земляк,

    24. пр…зидент страны,

    25. пр…мьера фильма,

    26. пр…клоняться перед талантом,

    27. пр…ходящий успех,

    28. пр…вратности судьбы,

    29. пр…доставить возможность,

    30. пр…скорбный факт,

    31. пр…уменьшить скорость,

    32. пр…дания старины,

    33. пр…тягательная сила,

    34. вредная пр…вычка,

    35. пр…личный вид.

    Упражнение 7. Укажите неправильные написания слов, исправьте орфографические ошибки.

    1. припасть к земле,

    2. прибайкальские леса,

    3. преподать урок,

    4. преследовать преступника,

    5. придать значение,

    6. превратный смысл,

    7. присутствие на занятиях,

    8. приобщить к работе,

    9. преопасная ситуация,

    10. премитивное задание,

    11. прервать беседу,

    12. страшное привидение,

    13. прикрепленный к стене,

    14. пребывать в командировке,

    15. приемник начальника,

    16. лекарственный препарат,

    17. престижная работа,

    18. разрешенный прецедент,

    19. преоритетное положение,

    20. приноровиться к условиям,

    21. жизнь без прекрас,

    22. приватная беседа,

    23. страшный привереда,

    24. выступление примадонны,

    25. предъявлять претензии,

    26. претерпеть лишения,

    27. презреть сироту,

    28. заседание президиума,

    29. чинить препятствия,

    30. притвориться спящим,

    31. находиться в прихожей,

    32. выдержать притеснения,

    33) непринужденный разговор,

    34) непреметная красота,

    35) прилежное поведение.

    Упражнение 8. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в таблице.

    1) вз…скать,

    2) роз…грыш,

    3) под…грать,

    4) пред…дущий,

    5) пост…ндустриальный,

    6) из…скания,

    7) сверх…зысканный,

    8) фин…нспектор,

    9) с…мпровизировать,

    10) пред…дущий,

    11) вз…мать,

    12) с…змала,

    13) дез…нформация,

    14) с…мпровизировать,

    15) меж…рригационный,

    16) об…скать,

    17) об…ндеветь,

    18) контр…гра,

    19) пед…нститут,

    20) под…тожить,

    21) с…ронизировать,

    22) без…сходность,

    23) транс…орданский,

    24) вз…грать,

    25) раз…скивать.

    Упражнение 9. Приведенные ниже слова распределите в таблице.

    ъ

    ь

    Не пишутся ъиь

      1. от…ять,

      2. раз…ёмный,

      3. интер…ер,

      4. р…яный.

      5. под…ячий.

      6. фельд…егерь,

      7. кон…юнктивит,

      8. об…ект,

      9. без…ядерный,

      10. двух…язычный,

      11. глав…юрколлегия,

      12. об…ятия,

      13. порт…ера,

      14. под…есаул,

      15. В…етнам,

      16. кон…ектура,

      17. ин…яз,

      18. ар…ергард,

      19. грузопод…емник,

      20. с…экономить,

      21. мыш…як,

      22. раз…ахаться,

      23. фел…етон,

      24. компан…он,

      25. сен…ор,

      26. ад…ютант,

      27. трех…осный,

      28. руж…ецо,

      29. протод…якон,

      30. изголов…е.

    Упражнение 10. Укажите слова, в правописании которых допущена ошибка.

    1. съестной,

    2. необъяснимый,

    3. ущелье,

    4. безъаварийный,

    5. вьюга,

    6. сверхъестественный,

    7. полъ-яслей,

    8. разъезжаться,

    9. опьянение,

    10. обьятия,

    11. дизъюнкция,

    12. заречье,

    13. двухъярдовый,

    14. звеньевой,

    15. лисьи,

    16. иньекция,

    17. соловьиный,

    18. обезьяна,

    19. няньчить,

    20. колье.

    Упражнение 11. Приведенные ниже слова распределите в таблице.

    Ь пишется

    Ь не пишется

    1. умнож…те,

    2. напишеш…,

    3. калач…,

    4. грабеж…,

    5. строч…ка,

    6. вскач…,

    7. фальш…,

    8. хищ…ный,

    9. сплош…,

    10. горюч…,

    11. лес…ть,

    12. клян…чить,

    13. виш…,

    14. пустош…,

    15. стереч…,

    16. гуаш…,

    17. назнач…те,

    18. отреж…,

    19. молодеж…,

    20. повес…ть,

    21. мятеж…,

    22. болез…нь,

    23. назнач…,

    24. болез…нь,

    25. тон…ше,

    26. смерч…,

    27. теч…,

    28. френч…,

    29. помощ…,

    30. картеч…

    Упражнение 12. Раскройте скобки, распределите слова в таблице.

    Слитно

    Через дефис

    1. (бета)облучение,

    2. (бетоно)укладчик,

    3. (аэро)механика,

    4. (ватер)линия,

    5. (вет)пункт,

    6. (взрыво)защита,

    7. (себя)любие,

    8. (волокно)очиститель,

    9. (пол)банки,

    10. (пол)аршина,

    11. (перекати)поле,

    12. (борт)радист,

    13. (блок)сигнал,

    14. (поли)вектор,

    15. (пол)шага,

    16. (верти)хвостка,

    17. (яхт)клуб,

    18. (полу)ширина,

    19. (право)бережье,

    20. (псевдо)классицизм,

    21. (сило)измеритель,

    22. (иван)чай,

    23. (изо)(фото)репортаж,

    24. (содо)варение,

    25. (тепло)видение,

    26. (контр)атака,

    27. (лейб)гвардия,

    28. (тонно)километр,

    29. (трудо)час,

    30. (торг)флот,

    31. (ультра)модерн,

    32. (фото)проводник,

    33. (меч)рыба,

    34. (житье)бытье,

    35. (дизель)электроход,

    36. (пол)ложки.

    Упражнение 13. Приведенные ниже слова распределите в таблице.

    Слитно

    Раздельно

    Через дефис

    1. (сельско)хозяйственная продукция,

    2. (разговорно)бытовой стиль,

    3. (светло)каштановые волосы,

    4. (подлинно)новаторский подход,

    5. (подкупающе)дружелюбный человек,

    6. (отлично)оснащенный кабинет,

    7. (относительно)небольшого размера,

    8. (комически)изображенный герой,

    9. (командно) административный состав,

    10. (средне)суточная температура,

    11. (душевно)чистые люди,

    12. (внешне)торговое положение,

    13. (густо)населенный район,

    14. (исключительно)яркий свет,

    15. (историко)архитектурный ансамбль,

    16. (всемирно)историческое значение,

    17. (всемирно) известный ученый,

    18. (критико)библиографический отдел,

    19. (каре)глазая девчонка,

    20. (насмешливо)снисходительная улыбка,

    21. (искусственно) полученный результат,

    22. (испано)американский словарь,

    23. (декоративно)художественное изделие,

    24. (пятисот)летний юбилей,

    25. (клейко)липкий состав,

    26. (контрольно)сортировочный отдел,

    27. (водо)непроницаемая пленка,

    28. (естественно)научные дисциплины,

    29. (научно)методический совет,

    30. (научно)обоснованный аргумент,

    31. (относительно)спокойное состояние,

    32. (официально)установленный факт,

    33. (обывательски)настроенный субъект,

    34. (старо)русский обычай,

    35. (наследственно)больной человек.

    Упражнение 14.Укажите слова, в правописании которых допущена ошибка.

    1. жизненно-важный вопрос,

    2. нарочито равнодушное отношение,

    3. насосно-компрессорная установка,

    4. народонаселение,

    5. наивно мыслящий юноша,

    6. высокоодаренный ребенок,

    7. минерально-витаминный комплекс,

    8. нефтедобывающая промышленность,

    9. легкораненый солдат,

    10. легкоокисляющаяся поверхность,

    11. масло- и жиронепроницаемый состав,

    12. картофелеуборочная машина,

    13. лев толстовские романы,

    14. многократно повторенный материал,

    15. молочно-овощное пюре,

    16. морфологически неразличимые слова,

    17. морфолого-словообразовательный анализ,

    18. мучительно-тягостное состояние,

    19. общественно-полезный труд,

    20. общественно-освободительное движение.

    Упражнение 15.Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в таблице.

    1. со…вый соус,

    2. гуж…вой транспорт,

    3. бирж…вой комитет,

    4. милост…вый друг,

    5. меж…вой знак,

    6. ситц…вое платье,

    7. доходч…вый ответ,

    8. Гродн…нская область,

    9. юрод…вый человек,

    10. несговорч…вый собеседник,

    11. вещ…вой мешок,

    12. гуттаперч…вый мальчик,

    13. услужл…вый друг,

    14. замш…вые сапоги,

    15. привередл…вый клиент,

    16. пенз…нские гости,

    17. гречн…вая каша,

    18. корн…вая система,

    19. догадл…вый ребенок,

    20. прожорл…вая гусеница,

    21. отзывч…вый родственник,

    22. уживч…вые соседи,

    23. никел…вый сплав,

    24. выносл…вый человек,

    25. засушл…вое лето,

    26. навязч…вая идея,

    27. щавел…вый суп,

    28. заботл…вая дочь,

    29. соч…нская делегация,

    30. сбивч…вый ответ,

    31. черешн…вая косточка,

    32. приветл…вый вид,

    33. опрометч…вое решение,

    34. поршн…вой насос,

    35. тол…вое покрытие,

    36. марл…вая повязка.

    Упражнение 16.Укажите слова, в правописании которых допущена ошибка.

    1. ткацкий

    2. дворницкий,

    3. кадетский,

    4. детский,

    5. январский,

    6. крупитчатый,

    7. бородавчатый,

    8. свинцовый,

    9. генеральский,

    10. бурлацкий,

    11. узбекский,

    12. кавказский,

    13. братский,

    14. Любаньский (район),

    15. библиотекарьский,

    16. русистский,

    17. финляндский,

    18. чумацкий,

    19. пиратский,

    20. приходской,

    21. одесский,

    22. рыбацкий,

    23. светский,

    24. флотский,

    25. тунгусский,

    26. меньшевицкий.

    Упражнение 17.Распределите слова в таблице в соответствии с правилами правописания Н и НН в именах прилагательных.

    1. оси…ое гнездо,

    2. овчи…ый тулуп,

    3. пше…ая каша,

    4. осе…ий пейзаж,

    5. ведомстве…ая гостиница,

    6. шерстя…ая ткань,

    7. веществе…ое доказательство,

    8. пенсио…ое удостоверение,

    9. карма…ые часы,

    10. безветре…ый день,

    11. ветря…ая мельница,

    12. крупя…ные изделия,

    13. песча…ая отмель,

    14. действе…ое решение,

    15. деревя…ый дом,

    16. полотня…ая куртка,

    17. искусстве…ый мех,

    18. перепели…ые яйца,

    19. спонта…ое решение,

    20. румя…ые щеки,

    21. ю…ый натуралист,

    22. семе…ой фонд,

    23. оловя…ый солдатик,

    24. крыси…ый яд,

    25. ледя…ая глыба,

    26. глиня…ая посуда,

    27. серебря…ое кольцо,

    28. журавли…ая стая,

    29. гости…ая комната,

    30. дровя…ой склад,

    31. сви…ое сало,

    32. клюкве…ое варенье,

    33. стари…ые драгоценности,

    34. доме…ая печь,

    35. конституцио…ое право,

    36. петуши…ый хвост,

    37. земля…ой орех,

    38. ржа…ой хлеб,

    39. багря…ый убор,

    40. информацио…ое агентство,

    41. лекарстве…ые травы,

    42. масля…ое пятно,

    43. пламе…ый привет,

    44. вое…ое время,

    45. конопля…ое масло,

    46. лебеди…ая песня,

    47. утре…ие часы,

    48. племе…ой скот,

    49. пусты…ая улица,

    50. иностра…ый язык.

    Упражнение 18.В приведенных глаголах вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в таблице.

    1. ты не чувству…шь усталости,

    2. мы тороп…мся на работу,

    3. слома…шь игрушку,

    4. цветок увяда…т,

    5. боец переправля…тся вплавь,

    6. беле…т парус вдалеке,

    7. равнина стел…тся,

    8. дерево трепещ…т,

    9. славно пахн…т травой,

    10. хоч…тся спать,

    11. не услыш…м звонка,

    12. колыш…тся сочная трава,

    13. дыш…тся легко в лесу,

    14. свет чуть брызж…т,

    15. котенок мяука…т,

    16. сосредоточ…тся над работой,

    17. стрелок осека…тся,

    18. дверь открыва…тся,

    19. подъезжа…м к дому,

    20. тень исчеза…т,

    21. смотр…шь на меня,

    22. наступа…т зима,

    23. солнца не вид…т,

    24. он никогда не опаздыва…т,

    25. он выполн…т задание,

    26. вывед…шь из терпения,

    27. листва осыпа…тся,

    28. мы отправля…мся в поход,

    29. рассвет дремл…т,

    30. слыш…тся завывание ветра.

    Упражнение 19.В приведенных глаголах вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в таблице.

    1. воспит…вать детей,

    2. исповед…ваться в церкви,

    3. завед…вать кафедрой,

    4. загляд…вать в будущее,

    5. команд…вать батальоном,

    6. выстро…л дом,

    7. выскоч…л на минутку,

    8. отста…вать точку зрения,

    9. обслед…вать здание,

    10. обезлес…ть местность,

    11. крыша обындев…ла,

    12. город ночью обезлюд…л,

    13. нельзя переговар…ваться,

    14. узакон…ли отношения,

    15. обесточ…ть квартиру,

    16. обезобраз…л внешность,

    17. больной обескров…л,

    18. огляд…ваться по сторонам,

    19. пове…ло ароматом цветов,

    20. отта…вает мясо,

    21. развес…л по местам,

    22. обид…ть друга,

    23. подытож…вать работу,

    24. одол…вает грусть,

    25. насвист…вать мелодию,

    26. зате…л побег,

    27. высме…вать пороки,

    28. продл…вать отпуск,

    29. подрабат…вать после учебы,

    30. обезвред…ть врага,

    31. зате…л разговор,

    32. се…ли озимые.

    Упражнение 20.Вставьте пропущенные Н или НН. Распределите слова в таблице.

    1. испуга…ый вид,

    2. прикрепле…ый карниз,

    3. бандероль адресова…а,

    4. неслыха…ое происшествие,

    5. всеми изгна…ый,

    6. примере…ый костюм,

    7. представле…ый к награде,

    8. пеклева…ая мука,

    9. посаже…ый отец,

    10. балова…ый ребенок,

    11. маринова…ые огурцы,

    12. груже…ая машина,

    13. вяза…ые сестрой варежки,

    14. копче…ая колбаса,

    15. некраше…ый пол,

    16. дело сдела…о,

    17. ране…ый в бою,

    18. стира…ая скатерть,

    19. пута…ый ответ,

    20. изыска…ы средства,

    21. свежескоше…ая трава,

    22. кале…ые орехи,

    23. нечая…ый проступок,

    24. воспроизведе…ый текст,

    25. линова…ая бумага,

    26. отчая…ый шаг,

    27. груже…ая картофелем машина,

    28. некормле…ые дети,

    29. варе…ый в кастрюле,

    30. неписа…ые законы.

    Упражнение 21.Вставьте пропущенные Н или НН. Распределите слова в таблице.

    1. действия решитель…ы,

    2. кусты посаже…ы жильцами,

    3. действия согласова…ы и точны,

    4. книга изда…а в сентябре,

    5. решение ничем не обоснова…о,

    6. общественность была взволнова…а последними событиями,

    7. билеты приобрете…ы вовремя,

    8. замечание существе…о,

    9. печь сильно раскале…а,

    10. ракета запуще…а в космос,

    11. она была сдержа…а,

    12. дети были увере…ы в победе,

    13. слова броше…ы вслед,

    14. поздравления искре…и,

    15. дополнительные средства изыска…ы,

    16. студентка серьезна и сосредоточе…а,

    17. собра…а уникальная коллекция,

    18. были крайне удивле…ы,

    19. кража соверше…а неизвестным,

    20. идеалы прекрасны и возвыше…ы,

    21. переговоры заверше…ы,

    22. задача реше…а,

    23. больные обрече…ы,

    24. подруга всегда собра…а и решительна,

    25. все деньги были израсходова…ы,

    26. поездка была очень рискова…а,

    27. поля изъезже…ы тракторами,

    28. улики уничтоже…ы,

    29. решение не обдума…о,

    30. все посчита…о.

    Упражнение 22.Раскройте скобки, распределите слова в таблице.

    НЕ слитно

    НЕ раздельно

    studfiles.net

    Тренировочные упражнения по орфографии и пунктуации

    Вопрос №1.

    1).Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

    Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать, р…внина, з…ря,соб…рать, изл…гать, бл…стательный,пл…вец, зам…рать, р…сток, соч…тание

    2). Определите виды подчинительной связи в словосочетаниях: сильный дождь, встретил впервые, портрет писателя, то дерево, начал читать, летящий шар, домик из песка, ответил другу, ваш дом, бежать быстро, поступил по- своему, серебряный шар, отвечал думая, шквал огня.

    Вопрос №2.

    1)Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

    Пч…лка, крыж…вник,сожж…шь, грош…вый,плащ…м,увлеч…нный, кумач…вый, деш…вый,печ…шь, ж…сткий, зайч…нок,шапч…нка,смеш…н, общ…, молодож…ны.

    2).Объясните наличие или отсутствие тире в простом предложении.

    Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. Чтение вот лучшее учение. Слово не стрела. Но острее стрелы. Книга это источник знаний. Ласковое слово что весенний день. Знание орудие, а не цель. Она известная актриса. Жить Родине служить. Высота Эльбруса пять тысяч шесть сорок два метра. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

    Вопрос №3.

    1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

    Бе…порядок, во…действие, ра…смотреть, и…рытый, во…полнить, бе…вкусный,ра…ломить,чре…мерный, чере…полосица,ис…кусанный,

    Ни…падать, ни…вергаться,во…гордиться, ра…смешить, во…кликнуть.

    2)Определите виды односоставных предложений.

    Потеплело. В дверь позвонили. Люблю грозу в начале мая. Осень. Нездоровится. По дороге тащат машины. Уходим завтра в море. Ночь. Светает. Полюбуйся красотой ландышей. Пойдем в лес. Подмораживает.

    Вопрос №4.

    1) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

    Печё(н,нн)ый картофель, серебря(н,нн)ый, ю(н,нн)ый, заполне(н,нн)ы, ветре(н,нн)ый,СОБРа(н,нн)ые, вяза(н,нн)ая крючком, гуси(н,нн)ый, кожа(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, тума(н,нн)ый,соловьи(н,нн)ый, осе(н,нн)ий, задума(н,нн)о, гли(н,нн)яный

    2)определите виды сказуемых.

    Он продолжает заниматься. Метель была страшная. Ветер казался тёплым. Владимир начал сильно волноваться. Девочка перестала плакать. Тюльпаны продолжают расти. Мы сидели на берегу реки. Тает мокрый снег. Нет солнца. Громко поют птицы. Он мой хороший друг.

    Вопрос №5.

    1) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

    Дыш…шь ,он руб…т, они смотр…т, он та…т, стел…шь, они гон…т, он держ…т, он бре…т, он колыш…тся, они черт…т, он маж…т, слыш…мый, кол…щий, вид…щий. Терп…щий, бре…щий, чита..мая,

    2)расставьте знаки препинания и объясните их.

    Река глубокая и широкая протекала рядом. Горная цепь состоящая из множества хребтов видна издалека. Пушкин великий русский поэт создал много шедевров. Город залитый светом виднеется внизу. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. Мерцая поднимаются облака. Несмотря на сильный шторм корабли вышли в море. Весёлый и счастливый он светился от радости.

    Вопрос №6.

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

    Прилеч…, меч…, идёш…, отреж…те, свеж…, мощ…, настеж…, рубеж…, удивиш…ся, пахуч…, еш…, извлеч…, мелоч…, проч…, замуж…, горяч…

    2)Определите принадлежность слова к той или иной группе (по значению, употреблению), назовите художественное средство.

    Лодка, шлюпка, байдарка ; Металл в голосе;Улыбнулись берёзки;Серебряные росы;

    Улыбаться, смеяться, хохотать; Ложь бывает доброй или злой;дипломат- дипломант;

    Вече, боярин, опричник;Поляши( тетерева), летянина( дичь)

    Вопрос №7.

    1). Слитно или раздельно. Объясните.

    (не) выкрашенный пол, пол (не) покрашен, (не) ответив, (не) ласковый, (не) собранные заранее, (не) легко, вовсе (не) добрый, нисколько (не) злой, (не) раскрыты, (не) широкая, а узкая, (не) правда, уже (не) успевающий, (не) спрятанные от дождя.

    2).Расставить знаки препинания, объяснить.По сообщению газет эстафета отменяется. По- моему дело ясное. К счастью добавилась грусть. К счастью всё закончилось хорошо. Во- первых не спеши. Во- вторых не отвлекайся. Таким образом смысл сказанного это выработка характера.Действительно камни бывают разной твёрдости.

    Вопрос №8.

    1).Объясните постанову дефиса или его отсутствие.

    Кое( )кто, пол( )арбуза, пол( )года, в (пятых) ,действовать по( )прежнему,

    кто( )нибудь,тёмно( )бровый,пол( )Москвы, тёмно( )синий, где( )либо, пол(лампы), железно( )дорожный, шахматно( )шашечный, как( )то, чуть( )чуть.

    2).Расставьте знаки препинания и объясните их.

    Солнце и светит и греет и ласкает. Мал золотник да дорог. На субботник вышли как взрослые так и дети. Снег лежал повсюду на дороге на крышах на деревьях. Весна пришла не только в лес но и в город. Воздух солнце и вода всё это укрепляет здоровье. Капли дождя глухо стучали или громко барабанили.

    Вопрос№9.

    1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

    К кому (н…) обращался Ростов, (н…)кто не мог ему ответить.

    Сколько бы (н…) смотреть на море- оно (н…)когда не надоест.

    Что только он (н…)делал, как (н…)старался, (н…) (с) какой стороны не мог обойти болото.

    (Н…)где на небе (н…)тучки. На (н…)скольких деревьях (н…)листочка.

    2).Расставьте знаки препинания и объясните их.

    Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашумел. Солнце зашло и начало смеркаться. Последние тени сливались да непроглядная мгла сгущалась. Собрание закончилось однако люди ещё долго не расходились. Птица пролетит или зверь веткой хрустнет.На небе ещё не появилась луна но можно было ещё различать дорожки сада.

    Вопрос №10.

    1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

    Работать (в) иечени… двух дней, отметить неожиданные перемены (в)течении… болезни; гулять (в) продолжении… зимнего сезона, найти отражение (в0 продолжени… фильма;сказать (в) заключении…выступления, находиться (в) заключени…;(в)следствии…засузи, участвовать (в)следствии… по делу

    2) Расставьте знаки препинания и объясните их.

    Синцов долго не мог узнать когда пойдёт поезд на Минск. Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то теперь увидит его. Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжёлая и нам не доехать засветло до деревни. После долгих лет разлуки я снова увидел сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней детства.Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда- либо зверь тревожно нюхал воздух.

    Вопрос 11.

    1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

    Размеш…нный,перекле…нный, оштукатур…нный, залив…стый, прерыв…стый, заносч…вый, бесед…вать, буш…вать, рассматр…вать, закле…вать, подсматр…вать, увид…ный, услыш…нный,говорл…вый, завид…вать.

    2). Расставьте знаки препинания и объясните их.

    Река разлилась весна была дружная. Солнце ярко светит быстрые ящерицы сверкая блёстками купаются в его лучах. Настанет утро двинемся в путь. Раздался сильный шум грохотали поезда шумели паровозы. Налетает злая вьюга падает на плечи деревьев белая шаль. Любишь кататься люби саночки возить.

    Вопрос №12.

    1). Определите способы образования следующих слов.

    Потемнеть, соединять, ледокол, мороженое (вкусное), книжонка, поэт- классик, тоненькая, собеседник, морозец, востребовать, развитие, отказ, поныне, разработка, прошептал, по- своему, указ.

    2).Выполнить морфологический разбор существительного и прилагательного.

    С другом. Тёплым (днём).

    Вопрос №13.

    1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

    В ПОТЕМНЕВШ…М ВОЗДУХ…, ИЗ ЗЕЛЕНЕЮЩ…Й РОЩ…, В ПОТУХШ…М ПЛАМЕН…, ПО осенн…й алле…, светящ…мся фонарём, дымящ…юся даль, на почерневш…м пол…, в серебрящ…мся инее…, в трудн…й ситуации…, в открывш…мся планетарии…, о неприятн…й фальш…, о любящ…м друг…, на алеющ…м знамен…

    2)Определить типы речи.

    Вопрос №14.

    1)Выполнить морфологический разбор глагола.

    (туман) стелется

    2). Определить стили речи.

    infourok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *