Учитель GoogleМысли великихПроверка словаПроверка текстаСоответствие стилюКалендарьСтатистика | Склонение имён существительных на -ия, -ие, -ийДорогие ребята! Сегодня мы снова поговорим о склонении существительных. Вы повторите учебный материал прошлого урока и узнаете об особенностях склонения существительных, которые оканчиваются на –ия, -ие, -ий. Ребята! Как вы думаете, почему о склонении существительных на -ия, -ие, -ий мы вынуждены говорить особо? Дело в том, что эти существительные склоняются иначе, чем существительные 1, 2 и 3 склонения. Вам следует запомнить правописание падежных окончаний таких слов. Запомните! У существительных женского рода на -ия (фамилия, акация) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа в конце пишется -ии. Запомните! У существительных мужского рода на -ий (планетарий, гербарий) и у существительных среднего рода на -ие (здание, решение) в предложном падеже единственного числа на конце пишется -ии: в планетарии, о гербарии, в здании, о решении. Ребята, внимательно прочитайте примеры и запомните, что -ия, -ие, -ий — это не окончания. Тренажёр Обратите внимание на то, что правописание имён Юлия, Валерий, София и т. д. подчиняется этому же правилу. Различайте имена собственные типа Мария, Наталия — Марья, Наталья. Слова Марья, Наталья, Дарья и т.п. относятся к первому склонению и склоняются по общему правилу. Важный вывод Существительные на -ия, -ие, -ий — особые существительные. Вам следует запомнить правописание их падежных окончаний. Ни в одном падеже таких существительных не бывает окончания — -е. Обратите внимание, что -ия, -ие, -ий — это не окончания (в словах на -ия, -ие, -ий мы можем выделить окончания -я, -е и нулевое). Рефлексия |
gvozdikova.ucoz.ru
«Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.
Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;
2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;
4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;
5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.
Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.
Ход урока:
I. Организационная ситуация.
1. Организационный момент.
— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.
— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
(Слайд 1)
— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).
(На слайде 2, 3)
— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?
(О правописание безударных окончаний имён существительных)
— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
(Проверка — один ученик работает у доски)
— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.
Карточка с заданием для индивидуальной работы.
Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),
на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).
(Работа проверяется в течение урока)
На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).
— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?
(Ответы в виде кластера на слайде 4)
Определи склонение, падеж, окончание
или
Вспомни окончание по опорному слову
— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?
— Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.
— Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)
— Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).
— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.
(На слайде 6 добавляется запись)
Подчиняются общему правилу
Не подчиняются общему правилу
Определи склонение, падеж, окончание
или
Вспомни окончание по опорному слову
— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.
— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.
(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).
(Тема на слайде 7)
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом. Учебник — стр.106.
Запись на слайде 8 выглядит так:
Подчиняются общему правилу
Не подчиняются общему правилу
Определи склонение, падеж, окончание
-ий, -ие -ия
Р.п. и
Д.п. и
П.п. и и
или
Вспомни окончание по опорному слову
— Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.
В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)
2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.
Карточка 1. Работа в группах.
Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.
Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.
— Сколько слов вы нашли? (8 слов)
— Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.
— А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)
— Почему важно узнавать такие слова среди других?
3. Самостоятельная работа.
— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.
Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).
Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.
Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.
(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы — слайд 11)
— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?
Физминутка.
III. Упражнение по совершенствованию навыка.
1. Работа в парах.
— Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.
— Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)
Карточка 3. Работа в парах.
На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).
(Проверка работ — слайд 12)
2. Словарная работа.
— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:
Кличка – животное
Название – предмет
________ — человек
(Фамилия)
— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).
— Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.
— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.
— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.
3. Тренировочный материал (дополнительно).
— Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)
мечтать экскурсия
читать Англия
готовиться путешествие
написать герой
IV. Итог урока.
— Как звучит тема урока?
— Какие цели мы поставили?
— Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?
V. Рефлексия. Лист достижений.
— Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.
— Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?
Ф.И. учащегося
Виды заданий
Баллы
Повторение изученного
Знакомство с новым материалом
Карточка 1. Работа в группах
Карточка 2. Самостоятельная работа
Карточка 3. Работа в парах
Словарная работа
Дополнительный материал
Всего баллов:
Я выполнял задания на уроке:
Правильно и самостоятельно — 2 балла
Без ошибок, но с помощью других — 1 балл
Неправильно — 0 баллов
VI. Домашнее задание. Учебник — с.106, №3 (Слайд 14)
infourok.ru
«Правописание окончаний имен существительных на -ий-, -ия-, -ие-«
Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.
Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;
2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;
4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;
5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.
Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.
Ход урока:
I. Организационная ситуация.
1. Организационный момент.
— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.
— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
(Слайд 1)
— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).
(На слайде 2, 3)
— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?
(О правописание безударных окончаний имён существительных)
— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
(Проверка — один ученик работает у доски)
— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.
Карточка с заданием для индивидуальной работы.
Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),
на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).
(Работа проверяется в течение урока)
На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).
— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?
(Ответы в виде кластера на слайде 4)
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?
— Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.
— Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)
— Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).
— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.
(На слайде 6 добавляется запись)
Подчиняются общему правилу | Не подчиняются общему правилу |
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.
— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.
(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).
(Тема на слайде 7)
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом. Учебник — стр.106.
Запись на слайде 8 выглядит так:
Подчиняются общему правилу | Не подчиняются общему правилу |
Определи склонение, падеж, окончание |
-ий, -ие -ия Р.п. и Д.п. и П.п. и и |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
— Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.
В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)
2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.
Карточка 1. Работа в группах.
Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.
Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.
— Сколько слов вы нашли? (8 слов)
— Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.
— А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)
— Почему важно узнавать такие слова среди других?
3. Самостоятельная работа.
— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.
Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).
Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.
Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.
(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы — слайд 11)
— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?
Физминутка.
III. Упражнение по совершенствованию навыка.
1. Работа в парах.
— Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.
— Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)
Карточка 3. Работа в парах.
На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).
(Проверка работ — слайд 12)
2. Словарная работа.
— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:
Кличка – животное
Название – предмет
________ — человек
(Фамилия)
— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).
— Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.
— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.
— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.
3. Тренировочный материал (дополнительно).
— Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)
мечтать экскурсия
читать Англия
готовиться путешествие
написать герой
IV. Итог урока.
— Как звучит тема урока?
— Какие цели мы поставили?
— Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?
V. Рефлексия. Лист достижений.
— Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.
— Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?
Ф.И. учащегося | |
Виды заданий | Баллы |
Повторение изученного | |
Знакомство с новым материалом | |
Карточка 1. Работа в группах | |
Карточка 2. Самостоятельная работа | |
Карточка 3. Работа в парах | |
Словарная работа | |
Дополнительный материал | |
Всего баллов: |
Я выполнял задания на уроке:
Правильно и самостоятельно — 2 балла
Без ошибок, но с помощью других — 1 балл
Неправильно — 0 баллов
VI. Домашнее задание. Учебник — с.106, №3 (Слайд 14)
kopilkaurokov.ru
— Учитель читает стихотворение Р.Фархади. На всех языках есть такие слова: Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова – путеводные наши огни. Живые. Земные. И суть их проста: Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда. Останутся с нами другие слова, В них гордая сила людского родства: Мир. Дружба. И радость высокой волной. Мы – люди. Мы – дети планеты одной! — Скажите, это текст? Докажите. — Назовите тему этого стихотворения. — А какая мысль в данном произведении? — Назовите имена существительные из данного стихотворения. — Какие существительные вы читали с удовольствием? — Почему? — Какими красками вы бы их раскрасили? — А какие слова вызывают ваше неприятие, страх? — Почему? — Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении? — Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим с вами склонения существительных. Сколько склонений вы знаете? — Что нужно сделать, чтобы определить склонение у существительного? — Распределите существительные из данного стихотворения по колонкам таблицы: Три ученика к доске.
— Один ученик выполняет индивидуальное задание. Карточка 1. Исправь ошибки. Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.). — Вот, молодцы! — А теперь давайте вспомним падежные окончания имен существительных. Запишите словосочетания, определите склонение, падеж, выделите окончание. Скрываться в зелен.., гулять по площад.., расскажу о подземель.., лежать на постельк.., был на фестивал.., помогу мам.., участвовал в конкурс.., поездка по Африк.., росли вдоль тропинк.., держу в ладон.., занимается на кружк.. . | Да. Так как предложения связаны по смыслу, тематически и грамматически. — Слова. — Слова бывают разные: хорошие и плохие. А мы люди, а значит должны жить в мире, дружбе и использовать только добрые слова. — Мать. Родина. Счастье. Река и тд. Мать. Родина. Счастье. Хлеб и т.д. — Они вызывают теплые чувства, с ними связана наша жизнь, наши мечты. — Яркими, разноцветными. — Война. Жестокость. Вражда. — Они напоминают о горе, страданиях, таких слов не должно быть. — Черный цвет, потому что он символизирует страх, жестокость. — Три. — Нужно поставить слово в именительный падеж, единственное число.
Карточка 1. Расти на поляне (П.п.), идти к дому (Д.п.), войти в автобус (В.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (Т.п.), облачное небо (И.п.). Скрываться в зелени (3 скл, П.п.), гулять по площади (3 скл, Д.п)., расскажу о подземелье (2 скл, П.п.), лежать на постельке (1 скл, П.п.), был на фестивале (2 скл, П.п.), помогу маме (1 скл., Д.п), участвовал в конкурсе (2 скл., П.п.), поездка по Африке (1 скл. Д.п.), росли вдоль тропинки (1 скл, Р.п), держу в ладони (3 скл., П.п), занимается на кружке (2 скл, П.п) . |
nsportal.ru
Этапы урока | Ход урока | Формы, методы и приемы, содержание слайда | Формирование УУД | I.Организационный момент | — Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку. Садитесь. | II. Минутка чистописания | — Открываем тетради, записываем число и классная работа. Минутка чистописания: пропишите соединение букв Аа,Ап, чередуя -Подчеркните самое удачное получившееся соединение. | III.Актуализация знаний. Проблемная ситуация IV. Проблемная ситуация | (На слайде даны группы слов) — Найдите «четвертое лишнее» слово в каждой группе. 1) о народ _, на пол , к корон _, без туч _ 2) о клумб _, о ворон _, о песн _ , о ел_ 3) в клетке, в здании, в акации, в санатории 1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых трех слов, несмотря на разные роды, склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е. 2 группа: все существительные П.п., но первые три слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е, а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели» 3 группа: -Окончания записаны, но все существительные какого падежа? (П.п.) -Объясните, почему слово в клетке является лишним и имеет окон е? в 1 и 2 склонениях П.п. пишется окончание -е. Оно какого рода? (ж.р.) 3) в клетке, в здании, в акации, в санатории — А остальные сущ. какого рода? (РАЗНОГО) — Но почему в окончании одинак. буква И? — Можно в объяснении отталкиваться от рода и склонения? (нет) — Правильно, это слова особого типа склонения. О правописании подобных слов вы еще не знаете. — Итак, какая тема нашего урока? — Какую цель мы можем поставить? | Фронтальная «Четвертое лишнее» Слайд 1 Слайд 2 Табл. Окон –е и – и в опасных падежах
| Метапредметные результаты: Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Умение выражать свои мысли (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Метапредметные результаты: Целеполагание (Р) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) | V. Изучение нового материала. | — Откройте учебники на странице 104, прочит. задание сам-но, а теперь вслух? С чем будем работать? (с таблицей) — Значит, какую работу выполнять? (сравнивать слова и определять особенности слов на на –ий, -ия, -ие) — Рассмотрите таблицу на стр. 105. — Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения и окончания существительных на –ий, -ия, -ие. — Определите, в каких падежах есть особенность написания окончаний слов на –ий, -ия, -ие и в чём заключается эта особенность? Сможете ли вы сформулировать правило? У слов на –ия в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и. У слов на –ий, -ие в предложном падеже окончание –и. — Откройте страницу 106. Прочитайте правило. (После того, как они прочитали правило, прошу одного из учеников прочитать его еще раз) — А теперь прочитаем хором. — Дополним уже известную нам табл. об окон и и е в опасных падежах (Помогают дополнить под руковод. учителя) Слайд 3 | Работа с таблицей, правилом Слайд 3 + слова здание – с.р. акация – ж.р. санаторий– м.р.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) | VI. Закрепление нового материала. | — Выполним упражнение 1. Прочитайте задание — Обратите внимание на образец. Итак, комментированное письмо (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу) — Опираясь на правило, выполните упражнение 2 самостоятельно. Прочитайте задание. (Спрашиваю некоторых учеников по 1 предложению, с объяснением) — У кого по-другому? Объясните. — Выполним упражнение 2. (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу) -2 последних сам-но записываем и обозначаем орф. -Проверьте. | Комментированное письмо Самост. работа Самопроверка (На слайде) | Метапредметные результаты Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) | VI. Подведение итогов. Рефлексия. | — Какую цель мы с вами ставили в начале урока? -Что узнали нового? -Что было трудным? — Удалось ли нам достичь ее? -Над чем нужно будет работать? Д.р. | Умение выражать свои мысли (К) Способность к самооценке |
nsportal.ru
Урок русского языка в 4-м классе . Правописание безударных окончаний имен существительных на -ий, -не, -ия
Цели:
- Развивать словесно – логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы.
- Воспитывать товарищество, взаимопомощь, чувство гордости за свой край.
- Познакомить с правилом написания безударных окончаний имён существительных на ий, ия, ие. Составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных.
Ход урока
I. Организационная ситуация
1. Организационный момент.
— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык. А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели, поэты – земляки. С творчеством кого вы знакомы?
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
На доске: Богаче Сибир. Нет земли в мир. .
— Не даром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
Вернёмся к пословице. Судя по пропущенной орфограмме, предположите, о чём будем говорить на уроке.
После ответов детей открывается запись темы урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.
— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
Проверка (один ученик – у доски).
— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?
Учитель оформляет на доске ответы в виде таблицы (Приложение 1):
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения? Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.
— Прочитайте предложение: В Якути. Ведётся добыча алмазов.
— Какое окончание нужно писать? (Одни отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»)
— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.
На доске добавляется запись, которая с предыдущей имеет следующий вид (Приложение 2):
Подчиняются общему правилу |
Не подчиняются общему правилу |
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на ий, ие, ия.
— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.
Правописание безударных окончаний имён существительных на ий, ие, ия.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом.
Запись на доске выглядит так:
См. приложение 7
2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия.
Самостоятельная работа. Карточка 1. (Приложение 3).
Проверка.
— Почему важно узнавать такие слова среди других?
3. Работа в парах.
— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга. Работа в парах. Карточка 2. (Приложение 4)
Проверка.
— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения).
III. Упражнение по совершенствованию навыка.
1. Самостоятельная работа с творческим заданием.
На карточке – текст, в котором пропущены буквы на изученное правило. Дети предлагают разные задания: вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст, продолжить текст и т.д.
Учитель выслушивает задания и предлагает их выполнить самостоятельно – возможны разноуровневые задания. Карточка 3. (Приложение 5)
Проверка нескольких работ.
2. Словарная работа.
— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:
Кличка – животное
Название – предмет
………… — человек
(фамилия)
— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).
— Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.
— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рада кузнецов
Отец отца отцова.
— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.
IV. Итог урока. Рефлексия.
— Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.
Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. Карточка 4. (Приложение 6)
— Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!
urok.1sept.ru
«Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.
Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;
2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;
4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;
5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.
Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.
Ход урока:
I. Организационная ситуация.
1. Организационный момент.
— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.
— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,Наша речь всегда звучит.Как прекрасна! Как жива!Слышим мы её слова:Мама, дом, семья, отец,Мячик, солнышко, скворец.Это – главное наследство,Что должны беречь мы с детства.Будем мы родную речьИзучать, любить, беречь!
(Слайд 1)
— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).
(На слайде 2, 3)
— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?
(О правописание безударных окончаний имён существительных)
— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
(Проверка — один ученик работает у доски)
— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.
Карточка с заданием для индивидуальной работы.
Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания. На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),
на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).
(Работа проверяется в течение урока)
На картинке (1 скл., П.п.), от деревн
weburok.com