Окончания существительных на ия ий ие – Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

Учитель Google

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста


Соответствие стилю


Календарь

Статистика

Склонение имён существительных на -ия, -ие, -ий

Дорогие ребята!

Сегодня мы снова поговорим о склонении существительных. Вы повторите учебный материал прошлого урока и узнаете об особенностях склонения существительных, которые оканчиваются на –ия, -ие, -ий.

Ребята! Как вы думаете, почему о склонении существительных на -ия, -ие, -ий мы вынуждены говорить особо? Дело в том, что эти существительные склоняются иначе, чем существительные 1, 2 и 3 склонения.

Вам следует запомнить правописание падежных окончаний таких слов.

Запомните!

У существительных женского рода на -ия (фамилия, акация) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа в конце пишется -ии. 

Запомните!

У существительных мужского рода на -ий (планетарий, гербарий) и у существительных среднего рода на -ие (здание, решение) в предложном падеже единственного числа на конце пишется -ии:  в планетарии, о гербарии, в здании, о решении.

Ребята, внимательно прочитайте примеры и запомните, что -ия, -ие, -ий — это не окончания.

Тренажёр

 

Обратите внимание на то, что правописание имён Юлия, Валерий, София и т. д. подчиняется этому же правилу.

Различайте имена собственные типа Мария, Наталия — Марья, Наталья. Слова Марья, Наталья, Дарья и т.п. относятся к первому склонению и склоняются по общему правилу.

Важный вывод

Существительные на -ия, -ие, -ий — особые существительные. Вам следует запомнить правописание их падежных окончаний. Ни в одном падеже таких существительных не бывает окончания — .

Обратите внимание, что -ия, -ие, -ий — это не окончания (в словах на -ия, -ие, -ий мы можем выделить окончания -я, -е и нулевое).

Рефлексия

gvozdikova.ucoz.ru

«Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;

2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;

4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.

Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.

Ход урока:

I. Организационная ситуация.

1. Организационный момент.

— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.

— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?

— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

(Слайд 1)

— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.

2. Актуализация знаний.

— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).

(На слайде 2, 3)

— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О правописание безударных окончаний имён существительных)

— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

(Проверка — один ученик работает у доски)

— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.

Карточка с заданием для индивидуальной работы.

Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.

На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),

на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).

(Работа проверяется в течение урока)

На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).

— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?

(Ответы в виде кластера на слайде 4)

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?

— Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

— Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)

— Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).

— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

(На слайде 6 добавляется запись)

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.

— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).

(Тема на слайде 7)

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом. Учебник — стр.106.

Запись на слайде 8 выглядит так:

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание

-ий, -ие -ия

Р.п. и

Д.п. и

П.п. и и

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.

В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)

2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.

Карточка 1. Работа в группах.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.

Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.

— Сколько слов вы нашли? (8 слов)

— Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.

— А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)

— Почему важно узнавать такие слова среди других?

3. Самостоятельная работа.

— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.

Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).

Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.

Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.

(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы — слайд 11)

— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?

Физминутка.

III. Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Работа в парах.

— Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

— Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)

Карточка 3. Работа в парах.

На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).

(Проверка работ — слайд 12)

2. Словарная работа.

— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:

Кличка – животное

Название – предмет

________ — человек

(Фамилия)

— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).

— Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.

— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.

— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.

3. Тренировочный материал (дополнительно).

— Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)

мечтать экскурсия

читать Англия

готовиться путешествие

написать герой

IV. Итог урока.

— Как звучит тема урока?

— Какие цели мы поставили?

— Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?

V. Рефлексия. Лист достижений.

— Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.

— Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?

Ф.И. учащегося

Виды заданий

Баллы

Повторение изученного

Знакомство с новым материалом

Карточка 1. Работа в группах

Карточка 2. Самостоятельная работа

Карточка 3. Работа в парах

Словарная работа

Дополнительный материал

Всего баллов:

Я выполнял задания на уроке:

Правильно и самостоятельно — 2 балла

Без ошибок, но с помощью других — 1 балл

Неправильно — 0 баллов

VI. Домашнее задание. Учебник — с.106, №3 (Слайд 14)

infourok.ru

«Правописание окончаний имен существительных на -ий-, -ия-, -ие-«

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;

2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;

4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.

Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.

Ход урока:

I. Организационная ситуация.

1. Организационный момент.

— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.

— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?

— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

(Слайд 1)

— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.

2. Актуализация знаний.

— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).

(На слайде 2, 3)

— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О правописание безударных окончаний имён существительных)

— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

(Проверка — один ученик работает у доски)

— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.

Карточка с заданием для индивидуальной работы.

Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),

на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).

(Работа проверяется в течение урока)

На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).

— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?

(Ответы в виде кластера на слайде 4)

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?

— Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

— Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)

— Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).

— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

(На слайде 6 добавляется запись)

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.

— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).

(Тема на слайде 7)

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом. Учебник — стр.106.

Запись на слайде 8 выглядит так:

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание


-ий, -ие -ия

Р.п. и

Д.п. и

П.п. и и

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.

В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)

2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.

Карточка 1. Работа в группах.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.

Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.

— Сколько слов вы нашли? (8 слов)

— Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.

— А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)

— Почему важно узнавать такие слова среди других?

3. Самостоятельная работа.

— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.

Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).

Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.

Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.

(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы — слайд 11)

— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?

Физминутка.

III. Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Работа в парах.

— Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

— Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)

Карточка 3. Работа в парах.

На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).

(Проверка работ — слайд 12)

2. Словарная работа.

— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:

Кличка – животное

Название – предмет

________ — человек

(Фамилия)

— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).

— Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.

— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.

— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.

3. Тренировочный материал (дополнительно).

— Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)

мечтать экскурсия

читать Англия

готовиться путешествие

написать герой

IV. Итог урока.

— Как звучит тема урока?

— Какие цели мы поставили?

— Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?

V. Рефлексия. Лист достижений.

— Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.

— Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?

Ф.И. учащегося

Виды заданий

Баллы

Повторение изученного

Знакомство с новым материалом

Карточка 1. Работа в группах

Карточка 2. Самостоятельная работа

Карточка 3. Работа в парах

Словарная работа

Дополнительный материал

Всего баллов:

Я выполнял задания на уроке:

Правильно и самостоятельно — 2 балла

Без ошибок, но с помощью других — 1 балл

Неправильно — 0 баллов

VI. Домашнее задание. Учебник — с.106, №3 (Слайд 14)

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Особенности склонения существительных на -ие,-ия,-ий.

— Учитель читает стихотворение Р.Фархади.

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные.

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова,

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной.

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной!

— Скажите, это текст? Докажите.

— Назовите тему этого стихотворения.

— А какая мысль в данном произведении?

— Назовите имена существительные из данного стихотворения.

— Какие существительные вы читали с удовольствием?

— Почему?

— Какими красками вы бы их раскрасили?

— А какие слова вызывают ваше неприятие, страх?

— Почему?

— Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении?

— Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим с вами склонения существительных. Сколько склонений вы знаете?

— Что нужно сделать, чтобы определить склонение у существительного?

— Распределите существительные из данного стихотворения по колонкам таблицы:

Три ученика к доске.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

— Один ученик выполняет индивидуальное задание.

Карточка 1.

Исправь ошибки.

Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.).

— Вот, молодцы!

— А теперь давайте вспомним падежные окончания имен существительных.

Запишите словосочетания, определите склонение, падеж, выделите окончание.

Скрываться в зелен.., гулять по площад.., расскажу о подземель.., лежать на постельк.., был на фестивал.., помогу мам.., участвовал в конкурс..,  поездка по Африк.., росли вдоль тропинк..,  держу в ладон.., занимается на кружк.. .

Да. Так как предложения связаны по смыслу, тематически и грамматически.

— Слова.

— Слова бывают разные: хорошие и плохие. А мы люди, а значит должны жить в мире, дружбе и использовать только добрые слова.

— Мать. Родина. Счастье. Река и тд.

Мать. Родина. Счастье. Хлеб и т.д.

— Они вызывают теплые чувства, с ними связана наша жизнь, наши мечты.

— Яркими, разноцветными.

— Война. Жестокость. Вражда.

— Они напоминают о горе, страданиях, таких слов не должно быть.

— Черный цвет, потому что он символизирует страх, жестокость.

— Три.

— Нужно поставить слово в именительный падеж, единственное число.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Родина. Река,

Синева,

Работа,

Мечта, Красота,

Тревога.

Война.

Вражда.

Сила.

Дружба.

Волна.

Планета.

Язык,

Слово,

Счастье.

Огонь,

Хлеб,

Утро,

Словарь.

Страх.

Разоренье.

Родство.

Мир.

Мать.

Суть.

Жестокость.

Радость.

Карточка 1.

Расти на поляне (П.п.), идти к дому (Д.п.), войти в автобус (В.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (Т.п.), облачное небо (И.п.).

Скрываться в зелени (3 скл, П.п.), гулять по площади (3 скл, Д.п)., расскажу о подземелье (2 скл, П.п.), лежать на постельке (1 скл, П.п.), был на фестивале (2 скл, П.п.), помогу маме (1 скл., Д.п), участвовал в конкурсе (2 скл., П.п.),  поездка по Африке (1 скл. Д.п.), росли вдоль тропинки (1 скл, Р.п),  держу в ладони (3 скл., П.п), занимается на кружке (2 скл, П.п) .

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка «Правописание окончаний имён сущестительных на –ия, -ие, -ий».

Этапы урока

Ход урока

Формы, методы и приемы, содержание слайда

Формирование УУД

I.Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку. Садитесь.

II. Минутка чистописания

— Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания: пропишите соединение букв Аа,Ап, чередуя

-Подчеркните самое удачное получившееся соединение.

III.Актуализация знаний. Проблемная ситуация

IV. Проблемная ситуация

(На слайде даны группы слов)

— Найдите «четвертое лишнее» слово в каждой группе.

1) о народ _, на пол   , к корон _, без туч _

2) о клумб _, о ворон _,  о песн _ , о ел_

3) в клетке, в здании, в акации, в санатории

1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых трех слов, несмотря на разные роды, склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2 группа: все существительные П.п., но  первые три слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е, а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели»

3 группа:  

-Окончания записаны, но все существительные какого падежа?  (П.п.)

-Объясните, почему слово в клетке является лишним и имеет окон е? в 1 и 2 склонениях П.п. пишется окончание -е. Оно какого рода? (ж.р.)

3) в клетке, в здании, в акации, в санатории

— А остальные сущ. какого рода? (РАЗНОГО)

— Но почему в окончании одинак. буква И?

— Можно в объяснении отталкиваться от рода и склонения? (нет)

— Правильно, это слова особого типа склонения. О правописании подобных слов вы еще не знаете.

— Итак, какая тема нашего урока?

— Какую цель мы можем поставить?

Фронтальная

«Четвертое лишнее»

Слайд 1

Слайд 2

Табл. Окон –е и – и в опасных падежах

падежи

1 с

2 с

3 с

Р.п

и

и

Д.п

е

и

П.п

е

е

и

Метапредметные результаты:

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Умение выражать свои  мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Метапредметные результаты:

Целеполагание (Р)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

V. Изучение нового материала.

— Откройте учебники на странице 104, прочит. задание сам-но, а теперь вслух? С чем будем работать? (с таблицей)

— Значит, какую работу выполнять? (сравнивать слова и определять особенности слов на на –ий, -ия, -ие)

—  Рассмотрите таблицу на стр. 105.

— Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения и окончания существительных на –ий, -ия, -ие.

— Определите, в каких падежах есть особенность написания окончаний слов на –ий, -ия, -ие и в чём заключается эта особенность? Сможете ли вы сформулировать правило?

У слов на –ия в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.

У слов на –ий, -ие в предложном падеже окончание –и.

— Откройте страницу 106. Прочитайте правило.

(После того, как они прочитали правило, прошу одного из учеников прочитать его еще раз)

— А теперь прочитаем хором.

— Дополним уже известную нам табл. об окон и и е в опасных  падежах (Помогают дополнить под руковод. учителя) Слайд 3

Работа с таблицей, правилом

Слайд 3

+ слова

здание – с.р.

акация – ж.р.

санаторий– м.р.

падежи

на

-ий,

-ие

на

-ия

Р.п

и

и

и

Д.п

е

и

и

П.п

е

е

и

и

и

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

VI. Закрепление нового материала.

— Выполним упражнение 1. Прочитайте задание

— Обратите внимание на образец.  Итак, комментированное письмо (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу)

— Опираясь на правило, выполните упражнение 2 самостоятельно. Прочитайте задание.

(Спрашиваю некоторых учеников по 1 предложению, с объяснением)

— У кого по-другому? Объясните.

— Выполним упражнение 2. (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу)

-2 последних сам-но записываем и обозначаем  орф.

-Проверьте.

Комментированное письмо

Самост. работа

Самопроверка (На слайде)

Метапредметные результаты

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Что узнали нового?

-Что было трудным?

— Удалось ли нам достичь ее?

-Над чем нужно будет работать?

Д.р.

Умение выражать свои  мысли (К)

Способность к самооценке

nsportal.ru

Урок русского языка в 4-м классе . Правописание безударных окончаний имен существительных на -ий, -не, -ия

Цели:

  • Развивать словесно – логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы.
  • Воспитывать товарищество, взаимопомощь, чувство гордости за свой край.
  • Познакомить с правилом написания безударных окончаний имён существительных на ий, ия, ие. Составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных.

Ход урока

I. Организационная ситуация

1. Организационный момент.

— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык. А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?

— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели, поэты – земляки. С творчеством кого вы знакомы?

2. Актуализация знаний.

— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

На доске: Богаче Сибир. Нет земли в мир. .

— Не даром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

Вернёмся к пословице. Судя по пропущенной орфограмме, предположите, о чём будем говорить на уроке.

После ответов детей открывается запись темы урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.

— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

Проверка (один ученик – у доски).

— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?

Учитель оформляет на доске ответы в виде таблицы (Приложение 1):

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения? Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

— Прочитайте предложение: В Якути. Ведётся добыча алмазов.

— Какое окончание нужно писать? (Одни отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»)

— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

На доске добавляется запись, которая с предыдущей имеет следующий вид (Приложение 2):

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на ий, ие, ия.

— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

Правописание безударных окончаний имён существительных на ий, ие, ия.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом.

Запись на доске выглядит так:

См. приложение 7

2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия.

Самостоятельная работа. Карточка 1. (Приложение 3).

Проверка.

— Почему важно узнавать такие слова среди других?

3. Работа в парах.

— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга. Работа в парах. Карточка 2. (Приложение 4)

Проверка.

— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения).

III. Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Самостоятельная работа с творческим заданием.

На карточке – текст, в котором пропущены буквы на изученное правило. Дети предлагают разные задания: вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст, продолжить текст и т.д.

Учитель выслушивает задания и предлагает их выполнить самостоятельно – возможны разноуровневые задания. Карточка 3. (Приложение 5)

Проверка нескольких работ.

2. Словарная работа.

— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:

Кличка – животное

Название – предмет

………… — человек

(фамилия)

— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).

— Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.

— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рада кузнецов
Отец отца отцова.

— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.

IV. Итог урока. Рефлексия.

— Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.

Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. Карточка 4. (Приложение 6)

— Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!

urok.1sept.ru

«Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».


Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;
2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;
4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;
5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.

Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.

Ход урока:

I. Организационная ситуация.

1. Организационный момент.
— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.
— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,Наша речь всегда звучит.Как прекрасна! Как жива!Слышим мы её слова:Мама, дом, семья, отец,Мячик, солнышко, скворец.Это – главное наследство,Что должны беречь мы с детства.Будем мы родную речьИзучать, любить, беречь!
(Слайд 1)
— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).
(На слайде 2, 3)
— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?
(О правописание безударных окончаний имён существительных)
— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
(Проверка — один ученик работает у доски)
— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.
Карточка с заданием для индивидуальной работы.
Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания. На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),
на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).
(Работа проверяется в течение урока)
На картинке (1 скл., П.п.), от деревн

weburok.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *