Химический словарь или справочная тетрадь по химии
Решение о необходимости ведения такой тетради пришло не сразу, а постепенно, с накоплением опыта работы.
Вначале это было место в конце рабочей тетради – несколько страниц для записи наиболее важных определений. Затем туда же были вынесены наиболее важные таблицы. Потом пришло осознание того, что большинству учеников для того, чтобы научиться решать задачи, необходимы строгие алгоритмические предписания, которые они, прежде всего, должны понять и запомнить.
Вот тогда и пришло решение о ведении, кроме рабочей тетради, еще одной обязательной тетради по химии – химического словаря. В отличие от рабочих тетрадей, которых может быть даже две в течение одного учебного года, словарь — это единая тетрадь на весь курс обучения химии. Лучше всего, если эта тетрадь будет иметь 48 листов и прочную обложку.
Материал в этой тетради мы располагаем следующим образом: в начале – наиболее важные определения, которые ребята выписывают из учебника или записывают под диктовку учителя. Например, на первом уроке в 8-м классе это определение предмета “химия”, понятие “химические реакции”. В течение учебного года в 8-м классе их накапливается более тридцати. По этим определениям на некоторых уроках я провожу опросы. Например, устный вопрос по цепочке, когда один ученик задает вопрос другому, если тот ответил правильно, значит, уже он задает вопрос следующему; или, когда одному ученику задают вопросы другие ученики, если он не справляется с ответом, значит, отвечают сами. По органической химии это в основном определения классов органических веществ и главных понятий, например, “гомологи”, “изомеры” и др.
В конце нашей справочной тетради представлен материал в виде таблиц и схем. На последней странице располагается самая первая таблица “Химические элементы. Химические знаки”. Затем таблицы “Валентность”, “Кислоты”, “Индикаторы”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, “Ряд электроотрицательности”.
Особенно хочу остановиться на содержании таблицы “Соответствие кислот кислотным оксидам”:
Соответствие кислот кислотным оксидам | ||||
Кислотный оксид | Кислота | |||
Название | Формула | Название | Формула | Кислотный остаток, валентность |
оксид углерода (II) | CO |
угольная | H2CO3 | CO3(II) |
оксид серы (IV) | SO2 | сернистая | H2SO3 | SO3(II) |
оксид серы (VI) | SO3 | серная | H2SO4 | SO4(II) |
оксид кремния (IV) | SiO2 | кремниевая | H2SiO3 | SiO3(II) |
оксид азота (V) | N2O5 | азотная | HNO3 | NO3(I) |
оксид фосфора (V) | P2O5 | фосфорная | H3PO4 | PO4(III) |
Без понимания и запоминания этой таблицы затрудняется составление учениками 8-х классов уравнений реакций кислотных оксидов со щелочами.
При изучении теории электролитической диссоциации в конце тетради записываем схемы и правила.
Правила составления ионных уравнений:
1. В виде ионов записывают формулы сильных электролитов, растворимых в воде.
2. В молекулярном виде записывают формулы простых веществ, оксидов, слабых электролитов и всех нерастворимых веществ.
3. Формулы малорастворимых веществ в левой части уравнения записывают в ионном виде, в правой – в молекулярном.
При изучении органической химии записываем в словарь обобщающие таблицы по углеводородам, классам кислород — и азотсодержащих веществ, схемы по генетической связи.
За 25 – летний период преподавания химии в школе мне пришлось работать по разным программам и учебникам. При этом всегда удивляло то, что практически ни один учебник не учит решать задачи. В начале изучения химии для систематизации и закрепления знаний в словаре мы с учениками составляем таблицу “Физические величины” с новыми величинами:
При обучении учащихся способам решения расчётных задач очень большое значение придаю алгоритмам. Я считаю, что строгие предписания последовательности действий позволяют слабому ученику разобраться в решении задач определённого типа. Для сильных учеников — это возможность выхода на творческий уровень своего дальнейшего химического образования и самообразования, так как для начала нужно уверенно овладеть сравнительно небольшим числом стандартных приёмов. На базе этого разовьётся умение правильно их применять на разных стадиях решения более сложных задач. Поэтому алгоритмы решения расчётных задач составлены мною для всех типов задач школьного курса и для факультативных занятий.
Приведу примеры некоторых из них.
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.
1. Записать кратко условие задачи и составить химическое уравнение.
2. Над формулами в химическом уравнении надписать данные задачи, под формулами пописать число моль (определяют по коэффициенту).
3. Найти количество вещества, масса или объём которого даны в условии задачи, по формулам:
= m / M; = V / Vm (для газов Vm = 22,4 л / моль).
Полученное число надписать над формулой в уравнении.
4. Найти количество вещества, масса или объём которого неизвестны. Для этого провести рассуждение по уравнению: сравнить число моль по условию с числом моль по уравнению. При необходимости составить пропорцию.
5. Найти массу или объём по формулам: m = M •; V = Vm •.
Данный алгоритм – это основа, которую должен освоить ученик, чтобы в дальнейшем он смог решать задачи по уравнениям с различными усложнениями.
Задачи на избыток и недостаток.
Если в условии задачи известны количества, массы или объёмы сразу двух реагирующих веществ, то это задача на избыток и недостаток.
При её решении:
1. Нужно найти количества двух реагирующих веществ по формулам:
= m /M; = V/Vm .
2. Полученные числа моль надписать над уравнением. Сравнив их с числом моль по уравнению, сделать вывод о том, какое вещество дано в недостатке.
3. По недостатку производить дальнейшие расчёты.
Задачи на долю выхода продукта реакции, практически полученного от теоретически возможного.
По уравнениям реакций проводят теоретические расчёты и находят теоретические данные для продукта реакции: теор., m теор. или Vтеор.. При проведении реакций в лаборатории или в промышленности происходят потери, поэтому полученные практические данныепракт. ,
m практ. или V
(эта) = практ./ теор. = m практ./ m теор. = Vпракт. / Vтеор.
Выражают её в долях от единицы или в процентах. Можно выделить три типа задач:
1 тип.
Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и доля выхода продукта реакции, при этом нужно найтипракт., m практ. или Vпракт. продукта реакции.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции;
2. Найти массу или объём продукта реакции, практически полученного, по формулам:
m практ. = m теор.; Vпракт. = V теор.; практ. = теор..
2 тип.
Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и практ., m практ. или Vпракт. полученного продукта, при этом нужно найти долю выхода продукта реакции.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти
теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции.
2. Найти долю выхода продукта реакции по формулам:
= практ. / теор. = m практ. / m теор. = Vпракт. /Vтеор.
3 тип.
Если в условии задачи известны практ., m практ. или V практ. полученного продукта реакции и доля выхода его, при этом нужно найти данные для исходного вещества.
Порядок решения:
1. Найти теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции по формулам:
теор. = практ . /; m теор. = m практ. / ; Vтеор. = Vпракт. / .
2. Произвести расчёт по уравнению, исходя из теор., m теор. или V теор. продукта реакции и найти данные для исходного вещества.
Конечно, эти три типа задач мы рассматриваем постепенно, отрабатываем умения решения каждого из них на примере целого ряда задач.
Задачи на смеси и примеси.
Чистое вещество – это то, которого в смеси больше, остальное – примеси. Обозначения: масса смеси – m см., масса чистого вещества – m ч.в., масса примесей – m прим., массовая доля чистого вещества — ч.в.
Массовую долю чистого вещества находят по формуле: ч.в. = mч.в. / m см., выражают её в долях от единицы или в процентах. Выделим 2 типа задач.
1 тип.
Если в условии задачи дана массовая доля чистого вещества ил массовая доля примесей, значит, при этом дана масса смеси. Слово “технический” тоже означает наличие смеси.
Порядок решения:
1. Найти массу чистого вещества по формуле: m ч.в.= ч.в. • m см.
Если дана массовая доля примесей, то предварительно нужно найти массовую долю чистого вещества:ч.в. = 1 — прим.
2. Исходя из массы чистого вещества, производить дальнейшие расчёты по уравнению.
2 тип.
Если в условии задачи дана масса исходной смеси и n , m или V продукта реакции, при этом нужно найти массовую долю чистого вещества в исходной смеси или массовую долю примесей в ней.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для продукта реакции, и найти n ч.в. и m ч.в.
2. Найти массовую долю чистого вещества в смеси по формуле: ч.в. = m ч.в. / m см. и массовую долю примесей: прим. = 1 — ч.в
Закон объёмных отношений газов.
Объёмы газов относятся так же, как их количества веществ:
V1 / V2 = 1 / 2
Этот закон применяют при решении задач по уравнениям, в которых дан объём газа и нужно найти объём другого газа.
Объёмная доля газа в смеси.
= Vг / Vсм, где (фи) – объёмная доля газа.
Vг – объём газа, Vcм – объём смеси газов.
Если в условии задачи даны объёмная доля газа и объём смеси, то, прежде всего, нужно найти объём газа: Vг = • Vсм.
Объём смеси газов находят по формуле: Vсм = Vг / .
Объём воздуха, затраченный на сжигание вещества, находят через объём кислорода, найденный по уравнению:
Vвозд. = V(О2) / 0,21
Вывод формул органических веществ по общим формулам.
Органические вещества образуют гомологические ряды, которые имеют общие формулы. Это позволяет:
1. Выражать относительную молекулярную массу через число n.
Mr (CnH2n+ 2) = 12 • n + 1• (2n+ 2) = 14n + 2.
2. Приравнивать Mr, выраженную через n, к истинной Mr и находить n.
3. Составлять уравнения реакций в общем виде и производить по ним вычисления.
Вывод формул веществ по продуктам сгорания.
1. Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества: Н2О —> Н, СО2 —> С, SO2 —> S, P2O5 —>P, Na2CO3 —> Na, C.
Наличие кислорода в веществе требует проверки. Обозначить индексы в формуле через x, y, z. Например, СxНyОz (?).
2. Найти количество веществ продуктов сгорания по формулам:
n = m / M и n = V / Vm.
3. Найти количества элементов, содержавшихся в сгоревшем веществе. Например:
n (С) = n (СО2), n (Н) = 2 ћ n (Н2О), n (Na) = 2 ћ n (Na 2CO3), n (C) = n (Na 2CO3) и т.д.
4. Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород. Например, СxНyОz (?), m (O) = m в–ва – (m (C) + m(H)).
Предварительно нужно найти: m(C) = n (C) • 12 г / моль, m(H) = n (H) • 1 г / моль.
Если кислород содержался, — найти его количество: n (О) = m(C) / 16 г / моль.
5. Если известны данные для нахождения истинной молярной массы вещества, — найти её по формулам: М = • Vm, M1 = D2 • M2.
6. Найти количество сгоревшего вещества по формулам.
7. Найти соотношения индексов по отношению количеств элементов, включив в соотношение и количество сгоревшего вещества. Например:
в – ва : x : y : z = в – ва : (С) : (Н) : (О).
Числа привести к целым, разделив их наименьшее.
Написать истинную формулу.
Вывод формул веществ по массовым долям элементов.
1. Написать формулу, обозначив индексы через x, y, z.
2. Найти соотношение индексов, для этого массовую долю каждого элемента разделить на его атомную массу: x : y : z = 1 / Ar1 : 2 / Ar2 : 3 / Ar3.
3. Полученные числа привести к целым, разделив их на наименьшее из них. При необходимости после деления домножить на 2, 3, 4, 5.
Этим способом решения определяют простейшую формулу. Для большинства неорганических веществ она совпадает с истинной, для органических – наоборот.
Вывод формул веществ по массовым долям элементов, если известны данные для нахождения молярной массы вещества.
Найти молярную массу вещества по формулам:
a) если известна плотность газа: М = Vm = г / л 22, 4 л / моль; r = m / V.
b) если известна относительная плотность: М1 = D2 • М2, M = Dh3 • 2, M = DO2 • 32,
M = D возд. • 29, М = DN2 • 28 и т.д.
Далее эту задачу можно решать разными способами. Например:
1 способ: найти простейшую формулу вещества (см. предыдущий алгоритм) и простейшую молярную массу. Затем сравнить истинную молярную массу с простейшей и увеличить индексы в формуле в нужное число раз.
2 способ: найти индексы по формуле n = (э) • Mr / Ar(э).
Если неизвестна массовая доля одного из элементов, то её нужно найти. Для этого из 100 % или из единицы вычесть массовую долю другого элемента.
Постепенно в курсе изучения химии в химическом словаре происходит накопление алгоритмов решения задач разных типов. И ученик всегда знает, где ему найти нужную формулу или нужные сведения для решения задачи.
Многим учащимся нравится ведение такой тетради, они сами дополняют её различными справочными материалами.
Что касается факультативных занятий, то мы с учениками тоже заводим отдельную тетрадь для записи алгоритмов решения задач, выходящих за рамки школьной программы. В этой же тетради для каждого типа задач записываем 1-2 примера, остальные задачи они решают уже в другой тетради. И, если вдуматься, то среди тысяч разных задач, встречающихся на экзамене по химии во всех ВУЗах, можно выделить задачи 25 – 30 различных типов. Конечно, среди них – множество вариаций.
В разработке алгоритмов решения задач на факультативных занятиях мне во многом помогло пособие А.А. Кушнарёва. (Учимся решать задачи по химии, — М., Школа – пресс, 1996).
Умение решать задачи по химии это основной критерий творческого усвоения предмета. Именно через решение задач различных уровней сложности может быть эффективно усвоен курс химии.
Если ученик имеет чёткое представление о всех возможных типах задач, прорешал большое количество задач каждого типа, то ему по силам справиться со сдачей экзамена по химии в виде ЕГЭ и при поступлении в вузы.
urok.1sept.ru
Как найти объем по химии
Формула объема в химии
В химии, равно как и в физике очень важным является понятие объема, поскольку для решения задач, связанных с газообразными веществами, приходится оперировать именно этой величиной.
а) Закон Авогадро, молярный объем газа
Поскольку газы являются наиболее простым объектом для исследования, то их свойства и реакции между газообразными веществами изучены наиболее полно.
Французский ученый Ж. Л. Гей-Люссак установил закон объемных соотношений: объемы вступающих в реакцию газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) относятся друг к другу как простые целые числа. Например, при взаимодействии 1 л хлора с 1 л водорода будет образовываться 2 л хлороводорода и т.д.
Этот закон позволил итальянскому ученому А. Авогадро предположить, что молекулы простых газов состоят из двух одинаковых атомов (водород, кислород, азот и др.).
Изучение свойств газов позволило ему высказать гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение и стала называться законом Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул.
Следовательно, при нормальных условиях 1 моль различных газов занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называется молярным объемом газа:
Vm = V / n
б) Газовые законы объем газа
Кроме вышеуказанной формулы для решения расчетных химических задач, нередко приходится использовать газовые законы, известные из курса физики.
— Закон Бойля-Мариотта
При постоянной температуре объем данного количества газа обратно пропорционален давлению, под которым он находится:
pV = const
— Закон Гей-Люссака
При постоянном давлении изменение объема газа прямо пропорционально температуре:
V/T = const
— Объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака
pV/T = const
Помимо этого, если известна масса или количество газа, его объем можно вычислить, используя уравнение Менделеева-Клапейрона:
pV = nRT;
pV = n/M ×RT,
где n–число молей вещества, m–масса (г), Ь – молярная масса газа (г/моль), R – универсальная газовая постоянная равная 8,31 Дж/(моль×К).
Примеры решения задач
Понравился сайт? Расскажи друзьям! |
Источник: http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-po-ximii/formula-obema/
Задачи к разделу Основные понятия и законы химии
Здесь собраны примеры задач с решениями на нахождение молекулярной формулы вещества, эквивалента, парциального давления и другие задачи. Теоретическую часть вы найдете в разделе Основные понятия и законы химии.
Задача 1. Какой объем (н.у.) занимает 5*10-3 кг углекислого газа?
Показать решение »
Решение.
Найдем молекулярную массу СО2:Tакже нам известен молярный объем газа, который равен 22,4 м3.Составим следующую пропорцию:44 кг СО2 занимает объем 22,4 м35*10-3 кг СО2 занимает объем – хоткуда х=(5*10-3*22,4)/44=2,5*10-3 м3
Таким образом, 5*10-3 кг углекислого газа занимает объем равный 2,5*10-3 м3.
Задача 2. Определить массу 0,9*10-3 м3 кислорода при 21 °С и давлении 96000 Па, если масса 10-3 м3 кислорода равна 1,5*10-3 кг при нормальных условиях.
Показать решение »
Решение:
Найдем температуру в Кельвинах Т=273+21=294 К;
Найдем объем газа, приведенный к н.у. по формуле
P1V1 / T1 = P2V2 / T2;
V1= T1P2V2/ T2P1=(273*96000*0.9*10-3)/(294*101325)=0.8*10-3 м3
Теперь рассчитаем массу вычисленного объема:
10-3 м3 кислорода имеют массу равную 1,5*10-3 кг
0,8*10-3 м3 кислорода имеют массу равную х
х = 0,8*10-3*1,5*10-3/10-3=1,2*10-3 кг
Таким образом, 0,8*10-3 м3 кислорода имеют массу равную 1,2*10-3 кг.
Задача 3. Рассчитайте объем атома железа, если его плотность равна 7900 кг/ м3
Показать решение »
Решение:
Найдем молярный объем железа (M(Fe)=56 г.)
V=n/ρ=56/7900=7,1*10-3 м3
Условно примем, что атомы имеют форму шара и в кристалле касаются друг друга, то истинный объем будет составлять только 74% от общего объема:
V=0,071*0,74=5,25*10-3 м3
Тогда объем одно атома железа будет равен:
VА=5,25*10-3/6,02*1026=8,7*10-30 м3
Задача 4. Определить массу молекулы газа, если масса 10-3 м3 газа, при н.у., равна 0,3810-3 кг.
Показать решение »
Решение:
Число молекул 1 кмоль любого вещества равна числу Авогадро (6,02*1026 ), поэтому для начала определим 1 кмоль газа:
10-3 м3 газа имеют массу равную 0,3810-3 кг
22,4 м3 газа имеют массу равную — х
х=22,4*0,3810-3/10-3=7,6 кг,
Далее определяем массу молекулы газа:
m=7,6/6,02*1026=1,26*10-26 кг.
Задача 5. Рассчитайте молярную массу эквивалента металла, если при соединении 7,2 г. металла с хлором было получено 28,2 г. соли. Молярная масса эквивалента хлора равна 35,45 г/моль
Показать решение »
Решение:
Согласно закону эквивалента отношение массы металла и соли должно быть равно отношению их молярных масс эквивалентов. Обозначим молярную массу эквивалента металла через х, тогда:
7,2/28,2=х/(х+35,45)
Решая уравнение, находим, что х=12,15 г/моль.
Таким образом, молярная масса эквивалента металла Мэкв=12,15 г/моль.
Задача 6. Определение молярной массы эквивалента сложных веществ в реакциях обмена
Определите молярные массы эквивалентов h3SO4 в следующих реакциях:
А) h3SO4+2KOH = K2SO4+2h3O
Б) h3SO4+KOH = KHSO4+h3O
Показать решение »
Решение: Значение эквивалента вещества зависит от того, в какой именно реакции оно участвует.В реакции А) 1 моль h3SO4 взаимодействует с 2 моль KOH, а эквивалент h3SO4 с 2 эквивалентами KOH. Молярная масса эквивалента KOH равна его молекулярной массе, следовательно, молярная масса эквивалента h3SO4 равна половине ее молекулярной массы:Мэкв=98/2=49 г/моль
В реакции Б) 1 моль h3SO4 взаимодействует с 1 моль KOH, а эквивалент h3SO4 с 1 эквивалентами KOH. Молярная масса эквивалента KOH равна его молекулярной массе, следовательно, молярная масса эквивалента h3SO4 равна ее молекулярной массе: 98 г/моль.
Задача 7. Рассчитайте молярную массу эквивалента кислоты, если на нейтрализацию 9 г. ее израсходовано 8г гидроксида натрия.
Показать решение »
Молярная масса эквивалента гидроксида натрия равна его молекулярной массе Мэкв =40 г/моль.Вещества взаимодействуют между собой в массах, пропорциональных из молярным массам эквивалента, т.е.
:Обозначим молярную массу эквивалента кислоты – х, тогдаТаким образом , молярная масса эквивалента кислоты Мэкв=45 г/моль.
Задача 8.
Найдите молекулярную формулу вещества, если относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 67,5, а массовые доли элементов (%) в веществе следующие: серы – 23,7, кислорода – 23,7, хлора – 52.
Показать решение »
Решение:
Формулу искомого соединения можно представить как SxOyClz. Найдем соотношение между числом атомов S, O, Cl делением его содержания на его атомную массу:
x:y:z = 23,7/32 : 23,7/16 : 52/35,5 = 0,74 : 1,48 : 1,46
Делим все полученные соотношения на наименьшее, получаем:
x:y:z =1:2:2
Простейшая формула вещества SO2Cl2
Его молекулярная масса равна Mr = 32+16*2+35,5*2 = 135 г.
Теперь найдем молекулярную массу вещества по плотности паров этого вещества по водороду:
Mr = 2Dh3= 2*67,5 = 135 г.
Следовательно, истинная формула вещества совпадает с простейшей: SO2Cl2
Задача 9. Рассчитайте молекулярную массу газа, если 7*10-3 кг. его при 20°С и 0,253*105 Па занимают объем 22,18*10-3 м3
Показать решение »
Решение:
В данном случае, вычислить молярную массу газа можно, используя уравнение Клапейрона – Менделеева:
pV = nRT = (m/M)RT;
R=8,3144*103 Дж/моль*К
Т=273+20=293 К
М=mRT/pV=7*10-3*8,3144*103293/(0,253*105*22,18*10-3)=30,35 г/моль
Молярная масса газа равна 30,35 г/моль
Задача 10. При 0°С в сосуде объемом 14*10-3 м3 содержится 0,8*10-3 кг водорода и 6,3*10-3 кг азота. Определите парциальное давление азота и общее давление смеси.
Показать решение »
Решение:
Найдем количества вещества водорода и азота:
n=m/Mn(h3)=0,8*10-3/2=0,4*10-3моль
n(N2)= 6,3*10-3/28=0,225*10-3моль
Далее, с помощью уравнения Клапейрона – Менделеева, найдем парциальное давление каждого газа в смеси:
pV = nRT = (m/M)RT;
p = nRT/V;
p(h3)=n(h3)
RT/V=0,4*10-3*8,3144*103*273/14*10-3=64,85*103Па
p(N2)= n(N2)
RT/V=0,225*10-3*8,3144*103*273/14*10-3=36,479*103Па
pобщ=p(h3)+p(N2)= 64,85*103+36,479*103=101329 Па
Задача 11. Газовая смесь составлена из 5*10-3 м3 метана под давлением 96000 Па, 2*10-3 м3 водорода под давлением 84000 Па и 3*10-3 м3 диоксида углерода под давлением 109000 Па. Объем смеси 8*10-3 м3. Определите парциальные давления газов в смеси и общее давление смеси.
Показать решение »
Решение:
Сначала найдем парциальное давление каждого из газов:
p(Ch5)=P(Ch5)*V(Ch5)/Vобщ=96000*5*10-3/8*10-3=60000 Па
p(h3)=P(h3)*V(h3)/Vобщ=84000*2*10-3/8*10-3=21000 Па
p(CО2)=P(CО2)*V(CО2)/Vобщ=109000*3*10-3/8*10-3=40875 Па
Общее давление:
pобщ= p(Ch5)+ p(h3)+ p(CО2)= 60000+21000+40875=121875 Па
Задача 12.Газовая смесь состоит из оксида и диоксида азота. Вычислите парциальные давления газов в смеси, если объемные доли газов соответственно равны (%) 37,5 и 62,5. Общее давление газовой смеси 106640 Па.
Показать решение »
Решение:
Парциальное давление газа в смеси равно произведению общего давления на его объемную долю в смеси:p(NO)= pобщ*φNO=106640*0,375=39990 Паp(NO2)= pобщ*φNO2=106640*0,625=66650 Па
Источник: http://zadachi-po-khimii.ru/obshaya-himiya/osnovnie-ponyatiya-i-zakoni-himii/zadachi.html
Как найти объем по химии
Девочки, кто делал химию, как ваши впечатления?У меня волосы очень тонкие, объема совершенно никакого нет, и очень жирные. Вот я подумала, может, есть смысл сделать, хоть какой-то объем будет.
Раньше я спасалась расческой-феном Ровента, сейчас прежняя расческа сломалась, заказала новую, эффекта вообще нет. Да и от прежней совсем недолго держался объем, часа через 2-3 все равно все опадало.
Конечно, страшновато, вдруг сильно выпадать начнут? Хотя парикмахер мне говорит, что сейчас щадящие составы, что я ежедневным терзанием волос расческой-феном больше им…
Читать полностью →
24.08.2015, 23:20 Как стало известно «Ъ», российские ритейлеры начали изымать с полок чистящие и моющие средства иностранных компаний, например Henkel, Procter & Gamble и Colgate-Palmolive.
Об этом распорядился Роспотребнадзор: по официальной версии, ведомство обнаружило, что некоторые изделия бытовой химии не соответствуют требованиям безопасности. Эксперты не исключают, что активность чиновников может стать очередным витком торговых войн, вызванных осложнением отношений России и Запада.
В распоряжении «Ъ» оказалось письмо главы Роспотребнадзора Анны Поповой, разосланное 28 июля в территориальные управления службы. В нем сообщается…
Читать полностью →
Если кто помнит, месяц назад я завела тему https://www.babyblog.ru/community/post/krasota/3092495 где спрашивала, стоит ли идти к трихологу.
Ответы были самые разные))) Кто-то говорил, что трихологи как шаманы, кто-то наоборот советовал посетить врача, кто-то просил не паниковать раньше времени. В итоге, я все же сходила к трихологу.
И решила рассказать поподробнее о своем опыте…
Читать полностью →
Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей…
Читать полностью →Читать полностью →
В борьбе с подглючивающим ноутбуком сегодня все-таки победила я, и теперь представляю вам результат этой борьбы! Присмотритесь к нему )) .
Читать полностью →
Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку. Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат
Читать полностью →
Перефразируем известную поговорку.
Ведь на календаре весна ,многие собираются к теплому солнышку на майские,а кто-то уже начинает выбирать солнцезащитный крем на лето( а если заказывать из-за границы,чтобы еще успел дойти) Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку. Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат
Читать полностью →
Перефразируем известную поговорку.
Ведь на календаре весна ,многие собираются к теплому солнышку на майские,а кто-то уже начинает выбирать солнцезащитный крем на лето( а если заказывать из-за границы,чтобы еще успел дойти) Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку. Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат
Читать полностью →
Недавно нашла на страницах блога Е.Даниловой статью об образовании ВНЕ школьной системы… Давно уже задумываюсь о качестве»внешнего» образования, так что сохраняю статью себе в закладках.
Семейная форма образование — это когда ребёнок учится дома, за его учёбу отвечают родители, а в школу он ходит только сдавать экзамены. Домашняя форма — это почти то же самое, но учителя приходят на дом.
Такая форма годится для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Есть ещё экстернат. На экстернате школьную программу…
Читать полностью →Читать полностью →
Правильно подобранные и организованные системы хранения для кухни напрямую влияют на восприятие интерьера и настроение хозяйки, а как следствие, скорость и качество приготовления пищи.
Всевозможные полки или ящики на кухне просто жизненно необходимы, ведь именно они отвечают за рациональное использование пространства и удобство использования кухонной утвари, помогают поддерживать порядок и чистоту.
Но системы хранения на кухне должны быть тщательно продуманы, чтобы вместить все необходимое: нужное оставить под рукой, а редко используемое убрать подальше. К тому же, их следует аккуратно и…
Читать полностью →
Такая вот печальная история произошла со свидетелем на нашей свадьбе (на фото он) Статья из газеты МК, вот ссылка Пожарить мясо и остаться в живых Двое петербуржцев серьезно пострадали, когда готовили шашлыки.
2 июля 2014 в 11:53, просмотров: 397 Двое петербуржцев серьезно пострадали, когда готовили шашлыки. У обоих обожжены руки и лица, одному даже требуется пересадка кожи. Их соседями по больнице были еще четверо таких же обгоревших на пикниках.
Петербуржцы массово становятся жертвами опасной жидкости для розжига огня, которая продается…
Читать полностью →Читать полностью →
САМЫЙ ПЕРВИЧНЫЙ ИСТОЧНИК, КАКОЙ УДАЛОСЬ НАЙТИ 1. Роды — естественный процесс, запускаемый механизмом в мозгу женщины. У врачей ДО СИХ ПОР НЕТ данных, что запускает роды, поэтому их попытки в это вмешаться, по меньшей мере, непрофессиональны. 2.
Чем раньше в ваши роды вмешиваются, тем больше шансов на плачевный исход, это подобно эффекту домино. 3. Искусственное ускорение родов несет СЕРЬЕЗНЕЙШИЙ риск родовых травм для матери и ребенка. Кроме выхода ребенка в родовой канал, в организме происходит огромная и плавная работа по…
Читать полностью →
Перефразируем известную поговорку.
Ведь на календаре весна ,многие собираются к теплому солнышку на майские,а кто-то уже начинает выбирать солнцезащитный крем на лето( а если заказывать из-за границы,чтобы еще успел дойти)Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку.Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат
Читать полностью →
Приветствую всех участниц! Меня зовут Ирина, буду отвечать только тем, кто со мной будет на «Ты»! ))) Завтра мы с Вами стартуем, поэтому давайте сегодня немного подготовимся и узнаем в чем же польза и преимущества разгрузочного дня на гречке и кефире, а также, как его проводить. Поехали! Преимущества разгрузочного дня на гречке В гречке содержится масса полезных веществ, таких как магний, медь, железо, калий, йод, которые вы не сможете найти ни в одной другой крупе. Кроме того, гречка является источником…
Читать полностью →
Сейчас на сайте действует дополнительная скидка 20% на все эфирные масла. Я хочу рассказать вам о тех немногих маслах, которыми я давно пользуюсь.
У меня очень много масел в ходу, которые я покупала еще не на iherb, но постепенно я все-таки перехожу полностью на айхербовские масла, так как качество и цена меня очень устраивают.
Я не буду много писать про свойства каждого ЭМ, выскажу свое мнение про конкретные продукты. Также перед использованием любого ЭМ я рекомендую подробно ознакомиться с его…
Читать полностью →
СКАЧАТЬ ПОСОБИЯ Школа семи гномов Список эмоций Детские презентации Детские презентации Умные тетрадки, пазлы, аллликации, карточки Вундеркинд с пеленок ЛОто 3D аппликации Карточки для детей
Читать полностью →
Экологичность покупной бытовой химии http://www.materinstvo.ru/art/kak-sekonomit-na-bytovoi-himii
Читать полностью →
У нас с утра пятница! С чем всех и поздравляю! В предвкушении выходных дней строим планы на их проведение, а заодно перебираем-сортируем содержимое своих книжных корзин. А вдруг что-то из предложенного ниже списка захочет поселиться в вашем доме?
Читать полностью →
Мне кажется, что ни один естественный продукт не вреден, если его употреблять в меру, уже по той причине, что организм к этому приспособлен эволюцией. Вот соль — искусственно, жарить — искусственно.
Самое главное: не переедать! Строгий режим и регулярность питания нужны для больных и стариков, а здоровому нерегулярность полезна.Николай Амосов В вопросе о питании есть еще несколько спорных моментов.
Например, периодически дискриминируются разные продукты, к которым, кажется, испокон веков привыкли люди. Все помнят историю с яйцами: холестерин — склероз, нельзя!…
Источник: https://www.babyblog.ru/theme/kak-naiti-obem-po-himii
Определить формулу вещества и найти массу вещества, если известны масса раствора и массовая доля растворённого вещества (с4 егэ)
В этой статье подробно описано решение задач по химии С4 ЕГЭ.
А именно, как определить формулу вещества и найти массу вещества, если известны масса раствора и массовая доля растворённого вещества.
В данном примере известны масса раствора и массовая доля одного реагента, а также объём другого реагента.
Дано:
Аммиак объёмом 4,48 л (н.у.*) пропустили через 200 г 4,9%-ного раствора ортофосфорной кислоты. Назовите соль, образующуюся в результате реакции, и определите её массу.
*«н.у.», значит «нормальные условия».
Алгоритм решения задач данного типа:
ШАГ 1. Обозначить количественные данные из условия задачи через соответствующие величины:
Дано:
Объём аммиака V(NН3) = 4,48 [л].
Масса раствора ортофосфорной кислоты mр-ра(h4PO4) = 200 [г]
Массовая доля ортофосфорной кислоты W(h4PO4) = 4,9%
Молярный объём газа VM* = 22,4 [л/моль]
*величина постоянная при нормальных условиях, используется в расчётах только для газов.
Найти: m((Nh5)3PO4) — ?
ШАГ 2. Определить количество вещества реагирующих веществ.
Таблица 1.
ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЁТА КОЛИЧЕСТВА ВЕЩЕСТВА:
n– количество вещества; [моль] – единицы измерения.
Для всех веществ | ТОЛЬКО ДЛЯ ГАЗОВ |
n = m / M,где m–масса вещества, [грамм,г];М – молярная масса, [г/моль].Молярная масса – это масса 1 моль веществаМолярная масса (М) численно равна относительной молекулярной массе* (Мr):М = МrОтносительная молекулярная масса (Мr)считается по формуле вещества каксумма относительных атомных масс* (Ar) всех элементов с учётом их индексов в формуле.Относительная атомная масса Arэлемента — величина, которая берётся из Таблицы Менделеева.Для примера рассчитаем относительную молекулярную массу (Мr)ортофосфорной кислоты:Мr(h4PO4) = 3Ar(H) + 1Ar(P) + 4Ar(O) = 3×1 + 1×14 + 4×16 = 81 | n = V / VM,где V– объём газа, [литр, л];VM–молярный объёмгаза, [л/моль]Молярный объём – это объём 1 моль веществаМолярный объём любого газа при нормальных условиях (н.у.) величина постоянная: VM = 22,4 [л/моль]. |
Так как аммиак – газ, то найдём его количество вещества по формуле:
n(NН3) = V(NН3) / VM,
n(NН3) = 4,48 [л] / 22,4 [л/моль] = 0,2 [моль]
Так как ортофосфорная кислота – не газ, то выбираем для расчёта количества вещества другую формулу:
n(h4PO4) = m(h4PO4) / M(h4PO4)
Рассчитаем молярную массукислоты согласно примеру в Таблице 1:
M(h4PO4) = Mr(h4PO4) = 81 [г/моль].
Для того, чтобы рассчитать количество вещества кислоты, нам также необходимо знать её массу. Найдём массу ортофосфорной кислоты, зная массу её водного раствора (200 г) и массовую долю самой кислоты в этом растворе (4,9%) по формуле:
m(в-ва) = (W (в-ва) × m (р-ра)) / 100%
m(h4PO4) = (W (h4PO4) × m (h4PO4)) / 100%
m(h4PO4) = (4,9 [%] × 200 [г]) / 100% = 9,8 [г]
Итак, рассчитаем количество вещества ортофосфорной кислоты:
n(h4PO4) = 9,8 [г] / 81[г/моль] = 0,1 [моль]
ШАГ 3. Определить соотношение между реагентами и составить уравнение реакции.
Найдём соотношение между реагентами:
n(NН3) : n(h4PO4) = 0,2 [моль] : 0,1 [моль] = 2 : 1
! Соотношение количества вещества аммиака к количеству вещества ортофосфорной кислоты соответствует коэффициентам в уравнении реакции
!! Аммиак вступает в реакцию соединения с кислотами с образованием соответствующих солей аммония.
Согласно соотношению в реакции аммиака с ортофосфорной кислотой образуется гидрофосфат аммония:
2NН3 + 1h4PO4 = 1(Nh5)2НPO4
ШАГ 4. Определить количество вещества и найти массу продукта реакции
! Соотношение количества вещества ортофосфорной кислоты к количеству вещества гидрофосфата аммония определяется коэффициентами в уравнении реакции
Согласно уравнению реакции n(h4PO4) = n((Nh5)2НPO4), следовательно
n((Nh5)2НPO4)= 0,1 [моль]
Найдём массу гидрофосфата аммония по формуле:
m((Nh5)2НPO4) = n((Nh5)2НPO4) × M((Nh5)2НPO4)
Рассчитаем молярную массу гидрофосфата аммония согласно примеру в Таблице 1:
M((Nh5)2НPO4) = 2Ar(N) + (4×2+1)Ar(H) + Ar(P) + 4Ar(O)= 2×14 + 9×1 + 1×31 + 4×16 = 132 [г/моль]
Итак, рассчитаем массу гидрофосфата аммония:
m((Nh5)2НPO4) = 0,1 [моль] × 132[г/моль] = 13,2 [г].
Итак, данная статья позволяет освоить решение задач по химии С4 ЕГЭ.
С помощью данной статьи можно узнать, как определить формулу вещества и найти массу вещества, если известны масса раствора и массовая доля растворённого вещества.
В данном примере мы определили формулу продукта реакции и его массу, если известны масса раствора и массовая доля одного реагента, а также объём другого реагента.
Источник: http://ege-himia.ru/opredelit-formulu-veshestva-i-naiti-massu-veshestva-esli-izvestni-massa-rastvora-i-massovaja-dolja-c4-ege/
Чему равно vm в химии
05-Авг-2012 | комментариев 360 | Лолита Окольнова
Все, все основные задачи по химии решаются с помощью
нескольких основных понятий и формул.
У всех веществ разная масса, плотность и объем. Кусочек металла одного элемента может весить во много раз больше, чем точно такого же размера кусочек другого металла.
Моль (количество моль)
обозначение: моль, международное: mol — единица измерения количества вещества. Соответствует количеству вещества, в котором содержится NA частиц (молекул, атомов, ионов)Поэтому была введена универсальная величина — количество моль. Часто встречающаяся фраза в задачах — «было получено… моль вещества»
NA = 6,02 · 1023
NA — число Авогадро. Тоже «число по договоренности». Сколько атомов содержится в стержне кончика карандаша? Порядка тысячи. Оперировать такими величинами не удобно. Поэтому химики и физики всего мира договорились — обозначим 6,02 · 1023 частиц (атомов, молекул, ионов) как 1 мольвещества.
1 моль = 6,02 · 1023 частиц
Это была первая из основных формул для решения задач.
Молярная масса вещества
Обозначается как Mr. Находится по таблице Менделеева — это просто сумма атомных масс вещества.
Например, нам дана серная кислота — h3SO4. Давайте посчитаем молярную массу вещества: атомная масса H =1, S-32, O-16.
Mr(h3SO4)=1•2+32+16•4=98 гмоль.
Вторая необходимая формула для решения задач —
формула массы вещества:
Т.е., чтобы найти массу вещества, необходимо знать количество моль (n), а молярную массу мы находим из Периодической системы.
Если мы знаем массу (массы) веществ, вступивших в реакцию, мы можем найти массу (массы) продуктов этой реакции. И наоборот.
Третья формула для решения задач по химии —
объем вещества:
Откуда взялось число 22.4? Из закона Авогадро:
Т.е., если в задаче нам даны нормальные условия, то, зная количество моль (n), мы можем найти объем вещества.
Итак, основные формулы для решения задач по химии
Число Авогадро NA
6,02 · 1023 частиц
Количество вещества n (моль)
n=mMr
n=V22.4 (лмоль)
Масса веществаm (г)
m=n•Mr
Объем вещества V(л)
V=n•22.4 (лмоль)
или вот еще удобная табличка:
Это формулы. Часто для решения задач нужно сначала написать уравнение реакции и (обязательно!) расставить коэффициенты — их соотношение определяет соотношение молей в процессе.
_________________________________________________________________________________________________
Еще вам могут понадобиться:
- в ЕГЭ это вопрос А27
- А28
- задачи части С — 4 и 5
Категории: |
Обсуждение: «Основные формулы для решения задач по химии»
Источник: http://roujons.ru/otnosheniya/chemu-ravno-vm-v-himii.php
soveti-masterov.com
Как найти молярный объем 🚩 молярный объем формула 🚩 Естественные науки
Что такое моль в химии: определение
Моль представляет собой такое количество вещества, которое вмещает в себя столько же частиц (молекул или атомов), сколько атомов содержится в 12 г углерода C. Чтобы найти число частиц в 12 г углерода, надо разделить общую массу вещества (0,012 кг) на абсолютную массу углеродного атома, составляющую 19,93×10^(-27) кг.
В итоге получается 6,02×10^23 частиц. Найденное число равно числу молекул или атомов в одном моле всякого вещества и называется числом Авогадро. Его размерность – 1/моль, или моль «в минус первой степени».
Если химическое вещество состоит из молекул, в одном моле этого вещества будет содержаться 6,02×10^23 молекул. Так, 1 моль водорода h3 – это 6,02×10^23 молекул h3, 1 моль воды h3O – это 6,02×10^23 молекул h3O, 1 моль глюкозы C6h22O6 – это 6,02×10^23 молекул C6h22O6.
Если вещество состоит из атомов, в одном моле этого вещества будет содержаться то же Авогадрово число атомов — 6,02×10^23. Это относится, к примеру, к 1 молю железа Fe или серы S.
О чем говорит количество вещества
Итак, 1 моль любого химического вещества содержит Авогадрово число частиц, составляющих данное вещество, т.е. около 6,02×10^23 молекул или атомов. Общее количество вещества (число молей) обозначается латинской буквой n или греческой буквой «ню». Его можно найти по отношению общего количества молекул или атомов вещества к числу молекул в 1 моле – числу Авогадро:
n=N/N(A), где n – количество вещества (моль), N – количество частиц вещества, N(A) – число Авогадро.
Отсюда же можно выразить и число частиц в заданном количестве вещества:
N=N(A) x n.
Фактическую массу одного моля вещества называют его молярной массой и обозначают букой M. Она выражается в «граммах на моль» (г/моль), но численно равна относительной молекулярной массе вещества Mr (если вещество состоит из молекул) или относительной атомной массе вещества Ar, если вещество состоит из атомов.
Относительные атомные массы элементов можно найти по таблице Менделеева (обычно при расчетах их округляют). Так, для водорода это 1, для лития – 7, для углерода – 12, для кислорода – 16 и т.д. Относительные молекулярные массы складываются из относительных атомных масс составляющих молекулы атомов. К примеру, относительная молекулярная масса воды h3O
Mr(h3O)=2xAr(H)+Ar(O)=2×1+16=18.
Относительные атомные и молекулярные массы – безразмерные величины, поскольку выражают массу атома и молекулы относительно условной единицы – 1/12 массы атома углерода.
В типовых задачах обычно требуется найти, сколько молекул или атомов содержится в заданном количестве вещества, какую массу составляет заданное количество вещества, сколько молекул в заданной массе. Важно понимать, что молекулярная формула вещества указывает на число молей каждого элемента, входящего в его состав. То есть 1 моль серной кислоты h3SO4 содержит 2 моля атомов водорода H, 1 моль атомов серы S, 4 моля атомов кислорода O.
www.kakprosto.ru