Литературный аргумент: Литературные аргументы — 4ЕГЭ

Содержание

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку? | Люблю читать, люблю писать

После того как мы согласились (или не согласились) с позицией автора, необходимо обосновать своё согласие или несогласие. Как это можно сделать? Привести аргумент. С прошлого года литературный аргумент перестал быть обязательным. Свою точку зрения можно доказывать с помощью научных или исторических фактов, отсылок к кинофильмам, спектаклям и т.д.

Макет декорации к спектаклю. Фото из личного архива автора

Макет декорации к спектаклю. Фото из личного архива автора

Но некоторые преподаватели восприняли «необязательность» литературного аргумента буквально как его запрет. Моей ученице школьный учитель ставил двойки за сочинение в формате ЕГЭ только из-за того, что она использовала литературный аргумент. Причём даже ссылка на видеообращение И.П. Цыбулько к выпускникам 2019 г. с указанием секунд, где говорится о возможности использования художественной и публицистической литературы, учительницу не впечатлила.

Прошлогодние ученики благополучно сдали ЕГЭ (многие из них, кстати, приводили именно литературный аргумент для обоснования своей позиции). Пришли новые одиннадцатиклассники со старыми вопросами: «А правда, что в сочинении по русскому аргумент больше не нужен?», «А правда, что за литературный аргумент снижают баллы?» Нет, дорогие дети, это НЕПРАВДА. Аргумент в сочинении по-прежнему НУЖЕН, иначе вы рискуете потерять 1 балл по критерию К4. Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это необязательное требование.

И напоследок мой вариант согласия с позицией автора, тезисом и аргументом (да, он будет литературным) по уже знакомому нам тексту о паводке и выхухоли.

Напомню сначала позицию автора:

Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти. Ведь, если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё есть, даже собственной жизнью.

В следующем абзаце пишем о своём согласии и обосновываем свою точку зрения:

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, для родителей  всегда на первом месте будет безопасность их детей. Чтобы убедиться в этом,  вспомним произведение И.С.Тургенева «Воробей», в котором птица ринулась спасать своего выпавшего из гнезда воробьишку от собаки. Хотя собака казалась воробью громадным чудовищем, он не смог усидеть на высокой безопасной ветке: сила родительской любви сбросила его оттуда.

Надеюсь, все поняли, что я не настаиваю именно на литературном аргументе (а то в одном из комментариев появилось пожелание «снять категоричность требования литературных аргументов»). Я настаиваю на том, что аргумент (какой-нибудь) должен быть. Всем удачи!

Если вы учитесь писать сочинение в формате ЕГЭ, вам может пригодиться статья:

С вариантами сочинений можно ознакомиться здесь:

Почему итоговое сочинение в школе не так страшно, как про него говорят? — FONAR.

TV

На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.

1. Учителя воспитывают из всех литературоведов

«Зачем моему ребёнку писать сочинение по литературе, если он поступает в технический вуз?» — задаются вопросом родители будущих инженеров и программистов. Почитаем аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) — разработчика всех контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал».

А теперь разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники пишут сочинение, чтобы показать, что они способны мыслить и рассуждать, защищать свою точку зрения аргументами, а не топаньем ножки со словами «Я так хочу!». Этот навык очень пригодится во взрослой жизни. Например, чтобы аргументировать в вузе своё желание быть на паре, а не разбирать кирпичную стену. Или чтобы объяснить любимой девушке, что брать графитовую норковую шубку в кредит — не лучшая затея. Или чтобы вести интересный диалог с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

Уметь мыслить логически — полезно. Но зачем же обязательно опираться на литературу? Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем вообще читать книги?

Ответа в документах ФИПИ мы не найдём, поэтому поделюсь своими мыслями. Литература показывает нам опыт поколений, даёт возможность понять, что мы не первые испытываем те или иные чувства. Не мы первые влюблены безответно; не мы первые расходимся во взглядах с родителями; не мы первые чувствуем отчаяние; не мы первые испытываем детский восторг от первого снега. То есть литература становится для нас незримым другом, неосязаемым кладезем ответов на вопросы, которые нас мучают. Перечитаем «Маленького принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни важны не цифры (деньги, статистика лайков), а дружба и любовь. Познакомимся с романом «Зулейха открывает глаза» Яхиной и поймём, что человек способен устоять перед натиском любых невзгод. Поэтому читать литературу, а не только постики и новости, невероятно важно для стабильности нашего состояния. Уметь сопоставлять эпизод из книги со своей жизнью — значит развивать своё аналитическое мышление. А оно нам пригождается всякий раз, когда мы стоим перед выбором.

Выпускнику не нужно уметь делать литературоведческий анализ — ему нужно уметь мыслить, выражать свою точку зрения и аргументировать её.

Как оценивают-то?

Теперь вчитаемся в критерии оценивания сочинения. Сначала эксперты принимают решение, нужно ли вообще оценивать это сочинение. Для этого они, во-первых, считают количество слов: не меньше 250, лучше около 350. Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли написано сочинение. Если оба требования выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием — получишь «незачёт»

Первый критерий — соответствие теме. Если ученик заявил тему надежды и отчаяния, а говорит о гордости и небесных пряниках, увы, сочинение не зачтут. Но если он не согласился с предложенным мнением и аргументировал свою точку зрения, то всё в порядке.

Например, в 2018 году в одном из комплектов тем была такая: «Согласны ли Вы с утверждением Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

Можно не согласиться с такой формулировкой? Я думаю, что быть добрым в современном мире не очень-то легко. Если ты добряк, каждый норовит ноги вытереть о тебя. С другой стороны, доброта открывает любые двери. Не может быть однозначного ответа на этот вопрос! И тем более, нет

правильного ответа. Есть мнение конкретного человека.

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй критерий — аргументация. Привлечение литературного материала.

Закройте глаза, сделайте вдох, досчитайте до десяти, когда вновь услышите, что нужно брать для аргументации два произведения из русской классики. Это самый распространённый миф.

Читаем методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке итогового сочинения по критерию № 2 „Аргументация. Привлечение литературного материала“ нужно учитывать следующее. В соответствии с данным критерием участник сочинения, приводя примеры из литературного материала, имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».

Взять для примера «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть «Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На здоровье. Вспомнить песню «Когда мы были на войне» на стихи Самойлова? Не проблема.

Сочинение — не проверка на знание кратких содержаний произведений школьной программы, а возможность поделиться мыслями, которые возникли во время чтения произведения .

Достаточно одного литературного произведения. Усилить свою аргументацию можно примерами из других видов искусства: театра, кино, живописи, музыки. Можно привести пример из истории, биографий великих людей. Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения)».

В этом абзаце идёт речь о том, что некоторые вузы за итоговое сочинение дают дополнительные баллы . Так, Высшая школа экономики может прибавить до десяти баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной комиссии желанного вуза можно выяснить, какие требования здесь предъявляют к сочинению, и получить отличную прибавку к портфолио.

Если же сочинение не отвечает хотя бы одному из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для получения оценки „зачёт“ необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке), а также „зачёт“ по одному из других критериев».

Посмотрим на «другие критерии». Третий критерий — композиция и логика рассуждения .

Логические связи между тезисом — основной мыслью высказывания — и аргументами делают нашу речь понятной и удобной для восприятия. Если логика нарушена, то такая речь тяжело воспринимается.

Классический пример нарушения логики нам подарил известный политик ещё в 2013 году: «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать»

. Если в сочинении зафиксирована постоянно скачущая блохой мысль, то по этому критерию, конечно же, «зачёт» мы не получим.

Кроме того, важен композиционный баланс. Вступление и заключение по объёму должны быть меньше основной части. Если праздные рассуждения о космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной, занимают большую часть сочинения, а собственная точка зрения и её доказательство — меньшую, то это похоже на пустословие.

Через сочинение мы стремимся научить подростка быть ответственным за свои слова.

Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Сочинение по литературе в декабре. Направление «Забвению не подлежит». Аргумент из художественной литературы. Юрий Нагибин о Ю.А. Гагарине.

 

Юрий Нагибин о Ю.А. Гагарине.

«Маленькие рассказы о большой судьбе».

Небо, огромное, бесконечное, всегда вызывало у людей желание понять: а что там, за пределами Земли? Что такое Вселенная, есть ли планеты, подобные нашей, где тоже существует жизнь? Человечество тысячелетиями, веками мечтало полететь в космос. И лишь в 20-м веке мечтам суждено было сбыться. Гражданин нашей страны, которая тогда называлась СССР — Союз Советских Социалистических Республик, — Юрий Алексеевич Гагарин впервые совершил полёт в космическое пространство. Произошло это 12 апреля 1961 года.

2021 год – особенный в истории космонавтики нашей страны. Это год 60-летия со дня первого космического полёта. Юрий Алексеевич Гагарин открыл новую эру — космическую. Эта страница в истории СССР и России забвению не подлежит, ведь сколько бы после полёта ни отправлялись на орбиту люди Земли, сколько  ещё таких путешествий ни будет- именно первый полёт запомнится землянам навсегда.

Немало интересных книг написано и Ю.А. Гагарине, о его полёте – это и мемуарная литература, и документальные хроники. Но мне хочется остановиться на «Маленьких рассказах о большой судьбе» писателя Юрия Нагибина, в которых он пытался донести до детей и юношества то, каким был Гагарин, как он шёл к своей цели, что двигало им.

Несмотря на то, что рассказы написаны в художественном стиле, все герои в них – реальные люди: родители, друзья, учителя, наставники Юрия.

День за днём, год за годом читатели следят за тем, как формируется характер Гагарина. Вот он – победитель конкурса стихов в школе, на котором прочитал, конечно, стихотворение о лётчиках.

Военное детство…Это и страх от шума пролетающих над головой самолётов, и боль от зрелища горящей школы. Но уже в детские годы проявились такие черты Гагарина как доброта, желание помочь другому, защитить слабого.

Ю. Гагарин мечтал стать лётчиком. Его всегда тянуло небо. Первым шагом  стал аэроклуб, в который он стал ходить с 1954 года. Думал ли Юрий, что всего через какие-то 6 лет он полетит в космос! А пока юноша совершил свой первый полёт на самолёте ЯК-18. Произошло это в 1954 году.

Продолжение пути к осуществлению мечты- учёба в Оренбургском авиационном училище с 1955 года. И уже с 1957 года Юрий Гагарин служит в истребительной авиационной дивизии в Мурманской области. Он лётчик! Юрий Гарин добился цели!

Вдруг Ю. Гагарин узнаёт, что идёт отбор будущих космонавтов к полёту на корабле «Восток-1». Он просит о зачислении в отряд и начинает усиленные тренировки. Для первого полёта в космос комиссия выбрала Юрия Гагарина. Именно он, первый космонавт планеты Земля, произнёс знаменитое слово-«Поехали!».

Рассказы Ю. Бондарева о человеке необычной судьбы имеют огромное воспитательное значение для молодёжи. Автор показал, как настойчиво шёл к своей цели Гагарин, как он умел дружить и ценить своих товарищей, как формировал в себе силу воли, физическую выносливость. Только так — настойчивостью и упорством — он достиг цели. Юрий Гагарин служит примером тому, как можно добиться осуществления своей мечты, сделать дело, прославившее страну на весь мир, и самому стать героем. Такие люди -гордость страны, память о них забвению не подлежит.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

Смелость — аргументы из литературы

Тезисы

  • О смелости и способности человека совершать героические поступки люди всегда говорят с восхищениям, ведь далеко не каждый готов рискнуть чем-то важным во благо других. 
  • Конечно, иногда мужество требуется и в повседневной жизни, но чаще всего личность полностью раскрывается в особо опасных, напряженных ситуациях. 
  • В чем проявляется смелость? В рискованных поступках, которые имеют благую цель.
  • Что такое смелость? Это умение победить свой страх ради высшей цели.
  • Смелость — это двигатель прогресса. Если бы ученые не шли против существующих предрассудков и не отваживались на рискованные эксперименты, темпы эволюции замедлились бы, и мы бы до сих пор жили в каменном веке.
  • Отважный человек всегда рискнет собой ради того, чтобы достичь новых высот.
  • Смелость — это способность к риску, которая измеряется выдающимися поступками человека.
  • Отвага неразрывно связана с силой воли: только личность, способная властвовать собою, может победить свой страх.
  • «Смелым помогает судьба» — Вергилий.
  • «Храбрость — это умение превозмочь страх. Бояться, но, несмотря ни на что, идти вперед. А когда вместо того чтобы заглянуть своему страху в глаза и победить его, человек превращается в боящееся всего и вся агрессивное существо…» — Алекс Кош.
  • «Смелость позволяет превозмочь страх, потому что она сильнее его» — Марк Леви.

Аргументы

М. Горький, «Старуха Изергиль». Смелость выражается в способности взвалить на себя ответственность. Мы находим подтверждение этому в рассказе «Старуха Изергиль». В одной из историй под названием «Легенда о Данко» повествуется о юноше, который отдал свою жизнь, чтобы спасти целый народ. Попав в темный лес, люди не могут отыскать выход из него, и тогда их вызывается повести молодой красавец по имени Данко. Толпа не противится благородному порыву, так как «в очах его светилось много силы и живого огня». Долго идут они в неизвестность. Но вдруг начинается страшная гроза. Напуганная резкой сменой погоды и обессиленная долгим странствием, толпа обвиняет предводителя в том, что он неспособен выручить их. И тогда юноша, желая осветить путь, вырывает сердце из груди – так сильно оно переполнилось любовью, что запылало ярче солнца. Он выводит народ из чащи, но умирает сам, увидев в последний момент просторы свободной земли. Его поступок не только отважен, но и благороден потому, что Данко совершает его не по просьбе или принуждению, а по личному желанию. Он не побоялся взять на себя ответственность за жизни людей и оправдал их доверие своей отвагой.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Смелость не всегда проявляется в бою. В повседневной жизни человек должен быть решительным и отважным, чтобы помочь близким и стать для них опорой. Доказательство этого мы находим в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова жертвует ради семьи не только своей репутацией, но и возможным счастливым будущим. «Желтый билет» в ту эпоху являлся практически клеймом: выбраться из подобного общества было крайне трудно. Исключение составляли случаи, когда девушки из борделей переходили в статус содержанок. В основном же женщины были лишены большинства прав и подвергались общественному порицанию. То, что добрая и кроткая Сонечка идет на это, говорит о ее бесстрашии и широкой милосердной душе. Несмотря на тяготы и лишения, она остается хорошим человеком. Искренне верит в лучшее и старается видеть в окружающих только светлые черты. Ее поступок ради семьи — это яркий пример смелости в повседневной жизни.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Смелость играет важную роль в судьбе героя Пушкина. Поступки Гринева, которые он совершает под влиянием сильных чувств к Машеньке Мироновой, можно назвать героическими. Сначала он бросает вызов более опытному противнику,  Швабрину, чтобы защитить честь возлюбленной. Потом он предпочитает смерть предательству и гордо отказывается присягнуть Пугачеву. Узнав о том, что Марья в опасности, он обращается за помощью к бунтовщику после того, как видел его жестокость. Он разговаривает с ним на равных, не боясь за свою жизнь, ведь его больше волнует участь возлюбленной. Петр любыми способами скрывает личность МАрьи: утаивает ее имя во время следствия ценой свободы, так как хочет защитить ее от опасности. Его поведение — эталон отваги.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Отвага скрывается глубоко в душе человека и становится очевидной только тогда, когда приходит время для решительных действий. Смело действуют обитатели крепости в романе «Капитанская дочка», отстаивая свой дом до самого конца. Капитан Миронов храбро отказывает в почестях самозванцу, не желая присягать ему на верность, Василиса Егоровна не молит о пощаде, чтобы сохранить свою жизнь. Они оба ставят долг и честь выше самих себя, и гордо встречают смерть. Их сопротивление — это блестящий пример достойной уважения храбрости во имя благой цели.

А. Т. Твардовский «Василий Теркин». В военный период героические свершения не считались явлением необычным. Мужество проявляли независимо от пола и возраста, ради себя и ради других. Герой поэмы Твардовского – бывалый солдат, душа компании и удалой воин – переправляется через ледяную реку, чтобы передать важные сведения об отряде. Он не задумывается о том, насколько это опасно, а просто делает, потому что понимает важность сообщения. Василий не только перебирается на один берег, но и готовится затем в обратную дорогу, чтобы обнадежить оторванных от полка товарищей.«Доложил по форме, словно тотчас плыть ему назад…» — пишет автор. Смелость на войне — это настоящий подвиг, который нужно уважать и чтить.

Б. Васильев «А зори здесь тихие». Каждый человек проявляет смелость в экстремальной ситуации по-своему. В этом проявлении выражается сила или слабость личности. Это демонстрирует пример из повести «А зори здесь тихие». Лиза Бричкина, девушка из обычной семьи, попадает на фронт случайно. Она готовится к учебе в техникуме, но все ее планы рушатся с началом войны. Лиза достаточно умна, хорошо ориентируется на местности, многое знает о лесных обитателях и окружающем мире в целом. Но перед силой суровой природы оказывается беззащитной. Она отправляется за подкреплением для их маленького отряда, но гибнет в болоте, затянутая на дно трясиной. И все же ее добровольное решение пойти за подмогой по болоту — храбрость, достойная вечной памяти. А вот Женя Комелькова, бойкая и озорная дочь офицера, видевшая расстрел всей своей семьи, принимает вражеский огонь на себя, давая товарищам возможность скрыться. Она не колеблется, и даже не сразу чувствует, что в нее попадает первая пуля. «Так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…» – пишет автор. Старшая по взводу, Рита Осянина, идет на передовую добровольно – ею движет желание отомстить немцам за гибель любимого мужа. Она продолжает сражаться, несмотря на то, что у нее есть маленький сын. Получив рану от взрыва гранаты, она решается на самоубийство, видя, что шансов выжить нет. Ее решение — показатель отваги и силы воли, ведь далеко не каждый может убить себя ради того, чтобы выжили остальные. Интеллигентная, тихая Соня Гурвич становится жертвой случайности. Вернувшись за кисетом с махоркой для Васкова, она сталкивается с неприятелями. Умирая от удара ножом, она успевает криком предупредить остальных об опасности. Ее поведение на войне было не менее храбрым. Воспитанница детского дома Галя Четвертак рвется на фронт, желая стать особенной, заметной. Очутившись в окопах, она узнает, что война, в первую очередь, это не почести и медали, а боль, жестокость и бесконечные потери. Но Галя не сбегает, хоть и отчаянно боится погибнуть. Каждая из героинь повести по-своему отважна. Они бьются за спокойствие родной страны, и их жертва оказывается не напрасной. Их смелость выражается в подвиге.

В. Быков «Сотников». Смелость на войне проверяется тяжелыми обстоятельствами и лишениями. Правильный нравственный выбор могут сделать немногие. Например, Сотников, находясь в плену, отказывается выдать информацию о партизанах. Ему известно, что за неповиновение его казнят, но он выбирает молчание. В отличие от своего друга, Рыбака, который сдает товарищей, не выдержав морального и физического давления, он сохраняет тайну. Когда их ведут на виселицу, Сотников пытается уберечь сослуживца, взяв всю вину на себя, но тот его предает Родину и переходит на сторону врага. В критической ситуации Сотников проявляет себя как стойкую, бесстрашную, непоколебимую личность с высокими моральными принципами. Он страшится смерти, но предпочитает ее предательству. «Лишь сердце его болезненно сжалось в предсмертной судороге: перед концом так захотелось отпустить все тормоза  и  заплакать…» — пишет автор. Герой сдал жестокий экзамен на смелость и стал примером для подражания, достойным вечной памяти.

Л. Н. Толстой «Война и мир». Писатель утверждает, что настоящим героем может стать любой. Не важно, генерал ли это, офицер или обычный солдат – каждый был готов отдать все за освобождение Родины. Например, капитан Тушин решается на подвиг во время Шенграбенского сражения: когда другие бегут с поля боя, он и его батарея остаются один на один с врагом. Без приказа «сверху» он собирается противостоять французам и начинает ответный обстрел. «Неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…» — пишет автор. Только благодаря феноменальной храбрости Тушина русские выигрывают сражение. Но этот эпизод проходит мимо внимания руководства. Только князь Андрей Болконский указывает начальству на отвагу кроткого капитана, но те не считают нужным даже поблагодарить его: «Князь Багратион посмотрел на Тушина <…> наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти…». Увы, смелость не всегда вознаграждается по заслугам.

М. А. Шолохов «Судьба человека». Смелость проявляется ярче всего в экстремальных условиях, когда человек подвергается реальной опасности. Такой пример описал М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». В жизни центрального персонажа – солдата Андрея Соколова – происходит множество трагедий. В тяжелое военное время он теряет семью, несколько лет проводит в неволе на чужой земле, тяжело работает, терпит издевательства от неприятеля. Когда его ловят после неудачного побега и отправляют к начальнику лагеря, он отвергает предложение чествовать победу врага, осознавая, что его за это жестко накажут. Соколов не унижается, стараясь вымолить пощаду, не позволяет обращаться с собой, как с животным, и за это его стали уважать даже враги. Стоя напротив садиста Мюллера, Андрей не падает духом и не демонстрирует ни намека на страх. Его смелость настолько поражает коменданта, что он не казнит пленного за дерзость. И после всех лишений и испытаний Соколов находит в своем сердце достаточно любви, чтобы спасти другого. Он усыновляет сироту и заботится о нем, как о родном сыне. Делает все, чтобы подарить мальчику радостное будущее. Его смелость выражается и в стремлении взять на себя ответственность за мальчика. Вот так выглядит храбрость на войне и в мирной жизни, ее нужно уметь различать.

М. А. Булгаков «Белая гвардия». Смелость не зависит от возраста или социального статуса. Подтверждение этому мы находим в романе «Белая гвардия». Семнадцатилетний Николай Турбин – младший сын в семье. Но совсем еще юный Николка является человеком чести и достойным примером для молодых людей. Он прилежно несет службу, возглавляет юнкерский отряд и в сражении проявляет себя очень благородно. Во бою с петлюровцами Николай до самого конца остается рядом с начальником, чтобы вместе с ним защитить спасавшихся юнкеров. После гибели полковника он, подвергая себя опасности, ищет тело, чтобы провести достойные похороны. Таким образом, герой показывает, что жизнь другого представляет для него большую ценность, чем собственная. Его поступок досказывает, что смелыми могут быть даже подростки, ведь это качество не зависит от возраста.

Б. Л. Васильев «Завтра была война». Смелость — это качество, которое формируется с детства и закладывается воспитанием. Пример, подтверждающий это, мы находим в романе «Завтра была война». Искра Полякова, активистка 9 «Б» класса, защищает подругу, несмотря на угрозы со стороны учителей и матери. Она открыто поддерживает Вику Люберецкую тогда, когда отца одноклассницы признают «врагом народа» и увозят для проведения следствия, и даже собирается отправить просительное письмо в ВКП(б). Также Искра отказывается проводить собрание, на котором Вику исключили бы из комсомола, а после гибели подруги читает на ее могиле запрещенные стихи Есенина. В период войны Полякова служит связной подполья, за что ее и казнят вместе с матерью. Вся жизнь ее состоит из таких, казалось бы, скромных деяний, которые она совершает на благо других. Она не боится идти против системы, думая, что может сделать чье-то существование чуть лучше. И в этом выражается ее самоотверженность, способность к героическим поступкам.

Месть – аргументы к сочинению по теме с примерами из литературы

Тема мести отражается во многих художественных произведениях русских писателей. Аргументы к сочинению «Что такое месть?» помогут учащимся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

«Дубровский»

В романе А. С. Пушкина «Дубровский» поднимается проблема мести. Центральный персонаж Владимир Дубровский решается отомстить Троекурову Кириле Петровичу за то, что тот отобрал у его отца Андрея Гавриловича имение, что стало причиной смерти отца Владимира. Главный герой произведения решает отомстить не только Троекурову, но и всем богатым и знатным людям, которым все равно на судьбы простых людей. Владимир Дубровский становится предводителем разбойничьей шайки и фактически выступает против общественных несправедливостей.

«Война и мир»

Месть Андрея Болконского из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» является одним из самых ярких примеров из литературы. Герою, влюбленному в Наташу Ростову, приходится на время расстаться с ней. Это становится огромным испытанием для девушки, пройти которое Наташе Ростовой не удалось: она влюбилась с Анатоля Курагина, с которым даже планировала убежать.

Князь Андрей узнает о предательстве Наташи и хочет отомстить человеку, который стал причиной его расставания с возлюбленной. Болконский повсюду ищет Анатоля Курагина, чтобы наказать его. Это самый яркий в литературе пример попытки мести, но не самой мести.

«Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показано, можно ли отомстить врагу. Грушницкий не хочет принимать тот факт, что понравившаяся ему княжна Мери увлечена Печориным. Он клевещет на Григория Александровича, оскорбляя его честь и достоинство. Конфликт между героями приводит к дуэли между Печориным и Грушницким. Желая отомстить своего противнику, Грушницкий не заряжает пистолет Печорина во время поединка. Однако главный герой знает об этом бесчестном замысле и настаивает на честной дуэли, в результате которой погибает Грушницкий. Такой финал взаимоотношений между литературными персонажами показывает, что месть Грушницкого подействовала против него же, что отомстить врагу не получится, потому что месть уничтожает собственную личность.

«Выстрел»

Еще одним из аргументов на тему «Месть» послужат действия Сильвио из повести А. С. Пушкина «Выстрел». Главный герой любил ощущать свое превосходство в обществе. Когда приезжает граф Б***, то первенство Сильвио покачнулось. Тогда Сильвио решил отомстить своему противнику и спровоцировал его на дуэль. Граф Б*** показал на поединке свое безразличие к результатам дуэли. Тогда Сильвио решил воспользоваться правом на выстрел в другой момент. Целых восемь лет Сильвио вынашивал план мести своему противнику, полностью забыв о собственной жизни.

Данная статья, которая поможет написать аргументы к сочинению «Что такое месть?», на примерах романа А. С. Пушкина «Дубровский», романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повести А. С. Пушкина «Выстрел» рассмотрит, что такое месть и в чем заключаются ее особенности.

Примеры-аргументы из литературы для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения.

Примеры на тему «ЗАВИСТЬ» для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе.
Примеры зависти из литературы для аргументации собственной позиции в сочинении.

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. ЛермонтоваПример. Завистливый человек (ПЕЧОРИН)
Во время разговора с Грушницким Печорин увидел Мери и отличил ее: она была одета со строгим вкусом — ничего лишнего. Когда Мери подарила Грушницкого «долгим любопытным взглядом», когда она подняла его стакан, Печорин почувствовал зависть. Дразнит он Грушницкого и из-за врожденной страсти противоречить. 

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

Пример 1. Проявление зависти (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)
Мелехов признается Прохору, что всегда завидовал Листницкому и Кошевому, которым с самого начала было все ясно: «У них, у обоих, свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби…». И у белых всегда Григорий был чужой, «на подозрении», и у красных так же вышло.

Пример 2. Зависть чужому счастью (ДАРЬЯ МЕЛЕХОВА)
Дарья может теперь «застенчиво улыбаться» и даже «плакать, глядя на детишек», с болью ощущая свое одиночество: «У меня — ни сзади, ни спереди никого нет. И от сердца отрывать некого». 

Завидует она Наталье, ее чистой и верной любви «к своему» и прямо говорит о себе: «А мне вот ни одного дюже не доводилось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось… Мне бы теперь сызнова жизню начать, — может, и я бы другой стала?» 

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. Тургенева

Пример 1. БАЗАРОВ

Отношение самого Базарова к родителям неоднозначно: он, несомненно, любит их, хотя и скрывает это чувство за грубоватой иронией. В известной степени он даже завидует родителям. «…Они… заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… чувствую только скуку и злость». 

Пример 2. ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, потом поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. 

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из пьесы «НА ДНЕ» М.ГорькогоПример. НАСТЯ
Настя завидует чужой, придуманной в книжках любви и любви Пепла к Наташе. В окружающей ее жизни Настя не видит ничего светлого. «Надоело мне… лишняя я здесь», – говорит она Бубнову, рассказав об отношениях Пепла с Василисой и Наташей. «Ты везде лишняя», – отвечает ей Бубнов.

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из трагедии «БОРИС ГОДУНОВ» А.С. ПушкинаПример. САМОЗВАНЕЦ
Приближаясь с войском к литовской границе, Самозванец завидует Курбскому, готовому сражаться за правое дело: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась». Сам же Самозванец «едет тихо с поникшей головой». Его терзает мысль, что должна пролиться русская кровь, что он врагов «позвал на Русь» и ведет их «заветной дорогой» «в красную Москву».  

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А.Н. ТолстогоПример. Зависть по отношению к ИВАНУ БРОВКИНУ
Бровкин становится примером для многих бояр в торговых делах, в отношении к нововведениям. Спесивый родовитый Роман Борисович Буйносов говорит приказчику: «Сделайте как у Ивана Артемьевича Бровкина». Он видит, что тот умеет добывать деньги («поставил у себя полотняный завод в Замоскворечье, сдает в казну парусное полотно»). «От денег мошна лопается», – говорит боярин. Бровкину завидуют именитые бояре, прислушиваются к его советам. «Многие именитые купцы были у него в деле и в приказчиках».

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ОБЛОМОВ» И.А. ГончароваПример 1. ОБЛОМОВ
Хотя в жизни Обломова не было потрясений и бурь, его судьба трагична. В исповеди Штольцу он признается: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну!..» Ясно представляя судьбу человека, его назначение, Обломов сравнивает всеобщее предназначение с собственной жизнью. И ему становится грустно и больно «за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Он завидует другим, которые «так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». В его робкой душе вырабатывается мучительное осознание того, что «многие стороны не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца». Сам Обломов болезненно чувствует, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или дежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой». 

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из повести «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» А.И. СолженицынаПример 1. Объект зависти (ИВАН ДЕНИСОВИЧ ШУХОВ)
Иван Денисович понимает, как много надо раздать получившему из дому посылку: и надзирателю, и бригадиру, и каптеру, парикмахеру, «соседу, кто с тобой за одной тумбочкой питается… как же не дать?. . Пусть завидует, кому в чужих руках всегда редька толще, а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает». 

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из поэмы «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н.В. ГоголяПример. Зависть достатку (ЧИЧИКОВ)
Скряжничества и скупости, привязанности к деньгам ради денег не было в Чичикове — «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах»: экипажи, отлично устроенный дом, вкусные обеды — «вот что беспрерывно носилось в голове его». Он завидовал бывшему конторщику, ставшему богачом; «все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». 

Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. ПастернакаПример. ЛАРИСА АНТИПОВА
Лара учится в женской гимназии. В ее душе живет вечный страх обнищания, который передала ей мать. С юности Лара все видит и понимает как взрослая. Она завидует наивности и детской непосредственности ровесниц. Лара понимает, что всего в жизни ей придется добиваться самой, что ей следует быть на хорошем счету, чтобы пробиться в жизни. Поэтому она умеет все: хорошо учиться, быть хозяйкой, помогать в мастерской, ходить по поручениям.

литературный аргумент в пользу твердой научной фантастики

Шел август. Я был в середине своей поездки через страну. После целого дня за рулем я обычно забирался в свой спальный мешок и под светом налобного фонаря читал «Диаспору» Грега Игана — что-то вроде приключенческого романа о поиске внеземной жизни. «Диаспора» была моим первым набегом на поджанр твердой научной фантастики. Роман вновь разбудил во мне осознание, что наши жизни как землян управляются физическими и химическими законами, над которыми у нас нет власти. Литература редко будоражит во мне подобное, ведь реализм чаще ставит психологическое прежде физического, создавая иллюзорный человеко-ориентированный мир. Наблюдая, как за заляпанным насекомыми лобовым стеклом сменяется пейзаж, я начал задумываться: чем рискует реализм, когда нивелирует роль планеты, на которой мы обитаем, до декораций.

В самых общих чертах, твердая научная фантастика создает такое повествование, в котором обычные атрибуты научной фантастики исключительно обоснованы и правдоподобны. Читатели могут повстречать монстров, но только если существование этих монстров объясняется устойчивыми биологическими законами. Они могут встретить футуристические технологии, но только если те функционируют в соответствии с наблюдаемыми законами природы. Пытаться ответить на вопрос, является ли этот жанр реализмом или нет, значит упустить из виду главное: он двигает границы реального.

«Диаспора» рассказывает историю Ятимы, искусственного интеллекта без гендерной идентичности и по совместительству гражданина виртуального «полиса» Кониси. Все начинается в 2975-м — в год рождения Ятимы. В отличие от других жителей Кониси, Ятима не является потомком некоторых родителей. Вместо этого Ятима представляет собой случайную комбинацию архивированных генетических признаков человека — онтологический эксперимент по тестированию определенного набора геномных данных. Другими словами, Ятима — сирота.

Диаспора своим повествованием на удивление сильно напоминает другие произведения с темой сиротства. В центре таких романов, как «Холодный дом» или «Джейн Эйр», главный герой, подкидыш без единого представления о законах реального мира, постепенно встраивается в матрицу буржуазных ценностей, которые подтачивают общество. Чтобы обозначить эти системы ценностей, литературные тексты обычно вводят в повествование юридический дискурс, который может касаться чего угодно: от наследства до романтических связей. В конце концов, «Холодный дом» — книга о судебном иске. Но иск — это всего лишь мимикрическая уловка, чтобы заставить реальный мир присутствовать в вымышленном тексте. Немногие вещи так же узнаваемо реальны, как право и частная собственность.

Аналогично, путешествие в пространства космоса в «Диаспоре» служит для иллюстрации процесса осознания себя и своего места в обществе Ятимой. Но твердая научная фантастика использует этот прием несколько иначе. Накладываемые обстоятельства и вызываемые конфликты понятны немногим читателям из-за большого количества специализированных терминов. Репутацию «тяжелого для прочтения» этот поджанр получил в основном по этой причине. Он требует от читателей определенного набора знаний для своего понимания. Мы можем думать об этом поджанре как о расширяемой и даже междисциплинарной модели литературного письма, которая использует экспертный дискурс, стараясь не поместить повествование в область реального, а раздвинуть границы возможного так, чтобы они включали в себя происходящее в тексте.

Иган использует гремучую смесь из биологии, информатики, математики и физики, которая делает мир Ятимы осязаемым для читателя. Пролог, описывающий формирование сознания Ятимы, представляет собой дурманящий пример подобного языка. Ятима, как и все жители Кониси, фабрикуется в «концептории», неразумном программном обеспечении, возрастом не уступающем самому полису Кониси. Концепторий создает новых горожан из «умосемени», последовательности кодовых инструкций, выступающей цифровым аналогом генома. Первая партия умосемян была перекодирована с ДНК основателей полиса девять веков назад. Умосемя полиса Кониси состоит из миллиардов строчек кода, разделенных на подпрограммы. При инициализации умосемени пятнадцать миллионов таких подпрограмм взаимодействуют друг с другом, создавая уникальную личность. Когда концепторий наделяет жизнью сироту, все характеристические поля геноструктуры, во всей их изменчивости, инициируются валидными кодами методом случайного выбора: за неимением родителей, которых стоило имитировать или удовлетворять. Орфаногенезис — процесс, которым создаются сироты, — это рождение из алгоритма.

Хотя граждане Кониси и не «существуют» в привычном понимании, они все же ведут определенную жизнь. Они спорят друг с другом, вступают в романтические отношения и ссорятся. У них нет единой точки зрения на необходимость физического воплощения. Мнения их разнятся и касательно «телесников» — людей, которые все еще населяют Землю. Этот вопрос становится еще более острым, когда случайный импульс космической энергии уничтожает телесников и навсегда обрывает и без того слабую связь Кониси с человечеством.

В свете этой трагедии многие горожане полиса ставят крест на биологической жизни и перепрограммируют свой код для устремления к солипсизму. Ятима, встревоженный(ая) подобным, покидает Кониси и присоединяется к экипажу межгалактического корабля Диаспора, цель которого — поиск жизни в других звездных системах. Они возлагают на себя миссию предупредить существ в далеких галактиках об угрозе уничтожения. То, с чем они встречаются в глубоком космосе, оказывается еще более «внеземным», чем они предполагали.

В одной из самых ярких глав романа экипаж Диаспоры встречает ранее неизвестную форму жизни на далекой планете Орфей. Поначалу она напоминает огромный ковер сцепленных друг с другом клеток. Но вскоре экспедиция открывает ее истинную природу:

Ковер не был колонией одноклеточных существ. Не был и многоклеточным организмом. Он оказался одной молекулой, двухмерной, весом в 25 000 000 килограммов. Гигантское полотнище полисахарида, сложной смеси из связанных Сахаров — пентозы и гексозы — с боковыми цепочками алкилов и амидов12. Немного похоже на оболочку растительной клетки — только этот полимер много прочнее целлюлозы, а поверхность на двадцать порядков больше.

Хотя этот организм является плодом воображения, Иден тщательно выписывает его в реальных терминах растительной биологии. Сказать, что события «Диаспоры» могли бы действительно произойти будет преувеличением, но прокладывание мостика от реального к фантастическому — одна из характерных черт жанра.

Этот жанр отличает не сюжет, персонажи или вложенные идеи, но его исключительное отношение к информации. Можно сказать, что хороший образец твердой научной фантастики представляет собой информационную свалку огромных размеров. И использование профессиональной терминологии — самый быстрый способ донести до читателя такой объем информации.

На подобное нагромождение информации косо смотрят в любом другом художественном жанре, но она обеспечивает достаточный контекст, чтобы сделать историю понятной читателю. Иган мастерски использует этот трюк. Из всего, что мне довелось прочитать, рождение Ятимы — невероятно сложный процесс, занимающий первые три страницы «Диаспоры» — возможно, является самой потрясающим примером подобного информационного водопада.

В другом знаменательном абзаце житель полиса по имени Орландо изменяет свое восприятие так, чтобы оно воспринимало пять визуальных измерений. Вглядываясь в пространство космоса с мостика Диаспоры, Орландо способен увидеть звезды «под горизонтом — не через преграду, а вокруг нее, как если бы он стоял на узкой, выступающей скале или высоком столбе». Его глаза работали по принципу двух сфероидов, ось которых все еще находилась в привычном планарном мире, но их поле зрения распространялось далеко за его пределы. Обычное обозримое пространство разрасталось в двух дополнительных ортогональных направлениях. Когда Орландо пытается соединить дополнительные плоскости, он обнаруживает, что они пересекаются в единственной точке. «Плоскости должны пересекаться по прямой, — пишет Иган, — но эти отказались сотрудничать».

Подобные свалки информации нарушают главное правило художественной литературы: они ничего не говорят нам о характере персонажа. Но данный абзац был написан для другого. Если мы, прочитав его, можем представить, каково видеть в пяти измерениях в соответствии с действительными законами нашей вселенной, значит, будет справедливо сказать, что Иган расширил механику субъективности. Мне сложно представить себе более впечатляющий литературный подвиг.

Вернувшись из своих размышлений обратно на Землю, я понял, что нахожусь на обочине дороги с видом на Песчаные Холмы Небраски. Открытые всем ветрам дюны простирались на множество миль во всех направлениях, их долины были полны воды, а склоны покрыты сине-зелеными степными травами. Как и многие писатели, я приобрел вредную привычку составлять в уме каталог мест, о которых я когда-нибудь, возможно, напишу. Но казалось абсурдом искать материал в открывшемся пейзаже: эти дюны не имеют никакого отношения ко мне. И вообще не имеют отношения ни к чему, кроме разве что простого факта, что они были оставлены здесь тысячи лет назад отходящими ледниками, будто следы от слизняка, и я по какой-то случайности оказался здесь, чтобы засвидетельствовать их существование. Песчаные Холмы образовались задолго до нашего появления и продолжат существовать еще долго после нашего ухода.

И тем не менее, невозможно было не задаваться вопросом, что происходило здесь? Какими знаниями нужно обладать, чтобы познать Песчаные Холмы? Как бы мы могли поместить такую реальность в вымышленный текст?

Когда писатели отходят от законов человеческого сообщества — «мягкие» параметры реальности — и обращаются к законам физическим, биологическим, геологическим — «твердым» параметрам реальности, они добавляют реализму целое новое измерение. Долгие медлительные процессы вроде сдвига тектонических плит и естественный отбор, возможно, так же уместны в жанре реализма, как и виртуальная психология, которая на данный момент доминирует. Если мы хотим создавать литературу, которая способна отразить нарастающее осознание серьезных проблем, таких как уменьшение видового разнообразия, изменение климата и даже первые признаки социального коллапса, то писателям художественной литературы стоит поучиться у коллег из других жанров. По мере того как наша реальность становится более и более пугающей, нам может понадобиться убежище вроде симулякров Игана, чтобы скрыться в мире гипотетических возможностей.

Примечание переводчика: отдельные термины (например, «умосемя», «концепторий» и проч.) были взяты из перевода «Диспоры» Конрадом Сташевски.

Даниэль ЛоПилато (Daniel LoPilato)

Совместная акция Клуба с Редакцией Лайвлиба

Развитие литературного аргумента

Как только вы закончите набросок своих идей, вам нужно
доработать его до четкой и логичной формы. Вам необходимо четко изложить свой тезис (или основную идею), а затем
подкрепить его логическими и точными доказательствами. Вот практический подход к этому
решающему этапу процесса написания:
Подумайте о своей цели. По мере того, как вы развиваете свою аргументацию, не забудьте вернуться
к конкретному заданию; пусть это направляет вас. Ваш преподаватель может запросить один из
следующих типов документов:
• Ответ, в котором вы исследуете свою реакцию на литературное произведение.
• Оценка, при которой вы оцениваете литературные достоинства произведения.
• Интерпретация, в которой вы обсуждаете значение произведения. Если вашему инструктору
назначена интерпретация, он или она, возможно, более конкретно попросил
анализ, объяснение или сравнение! контрастное эссе, помимо других возможностей.
& Помните о своей аудитории* Практически говоря, ваш профессор (а иногда и
ваши одноклассники) будет основной аудиторией вашей статьи. Некоторые задания, однако
, указывают на определенную аудиторию, помимо вашего преподавателя и одноклассников.
Помните о своих читателях. Обязательно адаптируйте свое письмо к их потребностям и интересам. Если, например, аудитория предположительно уже читала историю в рамках обсуждения
, вам не нужно будет рассказывать сюжет целиком. Вместо этого вы будете
свободны поднимать только те сюжетные точки, которые служат доказательством вашего тезиса.
«Сузьте тему, чтобы она соответствовала заданию. Хотя у вас может возникнуть
искушение выбрать широкую тему, чтобы у вас не было недостатка в темах для
обсуждения, помните, что хорошая статья требует сосредоточенности.Определитесь с тезисом. Точно так же, как вам нужно знать пункт назначения, прежде чем отправиться в путешествие по
, вам нужно решить, к какой точке вы направляетесь, прежде чем вы начнете
свой первый набросок. Начните с написания предварительного тезисного предложения: суммирования
основной идеи или аргумента, который будет исследоваться в вашей статье. Хотя ваш тезис не обязательно должен быть
возмутительным или намеренно провокационным, он должен занять определенную позицию. Четкое, решительное утверждение
даст вам возможность что-то доказать и придаст силы вашему эссе.
РАБОЧИЙ ТЕЗИС
В поэме утверждается, что подобно Адаму и Еве мы все теряем
нашу невинность и течение времени неизбежно.
Этот первый удар по предложению тезиса дал его автору чувство цели и направления
, что позволило ему закончить свой первый черновик. Позже, когда он пересматривал свое эссе, он обнаружил, что ему нужно уточнить свой тезис, чтобы сделать более конкретные и целенаправленные утверждения.
м Постройте свой аргумент. Как только вы сформулируете свой тезис, ваша задача будет
ясна: вам нужно убедить аудиторию в том, что ваш тезис верен.Чтобы писать убедительно,
помогает понять некоторые ключевые элементы аргументации:
® Претензии. Каждый раз, когда вы делаете заявление, которое, как вы надеетесь, будет воспринято как истинное, вы
делаете заявление. Некоторые утверждения вряд ли будут опровергнуты («небо
голубое» или «сегодня вторник»), но другие спорны («каждый второкурсник
колледжа мечтает сбежать посмотреть мир»). Главное утверждение вашего эссе — ваш тезис
— не должно быть чем-то совершенно очевидным. Необходимость поддержать свою точку зрения
заставит вас прояснить свои представления о литературном произведении.
• Убеждение. Если слово «аргумент» заставляет вас думать о повышенных тонах и вспыльчивости, вам может помочь представление о вашей задаче как о более мягком искусстве убеждения. Чтобы
убедить аудиторию в правильности вашего тезиса, вам потребуется представить убедительный аргумент
, подкрепленный доказательствами, собранными из текста. Если задание под рукой
представляет собой исследовательскую работу, вам также нужно будет указать, что другие написали по вашей теме
.
® Доказательства. Когда вы пишете о литературном произведении, самое убедительное свидетельство обычно исходит из самого текста.Прямые цитаты из обсуждаемого стихотворения, пьесы или рассказа
могут обеспечить особенно убедительную поддержку
ваших утверждений. Обязательно вводите любую цитату, помещая ее в контекст более крупной работы. Еще более важно сопровождать каждую цитату
собственным анализом того, что она говорит о работе.
• Ордера. Всякий раз, когда вы используете какое-либо доказательство в поддержку утверждения, базовое предположение
связывает одно с другим. Например, если бы вы
заявляли, что сегодняшняя погода абсолютно идеальна, и предлагали в качестве доказательства
голубое небо, ваша логика включала бы негласный довод:
солнечная погода — идеальная погода. Однако не все согласятся с вашим ордером,
. Некоторые люди (например, фермеры) могут предпочесть дождь. Приводя любой аргумент, включая аргумент о литературе, вы можете обнаружить, что вам иногда требуется
, чтобы изложить ваши ордера и продемонстрировать их обоснованность. Это особенно
верно, когда предоставленные вами доказательства могут привести к выводам, отличным от тех, которые вы надеетесь доказать.
• Достоверность. При оценке обоснованности претензии вы, вероятно, примете во внимание
достоверность лица, выдвинувшего иск.Часто это происходит почти автоматически. Вы скорее прислушаетесь к мнению о том, что вам
следует принимать витамины, если оно высказано вашим врачом, чем если оно будет высказано
незнакомцем, которого вы встретите на улице. Эксперт по любой заданной теме обладает определенным авторитетом, недоступным большинству из нас. К счастью, есть и другие
способа завоевать доверие: Через ваши слова ваш читатель разовьет представление о том, кто вы есть. Если вы покажетесь воинственным или неуважительным
тем, кто склонен не соглашаться с вашими взглядами, вы можете потерять расположение своего читателя
. Поэтому высказывайте свои мысли спокойно и вдумчиво.
Ровный тон показывает, что вы заинтересованы в том, чтобы обдумать вопрос или идею
, а не заставлять читателя подчиняться.
ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ. Чтобы сделать аргумент более
убедительным, продемонстрируйте знакомство с другими возможными точками зрения. Выполнение
таким образом указывает на то, что вы приняли во внимание другие утверждения, прежде чем прийти к
в своей диссертации; это показывает вашу справедливость, а также ваше понимание
вашего предмета.Тем не менее, излагая другие точки зрения, убедитесь, что
они представлены справедливо, а также уважительно разъясните, почему ваш тезис является
наиболее обоснованным утверждением; вы не хотите, чтобы ваш читатель сомневался в вашей позиции.
ПОКАЖИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ. Чтобы завоевать доверие вашего читателя,
помогает продемонстрировать твердое понимание вашего предмета. Всегда проверяйте свои факты; фактические ошибки могут поставить ваши знания под сомнение. Это также помогает
владеть правилами письма.Правильно это или нет, но ошибки
в пунктуации и орфографии могут подорвать доверие к писателю.
Организуйте свой аргумент. Если только вы не пишете объяснение, которое работает
строк за строкой в ​​литературном произведении, вам нужно будет принять важные решения
о том, как оформить ваше эссе. Его порядок должен определяться логикой вашего аргумента, а не структурой рассказа, пьесы или стихотворения, которые вы обсуждаете.
Другими словами, вам не нужно прорабатывать исходный материал
от начала до конца, касаясь каждого основного пункта.Вместо этого выберите только пункты
, необходимые для доказательства вашего тезиса, и представьте их в любом порядке, который наилучшим образом соответствует вашему пункту
. Грубый план может помочь вам определить этот порядок.
• Убедитесь, что ваш тезис подтверждается доказательствами. Если вы обнаружите, что не можете
поддержать определенные аспекты своей диссертации, уточните ее так, чтобы вы могли. Помните:
, пока вы не сдадите его, ваше эссе находится в стадии разработки. Все можно и нужно изменить, если это не способствует развитию основной идеи статьи.Кто ваша аудитория?
S Достаточно ли узка тема?
S Ваша дипломная работа интересна и заставляет задуматься?
S Все ли в вашем эссе подтверждает ваш тезис?
S Вы рассмотрели и опровергли альтернативные взгляды?
S Ваш тон задумчив?
S Разумно ли организован ваш спор? Сгруппированы ли похожие идеи вместе?
Логически ли одна точка ведет к другой?

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

Самый быстрый словарь в мире | Словарь.com

  • 05″>

    литературный аргумент краткое изложение темы или сюжета литературного произведения, пьесы или фильма

  • литературный агент Агент, представляющий автора в отношениях с издателями

  • аллитерация с использованием одной и той же согласной в начале каждого слова

  • логический аргумент: ход рассуждений, направленный на демонстрацию истинности или ложности; методический процесс логических рассуждений

  • пренебрежение сообщение, принижающее кого-либо или что-либо

  • литературный жанр стиль письменного самовыражения

  • 8″>

    литературный пират Тот, кто использует слова или идеи другого человека, как если бы они были его собственными

  • контраргумент мнение, высказанное против другой позиции

  • цветочная композиция декоративная композиция из цветов

  • перестановка изменение расположения

  • предварительная договоренность что-либо заранее

  • беспорядок Состояние, при котором упорядоченная система нарушена

  • литературное произведение образное или творческое письмо

  • 78″>

    верхняя одежда предмет одежды, надеваемый поверх других предметов одежды

  • препятствовать выражению оппозиции и неодобрения

  • аргумент спор в случае серьезных разногласий

  • расстройство состояние психического расстройства и дезориентации

  • высадка Действия пассажиров и членов экипажа, покидающих морское или воздушное судно

  • затруднительное положение неприятная или трудная ситуация

  • литературное обозрение обзор, посвященный литературной критике

  • Ошибка неработающей ссылки

      Приборная доска

      Английский 11-Хейс-16-17-4

      Перейти к содержанию Приборная доска
      • Авторизоваться

      • Приборная панель

      • Календарь

      • Входящие

      • История

      • Помощь

      Закрывать