ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ — АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ, 6 КЛАСС
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
На тему: АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ (6-11 ВЕКА)
Составила: учитель истории и обществознания
Филина Галина Николаевна
ГБОУ СОШ № 407 Санкт-Петербург, г.Пушкин
Это государство — восточная деспотия.
Возникло на Аравийском полуострове в 6 веке и разрослось от Индии — до Атлантического океана и Испании.
В средние века на Земле больше не было такого крупного государства, как Арабский халифат
Все население Аравийского полуострова – арабы – делилось на:
Арабы -ОСЕДЛЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
их меньшинство
(проживали в поселениях и городах на юге и Западе Аравии, т. к. там была вода и ОАЗИСЫ)
Арабы — КОЧЕВНИКИ-СКОТОВОДЫ (БЕДУИНЫ)
их большинство
(проживали в пустынях и степях, искали пастбища для скота : верблюдов, лошадей, овец).
Выращивали пшеницу, занимались ремеслами: гончарным, плавкой металла, поэты, ученые мудрецы.
Были христианами, иудеями, язычниками,
Ткали ковры и шатры из шерсти верблюдов.
Были язычниками
Жили племенами во главе с вождем
В голодные годы могли разбойничать, нападать на караваны, грабить, захватывать рабов и продавать на рынках в караван –сарае
ВЕРБЛЮД – «КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ»
— очень вынослив.
Может жить без воды — 2 недели; без еды – месяц.
В одном горбе верблюда -100 кг жира. У него 3 желудка (в двух вода). За дин раз верблюд выпивает 50 литров воды.
Копыто (ступня) широкое, двухпалое – удобно ходить по пескам и камням. Молоко верблюдицы очень питательное.
САМУМЫ – ПЕСЧАННЫЕ БУРИ
( в 525 г до н.э — погубили армию персидского царя Камбиса: 50 тыс. человек и 3 тыс. верблюдов)
Днем в пустыне жара (до + 40° С), а ночью — холод (до – 15° С).
Караваны перевозили через Аравию товары из Индии, Африки в Византию и в Европу
Мекка – это крупный город на пересечении торговых путей в центре аравийского полуострова.
(там ярмарки (караван-сараи), где торговали: конями, хлебом, коврами, тканями, посудой, оружием, рабами и т.д.)
В центре Мекки старинный храм «Кабба» (куб) – священное место силы арабов.
В
В 610 году появился человек, которому суждено было основать новую религию и объединить всех арабов в одно государство – Муххамед (Магомед)— арабский проповедник единобожия и пророк ислама,
Он проповедовал в г. Мекка (потом в г.Меддина- с 632 г., ), что
— нет других богов, кроме аллаха
— все, кто принял ислам равны (и бедный и богач) перед Аллахом
-богатые должны помогать бедным, если они приняли ислам
— не убивать, не красть, почитать старших людей
— кто не принял ислам – тот «неверный», их можно убивать и т.д.
Проповеди Мухаммеда записывали, так появился Коран – священная книга мусульман.
Мусульманин – озн. «покорный богу».
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
При жизни Мухаммед сказал, что не надо сочинять законы, т.к. Аллах уже создал людям законы, надо судить по его заповедям.
Юристы 7 века на основе Корана составили Свод правил поведения – Шариат.
Шариатский (религиозный) суд до сих пор действует в некоторых арабских странах.
Судьи называются – кадии
Сторонники Мухаммеда пришли к власти и объединили всех арабов через религию.
Мухаммед вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. стал правителем Аравии — ХАЛИФОМ.
К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён уже весь Аравийский полуостров
Вскоре после смерти пророка его преемники («наместники» — халифы)
завоевали обширные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, частично Европу, распространяя ислам, арабскую культуру и язык.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ РАСПАЛСЯ В Х ВЕКЕ.
Причины распада Арабского халифата:
1. слишком большая географически территория – трудно было контролировать, слабые торговые и культурные связи между областями.
2. слишком разные народы (арабы, египтяне, сирийцы, персы, тюрки, и др.) с разной историей и культурой, развивались самостоятельно.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
http://www.youtube.com/watch?v=j2MpxiNWAbo
http://www.youtube.com/watch?v=sk8T1PtI3SM
infourok.ru
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Культура стран Халифата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация по теме: «Культура стран халифата»Помощь при обьяснении темы — «Культура стран халифата»…
Культура стран халифата, разработка урока в форме презентацииинтересная подача материала сделает урок занимательным и запоминающимся….
Тест по теме «Культура стран халифата»Тест по истории средних веков предназаначен для проверки знаний учащихся по теме «Культура стран халифата»….
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»Урок: историяТема: «Культура стран халифата»Цели:- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;- …
Культура стран ХалифатаПрезентация «Культура стран Халифата», урок истории в 6 классе.Образование, наука, искусство….
Кроссворд по теме «Культура стран халифата» для 6 классаК учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» под ред. Сванидзе А.А., 2015г. (параграф 10)[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_pr…
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Халифата.Презентация с заданиями, иллюстративным материалом и кртким конспектом по темам….
nsportal.ru
Технологическая карта и презентация по теме «Культура стран Арабского халифата» (6 класс)
Тема: КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА
Цель: создать условия для формирования представлений о культуре стран халифата; познакомить с понятиями: Сунна, фарси, арабески, медресе, минарет, мечеть, мавританское искусство.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: характеризуют положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат, достижения их культуры; раскрывают значение понятий ислам, хиджра, Коран, паломничество, шариат, кади, Сунна, фарси, арабески, медресе, минарет, мечеть, мавританское искусство; анализируют исторические факты, выделяют и обобщают их существенные признаки.
Метапредметные:
Познавательные: умеют осмысленно воспроизводить учебный материал, представляют результаты своей деятельности в табличной форме, умеют выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникационных задач.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, осуществляют самоконтроль учебной деятельности, нацеливают себя на выполнение поставленной задачи, осознают качество и уровень усвоения материала.
Личностные: развивают в себе чувство прекрасного и другие эстетические чувства на основе знакомства с арабской культурой.
Средства обучения: ноутбук, презентация «Культура стран халифата, карточки, атласы, учебник.
ХОД УРОКА
— Опишите территорию расселения, природные условия и образ жизни арабов.— Объясните объединяющую роль ислама.
— Расскажите об образовании Арабского халифата.
— Выявите причины распада Арабского халифата
Выполняют
задания
Терминологический диктант
Учитель зачитывает определенный исторический термин, которому необходимо дать определение.
Термины: ислам, хиджра, паломничество, шариат, кади
Письменно дают определение историческому понятию
Постановка учебных задач
Беседа
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
Формулируют учебные задачи
Изучение
Нового
материала
Таблица «Научные знания в странах Арабского халифата»
Предлагает составить обобщающую таблицу на § 10: 1) Какие научные области получили развитие в этот период?
2. Какие открытия были сделаны?
Самостоятельно выполняют задание
Рассказ
учителя
Акцентирует внимание на основных моментах:
— В этот период составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. У арабов существовала богатая поэзия. Особых успехов она достигла в Иране и Средней Азии. Здесь поэты писали на таджикско-персидском языке — фарси. Один из самых известных поэтов этого времени — Фирдоуси (934-1020 гг.). Он создал знаменитую поэму «Шахнаме» («Книга царей»).
— Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?
Слушают учителя, делают записи в тетради. С помощью учителя отвечают на проблемный вопрос
Презентация «Искусство стран Арабского халифата»
Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
1. Из всех видов искусства наибольшее развитие получила архитектура. Ярким примером служит Альгамбра — дворец эмира в городе Гранада.
2. Возводили дворцы, гробницы, крепости и мечети (около мечети обязательно строились минареты).
3. Арабские постройки богато украшались резьбой по камню, изразцами, мозаикой.
4. Стены зданий покрывались арабесками- сложными геометрическими узорами.
— Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.
Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях
Работа с учебником (с. 83)
— Назовите имена прославленных ученых и писателей мусульманского мира.
— Какие открытия и изобретения арабских ученых вы используете и в повседневной жизни, и в учебе?
Читают текст,
анализируют
полученную
информацию,
формулируют
ответы
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
Задание по карточке
Раздаются карточка с заданием
Вставляют
пропущенные
слова
VI. Итоги урока. Рефлексия
Беседа
— Что мы изучали сегодня на уроке?
— Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
— Каким образом вы их преодолели?
— Что в новом материале вас заинтересовало?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Домашнее задание
Учебник, § 10; записи в тетрадях.
Записывают домашнее
задание
infourok.ru
Доклад Значение культуры халифата 6 класс
После того, как арабы захватили народы Ближнего Востока, Африки и некоторых частей Европы, их средневековая культура начала тесно переплетаться с другими культурами. Арабская культура начала формироваться в момент образования ислама. Это был долгий и кропотливый процесс. Несомненно, такое великое арабское завоевание понесло за собой разрушения в архитектуре и культуре. Ситуацию спасло то, что арабы смогли чему-то научиться у захваченных народов. На первый план во всех захваченных территориях вышел арабский язык, вытеснивший постепенно все остальные языки.
Центром развития всей культурной жизни Халифата стала территория Ирана и Сирии. Здесь отлично развивалась наука. Во многих городах занимались переводами сочинений на арабский язык. Постепенно в Багдаде открылись различные библиотеки и образовательные школы. В этот самый момент многие образованные люди решали трудные задачи по торговле, строительству и земледелию. Больших оборотов набирают многие области. Среди них математика, география и астрономия. Строительству дворцов и замков в Халифате нет равных. Местное декоративное искусство уходило корнями в средневековые принципы. Мастера использовали красивый орнамент, который вычурно смотрелся на постройках. Большой популярностью пользовался узор и каллиграфический орнамент. Это хорошо просматривалось не только в резьбе по камню, но и по дереву тоже. Почти вся керамика была украшена красивым удивительным узором.
Обучения в открывающихся школах велось исключительно на арабском языке. Он занял место во всех сферах жизни человека. Почти все начальные школы были частными. В каждом дворе халифа работали поэты и ученые. Во многих городах были созданы и открыты дома, в которых переписывали и переводили многие книги. Арабы с большим успехом пользовались индийскими цифрами. Ученые и астрономы работали в обсерваториях, именно там изучали небесные светила и изучали Землю.
Каждый город славился своей мечетью. Сюда приходили люди на ежедневную молитву. В исламской культуре запрещалось изображать Бога. В мечетях не было его изображений, стена украшались с помощью резьбы и мозаики. Многие стены украшали надписи из Корана, это смотрелось очень красиво. Возле каждой мечети люди строили небольшую башню. Она называлась минарет. С такой башни созывали людей на молитву. Арабы открыли людям новый, удивительный мир знаний и умений. Многие средневековые ученые позаимствовали знания именно у арабов. Ведь именно они отличались умением пользоваться глобусом, чертить карты и использовать компас.
Большого значения имела медицина. Труд Авиценны на долгие годы стал единственным руководством для работников арабской медицины. Вклад арабов в географию трудно оценить. Они были великими и неугомонными исследователями и путешественниками. Благодаря своим надежным и крепким кораблям, а самое главное картам и приборам, арабы много повидали и открыли для себя. Они путешествовали по Атлантике, Тихому океану, и плавали около Африки.
Государство укреплялось и увеличивалось. Особенно обогащались зажиточные слои населения. Богатые люди привыкли и, конечно же, умели, красиво жить. Они старались построить и лучше всех остальных украсить свои дома. Процветало изготовление многих предметов роскоши, без которых трудно представить жизнь богатого человека. Люди ценили красивые изделия из стекла, старались приобрести самые лучшие и качественные ткани. Кроме этого, арабы отлично умели организовать свой досуг. Они хорошо охотились, отдыхали в банях, и много читали.
Значение культуры халифата доклад
Был период, когда все мусульмане находились под властью халифата. И назывался данный период золотым. В это время был открыт самый большой Дом мудрости. Именно тогда все ученые пытались собрать все знания, которые добывались в разных странах и городах для того чтобы перевести все это на арабский язык. А тем временем в стране Халифат начался расцвет.
Немного погодя была привезена и изучена бумага. Достать ее не составляло ни для кого секрет. Кроме этого ее изготовить было намного проще, чем пергамент, поэтому многие сразу же перешли на бумагу. Также она намного дольше может храниться, чем пергамент. И еще одно положительное свойство у бумаги, это то, что она могла намного быстрее впитать чернила, и поэтому можно было легко и просто сделать сразу несколько рукописей. И благодаря бумаге стали появляться книги и продаваться по доступной цене.
Конечно, культура Халифата возникла не просто так. Сначала появлялись различные произведения классиков, а потом они переводились на разные языки.
В стране Халифата разговаривали только на арабском языке. На нем же составлялись различные документы и велись все дела в суде, а также изучали в школе.
Постепенно в этой стране стало развиваться не только земледелие, но еще и ремесла и торговля. И благодаря этому крестьяне сделали плодородными земли. В Сирии рос не только виноград, но еще и ячмень, пшеница, рис, апельсины, лимоны и сахарный тростник.
Из хлопка и шерсти начали создавать различную ткань для создания одежды не только для взрослых, но и для детей. В Иране создавали превосходные и натуральные ковры. Еще в Сирии стали изготавливать стеклянную посуду и шелк.
Немного погодя здесь появились сказочники, которые собирали народ, а потом рассказывали новые и интересные сказки каждый день. С каждым днем людей становилось все больше и больше. Богатые люди больше всего любили слушать сказки про путешествия или приключениях, в которые попадали главные герои. А потом носильщики рассказывали эти сказки и другие, интересные и смешные истории другим людям.
6 класс
Значение культуры халифата
Популярные доклады
- Доклад на тему Кедр 4, 6 класс сообщение
Среди вечнозеленых представителей хвойных лесных массивов наиболее популярным является кедр. Его образ известен и детям, и взрослым. Сибирский кедр, который является кедровой сосной,
- Доклад на тему Экологическое воспитание сообщение
Взаимоотношения человека с окружающей средой играют важную роль в благоприятной экологической ситуации на нашей планете. В результате сильнейшего загрязнения воздуха и воды жизнь на земле находится под угрозой вымирания.
- Доклад Балтийское море 4 класс сообщение
Балтийское море — одно из самых молодых морей на планете. Его история насчитывает примерно десять тысяч лет. Ледники, которые надвинулись на Европу со стороны Скандинавии, заняли всю ее основную территорию. То место, где сейчас расположилось море,
more-dokladov.ru
Конспект урока по истории на тему «Культура стран арабского халифата» (6 класс)
Тема урока: КУЛЬТУРА СТРАН АРАБСКОГО ХАЛИФАТА.
Цели:
1. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры.
2. Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата.
Задачи:
Продолжить развитие умения анализировать произведения культуры.
Продолжить формировать навыки работы с текстом.
Привить интерес к предмету истории.
Основные понятия и термины: медресе, мечеть, минарет.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с домашним заданием, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дифференцированный тестовый опрос по теме «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». У вас на столах лежат листочки с тестовыми заданиями, ваша задача вставить недостающие слова в текст, дать определение термину, ну и назвать что за термин скрывается за определением.
III. Изучение нового материала.
ОТКРЫВАЕМ СВОИ ТЕТРАДОЧКИ ЗАПИСЫВАЕМ СЕГОДНЯШНЕЕ ЧИСЛО 8.10.13 И ТЕМУ УРОКА.
План изучения нового материала
Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата.
Образование.
Научные знания.
Значение культуры Арабского халифата.
Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата.
(1) Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран – Сирии, Египта, Междуречья, и многое из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран Арабского халифата оказали народы Средней Азии.
Широкое распространение получает арабский язык. Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком литературы и науки.
(2) Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата:
— высокий уровень развития ремесла и торговли;
— наличие крупных городов;
— наличие сильной центральной власти;
— сохранение памятников древней культуры;
— сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками.
Наряду с развитием хозяйства, ремесла, торговли и развитие получали те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями данных занятий: география, математика, астрономия.
2. Образование.
(3) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
мусульманские школы — медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. ДАВАЙТЕ ОТМЕТИМ В ТЕТРАДЯХ ТЕРМИНЫ.
3. Научные знания.
Чему же учились арабы, какие науки привлекали их зададимся мы вопросом? Но чтобы ответить на этот вопрос давайте на примере пословиц проследим отношение к науки среди арабов:
(4) «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»
«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»
«Важнейшее упражнение человека – знание»
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».
О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности).
Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых.
В Багдаде в правление Харуна ар-Рашида был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.
Математика
Астрономия
История
География
Медицина
Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. У ВАС НА ПАРТАХ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ТЕСТА ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ, ДАВАЙТЕ С НИМ ПОРАБОТАЕМ, ПРОЧИТАВ ЕГО ПОСТАРАЙТЕСЬ ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНОЕ К КАХДОЙ КОЛОНКЕ ТАБЛИЦЫ, И ОТМЕТЬТЕ В ТАБЛИЧКЕ ОТВЕТЫ.
4. Значение культуры стран Арабского халифата.
Европейцы заимствовали у арабов научные знания в области математики, географии, медицины; а также достижения в народном хозяйстве.
Арабская культура явилась своеобразным посредником в передаче средневековой Европе многих достижений античной культуры.
IV. Закрепление изученного на уроке материала.
Давайте попробуем ответить на поставленный ранее вопрос используя знания полученные на сегодняшнем уроке, подведем итоги:
Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата?
V. Домашнее задание.
§ 10, ответить на вопросы 1. 2, 4. 5, с.830.
Подготовить сообщения:
«Авиценна – великий ученый Арабского халифата».
«Аль-Бируни – великий ученый Арабского халифата».
«Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества».
infourok.ru
Презентация по истории 6 класс «Культура стран халифата»
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамского района
Московской области
Образование
Средняя
Азия
Иран
Сирия
Междуречье
Палестина
Египет
В халифат входило много стран с высокой древней культурой.
Арабский язык – государственный язык в халифате.
На нем говорили, писали.
Каждый мусульманин хотел быть образованным человеком.
Начальные школы были частными.
Медресе – высшие мусульманские школы.
Знать желала иметь в своем окружении поэтов, ученых, знатоков Корана.
Наука
«Важнейшее украшение человека – знание».
Арабы создали алгебру и стали пользоваться индийскими цифрами.
Математика
Ученый Аль-Бируни сделал вывод, что Земля вращается вокруг Солнца
Карта мира Аль-Бируни 1029 года
Астрономия
Карты арабского мира
География
Ангел Джабраил объявляет Мухаммеду, что он – пророк
Мухаммед
История
Врач Ибн Сина, Авиценна
Медицина
Литература
Сказки «Тысяча и одна ночь»
Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей»)
«К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести»
Искусство
Мечеть – мусульманский храм
минареты
купол
внутренний дворик
Архитектура
Внутренний двор мечети с бассейном и фонтаном
Минарет – башни, с которых верующих созывали на молитву.
Арабески – сложный узор из переплетенных линий.
Живопись
Книжная миниатюра
Ученый Абу Рейхан Бируни считал, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость». В Коране говорилось, что Земля «разостлана Аллахом как ковёр».
Кто прав и почему?
К перу припадая, пишу: не стремитесь к богатству
И помните: алчность подобна всегда святотатству.
… Жизнь верхом блаженства лишь может казаться животным
При сытой жратве и хозяйском уходе добротном.
Под пологом синим и тайною звёздной цифири
Богаты одни, а другие – мудры в этом мире.
В этих строках Ибн Сины выражена мысль о смысле жизни. Какая?
Домашнее задание:
подготовка к контрольной работе
Стр. 47 – 1
Стр. 48 – 2
Стр. 49 – 3
Стр. 53 – 1 , 26 — 5
Стр. 54 — 2
Стр. 68 – 1
Стр. 72 – 4, рамочка
Стр. 75 – 8
Стр. 77 – 1
Стр. 81 – 4
понятия в тетради
multiurok.ru
Открытый урок. Культура стран Арабского халифата
Цели урока:
продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. (слайд № 3)
Оборудование урока:
учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс, Москва «Просвещение» 2015г.,
историческая карта «Завоевания арабов VII-IX вв.»,
компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания.
Основные понятия и термины: арабески, медресе, мечеть, минарет, мавританское искусство, фарси.
Тип урока: комбинированный.
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
С тех самых пор, как мир возник большой,
Стремились люди к знаньям всей душой.
На разных языках из века в век
Дорогу к знаньям ищет человек.
Ребята, сегодня мы будем вести разговор о развитии научных знаний. «Важное украшение человека — знание», — утверждали арабские ученые, именно о них и о многом другом мы и будем говорить на уроке.(подписать на доске)
Запишите в тетради по истории число , тему и план урока.
II. Объяснение новой темы.
1.Развитие образования.
2.Научные представления арабов.
3.Арабская литература.
4.Особенности арабского искусства.
5.Влияние культуры халифата на мировую культуру. (слайд№2)
В Арабском халифате успешно развивались разные науки: астрономия, география, математика, история.
Учитель Сегодня наш урок необычный, мы не просто познакомимся с жизнью восточных ученых, но и попробуем мысленно побывать в этой удивительно сказочной стране.
(Далее сообщаются цели урока.)слайд №3
Начнем наш урок с небольшой математической разминки, которая называется «Исторические даты в математической интерпретации» («мозговой штурм» приложение №1)(слайд№ 4,5,6)
Учитель. В результате математических вычислений у вас получились числа, которые можно перевести в исторические даты. Что же они обозначают в истории развития Арабского халифата? Переведите эти даты в века.
Ответ учащихся. 630г. — образование Арабского государства, VII в. 750г. — приход к власти в халифате династии Аббасидов, VIII в. 1055г. — турки — сельджуки захватили г. Багдад, XI в.
Учитель Мы уже говорили, что математические знания зародились в древности. У их истоков стояли математики древнего Египта, Вавилона, Греции.
Но с V века в течение 1200 лет о математике у европейских народов нет почти никаких сведений. На Востоке совсем другая картина. В VIII-XI вв. происходит расцвет научных знаний. В Багдаде был основан «Дом Мудрости», где хранились рукописи, переводились и переписывались книги. Позже и в других городах появились «дома мудрости». В них ученые получали книги, жилье, денежные средства. О значимости науки и учёных в Арабском халифате могут говорить следующие арабские пословицы:
«Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»
«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»
«Важнейшее упражнение человека – знание»
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».
О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности).
Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых.
Учитель. Во многом успешному развитию культуры здесь способствовало то, что в результате активных завоеваний арабы покоряют многие страны, в том числе и страны, стоящие на более высокой ступени культурного развития.
Ребята, давайте попутешествуем по исторической карте и вспомним некоторые события, которые нам известны из истории арабского народа.
Вопросы по карте: Покажите, район первоначального проживания арабских племен.
Ответ учащихся. Жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Покажите, территорию Арабского государства, образовавшегося около 630г. Какие страны были ими покорены в результате их завоеваний в VII-IX вв.?
Ответ учащихся. Иранское царство, Афганистан, Северо-Западная Индия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова:
Таким образом, в течение относительно небольшого временного отрезка образовалось огромное государство. Как оно называлось? Назовите его столицу и покажите по карте.
Ответ учащихся. Арабский халифат. Дамаск.
Основным языком халифата, был арабский, его называли «живая латынь».
Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы. Миниатюра из арабской рукописи(слайд)
Для занятия должности люди должны были учиться самостоятельно. Позже появились частные начальные школы. Затем можно было учиться у знатоков Корана. И, наконец, в мечетях крупных городов открылись медресе высшие мусульманские школы.
Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения Поэты(слайд №8,9,10)
Учитель. Именно здесь на востоке начался расцвет математической мысли. Именно здесь была создана алгебра (от слова «алджебр» — счет). Многие математические труды греческих учёных мы знаем теперь только по арабским переводам. Арабы стали пользоваться индийскими цифрами, которые потом у них заимствовали европейцы. До сих пор эти цифры в Европе называют арабскими. Можно назвать много имён великих восточных ученых(слайд №11)среди них Ал- Хорезми(сообщение подготовить к следующему уроку)
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. (Аль-Бируни. Обсерватория в Бухаре)
Сообщение учащегося. Аль Бируни (приложение № 2)( слайд №.12)
Учитель. По ходу доклада вам предлагается работа по составлению текстовой таблицы, которую вы будете заполнять, основываясь на сообщениях.
Имя учённогоГоды жизни
Его вклад в развитие научных знаний.
1. Аль Бируни
2. Ибн Сина
Учитель Итак в развитие каких наук, он внес существенный вклад?
Ответ учащихся. Астрономия, история, география.
Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. (Из арабских книг)
В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».(слайд №13) Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата , Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. (Арабская карта Арабы-путешественники)(слайд№14)
Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. (Ибн-Сина Из трактата арабского врача)
Сообщение учащегося: Ибн Сина (приложение №3)(слайд№ 15)
Из путешествий купцы привозили рассказы становившиеся сказками. Простой народ создавал байки о хитрецах. На их основе возник сборник «Тысяча и одна ночь». У арабов была богатая поэзия — в основном любовная лирика, или сказания о подвигах, как в поэме Фирдуоси «Шах-Наме» (слайд № 16)
Особенности арабского искусства.
Арабы создали оригинальную архитектуру. В городах сооружались мечети, которые были не только молитвенным домом, но и клубом, хранилищем денег. Основа мечети прямоугольное здание с выходом во двор. По бокам строились галереи. В центре двора располагался бассейн для омовений. Сбоку располагались минареты — высокие башни для глашатаев, служившие в качестве тюрем. Внутренняя обстановка была скромной, без мебели и драгоценных излишеств. Снаружи храмы украшались узорами из затейливо переплетенных линий — арабесками.
Задание: Найдите в тексте параграфа определение этого слова и запишите в тетрадь.(слайд22)
Ислам осуждал изображения людей и животных, поэтому скульптура и живопись практически отсутствовали. Только в книгах использовались миниатюры с этими изображениями.
Вопрос о значении культуры стран халифата (изучается учащимися самостоятельно). И ответить на вопрос: «Какое значение имела культура стран халифата?»
Учащиеся должны отметить:
Арабы стояли у истоков картографии, ввели глобус, европейцы заимствовали у арабов научные знания в области математики, географии, медицины, а также достижения в народном хозяйстве.
Арабская архитектура стала образцом для создания здания в современных мусульманских странах. Мусульмане собрали библиотеки и благодаря ним до нас дошли многие труды греческих мыслителей. (слайд № 24)
Итог урока:
Ребята что же вы узнали сегодня на уроке?
Давайте сделаем вывод. В развитие, каких наук внесли свой вклад арабские ученые?
Ответ учащихся. Математика, география, история, астрономия, медицина.
В чем проявилось своеобразие культуры халифата?
Ответ учащихся. Арабская культура явилась своеобразным посредником в передаче средневековой Европе многих достижений античной культуры.
Учитель На Востоке любили разные фокусы. Хотите ли вы увидеть один из них? Я беру абсолютно чистый лист бумаги, окунаю его в раствор марганца и вот чудо — на бумаге появляется цифра. Какая?
(заранее на бумаге свечой была написана цифра пять)
Учащиеся. Пять!
Учитель. Вот именно так вы сегодня работали на уроке. Молодцы!
Задание на дом и выставление оценок.
Подготовить сообщение об Аль- Хорезми.
Прочитать§ 10
И в заключении хочу сказать
История как без неё нам жить?
Мы не должны о прошлом позабыть.
С историей проникнешь в глубь веков,
Познать все тайны здесь готов!
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на , или Авице́нна родился близ Бухары, 16 августа 980 года — умер 18 июня 1037) — средневековый учёный, философ и врач. Был придворным врачом эмиров и султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
После взятия Бухары тюрками Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. Последние четырнадцать лет жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ родился 4 сентября 973 года в городе Хорезм — умер 9 декабря 1048, великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
infourok.ru