Феодальное государство: образование и развитие
Феодализм возник на рубеже античности и средневековья. К подобной системе отношений общество могло прийти двумя путями. В первом случае феодальное государство появлялось на месте разложившегося рабовладельческого государства. Именно так сложилась средневековая Европа. Вторым путем был путь перехода в феодализм из первобытной общины, когда родовая знать, вожди или старейшины становились крупными собственниками важнейших ресурсов – скота и земли. Подобным образом зарождалась аристократия и закабаленное ею крестьянство.
Образование феодализма
На рубеже античности и средневековья вожди и родовые военачальники становились королями, советы старейшин преобразовывались в советы приближенных, ополчения переформатировались в постоянные армии и дружины. Хотя у каждого народа феодальное государство складывалось по-своему, в целом данный исторический процесс протекал одинаково. Духовная и светская знать теряла античные черты, образовывалось крупное землевладение.
Параллельно с тем разлагалась сельская община, а свободные крестьяне теряли волю. Они попадали в зависимость от феодалов или самого государства. Ключевое их отличие от рабов заключалось в том, что зависимые крестьяне могли иметь свое небольшое хозяйство и некоторые личные инструменты.
Эксплуатация крестьян
Столь вредная для целостности страны феодальная раздробленность государства основывалась на принципе феодальной собственности. На нем же строились отношения крепостных крестьян и помещиков – зависимость первых от последних.
Эксплуатация одного социального класса другим осуществлялась с помощью взимания обязательной феодальной ренты (существовало три вида ренты). Первым типом являлась барщина. При ней крестьянин обязывался отработать установленное количество трудовых дней в неделю. Второй тип – натуральный оброк. При нем от крестьянина требовалось отдавать феодалу часть своего урожая (а от ремесленника – часть продукции). Третьим видом был денежный оброк (или денежная рента). При ней ремесленники и крестьяне платили сеньорам валютой.
Феодальное государство строилось не только на экономической, но и на неэкономической эксплуатации притесняемых слоев населения. Часто такое принуждение выливалось в открытое насилие. Некоторые его формы были прописаны и зафиксированы в качестве легальных методов обхождения в законодательстве. Именно благодаря поддержке государства власть феодалов продержалась несколько столетий, когда положение остальных слоев общества часто оставалось просто катастрофическим. Центральная власть систематически угнетала и подавляла массы, охраняя частную собственность и социально-политическое превосходство аристократии.
Средневековая политическая иерархия
Почему феодальные государства Европы были так устойчивы к вызовам времени? Одна из причин – строгая иерархия политико-общественных отношений. Если крестьяне подчинялись землевладельцам, то те, в свою очередь, подчинялись еще более влиятельным землевладельцам. Венцом этой характерной для своего времени конструкции был монарх.
Вассальная зависимость одних феодалов от других позволяла даже слабо централизованному государству сохранять свои границы. Кроме того, даже если крупные землевладельцы (герцоги, графы, князья) конфликтовали друг с другом, их могла сплотить общая угроза. В качестве таковой обычно выступали внешние вторжения и войны (нашествия кочевников на Руси, иностранная интервенция в Западной Европе). Таким образом, феодальная раздробленность государства парадоксальным образом и раскалывала страны, и помогала им пережить различные катаклизмы.
Как и внутри общества, так и на внешней международной арене номинальная центральная власть являлась проводником интересов не нации, а именно господствовавшего класса. В любых войнах с соседями короли не могли обойтись без ополчения, которое приходило к ним в виде отрядов младших феодалов. Часто монархи шли на внешний конфликт только для того, чтобы удовлетворить требования своей элиты. В войне против соседней страны феодалы грабили и наживались, оставляя в своих карманах огромные состояния. Часто с помощью вооруженных конфликтов герцоги и графы захватывали контроль над торговлей в регионе.
Налоги и церковь
Постепенное развитие феодального государства всегда влекло за собой разрастание государственного аппарата. Этот механизм содержался за счет штрафов с населения, больших налогов, пошлин и податей. Все эти деньги брались с городских жителей и ремесленников. Поэтому даже если гражданин не находился в зависимости от феодала, ему приходилось отказываться от собственного благосостояния в пользу власть имущих.
Еще одним столпом, на котором стояло феодальное государство, была церковь. Власть религиозных деятелей в средневековье считалась равной или даже большей власти монарха (короля или императора). В арсенале церкви находились идеологические, политические и экономические средства воздействия на население. Эта организация не только защищала собственно религиозное мировоззрение, но оставалась на страже государства периода феодальной раздробленности.
Церковь являлась уникальным связующим звеном между разными частями расколотого средневекового общества. Вне зависимости от того, был человек крестьянином, военным или феодалом, он считался христианином, а значит, подчинялся папе (или патриарху). Именно поэтому церковь обладала возможностями, недоступными ни одной светской власти.
Религиозные иерархи отлучали неугодных и могли запретить богослужения на территории феодалов, с которыми у них возникал конфликт. Такие меры были эффективными инструментами давления на средневековую европейскую политику. Феодальная раздробленность Древнерусского государства в этом смысле мало отличалась от порядков на Западе. Деятели православной церкви часто становились посредниками между конфликтовавшими и воевавшими удельными князьями.
Развитие феодализма
Самым распространенным в средневековом обществе политическим строем являлась монархия. Реже встречались республики, которые были характерны для определенных регионов: Германии, Северной Руси и Северной Италии.
Раннее феодальное государство (V-IX вв.), как правило, было монархией, в которой господствовавший класс феодалов только начинал формироваться. Он сплачивался вокруг королевской власти. Именно в этот период образовались первые крупные средневековые европейские государства, в том числе монархия франков.
Короли в те столетия были слабыми и номинальными фигурами. Их вассалы (князья и герцоги) признавались «младшими», но фактически пользовались независимостью. Образование феодального государства происходило вместе с образованием классических феодальных слоев: младших рыцарей, средних баронов и крупных графов.
В X-XIII столетиях для Европы были характерны вассально-сеньориальные монархии. В этот период феодальное государство и право привели к расцвету средневекового производства в натуральном хозяйстве. Окончательно оформилась политическая раздробленность. Сложилось ключевое правило феодальных отношений: «вассал моего вассала – не мой вассал». У каждого крупного землевладельца были обязательства только перед своим непосредственным сеньором. Если феодал нарушал правила вассалитета, его в лучшем случае ждал штраф, а в худшем – война.
Централизация
В XIV веке начался общеевропейский процесс централизации власти. Древнерусское феодальное государство в этот период оказалось в зависимости от Золотой Орды, однако даже несмотря на это, внутри него кипела борьба за объединение страны вокруг одного княжества. Главными противниками в судьбоносном противостоянии стали Москва и Тверь.
Тогда же в западных странах (Франции, Германии, Испании) появились первые представительные органы: Генеральные штаты, Рейхстаг, Кортесы. Центральная государственная власть постепенно усиливалась, а монархи сосредотачивали в своих руках все новые рычаги управления обществом. Короли и великие князья опирались на городское население, а также на среднее и мелкое дворянство.
Конец феодализма
Крупные землевладельцы, как могли, сопротивлялись усилению монархов. Феодальное государство Руси пережило несколько кровопролитных междоусобных войн, прежде чем московским князьям удалось установить контроль над большей частью страны. Схожие процессы происходили в Европе и даже в других частях света (например, в Японии, где также были свои крупные землевладельцы).
Феодальная раздробленность ушла в прошлое в XVI-XVII вв., когда в Европе сложились абсолютные монархии с полным сосредоточением власти в руках королей. Правители выполняли судебные, фискальные и законодательные функции. В их руках оказались крупные профессиональные армии и значительная бюрократическая машина, с помощью которой они контролировали ситуацию в своих странах. Сословно-представительные органы потеряли свое прежнее значение. Некоторые пережитки феодальных отношений в виде крепостного права сохранялись в деревне вплоть до XIX века.
Республики
Помимо монархий, в средневековье существовали аристократические республики. Они были еще одной своеобразной формой феодального государства. На Руси торговые республики сложились в Новгороде и Пскове, в Италии – во Флоренции, Венеции и некоторых других городах.
Верховная власть в них принадлежала коллективным городским советам, в которые входили представители местной знати. Важнейшие рычаги управления принадлежали купцам, духовенству, зажиточным ремесленникам и помещикам. Советы контролировали все городские дела: торговые, военные, дипломатические и т. д.
Князья и вече
Как правило, у республик была довольно скромная территория. В Германии они в основном и вовсе ограничивались землями, тесно прилегавшими к городу. В то же время у каждой феодальной республики был свой суверенитет, денежная система, суд, трибунал, армия. Во главе войска (как в Пскове или Новгороде) мог стоять приглашенный князь.
В русских республиках также существовало вече – общегородской совет свободных горожан, на которых решались внутренние хозяйственные (а иногда и внешнеполитические) вопросы. Это были средневековые ростки демократии, хотя они и не отменяли верховную власть аристократической верхушки. Тем не менее существование множества интересов разных слоев населения нередко приводило к возникновению внутренних конфликтов и гражданских противостояний.
Региональные черты феодализма
В каждой крупной европейской стране были свои феодальные особенности. Общепризнанной родиной системы вассальных отношений считается Франция, которая, кроме того, в IX веке была центром Франкской империи. В Англию классический средневековый феодализм был «завезен» нормандскими завоевателями в XI столетии. Позже других эта политико-экономическая система сложилась в Германии. У немцев развитие феодализма столкнулось с противоположным процессом монархической интеграции, что породило множество конфликтов (противоположным примером являлась Франция, где феодализм сложился раньше централизованной монархии).
Почему так сложилось? В Германии правила династия Гогенштауфенов, которая попыталась построить империю с жесткой иерархией, где каждая нижняя ступенька подчинялась бы верхней. Однако у королей не было собственного оплота – прочной базы, которая дала бы им финансовую независимость. Король Фридрих I попытался сделать таким монархическим доменом Северную Италию, однако там он вступил в конфликт с папой римским. Войны между центральной властью и феодалами в Германии продолжались два столетия. Наконец в XIII веке императорский титул стал выборным, а не наследственным, потеряв шанс на верховенство над крупными землевладельцами. Германия на долгое время превратилась в сложный архипелаг из независимых княжеств.
В отличие от северной соседки, в Италии становление феодализма шло ускоренными темпами еще с раннего средневековья. В этой стране в качестве наследия античности сохранилось независимое городское муниципальное управление, которое в итоге и стало основой политической раздробленности. Если Франция, Германия и Испания после распада Римской империи были массово заселены инородными варварами, то в Италии старые традиции никуда не делись. Вскоре крупные города стали центрами прибыльной средиземноморской торговли.
Церковь в Италии оказалась преемницей прежней сенаторской аристократии. Епископы вплоть до XI века часто были ключевыми администраторами городов на Апеннинском полуострове. Исключительное влияние церкви было поколеблено разбогатевшими купцами. Они создавали самостоятельные коммуны, нанимали внешних администраторов и завоевывали сельскую округу. Так вокруг самых успешных городов сложились собственные владения, где муниципалитеты собирали налоги и зерно. В результате вышеописанных процессов в Италии возникли многочисленные аристократические республики, расколовшие страну на множество небольших кусков.
fb.ru
17.Феодальное государство во Франции.
Королевство Франция возникло после распада империи франков. Этапы: феодальня раздробленность (IX-XIII вв.), сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) и абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.).
1)Сеньориальная монархия (феодальная раздробленность)Королевство состояло из независимых полит. образований — феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.). Власть короля на местах была очень слабой.
Верховным собственником всей земли считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве феода — условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе часть земли, передавали остальную часть своих владений в качестве феодов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам.За предоставленные земли вассал должен был нести службу (военную и денеждную) в пользу сеньора. В свою очередь сеньор должен был оказывать своим вассалам военную помощь в случае нападения и др. необходимую поддержку.
Глава государства в этот период был выборным. Его избирали представители высшей знати (прямые вассалы короля) и иерархицеркви. Отношения между феодалами разного ранга строились по принципу: «Вассал моего вассала — не мой вассал».Высший гос. орган — Королевская курия, или Великий совет. Это был съезд крупнейших феодалов страны.Судеб. власть еще не была отделена от административной. Господствовал принцип «суда равных», когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.Несвободное население — крестьяне — судились их феодалами или их должностными лицами.
Начиная с XIII в. во Франции усиливается королевская власть и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского землевладения. 2) Сословно-представительная монархияВ XIV — XV вв. объединение Франции завершается. Сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий — Генеральными штатами.
Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, всего введение новых налогов. Введение постоянных общегос. налогов позволило создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.
В этот период впервые созвано общефранцузское собрание сословий -Генеральных штатов. В них было 3 палаты (1- представители высшего духовенства. 2- выборные от дворянства. 3- представители горожан).
В течении некоторого времени Генеральные штаты имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.Но после окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они практически перестали созываться. Сложились предпосылки для перехода к абсолютной монархии.
3) АбсолютизмК началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Вся власть (законодат., исполнит., судеб.) в руках наследственного главы государства — короля. Ему подчинялся весь централизованный гос.механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд, а также церковь.
Высшими органами гос. управления Франции в этот период были: Гос. Совет (высший совещат. орган), Совет финансов. Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов. Он осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял гос. бюджет, контролировал деятельность администраций, работу по составлению законопроектов. Из старых гос. должностей сохраняет влияние канцлер, представлявший короля в советах
studfiles.net
Феодальные государства в Восточной Европе Глава 11. Восточная Римская империя
Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосии I разделил Римское государство на две части — восточную и западную.
Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый греческий город Византии).
В свои лучшие времена — до начала арабских завоеваний (VII в.) — империя включала обширные территории на Востоке: Палестину, Сирию, Месопотамию (ныне Ирак), Египет. После того как арабы отвоевали эти земли, империя сосредоточилась на Балканах и в Малой Азии (нынешняя Турция).
Начиная с IV столетия н.э. в Византии, как и в Риме, стали развиваться, хотя и медленно, феодальные отношения. Занятые в сельском хозяйстве рабы получают в пользование землю и инвентарь; подобно колонам, они обязаны платить половину урожая в пользу своих господ.
Свободные крестьяне отдаются под покровительство крупных землевладельцев на основе уже известного нам прекария.
Большая часть советских византинистов (3.В. Удальцова, А.П. Каждан и др.) полагает, что рабовладельческие отношения удерживались в Византии вплоть до VII века н.э. как господствующие. В противоположность этому Е.Э.Лифшиц, как и некоторые другие ученые, считает началом перехода к феодализму в Византии IV-V века. Рабство еще удерживается, но как пережиточно сохранившийся и потому отмирающий уклад.
Мы полагаем возможным придерживаться в данном случае (не причисляя себя к специалистам-византинистам) той точки зрения, которая установилась в нашей историко-юридической литературе и которую разделял переводчик и комментатор Дигест проф. И.С.Перетерский. Начиная с IV века в римское право, особенно в Византии, был включен ряд нововведений, свидетельствующих о переходе к феодализму: особо следует отметить прикрепление к отдельным профессиям и корпорациям различных групп населения, в первую очередь колонов. С IV века колон — уже зависимый арендатор, причем степень его зависимости увеличивается. «Рабы, посаженные на землю, — писал И.С.Перетерский, — оставаясь юридически рабами, фактически превращаются в крепостных. Они вели хозяйство на мелких участках, а ранее свободные арендаторы начали постепенно нисходить до положения рабов, посаженных на землю… В отношении наказуемости некоторых преступных деяний колоны, как и вообще люди низших сословий, занимают положение, близкое к рабам». Отсюда не следует, конечно, что рабство и колонат уже не различаются.
«В результате мы должны признать, что в IV-V веках Восточно-Римская империя была разлагающимся рабовладельческим государством. Специфической особенностью Византии было… сохранение сильных пережитков рабства при развитии крепостнических форм эксплуатации».
Феодальные отношения развиваются и в городах. Ремесленники прикрепляются к своим коллегиям. Дети ремесленников обязываются следовать профессии отца.
Крупнейшим земельным собственником сделалась церковь. В Константинополе уже в VI веке насчитывалось 100 монастырей, один богаче другого; многие сотни их были построены в провинции.
В VI-VII веках в Восточно-Римскую империю вторгаются славянские племена. Они поселяются на обширных территориях во Фракии, Македонии, большей части северной Греции, а также в Далмации и Истрии.
Подобно франкам, славяне сохраняют на новых землях свои старинные общинные порядки. Они долгое время успешно сопротивляются всяким попыткам установить над ними феодальный гнет. Более того. По их примеру и при их поддержке возрождается свободное крестьянское сословие в среде коренного населения Греции.
Возрождается и старая крестьянская община. Одновременно с тем уменьшаются крупные имения. Исчезают прикрепленные к земле крестьяне.
Главным угнетателем крестьянина стало выступать государство в лице его податного аппарата. Однако и внутри свободной крестьянской общины уже не редкостью становятся кабальная аренда, наемный труд. Не отмерло и рабство.
Окончательная победа феодальных порядков приходится в Византии на IX-ХIстолетия, чему немало способствовало поражение крестьян в восстании Фомы Славянина (IX в.) и последовавшем за тем движении павликиан (так, от имени Апостола Павла, было названо широкое крестьянское восстание против феодального угнетения).
Крупные землевладельцы и военная знать («динаты» — сильные) захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С этого времени основная фигура в Византийской деревне — феодально-зависимый парик, крепостной.
В городах устанавливается тот же мелочный контроль над ремеслом, что и в других странах Европы.
Наконец, в довершение сходства государство стало практиковать (с XI в.) раздачу земель за службу, подобно тому, как это делалось при Карле Мартелле у франков. И так же, как это было у франков, прониары, как назывались в Византии бенефициарии, добиваются превращения своих служебных поместий в неотчуждаемые вотчины, приобретают административную и судебную власть над населением.
Установление феодальных отношений в Византии идет особым путем — через постепенное устранение рабовладения и его пережитков. Но результат оказывается таким же, как и у франков и остальных германцев.
В
ажными особенностями характеризуется и государственный строй Византийской империи. Первая из них — сохранение сильной императорской власти, наличие устойчивого централизованного руководства империей.Это, впрочем, не исключает того, что весьма нередко императоры находились во власти клик, ими ставились и свергались. Из 107 Византииских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях — остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.
Начиная с IX столетия выборность трона сменяется его переходом по наследству (принцип легитимности). При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора. Ему присваивался титул «царя» (точнее, «цезаря»).
Окруженная неслыханным внешним почитанием, императорская власть опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления. К высшим ведомствам империи принадлежали министерства внутренних дел (полиции), иностранных, военное, финансовое и др.
Замещение высших должностей было привилегией сгняторской знати — высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый разряд замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Проникнуть в этот круг было трудно.
Местное управление империи представляет интерес благодаря соединению военной и гражданской власти (VII в.) в одних руках — в руках генерал-губернаторов («стратигов», как они назывались). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей. Выходом было раздробление провинций, уменьшение их территории.
Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками.
Ни одно европейское государство не могло состязаться с Византией по части налогового обложения.
Укажем на поземельную подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр., подушную подать, подать с жилищ, налог на париков и т.д. Кроме того, широко практикуются: принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей: принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам; поставки продовольствия в крепости: принудительное участие в строительстве мостов, дорог и пр.
Мы уже не раз говорили о том произволе, который царил в период абсолютных монархий, о потоках крови, которая проливалась в угоду той или иной политике. Но то, что происходило в этом смысле в Византии, мало с чем сравнимо.
При императоре Фоке (602-610 гг.) были испытаны на множестве невинных людей все способы казни: разрезание на части, старинные римские зашивания в мешок с последующим выбрасыванием в море и пр.
Вот как, например, казнили сановника Елпидия: выкололи глаза (делалось это обыкновенно раскаленным металлом), вырезали язык, отрезали ноги и руки, затем, еще живого, бросили в лодку и сожгли.
Императору Андронику (XIIв.), человеку мелочному и подозрительному, принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных, а заодно и всех их родственников. Мотивировалась эта мера государственным интересом и, разумеется, «повелением божьим».
«Хотя, — говорилось в указе Андроника, — все эти люди заключены в оковы и даже ослеплены, они не оставляют своих злых умыслов, и потому нет другого средства образумить их, кроме как лишить жизни». Народное восстание, воздавшее полной мерой самому Андронику, спасло заключенных.
Еще и сейчас можно услышать слово «Византийство» как определение политики и режимов лицемерных, жестоких, развращенных.
Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин: наличием многих крупных городских центров — наследников римской эпохи — и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями; особой остротой классовой борьбы, что вполне объясняется сходством интересов крестьянской массы и многочисленного городского плебса, открывшим возможности союза между ними; наконец, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.
В отличие от того, что имело место на Западе, в поддержку сильной центральной власти выступает в Византии и церковь. Ее попытка подняться выше светской власти, предпринятая в VIII веке, оказалась неудачной. В конце концов было признано, что единственным лицом, достаточно компетентным для разрешения церковных дел, включая богословские споры, является император.
Наше особое внимание привлекают те страницы истории Византии, которые связаны с созданием крупнейшей правовой кодификации всех времен — свода законов Юстиниана. Значение его двоякое: во-первых, он дает наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, он послужил основным источником рецепции римского права в средние века — со всеми вытекающими из этого последствиями.
Кодификационные работы были выполнены в небывало короткий срок — за пять лет, с 529 по 534 год н.э.
Современное название свода — Corpus iuris civilis — не принадлежит Юстиниану. Оно было дано глоссаторами в XIIвеке, в параллель своду церковного права — Corpus iuris canonici.
Законодательство Юстиниана преследовало разнообразные цели. Здесь и стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соответствующее новым временам, особенно тем временам, которые принесла с собой медленно совершавшаяся феодализация империи; здесь и надежда укрепить монархию; здесь и желание придать блеск правлению императора — выходца из простых солдат.
Племянник императора Юстиниана (в прошлом крестьянина), фактический соправитель, а затем император, Юстиниан отличался необыкновенной активностью. Он полагал, что, подобно римлянам, он должен не только побеждать, но и создавать законы. Всю жизнь Юстиниан носился с неосуществимой мечтой воскресить былое величие Рима, объединить под одной властью его бывшие владения.
Интерес Юстиниана к праву и судебной деятельности был очень велик. Вмешательство в судебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным.
Юстиниан полагал, что «безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и законами… благодаря им возвысились римляне. Так было в прошлом, так будет и впредь».
В качестве руководителя кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государстве (начальник столицы). Ему было дано всего 15 сотрудников. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации — Дигесты и Институции.
Дигесты, или Пандекты (переводятся одинаково — как «собранное», «содержащие в себе все»), составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Дигесты — самая толстая книга кодификации — около 100 авторских листов (1600 стр.)
Институциями был назван учебник для студентов Византииских юридических учебных заведений.
В империи имелись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утверждалась государством Институции были кратким учебником по общим началам юриспруденции. Составлены они были на основе более старого учебника римского юриста Гая.
Третья и последняя часть свода — это собрание императорских постановлений, собственно «Кодекс Юстиниана».
Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в свод последующим законодательством, составили особую часть — «Новеллы».
В широком смысле изменений и дополнений закона вообще это название сохраняет свое значение и в настоящее время.
От новелл отличались интерполяции, которыми стали называть всякие «скрытые», не оговоренные изменения текста, внесенные в Дигесты.
.Из последующих Византииских кодификаций отметим «Эклогу» (VIII в.), хорошо известную в славянских государствах, «Земледельческий закон», санкционировавший существование сельских общий в Византии регламентировавший их правовой быт, наконец, «Базилики» императора Льва VI (890 г.), возвратившие Византийскую империю к законодательству Юcтиниaнa. Кратким изложением основных законов явился изданный раньше «Прохирон».
В XIII столетии Константинополь сделался добычей крестоносцев, шедших «освобождать» Иерусалим от мусульман.
Ослабленная политически, переживавшая экономический упадок, Византия должна была между тем вступить в непосильную конкуренцию с развивающейся европейской торговлей на Востоке. Угнетенные народы, в том числе славяне, в жестокой борьбе с империей отпадали от нее, образуя самостоятельные государства.
В XIV веке в наступление на Балканы переходят турки. Они захватывают сначала Сербию, потом Болгарию. В 1453 году наступает очередь и самого Константинополя. «Второй Рим», как его называли в Москве, сделался добычей завоевателей.
studfiles.net
Возникновение раннесредневековой государственности в Европе
Считается, что на территории, на которой впоследствии возникла Киевская Русь, не существовало устойчивых государственных образований. Тем не менее, известно, что ранее здесь проживали племена антов, сформировавших Антское царство и готов, объединившихся в Готское королевство. Полагаем, что и антов и готов можно вполне считать за государственные образования, поскольку в них наличествовали все атрибуты централизованной государственной власти — вожди, которые передавали свою должность по наследству, войско, состоящее из профессиональных воинов и парламентская система в зародышевом состоянии (вече).
Раннесредневековая государственность в Европе характеризуется переходом от общинных отношений к феодальным. Сам термин Средневековье можно с натяжкой применять к истории Руси. Об этом, в частности, говорил и Г. В. Вернадский, замечая, что деление истории на периоды – Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время применимо только к истории самой Европы. Так для Средневековья характерен переход к феодальным отношениям, что на Руси наблюдается лишь в IX в., до этого восточно-славянские племена сохраняли первобытно-общинный строй. Феодализм характеризуется переходом от политеизма к монотеизму, что опять-таки характерно лишь для Западной Европы, в которой в начале нашей эры повсеместно устанавливается христианство. Среди славянских племен язычество продолжает сосуществовать с христианством вплоть до X-XI в., об этом мы писали в статье Крещение Руси — как это было.
В начале нашей эры геополитическая карты Европы являла собой своеобразную дихотомию и подразделялась на Западную и Восточную Римские империи. В период раннего Средневековья как раз и возникла славянская государственность. В IV-VIII вв. Происходит Великое переселение народов, которое упраздняет царство Антов и порождает несколько столетий спустя Древнерусское государство. Королевство готов еще ранее было сметено нашествием гуннов. К этому времени перестает существовать и Западная Римская империя, на политической арене главенствует Византия, которая исповедует христианский монотеизм, несколько отличный от Рима.
Относительно причин Великого переселения народа в науке нет единого мнения. Основной посылкой называются климатические факторы и стремление населения перебраться в районы более благоприятные для земледелия и скотоводства. Вопрос о климатических факторах сложный и заключает в себе противоречия, ибо стремление переселиться в богатые и плодородные земли понятно, однако, эти благословенные земли, находившиеся на Апеннинском и Иберийском полуостровах, по свидетельству многочисленных источников, и сами начали приходить в упадок, началась эрозия почвы и опустынивание. Таким образом, непонятно стремление других народов идти туда, где и без того питались скудно и жили под гнетом римских императоров. Не говоря уже о климате британских островов, которые во время Великого переселения народов также подверглись завоевательным нашествиям.
Можно, конечно, утверждать, что первобытные племена не знали о том, что «земля обетованная» уже не столь плодородна и шли наугад. Но это не выдерживает никакой критики, поскольку существование письменности и многочисленных сношений одних племен с другими в то время были обычной практикой. Не знать, что соседи стали жить хуже, при этом постоянно торгуя с этими соседями, и живя в непосредственной близости, было бы странным.
На наш взгляд, основной и первой причиной Великого переселения народов является упадок Римской империи, как следствие распад римской государственности, и стремление населяющих ее народов к обретению независимости. И действительно, в рассматриваемый период, как только римская армия оставляла какую-либо провинцию или регион, здесь тот час же вспыхивал пожар восстания против имперской власти. Собственно римская администрация сохранялась только при наличии регулярного расквартированного войска, только с помощью силы Рим мог обеспечивать повиновение.
П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами» Гравюра с рисунка. 1870 г.
В самой Римской империи нарастал и внутригосударственный кризис, связанный с непрекращающейся борьбой за власть и смену на престоле тиранов. От былой демократии не осталось и следа. Третий век нашей эры даже был прозван временем «солдатских императоров», когда один деспот сменял на троне другого, огнем и мечом пробивая себе путь наверх. Для подчинения провинций требовалось все больше и больше солдат, тогда решено было помимо рекрутов из римских граждан набирать на службу и иностранных наемников. Тот, кто владел армией, кто был хитер, умен и проворен практически сразу же становился и главой государства. Безусловно, такая чехарда в политике не могла не ослабить римскую государственность. Пришедшие с востока гунны лишь воспользовались этой слабостью и нанесли сокрушительный удар. Результат нам известен – конец Западной Римской империи и выдвижение на первый план империи Восточной, во главе с Константинополем.
Результатом Великого переселения народов стало образование трех варварских королевств.
В 428 г. предводитель франков Хлодион решает захватить римскую колонию Камбре и отделиться от Рима. Он уж, конечно, не руководствуется какими-нибудь климатическими факторами или стремлением найти земли благоприятные для проживания его подданных. Он хочет лишь независимости и поскольку считает себя сильным и способным к борьбе, а Рим слабым, выступает в поход. Никуда далее он, однако, не «переселялся», так и остался сидеть у себя в Тонгерене, лишь добавив своим владениям значительную часть издыхающей Римской империи.
Примерно то же самое происходит и с германскими племенами вестготов, которые затем образовали королевство Вестготов. Они тоже не искали каких-либо плодородных земель, а лишь спасались от гуннов. То есть переселение народов как таковое имеет место быть, однако, не как глобальная миграция, но лишь как оборонительное средство. В 376 г. они ищут защиты от гуннов у римского императора Валента, который милостиво разрешает им поселиться во Фракии. Житье вестготов на южной стороне Дуная мало походило на беспечное. Римские наместники бесчинствовали, погрязли в коррупции и саботаже, вестготы стонали под их гнетом. В 377 г. они восстали против произвола, это событие получило название готской войны 377—382 гг.
Победа вестготов под Адрианополем в 378 г. стала одной из вех в истории падения Рима, который уже не мог оправиться от наносимых ему со всех сторон ударов. Победители, однако, этим не удовлетворились и продолжали захватнические набеги и далее, так продолжалось вплоть до 382 г., когда стороны подписали мирный договор, который практически полностью повторял условия соглашения 376 г.: вестготам предоставили землю, где жить, Рим получал охрану границ и пополнение в регулярную армию. Еще только недавно они были врагами, теперь же вестготы занимают многие важные посты в римской армии.
В конце IV в. вестготам стало тесно под римским владычеством и они вновь подняли мятеж, который вылился в захватническую войну, в результате чего образовалось Вестготское королевство, которое к концу VII в занимало почти весь Пиренейский полуостров и было уничтожено в 711 г. арабами. На останках вестготской империи был образован Кордовский эмират.
Королевство лангобардов – последнее из трех варварских королевств, сформировавшихся в результате Великого переселения народов и падения Западной Римской империи. Его история может единственно считаться именно историей переселения. Так в V в. племена германцев-лангобардов мигрируют на юг в поисках новых территорий и сельскохозяйственных угодий. Придя на новые земли, они мирно сосуществовали и ассимилировались с арианами, которые проживали здесь изначально. Затем, опасаясь, что ариане захотят «властвовать и владеть ими» лангобарды решили идти на север Италии и там добыть себе землю, которой они могли бы владеть единолично, на правах отдельного этноса.
В 568 г. предводитель лангобардов Альбоин основал Фриульское герцогство, а затем стал продвигаться дальше, вглубь Аппенинского полуострова, подчиняя все новые и новые провинции. Вскоре почти вся Италия была под властью лангобардских королей, византийские правители старались делать вид, что вроде ничего не случилось, однако на деле просто не могли противостоять огромной силе варварского войска и просто делали хорошую мину при плохой игре. Лангобардское королевство прекратило свое существование в результате завоевания его Карлом Великом.
Таким образом, в результате Великого переселения народов, которое по сути являлось военной экспансией германских племен, воспользовавшихся неразрешимыми противоречиями, которые поглотили Западную Римскую империю и привели к ее гибели, возникли крупные территориальные объединения, получившие названия варварских королевств. Началось формирование феодальных отношений, характеризующих раннесредневековую государственность в Европе.
Феодализм возможен только тогда, когда есть собственность на землю, этимология термина феод, представляющего собой сложение двух древнегерманских слов: верность и владение, подтверждает это. Король, вождь передавал землю во владение своим вассалам, не теряя при этом прав на нее. Земельный надел служил, таким образом, залогом верности вассала своему суверену, поскольку монарх мог в любой момент отобрать землю и передать другому или вовсе оставить за собой.
Германские племена, покорившие практически всю Европу, получили во владение бесчисленные земли, а если им и этого было мало, то новый военный поход быстро решал проблему с нехваткой территорий. Таким образом, короли и вожди могли беспрепятственно распоряжаться землей, отдавая ее во владение дружинникам. Феодал владел только землей, крестьянин, обрабатывающий землю был свободным человеком, хоть и находившимся в сильной зависимости от сеньора. Складывалась феодальная лестница: король (главный феодал) – крупные землевладельцы – крестьяне (бывшие своего рода феодалами в своем личном хозяйстве). Поскольку земли были обширны и находились иногда за сотни, а то и тысячи километров от столиц, в которых находился королевский двор, управлять ими было достаточно трудно. В связи с этим раннесредневековый феодализм характеризуется сильной децентрализацией власти. Феодал-землевладелец по сути был королем в своих землях, впоследствии крупные ленд-лорды часто восставали против королевской власти и бывало, что выигрывали у нее.
В Римской империи, несмотря на то, что строй, который в ней существовал называют рабовладельческим, уже можно видеть черты будущего феодализма. В частности, это подтверждает существоваший римский институт бенефиций, когда имущество (как движимое, так и недвижимое) находилось во временном пользовании. Иногда временное пользование продолжалось всю жизнь бенефицианта. Земли выдавались в первую очередь за хорошую службу. Во время феодализма институт бенефиций трансформировался в институт фьефа, феода или лена, что суть одно и то же.
В варварских королевствах, сформировавшихся после падения Римской империи, начал устанавливаться именно институт бенефиций, превративший отдельных крупных землевладельцев во влиятельных государей. Особенностью раннесредневекового феодализма было еще и то, что феодалами становились как люди светские (воины, советники), так и лица церковные. Сама церковь являлась одним из крупнейших феодалов.
В Византии, которая явилась наследницей Восточной Римской империи, происходили точно такие же процессы, когда на смену общинному землевладению, с сохранением рабовладельческого строя, стали приходит отношения феодальные. Особенностью византийского землевладения был его военно-поместный характер. В первые века нашей эры римская администрация, стремясь оградить себя от постоянных набегов кочевников и славянских племен, которые всякий раз, как им недоставало средств ходили «в греки», отдавала приграничные участки воинам, защищавшим их или просто расквартированным в ожидании новой миссии. Участки отдавались с условием, что они не будут отчуждаться в пользу третьих невоенных лиц, а также, что сами землевладельцы будут следить здесь за порядком. Налицо все тот же институт бенефиций.
Когда в Византии начались волнения, связанные с движением иконоборцев, а также сложными вопросами престолонаследия, наиболее ловкие и богатые землевладельцы принялись скупать участки-бенефиции по сходным ценам. Несмотря на то, что на законодательном уровне это было запрещено и каждый новый император подтверждал, что торговать военными участками незаконно, никто не обращал на это внимания. В результате подобной скупки земель в Византии начал складываться класс крупных феодалов.
В отношении монастырей и церковных учреждений в Византии институт бенефиций работал еще лучше. Император Юстиниан Великий вел отчаянную борьбу с нарождающимися феодалами, можно сказать, хотел искоренить их как класс, но в то же время делал огромные пожертвования монастырям, которые становились владельцами все большей и большей земли. Фактически борясь с одним из проявлений феодализма, император всеми силами поддерживал другой. Подобная противоречивая политика, безусловно, не могла считаться эффективной и принести какие-либо результаты, поэтому формирование феодальных отношений в Византии продолжилось по образцу, который установился почти повсеместно в варварских королевствах Западной Европы.
Юстиниан Великий. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне
Подводя итог вышесказанному, еще раз назовем основные черты раннесредневековой государственности. Это, во-первых, ее сильная децентрализация, во-вторых складывание в общих чертах класса крупных землевладельцев-феодалов, выходцев из дружины монархов и в-третьих сильное влияние и взаимосвязь церковной и светской властей, что вылилось в становление самой Церкви как одного из крупнейших феодалов.
Автор: Жуковская Д.
www.historicus.ru
Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе
1. Укажите особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.
Особенности раннесредневековых социально-экономических отношений:
— вместо единой Римской империи в Европе возникло множество отдельных королевств, которые периодически продолжали дробиться;
— крупные римские поместья перешли в руки новых королей и знати, или остались в руках римлян, вошедших в состав приближённых королей;
— хозяйственный уклад римских поместий в первые века не претерпел существенных изменений;
— на не романизированных и слабо романизированных территориях активно шёл переход от родовой общины к сельской;
— в варварских племенах активно шёл процесс имущественного расслоения:
— в VII-IX вв. на не романизированных и слабо романизированных территориях также утвердилось крупное землевладение;
— в X-XI вв. аграрные отношения в большинстве стран Западной Европы усложнились;
— имущественное расслоение привело к появлению многих категорий зависимых крестьян, которые позже объединились в единый слой феодально зависимых;
— происходил массовый отток населения из городов в деревни как из-за частых опустошавших города войн, так и из-за того, что города в условиях натурального хозяйства стали почти не нужными в экономической жизни, горожане не могли найти для себя пропитания;
— крайне медленно на смену аграрным традициям, заимствованным из региона Средиземноморья приходили новые, лучше подходившие для более северного климата, такие как использование естественных удобрений и выращивание бобовых.
Важнейшим процессом в этот период считается смена родовой общины соседской. Члены родовой общины, как видно из названия, связаны родством. Но постепенно переселения без учёта родства размывали её, люди переселялись не к своим родственника, а туда, где они лучше могли себя прокормить. Таким образом, сформировалась соседская община, то есть такая, в которой людей связывало только общее место жительство и соблюдение определённых правил, но не родственные связи.
2. Проследите, как формировалась система крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Объясните специфику землевладения и землепользования в Европе в VII-X вв.
Процесс образование крупных земельных хозяйств происходил по-разному на разных землях. Там, где римское влияние было сильным (то есть успешно прошла романизация) земля уже в основном была разделена между крупными поместьями, которые лишь меняли хозяев; хотя часто не происходило и этого: варварским королям нужны были опытные администраторы из числа римской знати.
По-другому происходил этот данный процесс на не романизированных или слабо романизированных землях. Под ними понимаются территории, не входившие в состав Римской империи, или те, на которых не прижились римские традиции, активно шёл процесс варваризации в последние века существовании империи. На таких территориях земля продолжала принадлежать сельским общинам. Но с углублением имущественного расслоения многие члены общины стали по разным причинам терять свои земли, уступать их более удачливым соседям. По прошествии нескольких поколений более удачливые члены общины, накопившие в руках большие владения, могли форсировать процесс разорения оставшихся соседей и получения их земель. В итоге получился примерно тот же результат, что и на романизированных территориях – крупное землевладение.
В римские времена существовали более-менее стандартизированные категории рабов и колонов. У варваров существовали только патриархальные рабы. Но в VII-X вв. процесс имущественного расслоения зашёл довольно далеко. Многие ранее свободные члены общин полностью или частично потеряли свою свободу. Но теряли они её в разной степени и на разных условиях, что привело к появлению в дополнение к рабам и колоннам многочисленных новых категорий зависимых крестьян.
3. Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как складывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне за пользование землёй?
Зависимость чаще всего возникала, когда человек не мог прокормить себя самостоятельно или выплатить долг. Это происходило по разным причинам: в результате неурожаев, военных бедствий, реже старости без наследников. Такой человек обращался за покровительством к влиятельному землевладельцу. Взамен покровительства зависимые крестьяне предоставляли оброк (обычно натуральный), постепенно стала распространяться барщина, также выполняли более мелкие повинностей вроде доставки хозяйских грузов на собственных телегах.
4. Что означали отношения вассалитета?
Отношения вассалитета возникали между феодалами. Они означали взаимные обязательства. Сеньор предоставлял вассалу имение в полную и наследственную собственность с правом полного распоряжения землёй и зависимыми категориями населения; вассал был обязан сеньору военной службой и всесторонней поддержкой, в случае неисполнения своего долга он мог потерять своё имение. Отношения вассалитета сформировали особую культуру, которая и определила облик средневековой Западной Европы.
5. Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневековье? Какими были отношения между церковной и светской властями?
Сразу после падения Западной Римской империи отношения между церковной и светской властью зависели от того, совпадали ли их верования. Варвары-завоеватели часто были крещены, ещё когда жили за римскими границами, но крещены, к примеру, в арианство, как вестготы. Гораздо проще были отношения с церковью, к примеру, у франков. Франки долго оставались язычниками, а потом крестились в веру большинства населения завоёванных ими земель – католичество.
В любом случае, даже в случае несовпадения конфессий, новые короли нуждались в церкви, которую рассматривали как фактор централизации государства и источник опытных администраторов. Особенно таковые были нужны при управлении городами. В результате королевская власть обычно не ограничивала права церкви, сохраняла её земельные владения. Благодаря этому влияние церкви не уменьшилось, и вскоре начались конфликты королей с епископами. Однако они носили частный характер и не складывались в общую тенденцию, лишь говорили о важности церкви в обществе.
Со временем арианские королевские роды были уничтожены или приняли католичество. На этом этапе союз церкви с государством стал ещё теснее. Монастыри оказались крупнейшими земельными собственниками, влияние епископов и архиепископов не уступало влиянию графов и герцогов. Происходило сращивание этих двух властей на местном уровне. Часто в определённой местности большинство церковных должностей занимали представители господствующего в этой местности рода феодалов.
Сращивание светской и духовной власти происходило и на высшем уровне. В VIII в. папы римские идеологически оправдали власть новой династии у франков (позже названой Каролингской). В обмен на это франкские короли всячески поддерживали римских пап в борьбе против их соседей и за объединение католической церкви под лидерством пап. Апогеем этого союза было провозглашение франского короля Карла Великого императором в 800 г. Возрождение этого римского титула означало, что Карлу даётся право на объединение светской и духовной власти при опоре на римских пап в духовной жизни, как это было при римских императорах, начиная с Константина Великого.
6. Укажите направления норманнских завоеваний. Объясните, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях.
Норманнская экспансия распространялась практически во все направления, за исключением северного. Викинги опустошали все христианские побережья Балтийского и Средиземного морей, Атлантического океана, по рекам уходили далеко от побережий (в частности, осаждали Париж). Попытались они направить свои набеги и против мусульманских государств Средиземноморья, но получили решительный отпор. На востоке викинги двигались по великим рекам и доходили по ним до Чёрного моря, осаждали Константинополь. В западном направлении экспансия была мирная, в виде колонизации. Скандинавы заселили Исландию и часть Гренландии, видимо высаживались и в Северной Америке.
Земли Германии в IX-X вв. подвергались опустошительным набегам викингов со стороны Балтийского моря. Одновременно на них обрушивались набеги венгров, незадолго до этого заселивших Паннонию. В этих условиях знать Германии объединилась вокруг короля, поддержав власть единой Саксонской династии. Взамен знать получила не только защиту от набегов, с которыми королям в итоге удалось справиться, но и возможность экспансии в славянских землях.
7. Что изменилось в общественном укладе скандинавов в результате их взаимодействия с народами Западной и Центральной Европы?
Военная добыча ускорила имущественного расслоения среди самих скандинавов. Власть конунгов стала наследственной, из среды удачливых дружинников выделялась знать. Однако настоящие феодальные отношения ввиду бедности урожая в Скандинавии прокладывали себе дорогу медленно и, например, в Норвегии до конца не сложились (наблюдалось только культурное подражание европейским рыцарям).
resheba.me
РАННЕЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Количество просмотров публикации РАННЕЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ — 274
Итак, первый этап хозяйственного развития Западной Европы характеризуется полным господством натурального хозяйства. Земли Европы были не многолюдными (численность населения Европы составляла примерно 25-30 млн. человек), а население занималось в основном земледелием. Условия этого труда были чрезвычайно тяжелыми, земледелие в основном носило подсечно-огневой характер.
Размещено на реф.рф
То есть, в случае крайне важно сти получения площадей под посевы в лесной зоне деревья подпиливали, потом валили, обрубали сучья и ветки, а следующей весной все сжигали и в разровненную еще теплую золу сеяли. Первые годы такой участок давал неплохие урожаи, но с каждым годом урожайность снижалась, и участок приходилось оставлять и готовить по той же технологии новый.При этом такой экстенсивный способ земледелия не мог продолжаться долго, ведь свободных земель, пригодных для расчистки под посев, становилось все меньше и меньше, земледельцы вынуждены были возвращаться на те же прежние, когда то оставленные участки. Продолжительность использования такого участка увеличивается с появлением более совершенных орудий труда, которые позволяли эффективнее обрабатывать почву, особенно с появлением плуга (на юге) и сохи (на севере). Хорошо известными культурами этого периода были зерновые, наибольшее распространение приобрела полба (разновидность пшеницы), ячмень, просо. Урожайность зерновых была очень низкой — сам — полтора, сам -два, очень редко – сам — три, то есть с одного посеянного зерна получали от 1,5 до 3 зерен. Условия жизни земледельцев были чрезвычайно тяжелыми, в постоянной борьбе за выживание, беззащитностью перед стихийными бедствиями, частыми неурожаями и голодоморами. Рацион питания был чрезвычайно узким, крупного рогатого скота было мало, так что в рационе почти не было мяса и молочных продуктов. Отсутствие какой-либо санитарии приводила к эпидемиям и высокому уровню смертности среди населения, особенно среди детей. Продолжительность жизни по сравнению с античными временами резко сократилось и редко превышала 40 лет. В этих тяжелых условиях идет процесс образования раннефеодальных государств, крупнейшим из которых было Франкское, территория которого занимала большую часть Западной Европы.
Любому государству присуща определенная экономическая система, главным признаком которой всегда есть форма собственности. В Европе начиная с V -VI веков неуклонно шел процесс формирования общественно экономических структур, получивших название ʼʼфеодализмʼʼ. Характеризуя данный этап в развитии Западной цивилизации, В. Левитский указывал как одну из его важнейших черт то, что ʼʼфеодализмʼʼ, подобно античному обществу, был основан на принципе отождествления личной свободы и поземельной собственности, то есть право собственности на землю мог иметь только свободный человек. Вместе с тем феодализм имел определенную иерархическую структуру общественных классов, которая отвечала определенной иерархии земель, которые могли быть как свободными, так и зависимыми, а отношения между объектами собственности были лишь выражением отношений, царивших между людьми. Это была так называемая структура вассалитета͵ то есть система ʼʼсюзерен — вассалʼʼ: король распределяет земли между верхушкой, которая обязана перед ним военной службой, они же раздают свои земли на условиях уплаты ренты или также несения военной службы лицам, стоящим ниже их на иерархической лестнице, и так далее, пока наконец земли, окутаны целым сетью взаимных обязательств, переходили к зависимым категорий непосредственных земледельцев. Иногда вассал получал от сюзерена вместе с землей так называемые иммунитеты, то есть освобождение от вмешательства королевских должностных лиц в дела земельной аристократии. Судебные, административные, полицейские и фискальные функции передавались крупным вассалам и их администрациям. Землевладельцы — феодалы имели монопольное право на землю, то есть владеть землей могли только представители высших сословий (церковь, дворяне), что и определяло в условиях аграрной экономики их господствующее положение. Рост крупной земельной собственности, источником которой были не только ʼʼпожалованияʼʼ, но и прямые захваты общинных земель, происходит быстрыми темпами. При этом формы землевладения и социальную структуру, существовавшие во Франкском государстве, можно представить по ʼʼСалической правдеʼʼ (Lex Salica), которая является одним из древнейших собраний традиционного права и достопримечательностью не только правовой, но и экономической мысли средневековья.
Итак, в Салической правде, нашли отражение имущественные отношения и защита прав собственности через систему штрафов за различные преступления, в т.ч. за кражу скота (смотреть, к примеру титул III ʼʼПро кражу рогатого скотаʼʼ, или титул IV ʼʼПро кражу овецʼʼ и другие). В ней также рассматриваются вопросы имущественного неравенства (титул LVIII), расписания общины (титулы LV, LXII), формирование землевладения, в частности такой его формы, как аллод (титул LIX и другие). По Салической правдой Франкское население в основном состоит из свободных общинников, а основной формой землевладения является общинная (или общественная). Личная же собственность распространяется на дом, усадьбу, огород, однако не на пашню, которая остается общественной, но находясь в личном пользовании. Уже со второй половины VI века в Франкском государстве аллод фиксируется как личная земельная собственность: его можно купить, продать, заложить, подарить, унаследовать. При этом вся общественно — экономическая структура опиралась на личные домохозяйства, что обеспечивало активное участие общинников в общественной жизни. Вместе с тем, аллод мог быть и большим земельным пожалованием, который получали за службу от королей франков, но это уже было крупное землевладение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ иногда занимало территории, равные некоторым современным государствам Европы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формирование крупной земельной собственности в виде аллода происходит как из-за разрушения общины и поглощения крестьянских наделов за счёт так называемых коммендаций, так и от королевских пожалований. Крупным землевладельцем в государстве франков была католическая церковь, землевладения которой имели разные источники: это были и пожалования, и привлечения необработанных еще земель к возделыванию силами монахов и близлежащих селян, а особенно через завещания или внесение земли под монастыри. Именно на церковных и монастырских землях впервые возникли условные формы землевладения, которые и стали основным признаком феодальной системы хозяйства. Так, католические церковные учреждения, обычно монастыри, передавали землю на условиях прекария, то есть обязательство за пользование землей нести определенные повинности (к примеру, платить оброк либо выполнять барщину в пользу собственника земли). Прекарии могли быть нескольких видов, а именно: прекарий пожалованный, когда крестьянин, потерявший свой аллод, обращается к землевладельцу (светскому или духовному) с просьбой предоставить ему в пользование земельный надел; прекарий возвращенный, когда крестьянин, попавший в нищету, отдает свой аллод крупному землевладельцу и получает его обратно в виде уже условного пользователя и прекарий с вознаграждением, когда прекарист не только получал обратно свой надел, но и дополнительные земли в пользование. Главной формой землевладения в данный период становится бенефиций, ведь предоставление земли в полную собственность (в виде аллода) значительно ослабляло королевскую власть и создавало слой землевладельцев, которые отказывались служить. Необходимо было найти способ, чтобы создать слой служилых людей, профессиональных военных и чиновников, освободив при этом казну короля от денежных выплат и переложив на условных владельцев заботу о поступлении налогов и выполнения крестьянами определенных повинностей. Таким способом и стали бенефиции, то есть передача земли в условную ненаследственную собственность, которая предусматривала несение определенной службы, чаще всего военной.
Со временем (IX -Х века) Возникает наследственная форма условного феодального землевладения — феод (или лен), которая также предусматривала несения службы, но и земля, и должность передавалась по наследству. В течение этого времени господствующей формой становится тезис ʼʼнет земли без сеньораʼʼ.
referatwork.ru
5. Возникновение государственности в Европе (Афины, Рим, германцы, славяне). Общие закономерности и особенности.
В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. в наиболее «чистом» виде это можно наблюдать на примере Древних Афин. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано. Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникает непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов, развивающихся в недрах родоплеменного общества. Постепенно формируемая частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности. В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами — илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая была поделена на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя. В Риме процесс формирования классов и государства в силу целого ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования. Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления, удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично-свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства. Несколько иным путем шло становление франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима. Рабовладение в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества. Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи. Особенности возникновения государства у славян: переход от первобытнообщинного строя к феодализму, а не к рабовладению объяснялся тем, что когда производ.силы славян достигли такого уровня, при котором в античном мире образуются рабы и рабовладельцы, у славян в их природных условиях рабский труд не окупил бы себя, так как раб не заинтересован в своем труде, а крестьянин заинтересован. Таким образом, сначала рабовладение у славян было еще невозможно, а потом уже невозможно. Вывод: государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю — государственной или частной. Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном счете приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство. Основные причины появления государства были следующие: 1.Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. 2. Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. 3. Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. 4. Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. 5. Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться любые из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
studfiles.net