Аргументы егэ проблема семьи – ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. СЕМЕЙНЫЕ проблемы

Аргументы к сочинению по теме «Проблемы детства, семьи, взросления…»

Роли детства в жизни человекаЛ.Н. Толстой «Война и мир»Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
 В. Астафьев «Последний поклон»Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости,  стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
Роли семьи в формировании личностиЛ.Н. Толстой «Война и мир»В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
 И. Полянская «Утюжок и мороженое»Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
Материнства (роли матери в воспитании)М. Горький

«Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
А. Фадеев

«Молодая

гвардия»

 

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
К. Воробьев «Тётка Егориха»Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…»

 

Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Материнства как подвигаЛ. Улицкая

«Дочь Бухары»

Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдан воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
В. Закруткин «Матерь человеческая»Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
Взаимоотношения отцов и детейА. Алексин «Безумная Евдокия»

 

Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
Р. Брэдбери «Вельд»Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок:

убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.

Ф. Искандер «Начало формы»Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
А. Амлинский «Нескучный сад»На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
Взаимоотношений в семьеА. Амлинский

«Возвращение

брата»

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
А. Алексин «Безумная Евдокия»

 

Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
 А. Алексин «Раздел имущества»Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
А Лиханов

«Чистые камушки»

Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущал все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)В. Тендряков «Ночь после выпуска»Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно оттого, что в ней нет этих качеств.
Е. Гришковец «Начальник»Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.
А. Лиханов «Обман»У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
Преемственность поколенийЭ.Хемингуэй «Старик и море»Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.
Роли учителя в жизни человекаА.И. Куприн «Тапер»Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.
В. Распутин «Уроки французского»Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В. Быков «Обелиск»Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
А Лиханов «Драматическая педагогика»«Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».
А. Алексин «Третий в пятом ряду»Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека… добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
А.Алексин

«Безумная Евдокия»

Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.
А. де Сент- Экзюпери

«Маленький принц»

Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Б. Васильев

«Летят мои

кони…»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Ф.М. Достоевский

«Мальчик у Христа на елке»

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.
Развития и сохранения русского

языка

А. Кнышев «О великий

и могучий русский

язык!»

В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.

 

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос.
В. Ступишин «New сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем»Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.
А. Щуплов

«От съезда

партии – к съезду крыши»

 

Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупостью».
Цитаты«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну» (А.М Жемчужников.)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)

«…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире» (В. Распутин)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой)

Н. Галь «Слово живое и мертвое»Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку.
 К.И.Чуковский «Живой как жизнь»Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущностиД.И. Фонвизин «Недоросль»В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас – дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблема памяти о своих истоках, о своём детствеПочему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?А.С. Пушкин. «Няне»; М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком…»; К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни».
Проблема роли детства в жизни человека, оценки этого периода жизни человекаПочему детство – важнейший этап жизни человека? Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?А. Гончаров. «Обломов»; А.С. Осртовский. «Гроза»; Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Г. Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы».
 

Проблема исторической памяти

 

Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?

 

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»; Л.Н. Толстой. «Война и мир»; поэмы А.А. Ахматовой; Б.Л. Пастернак – романы.

Проблема отчего домаПочему нельзя забывать отчий дом?К.Паустовский «Телеграмма»; М. Булгаков «Белая гвардия».
Проблема нравственной прочности человека, любовь как испытаниеПочему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; М.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»;

11ege.ru

Проблема взаимоотношений в семье — готовые аргументы и тезисы

Блок аргументов, которые пригодятся для сочинения ЕГЭ, в которых отражены:

Проблема взаимоотношений в семье

Проблема недопонимания в семье

Проблема пренебрежения семейными узами

Проблема конфликта между родственниками

Проблема значимости семьи

 

Возможные тезисы:

Родственные связи – самые прочные, семья для человека высшая ценность, и он готов жертвовать всем ради родных

Часто люди пренебрегают семьей ради собственных интересов

 

В. И. Амлинский роман «Возвращение брата»

В романе «Возвращение брата» Амлинский демонстрирует безусловную любовь мальчика к старшему брату, которого он никогда раньше не видел. Ивану, отсидевшему двенадцать лет в колонии, было сложно привыкнуть к новой жизни. Парень не оправдал ожидания маленького Сережи, который очень ждал возращения брата, надеясь, что они станут друзьями. Но мальчик не отвернулся от Вани и помог ему встать на правильный жизненный путь.

(60 слов)

 

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

Подтверждение того, что семья для человека может отойти на второй план, можно найти на страницах известной повести Гоголя «Тарас Бульба». Так, Андрий, младший сын Тараса, влюбился в полячку, девушку с вражеской стороны. Герой не мог наблюдать, как вместе с ляхами от голода страдает красавица, покорившая его сердце. Но помочь ей — означало предать своих. Любовь оказалась важнее родственных связей, Андрий отрекся от отца и старшего брата и перешел на сторону врага.

(71 слово)

 

Для Тараса Бульбы, героя одноименной повести Гоголя, товарищество и преданность родине были важнее семьи. Старый козак всех предателей призирал одинаково, даже если таким оказывался близкий человек. Когда Андрий, влюбленный в полячку, перешел на сторону врага, Тарас не смог с этим смириться. При встрече с сыном разгневанный отец убил собственного сына за предательство, и его рука не дрогнула в этот сложный момент.

(61 слово)

 

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Проблема семейных взаимоотношений прослеживается и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Дуняша Раскольникова очень любила своего брата и была готова жертвовать собой ради его благополучия. Сначала девушка устроилась в дом Свидригайловых, чтобы отправить Родиону денег, где ей пришлось терпеть приставания помещика. А после она решилась выйти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, в надежде, что он поможет оплатить образование брата.

(60 слов)

 

В романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается самопожертвование ради семьи. Соня Мармеладова жила с отцом, мачехой и сводными братьями и сестрами. Семья испытывала крайнюю нужду, дети голодали, а отец спивался. Чтобы хоть как-то помочь родным, верующая Соня преступила заповедь «не прелюбодействуй», решившись спать с мужчинами за деньги, что было для нее очень сложным шагом. Поступок этой девушки является ярким примером готовности пожертвовать собой и отказаться от собственных принципов ради семьи.

(70 слов)

 

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» прослеживается пренебрежение родственными связями. Когда Бурьянова сняли с должности лесничего за превышение полномочий и назначили на его место двоюродного брата Егора Полушкина, завистливый мужчина заманил родственника в ловушку и избил его вместе со своими подельниками, после чего главный герой скончался в больнице.

(50 слов)

supersoch.ru

Роль семьи (родителей) в формировании личности ребенка — проблема воспитания — готовые аргументы и тезисы

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:

Проблема роли семьи в формировании личности ребенка

Проблема вляиния родителей на развитие личности человека

Проблема преемственности поколений

Проблема воспитания

 

Возможные тезисы:

Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители

Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы

Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты

 

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.

(69 слов)

 

Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

(76 слов)

 

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.

(66 слов)

 

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.

(51 слово)

 

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.

(71 слово)

 

А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»

Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.

(59 слов)

 

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, — переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.

(63 слова)

supersoch.ru

Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ Банк аргументов из художественной и публицистической литературы

Банк аргументов из художественной и публицистической литературы

 

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)

«Слово о полку Игореве»

Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.

А.П. Чехов «Степь»

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

 

Л.Н..Толстой «Война и мир»

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

 

В. Астафьев «Царь-рыба»

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

 

Постижения прекрасного

 в природе

Ю. Яковлев

«Разбуженный

соловьями»

multiurok.ru

Проблемы семьи (Аргументы ЕГЭ) | Экзаменационные сочинения по ЕГЭ

Проблемы семьи. Роль детства в жизни человека. Роль родителей в воспитании. Проблемы детской нищеты и страдания. Роль семьи в формировании личности. Взаимоотношения в семье. Слепая родительская любовь. Дом как основа формирующейся личности. Роль матери в воспитании. Любовь к ролителям. Взаимоотношения отцов и детей.

Преемственность поколений

И. А. Гончаров роман “Обломов”. Маленького Илюшу в детстве чрезмерно опекали матушка и няньки, опасаясь за ребенка. Его берегли от возможных и невозможных опасностей, не давали самостоятельно

познавать жизнь и набираться собственного опыта. Повзрослев, Илья Ильич боялся жить, откладывая все дела “на завтра”.

Повесть В. А. Астафьева “Людочка”. Людочка после того, как в городе над ней было совершено насилие, приехала в родную деревню к матери, чтобы восстановить душевное спокойствие, получить материнскую поддержку. Но ее мать, хотя и догадалась, что произошло с ее дочерью не помогла ей пережить этот ужасный период, справиться с тем, что на нее навалилось, считая, что Людочка должна сделать это самостоятельно, что она должна привыкать к такому. Людочка не смогла. А ведь скорее всего, простые слова

утешения и поддержки матери могли предотвратить такой исход, уберечь дочь от греха.

Слепая родительская любовь. А. Алексин повесть “Безумная Евдокия”. Оля, единственная дочь горячо любящих родителей, убеждена в собственной исключительности. Отец и мать не замечают пренебрежение дочери к подруге и считают учительницу Евдокию безумной в своем стремлении приобщить ребят к жизни в коллективе, умению ценить друг друга. Когда Оля самовольно покидает экскурсию, горе родителей не передать словами. Происходит непоправимое из-за бездумного поступка избалованной девочки.

Слепая родительская любовь. А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Единственного сына Виктора родители безмерно любят. Однако он вырастает холодным, расчетливым юношей, который равнодушно отмахивается от тяжелобольного отца. Свою ошибку в воспитании сына родители с ужасом осознают, когда Виктор отказывается купить лекарства отцу, так как опаздывает в театр.

Роман В. Гюго “Отверженные”. Козетта становится смыслом жизни для главного героя Жана Вальжана. В ней он обретает женщину-дочь, женщину-мать, женщину-сестру – все то, чего никогда не знал. Когда Козетта выходит замуж, от горя Герой умирает: ему не для чего больше жить.

Рассказ Ф. М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”. Нищий ребенок, у которого умирает мать накануне Рождества, вынужден скитаться по улицам. Он заглядывает в окна нарядных домов, везде праздник, угощения, веселье, лишь ему одному некуда пойти и нечего поесть. Ребенок умирает от холода, забившись в какой-то темный и холодный угол.

“Отец Горио ” Оноре де Бальзак. Отец Горио – старый и нищий старик, снимающий самую бедную комнату в пансионе Воке. Все постояльцы насмехаются над стариком и теряются в догадках – что за богатые дамы иногда навещают его. И только один из постояльцев, бедный студент, узнает всю правду об Отце Горио – когда-то это был чрезвычайно успешный предприниматель, сделавший на макаронном деле миллионы. Он выдал своих двух дочерей за великосветских дворян, обеспечив им богатое приданое. Но после замужества дочери стали стыдиться своего безродного отца “макаронника ” , и он потерял возможность навещать их. И лишь изредка дочери навещали отца, но не для того, чтобы повидать его, а чтобы поделиться своими проблемами, а главное выпросить еще денег. Так любящий отец потихоньку лишился не только всего состояния, но и последней скудной ренты, так как кому-то из дочерей нужно было заплатить за новое платье или отдать долги за новые украшения. Когда Отец Горио умирал, ни одна из дочерей не пришла проститься с отцом, так как одна торопилась на бал, а другая была занята семейными делами. Так Отец Горио, отец баронессы и герцогини, был похоронен на бедном кладбище на деньги бедного студента.

.

ege-essay.ru

Аргументы к сочинению на ЕГЭ — 48 книг

Восприятия человеком природы как живой материи
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Роль детства в жизни человека
Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
Роль семьи в формировании личности
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
Эгоизм
Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.
Роль музыки в жизни человека
Своим пением Наташа Ростова
способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
Преобразующая сила добра и любви
Княжна Марья Болконская из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Истинный патриотизм
Что такое истинный и ложный патриотизм? Наташа Ростова из романа Л.Толстого «война и мир» отдаёт подводы раненым под Бородино.
Семья
В произведении Л.Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает своей душевностью. Главной же ценностью в этой семье являются дети. Очень дружелюбные и доверительные отношения между Наташей, Николаем, Петей и Соней, восторженное обожание детьми родителей.
Историческая память, традиции
Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

aniuta1996 30 октября 2013 г., 17:58

www.livelib.ru

Аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку

Проблематика наиболее часто встречаемых текстов ЕГЭ

I Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)

2. Проблема роли детства в жизни человека (Почему детство — важнейший этап жизни человека?)

3. Проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?)

4. Проблема отчего дома любви и уважения к старшему поколению (Почему нельзя забывать отчий дом и родителей?)

5. Проблема оценки такого периода жизни человека как детство (Действительно ли детство — «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?)

6. Проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

7. Проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Насколько опасно для существования русского языка употребление в речи людей уголовного жаргона, ненормативной лексики и т.п.?)

8. Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)

9. Проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

10. Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)

11. Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех. кто не может позволить себе есть досыта?)

12. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?)

13. Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

14. Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

15.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей. Ограничивает ли общество свободу человека?)

16 Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?)

17 Проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?)

18.Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека (Всегда ли мы искренни и бескорыстны а проявлении своего интереса к окружающим? Не скрываются ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие?)

19 Проблема жизненного выбора (Что важнее и нравственнее для человека в жизни: заботиться о том. чтобы выглядеть значительно, внушая уважение своим видом» или быть индивидуальностью, хорошим специалистом и человеком?)

20, Проблема отцов и детей, поиска взаимопонимания взрослых и детей (Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей? Как научиться уважать взгляды друг друга?)

21 Проблема взаимоотношений между близкими людьми, проблема любви (Могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другим? Достоин ли любви человек, сам не способный любить?)

Примерный перечень произведении школьной программы с проблематикой, схожей с текстами ЕГЭ но русскому языку

I Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве

1.

‘ Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

6

Изображение быта н жизни сибирской деревни в предвоенные годы, понятие честности, доброты и долга.

2.

Лев Николаевич Толстой. Повесть «Детство»

7

Проявление чувств героя-ребенка, анализ собственных поступков.

3.

Лев Николаевич Толстой. Повесть «Юность»

9

формирование личности юного героя, его стремление к нравственному обновлению.

4.

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»

11

Мир детства, отцов и дедов, который уходит безвозвратно со своими радостями и печалями.

2. Проблема роли детства в жизни человека (Почему детство — важнейший этап жизни человека?)

I.

Николай Алексеевич Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети

5

Картины вольной жизни крестьянских детей и их раннее приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина.

2.

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры»

7

Сложность взаимопонимания детей и взрослых, необходимость этого взаимопонимания

3.

Юрии Павлович Казаков Рассказ «Тихое утро»

7

Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка

4

Денис Иванович Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

8

Проблема воспитания истинного гражданина

5.

Александр Сергеевич Пушкин Роман «Капитанская дочка»

8

Воспитание Петруши Гринёва, его жизненный путь и наставления из отчего дома : «Береги честь смолоду»).

6.

Александр Сергеевич Пушкин, Роман «Евгений Онегин»»

9

Детство Евгения, детство Татьяны влияние воспитания и детских интересов на становление героев

7.

Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»

9

Детские годы Чичикова, наставления отца и результат…

8.

Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»

10

Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца

3. Проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?)

1.

Николай Алексеевич Некрасов. Историческая поэма «Дедушка»

6

Героизация декабристской темы поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

2.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

7

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе и освобождение родной земли. Патриотический пафос повести

3.

Александр Трифонович Твардовский Поэма «Василий Теркин»

8

Своеобразие характера Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, тащит пика родной страны.

4.

Михаил Александрович Шолохов, Рассказ «Судьба человека»

9,11

Судьба Родины я судьба человека. Обрат Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.

5.

Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

10

Образы исторических личностей в романе (Наполеон и Кутузов)

6. 7.

Анна Андреевна Ахматова. Поэма «Реквием»

II

Тема суда времени и исторической памяти.

Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

II

Равнодушие ко всему окружающему, если человек находится далеко от родных мест.

8.

Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Одни день Ивана Денисовича»

II

Историческая память важна и для того, чтобы не было подобной нелепицы в будущем.

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матерой»

11

Народ, его история, его земля в повести.

4. Проблема отчего дама, любви и уважения к старшему поколению (Почему нельзя забывать отчий дом и родителей?)

I.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

Онегин относится к дяде с пренебрежением («когда же черт возьмёт тебя?»), а Татьяна со смирением и послушанием (вышла замуж по воле родителей).

1-

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

10

Имели ли право так относиться к своим родителям Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров?

3.

Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

10

Переоценка ценностей Андреем Болконским

4.

Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

10

Что стало последней каплей для Раскольникова, чтобы он решил пойти на преступление

5.

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Последний срок»

11

Можно ли оправдать повеление любимой дочери старухи Анны Танчоры?

5. Проблема оценки такого периода жизни человека как детство

1.

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры»

7

Так ли незначительны проблемы детей, как это порой кажется взрослым

2.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

Воспитание Онегина, его детство и отрочество.

3

Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов»

10

Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца

6. Проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

1.

Иван Андреевич Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и я: ненок». «Свинья под дубом»

5

Осмеяние нравственных пороков персонажей басен (людские пороки высмеиваются через образы животных)

2.

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Уроки французского»

6

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни главного героя.

3.

4

Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова»

7

Зашита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

7

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Николаи Алексеевич Некрасов Поэма «Русские женщины»

7

Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

6.

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Лапти»

7

Душевное богатство простого крестьянина

7. ‘

Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон»

7

Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.

8.

Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Возвращение»

8

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого героизма тружеников тыла

9.

Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

9

Фамусовское общество не смогло сломить нравственные

устои Чацкого

10.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна Ларина

11.

Николай Васильевич Гоголь Поэма «Мертвые души»

9

Галерея порочных образов (начиная с самого Чичикова)

12.

Александр Николаевич Островский Пьеса «Бедность не порою»

9

Поездка Торцова в Москву, изменившая все его представления о жизни.

13.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

9

Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины» н «швондерства».

14

Ивам Александрович Гончаров Роман «Обломов»

10

Обломов и «обломовщина» как общественное явление

15

Александр Николаевич Островский Пьеса «Гроза»

10

Например, бунт Тихона Кабанова после гибели Катерины»

16.

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

10

Например, споры между «отцами» и «детьми».

17.

Лев Николаевич Толстой Роман-эпопея «Воина и мир»

10

Стойкость русских воинов.

18.

Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

11

Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

7. Проблема развития и сохранения русского языка

1. Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»

I Богатство и красота русского языка. Родной язык как духовная опора человека

8. Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)

1.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

6

Вера в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

2.

Фёдор Александрович Абрамов Рассказ «О чем плачут лошади»

7

Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

3.

Евгений Иванович Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя»

7

Протест против равнодушия, бездуховности и безразличного отношения к окружающим людям и природе.

9. Проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

1

Ивам Алексеевич Букин. Рассказ «Косцы»

5

Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

2.

Андрей Платонов. Рассказ «Никита»

5

Единство главного героя с природой, одухотворение природы в его воображении.

3.

Виктор Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

5

Любовь к природе и ее понимание главным героем рассказа

4.

Андрей Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»

6

Прекрасное вокруг нас.

5.

Михаил Михайлович Пришвин, Сказка-быль «Кладовая солнца»

6

Одухотворенно природы, ее участие в судьбе Насти и Митраши.

6.

Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака»

7

Чувство сострадания героев к братьям нашим меньшим, бее сердечно героев.

7.

Михаил Александрович Шолохов, Рассказ «Судьба человека»

9

Значение картины весенней природы для раскрытия идеи

8.

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

10

Природа для Базарова объект исследования.

9.

10.

Михаил Афанасьевич Шолохов, Роман-эпопея «Тихий Дон»

II

Функция пейзажа в произведении

Виктор Петрович Астафьев. Роман «Царь-рыба»

9,II

Взаимоотношения человека и природы

13. Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов

1.

Валентин Григорьевич Распутин Повесть «Уроки французского»

6

Проблема выбора учительницей между педагогической зги кой и желанием помочь своему ученику.

2.

Фазиль Искандер- Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

<6>

Влияние учителя на формирование детского характера.

3

Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор»

8

Высмеивание пороков чиновников, руководствующихся собственными, а не общественными интересами.

4.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

9

Мы должны не только выбирать профессию с учетом личных и общественных интересов, но и быть ответственными людьми

5.

Михаил Афанасьевич Булгаков, Роман «Мастер и Маргарита»

11

Переосмысление своей деятельности Иваном Бездомным после встречи с Мастером

10. Проблема несправедливости социального устройства общества

1.

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «На Волге»

5

Раздумья поэта о тяжёлой судьбе народа.

2.

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму»

5

Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян

3.

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

6

Картины подневольного труда Народ — созидатель духовных и материальных ценностей.

4.

Николай Семенович Лесков. Сказ «Левша»

6

Горькое сожаление писателя о униженности и бесправия трудолюбивого и талантливого народа

5.

Александре Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

7

Изображение « маленького человека», его положения в обществе.

6.

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк»

7

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным

7.

Николай Некрасов Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

7

Боль поэта за судьбу народа.

8.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил»

7

Нравственные порою общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

9.

Николаи Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель»

8

Обрат «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).

1 •

Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не норок»

9

Разделение людей на богатых и нищих определяет круг общения многих персонажей пьесы.

II.

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи»

9

Печальная история любви людей из разных социальных слоев.

12.

Александр Николаевич Островский Драма «Гроза»

10

Город Калинов — образ патриархальной России.

Фёдор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

10

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своеобразный бунт Раскольникова против несправедливого социальною устройства

14

Алексей Максимович Горький. Драма «На дне»

11

Истории обитателей ночлежки

11. Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных

1.

ВТ. Короленко. Повесть «В дурном обществе»

5

Равнодушие окружающих людей к беднякам.

2.

Александр Сергеевич Пушкин. Повесть «Дубровский»

6

Протест Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Сопоставление Троекурова и Дубровского старшего.

3.

Михаил Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

7

Как отблагодарили генералы мужика за то, что он не дал им умереть голодной смертью.

4.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Мертвые души»

9

Стремление Чичикова ворваться в мир богатых и сытых любой ценой»

5.

Александр Островскнй Пьеса «Бедность не порою»

9

Желание Торцова знаться только с богатыми, даже дочь он хотел выдать не по любви, а по расчету.

6.

1 Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи»

9

Печальная история любви людей из разных социальных слоёв

7.

Николой Алексеевич Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

10

1 Сопоставление жизни разных социальных слоев» кому же все-таки хорошо на Руси?

8.

Федор Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

10

Печальная каморка Раскольникова

9.

И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»

11

Путь а Европу богатого американского семейства.

12. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием

I.

ВТ. Короленко. Повесть «В дурном обществе»

5

Жизнь детей из благополучной и обездоленных семей

2.

И нам Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

6

Сочувственное отношение к крестьянским детям.

3.

Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прок «Два богача»

7

Желание помочь близким даже в ущерб собственному благополучию

4.

Александр Островский. Пьеса «Бедность не порок»

9

Не только дети из бедных семей, но и относительно обеспеченные взрослые не могут противостоять искушению изобилием (Торцов)

14. Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей

Алексей Максимович Горький. «Легенда о Данко» из «Старухи Изергиль»

7,11

Ответственность главного героя, поднявшего людей на поиски лучшей жизни.

Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»

10

«Обломовщина» как общественное явление.

Иван Сергеевич Тургенев, Роман «Отцы и дети».

10

Евгений Базаров, его сверстники и старшее поколение

Алексей Максимович Горький Драма «На дне»

11

«Человек – это великолепное Это звучит… гордо!» (Сатин).

Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать»

11

Правы ли в своих деяниях двенадцать человек?

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

11

Представители МАССОЛИТа

Виктор Петрович Астафьев. Роман «Печальный детектив»

11

Утрата нравственных ориентиров в романе.

15.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом

1.

Андрей Платонов. «Юшка»

7

Необходимость сострадания и уважения к человеку, ценность каждой человеческой личности

2.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

8

Ответственность Петруши Гринева перед обществом и другими людьми (Машей Мироновой и капитаном), его отличие от Швабрина.

3.

Александр Сергеевич Грибоедов, Комедия «Горе от ума»

9

Софья попала под влияние Фамусове кого общества, она не свободна от общества.

4.

Александр Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

«Но я другому отдана и буду век ему верна..,»

5,

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

9

Насколько свободен Печорин? Ответственен ли он?

6.

Антон Павлович Чеков. Рассказ «Тоска»

9 ,

Тема одиночества человека в многолюдном городе.

7.

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

10

Теория нигилизма.

8.

Александр Иванович Куприн. Повесть «Поединок»

II

Проблема самопознания личности.

9

Андрей Платонович Платонов-Повесть «Котлован»

11

Колхозники, пришедшие на строительство котлована, чтобы не думать о коллективизации, а стать пролетариатом

10.

Михаил Александрович Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон »

II

Трагедия целого народа и судьба одного человека Проблема гуманизма в эпопее.

II

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен»

11

Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств.

16. Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие

1

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

6

Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа

2.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «История одного города»

8

Город Глупов как символ горестей и уродств государства Российского и 19 в

3.

Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Цыганы»

9

Мир европейский, цивилизованный н мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии, возможен ли идеал?

4.

Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

10

Дореформенная и пореформенная Россия…Большая разница?

5.

Алексей Максимович Горький. Драма «На дне»

II

Утешительная ложь Луки и действительность.

6.

Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать»

II

Строим общество без Христа, но впереди Иисус Христос…

7.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

II

Понтий Пилат пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сделать, о чем всю жизнь впоследствии раскаивался.

17. Проблема коммерциализации культуры

1.Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгении Онегин»

9

Обывательское отношение к искусству и культуре (сиены Онегина в театре)

2.

Александр Сергеевич Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

9

Два типа мировосприятия искусства и культуры (различие взглядов существовало давно)

3

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

11

Нравы москвичей, любящих сомнительные зрелища

18.Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека

1. Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон»

7

Осмеяние трусости и угодничества

2.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

Отношения людей в высшем свете (все равнодушны» не искренни в том числе, в театре

3.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

9

Эгоизм Печорина по отношению к другим: Максиму Максимычу и др

4.

Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»

9

Лесть Чичикова чиновникам и помещикам для того, чтобы произвести впечатление и выторговать больше «мертвых Душ»

5.

Фёдор Михайлович Достоевский Роман «Белые ночи»

9

Искренне желая помочь Мечтателю, Настенька внушила себе, что она его любит и готова выйти за него замуж, но…

6.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

11

Равнодушие свиты Воланда к судьбам приглашенных на бал

«гостей».

19 Проблема жизненного выбора

1.

Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Цыганы»

9

Индивидуалистический характер Алеко

2.

Александр Сергеевич Пушкин, Роман «Евгений Онегин»

9

«Как денди лондонский одет,..в

3.

Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»

9

Забота Чичикова о том, чтобы казаться более значимым, чем он есть на самом деле.

4.

Александр Солженицын. Рассказ «Матрёнин двора

9

Образ праведницы

5.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита

11

Образы работников Варьете (Лиходеев. Варенуха и др.), Босой

20. Проблема отцов и детей, поиска взаимопонимания взрослых и детей

1.

2.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бупьба»

7

Взаимоотношения Тараса с Остапом н Андрием.

Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

9

Сюжетная линия Фамусов и Софья

3.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

Онегин и его дядя

4.

Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза»

10

Кабаниха и сын. Дикой и племянник

5.

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

10

Без комментариев…

6

Андрей Платонов. Повесть «Котлован»

11

со смертью Насти Вошев потерял смысл своего существования

7.

Михаил Александрович Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

11

Тема семейная в романе. Семья Мелиховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

8.

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Последний срок»

11

Любимая дочь Танчора и старуха Анна.

21. Проблема взаимоотношений между близкими людьми, проблема любви

1.

Иван Алексеевич Бунин Новелла «Кавказ»

8

Своё счастье невозможно но строить на несчастье другого человека

2.

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени»

8

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

3.

Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

9

Чацкий — Софья Фамусова -Молчалин

4.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

9

Онегин — Татьяна Ларина, Ленский- Ольга Ларина

5.

Михаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

9

Печорин и Бэла, Печорин и княжна Мери

6.

Федор Михайлович Достоевский Роман «Белые ночи»

9

Взаимоотношения Настеньки и Мечтателя.

7.»

| Александр Николаевич Островский. Драма «Гром»

10

Взаимоотношения Катерины Кабановой с мужем и Борисом

8.

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

,0

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье Кирсановых и Базаровых, любовь к Одинцовой

9.

Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

10

Болконский слишком поздно осознал, как дорога ему «маленькая княжна».

10.

Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

10

Раскольникова и Сонечка Мармеладова.

II

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Чистый понедельник»

II

Тема любви в бунинской прозе.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *