Кто такие сеньоры и вассалы – Сеньоры и вассалы Средник веков

что такое вассальные отношения и что входило в обязанности вассалов и сеньоров

Слово «вассал» имеет два значения. Одно из них переносное, означающее «человек или государство, зависимые от другого, не имеющие своей воли, а вынужденные подчиняться кому-то». Именно это имеется в виду, когда говорят «вассал империализма» или «верные вассалы США». Прямое же значение относится к сложной системе феодальных отношений.

Слову этому уже больше тысячи лет. Оно пишется одинаково в английском и французском языках, а произошло оно от кельтского «gwa sawl» – служащий. В отличие от современного переносного значения, являющегося синонимом слова «раб», вассалами в Средневековье были только свободные люди, но при этом находящиеся в подчинении у своих сеньоров или, иначе, сюзеренов – покровителей вассалов. Система феодальной иерархии была довольно сложная и имела свои особенности в разных странах.

Зарождение вассалитета

В 847 году внук Карла Великого, вошедший в историю под именем Карла Лысого, издал «Мерсенский капитулярий», в котором предписывалось, что каждый крестьянин должен найти себе сеньора. С этого времени и началась эпоха феодализма, растянувшаяся почти на тысячелетие.

Возникла она, конечно, не на пустом месте, а складывалась еще со времен поздней Римской империи, где наряду с рабами уже были колоны, имевшие личную свободу, но обязанные нести определенные повинности.

После падения Рима в Галлии правила династия Меровингов, которая тоже пришла к упадку к началу VIII века. В это время Европе угрожало арабское завоевание. Справиться с этой угрозой смог Карл Мартелл.

Важно! Мартелл означает «Молот». Он получил это прозвище после кровопролитной битвы при Пуатье в 732 году, которая закончилась разгромом арабов.

Карл Мартелл остро нуждался в преданных слугах. Выход он нашел в системе бенефициев. Отсюда происходит еще одно современное слово «бенефициар», то есть «получатель выгоды». Карл Мартелл давал за заслуги и личную преданность бенефиций, то есть земельный надел вассала.

В отличие от феода его нельзя было передать по наследству. После смерти владельца он переходил королю, который передавал его следующему достойному рыцарю. Так начал складываться институт дворянства.

При его внуке Карле Великом, основателе новой династии Каролингов и первом императоре Священной Римской Империи, бенефиций мог уже достаться и наследнику при условии личной преданности. Наконец, при Карле Лысом все стали чьими-то вассалами, включая самого короля, который подчинялся Папе Римскому, а тот, в свою очередь, – самому Богу. Так было завершено построение феодальной иерархии.

«Вассал моего вассала – не мой вассал»

Наверное, каждый хоть раз слышал эту фразу, но далеко не все понимают ее значение. Она отражает особенности системы управления обществом в период раннего Средневековья.

В это время существовала жесткая иерархическая система, построенная на личной преданности. А поскольку у одного слуги может быть только один хозяин, то и возникло это правило, просуществовавшее до времен абсолютной монархии.

Согласно ему крестьянин подчинялся своему сеньору, но не подчинялся сеньору сеньора, сеньору сеньора сеньора и т.д., даже самому королю. Правило это действовало в континентальной Европе, кроме Англии, и имело своим последствием феодальную раздробленность, поскольку предоставляло сеньору править своим феодом единолично, исполняя лишь обязанности перед вышестоящим сеньором.

Взаимные обязанности вассалов и сеньоров

Верховный сюзерен, которым являлся обычно король, жаловал земельный надел (называвшийся в разных странах феод, лен, фьеф или фи) своим вассалам – герцогам и графам. Они уже давали феоды своим подчиненным – баронам, а те раздавали ее рыцарям. Как видим, вассальные связи это довольно стройная система.

Сюзерен был обязан защищать своих вассалов от нападения других сеньоров и преследования церкви, предоставлять земельный надел, который он не мог отобрать при надлежащем исполнении ими своих обязанностей.

Кроме того, покровитель вассала был обязан давать сыновьям своих подчиненных (кроме крестьян) рыцарское воспитание и помогать выкупиться, если они попадали в плен.

Вассалы были обязаны служить воинами сорок дней в году, выкупать сеньора из плена, помогать деньгами при женитьбе сюзерена или при посвящении его детей в рыцари, а также участвовать при судебных решениях. Герцоги и графы могли вершить суд в своих владениях без оглядки на короля и даже печатать свои собственные монеты.

Вступление в отношения вассала и сюзерена оформлялись особым ритуалом, называвшимся коммендацией, а в более поздние времена – оммажем.

Первая церемония вступления в отношения вассалитета относится к VII веку и произошла во Франции, хотя такой обряд, несомненно, был и раньше. Оммаж, или гоминиум, сопровождался фуа – клятвой верности.

Для совершения обряда будущий вассал опускался на одно колено с непокрытой головой и вкладывал свои руки в руки сеньора, объявлял, что отныне он является человеком сеньора, после чего тот передавал ему оружие и перчатку, целовал его в губы и помогал подняться.

С этого момента его подчиненный становился владельцем лена, был обязан нести военную службу, не иметь злых помыслов против сеньора и его владений, а также свято хранить его тайны.

Важно! В военное время практиковался усиленный гоминиум, когда вассал был обязан нести военную службу до окончания войны, а в мирное – обычный, при котором срок ежегодной службы ограничивался 40 днями.

Вассалитет в странах Востока

Феодальные отношения были распространены не только в Европе. В Средней Азии институт вассалитета сложился позже, чем в европейских странах, начиная со времен первых крестовых походов.

Земельный надел здесь назывался икта. В силу большей централизации власти в странах Востока самостоятельность подданных в своих владениях была более ограниченной. Окончательно в Средней Азии вассалитет сложился ко времени завоевания монголами, которые его также переняли.

В Японии вассальные отношения возникли в начале второго тысячелетия. Императору подчинялись князья – даймё, а им подчинялись самураи, которые были обязаны нести военную службу. Самураи могли быть и безземельными. В этом отличие японского феодализма от европейского, где рыцарю полагалась земля вассала.

Постепенно эта стройная система вассалитета разрушалась сначала под влиянием абсолютизма, а потом из-за возникновения капиталистических отношений. Хотя в отдельных странах система вассальных отношений существует и поныне. Википедия приводит полный список таких государств, и каждый, кто интересуется этой темой, может ознакомиться с ним.

Полезное видео

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

znaniya.guru

Что такое вассал? Кем они были и как жили? :: SYL.ru

Что такое вассал или кто? Как они появились и какими правами обладали? История этого вопроса уходит своими корнями глубоко в века. Разберемся во всем по порядку.

История появления вассалов

Еще задолго до Средневековья, в европейских странах и Азии, стали появляться особые взаимоотношения между людьми состоятельными и не очень. Почти любому сеньору или господину, который имел богатства, земли, и поместья, можно было дать присягу и стать его подданным. Также были вассалы короля.

Что означало это слово? По сути, это был слуга. Человек, который становился вассалом богатого сеньора, должен был ему прислуживать. У него обязательно появлялись какие-то обязанности, он должен был сопровождать господина в сражениях, поездках и боях. Если господину угрожала опасность, вассал обязан был прикрыть его, а если нужно, даже умереть за него.

Между подданными и их сеньорами складывалась особая форма доверительных, дружеских отношений, при которых господин всячески покровительствовал своему слуге. И если было нужно, оказывал какую-либо услугу или помощь.

Посвящение в вассалы или церемония Оммаж

Чтобы стать вассалом, нужно было пройти специальный обряд посвящения. Как он происходил?

Воин, или любой другой человек, желающий получить статус вассала, должен был прийти к господину с непокрытой головой, оставив все оружие дома. Он вставал на колени, вкладывал свою руку в руки сеньора и изъявлял свое желание вступить на службу к нему. После этого, если господин был согласен принять этого человека в вассалы, то он поднимал его с колен и целовал в губы.

Далее будущий слуга должен был дать клятву верности (Оммаж) или обязательство на Евангелии. Он обещал преданно нести службу, защищать господина, всегда быть у него на подхвате.

С вопросом, что такое «вассал», разобрались. Теперь, поговорим о правах и обязанностях сторон.

Права вассала

Наряду с обязанностями у человека, давшего присягу господину, появлялись разного рода привилегии и права.

Во-первых, вассал мог получить от господина поместье в личное пользование. Это было своего рода вознаграждением за верность. Поместье не переходило в собственность слуги, а оставалось во владении хозяина.

Во-вторых, вассал имел право передать в наследство свои титулы и статусы своим сыновьям. Вручить в собственность поместье своим детям он не мог, но мог отдать право пользования. Для осуществления этого процесса дети вассала должны были дать присягу господину, в собственности которого было поместье. И право это было пожизненным, для конкретного человека.

В-третьих, слуга мог рассчитывать на определенную материальную поддержку господина. Также, в случае несогласия с сеньором, вассалы имели право восстать против него.

Обязанности

Что такое вассал обязывался делать? После получения в пользование поместья, слуга обещал заботиться о нем, своевременно ремонтировать. Нельзя ему было сокращать площадь поместья. Нужно было защищать от воров и бережно относиться к имуществу господина, не претендовать на то, что слуге не полагается.

Сеньоры и вассалы должны были проявлять взаимное уважение, не оскорблять и не покушаться на жизнь друг друга.

Одно время подданные должны были скидываться деньгами на каждое день рождения дочери господина. Конечно же, было много несогласных, ведь у разных господ были разные запросы в финансовом и материальном плане. Одни довольствовались небольшими суммами, другие требовали с вассалов больших денег, которые были не у всех. Со временем подданные отстояли свое право скидываться для дочерей господ лишь единожды.

Вассал имел право отвергнуть сеньора и порвать с ним договор, если тот соблазнил его дочь или, например, жену. В этом случае поместье все равно оставалось в пользовании слуги.

Права господина

Теперь, поговорим о правах господствующей стороны. Когда сеньор принимал на службу нового вассала, он имел право на получение от него платы за свое размещение, и за то, что тот получит во владение поместье.

Иногда, вместо жилья, в пользование передавался другой феод, какая-то иная недвижимость или имущество. Согласно обычаю, вассал отдавал за это золото, копье, перчатки. Иногда сеньор требовал коня или определенную денежную сумму. Порой она была равна годовому доходу несчастного подданного.

При заключении договора между слугой и сеньором оговаривался такой пункт, как «помощь в четырех случаях». Иногда этих причин могло было быть больше.

Что такое вассал должен был делать? А вот что. Если у господина были какие-либо долги или большие расходы, он имел право собрать столько денег, сколько ему было нужно со всех своих вассалов. Если вдруг дочь сеньора выходила замуж, часть денежных средств или полная сумма, опять же собиралась с подданных. Если сын господина проходил посвящение в рыцари, вновь можно было просить слуг об оплате расходов.

Когда сеньор ехал куда-то со своими рыцарями или семьей, он мог потребовать вассала предоставить помещение в своем поместье, питье и пищу для всех членов «команды».

Как обстоял вопрос наследования феода у женщин

С вассалами-мужчинами вопрос о наследстве рассмотрен выше. А как же обстояли дела, если звание и право пользования феодом унаследовала дочь или жена слуги?

До определенного времени представительницы прекрасного пола не могли давать присягу, становиться вассалами и получать во владение феод. Но время не стояло на месте, и постепенно женский пол получил такое право.

Женщина-вассал не могла выйти замуж без разрешения господина. В некоторых странах, даже был такой обычай, когда сеньор показывал двух или трех рыцарей, между которыми девушка должна была выбрать. И это была ее единственная возможность.

Если вассал был не согласен с господином, не исполнял его волю, происходило отречение от сеньора. Подданный терял земли и все свои права.

Если наследовал феод малолетний ребенок вассала, то сеньор брал над ним опекунство до 18 лет. В этом случае, после совершеннолетия, наследник обязан был присягнуть на службу к господину и продолжить работать на его благо.

www.syl.ru

кто такие Сеньоры и Вассалы помогите пожалуйста

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:2daoh6h»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Сеньоры и вассалы это феодалы, дворяне. Сеньор это главный. А вассал это тот, кто служит сеньору. Сеньор имеет много земли. Поэтому часть своих земель он отдает другим дворянам за то, что этот дворянин будет служить своему сеньору. Эти отношения имели структуру пирамиды. То есть, если вассал получал много земли, то он мог ее тоже раздать другим дворянам. И теперь уже он становился сеньором по отношению к своим вассалам. Эта служба имела два свойства: 1. Это была в основном военная служба, а не работа в качестве личного слуги. В случае войны вассал должен был прибыть в войско сеньора в полном вооружении за свой счет и на своем коне. А если у этого вассала были еще и свои вассалы, то он должен был приехать на войну со своим отрядом вассалов. 2. Эта служба была не просто пожизненной, а передавалась из поколение в поколение вместе с землей. Только так можно было передавать землю по наследству. Если вассал передавал свою землю по наследству своему сыну, то его сын становился таким же вассалом сеньора своего отца.

Тебе уже ответили.

touch.otvet.mail.ru

ВАССАЛ И СЮЗЕРЕН

а). ВАССАЛ (от лат. «слуга») – в средневековой Западной Европе: землевладелец-феодал, получивший от сюзерена феод, лично зависящий от него и обязанный нести определенные повинности, в первую очередь военную службу. Вассалы верховного сюзерена имели в свою очередь своих вассалов.


б). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») — в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).

в). ОБЯЗАННОСТИ ВАССАЛА

В 1020 г. епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, его чести, его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме соблюдения этих негативных условий, вассал обязан был верно служить своему господину советами; того же во всем обязывала взаимность.

В «ConsuetudinesFeudorum» (Свод ломбардского феодального права), которые складывались на протяжении XII-XIII веков, рассматриваются многочисленные примеры вероломства (felonia) рыцаря по отношению к сюзерену. Например: бросить сюзерена в бою; оставить его на поле боя живым и не тяжело раненным; оскорбить его действием; совершить прелюбодеяние или только попытаться склонить жену сеньора или его наложницу к прелюбодеянию; лишить чести или покуситься на честь дочери, внучки, невесты сына, сестры сеньора, если они были девицами, воспитывавшимися в его доме; наконец, сознательно выдать тайну сеньора.

г). ОТНОШЕНИЯ ВАССАЛА И СЮЗЕРЕНА

«Сеньор — человек, окруженный приближенными дружинниками, вассалами, служащими ему, поддерживающими его и выполняющими его повеления. Могущество знатного сеньора определяется численностью его подданных и верных ему людей. Без этого он не senior, не «старший», «высший», не повелитель и глава. Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель он не был бы в состоянии содержать свиту и кормить толпу прихлебателей. Рента, собираемая им со своих владений, дает ему возможность устраивать пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки — словом, жить на широкую ногу. Нормой считается поведение, заключающееся в том, что сеньор щедро, не считая, раздает и растрачивает богатство, не вникая, не превышают ли расходы поступления. Разницу между приходом и тратами можно покрыть дополнительными поборами с крестьян, вымогательствами, штрафами, грабежом, военной добычей. Расчетливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой. О его доходах заботятся бейлиф, управляющий, староста, его же дело — проедать и пропивать полученное, раздаривать и расточать имущество, и чем шире и с большей помпой он сумеет это сделать, тем громче будет его слава и выше общественное положение, тем большим уважением и престижем он будет пользоваться…

Отношения между сеньором и вассалом мыслятся поэтами как отношения взаимного служения, помощи и дружбы. «Служить», в их понимании, часто означало не «брать», а «давать», «тратить». В песнях старопровансальских поэтов постоянно встречается словосочетание «служить и дарить» или даже «служить и дарить что-либо из своего имущества». Рыцарские поэты не устают подчеркивать, что основа могущества господ состоит в их щедрости. «Неблагородно поступает тот, кто не служит, не дарит и не предоставляет, как разум нам повелевает» (Бертран Карбонель)…

Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником (possessor), а держателем (tenens), которому земля вручена вышестоящим господином на определенных условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землей фактически независимо, считалось, что он держит ее от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьефами»…

Вассал, вступая под покровительство сеньора, приносит ему присягу верности и клянется во всем ему помогать, защищать его от врагов, выполнять его приказания и нести порученную ему службу. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нем и не давать его в обиду. Обмен взаимными клятвами и обещаниями мог сопровождаться пожалованием лена, — за этот лен вассал должен был нести рыцарскую или иную «благородную» службу. Ленное пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования ее самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и доходов и т.д. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение лена было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Лен давал вассалу материальное обеспечение, необходимое для исполнения службы. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на свое содержание, с тем чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось прежде всего в установлении личной связи, отношений господства — подчинения, покровительства и службы…

Обмен подарками, участие в пирах, установление вассально-ленных отношений оформлялось ритуалом; наряду с обменом присягами совершались специальные процедуры, которые закрепляли создававшиеся личные связи и придавали им юридическую силу и нерушимость. Вассал становился на колени и вкладывал свои руки в руки сеньора. Это и буквально означало, что он «шел к нему в руки», делался его «человеком». При пожаловании лена сеньор вручал вассалу ветвь или другой предмет, символизировавший передачу владения. Глубокий символизм этих процедур нашел своеобразное выражение и в изобразительном искусстве.

На средневековых миниатюрах, иллюстрирующих сборники права, нередко встречаются изображения многоруких и двуликих людей. Но это не гротеск в привычном его значении. Рисунки такого рода имеют целью реальное воспроизведение действительных юридических актов: инвеституры, омажа, коммендации, вступления вассала в зависимость от сеньора. Художник отступает от действительности и пририсовывает человеческой фигуре лишние руки, для того чтобы в одном изображении воплотить весь юридический акт в его полноте. Сеньор, сидящий на стуле, держит в своих руках руки присягающего ему на верность вассала и одновременно указывает «дополнительной» рукой на землю, которую он вручает этому вассалу в качестве лена. Стремление изобразить сразу все существенные стороны этого акта вынуждает художника наделить фигуру сеньора лишними руками. На другом рисунке сеньор приобретает облик двуликого Януса: слева он держит в своих руках руки вассала, а справа вручает символ земельного владения другому человеку. Изображена передача сеньором лена, которым владеет один вассал, другому, без ведома первого. Двуличие сеньора выражено буквально: у него два лица и две пары рук. На таких рисунках совмещены акты, в действительности происходившие в разные моменты, своего рода «синхронная диахрония». Средневековый художник дает их симультанное изображение, подчеркивая тем самым их внутреннюю связь и символичность, которые были понятны его современникам.

Символическими процедурами сопровождались и передача лена по наследству, и возобновление присяги при смене сеньора (если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору), и даже расторжение вассального договора. Отношения феодальной верности были насквозь символизированы и ритуализованы — они имели от начала до конца знаковый характер и вне этих формул и процедур были немыслимы и не приобретали юридической силы. Социально значимыми отношения земельного пожалования и вассальной службы могли стать только в этой символической форме. Но тем самым эти социальные и политические институты делались также и фактами культуры. Культурный символизм, универсальная черта духовной жизни средневековья, вбирал в себя и эту сферу общественной действительности, придавая ей более высокий смысл и возводя социальные связи на уровень этических ценностей».

А.Я.Гуревич «Категории средневековой культуры» (выдержки).

yos.ru

У р о к 11. СЕНЬОРЫ И ВАССАЛЫ — Студопедия.Нет

 

Ключевые понятия и термины: устройство общества (общественное устройство), имущественное неравенство, зависимые крестьяне, сословие, теория трех сословий: молящиеся, воюющие, работающие; сеньор, вассал, условное землевладение, феодализм, феодальная лестница (феодальная иерархия), пэр, турнир, герольды, геральдика, герб, оруженосец, замок, донжон, кодекс рыцарской чести, куртуазность, трубадуры.

Текущий контроль. Для эффективной работы на этом уроке необходимо дополнить вопросы и задания, связанные с арабским миром, одним или двумя вопросами, направленными на активизацию ранее пройденного, например: как повлияли нападения арабов, венгров и норманнов на положение разных слоев европейского общества, как дружинников, так и простых земледельцев? Какие военные реформы проводились в странах Европы в VIII—X вв.? Как они влияли на положение тех, кто в результате их проведения становился профессиональным воином? А тех, кто был простым земледельцем?

План изучения нового материала: 1. Устройство общества в эпоху зрелого Средневековья. Сословия. 2. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. 3. Рыцарство на войне. 4. Рыцарство в мирной жизни. Рыцарская культура.

Комментарий. На первом уроке по периоду зрелого Средневековья есть возможность систематизировать знания, полученные в процессе изучения раннего Средневековья, посмотреть на все под углом складывания в это время нового устройства общества. Именно осознание самими людьми Средневековья справедливости и богоустановленности существующего устройства общества делало это общество устойчивым, способным отвечать на вызовы времени. Представления людей о взаимозависимости и полезности всех сословий напрямую влияли на возможность поддержания стабильности в обществе и государстве. Разумеется, теория трех сословий была не единственной схемой, объясняющей и оправдывающей существующее общественное устройство. Представлений о том, на какие части делится общество, существовало великое множество: его могли разбивать и на 2 части, и на 28 частей, выделяя, например, как отдельные части крестьян покорных и крестьян мятежных. Однако за «лесом» корпораций и общностей, реально влиявших на каждодневную жизнь, люди Средневековья выделяли по функциональному признаку три «больших» сословия. Теория трех сословий не была чисто ученой, умозрительной конструкцией, она получила довольно широкое распространение, оказала влияние на формирование важных аспектов самоидентификации многих людей (при всей ситуативности и иерархичности средневекового самосознания, никогда не ограничивавшегося только одним сословным уровнем). Отметим, что понятие «сословие» не раз потребуется учащимся в последующих курсах истории зарубежных стран и России.

Деление общества на несколько сословий сочеталось с очень прочными семейно-родовыми связями, а также с делением на множество прочих общностей и корпораций, которые частично рассматриваются в разных главах учебника: крестьянская община, цех, гильдия, церковный приход, монашеский орден, религиозное братство. Своего рода общеевропейской корпорацией было и рыцарство, и нередко рыцари разных стран, даже сражаясь друг с другом, воспринимали друг друга как «своих», в то время как горожан и крестьян как «чужих». Вообще средневековая Европа потому и была единым «христианским миром», что поверх этнических и государственных границ простиралось не только религиозное, но и сословное самосознание, как раз для рыцарства наиболее очевидное. Сложившаяся социальная структура, сверху донизу пронизанная разнообразными вертикальными и горизонтальными связями, обеспечила обществу определенную стабильность. Не последнюю роль в этом играла церковь, освятившая сословную структуру своим авторитетом. Это и представление о том, что сам Бог разделил общество на сословия, и положение духовенства как первого, высшего сословия, и возраставший контроль церкви над рыцарством, проявившийся, в частности, в сакрализации обрядов посвящения, в развитии представлений об обязанности рыцарства защищать церковь и силой своего оружия бороться с ее врагами.

Особого внимания заслуживает вопрос о самооценке рыцарства и о развитии в его среде личностного начала и представлений о свободе. В рамках своей ступеньки «феодальной лестницы» рыцарь был свободен, как никто другой в средневековом обществе, ведь даже король не мог лишить его феода, если он выполнял свои обязанности. В вассальных связях внутри сословия воюющих рождались и крепли европейские представления о свободе, и не случайно рыцарство считается неотъемлемой частью западной цивилизации.

1. Текущий контроль в достаточной степени подготавливает учащихся к освоению материала о новом устройстве общества. Учителю важно свести отдельные наблюдения и выводы учеников в общую картину. Учитель может спросить: на какие основные части вы бы на месте людей Средневековья разделили общество, исходя из выполняемых ими задач? При необходимости используя наводящие вопросы, учитель подводит учеников к понятию «сословие» и к трехчастной структуре общества, а затем предлагает решить, опять же исходя из представлений средневекового человека, какое из сословий и почему должно считаться первым, какое — вторым, какое — третьим. Отметив, что сословия уподоблялись отдельным членам человеческого тела, и обратив внимание учеников на низшее, подчиненное положение третьего сословия, учитель предлагает вспомнить, как относились к физическому труду и к тем, кто им занимался, в Древнем Риме, и определить, в чем различие. Желательно, чтобы школьники сами пришли к выводу о том, что более высокая, чем в древности, оценка физического труда очень важное условие развития экономики и общества. Это не исключает случаев крайнего пренебрежения, даже презрения, с которым рыцари относились к представителям третьего сословия, особенно к крестьянам. Показательны в этом отношении строки стихотворения (в переводе В. И. Дынник) утонченного трубадура, певца рыцарства и его военных доблестей Бертрана де Борна (ок. 1140 — ок. 1215).Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, необогретым!

Пусть мне милая солжет,

Ежели солгал я в этом!

 

Но если учитель сочтет целесообразным ознакомить учащихся с таким отношением к крестьянству, то он обязательно должен оговорить, что в целом это отношение ни в коем случае не преобладало. В этой связи уместно задать детям вопрос: могло ли общество оставаться устойчивым при господстве подобных настроений? Обсуждая его, следует подчеркнуть, что Средневековье в целом культивировало «отеческое» отношение сеньора к своим крестьянам, а там, где верх брало желание сеньоров содрать с крестьян побольше, невзирая на их разорение и на местные традиции, крестьяне разными способами боролись за свою свободу.

2. Переходя к сословию воюющих (и отметив попутно, что кое-какими сведениями о сословии молящихся дети уже располагают из § 2, а о сословии работающих речь пойдет на следующем уроке), учитель с помощью вопросов актуализирует знания, полученные ранее: что такое феод и чем он отличается от бенефиция? Кто такие феодалы? Что такое феодальная раздробленность и почему она наступила? Отношения внутри сословия воюющих (вассальные связи) и пресловутая «феодальная лестница» характеризуются учениками (при необходимости с помощью наводящих вопросов учителя), исходя из определения феода. Детям будет легче запомнить ступеньки феодальной иерархии, если они изобразят их графически, выполнив задание 3 к § 10 рабочей тетради; при этом важно отметить, во-первых, что изображать в рамках той же схемы крестьян, хотя бы и с пояснением, что они не входили в «феодальную лестницу», кажется нам логически и методически неверным; во-вторых, между баронами и рыцарями, как правило, существовала еще ступенька сеньоров, владевших замками (во Франции их называли шателенами), которые пользовались большим влиянием. Определив характер отношений между сеньором и вассалом, учитель задает вопрос: как обычно складывались эти отношения на практике? Ответ ученики готовят в ходе работы с источником. При желании учитель может дополнить эту работу еще одним, по-своему не менее выразительным источником, текст которого раздается ученикам.

 

Послание рыцаря

Жана де Валленкура графу Эно

(область Нидерландов, граничившая с Францией)

(написано в 1340 г., во время Столетней войны, и содержит официальный отказ от оммажа своему сеньору)

Я, Жан, сир де Валленкур, ставлю вас в известность, что, хотя я держу от вас донжон в Валленкуре, а также четыре владения в Мурмэ, я вынужден вторгнуться в ваш край вместе с королем Франции и другими сеньорами, при коих я состою. И поскольку я ни за что не сделал бы этого до тех пор, пока считался бы вашим вассалом, мне велено из уст самого короля, чтобы я отказался от оммажа [вассальной клятвы], принесенного вам. Вы знаете, что все мои самые ценные владения расположены в королевстве Французском, а посему, дражайший сир, я отказываюсь от оммажа, принесенного вам…

 

Документ выразительно иллюстрирует весьма распространенную ситуацию, когда вассал держит феоды от двух враждующих друг с другом сеньоров. Заметим, что решение Жана де Валленкура по-своему весьма достойно; альтернативный вариант — пытаться сохранить оба феода, не оказывая помощи ни одному из сеньоров под предлогом их вражды друг с другом. Детям можно задать вопрос: по какой причине вассал принял решение отказаться от феода графа Эно, но сохранить феоды от короля Франции?

3. Такие сюжеты, как геральдика, замки, воспитание рыцаря, кодекс рыцарской чести, относятся к жизни рыцарей и в военное, и в мирное время. Начать беседу лучше всего с объяснения понятия «рыцарь», которое не случайно в разных языках означает «всадник» (франц. «шевалье», исп. «кабальеро» и т. д.). Можно на предыдущем уроке предложить кому-нибудь из мальчиков подготовить материал о вооружении и боевой тактике рыцарей и обсудить подготовленное сообщение. При этом дети могут следить за рассказом, имея перед глазами иллюстративный ряд учебника и рабочей тетради (задание 4 к § 10).

4. Тема геральдики осваивается дома в ходе самостоятельной работы с использованием материалов учебника и рабочей тетради (задание 7 к § 10), при этом желательно придать конкурсу гербов максимум торжественности, создать атмосферу праздника.

О том, как был устроен средневековый замок, ученики узнают на уроке в ходе работы с его планом (задание 5 к § 10 рабочей тетради). Вопрос о воспитании рыцарей обычно вызывает у детей интерес. Если позволяет время, можно предложить ученикам составить рассказ от имени пажа или оруженосца. Важнее уделить хотя бы несколько минут рассказу о рыцарской культуре, тесно связанной с очень высокой самооценкой рыцаря. В то же время повышенный интерес у детей вызывает беседа о культе прекрасной дамы (можно заранее поручить одной из девочек подготовить рассказ об этом ракурсе рыцарской культуры, в частности поэзии трубадуров). При этом желательно отметить, что именно рыцарство впервые столь высоко оценило женщину, сделав ее объектом настоящего поклонения. Лучшие поэты-трубадуры посвящали женщинам гениальные стихи.

Работа с источником. Послание Одона II (правильнее Эдда II, Одон — немного устаревший латинизированный вариант), графа Блуа и Шартра, королю Франции Роберту II, сыну и преемнику Гуго Капета, является хрестоматийно известным документом. Следует иметь в виду, что Одон не просто один из многих королевских вассалов, он один из самых могущественных среди них; достаточно сказать, что как раз в это время он пытался оспорить права на наследование Бургундии у германского императора Конрада II. Разными способами он подчинил себе ряд территорий, примыкавших к домену первых Капетингов. Эд был убежден, что если он даже захватит силой феод кого-нибудь из королевских вассалов, но при этом будет выполнять за него необходимую службу, то у короля не возникнет никаких оснований для недовольства. Понятно, что мириться с такой политикой значило для короля согласиться с дальнейшим ослаблением своей власти и в перспективе с ее полной утратой.

В этой связи можно предложить детям вспомнить, сколько времени прошло с того момента, когда знать избрала Гуго Капета королем (всего 36 лет), а заодно напомнить, что во Франции не была забыта практика низложения короля. Согласно логике графа, раз он благороден, унаследовал феод от отца и служил королю при дворе и в войске, то никакие другие его действия (даже если объективно они очевидно направлены против короля) не могут служить основанием для лишения феода. В подлиннике присутствует еще и любопытная (и, видимо, осознанная) игра слов: слово «честь» обозначало в то время также группу больших феодов, и слова «предпочту умереть на своем феоде, нежели жить без феода» означают одновременно «предпочту умереть за свою честь, нежели жить без нее».

На обсуждение этого круга проблем и нацелены вопросы, приведенные в учебнике. Формально граф считает себя совершенно правым (не исключено, что таковым и является), но в более широком смысле предполагалось, что вассал в целом не должен действовать во вред сеньору, и в этом отношении Одон, видимо, не был кристально чист перед своим сеньором. У короля, конечно же, не было никаких шансов лишить его феода.

Работа с иллюстрациями. В основном иллюстрации к уроку сосредоточены вокруг рыцарства и рыцарской культуры, но отдельного внимания заслуживает изображение на с. 97, прекрасно иллюстрирующее теорию трех сословий (вопрос к нему есть в учебнике). Учитель, закрепляя понятия «сеньор» и «вассал», при работе с иллюстрациями на с. 98 и 99, может задать вопрос: по каким признакам мы определяем, где изображен сеньор, а где вассал? При работе с планом рыцарского замка важно, чтобы ученики сами проследили по изображению, что врагам, напавшим на замок, придется преодолеть несколько рубежей обороны. Иллюстрации на с. 99, 101, 102 дают богатый материал по геральдике и могут быть использованы при работе над заданием 9 к § 10 рабочей тетради. Наконец, разбирая понятие «куртуазность», можно предложить детям найти в учебнике изображение, которое иллюстрирует это понятие (с. 105, тканый ковер «Предложение сердца»).

 

studopedia.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *