Франки приняли христианство по примеру короля – Урок 2: Франки и христианство

Урок 2: Франки и христианство

План урока:

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Духовенство и миряне

Иерархическая структура церкви

Возникновение папской области

 

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:

  • они имели равные права;
  • были освобождены от налогов;
  • носили оружие и несли службу в ополчении королевства;
  • споры и преступления решали по законам «Салической правды».

Свод законов, составленных Хлодвигом, на основе племенных традиций франков получил название «Салическая правда». Эти законы были призваны поддерживать власть короля. Суд по «Салической правде» осуществлялся на территории всего государства.

Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.

Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:

  1. Церковь поддерживала авторитет королей среди подчиненных;
  2. Во владении церкви находилось большое количество земель и доходов;
  3. При помощи христианской религии можно было направлять жителей на противостояние врагам, внушать смирение и подчинение;
  4. Вера в единого Бога Христа объединяла людей;
  5. Христианская церковь в средние века оказывала колоссальное влияние на людей.

Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.

Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.

Крещение Хлодвига (Источник)

Какой религии придерживались франки ранее? Они поклонялись идолам, множественным богам, то есть были язычниками. После того, как франки приняли христианство, они стали верить в одного бога — Иисуса Христа.

Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.

Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.

После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.

Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.

Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.

ВЫВОД

Значение принятия христианства Хлодвигом:

  • укрепление авторитета Хлодвига среди местных жителей;
  • политика Хлодвига поддерживается христианской церковью;
  • развитие римской культуры и ее распространение среди франков;
  • усиление влияния церкви на захваченных франками землях.

 

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев — духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

 

Иерархическая структура церкви

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Понятие «церковь» имеет несколько значений.

  1. Церковь – это религиозная организация, а также объединение последователей религии на основе общности вероучения;
  2. Церковь – здание для совершения богослужения.

Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.

 

Папа Римский — глава христианской церкви

Во времена раннего христианства ко всем епископам обращались — «папа», демонстрируя особое уважение. Постепенно такое обращение сохранилось и могло быть адресовано только Римскому епископу. Представители церкви утверждали, что первым Папой Римским стал апостол Петр – ученик самого Иисуса Христа. Соответственно, все Римские Папы называли себя приемниками Петра, наместниками Христа на земле. Считалось, что власть Папе Римскому дарована Богом и требует беспрекословного подчинения.


Папа Римский (Источник)

Епископы – управляющие церковными областями

Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.

Аббаты – наместники монастырей

Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.

 

Священники и монахи

В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.

Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.

Отдельные христиане, стремившиеся полностью отдать себя служению Богу составляли черное духовенство. Свое название они получили благодаря рясам — темным одеждам монахов в Средневековье. Они старались уединиться и отречься от мирской жизни. Таких верующих стали называть монахами, что в переводе с греческого означает «одинокий».

Монах, давший обет, должен был:

  • полностью отказаться от своего имущества;
  • отречься от семьи;
  • посвятить свою жизнь молитвам;
  • жить в бедности и трудиться;
  • выполнять все повеления настоятеля — аббата.

Почему человек принимал решение стать монахом?

В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.

Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.

Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.


Схема монастыря (Источник)

Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.


Монах переписывает рукопись (Источник)

Средневековые книги внешне напоминали современные, но имели гораздо больший размер. Книги писались на пергаменте, листы которого были сложены и переплетены. Создание одной книги — кропотливый и долговременный труд нескольких монахов. Один человек занимался написанием текста каллиграфией при помощи птичьих перьев; второй – расписывал заглавные буквы красной строки; другие – украшали страницы витиеватым орнаментом. Ценность средневековой рукописной книги была очень высока, она считалась дорогим преподношением, достойным королей и знатных персон. Главной книгой, которую необходимо было изучить всем верующим, была Библия.

Средневековая Библия (Источник)

При монастырях организовывали соборные образовательные учреждения, преподавание в которых велось на латинском языке. Школьное обучение в средние века строилось на освоении «семи свободных искусств»:

Богословие называли «царицей наук». Его можно было начинать изучать только после прохождения обеих ступеней образования.

Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.

ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.

 

Возникновение папской области

Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.

Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.


Пипин Короткий (Источник)

ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.

 

100urokov.ru

Принятие христианства германскими племенами.

Франки приняли христианство в эпоху Меровингов, что стало результатом в 486 году франкского вторжения на территорию Северной Галлии и развития государства именуемого Франкским, на верху которого был поставлен вождь салических франков, выходец из рода Меровея по имени Хлодвиг. Это и есть основатель королевства франков. Существовало три королевства на территории Германии (бургундское, вестготское и франкское), сильнейшее – королевство франков. В VI веке франкскими королями окончено было присвоение Аквитании и Бургундии, соответственно, им удалось овладеть всей Галлией – низовья Рейна, Гаронны, Севен и Прованс.
На степень прочности власти германских племен, обосновавшихся в Галлии, непосредственное влияние имела их способность к не полному растворению в массе римского населения, объединению его с новыми подданными с целью образования единой культурно-этнической группы. К успешному решению данной задачи пришли франки, а неудача была на стороне вестготов и бургундов. Причина заключалась не только в разнице устойчивости и действенности общинного уклада, еще и в том, что были различны религиозные взгляды их королей.

В процессе расселения на римских землях, германское население принимало христианство, что способствовало приобщению их к наследственности античной цивилизации. Однако в период принятия христианства германскими племенами, когда в христианстве царил раскол: большинством старо римского социума исповедовалась католическая церковь, признанная ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинством – арианская вера, осужденная как ересь. Вестготами и бургундами принято христианство было раньше в форме арианства. А вот франки, представителем которых король Хлодвиг и его супруга, приехали в Галлию позже, для принятия христианства в качестве католичества, это способствовало обеспечению им поддержки церкви римов против общества бургундов и готов к бою за властвование в Галлии.
Крещение франков нельзя назвать простым и быстрым процессом. Хлодвига на протяжении длительного периода времени не удавалось убедить отречься от богов собственных предков, а его обращение в иную веру яркое доказательство наличия истинных мотивов, которыми и руководствовались варварские правители, становясь христианами. Королева непрестанно увещевала Хлодвига о важности признания истинного бога и отказа от языческих идолов.

К этой вере ничто не способно было склонить вождя пока, наконец, однажды, во времена войны с алеманами, он вынуждено согласился с тем, что ранее яро отвергал. Хлодвиг за свое обращение потребовал от Христа незамедлительной победы в битве: варварских королей главным образом побуждали политические мотивы и практические соображения и не отнюдь не высокие духовные устремления принимать крещение. Конкуренты Хлодвига вестготы, придерживались арианства, и в отличие от них Хлодвиг теперь рассчитывал на поддержку римского населения, которое ранее находилось в подчинении вестготов.
Переход к христианству в основном совершался в городах, а самим процессом были охвачены широкие слои населения. Во времена правления Хлодвига, в главных городах появились епископы, а если они отсутствовали, то причиной этому был упадок города, который вынужденно сливался с соседним. Епископы, которые базировались в зонах провинций, высказывали требования, касающиеся их предпочтительности метрополией перед иными коллегами. Так была установлена церковная иерархия, поддерживаемая императорской властью, копировавшая порядки гражданской иерархии. Связи между ними установлены были самые тесные: обычно епископов подбирали из сенаторских семей.

www.istmira.com

Христианская церковь и франкское королевство (VI—VIII вв.)

Хлодвиг с дружиной, а вслед за ними и остальные франки приняли христианство. Щедро раздавая церкви земли и ценности, король заручился ее поддержкой и еще больше упрочил свою власть.

Принятие христианства сопровождалось введением латинской письменности. Церковь строила храмы, открывала школы, сохраняла наследие античной науки. Почти в каждой деревне был возведен храм, где священник вел богослужение и наставлял верующих, как вести себя в земной жизни.

Служители церкви составляли особый слой — духовенство. В больших областях церковными делами ведали епископы и архиепископы. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял епископ Рима — папа римский, считавшийся преемником апостола Петра, ближайшего ученика Христа, владеющего, согласно христианскому учению, ключами от рая.
Христиане, уединявшиеся для молитвы и служения Богу в лесах и пустошах, назывались монахами (от греч. — одинокий). Позднее монахи стали жить общинами в монастырях. Настоятелями (руководителями) крупных монастырей были аббаты (от греч. — отец). Эти монастыри назывались аббатствами. Монахи давали обет (обещюие) отказаться от личного имущества, во всем подчиняться аббату. Они молились 7 раз в сутки, а остальное время трудились, обеспечивая себя пищей и одеждой.

Около 250 монастырей — мужских и женских — существовало в королевстве франков. Монахи и монашенки брали на себя заботы о больных, сиротах и бедняках. На территории монастыря, как правило, располагались больница, пристанище для странников, библиотека, школа, место для раздачи милостыни.

Люди верили, что за стеной, отделяющей монастырь от внешнего мира, монахи силой молитвы искупают их грехи и зло этого мира. Часто верующие завещали монастырям свое имущество, чтобы монахи молились за спасение их души. Со временем у монастырей появились обширные земельные владения, в зависимость от них попадали целые деревни.

Перед смертью Хлодвиг разделил свое королевство между четырьмя сыновьями. Ссоры, распри и войны между его потомками вели к тому, что рядовые свободные франки все больше беднели: вернувшись из очередного похода, они находили свои земли разоренными и запустевшими. Обращаясь к богатому покровителю за помощью и защитой, они вынуждены были взамен передавать ему свой земельный надел, превращаясь в зависимых крестьян. Зависимый крестьянин мог вести хозяйство ‘на своем прежнем наделе, но за пользование им работал на поле господина и отдавал ему часть урожая, все больше сближаясь по своему положению с рабами и колонами.

Из-за непрекращавшихся усобиц короли все меньше внимания уделяли государственным делам (последних Меровингов в народе даже прозвали «ленивыми королями»). Власть постепенно переходила в руки управляющих королевским двором — майордомов. Они по своей воле возводили на престол королей и свергали их. Одному из майордомов — Карлу Мартеллу (Молоту) удалось объединить под своей властью все .королевство франков.

В 732 г. Карл Мартелл в битве у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам, завоевавшим к тому времени Пиренейский полуостров. Продвижение арабов в Европу было остановлено. Большую роль в этой победе сыграло созданное Мартел-, лом войско -. тяжеловооруженная конница. За несение службы воину выделялось земельное владение, впоследствии ставшее наследственным, — феод. Владельцы феодов назывались феодалами.

В 751 г. сын Карла Мартелла Пипин, прозванный Коротким за малый рост, при поддержке папы римского был провозглашен на собрании франкской знати в Суассоне королем.

Свергнутого короля династии Меровингов вместе с сыном заточили в монастырь.

Пипин, в свою очередь, оказал услугу папе римскому, которому .угрожали лангобарды (германское племя, в VI в. вытеснившее из Италии остготов). Пипин разбил в сражении лангобардов и передал под власть папы римского Рим и Равенну с прилегающей областью. Так в Средней Италии образовалось особое государство пап — Папская область, — просуществовавшее более тысячи лет (до 1870 г.).

www.examen.ru

Крещение Хлодвига – обращение в христианство или умный расчет?


«Украшаются разноцветными тканями улицы, обряжаются белыми завесами церкви, приготовляется баптистерий, разливаются благовония, возжигаются благоухающие свечи, весь храм с баптистерием наполняются божественными запахами… Король просил первосвященника окрестить его первым… Из войска же его крестилось больше трех тысяч».  Так описывал епископ Григорий Турский (вторая половина VI века) крещение короля Хлодвига в своем труде «История  франков» – главном историческом источнике по данной  теме.
Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра
Франкское государство Хлодвига В IV веке римляне подчинили германские племена франков, разрешив им расселиться на территории современной Бельгии с условием защиты границ Римской империи. Последующий тесный контакт с галло-римским населением привел к постепенной романизации франков. Отец Хлодвига, Хильдерик  I, был верным союзником римлян во время войн с другими германскими племенами. Франки делились на две группы – рипуарских, живших на востоке реки Маас, и салических, расселившихся у морского побережья. Из княжеских династий наиболее сильными являлись Меровинги, правившие у салических франков. Их легендарным родоначальником считается Меровей, то есть «рожденный морем». Третьим представителем династии был наш герой – Хлодвиг. Он родился около 466 года и в 481 г. после смерти отца стал вождем салических франков. К тому времени падение Западной Римской империи привело к тому, что за власть над Галлией, бывшей римской провинцией, протянувшейся от Рейна на севере до Пиренеев на юге, развернулась борьба между варварскими племенами, жившими на ее территории.
Хлодвиг переходит Луару, средневековый гобелен

Хлодвиг, разумеется, включился в эту борьбу, и первым делом в 486 году захватил Суассон и всю Северную Галлию вплоть до Луары, разбив последнего римского наместника этих территорий Сиагрия. Позже франки подчинили алеманнов на востоке, а в 507 году  победили вестготов в битве при Пуатье, захватив Аквитанию.

Таким образом, королевство франков уже в начале VI века занимало большую часть  Галлии, кроме Бретани, Бургундии и Септимании. Он же, Хлодвиг, сделал Париж  столицей своего королевства. Крещение Хлодвига

С целью укрепления власти, а также чтобы получить поддержку галло-римской аристократии и христианского духовенства, он принял христианство, крестившись вместе со своей военной дружиной в 496 году. Во всяком случае, так утверждает Григорий Турский.

Григорий Турский, скульптура 1853 г.
Впрочем, с датировкой крещения Хлодвига не все так просто. Поскольку хроники не упоминают конкретную дату, часть историков полагает, что король франков принял христианство не ранее 507 года. Согласно легенде, Хлодвиг смог победить алеманнов при Пуатье только благодаря свое жене, воззвавшей к  христианскому богу. Похоже, что Клотильда (Хлодехильда) сыграла важную роль в обращении мужа в ортодоксальное католичество, которое сама исповедовала. Церковь позже «отблагодарила» Клотильду канонизацией.
Святая Клотильда, гравюра XIX века

 «Тогда королева распорядилась тайно пригласить св. Ремигия, епископа Реймсского, и просила его внушить королю слово спасения. Священник, призвав короля, начал тайно внушать ему, чтобы уверовал в истинного Бога, творца неба и земли, и отверг идолов, которые ни ему, ни другим не могут принести пользы».

Григорий Турский «История франков» Почему крестился король франков? На месте церкви, в которой крестился король франков Хлодвиг, столетия спустя был построен кафедральный собор в Реймсе, где позже короновались монархи Франции. Крещение короля принесло ему ощутимые политические дивиденды: франкское государство при Хлодвиге получило признание не только галло-римской знати, но и папы Римского, а также императора Восточной Римской империи.
Кафедральный собор Реймса

Церковь, помогая укрепить власть и династию Меровингов, обретала сильного союзника в борьбе с арианством – ересью, которую исповедовали многие германские племена, обращенные из язычества в христианство. Таким образом, крещение Хлодвига стало обоюдовыгодным политическим актом.

О том, что Хлодвиг принял христианство ортодоксального католического образца, так сказать, по расчету, свидетельствуют его дела, никак не вписывающиеся в евангельскую благую весть о мире. Те же средневековые хроники сообщают об истреблении королем многих родственников, которые в будущем могли оспаривать престол у сыновей Хлодвига. 

Конечно, король варваров эпохи раннего Средневековья не был политическим стратегом в том смысле, которое мы сегодня вкладываем в это понятие. Тем не менее в его действиях прослеживаются те же человеческие «качества», которые сегодня можно наблюдать в сфере большой политики. Крещение Франции Однажды Шарль де Голль сказал следующее: «Я считаю, история Франции начинается с Хлодвига, избранного французским королем франками, от которых и произошло название этой страны». В сентябре 1996 года в Реймсе папа римский Иоанн Павел II и с ним около 200 тысяч человек собрались, чтобы отпраздновать 1500 лет со дня обращения Хлодвига, короля франков, в христианство. Нередко крещение Хлодвига называют крещением Франции. Правда, с подобным утверждением согласны далеко не все историки.
Крещение Хлодвига, алтарная роспись 1500 г.

Некоторые указывают на историческую неточность: во-первых, галло-римское население задолго до Хлодвига приняло христианство, во-вторых, Франция, скорее, родилась после распада империи Карла Великого в 843 году, когда французским королем провозгласили Карла Лысого. 





Как бы то ни было, но традиция продолжает связывать христианизацию Франции с королем Хлодвигом. О чем свидетельствуют многочисленные произведения искусства: средневековые миниатюры, витражи, более поздние гравюры, картины и скульптуры.  «История Средних веков», под ред. Колесницкого Н.Ф. «История Средних веков. Хрестоматия», Часть I «Хлодвиг, варвар-ортодокс», Минин С., ж-л «Дилетант», №2, 2015 г. «Крещение Хлодвига: тысяча пятьсот лет католицизма во Франции» Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

sundukistorii.blogspot.com

Ответы Mail.ru: Помогите пожалуйста решить!!!

Выберите номер одного правильного ответа

1. Падение Западной Римской империи произошло в:
1) 395 г. 2) 410 г. 3) 476 г. 4) 500 г.

2. Верденский раздел империи Карла Великого про¬изошел в:
1) 786 г. 2) 800 г. 3) 843 г. 4) 1066 г.

3. Нормандское завоевание Англии произошло в:
1)843 г, 2) 962 г. 3) 1066 г. 4) 1100 г.

4. Ранее других произошло событие:
1) возникновение франкского королевства
2) падение Западной Римской империи
3) начало правления Карла Великого
4) Верденский раздел

5. Позднее других произошло:
1) разделение Римской империи на Западную и Восточную
2) провозглашение империи Карла Великого
3) окончание правления короля Хлодвига
4) принятие франками христианства

6. Походы викингов происходили в течение …веков:
I) IV — VII 2) V — VIII 3) VI — X 4) IX — XI

7. Королевство франков возникло на территории:
1) Галлии 3) Британии 2) Италии 4) Северной Африки

8. В 486 г. франки разгромили в битве при Суассоне:
1)римлян 3) норманнов 2) венгров 4) арабов

9. Карл Великий совершил около 30 военных похо¬док против:
1) арабов 3) саксов 2) славян 4) франков

10. После падения Западной Римской империи племе¬на англов и саксов расселились на территории:
1) Пиренейского полуострова 2) Апеннинского полуострова
3) Британских островов 4) Галлии

11. Франки приняли христианство по примеру ко¬роля:
1) Хлодвига 3) Одоакра 2) Теодориха 4) Стилихона

12. Назначаемые королем управляющие отдельными частями государства назывались:
1) графами 3) феодалами 2) магнатами 4) бенефициями

13. Особый образ мыслей — учение, несогласное с положениями церкви, называется:
1) ересь 3) апокалипсис 2) канон 4) евангелие

14. Земельное владение, дававшееся при условии не¬нии военной службы и передаваемое по наследству называлось:
1) феод 3) майордом 2) домен 4)орден

15. Настоятель монастыря назывался:
1) монах 3) аббат 2)папа 4) патриарх

16. Империя Карла Великого распалась потому, что:
1) отсутствовали экономические связи между об¬ластями 2) франки приняли христианство
3) была завоевана норманнами 4) была завоевана арабами

17. Около 1000 года норманны оказались первыми ев¬ропейцами, достигшими берегов:
1) Африки 3) Южной Америки 2) Северной Америки 4) Китая и Индии

18. Причина успехов завоевательных походов викин¬гов:
1) использование наемного войска 2) экономическая отсталость завоеванных народов
3) наличие сильной королевской дружины 4) феодальная раздробленность европейских государств

19. Запись важнейших событий по годам в период Средневековья называлась:
1) рунами 3) миниатюрами 2) анналами 4) скрипториями

Установите правильную последовательность событий

20. События истории Франкского государства: ___1____2____3____
А. Верденский раздел
Б. Возникновение Франкского королевства
В. Падение Западной Римской империи

21. Империи в период раннего Средневековья: ___1____2____3____
А. Провозглашение империи Карла Великого
Б. Создание Священной Римской империи
В. Пиление Западной Римской империи

otvet.mail.ru

КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА

КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА

Хлодвиг

В год падения Западной Римской империи обширные территории в Галлии еще не имели одного хозяина. В свое время им станет правитель сильнейшего материкового европейского государства — Франции, получившей свое название от племени франков, которое именно в описываемый нами период выдвинулось в лидеры европейской политики. Объединителем франков, основателем нового государства стал Хлодвиг из рода Меровингов.

Франки делились на два племени: салические, или морские, и рипуарские, или речные. Салические франки проживали в конце V в. на территории современной Бельгии и северо-восточной Франции, рипуарские — по берегам Рейна (память о них сохранилась в виде названия германской области Франконии). Племенами управляли многочисленные конунги. Многие из них происходили из рода легендарного вождя Меровея, поэтому и назывались Меровингами. Одним из сильнейших Меровингов был Хильдерик, вождь салических франков. Вместе с римским полководцем Эгидием он в свое время отразил нашествие вестготов под Орлеаном, затем боролся уже с Эгидием за власть в северо-восточной Галлии. Судя по всему, на этой территории установилось некое двоевластие. Франкский конунг и командующий сильной римской армией не могли мирно поделить полномочия. Эти проблемы от своих отцов унаследовали сыновья: Сиагрий и Хлодвиг. Римлянин, в отличие от франка, не признавал власти сместившего последнего императора Одоакра и оставался представителем уже павшей империи в Галлии.

Хлодвиг, сын Хильдерика, родился в 466 г. А в 481 г. ему уже пришлось стать во главе салических франков. Он проявил себя как умный, энергичный и воинственный политик. Уже в 486 г. он сошелся с Сиагрием на поле боя. Это произошло под Суассоном. В результате ожесточенного сражения римляне были разбиты, Сиагрий бежал к вестготскому королю Алариху II, но по требованию Хлодвига был выдан, а затем казнен. К державе франков присоединилось междуречье Сены и Соммы. Хлодвиг перенес столицу в Суассон, тем самым сместив центр своего государства и обозначив дальнейшие приоритеты. С победой при Суассоне связана знаменитая легенда о чаше. В городе франки захватили имущество местной церкви, и епископ Реймсский в своем письме умолял короля вернуть ему хотя бы серебряную чашу. При разделе добычи Хлодвиг попросил своих воинов, чтобы вне жребия чашу отдали ему. Все согласились, но один воин разрубил сосуд со словами: «Получи только то, что положено тебе». Тогда Хлодвиг проглотил обиду и отослал епископу куски чаши, но через год на военном смотре он придрался к вооружению дерзкого солдата и собственноручно заколол его. Историки в этом эпизоде усматривают эволюцию королевской власти у франков. Мы же обратим внимание и на уважение, проявленное королем по отношению к католической церкви.

Переход франкского короля в католическую веру был мудрым политическим ходом. Таким образом Хлодвиг добился поддержки могущественной, богатой организации, идеологически обосновал необходимость борьбы против окружавших его арианских варварских королевств, завоевал симпатии галлоримского населения, недовольного «еретиками» готами. Впрочем, решение это он принял далеко не сразу. Большое влияние на него в этом смысле оказали христианка жена Клотильда и тот самый реймсский епископ Ремигий. По легенде, Клотильда настояла на том, чтобы крестили их первенца, но тот умер через несколько дней, и разгневанный на христианского бога Хлодвиг отказался креститься. Но как-то в ожесточенной стычке с алеманнами при Толбиаке (ныне Цульпих неподалеку от Кельна) король поклялся, что примет христианскую веру, если сумеет победить. Так и случилось — алеманны бежали, а Хлодвиг принял католическое вероисповедание. Торжественную клятву принять его Хлодвиг дал еще раз во время похода на Бордо, в городе Тур перед базиликой Св. Мартина. Пышная церемония состоялась на Рождество 498 г. в Реймсе, с королем в специально построенном баптистерии крестилось еще три тысячи франков. Незадолго до смерти в Орлеане он созвал первый общефранкский церковный собор.

Кроме алеманнов, Хлодвиг разбил тюрингов. Затем вмешался во внутренние дела бургундов, поддержав одного из претендентов в противовес дяде своей жены Гундобаду. Действия Хлодвига имели успех, хотя через некоторое время Гундобад все же возглавил Бургундское королевство, он вошел в союз с могущественным соседом. Мечтой Хлодвига был выход на юг, к Средиземному морю. Провозгласив борьбу с арианством, в 507 г. при Вуийе (близ Пуатье) он наголову разбил вестготов, Аларих погиб на поле сражения, а франкский король захватил Тулузу с королевской сокровищницей, оккупировал Аквитанию и двинулся в Прованс. Но его экспансия в этом направлении была остановлена могущественным Теодорихом, королем остготов. Несмотря на это, держава Хлодвига уже занимала обширные территории — от среднего течения Рейна до Пиренеев. От византийского императора франкский король получил консульский титул и право называться «достославнейшим королем». Столицу Хлодвиг перенес в Париж, где впоследствии и был похоронен в построенном им же соборе.

Несмотря на покровительство католической церкви, Хлодвиг так и не был признан святым (в отличие от многих других крестителей). Дело, вероятно, в том, что этот правитель был слишком известен своим коварством, жестокостью и вероломством. На пути к единоличной власти над франками он уничтожил практически всех — даже потенциальных — соперников, ближайших родственников, других знатных франкских вождей. Так, Харариха и его сына он лишил власти за то, что они не поддержали его в битве при Суассоне. Но правителя франков из Камбрэ Рагнахара Хлодвиг убил, несмотря на то, что он-то как раз при Суассоне сражался на стороне Хлодвига. Короля рипуарских франков Сигиберта Хлодвиг устранил руками его сына, пообещав ему поддержку, после чего подослал в Кельн своих людей убить сына и сам вступил в правление лишившейся короля области. В конце жизни Хлодвиг якобы жаловался на то, что у него не осталось родственников, и таким образом, по словам хронистов, искал других опасных претендентов на трон.

Хлодвиг умер в 511 г. Его обширное государство было разделено между четырьмя сыновьями и затем в течение еще двух веков то собиралось воедино, то вновь делилось между Меровингами и их соратниками. Впоследствии Карл Великий даст сыну имя Людовик именно в честь Хлодвига. Первый общефранкский король до сих пор остается одним из наиболее почитаемых исторических деятелей Франции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Хлодвиг король франков. Крещение

Дата: 496 год

В 496 г. король франков Хлодвиг (от этого имени происходит французское имя Людовик) принял католическую религию.

Он был крещен епископом Реймса Святым Реми. Много позже этот прецедент будет взят за образец французскими королями, которые станут короноваться в Реймсе, ведя происхождение этой церемонии от Хлодвига.

Под влиянием своей жены Клотильды, дочери короля бургундов Гомбода, уже крещенного, он заставляет креститься свою армию и народ.

Мы еще вернемся к политическому значению этого крещения.

Европа после вторжений: варварские королевства

После взятия Рима вождь германского племени герулов сверг последнего западноримского императора. Этот последний император, словно в насмешку, носил имя Ромулус (так звали мифического основателя Рима) Августулус (маленький Август). Вождь герулов Одоакр отправил императорские знаки отличия императору Востока, сказав при этом, что теперь достаточно иметь одного императора!

Фактически же Западная Римская империя уже давно перестала существовать. Вторгшиеся германские племена разделили ее территорию.

В Италии с 489 г. герулов сменили остготы; Испания и часть Галлии к югу от Луары составили королевство вестготов. Королевство бургундов (они дали название Бургундии) занимает долины Соны и Роны; вандалы, пройдя через Испанию, остановились в 430 г. в северной Африке, где создали свое королевство; алеманны занимают центральную Германию (Баден-Вюртемберг, немецкую Швейцарию), а также часть прежней Галлии – Эльзас и Лотарингию.

Британия захвачена англами и саксами, которые вытесняют кельтов на запад (в Уэльс) и на север (в Шотландию). Речь идет о том острове, который римляне называли Британией, а мы сегодня – Англией (или Великобританией).

Часть бриттов переправилась через Ла-Манш в область Арморика, которая будет называться Бретань. Это современная французская провинция того же названия.

Франки, уйдя из Центральной Германии (Франкония), заняли левый берег Рейна и север Галлии (современная Бельгия и север Франции). Они делятся на две племенные группы – рипуарских франков в долине Рейна и салических, приморских франков.

Становление Франкского королевства

В 481 г. Хлодвиг становится, после своего отца Хильдерика и деда Меровея (о котором почти ничего не известно, но именно он дал имя династии Меровингов), королем (военным вождем) салических франков района Турнэ.

В 486 г. Хлодвиг напал на владения римского генерала Сиагрия в междуречье Луары и Соммы и захватил их. Затем он добивается своего признания королем всеми салическими франками, уничтожив своих соперников.

Когда вскоре на рипуарских франков напали алеманны, Хлодвиг пришел им на помощь и разгромил алеманнов в 496 г. в битве при Толбиаке (вне сомнения, это Цюльпих, возле Кельна). Именно здесь он принял решение креститься: он будто бы увидел на небе крест и услышал слова: «In hoc signo vinces» («Ты победишь под этим знаком»). Затруднение состоит в том, что подобную легенду рассказывают о Константине и о его битве с Максенцием.

Алеманны были отброшены к югу, а Хлодвиг присоединил значительную часть их территории, включая правый берег Рейна. Он также воспользовался своей победой, чтобы навязать свою власть рипуарским франкам.

В 507 г. Хлодвиг разбил вестготов возле Пуатье, в Вуйе, и оттеснил их в Испанию, завоевав тем самым всю Галлию от Луары до Пиренеев, за исключением района Нарбонны, оставшегося в руках вестготов.

Хлодвиг, таким образом, оказался во главе Франкского королевства, которое занимает почти всю Галлию (кроме королевства бургундов) и часть Германии.

Политическое значение крещения Хлодвига

С падением императорской власти галло-римляне, став объектом варварских завоеваний, сплачиваются вокруг единственного авторитета, существующего в обществе, а именно вокруг церкви, представленной епископами.

Некоторые варварские племена (остготы, вестготы, вандалы) приняли христианство, но присоединились к арианской ереси (по имени Ария, который отрицал божественность Христа), поэтому варвары и галло-римляне оказались противниками как в плане религиозном (галло-римляне были католиками), так и в плане политическом.

Ведущей идеей Хлодвига было стремление получить поддержку крупных галло-
римских землевладельцев через посредство их наставников епископов. Принятие им христианства стало залогом этого союза. В конце концов Хлодвиг, первый варварский король, принявший католицизм, получит признание всех католиков, что объясняет ту легкость, с какой он смог распространить свою власть на завоеванных территориях.

Союз Франкского королевства с церковью останется постоянно действующим фактором политики как во времена Меровингов, так и их преемников Каролингов.

Меровинги

Хлодвиг, как мы сказали, вначале был всего лишь племенным вождем.

Укрепив авторитет, он и его наследники еще не думали о государстве. Франкское королевство они рассматривали как наследственное отцовское владение. Хлодвиг поделил королевство между своими четырьмя сыновьями, так как франкская традиция не признавала права «первородства».

Воссоединение франкских земель произошло в 538 г. при правлении Хлотара I, а также при короле Дагобере с 629 по 639 гг. Франкское королевство расширилось за счет Бургундии и германских территорий – Тюрингии и Вестфалии.

В конечном итоге выделились три большие государственные единицы: Нейстрия (между Соммой и Луарой), Австразия (Рейнская область, Лотарингия, Шампань) и Бургундия.

Чтобы заручиться поддержкой знати, меровингские короли раздают ей земли, да так, что сами оказываются малоземельными. Из-за этого их авторитет переходит к «знатным» и к их предводителю – майордому, который вначале ведал доходами и расходами королевского двора, командовал дворцовой стражей. Со временем он превращается в премьер-министра и берет в свои руки всю реальную власть. А меровингских королей несправедливо стали называть «ленивыми королями».

Важнейшие даты мировой истории

www.protown.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *