Н нн в различных частях речи карточки – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи. | скачать бесплатно

Миникарточки по теме «Н-НН в разных частях речи»

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

1. ч…мпион

2. предпол…жить

3. ст…мулировать

4. сат…рический

5. обм…кните

6. зам…нить

7. неприсп…собленный

8.к…мпромисс

9.обм…кните

10.заг…релый

11. про…вляющийся

12.разув…рять

13. эт…кетка

14.прик…саясь

15. претв…рение (планов)

16.тр…вожиться

17.побл…девший

18. п…йзаж

19. вн…мательный

20. бл…снула

21.проф…лактика

22.подсч…тать

23. з…ря

24.з…ркало

25.пренебр…гать

26.пл…вучесть

27.расст…лался

28.прогр…ммировать

29.р…мантичный

30. орг…низовать

kopilkaurokov.ru

Карточки для индивидуальной работы в 7 классе по теме: «Правописание Н –НН в суффиксах прилагательных и причастий»

Карточки для индивидуальной работы в 7 классе

по теме: «Правописание Н –НН в суффиксах прилагательных и причастий»

Карточка №1.

Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая свадьба, чека…ая поступь, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, нутря…ое сало, фаза…ий питомник, жема…ые манеры, песча…й карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат.

Карточка №2.

Н-нн в суффиксах прилагательных

Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, чва…ый вид, бестала…ое существо, багря…ый закат, саза…ий улов, фортепиа…ый класс, полотня…ая куртка, травя…ая смесь, спонта…ое деление, гума…ый закон, хворостя…ой настил, льня…ая ткань, баклажа…ая икра, тума…ые фразы, смоля…ое покрытие.

Карточка №3.

Н-нн в суффиксах прилагательных

Информацио…ая программа, имени…ый пирог, име…ые часы, дровя…ой склад, блоши…ый укус, земля…ой орех, действе…ое решение, доме…ый процесс, конституцио…ые решения, жизне…ые правила, ветре…ая девчонка, безветре…ая погода, бли…ая мука, ветре…ый день, воинстве…ый вид, радиацио…ая угроза, племе…ой скот, макаро…ая фабрика, деревя…ое строение, почве…ая карта, петуши…ый гребень.

Карточка №4.

Н-нн в суффиксах прилагательных

Шерстя…ое одеяло, оловя…ый солдатик, овчи…ый тулуп, полуде…ая жара, дикови…ый случай, волося…ой матрац, змеи…ая кожа, ведомстве…ое издание, семе…ой фонд, сезо…ая работа, ремесле…ое училище, осе…ий лес, оси…ое гнездо, оборо…ая промышленность, масля…ая капля, орли…ый взгляд, сме…ый объектив, суко…ый кафтан, нитя…ые перчатки, овся…ая каша, пшё…ая каша, миллио…ый посетитель, многото…ая машина, веществе…ое доказательство, медле…ое движение, зелё…ый лес, пря…ый запах, ю…ый патриот, пенсио…ый возраст, перепели…ая охота.

Карточка №5.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Слома…ая палка, лома…ая линия, масл…ая каша, замасл…ая куртка, ката…ая проволока, уката…ая дорога, езж…ая дорога, изъезж…ая дорога, лущё…ый горох, вылуще…ое ядро, стира…ое бельё, выстира…ая скатерть, солё…ый суп, недосол…ный суп, кипячё…ое молоко, прокипячё…ое молоко, стрел…ая птица, застрел…ая птица, пута…ый вопрос, спута…ый клубок, вяза…ый платок, завяза…ый узел, масл…ые глаза, замасл…ные руки, травл…ый волк, затравл…ый зверь, копч…ая колбаса, закопч…ые стены.

Карточка №6.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Рва…ая рубашка, разорва…ая рубашка, вытка…ый рисунок, тка…ая скатерть, варё…ая колбаса, сваре…ый картофель, солё…ые огурцы, пересоле…ый суп, линова…ая бумага, налинова…ая бумага, кипячё…ое молоко, вскипячё…ая вода, белё…ое полотно, выбеле…ые стены, погаше…ый свет, гашё…ая известь, скова…ые руки, кова…ая лошадь, жаре…ое мясо, поджаре…ый картофель, сожжё…ое письмо, жжё…ый кофе, квалифицирова…ый рабочий, переквалифицирова…ый врач.

Карточка №7.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Воронё…ая сталь, холё…ые руки, учё…ый секретарь, некоше…ый луг, непроше…ый совет, мече…ый атом, мудрё…ое решение, некраше…ая крыша, лужё…ый котелок, клее…ая фанера, мощё…ый проезд, дарё…ая книга, жаре…ые грибы.

Карточка №8.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Калё..ые орехи, негашё…ая известь, рубле…ое мясо, сушё…ые овощи, неноше…ое платье, ране…ый боец, жаре…ая картошка, гружё…ая машина, потрошё…ая рыба, тушё…ое мясо, лущё…ый горох, кваше…ая капуста, дроблё…ое зерно, гранё…ый стакан, масл…ый блин.

Карточка №9.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Балова…ая девчонка, ве…ая пшеница, вяза…ый шарф, деморализова…ый противник, импровизирова…ое выступление, нежела..ый визит, дра…ая рогожа, некова…ая лошадь, невида…ое чудо, лома…ые вёсла, локализова…ый очаг, ликвидирова…ая задолженность, нехоже…ая тропа, пломбирова…ый вагон.

Карточка №10.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Нежда…ый гость, незва…ый гость, механизирова…ый отряд, невида…ая скорость, неслыха…ый результат, изолирова…ая комната, непуга…ая дичь, кова…ый ларец, реза…ая рана, нечая…ая ошибка, неписа…ое правило, дела…ая улыбка, пиле…ый сахар, некормле…ый скот, копчё…ая рыба, некоше…ый луг, асфальтирова…ая площадка, полирова…ая мебель.

Карточка №11.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Варё…ая картошка, жаре…ая в котелке картошка, вощё…ая бумага, вяле…ая на солнце рыба, гашё…ая известь, негашё…ая известь, глаже…ый с вечера костюм, дролё…ое зерно, гранё…ый хрусталь, неаккуратно графлё…ые листы, гружё…ая машина, дроблё…ое на мельнице зерно, дублё…ый полушубок, жаре…ые в сметане грибы, ещё не жаре…ая рыба, жаре…ое мясо, жжё…ая пробка, золочё…ое кольцо, калё…ое железо.

Карточка №12.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Кваше…ая капуста, кваше…ая в банке капуста, кипячё…ая вода, некипячё…ая вода, клее…ая фанера, клеймё…ый скот, некормле…ые дети, ещё не коше…ые луга, коше…ый по росе луг, краде…ый товар, краше…ая в синий цвет материя, некраше…ая ткань, кро…ый по заказу отрез, мелко крош…ое мясо, круч…ая нить, луж…ая посуда, жирно масл…ые блины, давно не мет…ый пол, мебель мор…ого дуба, мече…ые атомы, мече…ые личным клеймом детали.

Карточка №13.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Мороже…ая рыба, мочё…ые яблоки, немощё…ый переулок, мощё…ая каме…ыми плитами площадь, мудрё…ый ответ, неноше..ый костюм, давно не ноше…ый костюм, паре…ые овощи, печё…ый на поду хлеб, печ…ые яйца, пил…ый сахар, плавле…ый сыр, плавле…ый в вакууме металл, плетё…ая из прутьев корзина, плетё…ая мебель, непое…ый скот, потрош…ая дичь, правле…ая редактором рукопись, неправле…ый текст, непроше…ый гость, пудре…ый парик.

Карточка №14.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Ране…ый в бою командир, ране…ый солдат, рубле…ый из вековх деревьев дом, серебря…ый ларец, скоблё…ые до белизны полы, нескобл…ая лавка, сло…ый пирог, смол…ый канат, стуж…ый на морозе квас, топл…ое в русской печи молоко, нетопл…ая изба, точ…ая фигурка, травл…ая кислотой заготовка, туш…ое с приправами мясо, холё…ая внешность, нехож…ые тропы, давно не чищ…ая обувь, чищ…ый картофель.

Карточка №15.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Вал…ые сапоги, привяза…ая лодка, кова…ая мастером чугу…ая решётка, непаха…ое поле, вяза…ый из шерсти шарф, распах…ые пустоши, нежда…ый гость, неожида…ый подарок, нареза…ый ломтиками лимон, стира…ое в речке бельё, отстира…ая рубашка, неслыха…ый успех, стёга…ое одеяло, край непуга…ых птиц, рассе…ый человек, прикреплё…ые коньки, отчая…ая девчонка.

Карточка №16.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Туго накач…ый мяч, пис…ый маслом портрет, жел…ый подарок, неписа…ое правило, подпис…ый документ, вяз…ый жилет, тка…ый золотом костюм, штоп…ые носки, расстрел…ый предатель, причёс…ые волосы, ков…ый сундук, натаск…ая собака, тёс…ая для поделок доска, ощип…ая курица, клепл…ые в мастерской коньки, придум…ый случай, испыт…ый друг, чит…ый по радио рассказ, немаз…ая телега.

Карточка №17.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Бел…ые мелом стены, бел…ые стены, небел…ые стены, беш…ая собака, брош…ый дом, брош…ый из-за наводнения дом, внуш…ая книгой мысль, внуш…ая идея, вял…ая на ветру плотва, казн…ый оккупантами партизан, казнё…ый партизан, купле…ый в рассрочку телевизор, некупле…ые книги, лиш…ый прав человек, лощ…ый вид, неметё…ый пол, нереш…ая задача.

Карточка №18.

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Обиж…ый ребёнок, пар…ая репа, перч…ое мясо, печ…ый картофель, печ…ная в золе картошка, пил…ый сахар, пил…ые по мерке стволы деревьев, непо…ый скот, прощ…ый недруг, непрош…ый совет, прош…ые к ужину гости, пущ…ое в срок производство, пущ…ое производство, реш…ая коллективом проблема, рожд…ый в неволе зверь, рубл…ая изба, суш…ые дрова.

doc4web.ru

Тренажёр по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи» (22 варианта)

Ромашенкова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы

НОУ гимназия «Школа бизнеса» г. Сочи

Тренажёр по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи»

(22 варианта)

ВАРИАНТ 1

Переписать, вставить Н или НН на месте пропусков

Ути__ый, багря__ый, гости__ый, бараба__ый, стекля__ый, глиня__ый кувшин, оловя__ые, ко__ый завод, време__ый, змеи__ый, дискусио__ый, племе__ой скот, ветре__ый, оживле__ая беседа, стари__ое оружие, пута__ые ответы, лимо__ый сок, нежда__ый, сказа__ый, медле__ый, беше__о, рва__ый, подли__ый документ, сваре__ый, жар__ый картофель, ране__ый в бою солдат, маринова__ый, туше__ое мясо, сея__ые травы, действе__ое решение, задача реше__а, девушка умна и воспита__а.

ВАРИАНТ 2

Переписать, вставить Н или НН на месте пропусков

Пчели__ый, соломе__ый, лекарстве__ый, безветре__ый, осе__яя погода, карти__ая галерея, ледя__ой покров, журавли__ое гнездо, барха__ые пески, оловя__ый, племе__ой скот, моното__ые звуки, дли__ая очередь, маши__ое отделение, ограниче__ый человек, нетка__ые материалы, нехоже__ые тропы, стреля__ый воробей, кожа__ое кресло, конопля__ое масло, варе__ый, сваре__ый, кова__ый, пече__ый в золе картофель, сказа__ый, прида__ое невесты, труже__ик, моще__ая мостовая, лебеди__ая песня, золоче__ый.

ВАРИАНТ 3

Переписать, вставить Н или НН на месте пропусков

Ра__ее утро, багря__ый закат, клюкве__ый сок, земля__ой пол, песча__ая отмель, неожида__ный визит, да__ый текст, таинстве__ое приключение, суше__ые грибы, ледя__ой ветер, ветря__ые мельницы, письме__ый стол, стра__ый поступок, овчи__ый тулуп, торжестве__ое, лицо торжестве__о, кова__ый сундук, деревя__ый, серебря__ый, лу__ый свет, выгружен__ая баржа, свяще__ый, неслыха__ые дела, мороже__ое мясо, толче__ый графит, моче__ые яблоки, щедро посоле__ый суп, надума__ый сюжет, писа__ый красавец, глиня__ый горшок, необоснова__ый вывод.

ВАРИАНТ 4

Переписать, вставить Н или НН на месте пропусков

Груже__ая хлебом баржа, купле__ое здание, броше__ый камень, свяще__ый, неслыха__ые дела, авиацио__ый завод, болезне__ое состояние, бритве__ый прибор, весе__яя капель, масле__ый блин, посаже__ый отец, муравьи__ый след, даль тума__а, небеле__ый потолок, сея__ый песок, непроше__ый гость, море взволнова__о ветром, краше__ые волосы, операцио__ая, коньки назва__ы коньками, лошад__ый, украше__ый завитками, удлине__ые коньки, невида__ое дело, фи__ский народ, проделна__ы отверстия, костя__ой гребень, здесь курить запреще__о, толсте__ый.

ВАРИАНТ 5

Переписать, вставить Н или НН на месте пропусков

Огни потуше__ы давно, испече__ая лепешка, соотечестве__ик, прида__ое невесты, смышле__ые дети, посаже__ый садовником цветок, убежде__ый трезве__ик, масле__ица, полотня__ый костюм, цели__ая земля, кипяче__ое молоко, дети непосредстве__ы, суше__ые на солнце вишни, деревя__ые коньки, найде__ые археологами кости, кожа__ые шнурки, одновреме__о, стари__а, пуще__ая опытным стрелком стрела, калё__ое железо, земля__ой холм, земечание це__о, спица слома__а, ржа__ая мука, погаше__ый свет, девочка румя__а, бронирова__ый автомобиль, моще__ая дорога, ружье заряже__о.

www.prodlenka.org

Открытый урок по русскому языку «Правописание Н и НН в различных частях речи» (2 курс)

Технологическая карта открытого урока

по дисциплине «Русский язык», 2 курс, 1 семестр

(23.01.09 Машинист локомотива)

Тема урока: «Правописание Н и НН в различных частях речи»

Цели урока:

Обучающие: повторить правописание Н И НН в различных частях речи, изученное ранее; научить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме;

Развивающие: произвести синтез знаний по теме на основе анализа отдельных его составляющих, развивать умения писать связный текст на заданную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку через межпредметную связь, воспитывать любовь к слову.

Планируемые результаты обучения:

в результате урока студент

знает:

умеет:

  • применять полученные знания о правописании -н- и -нн- в разных частях речи на практике;

  • создавать высказывания на лингвистическую тему в письменной форме; осуществлять речевой самоконтроль;

  • владеть приемами редактирования текста;

  • анализировать текст с точки зрения лингвистических особенностей.

Тип урока: комбинированный.

Ресурсное обеспечение урока:

Организационная основа урока

Актуализация знаний

Организация вводной беседы, работы по карточкам.

Карточка №1.

Вставьте буквы о или а в наречиях на месте пропусков.

Шагнуть влев…, справ… обгоняет грузовик, уйти засветл…, задолг… до приказа, добраться затемн…, вытереть досух…, изредк… интересоваться, начать занов…, засидеться допоздн…, вылизать дочист…, наскор… перекусить, надолг… запомнить.

Карточка №2.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж… ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж… сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч… уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач…, а как на гору — хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш… хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош… ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич… на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош… покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж…, под косой трава валилась, под серпом горела рожь.

Отвечают на вопросы преподавателя. Двое студентов работают по карточкам.

10

Мотивация

Создание проблемной ситуации с помощью работы с текстом в рабочих листах.

Отвечают на вопросы преподавателя, вставляют в слова пропущенные буквы. Два ученика выполняют синтаксический разбор предложений на доске.

2

Целеполагание и планирование.

Обобщение работы по анализу текста, формулирование с учащимися темы и целей урока.

Формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь число и тему урока

12

Первичное закрепление

  1. Организация работы с учебным текстом, использование приема «инсерт».

  2. Словарный диктант.

Задание: объяснить правописание Н и НН.

Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; некрашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

Читают учебный текст, делают пометки в учебном тексте, заполняют таблицу в рабочей тетради.

Записывают под диктовку слова в рабочих листах, объясняют правописание Н и НН по цепочке.

10

Включение нового знания в систему знаний

Организация самостоятельной работы по вариантам.

1 вариант

Смеша..ый лес

Рискова..ый поступок

Вкусное мороже..ое

Ране..ый в голову солдат

Карти..ая галерея

Песча..ая отмель

Богатое прида..ое

Краше..ая в мастерской шерсть

Серебря..ый перстень

2 вариант

Негашё..ая известь

Были..ый богатырь

Оловя..ый солдатик

Варё..ая колбаса

Купле..ые в кредит товары

Ветре..ый человек

Незва..ый гость

Нежда..ый визит товарища

Румя..ый мальчуган

Вставляют пропущенные буквы в словах, составляют с ними предложения.

2

Рефлексия и оценивание

Подведение итогов урока, заключительная беседа, выставление оценок.

Отвечают на вопросы преподавателя, подсчитывают баллы.

2

Домашнее задание

Определение домашнего задания по выбору:

  1. Составить словарный диктант по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» (20 слов).

  2. Написать мини-сочинение на тему «Моя малая Родина», используя прилагательные, причастия и наречия с изученной орфограммой. (10-15 предложений)

Выбирают и записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Карточка №1.

Вставьте буквы о или а в наречиях на месте пропусков.

Шагнуть влев…, справ… обгоняет грузовик, уйти засветл…, задолг… до приказа, добраться затемн…, вытереть досух…, изредк… интересоваться, начать занов…, засидеться допоздн…, вылизать дочист…, наскор… перекусить, надолг… запомнить.

Карточка №2.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1.Настеж… ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж… сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч… уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач…, а как на гору – хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш… хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош… ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич… на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош… покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж…, под косой трава валилась, под серпом горела рожь.

Приложение 2.

Рабочий лист.

__________________________________________

__________________________________________

  1. Работа с текстом.

Лермонтовский Кавказ

Вдохнове…о воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетова…ой землей миллионов читателей великого поэта. Невозможно представить себе этот чудесный край не думая о Лермонтове. Где бы вы не были в походе или на отдыхе в диких ущельях на горных тропинках в Грузии или Дагестане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными пейзажами величестве…ой красотой Кавказа вы невольно подумаете о том что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили их читая произведения поэта…

На всем Кавказе изъезже…ом и нехоже…ом Лермонтовым нет другого места где бы так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой биографии поэта. Вот почему так влечёт к себе всех этот уголок земли.

Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск это частица жизни поэта навеки запечатлё…ая в стари…ых домах и памятниках и в синеющих горах и в прозрачной лазури неба…

Задания к тексту:

1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.

2.Синтаксический разбор первого и второго предложений.

3. Выписать слова, в которых пропущены –н- и –нн-, и обозначить в них морфему:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Словарный диктант.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа.

1 вариант

Смеша…ый лес

Рискова…ый поступок

Вкусное мороже…ое

Ране…ый в голову солдат

Карти…ая галерея

Песча…ая отмель

Богатое прида…ое

Краше…ая в мастерской шерсть

Серебря…ый перстень

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Домашнее задание (на выбор):

  1. Составить словарный диктант по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» (20 слов).

  2. Написать мини-сочинение на тему «Моя малая Родина», используя прилагательные, причастия и наречия с изученной орфограммой (10-15 предложений).

Рабочий лист.

__________________________________________

__________________________________________

  1. Работа с текстом.

Лермонтовский Кавказ

Вдохнове…о воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетова…ой землей миллионов читателей великого поэта. Невозможно представить себе этот чудесный край не думая о Лермонтове. Где бы вы не были в походе или на отдыхе в диких ущельях на горных тропинках в Грузии или Дагестане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными пейзажами величестве…ой красотой Кавказа вы невольно подумаете о том что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили их читая произведения поэта…

На всем Кавказе изъезже…ом и нехоже…ом Лермонтовым нет другого места где бы так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой биографии поэта. Вот почему так влечёт к себе всех этот уголок земли.

Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск это частица жизни поэта навеки запечатлё…ая в стари…ых домах и памятниках и в синеющих горах и в прозрачной лазури неба…

Задания к тексту:

1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.

2.Синтаксический разбор первого и второго предложений.

3. Выписать слова, в которых пропущены –н- и –нн-, и обозначить в них морфему:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Словарный диктант.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа.

2 вариант

Негашё…ая известь

Были…ый богатырь

Оловя…ый солдатик

Варё…ая колбаса

Купле…ые в кредит товары

Ветре…ый человек

Незва…ый гость

Нежда…ый визит товарища

Румя…ый мальчуган ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Домашнее задание (на выбор):

  1. Составить словарный диктант по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» (20 слов).

  2. Написать мини-сочинение на тему «Моя малая Родина», используя прилагательные, причастия и наречия с изученной орфограммой (10-15 предложений).

Приложение 3.

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

В причастиях и отглагольных прилагательных -н- пишется в следующих случаях:

  1. В кратких причастиях: правила усвоены, техника испытана, поле брошено.

  2. Когда причастия или отглагольные прилагательные образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида: слоеное тесто, жареное мясо.
    Исключения!
    Виданный, невиданный, виденный, невиденный, деланный (вид), желанный, медленный, нежданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, священный.
    Эти слова нужно запомнить.

-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных пишется в следующих случаях:

 1. Если имеется приставка (кроме не-): испеченный пирог, прочитанная книга.
 2. Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: лишенный. Исключением из этого правила является «раненый».
 3. Если к причастию или отглагольному прилагательному относится зависимое слово: печенные в духовке пироги.
 4. Если слова образованы при помощи суффиксов –ованн-, -ёванн-: зарёванный, организованныйИсключенияжёваный, клеванный, кованый.
 5. Если перед нами прилагательное, которое образовано от глагола с приставкой: отчаянный, подержанный, поношенный, растерянный, отчаянныйИсключения смышлёный, названый (отец), приданое (существительное), посаженая (мать).

Правописание -н- и -нн- в наречиях.

В наречиях -н- и -нн- пишется в тех же случаях, что и в прилагательных, от которых оно образовано:

Мудрёный – мудрёно; взволнованный – взволнованно.

Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от существительных.

В прилагательных -н- пишется в следующих случаях: 

  1. Если прилагательное образовано без суффикса: пряный, юный.

  2. В притяжательных прилагательных, которые были образованы при помощи суффикса –ин-: орлиный, лебединый, муравьиный.

  3. В относительных прилагательных, которые были образованы при помощи суффиксов –ан-, -ян-: шерстяной, кожаный. Исключения составляют прилагательные стеклянный, деревянный, оловянный.

  4. В прилагательных масляный и ветреный (НОБезветренный).

 -НН- в прилагательных пишется в следующих случаях:

  1. Если основа существительного, от которого образовано прилагательное, оканчивается на –н: туман+ный.

  2. Если прилагательное образовано с помощью суффиксов –онн-, -енн-: соломенный, традиционный, станционный.
     

www.metod-kopilka.ru

-Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

              1.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1)    ране..,ый молодой офицер   3) овся…ое печенье

2) рифмова…ые строки               4) они помолвле…ы

 

2.В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы НН?

 

1) плетё…ая дедом корзина   3) подверже…ы простуде

2) копчё…ая колбаса              4) вкусное мороже…ое

 

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется две буквы НН?

 

История самая обыкнове(1)ая. Но вы, кажется, скло(2)ы при­давать ей преувеличе(3)ое значение.

 

1) 1, 2            2) 1, 2, 3                  3) 2, 3                  4) 1, 3

 

4.В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте про­пуска пишется НН?

 

А. Дровя…ой склад, карти…ая галерея
Б. Стекля…ая посуда, осе…яя погода
В. Стари…ое оружие, недюжи…ые способности
Г. Полотня…ое бельё, подли…ое искусство

 

1) А, Б             2) Б, В            3) В, Г               4) А, Б, В

 

 

5. В каком ряду во всех словах пропущены две буквы НН?

 

 

1) Жизне…ый, исти…ый, взвинче…ый

2) серебря…ый, балага…ый, укоризне…ый

3) желати…ый, берестя…ой, редакцио…ый

4) огне.,.ый, были…ый, клее…ый

 

6. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

 

1)ути…ые истории                3)проштампова…ое письмо
2) чище…ая морская рыба    4) колено раздробле…о

 

7.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

 

1) заявления рассмотре…ы  3)ноше…ые вещи

2)писа…ый  маслом пейзаж 4)жестя…ые банки

 

 

 

8.На месте каких цифр в предложениях пишется две буквы НН?

 

 

Необразова(1)ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во време­ни. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

 

1) 2, 3, 5              2) 1, 2, 3 .        3) 1, 2, 3, 4, 5         4) 1, 2, 3, 5

 

 

9.В каком примере к выделенному слову применимо следующее пра­вило: «В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных»?

 

 

1)  Травы и цветы уже сорва…ы и высуше…ы для гербария.

2) В институте были сформирова…ы стройотряды.

3) На скучном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.

4) Дома эти еще не заселе…ы, квартиры не оборудова…ы.

 

 

 

10.В каком ряду во всех словах пропущено НН?

 

 

1)       сено высуше…о, нежда…ые гости, оловя…ый солдатик

2)   жела…ый подарок, общепризна…ое превосходство, суко…ая ска­терть

3)   веществе…ое доказательство, овчи…ый тулуп, лицо заплака…о

4)   кова…ое железо, линова…ая бумага, некоше…ый луг

Рекомендуем почитать:
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Дефектолог
Средства связи предложений в тексте
О, Ё после шипящих
Логопед

Поделись с друзьями:

psylandiya.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *