Задания вош по русскому языку – Олимпиадные задания по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему: ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ХX ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2014 / 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ | скачать бесплатно

Задания ШЭ ВОШ по русскому языку, 5-6 классы

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2018-2019 учебный год

5-6 классы

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма

Максимальный балл

3

2

2

3

7,5

6

4

3

5

35,5

Фонетика.

1. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему четыре однокоренных слова. __________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морфемика. Словообразование.

2. Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему оно не входит в данный ряд.

Ножка, подножка, хромоножка, ножны, обезножить, треножник.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расположение слов отражает последовательность их образования (словообразовательную цепочку), но в каждой цепи пропущено одно звено. Установите, где оно, вставьте нужное слово:

  1. Вода, водяной, водянистость._____________________________________

  2. Рыба, рыбак, порыбачить.________________________________________

Лексика. Фразеология.

4. Определи слово по его лексическому значению.

а) газообразная оболочка, окружающая Землю - ______________________________

б) разговор между двумя или несколькими лицами - ___________________________

в) устройство для прыжка с самолета - ____________________________________

5. Восстановите фразеологизмы, вставив названия животных, птиц, насекомых. Объясните значение каждого фразеологизма:

а) когда на горе _______________свистнет ( _______________________________)

б) черная ___________ пробежала (________________________________________)

в) ________ свинье не товарищ (____________________________________________

_______________________________________________________________________)

г) драть как сидорову _________ (_________________________________________)

д) как ____________ в бочке ( _____________________________________________)

Морфология.

6. Составьте по два предложения со словами: пасть, лай, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи. ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк. «Три конца»)

Напишите, что означает глагол «ободняло». _________________________________

От какого слова он образован? _____________________________________________

Синтаксис. Пунктуация.

8. Подчеркните грамматическую основу предложения из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Какую редкую конструкцию используем здесь А.С.Пушкин? Что он хотел сказать? Придумайте собственное предложение, используя такую конструкцию.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание.

9. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!» 

__________________________________________________________________

Допиши 2 – 3 предложения, продолжив текст. _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

multiurok.ru

Задания ШЭ ВОШ по русскому языку, 5-6 классы

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2018-2019 учебный год

5-6 классы

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма

Максимальный балл

3

2

2

3

7,5

6

4

3

5

35,5

Фонетика.

1. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему четыре однокоренных слова. __________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морфемика. Словообразование.

2. Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему оно не входит в данный ряд.

Ножка, подножка, хромоножка, ножны, обезножить, треножник.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расположение слов отражает последовательность их образования (словообразовательную цепочку), но в каждой цепи пропущено одно звено. Установите, где оно, вставьте нужное слово:

  1. Вода, водяной, водянистость._____________________________________

  2. Рыба, рыбак, порыбачить.________________________________________

Лексика. Фразеология.

4. Определи слово по его лексическому значению.

а) газообразная оболочка, окружающая Землю - ______________________________

б) разговор между двумя или несколькими лицами - ___________________________

в) устройство для прыжка с самолета - ____________________________________

5. Восстановите фразеологизмы, вставив названия животных, птиц, насекомых. Объясните значение каждого фразеологизма:

а) когда на горе _______________свистнет ( _______________________________)

б) черная ___________ пробежала (________________________________________)

в) ________ свинье не товарищ (____________________________________________

_______________________________________________________________________)

г) драть как сидорову _________ (_________________________________________)

д) как ____________ в бочке ( _____________________________________________)

Морфология.

6. Составьте по два предложения со словами: пасть, лай, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи. ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк. «Три конца»)

Напишите, что означает глагол «ободняло». _________________________________

От какого слова он образован? _____________________________________________

Синтаксис. Пунктуация.

8. Подчеркните грамматическую основу предложения из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Какую редкую конструкцию используем здесь А.С.Пушкин? Что он хотел сказать? Придумайте собственное предложение, используя такую конструкцию.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание.

9. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!» 

__________________________________________________________________

Допиши 2 – 3 предложения, продолжив текст. _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

multiurok.ru

Задания ВОШ по русскому языку (школьный этап) и критерии оценивания (10 класс)

Ответы школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2017/2018 учебном году

10 класс

Задание№1. 1) Укажите с помощью частичной транскрипции, как сегодня произносятся выделенные сочетания в словах скворечник, гречневый, двоечник, коричневый, конечно, нарочно, образчик, скучно, Никитична, нáрочный. Примечание. Не забывайте указывать мягкость согласных там, где это нужно. 2) В каких случаях допускаются варианты произношения?

3) Объясните значение слова нáрочный.

Ответ:

1) Гре[ч’н’]евый, кори[ч’н’]евый, коне[шн]о, наро[шн]о, обра[щ’]ик, ску[шн]о, Никити[шн]а, нáро[ч’н]ый.

2) Допускаются варианты: скворе[шн]ик и скворе[ч’н’]ик, двое[шн]ик и двое[ч’н’]ик.

3) Нáрочный – тот, кто послан куда-либо со срочным известием, поручением; гонец, курьер.

Первое задание – 6 баллов (по 0,5 балла за каждое слово с правильной частичной транскрипцией). Примечание. При подсчёте включаются и слова с вариантами произношения.

Второе задание - 1 балл (за верно указанные варианты).

Третье задание - 1 балл (за верное толкование). Всего 8 баллов.

Задание№2. В русском языке используются такие устойчивые выражения, как пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?

Ответ: Оба фразеологизма употребляются по отношению к людям, прошедшим через определённые жизненные испытания. Однако один человек в результате стал боязливым и осторожным (пуганая ворона), а другой – опытным и закалённым (стреляный воробей).

1 балл за правильное общее значение, 1 балл за различие в значениях. Всего 2 балла.

Задание№3. 1) Объясните, какое значение приобретает прилагательное чёрный в каждом конкретном словосочетании:

чёрная лестница -

чёрный рынок -

чёрные глаза -

чёрные грибы -

чёрный хлеб -

чёрная полоса -

чёрное дело -

чёрная работа -

чёрная магия -

чёрное слово -

2) Каково значение словосочетаний чёрное золото, чёрный континент, чёрная кость?

Ответ:

1) Чёрная лестница – предназначенная для служебных или бытовых нужд, не главная, не парадная.

Чёрный рынок – неофициальный, нелегальный.

Чёрные глаза – тёмные, имеющие цвет сажи, угля.

Чёрные грибы – подберёзовики, подосиновики, моховики и др., темнеющие при сушке, варке, в отличие от белых грибов.

Чёрный хлеб – ржаной.

Чёрная полоса – связанная с трудностями, невзгодами.

Чёрное дело – низкое, коварное, подлое.

Чёрная работа – тяжёлая, неквалифицированная, не требующая мастерства.

Чёрная магия – связанная с нечистой силой.

Чёрное слово – бранное, нецензурное.

2) Чёрное золото – нефть; чёрный континент – Африка; чёрная кость – простолюдины, незнатные люди.

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 13 баллов.

Задание№4. Обычно словообразовательные аффиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском языке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникальных аффиксов. Найдите и выделите уникальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, детвора, молодежь, кочерыжка, радуга, годовалый, лентяй, рисунок, шиворот.

Ответ: жени-х (суф.), рук-ав (суф.), дет-вор-а (суф.), модод-ёжь (суф.), коч-ерыжк-а (суф.), ра-дуга (префикс/приставка), год-овал-ый (суф.), лен-тяй (суф.), рис-унок (суф.), ши-ворот (префикс/приставка).

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 10 баллов.

Задание№5. Какие графические приметы указывают на иностранное происхождение слова эстафета?

Ответ: 1) начальная буква Э; 2) буква Ф.

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 2 балла.

Задание№6. Дайте лингвистическое объяснение причины возникновения комического эффекта во фразах: 1) Шел дождь и два студента. 2) Копать яму от забора и до обеда.

Ответ (примерный): Причина комического эффекта в приведенных сочетаниях - нарушение правил соединения слов в составе сочинительной конструкции, то есть конструкции, компоненты которой связаны между собой сочинительными союзами или особой интонацией, например, перечислительной. Одно из таких правил хорошо известно из школьных учебников. Оно гласит, что сочинительные союзы соединяют друг с другом однородные члены предложения. В свою очередь, однородными считаются такие члены предложения, которые выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию (то есть являются одинаковыми членами предложения) и зависят от одного и того же общего для них слова (либо - в случае с однородными подлежащими - имеют общее зависящее от них сказуемое). Во фразе «Копать яму от забора и до обеда» союзом и связаны между собой два обстоятельства, которые, однако, относятся к разным смысловым разновидностям обстоятельств: от забора - обстоятельство места, а до обеда - времени. Этот факт делает невозможным их соединение в составе сочинительной конструкции.

1) За верное объяснение причины возникновения комического эффекта (нарушение правил соединения слов в составе сочинительной конструкции) - 1 балл.

2) За указание синтаксической функции однородных членов в предложении - 1 балл.

3) За указание во фразе «Копать яму от забора и до обеда» на смысловые разновидности обстоятельств - 1 балл. Всего 3 балла.

Задание№7. 1) Какие номера предложений являются двусмысленными? 2) Объясните причину этой двусмысленности.

1. Элен выбрала яркую шаль.

2. Наташа встретила Элен.

3. Моя семья познакомилась с Элен.

4. Дочь пригласила Элен на ужин.

5. Друзья готовили сюрприз для Элен.

6. Элен прослушала объявление.

Ответ:

1) Двусмысленными являются предложения №4, №6 (За каждый верный ответ 2 балла).

2) Дочь пригласила Элен на ужин.

Именительный и винительный падежи существительных дочь и Элен совпадают; с точки зрения логики в роли подлежащего в этом предложении могут выступать оба названных слова. Исходя из обычного порядка слов можно считать подлежащим слово дочь, однако этот порядок в русском языке часто нарушается. Следовательно, не зная ситуации, трудно понять, кто кого пригласил на ужин. (За правильное объяснение причины двусмысленности - 2 балла.)

Элен прослушала объявление.

Глагол прослушать в современном русском языке является многозначным, в связи с чем нельзя понять, какое действие было выполнено: объявление выслушано от начала до конца или не услышано, пропущено. (За правильное объяснение причины двусмысленности - 2 балла.)

Всего 6 баллов.

Задание№8. Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический? Свой ответ поясните.

Ответ: 1) Только по происхождению родственные слова горячий и горчица.

2) Остальные слова с омонимическими корнями.

За каждый верный ответ по 1 баллу. Всего 2 балла.

Задание№9. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения орфографии: побирушка, не поздоровится, на вырост? Свой ответ поясните.

Ответ: Все указанные слова являются своего рода исключениями.

1. Слово побирушка пишется с и в корне, хотя и не содержит суффикса -а-;

2. Слово не поздоровится пишется с пробелом, хотя без не данный глагол не употребляется;

3. В корне слова на вырост перед пишется о, а не а.

1 балл - за ответ, что все указанные слова являются своего рода исключениями.

За каждое верное объяснение слова - 1 балл. Всего 4 балла.

Задание№10. 1) Определите, какой частью речи являются выделенные слова. 2) Охарактеризуйте их с синтаксической точки зрения. 3) Что сегодня имеют в виду, когда используют выражение во время оно?

Историк, изучая время óно,

Не знавшее ни чести, ни закона,

Пришёл внезапно к мысли, что онó

Всегда, как меч, над ним занесено.

С тех пор ему ни отдыха, ни сна,

И не спасут другие времена.

Ответ:

Óно – устаревшее указательное местоимение, которое обозначало сильную степень удалённости предмета (соответствует по значению словам тот, тот самый). В предложении является согласованным определением.

Онó – личное местоимение. В предложении является подлежащим.

Во время оно – очень давно.

Первое задание – 2 балла (за верное указание части речи).

Второе задание – 2 балла (за верное указание синтаксической роли).

Третье задание – 1 балл (за толкование выражения).

Всего 5 баллов.

Задание№11. 1) Определите, о профессоре какого пола идет речь в предложении. 2) Как вы догадались об этом?

Комиссия во главе с профессором И.С. Рудич оценила качество образования в институте.

Ответ: Речь идёт о женщине, поскольку фамилия Рудич в данном предложении не склоняется.

За каждый верный ответ - 1 балл. Всего 2 балла.

Задание№12. Творческое задание.

В XXI веке широкое распространение получила мысль о том, что в интернет-переписке главное – скорость, а не правописание. Примечательно, что с этим утверждением согласны многие учёные-лингвисты.

Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию, а также примеры.

Примечание. Примерный объём сочинения (70-100 слов).

Критерии проверки и оценки творческого задания

1. Содержание

Сформулированы тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры (4 балла)

Сформулированы тезисы, частично приведены аргументы и примеры (3 балла)

Сформулированы тезисы, частично приведены аргументы, но примеры отсутствует (2 балла)

Сформулированы тезисы, аргументация и примеры отсутствуют (1 балла)

Высказаны несвязные мысли (0 баллов)

2. Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет (3 балла)

Стройная композиция, допущена 1 логическая ошибка (2 балла)

Стройная композиция, допущены 2 логические ошибки (1 балла)

Композиционные и логические нарушения значительны (0 баллов)

3. Точность, выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи (2 балла)

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи (или работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли) (1 балл)

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи (0 баллов)

4. Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

Общее количество ошибок – 1 (4 балла)

Общее количество ошибок – 2 (3 балла)

Общее количество ошибок – 3 (2 балла)

Общее количество ошибок – 4 (1 балла)

Общее количество ошибок – 5 и более (0 баллов)

Максимальное количество баллов за творческое задание – 13 баллов.

Общее количество баллов: 70 баллов.

infourok.ru

Задания ШЭ ВОШ по русскому языку для учащихся 9 класса

Задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,

9 класс

2013-2014 учебный год

  1. Фонетика (5 баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

  1. Орфоэпия (4 балла)

В некоторых языках ударение одноместное, т.е. закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда падает на последний слог, в чешском,- наоборот, на первый.

Чем характеризуется ударение в русском языке? Приведите примеры.

  1. Морфемика (4 балла)

Выпишите пары слов с одинаковыми приставками:
польёт - полёт, полезет полезный, пробовать - пробивать, прошла — прошила, подышать подшить, вскоре - вскроет, вслух - вслед, всемерно - всемеро, взрыв - вздор, взлёт - вздох.

  1. Словообразование (6 баллов)

Распределите данные ниже слова по способу словообразования: 1) приставочный, 2) суффиксальный, 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.

Взлететь, подснежник, душонка, вылет, раскрасавица, межпланетный, спасатель, синь, небезвредный, дождливый, зимовать, вход.

  1. Лексика (5 баллов)

Установите значение приведённых ниже омографов, составив словосочетания или предложения с каждым из "спрятанных" здесь слов.

Атлас, рожки, хлопок, выкупать, парить.

  1. Фразеология (4 балла)

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) биться об заклад; б) растопить лёд; в) не чаять души, г) сидеть между двух стульев.

  1. Морфология (4 балла)

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

  1. Синтаксис (3 балла)

Определите синтаксическую функцию инфинитива:

     а) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

     б) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

     в) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

     г) Смотреть – время терять.

     д) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.

  1. Культура речи (3 балла)

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Исправьте ошибку. Объясните.

а) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

б) Все, кто интересовался историей русской литературы, знак

multiurok.ru

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 11 класс

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 2017-2018 учебный год

  1. классы

    1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

    футбол, надписать, снизить.

    2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

    абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

    3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

    4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

    Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

    Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

    Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

    Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

      5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

      Узелок на память

      Никаких не допускай уступок,

      Даже в малом будь самим собой,

      Побеждает именно поступок,

      Зорко управляющий судьбой.

      Целеустремлен и беспокоен

      Каждый продолжающийся день.

      Разные слова, единый корень –

      Поступь,

      Наступление,

      Ступень.

      Принимая веское решенье,

      С вечным риском сочетая труд,

      Помни:

      Настоящее движенье

      Люди поступательным зовут.

      6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

      Птицы одинакового оперения держатся вместе.

      Когда море вернет всех погибших в нем.

      У него еще за ушами не просохло.

      Для каждой собаки наступит ее день.

      Не стоит пороха и дроби.

      Черная овца в семье.

        7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

        8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

        Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

        10. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

        Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

        Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

        Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

        Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

        Учат сторожевые рычать по-английски львы;

        Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

         

        Рекомендации по оцениванию заданий

        школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

        2018-2018 учебный год

        10-11 классы

        1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

        футбол, надписать, снизить.

        Ответ: В слове футбол происходит озвончение согласных (фу[д]бол), надписать – оглушение согласных (на[т]писать), снизить – смягчение согласного ([с`]низить).

        Оценка: 0,5 баллов за каждое слово.

        Максимальная оценка – 1,5 балла.


         

        2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

        абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

        Ответ:

        Абстрактный – отвлеченный, умозрительный.

        Моральный – нравственный, духовный.

        Оригинальный – подлинный, истинный, особенный, самобытный.

        Регламент – установление, порядок.

        Пресс – гнет.

        Оценка: 0,5 баллов за слово.

        Максимальная оценка – 2,5 балла.


         

        3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

        Ответ: 1. Страж, -а, м. (высок.). Тот, кто охраняет кого/что- нибудь, защитник. Страж закона.

        2. Сторож, -а, -ей, м. Человек, который сторожит, охраняет что-нибудь. Впереди сторожа бежала собака.

        Различие: 1) полногласное сочетание -оро- в корне слова сторож, неполногласное сочетание –ра- в слове страж;

        2) разная стилистическая окраска.

        Оценка: 1 балл за каждое слово;

        2 балла за объяснение.

        Максимальная оценка – 4 балла.

        4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

        Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

        Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

        Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

        Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

          Ответ: 1) сравнительная степень прилагательного;

          2) сравнительная степень наречия;

          3) частица (выделительно-ограничительная)

          4) вводное слово.

          Оценка: 1 балл за каждый пример.

          Максимальная оценка – 4 балла.


           

          5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

          Узелок на память

          Никаких не допускай уступок,

          Даже в малом будь самим собой,

          Побеждает именно поступок,

          Зорко управляющий судьбой.

          Целеустремлен и беспокоен

          Каждый продолжающийся день.

          Разные слова, единый корень –

          Поступь,

          Наступление,

          Ступень.

          Принимая веское решенье,

          С вечным риском сочетая труд,

          Помни:

          Настоящее движенье

          Люди поступательным зовут.

          Ответ: Однокоренными словами являются поступок, поступь, наступление, поступательное. Они образованы при помощи приставок и суффиксов. Эти слова раскрывают основную идею стихотворения: движение вперед.

          Оценка: 0,5 баллов за каждое слово;

          2 балла за объяснение.

          Максимальная оценка – 4 балла.

          6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

          Птицы одинакового оперения держатся вместе.

          Когда море вернет всех погибших в нем.

          У него еще за ушами не просохло.

          Для каждой собаки наступит ее день.

          Не стоит пороха и дроби.

          Черная овца в семье.

            Ответ:

            Одного поля ягодки.

            Когда рак на горе свистнет.

            Молоко на губах не обсохло.

            Будет и на нашей улице праздник.

            Овчинка выделки не стоит.

            В семье не без урода; паршивая овца в стаде.

              Оценка: 1 балл за каждый пример.

              Максимальная оценка – 6 баллов.


               

              7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

              Ответ: Бродящая по двору собака может и не быть бродячей. Сопоставление данных слов демонстрирует разницу между причастиями и прилагательными. Слово бродящая обозначает признак действия: та, которая бродит. Значит, бродящая – причастие. А слово бродячая обозначает постоянный признак: бездомная. Следовательно, бродячая – прилагательное.

              Оценка: 1 балл за ответ;

              3 балла за объяснение.

              Максимальная оценка – 4 балла.


               

              8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

              Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

              Ответ: 11частей.

              Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух или трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь.

              Оценка: 1 балл за ответ;

              3 балла за расстановку знаков препинания.

              Максимальная оценка – 4 балла.

              9. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

              Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

              Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

              Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

              Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

              Учат сторожевые рычать по-английски львы;

              Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

              Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

              Максимальная оценка – 10 баллов.

              Общая сумма баллов – 40.


               

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 7-8 классов

              Шифр

              Тексты заданий для школьного этапа

              ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

              по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              2018/2019 учебного года

              Рязанская область

              Спасский муниципальный район

              Комплект заданий для обучающихся 7-8 классов

              Подпись

              проверяющего

              Инструкция для участника олимпиады

              Уважаемый участник олимпиады!

              На выполнение олимпиадной работы по русскому языку дается 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из восьми заданий.

              Внутри общего времени участник олимпиады самостоятельно распределяет количество времени для работы над каждым отдельным заданием. Все олимпиадные задания выполняются письменно.

              За правильное выполнение всех заданий олимпиады можно получить 65 баллов.

              Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т. д.) исключается. Участник не имеет права выносить из аудитории любые материалы, касающиеся олимпиады (бланки заданий, черновики). Во время выполнения олимпиадных заданий участники не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории. В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады.

              Уважаемые участники олимпиады, выполняйте задания аккуратно, старайтесь оформлять работу в соответствии с нормами русского литературного языка.

              Желаем успеха!

              Задание 1

              Приведённые слова распределите по двум группам: а) слова, в которых выделенные согласные произносятся как твёрдые; б) слова, в которых выделенные согласные произносятся как мягкие.

              Шинель, антитеза, фанера, музей, купе, кафе, академия, теорема, термин, штепсель, денди, пресса, тезис, протекция, детектив, геодезия, турне, вундеркинд, гротеск, термос, тире, цитадель.

              ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Задание 2

              Вспомните, что такое варианты морфем. Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфем.

              Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный, бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

              __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Задание 3

              Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.

              Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

              Вопросы:

              1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?

              2) Почему родственники не сразу приметили чужака?

              3) Составьте список любых четырех родственников чужака.

              __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Задание 4

              В первом и втором столбцах таблицы находятся слова, которые образуют синонимичные пары. Соотнесите эти слова и заполните таблицу для ответа. Как называются слова, помещенные в левый столбец?

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________

              Задание 5

              Представьте, что вы переводчик. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:

              1) англ.  «Трава всегда зеленее по ту сторону забора»

              _________________________________________________________________________________________________________________________________

              2)болгарск. «Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу»

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________

              3)чешск. «Записать за ушами»

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________

              Задание 6

              Выберите слова, в которых есть суффикс -чик-? В ответе запишите только буквы выбранных вариантов

              а) кузнечик; е) разведчик; б) стульчик; ж) мячик; в) ключик; з) карманчик;

              г) колокольчик; и) кирпичик; д) зайчик; к) тюльпанчик

              _________________________________________________________

              Задание 7

              Определите слово по его происхождению. В ответе запишите разгаданное слово и три выражения, с ним связанные.

              «Это слово происходит от меры веса. Существует притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету, названную именно этим словом. Один закопал эту монету в землю, второй разменял ее, а третий приумножил. Отсюда происходят три выражения, связанные с этим словом: закопал …, разменял …, развил …»

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________

              Задание 8

              Прочитайте фрагмент романа Анны Зегерс «Транзит», изданный в 1943 году и переведённый Лилианой Лунгиной с немецкого на русский язык в 1961 году, и выполните задания:

              «Пицца – удивительнейший пирог. Круглый, румяный, как сдобная булка. Думаешь, он сладкий, а откусишь – огонь. Тогда принимаешься его разглядывать и обнаруживаешь, что в тесте запечены не изюм и вишни, а перец и маслины... Когда мистраль дул уж очень сильно, я обычно приходил сюда в пиццарню и садился вот за этот столик».

              1. Что обозначает выделенное в тексте слово?

              2. Какое общеупотребительное слово сегодня заменяет существительное пиццарня? Запишите это слово, поставьте в нём ударение.

              3. Как Вы думаете, кто придумал слово, которое выделено в тексте романа? Как называется такая лексическая единица?

              4. Можно ли утверждать, что слова «пекарня» и «пиццарня» имеют одинаковую морфемную структуру? Приведите аргументы «за» и «против», восстановив словообразовательную цепочку и приведя, где это возможно, по одному примеру на сходные словообразовательные модели.

              ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              infourok.ru

              Задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 9 класса

              Шифр

              Тексты заданий для школьного этапа

              ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

              по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              2018/2019 учебного года

              Рязанская область

              Спасский муниципальный район

              Комплект заданий для обучающихся 9 классов

              Инструкция для участника олимпиады

              Уважаемый участник олимпиады!

              На выполнение олимпиадной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из десяти заданий.

              Внутри общего времени участник олимпиады самостоятельно распределяет количество времени для работы над каждым отдельным заданием. Все олимпиадные задания выполняются письменно.

              За правильное выполнение всех заданий олимпиады можно получить 50 баллов.

              Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т. д.) исключается. Участник не имеет права выносить из аудитории любые материалы, касающиеся олимпиады (бланки заданий, черновики). Во время выполнения олимпиадных заданий участники не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории. В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады.

              Уважаемые участники олимпиады, выполняйте задания аккуратно, старайтесь оформлять работу в соответствии с нормами русского литературного языка.

              Желаем успеха!

              Задание 1

              Какой принцип лежит в основе деления согласных букв русского алфавита на три группы?

              1. б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч

              1. л, м, н, р, с, ф

              1. к, х, ш, щ

              -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

              Какая из букв не вошла ни в одну из этих групп и почему?

              ________________________________________________________

              Какая из букв группы № 2 имеет отличие от остальных букв данной группы?

              ________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 5).

              Задание 2

              Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 4).

              Задание 3

              Учитывая значение корня и суффикса, определите значения устаревших слов:

              Рыбарь, господарь, гвоздарь, ложкарь, пушкарь, корчмарь, чеботарь, золотарь, ключарь.

              _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 9).

              Задание 4

              Определите, к какой части речи относится выделенное слово.


              Раз не знаешь, не говори.

              Разговор нужно отложить до следующего раза.

              Раз, два и обчёлся.

              Заработная плата была сокращена в два раза.

              Раз в конце весны был я на Кавказе.

              (Максимальный балл за выполнение задания – 5).

              Задание 5

              Какое значение было первоначально, в старославянском языке, у слова «подражатель», если известно, что оно было образовано от слова «драга» (дорога)?

              Прокомментируйте свою точку зрения.

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 4).

              Задание 6

              Отметьте строчки, в которых выделенные слова являются омонимами, а не многозначными словами.

              Аргументируйте свой ответ.

              1) Ветер мечет листья по саду. – Лягушки мечут икру.

              2) В бой идут одни старики. – Репетиции идут тяжело.

              3) Нужно разобраться, кто из них прав. – Эта статья посвящена правым лейбористам.

              4) Хвоя колет босые ноги. – Папа на кухне колет орехи.

              5) Мы уехали с лёгким сердцем. – В чемодане лежало только лёгкое пальто.

              _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 4).

              Задание 7

              Определите, в каких вариантах пары словосочетаний не всегда синонимичны:

              1. солнечный свет – свет солнца

              2. городская окраина – окраина города

              3. братская помощь – помощь брата

              4. серебряное украшение – украшение из серебра

              5. дедовский способ – способ деда

              6. заячья душа – душа зайца

              ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 6).

              Задание 8

              Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы волнами:


              1) она является дополнением;
              2) она является обстоятельством образа действия;
              3) она является составной частью именного сказуемого;
              4) она является определением;
              5) она является частью подлежащего, имеющего значение совместного деятеля.

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 5).

              Задание 9

              Прочитайте отрывок из повести «Писаніе о преставленіи и погребеніи князя Михайла Васильовича Шуйского, рекомаго Скопина» (начало XVII в.).


              И паде князь Михайло на ложи своемъ, и нача у него утроба люто терзатися отъ того питія смертнаго… И весь дворъ его слезъ и горкаго воля и кричанія
              исполнися… И многи дохтуры Немецкіе со многими лѣчебными пригодами и неможаше никако болѣзни тоя возвратити.

              Что имеется в виду под «лѣчебными пригодами»?

              Что значит «возвратити тоя болѣзни»?

              Используйте в толковании хотя бы по одному однокоренному современному русскому слову.

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 4).

              Задание 10

              Как доказать, что в словах сегодня и сейчас нужно писать Е?

              _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              (Максимальный балл за выполнение задания – 4).

              infourok.ru

              Author: alexxlab

              Отправить ответ

              avatar
                Подписаться  
              Уведомление о