ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одна из палат российского парламента, состоящая из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
Депутаты ГД обладают правом законодательной инициативы. Они работают на профессиональной постоянной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Конституция РФ не предусматривает какой‑либо подотчетности или подконтрольности депутата ГД избирателям, а также права его отзыва избирателями. Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД, депутаты образуют депутатские объединения (фракции и депутатские группы).
ГД образует комитеты и комиссии. Комитеты осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов, готовят заключения по законопроектам, проводят парламентские слушания, анализ практики применения законодательства и др.
Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет ГД, членами которого с правом решающего голоса являются Председатель ГД, Первый заместитель и заместители Председателя ГД. В работе Совета ГД могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов ГД или по их поручению представители комитетов.
Работа ГД носит сессионный характер. Во время сессии проводятся заседания палаты, Совета ГД, комитетов и комиссий, парламентские слушания, осуществляется работа депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах, с избирателями.
Полномочия ГД определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательной деятельности. Порядок рассмотрения ГД федеральных конституционных законов и федеральных законов определяется Конституцией РФ и Регламентом ГД. К ведению ГД относятся следующие вопросы: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.
ГД принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
ГД принимает Регламент ГД, в котором определяются органы и порядок работы ГД, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению ГД.
Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов ГД осуществляет Аппарат ГД.
Текущий созыв
Волгоградская областная Дума. Созыв 2019-2024 годовВыборы в Волгоградскую областную Думу состоялись в единый день голосования 8 сентября 2019 года, вместе с выборами главы региона — Губернатора Волгоградской области, а также представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований Волгоградской области.
Выборы в законодательное собрание региона проходили по смешанной избирательной системе: избрано 38 депутатов, 19 из которых — по партийным спискам и столько же — по одномандатным избирательным округам. Согласно Уставу Волгоградской области срок полномочий избранных депутатов продлится пять лет.
Председателем Волгоградской областной Думы VI созыва является Александр Иванович Блошкин, избранный в состав областной Думы по единому избирательному округу от Волгоградского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и занимавший ранее должность заместителя Губернатора Волгоградской области.
Пять прошедших в Думу политические партии сформировали депутатские фракции. В целях консолидации политических сил заместителями председателя Думы стали представители основных ведущих политических сил региона: «Единой России» (состав фракции — 28 депутатов), КПРФ (5 депутатов), ЛДПР (2 депутата), «Справедливой России» (2 депутата). Впервые представительство в областном законодательном собрании получила «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (1 депутат).
В структуру областной Думы входят 11 комитетов и 3 комиссии, основным направлением деятельности которых является формирование правовой базы, направленной на создание условий для успешной реализации приоритетных региональных и национальных проектов, дальнейшего поступательного развития Волгоградской области, повышения качества жизни населения.
Депутатский корпус представляет все сферы народного хозяйства области: это работники промышленности и агропромышленного комплекса, малого бизнеса, здравоохранения, образования, государственных органов, общественных организаций и органов местного самоуправления. Состав вновь сформированного законодательного собрания обновлен на 60%, это позволит обеспечить приток свежих идей и, в то же время, сохранит преемственность работы депутатского корпуса, основанной на уже накопленном опыте.
Помимо законотворчества Дума ведет активную работу по взаимодействию с общественностью, представителями различных политических партий, органами местного самоуправления.
В целях координации и взаимодействия общественных и государственных экологических организаций при Волгоградской областной Думе действует Экологический совет, который играет ведущую роль в разработке и реализации рекомендаций, направленных на улучшение ситуации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществлении общественного экологического контроля за соблюдением природоохранного законодательства.
При областной Думе создан Совет руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области. Совет является постоянно действующим совещательным и консультативным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия регионального законодательного собрания с представительными органами муниципальных образований Волгоградской области и развития местного самоуправления.
Важным шагом в деле решения актуальных проблем молодёжной политики и укрепления связей с представителями молодежного движения является создание Молодёжного парламента, коллегиального совещательного органа, призванного поддержать созидательную гражданскую активность молодежи и привлечь молодых граждан к участию в законотворческом процессе.
Эффективность создания таких органов доказана на практике и будет продолжена законодателями вновь избранной областной Думы.
Лекция Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина «Три кита» российского парламентаризма»
«РФ-сегодня»
Сергей НАРЫШКИН, Председатель Государственной Думы«Три кита» российского парламентаризма»
27 апреля этого года будет отмечаться День российского парламентаризма. А в конце года, 20 декабря — 20-летие Конституции РФ и Российского парламента. В связи с этим юбилеем Федеральное Собрание наметило серию лекций известных государственных деятелей, российских правоведов из числа работников Аппарата Государственной Думы и Совета Федерации, Счетной палаты перед студентами высших учебных заведений. Открыл цикл лекций Председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Начать предлагаю с разговора об исторических традициях Российского парламентаризма и об их влиянии на нашу современность. 20-летний путь новой демократической России на самом деле опирается на гораздо более глубокие демократические традиции нашей страны. А многие сегодняшние проблемы — это родовые пятна прошлого, формировавшиеся в течение долгих десятилетий еще до образования современного парламента России. Поэтому считаю, что надо всячески поддерживать научные исследования истоков отечественной представительной демократии и стимулировать не только научный, но и общественный интерес к деятельности дореволюционной Думы России. И с этих позиций осмысливать место и роль парламента в нашей истории, строить выводы и делать прогнозы на будущее.
Национальная практика становления институтов народовластия и выработки правовых актов, несомненно, отложилась на истории всей нашей государственности.
Коль скоро мы говорим о Государственной Думе, стоит прежде всего вспомнить начало XIX века, время крупных преобразований. Известно, что еще в 1809 году выдающийся российский правовед Михаил Михайлович Сперанский предлагал императору Александру I созвать выборный и постоянно действующий законосовещательный орган — Государственную Думу. В это время как раз началась реформа высших и центральных учреждений страны. Однако эта идея не была принята. В 1810 году возник лишь Государственный Совет, состоявший из назначенных царем чиновников. А название самого органа — Государственная Дума — не забыли, хотя и воспользовались им почти через сто лет. Шло время. Наступила эпоха великих реформ Александра II. В связи с Земской реформой 1864 года рождались проекты по включению представителей земств в состав Государственного Совета. Это тоже могло бы стать неким шагом к парламентаризму. Однако ни один из этих проектов также не был реализован.
Принято считать, что становление парламентаризма в его современном понимании берет свое начало 18 февраля 1905 года, когда на имя министра внутренних дел Булыгина был подписан царский рескрипт. В этом документе выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа обличенных, избранных населением людей к участию в разработке и обсуждению законодательных предложений».
Результатом работы комиссии Булыгина стал подписанный царем 6 августа 1905 года Высочайший манифест об учреждении Государственной Думы. В нем, в частности, говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать избранных людей от всей Земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов», — отметил Председатель Госдумы. — Хотя в Манифесте не было прямых упоминаний о Конституции и демократии, по сути, в России начался переход от неограниченной власти самодержца к конституционной демократии. Это была первая попытка модернизации политической системы нашей страны, приближавшей ее к тогдашнему европейскому типу представительной демократии.
При этом Государственная Дума должна была стать законосовещательным установлением. Однако уже довольно скоро под влиянием революционных событий 1905 года Николай II был вынужден изменить свою позицию. 20 февраля 1906 года, накануне предвыборной кампании, появился специальный документ, который назывался «Учреждение Государственной Думы». Были конкретизированы и расширены ее статус и полномочия. На нее, в частности, возлагалась предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета и обсуждение таких вопросов, как учреждение акционерных обществ и постройка железной дороги. Устанавливался пятилетний срок полномочий Думы, причем ее члены не были подотчетны избирателям — их мог отстранять правительствующий Совет. Да и сама Дума могла быть распущена досрочно по решению императора.
Обновился и статус Государственного Совета — он стал верхней палатой, в которую должны были поступать принятые Думой законопроекты и уже затем представляться императору для окончательного утверждения.
Половина состава Государственного Совета формировалась из выборных лиц, половина — из назначенных императором, включая председателя и вице-председателя.
Дальнейшая хроника событий была такова. 23 апреля 1906 года Николай II утверждает свод основных законов. В нем перечислялись основные права и свободы граждан: неприкосновенность жилища и собственности, свобода слова, печати, собраний, создание союзов и объединений. При этом законодательная власть закреплялась за Государственной Думой и Государственным Советом.
Таким образом, механизм законотворчества был трехзвенным — царь, Государственный Совет и Государственная Дума.
Причем законодатели не обладали правом контроля как за исполнением законов, так и за действиями правительства. Предусматривались и процедуры на случай временного перерыва в деятельности Думы и Государственного Совета. А именно: законопроекты обсуждались в Совете Министров, а после могли утверждаться указом императора. Однако такие указы должны были впоследствии пройти через утверждение Думы и Государственного Совета в течение двух месяцев с начала ближайшей законодательной сессии.Добавлю, что порядок выборов в Государственную Думу определялся соответствующим положением от 18 сентября 1905 года. Выборы проводились по губерниям, областям и двум столицам — Санкт-Петербургу и Москве, а также по крупным городам, которые являлись губернскими, областными или промышленными центрами.
При этом воспользоваться как пассивным, так и активным избирательным правом могли далеко не все. Различные цензы исключали из числа избирателей многие категории населения не только по возрасту, но и по имущественному положению, признакам оседлости и иным критериям.
Одним из важнейших последствий Высочайшего манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года стало образование множества общественных объединений, как легальных, так и нелегальных. Появились и новые партии, занявшие позиции в самых разных частях политического спектра. Однако самостоятельно участвовать в избирательных кампаниях партии не могли. Да, кандидат мог стать членом какой-нибудь из партий, но выступал на выборах как частное лицо, по сути, как независимый кандидат.
Тем не менее, партийное строительство шло быстро, и уже в самой первой Думе, которая начала свою работу 27 апреля 1906 года, только 105 депутатов из 478 числились беспартийными. Таким образом, выборы в парламент способствовали формированию в стране первой партийно-политической системы. Думаю, если анализировать программы тех лет, многие из нынешних политических партий найдут своих предшественников.
В прошлом году, который был в России объявлен Годом российской истории, мы отмечали и 150-летие со дня рождения российского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. С его именем связана не только череда знаковых реформ, но и своя веха в истории отечественного парламентаризма. Выступая во второй Государственной Думе, Столыпин подробно обрисовал основные задачи, стоящие перед правительством. Смыслом реформ он считал формирование института правового государства и гражданского общества. Столыпин говорил так: преобразованное по воле монарха Отечество наше должно превратиться в государство правовое. И утверждал, что права будут независимо от толкований и воли отдельных лиц, только если будут определены в законе.
Столыпин также полагал, что законодательное представительство позволит должным образом проводить преобразования в разных сферах общественной и экономической жизни страны. И не раз подчеркивал, что обеим ветвям власти нужно найти тот язык, который был бы одинаково понятен.
Однако в начале прошлого века исполнительная и представительная ветви российской власти так и не смогли найти общего языка. От сотрудничества с правительством первые две Государственные Думы демонстративно отказались. И в результате Столыпин дважды принимал участие в роспуске Государственной Думы. Свою роль, возможно, сыграла и позиция царя Николая II, который Государственную Думу, по сути, просто терпел. После изменения государственного законодательства, а также привлечения серьезных административных, финансовых, идеологических, информационных ресурсов третья Государственная Дума стала, с одной стороны, более работоспособной, а с другой — более сговорчивой. Она, что называется, вписалась в тогдашнюю политическую систему, собрав общественных деятелей, готовых без конфронтации, конструктивно обсуждать насущные проблемы страны.
Завершая, хотел бы сделать несколько выводов.
Вывод первый. История четырех созывов дореволюционной Государственной Думы насчитывает всего 11 лет. За столь короткий срок было сложно наработать опыт качественной законодательной деятельности. Не хватало не только профессионализма, но и умения согласовывать разные интересы, не говоря уж о парламентской культуре. Сама наша история свидетельствует о том, что эти качества для парламента крайне важны.
Второе. Несмотря на все недовольство первыми отечественными Думами, однажды учредив этот орган власти, избавиться от него царь уже объективно не мог. С созданием этого института российское общество вступило в новую историческую эпоху. Кстати сказать, депутаты четвертой Государственной Думы сыграли очень активную роль в падении самодержавия.
Третье. В истории и практике дореволюционного парламента можно встретить немало параллелей между событиями середины 1990-х годов прошлого века, когда российская независимая законодательная власть переживала свое второе рождение. Это и трудности становления, и конфликт нового со старым, и кардинальное изменение баланса сил, ведущее к новому самоопределению в системе государственных органов. В частности, исполнительная и представительная власти новой России довольно долго не могли найти общего языка.
Четвертый вывод. Известно, что Конституция 1993 года принималась в условиях фундаментальных общественных трансформаций и даже серьезного внутриклассного конфликта. Тем не менее, именно она смогла выступить платформой для достижения общественного согласия по вопросам дальнейшего развития страны. Да, это согласие возвращалось в наше общество постепенно, шаг за шагом, но уже неуклонно и необратимо. Прежде всего, потому, что против ключевых положений Конституции и ясной поддержки в декабре 1993 года всенародным голосованием не могли открыто возражать ни правые, ни левые. Именно в Основном законе были утверждены базовые, объединяющие всех принципы и юридические инструменты для развития страны.
Коротко говоря, конституционная модель нашего современного парламента построена на следующих «трех китах». Парламент является не только законодательным, но и представительным органом власти, он отражает федеративную природу государства. И одна из его палат — это Совет Федерации. И также он отражает принципы многопартийности, представляя разные интересы нашего гражданского общества.
Наконец, пятый вывод, который хотел бы сегодня сделать. Конституция 1993 года впервые гарантировала политическое многообразие как одно из условий демократического развития. Однако исторический опыт прошлого века показал, что многопартийность может стать и «палкой о двух концах», если у парламентариев не хватает политической культуры, профессионализма и понимания своей ответственности перед государством и перед обществом. И до революции 1917 года, и даже в начале 90-х годов прошлого века этих качеств, безусловно, не хватало. Отсутствие полноценного парламентского опыта и трудности роста приводили порой и к параличу законодательной работы. Надеюсь, что исторический опыт и собственная память нынешнего поколения станут гарантией нормального течения политического процесса в условиях облегченной регистрации партии.
Уважаемые друзья, мы говорили об истории российского парламентаризма. Конечно же, есть немало других вопросов, достойных обсуждения, в частности, о будущем представительной демократии, и не только у нас, но и во всем мире. Для примера возьму лишь одну тему — это интернет-демократия.
Скажем, сейчас с использованием коммуникационных каналов собираются многие тысячи подписей в поддержку тех или иных общественных инициатив. Это особенно важно иметь в виду именно парламенту, готовясь к внедрению новых законотворческих технологий. Наверное, не очень правильно, если до органов власти проще достучаться через твиттер, чем обычным путем. Выходит, что органы власти оперативнее реагируют на такие сигналы, чем на традиционные пути решения вопросов.
Но сразу скажу: я склонен видеть в информационных и социальных сетях не угрозу, а новые возможности, в том числе для законодателей. Ведь они объективно расширяют базу для общественной экспертизы законопроектов и форматы он-лайн информирования граждан о жизни парламента и открывают многие другие перспективы, которые мы называем электронным парламентом.
И еще об одном хочу вам сказать. В этом году Российское историческое общество объявило о проведении среди молодых ученых и специалистов первого Всероссийского конкурса работ по истории парламентаризма и законотворчества, парламентской и правовой культуре. На днях сбор этих работ завершился, их поступило примерно полторы сотни из самых разных регионов нашей страны, и для их оценки на этой неделе будет создана конкурсная комиссия, сформирована группа экспертов. Итоги экспертизы подведем к 25 апреля, а награждение лауреатов приурочим к Дню российского парламентаризма.
В заключение я хотел бы добавить, что дальнейшее развитие парламентской демократии — это не только вопрос политической организации государства. Это еще и особая система ценностей и принципов работы. И лишь при глубоком понимании их значимости и целенаправленном претворении в жизнь парламент займет свое достойное место среди ветвей власти. Я надеюсь, что все присутствующие в этом зале это хорошо понимают и сделают все, чтобы авторитет и значение этой ветви власти в России росло.
Анализ думских выборов в России на JSTOR
АбстрактныйВ статье рассматриваются выборы в Государственную Думу России 2 декабря 2007 г. с точки зрения их значения и последствий для российской политики. В статье утверждается, что успех партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу создал наиболее благоприятные условия для решения Владимиром Путиным проблемы преемственности президента в 2008 году. Путин смог выдвинуть своего близкого союзника Дмитрия Медведева на пост президента, поскольку результаты выборов позволили ему использовать Государственную Думу для противовеса подавляющей президентской власти, которая будет передана Дмитрию Медведеву в 2008 году.Статья начинается с рассмотрения значения и фактической организации выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. в России. На основе анализа результатов выборов в статье рассматривается влияние выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. на российскую политику.
Информация о журналеInsight Turkey – это ежеквартальный журнал, издаваемый Фондом SETA с 1999 года. Рецензируемый академический журнал, ориентированный на политику, Insight Turkey освещает широкий круг тем, связанных с вопросами внутренней и внешней политики Турции, а также глобальными делами, в частности в Ближний Восток, Балканы, Кавказ и Европа.
Информация об издателеФонд политических, экономических и социальных исследований SETA — это некоммерческий исследовательский институт, занимающийся инновационными исследованиями национальных, региональных и международных проблем. Целью SETA является предоставление актуальных и точных знаний и анализов в области политики, экономики и общества, а также информирование политиков и общественности об изменении политических, экономических, социальных и культурных условий. SETA оценивает национальные и международные проблемы в историческом и культурном контексте.
Изменят ли вообще что-нибудь предстоящие думские выборы в России? — Московский Центр Карнеги
Перед властями стоит дьявольская задача убедить демократически настроенных избирателей в бессмысленности голосования, при этом прилагая все усилия для повышения явки конформистского, зависимого от государства электората.
Значение предстоящих в России парламентских выборов вообще либо сильно преувеличено, либо серьезно занижено.С одной стороны, они уж точно ничего не смогут изменить в форме и содержании вертикализированной политической системы, в которой «все решено заранее», как вам скажет сегодня практически любой участник фокус-группы. С другой стороны, выборы проводятся не просто так, а не только потому, что они предусмотрены конституцией: равнодушную общественность можно легко убедить отказаться от дорогостоящих выборов, точно так же, как она дала согласие на конституционные изменения в прошлом году, которые потенциально позволят президенту Владимир Путин останется у власти до 2036 года.
Выборы нужны российской власти, а не обществу. Они служат для подтверждения законности и легитимности режима, а также поддерживают относительную мобилизацию так называемого большинства.
Парламентские выборы — это не ротация власти и даже не перестановка самой Думы. Речь идет не о политическом представительстве: в российском парламенте не представлены значительные слои электората, поскольку он функционирует только как представительный орган для предварительно отобранных элит и кланов.
Выборы — это поддержка президента и его системы. То, что произойдет в течение трех дней с 17 по 19 сентября 2021 года, — это скорее вотум доверия Путину и его режиму, как и президентские выборы 2018 года и конституционный референдум 2020 года.
Зрелый авторитарный режим России превращает любую избирательную процедуру, особенно на федеральном уровне, в голосование за что-то, а не выбор вариантов. Недовольные правящей партией «Единая Россия» все равно придут голосовать за «Единую Россию», потому что речь идет не о партии как таковой, а о цели выборов — утвердить статус-кво и действующий режим.
Это своего рода государственная терапия: цель выборов — показать большей части электората, у которого в условиях нарастающего недовольства положением в стране якобы все меньше поводов для единения, что они все еще находятся в большинство и до сих пор поддерживают Путина. Вы сомневаетесь, что ваши друзья, соседи и коллеги все еще поддерживают режим? Но смотрите: это вы и ваши соотечественники проголосовали за Путина, за сброс лимита президентских сроков и за его партию.И поскольку большинство все еще здесь, было бы благоразумнее присоединиться к нему, чем мечтать о переменах, не говоря уже о том, чтобы стать на сторону преследуемого и подавляемого меньшинства.
Открыто выступают против режима меньше людей, чем активно его поддерживают, но основная масса электората представляет собой апатичное большинство, которое легко приспосабливается к любой ситуации. Их главная забота – стабильная работа и доход. Разовые социальные выплаты, направленные на покупку лояльности избирателей непосредственно перед выборами, являются плюсом, хотя эти финансовые вливания имеют небольшой долгосрочный эффект, поскольку большинство рассматривает их как обязанность государства, а не как акт щедрости.
Выборы выявляют две патерналистские тенденции: одна сверху, когда государство говорит населению взять деньги, проголосовать и не поднимать головы, и в следующий раз они получат еще одну выплату; и один снизу, от людей, которые охотнее голосуют за тех, у кого есть деньги и ресурсы. Им нет смысла поддерживать тех, у кого ничего нет.
Этим и объясняется, почему беднейшие слои населения России — ниже среднего класса — голосуют за режим.Государство — их единственный источник денег и, во многих случаях, занятости. Государство играет все большую роль в экономике России. Чем больше людей, зависящих от государства, тем охотнее они голосуют за своего работодателя и руку, которая их кормит.
Российское авторитарное правление опирается на государственную зависимость и вытекающее из нее предопределенное подчинение плюс равнодушие. Конечно, фальсификации и подвохи на выборах тоже будут иметь место: они уже хорошо видны в нынешней избирательной кампании.Но основным инструментом правительства по-прежнему остается мобилизация тех, кто зависит от государства, посредством применения административного или корпоративного давления для голосования.
По этому сценарию, перед угрозой увольнения или других финансовых или административных санкций, сотрудники должны сообщить своему начальству, что они проголосовали. Конечно, сотрудники всегда могли проголосовать за кого-то, кроме «Единой России». Но многие из них убеждены, что начальство может следить за тем, за кого они голосуют, и поэтому действуют очень осторожно.
Таким образом, перед властью стоит дьявольская задача снизить явку среди демократически настроенных избирателей (путем жесткой фильтрации кандидатов, создавая впечатление, что голосование бессмысленно), при этом прилагая все усилия для повышения явки среди конформистов, гос. зависимый электорат.
Как и на других недавних выборах в России, на предстоящих выборах в Думу обязательно будет умное голосование, инициатива активиста оппозиции Алексея Навального проголосовать за любого сильного кандидата от любой партии, не входящей в «Единую Россию».Важным нюансом такого тактического голосования является то, что голосование за якобы альтернативную партию (или кандидата в одномандатном округе), типа коммунистов, пришедших на смену варианту голосования «против всех», все равно является голосованием за правительство. Конечно, КПРФ не является составной частью администрации президента, но чтобы выжить, ей нужно быть достаточно лояльной к режиму. Поэтому голосование за эту так называемую оппозиционную партию – это, по сути, еще один голос за режим.
Все четыре парламентские оппозиционные партии являются важными элементами сохранения авторитарной политической системы и личной власти Путина. Имитируя выбор и демократию, они держат электорат — будь то левый или консервативный — под контролем правительства и не позволяют ему участвовать в нежелательной политической деятельности.
Умное голосование — это просто способ продемонстрировать «Единой России», что оппозиция хотя бы способна разделить голоса. Это показывает избирателям, что эта мощная и, казалось бы, непобедимая система, в конце концов, может иметь слабые стороны, но в качестве тактики она не предполагает никакого реального политического выбора и отдает предпочтение результатам, а не ценностям.Если бы продемократический избиратель хотел проголосовать, исходя из своих идеологических предпочтений, он бы проголосовал, например, за либеральную партию «Яблоко», а не за кандидата от коммунистов, даже если этот кандидат от коммунистов просто использует партию как трамплин для прохождения в Думу. .
После завершения думских выборов протесты маловероятны, так как оппозиция и гражданское общество деморализованы. Это не 2011 год, когда фальсификации на выборах в Думу вызвали массовые протесты. Тогда элементарная гражданская активность не приравнивалась к нарушению закона, а компромиссы, диалог и колебания внутри истеблишмента были еще возможны.За последние десять лет просвещенное бархатное самодержавие, несколько ослабевшее в период президентства Дмитрия Медведева (2008–2012 гг.), превратилось в полноценный авторитаризм.
Те немногие новые лица, которые появятся в Думе после лоялистских перестановок, не принесут ни малейшего изменения в политической системе. Репрессии режима будут усиливаться: это имеет мало общего с выборами, но является частью стратегии режима после прошлогодней перезагрузки часов на президентских сроках.Кремль получит то, что хотел: Дума как институт поддержки политической системы, вступающей в стадию не перехода, а фактически очередной перезагрузки в 2024 году.
Автор:
Россия Выборы в Государственную Думу приведут к росту авторитаризма, считают эксперты
Автобус проезжает мимо предвыборного плаката «Единой России», расклеенного в преддверии выборов в Государственную Думу РФ 8-го созыва, которые состоятся 17-19 сентября.
Владимир Смирнов | ТАСС | Getty Images
Россия проведет выборы в Государственную Думу, нижнюю палату парламента, начиная с пятницы, и эксперты ожидают, что голосование укрепит опору власти президента Владимира Путина в Кремле.
Ожидается, что правящая партия «Единая Россия» одержит «убедительную победу» в голосовании, которое пройдет 17-19 сентября, причем один аналитик отмечает, что в результате выборы «предвещают усиление авторитаризма».
«Цель Кремля — сохранить конституционное большинство, обеспечить легитимность голосования и избежать массовых протестов после выборов. Серьезные изменения в кабинете министров или политическом курсе правительства после голосования маловероятны», — Андрюс Турса, Центральный и Об этом сообщил советник Teneo Intelligence по Восточной Европе в заметке перед голосованием.
Около 108 миллионов избирателей в России имеют право избирать 450 депутатов Государственной Думы сроком на пять лет. Голосование в этом году проходит в течение трех дней из-за пандемии Covid-19. «Единая Россия» десятилетиями была доминирующей партией в стране и с энтузиазмом поддерживает Путина, несмотря на то, что он баллотируется в качестве независимого кандидата с 2018 года. важным испытанием для «Единой России», учитывая недостаточную финансовую поддержку предприятий и домохозяйств, а также ослабление рынка труда, которое подорвало популярность партии в последние годы.
«Единая Россия сейчас набирает около 30% голосов, что значительно ниже, чем в 2016 году. Несмотря на свои низкие рейтинги, она сохраняет уверенное преимущество над своими крупнейшими конкурентами. Мы ожидаем, что «Единая Россия» и другие прокремлевские организации сохранят подавляющее большинство голосов. Дума».
Репрессии против оппонентов
Аналитики ожидают, что прозрачность избирательных стандартов будет низкой, учитывая все более ограниченную свободу прессы и попытки подавить и нейтрализовать политическую оппозицию в России — прежде всего, заключенного в тюрьму лидера оппозиции Алексея Навального и его сторонников.
Ван Хаутт сказал, что массовые репрессии против реальных и мнимых противников усиливаются в преддверии парламентских выборов, «и, вероятно, продолжатся после».
Несмотря на заключение Навального в тюрьму в начале этого года, российские власти продолжают демонтаж оппозиционного движения и базы поддержки активиста.
В июне три политические ассоциации, связанные с Навальным, были объявлены вне закона и названы «экстремистскими». Это означает, что любой член организации или сторонник Навального может быть приговорен к тюремному заключению и лишен права баллотироваться на государственные должности.
«Учитывая ограниченное присутствие международных наблюдателей и масштабное подавление оппозиции, независимых СМИ и общественных организаций в прошлом году, предстоящие выборы будут наименее прозрачными и конкурентными за все 20 с лишним лет правления президента Владимира Путина», Турса сказал, добавив, что «Единая Россия» по-прежнему настроена на получение абсолютного большинства мест и может сохранить конституционное большинство в нижней палате, несмотря на недавнее снижение популярности.
Символическая оппозиция
Российские аналитики говорят, что выборы кажутся демократическими, но на самом деле они тщательно контролируются государством, а другие партии в бюллетенях для голосования являются символическими оппозиционными партиями, одобренными Кремлем.
В настоящее время в Госдуме представлены «так называемые системные оппозиционные партии», отмечает «Турса» со ссылкой на КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию — За правду», а также новую партию под названием New People, нацеленный на разочарованных городских избирателей.Эти партии не представляют «настоящую оппозицию», сказал он.
«В результате Дума будет по-прежнему решительно поддерживать Кремль», — отметил Турса.
Турса сказал, что у Кремля есть три цели. В первую очередь, «подтвердить бесспорный контроль «Единой России» над Государственной Думой путем сохранения конституционного большинства, что имеет практическое и символическое значение в преддверии президентских выборов 2024 года».
Во-вторых, Кремль хочет «сохранить легитимность среди политических элит и более широкого электората, обеспечив хорошую явку, достоверные результаты голосования и ограниченное количество сообщений о любых нарушениях на выборах»
И, в-третьих, он хочет избежать массовых протестов, таких как Как и те, которые наблюдались после выборов в законодательные органы 2011 года или в соседней Беларуси в прошлом году, сказал Турса.
А экономика?
Серьезные изменения в кабинете министров или направлении политики правительства кажутся маловероятными, учитывая, что программа правящей партии продолжает давние ключевые направления политики, такие как благополучие семей, развитие инфраструктуры регионов России и защита интересов страны за рубежом, — сказал Турса.
Лайам Пич, экономист по развивающимся рынкам в Capital Economics, согласен с тем, что «Единая Россия» сохранит свое большинство, но отмечает, что «политический фон хрупок» и правительство вскоре может больше вмешиваться в экономику.
«Общественная поддержка «Единой России» резко упала за последние пять лет, а рейтинг одобрения президента Путина колеблется вблизи рекордно низкого уровня. Возможно, свою роль в этом сыграла стагнация реальных доходов населения с 2013 года», — сказал он в записке в среду. .
«Ключевым последствием этой напряженности является то, что правительство применяет все более интервенционный подход к экономике в попытке поддержать домохозяйства. Одним из направлений этого является обеспечение социального обеспечения, которое стало ключевым приоритетом для правительства.Накануне сентябрьских выборов были объявлены денежные выплаты семьям, детям, пенсионерам и военнослужащим».
Пич сказал, что его команда считает, что упор на социальную поддержку станет постоянным в России.
«Этот сдвиг в сторону увеличения социальных расходов имеет свои корни до пандемии и был представлен вместе с планами президента Путина по внесению поправок в конституцию. Когда глубина кризиса миновала, а рост цен на нефть подстегнул государственные финансы, похоже, правительство начало возрождать эти планы и поднимать вопросы, связанные с уровнем жизни, на более высокий уровень в своей повестке дня.
Россия голосов: выборы в Госдуму 2021
Источник: Flickr/Аслак Раанес
Пока Россия готовится к выборам в Государственную Думу 17-19 сентября, ожидается, что правящая партия «Единая Россия» (ЕР) сохранит контроль над нижней палатой парламента. Несмотря на рейтинг одобрения, который за последний год оставался значительно ниже 30 процентов, большинство аналитиков считают, что партия сможет получить большинство, если не сверхбольшинство, в парламенте, состоящем из 450 членов.Тем не менее, сегодняшняя ситуация сильно отличается от думских выборов 2016 года, когда ЕР получила рекордные 343 из 450 мест в Думе, воспользовавшись благоприятным общественным мнением после аннексии Крыма.
С 2003 года три партии, кроме ЕР, преодолели барьер для участия в каждых выборах в Думу. К ним относятся Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и Справедливая Россия.
В 2021 году были предприняты значительные усилия для обеспечения «статус-кво» в Думе в преддверии президентских выборов 2024 года, на которых президент Владимир Путин имеет право быть переизбранным, учитывая преимущества благоприятного законодательного органа для всего процесса. .Партийная система по-прежнему находится под жестким контролем государства, при этом ЕР пользуется значительным уровнем «административной мобилизации». Тщательное управление системными оппозиционными партиями еще больше ограничивает пространство для серьезного потрясения. С 2003 года три партии, кроме ЕР, преодолели барьер для участия в каждых выборах в Думу. К ним относятся Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и Справедливая Россия. Последние двое часто действуют в координации с правительством в парламенте.
КПРФ, будучи оппозиционной партией с четкой электоральной базой и организационной структурой, также не бросала серьезных вызовов правительству, хотя в последних опросах на фоне экономической стагнации ее поддержка достигла 18 процентов. На самом деле, перед выборами 2021 года некоторым членам коммунистической партии даже запретили участвовать в выборах. В целом основное внимание уделялось использованию государственных ресурсов для обеспечения поддержки ЕР, а также сведению к минимуму голосов оппозиции, поскольку в 2021 году произошло одно из самых жестких репрессий против несистемной оппозиции и независимых СМИ за последнее время.
Чем меньше люди одобряли Путина, тем больше вероятность того, что они проголосуют за альтернативу ЕР, хотя они проводят различие между президентом и партией власти.
На популярность правящей партии повлияло накопление экономических проблем из-за низкого роста, застойного уровня доходов, воздействия пандемии и роста инфляции в последние месяцы. Несмотря на тщательно управляемые избирательные процессы и рост автократии в России, правительство остается чувствительным к общественному мнению и осознает влияние социально-экономических проблем на результаты выборов.Это было видно по тому, как Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию объявил об экономических схемах в интересах малообеспеченных семей и малого и среднего бизнеса. Несколько недель назад президент объявил о серии единовременных денежных выплат в преддверии выборов. Эксперты утверждают, что помимо усиления поддержки ЕР, это усиление «патерналистской зависимости» от государства из-за сложных экономических условий также способствует формированию чувства лояльности к действующему режиму.
Помимо экономических представлений об их личном благополучии, привлекательность ЕР также зависит от таких факторов, как имидж президента и восприятие коррупции в правительстве.Чем меньше люди одобряли Путина, тем больше вероятность того, что они проголосуют за альтернативу ЕР, даже если они проводят различие между президентом и партией власти. Несмотря на то, что популярность Путина стабилизировалась после пика 2014 года, его рейтинг одобрения по-прежнему превышает 57%, а его публичная поддержка ЕР считается важной для успеха партии. Это проявилось в том, что сам Путин выдвинул кандидатуры министра иностранных дел Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу во главе списка кандидатов от «Единой России».
В дополнение к усилению поддержки ЕР, административный механизм также сосредоточился на минимизации критических голосов – будь то в несистемной оппозиции или в СМИ. Фонд борьбы с коррупцией лидера оппозиции Алексея Навального, который в последние годы опубликовал расследования о богатстве высокопоставленных российских чиновников (включая Путина), был назван «экстремистской группой». результате постановления. Сам Навальный посажен в тюрьму на 2 года.5 лет судебного процесса, который многие считают политически мотивированным. Кроме того, новый закон запрещает членам любой группы, признанной «экстремистской», участвовать в любых выборах в течение 3–5 лет. Фактически это означает, что бывшие члены любой такой организации не могут вступать в какую-либо другую политическую партию или выступать в качестве независимых.
Помимо разоблачений коррупции, Кремль также беспокоит возможное влияние «умного голосования» Навального (тактическое голосование в поддержку одного кандидата от оппозиции, который, скорее всего, победит кандидата от ЕР) на результаты выборов, особенно в одномандатных округах, составляющих половину избирательных округов. общее количество мест в Думе (другая половина заполняется по пропорциональному представительству).Эти 225 мест особенно важны для ЕР, где успех во многом зависит от «закулисных сделок и административного ресурса» в поддержку партии власти. Даже если интеллектуальное голосование вряд ли приведет к тому, что UR потеряет свое большинство, оно все же может повлиять на некоторые результаты в крупных городах.
Помимо разоблачений коррупции, Кремль также беспокоит возможное влияние «Умного голосования» Навального (тактическое голосование в поддержку одного кандидата от оппозиции, который, скорее всего, победит кандидата от ЕР) на результаты выборов, особенно в одномандатных округах, составляющих половину от общего числа мест в Думе
Однако шансы на успех стратегии зависят от крупномасштабной мобилизации кандидатов, выявленных в рамках «Умного голосования».Это стало практически невозможным из-за запрета организации Навального и закрытия всех ее сайтов. Государственный орган по надзору за СМИ Роскомнадзор даже обратился к мировым гигантам, таким как Apple и Google, с просьбой удалить приложение, которое продвигает умное голосование, утверждая, что невыполнение этого требования подпадает под категорию «вмешательства в выборы». поднялся для населения в целом за счет законов, вводящих повышенные штрафы и тюремное заключение за эти действия.
Некоторые средства массовой информации попали под действие измененного закона об иностранных агентах.По оценкам, из 22 новостных организаций в списке за последние шесть месяцев было добавлено десять СМИ, а еще несколько журналистов были признаны «иностранными агентами», что ограничивает их возможности по сбору средств и выполнению функций отдела новостей. Постановления подверглись критике как попытка подавить независимые СМИ, которые продемонстрировали критические репортажи о правительстве.
Нельзя также игнорировать влияние основных средств массовой информации: опросы показывают, что неодобрение Навального после его заключения возросло, особенно среди тех, кто получает новости по телевидению.Левада-центр отмечает, что интернет-пользователи более позитивно относятся к оппозиционному политику. Демография 18–24 лет демонстрирует более высокое одобрение (36 процентов) его деятельности по сравнению с населением старше 55 лет (12 процентов). В целом нынешняя тенденция остается в пользу стабильности, а населению больше нравится идея протестов «без лидера» по социально-экономическим проблемам. Существует также разрыв между поколениями среди молодых людей, выражающих более высокий уровень неудовлетворенности курсом страны и политикой Путина по сравнению со старшим поколением.Хотя на данный момент не ожидается, что это проявится в результатах выборов, учитывая более высокую поддержку среди старшего поколения, которое составляет основную часть лояльных избирателей ЕР, его долгосрочное влияние будет важной тенденцией для отслеживания.
Нельзя игнорировать и влияние основных средств массовой информации: опросы показывают, что неодобрение Навального после его заключения возросло, особенно среди тех, кто получает новости по телевидению.
Еще одна долгосрочная проблема связана с отсутствием сильных институтов, таких как независимый законодательный орган или политические партии, которые могли бы повлиять на упорядоченный переход к новым политическим фигурам в ближайшие годы. Жесткие меры, предпринимаемые для управления выборами 2021 года, уже истолкованы Кремлем как признак «нервозности». В целом ожидается, что ЕР выиграет выборы в Думу 2021 года, но события года показывают, что процесс управления выборами с годами только усложнился, и статус-кво становится трудно поддерживать.
Полномочия и функции Государственной Думы (нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации)
Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания.В его состав входят 450 депутатов, избираемых народом России прямым голосованием. 225 депутатов избираются народом по одномандатным территориальным округам, а остальные 225 избираются по системе пропорционального представительства — спискам. Универсальная франшиза для взрослых (минимальный возраст для получения права голоса — 18 лет) одномандатные округа, единый электорат, система единого голосования, тайное голосование и система победы простым большинством голосов являются характерными чертами выборов.
Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года и старше и имеющий право участвовать в выборах.Однако никто не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и Совета Федерации или иного представительного органа, действующего в любой части России. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутат не может находиться на государственной службе или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Парламентские выборы в России: 2007 и 2011 :
В декабре 2007 года в России прошли парламентские выборы.В них победу одержала партия Владимира Путина «Единая Россия». Она захватила более 2/3 мест в Государственной Думе, состоящей из 450 депутатов. Она получила 64% голосов избирателей, что значительно больше, чем на последних выборах, на которых эта партия получила всего 38% голосов избирателей.
Депутатство в парламенте России-2011 :Совет Федерации 166 депутатов Государственная Дума 450 депутатов
4 декабря 2012 года Позиция партии в Государственной Думе:
Партия «Единая Россия» 238
Коммунистическая партия-92
Партия «Справедливая Россия-64»
Либерально-демократическая партия-546
Срок полномочий Государственной Думы:Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В соответствии со статьей 117 Президент России может распустить его до истечения срока его полномочий. Однако ст. Государственная Дума не может быть распущена в момент, когда она выдвинула обвинения против Президента России и в отношении Президента должна состояться процедура импичмента.
При этом он не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения на территории России, а также в течение шести месяцев после истечения срока полномочий Президента России.В случае роспуска Государственной Думы Президент России определяет дату выборов в Государственную Думу нового состава. Однако в любом случае выборы должны быть проведены в течение четырех месяцев после роспуска Государственной Думы.
Обычно после избрания Государственная Дума продолжает оставаться на работе в течение четырех лет. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Они не могут занимать какую-либо другую работу или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, исследовательской или другой творческой деятельности. Во время своего пребывания в должности депутаты пользуются несколькими иммунитетами.
Депутат не может быть задержан, арестован или подвергнут обыску. Однако он может быть задержан по уголовному делу и подвергнут обыску в случаях, когда это разрешено законом и для обеспечения общественной безопасности. Все дела о снятии депутатской неприкосновенности подлежат разрешению Государственной Думой, действующей по представлению Генерального прокурора России.
Компетенция, полномочия и функции Государственной Думы :(А) Подведомственность Государственной Думе :
Статья 103 Конституции определяет компетенцию Государственной Думы.
Включает:
(i) Дача согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства России.
(ii) Решение о доверии Правительству России. Государственная Дума может вызвать падение Правительства, отклонив внесенное Правительством постановление о доверии.
(iii) Решение о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка России.
(iv) Решение о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины ее состава аудиторов.
(v) Решение о назначении и освобождении от должности Уполномоченного (Министра) по правам человека.
(vi) Решение об амнистии.
(vii) Нивелирование обвинения в импичменте против Президента России.
(viii) Принятие решений по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией России.
Решения или постановления по этим вопросам могут быть приняты большинством голосов депутатов Государственной Думы.
Законодательные полномочия Государственной Думы :Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России и законодательные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы, т.е. могут предлагать законодательные меры. Кроме того, Конституционный Суд России, Верховный Суд России и Высший Арбитражный Суд России также обладают правом законодательной инициативы в отношении своих юрисдикций.
Мероприятия по законотворчеству т.е. законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты по финансовым вопросам, в т.ч. Введение или отмена или уменьшение налогов, платежей в бюджет, а также изменение финансовых обязательств России могут быть внесены в Государственную Думу только соответствующим постановлением Правительства России. Законопроекты рассматриваются и принимаются Государственной Думой большинством голосов всех ее депутатов.
После этого они в пятидневный срок после прохождения Государственной Думой направляются на рассмотрение в Совет Федерации.Совет Федерации должен принять решение в течение четырнадцати дней. В случае принятия закона большинством голосов он становится законом. В случае непринятия Советом Федерации решения по федеральному закону по истечении 14 дней соответствующий федеральный закон считается принятым им.
В случае отклонения Советом Федерации такого федерального закона для разрешения разногласий двумя палатами создается согласительная комиссия. После этого закон снова рассматривается Государственной Думой.В случае сохранения разногласий и повторного принятия Государственной Думой соответствующего закона большинством в 2/3 от общего числа ее депутатов соответствующий закон становится законом.
Конституция предоставляет Совету Федерации свободу не принимать никаких решений по федеральным законам, принятым Государственной Думой. Они становятся действиями по прошествии четырнадцати дней. Однако Конституция в соответствии со статьей 106 обязывает Совет Федерации рассматривать отдельные виды законов как принятые Государственной Думой.
К таким законам относятся:
(а) Федеральный бюджет
(b) Федеральные налоги и сборы,
(c) Финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование и денежная эмиссия,
(г) Ратификация и денонсация международных договоров России,
(д) Статус и охрана государственной границы России,
(е) Война и мир.
Далее федеральный закон, принятый Федеральным Собранием в установленном порядке, направляется на подпись и опубликование Президенту России. Каждый закон, рассмотренный и принятый Государственной Думой и Советом Федерации, направляется Президенту в пятидневный срок после его принятия.
Президент может подписать этот закон в течение 14 дней, и в этом случае он становится законом и публикуется. В случае отклонения Президентом федерального закона в течение 14 дней и возвращения его на повторное рассмотрение Государственная Дума и Совет Федерации обязаны его повторно рассмотреть. Если после повторного согласования соответствующий федеральный закон повторно принят двумя палатами большинством не менее 2/3 их общего числа, Президент должен подписать и опубликовать федеральный закон в течение семи дней.Таким образом, Президент России может применять отлагательное вето на федеральные законы, принятые двумя палатами Федерального Собрания.
Кроме того, Государственная Дума и Совет Федерации совместно обладают полномочиями принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным Конституцией России. Такие федеральные конституционные законы (поправки) должны быть приняты двумя палатами квалифицированным большинством голосов. Федеральный конституционный закон должен быть принят Советом Федерации большинством не менее чем в 3/4 от общего числа его членов, а Государственная Дума — большинством в 2/3 от общего числа ее членов.
Когда обеими палатами большинством голосов принимается федеральный конституционный закон, он направляется на подпись Президенту России. Президент обязан подписать и опубликовать такие федеральные конституционные законы в течение 14 дней. Он не пользуется приостанавливающим вето в отношении таких законов.
Положение Государственной Думы :Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания России. Он представляет народ России. Это национальная, народная, демократическая и избираемая прямым голосованием палата Федерального собрания.Он обладает большими законодательными и финансовыми полномочиями. Он может отменить несогласие Совета Федерации.
Фактически верхней палате Федерального Собрания, т.е. Совету Федерации, отведена меньшая роль в сферах обычного законотворчества, а также в отношении финансового законодательства. Позицию Госдумы можно выгодно сравнить с индийской Лок Сабха и британской Палатой общин. Все федеральные законы, как обычные, так и финансовые, исходят из Государственной Думы.
Статья 104 гласит: «Проекты законов вносятся в Государственную Думу. Кроме того, за Государственной Думой остается последнее слово по всем федеральным законам. Совет Федерации может в лучшем случае вызвать отсрочку принятия законов».
Государственная Дума может вызвать падение Правительства России, отклонив его вотум доверия.
Таким образом, Государственная Дума — могущественная палата. По сравнению с Советом Федерации Государственная Дума занимает более высокое и могущественное положение.
Государственная Дума и Совет Федерации вместе образуют Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации. Конституция определяет его как высший представительный законодательный орган Российской Федерации.
Однако Федеральное Собрание не является суверенным органом:
(i) Федеральное Собрание должно действовать в соответствии с положениями Конституции России, которая является высшим законом страны.
(ii) Президент России может применять отлагательное вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.Иногда, когда президент пользуется поддержкой подавляющего большинства членов Федерального собрания, его двум палатам может быть очень трудно преодолеть отлагательное вето.
(iii) В некоторых случаях Президент России может распустить Государственную Думу до истечения срока ее полномочий.
(iv) Конституционный Суд России может осуществлять судебный надзор за законами, принятыми Федеральным Собранием.
(v) Две палаты Федерального Собрания могут принимать федеральные конституционные законы, но только очень значительным большинством — 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа членов Государственной Думы.
(vi) Федеральное Собрание может издавать законы только по вопросам, определенным Конституцией в соответствии со статьями 71 и 72.
(vii) Никакой федеральный закон не может нарушать какой-либо федеральный конституционный закон [статья 76(3)].
Таким образом, Федеральное Собрание России является федеральным, демократическим и общенациональным законодательным органом. Он занимает прочное и престижное положение в российской политической системе. Однако он не является ни суверенным, ни очень могущественным законодательным органом.
Заявление о результатах наблюдения за выборами в Государственную Думу в основной день выборов 19 сентября 2021 года
Это предварительное заключение по результатам наблюдения в основной день голосования, 19 сентября 2021 года, со стороны «Движения в защиту прав избирателей «Голос».
В Единый день голосования 19 сентября 2021 года в России состоялось почти 4,5 тысячи избирательных кампаний, в том числе выборы в Государственную Думу, прямые выборы глав девяти регионов, выборы в 39 региональных законодательных органов, выборы в местные органы власти.
Голос вел долгосрочное и краткосрочное наблюдение за всеми этапами похода.
По результатам многолетнего наблюдения составлено шесть аналитических отчетов: по агитации и мобилизации избирателей 1 , по выдвижению и регистрации кандидатов на основных региональных и местных выборах, по выдвижению и регистрации кандидатов 2 по выборам в Государственную Думу, о нарушениях избирательных прав граждан Российской Федерации 3 , о правовых особенностях выборов в Государственную Думу 4 , о политико-правовых особенностях региональных и местных выборов 5 .
«Голос» получал информацию от наблюдателей, членов избирательных комиссий, представителей СМИ, избирателей, кандидатов, партий и партнерских наблюдательных групп по различным каналам, включая горячую линию 8 800 333 33 50 , «Карту нарушений» и Интернет.
В ходе выборов на горячую линию единого колл-центра поступило 5943 звонков (общее время звонков 11 дней 6 часов 51 минута). На «Карту нарушений» по состоянию на 12:00 20 сентября по московскому времени поступило 4 973 сообщений о возможных нарушениях, в том числе 3 787 в дни голосования.
При оценке выборов «Голос» руководствуется принятыми в России конституционными и международными стандартами, предполагающими, что свободные выборы – это выборы, проводимые в условиях свободной и конкурентной агитации, с равными возможностями для участвующих кандидатов, а результаты голосования получены путем свободного участия избирателей и позволяют достоверно установить реальное волеизъявление избирателей. Свобода слова, ассоциаций и собраний рассматривается как обязательное условие свободного выражения воли избирателей.
К сожалению, в своей первичной оценке прошедших выборов Движение «Голос» вынуждено констатировать, что не может считать их действительно свободными и полностью соответствующими ни Конституции и законодательству Российской Федерации, ни международным избирательным стандартам. Результаты получены в несвободной и неравной избирательной кампании, при этом были ограничены пассивные избирательные права значительного числа граждан. Это не позволяет нам утверждать, что реальная воля избирателей была выражена в ходе свободной избирательной кампании.Нарушения при голосовании и подсчете голосов, трехдневной процедуре голосования подрывают доверие к достоверности результатов, выдаваемых системой избирательных комиссий. Более того, мы считаем, что способ проведения подсчета голосов в ряде регионов также во многом исказил результат.
В 2020-2021 годах законодательство было сильно изменено, что привело к фактическому лишению возможности баллотироваться на выборах многих политически активных граждан, находившихся в оппозиции к действующей власти, что противоречит Конституции. Бюллетени для голосования были очищены от некоторой части политического спектра России, что по своей сути не позволяло большому количеству граждан России избирать своих представителей.
Государственная монополизация СМИ и политическая ангажированность судов и избирательных комиссий привели к многократному преимуществу главного политического актора – администрации в предвыборной кампании, что фактически являлось нарушением избирательного законодательства.
В дни голосования в некоторых регионах были допущены нарушения, свидетельствующие о возвращении к практике прямого мошенничества, такие как удаление наблюдателей, ограничение доступа к информации, нарушение процедур, что привело к искажению итогов голосования .
Задокументированные факты фальсификаций и нарушений процедур, в том числе при подсчете голосов, требуют дополнительной проверки, в том числе детального анализа видеозаписей с избирательных участков. Только после анализа возможна окончательная оценка результатов подсчета голосов.
1. Общая оценка избирательной кампании, предшествовавшей дням голосования
Предвыборная кампания характеризовалась следующими особенностями.
1.1. Ограничение пассивных избирательных прав
Система, созданная в России к 2021 году, допускает произвольное лишение граждан права баллотироваться на выборах со стороны действующей власти. Ситуация резко ухудшилась по сравнению с 2016 годом, когда проходили предыдущие выборы в Госдуму. В дополнение к прежним квалификационным барьерам, таким как второе гражданство, вид на жительство или иностранные финансовые инструменты, судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также некоторые административные правонарушения, добавились новые: судимость за преступления средней тяжести и «участие в в организациях, признанных экстремистскими.Всего 9 миллионов граждан России лишились конституционного права избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.
1.2. Манипуляции с законодательством в преддверии выборов
Согласно принятым в России международным стандартам, стабильность избирательного законодательства является одним из ключевых условий проведения свободных и демократических выборов. Необходимо не допустить, чтобы власть имущие манипулировали правилами в своих интересах.
На самом деле количество и плотность существенных поправок, принятых за месяцы до начала выборов, свидетельствует о несоблюдении принципа стабильности законодательства как гарантии от злоупотреблений властью.Основная масса нововведений, принятых с 2018 по 2021 год, направлена на снижение политической конкуренции на выборах и облегчение фальсификаций. Следовательно, избирательное право значительно ухудшилось по сравнению с предыдущими выборами в Государственную Думу России в 2016 г.
1.3. Утрата независимости избирательных комиссий
Избирательные комиссии, созданные в качестве специализированных органов для защиты избирательных прав избирателей, постепенно теряют свою роль. В этой кампании исполнительные органы и органы безопасности де-факто взяли на себя роль проверки потенциальных кандидатов как одного из основных участников первичной фильтрации нежелательных кандидатов.Избирательные комиссии либо пытаются дистанцироваться от защиты избирательных прав граждан, либо выступают в роли пособников.
1.4. Сокращение числа зарегистрированных кандидатов
В то время как статус кандидата практически не дает никаких преимуществ, а также в условиях увеличения барьеров для регистрации кандидатов и роста рисков, связанных с участием в выборах и в политике в целом, граждане гораздо более неохотно выдвигают свои кандидатуры на выборах в Государственную Думу.Потенциальные кандидаты понимают, что у властей есть инструменты для произвольного отказа в регистрации. Хотя регистрация путем сбора подписей казалась практически невозможной, на стороны оказывалось давление. В результате некоторые сильные потенциальные кандидаты решили не баллотироваться, потерпели неудачу или им было отказано в доступе. В некоторых случаях сильные кандидаты в одномандатных округах отказывались от участия в гонке после получения регистрации.
Количество кандидатов, выбывших из партийных списков, значительно превышает уровень 2016 года, а количество и доля зарегистрированных самовыдвиженцев достигли минимума 2016 года.В результате количество зарегистрированных одномандатных кандидатов также сократилось с 2016 года.
1.5. Оппозиция правительства свободе информации
Свободные и содержательные публичные политические дебаты являются предпосылкой для выражения свободного волеизъявления избирателей. Однако, несмотря на свою Конституцию, в России уже много лет наблюдается зарождающаяся система государственной цензуры и тотальная пропаганда в СМИ. В искажении информационного поля к СМИ присоединились сайты органов власти и органов местного самоуправления и информационные каналы государственных учреждений.Нынешняя избирательная кампания не стала исключением, так как частота упоминаний и общее время вещания, отведенное «Единой России» на центральных телеканалах, было равно количеству, отведенному другим партиям в целом, а в отдельные периоды превышало их всех в разы. По этим показателям КПРФ отстает в 4-5 раз.
Параллельно эти выборы находились под более сильным влиянием другой среды с большей свободой, в первую очередь опиравшейся на оставшиеся независимые СМИ и социальные сети.Несмотря на серьезные усилия властей по доминированию социальных сетей, альтернативные точки зрения были представлены достаточно широко. Эта особенность отличает эти выборы от предыдущих, добавляя более равное публичное представительство партий. Это связано не с заслугами правительства, которое обязано защищать права и свободы граждан по Конституции России, а с изменением контекста, в котором государственная пропагандистская машина постепенно теряет свое влияние. Проблемы, с которыми сталкивается правительство в контроле над общественным мнением, могут быть причиной его все более репрессивной практики в управлении информационным пространством.
1.6. Нарушение принципов открытости при опубликовании информации о деятельности избирательных комиссий
Законодательство провозглашает принцип гласности и гласности в деятельности избирательных комиссий. Это является ключевым фактором в обеспечении общественного доверия к результатам выборов. К сожалению, это очередная предвыборная гонка, в ходе которой Центральная избирательная комиссия (ЦИК) России делает все больше шагов в сторону от этого принципа, несмотря на часто декларируемые усилия по обеспечению прозрачности выборов.
В частности, в сентябре 2021 года изменились требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам сайтов избирательных комиссий. Функция поиска и копирования фрагментов текста на сайте заменена на функцию предварительного просмотра контента. Требование загружать нормативные и иные документы «в формате, позволяющем пользователям сохранять их на своих устройствах и после сохранения осуществлять поиск и копирование любого фрагмента текста с помощью соответствующей программы предварительного просмотра («документ в электронном виде») и, дополнительно , так как «графические изображения» были удалены.В 2019 году снято требование по обеспечению возможности автоматической обработки, а в 2021 году добавлено требование по защите сайтов избирательных комиссий от средств автоматической обработки.
В последние дни ЦИК России закодировала результаты предыдущих и текущих выборов в общедоступной версии Государственной автоматизированной системы «Выборы» (ГАС «Выборы») на izbirkom.ru , чтобы данные протоколов не могли быть скопированы. При копировании-вставке цифры превращаются в буквы.17 сентября izbirkom.ru также ввел жесткий лимит предварительного просмотра в 30 протоколов PEC на пользователя с последующей блокировкой в случае превышения. Утром 20 сентября сайт стал настолько медленным, что им было практически невозможно пользоваться.
Кроме того, ЦИК России перешел на публикацию протокольных данных от ГАС Выборы 6 со значительным временным лагом после опубликования агрегированных данных в информационном центре ЦИК России.
Запрет общедоступных видеотрансляций с избирательных участков стал еще одним способом сокрытия важной общедоступной информации.
1.7. Давление на журналистов и наблюдателей
В преддверии дня голосования правительство усилило давление на независимых наблюдателей и журналистов, наиболее заметным из которых стало причисление Движения «Голос», ряда СМИ и отдельных журналистов к так называемым «иностранным агентам», информационные ресурсы, а также пометить проект как «нежелательную организацию». Это сопровождалось организованной государством клеветнической кампанией против наблюдения граждан.В рамках этого центральные телеканалы и другие крупные СМИ, а также члены общественных палат и избирательных комиссий без какой-либо проверки распространяли бутафорские видеоролики и другую ложную информацию из анонимных Telegram-каналов.
2. Предварительные итоги наблюдения в дни голосования (17–19 сентября)
Независимые наблюдатели отметили следующие основные особенности дней голосования.
2.1. Увеличение нагрузки на членов комиссии и наблюдателей в связи с трехдневным голосованием
Уровень открытости и прозрачности избирательной системы явно снизился.Наблюдение за тремя днями голосования утомляет членов комиссии и наблюдателей. К концу 3-го дня многие испытывают естественную усталость, снижается бдительность и скорость реакции.
Одновременно наметилась тенденция к имитации общественного надзора за счет привлечения квази-НПО и пропагандистских групп. Имитируя бешеную деятельность, группы заявляют, что подготовили огромное количество наблюдателей, присутствующих на всех избирательных участках. Однако на самом деле наблюдатели, делегированные общественными палатами, представляются сотрудниками государственных учреждений или аффилированного с администрацией гражданского общества, часто членами «Единой России», которых также можно использовать для противодействия подлинному гражданскому наблюдению.
2.2. Отсутствие возможности проверки общественностью честности электронного голосования
В Постановлении от 22 апреля 2013 г. № 8-П Конституционный Суд России отметил, что право граждан на участие в управлении государством выходит за рамки собственно свободного голосования. Граждане как ассоциированные участники народного суверенитета вправе контролировать порядок подсчета голосов и устанавливать итоги голосования и возможность законного реагирования на выявленные нарушения.Таким образом, Конституционный Суд России указывает на неотъемлемость права граждан на осуществление контроля за процедурами волеизъявления. Это представительство призвано гарантировать легитимность решений голосования в сознании как их сторонников, так и противников.
Однако законодатель не предоставил действенных инструментов для реализации гражданами данного конституционного права в случае дистанционного онлайн-голосования. Система голосования и подсчета голосов непрозрачна даже для людей со специальными знаниями в области ИТ, не говоря уже об остальных избирателях.Таким образом, действующая система электронного голосования не соответствует высоким стандартам подотчетности избирательных процедур перед общественностью.
Сбои Портала в первый день голосования еще больше подорвали доверие к системе онлайн-голосования. В то время как значительная часть избирателей сталкивалась с проблемами при реализации своего активного избирательного права в течение трех дней голосования, подсчет голосов необъяснимым образом затянулся до утра 20 сентября.
2.3. Принуждение к голосованию
Явление, несовместимое со свободой выбора, принуждение к голосованию — проблема российских выборов, годами не решаемая. Однако введение трехдневного и онлайн-голосования создало больше инструментов для принуждения.
Многодневное голосование позволило многим работодателям контролировать участие своих сотрудников в выборах, о чем свидетельствуют огромные толпы избирателей, которым потребовалось несколько часов для работы комиссий рано утром в пятницу, 17 сентября, на многих избирательных участках по всей стране.
В условиях принуждения и недоверия к системе электронное голосование также способствовало манипулированию выбором избирателей, попавших под влияние работодателей или властей.Учитывая непонимание системы, многие граждане опасались, что начальство увидит, как они проголосовали.
2.4. Нарушение порядка голосования, хранения документации и подсчета голосов
Как установлено Конституционным Судом России в Определении от 25 июня 2019 г. № 1575-О, законодатель обязан надлежащим образом обеспечить, чтобы «вводимые им избирательные процедуры были справедливыми и прозрачными, исключали возможность фальсификации итогов избирательного процесса, способствовать объективному и достоверному отражению фактических результатов избирательного волеизъявления граждан. Конституционный Суд также отметил, что последовательное выполнение требований, установленных законом, является, по сути, единственным способом исключить возможность неточного подсчета (просчета) голосов и неправильного (неправильного) отражения их в итоговом протоколе голосования.
Однако многие комиссии легко пропускали процедуры на всех этапах, включая дни голосования, хранение бюллетеней и документов в ночное время и при подсчете голосов. О подобных нарушениях за весь период голосования и подсчета голосов наблюдатели и члены комиссии со всей страны прислали сообщения в большом количестве.В результате невозможно было проверить честность результатов голосования даже при отсутствии у комиссий недоброжелательности (не говоря уже о ситуациях, когда недоброжелательность присутствовала). Из-за этого у населения практически нет возможности перепроверить и убедиться в честности выборов.
2.5. Препятствование работе наблюдателей, членов комиссии и представителей СМИ, а также тактика силовой игры
В эти дни система избирательных комиссий противостояла наблюдателям яростнее, чем когда-либо за последние как минимум пять лет. Используемые методы включали выдворение с избирательных участков, в том числе меры с участием полиции без решения суда, угрозы жизни и здоровью, порчу имущества и даже попытки физического насилия со стороны неустановленных лиц, допускаемые как милицией, так и членами избирательной комиссии (избиения, блокирование автомобилей препятствия на пути к избирательным участкам и т. д.).
Фактически за три дня с 17 по 19 сентября во многих регионах были отменены многолетние меры предыдущего состава ЦИК России по нормализации отношений между комиссиями и наблюдателями.Особенно отличились Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан и Краснодарский край. Настораживают факты невмешательства полиции в случаи насилия со стороны организованных групп, как будто государство делегировало свою монополию на насилие неизвестным лицам.
2.6. Вопросы мобильного голосования
Мобильное голосование (домашнее голосование) остается в силе в качестве административной технологии для изменения результатов голосования. Не выражая своего желания голосовать на дому, многие лица участвовали в домашнем голосовании.Голосование по доверенности — еще одна практика, связанная с домашним голосованием. Вместо того, чтобы составлять собственный список заявлений о голосовании на дому, добровольно поданных избирателями, большинство избирательных комиссий опирается на списки, совместно используемые исполнительными органами и органами социальной защиты.
Некоторые участковые избирательные комиссии указали нереальное количество лиц, голосующих на дому. Эта практика также способствовала прямому мошенничеству и фальсификации участия избирателей. На ряде избирательных участков зафиксированы случаи аннулирования итогов голосования на дому.
2.7. Вброс бюллетеней, голосование по доверенности и многократное голосование
Симптоматично, что наиболее тревожные сообщения о давлении на наблюдателей, членов комиссий, СМИ и кандидатов поступали из регионов, где традиционно были распространены фальсификации. Этот раз не отличался большим количеством сообщений о возможных случаях вброса бюллетеней, многократного голосования или голосования по доверенности. Наблюдатели сообщали о случаях ночных вторжений на избирательные участки и снятия печатей, штампов и сейфов.В дни голосования сообщения о голосовании по доверенности поступали из многих регионов.
Каталожные номера:
1 См. резюме на немецком языке здесь — REM
2 См. резюме на немецком языке здесь — REM
3 См. резюме на немецком языке здесь — REM
4 См. резюме на немецком языке здесь — REM
5 См. резюме на немецком языке здесь — REM
6 Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (выборы) — РЭМ
Исходный текст можно найти здесь (RU).
Название парламента (общее/переведенное) | Федеральное Собрание / Федеральное Собрание |
Структура парламента | Двухпалатный |
Название камеры (общее/переведенное) | Государственная Дума / Государственная Дума |
Родственная палата (для двухпалатных парламентов) | Советская Федерация / Совет Федерации |
НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК ПОЛНОМОЧИЙ | |
Титул | Председатель Государственной Думы |
Срок | — продолжительность: 4 года (срок Палаты) — причины прерывания срока полномочий: отставка, обжалование ответственности Президента, смерть, роспуск Государственной Думы |
Запись на прием | — избран всеми депутатами Государственной Думы — после проверки мандатов |
Право на участие | — кандидатом может быть любой депутат |
Система голосования | — официальное голосование тайным или открытым голосованием — требуется простое большинство — может быть несколько туров голосования — в случае череды голосов допускаются новые кандидаты |
Процедуры/результаты | — старший депутат председательствует в Думе при голосовании — Счетная комиссия наблюдает за ходом голосования — Счетная комиссия без промедления объявляет результаты — результаты не могут быть оспорены |
СТАТУС | |
Статус | — занимает 4 место в иерархии Государства — представляет Думу при органах власти — представляет Думу в международных органах. — в отсутствие президента его роль и функции может выполнять первый вице-президент или один из других вице-президентов. |
Доска | — Совет Думы регулируется Регламентом — состоит из председателей политических фракций и председателей депутатских групп. — в настоящее время 8 членов избираются на 4 года. — обычно собирается два раза в неделю — представляет собой настоящее коллегиальное президентство. |
Материальные средства | — надбавка на 40 % выше, чем у депутатов — служебный автомобиль — секретариат — телохранители |
ФУНКЦИИ | |
Организация парламентского дела | (нет роли) |
Председательство на открытых заседаниях | — обеспечивает соблюдение положений Конституции и Регламента. — делает объявления о Думе — принимает дисциплинарные меры в случае беспорядков и отменяет такие меры — устанавливает список выступающих, дает и отзывает разрешение на выступление — назначает голосование, решает, как его провести, проверяет процедуру голосования и отменяет голосование в случае нарушений — проверяет кворум — удостоверяет подлинность принятых текстов и протоколов дебатов. — толкует правила или иные положения, регламентирующие жизнь Думы. |
Особые полномочия | — председательствует в Совете Думы, который принимает бюджет этого органа. — составляет бюджет Думы — предлагает Генерального секретаря Совету Думы — играет особую роль в ведении иностранных дел или оборонных дел. — отвечает за отношения с иностранными парламентами. — отвечает за безопасность, и в этом качестве может вызвать полицию в случае беспорядков в Думе |
Право выступления и голосования, другие функции | — берет слово в законодательных дебатах — принимает участие в голосовании — предлагает законопроекты или поправки — вмешивается в процедуру парламентского надзора — обеспечивает конституционность законов |