Что такое лексика в русском языке определение: Лексика – что это такое в русском языке, определение и примеры (5 класс)

Содержание

Что такое лексика в русском языке

ЛЕКСИКА — это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

То есть, лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

— слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

— новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова — это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним — производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое значение — это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.

Переносное значение — это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -‘твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания’, а переносное значение — ‘тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь’.

Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология

 – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.

Что это — лексика в русском языке и чем она характерезуется

Русский язык велик и безграничен. Он красив и многогранен. Что такое лексика в русском языке? Что такое слово и какие у него признаки?

Что такое лексика в русском языке?

Лексика — это абсолютно все слова определённого языка. Лексикология — предмет, изучающий словарный запас, который в любом языке достаточно подвижен, поскольку реагирует на все изменения в жизни социума. Главным предметом изучения является само слово. Его признаки — это наличие звуковой формы, лексического и грамматического значения. Лексическое значение имеют только самостоятельные части речи, за исключением местоимений, а также имен собственных.

Разновидность лексики и ее особенности

Существуют такие разделы лексики, как семасиология, ономасиология, этимология, фразеология, ономастика, а также лексикография. Особенности лексики достаточно многообразны. Она имеет исторический характер, состоит из подсистем, характеризуется иерархическими, парадигматическими и синтагматическими отношениями, а также имеет большое количество единиц, тесную связь с контекстом и открытую систему.

Социальная структура русского языка

Что такое лексика в русском языке, вопрос достаточно неоднозначный. Дело в том, что для каждой прослойки общества существует свой язык. Различают пять видов национальной лексики: просторечие, жаргон, диалекты, а также профессиональный и литературный словарный запас.

Что такое кодифицированный язык?

Литературный язык — наивысшая форма языка и основа культуры речи. Для него характерны нормативность, стилистическая дифференцированность, полифункциональность и наивысший социальный престиж. Он является полным противопоставлением некодифицированным подсистемам, которые включают в себя диалекты, просторечия, сленг, а также жаргонизмы.

Что такое нормативность языка?

Нормативность — это наличие орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм. Например, на востоке Украины многие говорят брАла и пОняла. Такое ударение является нарушением орфоэпических норм. В русском литературном языке нормы закреплены в словарях и справочниках. Кодифицированный язык используется во всех сферах деятельности и существует в разных функциональных стилях.

Словарный запас русского языка с точки зрения происхождения

Лексический запас русского языка — результат длительного исторического развития. На данный момент в языке присутствует множество древних, по происхождению, слов, таких как: хлеб, вода, дуб и множество других. С точки зрения происхождения, лексика разделяется на две группы — исконно русскую и заимствованную. Заимствованные слова — это чаще всего неологизмы. Причин для заимствования достаточно много. Самые популярные из них — попытка укоротить исконно русское слово, исторический контакт народов и отсутствие в лексике названия для нового явления или предмета.

Некодифицированная лексика

Ненормативная лексика — это словарный запас, в котором отсутствуют литературные нормы. К такой лексике относятся просторечия, грубые экспрессивные слова, в числе которых мат и обсценная лексика, вульгаризмы, диалектизмы, арго, жаргон, а также сленг.

Просторечие — это лексика, не имеющая системного характера. Ее обычно используют лица, которые полностью не владеют нормами литературного языка. К просторечиям относят грубо-экспрессивные слова. Например, дрыхнуть ‘спать’; брехать ‘лгать’ и другие. Такая лексическая группа характерезуется выражением отношения к обозначаемому.

Мат, а также обсценная лексика — один из самых важных признаков просторечия. С помощью матов, носитель просторечия, подчеркивает свое раздражение или готовность к активным действиям. Обсценная лексика характеризуется бранными выражениями, которые используются для выражения реакции на неожиданную ситуацию.

Диалекты, арго и жаргон

Диалектизмы — это также ненормативная лексика, которая используется на определенной территории. Их разделяют на 6 типов — фонетический, лексический, семантический, этнографический, фразеологический и грамматический. Арго используют для самоутверждения в криминальной зоне. К арготизмам относятся такие слова — перо ‘нож’, пришить ‘ убить’ и другие. К ненормативной лексике относят также жаргон. Это разновидность национально языка, которую используют люди с каким-то общим социальным признаком. К жаргоном также относят профессионализмы. Такие слова используют люди какой-либо определенной профессии.

Вопрос о том, что такое лексика в русском языке, достаточно сложный. Известно, что именно русский язык является одним из самых тяжёлых для изучения. Для того, чтобы научиться красиво говорить, нужно старательно изучать, а также запоминать все нормы литературного языка. Следует максимально исключить со своего лексикона просторечия, диалектизмы, а также бранные слова. Используя литературный язык, ваша речь будет необычайно красиво звучать и привлекать окружающих.

Обобщающий урок по разделу «Лексика». 2-й класс

Цель:

развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;
отработать навык работы с толковым словарём

Задачи:

1) Научить различать прямое и переносное значение в простых ситуациях;

2) Уметь находить и подбирать к словам – слова синонимы;

3)Закрепить знания в подборе слов антонимов;

4) Работать над каллиграфией письма;

5) Закрепить знания в определении лексического значения многозначного слова в тексте.

Оборудование: картина с изображением замка, толковые словари, учебники русского языка 5 класса, рисунки многозначных слов, рисунок ринга антонимов, рисунок комнаты смеха (гребень разные рисунки), галерея синонимов.

Ход:

1) Чистописание и словарная работа

– Дополните сочетание букв (мол) до слова. Дети записывают (Молоко, молоток, молот)

– Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Дети делят на слоги, ставят ударение (Молоко, молоток, молот)

– Назовите безударную гласную в словах, которую можем проверить ударением. Дети подбирают слова (молочный, молот)

– Составьте предложение со словом молоко. Дети составляют устно разные предложения. Одно предложение комментирует ученик, дети записывают.

(Дает корова молоко)

Разберите по членам предложения.

2) Закрепление по разделу “Лексика”

Сегодня мы с вами отправимся в страну “Лексики” и закрепим все свои знания в этой области; обобщим и закрепим знания в определении лексического значения многозначных слов; будем подбирать слова антонимы и строить синонимический ряд слов; работать будем по вариантам, по рядам, по группам и коллективно.

-Вы готовы!

(Дети отвечают)

1 шаг

Чтобы отправиться, надо сначала вспомнить, что такое “Лексика”?

Лексика – это наука о словах, а точнее об их значениях.

Слова – это строительный материал языка, из них в стране созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами попробуем что-нибудь создать. Но помните, самое главное здесь то, что каждое слово имеет своё значение, им оно отличается от других слов языка. Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение.

– А где можно узнать лексическое значение слова?

(Дети отвечают)

У: Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Это особые справочные книги. Там дается разъяснение слов.

У: Как же располагаются слова в этих книгах? (в алфавитном порядке)

(Дети отвечают)

– Давайте откроем толковый словарик (учебник 5-го класса русский язык страница 305) и прочитаем определение слов:

Айсберг

Маяк

Земля

– Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор?

(Дети отвечают)

– Сколько значений имеют слова айсберг, маяк, земля?

(Дети отвечают)

2 шаг

Вывод: У слова бывает не одно значение, а много и такие слова называются многозначные.

Оформление доски: картина с изображением замка из страны Лексика (рисунок 1)

Работа по рядам:

Запишите предложения о земле.

1 ряд: Как о планете Солнечной системы.

2 ряд: Земля в значении суши.

3 ряд: Земля, почва, верхний слой нашей планеты

– Подчеркните главные члены предложения.

– Объясните толкование многозначного слова в стихотворении и найдите слова помощники.

Ключ

Много разных есть ключей:

Ключ– родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный

Ключ дверной (рисунки)

(Дети отвечают) (Рисунок 5)

Молодцы! (На доске появляются таблички: лексическое значение, многозначные слова, однозначные слова, рисунок с многозначными словами)

3 шаг

Работа по учебнику (О. Л. Соболева. Русский язык, 2 класс, страница 120-121).

Переносное значение

В этой стране есть комната смеха (рисунок 2).

Смотрите, а там какое-то слово стоит – в кривые зеркала заглядывает, похохатывается. (ответы детей)

– Что такое переносное значение? (ответы детей)

Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

– Что же видите в комнате смеха? (ответы детей)

Деревянный гребень

Петушиный гребень

Гребень волны

Гребень горы

– Найдите, где у слова ГРЕБЕНЬ прямое значение, а где переносное значение? (ответы детей)

Работа с учебником страница 119.

Спишите. Объясните значение слово “золотой”.

Объясните, в каком предложении это слово употребляется в прямом значении? (ответы детей)

У куклы золотые волоса.

У Буратино золотой ключик.

У папы Карло золотое сердце.

4 шаг (работа продолжается по учебнику)

У: Когда значения спорят? (рисунок3)

В этой стране часто проводятся чемпионат среди антонимов.

– Что же такое антонимы? (ответы детей)

Антонимы – это слова – противники, потому что у них противоположные значения

3)Физминутка.

Вы готовы со мной посостязаться. У учителя в руках мяч, он бросает мяч – слово, а дети возвращают мяч и говорят слово с противоположным значением.

Умный – глупый, белый – черный, здоровый – больной, вверх – вниз, близко – далеко, низко – высоко, толстеть – худеть, смеяться – плакать, тонем – всплываем, утро – вечер, день – ночь.

Отдохнули.

Посмотрим, как вы сможете распределить антонимы по группам (письменная работа в тетради).

Работа по вариантам. Работа по учебнику 5 класса страница 148

1 вариант время, температура

2 вариант цвет, размер

3 вариант место, температура

Ранний – поздний, широкий – узкий, белый – чёрный, тогда – теперь, яркий – тусклый, короткий – длинный, утро – вечер, высокий – низкий, жара – холод, близко – далеко, горячий – холодный, подземный – надземный, бледный – румяный, вверх – вниз, нагреть – остудить.

5 шаг

В этой стране есть прекрасная галерея синонимов (рисунок 4).

– Что же такое синонимы? (ответы детей)

Синонимы – это слова – друзья. У них близкие значения, хотя с виду и на слух они совсем не похожи.

Работа в группах

1) Ребята, надо выстроить синонимический ряд к словам.

Путь – (дорожка, дорога, тропинка).

Метель – (пурга, буран).

Пища – (еда).

Огромный – (громадный).

Разговор – (болтовня).

Обет – (обещание, клятва).

Друг – (товарищ, приятель).

Смеяться – (хихикать, хохотать).

2) Найдите, что здесь лишнее?

Огонь, дым, пламя.

Лошадь, конница, кавалерия.

Шалун, тихоня, озорник.

Дети доказывают, объясняют.

В 1строке лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только по-разному называются.

Во 2 строке лишнее слово лошадь, потому что она одна, а коннице и в кавалерии их много.

В 3 строчке лишнее слово тихоня.

Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного.

– Молодцы ребята.

– Запишите слово ребенок, и подбери и создай синонимический ряд.

(Дети выполняют задание)

(Ребёнок – дитя, малыш, малютка, крошка, деточка, детёныш).

3)Итог урока.

– Где вы сегодня, ребята, побывали?

– Что такое лексика?

– Чем отличается многозначные слова от однозначных слов?

– О чем ты узнал в комнате смеха?

– Что особенного в галерее узнали?

– Кто участвовал в чемпионате?

Закончить я урок хочу прощальной игрой “ Наоборот”.

Вы, ребята, мне помогите.

А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней.
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черёд
Сыграть в игру “Наоборот”
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…..(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко).
Скажу я слово потолок
А ты ответишь…(пол).
Скажу, я слово потерял,
И скажешь ты…(нашёл).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай…(конец).

Определите свой уровень владения русским языком

РАСШИРЕННЫЙ
(C1)
 Вы используете русский язык в самых разных ситуациях. Вы можете посвятить свое время расширению своего активного словарного запаса специальной и профессиональной терминологией в соответствии с вашими потребностями. Совершенствуйте свои разговорные навыки, изучайте новые речевые обороты, читайте русские книги в оригинале!
ВЕРХНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
(B2)
Вы достаточно свободно говорите по-русски, но все еще мало уверенности в своих силах.Вы научитесь вести дискуссии и переговоры на русском языке. Работайте над сложными грамматическими аспектами, обогащайте словарный запас и повышайте точность речи!
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
(B1)
Вы можете вести повседневные разговоры. Вы разовьете беглость речи, то есть будете говорить быстрее и точнее. Работайте над грамматикой и увеличивайте словарный запас!
НИЖНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
(A2)
Вы понимаете русский язык в основных ситуациях, но ограничены в выражении собственных мыслей.Вы неплохо владеете русским языком, необходимым для общения в повседневной жизни. Вы хотите работать над грамматикой, словарный запас и развивать свое понимание устной речи.
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
(A1)
У вас небольшой словарный запас, коммуникативные навыки и грамматические конструкции. К моменту отъезда из Калининграда вы уже не будете новичком!
АБСОЛЮТНЫЙ НАЧИНАЮЩИЙ
(A0)
Ты знаешь всего несколько слов.Например, слово «привет»!

 

Ниже вы найдете подробный тест, который даст вам представление о темах, над которыми вам еще нужно поработать.

Вы можете скачать его, заполнить и отправить на наш электронный адрес. Наши преподаватели дают индивидуальную оценку вашим знаниям.

Внимание! Если вы не можете ответить ни на один вопрос теста, пропустите его и перейдите к другой теме или вопросу.

Потренируйтесь узнавать слова из вашего списка русского словаря

Потренируйтесь узнавать слова из вашего списка русского словаря
Русский для всех Изучайте русский язык онлайн

Самоучитель для изучающих русский язык на начальном уровне
и для учащихся среднего уровня, желающих повторить базовую грамматику и словарный запас.



Слова и картинки Игры

Потренируйтесь распознавать слова из вашего списка русского словаря

/>


Вернуться к играм
Угадай русские слова для:

  Смешанная лексика (1)

суп, стол, роза, зонт, ваза, лампа, батон, домик, банан, стул;

Смешанная лексика (2)

груша, яблоко, записка, собака, кресло, чайник, рыба, нож, семья, чашка;

  Смешанная лексика (3)

книга, словарь, компьютер, принтер, журнал, газета, ручка, карандаш, учебник;

Транспорт самолет, автобус, автомобиль, корабль, велосипед, вертолет, троллейбус, поезд, яхта, мотоцикл

Словарь русского языка: тематический подход — E-bok — Pinhok Languages ​​

Словарь русского языка + словарь русского языка
Этот словарь русского языка содержит более 3000 слов и фраз, сгруппированных по темам, чтобы вам было легче выбрать, что изучать в первую очередь. Кроме того, указатель во второй половине книги содержит базовый русско-английский, а также англо-русский словарь, что делает ее отличным ресурсом для учащихся всех уровней.

Что вы можете ожидать от этой книги:
Этот ресурс для изучения русского языка представляет собой комбинацию словаря русского языка и двустороннего базового словаря русского языка:
Часть 1. Тематический словарь русского языка: Это основная часть книги и представляет собой список глав, каждая из которых содержит русскую лексику по определенной теме.Русские словари в главах не отсортированы с целью отделить их запоминание от определенного алфавитного порядка. Вы можете начать с любой главы и погрузиться непосредственно в темы, которые вас интересуют больше всего.
Часть 2 — Базовый англо-русский словарь: Указатель во второй половине книги можно использовать как базовый словарь русского языка для поиска выученных, но не запоминающихся слов или изучения новых слов, которые вам нужны.
Часть 3 — Базовый русско-английский словарь: Простая в использовании и с нужным количеством слов, эта третья часть завершается вторым указателем, позволяющим искать русские слова и напрямую находить английский перевод

Как пользоваться этот русский словарь:
Не знаете, с чего начать? Мы предлагаем вам сначала изучить главы о глаголах, прилагательных и словосочетаниях в первой части книги. Это даст вам прекрасную базу для дальнейшего изучения и уже достаточный словарный запас для базового общения. Русские словари во второй и третьей частях можно использовать всякий раз, когда нужно найти слова, которые вы слышите на улице, английские слова, для которых вы хотите знать русский перевод, или просто выучить несколько новых слов.

Некоторые заключительные мысли:
Словарные книги существуют уже много столетий, и, как и многие другие вещи, которые существуют уже некоторое время, они не очень модны и немного скучны, но обычно работают очень хорошо.Вместе с основными разделами словаря русского языка этот словарь является отличным ресурсом, который поможет вам в процессе изучения русского языка и будет особенно удобен, когда нет Интернета для поиска слов и фраз.

Какая лексика в русском языке и какая она превосходная

Русский язык велик и безграничен. Он красивый и универсальный. Что такое лексика в русском языке? Что это за слово и каковы его симптомы?

Какой словарный запас в русском языке?

Лексика – это абсолютно все слова языка. Лексикология — предмет изучения лексики, которая в любом языке достаточно подвижна, так как реагирует на все изменения в жизни общества. Главным объектом изучения является само слово. Его характеристикой является наличие в звуковой форме лексических и грамматических значений. Лексическое значение имеют только самостоятельные части речи, кроме местоимений и имен собственных.

Добрые слова и их признаки

Существуют такие разделы лексики, как семасиология, ономасиология, этимология, фразеология, ономастика и лексикография.Особенности лексики довольно разнообразны. Он имеет исторический характер, состоит из подсистем, характеризуется иерархическими, парадигматическими и синтагматическими отношениями, а также имеет большое количество единиц, тесную связь с контекстом и открытую систему.

Социальная структура русского языка

Какова лексика в русском языке, вопрос достаточно неоднозначный. Дело в том, что каждый слой общества имеет свой язык. Существует пять видов национальной лексики: разговорная, сленговая, диалектная, профессионально-литературная лексика.

Что такое кодифицированный язык?

Литературный язык — высшая форма языка и основа речевой культуры. Для него характерны нормативность, стилистическая дифференциация, полифункциональность и более высокий социальный престиж. Это полное сопоставление неявных подсистем, включающих диалекты, разговорные выражения, сленг и жаргонизмы.

Рекомендуем

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э.Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч…

Что такое нормативность языка?

Нормативность — наличие орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм. Например, на Востоке Украины многие говорят бери и разбирайся. Этот акцент является нарушением орфоэпических норм. В русском литературном языке нормы зафиксированы в словарях и справочниках. Кодифицированный язык используется во всех сферах деятельности и существует в разных функциональных стилях.

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Лексика русского языка — результат длительного исторического развития. На данный момент в языке много древних, по рождению слов, таких как: хлеб, вода, дуб и многие другие. С точки зрения происхождения лексика делится на две группы — исконно русскую и заимствованную. Заимствованные слова часто являются неологизмами.Причин для заимствования много. Самые популярные из них — попытка сокращения исконно русского слова, исторический контакт народов и отсутствие в лексике названий нового явления или предмета.

Неявная лексика

Ненормативная лексика — это лексика, не имеющая литературных стандартов. эта лексика включает просторечие, грубые выразительные слова, в том числе нецензурную и нецензурную лексику, сленг, диалект, сленг, жаргон и сленг.

Народный язык — это язык, не имеющий системного характера. Обычно им пользуются лица, совершенно не владеющие нормами литературного языка. К просторечию относятся грубо-экспрессивные слова. Например, спать «спать»; брехат ‘ложь’ и другие. Такая лексическая группа, которая является выражением отношения к обозначаемому.

Мат, а также нецензурная лексика является одной из важнейших особенностей просторечия. Матами носитель просторечия подчеркивает свой гнев или готовность к действию. Нецензурная лексика характеризуется ругательствами, которые используются для выражения реакции на неожиданную ситуацию.

Диалекты, сленг и жаргон

Диалект – это ненормативная лексика, которая используется в определенной области. Они делятся на 6 типов — фонетические, лексические, семантические, этнографические, фразеологические и грамматические. Арго используют для самоутверждения в криминальной сфере. К эрготизму относятся такие слова — перо «нож», шить «убей» и другие. К ненормативной лексике также относятся жаргонизмы. Это вариант национального языка, который используется людьми с некоторыми общими социальными характеристиками. К жаргонизму также относятся профессионализмы.Эти слова употребляются людьми определенной профессии.

Вопрос о том, какая лексика в русском языке достаточно сложен. Известно, что русский язык является одним из самых сложных для изучения. Для того чтобы научиться красиво говорить, нужно усердно изучать и запоминать все нормы литературного языка. Должна быть возможность исключить из своего лексикона просторечия, диалектные и нецензурные выражения. Используя литературный язык, ваша речь будет звучать необыкновенно красиво и привлекать окружающих.

Что такое лексика в русском языке и как она характеризует

Русский язык велик и безграничен. Он красив и многогранен. Какой словарный запас в русском языке? Что такое слово и каковы его признаки?

Какой словарный запас в русском языке?

Лексика – это абсолютно все слова определенного языка. Лексикология – это предмет, изучающий словарный запас, который в любом языке достаточно подвижен, так как реагирует на все изменения в жизни общества.

Главным предметом изучения является само слово. Его признаками являются наличие звуковой формы, лексического и грамматического значения. Лексическое значение имеют только самостоятельные части речи, за исключением местоимений, а также имен собственных.

Разнообразие лексики и ее особенности

Существуют такие разделы лексики, как семасиология, ономасиология, этимология, фразеология, ономастика, лексикография. Особенности лексики весьма разнообразны.

Имеет исторический характер, состоит из подсистем, характеризуется иерархическими, парадигматическими и синтагматическими отношениями, а также имеет большое количество единиц, тесную связь с контекстом и открытую систему.

Социальная структура русского языка

Какова лексика в русском языке, вопрос достаточно неоднозначный. Дело в том, что для каждого слоя общества есть свой язык. Существует пять видов национальной лексики: просторечная, жаргонная, диалектная, а также профессиональная и литературная лексика.

Что такое кодифицированный язык?

Литературный язык является высшей формой языка и основой культуры речи. Для него характерна нормальность, стилистическая дифференциация, полифункциональность и высочайший социальный престиж.Это полная противоположность некодифицированным подсистемам, включающим диалекты, просторечия, сленг и жаргон.

Что такое нормативный язык?

Нормативность – это наличие орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм. Например, на востоке Украины многие говорят брала и понимала. Это ударение является нарушением орфоэпических норм. В русском литературном языке нормы закрепляются в словарях и справочниках. Кодифицированный язык используется во всех сферах деятельности и существует в разных функциональных стилях.

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Лексический фонд русского языка является результатом длительного исторического развития. На данный момент в языке много древних слов, таких как хлеб, вода, дуб и многие другие. С точки зрения происхождения лексика делится на две группы — исконно русскую и заимствованную. Заимствованные слова часто являются неологизмами. Есть много причин для заимствования. Самая популярная из них — попытка сокращения исконно русского слова, исторический контакт народов и отсутствие в лексиконе названия нового явления или предмета.

Неопределенная лексика

Ненормативная лексика — лексика, в которой отсутствуют литературные нормы.

К такой лексике относятся просторечия, грубые выразительные слова, в том числе математическая и нецензурная лексика, вульгаризмы, диалектизмы, арго, жаргон и сленг.

Просторечие – это лексика, не имеющая системного характера. Его обычно употребляют лица, не до конца понимающие нормы литературного языка. К просторечию относится грубо-выразительное слово. Например, спать ‘спать’; богат ‘ложь’ и др.Для такой лексической группы характерно выражение отношения к обозначаемому.

Мат, а также нецензурная лексика — один из важнейших признаков просторечия. С помощью матов носитель языка подчеркивает свое раздражение или готовность к активным действиям. Нецензурная лексика характеризуется ругательными выражениями, которые используются для выражения реакции на неожиданную ситуацию.

Диалекты, арго и жаргон

Диалектизм также является ненормативной лексикой, которая используется на определенной территории.Они делятся на 6 типов — фонетические, лексические, семантические, этнографические, фразеологические и грамматические. Арго используется для самоутверждения в криминальной зоне. К арготизмам относятся такие слова — перо ‘нож’, пришито ‘убивать’ и другие. К ненормативной лексике также относят жаргонизмы. Это своего рода национальный язык, которым люди пользуются с каким-то общим социальным признаком. К жаргонизму также относят профессионализм. Такие слова используют люди какой-либо конкретной профессии.

Вопрос о том, какая лексика в русском языке, достаточно сложный.Известно, что русский язык является одним из самых сложных для изучения. Для того, чтобы научиться красиво говорить, нужно внимательно учиться, а также помнить все нормы литературного языка.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *