Что такое чередующиеся гласные в корне: Чередующиеся гласные в корне слова

Самостоятельная работа по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корне слова» 5 класс

1 вариант

Задание 1.

  • Предл…гать ничью

  • Прил…жение к журналу

  • популярное изл…жение

  • густо р…сти

  • маленький р…сток

  • перспективная отр…сль

  • разл…жить р…стения

  • молодая пор…сль

  • р…стительная пища

  • дубы разр…слись

  • ул…житься в секунды

  • пол…гаться на коллектив

Задание 2.

  • Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов

  1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

  2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

  3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

  4. Отработав, что пол.

    .гается, съешь, что причитается.

  5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

  6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Задание 3.

Графически объясните выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

Изл..гать содержание; хорошо изл..жить; знать признаки прил..гательных; написать изл..жение; сл..гаемые числа; распол..житься на ночлег; распол..гать свободным временем.

Задание 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни с чередующимися гласными.

1. Изл..жение было написано хорошо. 2. Нужно изл..гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил..гательное обозначает признак предмета. 4. Я распол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл..гаемых сумма не меняется. 6. Предпол..жения не оправдались. 7. На ученика возл..жили обязанности старосты кружка. 8. Пол..гаю, что он прав. 9. Прил..жение — это особый вид грамматического определения.

10. На юного музыканта возл..гали большие надежды.

2 вариант

Задание 1.

  • Петров Р…стислав

  • возл…жить ответственность

  • распол…гать данными

  • семена прор…сли

  • изл…гать программу

  • зар…сли тростника

  • отл…жить визит

  • прил…гать усилия

  • произр…стать на севере

  • пол…жение дел

  • подр…стающее поколение

  • Жители Р…стова -на Дону

Задание 2.

Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов

  • Без удобрений не будет р…стений.

  • Душу и сердце в работу вл…жи , каждой минутой труда дорожи.

  • Трудно и дереву одинокому р…сти.

  • Изл…жите содержание параграфа учебника

  • Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

  • Рис р…стёт на болотистых местах

  • Берег моря покрыт водор…слями.

  • Эти места удивляют богатой р…стительностью.

Задание 3.

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Задание 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни с чередующимися гласными.

Л..жился на поля туман. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника.

Урок русского языка по теме «Безударные и чередующиеся гласные в корне»

Тема: « Безударные и чередующиеся  гласные в корне ».

Цели урока:

Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.

Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными»,  диагностические карточки,  карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи,

На доске написан эпиграф: «Писать грамотно требует    социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л. В. Щерба). (Слайд 1)

Ход урока

1.     Слово учителя. Беседа.

Лев Владимирович Щерба, известный языковед, в статье «Основные принципы орфографии и их социальное значение»  сказал: «Писать грамотно — требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

 — Как вы понимаете это высказывание?

 

(Записываем число)

 

2. Актуализация знаний учащихся.

Словарный диктант повторение безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением:

 

Прививать трудолюбие, проживать в квартире, прожевать хлеб, поласкать белье, неисправимый оптимист, пессимистический взгляд,  свила гнездо, обежать вокруг дома, проредить морковь, быть старожилом, фантастическое  настроение, умалять достоинство.

— На какое правило был словарный диктант? Объясните орфограммы

 

3. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом  проверки безударных гласных ударением:

покл..ниться – клáняться, поклóн; расст..лать – стéлет, подстилка; отск..чить – вскáчь, вскóчит; раст..рать – тéрка, притирка; пром..кать – мóкнуть, мáканец; оз…рять – зóри, зáрево, лучезáрный; подр..внять – рóвный, рáвенство и т.п.

 

Вывод:

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. Какой же выход найти?

-Кто знает, как называются такие корни?

А как они появились в русском языке? (сообщение учащегося)

 

«Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагать – изложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

 

(Записать темы урока в тетрадь)

 

4. Повторение теоретических сведений. Работа с таблицей (Слайд 8)  

   Приложение 1

 

5. Закрепление изученного. Отработка навыков правописания чередующийся гласной в корне слова. 

   Задание. (Слайд 9)

 — Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.(Слайд 11)

Приложение 2

                                          

Пл..вец  Р..стислав.

                              

       Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом  плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище  со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

      С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл.

.нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения  и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

      Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям  камыша. Разг..ралась з..ря.  Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине  заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

 

 — Осуществите самопроверку

(Слайд 11)

 

Зависит от суффикса А

 

Зависит от ударения

Зависит от последующей согласной корня

 

Зависит от значения

пологом

располагался

подбирал

обдирал

почитал

прикосновение

слагая

словосочетания

излагать

постирать

расстилавшийся

замершими

разжигали

утварью

поклонялся

загоралась

заря

растворялся

загорелых

Ростов

заросшем

Ростислав

растущих

возраста

зараставшей

зарослям

водорослей

ростков

непромокаемое

уровня

плывунов

плавучие

уравнения

поравнявшись

поплавками

равнине

намочила

 

Критерии оценивания: (слайд 13)

За каждое правильно написанное и распределенное в таблицу слово – 1 балл.

Если слово не выписано – (-1 балл)

Если буква вставлена правильно, но слово не в своей колонке – 0,5 балла.

Если слово в своей колонке, но неверно вставлена буква – 0,5 баллов.

 

Подсчитайте количество набранных баллов:     37-36 баллов – «5»

                                                                                   35-35 баллов – «4»

                                                                                   29-19 баллов – «3»

                                                                                   менее 19 баллов – «2»

              Слабые учащиеся работают по карточкам.

6.Проверка написанного. Подведение итогов урока.

 

Правописание гласных в корнях с чередованием

 

1) Зависит от суффикса а

В корне пишется и, если суффикс а

-бер-     –    -бир-

-дер-     –    -дир-

-мер-     –    -мир-         умереть – умирать, но: мерить, мирить

-пер-      –    -пир-

-тер-      –    -тир-

-блест-  –    -блест-      но: блеснуть

-жег-     –    -жиг-

-стел-    –    -стил-

-чет-      –    -чит-          но: сочетать, сочетание

-а(я)-     –    -им-

-а(я)-     –    -ин-

 

В корне пишется а, если суффикс а

-кос-    –    -кас-

-скоч-    –    -скак-        Исключение: скачок,

-лож-     –    -лаг-

 

Зависит от последующей согласной корня

-раст-    –    -ращ-        

-рос-                              Исключения: росток, ростовщик, отрасль

 

2) Зависит от ударения:

-гор-     –    -гóр-

-зóр-     –    -зар-           Исключения: зоревать, зорянка

-твор-   –    -твар-         Без ударения о, под ударением –

-клон-   –    -клан-        как произносится. Исключение: утварь

 

3) Зависит от лексического значения:

ровн-, равн-                  равный – одинаковый

                                       ровный – гладкий, спокойный

                                       Исключение: равнина

плав-    –    плов-          о в словах, обозначающих людей

–  плы-   

мак-      –    мок(ч)-       -мак-      –  отпускать в жидкость

                                       мок(ч)-   –  пропускать жидкость

Чередующиеся гласные в корне — История в новостях.

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не довольно много, всего 20. Их необходимо запомнить и жёстко знать целый перечень.

Это окажет помощь избежать множества досадных неточностей. И с легкостью выполнить задание А13.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил: стереть-стирать

В случае если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, — блест-//-блист-, -стел-//-стил-

имеется суффикс а, пиши в корне и: убирать, блистать,
нет суффиксаа,пиши е: берёт, сверкать.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас: коснуться — касаться

В случае если в слове

  • имеется суффикс а, пиши в корне а: касаться, касание,
  • нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок — макать

В случае если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши а: макать./p

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять —уравнять

В случае если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:

«ровный, ровный», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л

В случае если корни -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-

без ударения, пиши о: гори´т, клони´лся, твори´ть,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.

Исключение: при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´

В случае если корни -зар-//-зор-

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´ (искл.)

В случае если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло растение, слагаемое — сложение, скакать — выскочка

В случае если в корне согласные:

  • с, пиши о: росла, ст либо щ, то а: расти, выращенный,
  • перед ж, пиши о: предложение, перед г, то а: слагаемое,
  • ч, пиши о: выскочка,
    к, то а: скакалка.

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

Перечень корней необходимо выучить:

1-9: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, -светло синий-//-блист-, -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ-, -лаг-//-лож-, -скак-//-скоч-

9 задание

Приставок в русском языке большое количество.
Одни пишутся неизменно одинаково, делать неточности в их написании особенно жалко.
Кое-какие приставки пишутся строго по правилу: осознай, как функционировать, и не совершишь ошибку.
А имеется такие, каковые требуют постоянного внимания, к примеру приставки пре- и при-.
Определи, как писать русские приставки.

Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами:

— И и Ы в корне по окончании приставок на согласный
— Ъ и Ь.
Но на данный момент формулировка задания поменяна. В задании 9 будут лишь слова, в которых пропущены буквы в приставках.

Какие конкретно приставки пишутся неизменно одинаково?

1. Приставки в-, об-, от-, над-, под-, у-, о-, вы-, на-, за-, до-, по-, пере-: войти — внести — вбежать — подняться

Нет неприятностей! Пиши их неизменно одинаково!

Многие приставки пишутся неизменно одинаково, к примеру: вбежать, подняться. Слышишь различные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] — это различные произношения одной приставки в-.

Из-за чего произношение возможно различным?

Это зависит от последующего звука. Трудится закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-различному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их неизменно одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки окажет помощь перечень примеров:

Надпись, увёртка и подпись,
окончание, отвёртка,
выход, нападение и вход,
и доход, и объедение,
и вдобавок заход, подземный
переход и поход.

В русских словах кроме этого видятся заимствованные иноязычные приставки:

дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Пиши их неизменно одинаково.

2. Приставка с-: сдача

Существует лишь приставка с-.

Ошибочные написания данной маленькой приставки так распространены, что было нужно выделить особенное правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с либо з. О них обращение отправится ниже.

Пиши приставку с- неизменно одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Не путай:

В словах тут, строение, здоровье, (не видно) ни згии вторых аналогичных буква з относится к корню.

Какие конкретно приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с: беззащитный – бесприютный

Внимание на границу корня и приставки!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- в случае если корень слова

  • начинается на гласный либо звонкий согласный, пиши с буквой з: бесприютный,
  • в случае если корень начинается на глухой согласный, — с буквой с: беззащитный.

2. Приставки пра-//про: правнук – прогульщик

Думай о значении:

В случае если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, взаимоотношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык,
  • каждые другие — пиши приставку про-: простоять(продолжительно), просмотреть(скоро, бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с): расписать – ро´спись

Внимание на ударение:

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а: расска´з,
  • под ударением – о: ро´сказни.

4. Приставки пре-//при-: премилый, преграда – прийти, привязать, прикрыть, придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, в случае если передаются значения:

  • «весьма» — премилый, престарый,
  • «пере» — преграда.

Пиши при-, в случае если передаются значения:

  • «приближение» — прийти, приехать,
  • «присоединение» — пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» — прикрыть, немного открыть,
  • «около, близко» — прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, находиться, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: обстоятельство, здравствуй, приказывать, перевоплотить, ненавидеть, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

Внимание:

Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: педагогический институт, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.

Внимание:

Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.
СОС — это многоцелевой словарь-трансформер. Возможно создать перечень слов, задав параметры по интересующей тебя теме, к примеру, по заданию 9. Актуальный материал см. в Верном словарике. Возможно регулировать уровень сложности по классам либо по параметрам: Лёгкие, Тяжёлые, Ответственные, Новые.

СОС — это действенная помощь при подготовке к ЕГЭ.

10 задание

Задание 10 не включает орфограммы сн — нн (данной теме посвящено отдельное задание.Но и без них количество материала велик, по причине того, что русский — это язык с развитой суффиксальной совокупностью: суффиксов множество. Грамотному человеку необходимо знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Но в КИМах видятся не все суффиксы.

Формулировки заданий предполагают поиск слов или с буквой е, или с буквой и. Это разрешает значительно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально видятся по большей части глаголы в неизвестной форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Смогут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных?

Да, по причине того, что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым замыслом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением видятся в заданиях.

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к вторым частям речи), а по частотности, с которой слова видятся в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая деепричастия и причастия), прилагательные, а уж позже существительные (их, наверное, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально большой балл, обязан дойти с нами до самого финиша.

Рекомендую всем пристально разглядывать примеры. Осознанно выученный пример будет являться образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1. Суффиксыова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать — опаздывать, оценивать

Совет:

Контролируй себя, для этого выясни форму 1-го лица единственного числа настоящего либо будущего времени.

В случае если в форме 1-го лица единственного числа настоящего либо будущего времени имеется сочетания

  • ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: рекомендовать — рекомендую, руководить — руковожу
  • ываю, иваю, то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать — опаздываю, разглядывать — разглядываю

Примечание:

ива и ева — это фонетические варианты суффиксов ова и ева, каковые видятся по окончании мягких согласных.

2. Различение суффиксов е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать — оправдывать, успокаивать

Совет:

Внимание на ударение.

Суффикс ва неизменно под ударением: одолева´ть, заболева´ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.

Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться.

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и ев корне.

3. Суффиксы в неизвестной форме глагола:видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения разны. Суффикс глагольной базы 2-го спряжения и.

Внимание:

Глаголы-исключения для исполнения этого задания интереса не воображают: так как необходимо определить букву не в окончании, а в суффиксе. Исходя из этого, если ты определяешь букву в суффиксе неизвестной формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: заметить, завидеть, обидеться и других аналогичных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4. Суффиксы в деепричастиях и причастиях.
Взадании 10 никто не контролирует, знаешь ли ты суффиксы деепричастий и причастий. В деепричастиях и причастиях пропущены гласные базы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из заданий:
скле…вающий, выдёрг…вая, прицел…вающийся, понаде…вшийся, зачервив…вший, повизг…вая

Совет:

Не следует отвлекаться на деепричастия и форму причастия, вспоминать их суффиксы. Необходимо заняться вторым: обучиться точно определять, от какого именно глагола образованы деепричастия и причастия.

Скле…вающий — от склеИвать
выдёрг…вая — от выдёргИвать
прицел…вающийся — от прицелИваться
понаде…вшийся — от понадеЯться
зачервив…вший — от зачервивЕть
повизг…вая — от повизгИвать

Обычной неточностью есть смешение глаголов различных видов при восстановлении исходной формы. К примеру, ошибочно считать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить, прицеливающийся — от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная неточность приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Верно: Склеивающий образовано от склеивать,прицеливающийся — от прицеливаться.

Суффиксы прилагательных

Тут рассматриваются лишь суффиксы отымённых прилагательных, поскольку этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные — это слова, в суффиксах которых видится орфограмма н-нн). Перечень суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.

1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: прекрасный — боевой, радостный, наивный

Совет:

Внимание на ударение.

В прилагательных, образованных от существительных:
— под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
— без ударения — суффикс ев:боево´й.
Пиши суффиксылив, чив и под ударением: счастли´вый, и без ударения: дове´рчивый.

2. Суффиксы ов, оват, овит — ев, еват, евит: рабочий, сероватый, ядовитый — речевой, синеватый, боевитый

Совет:

Внимание на последний согласный корня.

По окончании жёстких согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: рабочий, сероватый, ядовитый.
По окончании мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.

Суффиксы существительных

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов


Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:

«Чередующиеся гласные в корне слова»

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка

Тема урока:

«Чередующиеся гласные в корне слова»

 

 

 

Урок (с презентацией).

Учитель  русского языка и литературы

Бибалаева Зубайдат Курбановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода.

Вид урока: урок-практикум

Цели как деятельность обучающегося:

1. Образовательные: создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А/Я или О, Е или И в корнях с чередованием, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

2. Развивающие : включить каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе, находить слова с буквами чередующихся гласных в корне, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием, развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой.

3. Воспитательные: формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Оборудование:

1.      компьютер;

2.      мультимедийный проектор;

3.      мультимедийная презентация: «Чередующиеся гласные в корне слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока.

 

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

 

1.

Организационный момент. (2 мин.)

Приветствие. Постановка целей и задач урока. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2.

Проверка домашнего задания. Орфоэпическая минутка. Повторение.(10 мин.)

Групповые форма организации познавательной деятельности, практическая часть, закрепление пройденного материала.

 

3.

Работа с правилами.(15 мин.)

4.

Подведение итогов: практическая часть. (15 мин.)

5.

Заключение. Этап информирования о домашнем задании.  (2-3 мин)

 

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

 

Слайд 2.

 

 Вступительное слово учителя:

     Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

    В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.  Что происходит со звуком? Редуцируется. Прежде, чем мы пройдем новую тему, проверим домашнее задание.

 

Слайд 3-5.

 

 Проверка домашнего задания.

 

Слайд 6.

 

Работа с правилами.

   Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

— от суффикса, следующим за корнем;

— от ударения;

— от буквы, следующей за гласной;

— от значения слова.

Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

 

Слайд 7, 8.

 

1.      Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем:

-бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,

-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,

-тир/-тер, -чит/-чет

-и- пишем, если за корнем есть суффикс  -а-

стИрАть — стЕреть

расстИлАется – расстЕлить;

 

-ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:

занИМАть — занять

сжИМАть – сжать;

 

–кос-/-кас, -лаг-/лож  пишется -а-, если есть суффикс -а-

кАсАться — кОснуться

предлАгАть – предлОжить, предлОг.

 

Слайд 9, 10.

 

2.       Написание гласных, зависящее от ударения:

 

—  под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-:

загАр – загОрЕть;

— в корнях -зар-/-зор- в  безударном положении -а-, под ударением  -а- или -о- в соответствии с произношением:

зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.

 

-клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении — -о-, под ударением — -а-/-о- в соответствии с произношением:

поклонИться, клАняться, но: поклОн

творИть, твАрь, но : затвОр, притвОра, Утварь;

 

-плав-/-плов- в безударном положении -о-

пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк.

 

Слайд 11.

 

3.      Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной:

 

-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-:

рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.

 

-скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях:

скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.

 

 

Слайд 12.

 

4.      Написание гласных, зависящее от значения слова:

 

-мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:

-мак- -погружать в жидкость, -мок- —

пропускать жидкость:

мАкать в хлеб, промОкашка

(промОкательная бумага)

равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;

ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий».

Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень  – слова-исключения.

 

Слайд 13,14,15.

 

Проверка и закрепление полученных знаний. Словарный диктант:

 

сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый

 

Какие орфограммы мы изучили?

От чего зависит выбор гласных в корне?

Какие есть слова-исключения?

 

Во избежание ошибок составляем алгоритм:

 

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

— проверяемая;

— непроверяемая;

— чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

 

   Слайд 16.

 

Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне:

 

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного солнца

 

 

 

 

 

Слайд  17,18.

 

Домашнее задание:

 

•      1. Выучить параграф № 20.

•       2. Задание на выбор: упр. 106 или написать ответ почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму.

 Письмо дяди федора.

«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»

 

 

 


 

АЛИНГ-2021.00475_пруф 175..206

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > ручей 2021-07-20T17:17:33+05:302021-07-20T17:17:33+05:30application/pdf

  • ALING-2021.00475_proof 175..206
  • Acrobat Distiller 8.1.0 (Windows)uuid:a6a410c2-2261-4b12-8261-058e8f2e81c7uuid:b42c701f-fbb2-4c76-b2a5-001fa905c7cc конечный поток эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 9 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект ] /Имена [ 55 0 R 56 0 R 57 0 R 58 0 R 59 0 R 60 0 Р 61 0 Р 62 0 Р 63 0 Р 64 0 Р 65 0 Р 66 0 Р 67 0 Р 68 0 Р 69 0 Р 70 0 Р 71 0 Р 72 0 Р 73 0 Р 74 0 Р 75 0 Р 76 0 Р 77 0 Р 78 0 Р 79 0 Р 80 0 Р 81 0 Р 82 0 Р 83 0 Р 84 0 Р 85 0 Р 86 0 Р 87 0 Р 88 0 Р 89 0 Р 90 0 Р 91 0 Р 92 0 Р 93 0 Р 94 0 Р 95 0 Р 96 0 Р 97 0 Р 98 0 Р 99 0 Р 100 0 Ч 101 0 Ч 102 0 Ч 103 0 Ч 104 0 Ч 105 0 Р 106 0 Р 107 0 Р 108 0 Р 109 0 Р 110 0 Р 111 0 Р 112 0 Р 113 0 Р 114 0 Р 115 0 Р 116 0 Р 117 0 Р 118 0 Р] >> эндообъект 20 0 объект /Заголовок >> эндообъект 21 0 объект /Предыдущая 120 0 Р /Заголовок >> эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 39 0 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 49 0 объект > эндообъект 50 0 объект > эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 59 0 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 69 0 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > эндообъект 75 0 объект > эндообъект 76 0 объект > эндообъект 77 0 объект > эндообъект 78 0 объект > эндообъект 79 0 объект > эндообъект 80 0 объект > эндообъект 81 0 объект > эндообъект 82 0 объект > эндообъект 83 0 объект > эндообъект 84 0 объект > эндообъект 85 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 89 0 объект > эндообъект 90 0 объект > эндообъект 91 0 объект > эндообъект 92 0 объект > эндообъект 93 0 объект > эндообъект 94 0 объект > эндообъект 95 0 объект > эндообъект 96 0 объект > эндообъект 97 0 объект > эндообъект 98 0 объект > эндообъект 99 0 объект > эндообъект 100 0 объект > эндообъект 101 0 объект > эндообъект 102 0 объект > эндообъект 103 0 объект > эндообъект 104 0 объект > эндообъект 105 0 объект > эндообъект 106 0 объект > эндообъект 107 0 объект > эндообъект 108 0 объект > эндообъект 109 0 объект > эндообъект 110 0 объект > эндообъект 111 0 объект > эндообъект 112 0 объект > эндообъект 113 0 объект > эндообъект 114 0 объект > эндообъект 115 0 объект > эндообъект 116 0 объект > эндообъект 117 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 119 0 объект /Предыдущая 20 0 Р /Заголовок >> эндообъект 120 0 объект /Предыдущая 370 0 Р /Заголовок >> эндообъект 121 0 объект > /Граница [0 0 0] /Тип /Аннот >> эндообъект 122 0 объект > /Граница [0 0 0] /Тип /Аннот >> эндообъект 123 0 объект > /Граница [0 0 0] /Тип /Аннот >> эндообъект 124 0 объект > ручей х+

    %PDF-1. 5 % 1 0 объект> эндообъект 2 0 объект> эндообъект 3 0 объект> эндообъект 4 0 объект поток конечный поток эндообъект внешняя ссылка 0 5 0000000000 65535 ф 0000000016 00000 н 0000000075 00000 н 0000000120 00000 н 0000000210 00000 н трейлер ]>> startxref 3379 %%EOF 1 0 объект> эндообъект 2 0 объект> эндообъект 3 0 объект> эндообъект 5 0 объект null эндообъект 6 0 объект> эндообъект 7 0 obj>/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>> эндообъект 8 0 объект> эндообъект 9 0 объект> эндообъект 10 0 объект> эндообъект 11 0 объект>поток hspoke{ |TE9UvwN:kgN:Y:kw6BB:+KDvM0 ( ;&Dw5At

    Небная гармония — Оксфордская стипендия

    Страница из

    НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford. Universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2022. Все права защищены. Индивидуальный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. Дата: 11 февраля 2022 г.

    Глава:
    (стр. 157) 4 Небная гармония
    Источник:
    Асимметрии в гармонии гласных
    Автор(ы):

    Гарри ван дер Халст

    Издатель:
    Oxford University Press 9:10002 Oxford University Press01093/oso/9780198813576.003.0004

    В этой главе модель, разработанная в главах 2 и 3, применяется к некоторым хорошо известным и хорошо изученным случаям гармонии небных гласных. Небная гармония обычна и почти ограничена финно-угорскими и алтайскими языками. В последнем случае небная гармония часто сочетается с губной гармонией. В главе сначала обсуждаются различия в поведении нейтральных гласных в прибалтийско-финских языках и некоторые особые случаи в этой семье. Затем анализируются системы небной гармонии в венгерском языке и рассматриваются системы нескольких других языков.Основное внимание уделяется асимметрии в гармонии гласных, включающей дисгармонические суффиксы, антигармонические корни, дисгармонические корни и непеременные суффиксы.

    Ключевые слова: дисгармонические суффиксы, антигармонические корни, дисгармонические корни, неальтернирующиеся суффиксы, небная гармония

    Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы. Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

    Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

    Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *