Человек 16 века: Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Содержание

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Андрей Рябушкин. У чудотворной иконы (фрагмент). 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Пукирев. Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда (фрагмент). 1868. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Михаил Шибанов. Крестьянский обед (фрагмент). 1774. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (фрагмент). 1890−1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Маковский. Крестьянские дети (фрагмент). 1890. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать… А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…

За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

Жена: «Богу и мужу угодить»

Филипп Малявин. Баба, несущая воду (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание

Николай Фешин. Прачки (фрагмент). XX век. Частное собрание

Филипп Малявин. Россия-матушка (фрагмент). 1910-е. Частное собрание

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Читайте также:

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Василий Максимов. Единственный учитель (фрагмент). До 1911. Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Владимир Маковский. Пастушки. 1903. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина, Рязань

Владимир Маковский. Мать и дочь (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.


Автор: Маргарита Ковынева

что известно о самой страшной пандемии в истории человечества — РТ на русском

100 лет назад, 11 марта 1918 года, в США был зафиксирован один из первых официально подтверждённых случаев заболевания «испанским гриппом». За три года пандемия охватила весь мир и унесла от 40 млн до 100 млн жизней, став самой смертоносной эпидемией в истории человечества. Несмотря на отсутствие однозначно эффективных противовирусных лекарств, способных лечить грипп, эксперты считают повторение подобной трагедии маловероятным. Об одной из самых страшных болезней XX века — в материале RT.

Некоторые историки утверждают, что грипп был известен людям ещё во времена античности — его якобы узнали в одной из болезней, описанных «отцом медицины» Гиппократом (родился около 460 года до н. э. — RT). Однако в научной литературе первые достоверные упоминания об этом вирусе датируются, как правило, IX—XII столетиями нашей эры. С XVI века описания эпидемий гриппа становятся уже стопроцентно узнаваемыми для современных учёных. В XVIII столетии вирус, который, как тогда считали, распространяется то ли со «зловонным» воздухом, то ли с насекомыми, получил два своих современных названия: собственно «грипп» и популярное сегодня на Западе «инфлюэнца» (острое инфекционное заболевание дыхательных путей).

С XIV по XVIII столетие пандемии гриппа происходили довольно часто. Распространению вируса способствовали рост населения Земли и развитие транспортных технологий. Вместе с людьми сначала из города в город, а затем через моря и океаны путешествовала и болезнь.

До второй половины XIX столетия люди не имели представления о том, как на самом деле бороться с гриппом, и пытались делать это с помощью различных ритуалов и общемедицинских, иногда совершенно бесполезных, рекомендаций — например, не носить тесную обувь.

«Испанка», которая не испанка

Вопреки распространённому заблуждению, Пиренейский полуостров не являлся родиной «испанского гриппа». Хотя подданные короля Альфонса XIII действительно массово переболели «испанкой», до Мадрида и Барселоны болезнь, возникшая гораздо раньше, добралась только к маю 1918 года. А своё название она получила из-за того, что именно в нейтральной Испании, в отличие от большинства других западных стран, участвовавших в Первой мировой войне, в те дни не зверствовали военные цензоры. Информация о новом недуге быстро просочилась в СМИ. Поэтому у жителей охватываемой «испанкой» Европы возникла иллюзия того, что болезнь пришла к ним с Пиренейского полуострова.

Первый же официально подтверждённый случай гриппа, который чуть позже назовут «испанским», был зафиксирован в 1918 году в Канзасе 11 марта (в некоторых источниках — 4 марта. — RT). Рядовой-кавалерист Альберт Гитчелл, проходивший службу в Форт-Райли (Канзас), пожаловался полковым медикам на очень сильную простуду, сопровождавшуюся ознобом и кашлем. В лазарете сначала решили, что солдата просто просквозило, но всего за несколько часов количество заболевших с такими же симптомами военнослужащих достигло уже ста человек, и врачам стало ясно, что речь идёт о начале эпидемии.

Также по теме

В Японии создали лекарство, способное вылечить грипп всего за сутки

Японская фармакологическая компания намерена в 2018 году выпустить первое в мире лекарство, способное вылечить человека от гриппа. ..

Это дало возможность некоторым историкам (в частности, Альфреду Кросби из Бостона) выдвинуть версию об американском происхождении «испанского гриппа». Но, согласно данным современных исследований, она также оказалась несостоятельна.

Всё указывает на то, что в Северную Америку вирус был занесен из Восточной Азии, где он начал распространяться ещё с 1916 года, но не был описан как отдельная болезнь. Так, согласно результатам исследований историка медицины Антона Эркорека, сотрудника Университета Страны басков, вспышки инфекции неизвестного происхождения, напоминающей по симптоматике «испанский грипп», в 1916—1918 годах фиксировались в Индокитае среди мобилизованных Францией солдат колониальных войск — аннамитов. В медицинских отчётах болезнь фигурировала под названием «аннамитская пневмония».

В 1917 году заболевание, напоминающее по своим симптомам «испанский грипп», поразило жителей китайских деревень, расположенных на протяжении 500 километров вдоль Великой Китайской стены.

В Северной Америке в связи с отменой рабства и категорическим нежеланием местных индейцев работать на «белых господ» с XIX века остро не хватало дешёвой рабочей силы. И эта проблема решалась за счёт массового завоза из густонаселённых и бедных стран Восточной Азии (в частности, из Китая) местных рабочих, прозванных «кули», готовых работать за гроши. С очередной партией азиатских работников новая разновидность гриппа, очевидно, попала и в Канзас.

Более того, в начале 1918 года власти Британской империи приняли решение завербовать в своих североамериканских владениях десятки тысяч китайских «кули» для работ в тылу войск Антанты на европейском театре боевых действий Первой мировой войны. Первые отправки нанятых в Канаде восточноазиатских работников состоялись в феврале — марте 1918-го. Некоторые из «кули» ещё при транспортировке жаловались на болезнь, похожую по симптомам на грипп, но канадские врачи списывали недомогание китайцев на симуляцию, «лечили» их касторовым маслом и отправляли обратно в вагоны.

Так из Северной Америки грипп вместе с солдатами и китайскими рабочими начал массово распространяться по Европе — Франции, Великобритании и другим воюющим странам. А когда в мае 1918 года гриппом заболело около 40% населения Испании, сохранившей свободные СМИ, шила в мешке было уже не утаить. О новой болезни заговорил весь мир.

Смертельная болезнь

По приблизительным оценкам историков, «испанкой» переболело свыше 500 миллионов человек — почти треть населения Земли. Количество жертв гриппа, по самым скромным подсчётам, составило более 40 миллионов человек. Впрочем, в последнее время существуют и более масштабные оценки. В 2002 году историки Ниалл Джонсон и Юрген Мюллер заявили в своих исследованиях, что жертв могло быть от 50 до 100 миллионов человек (от 3 до 6% населения земного шара. — RT).

В абсолютных показателях «испанка» стала самым смертоносным недугом в истории человечества, в относительных она, возможно, уступила чуме, уничтожившей в XIV веке около 10% жителей Земли (30—40 миллионов человек).

Количество погибших, в зависимости от уровня развития медицины, благосостояния, бытовых условий и карантинных мер, варьировалось по разным странам мира от долей процента до четверти всего населения. «Испанский грипп» унёс жизни 23% жителей современного Самоа, 21% — Замбии, 10% — Зимбабве, 7% — Индии.

Также по теме

В Чехии эпидемия гриппа за три недели привела к смерти около 50 человек

Эпидемия гриппа в Чехии в течение трёх недель привела к смерти 50 человек. Об этом сообщает агентство CTK со ссылкой на данные…

В Европе больше всего пострадали балканские страны, в которых умер примерно каждый тридцатый, а также Италия, Испания и Португалия, где уровень смертности колебался от 1,4 до 2,3%.

Практически не пострадали от пандемии только отдалённые районы Бразилии и тихоокеанские владения Франции и США, администрация которых сумела ввести жёсткие карантинные меры (почти полностью прервав непосредственные контакты с «большой землёй».RT). Довольно долго держалась Австралия, не допускавшая на свою территорию моряков из стран, охваченных болезнью, но потом карантин пришлось прекратить из-за возвращения на родину с фронтов Первой мировой войны австралийских военных. В итоге от «испанки» умерли около 12 тысяч австралийцев.

После «испанской» пандемии в ХХ и ХХI веках было зарегистрировано несколько массовых эпидемий гриппа: «азиатского» — в 1957—1958 годах, «гонконгского» — в 1968—1969-м, «свиного» — в 2009-м. Однако их последствия не идут ни в какое сравнение с тем, к чему привела «испанка».

«Испанский» ужас

Последствия пандемии «испанки» оказалась очень тяжёлыми по нескольким причинам. Её симптомы были настолько необычны, что заболевание диагностировали изначально как холеру, брюшной тиф и лихорадку денге. «Испанский грипп» вызывал, наряду с повышением температуры, хрипами и кашлем, кровотечение из слизистых оболочек и кровохаркание, отёки, боли в различных частях тела, сыпь в неожиданных местах — например, на крестце. Кроме того, многие заболевшие «испанкой» страдали от поражений сердечно-сосудистой и нервной системы.

При всём этом новый грипп поражал в первую очередь молодых людей с хорошим иммунитетом и поразительно быстро распространялся. Пик заболеваемости и смертности в мире пришёлся на осень 1918 года, а не на зиму, как этого ожидали врачи.

В странах Антанты были даже популярны конспирологические теории о том, что немцы якобы специально разносят болезнь, превратившуюся в смертоносное оружие. Но медики отрицали такую версию — немцы и австрийцы тоже страдали от «испанского гриппа».

Сегодня учёные говорят о том, что необычность «испанки» была связана с целым комплексом причин.

«Война, голод, страх, боль, холод… Нехватка позитивных эмоций сделала организм человека в те годы уязвимым для вируса. Почему во многих странах сегодня запрещают хмуриться на работе? Стюардессам, официантам… Улыбка запускает иммунную систему», — пояснил в беседе с RT заведующий кафедрой поликлинической терапии Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, профессор Михаил Осадчук.

Также по теме

Вирусный эффект: когда появится универсальное средство от гриппа

Роспотребнадзор зафиксировал вспышки гриппа в 11 регионах страны. В Минздраве заявляют, что причин для паники нет, и прогнозируют…

Впрочем, учёные видят причины стремительного распространения «испанки» не только во внешних факторах.

«Причин быстрого и смертоносного распространения «испанского гриппа» много. Прежде всего это связано с мутациями самого вируса. И именно эта разновидность вируса («испанского гриппа». — RT) смогла хорошо связываться с поверхностью эпителия лёгких. Это вызывало поражение дыхательной системы. А врачи в то время прописывали больным огромные дозы аспирина, что приводило к усилению кровохаркания. Вообще, люди умирали в ходе пандемии «испанки» в первую очередь от бактериальных пневмоний», — рассказала в интервью RT заведующая кафедрой вирусологии биологического факультета МГУ, профессор Ольга Карпова.

Говоря о возможности возникновения в будущем пандемий, подобных той, которая охватила планету в 1918—1920 годах, Ольга Карпова не даёт однозначного ответа, но её прогноз более или менее оптимистичен.

«Никто гарантий не даст. Однако мне кажется, что такого уже не будет. Конечно, однозначно эффективных противовирусных лекарств, способных лечить грипп, нет. Но зато существует эффективная симптоматическая терапия, вакцинация, иммуностимуляторы и иммуномодуляторы. Ну и, самое главное, я надеюсь, что у нас всё будет хорошо с социально-экономическими условиями и предпосылки, возникшие для распространения гриппа сто лет тому назад, просто не повторятся», — заключила эксперт.

В монастыре XVI века в Переславле-Залесском обнаружили две потайные комнаты — Наука

ТАСС, 1 февраля. Российские физики впервые использовали мюонные сканеры для обнаружения двух потайных комнат в знаменитом Даниловом монастыре в Переславле-Залесском, а также потенциального тайного хода между двумя храмами на территории монастыря.

Об этом во вторник сообщила пресс-служба НИТУ «МИСиС».

«Почти наверняка подземные полости, которые обнаружены вне храмов, представляют собой погребальные крипты. Данилов монастырь изначально основан на кладбище, а впоследствии многие вполне состоятельные люди желали быть тут похороненными. Их могли хоронить не просто в земляную могилу, а выкладывать кирпичом подземное помещение», — заявил настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря игумен Пантелеимон, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Каждую секунду в верхних слоях атмосферы Земли образуются миллионы мюонов, заряженных частиц, которые возникают в результате столкновения космических лучей с молекулами газов в воздухе. Эти частицы движутся с околосветовой скоростью, что позволяет им проникать на десятки и сотни метров вглубь поверхности планеты. В результате этого, каждый квадратный метр поверхности планеты поглощает каждую секунду около 10 тысяч этих частиц.

Этой особенностью мюонов в последние десять лет начали активно пользоваться археологи. Как оказалось, детекторы этих частиц можно использовать для создания своеобразных трехмерных сканеров, способных искать пустоты и скрытые помещения в памятниках архитектуры древности. В частности, такие поиски сейчас ведут сразу несколько групп физиков и археологов, изучающих пирамиды и гробницы древних фараонов.

Новые открытия физиков

В ноябре 2020 года специалисты из НИТУ «МИСиС» и Физического института РАН начали использовать подобные технологии для изучения структуры Свято-Троицкого Данилова монастыря, расположенного на территории Переславля-Залесского. Он был основан еще в 1508 году известным местным подвижником Даниилом, однако большая часть его помещений, кроме Троицкого собора, неоднократно обновлялась и перестраивалась в последующие века.

Летом прошлого года физикам удалось подобным образом открыть первую неизвестную постройку на территории монастыря, подвальное помещение, которое относится к эпохе правления Ивана Грозного. В последующие месяцы ученые продолжили накопление данных, что позволило им открыть еще две потайных комнаты, а также потенциальный ход, соединяющий два разных храма на территории Данилова монастыря.

«Мы обнаружили несколько новых объектов в подземном пространстве между двумя храмами и под ними. В подвальных помещениях церкви Похвалы Божией Матери конца XVII века найдены неизвестные пустоты, отсутствующие на плане БТИ. Помимо этого, между церковью и Храмом всех святых обнаружена большая продольная полость. Перед самим храмом — помещение прямоугольной формы, а также малая пустота между подвалом и первым этажом», — пояснила ведущий эксперт НИТУ «МИСиС» Наталья Полухина, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По мнению настоятеля и ученых, пустоты в стенах строений монастыря являются не потайными комнатами, а результатом многократных перестроек печей и различных технических помещений в подвалах храмов. Последующее изучение этих зон при помощи методов физики и археологии, как надеются исследователи, прояснят их предназначение и историю появления. 

Почему промышленная революция началась именно с Англии

Технический прогресс всегда был призван улучшать жизнь людей, но редко когда эти изменения происходили безболезненно

Индустриальную революцию отсчитывают обычно с первой трети XVIII века, родиной ее называют Англию, а поводом — технические изобретения, обеспечившие переход от ручного труда к машинному.

Существует множество взглядов на этот процесс. Сам термин появился лишь в XIX веке. Есть авторы, считающие, что промышленная революция началась в XIII веке с распространением мельниц. Уже в конце XV века в Англии заработали первые доменная печь, печатный станок и шахтный водяной насос. В 1482 году английский парламент установил, что шляпы, изготовленные «человеческими усилиями», превосходят те, что сделаны сукновальными машинами. Видимо, машин было уже достаточно для создания конкуренции ручному труду и конфликт был масштабным, раз дело дошло до парламента.

Язвы отечества и поющие ткачи

Чтобы лучше понять природу промышленной революции и заложенные в ней противоречия, надо согласиться с тем, что дело не в простой механизации труда. Механические новинки были известны еще в античности. Экономические взлеты до XVIII века переживали и Нидерланды, и Германия, и Италия — многие английские достижения были результатом лишь промышленного шпионажа. Не меньше колоний, чем у Англии, было у Испании. Промышленная революция — нечто большее; она была и причиной, и следствием, и частью социальных перемен.

Металлургический завод в Барроу. Гравюра, XIX век

В Англии конец XV века — это период завершения феодальных войн и начала экономического подъема. «Король-купец» Эдуард IV стал первым за 200 лет монархом, не оставившим после себя долгов. В Англии появились «новые дворяне», джентри, которые не просто получали ренту, а вели активную экономическую деятельность. Они делали ставку на овцеводство и сукноделие, изгоняя тысячи крестьян со своей земли.

Массовое бродяжничество вызывало негодование властей. «По причине обращения под пастбище земель, которые обычно находились под пашней. .. в некоторых деревнях, где раньше двести человек находили занятие, теперь заняты два или три пастуха, а прочие впадают в праздность», — разгневанно вещал парламентский билль от 1489 года. Мануфактурная обработка шерсти распространялась в сельской местности, приводя к упадку ремесленные центры в городах.

В XVI веке процесс приобрел размах. Толпы бедняков стали настоящим бичом. «Что им остается другое, как не воровать и попадать на виселицу или скитаться и нищенствовать?» — сокрушается Томас Мор, автор «Утопии», критикуя аристократов-овцеводов. Обнищавшим крестьянам зачастую ничего не оставалось, кроме найма на мануфактуры или шахты. Бедность оказалась, можно сказать, первородным грехом индустриализации. Она боролась с бедностью и порождала ее.

Впрочем, кто-то воспринимал происходящее позитивно. Писатель Томас Делонэ (1543–1600) в романе «Джек из Ньюбери» описывает крупную мануфактуру: «В большой и широкой мастерской стояло двести станков, и двести человек работали за этими станками. Рядом с каждым из этих рабочих сидел хорошенький мальчик и весело управлял челноками. В другой зале двести веселых кумушек изо всей своей силы чесали шерсть и, работая, все время пели». В следующем зале работают «двести молодых девушек в красных юбках с белыми платками на голове» — они прядут целый день, «никогда не прерывая своей работы», и тоже постоянно поют «нежными голосами подобно соловьям». Далее следуют дети бедняков, сортирующие шерсть, — они получают по пенсу в день, «не считая того, что их кормили в продолжение всего дня, и это было для них огромной помощью».

Фабрика. Гравюра, XIX век

Красильщики, сукновалы, гладильщики — все сплошь хорошо сложенные и постоянно поют. Идиллия выглядит неправдоподобной с учетом того, что мы знаем об условиях труда в то время, современный читатель обратит внимание и на детский труд, и на беспрерывную работу прядильщиц, но автор сам был ткачом и знает, о чем пишет. Видимо, положение на крупном предприятии приводит его в восторг по сравнению с тем, что творилось в мелких мастерских.

Переплавка сознания

Революции нужна подготовка; на протяжении полутора веков Европа, и Англия в особенности, рвала с феодализмом. Старая аристократия уходила — уже не было показателем престижа число крепостных, мерилом успеха становились деньги. Простой люд с землей терял и корни. Крестьянин, глава большой семьи, вряд ли захотел бы менять род занятий, но лишенные всего люди становились склонны к риску, восприимчивы к новому и более терпимы.

Под давлением новой сельской промышленности ломалась старая цеховая организация, хотя гильдии еще долго оставались оплотом реакции. Так, лентоткацкий станок был изобретен в Данциге в 1579 году, но изобретателя, по легенде, утопили; заново этот станок изобрели спустя четверть века в Голландии. Через полтора века Джон Кей, придумавший «летучий челнок» для ткацкого станка — один из символов промышленной революции, — был вынужден бежать во Францию от гнева коллег-ткачей. Таких примеров много.

Женщины, работающие на станках Американской шерстяной компании, Бостон, 1912 год

Новые промышленники игнорировали гильдейские правила, например об ученичестве будущих мастеров. Городские ремесленники охраняли, как сейчас бы сказали, права малого и среднего бизнеса. А сминал их парадоксальный, вынужденный альянс нарождающейся олигархии и пролетариата.

Перековка сознания средневекового жителя шла полным ходом — церковная Реформация, Ренессанс, освоение Нового Света. Их общим знаменателем было освобождение менталитета людей. Человек учился в принципе быстро и охотно приспосабливаться ко всему новому, включая еду, менять условия жизни, быть мобильным, обмениваться информацией.

Символической вершиной стала Английская революция, когда в 1649 году был казнен Карл I, — впервые народ лишил жизни своего монарха, и этот пример важен, чтобы увидеть, до какой степени дошла у англичан готовность отрекаться от традиций. Ученые спорят о том, почему промышленная революция состоялась именно на острове — не исключено, что именно политические инновации стали «философским камнем».

В Китае, к примеру, абсолютизм со своей тягой к стабильности лишил общество динамики прогресса. В исламском мире к достижениям «неверных» относились вовсе нетерпимо. «Вследствие того, что в Европе технические изменения осуществлялись усилиями частных лиц в децентрализованном, политически конкурентном окружении, они могли происходить на протяжении долгого времени, делать большие скачки и не терять своего импульса», — указывает историк Джоэль Мокир.

Европа перенимала изобретения у Востока — но не наоборот, и в широком смысле промышленная революция обеспечила еще и европоцентричность мира. Цинизм оказался обратной стороной тяги к личной свободе — активно разрослась работорговля. Империи начали спор за колонии, бурно росла торговля, а значит, развивались кораблестроение, страхование; строились каналы и платные дороги. Начало XIX века — старт железнодорожной эпохи, и пионером снова становится Англия.

Вход в тоннель в Уотфорде. Раскрашенная гравюра. Томас Талбот Бери, 1837 год

Большими скачками

Население в Британии неуклонно росло с XVI века, увеличивая, с одной стороны, безработицу и бедность, но с другой — потребление. Сельскому хозяйству пришлось сделать большой скачок; мелкие собственники балансировали, становясь либо крупными фермерами, либо наемными рабочими. Власти выпускали закон за законом, обязывавшие трудоспособных бедняков работать. Стремительно возникает индустрия добычи угля — горняки, в основном как раз лишенные земли крестьяне-переселенцы, находились в самом низу социальной лестницы.

Развитие торговли вело к росту городов, который стал лавинообразным. Бедняки концентрировались в работных домах, формируя то, что Карл Маркс назовет «промышленной резервной армией». Скоро она хлынет на фабрики.

Алексис де Токвиль в 1835 году описывает, к примеру, Манчестер как настоящий ад: население города выросло в десять раз с 1760 по 1830 год, достигнув 180 тыс. человек. По большей части все это был рабочий пролетариат, иммигранты, жившие скученно и скудно. Им, так же как женщинам и детям, можно было почти не платить.

Вид на Манчестер. Томас Кресвик, XIX век

Остановиться было уже невозможно. Появлялись все новые вызовы; так, колонизация Индии спровоцировала поток дешевых тканей, местная промышленность должна была ответить своим удешевлением, достигаемым за счет технических новаций. Изобретательство плюс развитие идей собственности порождает развитие патентной системы (она берет свое начало еще в XV веке в Венеции) — новаторы уже могли зарабатывать.

Нормой стали ранние браки, что индуктировало новый всплеск демографии. Люди требовали благосостояния, новых товаров — промышленность же могла сделать их дешевыми лишь за счет экономии на труде.

К периоду, который условно называют «вторая промышленная революция» (вторая половина XIX — начало XX века), углубились и новаторские, и социальные тенденции. Был прорыт Суэцкий канал, по дну Атлантики пролег телеграфный кабель — но копился и негатив. Механический ткацкий станок с приводом от паровой машины (power loom) стал «настоящим социальным бедствием», как оценивает его историк Фернан Бродель: «На улицу были выброшены тысячи безработных, заработная плата упала настолько, что сделавшаяся ничтожной стоимость рабочей силы продлила за пределы разумного ручной труд несчастных ремесленников».

Неудивителен всплеск движения луддитов, пытавшихся разрушать машины. Однако прогресс делал свою работу: зарплата рабочих все равно неуклонно росла, из массы обездоленных выделялись фракции синих воротничков, части «среднего класса», который выигрывал от индустриализации. Второй этап промышленной революции выделяет не только изобретение электричества и бензина, но и то, что население, цены, ВНП и зарплата начинают расти в промышленных странах примерно в одном темпе.

Положение европейских рабочих улучшалось в том числе за счет появления новых центров дешевой рабочей силы в Азии. И тем не менее если неравенство между обществами росло, то внутри общества оно сглаживалось. Впрочем, слишком медленно, и вот в середине XIX века возникают тред-юнионы и вскоре — лейбористские и социал-демократические партии. Второе важное движение — стремление государств не отставать в развитии от соседей приобретает характер соревнования и приводит к развитию национализма. Оба этих процесса сойдутся в итоге в точке Первой мировой войны и революций.

Революции и глобализация

Глобализация — вот что обеспечивало бурное развитие в это время. В первой половине XX века, эпохе войн, обособления и деколонизации, тренд оказался подорванным. Пауза, вероятно, была необходима для выравнивания последствий социальных кризисов — но одновременно она подчеркнула пропасть между странами. Бывшие колонии по большей части не могут преодолеть технологический разрыв до сих пор.

Хлопковая плантация. Гравюра, XIX век

Только в 1980-х годах, с падением либо трансформацией коммунистических режимов, глобализация возобновилась. Страны Азии, согласившись влиться в фарватер Запада, получили экономический рост. Компьютеры и мобильные телефоны наверняка были бы изобретены все равно, но без глобализации это не приобрело бы характера революции. И снова мы видим те же причины и те же следствия: свобода как локомотив развития, глобальное расслоение, рост городов с армиями подсобных рабочих, обеспечивающих передовые практики (как курьеры — онлайн-торговлю), растворение мелких предпринимателей, подрыв трудовых отношений и так далее. Прогресс повышает качество жизни для всех, но тем самым задирает и планку требований — снова актуальными становятся низовые социальные движения.

Если считать Индустрию 4.0 логическим продолжением процесса, то прежними остаются и страхи: ведь роботы могут оказаться таким же социальным бедствием, как некогда power loom. А выиграют только немногочисленные работники передовых секторов экономики.

Прибыль выигравших должна на этот раз оказаться заметно выше потерь проигравших, с тем чтобы ее хватило на компенсацию. В противном случае человечество рискует снова сорвать тормоз, как в начале XX века. Впрочем, это наверняка станет лишь очередной приостановкой, но не концом прогресса.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

В России ежегодно пропадают около 180 тысяч человек — Реальное время

Каждый год в России пропадают около 180 тысяч человек. Из них 20 тысяч не находят вообще. Такими данными поделился с «РИА Новости» координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» и депутат Госдумы Олег Леонов.

В 2021 году в «ЛизаАлерт» поступило 42 727 заявок о пропаже, по ним 31 603 человека нашлись живыми, 3 131 человек обнаружен погибшим, 1 655 человек так и не были найдены. По словам Леонова, мужчины пропадают чаще женщин, чаще всего это люди среднего возраста, а около 80% исчезают в городах, поэтому и заявок по ним больше, чем о пропавших в природной среде.

Чаще всего люди пропадают в период с июля по сентябрь — в эти месяцы в лесах появляются грибы и многие отправляются за ними. Городские же пропажи более-менее равномерны по месяцам. Сложнее всего, как считает Леонов, искать пожилых людей. Связано это с тем, что, к примеру, на потерявшихся на улице детей обратят внимание прохожие. С возрастными людьми такое вряд ли произойдет.

Фото: предоставлено ДПСО «ЛизаАлерт» Республики Татарстан

180 тысяч человек — это:

  • По 493 человека в день.
  • 25% заявок об исчезновении людей поступает в «ЛизаАлерт» — за 2021 год это 42 727.
  • В 6 раз больше, чем добровольцев в отряде «ЛизаАлерт» — их всего 30 тысяч человек.
  • Почти на таком же уровне естественная убыль населения за 11 месяцев 2018 года — по данным Росстата, 180,5 тысячи человек.
  • В 3,3 раза меньше, чем ежегодно пропадает в США — там это число составляет 600 тысяч человек.
  • 16,6% из них составляют дети — в России их ежегодно пропадает более 30 тысяч.
  • В 7,8 раза больше, чем погибло людей в 2021 году в России в результате преступлений — по данным МВД РФ, это более 23,3 тысячи человек.
  • В 45 раз больше, чем исчезает ежегодно в Татарстане — в полицию каждый год поступает больше 4 тысяч заявлений о пропаже граждан.
  • 0,12% от населения России — на 1 января 2022 года, по оценке Росстата, в стране насчитывалось 145 478 097 жителей.
  • Население города Северодвинска в Архангельской области — там на 2021 год проживало 180 806 человек.
  • Три населения Лениногорска — здесь живут 61 695 человек.

Дарья Акимова

Общество

16 века — Translation into English — examples Russian

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Это манускрипт о соколиной охоте 16 века.

Не делал этого с 16 века.

Книги здесь продают с 16 века.

Эти жестокие методы сохранялись вплоть до 16 века.

These drastic methods remained in place until the 16th century.

Участок ограды Ивановского монастыря — образец русской фортификации 16 века.

Old wall of Ivanovsky Monastery is example of Russian fortifications of XVI century.

Все сцены выглядят точно как гравюры 16 века из Божественной Комедии.

All staged to look exactly like engravings from a 16th century volume of the Divine Comedy.

Голландский художник 16 века знаменитый своими религиозными картинами на сюжеты Ветхого Завета.

A 16th century Dutch artist who is famous for religious paintings with an Old Testament motif.

Территория Измайловского парка известна с середины 16 века.

Первые упоминания об Арбате мы встречаем в московских хрониках 16 века.

The first mention of the Arbat we meet in Moscow Chronicles 16 century.

Это что-то вроде счётов 16 века.

Русское (славянское) наименование Республики — Башкирия — утвердилось в конце 16 века.

Russian (Slavonic) republic’s name Bashkiria — was affirmed in the end of the 16th century.

Западный сектор — это дополнение 16 века.

На этот вопрос можно найти достаточно ответов в книгах 16 века.

You can find enough answers for that in the books written in 16th century.

Ценные документы, вплоть до 16 века.

С 16 века здание перешло во владение монастыря Кику, который достраивает церковь и превращает его в монастырь.

From the 16th century, the building passed into the possession of the monastery Kiku, which completes the church and turns it into a monastery.

Это изображение 16 века, показывающее вам настолько широко распространено было его почитание.

This is a 16th century image to show you how widespread his veneration actually was.

С того времени и до 16 века карловарские врачи придерживались исключительно данного метода санаторно-курортного лечения.

From that time until the 16th century the doctors in Karlovy Vary strictly stuck to this method of balneotherapy.

С 16 века до 1945 года носил название Нового источника.

From the 16th century until the year 1945 this spring was known as the New Spring.

С целью сохранения старинного потолка 16 века в здании отсутствует лифт.

To protect the original, 16th-century ceiling, there is no lift in the building.

Он был построен в начале 16 века.

Одежда новых времен. Вторая половина 16-го века.

Во второй половине XVI в. не разрешалось открывать ни рук, ни плеч, ни даже шеи и человек при помощи ваты, ватованих валков, подушек, пуфов, проволоки и прочая, боязливо прятался в свою одежду. Кроме этого славный испанский воротник-колесо прочно и неудобно, как железная крепость, обвивает шею. Мужчины не только выпихали мышцы, грудь, но и увеличивали стороны, подкладывая подушки, или круглыми валками увеличивая свои штаны. Женщина, как и в средние века, носила два платья. Верхнее от груди расходится в стороны, раскрывая клином нижнее платье, украшенное различными способами. Стан, тесно зашнурованный и тесно обтянутый одеждой, но от стана платья неожиданно расширяется и без единой складки падает к земле. Выпирание подушками уже не хватает и впервые на сцену вышли фижмы, не раз исчезавшие и вновь входившие в моду.

Фижма.

Что это такое – фижма? Это, как объяснил один противник той моды, такое здание вроде курятника с сидениями вокруг, сделанная из железных или деревянных обручей, проволоки и т.д. Женщина влезали в середину этого курятника и вверху надевала платье по форме здания, юбка брала вид колокола, бочки, барабана и т. п. Несколько метров льняного полотна, густо сложенного вокруг шеи наподобие испанского воротника, закрывало шею до самых ушей и подбородок. При таком воротнике женщина может причесываться только на один лад, а именно подобрав волосы кверху. На самый вершок головы она надевала маленькую шляпку не больше яблока, которая именно из-за своих размеров навлекла на себя негодование проповедников.

Особенности испанской одежды вызвали изменение в узорах, сотканных на материях. Крупный орнамент сюда не годился, одежда требовал мелкого рисунка и в те времена стали производить материи со специальными узорами для одежды. В испанской одежде заметное преимущество темных красок. Великолепие ее вида увеличивалось силой драгоценных украшений, которыми она была усеяна с ног до головы. Ее покрывали золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями, так что, как рассказывали богатые испанцы, все блестело и переливалось красками радуги, а основная краска одежды оставалась для всех тайной.

Благородные лица носила целые имения на своих плечах, особенно не заботясь мозольным трудом сотен рук над выполнением такой одежды. Так английская королева Елизавета по случаю посещения французского посла, надела платье, над которым работали сотни рук в течении трех недель. В конце тщеславие в этом отношении доходило до чрезвычайных размеров, так что люди вешали на себя столько драгоценностей, сколько могли пошевелить. На крестины сына Мария Медичи, жена Генриха IV надела платье, на вышивание которого было использовано 32000 перл и 3000 бриллиантов. А представитель сильного пола, маршал Бассомбер как-то надел на себя аж 50 фунтов жемчуга.

Этот наивный взгляд на «стоимость» одежды встречаем также в средних веках. Вот как мать-флорентийка пишет сыну о своих домашних делах и о дочери, которую выдала замуж за богатого флорентийского купца. «Как бы я не решилась дать 1000 червонцев в приданое своей дочери, которой уже минуло 16 лет, то не могла бы выдать ее замуж в этом году. Правда, она могла бы сделать лучшую партию, если б дать ей 1400 – 1500 червонцев приданого, но это получилось бы с ущербом для тебя, сын мой. А в том, была ли она тогда счастливее? О ее муже могу разве хорошо выражаться. Он ей всегда говорит: желай чего хочешь. Когда они обручились, велел он ей сшить пелерину из багрового шелкового бархата и платье с лучшей материи, которую только смог найти во Флоренции. Украшение для головы состояло из перьев и жемчуга по цене 80 червонцев, кроме того два ряда ожерелья за 60 червонцев. Когда она выходит, имеет на себе 400 дукатов. Говорил ей еще пошить Кармазиновое платье с широкими рукавами, лямованой куницей и розовую юбку вышитую жемчугом. И он не может надарить ей всякой всячины, и хотя она итак красивая, но он хотел бы сделать ее еще прекраснее. И действительно, в целой Флоренции нет ей пары. Пусть Господь не пощадит ей здоровья и долгой жизни».

Письмо интересно не только подробным описанием богатой одежды того времени, но дает возможность заглянуть в бытовую жизнь и понимание счастья матери и дочери. Стоимость человека, прежде всего, меряется «червонцами» мужа, покупается за червонцы, счастье женщины зависит от того, сколько червонцев стоит ее одежда. А вообще это идеал обывателя всех времен. Пара волов, корова, несколько гектаров земли – и девушка имеет мужа. А «добрая партия» разве не вызывает зависть и в «интеллигентных» кругах? А стоимость девушки разве не меряется модной одеждой и в наше время? С каким сочувствием говорит девушка о своей подруге: – «она так плохо одета!”

Многие пустоты скрывались под высокомерным благоговением человека XVI в. , а высокопоставленные лица подавали этому пример. Известная своей страстью к пышности и драгоценным уборам, английская королева Елизавета, оставила после смерти 3000 платьев. При французском дворе Генриха III человек не одевается, а раз за разом переодевается. Король только и думал о своей красоте и одеждах для себя и своих «минчонов», как он называл своих придворных. Мужчины охотно надевают женскую одежду, а женщины мужскую.

Классические маскарадные представления, в которых участвуют различные благородные и аристократические лица впервые входят в те времена в моду. Послы при чужих дворах интересуются не только политикой и экономическими вопросами, но в значительной степени и модой, которая царит при тех дворах и их прямой обязанностью становится, сообщать об этом своим правительствам.

Каждая страна вносит в однотонную испанскую моду нечто своеобразное. Француз умеет незаметным способом передать тяжелой и негибкой испанской одежде свою удобство и легкость, употребляя материи нежных оттенков, как бледно-зеленой, розовой, голубой и т. п. Благородный вкус итальянца, развитый благодаря его богатому искусству, умеет придать красоту даже такому неуклюжему явлению, которым была господствовавшая тогда мода. Венецианка умеет согласовать испанский воротник с вырезом у шеи и предоставить ему легкую элегантность. Своей легкой рукой она стала употреблять кружева – сперва робко, потом отважнее, пока, наконец, в XVII в. человек не покрылся кружевом с ног до головы.

Из истории моды видим, как человек повинуется своим страстям, бросается из одной крайности в другую. То он готова безжалостно душить себя в узкой одежде, потом снова ему мало собственного тела, чтобы носить широкую одежду, и он ее искусственно наполняет. В XV веке мужчина и женщина обнажаются чуть не до пояса, а в XVI веке окутывают себя буквально до концов пальцев и мода на перчатки родилась тогда совсем не случайно. В XV в. женщины и мужчины целые дни проводят в совместных купальнях, совершенно не стесняясь своей наготы, а в XVI в. на всех напал такой страх перед купанием, что в книге хорошего тона приходится напоминать красавицам, чтобы иногда ходили в баню, а руки мыла ежедневно, а «так же и лицо». Под блестящим и величественным видом тех времен можно было найти не только много грубости и примитивности, но даже грязи. Уже то обстоятельство, что тогда не употребляли платков к носу и салфеток за столом, много говорит. Ясно, что полы кафтана и юбка исполняли не одну службу. В XVI в. появились платочки к носу, которые дама на портрете того времени держала в руке. В книге о хорошем тоне встречаем такие вопросы: годится ли вытирать нос об берет или одежду? Ответ: нет, на это предназначен платок. Видно такая наука была тогда актуальной.

В первой половине XVII века европейский мир стремится к тому, чтобы любой ценой освободиться от оков испанской одежды. Кружево было знаменитым средством сбросить прежде бремя его веса и строгости. Уже в конце XVI в. кружевные зубцы и вставки предоставили сенатскому окладу и манжетам оттенок мягкости и кротости. Затем сочетается полу стоячий воротник с кружевным вырезом у шеи и на груди, воротник иногда вполне спадает на плечи, принимает различную форму и разные размеры. Изменение воротника это незаурядное событие в истории моды, повлекшей за собой еще другие смены одежды, прически и т. п.

Нежность кружев не могла не повлиять на строгость одежд. Поэтому неуклюжие фижмы отвергли без сожаления, женское платье снова свободно заволновалась, а ее хозяйка вернула свою подзабытую, естественную грацию.

Нежные ручные кружева с тонкими узорами, требующие монотонного труда рук и глаз, становятся самым любимым украшением не только женской, но и мужской одежды, мужской даже в большей степени. Женщина украшает кружевом вырез у шеи, манжеты, понемногу платье, голову. Моднику XVII века не хватает украсить прекрасным кружевом воротник и манжеты, он не пройдет малейшего краешка своей одежды, ни одного шва на своем кафтане, штанах, завертке, чтобы не убрать его кружевом в несколько рядов. Он даже украшает им холяву своего сапога, который во времена тридцатилетней войны проникает даже в гостиную.

В конце бравый вояка не забыл повесить кусок кружев на рукоять своего кинжала, на мужской одежде того времени видим кокарды, розетки, ленточку – украшения, в нашем понимании – женского характера. В том это очень часто были подарки дам своим рыцарям. Широкополые шляпы с величественными перьями очень модны у женщин и мужчин того времени. Особенно часто видим их на портретах Рембрандта. Словом, в моде воцарилась фантазия, только эта фантазия бывала разной. Немецкая фантазия творит моду тяжелой и неуклюжей, французская же обнаруживает чем раз, то большее понимание для элегантности. Постепенно с конца XVII в. французы берут шефство в области моды в свои руки и Франция становится настоящим модным диктатором для всей Европы. Париж стал главным центром для всех европейских щеголей и этой славы он, кажется, не потерял еще и в наше время.

Автор: А. Свенцицка.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще шитье одежды в 16-м веке было настоящем искусством. В наше время сей процесс, увы, уже давно поставлен на конвейер. Сейчас сохранились разве что отдельные салоны, которые занимаются эксклюзивным шитьем одежды. Впрочем, не только одежды. Например, салоны по пошиву штор (вот сайт одной из них – http://www. s-house.ru), такие как московское ателье «Стильный дом» не менее востребованы. Важно лишь качественно делать свою работу, вкладывая в нее самое ценное – душу.

Elton John Lirics: 16000 века

Доступно на саундтреке «Дорога к Эль Дорадо»

Музыка: Elton John
ЛИРИКА:
ЛИРИКА: Тим Рис
Фортепиано и вокал: Elton John
Patrick Leonard
Electric Guitar: Davey Johnstone
Bass Guitar: BOB Birch
барабаны:1 Curt Bisquera
Jim Keltner
Главный вокал: Ричард Пейдж, Сейда Гарретт, Линн Дэвис, Кудисан Кай, Дэйви Джонстон e, Филлип Ингрэм, Дориан Холли

О, как здорово увидеть нашу родину
Вдохнуть атмосферу Пиренейского полуострова
Просто потому, что мы латиноамериканцы
Не означает, что мы обитаем в океане
Откровенно говоря, у нас до сих пор была вода

Мы боролись с волнами всю жизнь
Мы были насыщены, почти утонули
Мы испанцы, а не карибцы
Мы люди, а не амфибии
Мы будем искать счастья на твердой земле Испании

Нет будущее в новом мире
Только дураки верят в сказки
О золоте Эльдорадо
Только лохи поднимают паруса
Мы видели, как меняется ход событий
Кортез — шарлатан
Мы в курсе, проницательны
Мы’ re anit-diluvian
Два очень прекрасных образца человека шестнадцатого века
Два очень современных образца мужчины шестнадцатого, шестнадцатого века

Есть женщины, которые выстраиваются в ряд
Каждая авеню в каждом порту
Теперь, наконец, мы получим
Вещи, которыми никогда не оснащают корабли
Мы доплыли до нашего последнего прибежища

В новом мире нет золотой жилы
Это уловка, чтобы получить рекрутов
На лодке в Эльдорадо
Мы возвращаемся к нашим корням
Мы возвращаемся к дамам, не имеющим выхода к морю
Кортес никогда не пускает их на борт
В общем и целом, мы пришли к выводу, что
Мы не хотим уезжать за границу
Два прекрасных образца человека шестнадцатого века
Две твердые земли образцы человека шестнадцатого, шестнадцатого веков
Два очень прекрасных образца человека шестнадцатого века
Два образца земли человека шестнадцатого века

Перейти к основному содержанию Есть доступ к библиотеке? Войдите через свою библиотеку

Весь контент Картинки

Поиск JSTOR Регистрация Вход
  • Поиск
    • Расширенный поиск
    • Изображения
  • Просматривать
    • По тематике
      Журналы и книги
    • По названию
      Журналы и книги
    • Издатели
    • Коллекции
    • Изображения
  • Инструменты
    • Рабочее пространство
    • Анализатор текста
    • Серия JSTOR Understanding
    • Данные для исследований
О Служба поддержки

9780333472613: Ренессанс: с 1470-х до конца 16-го века (серия «Человек и музыка») — AbeBooks

Из серии, посвященной развитию музыки в определенных местах в определенное время, эта книга рассматривает европейские страны эпохи Возрождения, уделяя особое внимание Италии. Он будет опубликован вместе с телесериалом.

«Синопсис» может принадлежать другому изданию этого названия.

От издателя :

«Музыка и общество» — это серия книг, написанных специалистами и призванных представить музыку в широком контексте социально-политической, интеллектуальной и религиозной жизни.Вместо технических и стилистических рассуждений, составляющих большинство историй музыки, читатель обнаружит, что музыка рассматривается скорее как ряд реакций на социальные силы. Идея состоит не в том, чтобы просто объяснить, что произошло, а в том, почему это произошло, и почему это произошло, когда и где это произошло.

«Об этом заголовке» может принадлежать другому изданию этого заголовка.

Бородатый мужчина в накидке, Венеция, 16 век

Заголовок
Бородатый мужчина в накидке, Венеция, 16 век
Имена
Юйот, Этьен (р. 1808) (гравер)
Коллекция

Коллекция фотографий Wallach Division

Костюм — 1500-е годы — венецианец

Даты/Происхождение
Дата выпуска: 1859 — 1860
Адреса библиотек
Мириам и Айра Д. Wallach Division of Art, Prints and Photo: Picture Collection
Полочный локатор: ПК COSTU-15-Ve
Темы
Бордюры (декоративные области)
Одежда и одежда — Италия — Венеция — 1500-1599
Головные уборы — 1500-1599
Накидки (одежда) — 1500-1599
Мужская одежда — и одежда — Италия — Венеция — 1500-1599
Итальянцы — Одежда и одежда — 1500-1599
Жанры
Печатные издания
Примечания
Содержимое: Пятно на изображении.
Примечание источника: Старинные и современные костюмы: привычки античности и современности во всем мире. (Париж: Фирмин Дидо, 1859–1860) Вечеллио, Чезаре (ок. 1521–1601), автор.
Физическое описание
Объем: 1 оттиск: b; 18 х 11 см. (7 x 4 1/4 дюйма)
Тип ресурса
Неподвижное изображение
Идентификаторы
Идентификатор каталога NYPL (номер B): b17563704
Штрих-код: 33333159194329
Универсальный уникальный идентификатор (UUID): b7002470-c53f-012c-eb84a7b0d304a7b3d304a78d3002470
Заявление о правах
Статус авторского права и смежных прав на этот объект был проверен Нью-Йоркской публичной библиотекой, но мы не смогли сделать окончательное определение относительно статуса авторского права на этот объект. Вы можете использовать этот Объект любым способом, разрешенным законодательством об авторском праве и смежных правах, применимым к вашему использованию.

Пункт хронологии событий

  • 1859: Выпущено (приблизительно)
  • 2014: Оцифровано
  • 2022: Найден тобой!
  • 2023

Космонавт 16 века.Первый человек в истории, достигший… | Андрей Тапалага ✒️

Первый человек в истории, достигший стратосферы Земли

Изображение Ван-Ху, взлетающего в своем ракетном кресле около 1500-х годов (Источник: Wikimedia Commons)

Большинство людей думают, что первым человеком, достигшим открытого космоса, был Юрий Алексеевичем Гагариным в 1961 году, но что, если я скажу вам, что есть кто-то еще, кто, возможно, достиг космоса за сотни лет до Гагарина. Многие из вас отнеслись бы к этой информации довольно скептически, поскольку она довольно расплывчата, и не многие историки зафиксировали это событие, но, что интересно, в это событие верит даже НАСА.

Официальных записей нет, поскольку считается, что они были утеряны на протяжении всей истории или, вероятно, застряли в какой-то забытой китайской библиотеке, но событие описывает Ван-Ху, дворянина из династии Мин, который был первым космонавтом.

В 9 веке Китай изобрел порох, который не только помог в создании многих досовременных видов оружия и огнестрельного оружия, но и в создании средневековых ракет, которые в основном использовались в качестве фейерверков. Многие современные астрологи на протяжении всей истории обсуждали возможность того, что человечество достигнет звезд в далеком будущем.

Несмотря на все это, Ван-Ху и другие считали, что ответом на достижение звезд является создание мощной силы, и в то время самая мощная сила, которую они имели, была создана взрывом пороха. Фейерверки стали очень популярны в Китае в 14 веке, их всегда запускали на фестивалях и даже использовали в военной тактике.

Ван-Ху был писателем и проводил много времени за чтением и исследованиями. Идея полета в космос пришла ему в голову однажды ночью, когда он писал стихотворение о фейерверках.Они могли летать высоко в небе, так что достаточное их количество позволило бы ему сделать то же самое.

Ван-Ху приказал своим слугам создать стул, на дне которого будет много ракет и который будет питаться порохом. Необходимо упомянуть, что китайская королевская армия использовала своего рода ракеты, которые они запускали в сторону врага, и которые летели намного быстрее любого фейерверка.

Итак, слуги привязали к большому деревянному стулу как можно больше ракет. Записи этой «легенды» (как некоторые предпочитают ее называть) говорят, что однажды в XVI веке Ван-Ху взлетел со стулом.Он оделся в самую модную одежду, которая у него была, и приготовился к тому, чтобы на него посмотрел весь мир, или он погибнет в славном взрыве.

Многие слуги ждали его приказа запустить ракеты с длинными факелами. По приказу Ван-Ху слуги зажгли ракеты, и последовало огромное облако дыма. После этого облака дыма Ван-Ху исчез в небе, оставив за собой лишь след черного дыма.

Большинство людей считали, что он погиб в результате взрыва, в то время как некоторые на самом деле верили, что он достиг Луны.Что известно на основе записей, так это то, что он никогда не возвращался из космоса.

С этим фрагментом истории я скажу, что каждый может быть сам себе судьей, так как недостаточно записей, чтобы действительно оправдать то, что произошло, или насколько это правда. В конце концов, это может быть просто легенда, но в то же время информация подтверждена НАСА, что должно придать ей некоторую достоверность. Дайте мне знать, что вы думаете в разделе комментариев.

Искусство дрессировки в XVI веке

Специалист отдела старых мастеров Christie’s Жонкил О’Рейли объясняет, как мужчины 1500-х годов одевались, чтобы произвести впечатление, указывая на изысканные детали одежды на двух великолепных портретах, выставленных на распродаже Old Masters Part I , которая состоится 19 апреля в Нью-Йорке.

«В 16 веке мужская мода была не менее, если не более важной, чем женская», — говорит Жонкил О’Рейли, специалист по старым мастерам Christie’s.— Это был способ показать, какого ты ранга и положения в обществе.

Изучая роскошный портрет Иоанна Фридриха I (1503-1554), четвертого и последнего курфюрста Саксонии, написанный Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553) 1530-х годов, специалист отмечает, что на натурщике самая стильная одежда десятилетие. Этот наряд, состоящий из чепчика с перьями, белого шелкового дублета с прорезной красной окантовкой, открывающей вышитые узоры под ним, и золотых воротников, украшенных жемчугом и сапфирами , создан для ослепления.

Одежда Джона Фредерика стоила бы так же дорого, как и его драгоценности. Например, толстые объемы его темно-красного бархатного плаща нужно было несколько раз окунуть в малиновую краску, чтобы получить такую ​​глубину цвета, объясняет О’Рейли.

На картине, реституцию которой наследникам семьи Гутманн помогла компания Christie’s после ее утраты во время Второй мировой войны, Кранах коротко подстриг Джона Фредерика, чтобы подчеркнуть монументальность его туловища.«В 1530-х годах в моде были очень широкие плечи и очень широкая бочкообразная грудь», — говорит специалист. «Показывая это внушительное физическое присутствие, Кранах подчеркивает, насколько могущественен Джон Фредерик».

«Силуэт, идеальный для джентльменов того времени, отражал то, что люди носили на поле боя»

На его шее висит что-то похожее на золотой помандер — своего рода перфорированный контейнер для специй и духов, предназначенный для того, чтобы подпрыгивать на груди владельца при ходьбе, «испуская приятный аромат в то время, когда люди, вероятно, не чувствовали запаха». это хорошо’.Этот экземпляр, подвешенный на длинной золотой цепочке, держится между челюстями интерпретируемого в XVI веке изображения дельфина. Помандер — который в противном случае мог бы быть зубочисткой — явно был одним из фаворитов Джона Фредерика, поскольку его также можно увидеть с ним на портрете Кранаха Старшего, который сейчас находится в Лувре.

Путеводитель О’Рейли по мужской моде XVI века продолжается портретом в полный рост 16-летнего Алессандро Фарнезе (1545–1592), правнука Папы Павла II и племянника Филиппа II Испанского, который однажды станет герцогом Пармским и губернатором испанских Нидерландов.

Написанный примерно в 1561 году Антонисом Мором (1516/20-ок. 1576) и его соавтором Алонсо Санчесом Коэльо (1531/2-1588), Фарнезе является воплощением портняжного великолепия 16-го века. «Прямо под его подбородком у вас есть этот взъерошенный воротник, и это дает вам красивый, чистый, четкий край рядом с вашим лицом», — объясняет О’Рейли. Его полный доспех из окрашенной в синий цвет и позолоченной стали с малиновой окантовкой, указывающей на его верность испанской армии, вероятно, был сделан в Италии примерно за год до того, как была написана эта картина. «Силуэт, идеальный для джентльменов того времени, отражал то, что люди носили на поле боя», — говорит специалист.

Несмотря на «ноги балерины», телосложение Фарнезе считалось особенно мужественным. «Идея заключалась в том, чтобы показать, что ты всегда на ногах. Вы бы ездили верхом, фехтовали, танцевали при дворе», — объясняет О’Рейли. «Поэтому было важно показать, что у тебя действительно хорошие ноги.

Однако изюминкой наряда Фарнезе является его шелковый гульфик. Первоначально разработанные для заполнения тканевого промежутка между чулками, закрывающими ноги, и подолом дублета, гульфикы предлагали мужчинам защиту от непогоды, а также от их собственного оружия. «В 16 веке для мужчин, особенно дворян, было совершенно нормально ходить с мечом на бедре», — говорит специалист. «Если у вас есть хорошая мягкая подушка, тогда все в порядке — вы не столкнетесь с какими-либо неприятными или болезненными трудностями.’

Ко времени создания этой картины гульфикы стали символами мужественности и мужественности. За десятилетия они выросли в объеме и использовались для подчеркивания, а не для сокрытия. «Даже в возрасте 16 лет, — отмечает О’Рейли, — гульфик Фарнезе во многом является символом мужественности и взрослой жизни». 

Пристальный взгляд на гульфикы: развязность и напористость мужской моды шестнадцатого века

Давным-давно, то есть в Средние века, гульфик вообще не о чем было особо писать.Лучшее и худшее, что можно было о нем сказать, это то, что он был исправным . Почему? И вообще, для чего это было? Ответы на эти вопросы связаны с тем, как в то время создавались мужские чулки. Каждая нога была отдельно. Следовательно, посередине ничего не было. Что же тогда может служить полезной защитой от ветра или сквозняка?

Что-то довольно грубое, простое и треугольное, последовал ответ, чтобы защитить владельца от вреда.Определенно ничего, что могло бы потребовать услуг портного. Таким образом, был вылеплен треугольник из ткани, возможно, из куска грубого полотна. Это был гульфик, и его роль была защитной, оберегать драгоценный почетный член от вреда.

К шестнадцатому веку все изменилось. Тюдоровский монарх Генрих VIII был сторонником власти. Ему нужно было произвести впечатление на все те европейские родословные, которые существовали намного дольше, чем Тюдоры, или когда-либо будут существовать. Его внимание к деталям одежды — наклон шляпы, множество пальцев с кольцами, подплечники и т. д.и т. д. — был совершенно необычным — и в то время многие отмечались своим привлекательным великолепием и необычностью. Среди этих украшений Генри всегда был гульфик. Безудержный гульфик. Гульфик, свидетельствовавший о мужском хвастовстве. Гульфик, который говорил о плодородии. Увы, и как мы все, конечно, понимаем, этому не суждено было случиться. Его единственный сын, болезненный мальчик, умер, не успев родить потомство.

Гульфик Генриха наиболее ярко проявляется на различных королевских портретах монарха.Один находится в галерее Уокера в Ливерпуле. Второй находится в Национальной портретной галерее в Лондоне, и он представляет особый интерес для этого писателя, потому что его вид, висящий в Тюдоровской галерее британской портретной живописи шестнадцатого века, привел в движение целую книгу о гульфике в искусстве. .

Тот лондонский портрет, который можно увидеть сегодня (онлайн только в данный момент), представляет собой сильно уменьшенную версию своего прежнего «я», поскольку это карикатура, на основе которой Ганс Гольбейн-младший создал гораздо более крупную картину.Эта картина потерпела бедствие в конце семнадцатого века. Он был уничтожен, как и многое другое, что было ценным, в пожаре, который сжег дотла Уайтхоллский дворец в 1698 году. Теперь уцелела только карикатура самого Гольбейна. Копия оригинала Ремигиуса ван Лемпута, которую он написал более чем через сто лет после оригинала, живет в Хэмптон-Корте — есть и версия в Петворт-Хаусе.

Когда я говорю, что карикатура уменьшена, я имею в виду, что она намного уже картины. Он полностью исключает, например, двух несчастных королев Генриха. Для любителей гульфиков в этом есть преимущество, как вы обнаружите.

Когда я посмотрел на него одним субботним утром пару лет назад, я увидел необычайно высокий портрет в тускло освещенной комнате, на котором были изображены два короля – и никто другой. Генрих VII стоит позади своего сына, выглядя соответственно призрачным. (Конечно, он был уже мертв к тому времени, когда Гольбейн сделал это подобие.) Его сын, тоже Генри, стоит впереди, привлекая к себе всеобщее внимание, немного напоминая толстый портновский манекен, из которого почти все модные вещи, известные повешен зажиточный мужчина 1530-х годов.И главным среди этих украшений является великолепный, похожий на улитку гульфик, который, кажется, расположен так по центру, что неотразимо притягивает к себе наш взгляд. Нет ничего важнее меня, как бы говорит он.

В течение примерно пятидесяти лет того века гульфик процветал в европейской портретной живописи как никогда раньше и позже. Это был его момент. Вы можете увидеть это на великих картинах Джорджоне, Тициана, Морони, Коэльо, Пармиджиниано и многих других.Все эти натурщики (я имею в виду стоячих, потому что немыслимо, чтобы вам захотелось долго удобно сидеть в гульфике) преуспевающие и видные люди в своих областях, люди церкви, люди двора, люди аристократического происхождения, короли, императоры.

Среди немногих, кто рисовал гульфикы, которые носили мужчины низшего социального класса, был Брейгель. Чтобы заказать портрет, требовалось значительное состояние, и такие портреты, вообще говоря, были тщательно продуманными изображениями натурщика, показывая их именно такими, какими они хотели бы быть, чтобы произвести впечатление или вызвать благоговение.

Что интересно в этих портретах, так это отношение субъекта к гульфику, который он носит. Для нас гульфик кажется возмутительным, чрезмерным, вызывающе приапическим, почти нелепым в своих утверждениях. И все же в то время об этом редко даже упоминали или писали. Все было так, как было.

Более того, субъект редко, кажется, признает наличие гульфика, как будто доказательства огромных гениталий едва ли можно даже заметить.Вместо этого, кажется, что существует общая установка нарочитого незнания, отчужденности или даже безразличия, как будто в этом мире есть гораздо более важные вещи, о которых нужно думать.

Для чего тогда? Вытягивать девушек? Не обязательно. Скорее всего, оно существовало как живое, привлекающее внимание доказательство того, что этот богатый самец был плодовитым и мог гарантированно произвести на свет столько наследников мужского пола, сколько бедное женское тело могло когда-либо надеяться справиться с этим.Не такой уж и бедный Генрих, сколько бы жен ему ни пришлось принести в жертву, как бы он ни старался.

Майкл Гловер, поэт, искусствовед и писатель

Книга Майкла Тяга: скачкообразная иллюстрированная история гульфика в искусстве , опубликованная издательством David Zwirner Books, уже доступна

.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *