«Иван» за 5 минут. Краткое содержание повести Богомолова
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Продолжение после рекламы:
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
Брифли существует благодаря рекламе:
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Школьное чтиво: Богомолов В. «Иван»
Богомолов В., «Иван»
Жанр: повесть
Главные герои рассказа «Иван» и их характеристика
- Иван Буслов, Бондарев. Мальчик 12 лет, худенький. Ненавидит немцев, упрямый, настойчивый, решительный. Мужественный, настоящий герой.
- Гальцев. Старший лейтенант. Рассказчик. Смелый, открытый, упрямый.
- Холин. Капитан разведчиков.Высокий, красивый, громкоголосый, наглый и бесцеремонный.
- Катасонов. Старшина разведчиков.Невысокий, тихий, вежливый, худощавый.
- Грязнов. Подполковник разведчиков. Суровый командир.
Кратчайшее содержание рассказа «Иван» для читательского дневника в 6 предложений
- К начальнику батальона доставили мальчика, задержанного в воде, на берегу Днепра, но мальчик настойчиво требовал позвонить в штаб.
- Мальчик оказался разведчиком, вернувшимся с той стороны.
- В батальон зачастили разведчики, которым снова нужно было переправить мальчика на тот берег.
- Автор вместе с Холиным переправляет Ивана через Днепр и прикрывает его уход.
- После этого автор потерял следы Ивана, а сам был ранен и стал переводчиком.
- В Берлине автор находит документы, в которых говорится о том, что Иван был пойман и расстрелян.
Главная мысль рассказа «Иван»
Война страшна, но защищать Родину святой долг.
Чему учит рассказ «Иван»
Повесть учит любить свою Родину и ненавидеть врагов. Учит мужеству, храбрости, отваге. Учит делать свое дело, чего бы это не стоило. Учит выдержке, наблюдательности, умению принимать нестандартные решения.
Отзыв на рассказ «Иван»
Мне понравилась эта повесть и ее главный герой — мальчик Иван. Мне было жаль, что судьба Ивана сложилась так, что ему пришлось увидеть и пережить все ужасы войны. Дети никогда не должны сталкиваться с войной.
Пословицы к рассказу «Иван»
О войне плохо слышать, а еще тяжелее видеть.
Война не лечит, а калечит.
Герой никогда не умрет, он вечно в памяти живет.
В бою за Родину и смерть красна.
Русские в плен не сдаются.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Иван» по главам:
1.
В ту ночь в расположение части лейтенанта Гальцева привели мальчишку, обнаруженного на берегу Днепра. Мальчик был худым, грязным, но решительным и недоверчивым. Он попросил Гальцева срочно связаться со штабом дивизии и сказать, что Бондарев у него. Бондарев — была фамилия мальчика.Гальцев не принял мальчишку всерьез, но все-таки позвонил в штаб и начальник штаба, капитан Маслов обругал Гальцева.
Но мальчик настаивал, что надо звонить именно пятьдесят первому, говоря, что за ним сразу приедут. Оказалось, что мальчик знает подполковника Грязнова и капитана Холина из разведки.
Гальцев снова позвонил в штаб и на этот раз связался с Грязновым. Тот обрадовался, узнав что Бондарев у него, и сказал, что за ним скоро приедут, а пока велел дать мальчику бумагу и ручку.
Мальчик стал что-то записывать на листочке, пересчитывая хвоинки и зернышки. Потом это письмо Гальцев отправил в штаб.
В это время принесли горячую воду и мальчик вымылся.
2.
Гальцев вышел из землянки и добрался до охранения возле Днепра. Он расспросил солдат о мальчонке, но ничего нового не узнал. Солдаты считали, что малец с этой стороны, хотя тот утверждал, что переплыл Днепр. Была поздняя осень и Гальцев не понимал, как мальчик мог переплыть реку без лодки.Вернувшись в землянку Гальцев застал капитана Холина, рослого, красивого и бесцеремонного. Тот вел себя с мальчиком как со старым другом. Они много разговаривали, Холин достал привезенную, специально сшитую на мальчика форму, достал еды, водки.
На гимнастерке мальчика блестел орден «За отвагу».
Вскоре за Иваном, так звали мальчика, приехала машина, и они с Холиным тайно уехали.
3.
Через три дня в части Гальцева появился старшина Катасонов, командир взвода разведчиков. Ему надо было осмотреть вражеский берег с наблюдательного пункта. Гальцев проводил Катасонова к берегу и тоже стал смотреть на противоположный берег.На берегу лежали пять трупов, три немца и два наших, разведчика, прикрывавших отход товарища.
Гальцев спросил Катасонова про Бондарева и тот сказал, что мальчика хотят отправить в Суворовское училище, но он такой упрямый, что даже приказ командующего ему не указ.
Три дня Катасонов ходит по наблюдательным пунктам и смотрит на врага. На третий день приезжает Холин и тоже отправляется на берег. Он кричит и ведет себя очень напористо, что не нравится Гальцеву и тот с трудом себя сдерживает.
К вечеру в часть прибывают Катасонов и Иван.
4.
Мальчик улыбается и радостно здоровается с Гальцевым. По разговору разведчиков Гальцев понимает, что ночью Иван отправится на тот берег. Пока взрослые обсуждают детали, мальчик спокойно грызет леденцы и смотрит журналы.Неожиданно Гальцев просит взять его на тот берег, но Холин смеется и отказывает.
Иван видит у Гальцева финку с наборной рукояткой, приходит в восторг и просит подарить нож. Гальцев с большим сожалением отказывает, финка — память о погибшем друге, единственное, что от него осталось. Мальчик обижается, а Холин упрекает Гальцева.
Мужчины уходят к берегу. По дороге Холин рассказывает, что Иван был в партизанах, был в лагере смерти и видел столько, сколько и взрослому не снилось. Что он люто ненавидит немцев, что у него убили отца и сестренку, и что у Ивана осталось только одно желание — мстить. Он много раз ходил в тылы немцев и проникал туда, куда не может проникнуть ни один взрослый.
Холин признался, что Ивана многие хотят усыновить после войны. Мужчины осматривают лодку, и Гальцев идет обратно.
В землянке беспорядок, мальчик видимо играл. Гальцев разговаривает с мальчиком, пытаясь убедить его в необходимости идти в суворовское училище, но мальчик обижается. Гальцев спрашивает нет ли у него родственника по фамилии Бонадерев, но мальчик признается, что его настоящая фамилия Буслов.
Возвращается Холин и говорит, что Катасонова вызвали в штаб по тревоге и плыть с ними придется Гальцеву.
Мальчик обижается на Катасонова, что тот не забежал попрощаться, но Холин говорит, что вызов был спешным.
Потом мальчик переодевается, надевает маскхалат. Взрослые тоже одеваются для операции и вооружаются. Все отправляются к берегу.
Возле поста охранения Гальцев задерживается, чтобы отвлечь солдата и дать возможность Холину и Ивану незамеченными пробраться к лодке, операция тайная и никто ничего не должен знать.
Неожиданно Гальцев замечает труп Катасонова, а солдат говорит, что того убила шальная пуля с того берега, прямо в голову. Гальцев понимает, что Холин не стал расстраивать Ивана перед рейдом.
Вскоре они садятся в лодку и гребут к тому берегу.
6.
Перед высадкой все сосут сахар, чтобы улучшить зрение и слух, слышны выстрелы, но сама высадка проходит благополучно. Ориентируясь по запаху разлагающихся трупов Холин находит нужный овраг и дает последние инструкции мальчику. Ему очень хочется проводить Ивана дальше, но нельзя, слишком опасно. Он трогательно прощается с мальчиком. 7. Гальцев с Холиным прячутся на берегу, под дождем, и слушают, не поднялась ли тревога. Мимо проходит патруль немцев, которые чудом не замечают лодку в кустах.Но все тихо, начинает идти снег и Холин отправляется за лодкой.
Он подгоняет лодку к берегу и, когда Гальцев забирается в нее, быстро отплывает. Но лодка еще долго кружит возле немецкого берега, напротив оврага, чтобы если что, быстро прийти на помощь Ивану.
Но все было и тихо, и разведчики наконец возвращаются на свой берег.
В землянке они поминают Катасонова и надеются, что с Иваном все будет хорошо.
8.
Гальцев попросил знакомого слесаря выточить такой же финский нож, как у него. Нож получился один в один. Но случай передать финку долго не предоставлялся, шло форсирование Днепра, ожесточенные бои.9.
Под Ковелем Гальцев был ранен, его перевели в переводчики и в этой должности Гальцев оказался в Берлине, разбирая документы немцев. Большую часть бумаг немцы сожгли, но кое-что можно было отыскать.В одном из документов Гальцев увидел знакомое лицо. Холодея, он прочитал, что 21 декабря 1943 года был задержан мальчик, в котором подозревали шпиона и который называл себя Иваном. Его допрос ничего не дал и мальчик был расстрелян. Рисунки и иллюстрации к рассказу «Иван»
Викторина по повести «Иван» В.
Богомолова- Как зовут главного героя повести?
Иван Бондарев.Ответ:
- Что случилось с родными Ивана?
Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита во время отступления. Умерла на руках Ивана. Мать пропала.Ответ:
- Назовите родной город мальчика.
Гомель.Ответ:
- Сколько лет было Ивану?
Двенадцать лет.Ответ:
- По какой примете можно было бы узнать мальчика?
Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой — шрам от касательного пулевого ранения…Ответ:
- Кто такой подполковник Грязнов?
Начальник разветотдела армии.Ответ:
- Кто такой Холин?
Офицер разведывательного отдела штаба армии, рослый темноволосый красавец лет 27.Ответ:
- Кто такой Катасонов?
Старшина, командир взвода из разведроты дивизии. «Ему за тридцать. Он невысок и худощав, рот маленький, с короткой верхней губой. Нос небольшой, приплюснутый, с крохотными ноздрями. Глазки голубовато-серые, живые. Симпатичным, выражающим кротость лицом Катасонов походит на кролика. Он скромен, тих и неприметен. Говорит, заметно шепелявя,- может, поэтому стеснителен и на людях молчалив.»Ответ:
- Кем считают Катасонова в армии?
Лучшим охотником за «языками».Ответ:
- Для чего Ивану нужны были зёрнышки пшеницы, ржи, семечки подсолнуха и хвоя.
С их помощью мальчик запоминал, какую технику встретил, сколько солдат и т.д.Ответ:
- Что или кого разведчики называют «тузиками»?
Лодки-плоскодонки.Ответ:
- Как Иван переправился через Днепр?
Вплавь, на полене.Ответ:
- Какими наградами был награждён Иван?
Орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу».Ответ:
- Что такое НП?
Наблюдательный пунктОтвет:
- Как назывались журналы, которые дал Гальцев Ивану?
«Огонёк», «Красноармеец», «Фронтовые иллюстрации».Ответ:
- Какие два вида конфет упоминаются в повести?
Шоколадные, леденцы.Ответ:
- Как погиб Холин?
Разведгруппа напоролась на засаду, Холину пулемётной очередью перебило ноги, он приказал всем отходить, а сам остался прикрывать отступление. Отстреливался до последнего, а когда его схватили, подорвал противотанковую гранату.Ответ:
- Назовите звание и должность Гальцева в начале повести?
Старший лейтенант, временно исполняющий обязанности командира батальона.Ответ:
- В каком звании Гальцев закончил войну?
Капитан.Ответ:
- Сколько лет было Гальцеву?
- Какой иностранный язык отлично знал Гальцев?
Немецкий.Ответ:
- Какую реку готовилась форсировать дивизия, в которой служил Гальцев?
- Назовите прибор, в который Гальцев и его сослуживцы рассматривали противоположный берег, наблюдая за противником.
Стереотруба.Ответ:
- Какого числа капитулировал Берлин?
2 мая 1945 г. в три часа дня.Ответ:
- Какая погода, по воспоминанию Гальцева, была в день Победы в Берлине?
Да, в этот величественный день нашей победы в Берлине моросил дождь, мелкий, холодный, и было пасмурно. Лишь под вечер небо очистилось от туч и сквозь дым проглянуло солнце.Ответ:
- Какой предмет просил у Гальцева мальчик в подарок?
- Почему Иван очень хотел иметь нож Гальцева?
Он собирал коллекцию ножей.Ответ:
- Куда хотел отправить учиться Ивана Холин?
В суворовское училище.Ответ:
- Какие продукты выдал Холин Ивану, идущему в разведку?
Круг колбасы, 2 кусочка сала, несколько черствых ломтей ржаного и пшеничного хлеба.Ответ:
- Что с собой берет Иван в карманах в разведку?
В карманы мальчик прячет самодельный складной ножик и затертые бумажки: шестьдесят или семьдесят немецких оккупационных марок.Ответ:
- Какая вещь, по мнению разведчиков, самая необходимая в их внешнем виде при переходе на другой берег?
Немецкие сапоги.Ответ:
- Зачем Холин дал Гальцеву и Ивану в лодке по куску сахара?
Чтобы повысить чувствительность глаз и слуха до предела..Ответ:
- Что обычно делают разведчики перед тем, как идти в разведку?
Пишут письма родным и близким.Ответ:
- Какой подарок приготовил Гальцев Ивану?
- Где был арестован Иван?
В запретной зоне близ железной дороги, наблюдал за движением эшелонов на участке Калинковичи-Клинск.Ответ:
- Кто арестовал Ивана?
Полицай Ефим Титков.Ответ:
- В каком состоянии находился Иван во время ареста?
Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично поражёнными гангреной.Ответ:
- Как погиб Иван?
В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами Германии от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55.Ответ:
- Как Гальцев узнал о гибели Ивана?
Ему попали не уничтоженные документы тайной полевой полиции группы армий «Центр», которые относились к зиме 1943-1944 годов. Гальцев увидел на бланке фотографию Ивана.Ответ:
- Назовите настоящую фамилию Ивана.
Иван Буслов.Ответ:
Урок русской литературы в 6 классе по теме «В.О. Богомолов. «Иван». Трагическая и героическая судьба Ивана»
Урок русской литературы в 6 классе
Тема: В. О. Богомолов. «Иван». Трагическая и героическая судьба Ивана
Цели урока:
– провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
– подвести учеников к осознанию того, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное;
– воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
– развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
Эпиграф:
От нас военные года все дальше,
Все глуше громы незабвенных битв.
Но ты спокойно спи,
великий мальчик!
Как и они, не будешь ты забыт.
В. Соколов.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
– Сегодня у нас серьезная тема для разговора. Каждый год в начале мая остановить бег своего детства и всмотреться в одну самых трагических страниц нашей истории – в события Великой Отечественной войны. Мы имеем возможность узнать о войне, благодаря книгам.
– Какие повести, рассказы, стихотворения о войне вы читали?
(Ответы учащихся).
– Молодцы! Мы продолжим с вами знакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне, о детях на войне. В центре нашего внимания повесть В.О. Богомолова «Иван».
Владимир Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт ушел совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
3. Аналитическая работа по тексту повести.
а) Словарная работа:
Мы с вами прочитали повесть. На уроке постараемся глубже осмыслить ее содержание и ответить на проблемный вопрос урока: ПОЧЕМУ МЫ ПОБЕДИЛИ В ВОЙНЕ НЕПОБЕДИМУЮ, КАЗАЛОСЬ БЫ, АРМИЮ ГИТЛЕРА?
Обратимся к первым страницам повести, поговорим о главном герое – Иване. Что можно сказать о нем исходя из первого эпизода?
Гильза разгорелась, осветив просторную землянку. У самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати.
– Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи.
– Грязная рубашка до бёдер и узкие короткие порты.
– Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более 10-11 лет.
– Как он держится?
– Мы понимаем, что мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.
– Он серьезен, неразговорчив, немногословен, требователен.
– Что сделало его таким?
– Первые дни войны… мальчик пережил смерть отца, на его руках погибает сестренка, Иван был в партизанах, в лагере смерти.
– Он принял решение. Какое?
– Мстить врагу. Стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба.
– Вот откуда его серьезность, угрюмость, собранность, молчаливость, настороженность. Он не только повзрослел, он постарел на целую войну.
–И вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену?
– Мальчишка остается мальчишкой, он играет.
– Да, вы правы, как и его сверстники, мальчик собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, теплым лучам солнца, а он каждый день смотрит в глаза смерти… Как относятся к нему взрослые? Какие взрослые его окружают?
– Холин любит Ивана, хочет даже усыновить его. Но понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, грубоват. Холин сам как большой ребенок и относится к мальчику как к равному, а в чем-то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания Ивана.
– Катасоныч относится к мальчику по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой. Один он называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший охотник за языками, как никто другой понимает, как опасна работа, которую выполняет ребенок для штаба армии.
– Гальцев тоже любит мальчика. Он ищет подходы к характеру мальчика, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет, но не решается поцеловать на прощание.
– Гальцев пронес память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжелая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели юного разведчика…
Какие сведения добывает Иван в тылу врага? Как он это делает?
– Иван подолгу живет на оккупированной территории. Ходит по деревням, поселкам, одетый в тряпье, и зорко всматривается в любое скопление живой силы врага, его вооружение.
– Сведения, добытые им, очень ценны. В чем особая тяжесть положения мальчика, когда он находится в тылу врага? (ответы учеников)
– Вы хорошо прочувствовали сложность положения мальчика: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться ТОЛЬКО на себя. Никого рядом. Только ты и враг. Понимая всю тяжесть переживаний Ивана, взрослые все-таки посылают его в разведку. Почему? (ответы учащихся).
– Главную причину – самую страшную – вы не назвали. Шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли старики и дети. Да, и дети!как ни больно и горько об этом говорить.
Помните, Холин, переправив Ивана на тот берег, в тыл врага, разговаривает с Гальцевым в землянке? О чем сокрушается Холин?
– «Третий год воюешь? И я третий… а он один! – Ребенок!»
– Ребенок…но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?
– Он уже взрослый…Этого мальчика иначе не назовешь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни: выбор защитника Отечества. Вы читали повесть В. Катаева «Сын полка». Чем, на ваш взгляд, отличается изображение войны в той и в другой повести?
– А теперь обратимся к последним страницам повести. Давайте прочитаем эпизод (глава 9) со слов «Берлин капитулировал 2-го мая…»
Иван погиб, но есть и его капелька крови на знамени Победы. Согласитесь, это не мало для одиннадцатилетнего мальчика. Это очень большой вклад в Победу от наших отважных маленьких защитников. Многие дети удостоены высокого звания: ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Вот фотографии лишь немногих из них: (презентация – портреты пионеров — героев)
– Расскажите о ваших мыслях и чувствах при чтении последних страниц повести. О последних днях и часах юного разведчика мы узнаём из сухой официальной бумаги, которую Гальцев находит в фашистском архиве. Как вы думаете, почему автор не сам рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная бумага. Что мы узнаём о последних днях и часах юного разведчика?
(Ответы учащихся, с опорой на источник).
– Да, ребята, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
4. Обобщение материала. Выводы.
– Да, историки могут скурпулезно подсчитывать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…
Но они не могут рассказать, что чувствует каждый ребенок, о чем он думал. Многие дети остались без родных, без дома, были угнаны в Германию, стали инвалидами. Разные судьбы у детей, но объединяет их одно – их детство совпало с войной.
– Слово корреспондентам. Получив задание, они отправились к ветеранам, беседовали со своими дедушками, бабушками, их детство тоже совпало с войной. Расскажите нам, как ответили они на ваши вопросы, какие вопросы вы приготовили?
Вопросы корреспондентов:
Как отразилась война на Ваши жизни?
Приходилось ли Вам встречать детей на дорогах войны?
Как вы относитесь к понятию «дети и война»?
Должны ли дети воевать?
5. Подведение итогов.
– Итак, ребята, подведём итоги.
Совместимы ли два понятия: ДЕТИ и ВОЙНА?
Ребята, против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Вам я желаю совершать подвиги, но только в мирное время – трудовые.
Последний вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ МЫ ПОБЕДИЛИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ? (ответы детей)
Причины вы определили верно. От мала до велика, все поднялись на защиту Отечества. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, а со всем народом. А одолеть народ никакой армии не под силу. Закончить урок мне хочется словами из известного стихотворения:
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега.
Но –
Поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно,
Можно убить меня,
Нас убить – невозможно!
Рефлексия.
Ответьте на вопрос: «Почему судьба Ивана была и трагическая, и героическая?»
6. Выставление отметок.
7. Домашнее задание. Выполнить задания 2,3 рубрики «Наше творчество».
Пособие по нравственно-патриотическому воспитанию школьников
Литература, 9 класс
Разработка Берсеневой В.М.
Интеллектуальная игра по произведениям о Великой Отечественной войне проведена в рамках открытой методической недели, посвящённой 65-летию Великой Победы в апреле 2010 года и получила положительные отзывы учащихся и педагогов.
Игра может быть проведёна для учащихся 9 классов после изучения рассказа М.Шолохова «Судьба человека» и урока внеклассного чтения по повести В. Богомолова «Иван». Детям она даёт возможность продемонстрировать знания, полученные в ходе изучения учебного предмета «Литература», а также при самостоятельном чтении художественных произведений.
Цели, задачи игры, а также правила игры, подведение её итогов представлены в сценарии и проекте мероприятия.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
Учителям, преподающим в 9 классе литературу, выдаётся Положение о литературной игре, с которым они знакомят своих учеников. Эти педагоги обычно и являются членами жюри.
В назначенное время команда (6 человек) занимает места за одним столом. Столы следует расположить так, чтобы детям хорошо был виден экран, куда проецируется презентация. До начала игры дети указывают свой класс на маленьких листочках, лежащих на столах. Зрители обычно садятся за свободные столы или на стулья, расставленные в конце помещения. В зависимости от количества команд и зрителей игра проводится в учебном кабинете или актовом зале, где имеются компьютер и проектор. Стол жюри должен быть расположен так, чтобы его членам хорошо были видны все команды и экран.
Правила игры представлены в сценарии внеклассного мероприятия.
Быстро и чётко провести внеклассное мероприятие помогает учителю, ведущему игры, подготовленная им презентация.
Правила использования презентации
На 3-ем слайде обозначены секторы игры. Команда выбирает сектор. Учитель щёлкает мышью по сектору, и он открывается. Теперь команда выбирает номер вопроса. Учитель с помощью гиперссылки выходит на нужный вопрос. Вопрос следует читать громко и чётко. Затем на данном слайде включается метроном (значок имеется на каждом слайде с вопросом). По истечении минуты команды отдают листочек с ответом членам жюри. Когда все листочки будут отданы, осуществляется переход на следующий слайд с правильным ответом. Учитель читает правильный ответ. С помощью гиперссылки (значок внизу) возвращается к слайду №4, и другая команда выбирает сектор и номер вопроса. Причём, после того как откроется слайд с номерами вопросов, на нём не будет тех номеров, на которые команды уже дали ответ. Это позволяет провести игру в быстром темпе, без заминок.
Работа жюри
До начала игры членам жюри (3 человека) выдаётся лист со всеми вопросами и ответами, а также протокол игры. Не дожидаясь открытия слайда с правильным ответом, они в протокол игры выставляют каждой команде нужное количество баллов. После игры жюри подводит итог (см. сценарий или проект мероприятия).
Благодаря протоколу педагоги могут увидеть, какие ключевые компетенции сформированы у детей на достаточном уровне, а какие следует совершенствовать в процессе дальнейшего обучения предмету.
>> Сценарий внеклассного мероприятия
>> Проект внеклассного мероприятия
>> Презентация к внеклассному мероприятию
>> Скачать разработку одним архивом
Владимир Богомолов — Иван. Зося (сборник) читать онлайн бесплатно
Владимир Богомолов
Иван. Зося
© Богомолов В. О., наследники, 2001
© Дедков И. А., предисловие, наследники, 1981
© Верейский О. Г., иллюстрации, наследники, 1972
© Веркау A. Р., иллюстрации, 2001
© Оформление серии. ОАО «Издательство «Детская литература», 2014
1926–2003
Эта незабытая далекая война…
Захватывающие картины боя, грохот танков, ураганная стрельба… Ничего этого здесь не будет.
«Иван» и «Зося» – это война, но другие ее мгновения: почти тихие, почти мирные.
Подложив ладошку под щеку, укутанный в одеяла, засыпает во фронтовой землянке маленький мальчик… Медом и яблоками пахнет в июльском саду, и юная Зося, напевая и пританцовывая, идет через сад по тропинке…
Почти тихие мгновения, но всё той же войны, отнявшей у нашего народа более двадцати миллионов жизней. Жестокая, разрушающая и убивающая сила нависает над этими мгновениями. Как хрупко, как призрачно-кратко всё тихое, мирное, прекрасное… И милый образ детства – лишь мелькнет, и первая любовь – оборвется… И никакого будущего нет у этого спящего мальчика, а в яблоневом саду на столике у влюбленного молоденького начштаба двести три заполненные похоронки, и недолго ждать нового боя.
Человек, написавший эту книгу, считает своим долгом рассказывать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы упрекнуть его в неправде. Он не дает воли вымыслу, и если он о чем-то говорит, то знает это твердо. То, что было, – было! – и это главное, с чем нужно считаться. Он хочет, чтобы мы все, живущие в холе и тепле благополучного мира, ощутили сильнее, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека та война. И сколько горечи и боли за страдания своих близких, своего народа, за истерзанную, изуродованную жизнь нес в себе такой мужественный человек. И еще он хочет, чтобы мы почувствовали, как спасительна для человеческого естества эта боль, нестихающая, неутолимая, непрощающая…
Владимир Богомолов воевал совсем юным, был ранен, не раз награжден; позади остались фронтовые дороги Белоруссии, Польши, Германии, Маньчжурии. Его роман о военных контрразведчиках («В августе сорок четвертого…»), впервые опубликованный в 1974 году, приоткрыл нам область воинской деятельности, с которой автор был хорошо знаком. Этот роман, как и написанные ранее повести «Иван» и «Зося», принадлежит к числу лучших произведений нашей литературы о Великой Отечественной войне.
«Иван» – повесть о двенадцатилетнем мальчике. Его редко называют Ванюшей, Ванюшкой. Взрослые сдержанны, ласковые слова малоуместны: нельзя же жалеть мальчонку, а потом отпускать, снаряжать туда, где не им, а ему предстоит рисковать жизнью… Взрослые, боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно, не по себе. В них неустранимо живет горькое знание: мы-то, сильные, вооруженные, здесь, среди своих, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, за вершок от смерти. И ничего не возможно поделать, ничего нельзя изменить. Эта «недетская сосредоточенность» взгляда, эта медленная еда без большой охоты, словно он отвык есть, словно какое-то внутреннее напряжение держит и не отпускает его… Ивана не остановить, не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. Он снова и снова уходит туда. Он должен туда уходить. Он надеется, что всегда будет туда уходить и возвращаться. Уходить и возвращаться, пока не кончится война. Ему хочется жить, но не настолько, чтобы послушаться взрослых, уехать в глубь страны, учиться, расти, набираться сил. Об Иване говорят, что ему «ненависть душу жжет». Наверное, этот мальчик очень любил отца, сестренку, маму. Наверное, то, что он видел и пережил, не поддается словам. Писатель и не ищет таких слов, боясь неправды. Он полагается на наше воображение. Он знает: оно содрогнется, пытаясь представить себе этот ужас. В. Богомолов не описывает катастрофы счастливого детского мира, мира любви и надежды. Он позволяет нам увидеть последствия катастрофы. И этот невидимый, сжигающий пламень ненависти.
Когда никого нет, Иван играет в землянке, как все мальчишки на свете во все времена. В землянке беспорядок, мальчик разгорячен, в руке нож, на груди бинокль… Похоже, что, даже играя, он продолжает рассчитываться с врагом, волшебно могущественный и неуязвимый. «А во что же ему еще играть? – мог бы спросить нас писатель. – Во что?»
Нет, не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага написал Владимир Богомолов, хотя мог бы, мог бы… Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда, и повода для восхищения и подражания тут нет. Он написал об Иване с любовью и нежностью. Он заставляет и наши сердца сжиматься от горечи и любви, от смешанного чувства жалости и гордости.
Повесть построена так, что мы видим Ивана глазами молодого старшего лейтенанта Гальцева. Это добрые и внимательные глаза. Им хорошо открыто главное: трагическая судьба детской жизни в дни войны. Когда-то Ф. М. Достоевский писал о неискупимых слезинках ребенка. В истории Ивана Буслова нет слез, но страдания его тоже из неискупимых.
На войне нужны твердые люди. Это известно. «Неврастеник ты, лечиться надо», – подшучивает над Гальцевым офицер разведотдела Холин. «Гнилой сентиментализм», – сердится на героя повести «Зося» его сверстник, комбат Байков. Автор уважает твердость Холина и Байкова, он любит и ценит их, но твердость в его понимании много надежнее и приемлемее, когда соединена с человечностью и нравственной чистотой.
В. Богомолов хорошо знает, что война не способствует расцвету тонких и нежных чувств. Но в «Зосе» он рассказывает о том, что грубость и ожесточение, насаждаемые войной, не в силах опустошить, упростить человеческое сердце. Наперекор всему в паузе между боями, в какие-то фантастически нормальные дни вспыхивает чистейшая первая юношеская любовь с быстрым и робким касанием взглядов, с ее тревогой, отчаянием, надеждой, с потрясающим ощущением единственности и неповторимости происходящего… Что ей война, что ей вся невозможность счастья, что ей уроки пошлости! Она явилась и осталась навсегда в благодарной памяти, и каждый узнаёт ее, кто знал ее, кто ждет ее и предчувствует.
Вот тихие мгновения войны, когда в воюющем мужественном человеке оживает всё, что было стиснуто, притуплено, оглушено. Он видит, как прекрасны река, трава, сад, небо, он читает стихи, он вспоминает дом своего детства. Он не в состоянии заполнять бланки похоронок казенными словами. Он еще видит этих ребят живыми. Ему невмоготу повторять каллиграфически исполненный образец с официальным обращением: «Гр-ке…», и он ищет слов проще и человечнее, чтобы смягчить эту сухость. Должно быть, когда все это происходит в человеке, что-то отражается на его лице. Мы не видим этого лица, но оно открыто Зосе, и Зося предпочитает всем лицам это лицо. Всем мужественным, прокаленным, бывалым – это, и мы догадываемся, какое оно. Зося ошибается, принимая стихи за молитву, но почувствовала она верно: этот русский офицер из людей верующих. Он из тех, что верят в красоту мира, в добрые и чистые чувства, в силу поэзии, в необходимость сострадания.
Читать дальшеобраз юного разведчика В.О. Богомолова «ИВАН»
Повесть «Иван» Богомолов В.О. написал в 1957 году, где рассказал о жизни людей в годы войны, показал военные будни, принимаемые решения, которые были нелегкими. Показал автор повести нам сломанные войной судьбы людей, в частности, описывая нам судьбу героя. Создавая образ Ивана в повести Богомолова «Иван», писатель показал жизнь детей в годы войны, которым очень часто приходилось забывать о детстве, о том, что они дети и быстро взрослеть.
Повесть Иван Богомолов
Благодаря краткому содержанию повести «Иван» Богомолова, мы переносимся во времена Великой Отечественной, когда война забирала всех без разбора, а многим, в том числе и детям, приходилось становиться на защиту Родины, дабы не пустить врага и не дать ему власть над судьбами наших соотечественников. В повести описывается судьба мальчика, которому около двенадцати, но который уже успел почувствовать боль потери близких и родных людей. Сердце его ожесточилось и он пошел воевать лишь с одной мыслью – отомстить врагу.
Главные герои повести Богомолова Иван
Иван – это и есть главный герой повести Богомолова «Иван». Это мальчик, которому пришлось стать разведчиком, дабы узнавать любую информацию, что помогла бы быстрее уничтожить врага. Того самого врага в лице фашистов, которые забрали жизнь его родных сердцу людей. Это еще ребенок, которому бы играть в игрушки, но, судьба распорядилась иначе. Вместо игр, он живет на оккупированных территориях, ходит по разным поселениям, собирая любую информацию. Он доносит в штаб все, что увидел, что запомнил. Сам же он превратился в хладнокровного человечка, в душе которого только ненависть, что сделала его сердце холодным. Хотя, иногда, в мальчишке просыпаются чувства радости, восторга, но все это кратковременные чувства. Ребенок в годы войны уже и не ребенок и образ Ивана в повести Богомолова «Иван» — это не единичный случай, а собирательный образ, ведь многим детям пришлось столкнуться с жестокостью военного времени.
Знакомясь с произведением автора, мы видим, что главный герой, несмотря на опасность, на страх, на свой возраст, стойко и мужественно ведет себя, сделав свой сознательный выбор – быть защитником Отечества, и он стал им.
Богомол, факты и фотографии
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
1/2
1/2
Богомол сфотографирован в Хьюстонском зоопарке в Техасе
Богомол сфотографирован в Хьюстонском зоопарке в Техасе
Фотография Джоэла Сартора, National Geographic Photo Ark- Общее название: Богомол
- Научное название:
- Mantis Religiosa
- Тип:
- Беспозвоночные
- Рацион:
- Плотоядное животное
- Средняя продолжительность жизни в дикой природе:
- 3 9000 9000 9000 9000 Размер:
- 0.От 5 до 6 дюймов в длину
- Статус Красного списка МСОП:?
- Наименьшее беспокойство
Наименее опасное исчезновение
- Текущая динамика численности населения:
- Неизвестно
Богомол назван в честь его выдающихся передних ног, которые согнуты и скреплены вместе под углом, указывающим на положение для молитвы.
Охотничьи приспособления
Как ни крути, эти очаровательные насекомые являются грозными хищниками.У них треугольные головы, расположенные на длинной «шее» или удлиненной грудной клетке. Богомолы могут поворачивать голову на 180 градусов, чтобы сканировать окружающую среду двумя большими сложными глазами и тремя другими простыми глазами, расположенными между ними.
Обычно зеленые или коричневые и хорошо замаскированные на растениях, среди которых они живут, богомолы устраиваются в засаде или терпеливо выслеживают свою добычу. Они используют свои передние ноги, чтобы поймать свою добычу с такими быстрыми рефлексами, что их трудно увидеть невооруженным глазом. Их ноги снабжены шипами для ловли добычи и закрепления ее на месте.
Размножение и поведение
Бабочки, сверчки, кузнечики, мухи и другие насекомые обычно являются несчастными получателями нежелательного внимания богомолов. Однако насекомые поедают и других себе подобных. Самый известный пример этого — печально известное брачное поведение взрослой самки, которая иногда ест свою половинку сразу после — или даже во время — спаривания. Однако такое поведение, похоже, не удерживает самцов от воспроизводства.
Самки регулярно откладывают сотни яиц в маленькие футляры, и из них вылупляются нимфы, очень похожие на крошечные копии своих родителей.
Богомол безвреден для людей, но смертен для кузнечиков. А у богомола есть свои хищники, которых нужно остерегаться.
Что нужно знать о брачном сезоне богомола
Если вы окажетесь вне этого времени года, вы можете встретить одного из самых интригующих насекомых в мире: богомолов. Несмотря на их пилообразные руки и глаза пришельцев, они не представляют угрозы — если, конечно, вы не насекомое, геккон или колибри.
Дело не в том, что богомолов в Америке больше в конце лета и осенью, — говорит Сидней Браннох, эксперт по богомолам из Кливлендского музея естественной истории. Просто они более заметны.
«Прямо сейчас они будут искать себе пару, поэтому самцы могут быть немного более активными, более склонными к полету», — говорит Браннох, который также является докторантом Университета Кейс Вестерн Резерв. Животные также провели все лето в охоте и выращивании, неоднократно сбрасывая свои экзоскелеты по мере того, как достигают длины до полуфута.
Теперь, когда дни в Северном полушарии сокращаются, они думают только о двух вещах: о еде и сексе.
Mantis MatesИ иногда эти интересы пересекаются — жестоко. Ухаживание за богомолом может быть делом опасным; задокументировано, что самки откусывают головы и поедают другие части тела самцов, с которыми они спариваются. Однако частота такого насилия может быть немного завышена.
«Во-первых, не все виды богомолов поедают своих товарищей», — говорит Браннох.
«Может быть, если самка голодает или самец ее раздражает, она может поступить так. Но они не всегда так делают ».
Конечно, любовь может разбить ваше сердце. Но если вы мужчина-богомол, он может буквально съесть вас заживо. Во время спаривания самка откусывает ему голову . .. а затем поедает его труп.
Фактически, исследования показали, что среди видов, которые проявляют каннибализм по отношению к своим партнерам, самки готовят еду из самцов всего в 13–28 процентах случаев.
Интересно, что быть съеденным может быть не так уж плохо, как кажется.
Исследование, опубликованное в 2016 году, показало, что, когда самки китайских богомолов потребляют своих самок, они приобретают важные аминокислоты, которые затем включаются в яйца, которые они откладывают. Они также, кажется, откладывают в два раза больше яиц после поедания самца, чем обычно.
Таким образом, хотя самцу, вероятно, было бы лучше жить и спариваться с несколькими самками, по крайней мере, кажется, что его питательные вещества дают его ДНК повышенные шансы на передачу следующему поколению.(Связано: богомол выглядит как цветок — теперь мы знаем почему.)
Мозги птицыВ некоторых случаях самцы богомолов на самом деле составляют значительную часть — если не большую часть — рациона самок в период размножения. Однако эти насекомые едят и многих других животных. Включая птиц.
Вы не поверите, но официально зарегистрировано, что богомолы поедают птиц на всех континентах, кроме Антарктиды. В исследовании, опубликованном в журнале The Wilson Journal of Ornithology в 2017 году, было собрано 147 случаев, когда насекомые поедали птиц в 13 странах на шести континентах.Всего было замечено, что 12 различных видов богомолов поедают 24 вида птиц, из которых наиболее распространенной добычей являются колибри.
У богомолов есть особенно ужасный способ поедать свою добычу: головой вперед. Во многих случаях насекомые сначала пронзали головы птиц, а затем питались их мозгами. (См. Также: Богомол пожирает колибри на шокирующем фото.)
Да, это фото настоящее. Согласно недавней статье, богомолы были зарегистрированы как охотящиеся и убивающие птиц на шести континентах, причем колибри являются наиболее типичной добычей.
Фотография Шэрон Фуллингим, National Geographic Your ShotПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Самым плодовитым из этих насекомых является китайский богомол ( Tenodera sinensis ), завезенный на северо-восток Америки. В этом регионе зарегистрировано 25 случаев, когда существа поедали птиц. Колибри с рубиновым горлом ( Archilochus colubris ) — наиболее частые жертвы среди птиц.
Более широко распространен в Соединенных Штатах, однако, вышеупомянутый европейский богомол ( Mantis Religiosa ), который, вероятно, является наиболее известным и хорошо изученным из этих существ.
В ходе исследования были зафиксированы и другие животные, которых поедают голодные насекомые: «лягушки, ящерицы, саламандры, тритоны, землеройки, мыши, змеи, крошечные черепахи с мягким панцирем и даже однажды небольшая летучая мышь».
Понятно, что эти насекомые — прожорливые хищники, но может ли богомол навредить человеку?
Короткий ответ: маловероятно. Богомолы не имеют яда и не могут ужалить. И никаких инфекционных заболеваний у них нет. И хотя некоторые разновидности, такие как восточноафриканский вид, известный как Leptocoloa phthisica, могут вырастать почти до 10 дюймов в длину, их рты все еще довольно маленькие.
Это означает, что даже если богомол укусит ваш палец, его челюсти не будут достаточно мощными, чтобы нанести серьезную травму.
Уши и глаза
Еще одна особенность богомолов — это слышать приближающихся летучих мышей. Во время полета — у них действительно есть крылья, которые обычно сложены и невидимы, пока они сидят и ждут, чтобы наброситься на ничего не подозревающую добычу — они могут обнаруживать ультразвуковые частоты, которые летучие мыши используют для охоты.
Используя похожий на ухо орган в центре груди, они могут слышать звук с частотой выше 20 000 герц, что выходит за пределы досягаемости человеческого слуха.«Если они обнаруживают серию щебетаний, которые летучие мыши используют, чтобы приблизиться к добыче, они могут изменить траекторию полета, переходя в нисходящую спираль, которая помогает им избежать попадания», — объясняет Браннох.
Помимо слуха, у этих животных невероятные глаза. В отличие от всех других насекомых, они могут видеть в трех измерениях. И тем не менее, их трехмерное зрение работает совершенно иначе, чем наше, — говорит Вивек Нитьянанда, эксперт по поведению животных из Университета Ньюкасла-апон-Тайн на севере Англии.
В исследовании, опубликованном ранее в этом году, Нитьянанда и его коллеги снабдили богомолов крошечными трехмерными очками, мало чем отличающимися от тех, которые люди носят в фильмах. Разноцветные линзы позволили исследователям показать насекомым сразу два изображения, а затем записать их реакцию.
В конце концов стало ясно, что трехмерное видение богомола основано на движении.
«Наше стереозрение основывается на сопоставлении светлых и темных узоров сцены и использовании разницы между изображениями наших глаз для определения глубины», — говорит Нитьянанда.
Это позволяет людям судить о глубине. Но для хищника-сидящего и ждущего, такого как богомол, фоновое изображение не так важно, как движущаяся часть изображения. В конце концов, это мог быть обед.
«Богомолы должны оценить, насколько далеко их жертва, прежде чем пытаться поймать и не двигаться, поскольку движение может насторожить жертву», — говорит Нитьянанда.
«Стереозрение — хорошее решение именно для этого».
Довольно невероятно, что богомолы так хорошо видят в трехмерном пространстве — задача, требующая больших вычислительных ресурсов для приматов и более сложных животных.Но богомолы, которые обладают всего лишь одним миллионом нейронов — по сравнению с теми 100 миллиардами или около того, обнаруженными в человеческом мозге — придумали способ сделать это более эффективно.
Optical Illusion
Еще одна странность глаз богомола: похоже, что у них есть зрачки, и они могут следить за вами глазами, когда вы двигаетесь. Но это немного сложнее, чем кажется.
«У богомолов эти большие сложные глаза, состоящие из тысяч световых рецепторов, называемых омматидиями», — говорит Браннох.
У богомолов нет зрачков, которые животные, такие как млекопитающие, используют для фокусировки света на сетчатке и формирования изображения в мозгу.
Когда вы смотрите в глаза насекомого, темное пятно, которое вы видите движущимся, на самом деле представляет собой больше тех световых рецепторов, которые из-за угла наклона поглощают все длины волн света, поэтому они выглядят черными. Между тем, рецепторы света вокруг темного пятна отражают волны определенной длины, поэтому остальная часть глаза выглядит зеленой, белой, коричневой или пурпурной.
Следовательно, зрачок богомола на самом деле является чем-то вроде оптической иллюзии. Недаром ученые называют его псевдозрачком. И поэтому они не могут сфокусировать взгляд на одной точке так же, как животные со зрачками.
Без сомнения, дальнейшие исследования их зрения и поведения откроют чудеса будущего.
«Это харизматичные и красивые животные, и нам есть что узнать о них», — говорит Нитьянанда.
Богомол: факты, фольклор и колибри
Богомол — насекомое, веками очаровывающее людей.Богомолы, искусные хищники в саду, окружены множеством знаний, в том числе о том, едят ли они колибри. Вот некоторые из наших любимых фактов и фольклора о богомолах.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Богомол или Богомол?
Нас часто спрашивают о разнице между «богомолом» и «богомолом»? «Богомол» относится только к представителям рода Mantis, таким как европейский богомол, Mantis Religiosa . «Богомолы» относятся ко всем и любым видам. В общепринятом смысле эти термины, по сути, взаимозаменяемы, и мы говорим, называйте это как хотите.
Что едят богомолы?
- Часто считается полезным насекомым, богомолов на самом деле «универсалы» (т. Е. Желающие есть разные вещи), которые охотятся как на надоедливых насекомых, так и на полезных.
- Плотоядные богомолы питаются в основном такими насекомыми, как мухи, сверчки, мотыльки, кузнечики и комары. Они могут даже полакомиться добычей, размер которой превышает их в три раза, включая мелких животных, таких как лягушки, ящерицы и — да — даже колибри.
- Из-за своего ненасытного аппетита к насекомым богомолов иногда считают друзьями фермеров и садоводов, поскольку они хорошо работают как естественная форма борьбы с вредителями. Однако имейте в виду, что они съедят и хороших жуков!
- Эти насекомые даже съедят друг друга! На самом деле богомолы известны своей каннибализмом: иногда самка съедает самца сразу после — или даже во время — спаривания.
- Хотя они могут поедать других полезных насекомых (а иногда и друг друга), они предпочитают насекомых, которые по совпадению наносят наибольший ущерб сельскохозяйственным культурам, например кузнечиков, жуков и других мелких насекомых.
Неместные богомолы и колибри
В последнее время богомолы стали известны тем, что охотятся на более крупных животных, таких как ящерицы или маленькие птицы. Как правило, виды богомолов, обитающие в Северной Америке, включая богомолов Каролина (Stagmomantis carolina) , недостаточно велики, чтобы напасть на такую крупную добычу, как колибри.
Однако есть несколько неместных видов, интродуцированных в 1800-х годах для борьбы с насекомыми-вредителями, которые натурализовались в Северной Америке.Китайский богомол — один из самых распространенных и самых крупных, вырастающий до 4 дюймов в длину. Этот вид, в частности, возможно, отчасти из-за своего размера, иногда ловил колибри на кормушку, особенно если он очень голоден или принимает птицу за пчелу или другое насекомое, которое ищет сахарную воду.
Китайский богомол. Обратите внимание на вертикальные полосы на лбу и светло-зеленую полосу на крыльях.Чтобы избежать этого несчастного случая, отодвиньте кормушки для колибри подальше от окружающих кустов и веток, чтобы богомолов было легче увидеть птицам.Это также может помочь добавить широкое укрытие поверх кормушки, чтобы отпугнуть богомолов, которые не могут летать. Если вы видите богомолов на кормушке, уговорите его на палку и осторожно отодвиньте.
Другим известным неместным богомолом в Северной Америке является европейский богомол , Mantis Religiosa . Этот богомол меньше китайского и обычно не представляет угрозы для колибри.
Как отличить Каролину, европейских и китайских богомолов
Хотите знать, какого богомола вы видели у себя на заднем дворе? В Северной Америке существует очень много видов богомолов, но три, упомянутые в этой статье, являются наиболее распространенными.Вот основные различия между этими видами:
Каролина Богомолов | Европейский богомол | Китайский богомол | |
---|---|---|---|
Размер | 2-2½ дюйма | До 3 дюймов | 3-4 дюйма |
Цвет | Зеленый или пятнисто-серый / коричневый | От светло-коричневого до темно-зеленого | Зеленый или коричневый, часто с желто-зеленой полосой на крыльях |
Идентификационные признаки | У самок короткие крылья, которые не покрывают всю длину брюшка. Ящики для яиц плоские, часто кладут на вертикальные поверхности. | Черно-белые отметины «яблочко» видны под передними лапами. | Узор из вертикальных полос на лбу (между глазами). Яичные футляры более шаровидные, часто откладываются на ветвях. |
Факты о богомолах
- Богомолов встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды. Из примерно 1800 известных видов большинство имеют длину от 1 до 3 дюймов.Однако некоторые тропические виды могут вырасти до 8 дюймов и более!
- Большинство молящихся богомолов могут летать, хотя некоторые женщины могут не летать.
- У богомолов треугольные головы и длинные гибкие шеи, которые легко сгибаются, что позволяет им поворачивать голову на 180 ° из стороны в сторону, обеспечивая им поле обзора 300 °. Они могут заметить малейшее движение на расстоянии до 60 футов.
- У них два больших сложных глаза и три других простых глаза, расположенные между ними.
- Мастеров маскировки, богомолов редко можно увидеть.Обычно они зеленые или коричневые, но многие виды приобретают цвет своей среды обитания. Они могут имитировать листья, веточки, цветы, траву и даже других насекомых. Некоторые тропические виды настолько похожи на цветы, что опылители высадятся на них в поисках нектара!
- Самки регулярно откладывают сотни яиц, и из них вылупляются нимфы, очень похожие на уменьшенные копии своих родителей.
Nature’s Perfect Predators
- Странная молитвенная поза богомолов — это не акт благоговения, а скорее позиция, которую эти свирепые хищники занимают, терпеливо ожидая, чтобы устроить засаду другим насекомым.Они мастера боевых искусств в мире насекомых.
- Их мощные передние лапы вооружены рядами перекрывающихся друг с другом шипов, которые используются, чтобы ловить свою добычу и удерживать ее на месте, пока она пожирает ее сильными и острыми челюстями. Они используют все свои руки, как лезвия бритвы, с настолько быстрыми рефлексами, что их невозможно определить невооруженным глазом.
- Обладая гибкими шеями и двумя огромными глазами, богомолы быстро фиксируют расстояние до своей жертвы в 3D.
Фольклор богомола
- Французы когда-то думали, что богомол укажет пропавшему ребенку домой.
- В некоторых частях Африки считается удачей, если одно из этих любопытных существ приземляется на вас.
- Греческое слово богомол означает «пророк» или «провидец». Из-за того, как насекомые держатся за переднюю часть своего тела и размещают свои огромные передние лапы в состоянии покоя, создается впечатление, что они молятся о понимании.
Как и многие другие хищники природы, охотники часто становятся жертвами охоты. Естественные враги богомолов — птицы, летучие мыши, пауки, змеи и ящерицы. С таким количеством врагов, о которых нужно беспокоиться, возможно, богомолы на самом деле молятся!
Узнать больше
Узнайте о других интересных и полезных насекомых, таких как светлячки и стрекозы!
Почему богомол ест свою половинку
Богомол ( Mantis Religiosa inornata ) назван в честь его выдающихся передних ног, которые сгибаются, чтобы принять позу для молитвы. Большое насекомое, принадлежащее к семейству Mantidae или Mantids, этого подвида европейского богомола, имеет размер от 6 до 7,5 см и встречается на всей территории Индийского субконтинента.
На длинной «шее» изображена треугольная голова, способная поворачиваться на полные 180 градусов. Это помогает богомолу сканировать свое окружение на предмет добычи и любой непосредственной угрозы поблизости. И у самцов, и у самок по две пары крыльев, но из-за огромных размеров и веса самки ее крылья не поддерживают полет, тогда как самцы более активны и могут совершать короткие перелеты.
Их охотничье мастерство и взаимодействие мужчин и женщин во многом зависят от их способности видеть. Зрение, являющееся краеугольным камнем их выживания, обеспечивается двумя большими выпуклыми сложными глазами, которые обнаруживают малейшее движение, и тремя маленькими простыми глазами между двумя большими глазами, чтобы обнаруживать свет. Еще одна уникальная особенность — заднегрудное ухо, которое обрабатывает звуки высоких и низких частот даже в ультразвуковом спектре.
Стратегический хищный инстинкт засады, исключительный камуфляж, терпение и молниеносные рефлексы, часто ускользающие от невооруженного глаза, делают его одним из самых грозных охотников в мире насекомых.Его землистые оттенки зеленого или коричневого помогают ему прятаться на виду и тем лучше терпеливо выслеживать добычу. Передние лапы (также называемые рапториальными) вооружены шипами, чтобы ловить добычу и удерживать ее, чтобы избежать промаха. Их внимание привлекают мотыльки, кузнечики и другие насекомые и беспозвоночные. Когда ему угрожает хищник, он стоит прямо, подняв хищные лапы над головой, чтобы выглядеть больше, чем есть на самом деле.
Эксперименты, проведенные еще в 1904 году Ди Чеснола, тогда студентом Оксфорда и учеником У.Ф. Р. Велдона, известного биолога, показали, что зеленая морфа (внешний вид) была обнаружена в областях с зеленой травой, а коричневая морфа предпочитала участки с коричневой флорой.Эти эксперименты легли в основу нашего понимания маскирующей цели его окраски. В эксперименте также широко использовался каннибализм, когда даже нимфы (молодые особи) питались друг другом, если им была предоставлена возможность.
Его брачное поведение широко известно: более крупная взрослая самка поедает самца после или иногда во время процесса спаривания для питания. Такое поведение не мешает самцам воспроизводить потомство. Иногда это заставляет их настороженно относиться к размеру и силе самки.Поэтому самцы используют тактику «стоп-энд-гоу», которая помогает им незаметно выслеживать самок.
Богомолы обычно не видят неподвижных объектов, поэтому самцы обычно замирают, если видят, как самки двигаются или поворачивают голову. Хотя самцы из соображений собственной безопасности пытаются сбежать, как только спаривание завершается, многие из них в конечном итоге оказываются съеденными. После спаривания самки откладывают сотни яиц в ящик для яиц.
С наступлением сезона дождей обратите внимание на этих незаметных ниндзя на окружающих вас растениях. Вы увидите их до начала зимы. В Дели-NCR мы иногда встречаем других богомолов, таких как индийский богомол, вырастающий до 13-15 см. Он ходит вертикально, в отличие от палочника, у которого горизонтальная поза. Есть также цветочный богомол, который остается на цветках цвета своего тела, и коралловый богомол, который имеет цвет и текстуру коры дерева.
Писатель является основателем NINOX — Owl About Nature, инициативы по повышению осведомленности о природе. Он является обозревателем Delhi-NCR для Ebird, инициативы Корнельского университета, отслеживающей редкие наблюдения за птицами.Ранее он руководил программой WWF Индии.
Богомолов впервые увидели охотящихся на рыбу | Умные новости
R.I.P., гуппи. Раджеш ПуттасвамайяОднажды мартовской ночью прошлого года богомол прокрался в сад на крыше в Индии и сел на искусственный пруд в ожидании. Когда ничего не подозревающая гуппи проплыла мимо, насекомое схватило ее и сожрало — впервые, как сообщает Джейк Бюлер из National Geographic, богомол был замечен в дикой природе, ловя рыбу своей еды.
Необычную сцену наблюдал защитник природы Раджеш Путтасвамайя, который был свидетелем того, как самец гигантского азиатского богомола ( Hierodula tenuidentata ) возвращался в сад на крыше пять ночей подряд. Незаметное существо будет болтаться на кувшинках или листьях водяной капусты, пока гуппи не подойдет достаточно близко, чтобы схватить. За каждую охоту он съедал до двух рыб, всего удалось поймать девять гуппи. После пятой ночи богомол перестал посещать сад.
Путтасвамайя, защитник природы Наяк Манджунатх и Роберто Баттистон, энтомолог из итальянского Musei del Canal di Brenta, описывают это беспрецедентное охотничье поведение в журнале Journal of Orthoptera Research . Известно, что богомолы, как они отмечают в своем новом отчете, питаются мелкими позвоночными, такими как ящерицы, мыши, змеи и черепахи, но эти встречи часто происходят в клетках или в результате другого типа вмешательства человека. Чаще богомолы едят насекомых, особенно мух.
Однако исследования показали, что богомолы могут быть хитрыми и агрессивными охотниками. Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что богомолы по всему миру способны ловить и есть маленьких птиц, большинство из которых — быстро движущиеся колибри. Но даже несмотря на то, что насекомые, похоже, готовы поедать все, что они могут схватить, Путтасвамайя и его соавторы были удивлены, что богомол на крыше мог видеть достаточно хорошо, чтобы ловить рыбу в темноте.
Строение глаз богомолов «ясно указывает на то, что они превратились в добычу при дневном свете», — объясняют исследователи в пресс-релизе, однако описанные в исследовании богомолы всегда охотились на закате или позже.Еще более удивительно то, что насекомое могло видеть свою добычу в воде, что представляет собой еще один «визуальный барьер», — говорит Баттистон Бюлеру. Но у него есть теория о том, как богомолу удалось поймать гуппи.
«Глаз богомола работает не так, как наш», — говорит он. «Они видят движения лучше, чем формы или цвета. У [гуппи] большой хвост, они двигаются как флаг во время плавания, и, возможно, он напоминал богомолов странного бегающего жука ».
Гуппи-богомол также предполагает, что насекомые могут быть способны к сложному обучению.В саду на крыше было полно вкусных насекомых, которые существо могло съесть, но оно решило каждую ночь возвращаться к тому же месту охоты.
«Такое поведение очень похоже на точную стратегию охоты, а не на случайный выбор», — говорит Баттистон Минди Вайсбергер из Live Science .
Как и многие хищники, богомолы способны к отталкивающему обучению или учиться на негативном опыте; недавнее исследование показало, что насекомые умеют избегать добычи, искусственно сделанной горькой.По словам авторов исследования, богомол на крыше «предлагает следующий шаг к более четко сформулированному когнитивному процессу»: способность учитывать различные факторы окружающей среды — изобилие добычи на определенном участке, легкость поимки, их питательную ценность — и формулировать новые стратегии охоты.
Конечно, теории исследователей основаны на поведении одного богомола, и необходимы дальнейшие исследования, прежде чем можно будет сделать какие-либо новые выводы об охотничьих и когнитивных способностях насекомого.Но возможные последствия ночного перекуса с животными — это, по крайней мере, интересная пища для размышлений.
Рыбы Охота Насекомые Новое исследованиеРекомендованные видео
Должен ли я выпустить богомола в свой сад?
Когда садовники думают о естественной борьбе с вредителями, на ум часто приходят богомолы.Обратите внимание, что «богомолы» — более точный термин, чем «богомолы», так как только некоторые богомолы принадлежат к роду Mantis. Богомолы относятся ко всем членам группы насекомых. Богомолы — хищники, активно ищущие добычу визуально. Они поджидают, пока насекомое не приблизится к ним, заманивая его в засаду и захватывая передними лапами. Острые шипы на внутренней стороне ног протыкают добычу и удерживают ее на месте, пока богомол ест ее. Богомолы питаются множеством насекомых, включая других богомолов.
В Нью-Гэмпшире обычно встречается только один вид богомолов — европейские богомолы ( Mantis Religiosa ). Этот вид является родным для Европы и, скорее всего, был специально завезен садоводами и с тех пор получил широкое распространение. Хотя они не встречаются в Нью-Гэмпшире, два других вида распространены в Северной Америке: неместные китайские богомолы ( Tenodera sinensis ) и богомолы Каролины ( Stagmomantis carolina ).
Стоит ли покупать богомолов и выпускать их в сад? Возможно нет.Несмотря на то, что богомолы являются прожорливыми и смертоносными хищниками, они не совсем полезные насекомые. Они так же склонны есть бабочку или шмеля, как и неприятную гусеницу, что делает их нейтральным фактором в саду, если уж на то пошло. Они также охотятся друг на друга, поэтому вряд ли они станут ужасно многочисленными в ландшафте, даже если их выпустят. Вы не можете рассчитывать на то, что они останутся там, где вы хотите, и поэтому они могут мало повлиять на конкретную проблему с вредителями. Молящиеся богомолы не являются уроженцами Нью-Гэмпшира, что ставит под сомнение, следует ли их освобождать.
В конечном счете, вам, вероятно, лучше сэкономить деньги и сделать все возможное для продвижения местных полезных насекомых на своей территории, а не покупать богомолов. У местных хороших парней есть естественные враги, такие как златоглазки, жуки-убийцы и тахиниды, а также опылители. Помимо отказа от инсектицидов, важно увеличить разнообразие вашего ландшафта. Выращивайте большое количество разных растений, чтобы получить много разных видов полезных растений. Кроме того, посадка правильного растения в правильном месте в зависимости от условий выращивания и потребностей растений сделает растения более устойчивыми к вредителям. Обеспечение некоторого укрытия для гнездовий и отдыха также имеет решающее значение в виде ненарушенной голой почвы, остатков листьев, гниющей древесины и мертвых стеблей. Наконец, примите тот факт, что некоторые повреждения насекомыми — это нормально. Большинство растений могут пострадать в значительной степени от вредителей без вредных последствий.
Вы любите узнавать о подобных вещах?
ПОДПИСАТЬСЯ НА ГРАНИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САД
Ежемесячный информационный бюллетень для садоводов, домовладельцев и любителей растений из Нью-Гэмпшира, который включает в себя сезонные советы по садоводству, предстоящие события и статьи с проверенными решениями для вашего сада и ландшафта.
Есть вопросы? Инфолиния расширения UNH предлагает практическую помощь в поиске ответов на вопросы, касающиеся вашего дома, двора и сада. Позвоните по бесплатному телефону 1-877-398-4769 с понедельника по пятницу с 9:00 до 14:00 или напишите нам по адресу answers@unh. edu.
Что вы видите, когда надеваете на богомолов миниатюрные очки? Новый метод зрения роботов
Если вы думали, что богомолы уже выглядят довольно круто, подождите, пока вы не увидите их в этих потрясающих оттенках. Ученые, надевшие крошечные трехмерные очки на этих миниатюрных охотников, обнаружили, что их стереоскопическая система зрения не похожа на систему любого другого известного животного.
Открытия, описанные на этой неделе в журнале Current Biology, показывают, как эти замечательные насекомые развили сложные способности с таким крошечным мозгом — и могут оказаться полезными при разработке визуальных систем для будущих роботов.
Позвоночные животные используют стереоскопическое зрение для восприятия глубины. Каждый глаз видит немного другое изображение из-за его немного различающейся точки обзора, и мозг в основном сдвигает эти два изображения вместе и вычисляет расстояние между объектами на основе количества скольжения, необходимого для их совпадения.
Все виды животных, включая людей и других приматов, могут это делать, сказала старший автор исследования Дженни Рид, нейробиолог из Ньюкаслского университета в Англии. Но единственное известное насекомое, которое также обладает этой способностью, — это богомол, крошечное существо, в мозгу которого всего около миллиона нейронов. (По сравнению с примерно 100 миллиардами нейронов в человеческом мозгу.)
«Думаю, я исхожу из традиции, ориентированной на позвоночных животных, которая считала стереопсис чем-то очень сложным и продвинутым, что могут делать только« высшие организмы »», — сказал Рид. .«Сначала я был настроен скептически».
Ведущий автор Вивек Нитьянанда держит богомола на руке робота в стиле богомола.
(Университет Ньюкасла, Англия)
Рид и ее коллеги с тех пор подтвердили исследования 1980-х годов, показывающие, что богомолы действительно обладают трехмерным зрением. В статье 2016 года они использовали пчелиный воск, чтобы наклеить крошечные сине-зеленые трехмерные очки на лица богомолов и показали им трехмерные видеоролики о том, что, казалось, было вкусно на вид добычей, обнаружив, что насекомые бросались только на цели в трехмерных фильмах, а не в обычных двухмерных.
Трехмерное зрение — удобная способность для богомолов, которые являются умелыми охотниками на своих собратьев-насекомых и, как известно, иногда убивают небольших птичек. Но как такое, казалось бы, простое существо развило такую сложную способность? Их мозг обрабатывал визуальную информацию так же, как люди и другие позвоночные, или для этого использовался совершенно другой механизм?
«Я подумал, что это будет очень интересная вещь для расследования», — сказал Рид. Ответ, пояснила она, «в любом случае будет интересен.
Ученые уже знают, как сбить с толку человеческое трехмерное зрение — и поэтому они решили посмотреть, не станут ли богомолы жертвами тех же уловок.
Исследователи показали людям в трехмерных очках некоторые изображения движущихся темных и ярких точек, за исключением того, что изображение, показываемое одному глазу, было по существу фотонегативом другого. По словам Рида, поскольку человеческое зрение, кажется, пытается сопоставить контраст изображения с точки зрения каждого глаза, изменение контраста в одном из них неизбежно мешает человеческому восприятию глубины. Зрители не могут сказать, какие элементы находятся поблизости, а какие далеко.
Богомолы, как выяснилось, не страдали той же проблемой.
«Их совершенно не смутила эта манипуляция, и они продолжали наносить удары, когда объекты были рядом, а не когда они были далеко», — сказал Рид. «Так что это рассказало нам кое-что довольно глубокое. Это говорило нам, что богомолы не используют корреляцию для своего стереозрения — по крайней мере, корреляцию контрастности изображения. Они делают что-то совсем другое.”
Богомол носит крошечные трехмерные очки, чтобы увидеть, как работает их стереоскопическое зрение.
(Университет Ньюкасла, Англия)
Затем ученые пошли еще дальше. Они показали каждому глазу отдельный набор некоррелированных точек, но оба с движущейся целью, проходящей через них. Опять же, там, где люди не могли заметить, когда объект был «близко», богомолы преуспели.
«Очевидно, они смогли сопоставить движущуюся цель, даже несмотря на то, что точечный узор совсем не совпадал — а это то, что люди не могут сделать», — сказал Рид.
Ученые думают, что это потому, что насекомые не пытаются сопоставить все детали на изображениях, а вместо этого ищут изменения в световых узорах с течением времени. По сути, они ищут только то, что движется; остальные мелкие штрихи на картинке не имеют особого значения.
«Это совершенно другой способ достижения восприятия глубины», — сказал Мартин Бэнкс, специалист по зрению из Калифорнийского университета в Беркли, который не принимал участия в исследовании.
«Мы настолько привязаны к этой идее о том, как стереопсис работает в мозгу приматов, что я, вероятно, просто не подумал бы об этом», — сказал он.
Богомол заглядывает через трубку. У этих насекомых есть стереоскопическое зрение, но механизмы, которые использует их мозг, кажутся отличными от нашего.
(Университет Ньюкасла, Англия)
Рид заметил, что у этих очень разных систем может быть причина. Человеческие зрительные системы очень хорошо распознают различия в неподвижных изображениях, что может помочь им лучше видеть сквозь маскировку. С другой стороны, исходя из их стиля охоты, богомолам может лучше помочь система, которая улавливает только движения ближайшей добычи.
Бэнкс сказал, что идеи, полученные при изучении зрения богомола, могут выйти далеко за рамки одних только насекомых.
«Тот факт, что животное отличается от человека, не означает, что мы мало что узнаем о людях», — отметил Бэнкс. «В данном случае мы все сейчас подумаем, почему люди не развили этот же механизм?»
Полученные данные также могут помочь ученым разработать более совершенные компьютерные алгоритмы для более простых систем обработки изображений в дронах и других роботах, говорят исследователи.
«Мы думаем, что трехмерный алгоритм богомола, поскольку он проще, может быть реализован в системах обработки, требующих меньшей вычислительной мощности», — сказал ведущий автор исследования Вивек Нитьянанда, поведенческий эколог из Университета Ньюкасла. «Это может быть реализовано, например, в легких роботах».
amina.