Аргументы из литературы для сочинения 15.3 на тему: Что такое счастье (ОГЭ по русскому языку)
Счастье — это состояние наивысшего удовлетворения жизнью. Чтобы правильно охарактеризовать это понятие, требуются примеры из литературы, которые Многомудрый Литрекон приготовил специально для Вас.
- А.С. Солженицын, «Матренин двор». Героев рассказа трудно назвать счастливыми: они бедно живут и постоянно теряют своих родных в войнах. Советская деревня едва сводит концы с концами, но работает, не переставая. Такова и Матрена, но в этой старой женщине видится внутренний свет, который подпитывает ее. Она действительно счастлива, когда помогает людям и жертвует собой. Значит, счастье заключается именно в том, чтобы быть нужным.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Герой повести, Андрей Бульба, стал предателем лишь потому, что стремился с счастью. В его мировоззрении произошел перелом после встречи с прекрасной панночкой. Он понял, что ратные походы и Сечь не принесут ему блаженства, а вот любовь, всепоглощающая и могущественная, подарит ему то, ради чего живут люди. Только в объятиях любимой женщины он почувствовал прилив жизненной энергии и полное удовлетворение, значит, именно любовь является истинным ликом счастья.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Традиционно люди ищут счастье в любви, однако главный герой романа нашел в нем только разочарование. Страсть к Вере стала для Григория необходимостью лишь тогда, когда она навсегда покинула его. Чувства к Бэле были столь же трагичны и обернулись смертью героини. Так, все поиски счастья Печорина закончились неудачей и показали читателю, что оно, как и любой идеал, недостижимо, поэтому и прекрасно.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой всю жизнь искал счастья, но находил лишь иллюзии его. Ни в свете, ни в деревне он не смог обрести гармонию с миром и собой. Поздно он понял, что мог стать счастливым только с Татьяной, ведь только семья и любовь могут стать неиссякаемыми источниками духовного наслаждения.
- И.С. Тургенев, «Ася» . Главная героиня повести влюбилась в Н.Н. И нашла в себе смелость признаться ему, но мужчина не смог ответить ей столь же решительно. Она разочаровалась в нем и уехала, а он осознал, что навсегда лишился своего счастья. Значит, настоящее блаженство кроется именно во взаимной любви и близости родственной души.
- А. Грин, «Алые паруса». Главная героиня видела свое счастье в исполнении заветной мечты. Она хотела дождаться отважного капитана на судне с алыми парусами и уехать из родной деревни в странствие по морю. Когда это произошло, она действительно ощутила всю полноту жизни. Значит, суть счастья заключается в том, чтобы воплотить грезу.
- А.П. Чехов, «Невеста». Героиня рассказа, как и все люди, мечтала о счастье, но обстановка, в которой она жила, явно к этому не располагала. Друг семьи помог Наде раскрыть глаза и увидеть, что ее маленький городок засасывает обывателей в трясину повседневности и не дает им реализовать мечты. Они просто засыпают в унылых и комфортных браках. Тогда Надя сбежала из дома и обрела призвание в большом городе. Видимо, счастье — это возможность найти свое место в жизни.
- Л.А. Андреев, «Праздник». Главный герой рассказа был несчастен и чувствовал неудовлетворенность своей жизни. Он ощутил разочарование в дружбе и любви, нигде не мог найти гармонии и радости. Но в церкви во время службы к нему пришло озарение: он был счастлив здесь и сейчас! Это мимолетное состояние воодушевления, на мой взгляд, и есть наивысшее наслаждение, которому нужно всего лишь открыть дорогу в сердце.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». В лирических отступлениях автор повествует о том, как мимолетна молодость. Когда-то он был любопытен и пытлив, с надеждой вглядывался в новые места, но с годами потерял радость бытия, стал скучен, и мир вокруг тоже потерял былое очарование. Вместе с ним ушло и счастье, ведь оно заключается в духовной молодости — вечной свежести восприятия, которая позволяет видеть поводы для радости в каждом дне.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». Главный герой повести был одиноким и забитым клерком, но перемена внешнего вида открыла перед ним новые горизонты. Сменив старую одежду на новую, он ощутил полноту жизни и даже уважение окружения, которого ему так не хватало. В своей гармонии с миром вокруг он нашел счастье, ведь признание и дружба были его главными духовными потребностями.
litrekon.ru
Проблема счастья. Аргументы к сочинению
Что может сделать человека по-настоящему счастливым? Этими вопросами задавались и задаются до сих пор, наверное, все люди на земле.
Человек – существо очень противоречивое, требовательное, постоянно что-то ищущее. Понятие счастья у всех разное: для кого-то это самореализация, слава, деньги, успех, власть; для кого-то здоровье, любовь, помощь ближнему, радость от каждого прожитого дня. Нередко люди делают что-то в своей жизни, сами не понимая, приносит ли это им радость, удовольствие, или они это делают, потому что так принято, так надо, потому что так ты будешь соответствовать какому-то «идеалу». Очень часто мы понимаем, в чём истинное счастье, лишь попав в трудную или даже безвыходную ситуацию, например, война, болезнь, смерть близких.
Андрей Болконский и Пьер Безухов спорят о счастье. Спор происходит в Богучарове, поместье Андрея, куда тот удаляется, чтобы спокойно дожить свою жизнь. Пьер призывает делать людям добро, и в князе Андрее, хотя он и говорит, что достаточно никому не причинять зла, после этой встречи просыпаетсято, что в итоге привело князя к мысли о единении со своим народом, жизни ради его блага.
герой Николай Иванович Чимша-Гималайский всю свою жизнь посвятил одной цели – покупке имения, где можно было бы разводить крыжовник и… ничего не делать. Для достижения этой цели он очень скупо жил, во всём себе отказывал и своей жадностью даже свёл в могилу жену. Купив же, наконец, поместье, зажил по-барски. Добрые дела также делал, но, по словам рассказчика – брата главного героя, не просто, а с большой важностью. Что же это были за дела? Лечил крестьян от всех болезней содой и касторкой, а в день своих именин ставил мужикам полведра водки и служил молебен. Для самого же рассказчика уход из города, от житейской суеты – это не подвиг, это лень и эгоизм, это как монашество, только без подвига. Человеку для жизни нужна вся планета, чтобы на просторе проявлять всю широту своего свободного духа. Далее рассказчик рассуждает о необходимости того, чтобы за дверью каждого счастливого и довольного жизнью человека стоял другой человек с молоточком и его стуком напоминал, что рядом есть и несчастные люди. Что и к довольному жизнью человеку может постучаться беда: бедность или болезнь – и никто не придёт к нему на помощь, никто не услышит, точно так же, как и он сейчас ничего не видит и не слышит. Заканчивается рассказ обращением-призывом. Рассказчик (alter-ego автора) говорит собеседникам:В очерке Владимира Короленко «Парадокс» рассказывается о калеке, появившемся на свет без рук и вынужденного зарабатывать себе на жизнь своим уродством. Он произносит фразу «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Всем кажется парадоксом слышать об этом от человека, которого природа, казалось бы, обделила при самом рождении и тем самым обрекла на несчастье. Но далее автор показывает, как этот самый калека отдаёт часть заработанных тяжёлым трудом денег, на которые он, кстати, содержит своих племянников, нищим. Короленко всем ходом рассказа доказывает нам, что счастье человека заключается в помощи ближним своим, и этого счастья может достичь любой, даже человек, для которого оно, на первый взгляд, просто невозможно.
идёт речь о девушке Наде и её отце. Мы видим, что Надежда пока ещё не поняла, в чем для неё смысл жизни и настоящее счастье. Поэтому героиня тоскует, чувствует себя несчастной и говорит о безысходности. Как полная противоположность героине показан её отец. Он уже давно определился, ради чего живёт и в чём для него заключается счастье. Это самые простые и понятные каждому человеку вещи: здоровье и благополучие родных и близких, мирное небо над головой. И ради этого он готов работать день и ночь!
Автор: Парочкина Мария Михайловна
literarus.ru
«Что такое счастье в литературных произведениях?» – Яндекс.Знатоки
Вот для вас аргументы счастья из литературы:
(46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
(43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
(43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
(44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
(52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
(54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
(56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
(50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
(55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
(53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
yandex.ru
Что такое счастье произведения. Аргументы к сочинению
Мачкова Юлия Сергеевна, ученица 10 классаРуководитель работы: Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №549 г. Москвы.
«Эссе: «Тема женского счастья в русской литературе».
Тема женского счастья — это вечная тема русской литературы. Тема красивая и интересная. Сколько прекрасных историй любви мы знаем из русской литературы!
Вот, например, «Житие Петра и Февронии Муромских». Феврония излечивает князя Петра от страшной болезни. В награду за это он обещал на ней жениться, а потом решил обмануть. Но мудрая дева преподнесла ему такой урок нравственности, который он запомнил на всю жизнь. Поженившись, эти молодые люди прожили душа в душу всю жизнь и умерли один за другим. Они не захотели расставаться и после смерти: по их завещанию они были похоронены в одном гробу. Люди жили счастливо, любя друг друга и не доставляя страданий другим.
Вспомним «Слово о полку Игореве». Ярославна плачет, убивается по своему мужу – князю Игорю, который попал в плен к половцам. Она любит его и хочет быть рядом с ним в трудную минуту, и даже кажется, что именно её любовь и спасает мужа.
«Души прекрасные порывы» двух любящих молодых людей наблюдаем мы при чтении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова любит своего Петрушу Гринёва так сильно и преданно, что готова даже отказаться от него ради его же счастья, когда родители не благословили их на брак. Пусть не с ней, а с другой, но только будет счастлив. Петруша же вызволяет свою возлюбленную из рук пугачёвцев, рискуя жизнью. Трусиха Маша способна ради любви на такой смелый поступок, как поехать одной в Петербург, прося милости и снисхождения у самой императрицы, и спасает своего жениха Петрушу от казни.
Героини поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» княгиня Трубецкая и княгиня Волконская едут в Сибирь за своими ссыльными мужьями – декабристами, оставив всё, что у них было: дом, детей, родных и близких, потеряв имущество, титулы и положение в обществе. А самое страшное — царь запретил им возвращаться в Россию. Но эти женщины не могут поступить иначе, не могут бросить своих опальных мужей. Любовь и преданность сильнее рассудка.
На вопрос: «Что есть любовь и почему в одном случае она делает людей счастливыми, а в другом несёт с собой боль и трагедию?» можно ответить словами Алёхина – героя рассказа А.П. Чехова «О любви»: «То объяснение, которое годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать».
Павел Константинович Алёхин – образованный и глубоко порядочный человек. После смерти отца он получил в наследство имение и долги, причиной которых была его учёба. Алёхин счёл себя обязанным привести хозяйство в порядок и расплатиться с долгами. Человек городской, он вначале придерживался привычного для себя образа жизни, но ежедневный тяжёлый труд заставил Павла Константиновича довольствоваться простой пищей и скромным бытом. Его однообразную жизнь лишь изредка скрашивало общение с такими же, как он, мировыми судьями во время судебных заседаний.
Знакомство с супругами Лугановичами нарушило привычное течение его жизни. Анна Алексеевна уже при первой встрече поразила его своим обаянием, женственностью и красотой. Алёхин почувствовал в ней родственную душу. В доме Лугановичей Павла Константиновича приняли радушно, про себя он отметил, что в их семье царили благополучие и взаимопонимание. Возвратившись в имение, он всё время думал об Анне Алексеевне.
Со временем Павел Константинович стал в семье Лугановичей своим человеком. Он старался понять, почему в жизни произошла «такая ошибка» — Анна Алексеевна принадлежит «старому», «неинтересному» человеку и имеет от него детей.
Алёхин и Анна Алексеевна боялись признаться в своих чувствах даже самим себе и, тем более, открыть эту тайну другим. Шли годы, Алёхин по-прежнему бывал в их доме на правах друга семьи. Размышляя о сложившейся ситуации, Павел Константинович понимал, что, отдавшись чувствам, они разрушат «счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили, и где мне так верили». Да и мог ли он в этих обстоятельствах сделать Анну Алексеевну счастливой? Анну Алексеевну тоже мучил вопрос: «Принесёт ли её любовь счастье Алёхину, не осложнит ли она жизнь себе и ему, признав правду?»
Луганович получил назначение в другой город. Семье предстоял переезд. Пришло время прощаться. Лишь за мгновение до отправления поезда Алёхин признался Анне Алексеевне в том, что все эти годы любил её.
Расставшись навсегда, Павел Константинович осознал, что они могли бы быть счастливы, если бы не рассуждали о «грехе и добро
optistore.ru
о счастье — Языкознание и теория текста
Текст 12
Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня был в жизни самый счастливый день? Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Но наша учительница говорит, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу. А какая польза людям от того, что я была в кино, а потом поехала к бабушке?
Я заглянула в тетрадь своей соседки Ленки Коноваловой. Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Ее самый счастливый день был тот, когда ее принимали в пионеры. Я стала вспоминать, как нас принимали в пионеры в Музее погранвойск и мне не хватило пионерского значка. Шефы и вожатые забегали, но значка так и не нашли. Я сказала: «Да ладно, ничего…» Однако настроение испортилось. Я продолжала размышлять. Однажды мы с мамой отвели домой старика. Он потерял ботинок и сидел в одном носке. Мама сказала: нельзя бросать его на улице, может у него несчастье. Мы спросили, где он живет, и отвели по адресу. От этого поступка, наверняка, большая польза, потому что человек дома и семья не волновалась. Но самым счастливым днем это не назовешь: ну отвели и отвели…
Я перегнулась вправо и заглянула в тетрадь Машки Гвоздевой. Я там ничего не разобрала, но Машка, наверняка, пишет, что самый счастливый день был тот, когда у них взорвался синхрофазотрон и им дали новый. Эта Машка просто помешана на схемах и формулах. Ленка Коновалова перевернула страницу — исписала уже половину тетради. А я все сижу и шарю в памяти своей самый счастливый день.
Вообще, если честно, мои самые счастливые дни- это когда я возвращаюсь из школы и никого нет дома. Тогда я радуюсь возможности жить как хочу: ничего не разогреваю, ем прямо из сковородки, потом включаю проигрыватель на полную громкость, зову Ленку Коновалову, и мы начинаем мерить мамины платья и танцевать. Потом Ленка уходит, а я сажусь в кресло, закутываюсь в плед и читаю. Сейчас я читаю рассказы Кортасара. У него в рассказе «Конец игры» есть слова «невыразимо прекрасно«. Они так действуют на меня, что я поднимаю глаза и думаю: иногда мне кажется, что жизнь невыразимо прекрасна, а иногда становится все отвратительным.
Я посмотрела на часы. Осталось шестнадцать минут. Я решила написать, как мы сажали вокруг школы деревья. Где-то я прочитала: каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребенка и написать книгу о времени, в котором жил. Я вспомнила, как в тот день тащила ведро чернозема, поругалась с Женькой, но, как бы там ни было, дерево прижилось и останется будущим поколениям. Значит, содержание учительнице понравится, она поставит мне пятерку.
Я снова посмотрела на часы. Осталось одиннадцать минут. Я взяла ручку и стала писать о том, как мы с папой пошли утром в кино, а потом поехали к бабушке. И пусть учительница ставит мне что хочет. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь не в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу.
И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.
«Самый счастливый день»
Виктория Токарева — русский писатель и сценарист.
Проблема: что такое счастье?
Аспекты:
- счастье в личном или общественном?
- радость или польза?
- семья и любовь
Аргументы
1. Л. Толстой не противопоставляет два понимания счастья, упомянутые В. Токаревой как мнения учительницы и понимание ученицы, у него личное и общественное, польза людям и личное счастье его персонажей едины и взаимно обусловлены.
Счастье Болконского, Наташи Ростовой, Пьера, Николая, кн. Марьи —
У Толстого каждый обретает счастье как бы внутри себя, в результате личностного развития, но в то же время в семье, в любви, всегда пройдя через этап подвига, доказав свою способность бескорыстно жертвовать честолюбием, имуществом, личными интересами и жизнью.
Поиски Андрея Болконского:
сначала видел свое счастье в подвигах и славе (в общественной пользе, приносящей личное удовлетворение)
Наташа и Андрей обретают счастье в сюжете романа именно после того, как каждый из них прошел через испытания, совершил свой подвиг, он на поле боя (но уже без честолюбивых мечтаний, просто в единении с народом в защите Родины), она — освободив подводы для раненых, ухаживая за ними. Кн. Андрей, кроме того, простил своего врага Анатоля Курагина.
фрагменты, описывающие встречу Наташи с умирающим Андреем наполнены словами «счастье, радость», изображением различных проявлений этих чувств.
И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
………….
но, кроме всего этого, что-то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал.
…………………
Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
– Вы? – сказал он. – Как счастливо!
– Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.
………………..
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею;
…………..
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
………..
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
В романе-эпопее ВиМ счастливы становятся семьи, но это только семьи хороших, добрых людей, с честью прошедших все испытания. А. Курагин, тоже, казалось бы, погибший в боях за Родину, погибает в муках: он не был хорошим человеком. Больше того, А. Болк погибает, но умирает счастливо, и его род сохраняется, т.к. есть сын. Род Курагиных (они все плохие и все умирают) прекращается.
Значит, для Толстого тоже сплетается личное счастье, единство рода, семьи и способность быть добрым человеком, делать людям добро.
2. Д.С. Лихачев
Письмо двадцать четвертое
БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ
(ответ на письмо школьника)
Дорогой Сережа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой» Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.
Письмо третье
САМОЕ БОЛЬШОЕ
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
3. Елка Митрича, рассказ Н.Д. Телешова, есть в фонде ФИПИ. Рождественский рассказ о том, что счастлив дарящий, жертвующий для других.
(1)Был канун рождества…
(2)Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семён Дмитриевич, или попросту Митрич, подошёл к жене и весело проговорил:
– (3)Ну, баба, какую я штуку надумал! (4)Я говорю, праздник подходит… (5)И для всех он праздник, все ему радуются… (6)У всякого есть своё: у кого обновка к празднику, у кого пиры пойдут… (7)У тебя, к примеру, комната будет чистая, у меня тоже своё удовольствие: куплю себе колбаски!..
– (8)Так что ж? – равнодушно сказала старуха.
– (9)А то, – вздохнул снова Митрич, – что всем будет праздник как праздник, а вот, говорю, ребятишкам-то, выходит, и нет настоящего праздника… (10)Гляжу я на них – и сердце кровью обливается: эх, думаю, неправильно!.. (11)Известно, сироты… (12)Ни матери, ни отца, ни родных… (13)Нескладно!.. (14)Вот и надумал я вот что: надо ребятишек потешить!.. (15)Видал я много народу… и наших, и всяких видал… (16)Видал, как они к празднику детей любят позабавить. (17)Принесут ёлку, уберут её свечками да гостинцами, а ребятки-то ихние просто даже скачут от радости!.. (18)Лес у нас близко – срублю ёлочку да такую потеху ребятишкам устрою!
(19)Митрич весело подмигнул, чмокнул губами и вышел во двор.
(20)По двору, там и сям, были разбросаны деревянные домики, занесённые снегом, забитые досками. (21)С ранней весны и до глубокой осени через город проходили переселенцы. (22)Их бывало так много, и так они были бедны, что добрые люди выстроили им эти домики, которые сторожил Митрич. (23)К осени дома освобождались, а к зиме не оставалось уже никого, кроме Митрича и Аграфены да ещё нескольких детей, неизвестно чьих. (24)У этих детей родители либо умерли, либо ушли неизвестно куда. (25)Всех таких детей набралось у Митрича в эту зиму восемь человек. (26)Он поселил их всех вместе в один домик, где и собирался нынче устроить праздник.
(27)Прежде всего Митрич отправился к церковному старосте, чтобы выпросить огарков церковных свечек для украшения ёлки. (28)Потом он пошёл к переселенческому чиновнику. (29)Но чиновник был занят; не повидав Митрича, он велел сказать ему «спасибо» и выслал полтинник.
(30)Вернувшись домой, Митрич ни слова не сказал жене, а только посмеивался молча да, поглядывая на монету, придумывал, когда и как всё устроить.
(31)«Восемь детей, – рассуждал Митрич, загибая на руках корявые пальцы, – стало быть, восемь конфет…»
(32)…Был ясный морозный полдень. (33)С топором за поясом, в тулупе и шапке возвращался Митрич из леса, таща на плече ёлку. (34)Ему было весело, хотя он и устал. (35)Утром он ходил в город, чтобы купить для детей конфет, а для себя с женой – колбасы, до которой был страстный охотник, но покупал её редко и ел только по праздникам.
(36)Митрич принёс ёлку, топором заострил конец; потом приладил её, чтобы стояла, и, когда всё было готово, потащил её к детям в барак.
(37)Когда ёлка согрелась, в комнате запахло свежестью и смолой. (38)Детские лица, печальные и задумчивые, внезапно повеселели… (39)Ещё никто не понимал, что делает старик, но все уже предчувствовали удовольствие, и Митрич весело поглядывал на устремлённые на него со всех сторон глаза.
(40)Когда свечки и конфеты были уже на ёлке, Митрич задумался: убранство было скудным. (41)Как ни увлекался он своей затеей, однако повесить на ёлку, кроме восьми конфет, он ничего не мог.
(42)Вдруг ему пришла такая мысль, что он даже остановился. (43)Хотя он очень любил колбасу и дорожил всяким кусочком, но желание угостить на славу пересилило все его соображения:
– (44)Отрежу всякому по кружочку и повешу на ниточке. (45)И хлебца по ломтику, и тоже на ёлку.
(46)Как только стемнело, ёлку зажгли. (47)Запахло топлёным воском, смолою и зеленью. (48)Всегда угрюмые и задумчивые, дети радостно закричали, глядя на огоньки. (49)Глаза их оживились, личики зарумянились. (50)Смех, крики и говор оживили в первый раз эту мрачную комнату, где из года в год слышались только жалобы да слёзы. (51)Даже Аграфена в удивлении всплёскивала руками, а Митрич, ликуя от всего сердца, прихлопывал в ладоши. (52)Любуясь ёлкой, веселящимися детьми, он улыбался. (53)А потом скомандовал:
– (54)Публика! (55)Подходи! (56)Снимая с ёлки по куску хлеба и колбасы, Митрич оделил всех детей, затем снял себе и Аграфене.
– (57)Погляди, ведь жуют сиротки-то! (58)Погляди, жуют! (59)Погляди! (60)Радуйся! – кричал он. (61)А после Митрич взял гармонику и, позабыв свою старость, вместе с детьми пустился плясать. (62)Дети прыгали, весело визжали и кружились, и Митрич не отставал от них. (63)Душа его переполнилась такою радостью, что он не помнил, бывал ли ещё когда-нибудь в его жизни этакий праздник.
– (64)Публика! – воскликнул он наконец. – (65)Свечи догорают. (66)Берите сами себе по конфетке, да и спать пора!
(67)Дети радостно закричали и бросились к ёлке, а Митрич, умилившись чуть не до слёз, шепнул Аграфене:
– (68)Хорошо!.. (69)Прямо можно сказать: правильно!..
(по Н.Д. Телешову*)
*Николай Дмитриевич Телешо́в (1867–1957) – русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899– 1916). Рассказ «Ёлка Митрича» (1897) входит в цикл «Переселенцы», посвящённый большому переселению за Урал, в Сибирь, где крестьянам давали наделы земли.
Интересно? Поделитесь:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
lisovitskaya.wordpress.com
По тексту Э.Е. Фоняковой про начало войны | Что такое счастье? «Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» — читаем мы в Википедии. Я бы добавила, что счастье — это гармония в душе человека. | Состояние души | Счастье — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. | Вспомним также героя рассказа Л.Андреева «Петька на даче». Петька — это ребёнок из бедной семьи. Он был отдан учеником к парикмахеру, где выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Такая жизнь не приносила ребёнку никакой радости. Настоящее счастье мальчик почувствовал, когда мать привезла его на дачу. Там он отдыхает, купается, исследует развалины старинного дворца, словом, делает всё то, что и положено делать ребёнку. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Для Петьки это возвращение — настоящая трагедия. | По тексту Н.Аксёновой про отца | Задумывались ли когда-нибудь над вопросом, что такое счастье. Мне кажется, счастье – это такое состояние души, когда всё видится в розовом цвете, когда каждый мир жизни приносит радость. Счастье должно быть настоящим… Дом — тёплым… Любовь — взаимной… Дружба – надёжной… | Счастье — это состояние души человека, когда он испытывает радость, удовлетворение жизнью. У каждого человека свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других — материальные блага, третьих — близкие люди. Докажу свои слова двумя примерами. | Пример из жизненного опыта. В детстве я мечтала о собаке, а мои родители были против. Но однажды, придя домой из школы, я неожиданно увидела маленького щенка. Оказывается, мама с папой решили сделать мне сюрприз и подарить собаку. В этот момент я почувствовала себя самой счастливой, потому что, когда мечты сбываются,- это счастье. |
sdamna5.blogspot.com
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни?
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?») Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жизненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ:…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?
Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойственную природу. Он становится и смертельным заклятием, и высшим божественным даром. Служение искусству требует от человека самоотдачи,…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаивается в своих грехах,…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?
Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник?») • С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?». В этой книге автор рассказывает о выставке шедевров из знаменитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престижно и модно. Однако С. Львов надеется, что когда-нибудь привычка посещения…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, исследующими жизнь, события, людей, в романе являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает высшей духовной гармонии с самим собой и миром. Также…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота?
А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины — натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского характера — простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. После замужества счастье с Онегиным для нее становится невозможным, точно так же, как…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие
«…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих? А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом стихотворении заключена мысль о великой силе красоты, о заключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и страстей», выше людской суеты. Это величайшая загадка и величайшая…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть?
• С. Рерих — «Мой вечный учитель». Заметки и воспоминания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень порядочного человека. Он пишет: «В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своем пути в жизни может встретить мудрого старца. Старца, который и его направил бы на правильный, скорейший, кратчайший путь и,…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека.
Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка». Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в движеньях ее — «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?
• Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфония (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего…
www.shollklass.ru