Задание 3 огэ русский – ОГЭ-9 класс. Задание 3 с ответами.

ОГЭ|Задание 3|Средства выразительности | Русулитка

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора (эпитет, сравнение и т.д.).

Для выполнения данного задания необходимо знание средств художественной выразительности текста, умение находить данные средства в предложениях.

Как подготовиться к выполнению данного задания.

1. Повтори, какие бывают средства художественной выразительности текста (см. таблицу внизу).

2. Выполни тренировочные задания (практикум, ссылки внизу).

3. Выполни тестовые тренировочные задания в пособии по подготовке к итоговой аттестации, проверь правильность выполнения.

4. Выполни данное задание во всех вариантах теста в данном пособии, проверь правильность выполнения.

Порядок выполнения задания.

1. Внимательно прочитай предложенные предложения.

2. Определи, какое средство художественной выразительности встречается.

Образец выполнения задания.

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм (синонимы, антонимы и т.д.).
Ваши действия.

1. Вспомните, какие слова называются фразеологизмами.

2. Внимательно перечитайте данные предложения.

3. Найдите фразеологический оборот, отметьте нужное предложение.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором употребляется фразеологический оборот.

(1) В современном обществе целый океан проблем.

(2) Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, в глаза которую никто не видел.

(3) Некоторые считают, что это очень своевременно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо
затратить на ознакомление с произведением.

(4) Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

Образец рассуждения.

1. Вспоминаем особенности фразеологизмов: переносное значение, устойчивый оборот, можно заменить одним словом, общеизвестное.

2. Из всех предложений выбираем соответствующие данным критериям: №1 и №2.

3. В предложении №1: океан проблем – метафора.

4. В предложении №2:

не видел в глаза (никогда не видел) – фразеологический оборот.

Ответ: предложение №2.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1. Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами.

2. Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками.

3. Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства.

4. Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или появились другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту.

В 1-ом, 2-ом и 4-ом предложениях нет синонимов.
В 3-ем предложении синонимы: раздражение и недовольство.

 

ogje-zadanie-3-tablica

 

Фразеологизмы 1. Практикум

Фразеологизмы 1. Практикум. Ответы

Фразеологизмы 2. Практикум

Фразеологизмы 2. Практикум. Ответы

Метафора 1. Практикум

Метафора 1. Практикум. Ответы

Эпитеты 1. Практикум

Эпитеты 1. Практикум. Ответы

rusulitka.ru

Подготовка к ОГЭ. Задание №3

Подготовка к ОГЭ Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Смирнова Ольга Георгиевна, учитель 1 кв.к.

МОУ «Климовская школа» Череповецкого р-на

1. Повторяем теорию.

  • Изобразительно-выразительные средства языка  – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
  • 1.  ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета  (устал до смерти) .
  • 2.  ЛИТОТА  – непомерное преуменьшение свойств предмета  (мальчик-с-пальчик) .
  • 3.  ИРОНИЯ –  скрытая насмешка  (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .
  • 4.  МЕТАФОРА  – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту  (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
  • 5.  МЕТОНИМИЯ  – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь  (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).
  • 6.  СИМВОЛ  – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
  • 7.  АЛЛЕГОРИЯ  – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе 
    (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
  • 8.  ЭПИТЕТ  – красочное определение  (вольный ветер).
  • 9.  СРАВНЕНИЕ  – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого  (Французы двинулись, как тучи).
  • 10.  ПЕРИФРАЗА  – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета  (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).
  • 11.  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия  (утес плачет в пустыне).

Образец выполнения задания №3

Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности является  сравнение .

  • Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.
  • Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
  • “ Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
  • Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.

Обоснование ответа

  • В первом предложении есть развёрнутая метафора  (вонзилась тысяча огненных спиц).
  • Во втором предложении есть сравнение  (как дождь) . Это и будет ответом.
  • В третьем предложении есть фразеологизм  (валять дурака).
  • В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.

Тренинг по заданию № 3

Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.

2. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.

3. Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.

4. После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.

2. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.

3. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.

4. "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.

2. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.

3. Я насквозь просмоленный, как птица клёст.

4.Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.

2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.

3. Характер у неё был вулканического происхождения.

4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.

2. Я понял, что судьба моя висит на волоске.

3. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.

4. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.

2. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.

3. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.

4. Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.

2. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.

3. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.

4. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.

2. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.

3. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.

4.На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.

2. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.

3. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.

4. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

4. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.

Ответы

multiurok.ru

Теория к заданию № 3 ОГЭ по русскому языку

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого – либо явления. Тропы помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенную черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа.

Основные тропы: метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, синекдоха, аллегория, эпитет.

РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста. К ним относятся: инверсия, литота, оксиморон, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание и др.

Функции в тексте: и троп, и фигура – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь внимание слушателя или читателя, заставить его глубже понять смысл того, о чем говорится или пишется

Перечисленные тропы и фигуры – наиболее встречаемые в КИМах изобразительно – выразительные средства.

МЕТАФОРА.

Значение: перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Предмет сравнения только подразумевается В отличие от сравнения метафора всегда одночленна. К примеру, метафора: горит костер рябины красной.. Сравнение же выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя.

Пример: Тихо в чаще можжевеля по обрыву Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Возможная функция в тексте: метафоры используются для придания речи особой выразительности, эмоциональности, для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности, особенностей его мышления, его связи с народно - поэтической культурой.

СРАВНЕНИЕ.

Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть объект сравнения.

Пример: Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани…

Возможная функция в тексте: сравнение придает описанию особую наглядность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.

Пример: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?

Возможная функция в тексте: олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. Благодаря им, мы безошибочно, например, узнаем стиль С. Есенина, В. Маяковского и др.

МЕТОНИМИЯ.

Значение: перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. Если при метафорическом переносе необходимо сходство предметов, то при метонимии достаточно их пространственной близости, смежности. К примеру, название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки супа съел; имя автора заменяет название произведения: Траурный Шопен громыхал у заката; название отличительных признаков людей или предметов используется вместо их обычных наименований: Черные фраки носились врозь и кучами там и там. При метонимии (в отличие от метафоры) не требуется сходства между предметами.

Пример: Читал охотно Апулея.

Возможная функция в тексте: метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности

СИНЕКДОХА.

Значение: вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего. Различают 4 формы С.:

Называется целое вместо части:

Не надо приурочивать к тому,

Что вся земля от холода гудела,

Что все костры замглилися в дыму,

Когда его охладевало тело.

(Н. Асеев).

Упоминается часть вместо целого:

…Где повелительные грани

Стамбулу русский указал ( т. е. Турции).

( А. С. Пушкин).

Употребляется определенное большое число вместо неопределенного множества:

Ослы! Сто раз вам повторять?

Принять его, позвать, просить, сказать, что дома…

( А. С. Грибоедов).

Называется единственное число вместо множественного:

Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

( А. С. Пушкин).

Возможная функция в тексте: синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

ЭПИТЕТ.

Значение: выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой- либо из его существенных признаков.

Пример: Статные осины высоко лепечут над нами.

Воздух чист и свеж ,как поцелуй ребенка.

Возможная функция в тексте: эпитет живо и наглядно рисует предметы и действия и дает возможность увидеть их такими, какими увидел их писатель, создавая произведение. В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она.

ПЕРИФРАЗ(А) ( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ ).

Значение: описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица.

Пример: Об А. С. Пушкине мы можем сказать: «Гордость нашей литературы, гениальный ученик Г. Р. Державина, блестящий преемник В. А. Жуковского».

Возможная функция в тексте: перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. К примеру, А.С. Пушкин любил использовать перифразы при описании картин русской природы: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье…Здесь перифразы, заменяют слово осень, образно характеризуют это время года. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи, юмора, например: Меж тем как сельские циклопы перед медлительным огнем российским лечат молотком изделье легкое Европы, благославляя колеи и рвы отеческой земли…

ГИПЕРБОЛА (Стилистическая фигура ).

Значение: образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого.

Пример: Устал до смерти!

Возможная функция в тексте: гиперболизация может быть источником юмора в тексте, средством насмешки.

ЛИТОТА (Стилистическая фигура).

Значение: образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. Гипербола и литота имеют общую основу – отклонение в ту или иную сторону от объективной количественной оценки предмета, явления, качества.

Пример: В больших сапогах – а сам с ноготок. Заплатил жалкие копейки!.

Возможная функция в тексте та же, что и у гиперболы.

ОКСИМОРОН /ОКСЮМОРОН/ (Риторическая фигура).

Значение: сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.

Пример: честный вор, сухое вино, горячий снег.

Возможная функция в тексте: оксиморон создает внутренне противоречивый и одновременно цельный образ.

ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура).

Значение: необычный порядок слов.

Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Возможная функция в тексте: инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

ЭЛЛИПСИС /ЭЛЛИПС/ (Стилистическая фигура).

Значение: пропуск во фразе какого – либо слова, легко подразумевающегося

Пример: Не тут – то ( было ): море не горит. (И. А. Крылов).

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью (скачем) по полю при первом свете дня. ( А. С. Пушкин).

Возможная функция в тексте: употребляется для краткости и энергии выражения или в целях негодования.

АНАФОРА ; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры).

Значение: Анафора – единоначатие; эпифора- повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи.

Пример:

А.

Грозой снесенные мосты,

Гроза с размытого кладбища.

Э.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?

ГРАДАЦИЯ (Стилистическая фигура).

Значение: расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости. Различают градацию восходящую ( нарастание ) и нисходящую ( ослабление ).

Пример:

При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез! /восх./.

А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке…ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется совсем ничего.

Возможная функция в тексте: благодаря градации, происходит нагнетение или ослабление сравнений, эпитетов, метафор и т. д.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (Композиционный прием).

Значение: однородное синтаксическое построение двух (и более ) предложений.

Пример:

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

( А. С. Пушкин ).

Возможная функция в тексте: для нагнетения настроения, усиления впечатления.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ( Стилистические фигуры ).

Р. ВОПРОС не требует ответа, но имеет лирико – эмоциональное значение:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

( А. С. Пушкин ).

Р. ВОСКЛ. тоже играет роль усиления эмоционального восприятия:

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

( Ф. И. Тютчев ).

Р. ОБРАЩ. рассчитано на тот же эффект:

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

( С. А. Есенин ).

infourok.ru

Задание 3 ОГЭ Анализ средств выразительности

 

 

 

задание 3 ОГЭ теория:

Список средств выразительности:

Тропы — слова или обороты речи  в переносном, иносказательном значении:

            ГИПЕРБОЛА — преувеличение («реки крови», «море смеха»).

            ЛИТОТА — преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления («мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок»).

            МЕТАФОРА — скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).

           ЭПИТЕТ —  образное определение,  дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»), слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.

            МЕТОНИМИЯ -замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле («пенящийся бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» — подразумеваются деревья; и т.п.).

                                  Театр уж полон, ложи блещут;

                                  Партер и кресла, всё кипит…

                                                                       А.С. Пушкин

            СИНЕКДОХА — троп, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Там стонет человек от рабства и цепей…

 М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн…

А. Пушкин

              ПЕРИФРАЗА —  название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» — вместо «лев»)

            ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — троп, вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

            СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. Чаще всего употребляются союзы КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).

           АЛЛЕГОРИЯ— конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. (Заяц — аллегория трусости, муравей — аллегория трудолюбия)

            ГРОТЕСК  — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

                                    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

                                    Дикие проклятья дорогой изрыгая.

                                    И вижу: сидят людей половины.

                                    О дьявольщина! Где же половина другая?

                                                                     В. Маяковский

            ИРОНИЯ — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

                                     Слуга влиятельных господ,

                                     С какой отвагой благородной

                                     Громите речью вы свободной

                                     Всех тех, кому зажали рот.

                                                                         Ф.И. Тютчев

 

задание 3 ОГЭ теория:

Стилистические фигуры —  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:     

            АНАФОРА —  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

                                        Ты и убогая,

                                        Ты и обильная,

                                        Ты и забитая,

                                        Ты и всесильная,

                                        Матушка-Русь!…

                                                                    Н.А. Некрасов

           ЭПИФОРА — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.

                                     Вот на берег вышли гости,

                                    Царь Салтан зовёт их в  гости…

                                                                         А. С. Пушкин

            АНТИТЕЗА — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;

                                       Ты прозаик, я поэт;

                                       Ты румян, как маков цвет,

                                       Я, как смерть, и тощ и бледен.

                                                                           А.С. Пушкин

              БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

                                       Ночь, улица, фонарь, аптека,

                                       Бессмысленный и тусклый свет.

                                       Живи ещё хоть четверть века —

                                       Всё будет так. Исхода нет.

                                                                       А. Блок

            МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

            ГРАДАЦИЯ — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

            ИНВЕРСИЯ   — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

                         А.С. Пушкин  (без инверсии было бы так: преданья глубокой старины)

            ОКСЮМОРОН —  сочетание  контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

            ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

                                    В синем море волны плещут.

                                    В синем небе звезды блещут.

                                                                      А. С. Пушкин

                                     Твой ум глубок, что море.

                                     Твой дух высок, что горы.

                                                                      В. Брюсов

            ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов.  «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

            ПЕРЕНОС  — несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

                                 Выходит Пётр. Его глаза

                                 Сияют. Лик его ужасен.

                                 Движенья быстры. Он прекрасен,

                                 Он весь, как божия гроза.

                                                                       А. С. Пушкин

            ЭЛЛИПСИС   —  фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого).

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

В. Жуковский

           РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность

           РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит!

А. Блок

        РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..

М. Лермонтов

         УМОЛЧАНИЕ — невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!

  И.А. Бунин

          АССОНАНС (ПРИЕМ ЗВУКОПИСИ) —  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

                                        О весна без конца и без краю —

                                        Без конца и без краю мечта!

                                                                             А. Блок

            АЛЛИТЕРАЦИЯ (ПРИЕМ ЗВУКОПИСИ)   —  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

                                      Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

                                      Величавый возглас волн.

                                      Близко буря. В берег бьется

                                      Чуждый чарам черный челн…

                                                                        К. Бальмонт

sdam-rus.ru

Задание 3 ОГЭ по русскому языку

ОГЭ. Задание 04. Средства выразительности. Тест 1

1. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

 

1) Этих ре­плик хва­ти­ло для того, чтобы су­ма­тош­ная, ис­кря­ща­я­ся мысль о по­бе­ге с урока вспых­ну­ла мол­нией.

2) Все дви­ну­лись к две­рям, в клас­се оста­вал­ся толь­ко Пет­ру­ха Ва­си­льев, ко­то­рый спо­кой­но, ни на кого не об­ра­щая вни­ма­ния, что-то писáл в тет­ра­ди.

3) Пет­ру­ха бес­по­кой­но по­смот­рел на хмуро на­су­пив­ше­го­ся Нос­ко­ва, но ни­че­го не от­ве­тил.

4) Он сел на своё место, рядом с Пет­ру­хой, и стал до­ста­вать из порт­фе­ля учеб­ни­ки.

2. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

 

1) Цветы были такие жёлтые и све­жие, как пер­вый тёплый день!

2) А на пе­ре­ме­не, когда Витя как ни в чём не бы­ва­ло подошёл к ре­бя­там, хотя уже чув­ство­вал не­доб­рое, Ва­лер­ка стал крив­лять­ся, глядя на него.

3) Здо­ро­во, юный жених!

4) Она несла их впе­ре­ди себя, и ей ка­за­лось, что в них от­ра­жа­ет­ся солн­це, что они такие кра­си­вые, такие осо­бен­ные...

3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

 

1) Он уже думал о сол­да­те как о своём отце, и в его дет­ской душе ро­ди­лось новое для него чув­ство сы­нов­ней любви и неж­но­сти.

2) И дей­стви­тель­но, сол­дат на экра­не был очень похож на отца на той ста­рой во­ен­ной фо­то­гра­фии, ко­то­рая ви­се­ла у них дома.

3) Это моего отца убили... — за­кри­чал Авалбёк, желая, чтобы люди гор­ди­лись его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

4. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние?

 

1) Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир.

2) Сер­ге­е­ва — ар­тист­ка те­ат­ра, мо­ло­дая и кра­си­вая жен­щи­на.

3) — Ре­бя­та за­кри­ча­ли, а я был не­да­ле­ко и услы­шал.

4) Она спа­са­ла парня, спа­са­ла его от по­зо­ра и не­бла­го­дар­но­сти. А когда спа­са­ют, то долго не ду­ма­ют…

5. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

 

1) Он уже думал о сол­да­те как о своём отце, и в его дет­ской душе ро­ди­лось новое для него чув­ство сы­нов­ней любви и неж­но­сти.

2) И дей­стви­тель­но, сол­дат на экра­не был очень похож на отца на той ста­рой во­ен­ной фо­то­гра­фии, ко­то­рая ви­се­ла у них дома.

3) Это моего отца убили... — за­кри­чал Авалбёк, желая, чтобы люди гор­ди­лись его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

6. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

 

1) Мы сто­я­ли у окна и смот­ре­ли на хму­рое ок­тябрь­ское небо, с ко­то­ро­го, слов­но пух, падал ред­кий снег.

2) Ба­буш­кин замер и бла­го­го­вей­но, слов­но свя­ты­ню, взял её в руки, про­ли­стал стра­ни­цы, и стран­ная вос­тор­жен­ная улыб­ка по­яви­лась на его лице.

3) А он, го­то­вый от стыда про­ва­лить­ся сквозь землю, густо по­крас­нел, то­роп­ли­во под­нял её и, по­гла­див об­лож­ку, ото­дви­нул от себя, слов­но из­ви­ня­ясь за то, что по­смел к ней при­кос­нуть­ся.

4) И наша жизнь пошла по дру­гой до­ро­ге, где всем боль­но и оди­но­ко, где нет тех, кто может под­нять упав­ших.

7. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет.

 

1) Я не­пло­хо знал не­мец­кий, до­маш­них за­да­ний ни­ко­гда по этому пред­ме­ту не го­то­вил, но од­на­ж­ды на­стал и мой черёд, когда Елена Фран­цев­на ни с того ни с сего вы­зва­ла меня к доске, будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка, и ве­ле­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние.

2) У дво­ро­вых и у школь­ных ребят на­все­гда за­се­ло в па­мя­ти, что в нашей паре я был ве­ду­щим, а Пав­лик – ве­до­мым.

3) Я огля­нул­ся: он сидел через про­ход по­за­ди меня, и у него были хо­лод­ные, пу­стые глаза.

4) Она стала ли­стать класс­ный жур­нал.

8. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

 

1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кро­ва­ти, и, когда кто-ни­будь на­кло­нял­ся над ним, он с гроз­ным бес­си­ли­ем вы­став­лял вперёд за­зуб­рен­ную клеш­ню.

2) На тре­тий день около усов по­ка­за­лась пена, но, когда Зыбин к нему при­тро­нул­ся, краб пре­боль­но, до крови, за­клеш­нил ему палец.

3) Какая-то мел­кая рыбёшка при­плы­ла, сверк­ну­ла го­лу­бой ис­крой и сго­ре­ла в луче фо­на­ря, ис­чез­ла.

4) Он пошёл не­ук­лю­же, кря­жи­сто, как танк.

9. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

 

1) Мать, од­на­ко, сто­я­ла в сто­рон­ке в своей об­лы­сев­шей шубёнке, в смеш­ном ка­по­ре, под ко­то­рым ви­се­ли седые во­ло­си­ки…

2) …я не­на­ви­дя­щим шёпотом воз­ра­зил, что неж­но­сти те­ля­чьи эти нам не ко двору, что уж коли день­ги при­нес­ла, так пусть сама и пла­тит.

3) Мать всё так же сто­я­ла на пло­щад­ке и, пе­чаль­но скло­нив го­ло­ву, смот­ре­ла мне вслед.

4) Боль эта, ко­то­рая столь го­ря­чо ожгла меня в пер­вое мгно­ве­ние, дли­лась, од­на­ко, весь­ма не­дол­го.

10. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

 

1) Всё вы­зы­ва­ло у од­но­класс­ни­ков за­висть и от­вра­ще­ние: кур­точ­ка на мол­нии, де­ви­чьи рес­ни­цы, раз­дра­жа­ю­щая ми­ло­вид­ность лица и по­лот­ня­ные сал­фет­ки, в ко­то­рые был завёрнут до­маш­ний бу­тер­брод.

2) Входя в класс, Илья сунул котёнка под­вер­нув­ше­му­ся Сане, и тот спря­тал его в свой порт­фель.

3) Пер­вый раз Миху по­ко­ло­ти­ли уже пер­во­го сен­тяб­ря – не­силь­но и на­зи­да­тель­но – на боль­шой пе­ре­ме­не.

4) Крю­чок впи­ва­ет­ся в самое серд­це, и нить, свя­зы­ва­ю­щая людей дет­ской друж­бой, не пре­ры­ва­ет­ся всю жизнь.

11. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?

 

1) (11) Со­слу­жив­цы лю­би­ли ба­буш­ку, они го­во­ри­ли, что с ней вме­сте из бух­гал­те­рии ушла му­зы­ка: ба­буш­ка по­сто­ян­но что-ни­будь на­пе­ва­ла.

2) (14) В от­ли­чие от ба­буш­ки, отец хотел, чтобы Олег стал в бу­ду­щем тол­ко­вым ин­же­не­ром.

3) (17) Смы­чок — вот что он будет дер­жать в руках всю жизнь!

4) (26) «Может быть, это новые ме­то­ды му­зы­каль­но­го вос­пи­та­ния?» — рас­суж­да­ла ба­буш­ка.

12. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

 

1) В дет­стве я очень, очень ста­ра­лась по­лю­бить театр, как мне ве­ле­ли: ведь это Боль­шое Ис­кус­ство, Храм.

2) И я, как по­ло­же­но, долж­на ис­пы­ты­вать свя­щен­ный тре­пет, но пом­нить при этом, что в те­ат­ре есть те­ат­раль­ные услов­но­сти.

3) А между тем в те­ат­ре было тепло, в зале при­ят­но и слож­но пахло, в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди, окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка, будто ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми.

4) От кино я имен­но и жду пол­но­го пре­об­ра­же­ния, окон­ча­тель­но­го об­ма­на — «чтоб не ду­мать зачем, чтоб не пом­нить когда».

13. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?

 

1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опа­да­ли ли­стья и «реже сол­ныш­ко бли­ста­ло», а боль­ше всего за то, что осе­нью часто шли дожди и мама не пус­ка­ла его на улицу.

2) А она, за­ме­тив, что Толя обер­нул­ся, спря­та­лась за углом ста­ро­го двух­этаж­но­го дома.

3) Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что-то в крышу...

4) Она сто­я­ла, держа в руках сло­жен­ный зон­тик, не об­ра­щая вни­ма­ния на дождь, ко­то­рый сте­кал с плаща, и мед­лен­но во­ди­ла гла­за­ми по окнам школы: мама, на­вер­но, хо­те­ла уга­дать, в каком клас­се сидит её Толя.

14. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся про­сто­реч­ная лек­си­ка?

 

1) — (3) Ты бы, Лёня, рас­ска­зал чего-ни­будь по­ве­се­лей.

2) (16) Встре­ва­ет тут Фе­до­сья, баба из Пýстыни…

3) (19) Эти доски и при­го­дят­ся.

4) (24) Осо­бен­но порт­рет Пугачёва — гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь.

ОГЭ. Задание 04. Средства выразительности. Тест 2

1. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

 

1) (9) Лицо её было по­движ­ным, как у кло­у­на: она и им рас­по­ря­жа­лась без на­ту­ги.

2) (10) Разо­ча­ро­ва­ние, вос­торг, изум­ле­ние – все эти чув­ства сме­ня­ли друг друга, не остав­ляя места не­опре­делённо­сти.

3) (13) Во всём, кроме жен­ствен­но­сти и кра­со­ты: тут пер­вой счи­та­лась Ляля.

4) (16) Ляля вос­хищённых взо­ров не за­ме­ча­ла, и они от этого ста­но­ви­лись ещё вос­хищённее.

2. В каком пред­ло­же­нии сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?

 

1) Пла­стин­ки слу­ша­ли, иг­ра­ли моей же­лез­ной до­ро­гой, бол­та­ли о том о сём, но ни о чём серьёзном.

2) И ещё ре­бя­та лю­би­ли, когда я пус­кал с бал­ко­на бу­маж­ных го­лу­бей.

3) Я пу­стил го­луб­ка с бал­ко­на, и ветер схва­тил и унёс его за то­по­ля.

4) И я по­ду­мал: вот найдёт кто-ни­будь, до­га­да­ет­ся, придёт ко мне...

3. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 

1) (9) Ко­ро­че, про­фес­сия груз­чи­ка как пер­спек­тив­ная мною ни­ко­гда не рас­смат­ри­ва­лась.

2) (13) Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по их сто­пам я не пойду, и даже не на­ме­ка­ли на это.

3) (3) Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие-то цир­ку­ли сло­мал.

4) (22) Слу­шал и смот­рел вы­ступ­ле­ния сту­ден­че­ско­го хора, кон­цер­ты сту­ден­тов эст­рад­но­го от­де­ле­ния, спек­так­ли, по­став­лен­ные и сыг­ран­ные сту­ден­та­ми.

4. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?

 

1) (17) И вдруг раз­дал­ся гром­кий треск, будто взо­рва­лась хло­пуш­ка или лоп­ну­ла ав­то­мо­биль­ная шина.

2) (2) Гле­бов жил в своём двух­этаж­ном по­дво­рье рядом с серым, гро­мад­ным, на­по­до­бие це­ло­го го­ро­да или даже целой стра­ны, домом в ты­ся­чу окон.

3) (3) Серая гро­ма­да висла над пе­ре­улоч­ком, по утрам за́стила солн­це, а ве­че­ра­ми свер­ху ле­те­ли звуки му­зы­ки.

4) (18) Тут все пя­те­ро ки­ну­лись в сто­ро­ны, Лёвка под­нял­ся на ноги, а в руке он дер­жал пугач, ко­то­рый стре­лял осо­бы­ми пи­сто­на­ми.

5. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 

1) (12) Ча­стень­ко отец про­сит меня на­пом­нить ему со­дер­жа­ние ки­но­кар­ти­ны или книги, ко­то­рую мы оба чи­та­ли.

2) — (13) Какая ди­ко­вин­ная па­мять, а! – ра­дост­но го­во­рит он.

3) (32) Как-то я услы­шал по радио, что, если в семье не­сколь­ко детей, не­хо­ро­шо од­но­го из них вы­де­лять.

4) (4) Позд­не­го ребёнка ждут не до­ждут­ся и, когда на­ко­нец до­жи­да­ют­ся, на­чи­на­ют про­яв­лять к нему такую лю­бовь, такое вни­ма­ние, что ему хо­чет­ся сбе­жать на край света.

6. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 

1) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кош­мар какой-то!

2) Од­но­класс­ни­ки часто го­во­ри­ли ему обид­ные слова, но Вень­ка в общем-то не оби­жал­ся.

3) — Ну, дают! — разо­злил­ся Пашка. — Вень­ка, скажи Ан­ту­а­ну, что всё обойдётся: за­бе­рут они своё за­яв­ле­ние как ми­лень­кие!

4) Винт здо­ро­во об­ра­до­вал­ся Вень­ке и долго пред­став­лял его ре­бя­там в па­ла­те…

7. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?

 

1) На столе в ком­на­туш­ке ле­жа­ли дра­ные-пе­ре­дра­ные книги, и мне над­ле­жа­ло, поль­зу­ясь клеем, пач­кой па­пи­рос­ной бу­ма­ги, га­зе­та­ми и цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, скле­и­вать рва­ные стра­ни­цы, при­креп­лять к се­ре­дин­ке ото­рван­ные, укреп­лять ко­ре­шок и об­лож­ку, а потом обёрты­вать книгу га­зе­той, на ко­то­рую сле­до­ва­ло при­кле­ить кусок чи­стой бу­ма­ги с кра­си­во, пе­чат­ны­ми бук­ва­ми, на­пи­сан­ны­ми на­зва­ни­ем и фа­ми­ли­ей ав­то­ра.

2) А я улы­бал­ся и въявь, и в своём во­об­ра­же­нии и, как ма­лень­кий Фи­лип­пок, ути­рал мок­рый от вол­не­ния лоб боль­шой шап­кой, на­ри­со­ван­ной на кар­тин­ке.

3) Или я пред­став­лял себя Гав­ро­шем и сви­стел, из­де­ва­ясь над сол­да­та­ми, на самом верху бар­ри­ка­ды.

4) Потом я ехал в род­ной город и ока­зы­вал­ся здесь, в биб­лио­теч­ном за­кут­ке, и от меня ещё пахло по­ро­хом па­риж­ских сра­же­ний.

8. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 

1) Эти пу­го­ви­цы бро­си­лись мне в глаза пре­жде всего: у всех были же­лез­ные пу­го­ви­цы со звёздоч­кой, а у Вить­ки Бо­рец­ко­го — с яко­ря­ми.

2) Был он раз­вяз­ный, не­вос­пи­тан­ный, и у него даже, ка­за­лось, глаз­ки хищно щу­ри­лись, когда он смот­рел на Вить­ку.

3) И вот од­на­ж­ды Анна Ни­ко­ла­ев­на ска­за­ла, что школе дали много денег для обо­ру­до­ва­ния, и мы от­пра­ви­лись в ма­га­зин на­гляд­ных по­со­бий.

4) Ре­ши­тель­ным шагом я подошёл к Бо­рец­ко­му, при­дви­нул его к ске­ле­ту, взял кост­ля­вую кисть и по­ло­жил Вить­ке на плечо.

9. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?

 

1) А Вовка от стыда готов был про­ва­лить­ся сквозь землю.

2) Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра, ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми.

3) Солн­це уже кло­ни­лось к за­ка­ту, и было со­всем по-ве­чер­не­му.

4) Он гля­нул в самый тёмный угол — прямо на него смот­ре­ли жут­кие зо­ло­тые глаза.

10. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет?

 

1) Мы были полны вос­тор­га, ещё не умея вы­ра­зить то, что пе­ре­пол­ня­ет нас до са­мо­го края, а толь­ко слу­шая себя, своё серд­це, слу­шая, как за­ми­ра­ет оно, когда воз­но­сит вдруг душу какая-то волна, и как об­ры­ва­ет­ся всё внут­ри, когда волна эта бро­са­ет вниз, слов­но ис­пы­ты­вая нашу проч­ность.

2) Мы ещё не знали, что стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют этим вол­шеб­ным уме­ни­ем, что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку.

3) Наши били фри­цев, флаж­ки дви­га­лись каж­дый день, рас­ши­ряя фронт атак, и в тот день скак­ну­ли да­ле­ко вперёд.

4) М-мда! — за­дум­чи­во про­из­нес­ла Анна Ни­ко­ла­ев­на и после не­боль­шой паузы ска­за­ла: — Ре­бя­та, а да­вай­те про­ведём в клас­се кон­курс на луч­ше­го ис­пол­ни­те­ля сти­хо­тво­ре­ний Пуш­ки­на!

11. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 

1) Я решил съез­дить на дачу, ко­то­рая была прак­ти­че­ски за­бро­ше­на, и отыс­кать на чер­да­ках-под­ва­лах мед­ве­жон­ка среди ба­рах­ла.

2) Пе­ре­рыв там всё вверх дном, я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

3) Из всех иг­ру­шек ясель­но­го воз­рас­та мед­ведь был забыт самым по­след­ним.

4) Я отвёз мед­ве­дя домой и са­мо­лич­но его по­чи­нил, хотя на­вы­ка та­ко­го у меня, ко­неч­но, не было.

12. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?

 

1) И я тоже решил стать самым силь­ным че­ло­ве­ком во дворе.

2) То у меня раз­го­рал­ся ап­пе­тит вы­учить­ся на та­ко­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин.

3) А мама сразу же за­ме­ти­ла, что я оби­дел­ся, и по­ста­ра­лась мне по­мочь.

4) И я устро­ил Мишку по­удоб­нее на ди­ва­не, чтобы мне спод­руч­ней было тре­ни­ро­вать­ся и раз­ви­вать силу удара.

13. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?

 

1) Ни разу в моём при­сут­ствии её глаза не увлаж­ня­лись, ни разу она не по­жа­ло­ва­лась мне на жизнь, на боль.

2) И вот уже нет пре­крас­ной дамы и ма­лень­ко­го ры­ца­ря, а если он и есть, то у него дру­гая пре­крас­ная дама — с ко­сич­ка­ми, с ка­приз­но на­ду­ты­ми гу­ба­ми, с кляк­сой на пла­тье...

3) Я шумно ходил по ком­на­те, гро­хо­тал сту­лья­ми, а мама всё сто­я­ла у окна.

4) Во мне на­ко­пи­лось много слов. Они рас­пи­ра­ют мне грудь, сту­чат в висок. Они рвут­ся на­ру­жу, на свет, на бу­ма­гу.

14. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 

1) — Вы, дев­чон­ки, со­всем по­ме­ша­лись на Ан­ту­а­не, — рас­сме­я­лась Оля Авла­со­вич. — Ан­ту­ан ска­зал, Ан­ту­ан по­смот­рел… Как не­нор­маль­ные, чест­ное слово, будто на нём свет кли­ном сошёлся!

2) Мама без конца пред­ла­га­ет до­че­ри по­стричь­ся, чтобы ей было легче и го­ло­ва вы­гля­де­ла ак­ку­рат­ней, но Тане не хо­чет­ся.

3) Если снять с волос ре­зин­ку, то они очень кра­си­во рас­сы­па­ют­ся по пле­чам и бле­стят.

4) Таня вы­та­щи­ла из ящика пись­мен­но­го стола тол­стую тет­радь с Ди Ка­прио на об­лож­ке и на пер­вом чи­стом листе вы­ве­ла кра­си­вы­ми бук­ва­ми: «Таня Осо­ки­на. 7 „ А”».

15. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?

 

1) Катя им твер­ди­ла, что их на­вер­ня­ка от­чис­лят, если они не зай­мут­ся учёбой, но по­дру­ги толь­ко сме­я­лись ей в ответ.

2) Ночью, когда их новая хо­зяй­ка за­сну­ла, Лена и Софья стали об­суж­дать свою новую жизнь.

3) Катя ни­ко­гда и не была такой, как мы.

4) Ма­шень­ка сопит в об­ним­ку с кук­лой, часы не­уто­ми­мо режут веч­ность на лом­ти­ки.

infourok.ru

Подготовка к заданию 3 ОГЭ по русскому языку

Задание 3.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…

2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.

3) А как жить, чтобы не обсуждать?

4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.

 

1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.

2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.

3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.

4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

 

1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.

2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

2) Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».

2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

3) А Николая била в висок ужасная мысль.

4) ...В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3) Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

8.Задание 3 № 5903. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?

 

1) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.

2) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.

3) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.

4) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.

9.Задание 3 № 6720. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 

1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.

4) М-мда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала: — Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

10.Задание 3 № 7939. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 

1) На высоком берегу ручья, на поваленном бурей дереве, сидела Чечек.

2) По хрустящей, подтаявшей тропинке он прошёл через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками.

3) «Как снегирь сидит», – усмехнулся Костя; он подошёл и сел на дерево рядом с Чечек.

4) И совсем нечего тут сидеть одной: подруги тебя ищут, так что вставай, беги!

11.Задание 3 № 6730. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 

1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

12.Задание 3 № 8222. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

13.Задание 3 № 5952. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью.

2) После ужина небо вдруг нахмурилось.

3) Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться.

4) Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.

2) Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.

3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.

4) Сколько тайн ночью!

16. Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония. 

1) — А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.

2) Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.

3) Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии. — Орион! — сказал мальчишка. — (25) Ко мне!

4) — Он кусается? — спросила Наташка. Мальчишка улыбнулся. — Погладь, — разрешил он.

17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) (18) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) (7) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) (21) — Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) (22) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

18. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 

1) Прославится сразу на весь лагерь!

2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

20.Задание 3 № 5809. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорово, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

21.Задание 3 № 5856. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 

1) (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

2) (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

3) (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

4) (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

22.Задание 3 № 8224. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 

1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.

2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.

3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

23.Задание 3 № 7424. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Пожилая, с морщинистым лицом продавщица в белом халате и крахмаленой шапочке шуршала промасленными бумагами.

2) Вечернее солнце светило в спину, и впереди Максима — третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, – на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонконогая тень.

3) — От горшка два вершка, а с такими деньгами…

4) Максим ещё раз сказал спасибо и пошёл, оглядываясь и думая о том, как всё-таки странно устроен мир: не сразу поймёшь, хороший человек или плохой, сердитый или добрый, и почему это происходит.

24.Задание 3 № 8236. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

infourok.ru

ОГЭ: ЗАДАНИЕ №3 "Выразительные средства языка"

ОГЭ: задание 3. -1в

1 Найдите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. Назовите выразительное средство в предложении б.

а/ Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

б/Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под подбородком, — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.

в/Я видела на почтамте, как Жека отправлял белоснежные конверты!

г/Она вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север.

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении в.

а/ Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

б/Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка!

в/ Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами несчастную собаку, затем поспешно карабкается наверх.

г/Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении б.

а/ Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

б/Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками свои головы и ,пораскрыв рты, слушали, как сказку

в/А она обиделась... Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

г/Потом садился, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь.

4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

Назовите выразительное средство в предложении г.

а) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

б/– Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал стебли жирной лебеды.

в) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

г) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в ненавистные колдобины.

ОГЭ: задание 3.-2в

1.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении а.

а/Все леса хороши, но особенно прекрасны горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

б/Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.

в/Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.

г/ Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту .

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении г.

а/У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

б/Птицы не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

в/ Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

г/Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

Назовите выразительное средство в предложении а

а) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

б) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

в) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

г) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола. Назовите выразительное средство в предложении в.

а/ Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

б/ В сто сорок солнц закат пылал….

в/ Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

г/ На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

5. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной».

а) сравнительный оборот б) метафора в) эпитет г) фразеологизм

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *