Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Тесты ОГЭ
Автор Акимова Светлана Александровна
Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015
Вариант 9
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните егои запишите рядом новый.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенныхзаданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутыйаргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записив черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельномлисте (бланке ответов №2).Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14 |
– (1) Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! – часто говорит мама. (2) Но, чтобы не повторять ее ошибок, я должен знать, в чем именно они заключаются. (3) И мама мне регулярно об этом рассказывает.
(4) Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (5) Я знаю: мама «погибла для большого искусства». (6) Зато в «малом искусстве» она проявила себя замечательно! (7) «Малым искусством» я называю самодеятельность. (8) Папа спорит со мной.
– (9) Нет больших ролей и нет маленьких! (10) Так утверждал Станиславский. (11) И ты не можешь к нему не прислушиваться, – сказал как-то папа. (12) – В Москве, рядом с Большим театром, находится Малый. (13) Но он так называется вовсе не потому, что хуже Большого.
– (14) Но ведь мама сама говорит, что погибла для большого искусства, – возразил я.
– (15) Она имеет право так говорить, а ты нет. (16) Искусство – это искусство. (17) И талант – это талант!
(18) Папа считает, что почти все люди на свете талантливы. (19) В той или иной степени… (20) Все, кроме него. (21) Но особенно талантлива мама! (22) С годами я понял, что в «малом искусстве» можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом. (23) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё. (24) Мама же успела проявить себяи в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном. (25) Иногда, после самодеятельного концерта, мама спрашивает отца, что ему больше всего понравилось. (26) Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха. (27) Все песни он исполняет на один и тот же мотив.
(28) У нас дома никогда и ничего не запирают на ключ. (29) Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы. (30)»Мама в ролях» – написано на одной обложке. (31) «Мама поет» – написано на другой. (32) «Мама в поэзии»– написано на третьей.
(34) Мы довольно часто переезжаем из города в город, потому что папа – строитель, он «наращивает мощности» разных заводов. (35) Мы приезжаем, наращиваем и едем дальше… (36) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры. (37) Когда выясняется, что есть, он говорит:
– (38) Можем ехать!..
(39) Переезжать с места на место – нелегкое дело. (40) Но мама делает вид, что это очень приятно.
– (41) Видишь, там есть хоровой коллектив, – сказала она однажды папе. (42) – А я так давно не пою!
– (43) Кто виноват, что я умею делать только то, что я делаю? – словно бы извинился отец.
–(44) Путешествовать гораздо лучше, чем сидеть на одном месте, – пробормотала мама. (45) – Об этом пишут в стихах и поют в песнях.
(46) И хоть папа прекрасно знал, что мама успокаивает его, он поверил стихам и песням.
(По А.Алексину)
Анатолий Георгиевич Алексин– русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова»,«Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифрили слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответав тексте работы. |
В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик считает, что в «малом искусстве» можно проявить себя ярче?»
1) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.
2) «Малым искусством» я называю самодеятельность.
3) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном.
4) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры.
Ответ: ___________________________
Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:
- Я знаю: мама погибла для большого искусства.
- Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха.
- Нет больших ролей и нет маленьких!
- Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы.
Ответ: ___________________________
Из предложений 35-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «приближение».
Ответ: ___________________________
Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.
Ответ: ___________________________
Замените слово пробормотала из предложения 44 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
Замените словосочетание хоровой коллектив (предложение 41), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 28.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 28-32 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В Москве,1 рядом с Большим театром,2 находится Малый. Но он так называется вовсе не потому,3 что хуже Большого. Ну,4 например,5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 37.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложногопредложения, связанными подчинительной связью.
Папа считает,1 что почти все люди на свете талантливы. Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке,2 и в хоровом,3 и даже в литературном. Он пытается спеть,4 но из этого ничего не выходит,5 потому что у папы нет слуха.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 1-6 найдитесложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________
Среди предложений 4-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельномлисте (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написаниемсочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Грамматика не придписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите двапримера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайтеномера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивымпочерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «С годами я понял, что в «малом искусстве» можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом».Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ТАЛАНТ?Сформулируйте ипрокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое талант», взяв в качестве тезисаданное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашегожизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверныйответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 3 |
3 | 1 |
4 | приезжаем |
5 | спрашивает |
6 | проговорила |
7 | коллектив хора |
8 | не запирают |
9 | 29 |
10 | 4,5 |
11 | 3 |
12 | 1,5 |
13 | 2 |
14 | 5 |
nsportal.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: ТЕСТЫ (подготовка к ОГЭ по русскому языку), 9 класс
Вопрос № 3 ОГЭ «Средства выразительности»
1Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) – Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.
2) – Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.
3) Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.
4) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.
2Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.
2) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.
3) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.
4) «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.
2) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.
3) В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила.
4) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.
4Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день.
2) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага.
3) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.
4) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке.
5Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Беловы еле сводили концы с концами.
2)Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
3)Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
4)Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
6Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) И ребята у неё мал мала меньше.
2) — Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало.
3) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.
4) Только смотри — никому не отдавай узелок!
7Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Совсем ещё недавно в сказочном лесу всё шло своим чередом.
2) На печи красовалась надпись: «Кощей дурак».
3) Средняя Баба-Яга была самой глупой, но экономной.
4) Средняя потащила остатки мази в чулан.
8Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В душе она была романтиком.
2)— С кем перестукиваются? — младшая явно потеряла нить рассказа.
3) Тишина кругом, только где-то вдалеке вкрадчиво дятлы перестукиваются.
4)Червяк длинный такой, что ни головы, ни хвоста не видать.
9Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.
2) Но Бим обязан молчать — ведь он спутал след и притаился.
3) В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
4) Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.
10В каком предложении не употребляются эпитеты? Выберите номер 1-4 и запишите его.
1) Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
2) Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым.
3) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось.
4) Ребята чистые, друзья фронтовые!
11Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) После этого разговора что-то забулькало, и всё стихло.
2) Вид у неё был торжественный и зловещий.
3) Средняя впопыхах села на метлу не с той стороны и поэтому летела задом наперёд.
4) Одним концом он уходил под корни дубов, а другой конец терялся в траве.
12Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Маша так устала, что даже не заметила, что вместо фундамента у избушки были какие-то два столбика, очень напоминавшие куриные ножки.
2) Не подскажете, как мне к воинской части пройти?
3) Маша заметила нехороший блеск в глазах старухи.
4)— У вас что, крыша поехала? — рассмеялась Маша.
13Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Старшая бросилась к сундуку, в котором совсем недавно сидела младшая сестра, и достала оттуда расшитую золотом скатерть.
2) Старшая, увидев изумление Маши, засуетилась, как официант перед богатым клиентом.
3) — Вот духовая солонинка, пузырные щи, сморчки с говядиной, вестфальская ветчина, имбирный мёд, мармелад из слив, фрукты, вина заморские.
4) Заглянув под избушку, она увидела две массивные куриные ноги, которые намертво вцепились в землю своими мощными когтями.
14Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Он оказался в самой настоящей сказке, Маша каким-то образом попала к Кощею, и её надо было срочно выручать.
2) — Бог в помощь, дедушка.
3) — Эх, рушится жизнь сказочная!
4) — Кормить не буду, ночевать не пущу! — поздоровалась бабка.
15Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка.
2) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.
3) По лугу волочились седые космы града.
4) Туча промчалась так же внезапно, как и набежала.
16Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Он увидел, как мелькает между деревьями синяя курточка.
2) Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы…
3) Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.
4) Громов повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел.
17Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Запишите номер 1-4.
1) И Томми не выдержал, рыча, подбежал к тумбочке и рванул скрученный спиралью чёрный провод вниз.
2) Окультуренный, изнеженный человеком донельзя, почти утративший инстинкты дикой собаки, он вдруг почувствовал смерть.
3) Смерть ещё не забрала хозяйку, но была рядом.
4) Он снова заскочил на кровать, снова торопливо и жарко облизал любимое лицо.
18 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Серёжка опять тупо смотрит в задачник, катает по столу ручку.
2) Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами.
3) Идет Сыр Сырыч Сыров, он же Серёжка Сыроежкин, большой знаток и любитель всех сортов сыра во всем мире.
4) На переменке он гонялся за Серёжкой, но поймать более вёрткого обидчика не мог и издали грозил кулаком-дынькой.
19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Но не стоило подливать масла в огонь: Громов и так был расстроен.
2) Чутьем ученого гость понимал, сколько труда, новых идей вложено в необычное создание, и с нетерпением ждал разъяснений.
3) А теперь, – продолжал профессор, вернувшись в гостиную, – могу вам открыть этот небольшой секрет.
4) – Будем надеяться на хорошее воспитание, – шутливо заметил Светловидов.
20Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Запишите номер 1-4.
1) Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть — прячут в свои подклювные мешки.
2) Где на глубоком месте кормятся в море, ныряют, достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, там обязательно плавают бабуры.
3) Каспийские рыбаки часто видят, как посреди открытого моря, далеко от берегов, на спинах больших белых птиц стоят чёрные птицы, раскинувши мокрые крылья, точно чёрные паруса.
4) А ленивые бабуры преспокойно плавают наверху, опустивши над водою длинные носы, — ждут новой подачки.
21 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Серёжка посмотрел внимательнее и вытаращил глаза: это была небольшая электрическая вилка для включения в сеть.
2) А мальчик в синей куртке, живой двойник Серёжки, тоже замер и смотрел в глаза Сыроежкину.
3) — Такое совпадение обусловлено математическими законами, – объяснил мальчик в синей куртке, и Серёжку сразу успокоила его рассудительность.
4) Сердце колотилось, как бешеный маятник, а из лёгких вырывался какой-то странный свист.
22 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята.
2) Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
3) В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро.
4) В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю.
23Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.
2) «Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы.
3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
4) Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться.
24Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Обычно пробежка по траве помогала погасить скорость и остановиться.
2) Вася принял его интерес за чистую монету.
3) Наивный, неискушённый физрук не догадывался, что порой Васины изобретения работают.
4) Васина реплика только сильнее раззадорила его, как укол копьём быка на корриде.
25В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?
1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.
2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.
3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
26Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Уставший и голодный горе-спортсмен застал деда за компьютером.
2)Впрочем, Вася и дед жили душа в душу.
3)Я всегда считал, что у тебя отличный потенциал.
4)После обеда покажешь, что это за штуковина.
27Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила…
1) олицетворение
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет
28Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
1) Он протянул пульт дистанционного управления от игрушечного автомобиля.
2) Вася размашисто шёл по двору с метлой наперевес.
3) Стояло изумительное бабье лето.
4) Чаще всего принцип действия его изобретений оказывался проще пареной репы.
29Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.
2) Василий Ермолаев узнал, что слава порой приносит горькие плоды.
3) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.
4) Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла: «Полетаем?»
30 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Он не привык, чтобы над ним квохтали.
2) Никанор Иванович засуетился и принялся убирать разбросанные инструменты.
3) Вася и сам не отдавал себе отчёта, отчего ему так хочется познакомить удивительную старушку и девчонку с дедом.
4) Для того чтобы поставить диагноз, ей не нужно было прибегать к магии.
31Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Улыбка у неё была заразительная, а непосредственность, с которой она держалась, подкупала.
2) Дома ей нечасто приходилось общаться со сверстниками, и школа казалась ей интереснейшим приключением.
3) Июлька не могла дождаться, когда наступит утро.
4) В кабинете директора Июлька была тише воды ниже травы.
32Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.
2) И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.
3) Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
4) А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.
33Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот.
2) Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов.
3) Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах.
4) Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены.
34Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Они сверкали, как яркие фонари.
2) Женщина, оставшаяся там, рыдала навзрыд и громко молилась.
3) Была ночь, выл ветер, метелица плясала в лесу, наметая целые горы снега.
4) Кони бились и храпели, чуя смертельную опасность.
35Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И он смело прыгнул в зияющую в полу яму.
2) Стекло с жалобным дзиньканьем разлетелось вдребезги.
3) Сибирочка дрожала, как былинка, с головы до ног.
4) И, отбежав немного, он со всего размаха вскочил на лавку и изо всей силы ударил кулаком по крошечному оконцу избы.
36Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Вдруг мысль о купце, которого надо было спасти во что бы то ни стало, как молния, промелькнула в её головке.
2) Её маленькое сердце теперь так и рвалось от тоски.
3) А теперь надо ехать ловить разбойников, — произнёс он, поднимаясь с места, с довольной улыбкой, без тени тревоги.
4) А теперь отдохни хорошенько, чтобы проводить нас в тайгу…
37Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Белокурые волосы девочки спутались с золотистыми гривами страшных зверей.
2) Синие глаза сверкали, как две чудные сапфировые звезды на фоне багрово-чёрного нёба чудовища.
3) А маленькая белокурая головка в это время очутилась в пасти Цезаря между двумя рядами острых зубов зверя…
4) Цезарь и Юнона мигом подошли к детям.
38Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Сначала девочка вспыхнула до корней своих белокурых волос, когда князь упомянул о привязанном в дремучей тайге на дереве ребёнке.
2) Её прелестное личико разгорелось, щёчки покрылись румянцем, синие глаза блестели, как звёзды.
3) — Папа! — прозвенел милый и нежный голосок, вырвавшись из самой глубины детского сердечка, и дрожащая Сибирочка упала на грудь отца.
4) Синие глаза её расширились и, горя ярко-ярко, впились теперь в лицо князя.
39Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Неожиданно распахнулась дверь, и взволнованная, трепещущая княжна Аля Гордова, об руку с отцом, вошла в уборную.
2) Это был хорошо ему знакомый золотой крестик на золотой цепочке.
3) Князь Гордов быстрыми шагами подошел к больной.
4) Последний умелыми, ловкими руками уже приступил к перевязке и, раскрыв израненную грудь ребёнка, стал рассматривать рану, стараясь во что бы то ни стало прежде всего остановить кровь.
40В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение.
1) Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
2) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
3) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
4) Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант.
41Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
42Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Он поднял с пола за хвост надувного увесистого крокодила и, как палицей, прошёлся по вопящей толпе.
2) Оказались они в разных классах, но всё равно быстренько прилепились друг к другу, старались быть вместе на переменах.
3) Борис во время этого крика и плача, горького, безутешного, потихоньку исчез.
4) В общем, стали они не разлей вода: они с Борисом жили рядом, хотя каждый в своём мире.
43Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам.
2) Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка.
3) И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост.
4) Его приятель растянул бледные губы. Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная.
44Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами, песочным тортом и яблочным пирогом — с тем, что более всего любил Петька.
2) А 15 сентября — день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства.
3) В задумчивости я не слышу, о чём говорят; я уже далеко-далеко…
4) Всё делается так, как было и до войны, когда в этой комнате шумел, смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даже не похороненный в сумятице панического отступления.
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
24 | |
25 | |
26 | |
27 | |
28 | |
29 | |
30 | |
31 | |
32 | |
33 | |
34 | |
35 | |
36 | |
37 | |
38 | |
39 | |
40 | |
41 | |
42 | |
43 | |
44 |
nsportal.ru
Тест по русскому языку (9 класс) по теме: Тест ОГЭ (русский язык 2017)
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2 – 14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответ к заданиям 2 и 3 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям 4 – 14 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трех предложенных заданий (15.1, 15.2, 15.3) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при выполнении работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1 |
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. |
1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2 | |
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14 |
(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила
и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого.
(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать.
(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. (22)Мало кто с ним общался,
не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка
ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.
– (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она
вдруг голос Саши. – (34)Силач!
– (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…
– (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:
– (38)На, возьми мою конфету!..
(По О. Рою)*
* Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.) – российский писатель.
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оля верила в Сашку Кочеткова, как ни в кого?»
- Сашка Кочетков был в школе первым шалопаем, заводилой и непоседой.
- За внешней бесшабашностью скрывалась, по Олиному мнению, сильная личность.
- Сашка Кочетков не похож был на своих одноклассников: он был прикольным, смешным и анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали.
- Сашка Кочетков участвовал в самодеятельности, где ему всегда главные роли давали
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
- Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду.
- Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
- Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.
- Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала.
Ответ: ______________________________
4 Из предложений 33-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «приближение».
Ответ: ______________________________
5 Из предложений 12-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах существительных пишется столько -н-, сколько в именах прилагательных, от которых они образованы»
Ответ: ______________________________
6 Замените просторечное слово «огрел» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ______________________________
7 Замените словосочетание «домашнего задания», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ______________________________
8 Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Ответ: ______________________________
9 Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
10 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев,(1) высокий,(2) тучный,(3) злой на всех. Мало кто с ним общался,(4) и вообще никто не дружил. А он,(5) однако,(6) всё старался обратить на себя внимание,(7) да не получалось.
Ответ: ______________________________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________________
12 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
А было это давно,(1) Оля тогда в школе училась. Чтобы хорошо учиться,(2) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(3) жаль,(4) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(5) до свету,(6) – курам задать корма,(7) то да сё,(8) потом младших будила,(9) в школу собирала.
Ответ: ______________________________
13 Среди предложений 12-19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
14 Среди предложений 12-19 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
На забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы |
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15. 1 | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Г. Милославского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
15. 2 | Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – На, возьми мою конфету!..» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
15. 3 | Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
Ключ
Критерии оценивания задания 1
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
1 | Жизненные представления у разных поколений различны, но трудноразрешимые вопросы остаются неизменными. Это вопросы симпатии, любви. |
2 | Для подростка мечта о любви связана, прежде всего, с потребностью быть понятым сверстниками, проявить перед ними свои качества и способности |
3 | Любовь раскрывает в человеке лучшее. Она включает дружбу, но всегда больше нее, она предполагает полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности |
№ задания | Ответ |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | приходи |
5 | мужественность |
6 | ударил\ ударить |
7 | заданиенадом\ заданиянадом |
8 | сохла |
9 | 12 |
10 | 56 |
11 | 4 |
12 | 24 |
13 | 18 |
14 | 13 |
nsportal.ru