Биология павлов – Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Физиолог Павлов | скачать бесплатно

Содержание

Иван Павлов: вклад в науку

Иван Петрович Павлов, вклад в медицину которого трудно переоценить, сделал множество открытии,  которые повлияли на многие науки.

Иван Павлов: вклад в науку

Открытия Ивана Павлова по физиологии пищеварения заслужили высшее международное признание. Его работа послужила толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности.

Павлов Иван Петрович посвятил своей работе около 35 лет жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности.

Гениальный русский академик И. П. Павлов, проведя серию экспериментальных работ, явил миру понятие условного рефлекса. Суть его состоит в том, что, сочетая условный стимул с безусловной реакцией, появляется устойчивое временное новообразование. В своих опытах Павлов перед тем как покормить собаку использовал звуковой сигнал (условный стимул). Со временем он заметил, что слюновыделение (

безусловный рефлекс) у животного появляется только лишь при уже знакомом звуке, без демонстрации еды. Однако, связь эта оказалась временной, то есть без периодического повторения схемы «стимул – реакция», условный рефлекс тормозится. На практике мы можем выработать условную реакцию у человека на любой раздражитель: запах, определенный звук, внешний вид и т. д. Примером условного рефлекса у человека может служить вид или просто представление лимона. Во рту начинает активно вырабатываться слюна.

Еще одной важной его заслугой является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности. Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Иван Петрович в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках — так называемые «клинические среды».

kratkoe.com

И.П.Павлов

И.П.Павлов

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани, в семье священника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви. Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась: он стал учиться в духовной семинарии. Годы его учебы совпали с бурным развитием естествознания в России. Большое влияние на мировоззрение Павлова оказали идеи великих русских мыслителей революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и особенно труд «отца русской физиологии» И. М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга». Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет. Занимаясь на естественном отделении физико-математического факультета. Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований. А в 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу «О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе».

По окончании университета Иван Петрович поступил на третий курс Медико-хирургической академии и одновременно работал в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии Павлов провел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью. 1879 году Павлов окончил академию и был оставлен при ней для дальнейшего усовершенствования. Тогда же по приглашению выдающегося хирурга С. П. Боткина, он начал работать в физиологической лаборатории при его клинике. В ней Павлов проработал около 10 лет, фактически руководя всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

Защитив в 1883 году диссертацию на степень доктора медицины, И.П. Павлов получил звание приват-доцента Военно-медицинской академии. Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах.

В 1897 году И. П. Павлов опубликовал свой знаменитый труд – «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Труды И. П. Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ. А в 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием «старейшины физиологов мира». Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.

Основные работы Павлова

В области физиологии сердечно-сосудистой системы.

В течение первого периода научное деятельности Павлов преимущественно занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. К этому времени относится его диссертация «Центробежные нервы сердца», в которой впервые было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца теплокровных животных. На основании своих исследований Павлов высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, Иван Петрович в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы.

Уже в работах по физиологии кровообращения проявились высокое мастерство, новаторский подход Павлова в проведении эксперимента. Поставив перед собой задачу, изучить влияние приема жидкой и сухой пищи на кровяное давление собаки, он смело отходит от традиционных острых опытов на наркотизированных животных и ищет новые приемы исследования. Иван Петрович приучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добивается того, что без наркоза представляется возможным отпрепарировать тонкую артериальную ветвь на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кровяное давление после различных воздействий. Решение этой задачи явилось зарождением метода хронического опыта.

В области физиологии пищеварения

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением некоторых вопросов физиологии пищеварения. Но систематические исследования в этой области он начал проводить только в 1891 году в лаборатории Института экспериментальной медицины. Основной идеей в этих работах, также как в исследованиях по кровообращению, была идея нервизма, заимствованная Павловым от С. П. Боткина и И. М. Сеченова. Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессе пищеварения) у здорового животного не могло быть осуществлено при методических возможностях, которыми располагала физиология того времени.

Созданию новых методов, новых приемов в физиологии Павлов посвятил ряд лет. Им были разработаны специальные операции на органах пищеварительного тракта и введен в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В 1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы. Вокруг одно из двух ее протоков он вырезал небольшой участок кишки, а образовавшиеся в кишке отверстия зашил; вырезанный кусок он вшил в кожную рану так, чтобы сок мог по протоку вытекать наружу. Другой проток железы оставался на месте. По этому протоку сок продолжал изливаться в кишку, и нормальное пищеварение не нарушалось. Через некоторое время рана зажила, и ученый приступил к дальнейшим опытам.

Операция сделанная Павловым, коренным образом отличалась от тех, которые обычно производились для изучения различных отделов пищеварительного тракта. Впервые появилась возможность изучать на здоровом животном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде – без примеси пищи. Собаки с фистулой поджелудочной железы жили в Павловской лаборатории годами.

Чтобы изучить работу слюнных желез, Павлов вместе со своим учеником Глинским разработал новый способ операций, который позволял в любой момент собрать чистую слюну без примеси пищи.Но И. П. Павлов не ограничился этими опытами и вместе со своей сотрудницей Шумовой-Симановской сделал своей подопытной собаке, уже имевшей фистулу желудка, еще одну дополнительную операцию: обнажил верхнюю часть пищевода, перерезал его, вывел оба конца наружу и укрепил их по краям раны.

После операции пища, которую съедала собака, вываливалась наружу через отверстие перерезанного пищевода. Собака с фистулой желудка и перерезанным пищеводом несколько часов подряд могла глотать одну и ту же пищу и не насыщаться ею. При таком мнимом кормлении, как и предполагал великий ученый, из фистулы желудка выделялся совершенно чистый желудочный сок, не смешанный ни с пищей, ни со слюной. Таким образом, он смог доказать, что работа желудочных желез подчинена нервной системе и управляется ими

По изучению высшей нервной деятельности.

Изучая деятельность сердца, проводя опыты по исследованию работы пищеварительных желез, Иван Петрович неизбежно встречался с воздействием внешних условий, со связью организма с окружающей его средой. Это привело ученого к исследованиям, создавшим новый раздел в физиологии и обессмертившим его имя. Высшая нервная деятельность – вот над изучением чего начал работать Павлов и работал до конца своей жизни.

С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состоянии животного при действии на него различных раздражителей. Вся деятельность организма, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения. Открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешней средой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению Павлова, «центральным явлением», пользуясь которым оказалось возможным все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий. Впервые Павлов сообщил об условных рефлексах на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

В течение долгих лет Иван Петрович вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что эти процессы находятся в тесной и неразрывной связи, способны широко иррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по Павлову, вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры больших полушарий. Этими представлениями была создана физиологическая основа для изучения деятельности органов чувств, которое до Павлова было построено в основном на субъективном методе исследования.

sbio.info

Конспект — Павлов Иван Петрович три основных периода в научной деятельности

Реферат

на тему:

«Павлов Иван Петрович: три основных периода в научной деятельности»

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — великий русский физиолог, академик (с 1907 г.), создатель ряда новых направлений в физиологии, преобразовавший методы ее исследования, Павловым разработав хирургический метод в физиологии, позволивший нести эксперименты на целом животном в хронических условиях. Этим Павлов определил материалистическое направление в изучения целостности организма.

Открытием условного рефлекса Павлова создал новую главу физиологии — учение о высшей нервной деятельности, позволившее объяснить высшие функции мозга животных и человека с материалистических позиций.

Павлов окончил в 1864 г. рязанское духовное училище и поступил в духовную семинарию в Рязани, где впервые познакомился с идеями русских революционных демократов — А.II. Герцена. Н.Г. Чернышевского, И.А. Добролюбова, а также С трудами Д.II. Писарева и особенно II.М, Сеченова.

Не окончив семинарии, в 1870 г. Павлов под влиянием прогрессивных идеи революционных демократов поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где получил первую специализацию по физиологии животных под руководством II. Ф. Циона.

Желая расширить свои знания о физиологии человека, по окончании университета Павлов поступил в Медико-хирургическую академию, которую закончил в 1879 г. На последних курсах академии (1870—1878) Павлов работал в качестве ассистента у знаменитого физиолога Ф.В. Овсяникова. После окончания Медико-хирургической академии Павлов был оставлен при ней и работал заведующим физиологической лабораторией при терапевтической клинике С.П. Боткина. В 1883 г. Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца», а в 1884 г. стал приват-доцентом Военно-медицинской академии. В течение двух лет (1884—1886) работал за границей в лабораториях Людвигаи Р. Гейденеайна.

В 1890 г. Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 г.— кафедрой физиологии той же академии, которой и заведовал до 1924 г. Павлов принимал активное участие в организации Института экспериментальной медицины, где с 1890 г. заведовал физиологической лабораторией. Именно здесь было выполнено большинство его широко известных исследований и области физиологии пищеварения. В последние годы своей жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР, где широко проводились исследования физиологии высшей нервной деятельности. Он был почетным членом многих зарубежных академий, университетов и обществ.

За свои оригинальные исследования, по-новому осветившие механизмы пищеварительных процессов, Павлов получил в 1904 г. Нобелевскую премию.

Научная деятельность Павлова может быть разделена на три основных периода: исследования в области кровообращения, исследования по пищеварению и исследовании по физиологии высшей нервной деятельности.

В первой научной работе, выполненной Павловым совместно с II.М. Великим в Петербургском университете, проверялся анатомический ход нервных волокон, ускоряющих сердечную деятельность. Молодые авторы доказали, что эти волокна идут из спинного мозга через звездчатый симпатический узел, а не через добавочный виллизиев нерв, как это полагал немецкий физиолог Шиф. В следующей работе они показали, что некоторые нервные пучки, отходя от сердца и вступая в нижний шейный симпатический узел, из него уже заворачивают в звездчатый ганглий. Отсюда этот нерв, по-видимому, направляется в спинной мозг и центральную нервную систему. Раздражение центрального конца нерва приводит к ускорению сердечной деятельности. В открытии этой веточки и в оценке ее физиологического значения Павлов еще в студенческие годы несомненно предвосхитил те морфологические исследования, которые впоследствии были сделаны крупнейшим русским морфологом А.С. Догелем.

После опубликования этих первых сообщении он совместно с Афанасьевым приступил к изучению пищеварительных механизмов поджелудочной железы и с успехом закончил эту работу. С.-Петербургский ун-т наградил авторов за это исследование золотой медалью. На основании проведенных экспериментов авторы приходит к выводу, что вероятнее ними поджелудочная железа имеет двойную иннервацию, и допускают, что у поджелудочной железы имеются «секреторные нервы, непосредственно управляющие химической работой панкреатических клеток». Очень важное последствие имели в этих опытах исследования о действии атропина на изучаемые нервные окончания в поджелудочной железе. Павлов вскрыл ошибку в экспериментах немецких физиологов Гейденгайла и Ландау, показав, что все дело в методических приемах исследования. По данным Павлова, неправильный результат исследований этих авторов зависел от того, что они брали собак с временными фистулами протоков поджелудочной железы. Использовав хронические фистулы, Павлов получил совершенно отчетливое торможение секреции поджелудочного сока при действии атропина.

Особенно ярко блестящий исследовательский талант молодого Павлова и умение «за мелочами» видеть большие факты проявились при анализе торможении секреторного процесса в поджелудочной железе. О то Время как одни авторы приписывали это торможение специальной функции блуждающего нерва, другие, например Гейденгайн, считали, что оно является следствием действия кураре, который употреблялся по условиям самого эксперимента. Павлов показал, что торможение сока поджелудочной железы является результатом самых разнообразных чувствительных раздражений нервной системы собаки и особенно раздражения кожи, и констатировал зависимость работы поджелудочной железы от многочисленных факторов внешнего мира, действующих на организм. Но Павлову не удалось продолжить эти работы на кафедре профессора Циона в Медико-хирургической академии. С 1876 по 1878 г. он работал в качестве ассистента профессора К. Устимовича в Ветеринарном институте. Павлов продолжал исследования по кровообращению, начатые еще на кафедре физиологии С.-Петербургского университета, и в то же время не оставлял работ по изучению иннервационных механизмов поджелудочной железы. В работах этого периода Павлов осознал свои силы и вступил в экспериментальную дискуссию со своими учителями. Особенно отчетливо это выразилось в его полемике с. Гейдеитайном о действии атропина на секрецию поджелудочной железы. Желая непосредственно ознакомиться с экспериментами Павлова, Гейденгайв просил проделать эти опыты в его лаборатории. Летом 1877 г. Павлов демонстрировал в Бреславле Гейдеягайну свои эксперименты. Они целиком подтвердили прежние данные Павлова и показали, что только опыт с постоянной фистулой протоков поджелудочной железы дает положительные результаты. Опыты показали также, что если учитывать сокоотделение по методу самого Гейденгайна, то никакого действии атропина обнаружить нельзя. Это была подлинная победа молодого ученого.

В этот же период в лаборатории профессора Устимовича Павлов провел интересные исследования по кровообращению — «Экспериментальные данные об аккомодационном механизме кровеносных сосудов» и «К учению об иннервации кровяного русла». II первой работе обращает на себя внимание четко выявившееся стремление Павлова как исследователя приблизить эксперимент к натуральным условиям жизни. Эта тенденция стала лейтмотивом его творческой деятельности и позволила в дальнейшем развивать материалистический подход к целостности организма. Известно, что проблема целостности организма в то время получала в основном идеалистическую трактовку. Здесь же Павлов впервые применил способ учета кровяного давления на ненаркотизированной собаке. С этой целью Павлов заблаговременно приучил животное лежать на операционном столе. После такой предварительной тренировки он брал поверхностно лежащуюартерию в области коленногосустава и соединял ее с манометром. В этом эксперименте был получен и достаточно хорошо апробирован метод. Который, лучше всего характеризует молодого Павлова экспериментатора. С этим методом, который гарантирует от вмешательства всякого рода посторонних факторов типа кураре, можно было подойти к разрешению основного вопроса об устойчивости постоянногоуровня кровяного давления.

Сопоставляя поведение сосудов при кормлении, при питье и других условиях, Павлов пришел к выводу, что между кожными сосудами и сосудами внутренностей существуют компенсаторные антагонистические отношения, которые позволяют удерживать кровяное давление на постоянном уровне. Следует отметить, что Павлов первым обратил внимание на то, что постоянство кровяного давления есть результат постоянного взаимодействия прессорных и депрессорных тенденций организма.

Перечисленными исследованиями заканчивается этап работы Павлова, который мог бы быть назван «доботкинским» периодом. Во всех исследованиях Павлова на этом этапе видно, что он не удовлетворен искусственностью экспериментальных приемов, их весьма отдаленным сходством с полноценными исследованиями процессов и механизмов натуральной жизни. Вот почему все свои исследовании он начинает с выбора наиболее естественных условий эксперимента. В дальнейшем это стремление создать натуральные условия эксперимента выявляется в основную методологическую концепцию всей творческой деятельности Павлова, охватывающей целостный организм.

Работы и лаборатории С.II. Боткина и исследования в области кровообращении

Работа в этом периоде в самом центре русской клинической мысли придала своеобразный стиль и глубокое содержание физиологическому мышлению Павлова. Именно здесь окончательно окрепли и сформировались представления Павлова о нервизме и его постоянное стремление применять достижения, полученные в теоретическое лаборатории, к клинической практике. Здесь же он впервые глубоко задумывается над проблемами клинической патологии и сталкивается с несовершенством физиологического мышления клиницистов в понимании целостного организма человека в норме и патологии. Лаборатория С. П. Боткина явилась для Павлова своего рода школой применения физиологии к клинике, на что указывают многочисленные клинические диссертации, сделанные в физиологической лаборатории непосредственно под его руководством. Руководя экспериментами врачей-докторантов, Павлов упорно и систематически проводит одну за другой серии собственных экспериментов в развитие тех идей, которые стали ему близкими в нервом периоде его работы и особенно основной из них — регуляторной роли нервной системы в выполнении сложных функций организма.

В 1882 г. Павлов обратил внимание на одно в высшей степени интересное явление деятельности сердца, которое заставило его как острого наблюдателя насторожиться и сделать предварительное сообщение в литературе. Именно это наблюдение трофического влияния центробежных нервов на мышцу сердца надо считать исходным для ряда творческих положений советской физиологии о трофическом влиянии нервной системы па органы.

В первом сообщении Павлов писал: «Я вывожу из этих опытов но крайней мере, сколько могу судить сейчас, что кроме замедляющих волокон, находятся другие, сердечные, резко влияющие на работу сердца, помимо изменения ритма». В этом начальном периоде исследования Павлова еще не до конца представлял себе, что скрывается за этим, но уже во втором предварительном сообщении он заключает: «При обсуждении изложенного материала имеются в виду две возможности: или действие наших волокон на работу сердца косвенное, через сосуды сердца, или же специальное— прямо на сердечную ткань». Эти два предварительных сообщения явились прологом к его основной классической работе — докторской диссертации «О центробежных нервах сердца». Все работы этого направления завершаются совершенно четкими выводами: деятельностью сердца управляют четыре центробежных нерва—замедляющий, ускоряющий, ослабляющий и усиливающий.

В 1884 г. конференция академии постановила отправить Павлова на казенный счет на два года за границу. Павлов избрал отчасти известные ему уже ранее лаборатории двух крупнейших физиологов Европы — Гейденгайна и Людвига. Если в первую поездку в 1877 г. Павлов уже смог в лаборатории Гейденгайна доказать справедливость гноен точки зрения на действие атропина на секрецию поджелудочной железы, то теперь он ехал в Лейпциг и к Гейденгайну с еще более важными целями. Он вез с собой открытие усиливающих и ослабляющих нервов сердца и вместе с тем уже совершенно откристаллизовавшуюся теорию о регулятивном характере антагонистических процессов в системе кровообращения.

В новой и своеобразной форме, приемлемой в лаборатории Людвига, Павлов мог еще раз демонстративно доказать существование специальных усиливающих нервов. Таким образом, лаборатория Людвига признала достоверность описанных им фактов, и Павлов вновь торжествовал победу.

В последние годы своей работы в боткинской лаборатории, накануне своего избрания профессором, Павлов вновь возвращается к прежним экспериментам с секреторными нервами поджелудочной железы и с этого момента неотступно занимается нервной регуляцией пищеварительных процессов, пока на рубеже 20 в. эта огромная область, заново разработанная им, не приводит его к самой вершине человеческого знания — к изучению физиологии высшей нервной деятельности.

—PAGE_BREAK—

Еще в лаборатории С.П. Боткина Павлов начал серию многочисленных исследовании, главная цель которых — охарактеризовать нервную регуляцию секреторных процессов у самых разнообразных пищеварительных Желез. В первую очередь, внимание Павлова направлено на вскрытие роли нервной системы в секреции желудочного сока. Совместно с Шумовой-Симановской были проведены эксперименты с выявлением иннервации желудочных желез, известные в литературе как опыты с мнимым кормлением. Уже самый факт достаточно быстрого отделения сока после начала кормления заставляет думать, что это отделение происходит под влиянием нервной системы. Однако нужно было имен, прямое доказательство этого предположения, и Павлов в эксперименте дал его. Он перерезает оба блуждающих нерва, и теперь уже никакое мнимое кормление не приводит к отделению желудочного сока. «Отделение желудочных желез, — делает вывод Павлова,— также возбуждается из центральной нервной системы при посредстве особых отделительных нервов, как отделение слюны и поджелудочной железы».

Экспериментами с мнимым кормлением Павлов окончательно переключается на физиологию пищеварении.

Создание хирургической физиологии и работы в области пищеварения

Эпоха 90-х годов в работе лаборатории Павлова может быть с полным основанием названа торжеством хирургического, т. е. асептического, эксперимента в физиологии. В тех опытах, которые Павлов проводил в клинике Боткина, оперативные методы использовались лишь в той степени, в какой их применяли другие авторы, например, Гейденгайн, Бернштейи и др. С переносом же основной исследовательской работы в Институт экспериментальной медицины Павлов открывает новую эру решения физиологических проблем при помощи хронического эксперимента. Нельзя не отметить того, что применение хирургической техники для решения физиологических задач было естественным следствием общей теоретической установки Павлова, которую можно сформулировать следующим образом: изучать явления в натуральных условиях, как можно больше снижать искажающее влияние острых экспериментов, требующих грубых оперативных вмешательств, разъединения частей организма и наркотизации животного. С именем Павлова по праву связана новая эра физиологии, ибо он не только сам в своей личной научно-исследовательской работе широко пользовался хирургическим экспериментом, но на всех совещаниях и съездах стал пропагандировать его неоспоримые достоинства. Эти достоинства заключались прежде всего в том, что хирург-физиолог, пользуясь способностью организма компенсировать нарушение функций и приспосабливаться к любым изменениям, мог создавать самые необычные комбинации, которые необходимы для выполнения научных замыслов. В результате итого метода физиолог получил возможность решать сразу две большие проблемы — он значительно расширяет возможности комбинации процессов и органов и вместе с тем изучает процессы целостного организма в естественных условиях.

Павлов решительно преодолевал все трудности на этом пути. Он добивается создании асептической операционной, оборудованной но последнему слову техники того времени, он приглашает известного специалиста по наркозу профессор Массена, под личным наблюдением которого находится операционная и проводится подготовка животных к операции, и вскоре наступает период, когда смерть животного после операции становится чрезвычайным происшествием в лаборатории Павлова. Именно в это время у него рождается идея знаменитой операции «маленького изолированного желудочка», который потом на всех языках получил имя «павловского желудочка».

Эта операция сделала легко доступной и практическую цель — собирание чистого натурального желудочного сока. Его собирали, фильтровали и направляли в аптеку для продажи больным. Так постепенно в лаборатории Павлова развивалась знаменитая «фабрика желудочного сока».

В этом же периоде созревает идея о необходимости выведения протоков слюнной железы, что и осуществляется доктором Глинским. Операция выведения протока слюнных желез наружу не только обеспечила лаборатории Павлова всестороннее исследование пищеварения в полости рта, но и выявила при этом много новых для физиологии сторон приспособительной деятельности организма.

Опыты, проведенные с применением «изолированного желудочка» и с фистулой слюнных желез, как и ряд других, дали II. право говорить о специфичности действия различных веществ на рецепторные окончания слизистой оболочки желудка или полости рта. Изучая выделение желудочного сока из маленького изолированного желудочка только при одним показывании и разжевывании пищевого вещества, Павлов установил, что при кормлении животного с перерезанным пищеводом некоторое время мясом начинает выделяться желудочный сок, который был назван Павловым «аппетитным», или «запальным». После прекращения кормления этот сок еще выделяется в течение двух-трех часов, и, наконец, отделение сходит на пет. Если такая порция мяса попадает в желудок, то у собаки с изолированным по Павлову желудочком, в к ром зеркально отражаются процессы, протекающие в большом желудке, желудочный сок отделяется в течение пяти-шести часов. В этих экспериментах наблюдалось явное расхождение между длительностью выделения желудочного сока при попадании пищи в желудок и длительностью того периода, когда пища не попадает в желудок. На основании этих опытов у Павлова возникло представление о двух фазах желудочного сокоотделении и был поставлен вопрос о механизмах, участвующих в секреции желудочного сока во второй фазе.

Целым рядом остроумнейших экспериментов Павлов обнаруживает, что стимулом для отделения желудочного сока в более позднем периоде являются сами продукты первоначального распада белковой пищи. Этот результат еще больше подчеркивает удивительную приспособляемость секреторного аппарата желудка к последовательному развитию всех процессов, связанных с приемом пищи. Так, успешная постановка одного эксперимента за другим постепенно приводила к раскрытию неизвестных тогда механизмов всего пищеварительного процесса. Становилось все более ясным, что, когда пища только подносится ко рту и пережевывается, там уже выделяется первая порция желудочного сока. Мри попадании пищи в желудок начинается ее распад, и первые же осколки белковых молекул, оказывая непосредственное химическое действие на слизистую оболочку желудка, способствуют удлинению периода секреции желудочного сока на все время, пока эти осколки белковых молекул находятся в желудке. В свете этих экспериментов многие совершенно непонятные факты, полученные раньше, становились попятными. Так, например, после установления существования второй фазы желудочной секреции стало ясным, что слюна, содержащая белковые вещества, попадая в желудок и перевариваясь запальным соком, становится источником циклических процессов, приводящих ко второй фазе желудочного сокоотделения.

Одновременно с этими экспериментами Павлов успешно изучает физиологию одной из основных пищеварительных желез— печени, разработав методики наложения хронических фистул желчного пузыря, желчного протока, проносит совместно с Ненцким опыты со свищом Экка. Метт в лаборатории Павлова выработал способ для определения силы переваривания белков и крахмала. В этом же периоде Павлов создает методику выведения изолированной кишечной петли с сохранениями нервными связями, а один из его сотрудников Шеповальников делает крупное открытие — устанавливает существование нового фермента — кишечное энтерокаиназы, активатора профермента трипсиногена,

Если период 80-х годов в творчестве Павлова можно считать периодом появления первых блестящи! исследований, в которых оправдалась основная методологическая сущность и направленность павловских экспериментов, то период 90-х годов может быть но праву назван периодом первых больших обобщении, составивших эпоху в физиологии пищеварения. Именно в этом периоде его мнение о целесообразном устройстве пищеварительного аппарата и о его приспособительных реакциях превратилось в законченную физиологическую концепцию о соотношении организма с внешним миром и в сущности в этом же периоде зародилась первая идея об огромнейшем значении в жизни животных «сигнала», хотя этот термин в этом периоде еще и не был употреблен. Наиболее полно общее представление Павлова о физиологии пищеварительного тракта, выросшее на основе исследований 90-х годов, выразилось в его лекциях, прочитанных в Обществе русских врачей в С.-Петербурге в конце 1894 и в начале 1895 г. Эти лекции легли затем в основу его классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897). После ее выхода в свет ни один научномыслящий врач не мог оценивать тот или другой патологический процесс, имеющий место в желудочно-кишечном тракте, и применять те или иные методы лечения без знакомства с основными открытиями Павлова в области физиологии пищеварения, которые с каждым годом становились все более известными далеко за пределами России. Вскоре эти выдающиеся исследования принесли Павлову всемирную известность, а в 1904 г. за работы по физиологии пищеварения он был удостоен Нобелевской премии.


www.ronl.ru

краткая биография и вклад в науку

Иван Петрович Павлов, краткая биография которого будет нами рассмотрена, — русский физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии. Он занимался процессами регуляции пищеварения, создал науку о высшей нервной деятельности. Обо всем этом, а также о многом другом, связанном с его именем, мы и поговорим в этой статье.

Происхождение и обучение в Рязани

26 сентября 1849 г. в городе Рязани родился Иван Петрович Павлов. Краткая биография его была бы неполной, если бы мы не сказали пару слов о его семье. Отец Ивана, Петр Дмитриевич, был приходским священником. Варвара Ивановна, мать Ивана Петровича, вела домашнее хозяйство. На фото ниже представлен дом Павлова в Рязани, который сейчас является музеем.

Будущий ученый начал обучение в рязанском духовном училище. Окончив его в 1864 году, он поступил в рязанскую духовную семинарию. Позже Иван Петрович с теплотой вспоминал этот период. Он отмечал, что ему повезло учиться у замечательных преподавателей. Иван Павлов познакомился на последнем курсе семинарии с книгой «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова. Именно она определила его дальнейшую судьбу.

Переезд в Петербург для продолжения обучения

В 1870 г. будущий ученый решил поступить на юридический факультет Петербургского университета. Правда, Иван Павлов проучился здесь только 17 дней. Он решил перевестись на естественное отделение другого факультета, физико-математического. Иван Петрович учился у профессоров И. Ф. Циона, Ф. В. Овсянникова. В особенности его заинтересовала физиология животных. Кроме того, Иван Петрович много времени уделял изучению нервной регуляции, являясь истинным последователем Сеченова.

После окончания университета решил продолжить обучение Иван Петрович Павлов. Краткая биография его отмечена поступлением сразу на третий курс Медико-хирургической академии. В 1879 г. Павлов закончил это учебное заведение и стал работать в клинике Боткина. Здесь Иван Петрович возглавил лабораторию физиологии.

Стажировка за границей, работа в клинике Боткина и Военно-медицинской академии

К периоду с 1884 по 1886 год относится его стажировка в Германии и Франции, после чего ученый возвращается к работе в клинике Боткина. Павлова в 1890 году решают сделать профессором фармакологии и направляют в Военно-медицинскую академию. Через 6 лет ученый уже возглавляет здесь кафедру физиологии. Он покинет ее лишь в 1926 году.

Эксперимент с мнимым кормлением

Одновременно с этой работой Иван Петрович изучает физиологию кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Он проводит в 1890 г. свой знаменитый эксперимент с мнимым кормлением. Ученый устанавливает, что нервная система играет в процессах пищеварения большую роль. К примеру, процесс сокоотделения происходит в 2 фазы. Первая из них — нервно-рефлекторная, за которой следует гуморально-клиническая.

Изучение рефлексов, заслуженные награды

После этого принялся тщательно исследовать высшую нервную деятельность Иван Петрович Павлов. Краткая биография его дополняется новыми достижениями. Он достиг значительных результатов в изучении рефлексов. В 1903 г., в возрасте 54 лет, выступил на проходившем в Мадриде Международном медицинском конгрессе со своим докладом Павлов Иван Петрович. Вклад в науку этого ученого не остался незамеченным. За достижения в изучении процессов пищеварения в следующем, 1904 году, ему вручили Нобелевскую премию.

Ученый в 1907 г. становится членом РАН. Лондонское королевское общество в 1915 г. вручает ему медаль Копли.

Отношение к революции

Павлов называл Октябрьскую революцию «большевистским экспериментом». В первое время он воспринимал с энтузиазмом перемены в жизни и хотел непременно увидеть завершение начатого. Его считали на Западе единственным в России свободным гражданином. Власти отнеслись благосклонно к гениальному ученому. В. И. Ленин даже подписал в 1921 году специальный декрет о создании условий для нормальной работы и жизни Павлова и его семьи.

Однако через некоторое время пришло разочарование. Массовая высылка за границу выдающихся представителей интеллигенции, аресты друзей и коллег показали всю бесчеловечность этого «эксперимента». Не раз Иван Петрович выступал с позиций, нелицеприятных для властей. Он шокировал своими речами партийное руководство. Павлов не соглашался «укреплять трудовую дисциплину» в лаборатории, возглавляемой им. Он говорил, что научный коллектив нельзя приравнивать к фабрике, а умственный труд не следует принижать. В Совнарком начали поступать обращения Ивана Петровича с требованиями освободить арестованных, знакомых ему, а также прекратить террор, репрессии и гонения на церковь в стране.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться Павлову

Несмотря на то что Павлов не принимал многое из происходящего в стране, он всегда трудился изо всех своих сил на благо родины. Его могучий дух и волю ничто не могло сломить. В годы гражданской войны ученый работал в Военно-медицинской академии, где преподавал физиологию. Известно, что лаборатория не отапливалась, поэтому на опытах приходилось сидеть в шубе и шапке. Если не было света, Павлов оперировал с лучиной (ее держал ассистент). Иван Петрович даже в самые беспросветные годы поддерживал своих коллег. Лаборатория выстояла благодаря его усилиям и в суровые 20-е годы не прекратила своей деятельности.

Итак, Павлов воспринял революцию в целом негативно. Он бедствовал в годы Гражданской войны, поэтому неоднократно просил советскую власть выпустить его из страны. Ему было обещано улучшение материального положения, однако власть делала очень мало в этом направлении. В конце концов было объявлено о создании в Колтушах Института физиологии (в 1925 году). Этот институт и возглавил Павлов. Он проработал здесь до конца своих дней.

В Ленинграде в августе 1935 года прошел 15-й Всемирный конгресс физиологов. Павлова избрали его президентом. Все ученые единодушно склонились перед Иваном Петровичем. Это стало научным триумфом академика Павлова, признанием огромного значения его деятельности.

К последним годам жизни относится поездка Ивана Петровича на родину, в Рязань. Здесь он также был встречен очень приветливо. Ивану Петровичу устроили торжественный прием.

Смерть Ивана Петровича

Иван Павлов скончался в Ленинграде 27 февраля 1936 года. Причина смерти — обострившаяся пневмония. Он оставил после себя множество достижений, о которых стоит поговорить отдельно.

Основные достижения ученого

Труды Ивана Петровича Павлова по физиологии пищеварения, заслужившие высшее международное признание, послужили толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности. Данному направлению ученый Павлов Иван Петрович посвятил около 35 лет своей жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности. В 1913 году для осуществления экспериментов, связанных с условными рефлексами, было построено здание с двумя башнями, которые получили название «Башни молчания». Здесь сначала были оборудованы три специальные камеры, а с 1917 г. в строй вступили еще пять.

Следует отметить и еще одно открытие Павлова Ивана Петровича. Заслугой его является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности. Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Павлов Иван Петрович, вклад в медицину которого трудно переоценить, в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках — так называемые «клинические среды».

Таковы основные достижения Ивана Петровича Павлова. Это великий ученый, имя которого полезно запомнить.

fb.ru

Академик Павлов: биография, научные труды

Иван Петрович Павлов – лауреат Нобелевской премии и признанный во всём мире научный авторитет. Будучи талантливым учёным, внёс существенный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно его считают основателем такого научного направления, как высшая нервная деятельность. Сделал ряд крупнейших открытий в сфере регуляции пищеварения, а также основал в России физиологическую школу.

Родители

Биография Павлова Ивана Петровича начинается в 1849 году. Именно тогда будущий академик появился на свет в городе Рязань. Его отец, Пётр Дмитриевич, был выходцем из крестьянской семьи и работал священником в одном из маленьких приходов. Самостоятельный и правдивый, он постоянно конфликтовал с начальством, поэтому и жил небогато. Пётр Дмитриевич любил жизнь, обладал крепким здоровьем и обожал работать в огороде и саду.

Варвара Ивановна, мать Ивана, происходила из духовной семьи. В молодые годы она была жизнерадостной, весёлой и здоровой. Но частые роды (в семье было 10 детей) сильно подорвали её самочувствие. У Варвары Ивановны не было никакого образования, но трудолюбие и природный ум превратили её в умелую воспитательницу собственных детей.

Детство

Будущий академик Павлов Иван был в семье первенцем. Детские годы оставили в его памяти неизгладимый след. В зрелые годы он вспоминал: «Я очень ясно помню свой первый визит в дом. Удивительно то, что мне был всего год, и няня несла меня на руках. За то, что я рано себя помню, говорит и другое яркое воспоминание. Когда хоронили брата матери, меня вынесли на руках проститься с ним. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами».

Иван рос задорным и здоровым. Он охотно играл с сёстрами и младшими братьями. Также помогал матери (в домашних делах) и отцу (при постройке дома и в огороде). Его сестра Л. П. Андреева рассказывала об этом периоде жизни так: «Иван всегда вспоминал папу с благодарностью. Он смог привить ему привычку к труду, аккуратности, точности и порядку во всём. У нашей матери были квартиранты. Будучи большой труженицей, она старалась всё делать сама. Но все дети её боготворили и старались помочь: принести воды, истопить печь, наколоть дров. Всем этим приходилось заниматься маленькому Ивану».

Школа и травма

Грамоту он начал изучать с 8 лет, но в школу попал лишь в 11. Всему виной случай: однажды мальчик раскладывал для просушки яблоки на помосте. Оступившись, он сорвался с лестницы и упал прямо на каменный пол. Ушиб был довольно сильный, и Иван заболел. Мальчик побледнел, похудел, потерял аппетит и стал плохо спать. Родители пытались вылечить его дома, но ничего не помогало. Как-то в гости к Павловым приехал игумен Троицкого монастыря. Увидев болезненного мальчика, он забрал его к себе. Усиленное питание, чистый воздух и регулярные занятия гимнастикой вернули Ивану силу и здоровье. Опекун оказался умным, добрым и весьма образованным человеком. Он вёл аскетичный образ жизни и много читал. Эти качества произвели на мальчика сильное впечатление. Первой книгой, которую академик Павлов получил в юности от игумена, стали басни И. А. Крылова. Мальчик выучил её наизусть и пронёс любовь к баснописцу через всю жизнь. Эта книга всегда лежала на столе учёного.

Обучение в семинарии

В 1864 году под влиянием опекуна Иван поступил в духовную семинарию. Там он сразу стал лучшим учеником, и даже помогал своим товарищам как репетитор. Годы обучения познакомили Ивана с трудами таких русских мыслителей, как Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и т. д. Юноше нравилось их желание бороться за свободу и прогрессивные перемены в обществе. Но со временем его интересы переключились на естествознание. И здесь огромное влияние на формирование научных интересов Павлова оказала монография И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». После окончания шестого класса семинарии юноша понял, что не хочет делать духовную карьеру, и начал подготовку к вступительным экзаменам в университет.

Учёба в университете

В 1870 году Павлов переехал в Петербург с желанием поступить на физико-математический факультет. Но пройти получилось на юридический. Причиной этому – ограничение семинаристов в плане выбора профессий. Иван обратился с прошением к ректору, и через две недели его перевели на физико-математическое отделение. Юноша учился весьма успешно и получал самую высокую стипендию (императорскую).

Со временем Иван всё больше увлекался физиологией и с третьего курса полностью посвятил себя этой науке. Окончательный выбор он сделал под влиянием профессора И. Ф. Циона – талантливого учёного, блестящего лектора и искусного экспериментатора. Вот как вспоминал тот период своей биографии сам академик Павлов: «В качестве главной специальности я выбрал физиологию животных, а добавочной – химию. В то время огромное впечатление на всех произвёл Илья Фадеевич. Нас поражало его мастерски простое изложение сложнейших физиологических вопросов и артистический талант при проведении опытов. Этого учителя я буду помнить всю жизнь».

Исследовательская деятельность

Первые исследовательские работы Павлова датируются 1873 годом. Тогда под руководством Ф. В. Овсянникова Иван исследовал нервы в лёгких лягушки. В том же году вместе с однокурсником он написал первую научную работу. Руководителем, естественно, был И. Ф. Цион. В этом труде студенты изучили влияние гортанных нервов на кровообращение. В конце 1874 года результаты обсуждались на заседании общества естествоиспытателей. Павлов регулярно посещал эти собрания и общался с Тархановым, Овсянниковым и Сеченовым.

Вскоре студенты М. М. Афанасьев и И. П. Павлов начали изучение нервов поджелудочной железы. Совет университета присудил этой работе золотую медаль. Правда, Иван тратил на исследование много времени и не сдал выпускные экзамены, лишившись стипендии. Это вынудило его остаться в университете ещё на год. И в 1875 году он блестяще его окончил. Ему было всего 26 (фото Ивана Петровича Павлова в этом возрасте, к сожалению, не сохранилось), и будущее виделось весьма перспективным.

Физиология кровообращения

В 1876 году молодой человек устроился ассистентом к профессору К. Н. Устимовичу, заведующему лабораторией в Медико-хирургической академии. В последующие два года Иван провёл ряд исследований по физиологии кровообращения. Труды Павлова высоко оценил профессор С. П. Боткин и пригласил его к себе в клинику. Формально Иван занял должность лаборанта, но на самом деле стал руководителем лаборатории. Несмотря на плохое помещение, нехватку оборудования и мизерное финансирование, Павлов достиг серьёзных результатов в сфере изучения физиологии пищеварения и кровообращения. В научных кругах его имя приобретало всё большую известность.

Первая любовь

В конце семидесятых он познакомился с Серафимой Карчевской – студенткой педагогического отделения. Молодых объединяла близость взглядов, общность интересов, верность идеалам служения обществу и борьбы за прогресс. В общем, они друг друга полюбили. А сохранившееся фото Ивана Петровича Павлова и Серафимы Васильевны Карчевской показывает, что они были очень красивой парой. Именно поддержка супруги позволила достичь молодому человеку таких успехов на научном поприще.

Поиски новой работы

За 12 лет работы в клинике С. П. Боткина биография Павлова Ивана Петровича пополнилась множеством событий научного характера, и он стал известным как на родине, так и за границей. Улучшение условий работы и жизни талантливого учёного стало необходимостью не только ради его личных интересов, но и ради развития российской науки.

Но во времена царской России добиться каких-либо изменений простому, честному, демократично настроенному, непрактичному, застенчивому и бесхитростному человеку, каким и был Павлов, оказалось крайне непростым делом. Помимо этого, жизнь учёного осложняли видные физиологи, с которыми Иван Петрович, будучи ещё молодым, публично вступал в острые дискуссии и часто выходил победителем. Так, благодаря отрицательному отзыву профессора И. Р. Тарханова о работе Павлова по кровообращению последнему не присудили премию.

Иван Петрович никак не мог найти хорошей лаборатории для продолжения своих исследований. В 1887 году он обратился в письме к министру просвещения, в котором просил места на кафедре какого-нибудь экспериментального университета. Затем он разослал ещё несколько писем в разные институты и отовсюду получил отказ. Но вскоре удача улыбнулась учёному.

Нобелевская премия

В апреле 1890 года Павлова избрали профессором фармакологии сразу в два университета: Варшавский и Томский. А в 1891-м его пригласили для организации отдела физиологии в только что открывшемся Университете экспериментальной медицины. Павлов возглавлял его до конца своих дней. Именно здесь он выполнил несколько классических работ по физиологии пищеварительных желез, которые были отмечены Нобелевской премией в 1904 году. Всё научное сообщество помнит речь, которую произнёс академик Павлов «О русском уме» на церемонии вручения. Надо отметить, что это была первая премия, присуждённая за эксперименты в сфере медицины.

Отношения с Советской властью

Несмотря на голод и разруху во времена становления Советской власти, В. И. Ленин издал специальное постановление, в котором высоко оценивались работы Павлова, что свидетельствовало об исключительно тёплом и заботливом отношении большевиков. В кратчайшие сроки академику и его сотрудникам были созданы наиболее благоприятные условия для проведения научной работы. Лабораторию Ивана Петровича реорганизовали в Физиологический институт. А к 80-летию академика под Ленинградом открыли научный институт-городок.

Осуществились многие мечты, которые долгое время вынашивал академик Павлов Иван Петрович. Научные труды профессора регулярно издавались. При его институтах появлялись клиники психических и нервных заболеваний. Во все возглавляемые им научные учреждения поступило новое оборудование. В десятки раз выросло количество сотрудников. Кроме бюджетных средств, учёный каждый месяц получал суммы для расходования по собственному усмотрению.

Иван Петрович был взволнован и тронут таким внимательным и тёплым отношением большевиков к его научной деятельности. Ведь при царском режиме он постоянно нуждался в деньгах. А теперь академик даже беспокоился о том, сможет ли он оправдать доверие и заботу правительства. Он не раз об этом высказывался как в своём окружении, так и публично.

Смерть

Академик Павлов скончался на 87-м году жизни. Ничто не предвещало смерти учёного, ведь Иван Петрович имел отменное здоровье и редко хворал. Правда, он был подвержен простудным заболеваниям и болел воспалением лёгких несколько раз. Пневмония и стала причиной смерти. 27 февраля 1936 года учёный покинул этот мир.

Весь советский народ скорбил, когда умер академик Павлов (описание смерти Ивана Петровича сразу появилось в газетах). Ушёл большой человек и великий учёный, внесший огромный вклад в развитие физиологической науки. Похоронили Ивана Петровича на Волковском кладбище, неподалёку от могилы Д. И. Менделеева.

fb.ru

ПАВЛОВ Иван Петрович — Большая Медицинская Энциклопедия

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936)— великий отечественный ученый-физиолог, академик с 1907 г., лауреат Нобелевской премии (1904).

ПАВЛОВ Иван Петрович

Начальное и среднее образование И. П. Павлов получил в духовном училище и семинарии г. Рязани (1860—1869). Находясь под сильным влиянием прогрессивных идей русских революционных демократов, а также сочинения И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлов решил стать естествоиспытателем и поступил в 1870 г. на естественное отделение физ.-мат. ф-та Петербургского ун-та. Занимаясь в ун-те, И. П. Павлов одновременно в лаборатории проф. И. Ф. Ци-она выполнил несколько научных исследований; за работу «О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе» (совместно с М. М. Афанасьевым) И. П. Павлов был награжден золотой медалью (1875). По окончании ун-та (1875) И. П. Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии (с 1881 г. Военно-медицинская академия). Одновременно с обучением в академии работал в лаборатории проф. К. Н. Устимовича; провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 г. И. П. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен при ней для усовершенствования; с 1879 г. по приглашению С. Г1. Боткина в течение 10 лет работал в физиол. лаборатории при его клинике, фактически руководя всеми фармакол. и физиол, исследованиями. Постоянное общение с С. П. Боткиным сыграло важную роль в формировании И. П. Павлова как ученого.

В 1883 г. И. П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента ВМА. В период своей второй заграничной научной командировки (1884—-1886 гг., первая была в 1877 г.)работал в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии ВМА, а в 1895 г.— кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. одновременно заведовал физиол, отделением Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его непосредственном участии; эту должность занимал до конца жизни. В 1913 г. по инициативе И. П. Павлова для исследований в области в. н. д. было построено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры (так наз. камеры молчания) для изучения условных рефлексов.

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество И. П. Павлова достигло своего расцвета. В январе 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет СНК РСФСР о создании условий, обеспечивающих научную работу И. П. Павлова. Спустя несколько лет его физиол, лаборатория в Академии наук преобразована в физиологический ин-т, а лаборатория в Ин-те экспериментальной медицины — в отдел физиологии; в селе Колтуши (ныне село Павлово) под Ленинградом была построена биологическая станция, ставшая, по выражению И. П. Павлова, столицей условных рефлексов. Труды И. П. Павлова получили международное признание. И. П. Павлов был избран членом 22 академий наук — Франции (1900), США (1904), Италии (1905), Бельгии (1905), Голландии (1907), Англии (1907), Ирлаш дии (1917), Германии (1925), Испании (1934) и др., почетным членом многочисленных отечественных и 28 иностранных научных об-в; доктор honoris causa многих отечественных ун-тов и 11 ун-тов других стран. В 1935 г. на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград — Москва) И. П. Павлов удостоен почетного звания «старейшины физиологов мира».

И. П. Павлов — один из наиболее . выдающихся представителей современного естествознания, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, основатель крупнейшей физиологической школы современности и новых подходов и методов исследований в физиологии. Он занимался изучением многих актуальных проблем физиологии и медицины, но наиболее систематические и обстоятельные его исследования относятся к физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем и высших отделов ц. н. с.: они по праву считаются классическими, открывшими новые страницы в соответствующих разделах физиологии и медицины. Новыми и ценными оказались результаты его исследований также по отдельным вопросам физиологии эндокринной системы, сравнительной физиологии, физиологии труда и по фармакологии.

Будучи глубоко убежденным, что «для естествоиспытателя — все в методе», И. П. Павлов детально разработал и ввел в практику физиол, исследований метод хрон, эксперимента, в своей методологической основе исходящий из необходимости многостороннего и обстоятельного исследования функций организма в естественных условиях, в неразрывной связи и взаимодействии с окружающей средой. Этот метод вывел физиологию из тупика, созданного господствовавшим длительное время односторонним аналитическим методом острого вивисекционного эксперимента. Используемый еще в ранних работах И. П. Павлова по физиологии кровообращения, метод хрон, эксперимента был возведен им в ранг нового научного экспериментального принципа в фундаментальных исследованиях по физиологии пищеварения и затем доведен до совершенства при изучении функций высших отделов ц. н. с.

Для научного творчества И. П. Павлова характерен принцип нервизма (см.), в соответствии с к-рым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функц, состояния и деятельности всех органов и систем организма. Многолетние исследования И. П. Павлова по физиологии и патологии большого мозга можно рассматривать как логическое завершение и олицетворение этого принципа. Будучи убежденным сторонником неразрывного и взаимовыгодного союза физиологии и медицины, И. П. Павлов изучал не только нормальную, но и экспериментально нарушенную деятельность органов и систем, вопросы функциональной патологии, профилактики и терапии возникших болезненных состояний. g В начальном периоде своей научной деятельности И. П. Павлов занимался изучением вопросов физиологии сердечно-сосудистой системы, исследуя гл. обр. вопросы рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения и характер действия центробежных нервов и сердца. В своих с исключительной тщательностью подготовленных и проведенных на высоком методологическом уровне опытах И. П.Павлов установил, что любое изменение кровяного давления благодаря адаптивному рефлекторному изменению сосудистого русла и деятельности сердца, осуществляемому через посредство внутренних рецепторов самой системы и блуждающих нервов, сравнительно быстро возвращается к норме. Путем подобной саморегуляции поддерживается относительное постоянство уровня АД, наиболее благоприятного для кровоснабжения основных жизненно важных органов и систем организма. И. П. Павловым было установлено, что среди центробежных нервов сердца наряду с нервами, способными изменять частоту сердечных сокращений без изменений их силы, существуют и усиливающие нервы, способные изменять силу сердечных сокращений без изменений их частоты. И. П. Павлов объяснил это свойством данных нервов менять функциональное состояние сердечной мускулатуры, улучшать ее трофику. Тем самым И. П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л. А. Орбели и А. Д. Сперанского. Исследованиями И. П. Павлова и его сотрудников было доказано, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма (см. Саморегуляция физиологических функций).

Крупным экспериментальным достижением И. П. Павлова явилось создание нового способа изучения деятельности сердца с помощью так наз. сердечно-легочного препарата (1886), с помощью к-рого было сделано важное для физиологии и медицины открытие — выделение легочной тканью вещества, препятствующего свертыванию крови. Циркулирующая через сердечно-легочный препарат кровь долго не свертывалась, хотя протекала через систему стеклянных и резиновых трубок; когда же кровообращение через легкие выключалось, кровь быстро свертывалась. Это открытие на десятилетия предвосхитило исследования зарубежных ученых, обнаруживших то же вещество в легких и печени и назвавших его гепарином. В разработке сердечно-легочного препарата И. П. Павлов на несколько лет опередил англ. физиолога Э. Старлинга.

Одновременно с изучением сердечно-сосудистой системы П.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения. В основе этих его работ лежала идея нервизма, под к-рой он понимал «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма». Однако изучение регуляторной функции нервной системы в процессах пищеварения было ограничено методическими возможностями физиологии того времени. Многие физиологи проводили эксперименты на «хронически оперированных» животных. Однако выполненные ими операции оказались неполноценными или по замыслу, напр, операция маленького желудка по Гейденгайну, при к-рой изолированный кусок желудка лишается иннервации, или по технике исполнения, напр, операция Бернара и Людвига по выведению наружу протоков поджелудочной и слюнных желез через канюли, при к-рой устья протоков вскоре зарастали или были недостаточны для точного и обстоятельного исследований функций надлежащего органа, напр, желудочная фистула по Басову. Требовалось поднять технику этих операций на более высокий уровень и заново создать полноценный метод хрон, эксперимента. И. П. Павлов виртуозно осуществил при строгом соблюдении всех правил асептики и антисептики целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках — перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез, поджелудочной железы и желчных пузыря и протока, создание полноценной модели маленького желудка и т. п. Хрон, фистулы обеспечивали доступ к соответствующим глубоко лежащим органам пищеварительной системы и создавали возможность обстоятельного изучения их функций без нарушения иннервации, кровоснабжения, характера работы, без изменения связи и взаимодействия между разными органами. На эзо-фаготомированных животных, имеющих хрон, фистулу желудка, был поставлен знаменитый опыт с мнимым кормлением (см.). Впоследствии такие операции были использованы И. П. Павловым для получения чистого желудочного сока.

Владея всеми этими методами, И. П. Павлов, по существу, создал заново физиологию пищеварениями.). Впервые и с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции пищеварительного процесса.

И. П. Павлов изучил динамику секреторного процесса желудочных, поджелудочной и слюнных желез, работу печени при употреблении пищи различного качества, доказал их способность приспосабливаться к характеру возбудителей секреции.

Примером выявленной И. П. Павловым координации секреторной и двигательной деятельности органов пищеварительной системы может служить процесс эвакуации пищевой массы из желудка в двенадцатиперстную кишку. Им было установлено, что этот процесс регулируется реакцией содержимого двенадцатиперстной кишки. Наличие в ней кислого содержимого тормозит эвакуацию путем сжатия пилорического сфинктера; когда же благодаря выделению панкреатического сока и желчи, имеющих щелочную реакцию, содержимое нейтрализуется и становится щелочным, пилорический сфинктер расслабляется, мышцы желудка сокращаются и выбрасывают очередную порцию содержимого в кишку.

Крупным научным событием стало открытие И. П. Павловым в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки энтерокиназы (см.)— первого примера «фермента ферментов», к-рый непосредственно не участвует в пищеварении, а преобразовывает неактивный профермент панкреатического сока в активный фермент трипсин (см.), расщепляющий белки. Позже другими исследователями были обнаружены иные вещества такого типа, названные киназами (см.).

В 1897 г. И. П. Павлов опубликовал «Лекции о работе главных пищеварительных желез» — труд, в к-ром он обобщил результаты своих исследований в области физиологии пищеварения. За этот труд, ставший руководством для физиологов всего мира, б 1904 г. И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Занимаясь изучением связей организма животных с окружающей средой, осуществляемых под контролем нервной системы, И. П. Павлов закономерно пришел к необходимости исследования функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили наблюдения за так наз. психической секрецией слюны у животных, наступающей при виде (или на запах) пищи, под действием различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Основываясь на высказываниях И. М. Сеченова о рефлекторной природе проявлений деятельности головного мозга, И. П. Павлов пришел к выводу, что явление психической секреции дает в руки физиолога возможность объективного изучения так наз. душевной деятельности.

Усилиями врачей и естествоиспытателей 18 и 19 вв. было уже создано представление о том, что большие полушария мозга являются органом психической деятельности. Однако основные источники познания функций мозга — клин, наблюдения за больными со значительными врожденными дефектами мозга или с прижизненными его повреждениями, а также эксперименты на низших и высших животных с хирургическим повреждением различных участков коры большого мозга и даже с полным ее удалением или с электрическим и механическим раздражением отдельных ее частей оказались недостаточными для выявления и изучения физиол, механизмов и закономерностей высшей нервной деятельности.

Приступая к исследованиям в этой области, И. П. Павлов отмечал, что физиология «высшего» мозга находится в тупике и что эта физиология со времени 70-х гг. 19 в. стоит на месте и за последние 30 лет в этой области ничего не было сделано нового. При изучении процессов рефлекторной секреции слюны И. П. Павлов столкнулся с явлениями, к-рые он наблюдал раньше при исследовании рефлекторной секреции желудочного сока: у подопытной собаки слюна выделялась не только в момент самого кормления, но и при виде и запахе пищи, при виде посуды, из к-рой обычно кормили ее, и т. п. Это явление И. П. Павлов первоначально приписывал «психическому возбуждению», «воле и желаниям» животного, однако вскоре отказался от субъективно-психологической трактовки этих явлений и стал рассматривать их как рефлексы, но рефлексы особенные, приобретенные в индивидуальной жизни. Последующее обстоятельное изучение рефлексов выявило ряд других специфических их особенностей. Важнейшее биол, значение рефлексов нового типа состоит в том, что они возникают, формируются и стабилизируются при определенных условиях — регулярном совпадении различных раздражителей (световых, звуковых, механических и др.) с какой-нибудь биологически существенной деятельностью организма (пищевой, оборонительной и др.). В результате между отдельными мозговыми пунктами приложения действия данного раздражителя и данной деятельности замыкается новая нервная связь. Поэтому раздражитель, сочетаемый ранее с тем или иным видом биол, деятельности, приобретает значение сигнала, способного самостоятельно ее вызывать. Выяснилось, что рефлексы нового типа характеризуются крайней вариабельностью, изменяются в неизмеримо большей степени и в гораздо более широких пределах, чем прирожденные рефлексы. Новый тип рефлекса И. П. Павлов назвал условным рефлексом (см.), считая, что другие возможные названия («сочетательный», «индивидуальный» и т. п.) менее точно характеризуют его. В связи с этим он предложил назвать прирожденные рефлексы безусловными (см. Безусловный рефлекс), имея в виду их неизменяемость или неизмеримо меньшую изменчивость от разных условий. И. П. Павловым и его учениками было установлено, что у высших животных выработка условного рефлекса является функцией коры больших полушарий мозга и что в основе выработки и осуществления условных рефлексов лежит процесс возбуждения структур коры, а в основе ослабления и блокирования их — торможение этих структур.

С открытием условного рефлекса был найден один из подходов к разгадке глубочайших тайн работы большого мозга. Еще в раннем периоде своих исследований в этой области И. П. Павлов отмечал: «Для физиологии условный рефлекс сделался центральным явлением, пользуясь которым, можно было все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий». Метод условных рефлексов стал, по существу, наиболее совершенным вариантом разработанного И. П. Павловым и с успехом примененного в прежних исследованиях научного метода хрон, эксперимента, в к-ром учитывались прежде всего специфические особенности нового объекта исследования — мозга, обращалось особое внимание на важность объективного и строго научного изучения его функций. Эксперименты проводились гл. обр. на собаках в специальных камерах, изолирующих подопытное животное от неконтролируемых внешних воздействий; камеры представляли собой своеобразную окружающую среду, факторы к-рой действуют на подопытное животное не беспорядочно, а по усмотрению экспериментатора. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова послужили основанием для создания материалистического учения о высшей нервной деятельности (см.), в соответствии с к-рым в. н. д. осуществляется высшими отделами ц. н. с. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой. Наиболее сложные из этих взаимоотношений, наиболее совершенное и точное приспособление организма к внешним условиям существования осуществляются именно условными рефлексами, составляющими основной и превалирующий компонент этой деятельности. И. П. Павлов считал, что понятие «высшая нервная деятельность» равнозначно понятию «поведение» или «психическая деятельность». Под низшей нервной деятельностью И. П. Павлов подразумевал деятельность средних и низших отделов ц. н. с., к-рая состоит в основном из безусловных рефлексов и посредством к-рой регулируются взаимоотношения между органами и системами самого организма. Как было показано еще опытами Э. IIфлюгера, И. М. Сеченова и самого И. П. Павлова, всякий рефлекс наделен определенными адаптивными свойствами и значительной приспособительной вариабельностью. Однако высшего уровня развития и качественно новой формы проявления эти свойства достигают в условных рефлексах, благодаря чему обеспечивается наиболее совершенное, точное и тонкое приспособление организма к условиям оружающей среды. Условнорефлекторная деятельность возникает в ответ на сигналы, предшествующие жизненно важным воздействиям. Это дает организму возможность заблаговременно стремиться к благоприятным факторам и избегать неблагоприятных. Т. к. сигнальное значение может приобрести бесчисленное множество разных раздражителей, то это значительно расширяет диапазон восприятия событий в окружающей среде и возможности адаптивной деятельности организма. Вариабельность условных рефлексов в широких пределах, начиная от небольших колебаний до полного временного блокирования (процессом торможения), чрезвычайная зависимость от изменений окружающей среды (и внутренней среды самого организма) делает их исключительно гибким и совершенным средством приспособления к непрерывным изменениям в условиях существования. Эти принципиальные положения учения И. П. Павлова были затем подкреплены экспериментами, проведенными на собаках и обезьянах в условиях свободного их передвижения.

И. П. Павлов считал, что условный рефлекс при всей своей универсальности для всего животного мира, претерпевает в процессе эволюции бурное развитие, непрерывно растет число его форм и уровень совершенства. Это привело к появлению у человека качественно нового типа сигнализации, а именно опосредованной сигнализации — речи (см.), где слово выступает как сигнал предметных или первичных сигналов. И. П. Павлов назвал эту качественно новую форму сигнализации второй сигнальной системой действительности и считал ее продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека. В отличие от первосигнальной, или обычной условно-рефлекторной, деятельности, обеспечивающей лишь примитивные абстракции (элементарные обобщения предметов и явлений и предметное мышление), вторая сигнальная система является основой осуществления сложнейших абстракций, широкого обобщения предметов и явлений природной и социальной среды и мышления (см.). И. П. Павлов поднял рефлекторную теорию (см.) на принципиально новый уровень, а теоретические высказывания И. М. Сеченова и ряда других ученых о рефлекторном генезе и природе деятельности мозга превратил в экспериментально обоснованное учение.

И. П. Павлов разработал также ряд других важных вопросов физиологии мозга. Он предельно убедительно доказал динамический характер локализации функций в коре большого мозга (см. Кора головного мозга). Согласно его концепции корковые концы анализаторов, или проекционные зоны коры, состоят из ядерных участков с расположенными в них высокоспециализированными нервными элементами, осуществляющими совершенный анализ и синтез, и из обширных областей с рассеянными элементами, способными к несовершенному анализу и синтезу; причем поля рассеянных элементов, воспринимающих раздражения разных модальностей, перекрывают друг друга. И. П. Павлов внес четкость в понимание физиол, механизмов типологических особенностей нервной системы. По данным его лаборатории, в основе этих особенностей лежит сила основных нервных процессов — возбуждения (см.) и торможения (см.), баланс между ними и их подвижность. Различные комбинации этих свойств создают разные типы нервной системы животных. Будучи детерминированными генетически, эти особенности могут изменяться под воздействием факторов окружающей среды и воспитания. Своими исследованиями И. П. Павлов выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры большого мозга — роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для ее нервных элементов, утомленных, ослабленных и истощенных в результате напряженной или продолжительной работы. Под этим углом зрения нормальный сон (см.) он рассматривал как проявление сплошного торхмо-жения всей коры большого мозга и ближайшей подкорки, а гипноз (см.) — как проявление торможения отдельных участков коры. Эта концепция явилась теоретической основой лечения сном. По мнению И. П. Павлова, застойное и глубокое торможение более или менее значительных участков мозга, возникшее под воздействием истощающих патогенных факторов и являющееся физиол, мерой самоохранения, может проявляться в виде тех или иных патол, отклонений в его деятельности.

В течение многих лет И. П. Павлов экспериментально изучал патологию мозга, а в последние годы жизни стал интересоваться также нервными и психическими заболеваниями человека. Его исследования по экспериментальным неврозам животных, о предрасполагающих и порождающих неврозы этиол, факторах, о значении типологических особенностей нервной системы в генезе и характере неврозов, о физиол, механизмах и функциональной архитектуре неврозов, их классификации, принципах и мерах профилактики и терапии представляют исключительный интерес для клин, медицины не только в теоретическом, но и практическом плане (см. Неврозы экспериментальные).

Учение И. П. Павлова о в. н. д. является одним из величайших достижений естествознания нашего столетия, представляет собой систему наиболее достоверных, полных, точных и глубоких знаний о функциях мозга и имеет исключительно важное значение для материалистического мировоззрения и огромное прикладное значение для медицины, психологии, педагогики, научной организации сложных трудовых процессов. В совр, науке оно является наиболее адекватной естественнонаучной основой марксистско-ленинской теории отражения.

Научное творчество И. П. Павлова составляет целую эпоху в развитии естествознания. Оно выдвинуло его в ряды таких гигантов естествознания, как И. Ньютон, Ч. Дарвин, Д. И. Менделеев. И. П. Павлов подготовил болыиоз число научных работников, ставших в последующем руководителями крупных научных коллективов и создавших свои научные направления. К их числу относятся, в частности, С. П. Бабкин, К. М. Быков, Г. П. Зеленый, Д. С. Фурсиков, А. Д. Сперанский, И. П. Разенков, П. С. Купалов, Н. А. Рожанский, Н. И. Красногорский, Г. В. Фольборт, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин. Под руководством И. П. Павлова в разные годы работали Л. А. Орбели, А. Ф. Самойлов, Е. Конорский, У. Гантт. Число его последователей в нашей стране и за ее пределами растет с каждым годом. В США, Японии, Италии, Индии, Чехословакии существуют павловские научные об-ва по изучению в. н. д. Проблемам развития учения И. П. Павлова регулярно посвящаются отечественные и международные симпозиумы, конференции, конгрессы.

Имя И. П. Павлова присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений. АН СССР учреждены премия им. Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и золотая медаль его имени, присуждаемая за совокупность работ по развитию учения И. П. Павлова.

Сочинения: Центробежные нервы сердца, дисс., Спб., 1883; Полное собрание трудов, т. 1 — 5, М.—Л., 1940 — 1949.

Библиография: Анохин П. К. Иван Петрович Павлов, М.—Л., 1949; Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов, М., 1974; И. П. Павлов в воспоминаниях современников, под ред. E. М. Крепса, Л., 1967; Коштоянц X. С. Повесть из жизни акад. Павлова, М.—Л., 1937; Купалов П. С. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, М., 1949; Летопись жизни и деятельности акад. И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и Н. А. Чебышева, Л., 1969; Мозжухин А. С. и Самойлов В. О., И. П. Павлов в Петербурге—Ленинграде, Л., 1977; Переписка И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и др., Л., 1970; Сборник, посвященный 75-летию И. П. Павлова, под ред. В. Л. Омелянского и Л. А. Ор-бели, Л., 1925; Фролов Ю. П. Иван Петрович Павлов, М., 1949; В а Ь-k i n В. P. Pavlov, a biography, Chicago, 1949; Cun y H. Ivan Pavlov, P., 1962; M i s i t i R. II riflesso conaizionato, Pavlov, Roma, 1968.


xn--90aw5c.xn--c1avg

И.П. Павлов — ученые биологи — Ученые биологи — Каталог статей

   Великий русский физиолог получил известность благодаря исследованиям работы центральной нервной системы, в частности человеческого мозга. Исследования Павлова стали исходной точкой глубокого изучения психических явлений.

   Иван Петрович Павлов родился в Рязани в семье православного священника и под влиянием отца среднее образование получил в местной духовной семинарии. Не чувствуя, однако, призвания к духовному сану, Павлов в 1870 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а дополнил образование в Военно-медицинской Академии. В 1890 г. он был назначен профессором фармакологии Академии, а пять лет спустя возглавил кафедру физиологии животных, посвятив этой отрасли знания всю остальную жизнь.

   В 1897 г. Павлов был назначен руководителем 137 отделения физиологии Института экспериментальной медицины. Здесь он вел научно-исследовательскую работу, положившую начало новой эпохе в биологии и медицине. Павлов отличался необыкновенной способностью правильно намечать пути физиологического эксперимента и обобщать экспериментальный материал.

   Труды Павлова принесли ему мировую славу. В 1904 г. он стал лауреатом Нобелевской премии. В 1921 г. в Колтушах близ Петрограда был организован специальный научно-исследовательский центр (Физиологический институт), в котором Павлов проводил свои эксперименты в течение пятнадцати лет. В результате он открыл факт непроизвольного возбуждения сердца и кровеносных сосудов и изучил явление «психического возбуждения» секретов. Эти открытия были сделаны путем мастерских операций на пищеварительном тракте. Данные, полученные Павловым, послужили материалом для позднейших исследований физиологии центральной нервной системы.

   В основу своего учения Павлов положил несколько новых предпосылок. Укажем только некоторые из них.

  • Человеческий организм следует рассматривать как единое целое.

  • Всякий организм необходимо рассматривать в неразрывной связи с внешней средой.

  • Нервная система играет в организме руководящую роль. При этом у высших животных и человека основную роль играет кора больших полушарий мозга.

  • Приспособляемость животного к условиям жизни во внешней среде происходит за счет условных и безусловных рефлексов. Между этими рефлексами существует глубокая связь.

  • Высшая нервная деятельность человека коренным образом отличается от такой же деятельности у животных.

   Открытие принципа нервной регуляции физиологических процессов побудило Павлова на исследования деятельности мозга. Павлов построил гениальную теорию о высшей нервной деятельности, которая оказывает влияние на все психические явления.

   Заслугой Павлова была разработка новых принципов изучения деятельности организма в связи с внешней средой. Такой подход дал основания для развития психологии, медицины, педагогики и биологии, в частности физиологии мозга. Этим было положено начало нейрофизиологии – учению о высшей нервной деятельности.

   На XV Международном конгрессе физиологов, состоявшемся в 1935 г., Павлов получил почетное звание «сеньора физиологов мира». Умер ученый на 87 году жизни в Ленинграде.

lppbio.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *