Как подготовить к огэ по русскому языку 9 класс – План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм. | скачать бесплатно

как сдать ОГЭ по русскому языку — Учёба.ру

Галина Мирошникова,

ведущий преподаватель русского языка и литературы образовательного центра Lancman School

По вашему мнению, насколько хорошо девятиклассники сейчас знают русский язык? Насколько сложен для них ОГЭ по русскому языку?

Ко мне на занятия приходят ребята с совершенно разными знаниями по русскому языку. Поэтому обозначить школьный уровень в среднем невозможно. Могу сказать, что ОГЭ — это несложный экзамен для девятиклассников. Вот в ЕГЭ по русскому языку уже все серьезно, там требуется совершенно другой объем знаний и усилий. А что касается ОГЭ, даже если у школьника есть пробелы по каким-то темам, все это можно скорректировать за одно-два занятия в неделю в течение полугода и хорошо написать экзамен.

Нужно ли отдельно готовиться к формату ОГЭ?

В 9 классе ребята еще проходят новые темы по русскому языку, программа в школе достаточно насыщенная, и у учителей зачастую просто нет времени на то, чтобы на уроках готовить ребят еще и к формату ОГЭ. Здесь помогают факультативы, занятия после уроков, которые проводятся во многих школах, а также подготовительные курсы и репетиторы. Каждое задание на ОГЭ имеет свою специфику и особенности. Я, например, как преподаватель могу рассказать своим ученикам по каждому заданию небольшие «секретики», которые помогут им справиться с вопросом и быстрее найти правильный ответ.

На моей практике был случай с девочкой, которая в 9 классе прекрасно знала предмет и могла вообще оканчивать школу по этому предмету экстерном. Она без ошибок писала в ОГЭ и сочинение, и изложение, а вот тесты сделать категорически не могла, несмотря на прекрасный уровень знания теории. Если ребенок готовится к экзамену, он знает, что ждет его в каждом вопросе. Чтобы сдать ОГЭ хорошо, нужно знать формат экзамена.

Существует мнение, что ОГЭ по русскому языку — это самый простой экзамен в линейке ОГЭ. Что вы думаете по этому поводу?

В этом утверждении есть доля истины, поскольку все мы используем русский язык и в устной, и в письменной речи каждый день. Конечно, на какие-то вопросы можно ответить интуитивно. Также могу сказать, что в последние годы ОГЭ сильно упростили. Если посмотреть варианты 2013, 2014 года, там тесты гораздо сложнее. Сейчас все намного проще. При определенной подготовке можно набрать и максимальный результат.

По вашему опыту преподавания, какие темы и задания в ОГЭ по русскому языку самые сложные для школьников или вызывают наибольшее затруднение. И почему?

Первое — это изложение. Ко мне приходит много ребят, которые в школе изложение не пишут вообще. Тут, конечно, все зависит от конкретного школьного учителя — прорабатывает он с детьми такой тип заданий или нет. К тому же существует несколько типов изложения. В ОГЭ требуется написать сжатое изложение, которое само по себе очень непростое.

Второе сложное задание — это сочинение, которое также в школах пишут очень мало. И изложение, и сочинение вызывают затруднения у всех девятиклассников, к ним надо отдельно готовиться. Также непростым могу назвать вопрос № 9 в тестовой части. Это задание на обособленные члены предложения: приложение, причастный и деепричастный обороты.

А какие темы самые простые?

Самые простые — это задания в тестовой части, где требуется ответить на вопросы, относящиеся к содержанию текста. Раньше вопросы по тексту были сложнее, а сейчас задачу для девятиклассников упростили, и на предлагаемые вопросы большинство из них могут ответить не задумываясь. Также совсем несложные — это задание № 4, связанное с приставками, и задание № 7, связанное со словосочетаниями. С этими заданиями проблем у школьников, как правило, не возникает.

Расскажите, пожалуйста, про структуру ОГЭ. Всего на экзамене предлагается 15 заданий. Какие темы охватывают задания?

Работа делится на три части. Первая часть — это изложение, вторая — 13 тестовых заданий на языковой анализ предложенного текста и третья часть — это сочинение. В тестах задания охватывают самые разные темы, начиная от лексических средств и заканчивая орфографией, но большинство вопросов — на синтаксис и пунктуацию. Этим разделам русского языка посвящены семь заданий (№№ 8-14) из 13.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по русскому языку ставится наибольшее количество баллов?

Максимально за экзамен можно получить 39 баллов. При этом тройка ставится за результат от 15 баллов, четверка — от 25 баллов, пятерка — от 34 баллов. В тестовой части все просто: решил задание — получил один балл, не решил — получил ноль баллов. Сочинение и изложение оцениваются по нескольким критериям. За изложение можно максимально получить семь баллов. Такая оценка выставляется, если школьнику удалось раскрыть все микротемы, переданные в тексте, он использовал способы сжатия текста и правильно выстроил композицию. Максимальный результат за сочинение — девять баллов.

Что касается грамотности, то она оценивается по пяти критериям отдельно. Если в сочинении и изложении ученик не совершил ни одной грамматической ошибки, ему начисляются дополнительные 10 баллов. Немаловажен и тот факт, что оценка за грамотность качественно влияет на окончательную оценку за ОГЭ. Школьник может получить четверку за всю работу только в том случае, если помимо общей суммы в 25 баллов за первые четыре критерия по грамотности он набирает не менее четырех баллов. Для пятерки же необходимо набрать не менее шести баллов за грамотность при общей сумме от 34 баллов. И вот здесь кроется такой непростой момент в подготовке к экзамену. Школьника можно научить правильно строить композицию в сочинении, подбирать аргументы, сжимать текст в изложении, но если он абсолютно безграмотен и жил так все девять классов, невозможно привить ему абсолютную грамотность за полгода-год занятий. Можно что-то подправить, но искоренить полностью сложно.

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку наилучшим образом? Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат?

Чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно сесть на него и начать кататься! Так и с любым делом. Главный принцип подготовки к выпускным экзаменам — это многократная тренировка различных типов заданий. Например, мы с моими учениками каждый урок пишем изложение, несмотря на то что это им, конечно, надоедает. Во время подготовки очень важно слушать именно диктора в записи. Если текст диктует учитель, ученик может привыкнуть к его голосу и интонации и на экзамене растеряться, когда включат запись с незнакомым голосом. Сначала ребята у меня на занятиях слушают текст по шесть раз, потом постепенно мы доходим до двух раз. Когда мы только начинаем подготовку, многим требуется около часа, чтобы записать изложение, но к концу года это занимает не более 15 минут, Тут очень важна практика. Все то же самое относится и к сочинению. А что касается теории, она не такая и сложная. Нужно как следует ее подучить и «нарешивать» варианты заданий из тестовой части.

Какие открытые источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

  • Сайт ФИПИ. Здесь доступны демоверсии и банк заданий по всем предметам ОГЭ, в том числе по русскому языку.
  • Сборник заданий ОГЭ по русскому языку под редакцией ФИПИ.
  • Сайт Елены Захарьиной. Это сайт учителя русского языка и литературы, где размещаются очень полезные авторские варианты тестов.
  • «Учимся учиться». Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Какие есть подводные камни в различных заданиях экзамена? На что нужно обратить внимание при подготовке?

Задание № 1 (изложение) ОГЭ по русскому языку начинается с того, что школьники дважды слушают текст изложения. Между включением записи предусмотрено три-пять минут перерыва. Весь экзамен длится 3 часа 55 минут, и каждый ученик сам решает, сколько из этого времени он потратит на написание изложения. ФИПИ в демоверсиях экзамена предлагает около 35 вариантов текстов для изложения. Существует очень большая вероятность, что один из них и будет на ОГЭ. Было несколько случаев, когда мои ученики говорили после экзамена, что это изложение мы уже писали в классе. Поэтому очень важно проработать все тексты из демоверсий. Могу дать такую подсказку. Когда диктор читает текст, между абзацами он делает паузы более длительные, чем между простыми предложениями. Если вы сомневаетесь в расстановке абзацев, а их в тексте, как правило, три, ориентируйтесь на паузы. Где длинная пауза, там будет абзац. Изложение оценивается по трем критериям. Во-первых, нужно передать все микротемы, озвученные в тексте. Обычно каждый абзац содержит свою микротему. Во-вторых, необходимо использовать приемы сжатия изложения, чтобы лишняя информация ушла (например, исключить цитаты, вопросительные предложения). С текста нужно «снять шелуху», оставив только самое важное. Для отработки этого критерия я со своими учениками использую статьи (описание фильмов) с сайта «Кинопоиск.ру». Эти тексты интересны для ребят, но в них обычно много воды и лишней информации. Они периписывают эти тексты, оставляя только суть. Так мы тренируем навык сжатия изложения. Третьим критерием оценки является композиция изложения.
Задание № 2 Задание на смысловой анализ текста. Все внимание на вопрос! Вам нужно выбрать не тот ответ, в котором раскрыт смысл текста, а тот, в котором содержится ответ на заданный в условии вопрос.
Задание № 3 Задание на лексические средства и средства выразительности. Здесь надо понять, что такое метафора. Многие школьники «плавают» в этой теме. Когда мы с ребятами разбираем этот вопрос, я прошу, чтобы они сами придумывали метафоры. Так можно убедиться, что ученик улавливает суть понятия. В этой теме есть небольшая хитрость. Метафора выражается существительным или глаголом, а эпитет — прилагательным. Опираясь только на этот факт, вы уже сразу можете откинуть лишние ответы.
Задание № 4 Правописание приставок. Необходимо выучить значение приставок «пре» и «при». Например, приближение обозначает приставку «при». И еще очень важно! Если в задании говорится о неизменяемой приставке, то в 99% случаев это приставка «с».
Задание № 5 Задание по теме «Причастие». Здесь нужно выучить, что такое полное причастие, отглагольное прилагательное, краткое причастие, и чем они отличаются. Помните, что в отглагольном прилагательном пишется одна «н», а в полном причастии — два «н». Когда знаешь это правило, большая часть неправильных ответов в задании отпадают сами собой.
Задание № 6 В задании требуется заменить разговорное слово нейтральным синонимом. Например, предлагаемое «пошушукались» заменить на «пошептались».
Задание № 7 Задание на словосочетания. Необходимо выучить, чем отличаются три типа словосочетаний, основанные на управлении, согласовании и примыкании.
Задание № 8 Необходимо выписать грамматическую основу предложения. Это достаточно сложное задание. Если ребята его не поймут, то половину заданий из теста они не смогут решить.
Задание № 9 Обособленные члены предложения. Многие ребята не различают причастие и деепричастие. Для того чтобы выполнить это задание, необходимо выучить определение этих понятий и уметь их определять.
Задание № 10 Одно из самых простых заданий на вводные слова в предложениях. В предлагаемом тексте необходимо отметить запятые, отделяющие вводные слова. Во время подготовки нужно посмотреть все существующие вводные слова и составить с ними предложения, чтобы школьник увидел, какой акцент в смысл вносит то или иное вводное слово. Например: «Возможно, завтра я пойду в кино». Или: «Ура, завтра я пойду в кино». Иногда в задании предлагают найти обращение, но с этим у ребят никогда не возникает трудностей.
Задание № 11 Задание на грамматическую основу предложения, перекликается с заданием № 8. Необходимо определить количество грамматических основ в предложении.
Задание № 12 Задание посложнее предыдущих на связи в предложении. Нужно видеть границы грамматических основ и знать разницу между соединительной (союзы «а», «и», «но») и подчинительной связью.
Задание № 13 Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных. Для этого учитель с помощью схем должен показать различие последовательного, параллельного и однородного типа подчинения и научить ребят задавать вопросы от одной части предложения к другой. Например, необходимо в тексте определить сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
Задание № 14 Задание на связи в предложении. Обычно точка, точка с запятой, двоеточие и тире — это бессоюзная связь в предложении. Сочинительная связь — это чаще всего союзы «а», «и», «но», а союзы подчинительной связи лучше всего запоминать в виде таблицы.
Задание № 15 (сочинение) На выбор девятиклассника предлагается три темы. Первая тема — лингвистическая. Она считается самой сложной, поскольку требует очень хорошего знания теории. Например, тема «Зачем нужно многоточие» или «Зачем нужны приставки». Эту тему редко когда выбирают. Вторая тема представляет собой высказывание из текста, который приводится в начале работы. Необходимо объяснить, как вы понимаете это высказывание, и подкрепить свои рассуждения двумя аргументами из текста. Это, как правило, самая простая тема. А вот школьникам, которые планируют идти в 10-11 класс и готовиться к ЕГЭ, я всегда советую писать третью тему, поскольку она сильно перекликается с аналогичным заданием на ЕГЭ по русскому языку. Участникам экзамена предлагается объяснить значение слова, например, «Доброта», «Человечность», «Совесть». Сначала в произвольной форме нужно раскрыть значение слова, а потом, опять же, привести два аргумента: первый — из текста, который дан в начале работы, а второй — из жизни. Для каждой темы сочинения существуют свои критерии оценки. Например, оценивается растолкование значения слова, наличие и подбор аргументов, композиция и логика. За это задание вполне реально получить максимальные девять баллов, главное набить руку и отработать логику.

www.ucheba.ru

самостоятельно и с нуля до результата

Привет, друзья! Вот и настала наконец — то пора написать про ОГЭ. И начинаю писать с подготовки по русскому. В предыдущей статье я писал об подготовке к ЕГЭ по биологии. Ну что же не будем тянуть лямку ) переходим не посредственно к теме… ОГЭ по русскому языку входит в список предметов для сдачи выпускных экзаменов за 9 класс. С 2009 года сдается в тестовом режиме. Многие школьники интересуются, как подготовиться к ОГЭ по русскому. Для начала нужно ознакомиться с общей информацией об экзамене. А вариант контрольно-измерительных материалов обязательного государственного экзамена не отличается от версии 2017 года.

​Оценивание

​ОГЭ от ЕГЭ отличается тем, что единый для всех регионов минимальный бальный порог по конкретному предмету отсутствует. Порог определяется местными властями. Для этого проводится досрочный этап проведения экзаменов. Регионы отталкиваются от эталона, сверяются с ним и в основном не отходят от него. Федеральный институт педагогических измерений дает такие рекомендации каждый год.

​По рекомендациям, чтобы получить тройку по русскому языку на ОГЭ нужно набрать 15-24 первичных баллов. Для этого следует выполнить первые 9 заданий. Для пятерки понадобится набрать 34-39 первичных баллов.

Структура ОГЭ

​В 2018 г. тесты по русскому языку включают три части, которые в свою очередь состоят из 15 заданий.

  • 1 часть: одно задание – написать сжатое изложение по прочитанному тексту.
  • 2 часть: 13 заданий – выбрать один вариант из предложенных или написать краткий ответ (число, последовательность цифр, слова и словосочетания).
  • 3 часть: одно задание – написать развернутый аргументированный ответ на вопрос.

​Самостоятельная работа

​Не все школьники могут заручиться профессиональной помощью опытных учителей. Но самостоятельная подготовка связана с определенными сложностями. Поэтому без репетитора рекомендуют готовиться, если: ​

  • Вы легко понимаете предмет. Пробелы в знаниях могут быть. Например, потому что вы пропустили пару уроков из-за болезни или не поработали с темой, которую преподаватель давал на домашнее изучение.
  • Вы неплохо владеете предметом, но знания всегда нужно освежать. Ведь в ОГЭ есть темы, которые изучали в 8 классе, а то и ранее. Например, Незнайку проходят еще в 1 классе. Поэтому некоторые темы не будет лишним вспомнить.
  • Вы можете воспользоваться помощью родителей-учителей или отличников из вашего класса, которые согласятся на добровольной основе объяснить сложный материал. Остальные темы вы без труда освоите самостоятельно.

План самостоятельной подготовки

  • Готовьтесь заранее, а на за 1 день перед экзаменом. Ведь ОГЭ приходится на конец года. А в школе это всегда напряженный период, когда необходимо делать индивидуальные задания, сдавать контрольные и выполнять другие работы. Поэтому времени на подготовку будет немного. И информацию лучше усваивать частями, вникая в каждую тему отдельно и постепенно выстраивая взаимосвязь.
  • Занимайтесь регулярно, выделяя несколько часов на подготовку к ОГЭ каждый день. Так намного проще и комфортнее, чем выделять на занятия только выходные и просиживать за компьютером часами. Помните, что мозг работает эффективно 40-45 мин., после чего нужно делать перерыв. Если же вы попытаетесь охватить весь пропущенный материал за несколько недель, то прочитанное быстро забудется.
  • Повторяйте выученное. Двухразовое повторение будет оптимальным – через 6 часов после ознакомления с темой и на следующий день для закрепления. Это не значит, что вы должны все заново перечитать и выучить. Пройдитесь по ключевым сведениям. Они всплывут в голове в нужный момент, а дополнительный материал вспомнится, когда вы начнете описывать основные тезисы.
  • Занимайтесь в тихой и спокойной обстановке, сосредотачиваясь на учебе и не отвлекаясь на сторонние дела.

Какие материалы необходимы для самостоятельной подготовки к ОГЭ

Для подготовки у вас должна быть обширная база со всеми материалами. Необязательно идти в библиотеку за запасом учебников, которые накопились за несколько лет изучения предмета. Но в школьных книгах вам придется учить все подряд, а затем еще и повторять. Более эффективной будет компактная, сжатая информация, собранная специально для обязательного государственного экзамена. Ведь программа ОГЭ меняется каждый год, некоторые темы заменяют другими. И вы потратите время на материал, который не пригодится вам на экзамене, а важную информацию упустите. Поэтому более правильной будет подготовка к ОГЭ по русскому языку с помощью онлайн-пособий Цыбулько и Сениной. В них сжата подача материала, выделены главные понятия, правила, даты, одним словом, собрана вся ключевая информация. Такие специальные пособия упрощают систематизацию знаний и запоминание сведений.

​Кроме теоретической части, необходимо и практиковаться. Поэтому выделяйте время и на написание сочинений, прочтение произведений, чтобы во время выполнения таких заданий на ОГЭ вы чувствовали себя уверенно, могли изложить свои мысли и донести главную идею. На этой ноте, я с вами прощаюсь ) Надеюсь статья будет вам полезной.

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить ))

lexin-blog.ru

Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс

Статья: Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс 

Успешное выполнение первой части экзаменационной работы (написание сжатого изложения) представляется задачей не столь сложной.

Образцовую работу можно описать так: в ней передано без искажения содержание всего текста и каждой микротемы, грамотно использованы приемы сжатия текста, изложение логичное и последовательное, при этом отсутствуют орфографические, пунктуационные и фактические ошибки. К такому образцу следует стремиться.

Советы по написанию сжатого изложения

При первом прослушивании аудиозаписи текста сосредоточьтесь, чтобы понять основную мысль и проследить последовательность и логическую связь микротем. Записывайте только ключевые слова и словосочетания (можно сокращенно) отдельно для каждого абзаца.

В каждом абзаце своя микротема, поэтому важно не нарушать абзацное членение.

После первого прослушивания у вас есть время, чтобы поработать с черновиком. Оставляйте на черновом листе широкие поля и интервалы между строчками, куда вы сможете потом вписать слова и даже предложения.
Слушая текст второй раз, проверьте, верно ли вы излагаете содержание. В это время у вас есть возможность дописать слова и фразы.
Затем приступайте к редактированию текста. Не забывайте, что ваша задача – передать содержание текста и каждой микротемы, не добавляя ничего от себя, как бы сильно вам этого ни хотелось.
Для сжатия изложения используйте следующие приёмы:
— исключение (исключать можно только второстепенную информацию: повторы, подробности и т.д.)

Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. — Нет несчастнее человека ленивого.

Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя., как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. — Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

— упрощение
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. – Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.

Шофер затормозил машину, когда заметил впереди разрушенный мост. — Шофер затормозил машину, заметив впереди разрушенный мост.

— обобщение
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. — Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», — ответила горничная на вопрос великой балерины. – Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

Применять эти способы (один или несколько) необходимо на протяжении всего текста. Но не перестарайтесь, ведь в изложении должно остаться не менее 70 слов.
Обязательно перечитайте то, что у вас получилось. Если во время прочтения вы что-то изменили, перечитайте полностью ещё раз.
Слова, написание которых вызывает сомнения, замените синонимами. Не даёт покоя какая-нибудь запятая – перестройте предложение или превратите в два.

Потренируйтесь использовать приёмы сжатия на предложениях:
— Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.

— Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.

— Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

— Существуют старинные легенды о лебединой песне. В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью».

— Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду.

Сформулируйте микротему каждого абзаца текста:

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву)

 

 

infourok.ru

Урок русского языка «Подготовка к ОГЭ» (9 класс)

Тема урока: Подготовка к ОГЭ.

Цель урока: 1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена по русскому языку;

2) развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА;

3) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слов, воспитывать любовь к родному краю.

Форма проведения урока: урок-практикум.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Подготовка к ОГЭ».

 

Ход урока.

Эмоциональный настрой на работу.

Рано утром я встаю, бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжим повторение изученного по русскому языку и подготовку к экзамену.

Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ

Цель: вырабатывать навык работы с тестовой частью экзамена. (1 слайд: Подготовка к ОГЭ + цель)

2. Проверка домашнего задания.

(чтение обучающимися сжатых изложений, анализ)

3. Работа по теме урока.

Экспресс-тест (разминка) 2 слайд

Если вы согласны с утверждением ставите плюс, если нет, то минус.

1. Сложные предложения по виду связи делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

2. По количеству грамматических основ предложения бывают простые и двусоставные.

3. Составное именное сказуемое состоит из глагола связки и глагола в инфинитиве.

4. В сложноподчиненном предложении союзное слово является членом предложения, а союз – нет.

5. Односоставные предложения –это предложения, в которых грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.

6. Односоставные предложения бывают определенно-личными, неопределенно-личными, безличными, назывными.

3 слайд (взаимопроверка)

1. +

2.-

3.­­ –

4.+

5.-

6.+

Игра « Найдите четвертое лишнее» (4 слайд)

А) Гуси не выдержали и побежали.

Б) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел.

В) Белый гусь сидел, высоко вытянув шею.

Г) Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. (Е.И.Носов «Белый гусь»)

-Укажите вид сложного предложения (5 слайд)

1. Плакучие березы опустили вниз зеленые косы, а в елках нависла синяя тишина. (ССП) 2. Зовут Гром, глянет – так гром до самых пяток пробирает. (БСП)

3. Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что С. Королев — конструктор и основатель советской космонавтики. (СПП)

4. Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей дущой: личное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться. (СП с разными видами связи)

Игра «Данетка». (6 слайд)

Грудной свой возраст помним мы едва ли,

У Сейма мы живём на берегу.

Мы здесь росли, отцы здесь воевали

И разогнули Курскую дугу.

Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году –

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду (…)

Звучи, наш голос, молодой и свежий.

Пусть всем приятен будет курский дом.

И пусть у нас всегда любой приезжий

Себя считает курским соловьём. (М.Светлов)

  1. Грудной возраст – согласование

  2. Помним возраст – управление

  3. Едва (ли) помним – примыкание

  4. Живём на берегу – согласование

  5. На берегу у Сейма – примыкание

  6. Здесь росли – примыкание

  7. Утверждать заранее – примыкание

  8. Разогнули дугу – управление.

  9. Курскую дугу – управление

  10. Курским соловьём — согласование

Самопроверка: Да – 1,2,3,6, 7,8,10 нет – 4,5, 9 (7-й слайд)

-Вместо заключения – «шпаргалка» в подарок. Всем, кто добросовестно выполнил упражнение, предлагаю воспользоваться известной студенческой «шпаргалкой» — подсказкой:

При согласовании три требования главного слова к зависимому – род, число, падеж

При управление одно требование главного к зависимому – падеж.

При примыкании никто ничего потребовать не может.

Групповая работа (8-й слайд)

Выпишите грамматическую основу предложений

1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама Кира, главная защитница, и увела Лёку. (

( Колька всполошился, поднял; мама прибежала и увела) (2)

2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)

3) Сергей в свои пятнадцать лет был человеком самостоятельным, и все знали: Сергей живёт своим умом.

( Сергей был человеком самостоятельным, все знали, Сергей живёт) (3)

4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

( Сергей поднырнул) (1)

 

Самостоятельная работа     (9 слайд).

Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.

Задания.  1.Подсчитать, сколько грамматических основ в   предложении. 2.Выписать грамматические основы. 3. Выпишите подчинительные союзы 4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления. 5.Выписать цифры, соответствующие выделению вводной конструкции. 6.Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству.    7.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

Ответы. 1. 3, 2.И. И. Пущин покинул и поступил; доказать; можно приносить 3. Что, чтобы 4.Товарищ по Лицею 5.3, 4 6.7 9.Приносить

-А теперь выполним комплекс заданий, а заодно узнаем несколько интересных фактов из истории славного города Курска (дополнительные задания) 

Задание. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Знаменская площадь (часть Красной площади у Знаменского монастыря) памятна (1), конечно(2),знаменитым крестным ходом. На Георгиевской площади (3), в той её части(4), что ныне занимает Пролетарский сквер(5), 23 апреля была ярмарка с народным гуляньем(6), торговлей игрушками и сластями(7), качелями(8), балаганами и цирком. Богословскую(9), за Херсонскими воротами (10), позже засадили деревьями ( парк Дзержинского) и застроили. А тогда по понедельникам и пятницам был базар с продажей сена и соломы (11), дров (12), кожи (13), лошадей. И ещё здесь(14), рядом с казармами(15), проводили военные учения.

Ответ: 45

Задание. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)40 лет назад старинная курская улица Воротняя получила новое название и стала именоваться в память об одном из деятелей революционного движения Иване Павлуновском, который жил именно здесь. (2) Пройдёмся по этой улице, заглянем в её прошлое…

(3) Она проложена по плану, утверждённому императрицей Екатериной II в 1782 году. (4)Первоначально называлась Городовой, поскольку здесь в те времена размещалась слобода «Городовой службы», которую упразднили в 1808 – м. (5) Но ещё раньше, в связи с постройкой Херсонских ворот в честь проезда в 1787 году через Курск императрицы Екатерины Великой, улица получила второе название – Воротняя.(6) Она была своеобразной пограничной линией между городской окраиной, начинавшейся от заставы, обозначенной шпилями возле казарм, и въездом в центр Курска.

Ответ:4

Задание. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)На каланче каждой из четырёх пожарных частей стоял дежурный, высматривал, не видно ли подозрительного дыма. (2) Если случался пожар, то днём на мачте поднимали шары, а ночью фонари. (3) Сколько шаров, таков номер части, отправлявшей обоз на тушение. (4)Впереди скакал всадник и трубил в рожок, за ним команда, звонившая в колокол, с насосом, лестницами, шлангами и, конечно, бочками с водой, если там, куда спешили, не было водопровода. (5) У рядовых пожарных блестели медные каски, у офицеров – никелированные. (6) Белые шары с синей полосой поднимали, если температура была 20 градусов ниже нуля по Реомюру (25 – по Цельсию) или холоднее. (7) Это означало, что детей не следует пускать в школу.

Ответ:4

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выберите фразеологизм, которые характеризует вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«ПЛЮС- МИНУС- ИНТЕРЕСНО». В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «Интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание – тест № _________

Выставление оценок.

infourok.ru

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Подготовка к ОГЭ — дело ответственное и сложное. Особенно это касается самостоятельной подготовки. Очень надеюсь, что материалы сайта «Стать грамотным» помогут вам, дорогие девятиклассники подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и сдать его успешно.

Итак, кликайте по нужным ссылкам на сайте, читайте, принимайте к сведению – и готовьтесь к экзамену. А мы будем периодически пополнять и обновлять полезные для вас материалы.

Приближается непростая для девятиклассников пора: выпускникам основной школы предстоит сдать ОГЭ. Для тех, кто ещё не в курсе, сообщаю: ОГЭ (основной государственный экзамен) – это испытание, подобное тому, которое в предыдущие годы именовалось ГИА.

Однако теперь государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов максимально приблизят к ЕГЭ, который сдают одиннадцатиклассники.

ОГЭ по русскому языку – экзамен, обязательный для тех, кто заканчивает 9 класс. Надо признать, что испытание, ожидающее выпускников, не из лёгких.

Экзаменационная работа по русскому языку включает три части:

При этом предполагается проверить знания, умения и навыки практически по всем разделам программы основной школы. 

Обязательно прочитайте статьи:

Как писать сжатое изложение

Что такое микротема

Как писать сочинение в формате ОГЭ

bacenko.ru

Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку. Выступление

Просмотр содержимого документа
«Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку. Выступление»

РМО учителей русского языка и литературы

28 марта 2018 г.

Организация эффективной подготовки

к ОГЭ по русскому языку.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. У меня сложилась определённая система подготовки учащихся к итоговой аттестации, и этим опытом я хочу поделиться.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

— Психологический настрой учащихся.

— Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

— Создание методической базы.

— Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

— Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к ОГЭ.

—  Работа   с   текстом. 

— Создание банка тестовых заданий. 

— Работа с классным руководителем, администрацией школы.

  1. Психологический настрой учащихся.

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержку у учителя. Улыбка, доброе слово («У вас всё получится», «Вы всё знаете», Не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;

  • сомнение в собственных способностях;

  • неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

  • быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга и релаксации.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг, позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Например, удачной будет такая формула:

  • Все хорошо в моем мире.

  • Я уверен и спокоен.

  • Я быстро вспоминаю весь материал.

  • Я сосредоточен.

  • Память надёжная выдаёт нужные сведения без трудностей.

  • Приятно, очень приятно сдавать экзамены.

  • Легко, с удовольствием отвечаю на любой вопрос.

  • Готов к любым неожиданностям.

  • Трудности меня только радуют. Они воодушевляют.

  1. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

Информационная работа — важное условие формирования психологической устойчивости учащихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Информирую их о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. На стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

3.Создание методической базы.

Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами котор

multiurok.ru

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Тема урока: Подготовка к ОГЭ в 9 классе

(работа над тестовой частью)

Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА;

3) Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, «Толковый словарь русского языка»

С.И. Ожегова, карточки.

Ход урока.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

(Андрей Дементьев)

— Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? ( «Милосердие »).

— Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

— Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ

А теперь небольшая лингвистическая разминка.

  1. Фонетика. Сделайте фонетический разбор слова боль .

Боль. В слове один слог.

Б — [б ] — согласный, твёрдый, звонкий;

О — [о] — гласный, ударный;

Л — [л ] — согласный, мягкий, звонкий;

ь.

4 буквы, 3 звука.

( 1 учащийся работает у доски)

2) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова сострадание.

Словообразовательный разбор

Сострадание — сострадать (суффиксальный)

Сострадание- пострадавший, страдают. Е-окончание,сострадани-основа…

(2 учащийся работает у доски)

3) Лексика. Объясните значение слова буйствовать. Можно обратиться к словарю С.И. Ожегова « Толковый словарь русского языка»

Страница 62. 2 абзац 16-е слово.

Буйствовать — слово многозначное.

1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган. 2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.

— В каком значении употреблено слово в стихотворении?

(Во втором.) (3 учащийся работает со словарем)

(Одновременно класс работает над заданием – фронтальный опрос)

1. В каком ряду во всех словах есть звук П’?
1) голубь, пилот, песня
2) Компьютер, пьеса, купе
3) Птицы, пение, выступить
4) Степной, первый, списать

2. В каком слове все согласные звонкие?
1) царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб

3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь

4. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд

5. В каком слове 4 согласных звука?
1) льет, 2) деньги, 3) линия, 4) ее

4) Синтаксис. Давайте вернёмся к четверостишию. Укажите грамматические основы. Составьте схему.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с однородным подчинением.

5). Решение тестовых заданий с помощью презентации.

а) Укажите количество грамматических основ.

1)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун -большой праздник для крестьянских мальчиков (Тургенев).

2) Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина.

3)На душе у него было очень скверно.

4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.

5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.

6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.

б)  Выпишите грамматическую основу предложений

1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. (

( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)

2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

 ( Лёка и несколько девчонок  прокрадывались и кормили) (1)

3) Она легко, слов­но ше­лест ве­тер­ка, за­блу­див­ше­го­ся в лист­ве, сколь­зи­ла между раз­рос­ши­ми­ся ку­ста­ми и низко сви­са­ю­щи­ми вет­ка­ми де­ре­вьев.

(она скользила)

4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

 ( Сергей поднырнул)  (1)

в) Задание (с комментарием)

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка,(3) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло… (Ответ: 1,2,7)

 

6). Повторение с применением презентации.

    1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

     5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

     Запись в тетрадях:

последовательное – 1,3

параллельное – 5

однородное – 2,4 

 

 7)   На доске начерчены схемы предложений, которые ребята будут записывать под диктовку.

     Задания: расставить запятые, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, отыскать соответствующую схему.

[ ___ ===, (с. ===), (с.с. ===), и ===].

 

[ ___ === ], (с.с. === ____ ) и (с.с. === ____).

 

[ ===], (с. ____ ===), (с. === ____).

     1.Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.

     2.Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.

     3. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.

 

8) Самостоятельная работа Ребята получают карточки с текстом для анализа.

     Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.

Задания.  1.Подсчитать, сколько грамматических основ в       предложении.

                   2.Выписать грамматические основы.

                   3. Определить вид подчинения.

                   4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.

                    5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

                     6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

                      7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.

                      8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.

                       9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

                      10.Выписать подчинительные союзы.

Ответы.

                       1.3

                       2.И. И. Пущин покинул и поступил

                          доказать

                          можно приносить

                        3.Последовательное

                        4.Товарищ по Лицею

                         5.3, 4

                         6.7

                         7.Блестящую

                         8.Чувства

                          9.Приносить

                          10.Чтобы, что

9) Игра-конкурс

Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да — нет.

Вопросы для 1 команды:

1 Й — гласный звук. Нет

2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.

3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.

4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.

6 Себя – это личное местоимение. Нет.

7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да

Вопросы для 2 команды:

1 Б — глухой согласный. Нет.

2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.

3 Морфология – наука о составе слова. Нет.

4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.

5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.

6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да

7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да

Вопросы для 3 команды:

1 О – это гласный звук. Да.

2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет

3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.

4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.

5 А, но , однако — это противительные союзы. Да.

 6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.

7 Диалог это разговор двух лиц. Да.

Второй тур: «Фразеологический калейдоскоп»

Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.

Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)

Красный. Сматывать удочки ( убежать)

Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)

Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).

Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)

Салатовый Путаться под ногами

Третий тур: « Грамотеи»

Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении;

К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.

А) а — о — о — о — е — т — е — о.

В) о — о — о — о — е — т — е — о.

С) о — а — а — о — и — т — е — о.

Д) а — а — а — о — и — и — а.

Е) о — о — о — а — и — и — а.

Четвёртый тур «Четвёртый лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово (лишним будет слово, с чередующейся безударной гласной в корне) (А5).

1. Приходившей, прилипали, угасало, замирало

2. Блистательная, борода, деревья, сапоги.

3. Поблагодарил, выжигали, удивление, поделиться.

4. Ледяным, вскочил, встречать, восхищаться.

5. Загорать, возвращаемся, ровесник, укомплектуем.

6. Зарево, сожаление, красота, полоса.

Пятый тур «Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот (В2).

1 команда

  1. каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –


2 команда
1. человек без совести —
2. вопрос по литературе –

3. ком снега –
4. судьба матери –
5. приморский парк —

6. солнечная энергия –

7. голубоглазая девочка —

3 команда
1. гостиница при вокзале —
2. костюм в полоску –
3 .занятия музыкой –
4.парень с рыжими волосами —
5. клетчатый шарф –
6. лесной запах –
7. двухэтажное здание –
10) Подведение итогов.

11) Домашнее задание: разноуровневые задания

Задание уровня А

1.Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БЕЗЖИЗНЕННОМ на месте букв ЗЖ произносится звук [Ж].

  2. В слове СТЕБЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  3. В слове ФАНТАЗИРУЮ букв больше, чем звуков.

  4. В слове ЧУВСТВУЕШЬ согласный звук [В] является непроизносимым.

2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУВСТВУЕШЬ мягкость согласного [Ш] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  2. В слове ЖИЗНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  3. В слове ВСЕЛЕННАЯ первый звук [ф].

  4. В слове ЗАЯЦ букв больше, чем звуков.

3. Укажите ошибочное суждение.

  1. Мягкий знак (ь) в слове ЗУБЬЯ играет разделительную роль – обозначает наличие звука [Й’].

  2. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [Л] является непроизносимым.

  3. В слове ОБЪЯТЫЕ количество букв и звуков совпадает.

  4. В слове ВОСХОД последний звук – [Т].

4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДАЧА первый звук [С].

  2. В слове БЕРЕЗА после Р произносится звук[О].

  3. В слове СИЯНИЕ звуков больше, чем букв.

  4. В слове ПОРОГ последний звук – [К].

5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЛЕГКИЙ на меcте Г произносится звук [Х].

  2. В слове ПОЗЖЕ количество букв и звуков совпадает.

  3. В слове ЧЕСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

  4. В слове ТЯНУТЬ мягкость согласного [Т’] на письме обозначена буквой Ь

6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

  2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

  3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

  4. В слове ЖЕСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

7. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУДНОЙ все согласные звуки твердые.

  2. В слов ЦИРКУЛЬ после Ц произносится звук [ы].

  3. В слове ШТАБ последний звук – [П].

  4. В слове БОЮСЬ мягкость согласного [С’] на письме обозначена буквой Ь

8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЖАЛЮЗИ все согласные звуки звонкие.

  2. В слове ГАЛЕРЕЯ звуков больше, чем букв.

  3. В слове ЯХТА первый звук – [й’].

  4. В слове ПРИЗЫВ последний звук – [В].

9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ГРУСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

  2. В слове ТЕРЯТЬ все согласные звуки мягкие.

  3. В слове ОВРАГ все согласные звуки звонкие.

  4. В слове УЖИН после Ж произносится [Ы].

10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЕЛКА звуков больше, чем букв?

  2. В слове ПОЮТ есть звук [У].

  3. В слове ВОСЕМЬСОТ букв больше, чем звуков.

  4. В слове КОСЬБА произносится звук [С’].

Задание уровня В

В логу,(1) среди моховых валунов,(2) речка не торопится. Ледяная вода струится, (3) огибая камни,  (4) и только там, (5) где течение реки выходит на скользкую плиту, (6) она начинает мурлыкать говорливо, (7) но однообразно. Кругом молчание, (8) вокруг все спокойно.

1. Укажите № запятой, которая разделяет части БСП.

2. Укажите № запятой, которая разделяет части  ССП.

3. Укажите № запятой, которая разделяет части СПП.

4. Укажите № запятых, выделяющих уточняющий член предложения.

5. Укажите противительный союз.

www.metod-kopilka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *