Биология ким огэ – ОГЭ, Биология, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Мазяркина Т.В., Богданов Н.Л., Первак С.В., 2018

КИМ ОГЭ по биологии, 9 класс

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с. Карагай, Пермский край

 

Биология 9 класс: подготовка к ОГЭ

Тексты к заданию 24

Автор:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай — 2018

 

Пояснительная записка

 

В КИМах ОГЭ по биологии в задании 24 проверяется умение обучающихся проводить множественный выбор правильных ответов из нескольких предложенных. Как показывает опыт, некоторые учащиеся затрудняются выбрать три верных ответа из 6 предложенных, т.к. не умеют анализировать содержание задания.

Цель: Знакомство с правилами выполнения задания 24 при подготовке к ОГЭ.

Задачи:

1. Информировать учащихся 9 класса о требованиях к выполнению заданий линии 24 по биологии.

2. Познакомить с кодификатором, спецификацией и образцами заданий.

3. Мотивировать учащихся к успешной подготовке к ОГЭ

В данном материале представляю свой опыт работы по формированию умения учащихся анализировать представленный текст. Предложенный материал составлен автором и состоит из трёх заданий с анализом текста и шести заданий для самостоятельного решения.

Рассмотрим задание:

Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Лягушка травяная достигает в длину 6-8 см.
  2. Оплодотворение наружное.
  3. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
  4. Развитие эмбриона в икринке до стадии головастика происходит в течение 7-10 суток.
  5. Зимует на дне водоёмов.
  6. Икринка представляет собой яйцеклетку, укутанную слизистой белковой оболочкой.

Учащимся предлагается вспомнить критерии вида организма, о котором идёт речь в задании, его значении в природе и жизни человека. Для этого в тренировочных заданиях указана последовательность выполнения:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:

А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),

Б) физиологические (питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение),

В) экологические (связаны со средой обитания и образом жизни),

Г) этологические (поведенческие),

Д) систематические единицы (таксоны),

Е) значение в природе или жизни человека

3. Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов. Речь идёт о размножении лягушки. Следовательно, выбираем признаки, связанные с размножением. Это утверждения 2, 4, 6.

Ответ:

Ответ в бланк ОГЭ записывается в виде последовательности цифр (без пробелов, без запятых и других знаков). В задании может быть указание на один или несколько признаков.

Обращаем внимание учащихся на оценку задания! За ответ на задания 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

Тренировочные задания

Задание 1.

Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию

данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Лягушка травяная достигает в длину 6-8 см.
  2. Оплодотворение наружное.
  3. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
  4. Развитие эмбриона в икринке до стадии головастика происходит в течение 7-10 суток.
  5. Зимует на дне водоёмов.
  6. Икринка представляет собой яйцеклетку, укутанную слизистой белковой оболочкой.

Ответ:

Предлагаем учащимся Инструкцию к выполнению задания. Учащиеся должны вспомнить, какие видовые признаки есть у животных.

1. Внимательно прочитайте задание.

Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:

    А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),

    Б) физиологические (питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение),

    В) экологические (связаны со средой обитания),

    Г) этологические (поведенческие),

    Д) систематические единицы (таксоны),

    Е) значение в природе или жизни человека

    3. Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов. Следовательно, выбираем признаки, связанные с размножением. Это утверждения 2, 4, 6.

    Ответ:

    Задание 2.

    Лягушка травяная – животное, относящееся к классу Амфибии.

    Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1. Лягушка травяная во взрослом состоянии не имеет хвоста, относится к отряду Бесхвостые амфибии.
    2. Оплодотворение икринок происходит в воде.
    3. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
    4. Лягушка травяная отличается от лягушки остромордой наличием «мраморного» рисунка на брюхе.
    5. Является хордовым животным.
    6. Взрослые лягушки после икрометания покидают водоёмы.

    Ответ:

    Предлагаем учащимся Инструкцию к выполнению задания. Учащиеся должны вспомнить, какие видовые признаки есть у животных.

    1.Внимательно прочитайте задание.

    2. Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:

    А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),

    Б) физиологические (питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение),

    В) экологические (связаны со средой обитания),

    Г) этологические (поведенческие),

    Д) систематические единицы (таксоны),

    Е) значение в природе или жизни человека.

    3. Лягушка травяная – животное, относящееся к классу Амфибии. Речь идёт о систематических единицах, следовательно, выбираем утверждения 1,4, 5.

    Ответ:

    Задание 3.

    Баклажан относится к семейству Паслёновые. В ходе фотосинтеза использует углекислый газ и воду, выделяет кислород на свету.
    1) Плод баклажана многосемянный, сочный, ягода.
    2) Родина баклажана Юго-Восточная Азия, Бирма и тропические районы Индии, где растение встречается в диком виде.
    3) Баклажан выделяет углекислый газ при дыхании.
    4) Баклажан используют для приготовления различных закусок.
    5) Цветок баклажана содержит 5 тычинок.
    6) Баклажан является теплолюбивой культурой.

    Ответ:

    Предлагаем учащимся Инструкцию к выполнению задания. Учащиеся должны вспомнить, какие видовые признаки есть у растений.

    1.Внимательно прочитайте задание.
    2. Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:
    А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),
    Б) физиологические (питание, дыхание, фотосинтез, выделение, размножение),
    В) экологические (связаны со средой обитания и образом жизни),

    Г) систематические единицы (таксоны),
    Д) значение в природе или жизни человека.

     

    3. В этом задании необходимо выбрать утверждения, которые связаны с систематикой и физиологическими процессами. Выбираем утверждения 1, 3, 5.

    Ответ:

    Задания для самостоятельного решения

    Бодяк полевой – многолетнее сорное растение, плоды которого разносит ветер.

      Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      1) Бодяк встречается в посевах пшеницы.
      2) Побеги бодяка используют в народной медицине.
      3) У бодяка соцветие корзинка.
      4) Плоды бодяка – семянки с хохолком.
      5) В соцветии только трубчатые цветки.
      6) Имеет длинное корневище с отпрысками, которые дают дополнительные побеги.

      Ответ:

      2. Китообразные накапливают слой жира до 50 см толщиной и обладают эхолокацией.

      Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      1) Синий кит имеет длину до 33 м и массу около 150 т.
      2) Китообразные совершают длительные миграции.
      3) Киты легко ориентируются на большой глубине.
      4) У китов постоянная температура тела.
      5) Беззубые китообразные питаются мелкими ракообразными.
      6) Подкожный жир обеспечивает плавучесть водных организмов.

      Ответ:

      3. Серые гуси – крупные птицы, селятся у водоёмов, на болотах и низинных лугах.

      Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      1) Масса серого гуся достигает 4,5 кг.
      2)Гуси устраивают гнёзда из веточек и травы, выстилая дно пухом.
      3) Излюбленные местообитания – заросли тростника по берегам озёр.
      4) Самка откладывает до 10 яиц, из которых через 28 дней вылупляются птенцы.
      5) Размах крыльев достигает 180 см.
      6) Высиживает птенцов самка, изредка отлучаясь на кормёжку.

      Ответ:

      4. Лягушка травяная – земноводное животное, питающееся животной пищей.

      Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      Ответ:

      1. В водоёмах Пермского края кладки икры лягушки травяной появляются в конце апреля – начале мая.
      2. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
      3. На затылочной части головы имеется л-образное пятно.
      4. Окраска тела от светло-жёлтых и сероватых до серо-бурых и коричневых оттенков.
      5. На голове имеются тёмные височные пятна.
      6. Лягушки охотятся только за движущейся добычей.

      5. Лук – ценное овощное растение. Подземная часть растения – луковица, от которой отходят придаточные корни.

      Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

       

      1) В пищу используют надземную зелёную часть растения.

      2) Белые цветки собраны в шаровидное соцветие.

      3) Лук имеет плод коробочку.

      4) В луке содержатся витамины В и С, эфирные масла.

      5) Луковица является видоизменённым побегом.

      6) Родина лука – Китай и Средняя Азия.

       

      Ответ:

      6. Гриб подберёзовик относится к съедобным трубчатым грибам, обитающим в берёзовых лесах.

      Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      1) Грибница поглощает из почвы воду и растворённые минеральные соли, а дерево снабжает гриб органическими веществами.
      2) Нити грибницы плотно оплетают корень дерева, образуя микоризу.
      3) В трубочках шляпки созревают споры.
      4) При похолодании рост гриба прекращается.
      5) Шляпка и ножка составляют плодовое тело гриба.
      6) Грибница растёт медленно, накапливая запас питательных веществ для образования плодового тела.

      Ответ:

      Ответы:

      1. 146. 2. 346. 3. 135. 4. 126. 5. 146. 6. 123.

      Источники информации:

      Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. /В.В.Пасечник. – 13-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

      Латюшин В.В. Животные. 7 кл./ В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.- 11 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Демоверсия ОГЭ 2017 по биологии, ГИА-9, ФИПИ

      Спецификация
      контрольных измерительных материалов для проведения
      в 2017 году основного государственного экзамена
      по БИОЛОГИИ

      1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

      ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

      2. Документы, определяющие содержание КИМ

      Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

      3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

      Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
      Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни», предметных умений и видов познавательной деятельности. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта 2004 г. и не зависит от рабочих программ и учебников, по которым ведется преподавание биологии в конкретных образовательных организациях.
      В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нем рассматриваются актуальные для обучающихся вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

      4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

      Проявляется в отборе контролируемого содержания и построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в IX классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным блокам курса биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым количеством частей и используемыми типами заданий.

      5. Характеристика структуры и содержания КИМ

      Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.

      Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом: 22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры; 6 заданий повышенного уровня сложности, из которых 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести, 3 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

      Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 2 на применение биологических знаний для решения практических задач. 

      ………………………..

      www.egeigia.ru

      Кимы для подготовки к ОГЭ по биологии.

      1 вариант.

      Часть 1

      .

      1. Это портрет члена Лондонского королевского общества, который первым увидел и описал микробов. Кто это?

       

      1) Дж. Пристли

      2) У. Гарвей

      3) А. Везалий

      4) А. Левенгук

      2. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

       

      1) контролируют жизнедеятельность

      2) поглощают энергию солнечного света

      3) хранят наследственную информацию

      4) запасают воду

      3. Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к

      1) образованию семян

      2) автотрофному питанию

      3) двойному оплодотворению

      4) гетеротрофному питанию

      4. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?

      5. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

      1) узкие листья

      2) образуется мало спор

      3) есть воздухоносные клетки

      4) отсутствуют корни

      6. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?

      1) инфузория-туфелька

      2) амёба дизентерийная

      3) амёба обыкновенная

      4) эвглена зелёная

      7. Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

      1) мелкими земноводными

      2) мелкими млекопитающими

      3) семенами

      4) летающими насекомыми

      8. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

      1) нервная система узлового типа

      2) жаберные щели в стенке глотки зародыша

      3) лёгкие, состоящие из альвеол

      4) волосяной покров

      9. Чем образовано серое вещество спинного мозга?

      1) аксонами нейронов

      2) телами нейронов и их дендритами

      3) сократительными волокнами

      4) соединительной тканью

      10. Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?

       

      1) тазобедренный

      2) коленный

      3) локтевой

      4) лучезапястный

      11. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

      1) Она улучшает всасывание питательных веществ.

      2) Она способствует выработке антител.

      3) Она усиливает кровообращение.

      4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

      12. Какой фактор обеспечивает движение крови в венах?

      1) большая разветвлённость сосудов

      2) сокращение близлежащих скелетных мышц

      3) разная скорость движения крови по сосудам

      4) работа створчатых клапанов сердца

      13. Переваривание белков в организме человека начинается под действием

      1) веществ, имеющихся в самой пище

      2) выделений бактерий толстой кишки

      3) ферментов желудка

      4) ферментов кишечного сока

      14. Почему человек дрожит, когда ему очень холодно?

      1) чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу

      2) чтобы создать с помощью мышечной активности дополнительную энергию

      3) чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг

      4) чтобы доставить больше крови к поверхности кожи

      15. Какую функцию выполняет зрачок глаза?

      1) преобразует энергию света в нервный импульс

      2) регулирует световой поток

      3) фокусирует изображение на сетчатку

      4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС

      16. Во время завтрака между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что ученик 10 класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у учащегося возникнет торможение?

      1) дыхательном

      2) сердечно-сосудистом

      3) пищеварительном

      4) двигательном

      17. В каком случае используется средство первой помощи, изображённое на рисунке?

      1) плоскостопие

      2) радикулит

      3) вывих

      4) сколиоз

      18. Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?

      1) хищник – жертва

      2) конкурентные

      3) взаимовыгодные

      4) паразит – хозяин

      19. Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи: 

      хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай

       

      1) горностай

      2) хлебные злаки

      3) паук

      4) шведская муха

      20. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гликогена (в %)).

      Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10–15 мин.?

       

      1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно

      2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно

      3) плавно снижается

      4) не изменяется

      21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

      Целое

      Часть

      Майский жук

      Трахеи

      Гадюка обыкновенная

       

      Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

      1) трахеи

      2) жабры

      3) лёгкие

      4) кожа

      22. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

      А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.

      Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.

       

      1) верно только А

      2) верно только Б

      3) верны оба суждения

      4) оба суждения неверны

      23. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1) размножение зависит от воды

      2) имеют проводящие ткани

      3) имеют побеги с листьями

      4) имеют корни

      5) образуют семена

      6) образуют шишки

      24. Известно, что копытень европейский – многолетнее, вечнозёленое, теневыносливое травянистое растение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

      Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      Семенное размножение копытня целиком зависит от муравьёв, которые опыляют его цветки и разносят созревающие в июне семена.

        

       2) 

      Сверху лист имеет темно-зелёный оттенок и кожистую структуру.

        

       3) 

      Отваром растения или его листьев лечат сердечно-сосудистые и простудные заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, печени и почек.

        

       4) 

      Запах растению придаёт эфирное масло остро-горького вкуса.

        

       5) 

       

      Растение до 10 см высотой с ползучими стеблями и ползучим ветвистым корневищем.

        

       6) 

      Жизнь листьев, начавшись весной к концу цветения копытня, продолжается после этого целый год

      25. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

       

                    ПРИЗНАК         

      ТИП КЛЕТОК КРОВИ

      A) в зрелом состоянии отсутствует ядро

      1) эритроциты

      Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы    

      2) лейкоциты

      В) образуют антитела

      Г) имеют форму двояковогнутого диска

      Д) содержат гемоглобин

       

      Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

       

       

      A

      Б

      В

      Г

      Д

      26. Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

      1) появление семядолей

      2) появление зелёных листочков

      3) разрушение семенной кожуры

      4) набухание семени

      5) появление корешка

      27. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

       

      СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

      В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

       

      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

      1) внешняя

      2) внутренняя

      3) фермент

      4) гормон

      5) антитело

      6) селезёнка

      7) надпочечник

      8) поджелудочная железа

       

      A

      Б

      В

      Г

      28. Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

      А. Тип листа 

      1) черешковый

      2) сидячий

      1) параллельное

      2) дуговидное

      3) пальчатое

      4) перистое

      Б. Жилкование листа

      В. Форма листа

      Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.

      Д. Край листа

      Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

       

      A

      Б

      В

      Г

      Д

      Часть 2.

      Прочитайте текст и выполните задание 29.

      КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

      Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

       

      Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

      Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

      Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

      Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

      Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей- паразитов отсутствуют органы пищеварения.

      Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

      29. Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

       

      1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?

      2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

      3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

      30. Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент

      Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу.

       

       

      Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

      1. Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков тимина в ДНК, а количество цитозина — количеству гуанина. Подтвердил ли наш дотошный учёный это правило?

      2. Каково содержание гуанина у дрожжей и у возбудителя туберкулёза (укажите единицы измерения)?

      3. Предложите объяснение, почему у вируса полиомиелита учёный не обнаружил тимина

      Таблица 2

      Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
      кафе быстрого питания

      Блюда и напитки

      Энергетическая ценность (ккал)

      Белки (г)

      Жиры (г)

      Углеводы (г)

      Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

      425

      39

      33

      41

      Фреш МакМаффин
      (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

      380

      19

      18

      35

      Чикен Фреш МакМаффин

      (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

      355

      13

      15

      42

      Омлет с ветчиной

      350

      21

      14

      35

      Салат овощной

      60

      3

      0

      10

      Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)

      250

      14

      12

      15

      Картофель по-деревенски

      315

      5

      16

      38

      Маленькая порция картофеля фри

      225

      3

      12

      29

      Мороженое с шоколадным наполнителем

      325

      6

      11

      50

      Вафельный рожок

      135

      3

      4

      22

      «Кока-Кола»

      170

      0

      0

      42

      Апельсиновый сок

      225

      2

      0

      35

      Чай без сахара

      0

      0

      0

      0

      Чай с сахаром (две чайные ложки)

      68

      0

      0

      14

      Таблица 2

      Энергозатраты при различных видах физической активности

      Виды физической активности

      Энергозатраты

      Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

      4,5 ккал/мин

      Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис

      5,5 ккал/мин

      Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; гребля на каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

      6,5 ккал/мин

      Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск
      с горы на лыжах; водные лыжи

      7,5 ккал/мин

      Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

      9,5 ккал/мин

      31. Спортсменка Наталья каждый день во время утренней тренировки час занимается бегом со скоростью 8 км/ч, потом час идёт прогулочным шагом со скоростью 5,5 км/ч. После тренировки она иногда обедает в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 2 и 3, предложите девушке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

      При выборе учтите, что Наталья любит «Кока-Колу».

      В ответе укажите: энергозатраты спортсменки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.

      32. Почему при составлении рациона спортсменке Наталье недостаточно учитывать только калорийность продуктов? Приведите два аргумента.

      infourok.ru

      Author: alexxlab

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *