ОГЭ по русскому языку 9 класс 2019 Васильевых вариант 3 ответы
ОГЭ по русскому языку 9 класс 2019 года И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева (50 вариантов) – Вариант 3
При написании данной работы “ОГЭ по русскому языку 2019. Васильевых. 50 вариантов. Вариант 3” было использовано пособие “ОГЭ 2019. Русский язык. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, 2019 год”.
Часть 1
Задание 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.
Текст изложения
Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.
Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
(По Д.С. Лихачёву)
Ответ
№ абзаца | Микротема |
1 | Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости. |
2 | В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. |
3 | До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в привычках, в своей открытости людям. |
Часть 2
Прочитайте текст выполните задания 2-15
(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (3)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сделать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!
(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именинника. (10)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего- то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)Они ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.
(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.
– (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!
(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)Заворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:
– Что вы делаете? (23)3ачем?!
(24) Меня не услышали.
(25)Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать? (26)Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (30)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю…
(31)А веточки, очумев от пытки, приплясывали, извивались, вертикально вытягивались, закрывали друг друга, пытались ползти по стеклянным стенкам и соскальзывали. (32)Я больше не мог терпеть это ужасное зрелище и, собрав волю в кулак, бросился на помощь беззащитным существам.
– (33)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.
– (35)Твоё? (36)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.
– (38)Алёша, смотри! — (39)3адыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. —(40)Их мучают… (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!
– (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насекомым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.
(47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52)Радость странной победы кружила мне голову.
(По СЛ. Шаргунову* )
*Сергей Александрович Шаргунов (род. в 1980 г.) — российский писатель, журналист, общественный и политический деятель, радио- и телеведущий.
Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или по- следовательность чисел
. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик выхватил коробку с палочниками у парней?»
- Парни без разрешения взяли коробку с насекомыми, а рассказчик считал недопустимым брать чужое даже на время.
- Рассказчику было жаль насекомых, которых мучали парни, прыская на них одеколоном.
- Парни загораживали от рассказчика палочников, которых он хотел рассмотреть получше.
- Рассказчик давно хотел иметь таких палочников, чтобы наблюдать за ними в любое время.
Ответ
Предложение 2
Рассказчику было жаль насекомых, которых мучали парни, прыская на них одеколоном.
Задание 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля.
- Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции.
- Когда же я осмыслил Сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь.
- Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги.
Ответ
Предложение 1
И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля.
Задание 4
Из предложений 1-2 выпишите слово, в которых приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
Ответ
сделать, задыхается
Задание 5
Из предложений 5-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В наречии на -о(-е) пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано»Ответ
спокойно – спокойный
Задание 6
Замените разговорное слово «завопил» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ
Завопил – закричал.
Задание 7
Замените словосочетание «по стеклянным стенкам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ
По стеклянным стенкам – по стенкам из стекла.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 38.
Задание 9
Среди предложений 15-23 найдите предложение с однородными обособленными распространенными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ
(21)Заворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции (вводном слове).
Когда же я осмыслил сказанное товарищем,(1) то,(2) круто развернувшись,(3) пошёл прочь. Через каких-то пять минут,(4) скользя и напрягая ноги,(5) чтобы не упасть,(6) я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка,(7) в котором была коробка с живыми зелёными веточками. Ущербный месяц,(8) казалось,(9) извивался в небе,(10) суетном от снежинок.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Ответ
2 грамматические основы:
(4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Бывают состояния,(1) когда человеку не хватает духа,(2) сил,(3) воли,(4) смелости сделать то,
Задание 13
Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ
Предложение 8
(8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону.
Задание 14
Среди предложений 4-14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ
Предложение 5
(5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой!
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Радость странной победы кружила мне голову».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова МАЛОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое малодушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример- аргумент возьмите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
xoge.ru
Ответы ОГЭ 2018 по русскому языку Цыбулько И. П. Ответы к вариантам
Ответы ОГЭ 2018 по русскому языку Цыбулько И. П. Ответы к вариантам пособия ОГЭ 2018 по русскому языку 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И. П. Цыбулько.
Блок 1. Варианты 1-4.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Одни люди идут по жизни достойно, другие совершают дурные поступки и не жалеют об этом. |
2 | Духовные стремления людей умирают, потому что совесть перестала быть нравственным ориентиром в их жизни. |
3 | Совесть — внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков, это совещание каждого человека с самим собой. |
Номер задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
2 | 3 | 1 | 4 | 2 |
3 | 2 | 3 | 1 | 4 |
4 | растолкать | взглядом | искривила | всплеском |
5 | испорчена | (не) выставлено | одновременно | распространены |
6 | уходи | надел | украсть | странность <или> несуразность <или> глупость |
7 | стоял с гордостью | раскрыл ловко | дверные косяки | пары лебедей |
8 | пойдем | я отвечаю | старуха была (почти) слепа | стало стыдно |
9 | 48 | 13 | 15 | 5964 или 6459 |
10 | 123 или любая комбинация этих цифр | 34 или 43 | 12 или 21 | 346 или любая комбинация этих цифр |
11 | 3 | 3 | 4 | 4 |
12 | 145 или любая комбинация этих цифр | 168 или любая комбинация этих цифр | 3 | 1 |
13 | 42 | 21 | 24 | 12 |
14 | 19 | 25 | 1721 или 2117 | 7910 или любая комбинация этих цифр |
Блок 2. Варианты 5-8.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами. |
2 | Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти. |
3 | В жизни надо иметь свое дело. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе. |
Номер задания | Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 |
2 | 2 | 4 | 2 | 3 |
3 | 3 | 3 | 3 | 1 |
4 | приподнятым | рассказывал | вздохнул | привалился |
5 | медленно | испуганно | заброшенный | привязаны |
6 | носить | побежит | сразу | удивил |
7 | конюшне цирка | нетерпеливо ждал | заорал с радостью | саночки из фанеры |
8 | съела | принесёшь | он нужен | стало плохо |
9 | 54 | 29 | 68 | 46 |
10 | 56 или 65 | 124 или любая комбинация этих цифр | 24 или 42 | 6 |
11 | 4 | 3 | 2 | 2 |
12 | 25 или 52 | 34 или 43 | 3 | 126 или любая комбинация этих цифр |
13 | 16 | 48 | 78 | 11 |
14 | 46 или 64 | 32 | 5 | 40 |
Блок 3. Варианты 9-12.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершать великое, идти на подвиг ради других. |
2 | Место подвигу есть при любой обстановке и при любых занятиях. Подвиг заключается в том, чтобы победить себя, свои недостатки и слабости. |
3 | Каждый человек стоит перед нравственным выбором; какой путь он выберет, зависит от него самого. |
Номер задания | Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 |
2 | 4 | 3 | 3 | 1 |
3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
4 | рассвету | распахнув | всплёскивает | бескозырка |
5 | придумана | раскалёнными | спрятана | лиственным |
6 | заблудился | вышел | тяжело <или> несносно <или> мучительно <или> тоскливо <или> невыносимо | сегодня <или> сейчас |
7 | волевым усилием | дворовый угол | на берегу справа | фашистские ряды |
8 | не придумаешь | снимай | кажется | они погибли |
9 | 27 | 35 | 14 | 12 |
10 | 34 <или> 43 | 126 <или> любая комбинация этих цифр | 456 <или> любая комбинация этих цифр | 56 <или> 65 |
11 | 2 | 3 | 3 | 3 |
12 | 23 <или> 32 | 13 <или> 31 | 27 <или> 72 | 56 <или> 65 |
13 | 6 | 10 | 38 | 17 |
14 | 15 | 41 | 6 | 30 |
Блок 4. Варианты 13-16.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своем воспитании и различными обстоятельствами. |
2 | Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание. |
3 | Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их. |
Номер задания | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 | Вариант 16 |
2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
3 | 1 | 4 | 3 | 1 |
4 | разбрасываюсь | прикрыть | бесконечные | раскинулось |
5 | мысленно | спутанных | обведено | таинственных |
6 | трогал | лицо | летишь <или> едешь <или> передвигаешься | учил |
7 | школу для лётчиков | радостным чувством | душевные силы | материнские черты |
8 | решение было тайной | сжёг сожгёт | удалось добиться | поражаешься |
9 | 29 | 6 | 1 | 7 |
10 | 124 или любая комбинация этих цифр | 23 или 32 | 34 или 43 | 34 или 43 |
11 | 3 | 4 | 4 | 2 |
12 | 12368 или любая комбинация этих цифр | 356 или любая комбинация этих цифр | 24 или 42 | 67 или 76 |
13 | 29 | 15 | 12 | 22 |
14 | 2 | 20 | 26 | 10 |
Блок 5. Варианты 17-20.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Сострадание — это особый талант, и без него трудно оставаться человеком. |
2 | Несчастья и беды — это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно. |
3 | Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека. |
Номер задания | Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 |
2 | 4 | 3 | 4 | 2 |
3 | 4 | 1 | 1 | 4 |
4 | приподнялся | расчищенной | преодолеть | измученным |
5 | связанным | медленно | форменных | деревянных |
6 | украл | отказ | сразу или мгновенно | подождите |
7 | уверенно сказал | сад в снегу | паренёк из деревни | сказала с насмешкой |
8 | ты украл бы | помните | почта повезёт | тянуло |
9 | 30 | 31 | 6 | 49 |
10 | 45 или 54 | 23 или 32 | 910 или 109 | 346 или любая комбинация этих цифр |
11 | 2 | 1 | 2 | 3 |
12 | 2 | 1234 или любая комбинация этих цифр | 1234 или любая комбинация этих цифр | 13 или 31 |
13 | 28 | 4 | 18 | 67 |
14 | 32 | 46 | 2 | 69 |
Блок 6. Варианты 21-24.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | У человеческого искусства было два пути развития: поделиться своей красотой с другим человеком и украсить свой быт. |
2 | Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта. |
3 | Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души. |
Номер задания | Вариант 21 | Вариант 22 | Вариант 23 | Вариант 24 |
2 | 3 | 4 | 3 | 4 |
3 | 2 | 4 | 4 | 2 |
4 | пригвоздила | принести | приподнялся | прекрасный |
5 | раненное | смущенно | винными | оловянной |
6 | страх или ужас | тяжёлая или грузная | заболела | небрежно или плохо |
7 | скрипку Васи | яблоневая ветвь | отцовскую просьбу | смотрел восхищенно |
8 | нет | я послал | скажите | не чистили |
9 | 30 | 18 | 123 или любая комбинация этих цифр | 10 |
10 | 2 | 7 | 45 или 54 | 34 или 43 |
11 | 2 | 3 | 3 | 2 |
12 | 8 | 1710 или любая комбинация этих цифр | 24 или 42 | 13 или 31 |
13 | 20 | 9 | 21 | 51 |
14 | 38 | 1920 или 2019 | 49 | 10 |
Блок 7. Варианты 25 — 28.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Древние римляне верили в то, что человек влюбляется, когда его сердце попадает невидимая стрела бога любви Купидона. |
2 | Влюблённый несвободен: он чувствует себя пленником своего чувства. Лекарства от неразделенной любви нет, только время может исцелить, освободить из плена. |
3 | Настоящее чувство приходит со временем, оно преображает человека, делает его красивым, мудрым и по-настоящему свободным. Влюбляться можно бесконечно — любят один раз в жизни. |
Номер задания | Вариант 25 | Вариант 26 | Вариант 27 | Вариант 28 |
2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | 1 | 2 | 2 | 4 |
4 | возрастающим | приблизилось | пришедшего | разговор |
5 | внутренний | беспричинной | увлечена | попеременно |
6 | плакать или громко плакать | лгала или обманывала | посмотрел | получалось или удавалось |
7 | боли внутри или боль внутри | отчаянно возразил | борта слева | работала трудно |
8 | он зашагал | жив | узнала (ли) ты | все стали красивые |
9 | 13 | 72 | 31 | 44 |
10 | 34 или 43 | 1234 или любая комбинация этих цифр | 78 или 87 | 123 или любая комбинация этих цифр |
11 | 2 | 2 | 3 | 3 |
12 | 56 или 65 | 36 или 63 | 8 | 134 |
13 | 28 | 66 | 26 | 44 |
14 | 16 | 68 | 11 | 22 |
Блок 8. Варианты 29 — 32.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | Без доброты невозможна душевная красота человека. |
2 | Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека. |
3 | Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребенок должен пройти эмоциональную школу. |
Номер задания | Вариант 29 | Вариант 30 | Вариант 31 | Вариант 32 |
2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
4 | распорядился | приплясывали | измятую | приедет |
5 | рассерженный | длинное | серебряным | старинный |
6 | быстро или стремительно | сетка или сумка | шершавые или загрубевшие | полежать |
7 | помогал с охотой | земля огорода | лачуг рыбаков | крикнул с радостью |
8 | поехал | докладай | идти | боимся |
9 | 17 | 18 | 10 | 41 |
10 | 56 или 65 | 34 или 43 | 23 или 32 | 234 или любая комбинация этих цифр |
11 | 3 | 4 | 3 | 2 |
12 | 235 или любая комбинация этих цифр | 36 или 63 | 67 или 76 | 56 или 65 |
13 | 20 | 19 | 34 | 13 |
14 | 32 | 34 | 21 | 38 |
Блок 9. Варианты 33 — 36.
Информация о тексте для сжатого изложения | |
Номер абзаца | Микротема |
1 | У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. |
2 | У человека должна быть школа благоговейного отношения к таинству жизни. |
3 | Точкой отсчета всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью. |
Номер задания | Вариант 33 | Вариант 34 | Вариант 35 | Вариант 36 |
2 | 2 | 4 | 3 | 3 |
3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
4 | пришел, привёл | пришёл | привезли | прибежали |
5 | удивленно | затуманенный | единственную | деревянной |
6 | побежал или пошел или последовал | смешно или забавно | мучил | сначала или вначале |
7 | говорила с лаской | лай собаки | совиный плач | душа собаки |
8 | не обижайте | болен | клапан был заткнут | приласкали |
9 | 32 | 3 | 28 | 7 |
10 | 12 или 21 | 45 или 54 | 23 или 32 | 12 или 21 |
11 | 1 | 3 | 1 | 3 |
12 | 125 или любая комбинация этих цифр | 13 или 31 | 57 или 75 | 26 или 62 |
13 | 20 | 26 | 43 | 35 |
14 | 29 | 10 | 27 | 24 |
russkiykim.ru
Вариант 3 тестов части 2 задания 2-14 ОГЭ по русскому языку
Тест части 2 ОГЭ по русскому языку
(из собрания тестов под редакцией Нефёдовой Н.А.)
ЧАСТЬ 2
_____________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 2-14
_____________________________________________________________________________________________
(1)Зимой мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (2)Однако летом, когда мы приехали в деревню, у лодки появился враг – белый мохнатый щенок с чёрными ушами — Мурзик, с которым всегда случались несчастья. (3)То его жалила оса, и он валялся с визгом по земле и мял траву, то ему отдавливали лапу, то он, воруя мёд, измазывал им мохнатую морду до самых ушей, к морде прилипали листья и куриный пух, — и его приходилось отмывать тёплой водой. (4)Но больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть всё, что ему попадалось под руку.
(5)Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки. (6)Он долго пытался ухватить её за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. (7)Тогда Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, — резиновую пробку. (8)Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух. (9)Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал — пробка ему начинала нравиться. (10)Он грыз её долго. (11)Резина не поддавалась. (12)Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь.
(13)Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. (14)Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.
(15)После этого случая Мурзика наказали и привязали к забору. (16)Мурзик извинялся. (17)Завидев кого-нибудь из нас, он начинал подметать хвостом пыль около забора и виновато поглядывать в глаза. (18)Но мы были непреклонны — хулиганская выходка требовала наказания.
(19)Мы скоро ушли за двадцать километров, на Глухое озеро, но Мурзика не взяли. (20)Когда мы уходили, он долго визжал и плакал на своей верёвке около забора.
(21)На Глухом озере мы пробыли четыре дня. (22)На третий день ночью я проснулся оттого, что кто-то горячим и шершавым языком вылизывал мои щеки. (23)Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикину морду. (24) Он визжал от радости, но не забывал извиняться — всё время подметал хвостом сухую хвою по земле. (25)На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. (26)Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.
(27)Я разбудил всех. (28)Мы раскупорили банку тушёной говядины и накормили Мурзика. (29)Мурзик стрескал мясо в несколько секунд. (30)Потом он лёг рядом, вздохнул и засвистел носом. (31)Во сне Мурзик тяжело вздыхал от усталости и потрясения.
(32)Я думал о том, как, должно быть, страшно было такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу, слушать плач совы, треск веток и непонятный шум травы и, наконец, мчаться опрометью, прижав уши, когда где-то на самом краю земли слышался дрожащий вой волка. (33)Я понимал испуг и усталость Мурзика, потому что сам когда-то оказался один в лесу.
(34)Когда мы возвращались с Глухого озера, мы посадили Мурзика в резиновую лодку. (35)Он сидел тихо, расставив лапы, искоса посматривал на клапан, вилял самым кончиком хвоста, но на всякий случай тихо ворчал. (36)Он боялся, что клапан опять выкинет с ним какую-нибудь зверскую штуку. (37)После этого случая Мурзик быстро привык к лодке и всегда спал в ней.
(По К.Г. Паустовскому)
_____________________________________________________________________________________________
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
_____________________________________________________________________________________________
2. В каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Мурзика простили, когда он прибежал на Глухое озеро?»
1. Мурзик со слезами на глазах просил прощения.
2. Хозяева Мурзика оценили его верность и смелость щенка.
3. Мурзик сумел перегрызть верёвку.
4. Щенок дрожал от усталости.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.
2. Он боялся, что клапан опять выкинет с ним какую-нибудь зверскую штуку.
3. Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух.
4. Потом он лёг рядом, вздохнул и засвистел носом.
4. Из предложения 15-18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение, присоединение».
5. Из предложений 21-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6.
Замените разговорное слово «болтался» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.7.
Замените словосочетание «плач совы» (предложение 32),построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.8.
Выпишите грамматическую основу предложения 8.9.
Среди предложений 34-37 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.10.
В предложенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).Я думал о том,(1) как,(2) должно быть,(3) страшно было такому маленькому щенку бежать через ночные леса,(4) вынюхивая наши следы,(5) сбиваться с пути,(6) скулить,(7) поджав лапу,(8) слушать плач совы,(9) треск веток и непонятный шум травы и,(10) наконец,(11) мчаться опрометью,(12) прижав уши,(13) когда где-то на самом краю земли слышался дрожащий вой волка. Я понимал испуг и усталость Мурзика,(14) потому что сам когда-то оказался один в лесу.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
12.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.На Глухом озере мы пробыли четыре дня. На третий день ночью я проснулся оттого,(1) что кто-то горячим и шершавым языком вылизывал мои щеки. Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую,(2) мокрую от слёз Мурзикину морду. Он визжал от радости,(3) но не забывал извиняться — всё время подметал хвостом сухую хвою по земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал,(4) в шерсть его набился мусор,(5) глаза покраснели от усталости и слёз.
13. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением (неоднородным соподчинением). Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 5-14 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
Задания | Ответы |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | привязали |
5 | разгрызенной |
6 | качался <или> раскачивался <или> висел |
7 | совиный плач |
8 | был заткнут клапан |
9 | 35, 37 <или> 37, 35 |
10 | 2, 3, 10, 11 <или> 3, 2, 11, 10 <или> любая другая комбинация этих цифр |
11 | 2 |
12 | 1 |
13 | 2 |
14 | 14 |
Цитируется по: ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен: Типовые экзаменационные задания / Н.А. Нефедова, Е.Л. Алешникова, Е.В. Заяц, Н.А. Петрова, Ю.А. Чадина; под ред. Н.А. Нефедовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
literarus.ru
Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку
Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку
В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.
Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).
В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.
Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).
Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.
- Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).
Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).
- Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
- Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).
- Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
- Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
- Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
- Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
- Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Пример: Сейте разумное, доброе, вечное…
- Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
- Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
- Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .
Пример: На кого не действует новизна?
- Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Пример: О Русь моя! Жена моя!
- Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Пример: ленивый, ленится, лентяй
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
- Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Пример: реветь, дочурка, продажный
- Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.
Пример: ночное светило = луна или «Люблю тебя, Петра творенье!»=»Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
- Метонимия — образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под «флагами» подразумеваются «корабли»
- Лексический повтор — намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
- Оксюморон — сочетание несочетаемого.
Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
- Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
- Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Алгоритм выполнения:
- Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
- Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
- В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
- В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
- Метафора использована только во втором предложении.
Ответ: 2
Второй вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
- По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
- Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
- Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Алгоритм выполнения:
- Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
- Во втором предложении неуверенно-торжественный голос — эпитет.
- В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
- В четвертом предложении были как на ладони — фразеологизм.
- Фразеологизм использован в четвертом предложении.
Ответ: 4
Третий вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
- С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
- Характер у неё был вулканического происхождения.
- Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Алгоритм выполнения:
- Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы действий, качеств живых существ.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении слабые огоньки, далекий закат — эпитеты.
- Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
- В третьем предложении характер вулканического происхождения — метафора.
- В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи — сравнение.
- Олицетворение использовано только во втором предложении.
Ответ: 2
Видеоуроки
spadilo.ru