Памятник археологии – А.И. Мартынов, А.Я. Шер — Археологические памятники, источники и общие задачи их исследования

Содержание

Археологический памятник — это… Что такое Археологический памятник?

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности).

Археологическим источником памятник становится после проведения должным образом раскопок со строгим соблюдением методики. У каждого вида памятников есть своя специфика, обусловленная видом и особенностями памятника.

Виды

Перечисленная ниже классификация археологического материала носит довольно условный характер. Очень часто бывает так, что памятники сочетают в себе функции различных категорий. Например, курганы могут нести не только функцию захоронения (погребальная), но и выполнять определённые культовые функции.

Погребальный памятник

В категорию погребальных входят несколько видов памятников:

Поселенческие памятники

К бытовым памятникам можно отнести:

  • Городище
  • Поселение, селище
  • Стоянка
  • Остатки отдельных жилищ
  • Мастерские
  • Производственные комплексы
  • Пещеры
  • Земледельческие комплексы
  • Оборонительные сооружения
  • Культурный слой городских и сельских поселений

Ритуально-культовые памятники

В эту категорию входят различного вида почитаемые места, среди которых можно выделить:

Памятники специфического вида

Сюда относятся:

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

dic.academic.ru

Археологические памятники России и мира. Типы археологических памятников

Археологические памятники — это недвижимые немые свидетели прошлых эпох. Они отражают деятельность человека, жившего в те времена, когда был сооружен тот или иной исторический объект. Ученые все памятники делят на группы в зависимости от того, для каких целей предназначалось сооружение.

Виды археологических памятников

Сразу необходимо сделать оговорку — классификация является условной. В различных источниках классификации составлены по разным основаниям и могут значительно отличаться друг от друга.

  • Погребальные памятники включают в себя курганы, грунтовые могильники, некрополи, кенотафы, мемориальные комплексы и многие другие сооружения. Перечисленные археологические памятники имеют много разновидностей. Изучая их, ученым удается восстановить традиции народов, их верования. Надо сказать, что курганы, являющиеся местом захоронения людей — это наиболее распространенные археологические памятники на территории России, особенно в ее степных и лесостепных районах.
  • Поселенческие памятники, такие как городища, стоянки, пещеры, производственные мастерские, шахты, дороги, системы водоснабжения отражают повседневный быт человека и несут ценнейшие сведения об укладе жизни людей определенной эпохи. Описания жилищ людей, полученные по результатам раскопок, иногда очень отличаются друг от друга. Обустройство мест, где проживал человек, зависело от длительности его пребывания в данном месте, основного вида деятельности, принадлежности к определенному сословию и многих других факторов.
  • Культовые памятники дают представление о ритуалах, совершаемых в храмах, святилищах и других почитаемых человеком местах. К этому виду памятников можно отнести каменные изваяния, которые существуют во всех уголках планеты. Иногда они являлись составной частью мемориальных комплексов, но в некоторых случаях выполняли самостоятельную роль при совершении определенных обрядов.
  • Памятники первобытного искусства представляют собой наскальные рисунки, графику, скульптуру. Эти виды археологических памятников встречаются на всех континентах планеты. Отличаются они лишь содержанием, способом выполнения. А это зависело от эпохи создания рисунков, места проживания человека, его духовной культуры. Отличительной чертой памятников такого вида является то, что они находятся на поверхности земли, и специальных работ, связанных с их открытием, проводить не нужно.
  • Пещерные памятники представляют собой большую историческую ценность. Это связано с тем, что человек довольно продолжительное время использовал пещеры в качестве жилища или укрытия от опасностей. Затем в них стали проводиться культовые обряды. Памятники, найденные в пещерах, несут богатую информацию о жизни человека в глубоком прошлом.
  • К особой группе памятников можно отнести случайные находки, затонувшие корабли, города, клады и другие объекты. По ним тоже можно восстановить историческое прошлое людей.

Следы деятельности человека, жившего десятки, сотни и тысячи лет назад, объективно существуют, это неоспоримый факт. Одни из таких археологических памятников хорошо известны ученым, широкой общественности, они используются современным человеком с определенными целями. О других же артефактах человечеству еще только предстоит узнать. В связи с этим виды археологических памятников подразделяются на известные и неизвестные. Первый вид памятников изучается, охраняется законом того государства, где он расположен, и тем самым в какой-то мере защищен от уничтожения. О втором виде памятников, которые наверняка существуют, человечество еще ничего не знает, пока они скрыты от нас.

Эпоха первобытного человека

Археологические памятники первобытной эпохи указывают на то, что жизнь человека главным образом зависела от климатических условий, в которых он обитал. Так, например, около 35-40 тысячелетий назад значительная часть территории современной европейской части России находилась в зоне наступления ледника.


Основным видом деятельности человека в этот период была охота, так как в приледниковой зоне и южнее ее водилось огромное количество животных. Они давали не только одежду и пищу, но и кров. Историками найдены остатки жилищ, где опорные столбы, основания построек, их каркасы выполнены из костей крупных животных. Мамонты, олени, пещерные львы, шерстистые носороги и многие другие виды животных были объектом охоты древнего человека.

При строительстве жилища нужно было кости надежно скреплять между собой, для этого приходилось в них делать отверстия и пазы. Покрывали такие сооружения теплыми шкурами животных. Чаще всего жилища были круглой формы, с конической крышей.

Найдены также захоронения людей — ценнейшие археологические памятники первобытной эпохи. Находки свидетельствуют о том, что камень и кости животных были основными материалами, из которых изготавливались орудия труда, оружие и украшения древнего человека. С изменением климатических условий менялся животный и растительный мир, а также виды деятельности людей. Основными местами их обитания были поймы рек, прибрежные территории водоемов. Именно здесь ученые постоянно находят археологические памятники, которые помогают изучить образ жизни первобытного человека.

Но чтобы получить полное представление об эволюции человека, ученым приходится изучать большой объем исторического материала. При грамотном ведении раскопок историкам очень часто на месте работы удается найти археологические памятники, принадлежащие к разным эпохам развития жизни человека. Именно такие находки для ученых являются наиболее ценными.

Каменный век

Археологические памятники каменного века позволяют сделать вывод о том, что к концу этого периода человек уже занимал большие территории, и места его обитания были расположены в разных уголках Земли. Расселение людей связано с потеплением климата, отступлением ледника. Изменился растительный и животный мир — появились хвойные леса, заселенные разными видами животных. Большое количество мелких и крупных водоемов, где водилась рыба, дало толчок к освоению рыболовства. Да и охота на лесных животных уже отличалась от той, что была прежде. Орудия труда и оружие, найденное в местах проживания людей, хотя и было изготовлено из камня, но имело более совершенные формы и способы обработки материала.


Археологические памятники каменного века указывают также на то, что у людей появляются зачатки религиозной культуры, отдельных видов искусства. Меняется общественный уклад жизни. Археологические памятники каменного века России найдены практически на территории всей страны. Наиболее изучены памятники, обнаруженные на территории современной Калининградской, Московской, Калужской, Тверской областей, Уссурийского края и некоторых других мест.

Путеводитель в прошлое

Для удобства работы ученых и внесения определенного порядка в данную сферу деятельности все археологические памятники мира регистрируются и вносятся в специальный список. В указателе отмечается принадлежность находки к определенной эпохе. Кроме того, в нем указываются типы археологических памятников, приводится их описание с перечнем основных находок. Определяется степень разрушения на момент обнаружения исторического объекта. Для ученых очень важным является указание точного места нахождения памятника.


В подобных указателях можно найти сведения о том, в каких коллекциях и музеях мира хранятся объекты, найденные на местах раскопок. Любой интересующийся человек имеет возможность ознакомиться со списком литературы, где дается наиболее полное и достоверное описание археологических памятников, история его обнаружения, хода работ, связанных с раскопками. Это могут быть литературные, архивные, научные источники.

Отличным дополнением к списку-справочнику являются археологические карты, которые, кроме всего прочего, позволяют увидеть, какие места на Земле еще мало изучены историками.

Путеводители по местам раскопок имеются и в каждой отдельной стране. Археологические памятники на территории России тоже внесены в специальный список, который редактируется по мере появления новых сведений, предоставляемых учеными.

Археологические памятники России

Археологические находки на территории России не являются редкостью. Многие из них имеют мировое значение, заставляя ученых изменить сложившееся представление о ходе развития и существования различных цивилизаций.

Так, например, в Хакасии, в долине Белого Июса, в 1982 году было вскрыто древнее святилище. Обнаруженное здесь сооружение напоминало обсерваторию. После изучения находки археологи пришли к выводу, что еще во времена бронзового века люди, жившие на территории современной Сибири, умели пользоваться календарем и с поразительной точностью определять время.

Еще больше удивляет находка в районе Ачинска. Жезлу из кости мамонта с нанесенным на него своеобразным рисунком не менее 18 тысяч лет. Ученые уверены, что этот предмет также является своеобразным лунно-солнечным календарем. Отсюда можно предположить о существовании еще более древних цивилизаций, чем Шумерская, Египетская, Индусская, Персидская, Китайская.

В верховьях Енисея, на Алтае, находится известный среди археологов курган Аржан. Интересно то, что правила его возведения и обустройства совпадают с теми, по которым были построены погребальные сооружения в других регионах и в другое время.
На территории Средней Азии, в южных частях Сибири, на Кавказе, в Крыму археологами обнаружены остатки оросительных систем, дорог, мест выплавки металла.
Археологические памятники России расположены по всей территории государства. Сибирь, Дальний Восток, Европейская часть страны, Урал, Кавказ, Алтай — те регионы, где были обнаружены уникальные исторические находки. Во многих из этих областей раскопки ведутся и сегодня.

Территория древнего Урала

Археологические памятники Урала по праву можно назвать знаменитыми. О существовании древних поселений в этих местах историки говорили еще несколько веков назад. Но лишь в 1987 году специальной экспедицией было найдено укрепленное поселение Аркаим. Он находится на территории Южного Урала, между верхним течением рек Тобол и Урал.

Экспедиция была назначена по причине планирования строительства в этих местах крупного водохранилища. Отряд археологов состоял из двух ученых, нескольких студентов и школьников. Никто из руководства и членов экспедиции и не подозревал о возможности существования уникального исторического памятника в степных районах Уральского региона. Характерные формы рельефа были замечены случайно.

Вокруг древнего городища ученые обнаружили еще 21 древнее поселение, что говорит о существовании своеобразной страны городов. Кроме того, эта находка еще раз доказывает, что археологические памятники Урала действительно уникальны.

В этих же местах ученые нашли поселения людей, которые жили здесь 8-9 тысяч лет назад. Среди прочих находок обнаружены останки домашних животных. Это говорит о том, что уже тогда человек занимался их разведением.

Огорчает лишь то, что раскопки велись небрежно, с нарушением общепринятых норм и правил. По этой причине часть древнего поселения уничтожена. Такое отношение к истории можно квалифицировать как преступление. Охрана археологических памятников должна осуществляться на государственном уровне.

История находки Аркаима имела продолжение. По плану строительства водохранилища вся территория, где расположен исторический памятник, должна была уйти под воду. Однако благодаря активной деятельности некоторых представителей общественности и ученых уникальный объект удалось отстоять.

В 1992 году вся площадь, на которой расположен Аркаим, отошла к Ильменскому государственному заповеднику, став его филиалом. К настоящему времени проведено полное исследование памятника. Для этого использовался не только метод раскопок, но и другие современные научные методы изучения материала.

На месте архитектурного памятника обнаружены останки человека и животных. Стало известно, что уже тогда лошади использовались в качестве средства передвижения человека. Обнаружена сбруя, инструменты, используемые для ее изготовления.

Гончарные принадлежности и глиняная посуда — еще одно свидетельство, которое говорит о новом уровне развития ремесел. Наконечники стрел, металлические детали орудий труда свидетельствуют об этом же.

Самым удивительным для современного человека может показаться то, что в городище была обнаружена система канализации и водопровод.

Самара и ее далекое прошлое

Археологические памятники Самарской области необычайно разнообразны по своему типу и принадлежности той или иной эпохе. Это объясняется тем, что территория современной Самары была заселена людьми еще 100 тысяч лет тому назад. Человека привлекали благоприятные природные условия, которые свойственны степной и лесостепной полосе.

Сегодня ученым известно около двух тысяч древнейших памятников, которые были обнаружены в регионе. Одни из них существуют и сегодня, другие исчезли по причине воздействия на них сил природы или в результате хозяйственной деятельности человека. Есть немало памятников, о существовании которых известно, но археологические работы для их изучения еще не начаты. Кроме того, надо помнить, что раскопки памятника рано или поздно приведут к его разрушению. Это происходит и в момент проведения работ и после их окончания, когда древнейшие сооружения становятся подвержены воздействию внешней среды. Поэтому решение о необходимости ведения раскопок должно быть взвешенным и обдуманным.
Археологические памятники Самарской области включают стоянки древнего человека, селища и городища, которые возводились людьми в более поздние эпохи. Рудники, шахты, где добывались полезные ископаемые для производства орудий труда и военных доспехов, тоже являются ценными источниками информации о хозяйственной деятельности наших предков.
Курганные и бескурганные могильники — это разные типы археологических памятников. Они тоже в большом количестве имеются на территории Самары. Благодаря находкам, содержащимся в могильниках, был восстановлен облик человека, проживавшего здесь, выявлен вид его деятельности, изучен уровень развития культуры и искусства. Ученым даже удалось установить принадлежность людей к определенной национальности.

Богатое историческое прошлое Казахстана

Археологические памятники Казахстана тоже являются источником богатейшей информации о расселении людей на территории страны. Учитывая то, что в древнейшие времена отсутствовала письменность, памятники можно считать чуть ли не единственными свидетельствами прошлого.


Один из самых знаменитых мемориальных комплексов — Бесшатырский курган — находится на территории современного Казахстана. Сооружение поражает своим размахом — в его состав входит 31 могильник. Размер диаметра самого большого из них составляет 104 метра, а высота — 17 метров. Подобные сооружения имеются и в других частях страны.

Племена саков

Народы, принадлежащие к восточной ветви скифских кочевых и полукочевых племен, получили собирательное название — саки. В первом тысячелетии до нашей эры они населяли современные территории Средней Азии, Казахстана, южных районов Сибири, побережье Аральского моря.

Археологические памятники саков открыли для потомков их образ жизни, развитие уровня культуры, традиции. Могильные курганы сосредоточены главным образом в местах зимних стоянок племен. Это те места, которыми саки особенно дорожили.
Раскопки, проведенные в разных местах обитания народов, позволили сделать вывод о том, что главным видом хозяйственной деятельности сакских народов было кочевое, полукочевое и оседлое скотоводство. Племена разводили овец, верблюдов, лошадей. По материалам, полученным в ходе раскопок, удалось даже установить, какие породы животных разводили саки.

Кроме того, установлено, что народы, принадлежавшие племенам, делились на категории — жрецы, воины и общинники. Из числа воинов выбирался царь, который являлся правителем племен, объединявшихся в союзы.

Среди самых значимых для науки сакских археологических памятников — такие как могильники Иссык, Уйгарак, Тегискен. Бесшатырский и Чиликтинские курганы известны далеко за пределами Казахстана, России и стран СНГ.

При раскопках кургана Иссык были найдены останки человека, вместе с которым в могильной камере находилось богатое снаряжение и много других предметов быта. Среди них ученые насчитали около четырех тысяч изделий из золота. Это, скорее всего, говорит о высоком положении человека, который здесь покоился, и о том, что люди верили в существование загробной жизни.

Охрана археологических памятников

Ученые и общественные деятели некоторых стран уже на протяжении многих лет бьют тревогу по поводу незаконного посещения артефактов и нанесения им существенного вреда. Благодаря активной деятельности этих людей составлен список археологических памятников, которые наиболее часто подвергаются разорению.
Эти исторические реликвии находятся в Краснодарском и Приморском крае, Перми, Карачаево-Черкесии, Астраханской и Пензенской области, Кисловодске и многих других регионах России. Всего в этом печальном списке наличествует около шестидесяти памятников, чья судьба во многом зависит и от руководства страны, и от простых ее граждан.

fb.ru

А.И. Мартынов, А.Я. Шер — Археологические памятники, источники и общие задачи их исследования

К оглавлению книги «Методы археологического исследования» / К следующей главе

В отличие от обиходного представления о памятниках как о скульптуре, монументе, обелиске и т. п. в археологии памятниками называются любые остатки древних сооружений, следы трудовой или культовой деятельности древних людей, а также сами древние вещи, изготовленные когда-то человеком или приспособленные им для своих целей (в иноязычной литературе такие предметы называются «артефактами»). Такая расширительная трактовка понятия «памятник» сложилась в археологии давно, а после принятия в 1976 г. Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» она в несколько уточненном виде была закреплена юридически. Согласно ст. 1 Закона, памятниками археологии являются городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки культурного слоя древних населенных пунктов.

ВИДЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ

Археологические памятники многообразны. Соответственно разными могут быть и их классификации. Общепринято подразделение археологических памятников на два основных вида: поселения и погребальные сооружения. Большинство археологических памятников принадлежит этим двум видам, но не исчерпывается ими. К другим видам относятся производственные сооружения и памятники духовной жизни. Они могут находиться как в черте поселений (ремесленные мастерские, храмы, алтари), так и за их пределами (горные выработки, каменоломни, оросительные системы, капища, наскальные изображения, каменные изваяния и т. п.).

Поселения. Поселение — очень широкое понятие. Им обозначаются любые остатки более или менее продолжительной жизни древних людей на одном месте. В зависимости от времени, к которому относятся поселения, и от их устройства они могут подразделяться на более узкие группы. По устройству поселения можно подразделить на неукрепленные и укрепленные. К первым относятся стоянки и селища. Стоянками, как правило, называются места жизни и деятельности первобытных людей: палеолитические стоянки, пещерные стоянки, неолитические стоянки, стоянки эпох неолита и бронзы. Селищами называют неукрепленные поселения более поздних эпох, включая средневековье.

К укрепленным поселениям относятся городища. Понятие «городище» достаточно широкое. Оно сначала возникло для обозначения остатков укрепленных древнерусских поселений, но затем распространилось на более широкий круг памятников. Сейчас городищами называют и руины античных городов, и развалины среднеазиатских древних крепостей, замков и другие памятники. Главной отличительной особенностью городищ являются остатки ограждавших их валов, стен, рвов и иных фортификационных сооружений.

Данное подразделение видов поселений условно и служит для общего обзора. В практической работе археологу нередко встречаются поселения смешанного характера. Например, древнерусские города имели детинец, античные — акрополь, среднеазиатские — цитадель. Все это — укрепленные части города, окруженные мощными стенами. Но города росли, люди селились за пределами стен, перестраивались стены. Иными словами, на территории одного древнего города могли быть и укрепленные, и неукрепленные части.

Стоянки. Большинство палеолитических поселений — это стоянки: Кударо — пещера в Южной Осетии со слоями ашельской эпохи; Киик-Коба и Шайтан-Коба (Крым) — стоянки мустьерского и мустье-ориньякского времени; Костенки и Гагарино (на Дону), Мальта (под Иркутском) — верхнепалеолитические стоянки с жилищами в виде землянок и полуземлянок. Последние уже можно считать переходными от стоянок к селищам. Для ранних эпох понятие «стоянка» вполне соответствует своему содержанию. Люди еще не умели строить долговременные капитальные жилища. Для последующих эпох понятие «стоянка» становится несколько условным. Обычно так говорят о памятниках, где обнаружен культурный слой, т. е. следы длительного обитания, но не найдено жилищ.

Селища. С эпохи мезолита и особенно в неолите четче проявляется неравномерность развития различных культур, сложившихся в разных природных условиях. На Переднем Востоке и на юге Средней Азии появляются поселки из глинобитных домов — Чатал-Хююк, Джейтун и другие. В Крыму, в степной и лесостепной полосе, это скорее стоянки, чем поселки. В энеолите и в эпоху ранней бронзы в некоторых культурах известны большие поселения (Майданецкое — трипольская культура), отдельные уже укрепляются земляными валами (Поливанов Яр). В античную эпоху и особенно в средние века почти повсеместно появляются четкие различия между сельским поселением (селище) и городским (городище).

Городища. Многие древние городища расположены в пределах современных городов. Кроме общеизвестных Москвы, Новгорода, Киева, Владимира, Пскова, Самарканда назовем Изяславль (Шепетовка), Тмутаракань (Тамань), Пенджикент (окраина современного Пенджикента). Они сохранили свои прежние названия. Сложнее обстоит дело с городами разрушенными, оставленными и заброшенными еще в древности. Одни из них опознаются точно. Например, городище Кармир-Блур — руины урартской крепости Тейшебаини; городище на горе Митридат в Керчи — античный город Пантикапей. В иных случаях идентификация городищ с каким-либо из известных по письменным источникам городом остается либо сомнительной, либо вообще неизвестной, и они фигурируют в литературе под своими современными названиями. Таковы городища Старшее Каширское и Березняки (дьяковская культура), городище на острове Березань (одно из древнейших греческих поселений Причерноморья, возможно — Борисфен), средневековое городище Ак-Бешим (Киргизия), предположительно отождествляемое с древним городом Баласагуном, и многие другие.

Древние поселения обычно выражены определенным рельефом, отличающимся от рельефа окружающей местности: искусственные валы, рвы, возвышения, наличие западин от жилищ. Часто отличается от окружающей и растительность. Такое состояние памятника — результат длительных естественных процессов разрушения, размывания, выветривания. Наконец, на поверхности разрушающихся остатков поселения появляется растительность, постепенно сравнивающаяся с окружающей поселение растительностью. Таким образом, исследователь находит памятники прошлого видоизмененными в процессе длительных разрушений. Многие древние поселения были связаны с близкими источниками воды, которых сейчас может и не быть вблизи памятника. Характер поселений и условия их расположения весьма неодинаковы в разных природных зонах: в лесной полосе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в горных долинах и на Севере, в приполярной зоне.

Погребальные сооружения. Древние кладбища (некрополи или могильники), если они принадлежали представителям оседлой культуры, всегда соседствуют с поселениями, хотя и не всегда известны археологам. В тех случаях, когда изучаются памятники подвижных (кочевых) культур, чаще бывает наоборот: могильники обнаруживаются, а следы поселения могут так и остаться ненайденными. Это происходит по разным причинам. Родовые кладбища кочевников бывали приурочены к определенным местам, чаще всего к зимникам. В зависимости

от сезона, люди, которым принадлежало данное кладбище, могли находиться довольно далеко от него. Жилища у них были временные, типа юрт, и от места стоянки вообще могло не остаться следов. Поэтому для некоторых культур находки, сделанные при раскопках древних могил, являются практически единственными материалами для реконструкции их образа жизни, определения времени и историко-культурного облика.

Погребальные сооружения тоже можно разделить на ряд видов. Их формы столь же разнообразны, как и формы жилищ, поскольку, сооружая могилу, древние люди имели в виду жилище для своего сородича, ушедшего, по их представлению, в загробный мир.

Грунтовые могилы не имеют каких-либо явных признаков на современной поверхности; они появляются уже в мустьерское время в пещерах и гротах (Тешик-Таш в Узбекистане, Шанидар в Ираке), известны в верхнем палеолите (Мальта, Сунгирь и др.) и широко распространены в эпоху бронзы. Возможно, что при сооружении грунтовые могилы и имели какие- то признаки на поверхности — надгробия из дерева, земли, дерна, — но до наших дней эти признаки не сохранились.

Курганы. В своем первоначальном значении тюркское слово «курган» — синоним слова «городище», а точнее — крепость. В этом значении оно употребляется в Новгородской I Летописи под 1224 годом. Но уже в XV в. (Переяславская летопись) мы встречаем его в смысле «могильный холм», т. е. в том же смысле, что и сейчас.

В археологии курганами называют очень широкий круг погребальных памятников. Поэтому обычно в отчетах и публикациях этот термин всегда сопровождается словами: «длинные
курганы», «каменные курганы», «курганы с «усами», и т. д. Иногда такой уточняющий смысл вкладывается в собственное название того или иного памятника, и оно становится вполне научным термином: «курган Солоха», «курган Куль-Оба», «Мельгуновский курган», «курган Аржан» и т. д. По размерам курганы бывают большими (до 60—70 м в диаметре и до 8—10 м высотой) и малыми (5—6 м в диаметре и 0,3—0,5 м высотой), а по составу — каменные, земляные, каменно-земляные. Они также могут иметь различное внутреннее устройство. Иногда курганами называют целые гробницы, сложенные из строительного камня, скрытые под земляным холмом. Таковы Царский Курган близ Керчи или фракийская гробница в Казанлыке (Болгария). Внутри курганов встречаются большие погребальные камеры в виде одинарных или двойных срубов из толстых бревен (Пазырык, Бес-Шатыр, Аржан и др.), а также катакомбы, подбои и иные конструкции. Как показал М. П. Грязнов, подавляющее большинство курганов, которые сейчас воспринимаются как оплывшие земляные холмы полусферической формы, первоначально были сложными архитектурными сооружениями, которые при определенной методике раскопок могут быть реконструированы.

Одиночные курганы встречаются редко. Как правило, курганы располагаются группами, часто довольно большими (до нескольких сотен). Такие группы курганов называются могильниками. В пределах одного могильника могут оказаться курганы, относящиеся к совершенно разным периодам культуры. Нередки случаи, когда, казалось бы, в одном кургане обнаруживаются могилы различной хронологической и этнокультурной принадлежности. Это может быть результатом разных причин, но, например, в южнорусских степях для культур ранней и поздней бронзы такое положение является не случаем, а правилом. Эти курганы представляют собой большие, расплывшиеся холмы до 3 м высотой и до 30—40 м в диаметре. Внутри такого холма на разных глубинах могут быть могилы ямной, катакомбной, срубной и иных культур (от 2 до 25 в одном кургане).

Дольмены, менгиры, кромлехи. Строго говоря, из трех данных видов памятников несомненно погребальными являются дольмены (от бретонского tol — стол, men — камень). Дольмены представляют собой большие сооружения из крупных (до 2—3 м) камней, напоминающие ящик, перекрытый сверху плоской каменной плитой. Они относятся к эпохе бронзы, встречаются на Атлантическом побережье Западной Европы, в Северной Африке, на Кавказе и в Крыму.

Относительно менгиров (бретон. men — камень, hir — длинный) и кромлехов (бретон. krom — круг, lech — камень) нельзя твердо сказать, что они являются погребальными памятниками. Менгиры — это высокие (3—4 м) каменные стелы, иногда украшенные какими-то узорами и изображениями. Кромлехи—круговые ограды из крупных камней. Те и другие распространены довольно широко и в основном относятся к неолиту и эпохе бронзы. У нас такие памятники известны на Кавказе, в Средней Азии и в Южной Сибири.

Кенотафы. При раскопках курганного могильника случается, что курган, имеющий все признаки намогильного сооружения, не содержит в себе никаких следов погребения. Такие курганы называются кенотафами (греч. kenotaphion — пустая могила). Они были распространены довольно широко в разные эпохи. У нас кенотафы чаще встречаются в Средней Азии в курганных могильниках, близких к рубежу новой эры. Судя по некоторым этнографическим наблюдениям и отрывочным данным древних письменных источников, кенотафы сооружались тогда, когда член того или иного рода погибал или умирал вдали от родины и похоронить его на родовом кладбище было невозможно.

Гробницы, мавзолеи, склепы. Особое место среди археологических памятников занимают уникальные надгробные сооружения, которые строились для знатных лиц, занимавших особое социальное положение. Таковы пирамиды в Гизе, гробницы ханьских и минских императоров, усыпальницы инкских вождей, мавзолей в Галикарнасе, этрусские склепы, средневековые мусульманские мавзолеи и т. п. Они изучаются комплексно, как археологические и архитектурные памятники.

Памятники производственной деятельности. Следы производственной деятельности древних людей могут находиться за пределами поселений. К их числу относятся древние выработки — места добычи полезных ископаемых. Уже в неолитическую эпоху кремень добывался в специально вырытых шахтах, камень для строительства античных городов — в каменоломнях, медная руда, олово, серебро и иные материалы — в горных выработках. В ряде районов археологами обнаружены остатки древних оросительных систем, относящихся к эпохе бронзы, античному времени и к средневековью. Это системы древнего орошения у ряда древнеземледельческих поселений Геоксюрского оазиса в Южной Туркмении, в сельской округе средневековых городов Хорезма и в других местах. Археологическое исследование систем древнего орошения дает важные материалы для изучения характера земледелия в древности.

Клады. Во все времена люди стремились сберечь наиболее ценные для них предметы, закапывая их в землю или помещая в тайники. В связи с гибелью хозяина или по другим причинам они оставались «невостребованными», и поэтому до сих пор неожиданно обнаруживаются такие своеобразные «захоронения». Клады обычно находят случайно, и чаще всего не археологи, поэтому они попадают в руки специалистов уже из «вторых рук» и, как правило, не бывают должным образом документированы. Например, археологические предметы, найденные на территории Средней Азии в 1877 г. (так называемый Амударьинский клад), прежде чем попасть в Британский музей (1897), за свой двадцатилетний путь через Памир, Гиндукуш, Северную Индию в Лондон прошли через множество рук и собирались по частям на антикварных рынках.

Археолог вкладывает в понятие «клад» более широкий смысл, чем в обиходном значении этого слова. Это не обязательно драгоценные предметы или монеты. Встречаются клады бронзовых вещей, в том числе слитки металла или заголовки. По тем временам они ценились довольно высоко. Например, Карбунский клад (Молдавия, трипольская культура) состоял из 852 предметов, из которых 444 были медными.

Архитектурные памятники. Изучение архитектурных памятников, как, впрочем, и некоторых иных, лежит на стыке между археологией и искусствоведением. Во всяком случае исследование и реставрация древних архитектурных сооружений не обходится без специальных археологических раскопок. Это касается как сохранившихся благодаря перестройкам памятников (София Новгородская, Московский Кремль, Таллинский Вышгород и многие другие), так и разрушенных, от которых при раскопках находят одни фундаменты и нижние ряды кладки. Много интересных исследований в этой области выполнено Н. Н. Ворониным, М. Г. Каргером, П. А. Раппопортом, В. Д. Белецким и другими археологами.

Изобразительные памятники. Изобразительные памятники можно разделить на два больших класса: фигуративные и абстрактные. К первым относятся изображения, в которых распознаются образы реальной действительности (люди, животные, растения, предметы и т. д.) и персонажи мифологии, эпоса, фольклора (кентавр, дракон, жарптица и т. п.). Вторые представляют собой знаки, орнаменты и узоры, не имеющие прямых прототипов в объектах реального мира. Разумеется, такое подразделение условно. Нередко встречаются орнаментальные мотивы с использованием стилизованных или схематичных изображений реальных объектов («растительный» орнамент, «звериный» стиль и пр.).

Фигуративные изображения могут быть плоскими (фрески, граффити, пещерная живопись, петроглифы, гравировки на металле, кости, роге, роспись и рисунки на керамике и других материалах), рельефными и объемными (настенные рельефы, художественное литье и чеканка, резьба, изваяния, скульптура мелкая пластика). Абстрактные изображения — орнаменты и знаки — тоже весьма разнообразны по технике исполнения.
Изучение изображений нередко становится самостоятельной областью археологического исследования. Примеров тому много: живопись и пластика палеолита, петроглифы эпохи неолита, бронзы и более поздние, каменные изваяния, скифская, фракийская и сасанидская торевтика, античная вазопись, орнамент на керамике и т. д.

Каменные изваяния и петроглифы. Каменные изваяния и петроглифы (лат. petros — камень, glifos — знак) встречаются широко. Некоторая неравномерность их распространения, по-видимому, объясняется природными условиями и степенью изученности. В степи или в тайге не просто найти подходящую скальную плоскость или каменную глыбу. Там же, где такие условия есть, почти везде известны и те, и другие.
Каменные изваяния людей и мифических персонажей, принадлежащие совершенно разным культурам и эпохам, иногда обнаруживают черты сходства. При их сравнении нужна определенная осторожность. Сходство может быть связано с общечеловеческими реалиями и представлениями, присущими культурам, никогда между собой не соприкасавшимся.

Например, можно найти общие признаки у каменных изваяний Индонезии, Вавилона, Корсики, Центральной Европы и евразийских степей, что объясняется только тем, что фигура человека в любом районе Земли выглядит одинаково. Общий для всех упомянутых изваяний иконографический прием — согнутые в локтях и сложенные на груди или животе руки — тоже мог возникнуть независимо. Главное направление исследования подобных памятников состоит в выявлении таких особенностей, которые присущи только данной культуре или периоду.

Не всегда можно четко отделить каменные изваяния от менгиров. В Южной Сибири, Монголии, в Закавказье и в Скандинавии встречаются высокие (до 4 м высотой) каменные столбы, покрытые замысловатой резьбой и рельефными изображениями. Их в равной мере можно называть менгирами и изваяниями.

Подводные памятники. В силу разных обстоятельств некоторые археологические памятники оказались под водой. Это могло произойти как от глобальных колебаний уровня моря (например, в эпоху последнего оледенения уровень моря был на 150 м ниже современного), так и от локальных трансгрессий (новочерноморская терраса, северо-восточный берег Ливии, Северный Прикаспий и др.). Кроме того, под водой оказались древние портовые сооружения (волнорезы древней Цезареи) и затонувшие древние и средневековые корабли. После изобретения акваланга подводная археология превратилась в быстро развивающуюся особую область техники археологического исследования. ЮНЕСКО готовит к изданию международный обзор культурного наследия, находящегося под водой. Условия их нахождения заставляют нас выделить их в отдельную группу. Под водой в силу разных геологических и гидрологических условий оказались некоторые античные поселения прибрежной полосы Северного Причерноморья, некоторые средневековые памятники Нижнего Поволжья, поселения на берегу озера Иссык-Куль. Подводная археология требует особой техники и методов исследования.

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ И СТРАТИГРАФИЯ

На улицах старых городов можно и сейчас наблюдать такое явление: здание, построенное более ста лет тому назад, кажется вросшим в землю своей нижней частью. Это становится особенно заметно при его реставрации. Например, вход в цокольный этаж дворца Меншикова в Ленинграде после реставрации оказался более чем на 1,5 м ниже современной набережной. На самом деле никакие здания в землю не врастают, а вокруг них в течение длительного времени накапливаются различные остатки, которые постепенно втаптываются в землю, затягиваются пылью, наносами от атмосферных осадков и т. д. Так на месте длительной жизнедеятельности людей образуется и накапливается культурный слой.

Культурный слой — одно из основных научных понятий археологии. Пока археология не располагает общей теорией формирования культурного слоя, поскольку в каждом конкретном случае на этот процесс влияют многие не связанные друг с другом природные и человеческие факторы. Между тем можно говорить о частных теоретических построениях, дающих общее впечатление о закономерностях образования культурного слоя разных типов памятников.

Культурный слой поселения. Место, на котором в течение какого-то времени жили люди, долго сохраняет следы их жизнедеятельности. Это выражается в том, что нарушается первоначальный почвенный слой. Растительный покров вытаптывается, сооружаются жилища, очаги, печи, хозяйственные постройки, ямы, ограды и т. п. Затем постепенно накапливаются отходы, мусор. Старые жилища ветшают, разрушаются. На их месте или рядом с ними воздвигаются новые, вновь появляются отходы и т. д. Допустим, что такое поселение просуществовало на одном месте сравнительно недолго (два-три десятилетия), а затем было оставлено. В течение последующих десятилетий остатки этого поселения постепенно затянутся пылью, различными наносами и зарастут травами и кустарниками. За несколько последующих десятилетий образуется новый почвенный слой, который скроет полностью остатки бывшего поселения. Если спустя длительное время на этом месте заложить раскоп, то на его стенке (профиле) можно будет рассмотреть четыре различные горизонтальные полосы (слоя). Первая, считая сверху, — современная почва, затем культурный слой, т. е. остатки былого поселения, далее — погребенная почва, если она где-то осталась, и подстилающая порода, или, как говорят археологи, материк. Все они будут отличаться друг от друга цветом, а культурный слой — еще и наличием культурных остатков — обломков керамики, угольков, уплотненными участками полов жилищ и различным неистлевающими в земле остатками вещей или вещами.

Если же поселение просуществовало на одном и том же месте не одно-два десятилетия, а значительно дольше (сотни лет, например), то, во-первых, культурный слой будет значительно мощнее по толщине, а во-вторых, в нем будут наблюдаться отдельные более или менее мощные напластования и прослойки.

Бывает и так, что заброшенное на какое-то время поселение потом возрождается на том же самом месте. Тогда между культурными слоями наблюдается стерильная прослойка — результат естественного почвообразования в то время, пока место поселения пустовало.

На длительно существовавших поселениях культурные слои достигают иногда внушительной мощности (толщины). Например, в центре таких городов, как Москва или Новгород, культурный слой имеет толщину 8—9 м, а на некоторых земледельческих поселениях Месопотамии, Ирана, юга Средней Азии — 15—20 м.

Стерильные прослойки могут возникать не только в связи с почвообразованием, но и, например, от изменения уровня рек (аллювиальные отложения), движения песков и пыли (эоловые отложения) и иных природных процессов.

Культурный слой представляет собой законсервированное время, и поэтому наблюдения за расположением напластовании друг относительно друга дают исследователю возможность проследить временную последовательность находок.

Поселения могут быть однослойными и многослойными. Однослойными, как правило, бывают стоянки, относящиеся к первобытным культурам. Однако далеко не всегда мощность культурного слоя напрямую связана со временем его накопления. Среди первобытных поселений встречаются многослойные палеолитические стоянки (особенно в пещерах), на которых жизнь длилась тысячелетиями. В предгорьях Средней Азии среди раннесредневековых укрепленных городищ встречаются военно-политические ставки (лагеря) кочевников, существовавшие по 150—200 лет, но не сохранившие даже тонкого культурного слоя, поскольку внутри стен ставились обычно шатры и юрты.

В разных частях поселения культурный слой формируется неодинаково. Например, по разному будет нарастать культурный слой в центре земляночного жилища и у его стен, а также за стенами; на территории храмового комплекса средневекового города и на рыночной площади или на свалке. Кроме того, слои могут быть «чистыми» и смешанными, относительно ровными и круто падающими. В слоях свалок культурные остатки накапливаются по иным закономерностям, чем в жилых и производственных помещениях.

При раскопках поселений с хорошо фиксируемыми остатками архитектуры целесообразно пользоваться понятием «строительный горизонт», когда на достаточно большой площади удается проследить фундаменты синхронных построек. В таких случаях при рытье котлованов и траншей под фундаменты могли возникать участки с переотложенным слоем, т. е. таким, в котором может быть нарушена основная аксиома изучения культурных напластований: нижележащий слой всегда древнее вышележащего. Случается выброшенный при строительстве
более древний слой на каком-то участке можег оказаться выше, чем более поздний.

Культурный слой могильника. Казалось бы, к могильнику понятие «культурный слой» неприменимо или применимо с натяжкой. В самом деле, каждая могила представляет собой закрытый комплекс и содержит в себе следы одноактного события. Но это в теории. На практике археолог постоянно сталкивается с нарушениями такой идеальной картины, происходящими по различным причинам.

Выделяется целый класс захоронений непосредственно под полами и стенами жилищ или рядом с ними. Такой обряд особенно характерен для культур энеолита и эпохи бронзы юга Средней Азии (Джейтун, Сапалли-тепе, Алтын-тепе и др.). Выше упоминались большие курганы эпохи бронзы степей Восточной Европы, которые содержат по нескольку могил. Нередко эти могилы перекрывают или задевают одна другую, и поэтому вокруг них в результате перекопов образуются небольшие участки культурного слоя. Такие перекрытия могут быть случайными, но в ряде памятников известны намеренные подхоронения в уже сооруженную могилу и многократные захоронения в одной могиле. Во всех подобных случаях остаются следы перекопов, нарушений почвенного слоя и предыдущих могил. Сюда же следует отнести и следы грабежа могил в разное время, а также впускные захоронения, которые случайно или намеренно сооружались на уже заброшенных кладбищах после длительного перерыва представителями других культур и периодов. Тщательное изучение строения кургана или участков, прилегающих к грунтовым могилам, может выявить культурные остатки, относящиеся к ритуалу, сопровождавшему похороны: кострища, на которых сжигали покойного, следы тризны, жертвоприношений и т. п.

Стратиграфия. Изучение культурных напластований породило особую совокупность методов, которые называются стратиграфическими (лат. stratum — слой). В делом стратиграфию можно считать методом установления относительной хронологии памятника по расположению его культурных слоев. Понятие «стратиграфия» заимствовано из геологии, из того ее раздела, который изучает последовательность формирования горных пород во времени и их соотношение в пространстве. Благодаря данным геологической стратиграфии в середине XIX в. были получены относительные датировки ряда памятнике палеолита.

На основе главных принципов геологической стратиграфии удалось создать собственно археологический метод установления последовательности культурно-исторических напластований на многослойных памятниках. Стратиграфические наблюдения и связанные с ними относительные датировки успешно используются при раскопках долговременных поселений и городищ разных эпох, включая средневековье. Например, стратиграфия деревянных мостовых древнего Новгорода в сочетании с дендрохронологией (см. § 7, гл. 9) сыграла неоценимую роль в построении непрерывной шкалы абсолютных дат от второй половины X до середины XV в.
Такая стратиграфия называется вертикальной. Наблюдения над соотношением слоев важны не только сами по себе, но и по составу содержащихся в них находок. Полный учет находок разных типов по слоям (например, типов керамики) позволяет проследить во времени появление, распространение и выход из употребления тех или иных типов предметов.

Есть в археологии и горизонтальная стратиграфия. В ряде случаев удается проследить, какая часть однослойного поселения возникла раньше, а какая — позже. Например, на трипольских поселениях спирально-кольцевой структуры (Майданецкое, Петрены, Доброводы) жилища, расположенные на внешних кольцах поселка, по-видимому, относятся к несколько более позднему времени, чем прилегающие к центру. Примерно так же и при раскопках могильника удается выявить более древние могилы, занимающие центральное положение, в отличие от более поздних, периферийных.

При построении относительных хронологий и периодизаций, основанных на стратиграфических наблюдениях, используются понятия «стратиграфическая колонка» — последовательность слоев, «нижняя дата» — самая древняя в данной колонке, и «верхняя дата» — самая поздняя.

Наилучшие результаты дает комплексное использование стратиграфических наблюдений с данными других методов исследования.

Закрытые и открытые комплексы. Понятие «комплекс» встречается в археологической литературе часто. Обычно имеется в виду совокупность предметов, найденных вместе (в могиле, жилище, слое и т. п.). Сюда же относят и комплекс археологических предметов, обнаруженный в однородных условиях.

Закрытым комплексом называется совокупность вещей, найденных вместе в таких условиях, при которых устанавливается, что они оказались в данном объекте одновременно. Это может быть, например, могила с одноактным, ненарушенным захоронением, жилище, разрушенное пожаром, землетрясением, военным нападением и больше не восстанавливавшееся, клады.

Открытым комплексом считается совокупность находок, обнаруженных в условиях, при которых их одновременность остается неясной. Иными словами, если закрытый комплекс является результатом какого-то одноактного действия, то открытый комплекс может накапливаться в течение длительного времени. Типичным примером открытого комплекса является слой поселения. В данном случае неважно, идет ли речь о «естественном» слое, т. е. отразившем в себе начало и конец какого-то периода жизни поселения, или об «искусственном», т. е. вычлененном на одном или нескольких квадратах при раскопках. Многократные захоронения в одной могиле, если их трудно отделить одно от другого, тоже являются открытыми комплексами.

Изучение закрытых комплексов очень важно для археолога, поскольку дает информацию для построения достоверных относительных датировок.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

В научной и учебной литературе понятия «археологический источник» и «археологический памятник» отождествляются. Эта традиция существует давно. Она сложилась по аналогии с древними письменными сочинениями, которые называют то источниками, то памятниками (письменности).

Аналогия вполне естественная: историческая наука сложилась раньше, чем археология, и одно из основных ее понятий — исторический источник — давно вошло в обиход. Позднее, с развитием археологии, исторические источники стали разделять на два вида: письменные и вещественные, т. е. археологические. Сходство и различия между ними считались очевидными, и необходимости в специальном анализе не возникало, поскольку само понятие «источник» порождено, казалось бы, бесспорным обстоятельством: тем, что в источниках (письменных и вещественных) содержится и хранится или отражена информация о прошлом, т. е. в буквальном смысле они ее «источают».

Но зададимся двумя вопросами: 1) что такое «информация о прошлом»? 2) в каком виде эта инфомрация хранится (содержится, отражена) в письменных и вещественных источниках?

Если информацией о прошлом считать сообщения о древних народах, царствах, войнах, переселениях, т. е. об исторических событиях, то такая информация действительно отражена в памятниках письменности в виде словесных сообщений. Но в археологических памятниках ее нет и не может быть. Если же информацию о прошлом понимать как достоверное историческое знание, т. е. как систему исторических фактов, то и в письменных источниках такое знание содержится далеко не всегда и уж, во всяком случае, не в готовом виде. Оно создается в результате многотрудных исследований историками. Возьмем, к примеру, Библию. Ее читали и читают все, кто умеет читать, но отделить зерно исторической истины от плевел мифологии может только профессионал-историк. Для разных читателей Библия является письменным источником совершенно различных знаний: религиозных догм — для одних и достоверного исторического знания — для других. Так же и археологические материалы: для одних «исследователей» они могут быть источником псевдонаучных сенсаций (например, о космических пришельцах), а для других — следами действительных исторических событий. Подчеркнем: следами, но не сообщениями.

Следовательно, «информация о прошлом» не хранится в готовом виде ни в письменных, ни в археологических памятниках и не просто «извлекается» из них, а создается в процессе их изучения. Достоверность, полнота и смысл этой информации зависит не только от того, что исследователь читает в тексте или наблюдает при раскопках, но и от целого ряда других условий, прежде всего от мировоззрения читателя, его знаний, методической вооруженности и т. д. Информация о прошлом — не такое уж простое понятие. Оно включает в себя, по крайней мере, три разных вида сведений:
1. Неизменные исходные данные. В письменных источниках это сообщения, из которых состоит текст. Они могут быть и фантастическими («стерегущие золото грифы» Геродота), но их принадлежность тексту первоисточника бесспорна. В археологических памятниках это наблюдения, сделанные и зафиксированные при раскопках: последовательность слоев, расположение вещей в могиле, результаты физико-химических исследований, антропологические, палеонтологические и иные данные.
2. Факты, полученные в результате сопоставления исходных данных, взятых из одного или из разных письменных источников: даты исторических событий, их география, имена исторических лиц. В тексте источника этих фактов, как правило, нет. Они «конструируются» исследователем из исходных данных путем рассуждений, логических умозаключений, а также мысленными реконструкциями недостающих звеньев. При изучении археологических памятников тоже необходимы сопоставления и рассуждения, с помощью которых исследователь мысленно реконструирует то, что в непосредственных наблюдениях не представлено: сопоставление стратиграфических колонок, построение типологических рядов, сравнение химического состава предметов, антропологических измерений и т. п. Информация такого рода не может быть неизменной. Она может уточняться, дополняться или вообще опровергаться, если появляются новые данные или более совершенные лабораторные методы исследования.
3. Выводы, сделанные на основе анализа и сопоставления первых двух видов информации, являются результатом творческого характера научной работы. Если разные исследователи на основе одних и тех же исходных данных приходят к различным выводам, это еще не означает, что один из них не прав. Материалы, которыми владеют исследователи, становятся объектом научных дискуссий. Без творческих дискуссий развитие науки невозможно.

Отвечая на второй вопрос, мы тоже обнаруживаем далеко не полную очевидность некоторых традиционных положений. Письменность специально была предназначена для сохранения и передачи каких-то сообщений, изложенных средствами языка. В данном случае не имеет значения, кому они были адресованы — современникам или потомкам — и какую несут информацию — достоверную или искаженную. Неважно также, известен или не известен язык, на котором составлен текст: все равно он является носителем какого-то языкового сообщения. Вся работа историка над древним текстом происходит в языковой среде. Физические свойства носителя текста играют вспомогательную роль.

Исследование археологического памятника начинается не в области словесных сообщений, а в области морфологических, физических и иных вещественных свойств предметов и объектов. Ведя раскопки и изучая коллекции, археолог не может ничего прочесть, поскольку предметы не предназначались для передачи сообщений. В этом состоит главное отличие вещественных памятников от письменных. К изучению древнего текста можно возвращаться неограниченное число раз. Сам текст от этого не меняется. Главный метод исследования археолога — раскопки — приводит к необратимым для памятников изменениям, вплоть до его полного уничтожения. Если пользоваться аналогией с письменным памятником, то такой «источник» можно «прочесть» только однажды.

Начинаясь в области физических свойств вещей, археологическое исследование потом переходит в языковую сферу: свои наблюдения при раскопках и изучении коллекций, а также различные характеристики, полученные при помощи приборов, мы формулируем в терминах научного языка и излагаем в полевой документации, отчетах, описях и каталогах, картотеках, лабораторных журналах и т. д. К изучению этих материалов можно возвращаться многократно, как и к письменному источнику.
Таким образом, между понятиями «археологический памятник» и «археологический источник» нет тождества. Памятник может существовать и вне рамок науки (до того, как он стал объектом исследования), а источник вне науки немыслим.

К оглавлению книги «Методы археологического исследования» / К следующей главе

В этот день:

Нет событий

arheologija.ru

Занятие 2. Виды археологических памятников — Археология Вологодской области

Задача занятия
Знакомство с видами археологических памятников.

Основные понятия
Памятник, стоянка, селище, городище, жальник, курган, сопка, грунтовый могильник.

Проведение занятия
В начале занятия стоит обратиться к понятию памятник. Обыденное сознание связывает это понятие с монументом, бюстом, статуей. В археологии памятник — это то место, где присутствует культурный слой. В ходе занятия учащиеся вместе с преподавателем работают над составлением схемы:

По ходу объяснения обращается внимание на особенности исследования и значимость каждого вида памятников. Наиболее легко обнаруживаются памятники, читающиеся в рельефе местности: городища, курганы, сопки, жальники. Наиболее ранние поселения — относящиеся к эпохе каменного века, называются стоянками.Городища — укрепленные поселения, возникают с эпохи бронзы. Рядом с городищами основывались селища — неукрепленные постоянные поселения, жители которых, в случае опасности, скрывались за стенами городищ.

Захоронения — наиболее интересный и значимый объект археологического исследования. В традиции захоронений отражаются представления людей о загробном мире. С самых древних времен человек поражался загадке смерти и пытался отрицать окончательность жизни. С одной стороны — мертвый человек прекращает свое существование, перестает быть полноценным членом общества, но с другой — это родное существо, чья прошедшая жизнь прочно вплелась в жизнь каждого члена племени. Горечь утраты и стремление представить себе — дальнейший путь умершего порождала определенные ритуалы захоронения, связанные с представлениями о местах перерождения души, на пути к окончательному пристанищу. Нганасаны (сибирская народность) говорят: «Там, за чертой, все так же как и у нас, только когда у нас день, у них — ночь, и наоборот». Человек продолжает свой жизненный путь в том же качестве, как и при жизни, и ему необходимы те вещи, которыми он пользовался при жизни. Поэтому в могилу ему кладут определенный набор вещей.

Похожие представления о загробном мире существовали, вероятно, и у наших предков. Ранее уже было рассказано о том, какие погребальные обряды совершали люди, жившие на территории Вологодской области в каменном веке и в последующие эпохи. Представления о жизни после смерти были достаточно сложны и многоплановы.

После рассказа о захоронениях на могильнике Минино, на Караваихе, учитель с детьми обсуждает, какие представления о загробном мире были у людей. Для того чтобы закрепить материал, можно использовать такой нехитрый прием, как чтение сказок. Например, в русских народных сказках образ Бабы-Яги связан с традицией сооружения «домиков мертвых». Можно найти и другие примеры: о живой и мертвой воде и т. д.

Возможно предложить детям следующую легенду. В одном древнем племени, у вождя была красавица-дочь. Всем сватам он отказывал, не желая расставаться с ней. Но однажды, со стороны южного острова, прибыли лодки с богатыми подарками. Прекрасный юноша, назвавшись сыном вождя соседнего племени, попросил руки дочери вождя, и тот не смог устоять. Дочь была очарована незнакомцем и после свадебных торжеств с радостью отправилась на его родину. Наутро она проснулась и закричала в ужасе: рядом с ней лежал скелет. В панике она побежала из шалаша: и везде видела только выбеленные временем кости людей. Она прибежала к берегу моря, надеясь сесть в лодку и вернуться к своему роду, но увидела только гнилые остатки лодок. На берегу сидела старая-престарая женщина, которая обратилась к девушке с вопросом, в чем причина ее испуга, и рассказала ей, куда она попала. Это была Сова, владелица мертвого царства. Ночью все население острова оживает, приобретает плоть и кровь, и веселится жизни, а утром вновь становится мертвыми костями. «Не нужно бояться, — сказала Сова, — ты привыкнешь и будешь счастлива». Действительно, девушка пережила ужасный вечер, когда мертвецы оживали, но, когда она увидела любимого, страх отступил. Она привыкла к такой жизни, стала спать днем и веселиться с жителями острова ночью. Вскоре она почувствовала, что беременна. К тому времени, как ребенку пора было появиться на свет, муж сказал ей, что она должна покинуть остров: ведь их сын принадлежит миру живых и должен прожить свою жизнь среди живых людей. Как ни печально было девушке покидать мужа, но она согласилась. Когда родился ребенок, ночью, все обитатели острова мертвых собрались, чтобы проводить девушку к родному племени. И вот ее лодка причалила к острову, где жили ее родители. Строго-настрого запретил ей муж первые семь дней распеленывать ребенка и показывать его лицо солнцу: тогда он сразу же станет маленьким мертвым телом. Догадываетесь, что произошло потом? Конечно же, мать девушки не смогла справиться с любопытством и распеленала младенца… Когда его мать вернулась с вязанкой хвороста, она увидела в плетеной колыбели только маленькие белые косточки. Обезумевшая от горя молодая мать засобиралась на остров к мужу, как ни уговаривали ее родственники остаться. Она отплыла на скромно оснащенной лодке и вскоре высадилась на берег острова, где ее печально встретили муж и остальные обитатели…

Можно обсудить с детьми: какие представления о загробном мире были у создателей этой сказки? Кто главный в этом мире? Враждебен ли этот мир миру живых?Можно привести пример Оленеостровского могильника, на Онежском озере, где древний грунтовый могильник (эпоха мезолита) как раз расположен на острове.

Закрепление материала
Подводя итог занятия, можно предложить детям заполнить рабочий лист.

Рабочий лист

  Виды археологических памятников

2. Все эти вещи были найдены на древних поселениях Вологодской области. О чем они могут рассказать археологам (из чего сделаны? для чего использовались? о каких занятиях людей в древности по ним можно узнать?)

archeologyvo.ru

Каменные историко-археологические памятники (29 фото)

Автор: nlo-mir Загадочные сооружения 172

К самым известным каменным историко-археологическим памятникам, созданным человеком, относятся пирамиды Гизы, Стоунхендж, дольмены, истуканы острова Пасхи и каменные шары Коста-Рики.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию подборку не столь известных, но не менее интересных каменных историко-археологических сооружений древности.

Долина кувшинов в Лаосе

Долина кувшинов – это группа уникальных площадок, хранящих в себе необычные историко-археологические памятники – огромные каменные кувшины. Находятся эти загадочные объекты в провинции Сиангкхуанг, в Лаосе. Среди густой тропической флоры разбросаны тысячи исполинских каменных сосудов. Размер кувшинов колеблется от 0,5 до 3 метров, а вес самых крупных достигает 6 тысячи кг. Большинство гигантских каменных горшков имеет цилиндрическую форму, но также встречаются овальные и прямоугольные кувшины. Рядом с необычными сосудами нашли круглые диски, которые предположительно использовались как крышки для них. Изготавливали эти горшки из гранита, песчаника, скальных пород и кальцинированного коралла. Ученые предполагают, что возраст каменных чаш составляет 1500 – 2000 лет.

Территория долины включает в себя более 60 площадок, на которых расположены группы исполинских сосудов. Все площадки вытянуты вдоль одной линии, что может быть свидетельством того, что раньше здесь был древний торговый путь, который обслуживали площадки с кувшинами. В городе Пхонсаван сосредоточено наибольшее количество кувшинов, это место называют “Первой площадкой”, на которой насчитывается около 250 сосудов самых разных размеров.

Существует огромное количество теорий и предположений касательно того, кем и для каких целей были созданы столь своеобразные сосуды. По мнению ученых, эти кувшины использовались древним народом, обитающим на юго-востоке Азии, культура и обычаи которого до сих пор остаются неизвестными. Историки и антропологи предполагают, что огромные кувшины могли быть погребальными урнами их использовали в похоронных ритуалах. Существует версия, что в них хранили продукты, другая версия гласит, что в сосудах собиралась дождевая вода, которой пользовались торговые караваны. Лаосские предания говорят, что этими исполинскими кувшинами пользовались как обычной посудой, проживавшие здесь в древние времена великаны. Ну а версия местных жителей гласит, что в кувшинах-мегалитах изготавливали и хранили рисовое вино. Сколько бы версий и теорий не выдвигалось Долина кувшинов, бесспорно, остается неразгаданной загадкой.

Национальный историко-археологический заповедник «Каменная могила»

Историко-археологический заповедник «Каменная могила», который находится вблизи г. Мелитополя на берегу реки Молочная и является мировым памятником древней культуры на Украине. Это остатки песчаника Сарматского моря, вследствие природных преобразований постепенно на этом месте сформировался уникальный каменный монолит, в котором на протяжении тысячелетий образовывались пещеры и гроты, которые древние люди использовали в культовых целях. До наших дней сохранились наскальные рисунки и каменные таблички с древними письменами, загадочные знаки и изображения, датируемые XXII – XVI тыс. до н.э.

Каменная могила расположена в 2 км от посёлка Мирное Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (укр. могила), отсюда и происходит её название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище

Аркаим

Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа — таких в степной зоне раньше не находили. В ходе изучения выяснилось, что памятник представлял собой поселок, созданный по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией.

В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 20 таких поселений, что позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название “Страна городов”.

В науке эта археологическая культура называется аркаимско-синташтинской. Значимость открытия Аркаима и других укрепленных поселений этого типа, является бесспорной, так оно дало совершенно новые данные о путях миграции индоевропейцев и позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. Аркаимцы занимались металлургией и металлообработкой, ткачеством, гончарством. Основу их хозяйства составляло скотоводство.

Укрепленные поселения аркаимско-синташтинской культуры датируются рубежом III-II тысячелетий до н.э. Они древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий, современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы.

Каменные памятники в горах Улытау

Горы Улытау – уникальный археологический заповедник Казахстана. Здесь, на относительно небольшой территории, находится огромное количество исторических и культурных памятников VI — VIII вв.

Археологами обнаружены группы каменных изваяний и наскальных рисунков с изображениями сабель, кинжалов, посуды и многое другое.

Особо уникальными являются каменные изваяния – балбалы, котрые ставились перед каменными изваяниями батыров, полководцев ставится вереница балбалов. Иногда количество их достигает 200.

Наряду с мужскими изваяниями устанавливались и женские. В зависимости от возраста человека они называются «девушка-камень», «женщина камень», «старуха-камень». Именно поэтому существует еще одно, славянское название балбалов – каменные бабы.

Археологический комплекс Гунунг Паданг

Священная гора Гунунг Паданг (Gunung Padang) находится в р-не Бандунг, Западная Ява.«Гора Света» (или «Гора Просветления») представляет собой гору, на вершине и склоне которой было обнаружен многоярусный комплекс сооружений с главной пирамидой на вершине.

Первыми обратили внимание на нее голландцы в 1914 году. В своем отчете сотрудники колониальной Археологической службы упомянули ее как гору Гунунг-Паданг (Гора Просветления), на вершину которой местные жители поднимаются для медитаций. Вторично она мелькнула в 1949 году, после чего пропала ровно на 30 лет. Только в 1979 году на ее вершину поднялись ученые – географы и геологи.

На макушке горы они нашли сотни каменных глыб правильной формы, расставленных в определенном порядке.

Помимо явного разделения Горы Паданг на пять уровней, мегалитов, разбросанных по всей высоте горы, на площади в 900 кв м, андезитовых колон и т.д., исследования показали наличие полой камеры. Размер камеры 10 м в ширину, высоту и длину.

Широко распространено мнение, что она находиться в «сердце Горы».

Расстояние до полости — 25 метров от повернности. Пробы грунта, извлечённые методом бурения, указывают возраст сооружения в диапазоне от 20 000 до 22 000 до н.э.

Подробнее об археологическом комплексе Гунунг Паданг здесь: http://fishki.net/1585958-arheologicheskij-kompleks-gunung-padang-indonezija.html?mode=profile:883426:posts

Древние камни Великобритании

Мен-Эн-Тол, Корнуэлл – таинственный камень, который, казалось бы, уже вечно стоит в болотах Пенвите.

Калланиш, расположенный на острове Льюис архипелага Большие Гебриды, является на данный момент крупнейшим памятником мегалитической культуры Британских островов. Реконструированная форма «камней Калланиша» была установлена предположительно в период неолита, примерно между 2,9 и 2,6 тыс. лет до нашей эры. Специалисты отмечают, что ранее (до 3000 года здесь располагалось святилище).

Калланиш образован тринадцатью вертикально стоящими монументами или группами камней, которые образую круги диаметром до тринадцати метров. Средняя высота камней составляет 4 метра, но может варьироваться в пределах 1-5 метров. Камни вырублены из местного гнейса. По популярности камни Калланиша могут по-соперничать со Стоунхенджем.

Эйвбери, Уиттшир. Местные фермеры привычно пасут овец среди ровесников Стоунхенджа, которые датируются 2500 г. до н.э.

Круг Бродгара, Стромнесс, Оркнейские острова – Британский ответ пирамидам Египта. Период камней датируется 3000 до н.э. Изваяний осталось всего 27 из 60.

Камни Роллайт, Оксфордшир.

Брин Селли, Англси, Уэльс. Уэльс богат на старинные россыпи камней, однако известнейшее языческое сооружение — это, конечно же, Брин Сели («Курган темной комнаты»). На острове Англси он появился в период неолита (4000 лет тому назад).

Арбор-Лоу, Мидлтон-на-Йолгрив, Дербишир. 50 камней безмолвно стоят на плато Арбор-Лоу, что в нескольких минутах езды от Бейквелла.

Каслригг, Кесвик, Озёрный край

Девять камней, Дартмур.

Мегалиты Урала

Остров Веры на озере Тургояк.

Мегалиты острова Веры — комплекс археологических памятников (мегалитов — камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Остров расположен около западного берега озера и при низком уровне воды соединяется с берегом перешейком, превращаясь в полуостров.

Мегалиты сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э

Культовая площадка Остров Веры.

Самым большим сооружением острова является мегалит № 1 — каменная конструкция размерами 19×6 м, врезанная в скальный грунт и перекрытая массивными каменными плитами. Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков. Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров. В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями. Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс.

Архитектурный комплекс на дне китайского озера Фусянь

Пирамида была найдена на дне китайского озера Фусянь (юго-западная провинция Юньнань).

Высота ее составляет 19 м, длина стороны основания – 90 м. Сооружение построено из каменных плит и имеет ступенчатую структуру. На дне озера имеется еще около десятка подобных объектов и около 30 сооружений других видов. Площадь всего архитектурного комплекса составляет около 2,5 кв. км.Со дна озера археолагами поднят глиняный сосуд, который, как утверждают специалисты, изготовлен в период Династии Восточная Хань, которая правила в 25 — 220 годах нашей эры, передает «Синьхуа».

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Памятник археологии Википедия

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности).

Археологам чаще всего неизвестно как называли то или иное поселение или могильник его создатели. Наименованием для археологического памятника становится ближайший устойчивый топоним (название географического объекта − горы, реки или населённого пункта)[1].

Археологическим источником памятник становится после проведения должным образом раскопок со строгим соблюдением методики. У каждого вида памятников есть своя специфика, обусловленная видом и особенностями памятника.

Виды

Перечисленная ниже классификация археологического материала носит довольно условный характер. Очень часто бывает так, что памятники сочетают в себе функции различных категорий. Например, курганы могут нести не только функцию захоронения (погребальная), но и выполнять определённые культовые функции.

Погребальный памятник

В категорию погребальных входят несколько видов памятников:

Поселенческие памятники

К бытовым памятникам можно отнести:

  • Городище
  • Поселение, селище
  • Стоянка
  • Остатки отдельных жилищ
  • Мастерские
  • Производственные комплексы
  • Пещеры
  • Земледельческие комплексы
  • Оборонительные сооружения
  • Культурный слой городских и сельских поселений

Ритуально-культовые памятники

В эту категорию входят различного вида почитаемые места, среди которых можно выделить:

Памятники специфического вида

Сюда относятся:

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Самые таинственные археологические памятники

Благодаря археологическим находкам учёные могут получить необходимую информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)

Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов — их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.

2. Пор-Бажын (Сибирь)

Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России — Пор-Бажын (что означает «Глиняный дом»). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)

В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 — 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)

До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который «стирает» с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)

В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)

Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)

На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи «провинциальных пирамид», которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)

Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)

С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)

На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны — одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта . Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.


ribalych.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *