Спецификация КИМ по обществознанию
1. Назначение КИМ для ОГЭ — оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
5. Характеристика структуры КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
3 | |
А2 | 4 |
А3 | 2 |
А4 | 3 |
А5 | 3 |
А6 | 1 |
А7 | 3 |
А8 | 4 |
А9 | 3 |
А10 | 2 |
А11 | 2 |
А12 | 1 |
В1 | 1,3,5 |
В2 | 3,6 |
С1 | — система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность — Социальный контроль направлен на обеспечение выполнения социальных норм членами общества. — Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы. -и другие варианты |
С2 | — климатические катаклизмы, — вирусные заболевания — истощение природных ресурсов — допустимы другие варианты | 1 |
А2 | 3 |
А3 | 3 |
А4 | 2 |
А5 | 4 |
А6 | 3 |
А7 | 1 |
А8 | 4 |
А9 | 3 |
А10 | 3 |
А11 | 2 |
А12 | 3 |
В1 | 1,4,6 |
В2 | 3,4 |
С1 | — целенаправленный процесс получения (передачи) знаний, умений навыков. — Образование необходимо для развития и саморазвития личности. — Образование охватывает процесс воспитания и самовоспитания личности. — и другие варианты |
С2 | -прогнозирование климатических изменений — изобретение новых видов топлива — развитие генной инженерии –решение продовольственной проблемы -возможны другие варианты |
doc4web.ru
КИМ по обществознанию для 11 класса
Здесь Вы можете скачать КИМ по обществознанию для 11 класса для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
(МБОУ СОШ №49)
ул. О. Кошевого, 17-а, г. Шахты, Ростовская область 346535, тел. 28-19-50
e—mail: mousosh49@rambler.ru
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию,
11 класс, профильный уровень.
Подготовила
учитель истории и обществознания
Балакина Евгения Евгеньевна
Шахты 2014
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание 11 класс, профиль. 40 минут
I вариант
А 1. Определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» относится к понятию:
1. Культура. 3. Общество.
2. Цивилизация. 4. Формация.
А2 Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности – характерные черты общества
1. Постиндустриального. 3. Индустриального
2. Эпохи промышленной революции 4 Традиционного
А3 Элементами социальной структуры общества являются
1. Культура, искусство 3.Кредит налоги.
2. Классы, социальные слои. 4.Парламент, республика.
А4. Верны ли следующие суждения?
А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.
Б. Общество — это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
А 5. Социальной потребностью человека является потребность в
1 Пище и воде 3. В общении
2 Воздухе 4. Физическом движении
А6 Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?
1.Оказание населению медицинских услуг
2. Анализ факторов формирования денежной массы
3. Выявление закономерностей формирования спроса
4. Исследование принципов сетевого маркетинга
А7. Что относится к доходам государственного бюджета
1) Содержание вооруженных сил 2) Выплаты военным пенсионерам
3) Таможенные пошлины и сборы 4) Инвестиции государственным предприятиям
А8. Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы
A. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы
Б. В условиях кризиса прибыль фирмы может резко сократиться.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
А9. Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это
1) прямой налог
2) косвенный налог
3) государственная пошлина (сбор)
4) натуральный налог
А 10. Необходимым признаком рыночной экономики является
1) Использование ресурсосберегающих технологий
2) Свободное ценообразование
3) Высокое качество продукции
4) Внешнеэкономическая деятельность государства
А11. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве существует верховенство права.
Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А12.Нацеленность на завоевание политической власти — это
1) Цель деятельности политической партии
2) Принцип деятельности парламента
3) Ведущая задача профсоюзов
4) Особенность политической культуры.
В1. Определите признаки, характеризующие демократический режим
1. выборность в органы государственной власти;
2. господствует исполнительная власть;
3.разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную;
4. личность находится в подчинении у властвующей группировки;
5. деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства;
6. Приоритет судебной власти;
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика». Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Конкуренция, 2) многообразие форм собственности, 3) централизованное распределение, 4) спрос, 5) предложение, 6) государственное ценообразование.
С1 Дайте определение понятию «социальный контроль».
Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения
С2 . Приведите 3 примера, опровергающие мнение о том, что зависимость человека от природы уменьшается.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание 11 класс, профиль, 40 минут
II вариант
А1. Определение: «Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей» относится к понятию:
1. Общество. 3. Класс.
2. Цивилизация. 4. Формация.
А2. Страна А. расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны А. к обществам традиционного типа.
1. В стране проживает многонациональное население.
2. Слабо развита сфера услуг.
3. Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.
4. Верховная власть в стране передается по наследству.
А3. Верны ли следующие суждения?
А. Природная среда оказывает значительное воздействие на общественное развитие.
Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
А4. Критерием социальной стратификации является
1. Авторитет 3. Мобильность
2. Доход 4. Неравенство
А5. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается
1. Социальная мобильность 3. Социальное поведение
2. Социальная стабильность 4. Социальное неравенство
А6.. Гражданин принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как называется доход от распоряжения этой недвижимости.
1. Капитал 2. Прибыль 3. Рента 4. Процент
А7.. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1) Изучение моделей функционирования фондового рынка.
2) Оказание населению образовательных услуг.
3) Развитие сетевой мобильной связи.
4) Производство крупной партии легковых автомобилей.
А8.. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют
1.Даровыми благами 3. Спросом и предложением
2. Материальными потребностями 4. Факторами производства
А 9 Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.
Б . Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 10 Государственный бюджет фиксирует
1) Прибыль общественного производства 3) Доходы и расходы государства
2) Размеры потребления населения 4) Объем денежной массы
А11.Верны ли следующие суждения об избирательных системах:
А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.
Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А12. Любую политическую партию характеризует:
1) широкий круг сторонников;
2) наличие в партийных рядах членов правительства;
3) общность политических убеждений;
4) критика правительственного курса.
В1. Какие объединения (институты) можно отнести к структурам гражданского общества?
1. союзы предпринимателей,
2. Государственные контрольно-ревизионные комиссии,
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
4. объединение экологов,
5. правительственные организации;
6. молодежные организации;
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль». Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Социальная норма, 2) санкции, 3) эксперимент, 4) гипотеза, 5) добрый поступок, 6) свободный рынок.
С1Дайте определение понятию «образование».
Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.
С2 Приведите 3 примера, опровергающие мнение о том, что зависимость человека от природы увеличивается.
Ключи ответов
I вариант
3 | |
А2 | 4 |
А3 | 2 |
А4 | 3 |
А5 | 3 |
А6 | 1 |
А7 | 3 |
А8 | 4 |
А9 | 3 |
А10 | 2 |
А11 | 2 |
А12 | 1 |
В1 | 1,3,5 |
В2 | 3,6 |
С1 | — система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность — Социальный контроль направлен на обеспечение выполнения социальных норм членами общества. — Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы. -и другие варианты |
С2 | — климатические катаклизмы, — вирусные заболевания — истощение природных ресурсов — допустимы другие варианты |
I I вариант
1 | |
А2 | 3 |
А3 | 3 |
А4 | 2 |
А5 | 4 |
А6 | 3 |
А7 | 1 |
А8 | 4 |
А9 | 3 |
А10 | 3 |
А11 | 2 |
А12 | 3 |
В1 | 1,4,6 |
В2 | 3,4 |
С1 | — целенаправленный процесс получения (передачи) знаний, умений навыков. — Образование необходимо для развития и саморазвития личности. — Образование охватывает процесс воспитания и самовоспитания личности. — и другие варианты |
С2 | -прогнозирование климатических изменений — изобретение новых видов топлива — развитие генной инженерии –решение продовольственной проблемы -возможны другие варианты |
Критерии оценки
Ответы «А» -1 балл
Ответы «В»- 2 балла
Ответы «С» -3балла
Результат – 22 балла
22-20 баллов – оценка «5»
19-17 баллов – оценка «4»
16-12 баллов – оценка «3»
11 и ниже баллов оценка «2»
Список использованной литературы:
Обществознание, 10 класс, профильный уровень, под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М., Просвещение, 2012
Обществознание, 10 класс, профильный уровень, под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М., Просвещение, 2012
,
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.fipi.ru
docbase.org
КИМ по Обществознанию, Свищёва Татьяна Александровна
Контрольно-измерительный материал
дифференцированного зачёта
по учебной дисциплине «Обществознание» для обучающихся 1 курса
Вариант — 1
1. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра?
А) допускается использование определенных правил или норм.
Б) предполагает обязательное наличие партнера
В) может носить индивидуальных характер
Г) предполагает использование имитации
2. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?
А) познание В) преподавание
Б) творчество Г) изображение.
3. Что отличает религию как феномен культуры?
А) описание и объяснение природных и социальных явлений.
Б) утверждение идеи сотворенности мира,
В) достоверное долгосрочное прогнозирование развития,
Г) эстетическое освоение окружающего мира.
4. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
А) мюзикл, Д) сказки,
Б) кино, Е) поговорки,
В) пляски, Ж) законы.
Г) анекдоты,
5. Правильно ли даны определения?
А) Социальный статус — это степень признания достоинств личности.
Б) Социальный статус – это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением.
1) верно только А, 3) верны оба суждения,
2) верно только Б, 4) оба суждения не верны.
6. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
А) Воспитательную, В) Хозяйственную,
Б) Репродуктивную, Г) Досуговую.
7. Верны ли суждения о социальной стратификации?
А)Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом,
Б)В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев.
1) верно только А, 3) верны оба суждения,
2) верно только Б, 4) оба суждения не верны.
8. Как называется мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей?
А) Гуманизм
Б) Альтруизм
В) Валюнтаризм
Г) Интернационализм.
9.Прочтите текст и определите, о чем идет речь:
«Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.» (У. Шекспир)
А) Социальные отношения
Б) Социальная стратификация
В) Социальный конфликт
Г) Социальная роль
10 . Какие социальные роли играете Вы в жизненном театре? Выбери варианты ответа
www.prodlenka.org
Структура КИМ ОГЭ Обществознание
ОГЭ по
обществознанию
2017
Структура КИМ
∗ Экзаменационная работа состоит
из 2 частей, включающих в себя 31
задание
∗Часть 1 содержит 25 заданий с
кратким ответом
∗ Часть 2 содержит 6 заданий
с развернутым ответом
Часть I
∗ Каждому из заданий 1-20
предлагается 4 варианта ответа,
из которых только один верный.
∗ В заданиях 21-25 ответ дается в
виде последовательности цифр,
записанных без пробелов и
разделительных символов
(например, 345 )
Часть II
Представляет текстовый документ и 6
заданий к нему с развернутым ответом.
Все 6 различных по типу заданий
непосредственно связаны с текстом и
проверяют следующие умения:
∗ 1. Выбрать нужную информацию из текста
∗ 2. Раскрыть (в том числе на примерах) отдельные
положения текста
∗ 3. Соотнести сведения из текста со знаниями,
полученными при изучении курса
∗ 4. Применить имеющиеся знания для анализа
социальной ситуации
∗ 5. Высказать и обосновать собственное мнение,
аргументировать приведенную точку зрения
Распределение заданий
по частям работы
Часть
Тип
работы задания
Часть 1
С кратким
ответом
С
Часть 2 развернутым
ответом
итого
Колво
зада
ний
Максимальный % от максимального
первичный
первичного балла
балл
для каждой части
25
26
66,7
6
13
33,3
31
39
100
Элементы содержания
∗1. Человек и общество
∗2. Сфера духовной культуры
∗3. Экономика
∗4. Социальная сфера
∗5. Сфера политики и
социального управления
∗6. Право
Часть 1
∗ В части 1 представлены следующие разделы курса
∗ человек и общество, сфера духовной культуры,
экономика, социальная сфера, сфера политики и
социального управления, право — 5 блоковмодулей. (Единым блоком-модулем выступают:
человек и общество, сфера духовной культуры).
∗ По уровню сложности: Базовый — 15 заданий,
Задания 1,2,3,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,19,22
Повышенный – 9 заданий
Задания 6,10,13,16,20,21,23,24,25
∗ Задания21-25 в каждом варианте КИМ
направлены на проверку определенных
умений.
∗ В разных вариантах КИМ находятся
задания одного уровня сложности,
которые позволяют проверить одни и те
же умения на различных элементах
содержания.
∗ Вместе с тем в каждом варианте
устанавливается такое сочетание заданий
21-25 и заданий 26-31, что в совокупности
они представляют все содержательные
блоки-модули
Распределение заданий по уровню
сложности
Уровень
Число
Максималь
сложности заданий ный
первичный
балл
% от
максимального
первичного
балла
Базовый
16
18
46
Повышенный
13
16
41
Высокий
2
5
13
Итого
31
39
100
В ОГЭ контролируются
следующие умения
∗ Распознавать существенные признаки понятий,
характерные черты социального объекта,
элементы его описания
∗ Определять понятие, социальное явление на
основе его существенного признака,
предложенной характеристики
∗ Применять социально-гуманитарные знания в
процессе решения познавательных и практических
задач, отражающих актуальные проблемы жизни
человека и общества
Контролируемые умения
∗ Оценивать различные суждения о социальных
объектах с точки зрения общественных наук
∗ Сравнивать социальные объекты, выявляя их
общие черты и различия
∗ Анализировать, классифицировать,
интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить её со знаниями,
полученными при изучении курса
∗ Применять в предлагаемом контексте
обществоведческие термины и понятия
Контролируемые умения
Различать в социальной информации факты
и мнения
∗
Приводить уместные в заданном контексте
примеры социальных явлений, объектов,
деятельности людей, ситуаций, регулируемых
различными социальными нормами
∗
Формулировать на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным
проблемам; оценивать поведение людей с точки
зрения социальных норм
Проверяемые умения, виды деятельности
Кол-во
Мах
заданий первич
ный балл
процент
мах
первично
го
Описывать основные социальные объекты,
выделяя их существенные признаки, человека
как социально-деятельностное существо
9
9
23,1 %
Сравнивать социальные объекты, суждения о
человеке и обществе, выявлять их общие черты
и различия
3
4
10,2
Объяснять взаимосвязи изученных социальных
объектов
7
8
20,5
Приводить примеры социальных объектов,
социальных отношений, ситуаций, деятельности
людей в различных сферах
1
3
7,7
Оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, эконом. рациональности
1
2
5,1
Решать в рамках изученного познавательные и
практические задачи
6
7
18
Осуществлять поиск социальной информации по
заданной теме из различных носителей
4
6
15,4
Система оценивания
∗ Правильно выполненная работа оценивается
39 баллами.
∗ Каждое правильно выполненное задание
№ 1-21 , № 23-25 оценивается 1 баллом.
∗ Задание 22 оценивается по следующему
принципу: 2 балла – нет ошибок, 1 балл допущена 1
ошибка, 0- допущены 2 и более ошибок
∗ Таким образом, за выполнение заданий части 1
экзаменуемый может получить максимально 26
баллов.
∗ Задания части 2 оцениваются в зависимости
от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий
26-28,30,31 выставляется 2 балла.
При неполном ответе – 1 балл.
∗ За полное и правильное выполнение задания 29
выставляется 3 балла. При неполном выполнении
в зависимости от представленности требуемых
компонентов ответа – 2 или 1 балл.
∗ Таким образом, за выполнение заданий части 2
(правильную и полную формулировку ответов на
все шесть вопросов) экзаменуемый может
получить максимально 13 баллов.
Время выполнения работы
На выполнение работы отводится 180
минут.
Примерное время, отводимое на выполнение
отдельных заданий составляет:
∗ Для каждого задания с 1 по 20 части 1
1-4 минуты
Для заданий с 21 по 25 по 7-10 минут
∗ Для каждого задания части 2 – от 8 до 25
минут.
freedocs.xyz