Класс обществознание определение – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию 8-9 класс | скачать бесплатно

Словарь терминов по обществознанию 8 класс

Словарь

Агенты социализации — факторы, помогающие становлению личности, — семья, ровесники, сверстники, друзья и приятели; к ним также относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, которые помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения.

Акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о доле в акционерном капитале общества, подтверждающая право на участие в управлении обществом и получение дивидендов.

Алкоголизм — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, ведущее к физической, психической, социальной деградации личности.

Альтернативная стоимость — цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента.

Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

Безработные — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и стабильного заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Биологическое и социальное в человеке — две стороны человеческой сущности. Первая — природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом. Второе — свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе.

Блага — всё, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей.

Валюта — денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны.

Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Внешнеторговая политика — государственная политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

Глобализация — стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.

Глобальные проблемы — проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, ныне живущих и последующих поколений, требующие для своего решения объединённых усилий всех стран.

Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.

Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Гражданственность — моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству.

Гуманизм — человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать.

Дефицит государственного бюджета — превышение государственных расходов страны над государственными доходами.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) — сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Жизненные ценности и ориентиры — ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом, государством.

Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель рода человеческого.

Индивидуальное частное (единоличное) предприятие — предприятие, принадлежащее гражданину на правах частной собственности.

Инфляция — процесс обесценивания денег, который проявляется в форме роста цен на товары и услуги.

Командная экономика — экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества.

Конкурентоспособность товара — способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.

Конкуренция — соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке.

Кредит — предоставление денег или товаров в долг на определённый срок, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности.

Личность — человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством.

Малое предприятие — предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции.

Международная торговля — совокупность торговых связей и внешнеторговых отношений между торгующими друг с другом государствами.

Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определённых видов продукции, которыми эти страны обмениваются.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда наёмного работника.

Мировое хозяйство — взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.

Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности.

Мораль — особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

Налог — обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества и иных получателей дохода.

Наркомания — болезненное, часто непреодолимое влечение к наркотическим средствам, приводящее к глубокому истощению психических и физических сил человека, к разрушению его личности.

Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.

Непрерывное образование — процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости.

Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

Образование — процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.

Общественные блага — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Общественные отношения

 — относительно устойчивые связи между индивидами, большими и малыми группами, этносами и другими объединениями людей во всех сферах человеческой деятельности.

Общество — совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость.

Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Ответственность — способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.

Отклоняющееся поведение — поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

Отрасль экономики — совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Патриотизм — моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов.

Подоходный налог — обязательный платёж, взимаемый государством с доходов физических и юридических лиц.

Потребности — нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям и хозяйственным организациям.

Предложение — желание и возможность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Предпринимательство — самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.

Прожиточный минимум — стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

Производительность труда — количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов.

Производство — процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Равновесная цена — цена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.

Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями.

Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Рынок — 1) место купли-продажи товаров и услуг; 2) совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.

Свобода — возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.

Свобода совести — право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Смешанная экономика — современное хозяйство, в котором активную роль в решении основных экономических вопросов играют как рынок, так и государство.

Смысл жизни — философские размышления о цели, предназначении, содержании и направленности жизни, своём месте в мире.

Собственность — принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам — собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности.

Совесть — внутренний самоконтроль того, как мы выполняем свой моральный долг.

Социализация — процесс становления личности.

Социальная мобильность — изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Социальная структура — совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами.

Социальные нормы — признанные правила, образцы поведения или действий индивидов, социальных групп.

Социальный статус — положение человека в обществе или группе, наделяющее его определёнными правами и обязанностями.

Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

Спрос — желание потребителя купить конкретный товар, подкреплённое способностью оплатить покупку.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

Страхование — экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путём выплаты страховых сумм.

Субсидия — помощь в денежной или натуральной форме, предоставляемая государством гражданам и хозяйственным организациям, местным органам власти, другим государствам.

Товар — продукт труда, произведённый для продажи.

Товарищество — объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела.

Традиционная экономика — экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Услуги — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Факторы производства — основные ресурсы, используемые в процессе производства.

Экономика — хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.

Экономическая свобода — возможность для участников хозяйственной деятельности выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, способов потребления благ и распределения доходов.

Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.

Экономические блага — средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Этническая группа — общность, члены которой имеют объединяющие их устойчивые особенности культуры (включая язык) и осознают своё отличие от других подобных общностей.

studfiles.net

Классы людей в обществознании

Классы людей в обществознании.

Данная статья будет посвящена общественным классам, которые изучаются в обществознании.

Стоит сразу упомянуть, что классы в чистом виде существовали только в индустриальном обществе. Классовое деление в СССР представляло собой разделение общества всего на два класса: пролетариат (рабочий класс) и буржуазия (класс управленцев). Теория о классовом делении общества принадлежит К. Марксу. Под классом он понимал группу людей, определенным образом участвующих, в некий исторический период, в общественном производстве.

В традиционном обществе, вместо классов существовали сословия. Сословия представляют собой социальное неравенство, закрепленное в законе. Социальный статус того времени принадлежал человеку с рождения. В силу отсутствия социальной мобильности, социальный статус закреплялся у человека на всю жизнь. К сословиям на Руси относили: крестьян, рабов, бояр, дворян, купцов, духовенство.

Современное же общество, классифицируется по профессиональному критерию (врач, педагог, пожарный).

В целом, процесс деления общества на различные классы,  называется — социальной дифференциацией.

В любом своем проявлении, объединение людей в классы, сословия, профессиональный слой — являются своего рода социальными группами. Социальная группа — объединение нескольких человек по каким либо признакам.

Классификация социальных групп:

1. По количеству участников: макрогруппы (большое количество людей), микрогруппы (малое количество людей).

2. По характеру взаимоотношений в группах: первичные (тесные взаимосвязи), вторичные (нет тесных взаимосвязей).

3. По способу регулирования отношений внутри группы: формальные (отношения урегулированы каким-либо документом), неформальные (не урегулированные формально).

4. По способу формирования группы: реальная (пол, возраст, национальность), номинальная (искусственно выведенная группа для целей статистики).

Стратификация постиндустриального общества подразумевает разделение на слои не только по профессиональному принципу, но и по политической принадлежности и экономическому статусу.

Подводя итог вышеизложенному, хочу отметить, что классы в обществе в разные временные периоды представляли собой абсолютно разную структуру. Изучая общественный строй того или иного времени необходимо отталкиваться от типа исторического развития общества, его динамичности и неповторимости.

Более подробную информацию Вы можете найти в лекциях по обществознанию. 

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

Социальный класс — это… Что такое Социальный класс?

Запрос «Высший класс» перенаправляется сюда; об одноимённом сериале см. Высший класс (сериал).

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества.

«…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX веках. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо раскрыли внутреннее строение классов.

Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы впервые наиболее полно и развёрнуто описал Карл Маркс.

Социальные классы в марксизме

Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крепостные крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.

Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

Все марксистские определения класса имеют три основные отличительные черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами; они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соотвественно, названия классов — не «высший», «средний» и «низший», а «капиталисты», «рабочие», «феодалы» и «крепостные».

Социальные отношения, определяющие класс, всегда анализируются прежде всего с точки зрения социальной, а не технической организации экономических отношений. Классовые отношения прежде всего определяются социальными отношениями в процессе производства, а не социальными отношениями в процессе обмена.

Но и среди марксистов нет согласия относительно того, какие классы существуют при современном капитализме. В спорах о его классовой структуре главную роль играет спор о «среднем классе». Все марксисты соглашаются, что индустриальные наемные работники физического труда принадлежат к рабочему классу и все они сходятся в том, что владельцы семейных предприятий относятся к классу капиталистов. Разногласия же начинаются при переходе к анализу проблемы «белых воротничков», — позиций, занимаемых высококвалифицированными специалистами и различными типами менеджеров.

Некоторые марксисты считают, что за исключением очень небольшого числа менеджеров высшего звена, непосредственно связанных с буржуазией посредством владения акциями, все наемные работники — это рабочий класс. Другие помещают многие категории наемных работников в сегмент мелкой буржуазии, который часто называют «новой мелкой буржуазией» — чтобы отличить её от традиционной мелкой буржуазии ремесленников, владельцев магазинов, производителей-индивидуалов. Третий вариант — это считать специалистов и менеджеров не частью мелкой буржуазии, а новым классом, называемым «классом специалистов и менеджеров» (КСМ) (Professional and Managerial Class). Этот класс определяется скорее специфической ролью, которую он играет в воспроизводстве классовых отношений, чем просто его позицией в рамках социальных отношений производства как таковых.

Немарксистские теории социальной стратификации

Альтернативой марксистской теории социальных классов стали работы М.Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Вебер кроме экономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов) учитывал также как социальный престиж (получение индивидом от рождения или благодаря своим личным качествам определенного социального статуса, позволяющего занять ему соответствующее место в социальной иерархии) и политическую власть.

Большой вклад в развитие теории социальной стратификации внесли также такие ученые, как Т. Парсонс, Р.Дарендорф, Б. Барбер, К. Девис, У. Мор, Р. Коллинз, П.А.Сорокин. Сторонники этой теории социальной стратификации считают, что понятие класса годится только для анализа социальной структуры обществ прошлого, а в современном обществе оно уже не применимо, так как возрастание роли наемных менеджеров привело к тому, что отношения собственности потеряли свою определенность, оказались размыты и поэтому понятие «класс» следует заменить понятием «страта» или слой, а общество рассматривать с точки зрения теории социальной стратификации, а не теории социально-классового строения общества. Страты, в отличие от класса, формируются не только по формальным экономическим признакам (наличие частной собственности, доход, профессии и др.), но и по таким признакам, как престиж, образ и стиль жизни, объем власти и авторитета.

В этих стратификационных моделях выделяются три уровня: высший слой (высший класс), средний слой (средний класс) и низший слой (низший класс). Высший слой — это элитарное меньшинство населения. Средний слой является основным слоем, который стабилизирует все общество. Низший слой занимают люди, опустившиеся на социальное «дно».

Б. Барбер указывал, что за последние сто лет западное общество проделало эволюции от пирамидального типа социальной структуры к ромбовидному типу. Он пишет, что «самый большой процент населения принадлежит по своему рангу к верхней, средней и нижней частям средних слоев, а не к остроконечной верхушке или основанию стратификационных пирамид».

Принятый в США вариант социальной стратификации:

  • высший высший класс: руководитель общенациональной корпорации, совладелец крупной фирмы, высший военный чин, федеральный судья, крупный архитектор, известный врач, архиепископ;
  • высший класс: руководитель средней фирмы, врач с частной практикой, адвокат, преподаватель университета;
  • высший средний класс: преподаватель муниципального колледжа, менеджер среднего звена, учитель средней школы;
  • средний средний класс: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, менеджер супермаркета, квалифицированный столяр;
  • низший средний класс: автомеханик, парикмахер, бармен, квалифицированный рабочий, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика;
  • средний низший класс: среднеквалифицированный рабочий, водитель такси;
  • низший низший класс: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, дворник, мусорщик, неработающие, полностью зависящие от программ государственного вспомоществования.

В последнее время учёными выделяется ещё один класс, класс когнитариата.[1]

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Тренажер «Термины». Обществознание, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Тренажер «Термины». Обществознание, 8 класс»

Тренажер «Термины»

Обществознание, 8 класс.

Человек

  • биосоциальное существо

Индивид

  • это отдельно взятый представитель рода человеческого

Инд и в и дуальность —

  • Человек наделенный такими признаками, которые принадлежат только ему одному-единственному (отпечатки пальцев).

Личность —

  • Это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством.

Мирово зз рения —

  • Это систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности.

Общество —

  • это часть мира, отличающаяся от природы. 
  •   это все человечество в его истории, современности и перспективе

общественные отношения —

  •   это взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности

Эволюция —

  • Это постепенные изменения, преемственность в развитии различных сторон общества

Пр о гре сс

  • Это движение от более простого к более сложному

Р е гре сс

  • Это упадок, возврат к более примитивным формам организации. 

Революция

  • Это коренное изменение во всех сферах жизни общества.

Реформа

  • Это продуманные и организованные преобразования со стороны властей какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя.

  глобализация —

  • Это усиление связей и взаимозависимостей людей, народов, государств.

Культура

  • Это все то что создал человек.

мораль —

  • это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра в зла, справедливости и несправедливости

нравственность —

  • это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д

Добро —

  • Это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло —

  • Это то что противоположно добру. Это —насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство

Долг

  •   Это определенные объективные обязанности и ответственность перед каждым из окружающих, перед всем обществом.

Совесть —

  • это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. 

Свобода

  • Возможность действовать по своему усмотрению.

Образование

  • это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Самообразование

  • Это проявление личного интереса к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений.

Наука

  • Это сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нем.

Религия —

  • Совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверъестественных сил.

Потребности —

  • это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

экономические блага

  • Это  средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономическая система

  • Это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Традиционная экономика 

  • экономическая система, которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене, Основные экономические вопросы решаются и соответствии с обычаями и традициями (все делать так, как раньше).

Рыночная экономика  —

  • способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.

Командная экономика  —

  • экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ. 

Смешанная экономика —

  • В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. 

имущественные отношения —

  • это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность

Собственность —

  • Это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам — собственникам;
  • принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности. 

Конкуренция  —

  • Это соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле.

  Спрос —

  • это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение  —

  • это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Производство —

  •   это процесс создания экономических благ {товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Отрасль экономики —

  • совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Продукт

  •   результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах.

Товар —

  •   продукт труда, произведенный для продажи

Услуги —

  • экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

факторы производства —

  • Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства

производительность —

  • Это количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов

разделение труда —

  • Это разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками

Специализация —

  • это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

предпринимательство  —

  • самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли. 

Фирма —

  • коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Налог —

  • обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. 

Государственный бюджет —

  •   сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Облигация —

  • документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. 

Прожиточный минимум —

  • стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

Потребление 

  • использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. 

Страхование —

  • экономические отношения, включающие образование специального фонда (страхового фонда) средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховые случаи), путем выплаты страховых сумм.

Инфляция —

  • Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги

Номинальный доход  —

  • сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени. 

Реальный доход  —

  • количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Сбережения 

  • часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Процент  —

  • цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени.

%

Безработица  —

  • положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие)

Занятость —

  • деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящей, как правило, доход.

Мировое хозяйство —

  •   взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам. 

внешняя торговля —

  • торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг.

международное разделение труда —

  • специализация стран на производстве той или иной продукции, для производства которой в них имеются наиболее благоприятные условия. 

Валюта —

  • денежная единица какой-либо страны, т. е. денежная единица, находящуюся в обращении внутри страны.

социальная мобильность

  •   Перемещения отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы

социальный статус —

  • Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями

Социальная роль

  • Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение. Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.

  национальность —

  • Это принадлежности к той или иной этнической общности. Иными словами, этническая группа — это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. 

Отклоняющееся поведение —

  • ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами.

multiurok.ru

Обществознание. 7-8 класс

1. Соотнесите понятие и определение.

Понятие:
1. Гражданин.
2. Гражданство.
3.Правовой статус гражданина.

Определение:
а) Совокупность прав и обязанностей гражданина.
б) Лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством.
в) Устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

2. Дайте определение понятиям: гуманизм, культура, личность, экономика, нация.

3. Расставьте заданные понятия в логической последовательности.

Понятия:
а) Человек осваивает природу.
б) Человек приспосабливается к природной среде.
в) Человек зависит от природы.
г) Человек преобразует природу.

4. Закончите определение:
«Унитарное государство – это государство:

а) части которого объединены одной религией и одними культурными традициями;
б) в названии которого есть слово «союз»;
в) состоящее из единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства, в них назначаются управителями, которые формируют местные органы управления».

5. Гражданское общество – это деятельность:

а) государственных органов;
б) граждан и их организаций;
в) религиозных организаций;
г) судебных органов.

6. Что характерно для рыночной экономики?

А) преобладание государственных предприятий;
Б) самостоятельность предприятий в вопросах производства;
В) государственное ценообразование
Г) централизованное планирование производства

7. Соотнесите понятие и их наиболее точные признаки.

а) Правопорядок.
б) Законность.
в) Законопослушание.

1) Порядок жизни общества, охраняемый государством.
2) Свидетельство уважения граждан по отношению к государству, ответственное отношение.
3) Порядок жизни общества.
4) Повсеместное исполнение законов гражданами, государственными органами, предприятиями.

8. Согласитесь или опровергните следующие утверждения.
15- летний подросток может:

1) Согласиться на изменение своего имени или фамилии.
2) Выехать за пределы РФ без заграничного паспорта.
3) Положить деньги в банк.
4) Получить вознаграждение за сочиненную им песню
5) Стать членом жилищного кооператива.
6) Потратить свою стипендию без согласия родителей.
7) Купить квартиру с письменного согласия своих родителей.
8) Получить в нотариальной конторе свидетельство о праве наследования.
9) Работать в свободное от учебы время.
10) Лично обратиться в суд а защитой своих прав.

9. Вставьте пропущенные буквы в слова:

А) Гл….б…лизац…я
Б) Мир…в…зрение
В) Сп….с…бн.. сти
Г) Т…л….рантность

10. Соотнесите понятия и определения:

А) Инстинкты

1. Переживание смысла жизненных явлений и ситуаций обусловленные потребностями человека.

Б) Эмоции

2. выражение понимания человеком мира, других людей и самого себя.

В) Чувства

3. Высшая форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются значимыми.

Г) Мысли

4. Врожденные компоненты поведения и психики животных и человека.

11. Напишите эссе.
Почему в современной России так обострились проблемы экологии? Каковы на Ваш взгляд гуманные и правовые меры обеспечения гармоничных отношений человека и природы.

Ответы:

п/п

Ответ

1.

1-б, 2-в, 3-а

2.

определение детей

3.

1-в,2-б,3-а,4-г

4.

в, б, г

5.

б

6.

б

7.

1-а,2-в,4-б

8.

да- 1,3,4,6,7,8,9,10

нет-5

9.

Глобализация, мировоззрение, способности, толерантность.

10.

А-4,Б-1,В-3,Г-2

11.

эссе

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

КЛАССЫ общественные это что такое КЛАССЫ общественные: определение — Философия.НЭС

КЛАСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ

лат. classis — разряд, сословие, порядок) — понятие, используемое для анализа социальной дифференциации людей.

На разных этапах развития философско-социоло-гического знания и сами классы, и причины деления общества на классы объяснялись по-разному.

В антич. философии исходили преимущественно из природных оснований в образовании классов. Считалось, что каждый человек рождается отличным от остальных по своей природе и поэтому предназначается для совершения определенной работы. Доказывалась вечность и неизбежность классового деления. Так, напр., у Платона идеальное общество разделено на философов, или правителей, стражей, или воинов, земледельцев и ремесленников. Рабы, согласно Платону, не являлись общественным сословием (классом), ибо не принадлежали к свободным гражданам и считались “говорящими орудиями”. Аристотель тоже исходит из природных оснований в разделении занятий людей и считает, что по своей природе одни люди свободны, другие — рабы. Однако в отличие от Платона он дифференцирует свободных граждан, исходя из

их экономического состояния, а поэтому делит общество на группы: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, т.е. таких граждан, которые стоят в середине между очень богатыми и очень бедными. Кроме того, он дает и нравственную характеристику каждого из этих классов.

В Средневековье классовые различия людей всецело объяснялись волей Бога, а поэтому к.-л. особых разработок этого вопроса не производилось.

Философы Нового времени, особенно философы-просветители, обосновывая естественное равенство всех людей, показывали, что сословное деление общества есть результат сложившихся условий социальной среды и воспитания людей. Некоторые мыслители в этот период полагают, что классы в основном отличаются друг от друга политически. К.А. Гельвеции, напр., критикует “дурные” (неразумные) законы общественного устройства, которые делают возможным существование политического бесправия т.н. третьего сословия: буржуа, рабочих, ремесленников и крестьян в отличие от аристократов: дворян и духовенства. Др. мыслители (напр., Г. Мабли) причину деления общества на классы — богатых и бедных — уже видят в собственности. Согласно взглядам англ, классической политэкономии, принадлежность людей к тому или иному классу определяется их экономическим доходом, т.е. отношениями распределения. Так, А. Смит считает, что во всяком цивилизованном обществе существуют три различных класса, поскольку совокупный общественный продукт состоит из трех частей, каждая из которых соответствует определенному доходу одного из классов. Те, кто живет на ренту, образуют класс землевладельцев, те, кто живет на прибыль с капитала, — капиталисты и те, кто живет на заработную плату, — рабочие.

Марксизм делает “класс” одним из важнейших понятий своей теории общества. При этом считается, что природа любого общественного явления может быть понята лишь на основе классового подхода. В отличие от предшествующих учений о классах, К. Маркс доказывает, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Это значит, что класс — категория историческая, ибо каждой общественно-экономической формации соответствуют свои строго определенные классы (напр., в капиталистической формации основными классами могут быть только буржуа и пролетарии). Это означает также, что классы возникают вместе с появлением общественного разделения труда и частной собственностью. Именно поэтому основные причины возникновения классов, согласно основоположникам марксизма, не могут быть сведены к обману, насилию и особым способностям людей (организационному таланту, уму, хитрости), хотя эти факторы отнюдь не отрицаются. Так, по мнению Ф. Энгельса, образование классов шло двумя путями: 1) выделение внутри общины эксплуататорской верхушки, состоящей из ро-

довой знати; 2) обращение в рабство военнопленных, а затем и соплеменников-должников. Кроме того, Маркс и Энгельс всегда считали, что классы неизбежно исчезнут с установлением диктатуры пролетариата, которая будет знаменовать собой переход к обществу без классов. Принадлежность людей к тому или иному классу — их объективный общественный статус — определяется сложившимися в обществе социально-экономическими отношениями системы производства (отношением к собственности, распределению, обмену и потреблению). Развивая эти положения Маркса, В.И. Ленин дает определение класса, в котором выявляет его сущность в зависимости от места, занимаемого этой большой группой людей в исторически определенной системе общественного производства. С т.зр. Ленина, это место класса определяется, во-первых, отношением к средствам производства; во-вторых, ролью в общественной организации труда; и в-третьих, способом и размером распределения получаемого совокупного продукта общества. На этом основании Ленин подчеркивает неизбежный антагонизм эксплуататоров и эксплуатируемых, поскольку экономически господствующие классы (классы, владеющие собственностью) присваивают себе труд трудящихся (лишенных частной собственности) классов. Современные ученые по-разному оценивают марксистскую теорию классов. Признавая, что эта теория в основных своих принципах верно отражала общественные реалии различий в материальном благосостоянии людей вплоть до нач. 20 в., многие считают, что ныне она утратила свое значение и не может использоваться в объяснении сущности социального неравенства людей. По их мнению, сегодня уже практически невозможно на основе признака собственности отнести тех или иных людей к к.-л. определенному классу из-за произошедшей в зап. обществе диффузии самой собственности. Более того, в современных обществах источником материального благополучия или неблагополучия является уже не столько материальная, сколько интеллектуальная собственность. Универсальная применимость марксистской классовой теории отрицается также потому, что в странах Востока источником благосостояния на протяжении всей истории было не столько наличие собственности, сколько место того или иного человека в бюрократической иерархии, ибо там всегда имели место личная зависимость и внеэкономическое принуждение производителя. Эта теория критикуется и за то, что класс всецело определяется в ней лишь на основе социально-экономических признаков и игнорируется значение психологических, идеологических и прочих духовных его признаков. Последнее критическое утверждение не совсем справедливо, ибо марксисты никогда не отрицали значение нравственных, религиозных и иных культурных особенностей тех или иных классов; однако они подчеркивали производность этих признаков класса от социально-экономических условий его бытия в обществе.

Современная теория класса (особенно в зап. социологии) все в большей мере заменяется т.н. теорией стратификации (П.А. Сорокин, Р. Мертон и др.), где класс или, точнее, “страта” — общественный слой определяется не столько из социально-экономических оснований, сколько из политических, профессиональных и иных особенностей его жизнедеятельности в обществе. При этом подчеркивается, что классовое разделение проистекает не только из контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но из политических, культурных и прочих различий, прямо не связанных с собственностью. В связи с этим выделяются такие базовые признаки класса, как статус, уровень доходов, партийная принадлежность, профессия, квалификация, уровень образования и т.п. Несомненно, данные признаки имеют важное значение в анализе социальной дифференциации людей. Вместе с тем было бы неправильным затушевывать социально-экономические различия групп людей (их разное отношение к собственности и разные способы распределения общественного продукта). Нельзя не видеть, что классовое деление общества сохраняется, а кое-где даже и усиливается. Одновременно с этим классовая (социально-экономическая) дифференциация людей, конечно же, должна дополняться стратификационным анализом (определением политической, социальной, культурной иерархии, межпрофессиональными и внутрипрофессиональными различиями людей). Только такое сочетание может дать наиболее полную и адекватную картину класса для характеристики социальной дифференциации людей.

О Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2 т. М.; Л., 1935. Т. 1; Маркс К. Письмо И. Вейде-мейеру, 5 марта 1852 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28; Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 20; Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. М., 1972; Сорокин П,А. Социальная стратификация и мобильность// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Parkin F. Marxism and Class Theory. London, 1979; ffin-dess B. Politics and Class Analysis. Oxford, 1987; Crompton R. Class and Stratification. Cambridge, 1993.

B.C. Грехнев

Оцените определение:

Источник: Философия: энциклопедический словарь

КЛАССЫ общественные

большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, к-рой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., ПСС, т. 39, с. 15). Ленинское определение К. дано применительно к антагонистич. обществу. Хотя К. остаются еще и в социалистич. обществе, ликвидировавшем эксплуатацию, но отношения между ними принципиально иные, они основаны на совместном труде и сотрудничестве. При социализме общество не делится больше на такие группы людей, из к-рых одна может, вследствие занимаемого ею места в системе обществ. х-ва, присваивать себе труд другой. В этом смысле коренные основы классового деления общества уже устранены. Тем не менее и к К. социалистич. общества применимы важнейшие признаки, указанные в ленинском определении. Это К., объединенные социалистич. системой х-ва, однотипной обществ. собственностью на средства произ-ва, совместным трудом, но в то же время еще различающиеся в рамках указанной общности по своему отношению к средствам цроизва, роли в обществ. организации труда, формам распределения обществ. дохода.

Важнейшие положения науч. теории К. сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. В письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т, 28, с. 427).

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает К. основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри К. и промежуточных прослоек между К. Осн. К. называются такие К., существование к-рых непосредственно вытекает из господствующего в данной обществ.-экономич. формации способа производства. Это рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, помещики, пролетарии и буржуа. Но наряду с господствующим способом произ-ва в классовых формациях могут сохраняться и остатки прежних способов произ-ва или возникать ростки новых способов произ-ва в виде особых укладов х-ва. С этим связано существование неосновных, переходных К. В тех капиталистич. странах, где сохранились значит. пережитки феодализма, существуют в качестве неосновных К. помещики, все более срастающиеся с буржуазией. В большинстве капиталистич. стран имеются многочисл. слои мелкой буржуазии (мелкие крестьяне, ремесленники), к-рые по мере развития капитализма дифференцируются. Внутри К. обычно имеются различные слои, группы, интересы к-рых частично не совпадают. Так, напр., в антич. обществе имела место борьба между рабовладельч. аристократией и демократией, в к-рой отражались противоречия интересов различных слоев рабовладельцев. В капиталистич. обществе также существуют противоречия между интересами различных слоев буржуазии (напр., монополистич. и немонополистич. буржуазии).

Развитие капитализма ведет к изменениям в классовой структуре общества, к-рые, однако, вопреки утверждениям реформистов, не устраняют, а обостряют и углубляют классовые антагонизмы. Важнейшие из этих изменений связаны, с одной стороны, с процессом роста мононолистич. капитализма и его перерастанием в гос.-монополистич. капитализм, а с другой — с развитием науч.-технич. революции. За последнее столетие в развитых калиталистич. странах уменьшился удельный вес буржуазии в самодеят. населении (если в сер. 19 в. он превышал в Великобритании 8%, то в 60-70-х гг. 20 в. составлял в высокоразвитых капиталистич. странах всего от 1-2 до 3-4%). В то же время колоссально возросло богатство буржуазии. Внутри нее выделилась монополистич. верхушка, соединившая в своих руках экономич. и политич. власть. Интересы монополий оказались в противоречии с интересами не только трудящихся, но и мелких и даже части средних предпринимателей. В условиях гос.-монополистич. капитализма ускорился процесс вытеснения и разорения мелких частных собственников (крестьян, ремесленников и др.) и сократился их удельный вес в населении. Вместе с тем возрос удельный вес работников наемного труда. Доля наемных работников в развитых капиталистич. странах к 80м гг. 20 в. составила от 70 до 90% (и выше) самодеят. населения. В общей массе лиц наемного труда важнейшее место как по численности, так и по своей роли в произ-ве занимает совр. рабочий класс.

Развитие капиталистич. произ-ва, и особенно развертывание науч.-технич. революции, ведет к существ. изменениям в структуре рабочего класса. Изменяется соотношение различных отрядов рабочего класса, прежде всего возрастает численность промышленного и уменьшается численность сельскохозяйственного.

Науч.-технич. прогресс, рост образования и культуры привели к бурному росту интеллигенции и служащих. Социальный состав интеллигенции неоднороден. Ее верхушка (напр., управляющие) срастается с господствующим классом; часть интеллигенции, занятая т. н. профессиями «свободного труда», близка по своему положению к средним слоям общества. В то же время все более значит. часть интеллигенции и служащих утрачивает свое прежнее положение привилегированного слоя общества и сближается по своему положению с рабочим классом.

Изменения в социальной структуре капитализма создают предпосылки для все более тесного союза рабочего класса с широкими слоями трудящихся города и деревни. Сближение интересов крестьянства, гор, средних слоев и интеллигенции с интересами рабочего класса способствует сужению социальной базы монополий и открывает возможности для создания широкого союза всех аитимонополистич. и антиимпериалистич. сил. Ведущей силой в этом союзе выступает рабочий класс, к-рый все больше становится центром притяжения всех трудящихся слоев населения.

На протяжении тысячелетий существование К. было исторически необходимым. Оно было обусловлено, как отметил Ф. Энгельс, относит. неразвитостью производит.сил, когда развитие общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься гос. делами, наукой, иск-вом и т. д. В связи с огромным ростом производительности труда, достигнутым крупной капиталистич. пром-стью, возникли материальные предпосылки для уничтожения К. Существование какого бы то ни было господствующего эксплуататорского К. не только стало излишним, но превратилось в прямое препятствие для дальнейшего развития общества.

Уничтожение К. возможно лишь путем завоевания пролетариатом политич. власти и коренного преобразования экономич. строя. Для уничтожения эксплуататорского строя необходимо ликвидировать частную собственность на средства произ-ва и заменить се обществ.собственностью. «Уничтожить классы — это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит — все граждане имеют одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 24, с. 363). К. нельзя уничтожить сразу, они продолжают существовать в течение длит. времени и после свержения власти капиталистов. В переходный период от капитализма к социализму экономич. строй является многоукладным, в большинстве стран существуют три К.: рабочий класс, связанный гл. обр. с социалистич. укладом х-ва, трудящееся крестьянство, связанное в своем подавляющем большинстве с мелкотоварным укладом х-ва (основные К.), и капиталистич. элементы города и деревни, связанные с частнокапиталистич. укладом х-ва (неосновной, второстепенный К.). В результате победы социалистич. форм х-ва ликвидируются все эксплуататорские К. и коренным образом изменяется классовая структура общества. Однако, как показывает опыт, и на ступени социализма сохраняются известные классовые различия между рабочим классом и крестьянством. Эти различия связаны с наличием двух форм социалистич. собственности: гос. общенародной и колхознокооперативной, существование к-рых обусловливается в свою очередь неодинаковой степенью обобществления произ-ва, развития производит. сил в пром-сти и с. х-ве. Еще не преодоленные существ. различия между городом и деревней, умств. и физич. трудом отражаются в социальной структуре общества, к-рое состоит из рабочего класса, кооперированного крестьянства и интеллигенции, между к-рыми сложились отношения прочного союза.

Рабочий класс в условиях развитого социализма является самым многочисл. К. общества. Его удельный вес в населении СССР возрос с 14,6% в 1913 до 33,7% в 1939 и 60,5% в 1981. Рабочий К. играет ведущую роль в обществе.

В отличие от рабочего класса, численность колх. крестьянства сокращается (с 47,2% в 1939 до 13,8% в 1981). Механизация с. х-ва, рост технич. вооруженности труда изменяют характер труда крестьянина, делают его более производительным, сближают его с трудом рабочего.

Социализм ускоряет рост численности работников умств. труда. С 1926 по 1981 число работников, занятых преим. умств. трудом, возросло в СССР более чем в 12 раз. Удельный вес служащих в населении СССР возрос с 2,4% в 1913 до 16,5% в 1939 и 25,7% в 1981. Сама природа социализма обусловливает постепенное сближение всех этих групп и стирание различий между ними. Этот процесс развертывается прежде всего в результате экономич. и культурного подъема деревни, превращения с.-х. труда в разновидность индустриального. Рост обобществления труда в колхозах, развитие экономич. связей между колхозами и гос. предприятиями ведут к сближению колх. собственности с общенародной. В то же время на базе соединения науч.-технич. революции с преимуществами социализма идет процесс сближения труда физического с умственным. Опыт развития социализма в СССР позволяет предположить, что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в история, рамках зрелого социализма. Ведущей силой процесса стирания межклассовых различий выступает совр. рабочий класс (см. Материалы XXVI съезда КПСС, 1981, с. 52-54).

Успехи в решении историч. задачи уничтожения эксплуататорских К. практически опровергли утверждения бурж. идеологов о «вечности» частной собственности, «естественности» разделения общества на господствующих и подчиненных. Бурж. теории К. обычно характеризуются антиисторич. подходом. Так, напр., сторонники биологич. теорий утверждают, что в основе деления общества на К. лежат различная биологич. ценность людей, различия в происхождении, в расовой принадлежности. Для большинства бурж. теорий характерно отрицание материальных основ разделения общества на К. Бурж. социологич. теории стремятся либо затушевать различия между К., либо, наоборот, объявить их естественными и неустранимыми. Многие бурж. социологи утверждают, что сам пролетариат «исчез», растворился в «среднем классе». Однако в действительности никакого «среднего класса» не существует; есть многочисленные промежуточные слои, к-рые не образуют единого класса. Их существование отнюдь не ведет к выравниванию положения противоположных К. Столь же несостоятельны попытки подменить разделение общества на противоположные К. делением его на множество слоев («страт»), различающихся между собой по роду занятий, доходам, месту жительства и др. признакам. Марксизм-ленинизм, разумеется, не отрицает существования в обществе наряду с классами и др. социальных слоев и групп. Однако их место и роль могут быть поняты лишь при учете того, какое место они занимают в классовой структуре общества и в борьбе между К. Классовые противоположности нельзя заслонить проф., культурными и др. различиями. Эти противоположности исчезают только в результате коренного изменения отношений произ-ва, революц. ниспровержения устоев капиталистич. общества и создания нового, социалистич. общества.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

terme.ru

Что такое знание? Определение по обществознанию, категории знаний

Знания являются основой нашего существования в этом мире, созданном человеком по законам, сформированным человеческим социумом. Огромные массивы информации различного плана стали нашим наследием, благодаря открытиям предков.

Знания и умения — вот то, на что ориентирует нас та система, в которую мы попадаем чуть ли не сразу после рождения. И это замечательно, что мы можем воспользоваться готовыми данными, делая на их основе свои выводы.

Но что такое знание? Определение по обществознанию и другие понятия, сопутствующие этому, интересуют нас в нашей статье. Надеемся, что собранная информация поможет осознанно подойти к проблеме знаний и принять их значение в жизни современного человека.

Что такое знание? Определение по обществознанию

Одна из наук обо всех явлениях, связанных с общественной жизнью человека, — это обществознание. Она дает нам понятное определение этого термина. Итак, в соответствии с терминологией обществознания, знание — это результат познавательной (в других источниках — когнитивной) деятельности человека.

Кроме того, знание — это некая форма, в которой существуют сформулированные выводы и фиксированные факты, систематизируются и сохраняются с целью передачи и использования.

Знание и познание

Кроме непосредственного вопроса, что такое знание (определение по обществознанию мы привели выше) стоит разобраться и в сопутствующих понятиях. Самым актуальным для полного рассмотрения вопроса считаем понятие познание.

Познание — это процесс, через который человек получает те или иные знания. Факты об объективной реальности отражаются в сознании человека, занимая там свое место. Субъектом познания является сам человек, а объектом — тот массив фактов о явлениях и предметах действительности, собранный и представленный в определенном виде.

Характеристики знаний

Расшифровкой понятия «знание» занимается не только обществознание, но и философия, психология. Так, в современной философии до сих пор актуальны споры по поводу того, какая полученная информация является знанием.

По сложившемуся мнению современных мыслителей, чтобы перейти в эту категорию, информация должна обладать некоторыми признаками, а именно, быть истинной, подтвержденной и заслуживающей доверия.

Как можно увидеть, все критерии весьма относительны и субъективны. В этом и причина открытости данного вопроса для современных наук, к которым относятся и вопросы по обществознанию.

Классификации знаний

Знание — обширная категория обществознания. Поэтому неизбежна и широкая классификация этого понятия. Включает оно множество различных критериев, одни из которых — очевидные, другие же — результат мысли исследователей-философов.

Так, одна из очевидных классификаций знаний — по носителю, иными словами, по местонахождению знаний. Как мы можем представить, хранятся они в памяти людей, печатных изданиях, всевозможных электронных носителях, в базах данных и прочих.

Более интересная, на наш взгляд, классификация знаний, — по степени научности. В соответствии с ней, знания бывают научными и ненаучными. Каждый вид имеет свои подвиды.

Так, научные знания могут быть эмпирическими (полученными в результате собственных наблюдений, познания) и теоретическими (восприятие как истины абстрактных моделей данных о мире — таблиц, схем, абстракций, аналогий).

Разновидностей ненаучных знаний больше, и они сами по себе интересны как категории. К ненаучным знаниям относятся те, которые являются данными об элементарных бытовых вещах, — обыденно-практические. Псевдонаучные знания — те, что оперируют известными научными гипотезами, еще не нашедшими подтверждения или опровержения. Лженаучные знания — это то, что мы называем предрассудками, заблуждениями, домыслами. Существуют также квазинаучные (насаждаемые теориями, но не подтвержденные фактами), антинаучные (утопические, подрывающие представление о реальности), паранаучными (которым пока не представляется возможности отыскать подтверждение).

Вопросы по обществознанию рассматривают небольшую часть видов знаний. Однако с целью самообразования интересно знать о существующих теориях и разделениях информационных массивов, накопленных человечеством.

Заключение

Мы рассмотрели в нашей статье одно из основополагающих определений науки обществознания — знание. Так что такое знание? Определение по обществознанию говорит нам, что это результат познавательной деятельности человека, а также и форма, в которой хранится и передается этот результат.

Современная классификация знаний очень широка и учитывает множество критериев. И наши обыденные, и профессиональные знания, и исключительно научные факты, и утопические гипотезы — все это отдельные виды и подвиды знаний.

Надеемся, наша статья оказалась интересной для вас.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *