Термины за 8 класс по биологии – Алфавитный словарь терминов по разделу «Биология.Человек», 8 класс

Содержание

Терминологический словарь (химия, география, биология)

Термины по ХИМИИ для 7 класс 1 полугодие 1. Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие. 2. Свойства веществ  — признаки, по которым вещества отличаются или сходны между собой. 3. Эксперимент — научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях. 4. Моделирование — исследование каких-либо реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов путем построения и изучения их моделей. 5. Химический элемент — вид одинаковых атомов. 6. Молекула — мельчайшая частица вещества, определяющая его свойства. 7. Атомы — мельчайшие электронейтральные частицы, из которых состоят молекулы веществ. 8. Ионы — положительно или отрицательно заряженные частицы, образовавшиеся из атомов. 9. Физические явления — явления, при которых изменяются агрегатное состояние вещества, формы или размеры тел, построенных из этого вещества, но сохраняется его химический состав.
10. Валентность — число химических связей данного атома с другими атомами в соединении.


Список терминов для 11 класса: 

— эволюция 

— бинарная номенклатура

— вид

— естественный отбор

— борьба за существование 

— популяция 

— изоляция 

— дрейф генов

— микроэволюция 

— макроэволюция 

— биологический прогресс 

— биологический регресс 

—  конвергенция 

— дивергенция 

— ароморфоз

— идиоадаптация 

— дегенерация 

Термины на второе полугодие

Термины по биологии, 5 класс (второе полугодие)
Тело организма, неразделенное на ткани
Полезное ископаемое, образованное отмершими частями мхов
Многоклеточные организмы
Организмы, тело которых состоит из множества клеток
Наука о классификации живых организмов на основе их сходства и родства
Среда обитания Место обитания живых организмов с определёнными условиями окружающей среды
Сообщество толщи воды Природное сообщество, включающее планктон и активноплавающие организмы
Общий предок человекообразных обезьян и человека
Группа особей, сходных по строению и жизнедеятельности, дающих плодовитое потомство и обитающих на одной территории.
Позвоночные животные Группа живых организмов, имеющих осевой скелет
Опустынивание Постепенное превращение засушливых земель в пустыню.

Термины по биологии, 6 класс (второе полугодие)
Сосуды, несущие кровь от органов к сердцу
Основной орган выделения позвоночных животных
Раздражимость

Способность организмов реагировать на 

воздействие окружающей   среды

Размножение   Воспроизведение себе подобных
Вегетативное размножение Тип бесполого размножения, при котором от материнского организма растения отделяется часть, которая затем начинает существовать самостоятельно
Специализированные клетки полового размножения
Оплодотворенная яйцеклетка
Оплодотворение Процесс слияния половых клеток
Прямое развитие   Развитие организма, при котором детёныш похож на взрослую особь и внешне и внутренне
Экологический фактор Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм

Термины по биологии, 7 класс (второе полугодие)
Мальпигиевые сосуды Органы, выполняющие функцию выделения у насекомых
Соединительная ткань у беспозвоночных животных между органами
Покров, лежащий поверх эпителиального слоя у ряда беспозвоночных
Органическое вещество, из которого состоит твёрдый наружный покров у членистоногих
Наружное оплодотворение Процесс слияния половых клеток вне организма самки
Орган, развивающийся в матке во время беременности плацентарных млекопитающих, который осуществляет взаимосвязь эмбриона с материнским организмом
Глубокое преобразование строения организма, в результате которого личника превращается во взрослую особь
Половой диморфизм Внешнее отличие самца от самки
Ротовые придатки у паукообразных, которые используются как челюсти для захватывания и разрывания добычи
Осевой скелет позвоночных

Термины по биологии, 8 класс (второе полугодие)
Сосуд кровеносной системы, несущий кровь от органов к сердцу
Артериальная кровь Кровь, насыщенная кислородом
Процесс обмена веществ и превращения энергии в организме
Функциональная единица почки
Половая железа, в которой формируются яйцеклетки
Половая железа, в которой формируются сперматозоиды
Оплодотворение Процесс слияния половых клеток
Индивидуальное развитие организма
Реакция организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы
Орган, развивающийся в матке во время беременности у плацентарных млекопитающих, который осуществляет взаимосвязь эмбриона с материнским организмом

Термины по биологии, 10 класс (второе полугодие)
Этап жизненного цикла клетки, при котором она готовится к делению (происходят процессы биосинтеза белка, удвоение важнейших структур)
Бесполое размножение Размножение, которое осуществляется без участия половых клеток
Гаплоидный набор Одинарный набор хромосом
Разновидность полового размножения, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворённой яйцеклетки
Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки
Образование женских половых клеток  
Индивидуальное развитие организма  
Двойное оплодотворение   Оплодотворение у цветковых растений, при котором один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, а второй спермий сливается с центральной клеткой и формируется эндосперм
Аллельные гены Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках  гомологичных хромосом
Норма реакции Пределы, в которых возможно изменение признаков у одного генотипа

Термины на первое полугодие

Термины по биологии, 7 класс (первое полугодие)

biology518.blogspot.com

Повторение курса 8 класса по биологии

Биология. Термины 8 класс

1.Авитаминоз- это хроническое патологическое состояние, возникающее при остром выраженном дефиците какого-либо витамина.

2.Автономная нервная(вегетативная) система является частью периферической, регулирующей внутренние процессы организма человека. 

3.Автономия сердца -это его способность к ритмическому сокращению без всяких видимых раздражений под влиянием импульсов, возникающих в самом органе.

4.Адреналин  основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор.

5.Аксоныь- нервное волокно, длинная, вытянутая часть нервной клетки (нейрона), отросток или нейрит, элемент, который проводит электрические импульсы далеко от тела нейрона.

6.Альвеолы

7.Анализатор- путь, по которому проводятся возбуждение от рецепторов до определенной зоны коры.

8.Анатомия-это наука о форме органов и систем органов, их строении.

9.Антиген  любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого организм обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

10.Антитело белковые соединения плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека или теплокровных животных бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

 11.Аорта- самый большой непарный артериальный сосуд большого круга кровообращения. 

12.Артерии — это кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам.

 

13.Артериальное давление- это процесс сдавливания стенок капилляров, артерий и вен под влиянием циркуляции крови. 

14.Аппендикс-  –  продолговатый придаток слепой кишки,( орган рудиментарный), который в процессе эволюции утратил свое главное предназначение- переваривание.

15.Аппендицит- воспаление аппендикса.

16. Болезни щитовидной железы:

базедова болезнь- гиперфункция щитовидной железы.

микседема- гипофункция щитовидной железы

17.Близорукость и дальнозоркость

18.Бери- бери- болезнь, возникающая вследствие недостатка тиамина (витамина В1) в организме человека. 

19.Борозды-

20.Брыжейка-

21.Вакцина-

22.Вены — это кровеносные сосуды, переносящие кровь от капилляров обратно к сердцу.

23.Витамины- это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.

24.Вывих

25.Глазное яблоко-

26.Гемоглобин — это сложный белок крови. Содержится он в красных кровяных тельцах – эритроцитах. Гемоглобин содержит ион железа, окруженный белком глобином.

27. Гигиена-  наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.

28 Голень-  часть ноги человека от колена до стопы. 

29.Головной мозг

30.Гипертония — это серьезное хроническое заболевание, для которого свойственно стойкое повышение артериального давления.

31.Гипервитаминоз — патологическое состояние, которое развивается при избыточном поступлении в организм витаминов.

32.Гиповитаминоз- недостаток в организме одного или целой группы витаминов. 

33.Гипоталамус

34. Гипофиз- является частью промежуточного мозга и состоит из трех долей: передняя

35. Гликоген – это углевод  В клетках животных служит основным запасным углеводом и основной формой хранения глюкозы.

36.Гормон — биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь.

37.Гормон роста- один из гормонов передней доли гипофиза. Гормоном роста у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного роста, в основном за счет роста длинных трубчатых костей конечностей.

38. Грипп — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа.

39.Диафрагма —  непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер.

40. Доли кори головного мозга –

41. Дыхательные движения —

42. Дыхательная система-

43. Дыхательный центр – находится в продолговатом мозге.

44.Зоны коры

45. Зубы

46.Зубные болезни пульпит и кариес

47. Жизненная ёмкость лёгких

48. Железы внутренней, внешней и смешенной секреции

49. Желудочки сердца

50. Желудочный сок

51. Иммунитет – это  невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности.

52. Иммунная реакция

53. Инсулин-  это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, контролирующий уровень глюкозы в крови.

54. Инсульт — острое нарушение кровообращения мозга, вызывающее повреждение и гибель нервных клеток.

55. Инфаркт

56. Кашель и чихание-  — это защитные дыхательные рефлексы. Кашель — это выдох через рот, освобождает воздухоносные пути от мокроты (слизи с микробами) , чихание — это выдох через нос.

58. Кишечные ворсинки- это пальцевидные и листовидные отростки слизистой оболочки тонкой кишки. Помогают пище двигаться в нужном направлении и всасывают вещества, которые через них попадают в кровь и лимфу.

59. Клапаны сердца

60. Кровотечение-  излитие крови во внешнюю среду, естественные полости тела, органы и ткани. Может возникать при нарушении целостности сосуда или проницаемости сосудистой стенки; развиваться вследствие травм или заболеваний

61. Кровь

61. Круги кровообращения

62. Кожа -эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка

63. Лимф- жидкая ткань организма, содержащаяся в лимфатических сосудах и узлах высокоорганизованных позвоночных и человека.

64. Мочевыделительная система — система органов, формирующих, накапливающих и выделяющих мочу.

65. Мышцы

66. Надпочечники

67. Нервная система

68. Нервная система: симпатическая и парасимпатическая

Нервная система: соматическая и вегетативная (автономная)

69. Норадреналин- вырабатывается надпочечниками.

70. Нейрон, нейроглия-

71. Первичная и вторичная моча-

72. Органы чувств- слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса

73. Орган равновесия

74. Органы слуха

75. Пищеварительная система, пищеварительные железы

76. Пищеварительные ферменты

Амилаза, птиалин –ферменты слюны расщепляют углеводы в ротовой полости.

Пепсин трипсин – ферменты желудочного сока, расщепляют белки в желудке.

Липаза- образуется в поджелудочной железе расщепляет жиры.

77. Пульс — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. Нормальный пульс человека в спокойном состоянии 60-80 уд/мин. 

78. Резус- фактор — это врожденное групповое свойство эритроцитов человека, обусловленное присутствием в них антигенов резус.

79. Рефлексы

80. Сахарный диабет —  эндокринное заболевание, обусловленное недостатком в организме гормона инсулина или его низкой биологической активностью.

81. Серое и белое вещество нервной системы

Серое вещество- главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль (частично: дендриты, безмиелиновые аксоны).

Белое вещество  — компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящий главным образом из пучков аксонов, покрытых миелином.

82. Сон —  естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

83. Спинной мозг — орган центральной нервной системы позвоночных, расположенный в позвоночном канале.

84. Спинномозговая жидкость — жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга

85. Сперматозоиды —  мужская половая клетка (гамета)

86. Сыворотка крови — прозрачная желтоватая жидкость, отделяемая от кровяного сгустка после свертывания крови вне организма. Из сыворотки крови животных и людей, иммунизированных определенными антигенами

87. Темперамент —  устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера.

88. Типы темперамента

89. Туберкулёз лёгких —  инфекционная патология, вызываемая бациллой Коха

90. Флюорография — это метод рентгенологического исследования, суть которого заключается в фотографировании с помощью рентгеновских лучей тканей и органов.

91. Хромосомы —  нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена бо́льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения  реализации и передачи. 

92. Щитовидная железа —  эндокринная железа у позвоночных, хранящая йод и вырабатывающая йодсодержащие гормоны (йодтиронины), участвующие в регуляции обмена веществ и росте отдельных клеток, а также организма в целом — тироксин (тетрайодтиронин, T4) и трийодтиронин (T3)

93. Эндокринная система –  система, которая регулирует деятельность всех органов при помощи гормонов, которые выделяются эндокринными клетками в кровеносную систему, либо проникающих в соседние клетки сквозь межклеточное пространство.

94. Ядра — центральной нервной системы являются специализированными частями нервных центров — регуляторов систем организма.

95. Яйцеклетка — женская гамета

infourok.ru

Биология, Человек (8 класс): уроки, тесты, задания

  • Организм человека как единое целое

    1. Человек как биологический вид. Науки о человеке
    2. Ткани человека
  • Опорно-двигательная система

    1. Скелет человека
    2. Мышцы, их строение и работа
    3. Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
  • Кровеносная и лимфатическая системы

    1. Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
    2. Система органов кровообращения
    3. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
  • Дыхательная система

    1. Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
    2. Заболевания органов дыхания, их профилактика
  • Пищеварительная система

    1. Строение органов пищеварения
    2. Этапы пищеварения
    3. Болезни системы пищеварения и их предупреждение
  • Обменные процессы в организме

    1. Обмен веществ и энергии
  • Выделение

    1. Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
  • Покровы тела человека

    1. Строение и функции кожи
    2. Гигиена кожных покровов
  • Нервная система

    1. Строение нервной системы и её значение
    2. Центральная нервная система — головной и спинной мозг
    3. Рефлекс. Дуга рефлекса
  • Психика и поведение человека

    1. Высшая нервная деятельность
  • Органы чувств

    1. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
    2. Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
  • Эндокринная система

    1. Основные секреторные железы
    2. Работа эндокринной системы и её нарушения
  • Размножение и развитие человека

    1. Строение половой системы человека
    2. Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
  • Класс заполнен на 100%

  • www.yaklass.ru

    Основные термины и понятия биологии

    Абиотические факторы (от греч. a — отрицание, bioticos — живой, жизненный) — элементы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию.

    Агроэкосистемы (от греч. agros — поле и экосистема) — искусственные экосистемы, созданные и используемые человеком для получения сельскохозяйственной продукции или отдыха.

    Адаптация (от лат. adaptatio — прилаживание, приспособление) — признак или комплекс признаков, обеспечивающих выживание и размножение организмов в конкретной среде обитания.

    Аллогенез (от греч. allos — другой, иной, genesis — происхождение, возникновение) — путь развития частных адаптаций, не изменяющих уровень организации особей и позволяющих им более полно заселить среду обитания.

    Аналогичные (от греч. analogia — соответствие, сходство) органы — органы, имеющие разное происхождение и неодинаковый план строения, но выполняющие одинаковые функции и обладающие внешним сходством.

    Антиобщественное поведение — поступки личности или групп людей, нарушающие официально установленные в обществе правовые нормы.

    Антропогенные факторы (от греч. anthropos — человек, genesis — происхождение) — разнообразные виды деятельности человека, влияющие как на сами организмы, так и на их местообитания.

    Ареал (от лат. area — площадь, пространство) — часть земной поверхности, в пределах которой распространены и проходят полный цикл развития особи данного вида.

    Арогенез (от греч. airo — поднимаю, genesis — происхождение, возникновение) — эволюционный путь развития адаптаций широкого значения, повышающих уровень организации особей и их приспособленность к различным средам обитания до такой степени, что это позволяет им перейти в новую среду жизни (например, из водной среды в наземно-воздушную).

    Атавизмы (от лат. atavus — предок) — признаки отдаленных предков, появляющиеся у некоторых современных организмов как отклонение от нормы.

    Аэрация (от греч. aer — воздух) — обеспечение (насыщение) среды воздухом.

    Аэренхима (от греч. aer — воздух, enchyma — ткань) — ткань, запасающая воздух в больших межклетниках у водных и болотных растений.

    Бактериофаги — группа вирусов, которые поражают бактериальные клетки.

    Бентос (от греч. benthos — глубина) — организмы, обитающие на дне водоема или в толще донного грунта.

    Биогеоценоз (от греч. bios — жизнь, ge — Земля, koinos — общий) — исторически сложившаяся совокупность живых (биоценоз) и неживых (биотоп) компонентов однородного участка суши, где происходит круговорот веществ и превращение энергии.

    Биологическая система (биосистема) — биологический объект, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и обладающий способностью к развитию, самовоспроизведению и приспособлению к среде.

    Биологическая эволюция — поступательный направленный исторический процесс изменения живых организмов и их сообществ.

    Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.

    Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания.

    Биомасса экосистемы — общее количество органического вещества всех живых организмов, накопившееся в данной экосистеме за предыдущий период ее существования.

    Биосфера (от греч. bios — жизнь, sphaira — шар) — оболочка Земли, созданная живыми организмами в результате жизнедеятельности и заселенная ими.

    Биотические факторы (от греч. bioticos — живой, жизненный) — элементы живой природы (живые организмы), влияющие на определенный организм и вызывающие у него ответную реакцию.

    Биотоп (от греч. bios — жизнь, topos — место) — участок территории с однородными условиями среды.

    Биоценоз (от греч. bios — жизнь, koinos — общий) — исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих экологически однородную среду обитания.

    Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимодействий организмов между собой и с окружающими их условиями внешней среды, приводящая в природе к естественному отбору.

    Вид — исторически сложившаяся совокупность особей, которые сходны по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям среды и занимают в природе общую территорию — ареал.

    Видовая насыщенность — количество видов, приходящихся на единицу площади или единицу объема биотопа.

    Видовое богатство — общее количество видов, обитающих в определенномбиотопе.

    Видообразование — эволюционный процесс превращения генетически открытых систем — популяций в генетически закрытые системы — новые виды.

    Виды-эдификаторы — виды растительного сообщества с сильно выраженной средообразующей способностью, определяющие основные условия существования других организмов в этом сообществе.

    Вирион — полностью сформированная вирусная частица, способная к инфицированию клетки-хозяина.

    Вироид — инфекционный агент, представляющий собой низкомолекулярную кольцевую одноцепочечную молекулу РНК, не несущую информацию о белковых молекулах.

    Вторичная продукция — биомасса, созданная гетеротрофными организмами (консументами и редуцентами) из органического вещества после его частичного расщепления.

    Гигрофиты (от греч. hygros — влажный, phyton — растение) — растения, живущие на обильно увлажненных почвах и при высокой влажности воздуха.

    Гидробионты (от греч. hydor — вода, bios — жизнь) — организмы, обитающие в водной среде.

    Гидросфера (от греч. hydor — вода, sphaira — шар) — водная оболочка Земли, включающая все водные запасы планеты.

    Гидрофиты (от греч. hydor — вода, phyton — растение) — растения, обитающие в водной среде.

    Гомойотермные (от греч. homoios — одинаковый, сходный, therme — тепло) организмы — организмы, способные поддерживать относительно постоянную температуру тела при изменении температуры окружающей среды.

    Гомологичные (от греч. homologia — соответствие) органы — органы, которые независимо от выполняемых функций, имеют общий план строения и развиваются из одних и тех же зачатков в ходе эмбрионального развития.

    Детрит (от лат. detritus — истертый) — мертвое органическое вещество, возникшее в результате жизнедеятельности или гибели организмов.

    Детритные цепи питания — пищевые цепи, которые начинаются с детрита, включают детритофагов и редуцентов и заканчиваются минеральными веществами.

    Дивергенция (от лат. divergo — отклоняюсь, отхожу) — расхождение признаков у родственных организмов или их групп, обитающих в разных экологических условиях.

    Дрейф генов — случайное, не подверженное закономерностям изменение частоты встречаемости генов в генофонде популяции.

    Емкость среды — максимальная численность популяции, определяемая возможностью среды обеспечить ее необходимыми ресурсами для существования.

    Естественный отбор (по Дарвину) — процесс выживания и размножения наиболее приспособленных к условиям обитания особей и гибель менее приспособленных.

    Естественный отбор (по синтетической теории эволюции) — направленный исторический процесс дифференциации (избирательного сохранения) фенотипов и воспроизведения адаптивных генотипов в популяциях.

    Живое вещество — совокупность всех живых организмов на Земле с их способностью к размножению и распространению на планете, к борьбе за пищу, воду, территорию, воздух.

    Загрязнение окружающей среды — поступление в среду новых, нехарактерных для нее твердых, жидких и газообразных веществ либо превышение их естественного уровня в окружающей среде, которое оказывает негативное влияние на биосферу.

    Заказник — охраняемая территория, на которой постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности человека (рыболовство, охота, сенокос).

    Заповедник — особо охраняемая государством территория, полностью исключенная из хозяйственной деятельности человека.

    Зона нормальной жизнедеятельности, или зона нормы, — диапазоны силы воздействия фактора (их два), в пределах которых наблюдается умеренный рост и развитие организма, но его размножение недостаточно эффективно.

    Зона оптимума (от лат. optimus — наилучший) — диапазон силы воздействия фактора, в пределах которого организм проявляет максимальную жизнедеятельность, наблюдается его активный рост, развитие и эффективное размножение.

    Зона пессимума (от лат. pessimum — причинять вред), или зона угнетения, — диапазоны силы воздействия фактора (их два), в пределах которых жизнедеятельность организма настолько снижена, что невозможны его рост и развитие, но сохраняется возможность для существования.

    Зооценоз (от греч. zoon — животное, koinos — общий) — совокупность популяций животных, населяющих определенный биотоп.

    Изоляция — это наличие барьеров, препятствующих свободному скрещиванию особей (панмиксии), в результате чего исходная популяция разделяется на несколько популяций.

    Искусственный отбор — процесс выбора человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении организмов и использование их для дальнейшего разведения.

    Катагенез (от греч. kata- — приставка, обозначающая движение сверху вниз, genesis — происхождение, возникновение) — особый путь эволюции в более простой среде, сопровождающийся редукцией отдельных систем органов с одновременным повышением эффективности репродуктивнойсистемы.

    Классификация организмов — условное распределение всей совокупности живых организмов по иерархически подчиненным группам в соответствии с какими-либо общими признаками.

    Комменсализм (от лат. commensalis — сотрапезник) — тип взаимоотношений, при котором популяция одного вида извлекает пользу, не принося ни вреда, ни пользы популяции другого вида.

    Конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — независимое развитие сходных признаков (схождение признаков) у неродственных организмов или их групп, обитающих в одинаковой среде.

    Конкуренция (от лат. concurrentia — соперничество) — взаимоневыгодный тип взаимоотношений между видами со сходными потребностями.

    Консументы (от лат. consumo — потребляю), или потребители, — гетеротрофные организмы, потребляющие живое органическое вещество и передающие содержащуюся в нем энергию по пищевым цепям.

    Космополиты (от греч. cosmopolitееs — гражданин мира) — виды, имеющие обширный ареал распространения в пределах разных континентов.

    Критерий вида — совокупность характерных однотипных признаков, по которым схожи особи одного вида, а особи разных видов различаются.

    Круговорот веществ — цикличный, многократно повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного превращения и перемещения веществ.

    Ксерофиты (от греч. xerox — сухой, phyton — растение) — растения, приспособившиеся к жизни в засушливых местах (степях, пустынях, полупустынях, саваннах, высокогорьях).

    Лимитирующий (ограничивающий) фактор — фактор, наиболее отклонившийся от своего оптимального значения по сравнению с другими факторами и определяющий уровень жизнедеятельности организма в данной среде.

    Мезофиты (oт греч. mesos — средний, промежуточный, phyton — растение) — растения, обитающие в условиях умеренного увлажнения.

    Методический отбор — целенаправленное выведение человеком пород животных или сортов растений.

    Микоценоз (от греч. mykеs — гриб, koinos — общий) — сообщество различных видов грибов.

    Микробоценоз (от греч. micros — малый, koinos — общий) — совокупность популяций микроорганизмов (бактерий, протистов) и вирусов.

    Мутуализм (от лат. mutuus — взаимный) — взаимовыгодный и обязательный для жизни хотя бы одной из популяций тип взаимоотношений.

    Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

    Национальный парк — обширный охраняемый участок территории, на котором расположены природные комплексы, представляющие историческую, экологическую и культурную ценность.

    Нейстон (от греч. neиstos — плавающий) — организмы, связанные с поверхностной пленкой воды и обитающие постоянно или временно на этой пленкеили до 5 см в глубь от ее поверхности.

    Нектон (от греч. nektos — плывущий) — организмы, обитающие в толще воды и ведущие активный образ жизни.

    Неопределенная (индивидуальная) изменчивость — появление у отдельно взятой особи в пределах одного сорта, породы, вида нового признака, который не встречался у родителей.

    Ноосфера (сфера разума) — высшая стадия развития биосферы, при которой разумная деятельность человечества становится главной движущей силой ее развития.

    Окружающая среда — совокупность всех природных тел, сил и явлений на планете Земля, в которой существует жизнь.

    Определенная (групповая) изменчивость — появление одинаковых признаков у всех особей и их потомства под действием изменившегося фактора среды.

    Опустынивание — совокупность процессов, которые приводят к утрате природным сообществом сплошного растительного покрова с невозможностью его восстановления без участия человека.

    Охрана природы — совокупность международных, государственных и региональных мероприятий для сохранения, рационального использования и воспроизводства природы Земли в интересах ныне живущего и будущих поколений людей.

    Памятник природы — отдельный охраняемый природный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

    Паразитизм (от греч. parasitos — нахлебник) — тип взаимоотношений популяций разных видов, из которых одна популяция (паразит) использует другую (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи.

    Паразиты — организмы, которые живут за счет особей другого вида, будучи тесно связанны с ними в своем жизненном цикле на большем или меньшем его протяжении.

    Пастбищные цепи питания — пищевые цепи, которые начинаются с продуцентов и включают консументов разных порядков.

    Первичная продукция — биомасса, созданная автотрофными организмами (продуцентами) из минерального вещества в процессе фото- или хемосинтеза.

    Планктон (от греч. planktos — парящий, блуждающий) — организмы, обитающие в толще воды и пассивно передвигающиеся под действием ее тока.

    Пойкилотермные организмы (от греч. poikilos — изменчивый, therme — тепло) — организмы, температура тела которых непостоянна и изменяется вместе с температурой окружающей среды.

    Популяция — способная к саморегуляции группа особей одного вида, обитающих на общей территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

    Популяционные волны (волны жизни) — более или менее регулярные колебания численности, случайным образом изменяющие частоту встречаемости генов и мутаций в популяциях.

    Поток генов — случайный обмен генами между популяциями одного вида в результате миграции особей.

    Пределы выносливости, или пределы толерантности (от лат. tolerantia -терпение, выносливость), — диапазон силы воздействия фактора, в котором возможна жизнедеятельность организма.

    Приспособленность — совокупность адаптаций (особенностей внешнего и внутреннего строения и поведения организма), которые обеспечивают для данного вида преимущества в выживании и оставлении потомства при определенных условиях среды.

    Продукция экосистемы — количество биомассы, образующейся в экосистеме на единице площади или в единице объема биотопа за единицу времени.

    Продуценты (от лат. producens — создающий), или производители, — автотрофные организмы, синтезирующие органическое вещество из минерального с использованием энергии.

    Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

    Рациональное природопользование — тип взаимоотношений человека с окружающей средой, при котором человек способен разумно осваивать природные ресурсы и предупреждать негативные последствия своей деятельности.

    Редуценты (от лат. reducens — возвращающий), или разрушители, — гетеротрофные организмы, разрушающие мертвое органическое вещество любого происхождения до минерального.

    Резерват — небольшая природная охраняемая территория, созданная для охраны одного из элементов природного комплекса.

    Реликтовые виды (от лат. relictum — остаток) — живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определенном регионе как остаток предковой группы.

    Рудименты (от лат. rudimentum — зачаток) — недоразвитые органы современных организмов, которые были хорошо развиты у их предков.

    Симбиоз (от греч. symbiosis — совместная жизнь) — длительное сожительство популяций двух или нескольких видов, извлекающих из него взаимную или одностороннюю пользу.

    Склерофиты (от греч. scleros — твердый, phyton — растение) — растения со сниженной транспирацией и способностью активно добывать воду при ее недостатке в почве.

    Сообщество — любая совокупность популяций разных видов, взаимодействующих между собой и существующих в общей среде.

    Соотносительная (коррелятивная) изменчивость — изменение какого-то одного органа или части тела вслед за изменением других частей организма.

    Социальная иерархия — система связей между членами группы в виде соподчинения особей друг другу.

    Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые установки, при которых рождается и живет человек.

    Среда жизни — часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации.

    Среда обитания — часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует в течение всего жизненного цикла.

    Стенобионты (от греч. stenos — узкий, bios — жизнь) — виды организмов, имеющие узкие пределы толерантности и способные существовать на небольших территориях с относительно постоянными условиями среды.

    Суккуленты (от лат. succulentus — сочный) — многолетние растения, способные запасать воду в своих тканях и органах, а затем экономно ее расходовать.

    Сукцессия (от лат. successio — преемственность, наследование) — закономерная, последовательная смена одних экосистем другими на определенной территории под влиянием направленного изменения природных факторов или деятельности человека.

    Таксис (от греч. taxis — расположение) — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения.

    Топические связи (от греч. topos — место) — связи между популяциями, когда особи одной популяции используют особей другой популяции в качестве местообитания или испытывают их влияние на свою среду обитания.

    Трофические связи (от греч. trophe — пища) — связи между популяциями, когда особи одной популяции получают пищу за счет особей другой популяции.

    Трофический уровень — совокупность организмов, которые в зависимости от способа их питания и вида корма составляют определенное звено пищевой цепи.

    Условия существования, или условия жизни, — комплекс экологических факторов, без которых организм не может существовать в данной среде.

    Фабрические связи (от лат. fabriсo — изготовлять) — связи между популяциями, когда особи одной популяции используют выделения или остатки тел особей другой популяции в качестве материала для строительства гнезд, нор, убежищ и др.

    Фитоценоз (от греч. phyton — растение, koinos — общий) — растительное сообщество на определенной территории, изменяющееся как по сезонам года, так и по годам.

    Форические связи (от греч. phora — ношение) — связи между популяциями, когда особи одной популяции участвуют в расселении (распространении) особей другой популяции.

    Фотопериод (от греч. photos — свет и период) — длина светового дня, определяющая времена года.

    Фотопериодизм (от греч. photos — свет и период) — характерная реакция организмов на сезонные изменения длины светового дня, синхронизирующая их биологическую активность с временами года.

    Фототропизм (от греч. photos — свет, tropos — поворот, направление) — ростовые движения органов растений под влиянием одностороннего освещения.

    Цепь питания (пищевая цепь) — линейная последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену).

    Человеческая раса — исторически сложившаяся группа людей с общими наследственными морфологическими особенностями.

    Чистая продукция сообщества — часть продукции экосистемы, которая может быть использована в пределах самой экосистемы для ее развития или может быть изъята человеком без ущерба для экосистемы.

    Эврибионты (от греч. eurys — широкий, bios — жизнь) — виды организмов, имеющие широкие пределы толерантности и способные заселять обширные территории со значительными колебаниями условий среды.

    Экология (от греч. oikos — дом, жилище, logos — наука, учение) — наука, изучающая биосистемы разного уровня организации (от организма до биосферы) и закономерности их взаимодействия.

    Экологическая пластичность, или экологическая валентность, — свой ство видов адаптироваться к тому или иному диапазону изменения силы воздействия факторов среды.

    Экологические факторы — свойства и компоненты среды обитания, которые воздействуют на организм и вызывают у него ответные реакции.

    Экологический кризис — несоответствие растущих масштабов деятельности человека для удовлетворения своих жизненных потребностей восстановительным возможностям природы.

    Экологический максимум, или верхний предел выносливости, — максимальное значение силы воздействия фактора, при котором прекращается жизнедеятельность организма.

    Экологический минимум, или нижний предел выносливости, — минимальное значение силы воздействия фактора, при котором начинается проявление жизнедеятельности организма.

    Экологический оптимум (от лат. optimus — наилучший) — конкретноезначение силы воздействия фактора, наиболее благоприятное для жизнедеятельности организма.

    Экосистема — любой комплекс из сообщества живых организмов и неживых компонентов среды их обитания, связанных между собой обменом вещества и энергии.

    Эндемики (от греч. endemos — местный) — виды, имеющие очень узкий ареал распространения в пределах небольшого региона.

    Эрозия почвы — разрушение плодородного слоя почвы под действием ветра и воды.

    jbio.ru

    Методическая разработка по биологии (8 класс) по теме: Новые термины по зоологии 8 класс

    Новые слова и термины.

    Естествознание.

      Животные.

    8 класс.

    Составитель:

    учитель биологии

    Сарычева О.А.

    Новые слова и термины.

    Естествознание. Животные. 8 класс.

    Урок «Многообразие животного мира»

    Дикие.

    Домашние.

    Урок «Черви»

    Беспозвоночные.

    Дождевые черви.

    Пиявки.

    Трубочники.

    Аскариды.

    Сосальщики.

    Членики-кольца.

    Почвенные черви.

    Черви-паразиты.

    Глисты.

     Урок «Бабочка-капустница»

    Бабочка-капустница.

    Насекомые.

    Дыхальца.

    Урок «Яблонная плодожорка»

    Яблонная плодожорка.

    Вредитель плодовых деревьев.

    Урок «Майский жук»

    Майский жук.

    Урок «Комнатная муха

    Комнатная муха.

    Урок «Пчела»

    Пчёлы.

    Соты.

    Роение.

    Разведение пчёл.

    Роение.

    Урок «Тутовый шелкопряд»

    Тутовый шелкопряд.

    Куколка.

    Урок «Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы.

    Внешнее строение»

    Позвоночные животные.

    Скелет.

    Рыбы.

    Голова, туловище, хвост.

    Тонкая костная пластинка.

    Ноздри, глаза, рот.

    Костный позвоночник.

    Позвонки.

    Урок «Внутреннее строение: питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств»

    Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

    Жабры.

    Сердце.

    Сосуды.

    Головной и спинной мозг.

    Нервы.

    Урок «Размножение рыб»

    Икринки-яйца рыб.

    Зародыш.

    Запас питательных веществ.

    Личинка.

    Малёк.

    Урок «Речные рыбы (окунь, щука, карп)»

    Речные.

    Речной окунь.

    Щука.

    Урок «Морские рыбы (треска, сельдь)»

    Морские.

    Треска.

    Океаническая сельдь.

    Стаи (косяки).

    Урок «Рыболовство. Рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб»

    Рыбный промысел.

    Трал-большой невод.

    Рыбоводство-разведение рыб в прудах и искусственных озёрах.

    Карп.

    Ценные промысловые рыбы.

    Урок «Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Жаба. Значение и охрана»

    Земноводные.

    Лягушки.

    Жабы.

    Тритоны.

    Урок «Внутреннее строение (питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств). Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению»

    Позвоночные животные.

    Голова, туловище, конечности.

    Череп.

    Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

     Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

    Урок «Размножение и развитие земноводных»

    Личинка лягушки-головастик.

    Урок «Внешнее строение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки»

    Пресмыкающиеся.

    Прыткая ящерица.

    Обыкновенный уж.

    Обыкновенная гадюка.

    Змеи.

    Урок «Внутреннее строение пресмыкающихся (питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств)»

    Атмосферный воздух.

    Трёхкамерное сердце.

    Перегородка.

    Урок «Размножение пресмыкающихся»

    Яйца.

    Плотная кожистая оболочка.

    Земляные, песчаные ямы.

    Урок «Птицы. Общая характеристика птиц. Особенности внешнего строения»

    Птицы.

    Перья контурные и пуховые, маховые, рулевые.

    Очин.

    Голова, шея, туловище, две пары конечностей.

    Ноздри.

    Крупные глаза.

    Слуховые отверстия.

    Урок «Особенности скелета птицы»

    Череп, позвоночник, скелет конечностей.

    Клюв.

    Высокий гребень.

    Крупные мышцы.

     Урок «Особенности внутреннего строения птиц»

    Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система

    Урок «Размножение и развитие птиц»

    Желток, белок, зародыш, канатики.

    Твёрдая скорлупа.

    Подскорлуповая оболочка.

    Гнездо.

    Птенцы слепые, голые, беспомощные.

    Птенцы зрячие, покрытые густым пухом.

    Урок «Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж)»

    Ласточки деревенские и городские.

    Стрижи.

    Насекомоядные.

    Перелётные.

    Урок «Птицы леса: большой пестрый дятел»

    Синица.

    Большой пёстрый дятел.

    Синичники.

    Синицы.

    Урок «Хищные птицы (сова, орел)»

    Хищные.

    Серая сова.

    Степной орёл.

    Урок «Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси)»

    Утки-кряквы.

    Плавательные перепонки.

    Перелётные.

    Гоголь, серая утка, цапля.

    Урок «Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

    Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц, значение и охране птиц»

    Голуби

    Воробьи

    Трясогузки.

    Урок «Домашние куры»

    Домашние куры.

    Красный зубчатый гребень, серёжки.

    Тело плотное, крылья короткие.

    Петухи.

    Длинные серповидные перья в хвосте, длинные шпоры.

    Цыплята.

    Шкафы-инкубаторы.

    Урок «Домашние утки и гуси»

    Домашние утки.

    Водоплавающие птицы.

    Домашние гуси.

    Урок «Развитие птицеводства. Содержание, кормление и развитие кур, гусей, уток на птицефермах»

    Птицеводство.

    Урок «Общие признаки млекопитающих, или звери: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком».

    Млекопитающие.

    Рождают детёнышей.

    Выкармливают молоком.

    Волосяной покров.

    Линька.

    Ноги располагаются под туловищем.

    Наружная ушная раковина.

    Урок «Особенности скелета и нервной системы»

    Шейные, грудные, поясничные позвонки.

    Подвижно.

    Нервная система: головной, спинной мозг, нервы.

    Урок «Внутреннее строение»

    Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

    Урок «Грызуны: мышь, белка, бобр.

    Общие признаки грызунов.

    Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение»

    Мелкие грызуны.

    Речные бобры.

    Мыши, белки.

    Растительноядные млекопитающие.

    Урок «Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний.

    Общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами, образ жизни, питание, размножение. Значение зайцев и их охрана»

    Зайцеобразные.

    Заяц-беляк.

    Заяц-русак.

    Дикие кролики.

    Урок «Значение кролиководства в народном хозяйстве»

    Домашние кролики.

    Породы: белый великан, серебристый, русский горностаевый.

    Сырость и сквозняки.

    Урок «Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки. Внешний вид, отличительные особенности, черты сходства и различия. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение. Значение и охрана»

    Хищные звери.

    Волки

    Бурый медведь.

    Рысь.

    Тигр.

    Лев.

    Урок «Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка»

    Соболь.

    Лисица.

    Лесная куница.

    Европейская норка.

    Урок «Образ жизни, распространение, значение. Разведение норки на зверофермах»

    Американская норка.

    Урок «Домашние хищные звери»

    Домашняя кошка.

    Домашняя собака.

    Урок «Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик.

    Общие признаки. Отличительная особенность, распространение и значение. Охрана»

    Ластоногие.

    Тюлени: гренландский, каспийский, морской котик.

    Моржи.

    Ласты — толстые широкие пластины.

    Бельки.

    Урок «Китообразные: кит, дельфин.

    Общие признаки. Внешнее строение. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение. Охрана»

    Китообразные.

    Синий кит.

    Дельфины.

    Дыхало.

    Роговые пластины (китовый ус).

    Урок «Растительноядные животные.

    Общие признаки, характеристика, распространение, значение, охрана.

    Парнокопытные.

    Дикие (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья).

    Парнокопытные

    Лоси

    Олени

    Козы

    Овцы

    Коровы

    Бараны

    Дикие свиньи (кабаны)

    Урок «Непарнокопытные (лошади, осел, зебра)»

    Непарнокопытные

    Лошадь

    Осёл

    Зебра

    Табун

    Вожак

    Травоядные

    Кулан

    Урок «Приматы. Общая характеристика»

    Приматы

    Мартышки

    Макаки

    Орангутанг

    Шимпанзе

    Горилла

    Урок «Сельскохозяйственные травоядные животные.

    Корова. Внешнее строение»

    Корова

    Травоядные

    Урок «Породы коров (молочная продуктивность)»

    Породы: молочные, молочно-мясные, мясные.

    Урок «Содержание коров на фермах»

    Коровники

    Беспривязное содержание

    Урок «Выращивание телят»

    Телята

    Урок «Овца. Распространение.

    Особенности внешнего строения, питание»

    Овцы

    Парнокопытные

    Айран

    Овцеводство

    Породы: тонкорунные, полугрубошёрстные, грубошёрстные.

    Романовская

    Урок «Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание  ягнят»

    Кошары

    Овчарни

    Урок «Верблюд. Особенности внешнего строения.

    Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания. Значение в хозяйстве человека»

    Верблюды

    Жвачные

    Урок «Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым, северным условиям жизни. Особенности питания. Значение в народном хозяйстве»

    Северные олени

    Парнокопытные

    Урок «Свинья. Внешнее строение: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова»

    Домашние свиньи

    Парнокопытные

    Жвачные

    Щетина

    Породы: степная белая, сибирская северная.

    Урок «Выращивание поросят. Откорм свиней»

    Свинарники

    Урок «Лошадь. Внешнее строение: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова»

    Домашние лошади

    Непарнокопытные

    Породы: тяжеловозные, легкоупряжные, верховые.

    Верховая езда

    Орловский рысак

    Донские,  ахалтекинские

    Урок «Содержание лошадей и выращивание жеребят»

    Конюшни

    Конюхи

    Урок «Охрана птиц и млекопитающих»

    Зоопарк

    Вольеры

    Загоны

    Террариум

    Аквариум

    Звероводческая ферма

    Животноводческая ферма

    nsportal.ru

    Тест по биологии (8 класс) на тему: Экзаменационный материал по биологии для 8 класса

    Вариант 1

    Часть 1

    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А20) обведите кружком номер правиль- ного ответа в экзаменационной работе.

    А1. Вслед за каким отделом пищеварительной системы располагается желудок

    1. глоткой

    2. пищеводом

    3. тонкой кишкой

    4. толстой кишкой

    А2. У людей со II группой в крови присутствуют

    1. только антитела α и β, а антигены А и В отсутствуют

    2. только антиген А и антитело β

    3. только антиген В и антитело α

    4. антигены А и В, а антитела α и β отсутствуют

    А3. Где начинается большой круг кровообращения человека?

    1. в правом желудочке

    2. в левом желудочке

    3. в правом предсердии

    4. в левом предсердии

    А4. Возбуждение по нервной клетке распространяется следующим пути:

            1. дендрит – синапс – тело нейрона – аксон

            2. аксон – тело нейрона – дендрит – синапс

            3. дендрит – тело нейрона – аксон – синапс

            4. дендрит – синапс – аксон – тело нейрона

    А5. В процессе пищеварения полисахариды (углеводы) расщепляются до

    1. глюкозы

    2. глицерина и жирных кислот

    3. аминокислот

    4. воды и углекислого газа

    А6. В состав грудной клетки входят

    1. грудина

    2. плечо

    3. лопатки

    4. ключицы

    А7. Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга,

           который отвечает за психическую деятельность?

    1. А

    2. Б

    3. В

    4. Г

    А8. Какую функцию выполняют слуховые косточки среднего уха?

    1. удерживают барабанную перепонку

    2. защищают внутреннее ухо

    3. усиливают звуковые колебания

    4. связывают среднее ухо с носоглоткой

    А9. К условным относятся рефлексы

    1. индивидуальные

    2. имеющие готовые рефлекторные дуги

    3. врождённые, передающиеся по наследству

    4. относительно постоянные, мало изменившиеся

    А10. Кровь каких групп можно переливать человеку с  III-й группой крови?

    1. I

    2. I, II

            3. I, III

            4. I, II, III, IV

    А11. Где разрушаются лейкоциты и тромбоциты

             1. в красном костном мозге

             2. в селезёнке

             3. в поджелудочной железе

             4. поджелудочной железе и селезёнке

    А12. Гипофункция щитовидной железы в тяжёлых случаях вызывает

             1. базедову болезнь

             2. кретинизм

             3. сахарный диабет

             4. бронзовую болезнь

    А13. К рудиментам человека относятся:

             1. хвостовые позвонки

             2. наружное ухо

             3. диафрагма

             4. пятипалая конечность

    А14.  Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

             1. наличие внутреннего скелета

             2. четырехкамерное сердце

             3. выкармливание детенышей молоком

             4. плоские ногти

    А15. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:

            1. человек умелый

            2. человек прямоходящий

            3. человек разумный

            4. австралопитек

    А16. Густые курчавые чёрные волосы, широкий нос, толстые губы – это признаки:

            1. европеоидной расы

            2. монголоидной расы

            3. негроидной расы

            4. австралоидной расы

    А17. Кто из учёных ввёл термин «организм»?

            1. Ибн Сина Авиценна

            2. Клавдий Гален

            3. Гиппократ

            4. Аристотель

    А18. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

            1. Орган

            2. ткань

            3. клетка

            4. органоид

    А19. Органоиды, на которых образуется белок

           1. ЭПС

           2. ядрышки

           3. лизосомы

           4. рибосомы

    А20.  Слизистые оболочки внутренних органов образованы:

           1. эпителиальной тканью

           2. мышечной тканью

           3. соединительной тканью

           4. нервной тканью

    Часть 2

    При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В5) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

    В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

    В1. Для пищеварительной системы человека характерно наличие

    1. трёхкамерного желудка

    2. зоба

    3. печени в районе толстого кишечника

    4. трёх пар слюнных желёз

    5. толстого кишечника после тонкого

    6. поджелудочной железы в районе тонкого кишечника

    Ответ:________________________________

    В2. У человека белки перевариваются ферментами, которые секретируются:

    1. в желудке

    2. слюнными железами

    3. поджелудочной железой

    4. печенью

    5. в тонком кишечнике

    6. в толстом кишечнике

    Ответ: ________________________________

    При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

    В3. Соотнесите левое и правое полушария с их функциями.

    Функции

    Полушарие головного мозга

    А. Устная и письменная речь.

    Б. Восприятие музыки.

    В. Анализ информации.

    Г. Музыкальное и художественное творчество.

    Д. Обобщение, принятие решений.

    Е. Образное мышление.

    1. Левое.

    2. Правое.

    Ответ:

    При выполнении задания В4 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения  выбранных ответов.

    В4. Установите последовательность действий при оказании первой помощи человеку, у которого сломана локтевая кость.

         А. Наложить шину.

         Б. Отправить пострадавшего к врачу.

         В. Обложить конечности мягким материалом.

         Г. Прибинтовать шину к конечности.

    Ответ:

    При выполнении задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения . Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) выпишите в указанном месте.

    В5. Сердце состоит из трёх оболочек. Средняя оболочка сердца называется _______________ . Эту оболочку образует ______________ .

           Перечень терминов:

           1 – мезодерма

           2 – миокард

           3 – мезоглей

           4 – поперечнополосатая мышечная ткань особого строения

           5 – гладкая мышечная ткань

           6 – соединительная ткань

    Ответ: ______________________

    Часть 3

    Для ответов на задания этой части (С1 – С4) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

    С1. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?

    С2. Прочитайте текст «Артерии» и найдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

    Артерии

           1. Артерии – сосуды, по которым кровь течёт от сердца к органам и тканям. 2. По артериям течёт артериальная кровь. 3. Стенки артерий состоят из трёх слоёв. 4. Внутренний слой содержит клетки гладкой мышечной ткани. 5. Большинство артерий снабжено клапанами, которые препятствуют обратному току крови.

    Прочитайте текст «Пищеварительные ферменты» и выполните задания С3 – С4.

    Пищеварительные ферменты

           При пищеварении пища подвергается следующему ферментативному воздействию. В слюне содержится амилаза (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы). В желудочном соке содержится пепсин (расщепляет белки до полипептидов), желатиназа (расщепляет желатин), липаза (расщепляет эмульгированные жиры на глицерин и жирные кислоты), химозин (створаживает молоко). Сок поджелудочной железы содержит трипсиноген, превращающийся в трипсин (расщепляет белки и полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, лактазу, липазу, нуклеазу (расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов). Кишечный сок содержит пептидазу ( расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, инвертазу, лактазу (расщепляют углеводы), липазу, энтерокиназу (переводит трипсиноген в трипсин).

            Ферменты обладают высокой активностью: каждая молекула фермента в течение 2с при 370 может привести к распаду около 300 молекул вещества. Ферменты чувствительны к температуре среды, в которой они действуют. У человека они наиболее активны при температуре 37 – 400 С. Для действия фермента нужна определённая реакция среды. Например, пепсин активен в кислой среде, остальные перечисленные ферменты – в слабощелочной и щелочной среде.

    С3. Прочитайте текст «Пищеварительные ферменты» и назовите органические вещества, расщепление которых идёт под действием ферментов, содержащихся соответственно в слюне, желудочном соке и кишечном соке.

    С4. На основании текста «Пищеварительные ферменты» сделайте предположения, почему пепсин активен в желудке, не активен в кишечнике и как тогда в кишечнике продолжается расщепление белков. Ответ обоснуйте.

    nsportal.ru

    Экзаменационная работа по биологии для 8 класса

    Экзаменационная работа по биологии (8 химико-биологический класс)

    Вариант -1

    ЧАСТЬ А

    В каждом задании необходимо выбрать только один правильный ответ

    А1. В какой из нижеперечисленных костей доля неорганических веществ больше, чем в остальных?

    1. поясничный позвонок

    2. локтевая кость

    3. лучевая кость

    4. ребро

    А2. Приведите пример костей, которые соединены друг с другом полуподвижно:

    1. тела позвонков грудного отдела

    2. малоберцовая и большеберцовая кости

    3. теменная и затылочная кости

    4. фаланги пальцев

    А3. Как называется способность мышцы воспринимать воздействия раздражителей и отвечать на них возникающими в ней физическими, физико-химическими изменениями?

    1. упругость 4) растяжимость

    2. сократимость 5) эластичность

    3. возбудимость 6) рефлекс

    А4. В каком ответе указано такое сочетание ритма сокращений и величины нагрузки, при котором мышечная работа достигает максимального уровня, максимальной производительности?

    1. низкий ритм сокращений и большая нагрузка

    2. высокий ритм сокращений и небольшая нагрузка

    3. средний ритм сокращений и средняя нагрузка

    4. средний ритм сокращений и большая нагрузка

    А5. Найдите основные признаки хорошей осанки и укажите свойство, которое таким признаком НЕ является:

    1. прямая спина

    2. расправленные плечи

    3. наличие оптимальных пропорций между шириной плеч, окружностью головы и талии, высоты спины

    4. поднятая голова

    5. развернутая грудь

    А6. К какой группе форменных элементов крови относятся клетки осуществляющие защиту организма от болезнетворных бактерий?

    1. эритроциты

    2. лейкоциты

    3. кровяные пластинки

    А7. Кровь какой группы можно переливать человеку с группой крови II(А)?

    1. только I(0) 3) только II(A)

    2. только II(А) и I(0) 4) все кроме IV(AB)

    А8. Какова функция клапанов сердца?

    1. направляет движение крови

    2. обеспечивает беспрепятственное движение крови

    3. предотвращает обратное движение крови

    4. обеспечивает своевременное поступление крови в разные отделы сердца

    А9. Укажите артерии, в стенках которых эластичных волокон содержится больше, чем в других артериях:

    1. крупные артерии, расположенные ближе других к сердцу и выдерживающие большое давление крови

    2. средние артерии, выдерживающие давление крови на достаточно высоком уровне

    3. очень мелкие артерии, обеспечивающие небольшое давление в тонких и непрочных капиллярах

    А10. Как возбуждение нервного центра блуждающего нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца?

    1. не изменяет 3) увеличивает

    2. уменьшает

    А11. Сколько кислорода содержится во вдыхаемом воздухе?

    1. 10% 3) 16%

    2. 14% 4) 21%

    А12. Назовите систематическую группу организмов, к которой относят возбудителя гриппа;

    1. бактерии 3) простейшие

    2. вирусы

    А13. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назовите его:

    1. муцин 4) соляная кислота

    2. лизоцим 5) пепсин

    3. амилаза

    А14. Как возбуждение центральных отделов парасимпатической нервной системы влияет на активность клеток тонкой кишки и выработку ими пищеварительных ферментов?

    1. не изменяет 3) повышает

    2. снижает

    А15. Назовите витамин, при недостатке которого дети плохо растут и теряют способность видеть с наступлением сумерек:

    1. А 3) С

    2. B1 4) D

    А16. Голодному животному сделали анализ крови. Сравните содержание глюкозы в вене, приносящей кровь в печень, и в вене, выносящей кровь из печени:

    1. одинаковое 3) после печени выше

    2. до печени выше

    А17. Назовите орган в который моча поступает непосредственно из мочеточника:

    1. мочевой пузырь 3) мочеиспускательный канал

    2. почечная лоханка

    А18. Какая по насыщенности кислородом кровь выходит из капиллярного клубочка нефрона?

    1. артериальная 3) смешанная

    2. венозная

    А19. Назовите участок кожи, в котором расположены многочисленные рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные сосуды:

    1. эпидермис кожи

    2. дерма

    3. подкожная жировая клетчатка

    А20. Назовите структуру женского организма, которая гормон, подготавливающий слизистую оболочку матки к принятию зародыша:

    1. плацента 5) эпифиз

    2. матка 6) желтое тело

    3. гипофиз 7) фолликул

    4. маточные трубы

    А21. Сколько формирующихся изгибов в позвоночнике 5-6-ти месячного ребенка, который может сидеть?

    1. один 3) три

    2. два 4) четыре

    А22. Какое из нижеперечисленных веществ является гормоном?

    1. кератин 4) валин

    2. каталаза 5) аланин

    3. инсулин 6) пепсин

    А23. Сколько дендритов может иметь нервная клетка?

    1. только один 3) 1-100 и более

    2. не более 10

    А24. В ходе осуществления рефлекса возбуждение обычно перемещается по нескольким структурам, расположенным последовательно. Какая из этих структур расположена второй по ходу движения возбуждения в момент осуществления рефлекса?

    1. чувствительный нейрон

    2. рабочий орган

    3. двигательный нейрон

    4. рецептор

    5. вставочный нейрон

    А25. Назовите термин, которым обозначают полую структуру, находящуюся в центре спинного мозга:

    1. желудочки мозга

    2. спинномозговой канал

    3. позвоночный канал

    4. рога 5) корешки

    А26. Свет, падая на сетчатку глаза, проходит через несколько ее слоев. Через какой слой свет проходит в первую очередь?

    1. слой нервных клеток

    2. слой палочек и колбочек

    3. пигментный слой

    4. слой волокон зрительного нерва

    А27. Укажите ощущение, которое возникает при непосредственном контакте источника раздражителя на орган чувств

    1. зрительное 3) обонятельное

    2. слуховое 4) вкусовое

    А28. Укажите признак характерный для условных рефлексов:

    1. рефлекторные дуги существуют с рождения

    2. встречаются у всех особей данного вида

    3. возникают в ходе индивидуальной жизни

    А29. Назовите долю коры больших полушарий головного мозга, в которой находится зона кожно-мышечной чувствительности:

    1. лобная 3) затылочная

    2. теменная 4) височная

    А30. Назовите основной признак, по наличию которого некоторые периоды сна называют медленным сном:

    1. появление медленных движений глаз

    2. появление замедленных движений туловища и конечностей

    3. наличие в коре больших полушарий высокоамплитудных, но медленных (низкочастотных) электрических колебаний

    4. появление сновидений с медленными движениями объектов

    ЧАСТЬ В

    В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести указанных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    В1. Отличительные признаки дальнозоркости – это…

    1. изображение фокусируется перед сетчаткой

    2. изображение фокусируется позади сетчатки

    3. плохо видно ближние предметы

    4. плохо видно дальние предметы

    5. следует носить двояковыпуклые линзы

    6. следует носить двояковогнутые линзы

    В2. Выберите характерные признаки соединительной ткани.

    1. выстилает поверхность стенок воздухоносных путей

    2. относят кровь, лимфу, компактное вещество кости

    3. обладает сократимостью и проводимостью

    4. образует хорошо выраженное межклеточное вещество

    5. выполняет транспортную функцию

    6. входит в состав коры больших полушарий

    В3. Установите соответствие между желудочком сердца и характеристиками вытекающей из него крови:

    КРОВЬ ЖЕЛУДОЧЕК

    А) артериальная 1) левый

    Б) венозная 2) правый

    В) насыщена кислородом

    Г) не насыщена кислородом

    Д) поступает в большой круг кровообращения

    Е) поступает в малый круг кровообращения

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    В4. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи.

    А) центр слюноотделения коры мозга

    Б) чувствительный нейрон

    В) двигательный нейрон

    Г) зрительный центр коры мозга

    Д) слюнные железы

    Е) рецепторы глаза

    В5. Вставьте в текст «Половые железы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Ответ запишите в виде таблицы.

    Половые железы

    Половые железы являются железами смешанной секреции. В семенниках образуются мужские половые клетки — _______ (А) и мужские половые гормоны — ______ (Б). В яичниках образуются женские половые клетки — _______ (В) и женские половые гормоны — _______ (Г).

    Перечень терминов:

    1. эстрогены 3) сперматозоиды 5) яйцеклетки

    2. архегонии 4) антеридии 6) андрогены

    А

    Б

    В

    Г

    ЧАСТЬ С

    С1. Дайте краткий ответ на вопрос: Что следует знать человеку, оказывающему первую доврачебную помощь пострадавшему при вывихе плечевого сустава?

    С2. Найдите ошибки в следующем тексте. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно:

    1. Большой круг кровообращения начинается в правом предсердии. 2) Венозная кровь по полым венам поступает в сердце. 3) Из правого желудочка она идет в легкие, где насыщается кислородом. 4) Артериальная кровь по легочным артериям поступает в левое предсердие. 5) Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек и затем в аорту. 6) В аорте берет начало малый круг кровообращения.

    С3. Почему при понижении температуры человек дрожит, и его кожа становится «гусиной»?

    С4. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество?

    infourok.ru

    Author: alexxlab

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о