Определение власть обществознание: Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Содержание

Понятие власти. Обществознание ЕГЭ.

Понятие власти. Обществознание ЕГЭ.

 

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на поведение и деятельность людей.

Источник власти:

А) авторитет

Б) Сила

В) Престиж

Г) Закон

Д) Богатство

Е) Харизма.

Виды власти:

•             политическая

•             государственная

•             экономическая

•             военная

•             духовная

•             семейная

 

Политическая власть — способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе.

Государственная власть — это власть, осуществляемая профессионалами и опирающееся на силу принуждения.

Понятие политической власти шире понятия государственная власть.

Принципы устойчивости политической власти:

1.            Легитимность – общественное признание власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений.

2.            Легальность – узаконенная власть.

3.            Результативность – степень выполнения тех функций, которые возлагают на власть участники политических отношений.

Типы политической власти по Веберу:

1.            Традиционная власть – основана на традициях, обычаях, вере в надежность и непоколебимость существующих порядков.

2.            Харизматическая власть – управление страной осуществляется выдающейся личностью, способной авторитетом воздействовать на общество в целом.

3.            Легальная власть – основана на юридических нормах.

Политическая сфера общества — урок. Обществознание, 8 класс.

Политическая сфера общества включает в себя президента и его аппарат, правительство и парламент (в России это Федеральное собрание), местные органы власти, армию, полицию, налоговые органы, таможенную службу, а также негосударственные объединения. В связи с этим мы можем дать такое определение политической сфере:

Политическая сфера общества — деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму.

Общество нуждается в управлении, управление требует власти.

Власть — это способность социальных общностей или личностей навязывать свою волю другим, влиять на других людей и контролировать их действия.

Обрати внимание!

В первобытном обществе власть опиралась на авторитет, традицию. В современном мире основой власти является закон.

При разделении общества на классы, с возникновением социальных общностей с противоположными интересами власть становится политической, она помимо авторитета, убеждения опирается на принуждение, насилие.

Политика — во-первых, это борьба за власть, её захват, удержание и использование в определённых целях; во-вторых, это искусство управления обществом и государством.

С возникновением политики возникает политическая система (организация) общества.

Политическая система общества — это совокупность государственных и политических учреждений, политических отношений, политических и правовых норм.

Основным элементом политической системы общества является государство.

Государство — это организация верховной власти над обществом.

Государство имеет определённые признаки, например:

  • особая система органов и учреждений, которым принадлежит власть;
  • наличие определённой территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
  • наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных этим государством;
  • взимание налогов и сборов.

Государство выполняет целый ряд функций, важнейшие из них следующие:

  • регулирование экономических и социальных отношений;
  • правовое регулирование;
  • охрана общественного порядка;
  • оборона страны;
  • защита интересов страны на международной арене.

Обрати внимание!

Таким образом, основная цель политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой. Также важной функцией политической власти является регулирование общественного производства, когда все его участники подчиняются представителю власти. При этом осуществляется контроль над взаимоотношениями между людьми в обществе. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. На практике власть достигается часто с использованием силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население. Политическая сфера — это необходимое условие для принятия и осуществления законов, для поддержания мира и спокойствия в обществе.

Государство и его функции

Добрый день, сегодня вводное занятие к блоку «Политика» «Понятие власти. Государство и его функции». Мы охарактеризуем основные институты политической подсистемы – власть и государство.

Сразу определим термин «политика». Политика является объектом изучения политологии.

Политология — это гуманитарная наука, изучающая политические процессы и отношения в обществе, связанные с деятельностью государства и иных субъектов политической деятельности.

Слово «политика» греческого происхождения и введено в оборот древнегреческим философом Аристотелем, учеником великого Платона и учителем великого Александра Македонского. От греческого πόλις (полис) «город, государство». Патриархальное понимание политики Аристотелем – это искусство управления городом, государством (у греков эти понятия совпадали, каждый полис имел суверенитет).

Современное понимание политики заключается в понимании многообразных целей и интересов социальных групп, участвующих в политической деятельности и необходимости координации общественных интересов. Каждый субъект политики (даже лидеры, элиты) представляют интересы социальных групп, стоящих за ними. Например, Наполеон – интересы нарождающейся буржуазии, Ленин – класса пролетариев.

Наиболее корректно сегодня выглядит следующее определение:

Политика – борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.

Власть – возможность влиять на поведение другого человека, основной (первый) институт политической сферы.

Власть для политики первична, государство (институт, обладающий всей полнотой власти) – вторично.

В этом смысле существует значительной число форм реализации (видов власти):

Таким образом, субъектами политической деятельности (активным началом), является государство, лидеры, элиты, народные массы, социальные группы (партии, этносы, конфессии), институты гражданского общества (церковь, профсоюзы).
Объектами – власть, за которую идет борьба, ресурсы (материальные и интеллектуальные – идеологии, например), законы, общественные блага и их распределение.

Зачем нужна политика? Каково соотношение цели и средств ее достижения в политической деятельности? Решаема ли актуальная во все времена проблема злоупотребления политиками высоким социальным статусом и должностным положением (например, коррупция).

На эти вопросы мы можем ответить только в рамках нескольких противоположных друг другу подходов к пониманию политики как специфического вида деятельности.

Для основателей политологии (Аристотеля, продолжавших его традицию христианских мыслителей средневековой Европы), главная задача политика – интеграция (сплочение общества) на основе достижения общего блага.

Для основателей теории конфликта (К.Маркса, Ф. Энгельса), политика это противостояние интересов классов, в котором государство всегда будет механизмом подавления подчиненного класса (например, крестьян при феодализме) господствующим (феодалами, например).

А вот Макс Вебер, великий немецкий политолог и социолог, автор теории легитимности и концепции политической власти, определял политику как заложенное в природе человека стремление к власти, подчинению других людей.

Каково соотношение политики и морали?

Предлагаем сразу закрепить наше понимание политики как особого вида деятельности. Напомним, что деятельность человека всегда проявляется в ее предназначении, выполняемых функциях. Задание части 2 для ЕГЭ по обществознанию 2019 года форме, будем внимательны.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.

«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики.

1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов.
2. Особенностями политической деятельности является сосредоточение общественных интересов и обладание значительными ресурсами.

Продолжим разговор о политике, определив термин государство.

Государство – основной институт политической системы, обладающий суверенитетом.

Что такое суверенитет? Это главный признак независимого государства, юридически означающий:

«Суверенитет — монопольное право государства издавать законы на своей территории и представлять интересы населения страны за рубежом».
­
Государство, живущее по своим законам – независимо, по чужим – колония.

Иные признаки государства, не обладая которыми, оно не может им считаться, это:

Как объясняется в различных политологических концепциях возникновение государства?

И последнее, каковы функции государства:

  • Правотворческая (создание законов)
  • Правоохранительная
  • Распределение ресурсов
  • Внешнеполитическая (представление интересов населения страны за рубежом).

Мы ждем конкретные примеры реализации государством каждой из этих функций в комментариях к данному занятию и в обсуждениях нашей группы

Итак, сегодня мы рассмотрели с Вами в ходе нашего вводного занятия к блоку политика две темы кодификатора «Понятие власти» и «Государство и его функции».

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти и срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Термины по политике » 4ЕГЭ

Подборка важных терминов.

Власть — способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта по-следняя к сотрудничеству или нет.

Политическая власть (от гр. politike — искусство управления государством, от polis — город-государство) — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Политическая система общества — это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе-чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Функции государства – основные направления деятельности государства для решения своих задач.

Государственный орган – первичный элемент государственного механизма, наделенный властными полномочиями в целях осуществления функций государства.

Государственное учреждение – элемент государственного механизма, не наделенный властными полномочиями, оказывающий различные услуги населению (образование, здравоохранение и др.).

Государственный механизм (аппарат) – совокупность государственных органов, учреждений, осуществляющих функции государства от его имени.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование, состоящее из формы правления, формы государственно-территориального устройства и политического режима.

Форма правления — Это способ организации верховной государственной власти, порядок её формирования, отношения органов власти друг с другом.

Форма государственно-территориального устройства — Это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

Политический режим — Это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Избирательная система – политический институт, характеризующий способ проведения выборов и определения результатов голосования .

Политическая партия – группа единомышленников, борющаяся за власть для представления интересов определенной социальной группы.

Политическая идеология – устойчивая совокупность политических взглядов, мнений, позиций по поводу политической действительности.

Местное самоуправление (МСУ) – форма власти, при которой население принимает участие в решении местных вопросов. !!Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти!

Гражданское общество – добровольное объединение негосударственных институтов в целях представления своих интересов и защиты прав.

Правовое государство – государство, в котором деятельность всех субъектов (граждан, должностных лиц и др.) должна соответствовать закону.

Политическое участие – осуществление политической деятельности субъектами политической системы.

О Государственной Думе

История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения. 

В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза. 

В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.

Подробная информация

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства 1вариант

A1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти

2) командно-административные методы управления

3) господство одной общеобязательной идеологии

4) защита прав и свобод граждан

A2. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация 2) власть 3) политика 4) престиж

A3. Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

A4. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

A5. Что из перечисленного ниже характеризует любую политическую партию?

1) наличие региональных отделений

2) выражение интересов общества в целом

3) исключительное право издавать общеобязательные законы

4) притязание на власть, участие во власти

A6. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A7. В нашей стране подписывает и обнародует законы

1) глава Правительства 2) Президент

3) Председатель Совета Федерации 4) Генеральный прокурор

A8. Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

A9. Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы 2) многопартийность 3) референдум 4) парламентаризм

A10. Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления 2) государственное устройство

3) политическая систем 4) политический режим

A11. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

A 12. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

A13. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —

1) политическая партия 2) профессиональный союз 3) гражданское общество 4) государство

A15. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.

2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.

3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.

A16. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были

1) неравными 2) ограниченными 3) непрямыми 4) многостепенными

A17. В США в серед. XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву

1) равному 2) формальному 3) прямому 4) всеобщему

A18. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В.

B 1. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является (ются) выражением народовластия;

2) проводится (ятся), как правило, регулярно;

3) служит формой демократии;

4) предполагает выдвижение кандидатов.

Черты сходства

Черты различия

1

3

2

4

B 2. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют:

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

A) обеспечение правопорядка;

Б) подписание президентом договора о дружбе

и сотрудничестве с главой соседнего государства; В) разработка правительством долгосрочной программы

экономического развития страны;

Г) участие армии в военных учениях совместно

с армией другого государства;

Д) государственное финансирование строительства

автомобильных и железных дорог.

1) внешние;

2) внутренние.

B 3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В России действуют десятки политических партий и движений. (Б) Следует учитывать, что успех политической партии во многом определяется её способностью реагировать на меняющиеся потребности общества. (В) Политические деятели никогда не должны забывать о привлечении потенциальных избирателей.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства

2вариант

A1. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

3) суверенитет

4) многопартийность

A2. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1) либеральным 2) демократическим 3) революционным 4) авторитарным

A3. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом

2) многопартийностью

3) федерацией

4) правовым государством

A4. Одна из задач политической партии в демократическом обществе —

1) участие в политической борьбе

2) контроль над частной жизнью избирателей

3) определение цен на товары и услуги

4) владение недвижимостью и акциями предприятий

A5. Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?

1) производитель 2) потребитель 3) исследователь 4) избиратель

A6. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

A7. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство

2) Совет безопасности

3) Федеральное Собрание

4) Общественная палата

A8. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A9. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

A10. Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

A11. Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство 2) повиновение 3) натурализация 4) гражданство

A12. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики

2) абсолютной монархии

3) ограниченной монархии

4) президентской республики

A13. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

1) авторитарного режима

2) гражданского общества

3) местного самоуправления

4) политической системы

A14. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?

1) республика 2) монархия 3) федерация 4) демократия

A15. В 1948 г. в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права

1) всеобщего 2) равного 3) прямого 4) альтернативного

A16. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A17. Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды на общественные проблемы. Она добивается контроля над управлением страной и для этого принимает активное участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация является

1) парламентской фракцией

2) политической партией

3) инициативной группой

4) профессиональным союзом

A18. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика связана с участием в делах государства.

Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В.

B 1. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан;

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона;

3) голосование за кандидатов на государственные должности;

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

Черты сходства

Черты различия

1

4

2

3

B 2. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов:

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

A) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система.

1) демократический

2) тоталитарный

B 3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

POWER (Общественные науки)

Власть — центральное понятие в социальных и политических науках. Это также обычное дело в повседневных дискуссиях: мы часто ссылаемся на политическую партию, приходящую к власти, или на власть правительства или отдельных лиц, чтобы выполнить определенное действие или достичь определенного результата, или на кого-то, имеющего власть над другим, или на страну. быть сверхдержавой. Власть кажется самоочевидной. Однако власть — это крайне неуловимое понятие, и существует множество разногласий по поводу ее определения, основы, функции и действия.Власть остается, как говорит Стивен Лукес, концепцией «по существу оспариваемой» (1974, стр. 26).

Власть обычно связана с причинением последствий . Однако каковы эти последствия, задуманы они или нет, как они на самом деле возникают, кто их вызывает и в чьих интересах — все это остается предметом нерешенных споров в целом ряде различных дисциплин. Здесь невозможно дать исчерпывающий список этих противоречий или затронуть все многие вопросы, касающиеся природы и осуществления власти.Однако следует упомянуть несколько основных спорных вопросов:

1. Следует ли рассматривать власть с точки зрения действий или возможностей отдельных агентов или ее следует рассматривать как проистекающую из более широких социальных структур?

2. Является ли мощность ресурсом или мощностью, которые могут бездействовать, или они существуют только тогда, когда они используются?

3. Относится ли власть к способности достигать определенных желаемых результатов, или это отношения между агентами, при которых один обладает властью над другим?

4. Обязательно ли власть предполагает господство, принуждение или ограничение, или она может быть основана на согласии?

5. Осуществляется ли власть только тогда, когда предполагаются последствия определенного действия, или непредвиденные или непредвиденные последствия также считаются доказательством осуществления власти?

В оставшейся части статьи мы исследуем ряд ключевых теорий и дискуссий о власти, которые относятся к нескольким вопросам, изложенным выше. Также будет прослежено определенное логическое развитие в теории власти от плюралистического бихевиорализма до структурализма и постструктурализма.

ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ

Идея о том, что власть имеет три измерения или «лица», исходит от Люкса , который утверждает, что формула власти — A имеет власть над B в той степени, в которой он может заставить B сделать то, что он в противном случае не сделал бы — может можно рассматривать как действующие тремя различными, но взаимосвязанными способами. Первое лицо власти обычно ассоциируется с Робертом Далем, который вместе с Полсби (1963) и Вольфингером (1971) пытался продемонстрировать эту власть в США.Политическая система С. была распределена плюралистически. При этом они выступали против теоретиков «правящей элиты», таких как Миллс (1956), которые считали, что власть сосредоточена в руках доминирующей группы в обществе. В своем исследовании местной политики в районе Нью-Хейвен в Коннектикуте, которое он рассматривал как микрокосм более широкого распределения власти в американском обществе, Даль утверждал, что не существует эмпирических данных, подтверждающих идею правящей элиты, и что: фактически, разные группы оказывали влияние на разные области разработки политики (1961).Анализ Даля содержал неявную идею о существовании множественных центров власти в демократическом обществе. Что еще более важно, его центральное внимание было сосредоточено на поведении при принятии решений в случаях, когда наблюдается наблюдаемый конфликт интересов. Для Даля власть — это способность влиять на принятие решений другим человеком: А обладает властью над В, когда он может заставить В принять решение, которое он не принял бы в противном случае.

Однако , эта идея власти как принятия решений подвергалась критике за то, что она слишком одномерная.Питер Бахрах и Мортон Барац утверждали, что власть также имеет скрытое или скрытое измерение — «второе лицо» (1962). Власть подразумевает не только принятие решений, но и то, что они называют непринятием решений. Это относится к способности доминирующих элит «устанавливать политическую повестку дня» таким образом, чтобы не допускать выхода определенных вопросов в эфир, что исключает саму возможность принятия решения по ним. В конфликтных ситуациях часто имеет место «мобилизация предубеждений» против определенных интересов.Примером этого могут служить средства массовой информации: сознательно или бессознательно они укрепляют доминирующие ценности и практики, тем самым удаляя или маргинализируя противоположные точки зрения и предотвращая превращение потенциальных проблем в актуальные проблемы. В этой парадигме власть не обязательно напрямую влияет на принятие решений B, но препятствует тому, чтобы B высказывал опасения, которые могут нанести ущерб предпочтениям A.

Лукес, однако, утверждает, что даже такое понимание власти было ограниченным, потому что, как и плюралистско-бихевиоралистская точка зрения, предполагалось, что власть осуществляется только в ситуациях наблюдаемого конфликта между различными интересами.Но что, если бы власть действовала таким образом, чтобы предотвратить возникновение конфликта в первую очередь (1974 г.)? Здесь Лукес указывает на еще более коварное измерение силы — ее «третье лицо» — где власть действует не просто путем А, заставляя В делать то, что он не хочет делать, но путем формирования мыслей и желаний В таким образом, чтобы Б. делает то, что A хочет от него, как если бы это было свободное и автономное действие. Другими словами, власть может действовать как форма тонкого управления мыслями или манипуляций и может побуждать кого-то действовать не в соответствии с его собственными интересами, а в интересах тех, кто использует эту власть.Здесь предполагается, что то, что мы думаем, что мы хотим и что отвечает нашим интересам, на самом деле может не быть таковым — наши предпочтения могут формироваться под влиянием внешних факторов. Здесь мы можем подумать о рекламной индустрии, которая продает нам продукты, которые нам не обязательно нужны или даже не нужны, манипулируя нашими желаниями. Это различие, которое Лукс проводит между субъективными интересами и реальными интересами, проблематично, как обсуждается ниже, но его анализ власти, тем не менее, интересен тем, как она уходит от области индивидуального поведения, связанного с принятием решений, к некоторому понятию общей структуры идеи и ценности, которые формируют индивидуальное поведение.

СТРУКТУРАЛИЗМ И МАРКСИЗМ

Структуралистский аргумент гласит, что власть проистекает не столько от отдельных или даже коллективных агентов, сколько от их места в более широкой социальной структуре. Другими словами, именно структурная позиция агентов позволяет им осуществлять власть над другими. Марксисты, подобные Никосу Поуланцасу, утверждают, например, что в отношениях классового конфликта экономическая и политическая мощь буржуазии — и ее способность реализовывать свои интересы — проистекает из ее структурного положения в капиталистической системе.В своих дебатах с Ральфом Милибэндом, который предположил, что классовая предвзятость государства может быть объяснена привилегированным происхождением и классовой преданностью тех, кто руководил государственным аппаратом (1969), Пуланцас утверждал, что точка зрения Милибэнда уделяет слишком много внимания индивидуальному поведению, и не учитывает влияние структурных отношений в капиталистической системе (1973). По мнению Пуланцаса, власть проистекает из совокупности структур, составляющих капиталистическое общество, которое формирует отношения между классами и позволяет одному классу доминировать над другими.

ФУКО И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

Мишель Фуко радикализирует концепцию власти, выходя за рамки вопросов индивидуального поведения и структуры. Для Фуко власть — это непроизводная концепция, которую нельзя свести к предпочтениям отдельных агентов, экономических классов или даже структурным требованиям капиталистической системы. Скорее, власть должна изучаться сама по себе. Здесь он вводит ряд важных методологических нововведений. Во-первых, необходимо сосредоточить внимание на том, «как» власти, потому что власть существует только тогда, когда она осуществляется.Не существует таинственной субстанции, называемой властью, которая могла бы бездействовать, не будучи задействованной: в самом деле, Фуко заходит так далеко, что предполагает, что власти «как таковой» не существует (1994, стр. 336). Во-вторых, власть является относительной, а не индивидуальной или структурной способностью: иными словами, власть — это взаимоотношения между агентами — как индивидуальными, так и коллективными. Власть — это способ действовать в соответствии с действиями других. Это подразумевает, в-третьих, определенную свободу действий со стороны обоих агентов во властных отношениях.Взаимосвязь власти предполагает, что агенты могут действовать по-разному, что у них есть диапазон действий, открытых для них, и что власть включает в себя ограничение этих действий или влияние на них. Фуко, например, утверждает, что рабство — это не властные отношения, потому что раб не может действовать иначе. В этом смысле власть — это не игра с нулевой суммой, как многие предполагают: скорее, она предполагает динамическое взаимодействие между агентами. В-четвертых, хотя власть — это не то же самое, что принуждение, это также не вопрос согласия, как утверждали бы Арендт (1969) или Парсонс (1969).В то время как власть ограничивает, всегда есть возможность сопротивления ей, даже в ситуациях господства, когда обычно свободный и взаимный поток власти застывает.

Однако вопрос сопротивления в теории власти Фуко также неоднозначен и проблематичен (см. Newman 2001; 2004). Это потому, что Фуко считает власть не только репрессивной и запретительной, но и продуктивной: власть производит и побуждает (1978). В отличие от Люкса, который рассматривает власть как искажение «реальных интересов» субъекта, Фуко считает, что это понятие «реальных интересов» является эссенциалистской иллюзией, созданной самой властью.Власть пересекается с дискурсами и «режимами истины», чтобы конструировать саму идентичность субъекта. Хотя это позволяет избежать сомнительного понятия «реальных интересов», в то же время это может подорвать идею прочного онтологического и нормативного основания сопротивления власти: субъект, сопротивляющийся власти, в то же время конструируется ею. . Теория власти Фуко поднимает столько же вопросов, сколько и дает ответов, и не следует думать, что он раскрыл какое-то неуловимое «четвертое измерение» силы, дальше которого мы не можем двигаться дальше.Однако, сосредоточив внимание на «как» власти и рассматривая власть в терминах отношений, а не как субстанцию ​​или способность, Фуко значительно продвинул наше понимание этой концепции.

Социальная сила: определение и концепция — видео и стенограмма урока

Примеры социальной власти

Социальную власть можно найти во многих формах, но этот урок будет сосредоточен на законах, богатстве и славе. Законы лучше всего можно понять как систематизированную социальную власть. Богатству недостает власти законов. Wealth проецирует свою социальную мощь, формируя убеждения низших классов. Слава , как и богатство, черпает свою социальную мощь в восхищении и зависти. Слава может помочь человеку передавать сообщения лучше, чем законы или тот, у кого есть только богатство.

Хотя кажется, что эти три формы социальной власти работают вместе, это не гарантия. Запоминающиеся политики могут быть богатыми и известными, но многие обладают только одним типом социальной власти или, возможно, ни одним из них. Состоятельные люди могут не использовать свою потенциальную политическую власть или не быть знаменитыми.Учитывая известность Интернета сегодня, вполне возможно, что известные или известные люди могут не быть богатыми или иметь какую-либо степень политического влияния.

Законы

Социальную власть можно найти в законах. В период между Гражданской войной в США и Движением за гражданские права в 1960-х годах законы Джима Кроу были обнаружены на юго-востоке Соединенных Штатов. Эти законы разделяли афроамериканцев и белых американцев в обществе. Они были разделены на разные школы, разные общественные места и даже разные туалеты.Это стало возможным, потому что сторонники законов Джима Кроу обладали социальной властью избирать политиков, которые закрепили бы эти чувства в законе.

Социальная власть не всегда отрицательна. Социальная власть сыграла роль в отмене законов Джима Кроу. За те сто лет, когда действовали законы Джима Кроу, противники потратили время на получение социальной власти со всех концов Соединенных Штатов. В конце концов, социальная сила противников Джима Кроу была достаточно сильной за пределами юго-востока Соединенных Штатов, что сокрушило социальную мощь сторонников Джима Кроу.Вскоре последовали отмены.

Богатство

Социальную мощь также можно найти в богатстве, и богатые могут иметь большое влияние на общество. Богатство можно использовать, чтобы купить доступ к политикам и повлиять на будущие законы. То, как поступки богатых людей также могут повлиять на отношение среднего класса к бедности. Если богатые говорят, что упорный труд и целеустремленность привели к их успеху, тогда низшие классы могут определить успех с точки зрения упорного труда. Неудачи и бедность будут рассматриваться как результат лени.

Богатство также влияет на противоположный конец спектра и может быть источником объединения более бедных людей. Об этом свидетельствует издание Occupy Wall Street. Протестующих объединяло отсутствие богатства и разочарование в системе, которой, по их мнению, полностью манипулировали богатые. Это был не тот случай, когда богатые внезапно принимали решение, а, скорее, ставилась под сомнение культура, созданная богатыми.

Слава

Другой вид социальной силы — слава.Знаменитые люди могут определять тенденции и влиять на то, как другие в обществе действуют, одеваются и говорят. Сила заключается в способности знаменитостей распространять свое послание. Это можно найти в социальных сетях, где известные люди могут побудить своих поклонников и других людей обсудить проблемы, которые известные люди считают важными, независимо от популярности проблемы.

Пример этого был найден на церемонии вручения премии Оскар 2015 года. Джон Легенд использовал свою платформу, получив премию «Оскар», для критики обращения с афроамериканцами со стороны правоохранительных органов и общества.Его речь также стала популярной во многих социальных сетях, таких как Twitter. Хотя это был популярный вопрос, Джон Ледженд добавил новое измерение, отметив, что количество афроамериканцев в тюрьмах сегодня намного превосходит количество рабов до Гражданской войны в США. Без известности, которую принес ему его музыкальный успех, его послание не было бы транслировано.

Краткое содержание урока

Социальная власть — это форма власти, присущая обществу и политике. Он может быть официальным, о чем свидетельствуют определенные законы, или неофициальным, о чем свидетельствуют общественные мнения и проблемы, которые известные люди поднимают для разговора.Социальная власть не бывает ни положительной, ни отрицательной. Речь идет о влиянии, и мнения об этом влиянии могут со временем меняться.

Определения власти и примеры в социологии

Власть — это ключевая социологическая концепция, имеющая несколько значений, вокруг которых существуют значительные разногласия.

Лорд Актон хорошо сказал: «Власть имеет тенденцию развращать; абсолютная власть развращает абсолютно ».

В то время как многие находящиеся у власти действительно стали коррумпированными и даже деспотическими, другие использовали свое влияние для борьбы с несправедливостью и помощи угнетенным.Как показывают некоторые определения власти, общество в целом может быть истинными носителями власти.

Определение Вебера

Наиболее распространенное определение исходит от Макса Вебера, который определил это как способность контролировать других, события или ресурсы; чтобы воплотить в жизнь то, что вы хотите, несмотря на препятствия, сопротивление или противодействие.

Власть — это то, что удерживают, желают, захватывают, отбирают, теряют или крадут, и она используется в том, что по сути является враждебными отношениями, включающими конфликт между теми, у кого есть власть, и теми, у кого ее нет.

Вебер выделил три типа власти, от которой происходит власть:

  • Традиционный
  • Харизматичный
  • Legal / Rational

Британская королева Елизавета была бы примером традиционной власти. У нее власть, потому что монархия держала это веками, и она унаследовала свой титул.

Харизматический авторитет — это тот, кто обретает силу благодаря своим личным способностям влиять на людей. Такой человек может сильно отличаться от духовного или этического лидера, такого как Иисус Христос, Ганди или Мартин Лютер Кинг-младший.вплоть до тирана вроде Адольфа Гитлера.

Правовой / рациональный орган власти — это тип, установленный демократическими правительствами или даже то, что можно увидеть на более низком уровне на рабочем месте в отношениях между руководителем и подчиненным.

Определение Маркса

Напротив, Карл Маркс использовал понятие власти в отношении социальных классов и социальных систем, а не индивидов. Он утверждал, что власть опирается на положение социального класса в производственных отношениях.

Власть заключается не в отношениях между людьми, а в господстве и подчинении социальных классов, основанных на производственных отношениях.

Согласно Марксу, только один человек или группа одновременно могут иметь власть — рабочий или правящий класс.

Согласно Марксу, при капитализме правящий класс обладает властью над рабочим классом, а правящий класс владеет средствами производства. Таким образом, капиталистические ценности распространяются по всему обществу.

Определение Парсонса

Третье определение исходит от Талкотта Парсонса, который утверждал, что власть — это не вопрос социального принуждения и господства. Вместо этого, по его словам, сила исходит из потенциала социальной системы по координации человеческой деятельности и ресурсов для достижения целей.

Взгляды Парсонса иногда называют подходом «переменной суммы», в отличие от других взглядов, которые рассматриваются как постоянная сумма. По мнению Парсонса, мощность не является постоянной или фиксированной, но может увеличиваться или уменьшаться.

Лучше всего это видно в демократических странах, где избиратели могут дать власть политику на одних выборах, а затем снова забрать ее на следующих. Парсонс сравнивает избирателей таким образом с вкладчиками в банке, которые могут вносить свои деньги, но также могут их забрать.

Таким образом, для Парсонса власть принадлежит обществу в целом, а не отдельному человеку или небольшой группе могущественной элиты.

Кто правит Америкой: основы изучения власти

Основы изучения силы

Г.Уильям Домхофф

Что такое сила?

«Сила» — это способность реализовывать желания, производить эффекты, которые вы хотите произвести. Это одно из основных измерений всего человеческого опыта, будь то на межличностном, групповом или социальном уровне. Это лишь одно из нескольких универсальных измерений человеческого опыта, наряду с любовью, сотрудничеством, эстетикой и интеллектуальным любопытством, но оно играет ведущую роль во всех проблемах, обсуждаемых на этом веб-сайте.Это измерение ведет к хулиганам, соперничающим бандам, принудительному сотрудничеству, иерархии, правящим элитам, правящим классам и войнам между соперничающими национальными государствами.

Чтобы систематически изучать власть, нам нужно базовое определение. Хорошую отправную точку дает один из великих философов 20 века Бертран Рассел. Это очень просто, но очень глубоко: « мощность — это способность производить намеченные эффекты » (Russell, 1938). Полезность этого определения демонстрируется тем фактом, что социолог, который исследовал все основные дискуссии о власти до и после того, как писал Рассел, все же пришел к определению Рассела, слегка измененному: « Власть — это способность некоторых людей производить намеченные и предвиденные эффекты. на других «(Неправильно, 1995, стр.2). Неправильно добавил слова «задуманный и предполагаемый», чтобы исключить случайный успех как проявление силы.

Определение Рассела допускает два вида власти, отмеченные социологами, коллективную власть, и распределительную власть. Коллективная власть касается способности группы реализовывать свои общие цели; это сочетание организации, сотрудничества, морального духа и технологий, которое позволяет одной группе или нации расти и процветать, в то время как другая колеблется.Это важная форма власти, но ее часто принимают как должное, и о ней мало говорят. Это то, что делает возможным существование распределительной силы: если бы у группы не было коллективной силы для роста и производства, не было бы ничего, за что стоило бы бороться.

Распределительная власть, таким образом, связана с тем, кто имеет власть над кем и чем. Это отражено в определении власти, пользующемся большим успехом у социологов, которое впервые было дано одним из основоположников социологии Максом Вебером, который писал, что «под« властью »мы понимаем шанс человека или нескольких людей реализовать свои собственной воли в социальном действии даже вопреки сопротивлению других, участвующих в действии »(Weber, 1998; Wrong, 1995, стр.21). В том же ключе американский политолог Роберт А. Даль, который много писал о власти и демократии, завершает обсуждение этой концепции, отмечая, что определения обычно основываются на «интуитивной идее» о том, что «А имеет власть над Б. степень, в которой он может заставить B сделать то, что B иначе бы не сделал »(Dahl, 1957, p. 202).

С точки зрения распределительной власти существует измерение доминирования-эгалитаризма , которое потенциально присутствует во всех человеческих взаимодействиях и социальных структурах, с доминирующими на одном конце и эгалитаристами на другом. Доминаторы считают, что существует внутреннее неравенство между отдельными людьми и группами, которое оправданно ведет к крайней иерархии и социальному расслоению. Они подчеркивают конкуренцию и говорят, что это мир собак и собак. На протяжении веков они верили в мужское превосходство, расовое превосходство и необходимость королевских санов и знати для контроля над обычными людьми. В девятнадцатом веке они хотели ограничить право голоса владельцами собственности. В последнее время они сопротивлялись феминизму, расовой интеграции и распространению гражданских свобод и демократических прав на всех.

Эгалитаристы , с другой стороны, — это те, кто хочет минимизировать произвольную власть и иерархию

и считает, что каждому должны быть предоставлены одинаковые возможности и уважение в политической, экономической, правовой и личной сферах жизни. Они подчеркивают, что сотрудничество является ключом к хорошему обществу. Они отрицают, что одни люди или группы лучше других, хотя признают, что некоторые люди, но не группы, обладают необычными способностями к занятиям, таким как искусство, спорт, музыка или научные исследования.

Помимо различия между коллективной и распределительной властью, определение власти Расселом имеет еще одно преимущество. Он не пытается свести различные типы власти к какому-либо базовому типу, который, как говорят, имеет «абсолютное первенство». Вместо того чтобы рассматривать военную силу, экономическую собственность, политический контроль или религиозные институты как первоисточник, из которого развиваются все другие формы власти, как это делали соперничающие «великие теории» социологии и политики XIX века, это определение допускает следующее: возможность того, что разные типы власти могут сочетаться по-разному в разное время и в разных местах.Как выразился Рассел в своем широкомасштабном историческом и межнациональном исследовании власти:

«Фундаментальным понятием в социальных науках является Власть в том смысле, в котором Энергия является фундаментальным понятием в физике. Как и энергия, сила имеет множество форм, таких как богатство, вооружение, влияние на мнение. Ни одна из них не может рассматриваться как подчинены какому-либо другому, и нет формы, из которой можно было бы произвести другие » (Russell, 1938, стр. 10).

Это идеальная отправная точка для исследований структуры власти, поскольку она соответствует теории власти четырех сетей, предложенной социологом Майклом Манном (1986; 1993) после анализа структур власти на протяжении всей западной истории.

Однако сказать, что власть — это способность производить намеченные и предвиденные эффекты, и что ни одна форма власти не является более простой, чем любая другая, не означает, что это простой вопрос для изучения власти группы или социального класса. Необходимо разработать так называемые индикаторы , мощности.

Основные аксиомы о власти

Прежде чем погрузиться в систематические исследования власти, стоит сделать шаг назад и взглянуть на то, что мы знаем о власти в целом.Это основные аксиомы, которые существуют уже давно. Систематические исследования к ним мало что добавляют. Систематические исследования просто показывают, как эти аксиомы возникают снова и снова.

Во-первых, мы знаем, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Это известное сводное заявление принадлежит британскому наблюдателю 19 века лорду Актону. Он говорит нам о том, что мы видим так часто, что сильные мира сего перегибают палку, делают глупые поступки и часто разрушают самих себя. Будь то короли, президенты, генеральные директора или мелкие тираны в сообществе, они настолько наполняются собой, что срезают углы, обманывают, плохо обращаются с людьми или так грубо демонстрируют свой статус, что отталкивают своих последователей или возбуждают оппозиция.«Высокомерие власти» — еще одно выражение этой основной идеи. Древнегреческое понятие «высокомерие» (властная гордость, самонадеянность) также охватывает аспекты того, что слишком много власти делает с людьми, группами и классами.

Хотя мы уверены, что власть развращает, никто точно не знает, почему это происходит. Некоторые намеки можно найти в исследованиях небольших культовых групп, где харизматический лидер только постепенно осознает, насколько большой властью он или она обладает, поскольку группа постепенно становится все более почтительной и послушной.Так что, возможно, именно взаимодействие лидеров и ведомых в контексте общей веры или общей цели постепенно убеждает лидеров в том, что они непогрешимы и непобедимы. Это еще не все, но это отправная точка (Lalich, 2004). Когда люди говорят нам, что мы замечательные, всезнающие и всемогущие, им очень трудно не поверить. Особенно, если мы для начала немного излишне самовлюблённые и эксгибиционистские.

Тот факт, что власть развращает, означает, что власть застывает.Люди и организация пытаются удержать его любой ценой. Когда есть структура власти, очень трудно ее изменить или сместить. Редко бывает человек, который не цепляется за власть. Это одна из основных причин, почему Джордж Вашингтон так восхищался и доверял своим сверстникам. Когда он ушел с поста первого президента, это привело к уникальной мирной передаче власти на выборах, беспрецедентной в истории Запада.

Итак, первая и самая основная аксиома о власти приводит к первой и самой основной аксиоме для тех, кто не хочет попадать под пятку властных структур: неважно, что такое общество, и неважно, насколько благоприятна новая система. надежда на создание кажется теоретической, должны быть конкурирующие центры власти, чтобы не дать власти застыть.Большое правительство, большая религия или большая политическая партия могут быть столь же опасны, как и большая столица.

Вторая основная аксиома относительно власти состоит в том, что сильные всегда пытаются создать внешнего врага , реального или воображаемого, чтобы привязать последователей к лидерам. Человеческая тенденция делить людей на «нас» и «них», которая, как показывают эксперименты социальной психологии, легко запускается, делает эту задачу очень простой для выполнения. К сожалению, это почти как если бы «другому», то есть человеку или группе, нужно было опасаться.

В реальном мире, из-за раннего разделения первоначальной группы людей на сотни групп, которые разбредались по всему миру, только чтобы снова столкнуться друг с другом намного позже и при различных обстоятельствах, существует множество других этнических групп. , религии и национальности рассматривать как опасного врага.

Третья основная аксиома: разделяй и властвуй. Если последователи не привязаны к лидеру из-за страха перед внешним врагом, тогда лидеры могут остаться у власти, поддерживая одних последователей и наказывая других.Большая группа последователей с самого начала обычно оказывается в невыгодном положении, потому что им очень трудно стать организованными, но принцип «разделяй и властвуй» делает это еще более трудным.

В-четвертых, дать последователям хлеба и зрелищ. Существует банальная версия этой аксиомы, которая согласуется с социологическими выводами: делают возможной повседневную жизнь. Воспользуйтесь тем фактом, что повседневная жизнь людей может быть неотразимой по многим причинам: любовь к друзьям и семье, удовольствие от работы или художественные или спортивные навыки, а также стремление к рутине.Если возможна повседневная жизнь, то люди с меньшей вероятностью будут пытаться бросить вызов структуре власти. Затем время от времени добавляйте что-то новое, цирки и линейки готовы.

Но доминаторы не всегда могут обеспечить условия, которые делают возможными повседневную жизнь и редкие зрелища. Стихийные бедствия, войны, экономические потрясения и многое другое часто нарушают повседневную жизнь, что подвергает риску структуру власти. Более того, противники властной структуры часто сами находят способы нарушить повседневную жизнь и тем самым сделать возможным вызов властной структуре.Исторически, конечно, это нарушение обычно создавалось различными формами насилия, но есть хороший аргумент в пользу того, что только стратегическое ненасилие имеет смысл для тех, кто бросает вызов структуре власти в демократическом обществе.

Пятое, и наконец, важно помнить, что сильные мира сего верят, что враг их врага — их друг. Это силовая версия идеи о том, что «политика создает странных товарищей по постели». Только поняв эту аксиому, можно понять, что есть объяснение постоянно меняющимся альянсам, которые возникают в борьбе за власть на любом уровне от личного до международного.Когда проблема заключается в силе, принципы обычно выходят за пределы окна.

Мы не будем подробно использовать эти аксиомы на этом сайте. Но важно знать, что они часто действуют в некоторых контекстах, которые мы анализируем.

Измерение мощности

В исследовательских целях власть лучше всего рассматривать как основную «черту» или «свойство» коллектива. Он измеряется рядом индикаторов или знаков, которые имеют с ним вероятностную связь. Это означает, что индикаторы не обязательно появляются каждый раз, когда признак проявляется.Такой подход к таким социологическим понятиям, как «власть» и «мораль», был разработан социальным психологом Полем Лазарсфельдом (1966).

В подробном обсуждении взаимосвязи между концепциями и измерениями в социальных науках Лазарсфилд показал, что черты социальной коллективности аналогичны по своей логической структуре чертам личности, используемым психологами для понимания индивидуального поведения, и концепциям диспозиции, разработанным философами. науки, чтобы объяснить природу научной теории.Независимо от того, занимается ли теоретик «магнетизмом», как в физике, или «дружелюбием», как в психологии, или «властью», как в социологии, основная структура исследовательской процедуры одна и та же. В каждом случае существует основная концепция, о наличии которой можно судить только по ряду диагностических признаков или индикаторов, которые различаются по своей силе в различных условиях. С этой точки зрения исследования основываются на серии утверждений «если — то». «Если« группа сильна », то« следует ожидать наличия определенных индикаторов этой силы.

К сожалению, показатели такого понятия, как мощность, никогда не бывают идеальными. Поэтому важно иметь более одного индикатора. В идеале индикаторы должны быть очень разных типов, чтобы нерелевантные компоненты каждого из них нейтрализовали друг друга. В лучшем из возможных миров эти множественные индикаторы будут указывать в одном направлении, давая большую уверенность в том, что основная концепция была измерена правильно. Этот тезис наиболее убедительно доказывают пять методистов социальной психологии и социологии:

«Как только предположение подтверждено двумя или более независимыми процессами измерения, неопределенность его интерпретации значительно снижается.Наиболее убедительные доказательства получены путем триангуляции измерительных процессов. Если предложение может выдержать натиск ряда несовершенных мер со всеми их несущественными ошибками, ему следует доверять » (Webb, 1981, стр. 35).

Четыре индикатора питания

В рамках этой концепции существует четыре различных индикатора мощности, которые использовались различными исследователями на протяжении десятилетий. Их можно назвать (1) , кому выгодно с точки зрения наличия вещей, которые ценятся в обществе? (2) , который управляет (т.е., сидит на сиденьях, которые считаются мощными)? (3) , кто побеждает , когда возникают споры по вопросам? и (4) кто имеет репутацию для власти (то есть кто выделяется в глазах их коллег)?

Кто правит? и Кто победит? являются наиболее широко принятыми и используемыми из четырех индикаторов. Репутация для мощности Индикатор используется меньше всего, особенно на национальном уровне власти.

Кому это выгодно?

В каждом обществе есть опыт и материальные объекты, которые высоко ценятся.Если предположить, что каждый в обществе хотел бы иметь как можно большую долю этих переживаний и объектов, тогда те, у кого есть большая часть того, чего хотят люди, по логике вещей, сильны. Другими словами, распределение ценного опыта и объектов в обществе можно рассматривать как наиболее видимый и стабильный результат действия власти в этой социальной системе.

Например, в американском обществе люди стремятся владеть собственностью, зарабатывать высокие доходы и жить долгой и здоровой жизнью.Все эти «значения» распределены неравномерно, и все они могут использоваться в качестве индикаторов мощности. На самом деле, как это ни странно звучит, разница в младенческой и взрослой смертности между группами и классами может быть наиболее чувствительными индикаторами власти в сфере того, кто получает выгоду. Никто не хочет, чтобы их младенцы умирали, и никто не хочет умирать или видеть, как умирают их близкие.

Однако в большинстве исследований в области социальных наук основное внимание при использовании этого типа индикатора уделяется распределению благосостояния и доходов, отчасти потому, что эта информация немного более доступна.Это не означает, что богатство и доход — это то же самое, что власть, но что обладание большим богатством и доходом являются видимыми признаками того, что группа или класс имеет власть по отношению к другим группам или классам. Между властью и богатством существует большая разница, которая связана со всей идеей «власти» как «черты» коллектива и с использованием индикаторов для измерения концепций.

Аргумент в пользу использования распределений ценностей в качестве показателей власти подкрепляется эмпирическими исследованиями, показывающими, что такое распределение варьируется от страны к стране в зависимости от относительной силы соперничающих политических партий и профсоюзов.В одном исследовании было обнаружено, что степень неравенства в распределении доходов в западных демократиях обратно пропорциональна проценту социал-демократов, избранных в законодательный орган страны с 1945 г. («Социал-демократы» происходят из традиции, которая началась с социалистической ориентации, а затем двинулись в более реформаторском направлении. По большей части, социал-демократические партии преследуют лишь немногим более амбициозные цели, чем либерально-рабочая коалиция в Соединенных Штатах; левое крыло либерально-рабочей коалиции в Соединенных Штатах чувствовал бы себя как дома в сильной социал-демократической партии в Западной Европе.) Чем больше социал-демократического присутствия, тем больший доход достается низшим классам (Hewitt, 1977).

В другом исследовании, в котором участвовали 18 западных демократий, сообщалось, что сильные профсоюзы и успешные социал-демократические партии коррелировали с большим равенством в распределении доходов, прогрессивностью налоговой структуры и более высоким уровнем социальных расходов (Stephens, 1979, Глава 4). Таким образом, есть свидетельства того, что распределение ценностей действительно варьируется в зависимости от относительной силы противоборствующих групп или классов.Эти данные показывают, что в Западной Европе рабочий класс имеет большую власть, чем в Соединенных Штатах. Несколько причин этой разницы представлены в разных местах на этом веб-сайте.

Кто правит?

Власть также может быть выведена из исследований того, кто занимает важные институциональные должности или принимает участие в важных группах, принимающих решения. Если группа или класс слишком представлены или недопредставлены по отношению к своей доле в населении, можно сделать вывод, что группа относительно сильна или бессильна, в зависимости от обстоятельств.Например, когда выясняется, что женщины занимают лишь небольшой процент руководящих должностей в бизнесе и правительстве, даже если они составляют большинство населения, можно сделать вывод, что они относительно бессильны в этих областях. Точно так же, когда установлено, что группа меньшинства имеет лишь небольшой процент своих членов на руководящих должностях, даже если она составляет от 10 до 20 процентов населения в данном городе или штате, тогда основные процессы власти — включение и исключение — предполагается, что они находятся на работе.

Этот показатель также может меняться в зависимости от времени и места. Упадок земельной аристократии и приход к власти бизнес-лидеров в Великобритании был отмечен, например, по степени их представительства в парламенте (Guttsman, 1969). Затем, когда женщины, афроамериканцы, латиноамериканцы и американцы азиатского происхождения стали требовать большего голоса в Соединенных Штатах в 1960-х и 1970-х годах, их представительство на руководящих должностях начало увеличиваться (Zweigenhaft & Domhoff, 2006).

Кто победит?

Есть много вопросов, по которым группы или классы расходятся во мнениях. В Соединенных Штатах консервативно-корпоративные и либерально-трудовые коалиции предлагают различную политику в отношении налогообложения, создания профсоюзов, регулирования бизнеса и окружающей среды. Власть может быть выведена из этих конфликтов проблем путем определения того, кто успешно инициирует, изменяет или налагает вето на альтернативные варианты политики. Этот индикатор, сфокусированный на действиях в процессе принятия решений, ближе всего приближается к процессу власти, который содержится в формальном определении.Это индикатор, который больше всего предпочитают плюралисты.

Но все же можно сделать вывод о том, что тот, кто побеждает в вопросах, относится к основополагающей концепции власти, а не к другим типам эмпирических наблюдений, используемых в качестве индикаторов. По многим причинам это также самый сложный индикатор для точного использования. Это связано с тем, что некоторые аспекты процесса принятия решений могут оставаться скрытыми, некоторые информаторы могут преувеличивать или преуменьшать свои роли, а воспоминания людей о том, кто сделал то, что часто становятся туманными, когда они переходят к другим вопросам.Это лишь три из нескольких проблем с этим индикатором.

Кто выделяется / имеет репутацию власти?

Четвертый и последний показатель, , кто выделяется? , основывается на репутации человека или группы как влиятельного человека, определяемой серией интервью. Процесс начинается с выдвижения кандидатур широким кругом наблюдателей, которые, как считается, осведомлены о влиятельных лицах на основе их профессиональных ролей (например, репортер, администратор, сборщик средств).Затем люди, назначенные этой группой наблюдателей, проходят собеседование и запрашиваются их кандидатуры, а также их мнения относительно силы других людей в первоначальном списке. Затем проводится собеседование с новыми кандидатами и спрашивается их мнение. Процесс заканчивается, обычно в течение трех или четырех раундов, когда одни и те же имена продолжают появляться и новые имена не добавляются в список. Этот подход, называемый методом репутации, вероятно, лучше всего работает на уровне сообщества или города, где его применение менее затратно и требует много времени (Hawley & Svara, 1972; Hunter, 1953).Однако он также был использован с хорошими результатами в двух исследованиях национальной мощи в Соединенных Штатах, а также в исследованиях Австралии и Норвегии (Higley & Deacon, 1985; Higley, Field, & Groholt, 1976; Higley & Moore, 1981; Хантер, 1959).

Все четыре индикатора силы оказались полезными в широком диапазоне исследований, но каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, как и следовало ожидать от любых индикаторов в социальных науках. Мало того, что исследования того, кто выигрывает и проигрывает по конкретным вопросам, сопряжены с рисками, как указывалось всего минуту назад, но и распределение ценностей, определяющее, «кто выигрывает», могут частично определяться непредвиденными последствиями или действиями сильных мира сего по расширению некоторых возможностей. выгоды снижаются.В случае индикатора «кто управляет» люди, занимающие руководящие должности, могут иногда иметь только формальные полномочия и не иметь «реальной власти». Что касается репутационного метода, то предвзятость может быть внесена из-за того, как выбирается исходное сечение информаторов, из-за формулировки вопросов, задаваемых в интервью, из-за неоправданной публикации в газетах для некоторых людей или из-за сильной руководящей роли. что человек или группа играли только по одному вопросу.

Однако эти потенциальные недостатки не представляют серьезной проблемы, если использовать перспективу нескольких показателей, описанных ранее.Это связано с тем, что каждый из этих показателей мощности действительно включает разные виды информации, полученной в результате очень разных типов следственных процедур. Анализ мощности наиболее убедителен, если все четыре типа показателей триангулируют по одной конкретной группе или социальному классу.

Но не всегда можно использовать все четыре индикатора. Время и деньги могут быть ограничены. Или, может быть, нет систематической информации о распределении богатства и доходов. Возможно, невозможно получить доступ к лицам, принимающим решения, чтобы взять у них интервью.Вы должны делать все, что в ваших силах, из того, что возможно.

Для получения дополнительной информации о том, как провести фактическое исследование структуры власти, см. «Как проводить исследование структуры власти» на этом сайте.


Список литературы

Даль Р. А. (1957). Понятие власти. Поведенческая наука, 2 , 202-210.

Гутцман, В. Л. (1969). Английский правящий класс. Лондон: Weidenfeld & Nicholson.

Хоули У. и Свара Дж. (1972). Исследование власти сообщества: библиографический обзор. Санта-Барбара: Американский библиографический центр-Clio Press.

Хьюитт, К. (1977). Влияние политической демократии и социал-демократии на равенство в индустриальных обществах: межнациональное сравнение. Американский социологический обзор, 42 , 450-464.

Хигли Дж. И Дикон Д. (1985). Австралийская национальная элита 1970-1980-х гг. Исследования в области политики и общества, 1 , 97-127.

Хигли Дж., Филд Г. Л. и Грохольт К. (1976). Структура и идеология элиты. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

Хигли Дж. И Мур Г. (1981). Элитная интеграция в США и Австралии. Обзор американской политической науки, 75 , 581-597.

Хантер, Ф. (1953). Структура власти сообщества: исследование лиц, принимающих решения. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press.

Хантер, Ф. (1959). Высшее руководство, США Чапел-Хилл: University of North Carolina Press.

Лалич, Дж. (2004). Ограниченный выбор: истинно верующие и харизматические культы. Беркли: Калифорнийский университет Press.

Лазарсфельд П. (1966). Формирование и измерение понятий. В G. DiRenzo (Ed.), Concepts, Theory, and Explanations in the Behavioral Sciences (pp. 144-202). Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Манн М. (1986). Источники социальной власти: История власти с начала до 1760 г. н.э. (Том 1). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Манн М. (1993). Источники социальной власти: рост классов и национальных государств, 1760-1914 гг. (Том 2). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Рассел Б. (1938). Power: новый социальный анализ. Лондон: Аллен и Анвин.

Стивенс Дж. (1979). Переход от капитализма к социализму. Лондон: Макмиллан.

Уэбб, Э. Дж. (1981). Нереактивные меры в социальных науках (2-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин.

Вебер М. (1998). Класс, статус и партия. В R. Levine (Ed.), Социальный класс и стратификация: классические утверждения и теоретические дебаты (второе издание, стр. 43-56). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.

Неправильно, Д. (1995). Власть: ее формы, основы и использование (второе изд.). Нью-Брансуик: Издатели транзакций.

Zweigenhaft, R., & Domhoff, G. W. (2006). Разнообразие в элите власти (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.

Впервые опубликовано в апреле 2005 г.

определение мощности | Словарь социологии открытого образования

Определение власти

( существительное ) Способность отдельного человека, группы или учреждения влиять или осуществлять контроль над другими людьми и достигать своих целей, несмотря на возможное противодействие или сопротивление.

Power Произношение

Руководство по использованию произношения

Силлабификация: power

Аудио произношение

Фонетическое правописание

  • Американский английский — / pOU-uhr /
  • Британский английский — / pOU-
/
    Международный фонетический алфавит

    • Американский английский — / ˈpaʊ (ə) r /
    • Британский английский — / ˈpaʊə /

    Примечания по использованию

    • Множественное число: powers
    • Также называется social power .

    Связанные цитаты

    • «В такой дисциплине, как социология, печально известной трудностями, с которыми она сталкивается при установлении широко и устойчиво согласованных определений своих концепций, власть (во всяком случае, социальная власть, которая является нашей единственной заботой здесь) стоит как тот, чье определение особенно спорно и нестабильно. Это несмотря на (или, возможно, в силу) того факта, что, каким бы понимаемым оно ни было, эта концепция сигнализирует об особенно значительном социальном феномене, который, возможно, имеет право на центральное место в словарном запасе и дискурсе дисциплины »(Turner 2006: 464).
    • «Большинство (а возможно, и все) общества существуют с системами социального разделения и социальной стратификации, благодаря которым целые категории людей возвышаются над другими, обеспечивая один сегмент населения непропорционально большим количеством денег, власти и престижа» (Macionis и Plummer 2012: 232).
    • «Изнасилование — это господство. Речь идет о власти и контроле над кем-то. Изнасилование — всегда тяжкое преступление »(Kaufman and Kimmel 2011: 133).
    • «Перестройка дома может быть частью переосмысления отношений между гетеросексуальными парами.И набор из трех частей — один из примеров того, как предметы повседневного обихода могут укреплять представления о мужчине как главе семьи. Помимо дивана, в гостиной может быть большое «папинское кресло», а в углу — «мамин стул», отражающий традиционные представления о надлежащей роли женщин как самоотверженных и стремящихся сделать мужчин удобными. Это довольно легкомысленные примеры среди серьезных попыток критически осмыслить отношения между мужчинами и женщинами как отношения власти »(Worrel 2001: 66–67).
    • «[П] он имеет преимущество для мужчин как группы от поддержания неравного гендерного порядка. Денежный доход — не единственная выгода. Другие — это власть, уважение, обслуживание, безопасность, жилье, доступ к институциональной власти, эмоциональная поддержка и контроль над собственной жизнью. Патриархальные дивиденды, конечно, уменьшаются по мере роста общего гендерного равенства »(Connell 2009: 142).
    • «Чтобы усилить свою власть и сохранить свои привилегии, доминирующая этническая группа использует определенные инструменты, которые можно отнести к категории предрассудков и дискриминации.Широко распространенные убеждения и ценности относительно характера и способностей конкретных групп необходимы для обеспечения долговременной устойчивости этнического неравенства. Эти убеждения и ценности принимают форму предрассудков, , то есть негативных идей, выражающих превосходство доминирующих групп »(Marger 1985: 45).

    Видео по теме