Задание 27 по биологии егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (11 класс) на тему: Тест-опора к заданию 27 ЕГЭ по биологии | скачать бесплатно

КИМ ЕГЭ по биологии, задание 27 (часть 1), 11 класс

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с. Карагай, Пермский край


Биология: подготовка к ЕГЭ

Задание 27

(часть 1)

Подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай — 2018

Пояснительная записка

В КИМах ЕГЭ по биологии в линии 27 проверяется умение обучающихся выполнять задания по цитологии. В первой части методического ресурса предлагаю вопросы и биологические задачи на темы: «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», подсчёты хромосомных наборов и молекул ДНК, задачи на циклы развития растений и животных.

Цель: Знакомство с правилами выполнения и заданиями линии 27 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи:

1. Информировать учащихся 11 класса о требованиях к выполнению заданий линии 27 по биологии.

2. Познакомить с кодификатором, спецификацией и образцами заданий.

3. Повторить материал соответствующих тем, мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Обращаем внимание учащихся на оценку задания!

Критерии к оцениванию ответа

Баллы

Ответ правильный и полный, включает в себя все указанные элементы

3

Ответ включает два из указанных элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 элемента, но содержит ошибку.

2

Ответ включает 1 элемент и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 элемента, но содержит ошибку.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Примеры заданий ЕГЭ по линии 27 (часть 1)

1. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза 1. Объясните результаты в каждом случае.

Самостоятельная работа: Повторить тему «Мейоз», знать биологическое значение мейоза.

2. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в конце телофазы мейоза 1 и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Самостоятельная работа: Повторить тему «Мейоз, этапы мейоза», знать биологическое значение мейоза.

3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Самостоятельная работа: Повторить цикл развития мха кукушкин лён.

4. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение.

Самостоятельная работа: Повторить материал о митозе и мейозе.

5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 х 109 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом митотического деления и после его окончания. Ответ поясните.

Самостоятельная работа: Повторить материал о строении ДНК

6. Какой набор хромосом (n) и число молекул ДНК (с) в диплоидной клетке в профазе и анафазе мейоза? Объясните результаты в каждом случае.

Самостоятельная работа: Повторить тему «Мейоз», знать биологическое значение мейоза.

7. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом — 2 n. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1?

Самостоятельная работа: Повторить тему «Мейоз», знать определения: диплоидный, гаплоидный наборы хромосом, фазы митоза и мейоза.

8. Определите, хромосомный набор в клетках взрослого растения и в спорах растения мха кукушкина льна? В результате какого типа деления и из каких клеток эти хромосомные наборы образуются?

Самостоятельная работа: Повторить цикл развития мха кукушкин лён.

9. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются?

Самостоятельная работа: Рассмотреть цикл развития папоротника.

10. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя? Объясните результат в каждом случае.

Самостоятельная работа: Рассмотреть цикл развития злаковых культур.

11. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Самостоятельная работа: Повторить материал о стадиях мейоза 1 и мейоза II.

12. В соматических клетках животного организма диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках при гаметогенезе на конечном этапе в зоне размножения и в зоне созревания? Объясните результаты в каждом случае.

Самостоятельная работа: Повторить материал о гаметогенезе.

 


Ответы

Задание 1

1. У дрозофилы перед началом деления число хромосом равно 8, а число молекул ДНК – 16. Перед началом деления число хромосом не увеличивается, а число ДНК удваивается, т.к. проходит репликация.

2. В конце телофазы мейоза 1 число хромосом равно 4, а число молекул ДНК равно 8.

3. Мейоз 1 – это редукционное деление, поэтому число хромосом и число молекул ДНК в телофазе уменьшается в 2 раза.

Задание 2

1. В конце телофазы мейоза 1 набор хромосом равен n, число ДНК – 2с, т.к в конце телофазы мейоза 1 произошло редукционное деление, поэтому число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.

2. В анафазе мейоза II набор хромосом 2 n, число ДНК – 2с.

3. В анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды, поэтому число хромосом и число ДНК равное.

Задание 3

1. Гаметы и споры имеют гаплоидный набор хромосом – n.

2. Гаметы развиваются на взрослом растении гаметофите путём митоза.

3. Споры образуются из клеток спорофита (спорангия) путём мейоза.

Задание 4

1. Благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом – n.

2. При оплодотворении, т.е. соединении половых клеток гамет, в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора.

Общая формула оплодотворения:

n (яйцеклетка-женская половая клетка) + n (сперматозоид – мужская половая клетка) = 2 n (зигота).

3. Рост организма происходит за счёт митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках (клетках тела).

 

Задание 5

1. Перед началом деления происходит редупликация, поэтому количество ДНК в исходной клетке удваивается, и масса равна 2 х 6 х 109 = 12 х 109мг.

2. После окончания деления количество ДНК в соматической клетке остаётся таким же, как и в исходной клетке 6 х 109 мг.

3. В половых клетках только 23 хромосомы, поэтому масса ДНК в половых клетках (сперматозоиде или яйцеклетке) всегда должна быть в 2 раза меньше, чем в соматических. Соответственно, 6 х 109 : 2 = 3 х 109мг.

 

Задание 6

1. Речь идёт о митозе, поэтому в профазе хромосом – 2 n, число молекул ДНК – 4с (т.к. перед делением в интерфазе прошла редупликация ДНК, т.е. удвоение числа молекул ДНК, хромосомы содержат по 2 хроматиды).

2. В анафазе хромосом – 4 n, ДНК – 4 с.

3. В анафазе сестринские хроматиды расходятся к полюсам

 

Задание 7

1. В конце синтетического периода интерфазы набор хромосом не меняется и равно 2 n, число молекул ДНК – 4с (т.к. перед делением в интерфазе прошла редупликация ДНК).

2. В конце телофазы мейоза 1 набор хромосом – n, число молекул ДНК – 2 с.

3. Мейоз 1 – редукционное деление, в конце мейоза 1 число хромосом и молекул ДНК уменьшается вдвое, набор хромосом – n, число молекул ДНК – 2с.

Задание 8

1. Хромосомный набор в клетках взрослого растения мха кукушкина льна гаплоидный (n), образуется в результате митоза.

2. Хромосомный набор споры растения мха кукушкина льна гаплоидный (n), образуется в результате мейоза.

3. Клетки взрослого растения образуются при делении митозом гаплоидной споры, спора образуется в результате деления клеток спорангия.

Задание 9

1. Споры и клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом.

2. Споры образуются из клеток спорангия путём мейоза.

3.Клетки заростка – гаплоидные, они образуются из споры путём митоза.

Задание 10

1. В клетках зародыша семени ячменя хромосомный набор — 2 n, т.к. зародыш развивается из зиготы.

2. В клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом — 3 n, т.к. он образуется при слиянии центральной клетки семязачатка (2 n) и одного спермия ( n).

3. Клетки листьев ячменя имеют диплоидный набор — 2 n, как и все соматические клетки растения, т.к. растение формируется из диплоидного зародыша.

 

Задание 11

1. Перед началом мейоза 1 число хромосом = 28 (2 n), число молекул ДНК = 56 (4с), т.к. перед мейозом 1 число хромосом не меняется, а число молекул ДНК удваивается за счёт процесса редупликации (удвоения) ДНК.

2. После редукционного деления число молекул ДНК и число хромосом уменьшилось в 2 раза.

3. Следовательно, перед началом мейоза II число молекул ДНК =28, число хромосом – 14.

Задание 12

1. На конечном этапе в зоне размножения набор хромосом диплоидный — 2 n, число молекул ДНК – 2с. В зоне размножения идёт митоз, поэтому число хромосом не меняется — 2 n, но хромосомы становятся однохроматидными, поэтому число молекул ДНК становится в 2 раза меньше – 2с.

2. На конечном этапе в зоне созревания набор хромосом гаплоидный — n, т.к. образовалась половая клетка гамета, число молекул ДНК – с.

3. В зоне созревания идёт мейоз, поэтому число хромосом уменьшается вдвое = n, на конечном этапе в зоне созревания завершается мейоз II, хромосомы становятся однохроматидными и число молекул ДНК становится = с.

Источники информации:

1. Калинова Г.С. Биология.Типовые тестовые задания. – М.: издательство «Экзамен», 2017.

2. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

3. Учебник по биологии, УМК любой.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Подготовка к ЕГЭ по биологии (задание С5, 27)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Готовимся к ЕГЭ по биологии. Презентация – практикум по подготовке к успешному выполнению задания С5

2 слайд Описание слайда:

Задача 1 В процессе транскрипции участвовало 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, которые кодируются этими нуклеотидами, а также число т – РНК, которые будут участвовать в трансляции, число триплетов в молекуле ДНК, которые кодируют этот белок. Решение задачи

3 слайд Описание слайда:

Вспомним теорию 1. транскрипция – это биосинтез молекул и – РНК на основе молекулы ДНК (происходит в ядре) 2. трансляция – биосинтез белка на рибосоме 3. триплет – последовательность из трех нуклеотидов 4. одна молекула т – РНК переносит одну аминокислоту на рибосому 5. один триплет кодирует одну аминокислоту

4 слайд Описание слайда:

Решение задачи 1. одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, число аминокислот = 120 : 3= 40 2. число т – РНК = числу аминокислот, т. к. каждая т – РНК транспортирует одну аминокислоту число т – РНК = 40 3. три нуклеотида = 1 триплет число триплетов = 120 : 3 = 40

5 слайд Описание слайда:

Задача 2 В процессе трансляции участвовало 30 молекул т – РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. Решение задачи

6 слайд Описание слайда:

Решение задачи 1. одна молекула т – РНК транспортирует одну аминокислоту число аминокислот = число т – РНК = 30 2. одну аминокислоту кодирует один триплет число триплетов = число аминокислот = 30 3. Триплет – это последовательность из трех нуклеотидов Число нуклеотидов = число триплетов * 3 Число нуклеотидов = 30 * 3 = 90

7 слайд Описание слайда:

Задача 3 При исследовании клеток различных органов млекопитающих было обнаружено, что % — ное содержание митохондрий в клетках сердечной мышцы в 2 раза выше, чем в клетках печени, и в 5 раз выше, чем в клетках поджелудочной железы. Как можно объяснить полученные результаты? Решение задачи

8 слайд Описание слайда:

Вспомним теорию Митохондрии — «энергетические станции клетки» Основная функция – синтез АТФ (Аденозинтрифосфорная кислота – универсальный источник энергии)

9 слайд Описание слайда:

Решение задачи Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит энергетический обмен, синтез и накопление АТФ Для работы сердца требуется много энергии (АТФ), поэтому в клетках сердечной мышцы наибольшее содержание митохондрий. Обмен веществ в клетках печени выше, чем в клетках поджелудочной железы, поэтому клетки этого органа содержат больше митохондрий

10 слайд Описание слайда:

Задача 4 Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на и – РНК, антикодоны соответствующих т – РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, пользуясь таблицей генетического кода. Решение задачи

11 слайд Описание слайда:

Вспомним теорию Принцип комплементарности – избирательное соединение нуклеотидов. В основе этого принципа лежит Образование и – РНК на одной из цепочек ДНК – матрицы. ДНК и — РНК Г (гуанин) – Ц (цитозин) Ц (цитозин) – Г (гуанин) А (аденин) – У (урацил) Т (тимин) – А (аденин) и – РНК т – РНК Г (гуанин) – Ц (цитозин) Ц (цитозин) – Г (гуанин) А (аденин) – У (урацил) У (урацил) – А (аденин)

12 слайд Описание слайда:

Таблица генетического кода

13 слайд Описание слайда:

Решение задачи Последовательность нуклеотидов на и – РНК: ЦАЦАУАЦЦУУЦА 2. антикодоны молекул т – РНК: ГУГ, УАУ, ГГА, АГУ 3. последовательность аминокислот в молекуле белка: гис-иле-про-сер.

14 слайд Описание слайда:

Задача 5 В результате гликолиза образовалось 56 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при гидролизе и при полном окислении. Ответ поясните. Решение задачи

15 слайд Описание слайда:

Вспомним теорию Энергетический обмен 1 этап: подготовительный Сложные органические вещества расщепляются на более простые, энергия рассеивается в виде тепла 2 этап: гликолиз (бескислородный) Осуществляется в цитоплазме, Образуется 2 молекулы ПВК, 2 молекулы АТФ 3 этап – кислородный (гидролиз) Протекает в митохондриях Образуется 36 молекул АТФ, углекислый газ, вода

16 слайд Описание слайда:

Решение задачи при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется до 2 молекул ПВК и 2 молекул АТФ Число молекул глюкозы = 56 : 2 = 28 2. При гидролизе образуется 36 молекул АТФ из одной молекулы глюкозы Число АТФ(гидролиз) = 28 * 36 = 1008 3. При полном окислении из одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ Число АТФ (полное окисление) = 28 * 38 = 1064

17 слайд Описание слайда:

Задача 6 Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы? Решение задачи

18 слайд Описание слайда:

Решение задачи В клетках молочнокислых бактерий происходит только гликолиз, а в клетках мышечной ткани и гликолиз и гидролиз Из одной молекулы глюкозы при гликолизе синтезируется 2 молекулы АТФ, значит в клетках молочнокислых бактерий образуется 30 * 2 = 60 молекул АТФ 3. При полном окислении одной молекулы глюкозы синтезируется 38 молекул АТФ, поэтому в клетках мышечной ткани образуется 30 * 38 = 1140 молекул АТФ

19 слайд Описание слайда:

Литература Андреев Н. д. Биология. 10 – 11 клссы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Мнемозина, 2010. – 327 с., ил. ЕГЭ – 2009: Биология: реальные задания – М.: АСТ: Астрель, 2009 Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 443 с.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-106479

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

ЕГЭ по биологии 2018: задание 27

Задание 27: что нового?

Часть заданий этой линии изменилась: теперь чаще требуется предсказать последствия мутации участка гена. В первую очередь будут встречаться варианты заданий на генные мутации, но и хромосомные, и геномные мутации тоже уместно повторить.

В целом, задание № 27 в этом году представлено очень разнообразными вариантами. Часть заданий связана с синтезом белка. Здесь важно понимать: алгоритм решения задачи зависит от того, как она сформулирована. Если задание начинается со слов «известно, что все виды РНК транскрибируются на ДНК» — это одна последовательность синтеза, но может быть предложено и просто синтезировать фрагмент полипептида. Независимо от формулировки, крайне важно напомнить ученикам, как правильно писать последовательности нуклеотидов ДНК: без пробелов, дефисов и запятых, сплошной последовательностью знаков.

Чтобы грамотно решать задачи, нужно внимательно читать вопрос, обращая внимание на дополнительные комментарии. Вопрос может звучать так: какие изменения могут произойти в гене в результате мутации, если в белке одна аминокислота заменилась на другую? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Может быть также дано задание восстановить фрагмент ДНК в соответствии с мутацией.

Если в задаче встречается формулировка «объясните, используя свои знания о свойствах генетического кода», уместно будет перечислить все свойства, которые известны учащимся: избыточность, вырожденность, неперекрываемость и т.д.

Какие темы должны быть изучены, чтобы успешно решать задачи 27 линии?
  • Митоз, мейоз, циклы развития растений: водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных.

  • Микроспорогенез и макроспорогенез у голосеменных и покрытосеменных.

ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся — самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Купить
Как вести подготовку?
  1. Покажите учащимся схемы и алгоритмы: как у растений образуются споры и гаметы, как у животных — гаметы и соматические клетки. Полезно просить учеников смоделировать самостоятельно схемы митоза и мейоза: это позволяет понять, почему гаплоидные клетки, образовавшиеся при мейозе, позже становятся диплоидными.

  2. Включите зрительную память. Полезно запоминать иллюстрации базовых схем эволюции жизненного цикла различных растений — например, цикл чередования поколений у водорослей, папоротников, мохообразных. Неожиданно, но вопросы, связанные с жизненным циклом сосны, почему-то часто вызывают затруднения. Сама по себе тема не сложна: достаточно знать о микроспорангиях и мегаспорангиях, что образуются они мейозом. Необходимо понимать, что шишка сама по себе диплоидна: для педагога это очевидно, а для ученика — не всегда.

  3. Обратите внимание на нюансы формулировок. При описании некоторых вопросов нужно вносить уточнения: в жизненном цикле бурых водорослей наблюдается чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорафита с преобладанием последнего (так мы избавимся от возможных придирок). Нюанс в теме жизненного цикла папоротников: объясняя, из чего и каким образом образуются споры, можно ответить по-разному. Один вариант — из клеток спорагона, а другой, более удобный, — из материнских клеток спор. Оба ответа удовлетворительны.

Разбираем примеры задач

Пример 1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ТТТГЦГАТГЦЦЦГЦА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могут произойти в гене в результате мутации в, если в белке третья аминокислота заменилась на аминокислоту ЦИС? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ поясните, используя таблицу генетического кода.

Решение.Эта задача легко раскладывается на элементы, которые составят правильный ответ. Лучше всего действовать по проверенному алгоритму:

  1. определяем последовательность аминокислот во фрагменте;

  2. пишем, что произойдет при замене одной аминокислоты;

  3. делаем вывод, что имеет место вырожденность генетического кода: одна аминокислота кодируется более чем одним триплетом (здесь нужен навык решения подобных задач).

Пример 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Решение. Перед нами классическая, всем известная задача по цитологии. Здесь важно запомнить: если в задаче просят определить хромосомный набор и число молекул ДНК, к тому же показывают цифры — не ограничивайтесь формулой: обязательно указывайте числа.

В решении обязательны этапы:

  1. указать начальное число молекул ДНК. В данном случае это 56 — так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется;

  2. описать анафазу мейоза I: к полюсам расходятся гомологичные хромосомы;

  3. описать анафазу мейоза II: число молекул ДНК — 28, хромосом — 28, к полюсам расходятся сестринские хроматиды-хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.

В такой формулировке, ответ, скорее всего, принесет желаемый высокий балл.


ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить

Пример 3. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

Решение. Задача сформулирована прозрачно, ответ прост и легко разбивается на компоненты:

  1. клетки пыльцевого зерна и спермии имеют гаплоидный набор хромосом;

  2. клетки пыльцевого зерна развиваются из гаплоидных спор — митозом;

  3. спермии — из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки), тоже митозом.

Пример 4. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Решение. Задача решается по ранее описанному алгоритму. В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК 120, хромосом — 60; после мейоза I—соответственно 60 и 30. Важно отметить в ответе, что перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, а число хромосом не изменяется; мы имеем дело с редукционным делением, поэтому число ДНК уменьшается в 2 раза.

Пример 5. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Решение. Это тот самый тип задачи, где ответ легко раскладывается на три элемента:

  1. указываем набор хромосом заростка n, гамет — n;

  2. обязательно указываем, что заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза, а гаметы — на гаплоидном заростке, путем митоза;

  3. поскольку точное число хромосом не указано, можно ограничиться формулой и писать просто n.

Пример 6. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ.

Решение. Как вы могли заметить, в подобных задачах точно просматривается число критериев ответа. В данном случае они такие: определить набор хромосом; определить его в определенных фазах —и обязательно дать объяснения. Логичнее всего в ответе давать пояснения после каждого числового ответа. Например:

  1. даем формулу: перед началом мейоза набор хромосом и днк равен 2n4c; в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК;

  2. в анафазе мейоза число хромосом не изменяется и равно 2n4c;

  3. в профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c. Следовательно, на этом этапе мы имеем 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.

ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить
Общие рекомендации

Выучить можно все что угодно, но важнее научиться размышлять и применять выученные знания. иначе набрать адекватные проходные баллы не получится. во время учебного процесса уделите внимание формированию биологического мышления, научите учеников пользоваться адекватным для предмета языком, работать с терминологией. Нет смысла использовать в параграфе учебника термин, если он не будет работать в следующие два года.


rosuchebnik.ru

Текст-опора для выполнения задания 27 ЕГЭ по биологии

Текст-опора «Митоз, мейоз»

Интерфаза

Пресинтетический-рост клетки, синтез РНК, белков, АТФ-2п2с

Синтетический- репликация ДНК, процессы обмена веществ-2п4с

Постсинтетический- синтез РНК и белков, затухают обменные процесы, накапливается АТФ-2п4с

Митоз— непрямое деление соматических клеток

Репликация ДНК происходит в синтетическом периоде интерфазы

Профаза

— набор хромосом- 2п; число ДНК-4с

— хромосомы представлены двумя хроматидами, поэтому число ДНК в 2 раза больше, чем число хромосом

Метафаза

-хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид, располагаются на экваторе клетки- 2п4с

Анафаза:

— центромера делится, и нити веретена деления растягивают отделившиеся друг от друга хроматиды к противоположным полюсам

— Сестринские хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки и становятся самостоятельными хромосомами из гомологичной пары

— набор 2п2с у каждого полюса клетки, т.к. в анафазе сестринские хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки и становятся самостоятельными хромосомами

— в клетке 4п набор хромосом. Т.к. каждая хромосома разделилась на хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, число молекул ДНК- 4с, т.к. число молекул ДНК в клетке с момента синтетического периода интерфазы не изменилось

Телофаза

— набор хромосом- 2п; число ДНК-2с

— дочерние хромосомы представлены одной хроматидой, поэтому число хромосом и ДНК одинаково

Мейоз

— Перед началом мейоза I ДНК реплицируется , и каждая хромосома состоит их двух хроматид, но число хромосом не меняется

— перед началом деления в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется, каждая хромосома состоит из сестринских хроматид

— перед началом мейоза – 2п4с клетка имеет диплоидный набор хромосом, количество ДНК удвоилось за счет репликации в интерфазу

Первое деление-редукционое деление, в конце мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшается вдвое- п2с

Профаза I

-гомологичные хромосомы, сближаясь, образуют структуру, состоящую из двух хромосом (бивалент) и четырех хроматид (тетрада)

-соприкосновение двух гомологичных хромосом по всей длине называется конъюгацией, в процессе конъюгации м/у хроматидами гомологичных хромосом может происходить обмен уч-ками (кроссинговер)- 2п4с

Метафаза I

— по экватору клетки расположены пары гомологичных хромосом (биваленты), в клетке 2п набор хромосом, Т.к. имеются пары гомологичных хромосом, число молекул ДНК -4с, т.к. каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК

— 2п4с- гомологичные хромосомы попарно располагаются над и под плоскостью экватора, веретено деления сформировано

Анафаза I

— произошло редукционное деление , число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы двухроматидные

— к полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из двух хроматид

Телофаза I

— в телофазе мейоза I образуются клетки, имеющие гаплоидный набор удвоенных хромосом

Интеркинез-небольшая пауза м/у делениями

— перед началом мейоза II после редукционного деления мейоза I число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза

Второе деление- эквационное деление

Профаза II

Метафаза II

Анафаза II

— в анафазе мейоза II в дочерние клетки разошлись сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК

— 2п2с- образуются хроматиды, число хромосом в клетке становится диплоидным, но на каждом полюсе формируется гаплоидный набор

Телофаза II

— формируются дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом- пс

— в конце телофазы мейоза II набор хромосом – п, число ДНК-1с

www.metod-kopilka.ru

ЕГЭ по биологии 2019 задание 27: номер 34.

Генетический код

Первое основание Второе основание Третье основание
У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
У (А)
Фен Сер Тир Цис У (А)
Фен Сер Тир Цис Ц (Г)
Лей Сер А (Т)
Лей Сер Три Г (Ц)
Ц (Г)
Лей Про Гис Арг У (А)
Лей Про Гис Арг Ц (Г)
Лей Про Глн Арг А (Т)
Лей Про Глн Арг Г (Ц)
А (Т)
Иле Тре Асн Сер У (А)
Иле Тре Асн Сер Ц (Г)
Иле Тре Лиз Арг А (Т)
Мет Тре Лиз Арг Г (Ц)
Г (Ц)
Вал Ала Асп Гли У (А)
Вал Ала Асп Гли Ц (Г)
Вал Ала Глу Гли А (Т)
Вал Ала Глу Гли Г (Ц)

В таблице приведён состав триплетов, которыми закодированы все 20 аминокислот (названия аминокислот сокращены). Так как при синтезе полипептидной цепи информация считывается с и-РНК, то назван состав триплетов нуклеотидов и-РНК (в скобках указаны комплементарные основания ДНК).

Правила пользования таблицей. Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Полипептид состоит из следующих аминокислот: вал-три-глу-сер-вал-гли-ала-лиз. Определите структуру участка ДНК (двух цепей), кодирующего указанный полипептид. Для решения используйте таблицу генетического кода. Если аминокислота кодируется более чем одним триплетом, для решения задачи используйте первый из них. Ответ поясните.

examer.ru

Подготовка к ЕГЭ по биологии Задания А27

A27.

  • В митохондриях, в отличие от хлоропластов, происходит процесс

    1. восстановления углекислого газа

    2. синтеза собственных белков

    3. удвоения молекул ДНК

    4. окисления пировиноградной кислоты

  • В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20 % от общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составляет

    1. 20%

    2. 30%

    3. 40%

    4. 60%

  • Сходство эндоплазматической сети и комплекса Гольджи состоит в том, что в них

    1. происходит синтез молекул белка

    2. транспортируются вещества

    3. окисляются синтезированные клеткой вещества

    4. осуществляется подготовительная стадия энергетического обмена

  • В клетке синтез ДНК, кроме ядра, происходит в

    1. аппарате Гольджи

    2. митохондриях

    3. шероховатой эндоплазматической сети

    4. ядрышках

  • В митохондриях происходит синтез

    1. липидов и целлюлозы

    2. фруктозы и рибозы

    3. гликогена и крахмала

    4. ДНК, АТФ, белков

  • Молекула белка приобретает вторичную структуру за счет образования

    1. гидрофобных связей между радикалами

    2. пептидных связей между аминокислотами

    3. связей с молекулами воды

    4. водородных связей между NH- и CO-группами

  • Транспортная РНК с антикодоном УЦГ переносит аминокислоту, которой соответствует триплет на ДНК –

    1. ТГЦ

    2. АГЦ

    3. ТЦГ

    4. АЦГ

  • Рибосомная РНК синтезируется в основном в

    1. ядре

    2. аппарате Гольджи

    3. клеточном центре

    4. лизосомах

  • В митохондриях происходит синтез

    1. липидов и целлюлозы

    2. фруктозы и рибозы

    3. гликогена и крахмала

    4. ДНК, АТФ, белков

  • Молекулы какого вещества выполняют роль матрицы для синтеза иРНК?

    1. ДНК

    2. полисахаридов

    3. глюкозы

    4. белка

  • В основе выполнения водой функции теплорегуляции в клетке лежит свойство её молекул

    1. образовывать водородные связи

    2. ускорять химические реакции

    3. растворять жиры и жироподобные вещества

    4. способствовать делению клетки

  • Строительным материалом и источником энергии для организма служат

    1. минеральные вещества

    2. углеводы и жиры

    3. витамины

    4. ферменты

  • Значение пластического обмена — снабжение организма

    1. энергией

    2. кислородом

    3. минеральными солями

    4. биополимерами

  • Движение цитоплазмы в растительной клетке можно обнаружить по перемещению

    1. хлоропластов

    2. ядра

    3. эндоплазматической сети

    4. комплекса Гольджи

  • Для какого животного совпадают понятия «клетка» и «организм»?

    1. печеночный сосальщик

    2. бычий цепень

    3. коралловый полип

    4. малярийный паразит

  • Липиды в плазматической мембране выполняют функцию

    1. структурную

    2. запасающую

    3. энергетическую

    4. каталитическую

  • В комплексе Гольджи накапливаются продукты

    1. окисления глюкозы

    2. окисления аминокислот

    3. синтетической деятельности клетки

    4. расщепления пировиноградной кислоты

  • Клетки эукариот, в отличие от прокариот, содержат

    1. митохондрии

    2. цитоплазму

    3. наследственную информацию

    4. плазматическую мембрану

  • Наибольшее количество АТФ синтезируется в процессе

    1. расщепления белков

    2. репликации ДНК

    3. синтеза гликогена

    4. окисления пировиноградной кислоты

  • «Силовыми станциями» клетки называют

    1. хлоропласты

    2. митохондрии

    3. лизосомы

    4. рибосомы

  • Нуклеиновые кислоты в соединении с белками образуют

    1. лизосомы

    2. комплекс Гольджи

    3. хромосомы

    4. хлоропласты

  • Плазматическая мембрана, в отличие от клеточной стенки растений,

    1. избирательно проницаема

    2. состоит из полисахаридов

    3. состоит из простых углеводов

    4. проницаема для всех веществ

  • Удвоение молекул ДНК в клетке происходит в

    1. интерфазе

    2. метафазе

    3. профазе

    4. телофазе

  • В биологических системах вода является хорошим растворителем, так как

    1. её молекулы имеют взаимное притяжение

    2. её молекулы полярны

    3. она медленно нагревается и остывает

    4. она является катализатором

  • Расщепление органических веществ до мономеров в клетке происходит при участии

    1. аппарата Гольджи

    2. рибосом

    3. митохондрий

    4. лизосом

  • Вещества, синтезируемые в клетке, накапливаются и затем выводятся

    1. ядром

    2. митохондриями

    3. рибосомами

    4. комплексом Гольджи

  • Структуру, напоминающую по форме лист клевера, имеет молекула

    1. иРНК

    2. тРНК

    3. гемоглобина

    4. хлорофилла

  • Клеточная мембрана состоит из двойного слоя

    1. фосфолипидов и мозаично встроенных молекул белков

    2. белков, снаружи покрытых фосфолипидами, а изнутри углеводами

    3. белков, между которыми находится один слой фосфолипидов

    4. фосфолипидов, между которыми располагается один слой белка

  • Гидрофобные и гидрофильные свойства фосфолипидов лежат в основе

    1. их участия в образовании плазматической мембраны

    2. выполнения ими энергетической функции

    3. взаимодействия молекул липидов с углеводами

    4. их регуляторной функции

  • В митохондриях, в отличие от хлоропластов, происходит процесс

    1. восстановления углекислого газа

    2. синтеза собственных белков

    3. удвоения молекул ДНК

    4. окисления пировиноградной кислоты

  • Какие структуры образуют цитоскелет клетки?

    1. микротрубочки

    2. реснички

    3. жгутики

    4. центриоли

  • В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 10 % от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

    1. 15 %

    2. 20 %

    3. 45 %

    4. 40 %

  • Органоид, содержащий комплекс пищеварительных ферментов, – это

    1. рибосома

    2. лизосома

    3. хлоропласт

    4. митохондрия

  • Найдите на рисунке схему строения третичной структуры молекулы белка.

  • doc4web.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *