Социальные институты задания егэ – ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социальные институты

Общество как система. Основные социальные институты — Обществознание

Обществознание ЕГЭ, занятие 4

Занятие 4. Общество как система. Основные социальные институты

Общество

Общество это:

    • группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью происхождения, социальным статусом;

    • население какой-либо страны;

    • исторический этап развития человечества в целом или его части;

    • человечество в целом.

То есть общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями и взаимодействующих друг с другом.

В широком смысле слова:

    • Общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.

Общество – это система.

Система – совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое. Система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё элементов.

Пример системы – организм человека.

Это сложная система. Она состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы… Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы. Наша жизнедеятельность не определяется работой только мозга, или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.

Какие элементы включает в себя общество как система?

    • Индивиды.

      • В социологии индивид – единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус – положение, которое он занимает в обществе. Он выполняет определённые социальные роли (общественные функции).

    • Социальные общности: профессиональные, этнические, религиозные и др.

      • Разновидностью социальных общностей являются социальные организации.

      • Социальная организация – объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.

      • Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер.

      • Примеры социальной организации – школа, фирма, политическая партия.

    • Общественные отношения.

    • Социальные нормы и ценности.

      • Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию.

      • Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную область жизнедеятельности людей обычно называют социальным институтом.

Сферы общественной жизни (подсистемы общества)

Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. Вполне вероятно, что государство для их разрешения должно будет предпринять какие-то меры. Причём, речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования. Человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны.

Социальные институты

    • Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые функции в обществе.

Социальные институты по сферам общественной жизни:

    • Экономические: институты собственности, производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа, заработная плата, менеджмент, маркетинг и др.

    • Политические: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм и др.

    • Социальные: институты стратификации (классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства (семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.

    • Духовные: образование, наука, искусство, музеи, библиотеки, церковь.

Приведённые примеры далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Характеризуя суд, можно особо выделить институты судейства, прокурорства и адвокатства. К религии, церкви относят институты священства, монашества или, например, институт исповеди, если речь идёт о христианстве.

Элементы структуры социального института:

    • основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен;

    • группы и организации: для удовлетворения потребности общество должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами;

    • ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений;

    • социальные роли, которые выполняют их участники;

    • нормы, которые регулируют их поведение.

Функции социальных институтов:

    • Закрепления и воспроизводства общественных отношений.

      • Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил, норм поведения.

    • Регулятивная.

      • Социальные институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

    • Интегративная.

    • Транслирующая функция (социализация).

      • Происходит передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Характеристика общества как системы

Основные признаки:

    • Общество – динамическая система.

      • Общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается.

      • Развитие может быть прогрессивно и регрессивно, эволюционно и революционно.

    • Общество – нелинейная система.

      • Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени.

      • Пример. Рыночные законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.

      • Пример. Гендерные изменения в обществе – занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение – уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.

    • Общество – открытая система.

      • Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.

    • Общество – достаточно устойчивая система.

      • Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше.

      • Может саморегулироваться и воспроизводить себя.

Задания

Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни, к которой этот факт относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) увеличение прибыли фирмы

Б) переезд семьи на дачу летом

В) обсуждение парламентом законопроекта

Г) телепередача о жизни знаменитого архитектора

Д) публикация статьи с критикой правительства

1) духовная

2) политическая

3) социальная

4) экономическая

Какие из суждений об обществе являются верными? Запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

2) Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

3) Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

4) К числу подсистем общества относятся социальные институты.

5) Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

Как оценивается задание 28 (составление развёрнутого плана)

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «…». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Оценивание задания

При анализе ответа учитывается:

    • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    • наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    • корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

3 балла:

2 балла

    • Два пункта детализированы в подпунктах ИЛИ три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах;

      • присутствуют два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

    • Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах;

      • присутствуют два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу.

1 балл:

    • План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов;

      • присутствуют два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

    • Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах;

      • присутствует один пункт, без которого данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

    • Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах;

      • присутствуют два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • в плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы.

    • Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах;

      • присутствуют два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

    • Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах;

      • присутствуют два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу;

      • формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу.

0 баллов:

    • Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла.

    • План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы.

7

urokidoma.org

Социальный институт это…

Социальный институт это…

Социальный институт это…

Всем привет! Социальный институт — это довольно сложное понятие, которое не под силу освоить в одиночку. Это я вам как кандидат социологических наук говорю! Тема эта в обществознании по-настоящему взрослая, но в этой статье мы кратко и понятно, насколько возможно в рамках статьи, разберем это понятие. Кстати, также рекомендую мою статью про политические институты.

Понятие

Социальный институт — это комплекс правил и норм, а также исторических сложившихся устойчивых форм жизни людей, который решает наиболее важные проблемы жизни общества. Вот такое определение. Я больше чем уверен, что вы ничего из него не поняли. Тем не менее — это самое простое и внятное определение, и поверьте, оно гораздо короче всех тех, которые приведены во всевозможных учебниках и пособиях!

Итак давайте вникать. Мы живем в обществе, и не просто в нем, а еще в государстве. Наша жизнь понятна и довольно предсказуема именно благодаря социальным институтам. Пришли вы в школу, или в колледж, или в университет — вы имеете дело с институтом образования. Покупаете вы в магазине продукты — имеете дело с институтом денег. Если вы окажетесь за диком острове в одиночку с диким племенем, то вряд ли на деньги вы у них что-то сможете купить, и научить их ничему не сможете. А все потому, что на диком острове с дикарями никакие институты не работают.

А почему в школе, в колледже, в магазине все работает: учителя вам проводят уроки, задают домашние задания, а в магазине за ту или иную денежку охотно дают те или иные продукты? Потому что в этих местах, как и повсеместно действуют правила, законы. Есть Федеральный закон «Об Образовании в РФ», есть закон «О торговле», есть законы регулирующие денежные отношения. И учреждения, а также люди подчиняются этим правилам.

Вот, почему социальный институт — это в первую очередь комплекс норм. А что такое «устойчивые формы жизни людей»? А это всевозможные организации, социальные группы, которые реализуют исполнение правил, законов, норм.  К примеру, на территории школы действует закон «Об Образовании в РФ», в магазине — также действует масса всяких правил: что нельзя продавать алкоголь детям, что можно вернуть товар и пр.

Таким образом любой человек или социальная группа, или организация должны подчиняться правилам. В совокупности это и есть социальный институт. Теперь поговорим о решении социальных проблем.

Например, Вы живете в древнем племени. И вам нужно обучить вашего ребенка охоте. Что делать? Ведь передать свой опыт детенышу жизненно необходимо. И эта потребность (в образовании) есть не только у вас, но и у всего племени. В первую очередь — надо создать правила как тренировать ребят, чтобы они не убились, а наоборот научились охоте. Также, наверное, нужно создать требования к тому, чему ребята должны научиться. И в конце концов — экзамен перед старейшинами племенами.

Также требуется найти учителей — опытных охотников, и конечно людей, которые будут контролировать весь процесс, чтобы учителя не отлынивали от обучения. Что получается мы создали в нашем виртуальном племени? Мы создали институт образования: здесь есть правила и нормы (правила обучения охоте и требования), преподаватели охоты (группа), система контроля за образованием и экзаменационный совет.

Сегодня мы имеем дело с тем же самым институтом, только более развитым.

Функции

Социальные институты выполняют в обществе множество самых разных функций. Вот основные:

  • Они решают важнейшие социальные проблемы: образования, обмена, совместного проживания людей в семье и пр.
  • Они сглаживают издержки социального взаимодействия. Например, вы покупаете автомобиль. Вы знаете о нем меньше, чем владелец. Кто знает, может там вдавишь педаль в пол, и она вместе с ногой провалится под пол? Но есть такая вещь как Гражданский кодекс РФ, и другие законы, согласно которым продавец должен сообщить полную информацию о товаре. Иначе сделку можно признать недействительной. Конечно, если вы сможете это доказать, что продавец что-то там утаил. Но если закон работает, он сглаживает перекос информации, закон дает гарантии. А государственные органы власти дают гарантии, что закон будет исполнен. И поэтому обманывать вас продавцу смысла нет. Если же институт не работает, то возникают дополнительные издержки сторон на юристов.
  • Социальные институты создают иерархию социальных статусов и социальных ролей. Например, если берем институт образования, то здесь есть учащиеся (школьники, студенты и пр.), преподавательcкий состав, учебно-методический персонал, технический персонал. У каждого работника есть свой статус и роль, которую он должен выполнять.

Кстати вот вам завальный вопрос, на который можете писать ответы в комментариях: семья это социальная группа или социальный институт? Почему? 🙂

Как видите, тема эта довольно обширна, и я мог бы написать еще раз в пять больше. Если честно, когда работал преподавателем в вузе, то мог свободно прочитать 4-х часовую лекцию на эту тему, да еще с неохотой отпускал студентов ). На моих курсах подготовки я эту тему разбираю в двух модулях: «Человек и общество» и «Социальная сфера», также я разработал отличную инфокарту по этой теме, которую даю на курсах. Плюс на курсах есть задания по этой теме с моими проверками и рекомендациями. Так что рекомендую вам прямо сейчас прийти на мои курсы, пока еще есть места.

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

1.9 Основные институты общества

Видеоурок:  

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

Лекция:  

Понятие и виды социальных институтовВспомните, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждый из нас включен во все эти сферы. Каким образом? Разберём на примере девятиклассника Андрея. Перед выходом в школу мама попросила Андрея вынести мусор (социальная сфера). На уроке химии он узнал много нового и интересного о видах ковалентной связи (духовная сфера). После школы Андрей зашёл в отделение паспортного стола УФМС и получил паспорт (политическая сфера). А по дороге домой купил фрукты на рынке (экономическая сфера). Перечисленные сферы отличаются друг от друга характером общественных отношений, видами деятельности и социальными институтами.  
На данном уроке разберём, что же такое социальный институт. Что тут разбирать? Ведь каждому ясно, что институтом называют образовательное учреждение! На самом деле это понятие намного шире. Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование). Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом. Потому что каждый институт выполняет определённые функции для удовлетворения человеческих потребностей, которые весьма многообразны. Например, институты брака и семьи удовлетворяет потребность в продолжении рода и воспитании детей; институт государства в организации жизнедеятельности людей и обеспечении порядка. Таким образом, институты сложились исторически и востребованы обществом. Запомните термин урока:

 

Социальный институт — это устойчивая форма организации жизнедеятельности людей, направленная на удовлетворение потребностей общества и человека.  

Примеры социальных институтов по сферам:


  • Экономическая сфера: производство, распределение, обмен, потребление, собственность, рынок, банк, фирма, деньги и др.

  • Политическая сфера: государство, власть, партия, законы, парламент, правительство, суд, гражданин и др.

  • Социальная сфера: семья, брак, материнство, отцовство, детство, нация, школа, ВУЗ, здравоохранение и др.

  • Духовная сфера: религия, искусство, наука, образование, СМИ, мораль и др.

Характерные черты социальных институтов

Несмотря на то, что каждый социальный институт выполняет соответствующие ему конкретные функции, для них характерны и общие черты:

 

  • Во-первых, любой социальный институт организует, упорядочивает и координирует человеческую деятельность путём установления правил и образцов поведения людей. Например, школа регулирует отношения учителей, учеников и их родителей с помощью Устава.  

  • Во-вторых, каждый социальный институт следит за соблюдением правил и образцов, а к их нарушителям применяет санкции – меры наказания, от правовых до морально-этических. Например, за нарушение норм Устава школы к ученику могут быть применены санкции, от предупреждения до исключения из школы.
              

Значение социальных институтов в жизни общества и человека велико. В последующих темах вы познакомитесь с основными социальными институтами подробно.

Задание: Используя обществоведческие знания, сформулируйте своё определение социального института. Пишите ответ в комментариях 📝


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные институты общества»

Интеллект-карта по обществознанию №9  

cknow.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *