Презентация лексические нормы – Презентация к уроку «Лексические нормы» (10 класс)

Презентация «Лексические нормы «

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

КРОССВОРД

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику.

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

4. Слова, имеющие одно лексическое значение.

5. Антоним к слову «тьма».

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению.

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

8. Слова с противоположными значениями.

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.

ответы

КРОССВОРД

2

1

л

л

е

к

к

с

с

и

и

к

к

о

3

о

м

л

н

4

10

о

н

ф

о

д

г

6

г

и

н

р

п

я

о

а

9

о

р

7

з

з

с

н

н

о

е

8

и

н

а

а

м

н

о

и

ч

о

5

о

л

ч

н

н

м

с

о

н

т

н

ы

и

и

ы

в

о

г

м

е

н

м

и

е

ы

т

ы

з

и

м

м

ы

ы

Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость

Александр Иванович Куприн

соблюдение лексических норм достигается в результате:

  • Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  • Знания лексической сочетаемости слов.
  • Учета многозначности либо омонимии слов.
  • Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

У Ирины КАРИЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В читальный зал в одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ

  • БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
  • ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
  • СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
  • КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
  • ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

ЗАДАНИЕ

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

проверка

  • 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
  • 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

проверка

  • 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
  • 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

  • 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  • 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  • 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
  • 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
  • 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
  • 7)Все гости получили памятные сувениры.

ПЛЕОНАЗМ

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

  • 1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
  • 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
  • 3)Герои-подпольщики вели себя героически.
  • 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
  • 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
  • 6) Активисты активно участвуют в работе.

ТАВТОЛОГИЯ

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

  • На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
  • Бросились искать приезжего. а его и след …
  • У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
  • Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
  • Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
  • Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся

как …

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Тянуть быка за рога

ИМЕТЬ ЗУБ

ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

Денег куры не клюют

Глаза разбегаются

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ

СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ

КАК КОТ НАПЛАКАЛ

ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА

«В принципе»

«А именно»

«Это»

«Типа»

«Такскать»

(так сказать)

«Короче говоря»

«В натуре»

«Например»

«Это самое»

«Вот»

«Вообщем-то»

«Блин»

«Понимаешь»

Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

3. Наши воины свершили много геройских подвигов.

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

videouroki.net

Презентация «Лексические нормы современного русского литературного языка»

Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» Тип урока: комбинированный Метод проведения: практический, частично-поисковый  

Выполнила Жулега В.В., преподаватель русского языка и литературы

ГАУ «Колледж предпринимательства»

г. Калининград

Цели урока:

  • обучающие : знакомить с лексическими нормами русского литературного языка, отрабатывать умения правильно употреблять в речи лексические единицы и исправлять речевые ошибки, строить высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка
  • развивающие : способствовать развитию выразительной речи, формировать логическое мышление при выполнении самостоятельной работы, развивать коммуникативную компетенцию
  • воспитательные : способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, формировать речевую культуру, воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к художественному слову

План открытого урока по учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

 

Тип урока : комбинированный

 

Метод проведения: практический, частично-поисковый

 

Оснащение урока: видеопроектор, презентация урока, раздаточный материал

 

МПС: Русский язык и литература

«Система гласных и согласных звуков русского языка»

«Слово – центральная единица языка».

«Лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы».

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

« Слова как части речи»

«Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

 

ВПС:

«Язык и речь»

«Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

 

Ход урока

п/п

Наименование структурного элемента урока

1

Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку (явка, наличие письменных принадлежностей)

Время

2

Начальная мотивация

Деятельность преподавателя

2 мин

3

 

Актуализация знаний обучающихся

  — Орфоэпическая минутка

 

  -Терминологическая разминка

 

 

— Практическая работа по формированию лексических умений

Отмечает отсутствующих, объясняет ход проведения урока, предъявляет требования

4

Деятельность обучающихся

2 мин

 

5

Готовятся к занятию, распределяются по группам, выбирают «капитана»

Сообщение новых знаний

  — Паронимы и их употребление

(вставить пропущенное слово)

  — Синонимы и их употребление

— Диалектные слова

(подобрать к общеупотребительным словам синонимы диалектных слов)

Говорит об актуальности. Комментирует эпиграф к уроку

25-30 мин

6

Закрепление материала

Тестовое задание

 

— Предлагает «озвучить» текст, соблюдая нормы литературного произношения

  — Предлагает найти соответствия между понятием и определением, дает пояснительный комментарий

  — Предлагает составить словосочетания, комментирует и контролирует выполнение задания

25-30 мин

Слушают

Конечная мотивация

7

Дает теоретический материал, предлагает выполнить практические задания, комментирует и контролирует их выполнение, подводит итог практической работы

8-10 мин

 

Готовятся в группах, отвечают у доски

Работают в группах, дают ответы, сверяют с эталоном

Раздает индивидуальные тестовые задания. По итогам выполнения дает правильные ответы

8

Работают в группах, дают ответы, проводят взаимопроверку и самопроверку по эталону ответов, заполняют оценочные листы

1-2 мин

Подведение итогов урока.

Оценка работы в группах

Говорит о значимости темы урока

Домашнее задание

Выполняют задания. Получают варианты ответов, проверяют себя

2 мин

Слушают

Подводит итог урока, анализирует работу групп, выставляет оценки

1-2 мин

Слушают

Предлагает подготовить презентации по теме: «Происхождение фразеологизмов»

Записывают домашнее задание в тетрадь

Преподаватель _____________________ Жулега В.В.

Эпиграф

«… Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести »

В. Шефнер

«Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах.

 

Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства . Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята . У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод . Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столярыукраинцы . Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.

 

Терминологическая разминка

1. слова, связанные с особенностями какой-либо специальности — ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

2. Словарный запас, лексика — ЛЕКСИКОН

3. Новые слова – НЕОЛОГИЗМЫ

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений ИСТОРИЗМЫ

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение — СИНОНИМЫ

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия – АРХАИЗМЫ

7. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение – ОМОНИМЫ

8. Слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – АНТОНИМЫ

9. Наука, изучающая лексическое значение слов — ЛЕКСИКОЛОГИЯ

«Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)

Составьте словосочетания.

1. Стая а. верблюдов

2. Табун б. коров

3. Караван в. любопытных

4. Отара г. демонстрантов

5. Косяк д. овец

6. Стадо е. рыбы

7. Толпа ж. пчёл

8. Колонна з. голубей

9. Рой и. лошадей

10.Группа к. туристов.

Эталон ответа

1. Стая з. голубей

2. Табун и. лошадей

3. Караван а. верблюдов

4. Отара д. овец

5. Косяк е. рыбы

6. Стадо б. коров

7. Толпа в. любопытных

8. Колонна г. демонстрантов

9. Рой ж. пчёл

10. Группа к. туристов.

Культура речи и литературные нормы употребления слов.

ОДЕТЬ НАДЕТЬ

(кого-то) (на себя)

  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)

ЗАПОМНИТЬ:

  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:

ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ

НАДЕТЬ – СНЯТЬ

  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ

Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть

1. Мама __________ чехол на чемодан

2. Девочка ______________ куклу

3. Старший брат __________ сестру

4. Сегодня девочка ________ новые туфли

5. Брат ______________ часы на руку.

6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка»

7. Бабушка ___________ внука

8. Бабушка ______________ новое пальто

9. Космонавт ______________ скафандр.

10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан

2. Девочка ОДЕЛА куклу

3. Старший брат ОДЕЛ сестру

4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли

5. Брат НАДЕЛ часы на руку.

6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка»

7. Бабушка ОДЕЛА внука

8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто

9. Космонавт НАДЕЛ скафандр.

10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

ПАРОНИМЫ (от греч. para — рядом и onyma — имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Адресант-отправитель

Адресат – получатель

Эмигрант – выезжающий из страны

иммигрант – въезжающий в страну

Экспорт-вывоз товаров

Импорт – ввоз товаров

Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой

История происхождения слов увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива!

Диалектные слова это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Синонимы это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.

Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть б) рукотерник

3. Прятки в) утирка

4. Юркнуть г) слаборукий

5. Полотенце д) ротан

6. Драчливый е) брунжать, жундеть

7. Носовой платок ж) мызнуть

8. Крикливый человек з) пуховка

9. Колокольчик и) хоронушки, ловички

10.Гриб-дождевик к)позвонок

ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть е) брунжать, жундеть

3. Прятки и) хоронушки, ловички

4. Юркнуть ж) мызнуть

5. Полотенце б) рукотерник

6. Драчливый г) слаборукий

7. Носовой платок в) утирка

8. Крикливый человек д) ротан

9. Колокольчик к) позвонок

10.Гриб-дождевик з) пуховка

1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) тщетно

Б) тщательно

В) бессмысленно

Г) напрасно

2. укажите слово, имеющее омоним

А) успех

Б) острый

В) топить

Г) сидеть

3. какое из четырёх слов относится к устаревшим?

А) парусник

Б) стражник

В) рубеж

Г) дозор

4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»?

А) конкурс

Б) вакансия

В) аукцион

Г) сделка

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»?

А) экстравагантный

Б) эксцентричный

В) феерический

Г) фамильярный

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО»

А) апатия

Б) антипатия

В) скептицизм

Г) пессимизм

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»?

А) кураж

Б) мираж

В) ажиотаж

Г) антураж

8. Значение какого слова определено неверно?

А) адресант – лицо, отправляющее письмо

Б) аукцион – публичная распродажа

В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения

Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи

9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство

Б) глухой к просьбам

В) глухой согласный

Г) глухой старик

10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?

А) рутина –новаторство

Б) отрицание – утверждение

В) мудрый – глупый

Г) абстрактный — секретный

Критерии оценивания работы в группах

«5» — 38-39 правильных ответов

«4» — 31-37 правильных ответов

«3» — 21-30 правильных ответов

Домашнее задание

Подготовить презентацию «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

multiurok.ru

Презентация по русскому языку на тему «Лексические нормы русского языка»(9 класс)

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по русскому языку на тему «Лексические нормы русского языка»(9 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал

2 слайд Описание слайда:

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачёв

3 слайд Описание слайда:

Лексические нормы – это… 1) правильность выбора слова; 2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.

4 слайд Описание слайда:

 2     1                3                                4                5                      6                  7                  8              

5 слайд Описание слайда:

 2     л                3        е                       к  с                5            и        к  6      о          л  7      о          г  8        и      я

6 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  3        е                       к  с                5            и        к  6      о          л  7      о          г  8        и      я

7 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  п  р  о  ф  е  с  с  и  о  н  а  л  и  з  м  ы к  с                5            и        к  6      о          л  7      о          г  8        и      я

8 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  п  р  о  ф  е  с  с  и  о  н  а  л  и  з  м  ы к  с  и  н  о  н  и  м  ы  5            и        к  6      о          л  7      о          г  8        и      я

9 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  п  р  о  ф  е  с  с  и  о  н  а  л  и  з  м  ы к  с  и  н  о  н  и  м  ы  н  е  о  л  о  г  и з  м  ы   к  6      о          л  7      о          г  8        и      я

10 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  п  р  о  ф  е  с  с  и  о  н  а  л  и  з  м  ы к  с  и  н  о  н  и  м  ы  н  е  о  л  о  г  и з  м  ы   к  п  а  р  о  н  и  м  ы  л  7      о          г  8        и      я

11 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  п  р  о  ф  е  с  с  и  о  н  а  л  и  з  м  ы к  с  и  н  о  н  и  м  ы  н  е  о  л  о  г  и з  м  ы   к  п  а  р  о  н  и  м  ы  л  а  н  т  о  н  и  м  ы  г  8        и      я

12 слайд Описание слайда:

 д и   а л  е  к  т  и  з  м  ы  п  р  о  ф  е  с  с  и  о  н  а  л  и  з  м  ы к  с  и  н  о  н  и  м  ы  н  е  о  л  о  г  и з  м  ы   к  п  а  р  о  н  и  м  ы  л  а  н  т  о  н  и  м  ы  г  о  м  о  н  и  м  ы  я

13 слайд Описание слайда:

В № Видошибки Примеры 1 Неразличениепаронимов Адресантполучил письмо на почте. Адресат – получатель. Адресант – отправитель.

14 слайд Описание слайда:

Выберите одно из слов в скобках. 1 группа (Отборный, отборочный) тур. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно, искусственно) рисовать. 2 группа (Экономика, экономия) времени. (Одеть, надеть) пальто. (Красочный, крашеный) пейзаж. 3 группа (Звуковой, звучный) голос. (Глинистый, глиняный) берег. (Вековые, вечные) ценности.  

15 слайд Описание слайда:

Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. 1 группа Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок. Сегодня мы обсуждали план работы. 2 группа Мы попали в затрудненное положение. Дыхание стало затрудненным. 3 группа Песочный пляж простирался на несколько километров. Песочные часы используются и сейчас.  

16 слайд Описание слайда:

№ Видошибки Примеры 1 …….. ……… 2 Лексическаянесочетаемость Верить внеминуемуюпобеду(словонеминуемыйблизко по значению к словунеизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать:верить в неизбежную победу). Ужаснокрасивый костюм(словоужасныйупотребляется в значении очень плохой, правильнее сказать:очень красивый костюм). Запомните:иметь значение, играть роль.

17 слайд Описание слайда:

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. 1 группа 1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу. 2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.   2 группа 3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться. 4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.   3 группа   5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор. 6.Дети страшно обрадовались.  

18 слайд Описание слайда:

Выберите нужное слово.   Дружба ( сильная, крепкая). Приходить в (ярость, радость). Высказать (мнение, вопрос).

19 слайд Описание слайда:

№ Видошибки Примеры 1 …………….. ……………. 2 …………….. ……………. 3 Ошибочное употребление иноязычных слов Сережа вовсем имитировал старшего брата.( неудачно употреблено словоимитировал- его следует заменить русскимподражает)Сережа во всемподражает старшему брату.

20 слайд Описание слайда:

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — пунктуальный — реставрация — корректный- коммуникабельный-

21 слайд Описание слайда:

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный реставрация корректный коммуникабельный

22 слайд Описание слайда:

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация корректный коммуникабельный

23 слайд Описание слайда:

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный коммуникабельный

24 слайд Описание слайда:

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный – тактичный, вежливый коммуникабельный

25 слайд Описание слайда:

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный – тактичный , вежливый коммуникабельный — общительный

26 слайд Описание слайда:

Исправьте лексические ошибки. 1 группа Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 2 группа В этом тексте выступления много дефектов. 3 группа Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.

27 слайд Описание слайда:

№ Видошибки Примеры 1 ……. ……. 2 ……. ……. 3 ……. ……. 4 Тавтология- употребление рядом или близко находящихся однокоренных слов,плеоназм- (лишнее слово)повторение близких по смыслу слов. Она сидела,облокотившись локтямио стол.( Употребление однокоренных слов) У ворот стоялпожилойстарик. (Словопожилойлишнее по смыслу)

28 слайд Описание слайда:

Устраните лексические ошибки. 1 группа 1.Мы поражались его поразительной памяти. 2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.   2 группа 3.Я не успел закончить до конца эту работу. 4.Это очень прекрасный материал для доклада.   3 группа 5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 6.Всадники приближались ближе к деревне.  

29 слайд Описание слайда:

1 группа. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

30 слайд Описание слайда:

2 группа. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. 1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. 2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала. 4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.  5.Между ними установились доверчивые отношения.  

31 слайд Описание слайда:

3 группа. Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки. «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)

32 слайд Описание слайда:

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком в выси, То медью траурной поет, Покуда слово сам не взвесил, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И ядом радость отравить. Им можно лед зимой расплавить, И камень в крошку превратить. Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай, как бы не ударить. Того, кто слушает тебя.     (В. Солоухин)

33 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-198645

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по русскому языку «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление»

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

КРОССВОРД

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику.

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

4. Слова, имеющие одно лексическое значение.

5. Антоним к слову «тьма».

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению.

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

8. Слова с противоположными значениями.

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы

КРОССВОРД

2

1

л

л

е

к

к

с

с

и

и

к

к

о

3

о

м

л

н

4

10

о

н

ф

о

д

г

6

г

и

н

р

п

я

о

а

9

о

р

7

з

з

с

н

н

о

е

8

и

н

а

а

м

н

о

и

ч

о

5

о

л

ч

н

н

м

с

о

н

т

н

ы

и

и

ы

в

о

г

м

е

н

м

и

е

ы

т

ы

з

и

м

м

ы

ы

Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость

Александр Иванович Куприн

соблюдение лексических норм достигается в результате:

  • Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  • Знания лексической сочетаемости слов.
  • Учета многозначности либо омонимии слов.
  • Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

У Ирины КАРИЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В читальный зал в одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ

  • БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
  • ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
  • СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
  • КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
  • ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

ЗАДАНИЕ

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

проверка

  • 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
  • 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

проверка

  • 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
  • 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

  • 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  • 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  • 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
  • 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
  • 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
  • 7)Все гости получили памятные сувениры.

ПЛЕОНАЗМ

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

  • 1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
  • 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
  • 3)Герои-подпольщики вели себя героически.
  • 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
  • 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
  • 6) Активисты активно участвуют в работе.

ТАВТОЛОГИЯ

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

  • На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
  • Бросились искать приезжего. а его и след …
  • У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
  • Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
  • Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
  • Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся

как …

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Тянуть быка за рога

ИМЕТЬ ЗУБ

ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

Денег куры не клюют

Глаза разбегаются

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ

СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ

КАК КОТ НАПЛАКАЛ

ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА

«В принципе»

«А именно»

«Это»

«Типа»

«Такскать»

(так сказать)

«Короче говоря»

«В натуре»

«Например»

«Это самое»

«Вот»

«Вообщем-то»

«Блин»

«Понимаешь»

Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

3. Наши воины свершили много геройских подвигов.

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

videouroki.net

Презентация. Лексические нормы в аспекте точности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Презентация Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности. Пыстина Лидия Митрофановна учитель русского языка школа – гимназия № 9 г. Павлодар

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

13 слайд Описание слайда:

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

19 слайд Описание слайда:

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста.

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:

Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда:

Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость.

34 слайд Описание слайда:

Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана:  черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность.

35 слайд Описание слайда:

В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана  (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

36 слайд Описание слайда:

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов:  Уделять внимание / придавать значение развитию спорта. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

37 слайд Описание слайда:

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения : 1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка). 2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик). 3. Здоровый, сильный (крепкий организм). 4. Надежный (крепкая дружба, любовь). 5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер). 6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак). 7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

38 слайд Описание слайда:

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова:  дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и  ненависть, зависть. Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости.  Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но невозможно сочетание крепкая жара.

39 слайд Описание слайда:

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов: обыкновенное чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.

40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда:

Смешение паронимов.

45 слайд Описание слайда:

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению: останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический.

46 слайд Описание слайда: 47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда: 49 слайд Описание слайда:

Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя:  Иллюстративная книга  или  иллюстрированный материал).

50 слайд Описание слайда: 51 слайд Описание слайда: 52 слайд Описание слайда: 53 слайд Описание слайда:

Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).

54 слайд Описание слайда: 55 слайд Описание слайда: 56 слайд Описание слайда: 57 слайд Описание слайда: 58 слайд Описание слайда:

infourok.ru

Презентация «Лексические нормы современного русского литературного языка»

Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» Тип урока: комбинированный Метод проведения: практический, частично-поисковый  

Выполнила Жулега В.В., преподаватель русского языка и литературы

ГАУ «Колледж предпринимательства»

г. Калининград

Цели урока:

  • обучающие : знакомить с лексическими нормами русского литературного языка, отрабатывать умения правильно употреблять в речи лексические единицы и исправлять речевые ошибки, строить высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка
  • развивающие : способствовать развитию выразительной речи, формировать логическое мышление при выполнении самостоятельной работы, развивать коммуникативную компетенцию
  • воспитательные : способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, формировать речевую культуру, воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к художественному слову

План открытого урока по учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

 

Тип урока : комбинированный

 

Метод проведения: практический, частично-поисковый

 

Оснащение урока: видеопроектор, презентация урока, раздаточный материал

 

МПС: Русский язык и литература

«Система гласных и согласных звуков русского языка»

«Слово – центральная единица языка».

«Лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы».

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

« Слова как части речи»

«Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

 

ВПС:

«Язык и речь»

«Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

 

Ход урока

п/п

Наименование структурного элемента урока

1

Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку (явка, наличие письменных принадлежностей)

Время

2

Начальная мотивация

Деятельность преподавателя

2 мин

3

 

Актуализация знаний обучающихся

  — Орфоэпическая минутка

 

  -Терминологическая разминка

 

 

— Практическая работа по формированию лексических умений

Отмечает отсутствующих, объясняет ход проведения урока, предъявляет требования

4

Деятельность обучающихся

2 мин

 

5

Готовятся к занятию, распределяются по группам, выбирают «капитана»

Сообщение новых знаний

  — Паронимы и их употребление

(вставить пропущенное слово)

  — Синонимы и их употребление

— Диалектные слова

(подобрать к общеупотребительным словам синонимы диалектных слов)

Говорит об актуальности. Комментирует эпиграф к уроку

25-30 мин

6

Закрепление материала

Тестовое задание

 

— Предлагает «озвучить» текст, соблюдая нормы литературного произношения

  — Предлагает найти соответствия между понятием и определением, дает пояснительный комментарий

  — Предлагает составить словосочетания, комментирует и контролирует выполнение задания

25-30 мин

Слушают

Конечная мотивация

7

Дает теоретический материал, предлагает выполнить практические задания, комментирует и контролирует их выполнение, подводит итог практической работы

8-10 мин

 

Готовятся в группах, отвечают у доски

Работают в группах, дают ответы, сверяют с эталоном

Раздает индивидуальные тестовые задания. По итогам выполнения дает правильные ответы

8

Работают в группах, дают ответы, проводят взаимопроверку и самопроверку по эталону ответов, заполняют оценочные листы

1-2 мин

Подведение итогов урока.

Оценка работы в группах

Говорит о значимости темы урока

Домашнее задание

Выполняют задания. Получают варианты ответов, проверяют себя

2 мин

Слушают

Подводит итог урока, анализирует работу групп, выставляет оценки

1-2 мин

Слушают

Предлагает подготовить презентации по теме: «Происхождение фразеологизмов»

Записывают домашнее задание в тетрадь

Преподаватель _____________________ Жулега В.В.

Эпиграф

«… Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести »

В. Шефнер

«Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах.

 

Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства . Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята . У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод . Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столярыукраинцы . Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.

 

Терминологическая разминка

1. слова, связанные с особенностями какой-либо специальности — ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

2. Словарный запас, лексика — ЛЕКСИКОН

3. Новые слова – НЕОЛОГИЗМЫ

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений ИСТОРИЗМЫ

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение — СИНОНИМЫ

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия – АРХАИЗМЫ

7. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение – ОМОНИМЫ

8. Слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – АНТОНИМЫ

9. Наука, изучающая лексическое значение слов — ЛЕКСИКОЛОГИЯ

«Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)

Составьте словосочетания.

1. Стая а. верблюдов

2. Табун б. коров

3. Караван в. любопытных

4. Отара г. демонстрантов

5. Косяк д. овец

6. Стадо е. рыбы

7. Толпа ж. пчёл

8. Колонна з. голубей

9. Рой и. лошадей

10.Группа к. туристов.

Эталон ответа

1. Стая з. голубей

2. Табун и. лошадей

3. Караван а. верблюдов

4. Отара д. овец

5. Косяк е. рыбы

6. Стадо б. коров

7. Толпа в. любопытных

8. Колонна г. демонстрантов

9. Рой ж. пчёл

10. Группа к. туристов.

Культура речи и литературные нормы употребления слов.

ОДЕТЬ НАДЕТЬ

(кого-то) (на себя)

  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)

ЗАПОМНИТЬ:

  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:

ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ

НАДЕТЬ – СНЯТЬ

  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ

Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть

1. Мама __________ чехол на чемодан

2. Девочка ______________ куклу

3. Старший брат __________ сестру

4. Сегодня девочка ________ новые туфли

5. Брат ______________ часы на руку.

6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка»

7. Бабушка ___________ внука

8. Бабушка ______________ новое пальто

9. Космонавт ______________ скафандр.

10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан

2. Девочка ОДЕЛА куклу

3. Старший брат ОДЕЛ сестру

4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли

5. Брат НАДЕЛ часы на руку.

6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка»

7. Бабушка ОДЕЛА внука

8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто

9. Космонавт НАДЕЛ скафандр.

10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

ПАРОНИМЫ (от греч. para — рядом и onyma — имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Адресант-отправитель

Адресат – получатель

Эмигрант – выезжающий из страны

иммигрант – въезжающий в страну

Экспорт-вывоз товаров

Импорт – ввоз товаров

Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой

История происхождения слов увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива!

Диалектные слова это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Синонимы это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.

Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть б) рукотерник

3. Прятки в) утирка

4. Юркнуть г) слаборукий

5. Полотенце д) ротан

6. Драчливый е) брунжать, жундеть

7. Носовой платок ж) мызнуть

8. Крикливый человек з) пуховка

9. Колокольчик и) хоронушки, ловички

10.Гриб-дождевик к)позвонок

ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть е) брунжать, жундеть

3. Прятки и) хоронушки, ловички

4. Юркнуть ж) мызнуть

5. Полотенце б) рукотерник

6. Драчливый г) слаборукий

7. Носовой платок в) утирка

8. Крикливый человек д) ротан

9. Колокольчик к) позвонок

10.Гриб-дождевик з) пуховка

1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) тщетно

Б) тщательно

В) бессмысленно

Г) напрасно

2. укажите слово, имеющее омоним

А) успех

Б) острый

В) топить

Г) сидеть

3. какое из четырёх слов относится к устаревшим?

А) парусник

Б) стражник

В) рубеж

Г) дозор

4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»?

А) конкурс

Б) вакансия

В) аукцион

Г) сделка

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»?

А) экстравагантный

Б) эксцентричный

В) феерический

Г) фамильярный

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО»

А) апатия

Б) антипатия

В) скептицизм

Г) пессимизм

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»?

А) кураж

Б) мираж

В) ажиотаж

Г) антураж

8. Значение какого слова определено неверно?

А) адресант – лицо, отправляющее письмо

Б) аукцион – публичная распродажа

В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения

Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи

9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство

Б) глухой к просьбам

В) глухой согласный

Г) глухой старик

10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?

А) рутина –новаторство

Б) отрицание – утверждение

В) мудрый – глупый

Г) абстрактный — секретный

Критерии оценивания работы в группах

«5» — 38-39 правильных ответов

«4» — 31-37 правильных ответов

«3» — 21-30 правильных ответов

Домашнее задание

Подготовить презентацию «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

multiurok.ru

Презентация к уроку русского языка «Лексические нормы»

Правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь.

Узаконенное установление, признанный обязательным порядок.

ПОРЯДОК

СИСТЕМА

Совокупность действий, правил для решения данной задачи

АЛГОРИТМ

Определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях

Лексические нормы

Как избежать ошибок? Полезные ссылки

5

Паронимы — это однокоренные (чаще всего) слова , близкие по звучанию, но разные или только частично совпадающие в своем значении

Например: предоставляется — представляется

В каком предложении вместо слова жесткость нужно

употребить жестокость?

1. Он поражал жесткостью черных волос, местами до времени поседевших

2. Я вспомнил выражение лица, когда на него находили минуты жесткости

3. Неприятная жесткость появилась в лице и голосе его

4. Жесткость сроков всех насторожила

В каком предложении вместо слова царственный нужно употребить царский?

5

  • Это был почти царственный подарок
  • Царственное течение Волги в этих местах впечатляет
  • Она прошла мимо своей царственной походкой
  • На картине хорошо передана царственная стать сосен

В каком ряду представлены синонимы?

24

  • Жизненный – житейский
  • Высокомерие – надменность
  • Высокий – низкий
  • Комнату заставили мебелью – меня заставили учиться

Как называются слова, представленные в других рядах?

24

Валерий Прокопенко «Миражи»

Выберите из скобок подходящие слова

1. Но (терпкий, опьяняющий, бушующий) запах молодого чабреца и душистой полыни постепенно успокоит.

2. Упадешь, бывало, (споткнувшись – спотыкнувшись) на всем ходу в беге за голубым степным миражом лицом в землю, замрешь на мгновение от боли, ощутишь солоновато(горький) привкус во рту, не то от пр..кушен?ой губы, не то от в..точки горькой полыни- и (заплачешь – захнычешь)

3. Напоит (чудесным – чудным) эфиром легкие, и вновь тебя влечет сизоватая дымка степного простора.

Расположите предложения так, чтобы получился текст

1) 1,2,3 2) 3,2,1 3) 2,1,3 4) 3,1,2

Валерий Прокопенко

Миражи

(1) Широко раскрытым от изумления детским глазам открывается вдруг чудная картина: за деревенским плетнем, совсем рядышком, появляются словно из сказки светло-голубые озерца, как будто слегка парящие над землей. (2) Испить бы из них прохладной водицы, поплескаться бы в ней ладошками, подымая мириады радужных брызг…

(3) Упадешь, бывало, споткнувшись на всем ходу в беге за голубым степным миражом лицом в землю, замрешь на мгновение от боли, ощутишь солоновато-горький привкус во рту, не то от прикушенной губы, не то от веточки горькой полыни- и заплачешь. (4)Но терпкий, опьяняющий запах молодого чабреца и душистой полыни постепенно успокоит. (5)Напоит чудесным эфиром легкие, и вновь тебя влечет сизоватая дымка степного простора.

(6)Такой запомнилась мне родная степь в раннем детстве. (7)Не знал я еще тогда, что эти частые волшебные миражи были отражением в мареве воздуха реально существующих горько-соленых, а точнее соляных озер, давших название и родному селу.

(8)Вероятно, горькая соль этой солончаковой земли будоражит меня, зовет из города все время в степь. (9)Увидеть бы снова степной мираж. (10)Уставшие глаза так давно его не видели…

25

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором.
  • Сформулируйте позицию автора.
  • Напишите, согласны или нет с точкой зрения автора.
  • Объясните, почему.
  • Свой ответ аргументируйте.

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *