особенности написания, требования и рекомендации :: SYL.ru
Русский язык – в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.
Суть задания
Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250–300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.
В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.
В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.
- Формулировка проблемы.
- Её комментарий.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Первый аргумент (пример из литературы).
- Второй аргумент (пример из опыта).
- Заключение.
С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?
Введение
Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.
Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.
План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы:
- Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
- Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ…»
- Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».
Комментарий
Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление – 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:
- По структуре авторского текста.
- Через анализ актуальности поднятой темы.
В первом случае предстоит ответить на вопросы:
- С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
- На каком материале её раскрывает?
- Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
- Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?
Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:
- Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
- Насколько она сегодня актуальна?
- Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
- Если проблема нова, то что способствовало её появлению?
План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни…».
Авторская и собственная позиция
Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:
- «Писатель считает, что…»
- «По мнению автора…»
- «Свою позицию писатель выразил в словах…»
Фамилию и инициалы автора следует указывать полностью, так как проверяющими оценивается фактологическая точность.
Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:
- «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
- «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
- «Я согласен с автором, что…»
При иной точке зрения, допустимы обороты:
- «Мнение автора интересно, но…»
- «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
- «Нельзя не согласиться с писателем, что <…>, однако…»
Аргументация позиции
Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором – эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:
- «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя <…>»
- «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
- «Об этом говорил в своей поэме…»
- «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
- «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
- «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»
Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.
Заключение
План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:
- Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
- Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
- Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
- Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»
Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?
План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.
www.syl.ru
План сочинения ЕГЭ | Сочинения на все темы
Для того чтобы написать сочинение ЕГЭ на высокие баллы, нам необходимо знать, по каким правилам и требованиям это сочинение должно быть написано. Только в этом случае оно может быть хорошо написано. В данной статье я попытаюсь подробно разобрать план сочинения и его особенности. Итак, сочинение должно состоять из трёх основных частей. Это:
- Введение
- Основная проблема, затронутая в тексте
- Комментарий к затронутой проблеме
- Авторская позиция
- Ваша точка зрения
- Заключение
Давайте подробнее разберём каждый пункт.
1)Введение.
Во первых, здесь мы должны пригласить читателя к разговору. Например:
«( Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора)». Во вторых, вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
Максимальный бал: 1
2)Основная проблема.
Достаточно одной раскрытой проблемы. Но в этом случае вы должны постараться по максимуму раскрыть проблему. К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Максимальный бал: 1
3)Комментарий к затронутой проблеме.
Это по сути объяснение того, как избранная проблема раскрыта автором текста. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Максимальный бал: 2
4)Авторская позиция.
Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?
Максимальный бал: 1
5)Ваша точка зрения.
Следующий этап, на мой взгляд самый важный – отражение вашей позиции. Она может как совпадать с позицией автора, так и отличаться. Но вы должны помнить, что необходимо как минимум привести 2 аргумента. (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научные факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)
Максимальный бал: 3
6)Заключение.
Заключение так же как и введение должно быть кратким, но в то же время содержать твоё мнение. Надо подвести итог. Написать, какое впечатление произвело на тебя это сочинение. заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема).
Автор статьи: Шакиров Булат.
Дата добавления: 07:04:16
sochineniena5.ru
План написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
Правильно написанное сочинение на ЕГЭ по русскому языку (задание С1) – это дополнительные 24 балла в вашу копилку. Давайте разберемся, из каких пунктов состоит план, позволяющий отлично выполнить творческое задание.
Обратите внимание! Минимальный объем сочинения – 150 слов. Стандартная хорошая работа содержит 220 слов.
План написания сочинения
Первое, что необходимо понять, сочинение – это легко. Какой бы сложной ни казалась тема, помните, что здесь вы свободы в формулировании тезиса и выборе аргументов. Достаточно уметь правильно и красиво оформлять выражения, чтобы получить максимальный балл. План сочинения:
Введение и постановка проблемы
Вступление вашей работы – это сразу постановка проблемы. В представленном тексте будет несколько тезисов, и ваша задача – выбрать любой из них. Обычно это проблема поиска жизненной цели, любви к малой родине, предательства и др.
Объем: 3-4 предложения. Время написания: 5-7 минут.
Клише: «В данном тексте автор затрагивает актуальную (злободневную) проблему…», «Работа автора заставила меня задуматься о том…».
Комментарий к проблеме
Краткий рассказ, почему писатель решил затронуть именно эту тему. Не пишите в комментарии длинного и подробного пересказа – достаточно кратко обрисовать ситуацию, отраженную в представленном тексте.
Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-7 минут.
Клише: «Проблема, рассмотренная автором, особенно актуальна, поскольку…», «Во время раздумий над проблемой автора, чувствуется его заинтересованность (пишем, в чем это выражается)».
Позиция автора
Запомните, основная проблема (выдвинутый тезис) и позиция писателя – одинаковы. Просто ответьте на вопросы – «Как автор относится к событию?», «Что он считает наиболее важным?», «Что стремится показать читателю?».
Объем: 3-4 предложения. Время написания: 7-8 минут.
Клише: «Автор считает, что…», «Позиция автора ясна, он говорит, что…».
Собственная позиция
Как ни банально, но ваше мнение и позиция писателя должны совпасть – это будет проще, и понравится оценочной комиссии. Фактически вы передаете точку зрения создателя текста своими словами.
Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-6 минут.
Клише: «Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что…», «По моему мнению, эта проблема актуальна, поскольку…».
Аргументы
Минимум два аргумента – один из русской литературы, другой из жизненного опыта (лучше, если оба примера из литературы). Иными словами, вы вспоминаете произведения, затрагивающие схожую проблему, и сравниваете ситуации. Важно указать название произведения и его создателя.
Объем: 8-10 предложений. Время написания: 10-15 минут.
Клише: «В качестве примера приведу произведение….», «Особенно остро эта тема поднимается в произведении…».
Заключение
Подведите итог работы и не забудьте упомянуть, насколько важна и актуальна проблема, поставленная и рассмотренная создателем. Можно кратко написать, как вы впечатлены текстом, или как можно решить возникшую проблему.
Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5 минут.
Клише: «Прочитав текст автора, я пришел к выводу…», «После прочтения текста, становится понятно, что…».
Советы, как написать хорошее сочинение
Идеально знать план сочинения на ЕГЭ по русскому языку – это 70% успеха. Однако набрать максимальный балл помогут еще несколько рекомендаций:
Пиши и еще раз пиши
Прорешивай все демонстрационные бланки и просматривай дополнительные темы из банка вопросов. Пиши на все тезисы, что найдешь. Только так удастся «набить» руку и не волноваться на ЕГЭ за структуру своей работы.
Читай и тщательно разбирай.
Выпиши на отдельный лист перечень основных проблем – к каждой добавь по парочке тезисов и аргументов. В продолжение подготовки используй составленную таблицу, и к экзамену выучишь её наизусть.
Языковая «чуткость»
Читай больше художественной литературы, пиши диктанты, банально ищи ошибки в новостной ленте «Вконтакте» и сообщениях друзей. Придумывай для одной мысли различные выражения – результат не заставит себя ждать.
Учись анализировать
После каждого прочитанного произведения отвечай на вопросы, какие темы поднимает писатель и что он стремится донести до читателя. Не факт, что сами писатели задумывались над этой проблемой, но для получения высокого балла придется это сделать.
Изложение не подойдёт
Забудь о пересказе даже своими словами. Если большая часть предложений в сочинении будет пересказывать написанное в оригинальном тексте, то даже на 12 баллов можно не рассчитывать.
Помните, что все – в ваших руках. Чем больше практики, тем выше будет оценка за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.
uroknadom.ru
Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ). Шаблон сочинения по русскому языку
Подготовка к экзаменам и их сдача – страшнейший кошмар любого школьника. Кроме того, что вы должны выучить кучу теории и вовремя вспомнить ее на тесте, вам нужно еще и правильно написать текст. Чтобы выполнить эту миссию на «отлично», необходимо для начала понять и запомнить, что являет собой структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ).
Основная трудность, с которой сталкивается большинство учеников при написании своих творений, это процесс определения проблемы, которая в нем затрагивается. Если вы сформулируете ее неправильно, то получите за свою работу от 2 до 5 баллов вместо 23 максимальных.
Основные составляющие
После определения темы и проблемы текста пора переходить к построению его структуры. Без этого невозможно качественно сдать ЕГЭ (русский язык). План сочинения, как правило, состоит из следующих частей:
— вступление;
— комментарий проблемы;
— позиция автора;
— ваше мнение;
— аргументы;
— вывод.
Работаем над вступлением
Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) начинается со вступления. В нем вы приглашаете читателя к разговору. В первую очередь назовите тему и проблему, представьте автора. После этого плавно перейдите к основной части. При этом вначале ни в коем случае нельзя пересказывать содержимое текста. А его объем не должен превышать 3-4 предложений.
Определяясь с проблемой, можете назвать их несколько, но не надо увлекаться. Лучше всего выбрать одну основную, чем распыляться на кучу второстепенных. В любом случае за этот пункт больше 1 балла вы не получите, потому нет смысла слишком сильно его расписывать.
Определяем проблему
Любому школьнику трудно сдавать ЕГЭ. Сочинение по русскому имеет свои сложности, среди которых – умение не перепутать проблему (для чего написан текст, какой конфликт в нем раскрывается и вопрос задается читателям) с темой (о чем рассказывается). Далеко не в каждом случае легко с первого раза разобраться, какую основную мысль автор хотел донести. Существует пара секретов, которые упростят выполнение этой задачи:
1. Обычно писатель формулирует проблему ближе к началу текста или в его конце. Все зависит от того, какой ход мыслей он предпочитает: сначала назвать тезис и после него – аргументы, или сделать это в обратной последовательности.
2. Выделите из текста ключевую лексику. Она состоит из слов, в которых заложена основная мысль всего сказанного. Это поможет вам на следующем этапе работы – написании комментария к основной проблеме.
Пишем комментарий
Также структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) включает в себя комментарий к сформулированной проблеме. Это своего рода пересказ предложенного текста своими словами. За него можно получить 2 балла. При этом нужно показать, что вы смогли четко понять, в чем состоит конфликт, выделить его аспекты. То есть в данном случае необходимо раскрыть позицию автора.
Во время комментирования постарайтесь не слишком много цитировать и пересказывать содержимое текста, поскольку это может свести количество ваших баллов за этот этап работы к нулю. Также не допускайте фактических ошибок, приписывая писателю то, о чем он не говорил.
Дальше займитесь отражением авторской позиции поднятой проблемы. Для этого будет достаточно всего одного предложения, в котором вы объясните, как он отвечает на поставленный вопрос и предлагает развязать проблему.
Затем выскажите собственную точку зрения. Она совсем не обязательно должна соответствовать авторской. Но просто озвучить ее будет недостаточно. Вы должны обосновать свое мнение не менее чем 2 аргументами. За каждый из них вы получите по баллу. При этом ваши доводы не должны совпадать с приведенными в тексте, в противном случае они не будут засчитаны при проверке вашего ЕГЭ. Сочинение по русскому должно сочетать в себе и авторскую позицию, и вашу собственную.
Как подбирать аргументы?
Итак, вы сдаете ЕГЭ русский язык (сочинение). Аргументы являются неотъемлемой его частью. Для того чтобы убедительно обосновать свое мнение, можете использовать:
1. Примеры из своей жизни (совсем не обязательно, чтобы выбранные события действительно происходили с вами или знакомыми – можете просто их придумать, никто ведь не будет проводить расследование их достоверности).
2. Знания, полученные в школе (вспомните историю, обществознание, географию и любые другие науки, в которых можно найти подходящие факты).
3. Опыт в чтении книг (можно обратиться к русской или мировой литературе, в них найдется огромное количество подходящих жизненных ситуаций; вам поможет как классика, так и произведения современных авторов).
Выбирая аргументы (сочинение, русский язык), внимательно следите за тем, чтобы они подтверждали ваш тезис, а не противоречили ему. Эксперты будут оценивать всего 2 аргумента, потому нет смысла придумывать большее их количество. Лучше пусть их будет пара, но оба будут меткими и подходящими для данной ситуации. Кроме того, чем больше вы будете расписывать свои мысли, тем сильнее повышаются шансы допустить при этом ошибки.
Комбинируем доводы
Лучше всего оцениваются аргументы, выбранные из публицистики, научных или художественных книг. Они стоят 2 балла, в то время как за пример из своей жизни вы в лучшем случае получите 1.
Также вы можете использовать ситуации, взятые из фольклора. Например, пригодятся народные сказки, поговорки, песни и другие подобные произведения. За данные доводы вы также получите 1 балл.
Поскольку за аргументацию нельзя ставить больше тройки, то для наивысшей оценки вы можете использовать одну из следующих схем:
— 2 аргумента из вашего опыта в чтении книг;
— 1 пример из литературы плюс 1 – из жизни или фольклора.
Анализируем языковые средства
Также вы можете включить в план сочинения по русскому языку анализ языковых средств выразительности в качестве формы аргументации автора и способа влияния на сознание читателя. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1. Проверьте, приведен ли в работе этот перечень и сделан ли вами их анализ.
2. Приведите конкретные примеры из текста (можете выделять их скобками, но лучше отдайте предпочтение кавычкам).
3. Посмотрите на корректность и целесообразность введения в сочинение языкового анализа (постарайтесь не писать фразы из разряда «автор употребляет, использует»).
Обязательно перепроверьте черновой вариант своего сочинения, проследите за логичностью мыслей в нем. Посмотрите, не допустили ли какие-либо смысловые несоответствия и достаточно ли правильно разбили текст на абзацы. Если в работе будет использовано большое разнообразие слов, много неоднотипных грамматических конструкций, а мысли выражены точно и понятно, за эти все пункты вы получите 2 балла.
Грамотность – залог успеха
Самая высокая оценка ставится за то, что вы хорошо знаете русский язык. Как писать сочинение, чтобы получить за грамотность максимальные 8 баллов? Чтобы добиться наилучшего мнения экспертов, вам необходимо придерживаться таких правил:
1. Не допускайте ошибок в орфографии, пунктуации, грамматике и речи.
2. Придерживайтесь норм этики и избегайте хамства, нецензурных и вульгарных высказываний.
3. Соблюдайте точность в преподнесении фактов.
При написании работы не нужно лить воду, говорить очевидные высказывания и ходить вокруг да около, чтобы набрать нужный объем. Вы должны писать конкретные мысли по предложенной теме. Объем текста в 150 слов достаточно большой для того, чтобы в него поместились все необходимые доводы.
Вам не снизят оценку, если напишете больше, но при этом шансы сделать лишние ошибки увеличиваются. Потому лучше сделать столько, сколько нужно, ведь за превышение заданного размера вы не получите дополнительные баллы. В случае же, если заданный объем не будет набран, оценка снизится. А если вы напишете меньше половины нужного размера, то работа и вовсе не будет проверяться.
Делаем выводы
Завершается структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) заключением. Обратите внимание на правильность его оформления. Если оно будет слишком большим, это воспримется как свидетельство того, что вы не умеете лаконично излагать свои мысли. А значит, это станет явным недостатком вашей работы. Вступительная и финальная части не могут составлять больше четверти всего текста.
Если представить сочинение в виде схемы, оно должно быть замкнутым, как круг. То, о чем говорилось в начале, должно подытоживаться в конце. Также в последнем абзаце необходимо сказать о том, как повлиял на вас текст, задумались ли вы о своих взглядах на мир после его прочтения.
Отдельно нужно упомянуть о том, какое место в истории и жизни литературы занимает данное произведение, описать реакцию общества на него. Можно использовать шаблон сочинения по русскому языку: в начале работы задайте определенные вопросы, а в конце – дайте на них ответы.
В финальной части обязательно нужно показать завершенность работы и то, как заключение связано с основным текстом и его конфликтом. Этот фрагмент не должен превышать по объему 2-3 предложений.
Запомните «золотые» правила!
Кроме всех вышеперечисленных правил, руководствуйтесь при написании следующими советами:
1. Постарайтесь не использовать повторы не только в стоящих рядом предложениях, а и по всему сочинению. Не забывайте о том, что размер вашей работы небольшой, а значит, постоянно мелькающие перед глазами фразы будут сильно портить впечатление от нее. Когда начинаете писать, подготовьте список синонимов к основным словам («пример», «автор», «проблема» и др.). После завершения чернового варианта, старательно вычитайте его и подчеркните повторяющиеся фразы. Затем замените большую их часть на близкие по смыслу.
2. Не дробите текст слишком сильно. Лучше всего использовать такой план сочинения по русскому языку:
— в первом абзаце назовите проблему и прокомментируйте ее;
— во втором – осветлите свою и авторскую позиции;
— в третьем – приведите первый аргумент;
— в четвертом – второй довод;
— в пятом – напишите заключение.
Если вы излагаете свои мысли очень короткими предложениями, тогда можете разбить текст на 3 абзаца, но меньше этого числа их не должно быть.
3. Старайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было минимальное количество штампов. Вы, конечно, можете использовать некоторые шаблонные фразы, но лучше свести их употребление к минимуму. Список нежелательных клише можно найти даже в учебнике «Русский язык — 6 класс». Сочинение без таких выражений ценится на порядок выше, чем с ними. Сочетайте слова правильно и не допускайте ошибок, связанных с языком и речью.
4. Во избежание множества ошибок, связанных с пунктуацией, после написания черновика проведите синтаксический разбор всего текста. В таком случае вы сможете понять, в каких местах пропустили выделения причастных и деепричастных оборотов и других конструкций, которые требуют использования запятых. Также вы увидите, где поставили лишние знаки препинания. Разделяйте части предложения не интуитивно, а следуя конкретным правилам.
Еще несколько советов
Следите за читабельностью своего почерка. Это касается не только сочинения по русскому языку, а и любого другого экзамена. Эксперт не станет расшифровывать ваши каракули, а просто засчитает их как ошибки и снизит баллы.
Формулируйте свои мысли так, чтобы они не были обрывочными. Каждая часть текста должна доводиться до логического завершения. Необходимо излагать рассуждения так, чтобы они были понятны не только вам, а и читателям. Объясните конкретно, что именно имеете ввиду.
Проследите за тем, чтобы вывод не казался скудным по содержанию сравнительно с остальными частями текста, написанного во время ЕГЭ (русский язык). План сочинения должен включать в конце мысли, которые не озвучивали ранее.
fb.ru
план и рекомендации для выполнения части C » Персональный сайт Марии Уканеевой
План сочинения и шаблонные выражения
1. Вступление:
а) выделить проблему (1 предложение)
Например
Проблемой данного текста является…
Такой-то такой-то поднимает такую актуальную (важную, современную, оригинальную и т.п.) проблему, как…
б) дать комментарий к проблеме:
— сказать, к какой группе проблем относится выделенная нами (1 предложение)
Например
Данная проблема является нравственно-этической (философской, общечеловеческой, социальной, языковой…) и сегодня как никогда актуальна.
Выделенная нами проблема (тема) носит общечеловеческий (философский, общечеловеческий, социальный, языковой…) характер.
— пояснить, как автор иллюстрирует проблему с помощью предложенного текста (2-3 предложения)
Например
Автор иллюстрирует данную проблему с помощью примера…
Для раскрытия этой проблемы автор выбирает такую-то ситуацию, эпизод и т.п.
Данная проблема в тексте проявляется в …
Здесь можно вставить цитаты. Не сбиваться на пересказ, а взять из текста только те фрагменты, которые подтверждают наличие в нем выделенной проблемы.
— можно еще сказать, актуальна наша проблема или нет, но тогда обязательно сказать, почему она актуальна (1-2 предложения)
в) определить позицию автора
Например
Автор считает, что…
Позиция автора заключается в …
Мнение автора по этой проблеме очевидно:…
2) Основная часть
а) на основе позиции автора выдвинуть свою собственную позицию
Например
Я полностью согласен с автором, потому что…
Частично я с автором согласен, но…
Я абсолютно не согласен с автором, потому что…
б) далее эту позицию аргументировать с помощью 2 примеров:
— 1-ый — из художественной, публицистической и научной литературы (3-4 предложения)
Например
В подтвержение своих слов могу привести пример из художественной литературы…
Художественная литература щедро изобилует примерами, подтверждающими эту позицию…
— 2-ой аргумент должен либо тоже литературный, либо опираться на житейские знания и жизненный опыт выпускника (3-4 предложения)
Например
В жизни тоже нередко можно встретить подобное…
Мой жизненный опыт также позволяет мне судить…
3. Заключение
Например
Подытоживая вышесказанное, хочу (еще раз) сказать…
Таким образом, можно утверждать…
Вывод, к которому меня привело это рассуждение…
Рекомендации
1. Избегайте повторов, причем не только в соседних предложениях, а во всем сочинениии. Помните, что ваша работа очень короткая, поэтому постоянное мелькание одинаковых слов его не украшает. Начиная писать сочинение, сначала составьте список синонимов к таким ключевым словам, как «проблема», «пример», «автор» и т.д. Когда напишете черновой вариант сочинения, пройдитесь по нему карандашом (или будучи уже на экзамене — той же самой ручкой) и подчеркните повторяющися значимые слова. Потом обязательно большинство из них замените на равноценные по смыслу.
2. Избегайте излишнего дробления сочинения на абзацы.Достаточно будет сделать так: первый абзац: выделить проблему, написать к ней комментарий, второй абзац: позиция автора+ваша позиция, третий абзац: первый аргумент, четвертый абзац: второй аргумент, пятый абзац: заключение. Если вы пишете короткими предложениями и их меньше, чем выше предлагала писать я, то абзацов вообще может быть 3, но не меньше.
3. Избегайте излишней заштампованности вашей речи. То есть, шаблонами, конечно, пользуйтесь, но с умом. Старайтесь слова сочетать правильно, не допускать речевых и языковых ошибок.
4. Чтобы избежать большого количества пунктуационных ошибок, по завершении чернового варианта вашего сочинения сделайте его синтаксический разбор. Да, всего сочинения. Тогда вы увидите, сколько причастных и деепричастных оборотов вы пропустили, сколько запятых налепили просто так. Ставьте знаки препинания не по интуиции, а строго по правилам. Если не знаете, ставить знак или нет, упростите предложение.
5. Пишите разборчиво. Это относится не только к сочинению по русскому, но вообще ко всем экзаменам. Эксперт не будет разбираться в ваших каракулях, а выделит вам ровно столько ошибок, сколько слов он не сможет прочитать.
6. Старайтесь, чтобы ваши мысли не были обрывочными. Доводите каждую часть до конца. Так, чтобы было понятно, что вы имеете в виду, не только вам, но и другим людям. Лучше очень подробно объясните, что вы хотите сказать. Краткость и схематичность в данном случае совсем не сестры таланта.
7. Старайтесь, чтобы вывод не смотрелся бедным по содержанию по сравнению с другими частями сочинения. Старайтесь пустить в нем какую-то новую мысль, а не только другими словами повторить то, что вы уже говорили.
ukaneeva.ru
примеры, план, структура и шаблон эссе с комментариями
ЕГЭ по русскому языку завершается сочинением. Если правильно выполнить это несложное задание, можно не волноваться о том, что вы набрали мало баллов за экзамен. Но для того, чтобы безупречно справиться с этим испытанием, необходимо знать и соблюдать несколько правил. Из статьи вы узнаете, как писать сочинение ЕГЭ так, чтобы итоговый балл был высоким.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Какими бывают сочинения
Наиболее распространенные виды сочинений по литературе – это сочинение-рассуждение, которое отличается от эссе строгой структурой, и сочинение-описание. Более удачно будет выглядеть работы, в которых объединены элементы описания и рассуждения.
Например, рассуждение следует применить в раскрытии проблемы, комментарии, аргументации и заключении. А описание можно применить в аргументации для того, чтобы более точно описать схожесть ситуаций в данном и приведенном текстах. Все виды сочинений по разному подходят к освещению темы.
Пишем эссе
Как написать сочинение в этом жанре, знают далеко не все выпускники. Эссе – это сочинение в свободной форме, как правило, небольшого объема.
Главная задача, стоящая перед автором, который решил писать эссе по русскому языку, – как можно четче и ярче раскрыть свои мысли и чувства по данной теме.
Структура сочинения в жанре эссе нестрогая – вы сами решаете, с чего будет начинаться ваше сочинение, что будет его кульминацией и как оно завершится. Как составить композицию сочинения, завист от индивидуальности автора.
Эссе предполагает, что автор будет раскрывать свое восприятие мира, творческие способности. Для этого человек должен уметь хорошо излагать свои мысли на письме.
Чтобы эссе было полноценным, нужно придерживаться простого плана:
- Тезисное изложение мыслей.
- Тезисы должны быть подкреплены аргументами, фактами и доказательствами.
Сочиняем, рассуждая
Для того чтобы грамотно написать сочинение рассуждение, следует придерживаться правил:
- Тезис. Сформулируйте проблему, мысль, которую хотите доказать.
- Аргументация. Используйте различные ситуации из литературы, кино, истории, жизни для того, чтобы подтвердить свои слова.
- Вывод. Этот пункт является следствием из вашего тезиса, но в более широком понятии. Здесь можно описать рекомендации, прогнозы, последствия.
Все пойдет по плану
План сочинения ЕГЭ поможет правильно расставить смысловые акценты в тексте и выстроить четкую структуру. Придерживайтесь следующей схемы:
- Введение (раскрытие проблемы, ваше понимание проблемы, актуальность, ваше согласие или несогласие с автором, комментарий к проблеме).
- Аргументация (всего в сочинении должно быть не менее двух аргументов. В идеале оба примера должны быть из русских классических литературных произведений, но допускается взять один пример из жизни, кино, истории и т.д.).
- Заключение (в этом пункте необходимо подвести итог, сделать вывод в подтверждение своих аргументов, выразить свое согласие или не согласие с автором).
Внимание! Вы можете взять в аргументацию более двух примеров из зарубежной литературы, но ни в коем случае не используйте в качестве источников народные сказки.
Готовые шаблоны
Для того чтобы написать введение, можно взять за основу шаблон:
- Я думаю, автор хочет рассказать читателям о проблеме…
- Мне кажется, главная мысль этого текста заключается в…
- По моему мнению, писатель нам демонстрирует проблему…
Для написания аргументации:
- В качестве примера можно привести произведение (название, автор).
- Для того чтобы подтвердить мои слова, обратимся к примерам из литературы. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует произведение (автор, название).
- Эта проблема всегда была актуальной, она волновала умы многих писателей, например, (автор) в своем произведении (название) полностью раскрывает эту проблему.
Для заключения можно использовать такие речевые клише:
- В заключение я хочу сказать, что…
- Невозможно не согласиться с автором данного текста, ведь…
- Я считаю, что эта тема была, есть и будет актуальна, так как…
Комментарий к проблеме
Перед тем как писать комментарий к проблеме, следует определить ваше собственное отношение к затрагиваемой теме (эта проблема актуальна, жизненна, распространена и т.д.).
Например: Я считаю, что проблема жертвенной любви очень актуальна и трагична.
Следует выразить ваше согласие или несогласие с автором (Я считаю, что автор прав, ошибается и т.д.). Например: невозможно не согласиться с автором в том, что следует помогать более слабым, нуждающимся людям, если у нас есть возможность.
Также можно написать, с помощью каких средств автор сумел так точно и детально описать и раскрыть проблему.
Важно! Для того чтобы избежать чрезмерного цитирования в комментарии, можно написать лишь номера предложений, где более четко описана проблема.Пишем вывод
Структура сочинения подразумевает в конце наличие вывода, в котором подводится логический итог повествованию. В написании вывода важно учесть вашу позицию по данной проблеме. Также стоит объединить вышесказанное (комментарий на основе данного текста и вашу аргументацию), чтобы сделать обобщение на этой основе.
В выводе вы должны дать ответы на вопросы:
- Зачем автор текста заостряет внимание на данной теме?
- Какие последствия могут возникнуть, если не прекратить развитие проблемы?
- Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие проблемы?
- Призыв к действию или, наоборот, противодействию.
Раскрываем проблему
Для сочинений ЕГЭ по русскому языку, как правило, подбираются проблемы, которые связаны с общественной жизнью. Наиболее часто встречаются темы, связанные с исторической памятью, любовью и верностью Родине, спором поколений, личными качествами человека (верность, сопереживание, доброта, честность и т.д.). Нередки и глобальные проблемы: война, голод, экологическая обстановка и т.д.
Внимание! Если вы столкнулись с термином, определение которого не можете четко сформулировать, то постарайтесь ответить на два вопроса: что это и какое оно? (подобрать словосочетание, которое наиболее точно описывает его). Например: любовь — это (какое?) глубокое (что?) чувство привязанности; верность – это (что?) постоянство (в чем?) в своих убеждениях, взглядах.Чтобы раскрыть проблему, необходимо дать определение термину, который является его основой, и подумать, для чего автор рассказывает об этом читателям.
Учимся на примерах
Удачные примеры сочинений найти несложно, их изучение поможет понять принцип построения логичного и аргументированного текста.
«Автор данного текста хочет продемонстрировать читателям проблему безразличия к другим людям.
Мы видим здесь слабую пожилую женщину, которая нуждается в помощи. Б.П. Екимов так точно и реалистично описывает состояние тётки Вари, что нам становится её жалко.
И как же радуется душа, когда мы видим, что есть еще на свете неравнодушные люди, которые готовы помочь просто так, бескорыстно.»
«Я думаю, что проблема, затронутая автором этого текста, всегда была, есть и будет актуальной. И невозможно не согласится с писателем в том, что совершая добрые поступки, человек расцветает в душе, он духовно обогащается и ему становится легче жить. Ведь так радостно видеть счастливые и благодарные глаза тех, кому ты оказал помощь.»
«Многие писатели освещали тему безразличия в своих произведениях. Одной из ярких иллюстраций этой проблемы является «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Тут перед читателем всплывают образы зажиточной старушки-процентщицы и Родиона Раскольникова, бедного студента, который нуждается в деньгах. Пожилой даме было безразлично тяжелое материальное положение студента, загнала его в безвыходную ситуацию, за что она и поплатилась, толкнув юношу на преступление.»
«Но внимание писателей привлекали не только безразличие и равнодушие, но и обратная сторона этого явлений – взаимопонимание и отзывчивость. Многие произведения, раскрывающие эту тематику, посвящены военным событиям. К примеру, «Василий Тёркин» Твардовского. Здесь читатели видят образ солдата по имени Василий Тёркин. Он старается всячески подбодрить своих товарищей, морально поддержать их. Именно главный герой вселяет надежду в душе однополчан, ведь в тяжелые военные годы так важно верить в победу.»
«В заключение я хочу сказать, что нужно обращать внимание не только на себя и собственное благополучие. Если бы каждый из нас был чуточку внимательнее и добрее к окружающим, если бы мы помогали друг другу, то мир бы стал намного лучше. И совсем неважно, в чем заключается помощь: в моральной поддержке, или же в куске хлеба, в добром слове или же в чем-то другом… Главное – всегда и везде оставаться людьми.»
Как писать сочинение ЕГЭ? Структура
Написание сочинения в ЕГЭ по русскому языку: советы и трудности
Заключение
Для того, чтобы написать хорошее эссе, следует придерживаться правил. План сочинения ЕГЭ должен быть простым и помогать в раскрытии темы. Также стоит позаботиться об аргументации: продумайте, какие произведения вы возьмете. Например «Тихий Дон» Шолохова можно использовать в таких темах: дом, семья, любовь, спор поколений, патриотизм, измена себе, семье, Родине, любимому человеку.
uchim.guru
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 1. Вступление
Documents войти Загрузить ×- No category
Related documents
План сочинения ЕГЭ по русскому языку
Создание собственного текста Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения
RUS_PLAN
? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Опишите элементы окна
РУССКИЙ ЯЗЫК 5 СОЧИНЕНИЕ 2015
Критерии, по которым оцениваются сочинения рассуждения
XII ВСЕРОССИЙСКУЮ БУРДЕНКОВСКУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ II ВСЕРОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ФОРУМ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Н.Н.БУРДЕНКО
Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Раскрытие информации сетевой организации ЗАО «ЭПМ
Структура сочинения, речевые клише
Скачать advertisementstudydoc.ru