ЕГЭ русский язык задание 11
02 Авг
2014
Гласные, зависящие от спряжения и не только…
Подготовиться к этому заданию можете любым удобным для вас способом: посмотреть видеоурок или прочитать статью.
Начнём с основного, то есть со спряжения. Ваша задача: поставить нужную гласную в окончание глагола или в суффикс причастия. Выбор гласной зависит от спряжения. У первого вот такой ряд окончаний: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют и суффиксы -ущ/-ющ, -ом/-ем. У второго соотвественно -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят и суффиксы -ащ/-ящ, -им. Запомнить нетрудно: первое всегда связано с буквами е,у,ю, а второе с буквами и,а,я. То есть если вы знаете, что у вас это слово относится к 1 спряжению, выбираете окончание с «е, у/ю». Вопрос в том, откуда б нам узнать, что слово относится к 1 спряжению?
Для этого существует проверенный способ. Надо глагол или причастие поставить в инфинитив (в неопределённую форму). Ставить надо точно, не меняя ни суффикс, ни приставку. Например, у глагола «прилетает» инфинитив будет «прилетать», ни в коем случае не «прилететь», «летать», «лететь» и прочие.
Ладно, в инфинитив поставили. Осталось воспользоваться таблицей спряжения. Тут самое главное не спутать с окончаниями, которые я писал выше. В инфинитиве спряжение определяется так:
К первому относим все инфинитивы, которые оканчиваются на -еть, -оть, -ыть, -уть, -ать, -ять плюс к ним два слова: «брить», «стелить» и производные от них с помощью приставок (побрить, например).
Ко второму относим все инфинитивы, которые оканчиваются на -ить плюс к ним 11 слов: гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидеть и обидеть, слышать, дышать, терпеть, зависеть, вертеть и производные от них с помощью приставок (пригнать, например).
Поставили слово в инфиниитив, узнали спряжение, а потом легко вставили нужную букву: «е» или «и», «у» или «а».
Пример: они бор…тся. Ставим в инфинитив. Что делать? Бороться. На «ся» внимание не обращаем. Инфинитив на «-оть». По правилу это 1 спряжение. Значит, выбираем ряд окончаний с «у/ю». Они борются.
Пример 2: слыш…мый. Ставим в инфинитив. Что делать? Слышать. А мы помним, что это слово по-любому относится ко второму спряжению. Значит, выбираем тот ряд, в котором буковки «и,а/я». Слышимый.
На заметку стобалльнику: у этой системы есть сбой в случае приставки «вы-«. Мы определяли спряжение только в случае, если окончание безударное. А если ударное, то так определять спряжение нельзя. Оно ведь уже слышится. ЛетИшь. Видно же, что И, понимаешь сразу, что 2 спряжение. А если в инфинитив поставишь, то ошибёшься: там будет «лететь» и инфинитив скажет нам, будто спряжение 1. Потому при ударном окончании спряжение определяется на месте, сразу. Но вот приставка «вы-» хитрым образом ударение перетягивает на себя. А спряжение-то таким же остаётся. Просто с приставкой «вы-» пропадают оба способа точно определить спряжение. Что в таком случае делать? Убрать приставку. Ударение вернётся на место и вы поймёте, что писать в окончании. Например, «выжив…шь». Просто убираем «вы-«, остаётся «живЁшь» — спряжение 1, значит, пишем Е: выживешь.
Ещё на заметочку: есть такое причастие «движимый». Там пишется «И», потому что оно образовано не от современного «двигать», а от архаичного «движити».
Как я указал в заглавии статьи, в задании встречается не только спряжение. Есть суффиксы, выбор которых от спряжения не зависит.
Перед суффиксами -л-, -вш-, -нн-, -т- гласная не меняется. Как было в исходном инфинитиве, то и остаётся. Никакое спряжение определять не надо. Вид…вший. Не думая о спряжении, вспоминаем, что инфинитив «видЕть», потому «видЕвший». Или ещё пример: расстрел…ный в упор. Не думая о спряжении, ставим в инфинитив. Проблема только в правильном выборе инфинитива. Расстрелять или расстрелить? Конечно, расстрелять, а значит, расстрелЯнный.
Исключение, когда инфинитив оканчивается на «Ить». Запомните: сочетание «инн» в причастиях никогда не встречается. Суффикс «нн» отказывается по своим личным мотивам присоединяться к суффиксу «И». И он прогоняет его. А чтобы не получился стык согласных, к корню прибавляется «ЕНН». Покорить — покорённый, укусить — укушенный, скормить — скормлённый. И не спрашивайте меня, откуда взялась «л». Лучше перечитайте статью по словообразованию.
По-моему, всё. Привычно разберём задание из КИМа.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преобразу..мый
распущ..нный
засмотр..шься
сломл..нный
омыва..мый
Сначала разбираем все слова по суффиксам. Видим 2 слова с -НН. У них будет писаться та же гласная, что в инфинитиве. СломИть (волю) — сломлЕнный (помним про замену И на Е), распустИть — распущЕнный (та же замена). Теперь определим спряжение оставшихся слов. Раз нигде нет приставки вы-, поставим все слова в инфинитив: преобразовать, засмотреться, омывать.
Смотрим по табличке спряжений. К первому отнесём преобразовАТЬ, омывАТЬ. Ко второму отнесём заСМОТРЕТЬся. Значит, в первое спряжение подставлем Е, во второе И. И у нас получается следующая картина.
преобразуемый
распущенный
засмотришься
сломленный
омываемый
Нужные нам слова выписываем.
Теперь давайте сами с несколько усложнёнными вариантами таких же тестов.
ЕГЭ: Задание 11 — Вариант 1
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
ЕГЭ: Задание 11 — Вариант 2
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 11
Задание 11 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку
Задание 11 закрепляет важное умение правильно писать гласные в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Мы даем вам четкий алгоритм действия и указываем все исключения из правила.
Задание 11 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
пол..щая (огород)
вид..мый (насквозь)
(гуси) щипл..т (траву)
повал..нный (ветром)
кол..щий (предмет)
В этом задании надо определить правописание гласной в личном окончании глагола или в суффиксе причастия.
Правописание личных окончаний глаголов
К глаголу с безударным личным окончанием задаем вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (находим инфинитив).
К глаголу с безударным личным окончанием задаем вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (находим инфинитив).
Глаголы не на -ИТЬ относятся к первому спряжению и имеют личные окончания ЕМ, ЕШЬ, ЕТ, ЕТЕ. Особого внимания требует окончание УТ, ЮТ (у глаголов в 3 лице, единственном числе) – исправить (у глаголов в 3 лице, множественном числе)
Исключения:
Гнать | Гонит | Гонят |
Держать | Держит | Держат |
Слышать | Слышит | Слышат |
Дышать | Дышит | Дышат |
Смотреть | Смотрит | Смотрят |
Видеть | Видит | Видят |
Ненавидеть | Ненавидит | Ненавидят |
Обидеть | Обидит | Обидят |
Зависеть | Зависит | Зависят |
Терпеть | Терпит | Терпят |
Вертеть | Вертит | Вертят |
Рассуждаем: (они) шепч..тся
ЧТО ДЕЛАТЬ? шептаться – 1 спряжение
Значит, шепчешь, шепчем, шепчется, шепчетесь, шепчутся
Исключения:
Брить | Бреет | Бреют |
Стелить | Стелет | Стелют |
зиждиться | зиждется | зиждутся |
Запомните суффиксы инфинитивов: сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, надеяться, кашлять, каяться (ЕТ-ЮТ).
Клеить (ИТ-ЯТ).
Не путайте однокоренные глаголы разных видов. Неправильный первый шаг (ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?) может привести к ошибке:
Отделять (отделяет, отделяют) – отделить (отделит, отделят)
Гонять (гоняет, гоняют) – гнать (исключение: гонит, гонят)
Различайте: молоть муку, чепуху (мелет, мелют) – молить о пощаде (молит, молят) – мелить потолок мелом (мелит, мелят).
Правописание суффиксов причастий
- Правописание суффиксов -АЩ, -ЯЩ / -УЩ, -ЮЩ и суффиксов -ЕМ / -ИМ зависит от спряжения исходного глагола. Гласная в суффиксе причастия совпадает с гласной в окончании глагола.
Исключение: движимый
Рассуждаем: слыш..щий, слыш..мый
ЧТО ДЕЛАТЬ? слышать (исключение)
Значит, слышат – слышащий, слышим — слышимый
Рассуждаем: шепч..щийся
ЧТО ДЕЛАТЬ? шептаться (на -АТЬ — 1 спряжение)
Значит, шепчутся – шепчущийся
- Гласная перед суффиксом -ВШ (см. задание 10)
- Гласную перед НН проверяем по инфинитиву глагола (не нужно находить спряжение!):
Если инфинитив заканчивается на -АТЬ, -ЯТЬ, то гласные А, Я остаются и в причастии перед суффиксом –НН.
Если инфинитив заканчивается не на -АТЬ, -ЯТЬ, то в причастии пишется суффикс –ЕНН.
Рассуждаем: увенч..нный, услыш..нный
Инфинитив: увенчать, услышать (на -АТЬ)
Значит, А остается – увенчАнный, услышАнный
Рассуждаем: закле..нный,увид..нный
Инфинитив: заклеить, увидеть (не на –АТЬ)
Значит, заклеЕнный, увидЕнный
Проверим задание:
пол..щая (огород): полоть (1 спряжение) – полЮт – полЮщий
вид..мый (насквозь): видеть (исключение) – видИм – видИмый
(гуси) щипл..т (траву): щипать(1 спряжение) – щиплЮт
повал..нный (ветром): повалИть (нет суффикса А,Я) – повалЕнный
кол..щий (предмет): колоть (1 спряжение) – колЮт — колЮщий
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Тесты по русскому языку «Варианты ЕГЭ» 11 класс
Вариант №1
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.
2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель — домовой, который мог причинять неприятности.
3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.
4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.
5) Для того, чтобы в новом доме после переезда не случались семейные неприятности, первым в новый дом приглашали зайти домового.
(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3)( … )пpи переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Наоборот
Во-первых
Таким образом
Поэтому
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ДОМ, -а; м.
1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).
2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.
3) (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д.
4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие- н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм).Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия больших магазинов).
5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвалА
принЯл
начАв
тОрты
Отрочество
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.
Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.
Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.
Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара НОСКОВ
ЛЯГТЕ на спину
ТРЕМЯСТАМИ дисками
БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ поступил
летних КАНИКУЛ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
2) Интерьер в картине И. Репина «Не ждали» пронизан зыбким светом солнца, которое едва проглядывает сквозь грозовые облака.
3) При написании сочинения нужно обращать внимание тому, что позиции автора и рассказчика могут не совпадать.
4) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом.
5) Тем, кто любит поэзию Лермонтова, будет интересно узнать об открывшемся в Середникове музее поэта.
6) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.
7) После ужина пили чай просматриваем газеты, только что привезенные с почты.
8) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
9) На прошлой лекции говорилось о том, что достижение высокого уровня речевой культуры обусловлено многими факторами.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
AБ
В
Г
Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..рёза
з..рница
обж..гать
к..ммерсант
сож..леть
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
н..мерение, поз..вчера;
пр..увеличение, пр..строить;
пред..явить, фел..етон;
вз…мать, об..грать;
с..знова, за..гранный.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
перес..ять (муку)
сирен..вый
расклан..ться
подмарг..вать
замеш..нное (тесто)
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
помн..щий
мел..щий
крас..т
скач..щий
завис..щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.
Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.
Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.
(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.
Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.
(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
И тогда ДАЛЕКО(ДАЛЕКО) в лесу вдруг ЧТО(ТО) прозвенело.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.
Он перешел (ПО)КОРОТКОМУ мостику над бурно, (ПО)ТЕАТРАЛЬНОМУ несущейся водой и вышел к станции.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в золочё(3)ом пенсне.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Базаров (1) вставший было навстречу (2) вошедшему в комнату (3) Павлу Петровичу (4) присел на край стола и скрестил на груди руки.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но (3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
О Максиме Горьком писали так много (1) что (2) если бы это не был неисчерпаемый человек (3) то невозможно было бы прибавить ни строчки к тому (4) что уже написано о нём.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Рассказчик, будучи на каторге, поначалу ненавидел и боялся других каторжников.
2) Мальчика в лесу напугал внезапно появившийся из-за кустов волк, а крепостной мужик спас героя.
3) В момент встречи с Мареем герою, от лица которого идёт повествование, было девять лет.
4) Рассказчик через двадцать лет вспоминал о том происшествии.
5) Рассказчик в детстве не боялся крепостных и с ними легко общался.
(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.
(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.
− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.
(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.
− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.
− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.
− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть
в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.
(по Ф.М. Достоевскому*) Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель, мыслитель.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 29−32 содержатся элементы рассуждения.
2) В предложении 4 представлено описание.
3) Предложение 8 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 9.
4) В предложениях 2−3 представлено повествование.
5) В предложениях 24—26 содержится рассуждение.
22. Из предложения 2 выпишите синонимы.
23. Среди предложений 14−20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противительного союза.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
При создании образа Марея Ф. М. Достоевский, чтобы передать простоту своего персонажа, его необразованность, использует в диалогах такое средство, как (А)_____ (например, «вишь» в предложении 10, «испужался» в предложении 14, «те» в предложении 24). Участливость, искренность эмоций этого крепостного крестьянина передают многочисленные (Б)_____ («ай-ай» в предложении 14, «ну» в предложении 18). В то же время такой троп, как (В)_____ (например, «материнскою и длинною улыбкой», «глубоким и просвещённым чувством»), создаёт глубину, масштабность создаваемого образа. Такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ (предложения 6, 20, 30), делает повествование динамичным, ярким и живым.
Список терминов:
1) парцелляция
2) просторечие(-я)
3) градация
4) ряды однородных членов
5) эпитет(-ы)
6) междометие(-я)
7) риторический(-е) вопрос(-ы)
8) литота
9) лексический(-е) повтор(-ы)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
AБ
В
Г
Ключ
1. Ответ: 35|53
2. Ответ: поэтому
3. Ответ: 2
4. Ответ: принял
5. Ответ: НАДЕЛ
6. Ответ: болеечестно|честнее
7. Ответ: 68137
8. Ответ: сожалеть
9. Ответ: намерениепозавчера|позавчеранамерение
10. Ответ: подмаргивать
11. Ответ: мелющий
12. Ответ: нелегко
13. Ответ: итакнаконец|наконецитак
14. Ответ: 12|21
15. Ответ: 32|23
16. Ответ: 14|41
17. Ответ: 1234
18. Ответ: 14|41
19. Ответ: 134
20. Ответ: 134
21. Ответ: 124
22. Ответ: ясноотчётливо|ясноотчетливо
23. Ответ: 19
24. Ответ: 2654
infourok.ru