Схема оценивания заданий 28
Поиск ЛекцийФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий
По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года
Ф И З И К А
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
Авторы-составители:
М.Ю. Демидова, И.Ю. Лебедева, В.Е. Фрадкин, А.И. Гиголо
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по физике подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике.
В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по физике, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по физике, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
© М.Ю. Демидова, И.Ю. Лебедева, В.Е. Фрадкин, А.И. Гиголо, 2016
© Федеральный институт педагогических измерений, 2016
Содержание
1. | Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по физике | |
2. | Система оценивания заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике | |
2.1. Схема оценивания заданий 28 | ||
2.2. Схема оценивания заданий 29-32 | ||
3. | Примеры оценивания ответов на задания с развернутым ответом | |
3.1. Примеры оценивания ответов на задание 28 | ||
3.2. Примеры оценивания ответов на задания 29-32 | ||
4. | Приложение. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания 28-32 по физике |
1. РОЛЬ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
В КИМ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ
Концепция конструирования контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике обеспечивает единство требований к знаниям и умениям выпускников общеобразовательных организаций и позволяет эффективно дифференцировать абитуриентов в соответствии с уровнем их подготовки по физике. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике призваны всесторонне оценить как усвоение выпускниками основных содержательных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность различных умений.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности. В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. Задания высокого уровня сложности проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации.
Часть 1 работы включает два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 22 задания, которые группируются исходя из тематической принадлежности: механика, молекулярная физика, электродинамика и квантовая физика.
Группа заданий по каждому разделу начинается с двух заданий, в которых необходимо выбрать и записать один верный ответ из четырех предложенных, затем идут задания с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками, формулами или единицами измерений, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.
В конце части 1 предлагаются 2 задания (одно с выбором одного ответа, а второе с множественным выбором), проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики.
Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый результат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе. В этой части 8 различных задач: 3 расчетных задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре – расчетные.
По содержанию задачи распределяются по разделам следующим образом:
— 2 задачи по механике,
— 2 задачи по молекулярной физике и термодинамике,
— 3 задачи по электродинамике,
— 1 задача по квантовой физике.
С точки зрения содержания задачи подбираются таким образом, чтобы охватывать различные темы курса. Не допускается использования в двух различных задачах одинаковых и не слишком значимых содержательных элементов, но при этом применение фундаментальных законов сохранения предполагается не менее чем в двух-трех задачах. Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В первом случае можно выделить три группы заданий по деятельности:
— использование изученного алгоритма решения задачи,
— комбинирование различных изученных алгоритмов,
— выбор собственного алгоритма решения.
Что касается контекста, то здесь используются:
— типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели;
— измененные ситуации, в которых, например, необходимо оперировать большим, чем в типовых задачах, числом законов и формул, вводить дополнительные обоснования в решении и т.п.;
— новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.
Любая расчетная задача по физике требует анализа условия, выбора физической модели, проведения математических преобразований, расчетов и анализа полученного ответа. Для оценивания заданий высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому здесь предлагаются задания с развернутым ответом. Однако для задач, использующих типовые учебные ситуации, в большинстве случаев можно ограничиться лишь анализом полученного ответа. Как правило, по ошибке в ответе можно с достаточной степенью вероятности судить и о тех недостатках, которые были допущены учеников в ходе решения задачи. Такие задачи в измерительных материалах предлагаются в виде заданий с кратким ответом.
Одно из заданий с развернутым ответом представляет собой качественную задачу, в которой решение представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности.
Задания экзаменационной работы ЕГЭ по физике, требующие развернутого ответа, оцениваются по политомической шкале от 0 до 3 баллов в соответствии с полнотой и правильностью решения.
Проверка заданий с развернутым ответом осуществляется экспертами региональных предметных комиссий. Необходимость личного участия экспертов в проверке результатов выполнения заданий с развернутым ответом ставит проблему объективности выставленной ими оценки ответа.
Объективности оценивания можно добиться следующим образом:
– четко определив единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;
– обеспечив стандартизированную процедуру проверки экзаменационных работ.
При организации работы экспертов рекомендуется обращать внимание на следующие моменты.
ü При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: вначале решения задачи 28 во всех работах, затем все решения задачи 29, потом все решения задач 30 и т. д. Даже если некоторые работы занимают несколько страниц и решения в них представлены не по порядку предъявления задач в варианте. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.
ü Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной схемы оценивания.
ü При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак « Х» в поле соответствующей задачи. Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки в нумерации задач экзаменуемыми, непронумерованную или случайно пропущенную экспертом задачу.
ü Работа эксперта рассчитана в среднем на 4 проверяемые работы за 60 минут. Перед началом работы необходимо внимательно ознакомиться с условиями задач, их решениями и соответствующими критериями оценивания.
Для случаев расхождения экспертных оценок предусмотрена процедура назначения третьего эксперта и определения окончательной оценки решения.
При проведении ЕГЭ по физике назначение третьего эксперта производится в том случае, если расхождение в результатах оценивания задания двумя экспертами составляет
2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ
Экзаменационный вариант ЕГЭ по физике включает два типа заданий с развернутым ответом: качественные задачи (28) и расчётные задачи (29-32), к которым предлагаются две различные обобщённые схемы оценивания.
В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания.
Эксперту предлагается схема оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому решения. Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению оценки. В схеме оценивания учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.
Схема оценивания заданий 28
Качественные задачи (№28) предполагают решение, состоящее из ответа на вопрос и объяснения с опорой на изученные физические закономерности или явления. Требования к полноте ответа приводятся в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат:
А) требование к формулировке ответа — «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение …», «Постройте график …», «Сделайте рисунок …», «Определите значение (например, по графику)» и т.п.
Б) требование привести развёрнутый ответ с обоснованием — «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «…поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения».
Обобщенная схема оценивания строится на основании трех элементов решения:
1) формулировка ответа;
2) объяснение;
3) прямые указания на физические явления и законы.
Как правило, в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение.
Обобщённая схема, используемая при оценивании качественных задач, приведена ниже.
poisk-ru.ru
Критерии оценивания 28 задания ЕГЭ по физике
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ кретерии оценивания 28 задания.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Критерии оценивания заданий 28 задания ЕГЭ по физике 2016
2 слайд Описание слайда:Оценивание №28 (качественная задача) Требования к полноте ответа приводятся в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат: А) требование к формулировке ответа — «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение …» или «Постройте график …» и т.п. Б) требование привести развёрнутый ответ с обоснованием — «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «…поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения». Как правило, в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение.
3 слайд Описание слайда:Задание 28
4 слайд Описание слайда:Задание 28
5 слайд Описание слайда:Схема оценивания задания 28. Изменения Задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит к снижению на 1 балл. Наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа — 1 балл.
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-200005
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ — Образование. Научная деятельность — Каталог статей
А.Н.Алмалиев, Т.В.Дубовицкая Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности выполнения заданий на едином государственном экзамене по физике в Воронежской области выпускниками 2016 года, приведен анализ содержания одного из вариантов контрольно-измерительных материалов нашего региона. Проводится краткий разбор типичных ошибок при выполнении заданий на экзамене выпускниками Воронежской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, типичные ошибки.
Количественный состав участников ЕГЭ по физике в Воронежской области в 2016 году — 3953 человек, что составляет 35,97 от общего числа участников и показывает замедление роста в процентном отношении за последние годы: 2015 году — 3806 человек (35,10%), 2014 год — 3824 человек (32,70%), 2013 год — 3759 (29,42%).
Таблица 1 — Динамика результатов ЕГЭ по физике
Средний балл ЕГЭ по физике в 2016 году в Воронежской области — 49,38 (50,02 по РФ), 100 баллов получили 2 участника всего в РФ — 143 человека.
Так как ЕГЭ по физике является выбираемым экзаменом, то процент участия выпускников значительно варьируется. Так, по городскому округу город Воронеж максимальный процент участников экзамена от общего количества выпускников был зафиксирован в Советском районе — 42,39%, минимальный процент — 21,31% в Центральном районе [1].
Динамика результатов ЕГЭ по физике в Воронежской области за последние 3 года представлена в паблице 1.
Число участников, не перешагнувших минимального порога — 230 человек (5,82%), по РФ процент несколько больше — 6,1%. Пороговое значение по физике в 2016 году было обозначено в 32 тестовых балла.
Участников, получивших больше 81 балла, — 68 человек (1,72%) от общего числа участников по предмету, количество участников с результатом более 81 балла уменьшилось по сравнению с 2015 годом на 80 участников.
В целом показатели сдачи ЕГЭ по физике в Воронежской области с точки зрения соотношения среднего балла за последние три года несколько изменились в сторону уменьшения 54,46 — в 2014 году, 50,71 — в 2015 году, 49,38 — в 2016 году. Незначительное изменение в сторону уменьшения могут быть связаны с существенными изменениями в структуре КИМ.
Средний балл по городскому округу г. Воронеж — 51,27, при этом доля участников, получивших от 81 балла, — 3,01%/
В районах региона максимальный средний балл зафиксирован среди выпускников городского округа г. Нововоронеж — 56,46, Семилукского муниципального района — 50,79 и Новохоперского муниципального района — 50,35 [1].
В 2016 году каждый вариант экзаменационной работы по физике состоял из двух частей и включал в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности. Часть содержала 24 задания, из которых 9 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа, и 15 заданий с кратким ответом в виде числа или последовательности цифр. Часть 2 содержала 8 заданий, объединенных общим видом деятельности — решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом и 5 заданий, для которых необходимо было привести развернутый ответ.
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в часть 1 работы: 19 заданий, из которых 9 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа, и 10 заданий с кратким ответом в виде последовательности цифр. Минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня.
Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики и физические модели в измененной или новой ситуации.
Структура КИМ ЕГЭ в 2016 г. оставлена без изменений по сравнению с 2015 г.
Для линий заданий 2-5, 8-10 и 11-16 заявлялся в спецификации 2016 г. расширенный спектр контролируемых элементов содержания.
Для задания 2 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены:
принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, момент силы, закон сохранения импульса (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа. Представленное задание 2 проверяет добавленный элемент содержания — момент силы.
Задание 2
Однородный куб опирается одним ребром на пол, другим на вертикальную стену (см. рис. 1). Плечо силы трения относительно оси, проходящей через точку О3 перпендикулярно плоскости рисунка, равно:
1) О;
2) О2О3;
3) О2В;
4) О3В.
Верный ответ: 4.
В данном задании требовалось определить плечо силы через точку, которая не лежит на линии действия силы. Плечом силы относительно некоторой оси называется кратчайшее расстояние от этой оси до линии действия силы. Задание требовало знания и понимания понятия плечо силы.
Для задания 3 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: Закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения, давление, движение по окружности (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр.
Задание 3
Определите силу, под действием которой пружина жесткостью 200 Н/м удлинится на 5 см.
Верный ответ: 10 Н.
В данном задании требовалось знание закона Гука, умение перевести единицы измерения длины в систему СИ (систему интернациональную).
Для задания 4 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии. Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр.
Задание 4
Скорость груза массой 0,2 кг равна 3 м/с. Какова кинетическая энергия груза?
Верный ответ: 0,9 Дж.
В данном задании требовалось знание формулы кинетической энергии поступательно движущегося тела.
Для задания 5 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический маятники, механические волны, звук (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр.
Задание 5
Мужской голос бас занимает частотный интервал от v1=80 Гц до V2=320 Гц. Чему равно отношение длин звуковых волн соответствующих границам этого интервала?
Верный ответ: 4.
В данном задании требовалось знание формулы, связывающей частоту и длину звуковой волны.
Для задания 8 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: модели строения газов, жидкостей и твердых тел, диффузия, броуновское движение, модель идеального газа, изопроцессы, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха. Изменение агрегатных состояний вещества, тепловое равновесие, теплопередача (объяснение явлений). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа. Представленное задание 8 проверяет добавленный элемент содержания — насыщенные и ненасыщенные пары.
Задание 8
При нагревании воды на большой высоте она закипает при более низкой температуре, чем на земной поверхности. Это происходит потому, что:
1) при кипении давление насыщенного пара равно атмосферному давлению, которое убывает с высотой;
2) на воду действует меньшая сила тяжести;
3) при подъеме воды ее внутренняя энергия становится больше, чем на земной поверхности;
4) при меньшем давлении происходит более интенсивное испарение жидкости с ее поверхности.
Верный ответ: 1.
В данном задании требовалось знание того факта, что температура кипения зависит от давления, оказываемого на жидкость. При увеличении атмосферного давления кипение начинается при более высокой температуре, при уменьшении давления — наоборот, так как давление насыщенных паров при кипении в пузырьке воздуха также изменяется.
Для задания 9 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева-Клапейрона, изопроцессы (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.
Задание 9
Зависимость давления р от объёма V для фиксированного количества идеального газа при постоянной температуре представлена на графике (см. рис. 2).
Рис 2
Верный ответ: 3.
В данном задании требовалось знание изопро- цессов и графиков изопроцессов. Изотермическим называется процесс при постоянной температуре. Согласно закону Бойля-Мариотта, для идеального газа при изотермическом процессе выполняется равенство PV = const и линия, изображающая этот процесс на диаграмме pV, является гиперболой. Подобным свойством обладает график 3.
Для задания 10 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: относительная влажность воздуха, количество теплоты, работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр. Представленное задание 10 проверяет добавленный элемент содержания — первый закон термодинамики.
Задание 10
На рисунке 3 показан график изменения состояния постоянной массы одноатомного идеального газа. В этом процессе газ получил количество теплоты, равное 3 кДж. На сколько в результате увеличилась его внутренняя энергия?
Верный ответ: на 3 кДж.
В данном задании требовалось знание первого начала термодинамики. Из графика видно, что процесс является изохорическим. Поскольку объем газа не изменялся — газ не совершал работы. Следовательно, согласно первому началу термодинамики, увеличение внутренней энергии газа равно полученному газом количеству теплоты.
Для задания 11 базового, повышенного уровней сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: MKT, термодинамика (изменение физических величин в процессах). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа (выбор соответствия).
Задание 11
При исследовании изопроцесов использовался закрытый сосуд переменного объема, заполненный разреженным криптоном и соединенный с манометром. Объем сосуда медленно уменьшают, сохраняя температуру криптона в нем неизменной. Как изменяются при этом давление криптона в сосуде и его внутренняя энергия?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличивается;
2) уменьшается;
3) не изменяется.
Верный ответ:
давление криптона сосуде — 1;
внутренняя энергия — 3.
В данном задании требовались знания закона Бойля-Мариотта и формулы внутренней энергии идеального газа. Изотермическим называется процесс при постоянной температуре. Следовательно, температура газа останется неизменной, а так как масса газа не изменяется, то и внутренняя энергия тоже не изменяется (внутренняя энергия — 3). Поскольку газ сжимают в сосуде, его объем уменьшается. Криптон представлен как разряженный газ, поэтому его можно считать идеальным. При изотермическом процессе, согласно закону Бойля-Мариотта, величина pV остается постоянной. Таким образом, заключаем, что при изотермическом сжатии криптона в сосуде его давление увеличивается — 1.
Для задания 12 повышенного, базового уровней сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: MKT, термодинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа (выбор соответствия).
Задание 12
Аргон помещают в открытый сверху сосуд под легкий подвижный поршень и начинают охлаждать. Давление воздуха, окружающего сосуд, равно 105 начальный объем газа 9 литров, начальная температура — 450 К. Масса газа в сосуде остается неизменной. Трением между поршнем и стенками сосуда пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами, характеризующими аргон, и формулами, выражающими их зависимость от абсолютной температуры Т газа в условиях данной задачи. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Верный ответ:
— объем газа — 3;
— внутренняя энергия — 1.
В данном задании требовались знания закона Гей-Люссака и формулы внутренней энергии идеального газа, а также умение переводить литры в кубические метры. Изобарным называется процесс при постоянном давлении. Поскольку газ охлаждают в сосуде, его объем уменьшается. При изобарном процессе, согласно закону Гей-Люссака, величина V/T остается постоянной. Таким образом, заключаем, что при изобарном охлаждении аргона в сосуде его объему соответствует зависимость 3). Следовательно, при уменьшении температуры аргона уменьшается и его объем. И при неизменной массе газа внутренняя энергия тоже уменьшается пропорционально уменьшению объема газа (внутренняя энергия — 1).
Для задания 13 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: электризация тел, проводники и диэлектрики в электрическом поле, конденсатор, условия существования электрического тока, носители электрических зарядов, опыт Эрстеда, явление электромагнитной индукции, правило Ленца, интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений) (выделены добавленные в 2016 году проверяемые элементы содержания). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.
Задание 13
К двум одинаковым легким металлическим шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят снизу отрицательно заряженную широкую пластинку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке 4 (пунктирными линиями указано первоначальное положение нитей). Каковы знаки зарядов шариков?
Варианты ответов.
1) оба шарика заряжены отрицательно;
2) первый шарик заряжен отрицательно, а второй — положительно;
3) первый шарик заряжен положительно, а второй — отрицательно;
4) оба шарика заряжены положительно.
Верный ответ: 3
В данном задании требовалось знание взаимодействия разноименных зарядов и принципа суперпозиции полей.
Для задания 14 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления). Это задание с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.
Задание 14
Электрическая цепь, состоящая из четырех прямолинейных горизонтальных проводников (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого направлен горизонтально вправо (см. рисунок 5, вид сверху). Куда направлена вызванная этим полем сила Ампера, действующая на проводник 3-4?
Рис. 5
Варианты ответов:
1) от наблюдателя, перпендикулярно плоскости рисунка;
2) к наблюдателю, перпендикулярно плоскости рисунка;
3) горизонтально вправо;
4) горизонтально влево.
Верный ответ: 1.
В данном задании требовались знания правила левой руки, а также необходимо было понимать, как направлен электрический ток в представленной цепи.
Для задания 15 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля — с кратким ответом в виде последовательности цифр.
Задание 15
Два неподвижных точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами 16 нН. Какими станут силы взаимодействия между ними, если, не меняя расстояния между зарядами, увеличить модуль каждого из них в 4 раза?
Верный ответ: 256 нН.
В данном задании требовалось знание формулы закона Кулона.
Для задания 16 базового уровня сложности среди проверяемых элементов содержания заявлены: поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе. Это задание с кратким ответом в виде последовательности цифр. Представленное задание 16 проверяет добавленный элемент содержания — энергия магнитного поля катушки с током.
Задание 16
Определите энергию магнитного поля катушки индуктивностью 2*10″4 Гн при силе тока в ней 3 А.
Верный ответ: 0,9 мДж.
В данном задании требовалось знание формулы энергии магнитного поля катушки с током.
Анализ заданий 2-5, 8-10 и 11-16, в которых заявлялись расширенные контролируемые элементы содержания, показывает, что в КИМ ЕГЭ по физике, использованных в Воронежской области в 2016 г., по сравнению с предыдущим годом в КИМ ЕГЭ 2015 г. по физике, расширенные контролируемые элементы содержания появились всего в 4 заданиях: 2, 8, 10, 16. Все остальные задания представляли контролируемые элементы содержания, аналогичные КИМ 2015 г.
Приведем анализ выполнения отдельных заданий, вызвавших наибольшее затруднение у участников ЕГЭ по физике. Основные проблемы при выполнении ЕГЭ по физике в Воронежской области вызывает реализация умения применять полученные знания для решения физических задач. Это задания 28-29. Анализ проводился на основе открытого ФИПИ варианта КИМ 428.
Задание 28 (Качественная задача)
Качественная задача, это задача, в которой решение представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Невысокий процент выполнения задания на 3 балла связан с тем, что в 2016, так же как и в прошлом 2015 году внесены правки в описание ответов на 2 и 1 балла в сторону «строгости» оценивания: решение, оцениваемое 2 баллами, обязательно предполагает правильный ответ и объяснение. В объяснении допускается целый ряд недостатков:
— в объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения;
— указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт;
— имеются лишние записи (рассуждения, которые не относятся к решению задачи) и отсутствие указания на одно из используемых явлений или закономерность.
К самым распространённым ошибкам при выполнении качественной задачи в соответствии с критериями оценивания мы отнесем следующие моменты:
1. Экзаменуемые не дают непосредственно правильного ответа.
Как правило, всегда задания 28 содержат требование к формулировке ответа — «Как изменится… (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение…» или «Постройте график…» и т.п.
Задание 28 варианта 428 по теме «Фотоэффект». Традиционно трудная для выпускников тема на правильное применение трех законов фотоэффекта, что и объясняет очень маленький процент выполнения (1 балл — 16%, 2 балла — 2%, 3 балла — 0,5%).
В опыте по изучению фотоэффекта катод освещается жёлтым светом, в результате чего в цепи возникает ток (рис. 6). Зависимость показаний амперметра I от напряжения U между анодом и катодом приведена на рис. 7. Используя законы, фотоэффекта и предполагая, что отношение числа фотоэлектронов к числу поглощённых фотонов не зависит от частоты света, объясните, как изменится представленная зависимость I(U), если освещать катод зелёным светом, оставив мощность поглощённого катодом света неизменной.
Отвечая на вопрос задания: «Как изменились физические величины, характеризующие процесс
или показания приборов?», экзаменуемые могут приводить объяснения с опорой на необходимые физические закономерности или явления, а также указывать используемые при объяснении явлений закономерности, но сам ответ на поставленный вопрос не представить.
2. Не выполняются требования к полноте ответа.
Задания 28 содержат требование привести развернутый ответ с обоснованием. «Объясните… указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «…Поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения».
Экзаменуемые могут приводить рассуждения, не назвав одно или несколько физических явлений даже при указании впоследствии правильного ответа.
3. Результаты проверок экспертами показали, что экзаменуемые плохо умеют приводить логически связный ответ, корректно использовать физические термины и физические законы. У многих экзаменуемых очевидна грамматическая и лексическая безграмотность.
Задания 29-32 (расчетные задачи)
Расчетные задач высокого уровня сложности предполагают анализ всех этапов решения. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать несколько большим, чем в типовых задачах, числом законов и формул, вводить дополнительные обоснования в решение или анализировать совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезный аналк цессов и самостоятельный выбор физической модели для решения задачи.
Недавнее введение формул в кодификатор связано в первую очередь с особенностями оценивания расчетных задач с развернутым ответом. Полное правильное решение таких задач предполагает запись всех физических законов и формул, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом.
Задача 29 428 варианта по теме «Статика» считается традиционно трудной для выпускников школ, серьезное изучение данной темы происходит лишь в профильных классах. Отсюда небольшой процент выполнения на 3 балла (1 балл — 11%, 2 балла — 0,9%, 3 балла — 0,7%).
Тонкий однородный стержень АВ шарнирно закреплён в точке А и удерживается горизонтальной нитью ВС (см. рис. 8). Трение в шарнире пренебрежимо мало. Масса стержня т = 1 кг, угол его наклона к горизонту а = 45°. Найдите модуль силы F, действующей на стержень со стороны шарнира. Сделайте рисунок, на котором укажите все силы, действующие на стержень.
Большинство участников, приступивших к ее решению, неверно указывали направление силы, действующей на стрежень со стороны шарнира, — вдоль стержня.
Задача 30 428 варианта по теме «Внутренняя энергия» показала «традиционный» процент выполнения задач по молекулярной физике и термодинамике. Представлена «классическая» задача на установление равновесного состояния в теплоизолированном сосуде (1 балл — 18%, 2 балла — 2%, 3 балла — 3%).
Два одинаковых теплоизолированных сосуда соединены короткой трубкой с краном. Объём каждого сосуда V =1 м3. В первом сосуде находится v1 = 1 моль гелия при температуре Т1 = 400 К; во втором — v2 = 3 моль аргона при температуре Т2. Кран открывают. После установления равновесного состояния давление в сосудах р = 5,4 кПа. Определите первоначальную температуру аргона Т2.
Задача 31 428 варианта по теме «Движение частиц в электрических полях» показала, что геометрия приведенного в задаче дугообразного конденсатора привела к очень распространённой ошибке: многие экзаменуемые ошибочно полагали, что в задаче идет речь о силе Лоренца, а не о силе Кулона из-за траектории движения частиц, так как движение происходило по дуге определенного радиуса (1 балл — 3%, 2 балла — 5%, 3 балла — 7%).
На рисунке 9 показана схема устройства для предварительного отбора заряженных частиц для последующего детального исследования. Устройство представляет собой конденсатор, пластины которого изогнуты дугой радиусом R ~ 50 см. Предположим, что в промежуток между обкладками конденсатора из источника заряженных частиц (и.ч.) влетают ионы, как показано на рисунке. Напряжённость электрического поля в конденсаторе по модулю равна 5 кВ/м. Скорость ионов равна 105 м/с. При каком значении отношения заряда к массе ионы пролетят сквозь конденсатор, не коснувшись его пластин? Считать, что расстояние между обкладками конденсатора мало, напряжённость электрического поля в конденсаторе всюду одинакова по модулю, а вне конденсатора электрическое поле отсутствует. Влиянием силы тяжести пренебречь.
Задача 32 428 варианта по теме «Колебательный контур» также показала неплохой процент приступивших к задаче, но справиться с задачей полностью смогла только пятая часть от приступивших (1 балл — 10%, 2 балла — 3%, 3 балла — 2%). Данная тема также достаточно подробно изучается только в профильных классах. Наличие источника постоянного тока в колебательном контуре для учащихся представляет определенные затруднения с точки зрения понимая физических процессов, протекающих в такой системе.
В электрической цепи, показанной на рисунке 10, ключ К длительное время замкнут, е = 6 В, г = 2 Ом, L = 1 мГн. В момент t = 0 ключ К размыкают. Амплитуда напряжения на конденсаторе в ходе возникших в контуре электромагнитных колебаний равна ЭДС источника. В какой момент времени напряжение на конденсаторе в первый раз достигнет значения s? Сопротивлением проводов и активным сопротивлением катушки индуктивности пренебречь.
К самым распространённым ошибкам при выполнении расчетных задач в соответствии с критериями оценивания мы отнесем следующие моменты:
1. Не описаны физические величины.
В критериях оценивания расчетных задач указано, что должны быть «описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов)». Таким образом, если участник экзамена записал «Дано» в традиционных обозначениях физических величин, которые указаны в кодификаторе, то других дополнительных пояснений не требуется. Словесные пояснения необходимы только в тех случаях, когда в ходе решения появляется новая физическая величина (например, параметр, не указанный в условии). Чаще всего эксперты сталкиваются с частичным «неописанием» физических величин: имеется грамотно записанное «Дано», но промежуточные вновь вводимые величины не описаны.
Также встречаются случаи использования одной буквы при обозначении разных величин. Например, все имеющиеся в задаче массы экзаменуемый обозначает одной буквой т.
2. Отмеченные на рисунке, схеме, графике и т.п. обозначения не соответствуют решению.
Отмеченные на рисунке, схеме, графике и т.п. обозначения не соответствуют тезуются в формулах или в решении. В ходе решения появляются строчные буквы, в противовес обозначенных на рисунке заглавных (например, длины нитей или высоты), исчезают или напротив появляются новые индексы у физических величин. Данную ошибку можно отнести к небрежности при решении задач, часто она не позволяет поставить полный балл при оценивании работы экзаменуемого.
3. Ошибочные записи законов и физических формул.
Ошибочная запись закона сохранения энергии, импульса и т.п. Достаточно распространена ошибка в написании проекций физических величин при записи законов в проекции на оси координат. Пропуск числового коэффициента в формуле.
4. Формула ошибочно записывается как исходная.
Экзаменуемые неверно определяют физическое явление или процесс, или неверно определяют физическую модель в решаемой задаче, что приводит к неправильным записям физических закономерностей.
5. Неправильно выполнены математические преобразования.
При выполнении заданий с развернутым ответом даже при правильной записи всех физических закономерностей учащиеся не могут выразить необходимую физическую величину, или происходит необоснованное «переобозначение» величин в ходе решения задачи. Это может быть связно:
а) со слабой математической базой и подготовкой;
б) недостаточно развитыми навыками решения расчетных задач.
Многие ошибки выпускников связаны с математическими «неумениями»: преобразование математических выражений, действия со степенями, чтение графиков и др.
6. Запись ответа без указания единиц измерения физических величин.
Анализ выполнения заданий позволяет сделать ряд рекомендаций по изучению курса физики.
При изучении механики необходимо обратить внимание на класс задач по теме «Статика». Затруднения при выполнении экзаменационной работы возникают при решении всех задач такого типа. Необходимо при обучении сначала в целом разобрать физическую ситуацию в задачи в самом общем случае, обсудив все условия равновесия твердого тела. А лишь затем разбирать частные случаи таких задач. Подобные задачи, несомненно, должны предварять подготовку в решении разнообразных задач по динамике, особенно на наклонную плоскость и блоки, а также движение связанных тел.
При решении задач по молекулярной физике акцент необходимо делать на применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
В электродинамике следует уделить больше внимания решению задач на правило Ленца, правило левой руки.
Для обучающихся со средним уровнем подготовки (большинство сдающих экзамен по физике в Воронежской области) неудачи при решении задач по- прежнему связаны с низким уровнем математической подготовки. В процессе подготовки к экзаменам таким учащимся, несомненно, будет полезным сделать акцент на решении задач в «общем виде».
Решение любых задач, от базового до повышенного уровня сложности, стоит начинать с анализа условия, письменной записи условия задачи, обоснования выбора законов и формул и требовать от учащихся доведение задачи до числового ответа.
В целях совершенствования организации и методики преподавания физики в Воронежской области мы рекомендуем:
1. Использовать учителям физики в текущей работе те подходы к оцениванию расчётных задач, которые применяются экспертами при проверке заданий с развёрнутым ответом. Решение задач 2932 оценивается по единым обобщённым критериям, опубликованным к началу каждого учебного года. Эксперты часто сталкиваются с работами, где присутствует «Дано», но нет хода решения. Экзаменуемые не записывают частично верное решение, потому что в школьной практике учитель оценивает только полностью решённые задачи. На наш взгляд, важным этапом подготовки ученика к экзамену может стать знакомство как учителей, так и учащихся с критериями оценивания предстоящего экзамена.
2. Применять в работе с учащимися не только традиционные задачники, рекомендованные к использованию в учебном процессе в школе, но и пособия с для подготовки к ЕГЭ за последние три года.
3. Совершенствовать математическую подготовку учащихся и на уроках физики.
4. Предложить образовательным организациям, учащиеся которых будут сдавать ЕГЭ по физике, проводить промежуточный мониторинг готовности выпускников 2-3 раза в год с целью выявления проблемных тем и умений для конкретных учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Статистико-аналитический отчет о результатах ЕГЭ в Воронежской области (Физика). Сборник статистических и аналитических материалов [Текст] / под общ. ред. О.Н. Мосолова, С.Е. Ландсберга. — Воронеж : Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2016 — 48 с.
Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016
vuzirossii.ru
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒
Экзаменационный вариант ЕГЭ по физике включает два типа заданий с развернутым ответом: качественные задачи (27) и расчётные задачи (28-31), к которым предлагаются две различные обобщённые схемы оценивания. В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания. Эксперту предлагается схема оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому решения. Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению оценки. В схеме оценивания учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.
Схема оценивания заданий 27
Качественные задачи (№27) предполагают решение, состоящее из ответа на вопрос и объяснения с опорой на изученные физические закономерности или явления. Требования к полноте ответа приводятся в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат: А) требование к формулировке ответа — «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение …», «Постройте график …», «Сделайте рисунок …», «Определите значение (например, по графику)» и т.п. Б) требование привести развёрнутый ответ с обоснованием — «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «…поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения». Обобщенная схема оценивания строится на основании трех элементов решения: 1) формулировка ответа; 2) объяснение; 3) прямые указания на физические явления и законы. Как правило, в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение. Обобщённая схема, используемая при оценивании качественных задач, приведена ниже. Обобщенная схема оценивания
Среди качественных задач встречаются задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или сделать рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит к снижению оценки на 1 балл.
Обобщенная схема оценивания при наличии дополнительного требования к рисунку или схеме
|
cyberpedia.su
Оценка задания 28 по физике
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ
Экзаменационный вариант ЕГЭ по физике включает два типа заданий с развернутым ответом: качественные задачи (28) и расчётные задачи (29-32), к которым предлагаются две различные обобщённые схемы оценивания.
В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания.
Эксперту предлагается схема оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому решения. Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению оценки. В схеме оценивания учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.
Схема оценивания заданий 28
Качественные задачи (№28) предполагают решение, состоящее из ответа на вопрос и объяснения с опорой на изученные физические закономерности или явления. Требования к полноте ответа приводятся в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат:
А) требование к формулировке ответа — «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение …», «Постройте график …», «Сделайте рисунок …», «Определите значение (например, по графику)» и т.п.
Б) требование привести развёрнутый ответ с обоснованием — «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «…поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения».
Обобщенная схема оценивания строится на основании трех элементов решения:
- формулировка ответа;
- объяснение;
- прямые указания на физические явления и законы.
Как правило, в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение.
Обобщённая схема, используемая при оценивании качественных задач, приведена ниже.
Обобщенная схема оценивания
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: формулируется ответ) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: перечисляются явления и законы) | 3 |
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков: В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения | 2 |
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла | 0 |
Среди качественных задач встречаются задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или сделать рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит к снижению оценки на 1 балл. С другой стороны, наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа дает возможность учащемуся получить 1 балл. Пример такой обобщенной схемы приведен ниже.
Обобщенная схема оценивания при наличии дополнительного требования к рисунку или схеме
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: формулируется ответ), верный рисунок с указанием хода лучей (или верную схему электрической цепи) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: перечисляются явления и законы) | 3 |
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков: В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. И (ИЛИ) Приведен неверный рисунок с указанием хода лучей в оптической системе (Допущена ошибка в схеме электрической цепи) | 2 |
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи. ИЛИ Приведен только верный рисунок с указанием хода лучей в оптической системе (верная схема электрической цепи) | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла | 0 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Демоверсия ЕГЭ 2017 по физике (+ изменения, критерии оценки)
На этой странице вы можете скачать демоверсию ЕГЭ 2017 по физике с подробными критериями оценки заданий.Чтобы скачать демоверсии по остальным предметам, перейдите сюда: демоверсии ЕГЭ 2017 по всем предметам.
Изменения в демоверсии ЕГЭ 2017 по физикеИзменена структура части 1 экзаменационной работы, часть 2 оставлена без изменений. Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом.
При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за задания разных уровней сложности и примерное распределение количества заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности.
Скачать: демоверсия + кодификатор + спецификатор ЕГЭ по физике 2017
Смотреть онлайн:
Посмотров 126
Может вас заинтересовать
Структура ЕГЭ 2017 по физике
ЕГЭ по физике
Минимальные баллы ЕГЭ 2017 по физике
ЕГЭ по физике
Демоверсия ЕГЭ 2017 по физике (+ изменения, критерии оценки)
ЕГЭ по физике
vuzopedia.ru
Критерии оценивания заданий ЕГЭ по физике 2016 года.
Инфоурок › Физика › Презентации › Критерии оценивания заданий ЕГЭ по физике 2016 года.Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Требования к полноте ответа приводятся в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат: А) требование к формулировке ответа — «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение …» или «Постройте график …» и т.п. Б) требование привести развёрнутый ответ с обоснованием — «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» или «…поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения». Как правило, в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение.
3 слайд Описание слайда:Задание 28
4 слайд Описание слайда:Задание 28
5 слайд Описание слайда:Задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит к снижению на 1 балл. Наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа — 1 балл.
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:0 0
9 слайд Описание слайда:1
10 слайд Описание слайда:0 2
11 слайд Описание слайда:3
12 слайд Описание слайда:Обобщенная схема оценивания заданий 29-32
13 слайд Описание слайда:Обобщенная схема оценивания заданий 29-32
14 слайд Описание слайда:Обобщенная схема оценивания заданий 29-32
15 слайд Описание слайда:Возможные изменения в схеме оценивания заданий 29-32 а) Требуется дополнительно сделать рисунок с указанием сил, действующих на тело. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа, а также дополнительные условия к выставлению 2 баллов. б) Требуется изобразить схему электрической цепи или оптическую схему. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа, а также дополнительные условия к выставлению 2 и 1 баллов. в) В задании не требуется получения числового ответа. В этом случае в описании полного верного решения снимается требование к указанию числового ответа, и вносятся изменения в критерии оценивания на 2 балла. г) Условие задачи предполагает определение данных по графику, таблице или рисунку экспериментальной установки. В этом случае в описание полного верного решения вносится дополнительное требование к правильности определения исходных данных по графику, таблице или рисунку экспериментальной установки, а также указывается дополнительное требование к выставлению 2 баллов.
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:3
19 слайд Описание слайда:1
20 слайд Описание слайда:0
21 слайд Описание слайда:3
22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:1 2
25 слайд Описание слайда:3
26 слайд Описание слайда:1
27 слайд Описание слайда:2
28 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-392721
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru