Олимпиада по обществознанию 11 класс ответы – Олимпиадные задания по обществознанию (11 класс) на тему: школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года | скачать бесплатно

Олимпиада по обществознанию 11 класс районный этап с ответами

1-й тур

1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».

1.1. Индекс развития человеческого потенциала не является интегральным показателем.          

1.2. Деятельность человека характеризуется, прежде всего, внешней системой действий.

1.3. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в опережении им реальных условий жизни.

1.4. Экономика наиболее эффективна, если в ней достигнута полная занятость населения.

1.5. Семейное положение – признак социального статуса.

1.6. Признание обществом или его большей частью законности существующей власти определяется как ее легальность.        

1.7. Границы между субъектами РФ в соответствии с Конституцией не могут быть изменены.                        

1.8. Основная функция Центробанка РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля.

1.9. Все экономические ресурсы являются экономическими благами.

1.10. Снижение уровня занятости населения всегда приводит к росту оплаты труда.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

2.

2.1. Назовите общее понятие для понятий, приведенных ниже

2.1.1. Зарплата, рента, алименты, гонорар, дивиденды

__________________________________________________________

2.1.2. Общий объем реального ВВП, ВВП/ВНП на душу населения, отраслевая структура экономики, уровень и качество жизни населения

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.2. Что (кто) является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. Д. Белл, Д. Гелбрейт, Н.Я. Данилевский, К. Маркс, У. Ростоу, П.А. Сорокин_____________________________________________________

________________________________________________________________

2.2.2. Кланы, племена, сословия, семьи, роды _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.3. Назовите религии, символы которых здесь изображены. Какое изображение «выпадает» из общего ряда, почему?

        Z                Y                   ]   

    1)                   2)                           3)                      4)                    5)                                  

1) _______________________________________________________

2)________________________________________________________

3)_________________________________________________________

4)_________________________________________________________

5)_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Решите правовые задачи. При их решении вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно.

3.1. 16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.2. После смерти сына дедушка обратился в суд о взыскании алиментов со своего совершеннолетнего и трудоспособного внука. Удовлетворит ли суд данное заявление? Ответ обоснуйте.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.3. ООО-1 заключило договор поставки своего товара с ООО-2. Однако в оговоренный срок товар поставлен не был. Какая ответственность может быть возложена на ООО-1? В какой форме она может быть взыскана со стороны, нарушившей условия договора?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.4. 16-летний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался расклейкой агитационных материалов. Являются ли действия Е. правомерными? Почему? Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Вставьте  в текст пропущенные понятия.

4.1.  ______________________  –  самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.

4.2. Изменение спроса на труд вследствие внедрения высоких технологий – это проявление ________________________ безработицы.

4.3. О каком понятии экономической теории идет речь в следующем рассуждении?

Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.4. Основными критериями социальной стратификации являются доход, престиж, образование,_________________________________________ 

4.5. _____________________ – это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определенную сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение определенной важной потребности общества.  

4.6. _______________________________ –  направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития, абсолютизирующее роль государства в обществе и пропагандирующее подчинение интересов личностей и групп интересам государства. 

4.7. Выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям и проблемам  жизни общества, затрагивающим общие интересы – __________________________________

5. Проанализируйте графические изображения  экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже.

Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q –  количество товара, ось P  – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.   

         

рисунок 1                                        рисунок 2

5.1.Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2) о:

предложении ________________________________________________                        

спросе______________________________________________________

равновесной цене _____________________________________________                

равновесном количестве _______________________________________            

рис.3

5.2. На основе анализа данных рисунка 3 сделайте основные выводы.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Найдите в приведенном перечне налогов те, которые относятся к региональным налогам и укажите их порядковые номера.

1) Налог на добавленную стоимость.

2) Налог на имущество организаций.

3) Транспортный налог.

4) Акцизы.

5) Налог на прибыль организаций.

6) Водный налог.

7) Налог на игорный бизнес.

8) Налог на добычу полезных ископаемых

9) Земельный налог.

 

Ответ:________________________________

7) В предлагаемом ниже тексте «смешались в кучу» особенности  трех ведущих направлений современной экономической теории, главные произведения известных представителей этих направлений, их портреты. На основе анализа данной информации, используя знания обществоведческого курса, умения обобщения  и систематизации, завершите заполнение всех свободных мест в таблице.

Это направление экономической теории возникло в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии. Более точное название институционализма  – институционально-социологическая школа.  Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества. В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии представителя этого направления, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура». Техноструктура – это слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы.

Главное произведение основоположника данного направления экономической теории «Общая теория занятости, процента и денег» впервые было издано в 1936 г. Важнейшей  особенностью направления как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Их лозунг: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е — 80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем сторонники этого направления связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики. Одна из важнейших  работ современного представителя  направления, возникшего еще на рубеже XIX-XX вв., –  это «Новое индустриальное общество» (1961).

Главный идеолог учения, возникшего в США и распространившегося в 50-60-е гг. XX в., свои экономические взгляды изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).  Рыночная экономика не может быть саморегулируемой, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Начиная с конца 30-х гг. и до середины 70-х XX века, это направление было господствующим как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

                                                       

     Джон Мейнард Кейнс     Джон Кеннет Гэлбрейт        Милтон Фридман

Известные представители

Основные особенности  (характеристики) направления

Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе» господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику,  в которых  реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура» (слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы).

«Общая теория занятости, процента и денег»

Милтон Фридман

8. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.

«Экономическая и социологическая литература предлагает различные подходы к анализу предложения труда женщин. Согласно стандартной модели неоклассической экономической теории, женщины будут работать за плату, если альтернативные издержки работы на рынке труда превышают альтернативные издержки работы по дому. Предложение труда зависит от опыта работы, уровня образования, значимости финансового вклада от женской занятости для бюджета семьи, уровня ресурсов партнера. Влияние наличия детей на предложение труда, как правило, изучается с точки зрения женщины: считается, что женщины обладают сравнительными преимуществами в воспитании детей, хотя бы потому, что обычно их потенциальные заработки ниже заработков мужчин. Предполагается, что наличие детей может снижать экономическую активность женщин: во-первых, дети увеличивают ценность женского времени дома, во-вторых, чистая заработная плата женщин, за вычетом затрат на детей, снижается. В то же время число детей может оказывать разнонаправленное воздействие: с одной стороны, время, затрачиваемое на уход за детьми, растет с их количеством, и производительность домашнего труда женщин возрастает. С другой стороны, финансовые потребности семьи с числом детей тоже увеличиваются, что повышает спрос на доходы женщин от занятости.

Недавние и приобретающие популярность подходы к изучению предложения труда женщин отходят от описанной выше модели человеческого капитала. Новые экономические модели анализируют предложение труда, рассматривая его как результат решения домохозяйства, включающего стратегическое взаимодействие между супругами. В рамках такого подхода каждый супруг максимизирует свою индивидуальную полезность, тогда как в предыдущей модели существует единственная функция благосостояния домохозяйства. Социальные нормы, анализ которых имеет давнюю традицию в социологической литературе, лишь недавно стали приниматься во внимание экономистами. Результаты некоторых исследований показывают, что различия в установках оказывают влияние на гендерный разрыв в оплате труда или на количество часов работы. Социологическая литература подчеркивает роль норм и представлений о гендерных ролях, объясняя распределение домашних обязанностей между супругами. Утверждается, что, несмотря на массовый выход женщин на рынок труда, мужчины и женщины продолжают играть различные роли в партнерстве. Например, в соответствии с подходом создания гендерной идентичности, важнейшее значение занятости женщин домашним трудом, а мужчин – на рынке труда состоит в утверждении их гендерных идентичностей. Мужчины играют роль добытчика, предпочитая инвестировать свое время и силы в оплачиваемую занятость, тогда как женщины исполняют роль заботливой хозяйки, отдавая приоритет работе по дому. Такого рода отношения взаимозависимости супругов соотносятся с нормативными ожиданиями. Сильное социальное давление, закрепляющее воспитание детей за женщиной и не одобряющее женскую занятость, объясняет отрицательное влияние наличия детей на предложение труда женщин. Теория гендерных ролей объясняет специализацию женщин в уходе за детьми значительным общественным признанием, которое они получают от материнства, тогда как отцовство ценится намного меньше».

Таблица

«Статус женщин на рынке труда в России и во Франции в зависимости от партнерского статуса, числа и возраста детей (в %)»

Характеристика респондента

Франция

Россия

число наблюдений

занятые

безра-
ботные

неак-
тивные

число наблюдений

занятые

безра-
ботные

неак-
тивные

Все женщины

3308

73,0

10,8

16,3

3941

76,7

7,8

15,5

По наличию партнера: 

с партнером

2168

72,9

8,3

18,8

2579

72,7

7,3

20,1

без партнера

1140

73,4

18,5

8,1

1360

84,4

8,8

6,8

По числу детей: 

0

1434

78,0

12,5

9,5

1395

82,9

9,5

7,7

1

715

75,2

11,0

13,8

1690

76,5

6,0

17,5

2

781

74,1

8,5

17,5

709

69,3

8,0

22,7

По возрасту младшего ребенка: 

моложе 3 лет

458

57,1

7,5

35,4

354

25,4

4,2

70,3

3–5

378

66,7

17,6

15,7

352

69,6

9,4

21,0

6–13

714

74,9

8,4

16,7

911

80,2

7,4

12,4

14–19

324

79,2

6,7

14,1

783

86,1

6,6

7,3

Источник: Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад / Под научной редакций С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; —  М.: НИСП, 2010.

8.1. Сформулируйте сущность используемого в представленных материалах выражения «гендерная идентичность».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2. Представьте, что в некоем городе проводится исследование о причинах женской занятости (ответы внесите в таблицу).

а) Какую информацию необходимо получить для обоснования ответа на вопрос в логике первого и в логике второго из описанных выше научных подходов? Приведите по 3 примера информации, значимой для каждого подхода.

б) Как можно назвать исследовательские методы, применяемые для получения информации, необходимой для каждого из описанных подходов?

Подход неоклассической экономической теории

Подход создания гендерной идентичности

Необходимая для исследования информация

1._____________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________

1.____________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________

Название исследовательского метода

8.3. Назовите 2 различия в статусе женщин на рынке труда в России и во Франции в зависимости от партнерского статуса, числа или возраста детей. Приведите возможные объяснения найденных вами различий с точки зрения каждого из приведенных подходов (ответ внесите в таблицу).

Различия

Объяснение (1 подход)

Объяснение (2 подход)

9. Составьте схему из приведенных ниже элементов понятия «культура». Для этого из следующего перечня терминов найдите понятия более общие, чем «культура», и понятия, конкретизирующие культуру, соответствующим образом изобразите  взаимосвязи предложенных понятий в схеме.

Общество, мораль, окружающий мир, культура, религия, одежда, материальная, природа, жилище, духовная, наука, искусство, производительные силы, пища.

10. Отметьте в таблице, к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:

А) терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом»  спокойствия, психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку и защиту своим членам;

Б) старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости – тревожные симптомы демографической ситуации в России;

В) статус, которым обладает человек на основании  членства в семье, ориентирует его на множество межличностных отношений (отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той социальной группе, к которой принадлежит семья;

Г) семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребенка, ее нельзя заменить никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает индивида с «большим» миром;

Д) ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета занимает важное место в семейной жизни.

Характеристика

Функции семьи

А

Б

В

Г

Д

11. По какому признаку на карте темным цветом выделены государства?

   Ответ:

shkolnaya-olimpiada.ru

Олимпиада по обществознанию для 11 класса.

Задания школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

11 класс

Максимальный балл-100

Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы):

1. Целенаправленно организуемая деятельность по получению нового знания называется:

а) Научной

б) Философской

в) Экспериментальной

г) Эстетической

д) Практической

2. Естественный уровень безработицы растет, если:

а) происходит спад производства

б) увеличиваются размеры пособий по безработице

в) вузы выпускают меньшее число молодых специалистов

г) улучшается работа службы трудоустройства

3. Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, и участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами, называется:

а) обществом с дополнительной ответственностью

б) обществом с ограниченной ответственностью

в) закрытым акционерным обществом

4. Формационный подход к историческому процессу был развит в работах:

а) Канта

б) Гегеля

в) Маркса

г) Данилевского

д) Шпенглера

5. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством:

а) конституционного судопроизводства

б) гражданского судопроизводства

в) административного судопроизводства

г) уголовного судопроизводства

д) уголовно-процессуального судопроизводства

е) гражданско-процессуального судопроизводства

г) открытым акционерным обществом

д) коммандитным обществом

6. Как называется в социологии совокупность средств, с помощью которых общество или

социальная группа гарантируют конформное поведение его/её членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы)?

а) Консенсус

б) Конформизм

в) Социальный контроль

г) Институциализация

д) Социализация

7. К методам финансирования дефицита государственного бюджета относят:

а) сокращение государственных закупок товаров и услуг

б) покупку государственных облигаций у населения

в) продажу государственных облигаций Центральному банку

г) верно все вышеперечисленное

За каждый верный ответ 2 балла. Количество баллов - 14

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

_________

(4 б.)

2. С точки зрения марксистского учения народные массы являются главным творцом истории.

_________

(4 б.)

3. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

_________

(4 б.)

4. В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду.

_________

(4 б.)

Количество баллов – 16 б.

Задание 3. Заполните пропуски:

В отличие от легальности, означающей соответствие деятельности политических организаций, институтов действующим законам, __________________ предполагает фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны.

(5 б.)

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

1. Олигополия –

2. Открытое общество

3. Исковая давность -

По 4 балла за каждый верный ответ. Итого – 12 баллов

Задание 5. ( 18 баллов)

В философии до сих пор не угасает спор о том, что считать критериями общественного прогресса. Какие критерии прогресса Вам известны. Что можно считать универсальным критерием. Обоснуйте свой ответ.

Ответ

Баллы

Критерии прогресса

Вывод

по 2 б. за каждый аспект, максимум – 14 б.

Максимум -

4 балла.10 баллов

Задание 6. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ( По 3 балла. Итого-15 баллов)

ПРАВИЛА

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен

снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин

старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми

приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Задание7. Эссе. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задания, используйте знания, полученные при изучении обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (20 баллов)

«Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» (В. Швебель)

«Масса – это множество людей без особых достоинств....Масса – это средний, заурядный человек» (Х. Ортега-и-Гассет)

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)

Ответы на задания школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

11 класс

Задание 1.

Ответ

1

А

2

А

3

А

4

В

5

АБВГ

6

Д

7

В

За каждый верный ответ 2 балла. Количество баллов - 14

Задание2.

1-да 2-да 3-да 4-да

За каждый верный ответ- 4 балла. Количество баллов - 16

Задание3. Легитимность

Количество баллов - 5

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

1. Олигополия – господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров

2. Открытое общество – общество с динамичной социальной структурой, в котором признаются конституционный права и свободы

3. Исковая давность - срок для защиты права по иску

По 4 балла за каждый верный ответ. Итого – 12 баллов

Задание 5.

В философии до сих пор не угасает спор о том, что считать критериями общественного прогресса. Какие критерии прогресса Вам известны. Что можно считать универсальным критерием. Обоснуйте свой ответ.

Ответ

Баллы

1. В ответе приводятся различные критерии общественного прогресса, к примеру, такие как:

- развитие разума

- нравственный критерий

- рост осознания свободы

- развитие науки и техники

- приближение к правовому устройству

- развитие производительных сил

- человечность, признание человека высшей ценностью.

2. В ответе логично и аргументировано делается вывод о том, какой критерий можно считать универсальным.

по 2 б. за каждый аспект, максимум – 14 б.

Максимум -

4 балла.

Задание 6.

multiurok.ru

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию II (муниципальный) этап, 11 класс Задания


Обществознание, 11 класс, 2014- 2015
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
II (муниципальный) этап, 11 класс

Задания

(за неполный или неточный ответ оценка может снижаться наполовину)

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу. Всего 10 баллов.
1. Формой рационального познания является представление.

2. К направлениям христианства относится иудаизм.

3. Свободными благами называются товары, на торговлю которыми нет ограничений.

4. Если в течение определенного периода цены и денежный доход выросли в одинаковой пропорции, реальный доход остается неизменным.

5. Абсентеизм является формой политического поведения.

6. Монополия и олигополия – рынки совершенной конкуренции.

7. Традиционные культуры стремятся к целенаправленному преобразованию мира, обеспечению власти человека над природой.

8. Социальная дифференциация — это переход людей из одних общественных групп в другие.

9. Южный федеральный округ является субъектом Российской Федерации.

10. Свободу, жизнь и достоинство человека признают общечеловеческими ценностями.
2. Установите соответствие между видами безработицы и приведенной характеристикой. Определите, какие примеры являются лишними. Объясните, почему. Всего 10 баллов.


Виды безработицы

Характеристика безработицы

  1. Фрикционная

А. Связана со сменой времен года (сельское хозяйство и др.)

  1. Структурная

Б. Включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться

  1. Циклическая

В. Включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы

  1. Сезонная

Г. Возникает в связи со спадом производства во время кризиса

Д. Вызвана нежеланием работать у некоторых категорий лиц

Е. Возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу

Ж. Связана с поиском большего заработка, со сменой места жительства

3. Что является лишним в приведенных рядах? Объясните, почему вы так решили. Всего 12 баллов.
1. Отношения отдела внутренних дел с гражданами, отношения городского Департамента образования с негосударственным образовательным учреждением, отношения заказчика с подрядчиком, отношения директора магазина с представителями санитарно-эпидемиологической службы.

2. Доход, образование, сословная принадлежность, профессия, объем власти.

3. Защита территориальной целостности, организация сбора налогов, обеспечение

воспроизводства населения, проведение денежной эмиссии.

4. Конфуцианство, даосизм, синтоизм, ислам, иудаизм.
4. Перед вами диаграмма. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы. Всего 12 баллов.

КИПЦ - классификатор индивидуального потребления по целям 


  1. В 2014 г. в Российской Федерации наблюдалась сбалансированная инфляция.

  2. Самыми высокими темпами в 2014 г. росли цены на продовольственные товары

  3. Наряду с повышением цен на большинство товаров наблюдалось также и снижение цен на некоторые товары и услуги.

  4. Цены на медицинские услуги росли быстрее, чем на услуги образования.

5. Определите пропущенные в тексте термины самостоятельно. Обозначенные порядковыми номерами слова впишите под соответствующими номерами в таблицу. Всего 28 баллов.
Монархия — форма __(1)__, где высшая государственная власть принадлежит единоличному пожизненному главе государства — монарху, который занимает престол по праву __(2)__ и не несет ответственности перед населением. __(3)__ монархия — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман).

Особой разновидностью является __(4)__ монархия (Ватикан). __(5)__ монархия —

Государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти н подотчетные ему, а государственная власть сосредоточена между семи высшими органами власти, власть монарха ограничена. Существуют различные виды такого типа монархии. __(6)__монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет. __(7)__ монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта, где существует иной высший орган власти, формирующийся путем выборов_(8) народа (парламент).

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой __(9)__ власти, а также имеет часть законодательных и __(10)__ полномочий. Представительный орган существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное __(11)__ на принимаемые __(12)__ и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью __(13)__ и не обладает какими-либо существенными __(14)__. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
6. Решите правовую задачу. При решении вы можете ссылаться на номера статей закона. Всего 4 балла.

Сотрудники полиции задержали несовершеннолетних Петра М. и Евгения П. за распитие пива на детской площадке. Полицейские хотели составить на каждого из них протокол об

административном правонарушении. Однако, Петру М. исполнилось 16 лет, а Евгению П. 15 лет. Поэтому, сотрудники милиции составили протокол лишь на Петра, а в отношении Евгения никаких действий совершать не стали.

Правильно ли с точки зрения закона поступили сотрудники милиции в отношении Петрова? Ответ обоснуйте.
7. Решите логическую задачу. Всего 4 балла.

Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый — седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», — сказал Белов. «Ты прав», — подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» — вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.


Белов

Чернов

Рыжов

Седов

Рыжий

Седой

Брюнет

Блондин

8. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Аргументируйте вашу точку зрения. Объем эссе не ограничен, но не менее одного тетрадного листа.

Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:
1. Раскрытие понимания того, о чем говорит автор высказывания, в чем состоит его позиция (До 3-х баллов).

2. Внутреннее смысловое единство. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (т.е. насколько органично и сообразно согласованны ключевые тезисы и утверждения, непротиворечивость личностных суждений). (До 3 баллов).

3.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне. Опирайтесь на научные теории. Покажите владение понятиями курса. (До 6- ти баллов).

4. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (До 6 – ти баллов).

5. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (До 2-х баллов).
(Всего 20 баллов)
Примерные темы сочинений-эссе
1. «Демократия – это, прежде всего, определенность процедур при неопределенности результатов». (А. Пшеворский)

2. «Богатство – это, конечно, не искомое благо, ибо оно… существует ради чего-то другого». (Аристотель)

3. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант)

4. «Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе». (Т. Харди)

5. «Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование». (Е.Р. Дашкова)

7. «Наш прогресс измеряется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». (Т. Рузвельт)

8. «Каждый человек – это целый том, если только вы знаете, как читать его». (У.Э. Чэннинг)

Всего за олимпиаду 100 баллов

edu.likenul.com

Олимпиада по обществознанию 11 класс Школьный этап

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

Подробнее

Программа экзамена по обществознанию

Программа экзамена по обществознанию Тема 1. Природное и общественное в человеке. Человек как результат биопсихосоциальной эволюции. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные

Подробнее

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

П. А. Баранов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ 10 11 классы Москва АСТ 1 УДК 373:3 ББК 60я721 Б24 Баранов, Пётр Анатольевич. Б24 Обществознание в таблицах и схемах: 10 11 классы/ П. А. Баранов. Москва:

Подробнее

Средний уровень для 7-8 классов

Содержание Средний уровень для 7-8 классов.3 Высокий уровень для 7-8 классов.6 Средний уровень для 10-11 классов 8 Высокий уровень для 10-11 классов..10 Средний уровень для 7-8 классов Часы Темы 1 14 ЧЕЛОВЕК

Подробнее

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.

Программа вступительных испытаний, проводимых по материалам Университета по общеобразовательному предмету «Обществознание», для поступающих на 1 курс в полном объеме соответствует требованиям федерального

Подробнее

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

2 Принята на заседании приемной комиссии ВолгГТУ протокол 1 от 16.11.2015 Программа вступительного испытания по обществознанию в Волгоградский государственный технический университет Программа сформирована

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд

Подробнее

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Подробнее

Вопрос 1. Понятие предпринимательства

Вопрос 1. Понятие предпринимательства Предпринимательское право изучает и анализирует предпринимательство и связанную с ним деятельность. Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая

Подробнее

Желаем высоких достижений!

Обществознание 9 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение заданий по обществознанию дается 90 минут. Бланк заданий состоит из 30 заданий различных по форме, содержанию и сложности, требующих

Подробнее

1. Перечень и содержание разделов курса.

1. Перечень и содержание разделов курса. Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Назначение проверочной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся 8 класса по предмету «Обществознание». Подходы к отбору

Подробнее

Задания С1 по обществознанию

Задания С1 по обществознанию 1. В чем, по мнению авторов, проявляется «кризис проникновения» в политике? К чему приводит соперничество властных групп за ресурсы власти в условиях модернизации? 1) Раскрыто

Подробнее

ID_5582 1/5 neznaika.pro

1 Выбор позиций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Экономика

Подробнее

ID_8371 1/6 neznaika.pro

1 Выбор позиций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите верные

Подробнее

I. Человек, общество, история.

1 I. Человек, общество, история. Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности. Человек как результат биологической и социо культурной эволюции. Биосоциальная природа человека. Общество и личность.

Подробнее

docplayer.ru

Олимпиада по обществознанию 11 класс задания и ответы

  1. Соотнесите понятия и определения:

Определения

Понятия

1.Общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей.

1.Закон

2.Применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

2.Норма права.

3.Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным  органом власти.

3.Юридическая ответственность

4.Человек, не достигший 18-летнего возраста.

4.Эмансипация

5.Гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

5.Попечительство

6.Объявление в установленном законом, несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

6. Несовершеннолетний

7.Способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности.

7. Малолетний

8.Одна из правовых форм защиты прав и интересов граждан. Может устанавливаться над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей.

8. Права человека

9.Элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения.

9.Преступление

10.Законные представители детей, защитники их прав.

10.Обязанности

11.Предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица.

11.Санкция

12.Лицо, совершившее преступление повторно и имеющее судимость.

12.Родители

13.Способность лица иметь права и обязанности.

13.Право

14.Общественное отношение, урегулированное нормами права.

14.Правоспособность

15.Общеобязательные правила поведения людей и их объединений, связанные с государством.

15.Правоотношение

16.Человек, которому исполнилось уже 6 лет, но еще не исполнилось 14 лет.

16.Дееспособность

17.Выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц.

17.Наказание

18.Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.

18.Опека

19.Одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над  детьми, не достигшими 14 лет.

19.Конституция

20.Основной закон государства.

20.Рецедивист

  1. Найдите ошибки в тексте.

«Члены государственной Думы решили разработать проект нового закона о повышении заработной платы членам парламента. При рассмотрении проекта нового закона 1\3 часть проголосовала «за». По истечении 10 дней проект был передан на рассмотрение в Совет Федерации. Депутаты Совета Федерации решили перенести рассмотрение данного законопроекта на ближайшее время. Но случилось непредвиденное: накопились текущие дела, наступили каникулы между заседаниями, и к рассмотрению проекта снова приступили спустя два месяца. При голосовании основная масса проголосовала «против», так как денег в бюджете не было. Но, несмотря на это, закон все-таки был принят.

  1. Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя.

А) П., семнадцатилетняя выпускница школы.

Б) М., находящийся под следствием по обвинению в краже.

В) Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строго режима.

Г) В., военнослужащий срочной службы.

Д) К., офицер запаса.

Е) Д., восемнадцатилетний студент вуза.

4.  Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин доказал свою невиновность. Какой принцип в данном случае нарушает следователь?

5. Гражданин П., работая по трудовому договору, с согласия родителей был объявлен органами опеки и попечительства  полностью дееспособным в возрасте 16 лет. Через 3 месяца после вступления в законную силу решения суда о его эмансипации было объявлено о проведении всероссийского референдума. Может ли гражданин П. принять участие в референдуме? Обоснуйте свой ответ.

6. Назовите Закон, обладающей высшей юридической силой.

7. Как называется  официальный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г?

8. Когда наступает полная дееспособность физических лиц по российскому законодательству?

9. Отметьте в приведенном списке правовые нормы.

А) В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

Б) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

В) Общество с осуждением относиться к нарушителям трудовой дисциплины.

Г) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

Д) Супруги могут заключить брачный контракт.

Е) Ближнего своего нужно любить, как самого себя.

10. Вставьте пропущенное слово: «Органы ______________________ самоуправления именуются в законодательстве муниципальными».

11.  Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «совершение преступления влечет за собой применение к виновному мер ________________ законодательства».

shkolnaya-olimpiada.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *