II Всероссийский форум учителей русского языка и литературы проходил под девизом «Российская словесность – культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному Отечеству». В нем приняли участие более 300 словесников, победивших в специально организованных в рамках подготовки к форуму тематических конкурсах, вузовские преподаватели-филологи, издатели, деятели культуры из 60 регионов России. Для большинства участников форум стал площадкой для широкого профессионального общения и обмена опытом.
Основное внимание на форуме было уделено воспитательной роли словесности. О высокой ответственности учителей литературы говорили все почетные гости, выступившие на пленарном заседании форума. Ярким и запоминающимся стало выступление писателя Бориса Екимова, родившегося в Волгограде и начинавшего свою трудовую деятельность в одной из школ Волгоградской области. Немало выступлений было посвящено вопросам преподавания российской словесности. Эти вопросы поднимались и на круглых столах, и на тематических площадках.
23 сентября в рамках форума на Мамаевом кургане прошла акция «Звон мира, памяти и радости». Десятки ребят взяли в руки маленькие колокольчики как символ мирной жизни и добра. Среди них были колокольчики Петровска и Энгельса.
В закрытии форума приняла участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева. В своем выступлении она отметила, что общественное сознание можно вернуть в нашу жизнь именно через русский язык и литературу, поскольку это основа нашего народа.
Министр пообщалась с педагогическим сообществом, обсудив несколько болевых точек современного школьного образования, в том числе вопросы преподавания русского языка, сохранения педагогических традиций и воспитания молодого поколения. В процессе обсуждения министр высказалась о необходимости возвращения «золотого канона» в школьной программе по литературе и среднему баллу по предмету как альтернативе ЕГЭ.
— Великая русская литература дает уроки нравственности, о которой мы постоянно с вами говорим: милосердие, доброта, ответственность, сострадание, любовь к ближнем. За последние несколько десятилетий мы отошли от золотого канона, — заметила Ольга Васильева. — Уже повзрослев, мы возвращались, перечитывали, снова припадали к тому или иному произведению, и сами же отодвинули от этого два поколения. Я считаю, что это большая ошибка, которую нужно решать. Это сложно, потому что сейчас забот очень много. Но это нужно делать. Допустим, мы сейчас возвращаем сочинение благодаря поручению президента. Я считаю, что через три года — это минимальный срок — мы получим право оценивать сочинения так, как это было всегда, а не в десять баллов, которые сейчас дают при его написании.
В работе форума приняли активное участие дагестанская делегация во главе с начальником МКУ «Управления образования» г. Махачкалы Мансуровым Т.М. Хочется отметить ,что все участники и организаторы форума подчеркивали высокую организацию , содержательную глубину и особо теплое гостеприимство Дагестана во время проведения Первого Всероссийского форума учителей русского языка и литературы в октября 2015 года.
В рамках форума прошел III съезд общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», образованной в 2012 году и насчитывающей к настоящему времени более 6000 членов. Представительства АССУЛ есть теперь во всех регионах РФ. Ежегодно Ассоциация организует и проводит множество региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий, направленных на популяризацию языковой культуры и чтения, способствующих воспитанию уважения к родному языку и культуре. На съезде исполком Ассоциации наградил наиболее активных своих членов, назвал регионы, где проводится систематическая и последовательная работа с подрастающим поколением. Это Кировская, Волгоградская, Московская, Саратовская области, Дагестан и др. Председателю регионального отделения ДРО АССУЛ ,директору МБОУ «СОШ № 16» Магомедовой Ф.А., Председателю координационного совета регионального отделения ДРО АССУЛ ,директору МБОУ « Гимназия № 28» Байрамбековой А.Б. были вручены Почётные грамоты за активную общественно-профессиональную работу и значительный вклад в обеспечение качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации.
Основное внимание было уделено воспитательной роли словесности. О высокой ответственности учителей литературы говорили все почетные гости, выступившие на пленарном заседании форума. Напутствием прозвучали слова митрополита Волгоградского и Камышинского Германа о созидании души, о необходимости внимательного отношения к каждому ребенку. Ярким и запоминающимся стало выступление писателя Бориса Екимова, родившегося в Волгограде и начинавшего свою трудовую деятельность в одной из школ Волгоградской области. Немало выступлений было посвящено вопросам преподавания российской словесности. Они поднимались и на круглых столах, и на тематических площадках.
Для участников форума организаторы подготовили интересную культурную программу. В первый день работы, 22 сентября, состоялось открытие аллеи (сквера) Агнии Барто и памятного знака, образно отражающего ее творчество. На следующий день делегации всех регионов участвовали в международной акции «Звон мира, памяти и радости» на Мамаевом Кургане, а 24 сентября посетили «Урок победы», который прошел в музее-панораме «Сталинградская битва». Для всех, кто впервые попал в Волгоград, проводились экскурсии по городу-герою, каждый день учителя имели возможность отдохнуть и неформально общаться друг с другом на праздничных ужинах. Организаторы продумали все до мелочей, удивив гостей грандиозной концертной программой. Учителя чувствовали себя дорогими гостями города и не скрывали своей благодарности.
Нас порадовало все: и погода, и гостеприимство, и высочайший уровень мероприятий. Но главное для всех нас, конечно, — общение с коллегами, возможность встречи с единомышленниками. За время существования Ассоциации мы стали большой семьей. Многие участники уже знают друг друга по прошлому форуму, по участию в межрегиональных проектах АССУЛ. Такие встречи нужны — они вдохновляют на дальнейшую работу, здесь рождаются новые идеи будущих проектов.