Контрольная работа органическая химия – Контрольная работа итоговая по теме : «Органическая химия»

Контрольная работа итоговая по теме : «Органическая химия»

Итоговая контрольная работа по органической химии

Вариант -1

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение

1. (2 балла). Общая формула алкадиенов:
А. СnH2n Б. СnH2n+2. В. СnH2n-2. Г. СnH2n-6.

2. (2 балла). Название вещества, формула которого

А. Гексен-2. В. 4-Метилпентен-2.

Б. 2-Метилпентен-З. Г. 4-Метилпентин-2.

3. (2 балла). -связь имеется в молекуле

А. пентана Б.пропанола В.циклопентана Г.пропена

4. (2 балла). Какие из утверждений являются верными?

А) Органические вещества можно получить из неорганических.

Б) Свойства веществ зависят не только от состава, но и от строения.

1) Верно только А; 3) оба утверждения верны;

2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.

5. (2 балла). Реакция, при которой происходит присоединение воды, называется реакцией:

А. гидрирования; В. гидрирования;

Б. гидрогенизации; Г. гидратации.

6. (2 балла). Какое вещество обесцвечивает бромную воду:

А. метан В. бутадиен-1,3

Б. бензол Г. уксусный альдегид

7. (2 балла). Из этена путём реакции присоединения можно получить:

А. этан В. уксусную кислоту

Б. пропаналь Г. пропанол

8. (2 балла). Для производства пластмассы можно использовать:

А. Пропан. В. Пропанол-1.

Б. Пропаналь. Г. Пропен.

9. (2 балла). Веществом X в цепочке превращений

карбид кальция X

бензол является:

А. Ацетилен. В. Этанол.

Б. Этан. Г. Этилен.

10. (2 балла). Уравнение реакции замещения:

А. СН3-СН=СН-СН3 + HCl → СН3-СН2-СНCl-СН3;

Б. СН3-СН2-СН=СН2 → СН3-С(CН3)=СН2;

В. СН3-СН=СН-СН3 + H2 → СН3-СН2-СН2-СН3;

Г. СН3-СН2-СН3 + Cl2 → СН3-СНCl-СН3 + HCl;

11. (4балла). Установите соответствие.
Формула вещества:

I. С2Н5ОН. II. СН2ОН—СН2ОН. III. НСООН. IV. СН3CОН.

Класс соединений:

Альдегиды.

Б. Карбоновые кислоты.

B. Многоатомные спирты.
Г. Одноатомные спирты.

1

2

3

4

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12. (8 баллов). Составьте уравнения реакций по приведенной ниже схеме и укажите условия их осуществления:

С2Н6 → С2Н5С1 → С2Н5ОН СН3СОН → СН3СООН.

Дайте название продуктам реакции (органическим веществам).

13.(6 баллов). Напишите формулы веществ X, Y, Z в цепочке превращений:

14.(6 баллов). Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,3%, относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36. Установите молекулярную формулу углеводорода.

Вариант — 2

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение

1. (2 балла). Общая формула алканов:

А. СnH2n Б. СnH2n+1 В. СnH2n+2 Г. СnH2n-2

2. (2 балла). Название вещества, формула которого:

А. Бутанол-2. В. 2-Метилбутанол-З.

Б. Пентанол-2, Г. З-Метилбутанол-2.

3. (2 балла). π-связь есть в молекуле:

А. пропана; В. пропилена;

Б. 2–метилпропана; Г. циклобутана.

4. (2 балла). Какие из утверждений являются верными?

А) Органические вещества нельзя получить из неорганических.

Б) Свойства веществ зависят не только от состава, но и от строения.

1) верно только А; 3) оба утверждения верны;

2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.

5. (2 балла). Реакция, при которой происходит присоединение водорода, называется реакцией:

А. гидрирования; В. дегидрирования;

Б. гидрогенизации; Г. дегидратации.

6. (2 балла). Какое вещество обесцвечивает бромную воду:

А. метан В. бензол

Б. этен Г. уксусный альдегид

7. (2 балла). Из этена путём реакции присоединения можно получить:

А. ацетилен В. уксусную кислоту

Б. этаналь Г. бензол

8. (2 балла). Для производства серебряных зеркал используют аммиачный раствор оксида серебра и раствор:

А. Глюкозы. В. Фруктозы.

Б. Сахарозы. Г. Этанола.

9. (2 балла). Веществом X в цепочке превращений

этан X этанол является:

А. Ацетилен. В. Пропан.

Б. Этилен. Г. Хлорметан.

10. (2 балла). Характерным типом химической реакции для алканов является:

А. гидрирование Б. замещение В. дегидратация Г. присоединение

11. (4балла). Установите соответствие.

Формула вещества:

I. СН3СОН. II. С2Н2. III. СН3ОН. IV. С2Н6

Класс соединений:

А. Алканы. В. Альдегиды.

Б. Алкины. Г. Одноатомные спирты.

1

2

3

4

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12. (8 баллов). Составьте уравнения реакций по приведенной ниже схеме и укажите условия их осуществления:

СаС2 С2Н2 С6Н6 C6H52 C6H5NH2.

Дайте название продуктам реакции (органическим веществам).

13. (6 баллов). Напишите формулы веществ X, Y, Z в цепочке превращений:

+H2O, H2SO4 +CuO, t

C2H5Cl → X → Y → Z

-HCl

14. (6 баллов). Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 15,79% , а плотность паров этого вещества по воздуху равна 3,93.

Вариант — 3

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение

1. (2 балла). Общая формула алкинов:

А. СnH2n Б. СnH2n+2. В. СnH2n-2. Г. СnH2n-6.

2. (2 балла). Название вещества, формула которого

А. Гексин-1. В. 2,3-Диметилбутин-1.

Б. З-Метилпентин-1. Г. З-Метилпентин-4.

3. (2 балла). -связь отстуствует в молекуле

А. пентана Б. пропаналя В. пропина Г. пропена

4. (2 балла). Какие из утверждений являются верными?

А) Между органическими и неорганическими веществами нет резкой границы, так как они могут превращаться друг в друга.

Б) Свойства веществ определяются только его качественным составом.

1) Верно только А; 3) оба утверждения верны;

2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.

5. (2 балла). Реакция, при которой происходит отщепление воды, называется реакцией:

А. гидрирования; В. дегидрирования;

Б. гидрогенизации; Г. дегидратации.

6. (2 балла). Какое вещество не обесцвечивает бромную воду:

А. пропен В. бутадиен-1,3

Б. этен Г. бензол

7. (2 балла). Из бензола путём реакции замещения можно получить:

А. этанол В. ацетилен Б. хлорэтан Г. нитробензол

8. (2 балла).

Впервые в истории медицины в качестве антисептика использовали:

А. Бензол. В. Фенол.

Б. Формальдегид. Г. Толуол.

9. (2 балла). Веществом X в цепочке превращений этан X бутан

является:

А. 1,2-Дихлорэтан. В. Этанол.

Б. Этилен. Г. Хлорэтан,

10. (2 балла). Уравнение реакции присоединения:

А. СН3-СН=СН-СН3 + HCl → СН3-СН2-СНCl-СН3;

Б. СН3-СН2-СН=СН2 → СН3-С(CН3)=СН2;

В. СН3-СН2-СН2-СН3 → СН3-СН=СН-СН3 + H2;

Г. СН3-СН2-СН3 + Cl2 → СН3-СНCl-СН3 + HCl;

11. (4балла). Установите соответствие.
Формула вещества:

I. СН2ОН—СНОН—СН2ОН. II. СН3—СН2—СООН.

III. СН3—СН2—СН2ОН. IV. СН3СОН.

Класс соединений:

А. Альдегиды. В. Спирты одноатомные.

Б. Карбоновые кислоты. Г. Спирты многоатомные.

1

2

3

4

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12. (8 баллов). Составьте уравнения реакций по при веденной ниже схеме и укажите условия их осуществления:

СН4 → С2Н2 СН3СОН

СН3СООН CH3COONa.

Дайте название продуктам реакции (органическим веществам).

13. (6 баллов). Напишите формулы веществ X, Y, Z
в цепочке превращений:

14. (6 баллов). Массовая доля углерода в углеводороде 85,7%, относительная плотность углеводорода по водороду 42. Установите молекулярную формулу углеводорода.

Вариант — 4

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение

  1. (2 балла). Общая формула алкенов:
    А. СnH2n В. СnH2n+1. C. СnH2n+2. Г. СnH2n-2.

  2. (2 балла). Название вещества, формула которого

A. 2,3-Диметилбутанол.
Б. Пентаналь.

B. 2,3-Диметилпентаналь.
Г. 3,4-Диметилпентаналь.

  1. (2 балла). π-связи нет в молекуле:

А. уксусной кислоты; В. ацетилена;

Б. формальдегида; Г. циклогексана.

4. (2 балла). Какие из утверждений являются верными?

А) Между органическими и неорганическими веществами нет резкой границы, так как они могут превращаться друг в друга.

Б) Свойства веществ определяются только его качественным составом.

1) Верно только А; 3) оба утверждения верны;

2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.

5. (2 балла). Реакция, при которой происходит отщепление водорода, называется реакцией:

А.гидрирования; В. дегидрирования;

Б. гидрогенизации; Г. дегидратации.

6. (2 балла). Какое вещество не обесцвечивает бромную воду:

А. пропен В. бутадиен-1,3

Б. этен Г. бензол

7. (2 балла). Из этана путём реакции замещения можно получить: А. этанол В. ацетилен

Б. хлорэтан Г. бензол

8. (2 балла). В спелых ягодах брусники и клюквы содержится кислота:

А. Бензойная. В. Муравьиная.

Б. Лимонная. Г. Уксусная.

9. (2 балла). Веществом X в цепочке превращений
бензол X анилин является:

А. Бромбензол. В. Фенол.

Б. Нитробензол. Г. Бензальдегид.

10. (2 балла). Сложные эфиры получают реакцией:

А. полимеризации; Б. этерификации; В. поликонденсации; Г.нейтрализации.

11. (4 балла). Установите соответствие.
Формула вещества:

I. СН3СООН. II. С2Н4. III. С6Н5ОН. IV. СН3СОН.

Класс соединений:

А. Алкены. В. Карбоновые кислоты

Б. Альдегиды. Г. Фенолы.

1

2

3

4

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12. (8 баллов). Составьте уравнения реакций по при веденной ниже схеме и укажите условия их осуществления:

С2Н2 → С2Н4 С2Н5Сl С2Н5ОН С2Н5ONa

Дайте название продуктам реакции (органическим веществам).

13. (6 баллов). Напишите формулы веществ X, Y, Z в цепочке превращений:

14. (6 баллов). Определите молекулярную формулу соединения, если массовая доля в нем углерода равна 37,5%, кислорода — 50%, водорода — 12,5%.Относительная плотность данного соединения по водороду равна 16.

infourok.ru

Контрольные работы по органической химии

Составил А.Ф. Бетнев

Ярославль 2008

Удк 547

ББК 24.23

К 60

Колпащикова И.С., Бетнев А.Ф., Алов Е.М.

К 60 Контрольные работы по органической химии: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2010. – 209 с.

ISBN 5-230-20643-8

В пособии собраны задачи по всем разделам органической химии. В начале сборника помещены указания к выполнению домашних заданий, помогающие студентам найти правильный подход к решению каждой конкретной многостадийной задачи.

Предназначено для студентов-заочников химико-технологических специальностей

Табл. 4.

Рецензенты: кафедра общей и биоорганической химии Ярославского государственного университета; М.М. Кузнецов, канд. хим. наук, доцент кафедры биоорганической и биофизической химии Ярославской государственной медицинской академии.

Удк 547

ББК 24.23

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________

Редактор Л.С. Кокина

План 2010

Подписано в печать 17.01.2006. Формат 60х84 1/16. Бумага белая.

Печать ризограф. Усл. печ. л. 7,90. Уч.-изд. л. 7,88. Тираж 450. Заказ 99

Ярославский государственный технический университет

150023, Ярославль, Московский пр., 88

Типография Ярославского государственного технического университета

150000, Ярославль, ул. Советская, 14а

_______________________________________________________

ISBN 5-230-20643-8

© Ярославский государственный технический университет, 2010

1. Указания к выполнению конгрольных работ

Прежде чем приступить к выполнению задания по определенному классу соединений, следует изучить его по такому плану:

1. Построение названий соединений по номенклатуре IUPAC, написание формул по названию.

2. Физические свойства, зависимость температур кипения, плавления, растворимости от молекулярной массы, строения соединения, наличия водородной связи.

3. Строение функциональной группы, присутствие простой или кратной связи, гибридное состояние атома углерода — реакционного центра, полярность, поляризуемость связей, склонность к гомолитическому или гетеролитическому разрыву связей.

4. Характер реагента (радикал, электрофил, нуклеофил), механизм реакции, строение промежуточной частицы, пространственный и электронный факторы, влияющие на ее устойчивость.

5. Зависимость реакционной способности от объема и электронных эффектов групп, связанных с реакционным центром.

6. Выбор условий проведения реакции;

7. Способы получения.

При оформлении решения задач следует указывать механизм и условия превращений, называть соединения по номенклатуре IUPAC. Механизмы реакций можно обозначать, пользуясь таблицей 1.

Таблица 1 – Таблица обозначений механизмов реакций

Тип реакции

Реагент

Радикал

R

Электрофил

Е

Нуклеофил

N

Присоединение А

АR

AE

AN

Замещение S

SR

SE

SN

Элиминирование Е

Пример 1

Напишите уравнения реакций, указанные в цепи превращений.

Решение

Как решить такую задачу: из вещества А рядом последователных превращений получить вещество Б?

Пример 2

Используя только неорганические соединения, осуществить следующее превращение: этан  2,2,3,3-тетрабромбутан.

Решение

Прежде всего следует написать формулы исходного и конечного соединений: CH3  CH3  CH3  CBr2  CBr2  CH3 .

Очевидно, нет такой реакции, которая бы позволила осуществить такое превращение в одну стадию.

Рассмотрим одностадийный способ получения 2,2-диметилбутана, единственный путь  бромирование 2-бутина:

Можно предложить следующий путь получения 2,2,3,3-тетрабромбутана из этана:

Методы получения 2-бутина: 1) алкилирование ацетилена, 2) дегидрогалогенирование 2,2-дибромбутана, 3) дегидрогалогенирование 2,3-дибромбутана. Теперь схема превращения выглядит так:

Первый способ  алкилирование ацетилена  не подходит, т. к. для этой реакции используется йодметан, получить который из этана и неорганических соединений невозможно.

Как получить из ацетилена (1) 2,2-дибромбутан и (2) 2,3-дибромбутан?

Второй путь предпочтителен, т. к. первый включает реакцию получения ацетилена из этана  реакцию, которую трудно осуществить в лабораторных условиях.

Таким образом, данный пример демонстрирует путь решения задачи, состоящий из следующих этапов:

1) определяется формула исходного вещества и конечного продукта;

2) рассматривается одностадийный способ получения конечного продукта;

3) рассматривается одностадийный способ получения вещества,

которое является исходным в предыдущей стадии, и т. д.

То есть задача решается от конечного продукта к исходному веществу. При этом на каждой стадии рассматривается одностадийный синтез с применением органических веществ, которые даны по условию задачи или могут быть получены из этих веществ и неорганических соединений, выбор которых не ограничивается.

Номера заданий студент выбирает по таблицам 2,3,4 в соответствии со своим вариантом. Номер варианта берется у преподавателя в соответствии со списком групп.

studfiles.net

Контрольные работы по органической химии, часть I

Транскрипт

1 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет Кафедра органической химии Контрольные работы по органической химии, часть I Методические указания 2005

2 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет Кафедра органической химии Контрольные работы по органической химии, часть I Методические указания Казань

3 Составители: доц. М.А.Петрова доц. О.В.Воскресенская ст.преп. Д.Б.Багаутдинова доц. Р.Н.Бурангулова Контрольные работы по органической химии, ч.i/ Казанский государственный технологический университет; Сост.: М.А.Петрова, О.В.Воскресенская, Д.Б.Багаутдинова, Р.Н.Бурангулова, Казань, 2005, стр. 22 Подготовлены на кафедре органической химии. Под ред. Проф. М.Б.Газизова Печатается по решению методической комиссии по циклу естественно-научных дисциплин. Рецензенты: ст.преп. И.Г.Мартынова доц. Ф.Р.Гареева 4

4 3

5 ВВЕДЕНИЕ Настоящая работа представляет собой контрольные задания по органической химии по теме «Углеводороды» для студентов заочной формы обучения. Она может быть использована также для самостоятельной работы и в качестве рубежных контрольных работ для студентов технологических специальностей очной формы обучения. Работа включает две контрольные работы по темам: «Ациклические углеводороды» и «Карбоциклические углеводороды». Каждая контрольная работа включает 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если номер зачетной книжки заканчивается на 5, студент выполняет в каждой контрольной работе пятый вариант, если номер заканчивается на 0, то выполняется десятый вариант. При выполнении контрольной работы следует использовать только структурные формулы, указывать условия реакций. Всем исходным и конечным продуктам следует давать названия по номенклатуре ИЮПАК. Контрольная работа выполняется письменно. 4

6 Контрольная работа 1 Алканы, алкены, алкины, диены Вариант 1 1. Назовите следующие соединения: a)(сн 3 ) 3 С CH 2 CH 2 CH 3 б)h 2 С CH CH(CH 3 ) CH(CH 3 ) 2 в)hс C CH(CH 3 ) CH(CH 3 ) CH(C 2 H 5 ) 2 2. Напишите схему получения 2-метилбутана по реакции Вюрца и его бромирования (освещение, нагревание). Разберите механизм этой реакции. 3. Приведите схему получения алкена, используя спиртовый раствор щелочи на 2-хлор-2-метилбутан. Напишите реакции взаимодействия конечного продукта со следующими реагентами: а) бромной водой, б) раствором перманганата калия. 4. Напишите формулу алкена, при озонировании которого получены пропаналь и бутанон. Напишите реакцию полимеризации этого алкена. 5. Приведите схему синтеза пропина из метана. 6. Напишите для бутина-1 схемы следующих реакций: а) гидратации (Hg 2+ ), б) взаимодействие с пропановой кислотой, с последующей полимеризацией продукта. 7. Приведите схему синтеза диенового углеводорода из ацетилена и ацетона. 8. Напишите для изопрена схемы реакций полимеризации и сополимеризации с пропеном. Вариант 2 1. Назовите по систематической заместительной номенклатуре ИЮПАК углеводороды: 5

7 СH 2 СH 3 СH 3 а) СH 3 CH 2 CH C СH 2 СH 3 б) СH 3 CH CH CН СH СH 2 СH 3 СH 3 СH 3 СH СH 3 СH 3 3 в) H 2 С CН C C CH 2 СH 2 СH 3 СH 3 2. Напишите схемы получения 2-метилпропана методом декарбоксилирования и нитрования его разбавленной азотной кислотой (140º,р) 3. Напишите схемы синтеза 2-метилбутена-2 действием цинка на соответствующее дигалогенпроизводное, его полимеризации и взаимодействия с бромистым водородом. 4. Приведите схемы окисления 2,3-диметилпентена-2: а) разбавленным раствором перманганата калия, б) концентрированным раствором перманганата калия. 5. Покажите последовательное действие на пропин амида натрия и 2-хлорпропана. Напишите схему гидратации конечного продукта. 6. Приведите схемы получения винилацетилена из метана и его взаимодействия с хлоридом водорода. 7. Напишите схему действия спиртовой щелочью на 1,4 дихлорбутан. Как полученный диеновый углеводород взаимодействует с бромной водой, озоном? Вариант 3 1. Напишите структурные формулы следующих соединений: а) 2,3-диметил-3-этилпентан, б) 3,4-диметилгексан, в) 2- метилбутадиен-1,3 (изопрен) 2. Приведите схему получения 2,4-диметилгексана по реакции Вюрца, а также его жидкофазного нитрования и бромирования. 6

8 3. Укажите все стадии окисления 2-метилпропана по третичному атому углерода. 4. Напишите схему получения пентена-1 дегидратацией соответствующего спирта, а также уравнения его полимеризации и гидратации этого алкена. 5. Укажите все стадии озонолиза 2,3-диметилбутена-2 и конденсации конечного продукта с ацетиленом. 6. Напишите уравнения реакций получения ацетилена карбидным способом. Приведите схемы его взаимодействия с уксусной кислотой и последующей полимеризацией полученного непредельного продукта. Какое техническое значение имеет этот полимер. 7. Приведите схемы синтеза хлоропрена из 1,2-дихлорэтана. 8. Напишите реакцию гидрохлорирования изопрена. Разберите ее механизм. Вариант 4 1. Напишите структурные формулы соединений: а) 2,2- диметилпентан, б) 3,4-диметилгексен-1, в) пентадиен-1,4. 2. Напишите реакцию получения 2-метилпентана восстановлением соответствующего галогенпроизводного. Назовите продукты реакции бромирования и жидкофазного нитрования 2-метилпентана. 3. Приведите схему синтеза алкена из 2-бромгексана, напишите уравнения реакций, позволяющих отличить гексан от гексена Напишите формулу алкена, при окислении, которого получена только пропановая кислота. Приведите схему полимеризации этого алкена. 5. Укажите все стадии получения пропина из метана. 7

9 6. Напишите уравнения гидратации бутина-1 и последующей конденсации продукта с ацетиленом (катализатор твердый гидроксид калия). 7. Приведите схему получения дивинила по методу Лебедева и механизм его гидробромирования. 8. Напишите схемы следующих реакций: а) полимеризации пентадиена-1,3, б) сополимеризации дивинила со стиролом. Укажите техническое применение сополимера. 1. Назовите углеводороды: Вариант 5 а) СH 3 CH CH CН 2 СH 3 б) CH 3 C C С СH 2 СH 3 СH 3 СH 3 СH 3 СH 3 в) CН 3 CН C CH СH СH 2 СH 3 8 СH 3 2. Напишите формулы алканов образующихся при действии натрия на смесь 2-хлор-2-метилпропана и 2-хлорбутана. Приведите для одного из образовавшихся алканов уравнение реакции сульфонохлорирования. 3. Укажите все стадии превращения бутена-1 в бутен-2. Приведите схему реакций, при помощи которых можно установить положение двойной связи. 4. Напишите схему реакций бромирования и гидратации 2- метилпропена. Приведите механизм реакции бромирования. 5. Приведите схему получения ацетилена любым способом. Напишите для него уравнения реакций: а) с хлористым водородом, б) с цианистым водородом. 6. Приведите схему получения изопрена из изобутилена и реакции изобутилена с бромистым водородом.

10 7. Изобразите схему синтеза винилацетилена и бензола из ацетилена, а также схему гидрирования последнего. 8. Напишите механизм реакции крекинга пентана (рассмотрите один из возможных способов разрыва С С или C H связей). Вариант 6 1. Напишите структурные формулы соединений: а) 2,2,3,4- тетраметил-3-этилгексан, б) 3,3-диэтилгексен-1, в) пентадиен-1,3. 2. Напишите схему получения 2-метилпропана реакцией Вюрца и декарбоксилированием соли карбоновой кислоты и его реакции парофазного (деструктивного) нитрования. 3. Приведите механизм окисления бутана при умеренной температуре (150º,р). 4. Осуществите цепь превращений: ацетилен пропин 5. Напишите уравнения реакции получения бутина-1 из 1,1- дихлорбутана, взаимодействия его с HCl и последующей полимеризации конечного продукта. 6. Приведите уравнение электрофильного присоединения HBr к бутену-2. Разберите механизм реакции. Приведите схему реакции Вюрца для конечного продукта. 7. Напишите все стадии получения из ацетилена пентин-2, а из него диэтилкетона. 8. Изобразите схему реакции дивинила с акролеином. Вариант 7 2-метилпентин-3-ол-2 1. Напишите структурные формулы углеводородов: а) 2,5-диметил-4-изопропилоктан, б) 3,6-диметил-гептен-2, в) 2,5-диметилгексин-3. 9

11 2. Приведите схемы синтеза алканов из 2-йодпропана: а) реакцией Вюрца, б) восстановлением галогенопроизводных и жидкофазного нитрования алкана, полученного реакцией Вюрца. 3. Напишите схему взаимодействия бутена-1 с бромистым водородом, в присутствии пероксида водорода. Разберите механизм реакции. 4. Напишите формулу алкена, при озонолизе которого получены диметилкетон и уксусный альдегид. Приведите схему полимеризации этого алкена. 5. Осуществите синтез из ацетилена винилбутилового эфира и винилацетата. Приведите схему полимеризации этих эфиров. Укажите применение этих полимеров. 6. Приведите схемы цепи превращений: ацетилен винилацетилен хлоропрен полимер 7. Напишите схему реакции присоединения 1 моля брома к бутадиену-1,3. Разберите механизм ионного присоединения брома к диену. 8. Изобразите схемы конденсации ацетилена с пропаноном и последовательных процессов гидрирования (1моль) и дегидратации продукта конденсации. Вариант 8 1. Приведите схемы синтеза 2,3-диметилбутана по реакции Вюрца и жидкофазного нитрования (реакция Коновалова) и бромирования этого алкана. 2. Напишите схему крекинга пентана и превращения радикалов при крекинг-процессе. 3. Напишите реакции присоединения одного моля бромистого водорода к алкену, полученному действием цинка на 1,2-дихлорбутан. Рассмотрите механизм реакции ионного присоединения. 10

12 4. Приведите формулу алкена, при окислении, которого в жестких условиях получены пропанон и 2- метилпропановая кислота. Напишите реакции мягкого окисления (H 2 O 2 ) и полимеризации этого алкена. 5. Осуществите цепь превращений: 1500оС А HCl СН 4 А Б В СuCl 2 6. Укажите все стадии получения бутина-1 из ацетилена и реакции его с этанолом (в присутствии алкоголята). 7. Напишите уравнения реакций 1,4-дибром-3-метилгексана со спиртовым раствором щелочи, а для полученного диена схемы взаимодействия с хлористым водородом (1 моль) и полимеризации. 8. Осуществите цепь превращений: 2СН 2 =О НС СН А Вi 2H 2 Ni Б H 2 SO 4 В Вариант 9 1. Напишите структурные формулы следующих углеводородов: а) 3-метил-4-этилгептан, б) 2,5-диметил-3- этилгептен-3, в) 2-метилгексадиен-1,3. 2. Изобразите схемы реакций получения 2-метилбутана гидрированием соответствующих алкенов. Приведите механизм бромирования этого алкана. 3. Приведите уравнения реакций окисления 2-метилпентена- 2 следующими реагентами: а) KMnO 4(разб), б) KMnO 4 (H 2 SO 4 ), в) O 2 (Ag, 140º) 4. Установите строение алкенов при гидратации, которых получены: а) 2-метилбутанол-2, б) 2,4-диметилпентанол-2, в) 3-метилпентанол Приведите схемы синтеза изопрена из ацетилена и ацетона. 11

13 6. Осуществите цепь превращений: СaCl 2H Н 3 С CH CH 3 2 А NaNH 2 O 2 Б В H 2 O Г Ni 7. Напишите для изопрена (2-метилбутадиен-1,3) реакции: а) бромирования, б) полимеризации. Рассмотрите механизм реакции «а» 8. Напишите схемы синтеза дивинила по способу Лебедева и его взаимодействия с акриловой кислотой с последующим гидрированием образовавшегося продукта. Вариант Напишите структурные формулы двух изомеров гептана, имеющих два третичных атома углерода и уравнение реакции бромирования одного из изомеров. Рассмотрите механизм этой реакции. 2. Приведите схемы синтеза 2,3-диметилбутана из пропана и его дегидрирования. 3. Напишите схемы получения 2-метилпентена-2 реакцией дигидрогалогенирования и присоединения к нему бромистого водорода в присутствии пероксида водорода. Рассмотрите механизм последней реакции. 4. Напишите для 3,4-диметилпентена-2 схемы следующих реакций: а) гидратации, б) озонирования, в) полимеризации. 5. Напишите схемы получения бутина-1 двумя способами и реакций бутина-1 с водой с последующей конденсацией конечного продукта с этаналем. 6. Осуществите цепь превращений: НС СН СН 3СООNa СН 3 СООН Укажите техническое применение продукта Б. А Cl полимеризация Б 12

14 7. Приведите два способа получения изопрена. Напишите для изопрена реакции полимеризации. 8. Напишите уравнение реакции дивинила с бромистым водородом. Рассмотрите механизм этой реакции. 13

15 Контрольная работа 2 Алициклы, арены, галогенопроизводные углеводородов, спирты и фенолы Вариант 1 1. Назовите следующие соединения: C CH 3 2 H 5 CH 3 а) б) в) CH CH 3 C 2 H 5 Напишите формулы возможных изомеров соединения а. 2. Напишите схемы взаимодействия этилциклопропана и метилциклобутана: а) с хлором, б) бромистым водородом. 3. Приведите схему синтеза 1,4-диметилбензола (пксилола) по реакции Фриделя-Крафтса. Напишите реакцию радикального монохлорирования п-ксилола. Рассмотрите механизм реакции. 4. Укажите все стадии синтеза 3-нитробензойной кислоты из бензола. 5. Приведите структурные формулы следующих углеводородов: а) дифенила, б) три[4-метилфенил]метана, в) 1-этилнафталина. 6. Напишите схему синтеза дифенилметана следующими способами: а) по Вюрцу-Фиттигу, б) по Фриделю- Крафтсу. Приведите реакцию нитрования дифенилметана до мононитропроизводного. 7. Напишите схемы превращений: пропен Cl 2, 500oC A KOH (H 2 O) Разберите механизм гидролиза продукта А Б 14

16 8. Напишите реакции хлорирования метилбензола (толуола) одним молем хлора (катализатор FeCl 3 ) и последовательного взаимодействия полученных продуктов с металлическим магнием и водой. Вариант 2 1. Заполните цепочку следующих превращений: 1,3-дибромбутан Zn 2. Покажите действие одного моля хлора на метилциклопропан, циклобутан, метилциклогексан. 3. Напишите схему получения пропилбензола восстановлением соответсвующего кетона. Рассмотрите механизм нитрования пропилбензола в ядро. 4. Укажите все стадии получения 4-нитробензойной кислоты из бензола. 5. Назовите соединения: A H 2 а) O 2 N NO 2 б) Б Cl C в) NO 2 O 2 N 6. Заполните цепь превращений: нафталин HNO 3 HNO A 3 H 2 SO 4 H 2 SO 4 7. Напишите реакции бромистого вторбутила со следующими реагентами: а) водным раствором щелочи, б) спиртовым раствором щелочи, в) металлическим Na 15 Б

17 8. Приведите схему синтеза 3-хлорфенилнитрометана, имея в распоряжении (3-хлорфенил)метанол и необходимые неорганические реагенты. Вариант 3 1. Расшифруйте цепь превращений: 1,3-бутадиен СH 2=СН-СН 3 H A 2 /Ni 2. Назовите следующие углеводороды: Б Pt, 300 o C В а) C 2 H 5 б) в) Углеводород с четырехчленным циклом введите в реакции: а) бромом, б) восстановления 3. Напишите схемы синтеза пропилбензола из алициклического углеводорода и бромирования пропилбензола в разных условиях: а) при освещении, б) в присутствии катализатора (FeBr 3 ). 4. Напишите реакции электрофильного нитрования этилбензола и бензойной кислоты. Рассмотрите механизм нитрования этилбензола. 5. Приведите схему синтеза дифенила из йодбензола по реакции Вюрца-Фиттига и пиролизом бензола. Напишите реакцию нитрования дифенила. 6. Приведите схемы получения нафталина из бензола и ацетилена и сульфонирования его при 160ºС с последующим нитрованием. 7. Напишите реакции получения хлористого аллила из пропена и взаимодействия хлористого аллила: а) с водным раствором NaOH, б) цианидом калия. 16

18 8. Рассмотрите механизм реакции взаимодействия бромбензола с амидом натрия. Какие продукты получаются при гидролизе п-хлортолуола. Вариант 4 1. Назовите следующие углеводороды: а) C 3 H 7 б) Н 3 С C 2 H 5 Н 3 С в) CH 3г) CH CH 2 Приведите схему получения соединение а из дигалогеналкана. 2. Сравните поведение циклопропана и циклогексана в реакции бромирования. Напишите схему окисления циклогексана. 3. Напишите схемы мононитрирования следующих соединений: а) фенола, б) бензолсульфоновой кислоты, в) хлорбензола. Какое соединение легче нитруется. Дайте объяснение. 4. Напишите реакцию нитрования этилбензола в разных условиях а) нитрующей смесью, б) HNO 3 (10% — 11%) при нагревании и давлении. Приведите механизм реакции а. 5. Напишите структурные формулы соединений: а) 1- метилнафталина, б) дифенилметана, в) трифенилметана. Приведите схему получения соединения в по реакции Фриделя-Крафтса. 17

19 6. Напишите уравнения реакций и назовите их продукты: AlBr 3 1-метилнафталин + Br 2 H 2 SO 1-нитронафталин + HNO 4 3 AlBr 1-нитронафталин + H 2 SO Напишите реакции 2-бромбутана со следующими реагентами: а) NaOH(H 2 O) при кипении, б) NaOH (спирт), в) металлическим магнием. 8. Рассмотрите механизмы реакций бромистого этила и бромистого бензила с этилатом натрия. Вариант 5 1. Назовите углеводороды: H 3 C C 2 H 5 а) б) СН 3 в) CH 3 18 CH 3 Как соединение б реагирует с молем хлора. 2. Предложите химические реакции, с помощью которых можно отличить бутен-1 и бутан. 3. Напишите схему получения изопропилбензола из бензола и пропена. Рассмотрите механизм реакции. 4. Напишите схемы превращений: циклогексан бензол СН 3Cl AlCl 3 H 2 SO 4 (к) A [O] Б В 5. Приведите схему получения из бензола трифенилметана по реакции Фриделя-Крафтса. Напишите реакции электрофильного нитрования и радикального хлорирования трифенилметана.

20 6. Напишите реакции нитрования: а) нафталинсульфоновой-2 кислоты, б) нафтола-2, в) 1-нитронафталина. 7. Напишите схему гидролиза бромэтана и 2-бром-2- метилпропана водным раствором щелочи. Разберите процесс, протекающий по механизму S N Напишите уравнение реакций хлорирования в ядро следующих ароматических соединений: а) бензола, б) бензойной кислоты, в) фенола. Расположите их в порядке легкости хлорирования. Вариант 6 1. Напишите схему восстановления циклических кетонов, полученных при пиролизе кальциевых солей 2- метилгександи-овой и 2,3-диметилоктандиовой кислот. 2. Назовите углеводороды: а) б) в) C 2 H 5 Напишите реакции соединения б с бромом. 3. Приведите схему получения этилбензола из бензола по реакции Фриделя-Крафтса. Рассмотрите механизм этой реакции. Напишите реакции нитрования этилбензола нитрирующей смесью и разбавленной (11%) азотной кислотой. 4. Заполните схему превращений: циклогексан бензол СН 3Cl AlCl 3 19 H 2 SO A [O] Б 4 В KMnO конц 4 5. Приведите схемы синтеза нафталина из бензола и ацетилена и нитрования нафталина с последующим сульфонированием конечного продукта. 6. Приведите схемы синтеза трифенилметана по реакции Фриделя-Крифта из фенилдихлорметана и его

21 взаимодействия: а)с металлическим натрием, б)с хлором (FeCl 3 ). 7. Назовите галогенпроизводные углеводородов: а) Н 3 С СI СН 3 б) CH 3 СН 3 CH CH CH 3 I CH CH 3 CH 3 Напишите для соединения а реакции: а) с магнием, б) с йодистым водородом. 8. Приведите схему гидролиза 4-метилхлорбензола. Объясните образование при гидролизе 3- и 4- метилгидроксибензолов (м- и п-крезолов). Вариант 7 1. Напишите уравнения реакций хлора с циклопентадиеном- 1,3 и циклогексадиеном-1,4. 2. Приведите схему получения циклоалкана из 2,5- дихлоргексана. Напишите реакции окисл ения и гидрирования полученного циклоалкана. 3. Заполните схему превращений: ацетилен бензол С 2 Н 5 Br AlCBr 3 Ni A Б полимеризация -H В 2 4. Приведите все стадии получения 4-нитробензойной кислоты из бензола. Рассмотрите механизм реакции алкилирования бензола. 5. Напишите для нафталина следующие реакции: а) нитрования, б) галогенирования. Рассмотрите механизм реакции б 6. Приведите схемы синтеза антрацена реакцией Фриделя- Крафтса, его окисления и гидрирования. 20

22 7. Напишите реакции этилбензола с одним молем хлора при нагревании и освещении, а для полученных галогенпроизводных реакции со следующими реагентами: а) KCN, б) магнием. Вариант 8 1. Приведите схемы получения метилциклопропана из соответствующего дигалогенпроизводного и реакции этого циклоалкана со следующими реагентами: а) бромом, б) бромистым водородом. 2. Укажите все стадии получения циклоалкана из гександиовой (адипиновой) кислоты и напишите реакцию окисления полученного углеводорода. 3. Приведите реакции получения гомолога бензола из бензола и пропена и его взаимодействия с одним молем хлора: а) при нагревании и освещении, б) в присутствии катализатора. Рассмотрите механизм реакции б 4. Укажите все стадии получения 3-хлорбензойной кислоты из бензола. 5. Напишите уравнения реакций получения трифенилметана по Фриделю-Крафтсу и взаимодействия его c реагентами: а) Br 2 (СCl 4, свет), б) KMnO 4 (H 2 O). 6. Напишите для нафталина следующие реакции: а) окисления хромовым ангидридом, б) нитрования, а затем окисления. 7. Приведите схемы синтеза хлоропрена из ацетилена и реакции полимеризации этого диена. Каково техническое значение продукта полимеризации? 8. Напишите реакцию хлорирования пропена (500º). Рассмотрите механизм гидролиза хлористого аллила. 21

23 Вариант 9 1. Осуществите следующие превращения: CH 3 CH CH 2 CH 2 Br Br Zn t A HBr 2. Укажите реакции, при помощи которых можно различить изомерные соединения: циклопентан и этилциклопропан. 3. Напишите схемы получения изопропилбензола из бензола двумя способами и окисления изопропилбензола раствором перманганата калия. 4. Напишите реакции хлорирования этилбензола в разных условиях: а) при освещении и нагревании, б) в присутствии катализатора AlCl 3. Рассмотрите механизм реакции б. 5. Приведите схемы синтеза метилнафталина по реакции Фриделя-Крафтца и реакции его взаимодействия: а) с нитрующей смесью, б) с окислителем (перманганатом калия), с последующим нагреванием. 6. Приведите схемы синтеза трифенилметана из бензола и хлороформа (катализатор AlCl 3 ) и его взаимодействия со следующими реагентами: а) хлором, б) металлическим натрием. 7. Напишите реакции хлорирования пропена при температуре 500ºС и действия на продукт хлорной воды. Что получится при полном гидролизе конечного продукта? 8. Напишите реакции хлористого бензила с раствором щелочи, цианидом калия. Рассмотрите механизм одной из этих реакций. Cl 2 Б В 22

24 1. Назовите углеводороды: Вариант 10 C 2 H 5 а) б) CH 3 в) Приведите реакции получения соединения а из дихлоралкана. 2. Напишите реакции метилциклопропана, метилциклобутана, метилциклогексана с хлором. 3. Приведите схемы синтеза гомологов бензола из 3- метилхлорбензола и хлористого этила (AlCl 3 ) и последующего окисления их перманганатом калия. 4. Покажите схему алкилирования бензола бутеном-1 (катализатор H 2 SO 4 ). Рассмотрите механизм реакции. 5. Приведите схему получения трифенилметана из бензола и хлороформа по Фриделю-Крафтсу. Напишите реакцию хлорирования трифенилметана с последующим восстановлением полученного продукта. 6. Укажите все стадии получения нафталина из бензола и ацетилена. Напишите реакции нитрования нафталина с последующим хлорированием продукта нитрования 7. Приведите уравнения следующих реакций: а) ацетилен + хлористый водород, б) хлорирования пропена (500º). Сравните подвижность хлора в продуктах реакций а и б. Объясните зависимость реакционной способности этих соединений от взаимного расположения галогена и двойной связи. 8. Напишите уравнения реакций хлорирования в ядро следующих ароматических соединений: а) бензола, б) бензойной кислоты, в) этилбензола. Расположите их в порядке легкости хлорирования. 23

25 24

docplayer.ru

Контрольные работы по органической химии

Составил А.Ф. Бетнев

Ярославль 2008

Удк 547

ББК 24.23

К 60

Колпащикова И.С., Бетнев А.Ф., Алов Е.М.

К 60 Контрольные работы по органической химии: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2010. – 209 с.

ISBN 5-230-20643-8

В пособии собраны задачи по всем разделам органической химии. В начале сборника помещены указания к выполнению домашних заданий, помогающие студентам найти правильный подход к решению каждой конкретной многостадийной задачи.

Предназначено для студентов-заочников химико-технологических специальностей

Табл. 4.

Рецензенты: кафедра общей и биоорганической химии Ярославского государственного университета; М.М. Кузнецов, канд. хим. наук, доцент кафедры биоорганической и биофизической химии Ярославской государственной медицинской академии.

Удк 547

ББК 24.23

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________

Редактор Л.С. Кокина

План 2010

Подписано в печать 17.01.2006. Формат 60х84 1/16. Бумага белая.

Печать ризограф. Усл. печ. л. 7,90. Уч.-изд. л. 7,88. Тираж 450. Заказ 99

Ярославский государственный технический университет

150023, Ярославль, Московский пр., 88

Типография Ярославского государственного технического университета

150000, Ярославль, ул. Советская, 14а

_______________________________________________________

ISBN 5-230-20643-8

© Ярославский государственный технический университет, 2010

1. Указания к выполнению конгрольных работ

Прежде чем приступить к выполнению задания по определенному классу соединений, следует изучить его по такому плану:

1. Построение названий соединений по номенклатуре IUPAC, написание формул по названию.

2. Физические свойства, зависимость температур кипения, плавления, растворимости от молекулярной массы, строения соединения, наличия водородной связи.

3. Строение функциональной группы, присутствие простой или кратной связи, гибридное состояние атома углерода — реакционного центра, полярность, поляризуемость связей, склонность к гомолитическому или гетеролитическому разрыву связей.

4. Характер реагента (радикал, электрофил, нуклеофил), механизм реакции, строение промежуточной частицы, пространственный и электронный факторы, влияющие на ее устойчивость.

5. Зависимость реакционной способности от объема и электронных эффектов групп, связанных с реакционным центром.

6. Выбор условий проведения реакции;

7. Способы получения.

При оформлении решения задач следует указывать механизм и условия превращений, называть соединения по номенклатуре IUPAC. Механизмы реакций можно обозначать, пользуясь таблицей 1.

Таблица 1 – Таблица обозначений механизмов реакций

Тип реакции

Реагент

Радикал

R

Электрофил

Е

Нуклеофил

N

Присоединение А

АR

AE

AN

Замещение S

SR

SE

SN

Элиминирование Е

Пример 1

Напишите уравнения реакций, указанные в цепи превращений.

Решение

Как решить такую задачу: из вещества А рядом последователных превращений получить вещество Б?

Пример 2

Используя только неорганические соединения, осуществить следующее превращение: этан  2,2,3,3-тетрабромбутан.

Решение

Прежде всего следует написать формулы исходного и конечного соединений: CH3  CH3  CH3  CBr2  CBr2  CH3 .

Очевидно, нет такой реакции, которая бы позволила осуществить такое превращение в одну стадию.

Рассмотрим одностадийный способ получения 2,2-диметилбутана, единственный путь  бромирование 2-бутина:

Можно предложить следующий путь получения 2,2,3,3-тетрабромбутана из этана:

Методы получения 2-бутина: 1) алкилирование ацетилена, 2) дегидрогалогенирование 2,2-дибромбутана, 3) дегидрогалогенирование 2,3-дибромбутана. Теперь схема превращения выглядит так:

Первый способ  алкилирование ацетилена  не подходит, т. к. для этой реакции используется йодметан, получить который из этана и неорганических соединений невозможно.

Как получить из ацетилена (1) 2,2-дибромбутан и (2) 2,3-дибромбутан?

Второй путь предпочтителен, т. к. первый включает реакцию получения ацетилена из этана  реакцию, которую трудно осуществить в лабораторных условиях.

Таким образом, данный пример демонстрирует путь решения задачи, состоящий из следующих этапов:

1) определяется формула исходного вещества и конечного продукта;

2) рассматривается одностадийный способ получения конечного продукта;

3) рассматривается одностадийный способ получения вещества,

которое является исходным в предыдущей стадии, и т. д.

То есть задача решается от конечного продукта к исходному веществу. При этом на каждой стадии рассматривается одностадийный синтез с применением органических веществ, которые даны по условию задачи или могут быть получены из этих веществ и неорганических соединений, выбор которых не ограничивается.

Номера заданий студент выбирает по таблицам 2,3,4 в соответствии со своим вариантом. Номер варианта берется у преподавателя в соответствии со списком групп.

studfiles.net

Контрольная работа по химии 10 класс » Органическая химия»

Пояснительная записка.

Тема: «Углеводороды».

Цель: проконтролировать уровень усвоения учащимися знаний и умений по теме:

«Углеводороды».

Класс: 10

Форма контроля: письменная, тестовая

Вид контроля: итоговый

Уровень А — тесты выборки

Уровень В – тесты сличения

Уровень С – тесты напоминания

Задания составлены согласно требованиям Е Г Э и состоят из 3-х частей А, В, С.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл,

Часть Б. Задания со свободным ответом,

Часть С. Задача.

Критерии оценок за работу: Максимальное количество баллов-23.

«5» — 17 – 23 баллов (76 — 100%),

«4» — 11 – 22 баллов (47 – 75%),

«3» — 8 – 10 баллов (34 – 46%),

«2» менее 8 баллов

В контрольную работу были включены вопросы и задания по теме: «Углеводороды»:

1.Общая формула классов углеводородов.

2.Номенклатура.

3.Гомологи и изомеры.

4.Химические реакции данных классов.

5.Генетическая связь между классами.

6.Основные области применения.

7.Задача на нахождение формулы.

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 1

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл

  1. Укажите общую формулу аренов

1) CnH2n +2 2) CnH2n 3) CnH2n—2 4) CnH2n -6

  1. Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН3 – СН3

1) алканов 2) алкенов 3) алкинов 4) аренов

  1. Укажите название изомера для вещества, формула которого СН2 = СН – СН2 – СН3

1) 2 метилбутен 2 2) бутен 2 3) бутан 4) бутин 1

  1. Укажите название гомолога для пентадиена 1,3

1) бутадиен 1,2 2) бутадиен 1,3 3) пропадиен 1,2 4) пентадиен 1,2

  1. Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) бутан 2) бутен 1 3) бутин 4) бутадиен 1,3

  1. Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования

1) пропен 2) пропан 3) этан 4) бутан

t Ni, +H

  1. Укажите формулу вещества X в цепочке превращений СН4 → X → С2Н6

1) CO2 2) C2H2 3) C3H8 4) C2H6

  1. Укажите, какую реакцию применяют для получения УВ с более длинной цепью

1) Вюрца 2) Кучерова 3) Зайцева 4) Марковникова

  1. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С2Н4 и СН4 2) С3Н8 и Н2 3) С6Н6 и Н2О 4) С2Н4 и Н2

  1. Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании метана

1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль

  1. Сколько литров углекислого газа образуется при сжигании 4,2 г пропена

1) 3,36 л 2) 6,36 л 3) 6,72 л 4) 3,42 л

Часть Б. Задания со свободным ответом

  1. Перечислите области применения алкенов. 2 балла

  1. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений: 6 баллов

CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5NO2

Дайте названия продуктам реакции

Часть С. Задача

14. Выведите молекулярную формулу УВ, массовая доля углерода в котором составляет 83,3%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 29. 4 балла

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 2

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл

1. Укажите общую формулу алкенов

1) CnH2n +2 2) CnH2n 3) CnH2n—2 4) CnH2n -6

  1. Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН3 – С = СН2

|

СН3

1) алканов 2) алкенов 3) алкинов 4) аренов

3. Укажите название изомера для вещества, формула которого СН3 — С = С – СН3

1) пентин 2 2) бутан 3) бутен 2 4) бутин 1

4. Укажите название гомолога для бутана

1) бутен 2) бутин 3) пропан 4) пропен

5. Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) гексан 2) гексен 1 3) гексин 1 4) гексадиен 1,3

6. Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования

1) метан 2) пропан 3) пропен 4) этан

t,Pt +HСl

  1. Укажите формулу вещества X в цепочке превращений С3Н8 → СН2 = СН – СН3 → X

1) CH2Cl – CHCl – CH3 2) CH3 – CCl2 – CH3 3) CH3 – CHCl – CH3 4) CH2Cl – CH2 – CH3

  1. Укажите, согласно какому правилу осуществляется присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам

1) Вюрца 2) Кучерова 3) Зайцева 4) Марковникова

  1. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С3Н8 и О2 2) С2Н4 и СН4 3) С4Н10 и НCl 4) С2Н6 и Н2О

  1. Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании этана

1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль

11. Сколько в граммах паров воды образуется при сжигании 5,8 г бутана

1) 9 г 2) 15 г 3) 12 г 4) 18 г

Часть Б. Задания со свободным ответом

12. Перечислите области применения алканов. 2 балла

13. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений: 6 баллов

CаС2 → C2Н2 → C6H6 → C6H5NO2

Дайте названия продуктам реакции

Часть С. Задача

14. Выведите молекулярную формулу УВ, массовая доля углерода и водорода в котором составляют 81,82% и 18,18% . Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 2. 4 балла

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 3

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл

1. Укажите общую формулу алкинов

1) CnH2n +2 2) CnH2n 3) CnH2n—2 4) CnH2n -6

2. Укажите к какому классу относится УВ с формулой С6Н5 – СН3

1) алканов 2) алкенов 3) алкинов 4) аренов

  1. Укажите название изомера для вещества, формула которого СН3 – СН — СН2 – СН3

|

СН3

1) бутан 2) 2 метилпропан 3) 3 метилпентан 4) пентан

4. Укажите название гомолога для бутина 1

1) бутин 2 2) пентин 2 3) пентин 1 4) гексин 2

5. Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) гексан 2) гексен 1 3) гексин 1 4) гексадиен 1,3

6. Укажите название вещества, для которого характерна реакция полимеризации

1) бутадиен 1,3 2) бутан 3) бензол 4) циклогексан

+ HSO +HСl

7. Укажите формулу вещества X в цепочке превращений С2Н5ОН → X → СН3 – СН2Cl

1) C2H2 2) C2H4 3) C2H6 4) C3H6

8. Укажите название реакции присоединения к ацетилену воды

1) Вюрца 2) Кучерова 3) Зайцева 4) Марковникова

9. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С2Н6 и HCl 2) С2Н4 и Сl2 3) С2Н16 и Н2O 4) С6Н6 и Н2О

10. Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании этена

1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль

11. Сколько литров углекислого газа образуется, при сжигании 6,8 г пентина

1) 3,36 л 2) 11,2 л 3) 6,72 л 4) 3,42 л

Часть Б. Задания со свободным ответом

12. Перечислите области применения алкинов. 2 балла

13. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений: 6 баллов

СН4 → C2Н2 → C6H6 → C6H5Cl

Дайте названия продуктам реакции

Часть С. Задача

14. Выведите молекулярную формулу УВ, массовая доля углерода и водорода в котором составляют 92,31% и 7,69% . Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 13. 4 балла

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 4

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл

1. Укажите общую формулу алканов

1) CnH2n +2 2) CnH2n 3) CnH2n—2 4) CnH2n -6

  1. Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН = С – СН3

1) алканов 2) алкенов 3) алкинов 4) аренов

3. Укажите название изомера для вещества, формула которого СН2 = СН — СН = СН2

1) 2 метилбутадиен 1,3 2) бутин 1 3) бутен 1 4) бутан

4. Укажите название гомолога для 2 метилпропана

1) 2 метилбутан 2) 2 метилбутен 1 3) пропан 4) пропен

5. Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидратации

1) ацетилен 2) бутан 3) полиэтилен 4) циклобутан

6. Укажите название вещества, для которого характерна реакция присоединения

1) метан 2) пропан 3) пропен 4) этан

t, С актив.

7. Укажите формулу вещества X в цепочке превращений СН4 → С2Н2 → X

1) С6Н6 2) C5Н14 3) С6Н5 – СН3 4) C6Н12

8. Укажите, согласно какому правилу осуществляется отщепление галогеноводорода

1) Вюрца 2) Кучерова 3) Зайцева 4) Марковникова

9. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) СН4 и Н2 2) С6Н6 и Н2О 3) С2Н2 и Н2О 4) С2Н6 и Н2О

10. Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании этина

1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль

11. Сколько литров кислорода потребуется для сжигания 8,4 г гексена

1) 20,16 л 2) 10,12 л 3) 21,16 л 4) 11,12 л

Часть Б. Задания со свободным ответом

12. Перечислите области применения аренов. 2 балла

13. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений: 6 баллов

С2Н5ОН → C2Н4 → C2H5Cl → C4H10

Дайте названия продуктам реакции

Часть С. Задача

14. Выведите молекулярную формулу УВ, массовая доля углерода и водорода в котором составляют 85,7% и 14,3% . Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 28. 4 балла

Эталоны ответов

1) CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl

хлорметан

р. замещения (галогенирование)

2)2 CH3Cl + 2Na → C2H6 + 2NaCl

этан

р. Вюрца

3) C2H6+HNO3 →C2H5NO2 +H2O

нитроэтан

р. замещения (нитрование)

1) СаC2 + 2Н2О → C2Н2 + Са(ОН)2

ацетилен

р. получения ацетилена

2) 3C2Н2 → C6H6

бензол

р. тримеризации

3) C6H6+HNO3 →C6H5NO2 +H2O

нитробензол

р. замещения (нитрование)

1) 2CH4 → C2Н2 + 3H2

ацетилен

р. разложения

2) 3C2Н2 → C6H6

бензол

р. тримеризации

3) C6H6+ Cl2 →C6H5Cl +HCl

хлорбензол

р. замещения (галогенирование)

1) C2H5ОН → C2H4 + H2О

этилен

р. разложения (дегидратация)

2) C2H4 + HCl → C2H5Cl

хлорэтан

р. присоединения (гидрогалогенирование)

3) 2C2H5Cl+2Nа →C4H10 +2NaCl

р. Вюрца бутан

14

1) М(СхНу)=29 ·2=58г/моль

2) υ(C)=(0,833·58)/12=4моль

3) υ(Н)= 0,167·58/1 = 8моль

Ответ: С4Н8

1) М(СхНу)=2 · 2= 4г/моль

2) υ(C)=(0,8182· 4) /12 =2моль

3) υ(Н)=(0,1818 · 4)/1 =6моль

Ответ: С2Н6

1) МСхНу)=13 · 2 =26г/моль

2) υ(C)=(0,9213 · 26) /12 =2моль

3) υ(Н)=(0,0769 · 26)/1 = 2моль

Ответ: С2Н2

1) МСхНу)=28 · 2 =56г/моль

2) υ(C)=(0,857 · 56) /12 =4моль

3) υ(Н)=(0,143 · 56)/1 = 8моль

Ответ: С4Н8

Критерии оценок

«5» — 17 – 23 баллов (76 — 100%)

«4» — 11 – 22 баллов (47 – 75%)

«3» — 8 – 10 баллов (34 – 46%)

«2» менее 8 баллов

infourok.ru

Контрольная работа по органической химии

Контрольная работа по разделу: «Органическая химия»

Вариант 1

1 Номенклатура органических соединений

А) Назовите органическое соединение по систематической номенклатуре

Б) Составьте структурную формулу органических соединений:

1) 2,3,3-триметилпентан

2) 2,3-диметил, 3-этилпентен-1

2 Осуществите цепочку превращений

C2H5OH→C2h5→C2H6→C2H5CL

3 Решите задачу на вывод химической формулы:

Относительная плотность по водороду неизвестного вещества, в котором массовая доля углерода 75%, водорода- 25%, равна 8. Найдите молекулярную формулу вещества.

Контрольная работа по разделу: «Органическая химия»

Вариант 2

1 Номенклатура органических соединений

А) Назовите органическое соединение по систематической номенклатуре

Б) Составьте структурную формулу органических соединений:

1) 2,2,3,3-тетраметилгексан

2) 2,-метилбутанол

2 Осуществите цепочку превращений

C3h5→C3H6→ C3H8→CO2

3 Решите задачу на вывод химической формулы:

Найдите молекулярную формулу вещества, в котором содержание углерода – 82,8%, водорода- 17,2% по массе. Относительная плотность его по водороду равна 29.

Контрольная работа по разделу: «Органическая химия»

Вариант 3

1 Номенклатура органических соединений

А) Назовите органическое соединение по систематической номенклатуре

Б) Составьте структурную формулу органических соединений:

1) 2,5-диметилгептан

2) 2,2-диметилпентановая кислота

2 Осуществите цепочку превращений

C2H5OH→C2h5→C2H6→C2H5Br

3 Решите задачу на вывод химической формулы:

Предельный углеводород содержит 75% углерода. Его плотность по водороду-8. Найдите молекулярную формулу вещества.

Контрольная работа по разделу: «Органическая химия»

Вариант 4

1 Номенклатура органических соединений

А) Назовите органическое соединение по систематической номенклатуре

Б) Составьте структурную формулу органических соединений:

1) 2,6-диметил, 3-этилгептан

2) 2,3,3-триметилпентанол

2 Осуществите цепочку превращений

C2H5OH→C2h5→CO2→C6h22O6

3 Решите задачу на вывод химической формулы:

Найдите молекулярную формулу вещества, в котором: С- 54,4%, О- 36.4%, Н- 9,2%. Плотность паров искомого вещества по водороду 44.

Контрольная работа по разделу: «Органическая химия»

Вариант 5

1 Номенклатура органических соединений

А) Назовите органическое соединение по систематической номенклатуре

Б) Составьте структурную формулу органических соединений:

1) 3,6-диметил, 2-этилнонан

2) 4-метилпентен-2

2 Осуществите цепочку превращений

C2h5→ C2H5OH→CO2→C6h22O6

3 Решите задачу на вывод химической формулы:

Найдите молекулярную формулу алкена, массовая доля углерода в котором составляет 85,7%. относительная плотность паров этого вещества по углекислому газу равно 1,593

Контрольная работа по разделу: «Органическая химия»

Вариант 6

1 Номенклатура органических соединений

А) Назовите органическое соединение по систематической номенклатуре

Б) Составьте структурную формулу органических соединений:

1) 3,6-диметил, 2-этилнонан

2) 3-метилгексанол

2 Осуществите цепочку превращений

Ch5→ C2h3→C2Н4→C2Н5OH

3 Решите задачу на вывод химической формулы:

Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. Плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Определите формулу.

infourok.ru

Итоговая контрольная работа «Органическая химия»

Итоговая контрольная работа

«Органическая химия»

Вариант – 3

Ответом к заданиям 1-7 является цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Изо­ме­ром 4,4-ди­ме­тил­пен­ти­на-1 яв­ля­ет­ся

 1) 2,3-ди­ме­тил­пен­тан 2) 3 -этил­пен­та­ди­ен-1,3

3) 2,3-ди­ме­тил­бу­тан 4) 2,3,3-три­ме­тил­бу­тен-1

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о свой­ствах аро­ма­ти­че­ских уг­ле­во­до­ро­дов?

А. Бен­зол обес­цве­чи­ва­ет рас­твор пер­ман­га­на­та калия.

Б. То­лу­ол всту­па­ет в ре­ак­цию по­ли­ме­ри­за­ции.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Какое ве­ще­ство ре­а­ги­ру­ет и с со­ля­ной кис­ло­той, и с гид­рок­си­дом меди(II) без на­гре­ва­ния?

 1) фенол 2) 2-ме­тил­про­па­нол-2

3) эти­лен­гли­коль 4) ди­ме­ти­ло­вый эфир

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о свой­ствах му­ра­вьи­ной кис­ло­ты?

А. Всту­па­ет в ре­ак­цию с ам­ми­ач­ным рас­тво­ром ок­си­да се­реб­ра.

Б. Яв­ля­ет­ся од­но­ос­нов­ной кис­ло­той.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба утвер­жде­ния 4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

5. Элек­тро­ли­зом аце­та­та калия по­лу­ча­ют

 1) аце­ти­лен 2) цик­ло­про­пан 3) этан 4) эти­лен

6. В схеме пре­вра­ще­ний ве­ще­ством «X» яв­ля­ет­ся

 1) бу­та­нол-1 2) бром­этан 3) этан 4) эти­лен

7. Рас­твор пер­ман­га­на­та калия можно ис­поль­зо­вать для об­на­ру­же­ния

 1) бен­зо­ла 2) цик­ло­пен­та­на

3) бу­та­на 4) про­пе­на

В задании 8 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца, запишите выбранные цифры.

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­му­лой ве­ще­ства и клас­сом (груп­пой) ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний, к ко­то­ро­му(-ой) оно при­над­ле­жит.

ФОР­МУ­ЛА ВЕ­ЩЕ­СТВА

A)

Б)

B)

Г)

 КЛАСС ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКИХ СО­ЕДИ­НЕ­НИЙ

1) про­стые эфиры 2) слож­ные эфиры 3) уг­ле­во­до­ро­ды

4) уг­ле­во­ды 5) аль­де­ги­ды 6) спир­ты

Ответом к заданиям 9-11 является последовательность трёх цифр, которые соответствуют номерами правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания.

9. Ре­ак­ция хло­ри­ро­ва­ния ме­та­на про­те­ка­ет

1) по ион­но­му ме­ха­низ­му 2) в не­сколь­ко ста­дий

3) с об­ра­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных хлор­про­из­вод­ных

4) при усло­вии яр­ко­го осве­ще­ния в на­ча­ле ре­ак­ции

5) с по­гло­ще­ни­ем энер­гии

6) в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом В.В. Мар­ков­ни­ко­ва

10. Со све­же­оса­ждённым гид­рок­си­дом меди(II) вза­и­мо­дей­ству­ет

 1) ук­сус­ная кис­ло­та 2) про­па­наль 3) аце­тон

4) про­па­нол-2 5) гли­це­рин 6) ди­эти­ло­вый эфир

11. Ди­ме­тил­амин

1) твер­дое ве­ще­ство 2) плохо рас­тво­рим в воде

3) вза­и­мо­дей­ству­ет с сер­ной кис­ло­той

4) про­яв­ля­ет кис­лот­ные свой­ства

5) вза­и­мо­дей­ству­ет с рас­тво­ром хло­ро­во­до­ро­да 6) горит на воз­ду­хе

12. На­пи­ши­те урав­не­ния ре­ак­ций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие пре­вра­ще­ния:

В урав­не­нии ука­жи­те струк­тур­ные фор­му­лы ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

Итоговая контрольная работа

«Органическая химия»

Вариант – 3

Ответом к заданиям 1-7 является цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Изо­ме­ром 4,4-ди­ме­тил­пен­ти­на-1 яв­ля­ет­ся

 1) 2,3-ди­ме­тил­пен­тан 2) 3 -этил­пен­та­ди­ен-1,3

3) 2,3-ди­ме­тил­бу­тан 4) 2,3,3-три­ме­тил­бу­тен-1

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о свой­ствах аро­ма­ти­че­ских уг­ле­во­до­ро­дов?

А. Бен­зол обес­цве­чи­ва­ет рас­твор пер­ман­га­на­та калия.

Б. То­лу­ол всту­па­ет в ре­ак­цию по­ли­ме­ри­за­ции.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Какое ве­ще­ство ре­а­ги­ру­ет и с со­ля­ной кис­ло­той, и с гид­рок­си­дом меди(II) без на­гре­ва­ния?

 1) фенол 2) 2-ме­тил­про­па­нол-2

3) эти­лен­гли­коль 4) ди­ме­ти­ло­вый эфир

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о свой­ствах му­ра­вьи­ной кис­ло­ты?

А. Всту­па­ет в ре­ак­цию с ам­ми­ач­ным рас­тво­ром ок­си­да се­реб­ра.

Б. Яв­ля­ет­ся од­но­ос­нов­ной кис­ло­той.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба утвер­жде­ния 4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

5. Элек­тро­ли­зом аце­та­та калия по­лу­ча­ют

 1) аце­ти­лен 2) цик­ло­про­пан 3) этан 4) эти­лен

6. В схеме пре­вра­ще­ний ве­ще­ством «X» яв­ля­ет­ся

 1) бу­та­нол-1 2) бром­этан 3) этан 4) эти­лен

7. Рас­твор пер­ман­га­на­та калия можно ис­поль­зо­вать для об­на­ру­же­ния

 1) бен­зо­ла 2) цик­ло­пен­та­на

3) бу­та­на 4) про­пе­на

В задании 8 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца, запишите выбранные цифры.

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­му­лой ве­ще­ства и клас­сом (груп­пой) ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний, к ко­то­ро­му(-ой) оно при­над­ле­жит.

ФОР­МУ­ЛА ВЕ­ЩЕ­СТВА

A)

Б)

B)

Г)

 КЛАСС ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКИХ СО­ЕДИ­НЕ­НИЙ

1) про­стые эфиры 2) слож­ные эфиры 3) уг­ле­во­до­ро­ды

4) уг­ле­во­ды 5) аль­де­ги­ды 6) спир­ты

Ответом к заданиям 9-11 является последовательность трёх цифр, которые соответствуют номерами правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания.

9. Ре­ак­ция хло­ри­ро­ва­ния ме­та­на про­те­ка­ет

1) по ион­но­му ме­ха­низ­му 2) в не­сколь­ко ста­дий

3) с об­ра­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных хлор­про­из­вод­ных

4) при усло­вии яр­ко­го осве­ще­ния в на­ча­ле ре­ак­ции

5) с по­гло­ще­ни­ем энер­гии

6) в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом В.В. Мар­ков­ни­ко­ва

10. Со све­же­оса­ждённым гид­рок­си­дом меди(II) вза­и­мо­дей­ству­ет

 1) ук­сус­ная кис­ло­та 2) про­па­наль 3) аце­тон

4) про­па­нол-2 5) гли­це­рин 6) ди­эти­ло­вый эфир

11. Ди­ме­тил­амин

1) твер­дое ве­ще­ство 2) плохо рас­тво­рим в воде

3) вза­и­мо­дей­ству­ет с сер­ной кис­ло­той

4) про­яв­ля­ет кис­лот­ные свой­ства

5) вза­и­мо­дей­ству­ет с рас­тво­ром хло­ро­во­до­ро­да 6) горит на воз­ду­хе

12. На­пи­ши­те урав­не­ния ре­ак­ций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие пре­вра­ще­ния:

В урав­не­нии ука­жи­те струк­тур­ные фор­му­лы ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *