Задание 5 русский язык – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 5 ЕГЭ 2016 | скачать бесплатно

Задания по русскому языку, 5 класс: для занятий дома

Если ваш ребёнок пошёл в 5 класс, то это самое время, когда нужно более серьёзней подойти к занятиям по его обучению и образованию. Начальная школа уже позади и важно, чтобы первая ступенька средней школы прошла без каких-либо затруднений. В средней школе сложность и количество предметов существенно возрастают. Ребёнку в этот период необходимо заниматься не только в школе с учителем, но и с вами, родителями, чтобы вы могли контролировали его успеваемость. Для этого, в помощь вам, мы приводим задания по каждой теме из программы по русскому языку за 5 класс. Вы также, можете легко придумать аналогичные примеры самостоятельно, когда отрешаете представленные. Эффективнее решать их вместе с ребёнком, попутно задавая дополнительные вопросы, вместе разбирать непонятные примеры. Но можно дать их ребёнку и для самостоятельной работы, а затем вместе разобрать ошибки.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Содержание

Задание 1. Знание частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частица)

Задание 2. Правописание частей речи
Задание 3. Виды предложений по цели высказывания
Задание 4. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)
Задание 5. Виды словосочетаний
Задание 6. Знаки препинания при однородных членах предложения
Задание 7. Знаки препинания при обращениях
Задание 8. Знаки препинания при вводных словах
Задание 9. Знаки препинания в сложных предложениях (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения)
Задание 10. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Задание 11. Стили литературного языка
Задание 12. Мягкий знак и гласные после шипящих, гласные после «ц»
Задание 13. Морфемный разбор слова
Задание 14. Безударные гласные в корне слова
Задание 15. Чередующиеся гласные в корне слова
Задание 16. Приставки на з/с, приставки пре/при
Задание 17. Буква «ы» после приставок
Задание 18. Литературные приёмы
Задание 19-20. Умение расставлять знаки препинания, правильно подбирать и применять правила грамматики

Задание 1

Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли:

Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы:

На дорог…, ш…в на плать…, знач…к, доверч…вый, син…м плам…нем, о хорош…м человеке, в зимни… сумерки, город разв…вается, косы разв…ваются, свободно дыш…тся, качели покач…ваются, пойти влев…, изредк… посматр…вать, (н…)кто иной, (н…)кто (не)известный, (в)течени…, (в)отличи…

Задание 3

Дайте характеристику предложению (повествовательное/побудительное/вопросительное, восклицательное/невосклицательное, простое/сложное (если сложное, ССП или СПП), распространённое/нераспространённое):

  • Мама придёт поздно.
  • Пока ты тут отдыхаешь, я всю квартиру отдраила!
  • Вынеси мусор.
  • Ты пойдёшь со мной в кино?
  • А всё потому, что ты лентяй!
  • Если я сейчас не сяду за пианино, то не успею выучить этюд к экзамену.
  • Он и песни пишет, и в теннис играет, и на огороде работать успевает.
  • Ах, скорее бы осень!

Задание 4

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

  • Как только я кивну, сразу опускай занавес.
  • Карандаш – не краски, так выразительно не получится.
  • Ты успеешь написать сочинение до конца недели?
  • Светает.
  • Не бойся, она не кусается.
  • Аккуратно! Это наша семейная реликвия, очень древняя флейта, моему прадедушке её подарил индеец во время экспедиции.
  • Появился и исчез.
  • Я буду ждать тебя у нашего шалаша около полудня, хорошо?

Задание 5

Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление):

Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.

Задание 6

Расставьте знаки препинания при однородных членах:

  • Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест!
  • Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть.
  • Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль.
  • Выбирай: я или он.
  • Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.

Задание 7

Расставьте знаки препинания при обращениях:

  • Мама ну сколько можно!?
  • Спокойствие Павлуша спокойствие.
  • Знаете Марфа Никитична это непозволительно!
  • А вы что думаете Андрей?
  • Оглянитесь дети что вы видите?
  • Река-река не выходи за берега!

Задание 8

Расставьте знаки препинания при вводных словах:

  • Я наверное пойду.
  • Мы вообще-то ещё не закончили.
  • Кстати в следующую среду Саша уезжает, может устроим ему сюрприз?
  • Я бы купила это платье, но оно такое праздничное как думаешь?

Задание 9

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

  • Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью.
  • У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года.
  • Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились.
  • Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места.
  • Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.

Задание 10

Расставьте знаки препинания при прямой речи:

  • Привет крикнула Анна едва увидев подол платья в дверном проёме.
  • Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона.
  • Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!

Задание 11

Определите к какому литературному стилю относится каждое предложение:

  • Лучики солнца щекотали его лицо, он лежал на траве, смотрел на небо, на плывущие облака, и всё казалось ему таким ненужным, второстепенным.
  • Учёным наконец-то удалось установить примерный возраст недавно найденной в Египте статуэтки Ра.
  • Довожу до Вашего сведения, что не явился на работу 4 марта 2008 года по причине болезни, выписка врача прилагается.

Задание 12

Вставьте пропущенные буквы:

Он был свеж…, ч…рный, ноч…, печ…нка, нож…, горяч…, медвеж…нок, ж…лтый, ж…лудь, девч…нка, ц…плёнок, стаж…р, ш…колад, ож…г, замуж…, ш…рох лж…ш…, решишь…, жж…т, сгущ…нка, руч…нка, теч…т, дириж…р, наш…, ноч…вка, ц…кл, на улице было свеж…

Задание 13

Разберите слова по составу (приставка, корень, суффиксы, окончание, основа):

Пыль, сразу, подъехала, подойти, водопад, коробка, деревянный, сверхинтересный, удивительный, снизойти, родственник, ключик, букварь, коэффициент.

Задание 14

Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова:

Увл…кательная, прим…рить соперников, бл…жайшая, нав…вает, прим…рять платье, разр…дить батарейку, пос…деть к старости, ум…лять простить, пос…деть на дорожку, ум…лять значение.

Задание 15

Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования:

Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.

Задание 16

Вставьте пропущенные буквы:

Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.

Задание 17

Вставьте пропущенные буквы:

Сверх…зысканный, меж…гровой, меж…нститутская, во…стину, без…мянный, об…грать, сверх…нформативный, за…грать, по…грать, сверх…скусный, без…дейный, раз…скать, суб…нспектор, дез…нформация, раз…грать, контр…гра, сверх…нтересный, роз…грыш, пост…ндустриальный.

Задание 18

Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях:

Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит,

Задание 19

Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор:

Леночка сидела в своей комнате и читала очередной роман. Отец постоянно сердился что она забивает голову такой чушью. Он пр…носил Лене много умных книжек их чтение не дост…вляло девоч…ке удовольствия однако на радость отцу она их всё же читала*. Лена в принц…пе была умной и красивой девочкой но слишком уж спокойной. Заставить её выйти на улицу – задача (

не)выполнимая как и заставить улыбнуться*. Но иногда она сама неожиданно выбегала из дома доходила до реки долго там гуляла а возвращалась всегда счастливая и уставшая. Так произошло и в этот раз. Но Леночка задержалась дольше обычного отец стал бепокоится и решил …ходить за ней. Сначала показался берег правее мужчина заметил холст а возле холста свою доч…. О хобби дочери отец ничего не знал. Девочка и…далека заметила его и на её щеках выступил румянец. Лена готовилась к выговору. Отец подош…л и долго молчал. Сначала он смотрел на девочку потом минуты две смотрел на холст. Но в выражении его лица не было и намека на злобу или недовольство. Его лицо выражало невероятную нежность и с ещё большей нежностью он смотрел на свою девочку. На холсте были изображены река и мост а на мосту мужчина с девочкой очень сильно напоминавшие его с дочерью. Лена думала что отец не оценит её любви к иску…тву*. Он всегда хотел сделать из дочки математика или физика и не очень лестно отзывался о всевозможных иску…твах. Но в тот вечер он сказал ей фразу которую Лена запомнила на всю жизнь он сказал (н…)когда не думай о том кем тебя хотят видеть всегда думай о том кем хочеш… видеть себя ты так где мы повесим эту картину?

Задание 20

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания:

На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него у сам ого улучшается настроение.

childage.ru

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные:

Вариант 1

1. На ребенке было (одето, надето) теплое пальто.

2. Огурцы были (водные, водянистые).

3. Обед был (сытым, сытным).

4. Мы выразили (признание, признательность) за труд нашим хлеборобам.

5. Избирательная (компания, кампания) прошла с успехом.

6.Я (представил, предоставил) документы вовремя.

7.Он хорошо разбирался в технике, но был (невежей, невеждой) в искусстве.

8. Экономия электроэнергии должна быть (эффектной, эффективной).

9. Характер героя был (скрытым, скрытным).

10.Действия продавца были (суетными, суетливыми).

Вариант 2

1.В школе принят (деловой, деловитый) стиль одежды.

2. Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает (гармоничный, гармонический) фон мелодии.

3. Бетховен — (великий, величественный) музыкант.

4.Открывая произведение, заголовок выполняет (информативную, информационную) функцию.

5. К (желательной, желанной) цели тебя приведет не столько мечта, сколько труд и упорство.

6. (Демократичная, демократическая) партия России появилась в переломный для страны момент – в 1990 году.

7. Он человек веселый, (иронический, ироничный).

8. (Гуманность, гуманизм) пушкинской эпохи озарил есенинскую музу немеркнущим светом истинной человечности.

9. Кальций способствует укреплению (костной, костяной) системы, мускулатуры, ногтей, волос.

10. Что значит «(гармоничный, гармонический) человек» в вашем понимании?

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

1

надето

деловой

2

водянистые

гармонический

3

сытным

великий

4

признательность

информативную

5

кампания

желанной

6

предоставил

демократическая

7

невеждой

ироничный

8

эффективной

гуманизм

9

скрытным

костной

10

суетливыми

гармоничный

Приложение

Гармоничный — гармонический

Гармоничный — благозвучный, стройный; исполненный гармонии. Примеры употребления: гармоничное стихотворение, гармоничная личность, гармоничный мир.

Гармонический — основанный на принципах гармонии. Примеры употребления: гармонические построения, гармоническое развитие, гармонические пропорции, термин: гармонические колебания.

Деловой — деловитый

Деловой — 1) связанный с делом, с работой, 2) знающий, опытный в делах. Примеры употребления: деловой стиль одежды, тон, разговор; деловая встреча, деловое письмо, деловые связи, деловые круги.

Деловитый — умелый, толковый, предприимчивый. Примеры употребления: деловитая походка, деловитый вид, деловитые манеры.

Информативный — информационный

Информативный — несущий информацию, насыщенный информацией. Примеры употребления: информативный текст (содержащий много информации), информативный сигнал, информативный показатель, информативный тон.

Информационный — относящийся к информации. Примеры употребления: информационное бюро, информационный бюллетень, информационное сообщение, информационный кризис, информационный ресурс, информационный характер, информационный обмен.

Представить — предоставить

Представить — 1) дать для ознакомления, 2) выделить, послать в качестве представителя, 3) ходатайствовать о награде, повышении в чине, должности, 4) познакомить, отрекомендовать, 5) показать, продемонстрировать, 6) изобразить на сцене, сыграть, 7) мысленно вообразить. Примеры употребления: представить результаты исследования, представить документы; представить кандидатов от области, от школы; представить к награде; представить жениха родителям; представить перспективы, направление работы; актёры удачно представили чувства и состояния своих героев; представить себе что-либо, представлять интерес.

Предоставить — 1) дать возможность пользоваться или владеть чем-либо, 2) дать возможность или право делать что-то.

Примеры употребления: предоставить возможности, предоставить свободу выбора, право; предоставьте мне самой решать, предоставить управление имением новому человеку.

Невежда — невежа

Невежда — невежественный, малосведущий, малообразованный. Примеры употребления: Он полный невежда: книги за жизнь не прочёл. Невеждой быть стыдно.

Невежа — невежливый, нарушающий нормы вежливого поведения. Примеры употребления: Он грубый и неотёсанный невежа. Не будь невежей.

Скрытный — скрытый

Скрытный — скрывающий свои чувства, мысли, намерения; не обнаруживающий себя или скрываемый. Примеры употребления: скрытный человек; скрытная любовь, скрытная жизнь.

Скрытый — прич. от гл. скрыть; скрываемый, тайный, не обнаруживаемый явно; внешне незаметный или ещё не проявившийся.
Примеры употребления: скрытая угроза, скрытая досада, скрытая насмешка, скрытые возможности, скрытая сила, скрытый смысл, скрытая камера.

videouroki.net

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 5

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 5

Лексические нормы (употребление паронимов)

Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффексов в русском языке, различной сочетаемостью слов, а также отсутствием у экзаменуемых навыка определения лексического значения слова в контексте.

Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения: невежа – невежда, одеть – надеть.

Члены паронимических пар:

  1. Имеют разные лексические значения.

  2. Сочетаются с разными словами.

Чтобы понять разницу в употреблении слов, нужно попробовать формировать их лексические значения, а затем попытаться определить, в чём состоит различие этих значений.

Довольно часто правильно сформулировать лексическое значение каждого из паронимов позволяет подбор синонимов к ним. Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляется в сочетаемости их с другими словами.

Выполняя задание № 5, рассуждайте по образцу:

  1. Проверяем правильность употребления выделенных слов в каждом из данных предложений.

  2. Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.

Лексические нормы (употребление паронимов)

Вариант № 1

  1. Какая пара слов является синонимами?

  1. Греческий – грецкий

  2. Высокомерие надменность

  3. Высокий – низкий

  4. Комнату заставили мебелью – меня заставили учиться

  1. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

  1. Войти на вершину горы — глубинные процессы

  2. Дипломатический ход — доверчивый тон

  3. Терпимость к чужим поступкам – дипломатичный вопрос

  4. Взойти в класс – грозовая туча

  1. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?

  1. Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

  2. Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

  3. Он произнёс эти слова ледовым голосом.

  4. Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

  1. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

  1. Учреждение выплачивает расходы по командировке.

  2. Заработную плату выплатили с опозданием.

  3. В конце года сотрудникам выплатили премию.

  4. Писателю в издательстве выплатили гонорар.

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Великая Победа 1945 года в немалой степени обусловлена нравственными качествами русского человека.

Зверёк сидит на сосне, с деловитым хрустом грызёт гостинец.

Участники конкурса – обычные школьники, которые прошли в своих городах отборные туры и приехали на финал.

Гринин друг, француз, утверждает, что от этих картин исходит живительная сила.

Ответ: __________________________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы.

Мемориал включает музей Демидовых, монумент, просторный памятный сквер.

После зарослей ивняка начинался вековой платановый лес, за ним – кленовый.

Долг историка выяснить, наиболее ли удачливый путь к цели был избран, с какими жертвами был пройден.

Ответ:____________________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В весеннюю пору наш старый яблоневый сад весь бывал охвачен густым цветением.

Чага – это древесный гриб, который растёт на стволе берёзы.

Красочный цвет этих утёсов в зависимости от солнечного освещения очень разный.

Вместе с тихою вечернею прохладою в воздухе разнеслась живая свежесть.

Его дед был настоящий греческий пират и где-то огромные сокровища.

Ответ:__________________________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Из хвойной древесины производят лучшую целлюлозу и газетную бумагу, древесный уголь, уксусную кислоту.

Профессиональные спасительные службы возникли там, где человеку грозила особая опасность – на воде и в горах.

Певица продемонстрировала редкостный артистизм в арии Графини из «Свадьбы Фигаро» Моцарта.

Этот удивительный, величественный, неповторимый храм является украшением нашего города и всей России.

У меня сохранились тёплые воспоминания о походах в зоосад с бабушкой и родителями.

Лексические нормы (употребление паронимов)

Вариант № 2

  1. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.

  1. Дерево — цветок

  2. Родной — чужой

  3. Ранний – поздний

  4. Правда – ложь

  1. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

  1. В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

  2. За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города.

  3. Меру пришлось заняться жилищными проблемами.

  4. Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.

  1. В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить слово вековой?

  1. У мемориала горит вечный огонь.

  2. Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах.

  3. Это было их любимое, уютное место в парке, между вечными дубами.

  4. Понятия добра и зла, любви и ненависти – понятия вечные.

  1. В каком предложении вместо слова плаксивый нужно употребить слово плакучий?

  1. Надя плаксивым и злым голосом крикнула Мише : «Постой!»

  2. Мама никогда не увидит меня плаксивой раздражительной старухой, какой увидела её я.

  3. Недалеко от леса стояли раскидистые берёзы, склонившие почти до земли плаксивые жёлтые шапки.

  4. Вова самый сильный и крепкий и в то же время самый плаксивый из всех ребят.

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Жизнь прошла, оставив воспоминания о былых радостях и счастье.

Вечером следует отдохнуть, встряхнуть с себя заботы дня.

От умного дипломата многое зависит в международных делах.

Неизбежны коренные изменения в области сельского хозяйства.

Ответ:__________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В этих историях Мишка попадает в смешные, нелепые и комические ситуации, в которых он ведёт себя также смешно.

Льва называют царём зверей не столько за величественный вид, сколько за могучий голос, от которого содрогается всё живое.

Самые удачные и интересные репетиции всегда те, когда каждый из участников работы вносит в них что-то своё.

Нам обоим казалось, что побывать в Европе – это как глотнуть живой воздух.

Ответ:__________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На первом курсе института Данила уже работал охотно и с гордыней делал подарки домашним.

Мама – удивительно цельный человек: для неё не существует полутонов, только чёрное и белое.

Среди векового бора виднелось низкое закатное солнце, и откуда-то доносились редкие пушечные выстрелы.

Решается задача путём манипуляций и логических рассуждений.

Любого агрессора, проникшего на нашу священную землю, ждёт плачевная участь.

Ответ:__________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вот что значит удачная фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

Маститые учёные предлагали массу вполне логических объяснений результатов опытов.

На улице цельный день моросит холодный осенний дождь.

Месяц ещё не вставал, и только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на тёмно-синем своде.

Близко к изгороди прошествовал величественный жеребец.

Ответ:__________________________________________

ОТВЕТЫ:

№ 1

№ 2

1

2

1

2

3

2

3

3

3

4

1

3

5

отборочный

Стряхнуть

6

удачный

живительный

7

живительная

гордостью

8

спасательные

целый

Критерии оценивания:

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

0-3 баллов –«2»

Литература

  1. Драбкина С. В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ Драбкина С. В., Д. И. Субботин. – 2-е изд.,испр. – Москва: Интеллект – Центр, 2017. – 320 с.

  2. Сенина Н.А. Русский язык.ЕГЭ – 2016. Тематический тренинг. Модели сочинений. 10-11 классы: учебное пособие/Н..А Сенина, С.В. Гармаш / Под редакцией Н.А. Сениной. – Растов н/Д:Легион, 2015. – 423 с. – (ЕГЭ).

  3. Учебное пособие. Модульный курс. Русский язык. ЕГЭ. Рабочая тетрадь. Москва «Просвещение», 2016.

ФИ учащегося:__________________________________________________________Дата ______________________

ОТВЕТЫ:

Вариант/

задание

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

ФИ учащегося:__________________________________________________________Дата _______________________

ОТВЕТЫ:

Вариант/

задание

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

ФИ учащегося:__________________________________________________________Дата _______________________

ОТВЕТЫ:

Вариант/

задание

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

ФИ учащегося:__________________________________________________________Дата _______________________

ОТВЕТЫ:

Вариант/

задание

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

infourok.ru

Русский язык ЕГЭ Задание №5 Теория

 Задание № 5 . Паронимы. Список

 Паронимов очень много в русском языке. Предлагаю карточки, которые помогут вам, ребята, разобраться в значении паронимов и не путать их в речи.

 

 

 

Содержание

Карточка 1

Абонент — абонемент

Адресат-адресант

Апробировать – опробовать

Архаический – архаичный

Аффект – эффект

Безответный- безответственный

Безыскусный — безыскусственный

Бережливый – бережный

Блудить – блуждать

Боязливо-боязно

 

Карточка 2

Будний – будничный

Веский – весомый

Виновный – виноватый

Внештатный — нештатный

Военный — воинский

Враждебный — вражеский

Встать-стать

Всякий — всяческий

Выборный — выборочный

Вычесть – высчитать

 

Карточка 3

Гарантийный – гарантированный

Гигиенический – гигиеничный

Главный – заглавный

Гривастый – гривистый

Гуманистический – гуманный

Демократичный – демократический

Дефектный  — дефективный

Динамический  — динамичный

Дипломат – дипломант

Дипломатичный – дипломатический

 

Карточка 4

Длинный – длительный

Добровольный – добровольческий

Добрый – добротный

Доверительный – доверчивый

Догма – догмат

Договор – договорённость

ДомовОй – домОвый

Драматический – драматичный

Дружеский – дружественный

Духовный – душевный

 

Карточка 5

Желанный – желательный

Жизненный – житейский

Занятой – занятый

Запасный – запасливый

Засеять – посеять

Затруднённый – затруднительный

Злобный – злостный

Значение – значимость

Интеллигентный – интеллигентский

Исполнительный — исполнительский

 

 

Карточка 6

 

Истина – истинность

 

Историчный – исторический

 

Квалификационный – квалифицированный

 

Командированный – командировочный

 

Комический – комичный

 

Конструкторский – конструктивный

 

Короткий – краткий

 

Критический – критичный

 

Кровавый —  кровяной

 

Лирический – лиричный

 

 

 

Карточка 7

 

Логический – логичный

 

Мелкий – мелочный

 

Методический – методичный

 

Мифический – мифологический

 

Надеть – одеть

 

Наследство – наследие — наследование

 

Невежа – невежда

 

Невинный – невиновный

 

Ненавистнический – ненавистный

 

Нетерпимый – нестерпимый

 

 

 

Карточка 8

 

Новшество – новинка

 

Обоснование – основание

 

Обыкновенный – обычный

 

Огорчённый – огорчительный

 

Опечатки – отпечатки

 

Описка – отписка

 

Органический – органичный

 

Особенный – особый

 

Осудить – обсудить

 

Отражать – отображать

 

 

 

Карточка  9

 

Отчётный – отчётливый

 

Поверка – проверка

 

Приготовить – подготовить

 

Подпись – роспись

 

Политический – политичный

 

Помета – заметка

 

Помириться – примириться

 

Понятливый – понятный

 

Посмотреть – осмотреть

 

Постройка – строение

 

 

 

Карточка 10

 

Поступок – проступок

 

Практический – практичный

 

Представить – предоставить

 

Приметливый – приметный

 

Повести – произвести

 

Реалистический – реалистичный

 

Романтический – романтичный

 

Рыбная – рыбья

 

Скрытый – скрытный

 

Справить – отметить

 

 

 

Карточка 11

 

Статус – статут

 

Тактичный – тактический

 

Типичный – типический

 

Удачливый – удачный

 

Узнать – признать

 

Укрывать – скрывать

 

Урожай – урожайность

 

Усвоить – освоить

 

Фактический – фактичный

 

Хозяйский – хозяйственный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Тренировочные упражнения с ответами к заданию 5 ЕГЭ-2015

Задание 5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Пулей, вытянув шею, несётся чирок, над ним, не отставая, падая, примеряясь — проворный ХИЩНЫЙ сокол.

Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ забава — это потребность прирождённого таланта.

Тут послышались издали РИТМИЧНЫЕ щелчки, похожие на лёгкое щёлканье кнутом.

В нашей школе больше нет НЕПОПРАВИМЫХ двоечников.

Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась.

2) Оля стала ДИПЛОМАНТОМ в конкурсе сочинений на военно-патриотическую тему.

Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.

Город СТРЯХНУЛ оцепенение будней.

Из всех слов Витька выбрал самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое.

На солнце блестят ИГОЛЬЧАТЫЕ кристаллы снежинок.

В моей жизни это было самое ПАМЯТЛИВОЕ событие.

3) Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

Душевная рана иногда ЗАЖИВЛЯЕТ дольше, чем повреждение на теле.

Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень РИСКОВАННЫЙ.

Руками он раскопал одну из ямок, где спрятаны были бутылки с ГОРЮЧЕЙ смесью.

Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

4) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.

Можно было бы рассказать, как сделался он неисправным АБОНЕНТОМ библиотеки Философского института и библиотеки колледжа.

Первое описание заболевания, похожего по признакам на ЯЩУР, относится к 1514 году.

Борьба и КУЛАЧНЫЙ бой, особенно «стенка на стенку», были типичными приметами старинного русского быта

ЛОВЧИЙ сокол на охоте ценился более всего.

5) По грубо оштукатуренным стенам скатывались капли и, набегая одна на другую, образовывали длинные ПОТЁКИ.

Главой в семье была мать, умная, но властная и ДЕСПОТИЧНАЯ женщина.

Я столько месяцев был принуждён вести СКОТСКИЙ образ жизни, что испытал поистине райское блаженство, маясь в ванне.

Когда ГОНОЧНЫМ псам запрещают убегать в лес за дичью, то они дома бросаются на мирных домашних животных

Её слова открыли мне многое, но не загадку ГОРНОГО эха.

6) На трёх пластинках стоят НЕПОНЯТЛИВЫЕ буквы.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ и лечебные ванны появились в глубокой древности.

Жужжало веретено в её ЛОВКИХ руках.

Свой путь ГРАЖДАНСКОГО служения Пушкин осознаёт как возвышенный и благородный.

Человек ты, видно, ЗАПАСЛИВЫЙ: вон у тебя добра сколько.

Люди, вышедшие наружу, сняли шапки, повинуясь какому-то ЕДИНОМУ порыву.

КЛЮЧИ к заданию №5

№ задания

ответ

1

неисправимых

2

памятное

3

заживает

4

отборочном

5

гончим

6

непонятные

infourok.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 5. Паронимы

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 5.

 Паронимы

Наш экспресс домчал нас, ребята, до задания № 5. Да, здесь можно немного и задержаться, потому что паронимов так много в нашем языке, что возникает вопрос: а как же их все запомнить? Что нужно сделать, чтобы верно выполнить задание № 5?

Постараюсь дать вам рекомендации и советы, придерживаясь которые вполне можно успешно выполнить это непростое задание на ЕГЭ.

Алгоритм выполнения задания № 5

 

 

  • Сначала вспомните, что паронимы— это слова одной и той же части речи, похожие по звучанию, но имеющие разный смысл. Схожесть звучания и приводит к тому, что мы путаем их, используя в предложении, например, слово абонемент, а нужно абонент, каменный вместо каменистый . Корни-то у них одни, это и вводит в заблуждение.

  • Итак, что такое паронимы поняли. Они часто бывают парами, но иногда и по 3 слова в группе, например, водный-водяной-водянистый.

  • С чего начать подготовку? Необходимо составить карточки-подсказки с паронимами, причём рекомендую по 2 экземпляра. В 1-ом просто записываете паронимы парами, запоминая их, а во 2-ом пишите эти же слова, но уже со значением, пусть оно будет очень коротким, но понятным.

  • На сайте «Как правильно +» я начала помещать карточки со значениями паронимов, можете использовать этом материал. На данном сайте тоже есть много материал, необходимый для подготовки к заданию № 5. Ищите его здесь,  здесь и здесь.

  • На карточке рекомендую помещать по 5-10 пар слов-паронимов, так легче будет запомнить.

 

Образец карточки для запоминания паронимов.

абонемент

абонент

адресат

адресант

(и т.д. 5-10 пар слов)

Значения паронимов

Абонент – лицо, пользующееся абонементом, имеющее право пользоваться чем-либо за определённую плату на какое-то время.

 

Абонент – лицо, пользующееся абонементом, имеющее право пользоваться чем-либо за определённую плату на какое-то время.

 

Адресат -лицо, которому отправлена почтовая корреспонденция.

Адресант -отправитель почтовой корреспонденции

 

Повторяю, такие карточки я начала печатать на сайте

«Как правильно +»

  • Таким образом, у вас со временем будут карточки по паронимам, которые вы систематически будете просматривать, вспоминать значения паронимов и их пары. Данная работа значительно расширит ваш словарный запас и поможет успешно выполнить задание № 5.

  • Не забывайте постоянно выполнять тестовые задания, тренируйтесь, это поможет на практике закрепить знания.

  • Помните, ребята, что задание № 5 требует длительной подготовки, его невозможно выполнить за несколько дней. Ведь паронимов очень много. Потому постоянно во время подготовки в ЕГЭ возвращайтесь к данной теме, запоминайте очередную группу паронимов. А я помогу вам в этом.

Таковы мои рекомендации. Скоро нам нужно ехать дальше, время не ждёт. Но вы, ребята, помните, о том ,что я вам порекомендовала.

Успехов в подготовке.

Вера Александровна.

poznaemvmeste.ru

Задание 5 ЕГЭ русский язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

2 слайд Описание слайда:

Формулировка задания: В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии. Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ. Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами. Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе. В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

3 слайд Описание слайда:

Паронимы — близкие, но не тождественные по звучанию и значению слов. !!!Ваша задача: выучить больше паронимов. 

4 слайд Описание слайда:

Упражнения

5 слайд Описание слайда:

Упражнение 1. Выберите нужное слово или словосочетание. 1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов. 2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов. 3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. 4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания. 5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок. 6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

6 слайд Описание слайда:

Упражнение 2. Подберите к словам паронимы. Глубинный, продуктовый, гуманный, лакировочный, признательный, униженный

7 слайд Описание слайда:

Ответы: глубокий, продуктивный, гуманитарный-гуманистический, лаковый, лакированный, признанный, унизительный

8 слайд Описание слайда:

Упражнение 3. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные. 1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает.  3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.  5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов. 6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.  7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

9 слайд Описание слайда:

Упражнение 4. Из приведенных паронимов выберите нужное слово. 1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение. 2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений. 3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес. 4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом. 5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней.

10 слайд Описание слайда:

Упражнение 5. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. 1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие. 4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту. 5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. 7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

11 слайд Описание слайда:

Ответ: Допущены ошибки в предложениях: 1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые). 2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному). 3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное). 5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый). 7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).

12 слайд Описание слайда:

Тест

13 слайд Описание слайда:

Прочитайте предложения, Исправьте лексическую ошибку, подобрав пароним. Запишите подобранное слово. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 5. За последние годы наш город очень преобразовался. 6. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. 7. Врач взял ланцетом кусочек ваты. 8. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах только что испечённого пирога. 9. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеваниям. 10. Они не сумели основать свои требования.

14 слайд Описание слайда:

Проверьте себя! 1. Гоночный автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплексом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело обличал пороки крепостнического строя. 4. Помещики жестоко угнетали своих крепостных. 5. За последние годы наш город очень преобразился. 6. Товарищ ответил мне дружеским пожатием руки. 7. Врач взял пинцетом кусочек ваты. 8. Обладая острым обонянием, он сразу уловил запах только что испечённого пирога. 9. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибковым заболеваниям. 10. Они не сумели обосновать свои требования.

15 слайд Описание слайда:

Помощь https://www.youtube.com/watch?v=8eS-BOacg4Y http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2017/zadanie_1/obrabotka_teksta/fdzgt

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист по охране труда

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-223484

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *