Проверочный тест по русскому языку для 9 класса
Тест по русскому языку. 9 класс.
1 вариант.
Укажите в каком ряду ко всем словам применимо следующее правило: «В корнях с чередующимися гласными И – Е буква И пишется только тогда, когда после корня следует суффикс А».
А) обж…гать, з…гзаг, ж…лет; Б) ч…татель, ун…вермаг, г…потеза;
В) разб…рать, ф…олетовый, опт…мистический;
Г) вым…рать, вып…рать, изб…ратели.
2. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых выделенные слова пишутся с приставкой – ПРИ-?
А) В темноте очертания гор имеют пр…чудливую форму.
Б) Летом мы работаем на пр…школьном участке.
В) Туристы пр…одолели последнее препятствие.
Г) Речь пр…зидента была эмоциональной.
1. А, Б 2. А, Б, В 3. В, Г 4. А, Б, Г.
А) Юноши увидели несколько кораблей, гружё…ых красивыми автомобилями.
Б) Мы поселились в отеле, расположе…ом на склоне горы.
В) Эта задача реше…а вами правильно.
Г) Лицо девушки было оживлё…м.
4. Для какого стиля речи характерны слова и выражения «заявление», «ввиду отсутствия», «протокол»?
А) официально – делового; Б) публицистического; В) научного; Г) разговорного.
5. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:
А) Можно, конечно и трусливому зайцу набраться храбрости.
Б) Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий?
В) Освободившись от стрелы, тигр тотчас направился в лес.
Г) «Олег только боксом и бредит» — заявил отец.
6. Какое предложение является сложноподчинённым?
А) Не в силе бог, но в правде.
Б) Если в произведении рассказывается о святом, то оно относится к жанру жития.
В) Подготовьте письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.
Г) Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними.
7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
А) Я считаю, что каждый человек имеет свою жизненную миссию, но не все эту миссию выполняют.
Б) Я считаю, что у человека должно быть одно правило в жизни.
В) Конечно, мы должны чувствовать ответственность за прошлое, которое мы никогда не должны забывать.
Г) Но мне кажется, что мы должны ещё быть ответственными и за наше будущее.
8. Укажите предложение с придаточным места.
А) За всё, что человек берёт, он платит собой.
Б) Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
В) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.
Г) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.
9. Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении:
Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор.
А) олицетворение; В) метафора;
Б) сравнение; Г) параллелизм.
10. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести.
А) служащий для упора;
Б) твёрдый в осуществлении чего – либо;
В) последовательный;
Г) постоянный, неизменный.
Тест по русскому языку. 9 класс.
2 вариант.
Укажите в каком ряду ко всем словам применимо следующее правило: «В корнях с чередующимися гласными И – Е буква И пишется только тогда, когда после корня следует суффикс А».
А) д…ректива, асс…стент, объед…нить; Б) зап…рать, расст…лать, соб…ратель;
В) забл…стела, кл…ент, хиж…на; Г) б…чева, окл…ки, ож…вают.
В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых выделенные слова пишутся с приставкой – ПРЕ-?
А) В моей жизни наступила пр…скучная пора.
Б) Хозяин пр…крикнул на собаку.
В) Пр…смиревшая собака забилась в конуру.
Г) В его взгляде я почувствовал пр..небрежение.
1. А, Б, В, Г 2. А, В 3. А, Г 4. А, Б, Г
3. Укажите предложение, в котором написание – НН– соответствует правилу: «В прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на Н, пишется две буквы Н».
А) Люди сидели, как завороже…ые, и слушали музыку.
Б) В кафе нас угостили дли…ыми итальянскими макаронами.
В) Эта пристань предназначе…а для малых судов.
Г) Кое – кто считает, что книга – это обыкнове…ая вещь.
Для какого стиля речи характерны слова и выражения «интервью», «экономические реформы», «акция протеста»?
А) официально – делового; В) научного;
Б) публицистического; Г) разговорного.
В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:
А) Чудная картина, как ты мне родна!
Б) Во – первых я пишу не повесть, а путевые записки.
В) След, оставленный правой лапой был глубокий, а левый только слегка отпечатывался на снегу.
Г) Олег закричал – «Повезло же мне!»
6. Какое предложение является сложноподчинённым?
А) И когда приблизился князь к граду Пскову, весь народ встретил его перед городом с крестами.
Б) Видя русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород.
В) Ещё не раз поднимались против непокорного русского князя рыцари, но и эти походы были безуспешны.
Г) Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу обливаясь слезами.
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.
А) Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её.
Б) Забота ширится и становится всё более альтруистичной.
В) За заботу о себе дети платят заботой о стариках- родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей.
Г) И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Укажите предложение с придаточным причины.
А) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
Б) Чтобы добиться прочности, дымковскую игрушку обжигают в печи.
В) Скажите, когда отправляется поезд?
Г) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
Укажите, какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении: Птиц не видно, и оттого кажется, что поёт само небо и вместе с ним весь солнечный бор.
А) олицетворение; В) эпитет;
Б) метафора; Г) анафора.
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Немало птиц в душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей.
А) свойство характера; В) вдохновитель чего – либо;
Б) внутренний мир человека; Г) главное лицо в деле, в обществе.
kopilkaurokov.ru
Проверочный тест с ответами по русскому языку 9 класс
1. Выберите причастие:
1) изученный +
2) карманный
3) длинный
4) деревянный
2. Выберите причастие:
1) конный
2) сонный
3) увиденный+
4) лунный
3. Выберите причастие:
1) открой
2) открыв
3) открытый+
4) открыл
4. Выберите причастие:
1) погладь
2) поглажу
3) поглаженный+
4) погладил
5. Выберите полное причастие:
1) увидена
2) очищена
3) выявлено
4) изученный+
6. Выберите краткое причастие:
1) рассказанный
2) задуманная
3) очищенное
4) засеяна+
7. Выберите страдательное причастие:
1) думающий
2) страдающий
3) распиленный+
4) увидевший
8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
1) ванной
2) длинной
3) пущенная+
4) именно
9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
1) недлинная
2) современных
3) напечатанном+
4) несовершеннолетн
10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?
1) обыкновенную
2) гусиным
3) запрещено+
4) сломанных
11. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) уставленное
2) деревянными+
3) рассеянно
4) оглушенный
12. В каком предложении есть причастный оборот?
1) Вы, как инициатор, должны играть главную роль.
2) К счастью, сегодня мы уезжаем.
3) Текст, написанный в спешке, изобиловал грамматическими ошибками.+
4) Грубая и некрасивая, она никому не нравилась в классе.
13. В каком предложении есть причастный оборот?
1) Картинка, висевшая на белой стене, упала.+
2) Мамочка, испеки блинчиков.
3) Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
4) Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощекие.
14. В каком предложении причастный оборот стоит после определяемого слова?
1) Месяц, чётко оттеняемый сумраком, бледнел над тёмным лесом.+
2) Охотники вспугивали целые стаи приютившихся на болоте уток.
3) Косо навешенная калитка громко заскрипела, когда Димка открыл ее.
4) Окружающий нас мир предстает перед человеком во всем его великолепии.
15. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом?
1) Золотистые листья берез шелестели, колеблемые осенним ветром, но не опадали.
2) Старые тополя слабо шумят, облитые вечерними сумерками.
3) Часы, проведенные над книгой, нельзя считать впустую потерянными.
4) Усеянные редким и низким кустарником мелькают мимо вагонных окон перелески.+
16. В каком предложении причастный оборот не нужно выделять запятыми?
1) На дереве сидела ворона громко каркавшая куда-то в сторону. +
2) В небо поднимался самолет улетавший в другую страну.
3) На сцене находился мужчина исполнявший веселую песню.
4) Он слушал доносившуюся из радиоприемника музыку.
17. В каком предложении причастный оборот не нужно выделять запятыми?
1) Снаружи моросил дождь сопровождающийся небольшими раскатами грома.
2) За окном летела листва сорванная ветром с деревьев
3) Тучи гонимые ветром становились всё темнее.
4) Играющие во дворе дети не спешили идти домой.+
18. Ночь темна, но видно всю деревню с ее крышами и струйками дыма (1) идущими из труб(2) деревья(3) посеребренные инеем (4) сугробы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) 1,2,3
2) 1,2,3,4 +
3) 1,2
4) 1,4
19. Вентиляционная шахта (1) расположенная над погребальной камерой фараона (2) была обнаружена (3) работавшими в пирамиде археологами (4) совершенно случайно.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) 1, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 2 +
4) 1, 3
20. Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
1) 1, 2, 3 +
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2, 4
21. Избалова(1)ый расположением отличника Звездочетова, щенок порвал в клочки недавно купле(2)ый блокнот, где были реше(3)ы все задачи к завтрашнему уроку математики.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
1) 1
2) 1, 2 +
3) 2, 3
4) 3
22. В каком варианте в выделенном слове на месте пропуска пишется НН?
а) ВООРУЖЕ__ЫЙ ручкой +
б) проблема не РЕШЕ__А
в) СЕРЕБРЯ__АЯ ложка
г) УТИ__АЯ охота
23. В каком варианте в выделенном слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
а) СКОВА__ЫЕ морозом
б) ДЕРЕВЯ__ЫЙ дом
в) ОСЕ__ЯЯ погода
г) письмо не ОТПРАВЛЕ__О +
24. В каком варианте в выделенном слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
а) СТЕКЛЯ__АЯ посуда
б) ВЕТРЕ__АЯ погода +
в) БЕЗВЕТРЕ__ЫЙ день
г) ОКРУЖЕ__ЫЙ волчатами
25. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.
а) (растет) камыш..
б) пьеш.. (кофе) +
в) (нет) туч..
г) (без) пастбищ..
26. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.
а) (очень) хорош..
б) (кожаный) плащ..
в) (выйти) замуж..
г) распахнул настеж.. +
27. Выберите слово, в котором на месте пропуска НЕ пишется Ь.
а) (русская) реч..
б) (каменная) печ..
в) (сказочная) ноч..
г) (новый) гараж.. +
28. Выберите слово, в котором на месте пропуска НЕ пишется Ь.
а) (сладкая) лож..
б) (ревнивый) муж.. +
в) (взрослая) доч..
г) прилеч.. (на лавку)
29. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.
а) (много) рощ..
б) (нет) училищ..
в) (модная) вещ.. +
г) (солнечный) луч..
30. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы.
а) огурц.. +
б) ц..рк
в) ц..тата
г) акц..я
testdoc.ru
Тест ГИА по русскому языку 9 класс с ответами
Внимательно прочитайте текст и выполните
1) Существует немало игр с буквами и словами.
2) Одни из самых интересных головоломок связаны с применением анаграмм.
З) Анаграмма — это перестановка букв в слове или фразе, образующая другое слово или фразу.
4) Например: «бар» — «бра», «нос» «сон», «загон» — «газон», «дротик» — «диктор», «ворчун молчит, молчун ворчит».
5) Слово «анаграмма» — греческого происхождения.
6) Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птоломея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои «фиалка Геры».
7) Наибольшего размаха увлечение старинной словесной игрой достигло в XVI—XVII веках, когда сотни тысяч людей старались придумать анаграммы из своих либо из чужих имен.
8) Умельцы, преуспевшие в этом, подчас зарабатывали баснословные деньги.
9) Вот самый яркий пример: адвокат Бийон составил 500 анаграмм из имени короля Людовика XIII и получил в награду 12000 ливров годового дохода.
10) Особенно большой популярностью во все времена анаграммы пользовались в писательской среде.
11) Так, А. А. Дельвиг подписал ряд прозаических произведений, созданных в разные годы, псевдонимом Вигдель, а В. В. Маяковский назвал одно из стихотворений «Схема смеха?»
12) На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.
13) Подумаешь, «зов» — «воз», «ярд» — «ряд», «хан» — «хна»!
14) Но добиться желаемого уже в четырёх- и пятибуквенных словах гораздо сложнее.
15) Многие задавались вопросом: какие анаграммы состоят из наибольшего количества букв?
16) В «Книге рекордов Гиннеса» указано, что в самых длинных обиходных английских словах, образующих анаграммы, 18 букв, а некоторые научные термины содержат ещё на 4 буквы больше.
17) Что касается русского языка, то с помощью компьютера программисты обнаружили следующую любопытную связку: «старорежимность» — «нерасторжимость».
18) 3атем мастера головоломок нашли волшебную пару, включающую в себя не 15, а 20 букв, впрочем, несколько искусственную: «фототелеграфирование» — «телефотографирование».
19) Предположительно, восьмая часть русских слов-существительных имеет своего двойника.
(И. Г. Сухин) 266 слова
К каждому заданию А1 — А7 даны 4 варианта ответа, аз которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему люди увлекаются словесными играми?»
1) Словесные игры позволяют заработать баснословные деньги.
2) Словесные игры позволяют открыть законы языка.
3) Словесные игры развивают творческое воображение.
4) Словесные игры служат для образования новых слов.
А2. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения не является иллюстрацией содержания первого?
1) (З)Анаграмма — это перестановка букв в слове или фразе, образующая другое слово или фразу, (4)Например: «бар» -«бра», «нос» — «сон», «загон» — «газон», «дротик» — «диктор», «ворчун молчит, молчун ворчит».
2) (6)Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (Ш век до н. э.), который из имени паря Птолемея составил фразу «подобно меду», а из имени царицы Арсинои — «фиалка Геры». (7) Наибольшего размаха увлечение старинной словесной игрой достигло в XVI—XVII веках, когда сотни тысяч людей старались придумать анаграммы из своих либо из чужих имён.
3) (8)Умельцы, преуспевшие в этом, подчас зарабатывали баснословные деньги. (9)Вот самый яркий пример: адвокат Бийон составил 500 анаграмм из имени короля Людовика XIII и получил в награду 12000 ливров годового дохода.
4) (12)На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно. (13)Подумаешь, «зов» — «воз», «ярд» — «ряд», «хан» — «хна»!
А3. Какое утверждение противоречит точке зрения автора данного текста?
1) Анаграмма была изобретена в Греции в III веке до н. э.
2) В самых длинных английских словах, образующих анаграммы, 18 букв.
3) Восьмая часть русских слов-существительных имеет своего двойника.
4) К любому слову легко можно найти анаграмму.
А4.Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1)7 2)12 3) 16 4) 18
А5. В каком значении употреблено слово среда в предложении 10?
1) вещество, заполняющее пространство
2) совокупность природных условий
3) совокупность людей, связанных общностью социальных условий
4) условия, благоприятные для существования чего-нибудь
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос «Почему автор включает в текст слова, написанные на английском языке? Такая запись необходима автору потому,
1) что он хочет показать своё знание английского языка.
2) что он хочет заинтересовать читателя изучением английского языка.
3) что при переводе этих слов на русский анаграммы уже не составляются.
4) что английский язык является языком международного общения.
А7 Укажите средство речевой выразительности, используемое автором в предложении 9.
1) сравнение
2) гипербола
3) анафора
4) антитеза
Ответы на задания В1 — В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ПОДЧАС из предложения 8 синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 17—19 выпишите слова с чередующимися безударными гласными в корне.
В3. Из предложений 7—9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если приставка имеет значение высокой степени качества или действия, то в ней пишется буква Е. Это приставка ПРЕ-».
В 4. Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».
В5 | В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах. Подумаешь,(1) «зов» — «воз»,(2) «ярд» — «ряд»,(3) «хан» — «хна»!
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного тексы пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Так,(1) А. А, Дельвиг подписал ряд прозаических произведений,(2) созданных в разные годы,(3) псевдонимом Вигдель,(4) а В. Маяковский назвал одно из стихотворений «Схема смеха».
В7 | В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
В «Книге рекордов Гиннеса»указано,(1) что в самых длинных обиходных английских словах,(2) образующих анаграммы,(3) 18 букв («сопы’паЯопаПхК» и «сопуегШюпаИзК»),(4) а некоторые научные термины содержат ещё на 4 буквы больше.
В8. Из предложения 18 выпишите словосочетание(-я), построенное( -ые) на основе подчинительной связи примыкание.
В9. Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.
В10. Среди предложений 1 —9 найдите предложение(-я) со вставной конструкцией. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В11. Среди предложений 15—19 найдите предложение с обособленными определениями и вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
В 13. Среди предложений 5—9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 1—9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания:
С2.1 Сочинение-рассуждение «Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?»
С2.2. Сочинение-рассуждение Игра принимает всех».
iumka.ru
Проверочные тесты по русскому языку 9 класс
Проверочный тест по теме «Текст. Стили речи»
9 класс
2 вариант
1. Укажите, к какому стилю речи относится приведённый отрывок .
Однажды ученик спросил своего учителя:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
а) публицистический; б) художественный; в) научный.
2. Укажите предложение, в котором есть термины.
а) Память народная – это Хатынь, вечный огонь славы истории.
б) Филология – общее название дисциплин, которые изучают язык, литературу и культуру данного народа.
в) Наконец он утомился, сел на землю по-человечески и, раскрыв рот, стал смотреть на дерево, видимо что-то соображая (В.Арсеньев).
3. Определите стиль речи.
— Оля, а кто такой Тимур?
— …Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.
а) художественный; б) научный; в) разговорный.
4. Найдите ошибку в стилистическом разборе текста.
Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных дождевых облаках и между облаками и землей возникают сильные электрические разряды-молнии.
а) Стиль речи – научный.
б) Цель речи – воздействие на воображение, чувства и мысли читателя.
в) Атмосферное явление, электрические разряды — термины.
5. Компоненты внутренней формы текста –это…
а) содержание, тема, авторский замысел;
б) композиция, языковые средства;
в) содержание, тема, языковые средства.
6. … — это признак, который проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста.
а) цельность; б) тематическое единство в) завершённость.
7. Предложения связаны при помощи … связи.
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера — это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы — все спят, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха (К. Паустовский).
а) цепной; б) параллельной.
8. Предложения связаны при помощи … связи.
Дворец трёх толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями (Ю.Олеша).
а) цепной; б) параллельной.
9. Укажите, в каком ряду все слова и словосочетания характерны для разговорной речи.
а) заявление, трудовой кодекс, безбрежный океан, задавака;
б) вычислить вора, международная панорама, врун, золотая роща;
в) плакса, шлёпнуться со стула, простачок, грязнуля.
10. Укажите предложение, в котором есть эпитеты.
а) Самые достойные работы представлены на республиканский конкурс.
б) С земли ещё не сошёл снег, а солнце уже вовсю светит.
в) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.Тютчев).
11. Выберите, какая запись является текстом.
а) Каждый зверёк спасается от своих врагов. Зайца выручают быстрые ноги. Белка по деревьям легко убежит от врага. У ежа своя защита – колючки.
б) На берёзе распустились зелёные листочки. Зимой дети любят кататься с горки. Мама похвалила свою помощницу. Скоро осень!
12. Прочитай текст. Сколько в нем предложений?
Хорошо в жаркий день на реке одна за другой бегут маленькие волны вот ребята попрыгали в воду сразу брызги поднялись столбом стало на реке шумно и весело.
а) 6 предложений; б) 4 предложений; в) 5 предложений.
13. Выберите правильное определение.
а) Текст – это высказывание, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
б) Текст – это предложения, объединенные общей темой.
в) Текст – это высказывание, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи – повествованием.
14. Укажите средство связи между предложениями в тексте.
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.
а) синонимические замены;
б) лексические повторы;
в) местоимения.
15. Укажите средство связи между предложениями в тексте.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
а) синонимические замены;
б) лексические повторы;
в) местоимения.
16. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: расписка, кодекс, объявление?
а) публицистический;
б) официально-деловой;
в) научный.
17. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.
а) описание; б) рассуждение; в) повествование.
18. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста?
Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжет в небе яркое солнце и в час растопит пуховые цветы на темных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из-под сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая к земле, подмытый снег. Все глубже и шире с каждым днем голубые прорезы неба между серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь в эти бездонные ямы небес — жизнь становится легче, праздничней. Первые весенние цветы расцветают в душе, а потом уже — в полях. (М.Горький.)
а) Весна пробуждает духовные силы человека.
б) Человек и природа едины.
в) Природа — мастерская, а человек в ней работник.
19. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение.
20. Для какого стиля речи важнейшей функцией является не передача информации, а общение?
а) научного; б) разговорного; в) публицистического.
Ответы
1. | б |
2. | б |
3. | в |
4. | б |
5. | а |
6. | в |
7. | б |
8. | а |
9. | в |
10. | в |
11. | а |
12. | в |
13. | а |
14. | б |
15. | а |
16. | б |
17. | а |
18. | а |
19. | б |
20. | б |
multiurok.ru
Тест ГИА по русскому языку 9 класс с ответами
Часть 2
Прочтите текст и выполните А1 —А7; В1 — В14
(1)Смотрю по телевизору фильм. (2)Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом, накатывающимся на землю, опадающим на неё. (3)Но на самом исходе звука, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскрешающая сила. (4)Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.
(5)Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. (6)Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского не каждому дано.
(7)Музыка, быть может, самое дивное создание человека. (8)Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим. (9)Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, ко в борьбе за существование человеком же и погублено.
(10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле. (11)Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. (12)Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (13)И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
(14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. (15)Я имею в виду настоящую музыку, а не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.
(По В. П. Астафьеву)
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос «Что имел в виду автор, говоря о «настоящей музыке»?
1) Это музыка, которая звучит сейчас с экранов телевизоров и из радиоприёмников.
2) Музыкальные произведения, представляющие собой лучшие образы.
3) Музыкальное произведение признанного композитора.
4) Музыка, подобная звукам, существующим в природе.
А2. Почему автор не приемлет некоторые направления современной музыки, называя их «оглушающей вакханалией»?
1) Современная музыка очень громкая и плохо влияет на слух.
2) Эта музыка делает человека подобным ревущему зверю.
3) Подобная музыка мешает человеческому общению.
4) Эта музыка написана по западным образцам.
A3. В каких предложениях текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 7, 14 2)8,11 3), 12 4)11,15
А4. Укажите номер ответа, в котором оба слова являются синонимами к слову ВЕРНОЕ (предложение 14).
1) правильное, точное 3) надежное, истинное
2) несомненное, неизбежное 4) убедительное, безопасное
A5. В каком из предложений текста одна часть сложного предложения по содержанию противопоставлена другой(-м) части(-ям)?
1) (4)Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.
2) (10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле.
3) (14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать.
4) (15) Я имею в виду настоящую музыку, а нету оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.
А6. О каких свойствах настоящей музыки вдет речь в предложениях 7-10?
1) Настоящая музыка звучит в каждом из нас от рождения.
2) Настоящая музыка пробуждает в человеке всё лучшее, что задумано природой.
3) Когда люди слушают музыку, они начинают жалеть себя.
4) Музыкант близко соприкасается с человеческим подсознанием.
А7. Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении 4:
«Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой».
1) фразеологизм, каламбур 3) диалектизм, многосоюзие
2) оксюморон, антонимы 4) сравнение, метафора.
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ВЗМЫВАЕТ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 12—13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 5—6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В неопределённых и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения — НИ-».
В4. Из предложений 7—9 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание Н и НН определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, (1) но есть звуки и нити, (2) соединяющие русского человека на русской земле, (3) и они звучат в каждом из нас от рождения, (4) да вот выразить их, (5) донести до моря людского не каждому дано..
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Крепнет мощь человеческая и земная,(1) распрямляет крылья живая жизнь,(2) и негасимая лампада добра светит,(3) всё ещё светит впереди путеводной звездой.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Я думаю,(1) что музыку человек,(2) может быть,(3) услышал раньше, (4) чем научился говорить.
В8. Из предложения 12 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В10. Среди предложений 11-14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 5-10 найдите предложение(-я) с вводным(-и) словом(-ми). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ми).
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
В13. Среди предложений 1 —8 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 11—13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Познакомьтесь с ситуацией, нарисованной художником.
К обобщающему уроку по теме «Вводные слова и предложения» Витя не был готов. Упражнение, которое было задано, он успел только переписать, не расставив при этом знаки препинания.
Учительница вызвала его к доске, чтобы Витя рассказал правило и привел примеры из домашнего упражнения. Мальчик начал оправдываться.
Мария Петровна покачала головой и попросила класс возразить Вите.
Ознакомьтесь с мнением Вити и Марии Петровны о роли вводных слов в речи.
Витя: «Не все ли равно, есть вводные слова или нет? Смысл-то от этого не нарушается! Только путаницы больше!»
Мария Петровна: «Ребята, кто может доказать Вите, что он не прав?»
Помогите ребятам доказать Вите, что он не прав. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны вводные слова? Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Вите, использовав её в качестве антитезиса, так и собственным высказыванием. Вы можете написать работу от своего имени или от имени одного из одноклассников Вити.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Музыка и природа – это самое верное, святое и низменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательного одичать».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ задания |
ответ |
|
А1 |
2 |
|
А2 |
2 |
|
А3 |
1 |
|
А4 |
3 |
|
А5 |
4 |
|
А6 |
2 |
|
А7 |
4 |
|
|
|
|
В1 |
Взлетает |
|
В2 |
Сложил |
|
В3 |
Никакой |
|
В4 |
Задумано, погублено |
|
В5 |
2,3 |
|
В6 |
2 |
|
В7 |
1,4 |
|
В8 |
Был вначале |
|
В9 |
Никто не соприкоснулся |
|
В10 |
12,14 |
|
В11 |
7,9 |
|
В12 |
3 |
|
В13 |
4 |
|
В14 |
12 |
iumka.ru
Тест по русскому языку для 9-11 классов с ответами
1. Выберите слово, которое не является причастием.
а) убит
б) забытый
в) красив+
г) разбита
2. В каком ряду все слова являются причастиями?
а) развешанный, убиваемый, раздетый+
б) честно, по-зимнему, откровенно
в) свежий, частный, лестный
г) открыт, красив, умен
3. Выберите действительное причастие:
а) засеянный
б) проветренный
в) покрасневший+
г) раздеваемый
4. Выберите причастие прошедшего времени:
а) посиневший+
б) синеющий
в) выстраиваемый
г) клеящий
5. В каком варианте пишется НН?
а) окно не заклее_о
б) развеша_ое белье+
в) пример не реше_
г) письмо не отправле_о
6. Найдите деепричастие.
а) забудь
б) забыт
в) забыв+
г) забывший
7. Найдите слово, которое не является деепричастием.
а) думая
б) подумав
в) раздевшись
г) раздет+
8. В каком варианте НЕ с деепричастием пишется слитно?
а) (не) думая
б) (не) считая
в) (не) вдыхая
г) (не) навидя+
9. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
а) увид..в+
б) замет..в
в) закле..в
г) выуч..в
10. Найдите деепричастие несовершенного вида
а) увидев
б) посчитав
в) размышляя+
г) услышав
11. Отметьте глагол 1 спряжения.
а) слышать
б) клеить
в) стелить+
г) молчать
12. Отметьте глагол 2 спряжения.
а) сбрить
б) вылечить+
в) постелить
г) думать
13. Отметьте глагол в форме изъявительного наклонения.
а) думал бы
б) думай
в) пусть читает
г) читаешь+
14. Отметьте глагол в форме повелительного наклонения.
а) давайте читать+
б) читал
в) прочитал бы
г) прочитаю
15. В каком глаголе на месте пропуска пишется Ю?
а) кле..т
б) стел..т+
в) чист..т
г) люб..т
16. В каком варианте допущена ошибка в образовании сравнительной степени прилагательного?
а) более красивый
б) самый умный
в) самый честнейший+
г) более требовательный
17. От какого прилагательного нельзя образовать краткую форму?
а) красивый
б) умный
в) честный
г) серебряный+
18. Какое из прилагательных пишется с Н?
а) ветре..ый+
б) безветре..ый
в) деревя..ый
г) оловя..ый
19. От какого существительного образуется прилагательное с Н?
а) клюква
б) секция
в) длина
г) глина+
20. В каком прилагательном на месте пропуска пишется Е?
а) ветр..ная мельница
б) масл..ные краски
в) серебр..ная ложка
г) клюкв..нный сироп+
21. В каком существительном на месте пропуска пишется Ь?
а) золотая рож..+
б) деревянный ковш..
в) колючий ёж..
г) отличный врач..
22. Какое существительное не имеет формы ед.ч.?
а) молодцы
б) огурцы
в) близнецы
г) ножницы+
23. Найдите слово с ошибкой.
а) отдыхать в санатории
б) заснуть на лекции
в) участвовать в дуэле+
г) нет мышки
24. Найдите существительное 2 склонения.
а) свинья
б) ночь
в) солнце+
г) игра
25. В каком предложении существительное выступает в качестве сказуемого?
а) Я люблю чебуреки.
б) Москва — столица России.+
в) Ты знаешь мою маму?
г) Тебе следует учиться.
26. Какое наречие пишется слитно?
а) (мало)помалу
б) (на)чисто+
в) (по)весеннему
г) точь(в)точь
27. Какое наречие образовано приставочно-суфф
а) по-честному+
б) ужасно
в) насмешливо
г) откровенно
28. В каком словосочетании нет наречия?
а) поступает честно
б) говорит размеренно
в) любит безумно
г) поведение неумно+
29. Какое наречие пишется без Ь на конце?
а) наотмаш..
б) вскач..
в) замуж..+
г) настеж..
30. Какое слово не является наречием?
а) растерянно
б) взволнованно
в) красиво
г) задумавшись+
testdoc.ru